Социализация личности в педагогическом процессе
Определение 1Социализация в педагогике – это процесс вхождения человека в социум на различных возрастных этапах с учетом особенностей возраста и воспитания, окружения, среды функционирования.
Определение социализации в педагогике разных авторов:
- И.С.Кон: социализация — «усвоение социального опыта, создающего конкретную личность»;
- Н.Смезлер: социализация — «процесс накопления людьми опыта и социальных установок, соответствующих их социальным ролям»;
- Э.Гидденс: социализация – «процесс, в ходе которого беспомощный младенец постепенно превращается в обладающее самосознанием разумное существо, понимающее суть культуры, в которой он родился» и т.д.
Социализация в рамках педагогической теории включает в себя такие элементы:
- формирование сознания и мировоззрения при помощи овладения языком, привития социальных ценностей и идеалов;
- передача культуры и культурного наследия, присущих группе социума, к которой относит себя человек;
- присвоение социальной роли, приобретение навыка коммуникаций, самореализации;
- аккумулирование социального опыта.
Социализация как процесс, явление и результат
Педагогическая теория рассматривает социализацию в трех аспектах: как процесс, как явление и как итог формирования личности.
Социализация как процесс ставит целью формирование и развитие личности, определяемые взаимодействием человека и социокультурной среды, способами приспособления к условиям этой среды, а также самореализацией, которая имеет зависимость от особенностей индивидуума. Таким образом, социализация как процесс обусловливает формирование личности как элемента общества, в котором она существует.
Определение 2Социализация как явление служит обозначением факта наличия общества, представляющего из себя среду развития социальной сущности человека.
Социализация как результат есть общая социально-педагогическая характеристика человека в разные возрастные периоды как члена общества.
Процесс формирование личности заключен в возрастании и углублении социальных интересов, побуждающих к деятельности; в приобретении идеалов и ценностей, служащих основой функционирования; в осознании стремлений, которые являются отражением потребностей индивидуума; в появлении ценностных ориентиров, в том числе, выражающих значимые социальные явления; в выполнении человеком социальных ролей, возникающих при реализации той или иной социальной функции; наконец, в приобретении опыта социального поведения – накопления умений и навыков, их воспроизводство и дальнейшая передача.
Социальный опыт призван помочь человеку в его социальном изменении, становлении его как личности, получении знаний социальных норм и передаче имеющегося опыта следующему поколению.
Ранее мы уже говорили о том, что социализация есть процесс взаимодействия индивидуума и социума.
Люди, социальные группы, социальные институты, взаимодействующие с человеком в ходе социализации, называются агентами социализации.
Агенты социализации
Педагогическая теория подразделяет агентов социализации на агентов первичной социализации и агентов вторичной социализации.
Агенты первичной социализации: это все социальные структуры, которые непосредственно взаимодействуют с личностью, оказывая на него прямое влияние – родители, родственники, друзья, детский сад, школа и пр. Здесь в основном речь идет о ранних этапах жизни человека.
Агенты вторичной социализации: социальные структуры, оказывающие влияние на человека опосредованно – армия, религиозные общины, СМИ, государство. Агенты вторичной социализации воздействуют на личность в более поздние этапы развития: зрелость и старость.
Виды социализации в педагогике
Педагогическая теория выделяет следующие виды социализации;
- полоролевая социализация подразумевает освоение человеком социальных ролей, исходя из его половой принадлежности. Проявление этого вида, конечно, различны в разные возрастные периоды: в детстве человек самоидентифицирует себя как мальчика или девочку; в юности – как жениха или невесту; в зрелом – муж или жена, мать или отец и т.д.
- семейно-бытовая социализация предполагает овладение социальными ролями в рамках семьи согласно существующему социальному положению;
- профессионально-трудовая социализация заключается в освоении социальных ролей в рамках профессиональной деятельности;
- субкультурно-групповая социализация включает в себя выполнение социальных ролей согласно культуре окружения человека, пространства, в котором он живет, обучается, развивается и трудится.
Предрасположенности в процессе социализации
Педагогика также рассматривает индивидуальные предрасположенности личности к социальному развитию, которые могут быть врожденными или приобретенными.
Социализация позволяет реализовать и усилить или, напротив, ослабить эти предрасположенности. Согласно социальной важности, индивидуальные предрасположенности подразделяют на:
- позитивные – способствуют целенаправленному и осознанному развитию человека в самые благоприятные моменты. Особенно важно учитывать позитивные предрасположенности в работе с детьми с особенными потребностями;
- негативные – отличительные черты личности человека, которые ограничивают возможности его развития, негативно влияют на возможность реализации.
Педагогическая теория выделяет два направления, определяющих особенности социального развития человека:
- биогенетическое направление: гласит о том, что развитие обусловлено наследственностью. Однако, существенных оснований это направление не имеет: было бы правильнее сказать, что наследственность задает возможный путь развития человека, недостаточный и необязательный для выполнения;
- социогенетическое: предполагает, что человек – пластичный материал, способный под влиянием воспитания принять нужную форму. Данное направление также не отличается совершенством: влияние воспитателя ограничено способностями и возможностями ребенка к изменениям.
Резюмируя, скажем о том, что социализация – многогранный процесс, который должен учитывать разнообразные факторы: особенности и возможности человека, его предрасположенности. Биогенетическое и социогенетическое направления должны дополнять друг друга, и в этом единстве кроется понимание социализации в педагогике.
Автор: Дмитрий Косяков
Кандидат педагогических наук. Кафедра методики преподавания Московского городского педагогического университета
1.1. Понятие социализации | Электронная библиотека
Социальная работа / Социальная работа с молодёжью / 1. 1. Понятие социализации
Термин «социализация» означает совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.
Социализация включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия, но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности.
Общество с целью воспроизводства социальной системы и сохранения своих социальных структур стремится сформировать социальные стереотипы и стандарты (групповые, классовые, этнические, профессиональные и другие), образцы ролевого поведения. Чтобы не быть в оппозиции по отношению к обществу, личность усваивает этот социальный опыт путем вхождения в социальную среду, систему существующих социальных связей.
Социализация – это процесс адаптации и интеграции человека в общество путем усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих как обществу в целом, так и отдельным группам.
Понятие о социализации как процессе полной интеграции личности в социальную среду, в ходе которой происходит её приспособление, сложилось в американской социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон). В традициях этой школы социализация раскрывается через понятие «адаптация».
Понятие адаптации означает приспособление живого организма к условиям окружающей среды. Применительно к социологии оно означает процесс приспособления человека к условиям социальной среды. Различают следующие уровни адаптации:
— целенаправленный конформизм, когда приспосабливающийся человек знает, как он должен действовать, как вести себя, но, соглашаясь с требованиями социальной среды, он продолжает придерживаться своей системы ценностей;
— взаимная терпимость, при которой взаимодействующие субъекты проявляют взаимную снисходительность к ценностям и формам поведения друг друга;
— аккомодация как наиболее распространенная форма социальной адаптации, которая возникает на основе терпимости и проявляется во взаимных уступках, что означает признание человеком ценностей социальной среды и признание средой индивидуальных характеристик человека;
— ассимиляция или полное приспособление, когда человек полностью отказывается от своих прежних ценностей и принимает систему ценностей новой среды.
Социализацию Т. Парсонс определяет как «совокупность процессов, посредством которых люди становятся членами социентальной общности и устанавливают определенный социальный статус»[1].
[1] Цит. по: Громов И.А. Западная теоретическая социология / И.А.
Громов, А.Ю. Мацкевич, В.А. Семенов. — 1996. — С.173.
Большой вклад в разработку концепции социализации внес известный американский социолог Р. Мертон. Он предложил типологию социальной адаптации личности к существующим в обществе культурным ценностям и нормам. В основе типологии – соотношение признания индивидом социальных ценностей и норм их достижения. Предложенный подход позволил выделить 5 типов личности.
Оптимальным для общества типом личности является тот, который признает и социальные ценности, и идеалы, и нормы их достижения. Такую личность Р. Мертон определил как конформистскую.
Экспериментирование в области норм достижения социально значимых ценностей дает второй тип личности – инновационный.
Экспериментирование в области социальных целей (отказ от традиционных целей и ценностей и выдвижение новых) при сохранении верности традиционным нормам социального поведения дает третий тип личности — ритуализированный
Изоляционистский тип личности характеризуется неприятием социальных целей и средств их достижения, при этом человек уходит в свой собственный мир, стремясь не соприкасаться с обществом вообще.
Пятый тип, «мятежник», или бунтующий человек, напротив, при отрицании социальных ценностей и идеалов, а также при отрицании социально одобряемых средств достижения этих ценностей стремится активно им противостоять, выдвигая и утверждая инновационные идеалы и нормы поведения.
Рассмотрение данной типологии показывает, что от результата социализации и сложившегося типа личности, зависит степень интегрированности общества и уровень его стабильности. Идеальным вариантом социализации личности является первый тип, отвечающий культуре общества и адаптированный в ней.
Таким образом, социализация рассматривается через понятие «адаптация», как процесс приспособления к культурным, психологическим и социальным факторам среды.
Однако социализацию не следует трактовать как односторонний процесс воздействия (влияния) социальной среды на личность. Историческое развитие характеризуется нарастающей тенденцией автономизации личности. Этот процесс связан не столько с приспособлением к среде, сколько с саморазвитием и самореализацией личности.
Итак, сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких её процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. С содержательной стороны для личности социализация является продуктом пересечения действия трех факторов:
— врожденных механизмов,
— социальных условий,
— сознательного, направленного образования, обучения и воспитания.
Диалектическое единство обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой. Этот процесс распадается на различные этапы, каждый из которых «специализируется» на решении определенных задач, без проработки которых последующий этап не может наступить.
5 стадий социализации
Купить
Посмотреть в галерее
Существует пять стадий социализации, процесс, который определяется как «взаимодействие с другими людьми социально приемлемым способом». ‘ Социализация является важной частью жизненного цикла человека, и мы начинаем учиться социализироваться с момента рождения. На каждом из пяти этапов социализации мы практикуем уроки, которые мы постоянно изучаем при взаимодействии с людьми. Пять ключевых стадий социализации следующие.
- Стадия примата
- Вторичная ступень
- Стадия для взрослых
- Предварительный этап
- Ресоциализация
1. Первичная стадия социализации
Первичная стадия социализации, также называемая семейной стадией, охватывает наши ранние годы развития. Первичная социализация начинается с рождения и вращается вокруг нашей семьи и домашней обстановки. Первичный этап социализации охватывает первые пять лет жизни ребенка. На начальном этапе социализации мы, будучи детьми, закладываем основы для дальнейшего развития социализации. Дети изучают основы взаимодействия, ранние когнитивные навыки, семейные ценности и социально приемлемое поведение. На этапе первичной социализации развиваются языковые и культурные убеждения, которые определяют модели будущего роста. Негативные воздействия на начальном этапе создают равную негативную траекторию развития, исправить которую на более поздних стадиях становится труднее.
Первичная стадия социализации имеет отношение к социальному развитию человека, потому что она закладывает основу для будущего роста.
2. Вторичный этап социализации
Вторичный этап социализации начинается, когда ребенок испытывает внешние, внесемейные воздействия и начинает понимать мир за пределами дома. Вторичная стадия социализации продолжает траекторию, установленную на первичной фазе. Культурное признание и позитивное понимание разнообразия, заложенные в первые годы, продолжают развиваться на втором этапе. В этот момент формируются первые группы сверстников, тем самым добавляя новое измерение к нашему социальному росту. По мере того, как мы продвигаемся через вторичную стадию социализации, мы знакомимся с противоположными точками зрения и часто обнаруживаем, что наши идеалы подвергаются сомнению, иногда незначительному, а иногда значительному. Такие вызовы жизненно важны для здорового социального развития, и основные ценности, привитые в первые годы жизни, растут либо здоровым, либо нездоровым образом.
На этапе вторичной социализации язык человека и невербальные взаимодействия умножаются, и мы начинаем устанавливать социальную иерархию. В этот период начинают формироваться наши позиции в социальных взаимодействиях. Мы учимся понимать разные роли и то, как их играть, и начинаем развивать наши собственные идеи и концепции.
Вторичная стадия социализации имеет решающее значение для дальнейшего роста и перехода во взрослую жизнь, где навыки первичной и вторичной стадий подвергаются дальнейшей проверке.
3. Взрослая стадия социализации
На взрослой стадии социализации концепция общительности разбивается на индивидуальные взаимодействия. На взрослой стадии социализации наша жизнь проходит через различные роли: ученика, друга, любовника, работника и работодателя. Каждая из этих ролей приносит уникальный набор правил и навыков социализации. Умение разветвляться и по-разному взаимодействовать с различными группами во многом зависит от успешного развития на первичной и вторичной стадиях социализации.
Ранние этапы социализации прививают ценности, которые позволяют нам изменять наше взрослое поведение в зависимости от ситуации. Когда рост ранней социализации задерживается или подвергается негативному влиянию, взрослые с трудом приспосабливаются к различным условиям и обнаруживают, что их потенциал роста ограничен.
Взрослая стадия социализации больше связана с общением в культуре, в которой мы живем, а не с внутренним ростом. Однако более ранние этапы социализации закладывают основы и обеспечивают основной период социального развития.
4. Упреждающая социализация
Упреждающая социализация представляет собой более широкую стадию, которая проходит одновременно на всех фазах социализации, но в основном на взрослой стадии . Упреждающая социализация предполагает рост упреждающего понимания ожидаемого поведения. Эта фаза социализации облегчает наше понимание принятых и ожидаемых социальных условностей.
Предвосхищающая социализация включает в себя акт социального подражания. Например, когда люди проводят время с определенным типом личности, они начинают подражать их стилям общения и манерам. Именно в этом аспекте социализации формируются социальные стереотипы. Например, люди из районов с высоким уровнем преступности более склонны сами прибегать к преступлению в акте социального подражания.
Предвосхищающая стадия важна для нашего развития, потому что, ассоциируя себя с теми, кто придерживается определенного набора социальных ценностей, мы с большей вероятностью примем эти ценности.
5. Ресоциализация
Ресоциализация — это стадия социализации, которая включает обучение и приспособление к новым социальным структурам и может произойти на любом этапе жизни. Ресоциализация происходит, когда человек радикально меняет свои социальные навыки или социальные знания. Часто поведенческие изменения, связанные с ресоциализацией, проявляются после смены местоположения в окружающей среде. Например, эмиграция в другую страну потребует значительной степени ресоциализации. Однако незначительные изменения, такие как переезд в более или менее благополучный район, также могут вызвать стадию ресоциализации.
Ресоциализация имеет отношение к социальному развитию, поскольку позволяет людям приспособить усвоенное поведение к взаимодействию с новым окружением.
Что такое социализация?
Социализация – это процесс усвоения правил социального поведения. Однако не существует единого правила, которому должно следовать общество, поэтому этапы социализации не будут одинаковыми для всех. В каждой стране, районе, семье и социальном классе существуют свои правила, в рамках которых подпадает приемлемое поведение. Человек, родившийся в британской семье из высшего общества, будет иметь другие базовые навыки социализации по сравнению с тем, кто живет в неблагополучном районе Лос-Анджелеса. Тем не менее, оба человека могут учиться и адаптироваться к различным средам благодаря навыкам упреждающей социализации и ресоциализации.
Социализация — это неотъемлемая, но многогранная составляющая нашего развития и постоянно развивающийся процесс. С возрастом мы проходим через различные этапы социализации, но основы, которые мы изучаем в начале, прокладывают путь для дальнейшего роста во взрослой жизни.
Как социализация влияет на личность?
Социализация напрямую влияет на личность, обеспечивая основу для восприятия социальных стимулов и принятия на их основе решений. Однако социализация — это только грань личности (хотя и важная). Люди могут практиковать социализацию, выстраивая свою деятельность над аспектом «воспитания», который уравновешивает и формирует внутреннюю «природу» человека. Со временем и настойчивостью люди с хорошо отточенными навыками социализации разовьют глубокую способность сопоставлять естественные импульсы своей личности с приобретенным опытом социальных норм.
Как изоляция влияет на социализацию?
Изоляция негативно влияет на социализацию . Социализация — это практика взаимодействия с другими, поэтому изоляция себя от социальных взаимодействий фактически прекращает социализацию. В результате длительного воздержания от социализации навыки, полученные на разных этапах социализации, могут быть забыты, что приводит к социальной неловкости. В свою очередь, социальная неприспособленность может способствовать дальнейшему уходу от общества, создавая негативную петлю изоляции.
Социальная изоляция влияет на каждый этап жизни. В своей статье Одиночество и кортизол (2014) Лейси, Кумари и Бартли заявили, что длительная социальная изоляция детей имеет серьезные последствия на протяжении всей жизни. Эти эффекты включают ухудшение успеваемости, снижение достигнутого социального класса во взрослом возрасте и усиление психологического стресса.
Какие типы личности склонны к социализации?
Типы личности, наиболее склонные к социализации, имеют доминирующую экстравертную функцию. Экстравертные типы личности черпают энергию из социального взаимодействия, в то время как интровертные типы находят это истощающим и поэтому стараются максимально минимизировать общение.
Тип личности ENFJ очень склонен к социализации, поскольку они не только чувствуют прилив энергии, находясь рядом с людьми, но и сам акт социализации приносит им огромную радость и счастье. Точно так же тип личности ESFP находит большое удовольствие в общении с членами семьи. Проведение времени с другими людьми способствует развитию личности ESFP.
Почему так важна социализация в раннем детстве?
Социализация важна в раннем детстве, поскольку уроки, которые дети усваивают на этапах начальной и вторичной социализации, закладывают основу для всего будущего социального развития и роста. Дети, выросшие в семье, в которой общение отдается приоритету, в будущем, как правило, будут более общительными, чем дети, выросшие в домах, где общение ограничено.
Преимущества социализации в раннем детстве не ограничиваются обучением поведению в различных ситуациях. Эти преимущества также включают приобретенное сочувствие и языковые навыки, раннее понимание командной работы, повышенный уровень уверенности и здоровое уважение к людям из разных социальных и культурных слоев.
Как социальные факторы влияют на развитие ребенка?
Социальные факторы влияют на развитие ребенка тремя способами. Во-первых, на развитие ребенка существенно влияет семейная среда. Правила и границы, установленные внутри семьи, формируют основу усвоенного социально приемлемого поведения. Во-вторых, группы сверстников сильно влияют на развитие ребенка. Люди, с которыми ассоциируют себя дети, могут иметь долгосрочное влияние на их социальное развитие. Это происходит из-за силы предвосхищающей социализации, которая заставляет нас подбирать и имитировать социальную грацию тех, кто нас окружает. Последним социальным фактором, влияющим на развитие ребенка, являются средства массовой информации . Обучение детей средствам массовой информации, которые они потребляют, позволяет ограничить вредное влияние, но при этом извлечь выгоду из положительных аспектов.
Какая связь между социализацией и антисоциальным поведением?
Связь между социализацией и антиобщественным поведением заключается в том, что антиобщественное поведение обычно возникает из-за неадекватных навыков социализации, которым обучают на начальной и вторичной стадиях социализации. Общепризнано, что те, кто в молодом возрасте страдает от сниженного социального обучения, с возрастом демонстрируют усиление антиобщественного поведения и социальной фобии.
Примеры социализации в социологии
Социализация — это продолжающийся в течение всей жизни процесс изучения индивидом или группой ожидаемых норм и обычаев группы или общества посредством социального взаимодействия.
Социализация среди сверстников — это процесс, посредством которого люди учатся и перенимают поведение, установки и ценности посредством взаимодействия со своими сверстниками, которые являются людьми того же возраста или социальной группы. Социализация сверстников может влиять на поведение, например, на то, как одеваться, говорить или взаимодействовать с другими.Социализация — это непрерывный процесс, который начинается с рождения и продолжается на протяжении всей нашей жизни. Благодаря этому люди развивают чувство собственного достоинства и учатся становиться членами своего общества (Cromdal, 2006).
Двумя самыми большими различиями между типами социализации являются первичная социализация и вторичная социализация, но социологи также концептуализируют социализацию по осям организации, дистанции и развития (Cromdal, 2006).
Что такое агент социализации?
Агент социализации — это человек или группа людей, которые учат людей ценностям, убеждениям и поведению, ожидаемым в их обществе.
Семья обычно является первым и наиболее важным агентом социализации ребенка. Дети учатся языку, манерам и тому, как вести себя в своей культуре, у своих родителей и других взрослых в доме.
По мере взросления дети сталкиваются с другими агентами социализации, такими как средства массовой информации, школы, религиозные учреждения и группы сверстников. Каждый из этих агентов играет роль в формировании самоидентификации и мировоззрения ребенка (Cromdal, 2006).
Примеры социализации
1. Социализированная преступность
Социализированная преступность – это нарушение закона лицами моложе 18 лет в результате их приверженности установкам и ценностям субкультуры, такой как банда, которая прославляет преступность или антиобщественное поведение.
Социализированная правонарушение — это тип неформальной социализации, часто принудительной. Это означает, что люди приучаются к преступному образу жизни группами сверстников, средствами массовой информации и членами семьи, которые уже участвуют в таком поведении, а не через формальные институты, такие как школы и церкви.
Хотя не каждый, кто подвергается воздействию этих факторов, становится правонарушителем, эти агенты социализации могут увеличить вероятность того, что человек это сделает (Osgood & Anderson, 2004).
Человек может подвергаться воздействию различных источников, прославляющих преступное поведение. Например, банды часто вербуют новых членов, обещая им статус, власть и защиту.
Когда люди ассимилируются в эти банды, они начинают перенимать ценности и нормы группы, которые могут включать насилие, употребление наркотиков и другое преступное поведение.
Если они не соблюдают эти стандарты, они могут быть избиты, убиты или исключены из банды, что еще больше усилит правонарушение.
Семья также является основным источником социализации детей и подростков. Члены семьи моделируют соответствующее поведение, прививают моральные ценности и оказывают эмоциональную поддержку.
Однако в некоторых семьях преступное поведение терпимо или даже поощряется. Например, дети, которые растут в домах, где распространено насилие, с большей вероятностью сами разовьют склонность к насилию и узнают, что насилие — лучший способ достичь своих целей.
Средства массовой информации также могут играть роль в привлечении людей к правонарушениям, изображая преступления гламурными и захватывающими. Некоторые социологи утверждают, что жестокие видеоигры, такие как Grand Theft Auto, снижают чувствительность игроков, делая их более склонными к воровству или насилию с применением огнестрельного оружия.
Средства массовой информации, действующие как агенты социализации, не обязательно являются визуальными. Другие утверждали, что некоторые жанры музыки, такие как панк и хэви-метал, пропагандируют антисоциальные ценности, такие как анархия и насилие, и даже сами по себе являются мотивом для преступных действий (Osgood & Anderson, 2004).
2. Гендерная социализация
Гендерная социализация — это форма первичной социализации, которая представляет собой процесс, посредством которого дети и младенцы усваивают нормы и модели поведения, связанные с их полом.
Считается, что это происходит в семье, в группах сверстников, в средствах массовой информации и в школьной программе (Bhattacharjee, 2021).
Гендерная социализация начинается с момента рождения детей. Родители склонны относиться к мальчикам и девочкам по-разному даже с самого раннего возраста.
Например, они могут покупать разные игрушки для мальчиков и девочек – куклы для девочек и машинки для мальчиков; или различные виды детской одежды. Это посылает детям сообщение о том, что есть определенные виды деятельности или поведения, которые подходят только для людей каждого пола.
По мере взросления дети начинают проводить больше времени со своими сверстниками и меньше со своими родителями. Сверстники играют важную роль в гендерной социализации, поскольку они часто подкрепляют сообщения, которые дети получают из других источников, таких как средства массовой информации и семья.
Например, если мальчик любит играть в куклы, его друзья могут дразнить его и говорить, что это делают только девочки. В результате он может научиться соответствовать гендерным нормам и вести себя так, как считается «мужским».
Считается, что средства массовой информации также играют роль в гендерной социализации. Например, в телевизионных программах или фильмах женщины часто изображаются заинтересованными в покупках, а мужчины — в спорте. Дети узнают об этих гендерных ролях из того, что видят по телевизору, и начинают верить, что мужчины и женщины должны вести себя именно так.
Наконец, гендерная социализация может быть формализована через школьную программу. Предметы, которые дети изучают в школе, часто отражают гендерные нормы и стереотипы.
Например, девочки часто должны изучать «женские» предметы, такие как уход за больными и английский язык, а мальчики должны изучать «мужские» предметы, такие как работа по дереву.
Это может послать детям сообщение о том, что есть определенные виды деятельности или работы, которые подходят только для людей любого пола (Bhattacharjee, 2021).
3. Скрытая учебная программа
Скрытая учебная программа, впервые описанная Филипом Джексоном (1968), представляет собой набор негласных или неофициальных правил и ценностей, которые учащиеся усваивают, посещая школу.
Его часто противопоставляют более формализованному официальному учебному плану, изложенному в заявлении о миссии школы или в каталоге курсов.
Скрытая учебная программа включает в себя неформальные рутины, структуры и правила в школах, с помощью которых учащиеся изучают отношения, убеждения, ценности и поведение.
Аспекты скрытой учебной программы явно не указаны в официальных планах уроков, целях или академических задачах школы.
Однако они передают культурно значимые концепции и ценности, касающиеся того, чему должны учить школы. Эти нормы доводятся до учащихся как внутри класса, так и в социальной среде школы.
Например, школа со строгим дресс-кодом может посылать сообщение о том, что внешний вид и соответствие важнее индивидуальности и самовыражения.
Школа, в которой существует множество правил и предписаний, может давать понять, что порядок и соответствие важнее творчества и инноваций. И школа, в которой много насилия и издевательств, может подавать сигнал о том, что агрессия и сила более эффективны, чем сотрудничество и доброта.
Хотя скрытая учебная программа часто непреднамеренна, она все же может оказать сильное влияние на учащихся. Это может формировать их ценности, убеждения и взгляды, а также влиять на их поведение как в школе, так и за ее пределами.
Скрытая учебная программа также может усиливать социальное неравенство. Например, школы, которые относят учащихся к разным уровням способностей или классам на основе результатов тестов, могут укреплять идею о том, что одни учащиеся лучше других и что некоторые учащиеся не заслуживают такого внимания или инвестиций.
Это может привести к самоисполняющемуся пророчеству, когда учащиеся, которых называют «менее способными», могут начать верить в это и в результате плохо успевать (Jackson, 1968).
4. Нравственность
Мораль — это система представлений о правильном и неправильном поведении. Мораль часто считают чем-то, что исходит от религиозных убеждений человека, но она также может исходить от семьи, социальных групп и клубов. Религия является одним из важнейших источников нравственности.
Религиозные лидеры учат своих последователей тому, что, по их мнению, правильно и неправильно, и эти учения могут оказывать сильное влияние на поведение людей. Например, многие религии учат, что убийство — это плохо (Стауб, 2013).
Семья — еще один важный источник нравственности. Родители часто учат своих детей тому, что они считают правильным и неправильным, и эти убеждения могут остаться с ними во взрослой жизни. Например, если ребенка учат, что воровать нехорошо, он с меньшей вероятностью будет воровать во взрослом возрасте.
Социальные группы и клубы также могут влиять на нравственность человека. Например, членство в бойскаутах или девушках-скаутах требует обязательства следовать кодексу поведения, который включает в себя такие вещи, как помощь другим людям и правдивость. Эти организации могут помочь привить моральные ценности своим членам на протяжении всей жизни.
Например, членство взрослого в ассоциации домовладельцев может научить его тому, что подчинение и поддержание однородности в сообществе важны для социального порядка.
Хотя мораль может исходить из разных источников, она часто усваивается людьми и используется для управления их поведением. Интернализация — это процесс, посредством которого люди принимают убеждения и ценности других как свои собственные. Как только люди усваивают мораль, изменить ее может быть очень трудно.
Процесс социализации морали может быть как формальным, так и неформальным. Формальная социализация морали обычно происходит в таких учреждениях, как школы и религиозные организации. В этих условиях людям прямо преподают моральные ценности.
Например, учитель может сказать своим ученикам, что важно быть честным и помогать другим. Неформальная социализация морали обычно происходит вне формальных институтов.
Это часто происходит в семьях и социальных группах. Например, ребенок может научиться быть щедрым, наблюдая, как его родители делятся едой с другими (Staub, 2013).
5. Социальные отношения
Все социальные отношения включают в себя ту или иную форму социального взаимодействия, и эти взаимодействия предоставляют возможности для социализации.
Социализация, происходящая через социальные отношения, может быть как формальной, так и неформальной, добровольной и принудительной. Например, отношения между заключенными и охранниками, как правило, очень формальны и структурированы и подкрепляют идею о том, что заключенные находятся ниже и должны уважать охранников.
На менее суровом уровне люди, вступающие в религиозные организации, делают это добровольно, но люди, рожденные в определенной религии, обычно не имеют выбора в этом вопросе.
В конечном счете, грань между добровольной и принудительной социализацией в отношениях зависит от того, строит ли кто-то их по выбору или в силу обстоятельств (Bhattacharjee, 2021).
Группа сверстников
Группы сверстников — это один из видов социальных отношений, который может оказать значительное влияние на социализацию человека.
Группа сверстников — это группа людей примерно одного возраста со схожими интересами. Группы сверстников могут дать людям чувство идентичности и принадлежности, а также могут служить источником информации о мире.
Например, маленькие дети часто узнают о гендерных ролях от своих сверстников. Мальчики узнают, что «нормально» играть с игрушечными машинками, а девочки узнают, что «нормально» играть в куклы (Bhattacharjee, 2021).
Семья
Семья – это еще один тип социальных отношений, который может влиять на социализацию человека. Семьи считаются первым агентом социализации и дают людям чувство идентичности и принадлежности. Они также могут служить источником информации о мире. Например, дети часто узнают о морали от своих родителей.
Они узнают, что их родители считают правильным и неправильным, и усваивают эти убеждения.
Школы — это еще один тип социальных отношений, которые могут влиять на социализацию человека.
Школа
Школы дают детям формальное образование, но они также учат их взаимодействовать с другими людьми в структурированной среде. Например, в школе дети учатся делиться, чередоваться и следовать правилам.
Работа
Рабочее место — это еще один тип социальных отношений, который может влиять на социализацию человека. Эта среда может научить людей важности сотрудничества и командной работы. Это также может дать им чувство идентичности и принадлежности.
6. Субкультура
Субкультуры — это группы людей, которые разделяют схожие ценности, убеждения и поведение, отличающееся от основной культуры. Субкультуры могут быть основаны на расе, этнической принадлежности, религии, социальном классе или любом другом общем опыте (Леонард, 1991).
Хотя субкультуры, как правило, меньше, чем основная культура, они все же могут оказывать значительное влияние на социализацию человека. Это связано с тем, что люди в субкультурах часто взаимодействуют друг с другом на более интимном уровне, чем с людьми вне своей группы.
В результате у них больше возможностей поделиться своими ценностями и убеждениями. Средства массовой информации являются еще одним источником социализации для представителей субкультур. Средства массовой информации часто изображают субкультуры в негативном свете, что может привести к предрассудкам и дискриминации.
Однако СМИ также могут быть источником информации и поддержки для представителей субкультуры. Например, средства массовой информации могут предоставить членам субкультуры платформу для обмена своим опытом с миром, а музыкальные альбомы группы могут создать общее чувство вкуса и идентичности среди тех, кто решит участвовать в нем.
К некоторым субкультурам можно присоединиться добровольно, тогда как к другим, как правило, принуждают. Этническая принадлежность является одним из примеров субкультуры, к которой у членов нет выбора, поскольку суждения других и социализация своей семьи, сообщества и сверстников заставляют членов группы перенимать убеждения этнической идентичности по отношению к другим группам. речи и так далее.
Между тем, субкультура, окружающая поп-звезду, — это, как правило, та субкультура, к которой люди присоединяются по своему выбору и выражают это посредством культурных отсылок, сленга и привычек прослушивания музыки (Леонард, 19 лет).91).
7. Политическая социализация
Политическая социализация – это процесс, посредством которого люди приобщаются к доминирующим ценностям и традициям общества, включая те ценности, которые определяют законные политические процессы и способ осуществления власти.
Классически социологи считали, что политическая социализация происходит в основном в детстве и приводит к устойчивым политическим взглядам; однако эта точка зрения изменилась в более поздних социологических исследованиях, учитывающих роль текущего окружения и отношения к политическим убеждениям.
Политическая социализация происходит на протяжении всей жизни человека, но наиболее выражена в детстве и подростковом возрасте.