Процесс социализации личности
1.11.2014
Традиционно процесс развития личности в отечественной психологии принято рассматривать в теснейшей связи с социализацией и воспитанием человека.
Социализация личности — это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей.
В общем понимании социализация есть процесс присвоения социального, т. е. процесс, результатом которого является включение социального в структуру личности. Понятие «социальное» имеет в истории психологии минимум три трактовки: как общечеловеческое, как общественное, как коллективное. В понятие же «социализация» заложено определенное измерение-отношение: личность и социальная среда. Сущность процесса определяется тем, что стоит за этими отношениями.
Понятие социализации было введено в 1940-е гг.
- Адаптация или приспособление (Б. Скинер, Э. Торндайк, В. М. Бехтерев, А. Ф. Лазурский, П. П. Блонский). Понимание социализации как адаптации делает акцент на личности, ее природной активности.
- Другая трактовка социализации центрирует внимание на обществе: тогда социализация понимается как интернализация — перенесение вовнутрь, в сознание, Я-концепцию личности норм, требований, ценностей и т. д. общества (Э. Дюркгейм). Человек в данном случае выступает как объект воздействия для общества. Вместе с тем в этот процесс также входит и последующее активное воспроизводство индивидом социального опыта, полагают А. Бандура, Б. Бернштейн, Ф. О. Джиринг.
- Еще в одной трактовке понимания процесса социализации подчеркивается, с одной стороны, историчность и изменчивость среды существования, с другой — процесс социализации приобретает экзистенциальный смысл и рассматривается в рамках целостного существования человека, его способа бытия. Процесс социализации при таком понимании предстает как интерсубъектный, а отношения «личность — общество» рассматриваются как взаимопроникновение (Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов).
В настоящее время в отечественной психологии прочно укоренилось представление о том, что социализация должна рассматриваться как двухсторонний процесс, включающий в себя не только усвоение, но и активное воспроизводство индивидом общественных отношений. Тогда понятной становится формула современного понимания развития личности: «Изменяющаяся личность в изменяющемся мире».
Выделяют первичную и вторичную социализацию. Первичная связана с формированием обобщенного образа действительности, но это нечто большее, чем простое когнитивное образование. Характер же вторичной определяется разделением труда и соответствующего ему социального распределения знания. Вторичная социализация включает в себя и поведенческий компонент.
Степень, уровень, особенности социализации являются определяющими моментами в характеристике личности. Процесс социализации осуществляется в семье, социальных институтах общества, а также в различных неформальных объединениях. Вместе с тем социализация не может рассматриваться как механистическое отражение непосредственно испытанного или полученного в результате наблюдения социального опыта, отмечает А. А. Реан. Усвоение этого опыта субъективно: восприятие одних и тех же социальных ситуаций может быть различным. Разные личности выносят из сложившихся ситуаций различный социальный опыт, что является основой для развития другого процесса — индивидуализации. На этом положении, по мнению А. А. Реана, основывается единство двух противоположных процессов — социализации и индивидуализации.
Б. Ф. Ломов полагает, что в развитии личности диалектически сочетаются два процесса. С одной стороны, личность все более полно включается в систему общественных отношений; ее связи с людьми и разными сферами жизни общества расширяются и углубляются, и только благодаря этому она овладевает общественным опытом, присваивает его дела, делает своим достоянием. Это развитие личности и есть ее социализация. С другой стороны, приобщаясь к различным сферам жизни общества, личность вместе с тем приобретает и все большую самостоятельность, относительную автономность, т. е. ее развитие в обществе включает процесс индивидуализации. Один из признаков данного процесса состоит в том, что у каждой личности формируется ее собственный образ жизни и собственный внутренний мир.
Таким образом, при рассмотрении проблемы развития личности возникают противоречия, связанные с соотношением социализации и индивидуализации. Как отмечает А. А. Реан, социализацию не следует рассматривать как процесс, ведущий к нивелированию личности, индивидуальности человека, и как антипод индивидуализации. Именно в процессе социализации человек обретает свою истинную индивидуальность. Социальный опыт, лежащий в основе процесса социализации, не только усваивается, но и активно перерабатывается, становясь источником индивидуализации личности. Обосновывая три грани социализации личности, А. Г. Асмолов выделяет прежде всего грань индивидуализации, отражающую «основной генетический закон культурного развития», грань интимизации, отражающую переход от «мы» к «я» или проблему самосознания личности, и грань интериоризации как производство внутреннего плана сознания.
По К. Юнгу, каждому индивидууму свойственно стремление к индивидуализации или к саморазвитию. Индивидуализация — это процесс «становления собой» или самореализации, процесс, означающий потребность быть «единым», «однородным» существом.
Отметим, что основными понятиями, отражающими личностное развитие, личностный рост, являются: самосовершенствование, саморазвитие, жизненный путь, развитие потенциала личности, творческая деятельность.
Самореализация — это осуществление индивидных и личностных возможностей Я посредством собственных усилий, а также со-деятельности с другими людьми.
Феномен самореализации имеет сложный междисциплинарный характер. Он представляет интерес для педагогов, социологов, философов, социальных и медицинских работников. Но прежде всего, несомненно, проблема самореализации имеет психологическую природу. Термин «самореализация» (self-realization) впервые приводится в Словаре философии и психологии, изданном в 1902 г. в Лондоне. Понятие «самореализация» начал использовать в своих работах А. Адлер. С появлением гуманистического направления понятие «самореализация» стало синонимичным понятию «самоактуализация». Вместе с тем и А. Адлер, и К. Роджерс, и А. Маслоу, и Э. Фромм в своих концепциях опираются на философские подходы к проблеме самореализации. Анализ разноплановых работ показал, что самореализация может рассматриваться как цель, средство, явление, процесс, состояние, результат и итог.
В общем виде самореализация как процесс реализации себя — это осуществление самого себя в жизни и повседневной деятельности, поиск и утверждение своего особого пути в этом мире, своих ценностей и смысла своего существования в каждый момент времени. В некотором роде самореализация выступает атрибутом самого существования человека.
Самореализация играет важнейшую роль на всем жизненном пути личности, по сути, определяя его. Предпосылки к самореализации заложены в самой природе человека и существуют как задатки, которые с развитием человека, с формированием его личностных свойств становятся основой способности к самореализации. Критерий самореализации, который входит в оценочную систему психической деятельности каждого человека, отражает удовлетворенность общества личностью и удовлетворенность личности социальными условиями. Это понимание и оценка обусловлены знаниями и практическим опытом, личностными характеристиками и социальными умениями.Процесс осознания человеком своего субъективно-оптимального жизненного пути является важным элементом его личностной зрелости. Включение человека именно в те сферы жизнедеятельности, для которых он обладает необходимыми задатками, предполагает хорошую обучаемость, успешность, превышающую средний уровень. Ошибочность избранного направления жизни становится выраженной во взрослом возрасте.
Ключевые слова: Социализация, Личность
Источник: Тертель А.Л., Психология. Курс лекций
Материалы по теме |
---|
Психологические аспекты социализации личности Основы психологии и педагогики: учеб.-метод. пособие для студентов 2 курса всех факультетов… |
Факторы социализации и формирования личности Сластенин В. А. — «Педагогика» |
Формирование личности и ее социализация в обществе Социология в схемах и комментариях : учеб, пособие для СПО / Б. А. Исаев. — 2-е изд., испр…. |
Социальная зрелость личности Реан А. А., Психология личности. — СПб.: Питер, 2013. — 288 с.: ил. — (Серия «Мастера… |
Социализация личности: понятие и основные факторы Социология: учебник для СПО / В. В. Касьянов. — М.: Издательство Юрайт, 2019. —197 с. |
Что такое социализация личности? Лабунская В.А., Социальная психология личности в вопросах и ответах, 1999 |
Когнитивная и социальная зрелость личности Е. П. Ильин: Психология взрослости, 2012 |
Психологические типы личности человека . .. |
виды, этапы и условия социализации
Каждый человек представляет собой единство индивидуального и социального. Являясь уникальными и неповторимыми личностями, мы в то же время часть социума и следуем нормам и правилам поведения, принятым в нем. Социальная среда – это обязательное условие существования человека. Адаптация к ней начинается с рождения и длится всю жизнь. Этот процесс, который сопровождается усвоением норм, правил, стереотипов поведения и нравственных ценностей, называется социализацией.
СОДЕРЖАНИЕ
- 1 Сущность социализации
- 2 Виды социализации
- 2.1 Первичная социализация
- 2.2 Вторичная или повторная социализация
- 2.3 Перманентная социализация
- 3 Стадии социализации и их факторы
- 4 Этапы социализации
- 4.1 Этап адаптации
- 4.2 Этап индивидуализации
- 4.3 Этап интеграции
Сущность социализации
Необходимость социализации обусловлена самой природой человека. Он уникальное явление, потому что единственный из всех живых существ практически не обладает врожденными формами поведения. Ребенок, не прошедший социализацию, неспособен ни общаться как человек, ни устанавливать отношения с родичами, ни вести себя как принято в социуме. Это кошка или собака имеют врожденные программы видового поведения, а человеку всему надо учиться.
Социализация, по сути, процесс адаптации человека в социуме. Но это не просто знание о том, как нужно себя вести в той или иной ситуации. Знание социальных норм не гарантирует соблюдение их. Например, преступник ворует не потому, что не знает, что это противозаконно. Он прекрасно это знает. Но норма «не укради» не прошла процесс социализации, не присвоена им, не стала его внутриличностной нормой поведения. Явление перехода социальной нормы или значения с внешнего на внутренний уровень называется интериоризацией.
Это и есть основа социализации, ее базовый процесс. Первоначально все нормы поведения и приемы социальной деятельности для ребенка внешние. Родители когда убеждением, а когда и принуждением воспитывают у малыша привычку совершать определенные действия, делать оценки своих поступков и поступков других. Например, маленький ребенок не испытывает никакой потребности есть ложкой, застегивать пуговки на кофточке, чистить зубы, здороваться, тем более убирать свои игрушки. Но если родители достаточно настойчивы и терпеливы, то эти действия становятся привычными, и в схожей ситуации ребенок уже сам будет чувствовать потребность в них. Так, мы, взрослые, будем испытывать явный дискомфорт, если придется есть салат руками или выйти к незнакомым людям небрежно одетыми.
Сложность социализации еще и в том, что человек является членом разных социальных групп с разными нормами и правилами. Приходится проходить дополнительную социализацию в каждом социуме, куда нам довелось попасть.
Виды социализации
Когда говорят о социализации, то чаще всего имеют в виду ребенка, его воспитание, овладение речью и элементарными нормами поведения. Но социализация не ограничивается детским возрастом, она свойственна и взрослым. Причем у состоявшихся личностей этот процесс более сложный и проблемный с точки зрения психологии.
Можно выделить три вида социализации: первичную, вторичную и перманентную.
Первичная социализация
Этот вид социализации можно еще назвать детской. Начинается он с рождения и продолжается до начала самостоятельной жизни, точнее, до того момента, когда юноша или девушка станут полноправными и полноценными членами общества.
Детская социализация – самый изученный вид этого явления, потому что долгое время описание процесса в целом только ей и ограничивалось. Особенность первичной социализации в том, что она носит преимущественно неосознанный характер, ребенок, по сути, является не субъектом, а объектом социализирующих воздействий общества. В роли и проводников социальных норм, и тех, кто осуществляет социальный контроль за их выполнением, выступают взрослые: родители, воспитатели, учителя. А ребенок в лучшем случае только подражает более старшим членам группы. Поэтому главным условием успешности первичной социализации является благополучная семья, в которой соблюдаются социальные нормы.
Правда, чем старше становится ребенок, тем больше сознательных усилий он прилагает к овладению нормами. Или к сопротивлению им. Да, и такое случается, когда, например, подросток оказывается под влиянием асоциальной группы. В этом случае перед ним встает выбор: следовать общепринятым нормам поведения, которые поддерживает общество взрослых, или отказаться от этого ради ценностей, предлагаемых сообществом неформалов. Выбор непростой, и он во многом зависит от того, насколько ребенок к подростковому возрасту усвоил общественные нормы.
В нормальных условиях воспитания правила поведения усваиваются довольно рано, становятся внутриличностными нормами человека и сдерживают его асоциальное поведение. Дело в том, что в процессе социализации формируется и особый механизм внутреннего контроля. Он проявляется в чувстве стыда или ощущении вины, когда принятые ребенком нормы по каким-то причинам нарушаются. Это довольно неприятные чувства, и они играют роль регулятора поведения.
Но так происходит, если процесс социализации протекает правильно, то есть взрослые не только сами поддерживают общественные ценности и нормы, но и проявляют активность и настойчивость в воспитании у ребенка правильного отношения к ним. Только в этих условиях социальные нормы могут пройти процесс интериоризации.
Вторичная или повторная социализация
Это социализация, которую проходит человек при переходе в другую группу. Она может быть и в детском возрасте, например, при поступлении в детский садик, в школу, в спортивную секцию. Взрослый человек, устраиваясь на работу в другой коллектив, тоже должен ее проходить. Ведь везде есть свои правила и порядки, отличающиеся от уже привычных.
Но если переходы происходят в рамках одного общества или государства, то базовые нормы сохраняются. Самые серьезные сложности человек испытывает при переезде в другую страну, где даже обычаи и традиции отличаются от тех, что он усвоил в детстве и, как говорят, впитал с молоком матери. В ряде случаев нормы жизни в другом социуме кажутся настолько чуждыми, что процесс социализации не завершается, и человек всю оставшуюся жизнь чувствует себя «белой вороной» или возвращается на родину.
Именно вторичная социализация порождает наибольшее количество психологических проблем, которые требуют внимания специалистов. Нередко бывает, что помочь человеку адаптироваться в новой группе может только психолог. Причем и в родном социуме такое случается, например, когда молодой человек приходит в армию, где условия существования сильно отличаются от привычных.
Перманентная социализация
Даже если индивид всю жизнь прожил в одной стране, в одной семье и трудился в одном коллективе, то все равно социализации ему не избежать. Перманентная социализация – это адаптация человека к постоянно меняющемуся обществу.
Наша жизнь не стоит на месте, меняются условия, виды деятельности, появляются новые нормы, ценности, идеалы и утрачивают значение старые. Люди меняются вместе с обществом, кому-то это дается проще, кому-то сложнее, но перманентная социализация касается всех. И у нее тоже могут быть психологические проблемы.
Если преобразования в обществе происходят постепенно, то люди к ним привыкают и почти не замечают изменений, и сами так же постепенно адаптируются к ним. Но когда изменения носят революционный характер, то в естественной перманентной социализации возникают сбои. Часть людей с менее гибкой психикой или с более прочно усвоенными старыми нормами не могут быстро интегрироваться в преобразованное общество. У них возникает чувство дискомфорта и растерянности от того, что они чувствуют себя чужими в родной стране. Такое явление можно наблюдать после революций, в эпоху кардинальной перестройки социального строя.
Стадии социализации и их факторы
Если рассматривать социализацию как непрерывный процесс адаптации человека к обществу, то можно выделить несколько стадий в зависимости от своеобразия социальных условий. Эта классификация стадий социализации родилась еще в советской социальной психологии, которая на первое место ставила социально-экономический аспект.
В зависимости от социальной роли человека и его места в общественных отношениях выделяют три стадии.
- Дотрудовая стадия охватывает весь период взросления до начала трудовой деятельности и делится на первичную и этап обучения. В течение дотрудовой стадии происходит усвоение базовых норм поведения, а главным социализирующим фактором является воспитательное воздействие.
- Трудовая стадия. В этот период происходит раскрытие всех способностей личности, и ее развитие идет на фоне взаимодействия с другими элементами социума. Это период активного освоения социальных ролей и формирования социального статуса. Главный социализирующий фактор – стремление к профессиональному росту. А в качестве главного института социализации выступает трудовой коллектив, система социальных отношений.
- Послетрудовая стадия начинается с выходом человека на пенсию. Она проявляется в перестройке системы социальных отношений и утрате индивидом ряда своих социальных функций. Основным фактором этой стадии является изменение социальной позиции человека и перестройка его деятельности. Человеку приходится учиться существовать в новых условиях и искать новые способы самовыражения и саморазвития личности. Удается это далеко не всем, поэтому факт утраты своего социального значения переживается довольно тяжело.
Данная классификация стадий социализации поддерживается не всеми психологами, многим она кажется искусственной. Наибольшую критику вызывает третья стадия, потому что в зрелом возрасте человек не должен утрачивать ценность для общества, а скорее, наоборот. Ведь у него есть то, чего нет у более молодых представителей социума – бесценный опыт – как профессиональный, так и социальный.
Этапы социализации
Процесс социализации имеет свои закономерности и особенности. Его протекание подчиняется строгим социально-психологическим законам, которые одинаковы и для первичной, и для вторичной, и для перманентной социализации. Чтобы этот процесс считался полностью завершенным, он должен пройти три этапа.
Этап адаптации
Этот период характеризуется активным усвоением норм, правил, овладением формами социотипического поведения. В детской социализации он проходит под руководством взрослых, в повторной социализации человек, как правило, сам проявляет активность. Ведь это очень важно – стать полноправным членом нового коллектива, поэтому индивид старается побыстрее узнать, что здесь принято, что нет, с кем и как общаться и о каких традициях следует помнить.
Маленькие дети следуют групповым нормам под воздействием взрослых. Первоначально эти нормы для малышей внешние, и лишь потом они проходят процесс интериоризации. Это же характерно и для взрослого человека, который в новом коллективе ведет себя определенным образом, только чтобы не выделяться, не казаться чужим.
Интериоризация социальных норм – переход их с внешнего уровня на внутренний – основной психологический механизм данного этапа. Стать как все – это главная цель индивида, находящегося на этапе адаптации.
Постепенность процесса социализации хорошо заметна у маленьких детей, которые в ходе усвоения социальных норм начинают замечать их нарушения. Но, прежде всего, не у себя, а у других детей. А заметив, ябедничают, то есть сообщают о нарушении взрослому – основному гаранту правильного социального поведения. Хоть считается, что ябедничать – плохо, но это естественное и с точки зрения социальной психологии нормальное явление. У детей, конечно. У них оно свидетельствует, что этап адаптации находится в активной фазе.
Этап индивидуализации
Это самый сложный и проблемный этап, так как нередко связан с демонстрацией асоциального поведения у подростков. Усвоив базовые нормы общества или социальной группы, человек уже не хочет быть «как все». Он испытывает потребность в индивидуализации, в самовыражении, в проявлении собственного «Я».
Ребенок достигает этого этапа первичной социализации как раз к подростковому возрасту, и характерный для него кризис накладывается на стремление подростка доказать свою уникальность, продемонстрировать свои способности и таланты. Это проявляется в смене разных увлечений и интересов, ведь понять, к чему у тебя есть способность, можно только в деятельности. Те дети, кто смог быстро найти сферу самовыражения (спорт, изобразительное искусство, конструирование, коллекционирование и т. д.), переносят кризис подросткового возраста намного легче.
Нашедший свой путь ребенок более спокоен, так как уверен в себе и чувствует уважение общества. Соответственно, и взрослые, находящиеся рядом с ним, тоже испытывают меньше проблем. Поэтому важной задачей родителей и учителей является помощь подростку в поисках самореализации, иначе он будет самовыражаться по-своему, например, в эпатажном поведении, нарушении дисциплины, асоциальных поступках, агрессивности.
Этот этап наблюдается и при переходе взрослого в другую группу, хоть обычно менее заметен, чем у подростков.
Этап интеграции
Итак, если человек преодолел самый сложный этап социализации, определил, чем он может заслужить уважение общества, то он начинает искать сферу приложения своих способностей и единомышленников для совместной деятельности. Этот этап хорошо заметен в юности, когда молодые люди стоят перед выбором профессиональной деятельности или только начинают ее. Они стремятся к активности, к демонстрации своих талантов, но, к сожалению, им пока не хватает опыта и доверия общества. Поэтому легче всего им в кругу сверстников-единомышленников. Это самый «тусовочный» период, молодежь создает свои фан-клубы, неформальные группы, сообщества, где они могут обсуждать общие интересы и заниматься общим делом, где все они на равных правах.
Это завершающий этап социализации. На нем человек может продемонстрировать свою значимость для общества и начать свой путь к успеху. Если, конечно, он благополучно прошел первые два этапа. К сожалению, нередко человеку не удается найти свое призвание на этапе индивидуализации, тогда он начинает чувствовать себя неудачником и может еще долго искать свой путь, меняя разные занятия и профессии, или просто плыть по течению.
Этот человек тоже полноценный член общества, но реализовать себя в полной мере он не в состоянии. Однако не стоит разочаровываться и опускать руки, многие находили свое призвание и способ самореализации даже в зрелом возрасте. И от этого не только чувствовали удовлетворение, но даже молодели.
Таким образом, социализация – один из тех глобальных процессов, которые лежат в основе существования общества. Поэтому не только каждый отдельно взятый индивид, но и общество в целом заинтересовано в ее организации. Можно сказать, что на это брошены все силы общества и социализацией занимаются все его основные институты: государство, семья, школа, религиозные и общественные организации, средства массовой информации, литература и все виды зрелищного искусства.
Социализация | Развитие человека | Энциклопедия мировых проблем
Человеческое развитие
Описание:
Психологическое развитие погружено в семью, культуру и значимых других людей, которые в наибольшей степени будут формировать взрослую форму, которую принимает индивид. Социализация — это процесс, в ходе которого у человека, будь то ребенок или взрослый, развиваются качества, необходимые для его эффективного функционирования в тех секторах общества, в которых он вращается. Таким образом, социализация включает в себя процесс обучения: как он должен себя чувствовать и вести себя; что он должен ценить; как действовать приемлемым для других образом; соответствующие способы думать о реальном мире.
В раннем детстве, когда начинается процесс социализации, дети должны развивать когнитивные навыки, которые позволят им разумно справляться со сложными и меняющимися требованиями повседневной социальной жизни. Они должны стать опытными в сложном социальном поведении, которое способствует обоюдно удовлетворяющим отношениям. Они должны стать опытными в вербальном общении, чтобы они могли влиять и подвергаться влиянию в повседневной жизни. Они также должны научиться ценить общественное одобрение и другие символические награды, которые делают их восприимчивыми к социальному влиянию.
Первичные агенты социализации (а именно люди, чьи социальные роли и функции прочно закреплены в социальных или личных институтах культуры) оказывают свое влияние на раннем психологическом и социальном развитии ребенка. Однако социализация – это процесс, который продолжается на протяжении всей жизни. Как и в случае с ребенком, агенты социализации, воздействующие на взрослых, используют для достижения своих целей комбинацию рассчитанных лишений и удовольствий. Социализация взрослых — это, по сути, процесс привлечения развивающихся людей к полноценному участию во множестве ролей, доступных обществу, таких как университеты, клубы, профсоюзы, бизнес-организации, спортивные клубы и социальные круги. Социальные, юридические, образовательные и религиозные организации, средства массовой информации и множество внесемейных агентов в той или иной степени способствуют формированию типов ценностей и моделей реагирования, привитых членам группы. Этот процесс еще более усложняется тем фактом, что эти множественные источники влияния часто действуют в противоречивых направлениях.
Эффективная социализация предполагает некоторое фундаментальное изменение представления индивида о самом себе. У взрослых, попавших в новые ситуации, требующие новых ролей и новых моделей поведения, иногда происходит лишь частичная социализация, и взрослый учится демонстрировать минимально необходимое соответствие во внешности и поведении, не привязываясь и не отождествляясь с социальными институтами, в которых он запутался. .
Конечной целью процесса социализации является замена внешних санкций внутренним контролем в любых заданных условиях. Как только человек научился усваивать контроль над своим поведением и развил систему саморегуляции, его требования к себе и самореакция на собственное поведение стали его главными проводниками и сдерживающими факторами. Приверженность общественным нормам происходит при отсутствии внешнего давления и социального надзора.
Процесс социализации может прерываться почти с самого начала жизни. Физические пороки развития могут непосредственно ограничить способность ребенка реагировать на усилия взрослых по его социализации. Деструктивные психологические события в раннем детстве будут столь же эффективны в искажении социализации ребенка. Обычно ожидаемые возрасты и этапы социального роста могут не наступить в соответствии с привычным графиком.
Связанный:
Инкультурация
Что такое социализация | ИГИ Глобал
1.
Процесс, в котором культура, состоящая из социальных ценностей, норм и стилей жизни, развивается в обществе и переходит от поколения к поколению путем обучения. Узнайте больше в: Влияние компьютерных игр на процесс социализации и склонность к насилию школьников-подростков
2.
Процесс, посредством которого человек приобретает личную идентичность и изучает социальные нормы, ценности, навыки и модели поведения, необходимые для участия в жизни его или ее собственного общества. Узнайте больше в: Влияние мобильных телефонов на социализацию и эмансипацию подростков
3.
Процесс включения человека в состав определенной социальной общности, который, как правило, отличается от мигранта рядом характеристик (поведением, языком, привычками, отношением к праву и др. ). Узнайте больше в: Роль государства в оптимизации коммуникации поколения Z с мигрантами в управлении человеческими ресурсами
4.
Процесс, посредством которого учащиеся усваивают нормы и ценности, необходимые для жизни в цивилизованном обществе. Узнайте больше в: Тенденции и проблемы виртуальных школ
5.
Позволяет преобразовывать неявные знания посредством прямого взаимодействия между людьми через совместную деятельность путем наблюдения, имитации, практики и создания сетей. Узнайте больше в: Новое поколение управления знаниями для эпохи Web 2.0: KM 2.0
6.
Процесс, посредством которого учащиеся усваивают нормы и ценности, необходимые для жизни в цивилизованном обществе. Узнайте больше в: Проблемы и возможности виртуальных школ
7.
Это процесс становления членом общества, в котором человек родился или жил. Узнайте больше в: Взаимодействие интернет-зависимости с FoMO: роль цифровых медиа
8.
Процесс принятия моделей поведения окружающей культуры. Узнайте больше в: Гендерное влияние на образование взрослых
9.
Процесс, который позволяет новому члену почувствовать себя знакомым с организацией, изучая нормы, ценности и культуру организации. Узнайте больше в: Международное развитие профессорско-преподавательского состава в системе высшего образования США
10.
Социализация – это приспособление человека к правилам и формам групп. Узнайте больше в: Поиск решений для улучшения социальных отношений и коммуникации у зависимых от медиа детей цифровой эпохи
11.
Воспитание инструкций, норм и ценностей со стороны общества. Узнайте больше в: Женщины и ИТ в Лилонгве
12.
Процесс, посредством которого социальные ценности прививаются конкретным молодым людям, чтобы они могли лучше справляться со всеми проблемами в журнале жизни. Узнайте больше в: Этос Системы знаний коренных народов Африки (IAKS): перспективы постколониальной учебной программы
13.
Социализация включает факторы, с которыми дети знакомятся в своей среде и которые формируют их восприятие, реакции или убеждения. Примеры этих факторов могут включать опыт, которому родители подвергают своих детей, или средства массовой информации. Узнайте больше в: Развитие детей: взгляд на дошкольное образование и семейную динамику
14.
Включает в себя развитие специальных знаний и навыков, развитие чувства профессиональной идентичности, усвоение профессиональных норм и включение этих норм в свое поведение и в свою личную идентичность (Bierema, 2010). Узнайте больше в: Социализация преподавателей и получение должности: этические проблемы и соображения
15.
Процесс, в котором среда студента готовит его к академической и рабочей интеграции. Узнайте больше в: Продвижение стратегий удержания и вовлечения с помощью эффективных онлайн-сред
16.
Принятие поведенческих моделей окружающей культуры. Узнайте больше в: Удержание студентов в онлайн-образовании
17.
Средства, с помощью которых люди усваивают ценности и модели поведения, соответствующие социальной группе. 1 Ученые расходятся во мнениях относительно того, следует ли использовать термин «культура» или «климат» для описания социального контекста и ценностей организации. Мы следуем Thumin & Thumin (2011, стр. 106) в использовании термина «культура», потому что это «более богатый, более значимый, более всеобъемлющий термин». Узнайте больше в: Формирование культуры честности
18.
Теория, которая относится к процессу приобретения и распространения стандартов, обычаев и верований. Узнайте больше в: Исправление конвейера: переосмысление дорожной карты к высшему образованию
19.
Процесс, посредством которого человек становится частью группы. Узнайте больше в: На пути к пониманию успешного внедрения систем управления знаниями на основе блогов: социально-психологический подход
20.
Это процесс интеграции студентов в академическую или профессиональную культуру таким образом, чтобы студент мог воплощать характеристики такого сообщества в рамках конкретной дисциплины. Узнайте больше в: Развитие чувства общности посредством привлечения платформ для поддержки онлайн-социализации аспирантов
21.
Процесс успешной интеграции в новую роль в организации. Узнайте больше в: Разнообразие, равенство и инклюзивность в организационной социализации в новую эпоху удаленной работы
22.
Включение личности в социальную конструкцию. Узнайте больше в: Привычка смотреть телевизор и пользоваться компьютером у детей младшего школьного возраста
23.
Непрерывный процесс, посредством которого человек приобретает личную идентичность и изучает нормы, ценности, поведение и социальные навыки, соответствующие его или ее социальному положению. Узнайте больше в: Распределенная рабочая среда: влияние технологий на рабочее место
24.
Предлагает ли игра локальную и сетевую многопользовательскую игру или совместную игру, которая предлагает поддержку и общение между игроками? Узнайте больше в: Делаем Exergames привлекательными: оценка коммерческих Exergames
25.
Пожизненный процесс развития навыков и привычек, необходимых для эффективного функционирования в обществе. Узнайте больше в: Анализ конкретного случая модели предоставления услуг по поведенческому вмешательству со студентами с расстройствами аутистического спектра
26.
Процесс, посредством которого люди усваивают свое культурное окружение как своего рода мастерство в использовании символов, привычек и способностей, которые определяют это культурное окружение. Кроме того, присвоение социальной нормы индивидуумом для того, чтобы стать частью общества. Узнайте больше в: PLAYER: европейская игра-вызов для молодых предпринимателей
27.
Это процесс, посредством которого человека от рождения до смерти учат нормам, обычаям, ценностям и ролям общества, в котором он живет. Узнайте больше в: Определяемые вызовы как глобальные сложности: глобализация, гендерное насилие и безгражданство
28.
Непрерывный процесс, происходящий в основном в детстве, посредством которого люди усваивают социальные нормы и учатся соответствующим способам поведения в каждой культуре, то есть действовать в соответствии с ожиданиями других. Основными учреждениями, участвующими в процессе социализации , являются семья, школа и средства массовой информации. Узнайте больше в: Семьи в зеркале и женщины на грани: образование для устойчивого развития о семье и гендерной динамике с помощью комиксов и социологии
29.
Процесс адаптации и интеграции в новую среду, включая новую организацию, который включает в себя изучение нового поведения, ценностей, ожиданий, отношений, знаний, навыков и установление новых отношений. Узнайте больше в: Роль стратегического лидерства в построении геоцентрической культуры глобальных корпораций
30.
Целенаправленное взаимодействие, которое ребенок предпринимает с другими для удовлетворения индивидуальных потребностей и общественного признания. Узнайте больше в: Проведение линии между хорошим и плохим влиянием супергероев на дошкольное образование
31.
Это процесс обмена неявными знаниями посредством общения лицом к лицу. Узнайте больше в: Создание знаний, Ba и CoP: опыт IADE-UAM
32.
Социализация — это ситуация, в которой учащиеся могут взаимодействовать друг с другом или с преподавателями в учебной среде. Узнайте больше в: Модели проектирования для разработки образовательных сред виртуальной реальности: систематический обзор
33.
Процесс становления фанатом посредством изучения культуры и истории определенного вида спорта, команды и/или спортсмена. Узнайте больше в: Потребление спортивных болельщиков: современные исследования и новые тенденции
34.
Акт взаимодействия, обмена информацией или знаниями между группой людей. Узнайте больше в: Приложения социальных сетей как эффективные инструменты предоставления услуг библиотекарям
35.
Процессы, посредством которых люди приспосабливаются к обществу и формируют себя как личности. Узнайте больше в: Теоретическая концептуализация скрытой учебной программы во второй половине ХХ века
36.
Процесс, посредством которого люди приобретают знания, язык, социальные навыки и ценности, чтобы соответствовать нормам и ролям, необходимым для интеграции в группу или сообщество.