Сообщение экологические проблемы россии: Экологические проблемы Сибири и Дальнего Востока

Экологические проблемы современных городов — удастся ли их решить: Статьи экологии ➕1, 16.02.2022

Стремительная урбанизация принесла горожанам не только пробки на дорогах, но и загрязнение воздуха, воды и почв. Преодолеть трудности, связанные с высокой нагрузкой на окружающую среду, поможет планирование и учет рисков. Plus-one.ru перечисляет главные проблемы городской среды и рассказывает, как их преодолеть.

Фото: AerialPerspective Works / iStock

Сегодня в городах живет чуть больше половины населения планеты. К 2050 году, по прогнозам ООН, там будут жить уже две трети землян. При этом все города мира занимают менее 2% поверхности планеты. Горожане потребляют гораздо больше продовольствия, бытовых товаров и природных ресурсов, чем сельские жители. Таким образом, мегаполисы вносят огромный вклад в загрязнение воздуха, воды и почв, усугубляют проблему отходов. Кроме того, разрастание городских территорий сокращает площадь сельскохозяйственных угодий и вредит биоразнообразию, приводит к изменению природных зон.

Эксперты ООН называют деятельность человека основной причиной глобального потепления. «Город, являясь точкой высокой концентрации людей, нарушает сложившиеся в природе процессы. Учитывая текущие тенденции урбанизации, воздействие человека будет только расти», — признает городской планировщик и урбанист Григорий Соломин.

ООН: пожары 2021 года — лишь начало серьезных последствий потепления

Семь главных выводов из доклада об изменении климата

Густонаселенные жилые кварталы, промышленные предприятия, сети дорог создают огромную нагрузку на окружающую среду, ухудшая городские экологические проблемы. Города, по данным ООН, потребляют 78% мировой энергии и являются источниками более 60% выбросов всех парниковых газов.

Современные города — это острова тепла, где температура воздуха выше, чем на близлежащих территориях. Феномен объясняется тем, что крупные населенные пункты плотно застроены, в них большое скопление транспортных средств, асфальтированные и гидроизолированные поверхности, такие как дороги, парковки, темные крыши, могут поглощать солнечное излучение, выделяя затем большое количество тепла. Кроме того, высокие строения блокируют воздушные потоки, что мешает городу охлаждаться. Из-за нехватки места для строительства новых зданий в мегаполисах часто сокращают площади, занятые зелеными насаждениями и водоемами, хотя именно растительность и вода охлаждают воздух.

В 2019 году американские и китайские ученые пришли к выводу, что к середине XXI века во многих мегаполисах мира остров тепла усилит эффект от изменения климата. Так, повышение температуры воздуха на 2°С означает для города потепление на 3-4°С.

Фото: Nikada / iStock

Грязный воздух — главная угроза здоровью человека, сообщает Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). По подсчетам ученых, 80% жителей мегаполисов дышат загрязненным воздухом, ежегодно из-за этого умирают 7 млн человек.

Согласно рейтингу городов по качеству воздуха IQAir, самым грязным городом в мире в 2020 году был китайский Хотан. За ним следуют 13 индийских городов, в том числе Дели. В РФ самый грязный воздух — в Каменск-Шахтинском Ростовской области, Красноярске, Магнитогорске, Тольятти и Москве. В рейтинге стран с самым загрязненным воздухом Россия в 2020 году заняла 86-е место (лидируют Бангладеш, Пакистан и Индия).

Как сделать небо над промышленным городом чистым

Ученый из Красноярска разработал технологию расчета выбросов — как она устроена

Бурный рост городского населения требует строительства жилья и инфраструктуры, ускоряет развитие промышленности. По подсчетам экспертов, потребность городов в воде за последние 100 лет увеличилась в 10 раз, а в крупных мегаполисах типа Парижа, Рима, Москвы, Берлина, Нью-Йорка — более чем в 100 раз. Для нужд городов течение рек и ручьев меняют при помощи коллекторов, плотин, искусственных водохранилищ. Это нарушает режим наземного и подземного водообмена и может стать причиной обмеления или исчезновения водоемов. Кроме того, их загрязнению и исчезновению способствуют сброс неочищенных сточных вод и утилизация отходов.

По подсчетам гидрологов, в России наибольшую нагрузку испытывает Волга: в ее бассейн ежегодно сбрасывается свыше 35% от всех неочищенных стоков страны. Нарушения в управлении водоснабжением и пренебрежение санитарными нормами создают риски для здоровья людей. По данным ВОЗ, загрязненная вода может быть источником таких заболеваний, как дизентерия, брюшной тиф, гепатит А, диарея, холера и полиомиелит. Каждый год только от диареи, вызванной употреблением неочищенной питьевой воды, во всем мире умирает 485 тыс. человек.

Где чище вода из-под крана — в России, Австрии или Франции

И довольны ли жители ее вкусом

Еще одна экологическая проблема городов — деградация почв. Земли урбанизированных территорий захламляются отходами, загрязняются химическими и радиоактивными веществами. Кроме того, бетонные и асфальтовые покрытия не пропускают воду и воздух, что негативно сказывается на качестве почв.

В Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) выяснили, что большая часть загрязняющих веществ попадает в городские почвы из-за накопления отходов и работы транспорта. Эксперты предупреждают, что такие вещества, как свинец, хром, кадмий, мышьяк или хлорорганические пестициды, представляют угрозу для здоровья человека. В Европейском агентстве по окружающей среде уверены, что отходы — как муниципальные, так и промышленные — являются причиной более трети загрязнений почв. По прогнозам Всемирного банка, из-за роста населения и урбанизации к 2050 году количество отходов на планете увеличится на 70%.

Ухудшение качества воды, воздуха и почв, сокращение зеленых насаждений, шумовое загрязнение, повышение температуры и прочие факторы приводят к деградации среды обитания многих видов растений и животных. Некоторые из них не способны адаптироваться к жизни в городе. Расширение территории урбанизированных районов на 10% может обернуться потерей 80% местных видов. Ученые предупреждают, что наибольший ущерб урбанизация принесет в регионы, где обитает множество эндемичных пресноводных рыб.

Фото: CHUTTERSNAP / Unsplash

Урбанист Григорий Соломин считает, что мегаполисы могут справиться с экологическими проблемами с помощью планировочных, административных и цифровых решений.

Планировочные меры:

— минимизация эффекта острова тепла: посадка деревьев, проектирование «зеленых» крыш, уменьшение площади бетонных и открытых поверхностей;

— повышение энергоэффективности и энергосбережения в зданиях и инфраструктурных объектах;

— рациональное использование городских территорий, сокращение строительства на участках, отведенных под коммуникации и инфраструктуру.

Административные меры:

— организация раздельного сбора и сортировки мусора;

— вовлечение в оборот вторсырья;

— использование альтернативных источников энергии.

Цифровые:

— технологии «умного города», включающие датчики, регулирующие подачу тепла, воды и электроэнергии в жилых домах, управляющие городским освещением, сигнализирующие о необходимости уборки мусора.

Как здания учатся говорить друг с другом и с людьми

Урбанист Ирина Ирбитская — о том, что такое «цифровые города» и почему россиянам нужны сараи

«Уже понятно, что человек оказывает значительное влияние на окружающую среду, поэтому говорить, что урбанизация может быть экологичной, довольно наивно. Вызывает тревогу и скорость всех изменений. Однако осведомленность может позволить нам снизить это влияние. Например, применяя планировочные, административные и цифровые решения, более тщательно оценивая воздействие на экологию любых проектов городского развития, повышая ответственность, вовлекая бизнес», — заключает эксперт.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор

Константин Развитиев

Основные экологические проблемы России и пути их решения

Про масштабы экологических проблем России становилось известно лишь постепенно в течение 1990-х годов.  Страна была в значительной степени разорена, у правительства не хватало денег или политической воли для решения огромных экологических проблем, с которыми они столкнулись. На экологические проблемы в России обратили внимание в текущем столетии, когда страна стала возвращать экономические и геополитические позиции в мире.

Это не случайно. Под видом разных международных природоохранных активистов международные корпорации давят на конкурентов и их производство. Делается это через озвучивание проблем, их признания и введения заградительных пошлин и санкций. Противостоять этому можно эффективно, если действительно решать разные экологические угрозы. Дополнительный эффект – окружающая среда становятся чище и безопаснее для населения.

Содержание статьи

Основные экологические проблемы России: причины и последствия

Правительство страны изменило подходы к охране окружающей среды и обновило экологическую политику в XXI веке.

В ноябре 2013 года президент России Владимир Путин заявил, что состояние окружающей среды в 15% стран является неудовлетворительным, и добавил, что Россия должна изменить свою природоохранную политику или же «остаться ни с чем», несмотря на наличие огромных территорий и большого количества ресурсов.

Прогнозируется, что негативные последствия, связанные с изменением климата в России, приведут к экономическому ущербу, который к 2025 году может составить до $4,3 млрд в год. Этот фактор побуждает правительственных чиновников решать проблемы, связанные с изменениями климата в стране. 

Недавно для Москвы был представлен план адаптации для решения некоторых основных проблем, связанных с изменением климата в России. Например, повышение температуры воздуха способствовало увеличению числа лесных пожаров и смога, в результате которых пострадали примерно 11 000 человек всего за 44 дня летом 2010 года.

Поэтому план адаптации включает модернизацию больниц, чтобы лучше справляться с волнами тепла. Особенно актуально для пожилых людей, которые в такие периоды нуждаются к комплексной медицинской помощи, чаще в стационарном уходе в больницах.

Определены следующие наиболее серьезные опасности:

  1. Загрязнение грунтовых вод и водоемов в большей части европейской части страны; 
  2. Загрязнение воздуха от вентиляции необработанных промышленных побочных продуктов; 
  3. Большие концентрации химических веществ из промышленности и сельского хозяйства; 
  4. Фактическое и потенциальное радиологическое загрязнение от гражданских и военных ядерных установок.  

Российская Федерация обладает уникальным разнообразием и масштабом географических особенностей. Но страна сталкивается с серьезными проблемами в управлении своими богатыми природными ресурсами. Хотя потенциал для конструктивного использования окружающей среды в России остается, экономические и политические тенденции внутри страны оставляют желать лучшего в этом направлении.

Угрозы, с которыми сталкивается население

Экологические проблемы России касаются каждого жителя страны.

Между тем, значительная часть населения России страдает от многочисленных серьезных экологических угроз, которые накапливались десятилетиями. Эти угрозы в сочетании с другими проблемами со здоровьем, низкой рождаемостью и снижением продолжительности жизни делают Россию одним из наименее позитивных демографических профилей в мире.

Экологические проблемы в России включают в себя:

  1. Загрязнение воздуха тяжелой промышленностью, выбросы угольных электростанций и транспорта в крупных городах; 
  2. Промышленное, муниципальное и сельскохозяйственное загрязнение внутренних водных путей и побережий; 
  3. Вырубка леса; 
  4. Эрозия почвы; 
  5. Загрязнение почвы от неправильного применения сельскохозяйственных химикатов; 
  6. Рассеянные области иногда интенсивного радиоактивного загрязнения; 
  7. Загрязнение подземных вод токсичными отходами; 
  8. Управление городскими твердыми отходами; 
  9. Заброшенные запасы устаревших пестицидов.  

Во многом все эти проблемы обусловлены тем, что промышленная, энергетическая и сельскохозяйственная политика советских времен игнорировала защиту окружающей среды, многие отрасли в стране считаются экологически опасными. Большинство крупных промышленных центров демонстрируют плохое качество воздуха и воды, которое во всех городских центрах не соответствует стандартам. 

Азовское, Балтийское, Каспийское, и Черное моря, река Волга являются районами сильного загрязнения воды. Но нужно отметить, что экологические проблемы морей России схожи с теми, которые отмечаются в Средиземном, Южно-Китайском и Лаккадивском морях. 

Промышленные районы на Кольском полуострове, в Центральной Сибири и на Урале выделяют особенно большое количество загрязнителей воздуха. Постоянные масштабные утечки из трубопроводов пропитали нефть на больших площадях Западной Сибири и Чечни.

Россия столкнулась с тем, что из-за отсутствие внедрения эффективных экотехнологий фиксируются некоторые экологические проблемы Арктики. Оказывается, около 70% тяжелых металлов и загрязняющих веществ, таких как кадмий и ртуть, обнаруженных в атмосфере в Арктике, происходят из российских металлургических и металлообрабатывающих заводов, таких как на Кольском полуострове и в окрестностях города Норильска.

Стремительно растущее число автомобилей, использующих неэтилированный газ, усугубляет загрязнение воздуха. Качество сельскохозяйственных почв снижается в результате эрозии и чрезмерного выпаса скота, а неограниченный сбор урожая уменьшает естественные леса. 

Радиоактивные материалы и химические вещества

Небезопасное захоронение радиоактивных материалов загрязняет прибрежные воды, реки и наземные районы. Кроме того, в нулевых годах насчитывалось 12 действующих российских ядерных реакторов типа РБМК, которые считаются небезопасными. Некоторые реакторы (с модификациями конструкции) планировалось отключить после 2010 года. Но по состоянию на 2019 год эксплуатируется 10 энергоблоков с РБМК на трёх АЭС: Ленинградской, Курской, Смоленской. Два энергоблока на Игналинской АЭС были остановлены не из-за экологических мотивов, а по политическим причинам (в соответствии с обязательствами Литвы перед ЕС.

В России есть несколько очень загрязненных мест. Южные районы Красноармейска, близ Волгограда, являются одним из самых загрязненных районов в России. Химические вещества, выбрасываемые бывшей фабрикой по производству химического оружия, которая теперь производит пестициды, собрали на 90 км2 в отстойниках, некоторые из которых имеют ярко-желтый и красный цвета.

Экологические проблемы лесов России

Вырубка леса приводит к высоким уровням эрозии и повышенным уровням углекислого газа.

Одной из самых больших экологических проблем, стоящих перед Россией, является вырубка лесов, которая приобрела бурный характер из-за массовых незаконных рубок в доступных лесных районах. По данным Всемирного фонда дикой природы, их уровень на северо-западе России и на Дальнем Востоке страны находится на чрезвычайно высоком уровне.

Такая деятельность приводит к высоким уровням эрозии и повышенным уровням углекислого газа. Кроме того, Всемирный фонд отмечает, что незаконные рубки негативно влияют на многочисленные виды в бореальных лесах. По данным Центра экологической политики России, Россия ежегодно теряет около 16 миллионов гектаров леса. Несмотря на эти растущие темпы обезлесения, российское правительство не предприняло каких-либо явных усилий для реализации надежной лесной политики.

Бореальные леса – это наиболее большие биомы планеты, служат источником важных ресурсов, которые необходимы не только проживающему около них населению, но и всему живому на планете.  По грустной статистике, около 70% их площади подвержены разным формам хозяйственной деятельности, ориентированного главным образом на производство и заготовку древесины.

Поскольку 19% мировых лесных запасов находятся в России, обезлесение только в этой стране ставит под угрозу естественную утилизацию от 300 до 600 млн т из 1,5 млрд т углекислого газа (СО2).

 Несмотря на эту глобальную угрозу, во время Парижского соглашения 2015 года немного внимания уделялось роли РФ в ухудшении состояния окружающей среды в результате их удивительных темпов обезлесения.

Экологические проблемы рек России

Промышленное и сельскохозяйственное производство в России и РСФСР, в некоторой степени пренебрежение к проблемам экологии привело к ухудшению качества российской земли и воды. В частности, земли в промышленном поясе вдоль южной части Уральских гор деградировали без возможности восстановления.

Несмотря на то, что страна, которая богата водными ресурсами, имеет 2 миллиона озер, 210 000 рек и примерно 25% всех запасов пресной воды на Земле, Россия продолжает сталкиваться с трудностями в обеспечении населения чистой водой и накапливании ее запасов.

Например, гидроэлектростанции на реке Волга уменьшили объем воды в реке, заставив ее и другие реки удерживать даже больше загрязняющих веществ, чем обычно. Кроме того, загрязнение воды в Москве также становится все более угрожающим.

Так, по данным отчета, подготовленного Гринпис, следует, что уровни ртути в пределах столицы в 20 раз превышают минимально допустимые уровни, тогда как уровни марганца превысили нормальные показатели в 7 раз.

Поскольку урбанизация столицы продолжает расти, вслед за этим повышается и спрос на воду. А значит, увеличивается количество граждан, на здоровье которых воздействуют токсические вещества через водоснабжение неприемлемого качества.

Чистые технологии в России

Процент использования возобновляемых источников энергии в России крайне мал.

В 2012 году Россия оказалась на последнем месте из 38 развитых стран по Глобальному индексу инноваций в сфере чистых технологий для компаний, запускающих чистые технологии. Рейтинг был основан на нескольких факторах, включая деловую культуру и государственную поддержку. 

Как один из ведущих производителей ископаемого топлива в мире, у России не было особого стимула для внедрения чистых технологий. Тем не менее, страна начала вкладывать дополнительные, но значительные инвестиции.

В 2013 году Республика Татарстан РФ объявила о создании фонда в €100 млн для инвестиций в биотопливо и аккумуляторы для электромобилей. Сообщается, что фонд выделяет средства в размере от €5 до 25 млн на различные проекты в области чистых технологий.

В настоящее время только 3,6% общего потребления энергии в России обеспечивается за счет возобновляемых источников энергии, что сопоставимо примерно с тем, что в США используется около 10% возобновляемых источников энергии для удовлетворения ее потребностей в энергии. 

Согласно отчету Международного агентства по возобновляемым источникам энергии (IRENA), действующие заводы Российской Федерации позволят увеличить потребление возобновляемой энергии в стране до 5% к 2030 году. Есть и другой прогноз, который учитывает устойчивый рост развития зеленых технологий в России. В соответствии с его данными потребление возобновляемой энергии в стране может увеличиться до 11,3% к тому же году. 

Внедрение этого плана обойдется стране примерно в $15 млрд. Но намерения правительства и высказывания Путина, похоже, подтверждают мнение о том, что эти перемены для России ожидаются в обозримом будущем.

Перспективы для России

Комментарии главы российского государства об обновлении экологической политики страны должны рассматриваться как знак того, что Россия будет активнее внедрять и использовать чистые технологии. То, насколько страна будет придерживаться чистых технологий, вероятно, будет зависеть от цен на нефть и международной политики.

Другие страны взяли курс на постепенный отход от массового потребления ископаемого топлива. Однако тенденции 2017-2020 годов указывают, что, например, страны ЕС стали отдавать предпочтение газу. Как оказалось, чистые виды энергетики – это дорого, неэффективно и нестабильно на текущем этапе. В этом контексте РФ также необходимо пересмотреть отношение к добыче полезных ископаемых, их использовании в промышленности, или проблемы экологии в России будут только усиливаться.

Какое место России в борьбе с изменением климата?

Российские официальные лица все громче заявляют об изменении климата, однако России продолжают чинить препятствия в ее попытках продвигать другой образ страны в этой сфере — не только для иностранных наблюдателей, но и для внутренних заинтересованных сторон, которые скептически относятся к обещаниям Москвы и чьи собственные усилия стираются в российских сообщениях за границей.

За последний год тема изменения климата приобрела в России беспрецедентную остроту, что привело к увеличению числа мероприятий на самые разные темы: от прямого физического воздействия изменения климата на страну до косвенных последствий стремления других стран к декарбонизации. Правительство предпринимает шаги, включая создание межведомственных групп по энергетическому переходу и определение изменения климата в качестве приоритетной проблемы.

Прошлогодняя Конференция ООН по изменению климата (COP26) продемонстрировала, что, несмотря на все это, международному сообществу в значительной степени неясно, какую позицию занимает Россия в вопросах климата. В глазах всего мира Россия остается консервативным производителем ископаемого топлива, скептически относящимся к изменению климата. Этот образ разобщенности подпитывается тем фактом, что страна не является ни бенефициаром, ни участником международных источников финансирования климатических программ.

Российская делегация на COP26 была достаточно многочисленной, более 300 человек. Тем не менее, его размер противоречил серьезной нехватке в стране экспертов по климату. За последние несколько лет многие бывшие правительственные чиновники, имеющие опыт работы с климатом, перешли в частный сектор, присоединившись к нефтяным и металлургическим компаниям, внутри которых все больше беспокоят декарбонизация. Десятки из них отправились в Глазго, чтобы узнать больше о глобальной повестке дня в области климата и оценить потенциальные риски, особенно связанные с новым механизмом корректировки углеродных границ ЕС.

Представители российского чиновничества признали серьезность климатической проблемы и опасность, которую она представляет для страны. Они дали понять, что Россия открыта для международного сотрудничества, и призвали к отмене санкций и других ограничений, распространяющихся на зеленый и низкоуглеродный секторы, из-за чего российские предложения, представленные через Глобальный экологический фонд, с 2014 года находятся в подвешенном состоянии.

Зеленый и , в частности, климатическое сотрудничество рассматривается некоторыми российскими и зарубежными исследователями как одна из последних оставшихся возможностей для партнерства между Россией и Западом. В этом отношении наблюдателей воодушевило американо-китайское сотрудничество в этой области, а также неоднократные заявления посланника США по климату Джона Керри и его российского коллеги Руслана Эдельгериева.

Климатические приоритеты России за последние годы существенно изменились. Российская цель сократить выбросы на 30 процентов от уровня 1990 года к 2030 году все еще выглядит не амбициозной и фактически уже достигнута. Однако Россия также стремится достичь углеродной нейтральности к 2060 г., что сопоставимо с целями, поставленными другими крупными источниками выбросов, такими как США и ЕС (2050 г.), Китай (2060 г.) и Индия (2070 г.).

Мы все еще не знаем, как достичь этой цели. Более того, многие российские и зарубежные эксперты ставят под сомнение план России по сокращению выбросов за счет увеличения поглощения лесами. Тем не менее Россия уже много лет привлекает внимание к своим лесам и их вкладу в поглощение выбросов. Российские ученые и политики настаивают на введении новой методологии учета лесов, которая повысит коэффициент поглощения и тем самым поднимет рекорд России в этом отношении.

Однако перспективы России в этом вопросе выглядят не столь обнадеживающе. Переговоры ООН по климату в основном сосредоточены на тропических лесах в развивающихся странах, а программы сохранения обычно сосредоточены на оказании помощи таким странам. Вероятно, так и останется, поскольку другие страны с обширными северными или бореальными лесами, такие как Канада, Швеция, Финляндия и в некоторой степени США, не присоединились к России в постановке этого вопроса.

Стремление России выполнять свои климатические обязательства исключительно за счет своих лесов, от внезапного всплеска темпов поглощения лесов до компенсационных лесных климатических проектов, скептически воспринимается как международными, так и российскими экспертами. Москва также сталкивается с вопросами об устойчивости своего лесопользования, а также о своей статистике. Данные о российских лесах далеко не полны и охватывают лишь 15–20 процентов лесных ресурсов страны. Со своей стороны, ООН учитывает только выбросы и поглощения, вызванные деятельностью человека.

На COP26 Россия подписала Декларацию о лесах и землепользовании, обязавшись «к 2030 году остановить и обратить вспять утрату лесов и деградацию земель». Тем не менее, она воздержалась от поддержки других деклараций, в том числе Глобального обязательства по метану, которое направлено на сокращение выбросов метана на 30 процентов к 2030 году. наблюдатель за линией. Россия также отказалась брать на себя обязательства по поэтапному отказу от угольной энергетики.

Взывая к разуму, а не к эмоциям, Россия дала понять, что не желает поддерживать новые обязательства, обещания и другие инициативы, в то время как существующие не реализуются в полной мере. Москва также выступает против попыток связать климат с такими вопросами, как гендер, права коренных народов и другие, за что она вызвала критику со стороны общественных лидеров и международных наблюдателей. Он неоднозначно относится к всплеску климатической активности и росту экологических протестов и сопротивляется растущей глобальной тенденции климатической повестки дня служить зонтиком для других проблем, в том числе социальных, таких как неравенство и права коренных народов.

В целом у России серьезные проблемы с доведением своей позиции по климатическим вопросам. Несмотря на то, что страна серьезно пересмотрела свой подход в этой области, на международной арене она остается в основном спокойной. Конечно, есть некоторые исключения, такие как государственная корпорация развития ВЭБ и государственное агентство по атомной энергии «Росатом», которые активно взаимодействуют со СМИ в Глазго. Но скоординированных усилий по работе со СМИ пока нет.

Россия уже давно имеет собственный павильон на климатических конференциях ООН, используя его для продвижения усилий страны по борьбе с изменением климата. Хотя это положительное явление, эта информационная работа в основном фокусируется на деятельности правительства, ведущих научных учреждений и крупного бизнеса, за исключением того, что делают более мелкие участники, такие как российские регионы, а также зеленые стартапы, которые уходят с рынка. стране во все возрастающем количестве.

При всем своем растущем интересе к проблемам климата и растущем участии в международных переговорах по климату России по-прежнему мешает ее неприятие критики и участие других заинтересованных сторон, таких как гражданское общество. Поэтому неудивительно, что действия и позиция России по вопросам климата часто остаются неясными и даже неизвестными международному сообществу.

Этот материал является частью проекта Россия-ЕС: содействие информированному диалогу, поддерживаемого Представительством ЕС в России. Дополнительная информация: http://eu-russia-expertnetwork.eu/

Автор:

  • Ангелина Давыдова

Карнеги не занимает институциональную позицию по вопросам государственной политики; взгляды, представленные здесь, принадлежат автору (авторам) и не обязательно отражают взгляды Карнеги, его сотрудников или его попечителей.

Политика постсоветского пространства

Или уже более десяти лет Алексей Яблоков бьет тревогу экологических озабоченность в родной России. В январе Яблоков донес до сообщества У-М свое послание через мини-курс и публичная лекция, открывающая совместную магистерскую программу в области природных ресурсов и окружающей среды и российских и восточноевропейских исследований.

В к своим публичным выступлениям подход Яблокова прямой, декламирует литанию экологических ужасов Восточной Европы. Устаревшие технологии типа мартеновского производства стали и чернобыльского типа реакторы отравили воздух, почву и воду, усугубленные ошибочным Советское центральное планирование пытается использовать ядерные взрывы для добычи алмазов. и изменить русло рек. водозабор проекты осушили Аральское море, сделав морское дно обширным солончаком. пустошь, которая отравляет окружающие сельскохозяйственные угодья. Радиоактивный материал был небрежно утилизирован по всему миру. страны, от подводных лодок, затонувших в Карском море, до захоронения отходов в Измайловском Парк в Москве. Без предоставления множество научных доказательств, Яблоков описывает влияние этого явления на человека. наследия, от снижения ожидаемой продолжительности жизни до роста числа врожденных деформации и нарушения репродуктивной функции.

Морской биолог по образованию, Яблоков добился известности в конце 1980-х годов, когда он смело привлек внимание к советской ядерной демпинг. Он стал советником Бориса Ельцина по экологии. в 1991 году, когда российское правительство пыталось дистанцироваться от Советская безответственность. президент С тех пор Ельцин назначил Яблокова главой СНБ России. Межведомственная комиссия Совета по экологической безопасности, в состав которой входят министр обороны и директор российской разведки.

Несмотря на свою официальную позицию и поддержку российской интеллигенции, Яблоков был разочарован отсутствием официального интереса к обращению и обращение вспять деградации окружающей среды. И в России, и за границей миссия Яблокова сосредоточена на организации общественная озабоченность, чтобы оказать давление на действия правительства и отрасли. Недавно он основал независимый Центр российских экологических исследований. Политика Москвы по созданию неправительственной платформы для повышения экологической осведомленность.

В этом году президентских выборов долгосрочные экологические проблемы отошли на задний план по экономическим вопросам. «В России огромный интерес к экологии, — говорит У-М. политолог Уильям Циммерман, «но эта поддержка весьма рассеяна. и не политически эффективным. Это может занять еще одно большое событие, такое как кризис в Чернобыле, чтобы мобилизовать электорат».

Как только Яблоков прибыл в Мичиган в начале этого года, перспективы ибо реформы ухудшились дома, когда Борис Ельцин отправил солдат в Чечню и заменил многих реформистских помощников и министров более традиционными бюрократов, пытавшихся умиротворить силы народнической реакции.

В февральском интервью с Полом Кобраком, редактором The Journal, Алексей Яблоков рассказал о трудностях получения экологического сообщение прослушано. Он также раскритиковал власть России. военных и говорил о сложном наследии советского контроля и секретности.

ПК: В переходе от централизованного советского правления к независимому правлению различных республик, что стало с мониторингом окружающей среды и сбором данных?

А.Ю.: В советское время мы не имел доступа к статистическим данным, поскольку они были секретными. Теперь у нас нет доступа, потому что данных не существует. Сломать советскую систему было легко, но построить новую систему занимает много времени.

ПК: У тебя есть стратегия? как производить новую систему?

АЮ: Какая стратегия? Нам нужны деньги.

ПК: Если российские шахтеры хотят привлечь внимание правительства, они бастуют. У военных есть сила переворота. Какая экономическая или политическая власть экологическое лобби есть в России?

AY: Ноль Абсолютно ноль.

ПК: Как это может быть достигнуто? какой-то рычаг давления на власть?

А.Ю.: Формально имеем Министерство окружающей среды с шестью или семью ведомствами — лесного, рыбного, почва, земля, гидрометеорологические, водные – имеющие дело с окружающей средой, вместе с моей комиссией по экологической безопасности. Но эти агентства плохо финансируются, всего менее половины федерального бюджета. У нас также есть ряд новых федеральных законов, которые утвердить набор экологических программ. Формально выглядит отлично. Но де-факто у нас нулевая мощность. Законы есть, но иногда правительство не в силах их реализовать, а иногда они не хотят следовать своим собственным правилам.

ПК: Как ты мог увеличить фактическая важность экологические проблемы?

AY: Только через паблик давление — другого выхода нет. Вот реальный пример. В прошлом году я был председателем правительственной комиссии по составлению отчета о воздействии на окружающую среду репортаж о скоростной дороге между Санкт-Петербургом и Москвой. Я чувствовал, что мы не можем одобрить проект в том виде, в каком он был, потому что он прошел через заповедник, нарушив закон. Мы работали четыре или пять месяцев, и в конце концов 57 членов разделились на 30 противников дороги и 27 сторонников. Затем министр окружающей среды получил полусекретным приказом Председателя Правительства г-на Черномырдина, говорит нам одобрить этот проект в любом случае. Министр, несмотря отсутствия консенсуса, направил правительству официальные письма о том, что эта комиссия, возглавляемая г-ном Яблоковым, одобрила его проект. Я ответил письмом с осуждением министра окружающей среды. Генеральному прокурору России. я отправил и Черномырдину, сказав, что не имеет права давить я или министр. Я спросил ему встретиться со мной и обсудить эту проблему, но я так и не получил ответа. Такова реальная ситуация с экологическим законодательством в России.

ПК: Это был политический скандал в вашей стране?

AY: В вашей стране это был бы политический скандал. Но в моей стране это нормальная практика. Я в трудном положении. Я могу уйти в отставку со своего поста, но я не имею права выступать против Черномырдина или против моего президента. Так что мы действуем опосредованно, через нашу общественную организацию (Центр экологической политики России). Мы провели пресс-конференцию, и буквально две недели назад (19 января96), члены организации приковали себя к двери министерства окружающей среды. Они вывешивали лозунги об изменении названия здания от «Института охраны природы» до «Института Деградация природы». Он получил огромное общественное внимание, и сделал «Скандал недели» на Центральной ТВ. Но каков был результат? Теперь все знают, что Черномырдин нарушил закон, все знают, что Яблоков попал в беду, — а что еще? Ничего!

Обычные люди на улице не могут создать такого давления — мы нужна организация, нам нужно развитие нашего гражданского общества. В США есть сотни влиятельных экологических организаций — Одюбон. Общество, Сьерра-клуб, Совет по защите природных ресурсов — у нас есть похожие организации с похожими названиями, но только на бумаге. Нам нужно время.

ПК: Как вы продвигаете такие группы, если начинать с такого низкого уровня организации?

AY: Мы должны решить какой модели придерживаться — американской модели независимых групп, оказывающих давление на политические партии или западноевропейская модель политических партий зеленых. Одна такая партия в России — КЕДР — потерпела неудачу, потому что она была организована и финансировалась нефтяными капиталистами.

ПК: Как вы думаете, в России достаточно осведомленности об окружающей среде, чтобы люди могли объединяться?

А.Ю.: В конце перестройки, единственный способ выразить свое негативное мнение о существующей системе был через зеленые проблемы. Если если бы вы написали националистические или капиталистические лозунги, вас бы посадили в тюрьму. У нас была огромная общественная осведомленность. Во время первых свободных парламентских выборов в 1991 большинство кандидатов использовали экологические лозунги. Но это было антикоммунистическое движение, а не настоящее экологическое сознание. движение вскоре разделилось: кто-то стал националистом, кто-то фашистом, кто-то промышленники. В конце концов, у нас есть только несколько действительно зеленых организаций, которые работают над изменением экологическая ситуация, а не только политическая ситуация.

ПК: В этом году выборов кандидаты говорят об окружающей среде?

А.Ю.: В недавнем парламентском на выборах ни одна партия не затронула вопросы экологии. Политика в России очень личная. Избиратели смотрят только на главу партии — Ельцина, Зюганов — не на своих политических платформах.

ПК: Что ты думаешь позиции президента Ельцина по экологии?

А.Ю.: Президент как человек положительно относится к окружающему миру. Но для обсуждения с президентом я должен проникнуть сквозь слои бюрократии. Бюрократы хорошие люди, но каждый из них отражает интересы какой-то группы — военные, промышленные и т. д., а окружающая среда не имеет мощного группировка внутри правительства. я посоветовал Ельцину отметить десятую годовщину Чернобыля в апреле, сделать что-то громкое и привлечь внимание общественности. Чернобыль — это экологическая проблема, но это и огромная психологическая проблема. проблема, так как миллионы людей населяют радиоактивную территорию. Но все мои предложения были убиты бюрократами прежде чем они доберутся до президента.

ПК: Являются ли оппозиционные партии вызов Ельцину по экологии?

AY: Я нахожу более экологически ориентированным материалы в коммунистических газетах. Они представляют опустошение природы как продукт рыночной экономики, западных инвестиций, и сказать, что мы не было такой разрухи при коммунистическом режиме. Внезапно коммунисты выступают за защиту природы. ресурсы от капиталистической разрухи! Боюсь, что эту тему могут использовать во время президентских выборов.

ПК: У кандидатов-националистов подобно генералу Лебедю, представляют окружающую среду как национальный ресурс для защищаться?

А. Ю.: У националистов есть нет хорошего плана по защите природных ресурсов. Они могли бы использовать такую ​​политическую стратегию, но они концентрируются на других проблемах.

ПК: В вашей публичной лекции в январе вы упомянули некоторые небезопасные методы, распространенные во времена Советского Союза. время, например, оставлять ядерные отходы под дождем или сбрасывать ненужные сбрасывать пестициды в реку вместо того, чтобы складировать их. Почему люди так небрежно сбрасывают химикаты туда, где люди жить ниже по течению?

AY: Это отношение. В советское время мы узнали, что кто-то другой несет ответственность за все, не вы лично, не рядовой рабочий, а какой-то директор, какой-то мелкий мастер. При Сталине 20 миллионов человек, в основном все активные люди в обществе, отправились в гулаги. Наши деревни, наши города полны людей которые психологически сломлены, поэтому ведут себя как марионетки. Чтобы освободиться от настроения сталинизма, мы нужно как минимум два поколения — у нас нет серебряной пули. В сталинском режиме практически все принадлежит коммунистической партии, государству. У вас нет собственного имущества. Если лес принадлежит всем людям, то никто за него не отвечает.

ПК: Разве это не значит все несут ответственность?

АЮ: Да, конечно, все ответственнен. Но это означает что никто не несет ответственности. Истинный ответственность тесно связана с правами собственности. На данный момент ситуация хуже, чем в коммунизм. Тоталитарный система работала, а теперь нет системы работающей. Местные и федеральные органы власти не имеют реальной власти для обеспечения экологические нормы. Сейчас, у вас нет тоталитарного контроля, но у вас еще нет социальной ответственности. Многие россияне, ставшие новыми собственниками недвижимости, хотят сохранить деньги и их загрязнение под столом.

ПК: Во время вашего визита в Мичиган, вы часто обращали внимание на угроза окружающей среде может ты объяснишь?

AY: Буквально вчера Военный ядерный реактор дал течь на берегу Волги Река. Военные сидят на вершине многих опасных ситуации. Но, возможно, больше главное, военные получают огромную долю федерального бюджета, деньги, которые должны быть посвящены окружающей среде. Советское правительство получало около 50 миллиардов долларов каждый год. год доходов от нефти, газа и древесины. Этого было достаточно, чтобы дать простым людям очень низкую, но стабильную уровня жизни, чтобы кормить огромную партийную бюрократию и поддерживать военная промышленность. Восемьдесят процентов нашей промышленности было военным, и 40 миллионов человек были прямо или косвенно задействованы в этой военной экономика. В то время как сельское хозяйство довольно легко обратиться к рыночной экономике, преобразованию промышленности гораздо сложнее. Некоторый людей в этой военной промышленности, может быть процентов 25, хотят активно повернуться к конкурентной экономике. Но основная масса ждет возвращения коммунизма, когда они будут иметь ту же сумму денег, что и раньше, — без ограничений.

ПК: Как ты сделаешь предложение? превратить Россию из оборонки в защиту природы?

AY: Я хотел бы использовать военные для защиты окружающей среды. Военные — странное сочетание — у них хорошая дисциплина, лучшие умы и множество технологических ноу-хау, но также и высокий уровень секретности. Военные не все «черные». Я надеюсь, что это военные мозги помогут нам преодолеть такие катастрофы, как радиоактивные загрязнение — проблемы, которые они создали! Моя комиссия предложила создать специальную экологическую силу внутри министр обороны. Отношение общества к вооруженным силам весьма сомнительно, особенно после Чечни. Многие молодые люди не хотят служить. Если нас поддержит парламент, возможно, мы сможем организовать «альтернативную службе» в армии, без оружия и направленной на борьбу с экологическая проблема. Затем молодые люди могут согласиться служить.

ПК: В Гватемале, где Я занимался полевыми работами, военные управляли страной до 1986 года. Теперь гражданская война окончена, и гватемальская армия хочет участвовать в строительстве дорог и защите окружающей среды. Они тоже хотят альтернативную службу в армии. Но демократическое движение возражает, предпочитая меньшую армию. Почему окружающая среда должна быть милитаризована? Разве это не укрепило бы способность военных перемещаться? против хрупкого гражданского правительства?

А.Ю.: В принципе, вы правы. Но ты должен держать в памяти наша история. У нас есть такая огромная экологическая проблема с таким радиоактивным загрязнением, в основном из армии. Мы имеют огромные территории вокруг военных баз, загрязненные бензолом и керосин, вниз 100 метров. Я политик. Политика – это поле компромисса. Если у вас нет такой огромной армии, этот вопрос никогда возникает. Это совсем другое ситуация, чем в Гватемале.

ПК: Есть ли напряженность? между Россией и другими постсоветскими республиками окружающей среды?

AY: У нас были споры между Россией и Украиной, как правило, по поводу Аральского моря, которое было один из самых богатых промыслов в мире 50 лет назад. Теперь после распада Советского Союза, без центрального правящего органа каждая страна загрязняет это море своими собственная сторона. Итак, теперь у нас есть новый межправительственная комиссия.

ПК: После краха Советского Союза, ответственный за ликвидацию последствий Чернобыля. в Украине?

АЙ: Чернобыль был одним непосредственных причин распада СССР. После аварии в Чернобыле украинский общественное мнение было направлено против центральной советской власти и против Москвы, которая символизировала Россию. У нас есть договор между Россией и Беларусью о Чернобыле, но у нас нет договора с Украиной. Это странно. Они говорят России: «Мы не хотим с вами договариваться. Мы хотим работать с Соединенными Штатами, с европейцами. Вы создали проблему, теперь мы не хотим иметь дело с тобой».

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>