Сильное желание есть прожорливость: 3 главных причины постоянного чувства голода

Содержание

Почему не стоит доверять острому желанию что-то съесть

  • Джессика Браун
  • BBC Future

Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.

Автор фото, Getty Images

Многие считают, что появляющееся у нас время от времени острое желание что-то съесть — это сигнал, который подает нам организм: ему это нужно. Однако что по этому поводу говорят ученые?

Когда мы просто голодны, то подойдет любая пища. Но когда нам вдруг хочется чего-то определенного, все сложнее. Что такого особенного в том или ином продукте, что возникающее желание съесть его столь сильно?

Как правило, нам очень хочется съесть что-то высококалорийное, из-за чего за этим всегда маячит призрак набора лишнего веса. Но откуда берется это труднопреодолимая тяга?

Широко распространено мнение, что острое желание что-то съесть — это сигнал, который подает нам организм: ему якобы нужно именно это питательное вещество и прямо сейчас.

Беременные женщины объясняют такую тягу для себя так: этого хочет их еще не родившийся ребенок. Но правда ли это?

Большая часть исследований острого желания что-то съесть находит несколько его причин, и почти все они — психологические.

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

Думаете, этого требует ваш организм? Не обманывайте себя

Культурная обусловленность

В начале XX века русский ученый Иван Павлов обнаружил, что собаки начинают ожидать того, что им дадут поесть, когда получают определенный сигнал. В серии получивших широкую известность исследований Павлов приучил собак реагировать на звонок слюноотделением.

Страстное желание съесть что-то определенное может быть объяснено похожей реакцией, считает Джон Аползан, доцент клинической диетологии и метаболизма Биомедицинского исследовательского центра в Пеннингтоне.

«Если вы всегда едите попкорн, когда смотрите любимую телепередачу, желание поесть попкорна будет возрастать, когда она идет по телевизору», — объясняет он.

  • Завтрак: есть самому или отдать врагу?
  • Сахар — «белая смерть»? А если он ни в чем не виноват?
  • Так сколько же воды надо выпивать ежедневно? И зачем?
  • Страны, где едят крыс — не от голода, а потому что вкусно

Известный спад в работоспособности в районе 15 часов — еще один пример. Если в это время вам очень хочется съесть чего-нибудь сладкого, то чаще всего это случается, когда вы на работе, рассказывает Анна Конова, директор лаборатории неврологии зависимостей и выбора в Ратгерском университете (штат Нью-Джерси).

Все это происходит потому, что непреодолимая тяга что-то съесть возникает от внешних раздражителей — это вовсе не сигнал нашего организма, что ему якобы чего-то не хватает.

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

Вкусно? Но не факт, что это действительно нужно вашему организму

В странах Запада один из самых обычных продуктов, вызывающих такое желание, — шоколад. Это подтверждает предположение, что дело вовсе не в дефиците питательных веществ, поскольку в шоколаде не содержится особенно много чего-то питательного, в чем мы можем испытывать дефицит.

Часто приходится слышать аргумент: шоколада так хочется из-за того, что в нем содержится большое количество фенилэтиламина, химического соединения, лежащего в основе некоторых природных нейромедиаторов, а также стимуляторов и психоделиков.

Но во многих других продуктах, в отношении которых у нас не возникает подобного вожделения, этого самого фенилэтиламина гораздо больше — например, в молочных.

Кроме того, когда мы перевариваем шоколад, ферменты разлагают фенилэтиламин, так что он не поступает в мозг в серьезных количествах.

На Западе желанность шоколада среди женщин вдвое выше, чем среди мужчин. В частности, происходит это до и во время менопаузы.

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

Шоколад очень любят на Западе — но не стоит приписывать ему какие-то особые свойства

Пропустить Подкаст и продолжить чтение.

Подкаст

Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

эпизоды

Конец истории Подкаст

И хотя кровопотеря может приводить к дефициту некоторых важных для нашего организма элементов, например, железа, ученые подчеркивают, что шоколад не восстановит уровень железа так же быстро, как это сделают красное мясо или листья зелени.

Можно было бы предположить, что если шоколад так востребован женским организмом во время менструации, то после ее окончания нужда в нем отпадает. Но одно из исследований обнаружило лишь небольшой спад в желании есть шоколад у женщин в период после менопаузы.

Гораздо более вероятно, что связь между шоколадом и ПМС (предменструальным синдромом) — культурная, поскольку преобладает в западном обществе.

В одном из исследований было обнаружено, что женщины, родившиеся за пределами США, значительно реже связывают желание поесть шоколада с менструальным циклом, чем те, кто родился в США, а также иммигранты в США во втором поколении.

Некоторые исследователи предполагают, что шоколад связан у женщин с менопаузой потому, что это единственное для них время, когда обществом не порицается увлечение сладким. И всё из-за того, что в современной западной культуре идеал женской красоты — худая женщина.

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

Часто очень хочется именно того, что нам лучше бы не есть

В другом исследовании утверждается, что причиной острого желания съесть что-то определенное могут быть мучительные колебания между этим желанием и стремлением контролировать то, что мы едим.

Как говорится в выводах, женщины разрешают это противоречие, отказываясь от пищи, которой им так хочется, и от этого им ее хочется еще больше. А если они поддаются желанию, то потом испытывают чувство вины.

Как подчеркивается в исследовании, негативные эмоции, в свою очередь, подстегивают аппетит, и в итоге человек уходит в своего рода запой, только связанный с определенной едой.

Описанное имеет мало отношения к биологической нужде в той или иной пище или к физиологическому чувству голода. Это, скорее, о правилах, которые мы сами себе устанавливаем в отношении еды, и последствиях их нарушения.

Исследования также показывают, что, хотя острое желание поесть шоколада широко распространено в странах Запада, на Востоке это не так.

Есть и лингвистические различия: только две трети языков имеют специальное слово для такого желания, причем в большинстве случаев это слово имеет отношение к наркотикам или лекарственным средствам, а не к пище.

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

Для жителей многих стран Азии желание поесть шоколада просто необъяснимо

Внутренние манипуляции

Есть подтверждение тому, что триллионы бактерий, живущих у нас в кишечнике, могут манипулировать нашим желанием съесть что-то. И это далеко не всегда то, что нужно нашему организму.

Дело в том, что микробы преследуют свои собственные интересы, говорит Атена Актипис, доцент факультета психологии Аризонского университета. И у них это хорошо получается.

«Те микробы, которым удается выживать за счет убеждения организма съесть то, что им нужно, по законам эволюции в следующем поколении получают преимущество перед другими. Им удается так управлять нами, что мы их кормим», — объясняет она.

Разным микробам у нас в кишечнике нравится разная окружающая среда. Одним — более кислотная, другим — менее.

То, что мы едим, влияет на экосистему в нашем кишечнике и на то, что достается бактериям. Они могут манипулировать нами, принуждая есть то, что им нужно, несколькими способами.

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

Бактерии, живущие у нас в кишечнике, далеко не всегда знают, что именно нужно организму

Например, посылать сигналы из кишечника в мозг через блуждающий нерв и заставлять нас чувствовать себя неважно, если мы недостаточно едим того, что нужно бактериям.

Или же они улучшают наше самочувствие, когда мы едим то, что им нравится, выделяя в организм такие нейромедиаторы, как дофамин или серотонин.

Они могут влиять на наши вкусовые рецепторы, чтобы нужные бактериям продукты ощущались, например, сладкими.

Никто еще это целенаправленно не изучал, признает Актипис, но такая картина основана на понимании учеными поведения микробов.

Но, предупреждает она, микробы не всегда хотят того, что для нас полезно. В конце концов, некоторые бактерии могут быть причиной болезни и смерти.

«Есть такое представление, будто микробиом — это часть нашего организма. Однако если у вас инфекционное заболевание, то вы скорее скажете, что микробы захватили ваш организм», — подчеркивает она.

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

Если вы с детства привыкли к здоровой пище, то и съесть вам захочется что-то здоровое

Если вы придерживаетесь диеты с большим содержанием сложных углеводов и клетчатки, то вы создаете более разнообразный микробиом, говорит Актипис.

Вот тогда, возможно, если вы и будете остро желать какой-то пищи, то это будет здоровая пища.

Обуздать свои желания

Окружающий нас мир полон импульсов и мотиваций, способных вызывать самые разные желания — в том числе и съесть что-то определенное. Реклама, фотографии в соцсетях… Как удержаться среди всего этого?

«Куда бы мы ни пошли, везде мы видим рекламу продуктов с добавленным сахаром, и купить такую пищу очень легко, — говорит Атена Актипис. — Реклама влияет на наш мозг, и как только мы чувствуем запах этих продуктов, нам тут же хочется их попробовать».

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

Нас с детства преследует реклама продуктов с добавленным сахаром. Очень трудно удержаться…

Свести к минимуму подобные раздражители и стимулы нереально. Ученые изучают способы, как нам преодолеть зависимость от навязываемой нам жажды съесть что-то.

В значительном количестве исследований содержится вывод, что техники повышения осознанности могут помочь побороть желание. Например, понимание того, что такое это желание, откуда оно берется. Или же умение не зацикливаться на мыслях о вожделенной пище.

Исследования показывают: один из наиболее эффективных способов укротить тягу — исключить из рациона продукты, вызывающие ее. Что подтверждает — в этих случаях мы хотим вовсе не того, что необходимо нашему организму.

В еще одном исследовании ученые на протяжении двух лет проводили эксперимент, более 300 участников которого придерживались случайным образом выбранной диеты (одной из четырех, с разным уровнем жиров, белков и углеводов).

Исследователи измеряли количество потребленных продуктов и фиксировали случаи возникновения острого желания что-то съесть.

Во всех группах участники потеряли в весе, но когда они съедали меньше той или иной пищи, то и непреодолимое желание в отношении этой пищи возникало реже.

По словам ученых, их эксперимент показал, что для того, чтобы снизить количество случаев «хотения», людям следует есть ту пищу, в отношении которой «хотение» возникает реже (возможно, потому, что воспоминания об этой пище быстрее стираются из памяти).

В целом ученые сходятся на том, что необходимо больше исследований, чтобы до конца разобраться в этом вопросе и выработать тактику преодоления желания срочно поесть нездоровой пищи.

Но нельзя не отметить, что их исследования уже сейчас показывают: чем здоровей наша диета, тем более здоровую пищу требует наш организм.

Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Future.

Врачи объяснили, почему возникает постоянное желание что-нибудь съесть

Гормональный фон

Чувство голода напрямую зависит от гормонального фона. Если вы постоянно чувствуете желание что-нибудь съесть, врачи советуют сдать анализы на несколько гормонов. В первую очередь, это гормон лептин, который вырабатывается после еды и в норме дает сигнал о том, что в организм поступило достаточно питательных веществ. Если же человек регулярно переедает, это означает, что в организме вырабатывается избыток лептина, его концентрация в крови значительно повышается, и сигналы до мозга доходят все хуже и хуже.

«Ваш организм «думает», что голодает, хотя на самом деле энергии с пищей он получает более, чем достаточно. С лептинорезистентностью часто сталкиваются люди с лишним весом. Из-за избытка жировой ткани вырабатывается больше лептина, чем нужно», — объясняет Ирина Арар, врач-эндокринолог, специалист по LOWFOODMAP и современному питанию клиники эстетики и качества жизни GMTClinic.

«Значит, вы съели что-то не то». Почему после обеда хочется спать

Профессионального выгорания можно избежать, изменив образ жизни – в частности, скорректировав…

13 октября 19:01

Еще один гормон, отвечающий за чувство голода, – это инсулин. Он регулирует уровень глюкозы в крови и при ее снижении дает сигнал мозгу, что пора принимать пищу. «Если в рационе много простых углеводов, недостаточно белка, или человек не соблюдает кратность питания, уровень инсулина в крови достаточно высок», — предупреждает Ирина Арар. Из-за избытка инсулина рецепторы, находящиеся на поверхности клетки, теряют чувствительность к этому гормону.

«Получается, что питательных веществ в крови много, но проникнуть в клетку они не могут, и в мозг начинают поступать сигналы о том, что клетки голодают и их срочно нужно накормить», — объясняет врач.

Как рассказал «Газете.Ru» Валерий Саванович, основатель и владелец медицинской онлайн-лаборатории Lab4U, сильное чувство голода, сопровождающееся жаждой и позывами к частому мочеиспусканию, может быть признаком сахарного диабета — и это напрямую связано с чувствительностью клеток к инсулину.

«Диабет развивается, когда в организме есть нехватка инсулина или ткани тела становятся нечувствительными к нему. В итоге уровень сахара в крови повышается до аномальных значений, что представляет серьезную угрозу жизни», — предупреждает он.

Повышенное чувство голода также может быть вызвано болезнями щитовидной железы, гормоны которой контролируют скорость обмена веществ в организме. По словам Савановича, изменения в функциях щитовидной железы отражаются на настроении человека, его весе и уровне энергии в целом. Однако не стоит бежать сдавать анализы «наобум», выявить проблемы поможет врач-эндокринолог.

Нарушения работы ЖКТ

К ним относятся различного рода ферментопатии и нарушение всасывания питательных веществ в ЖКТ, объясняют врачи. По словам Ирины Арар, человек может съедать свое привычное количество калорий, но эта еда просто не будет нормально расщепляться и усваиваться. Нарушение функций ЖКТ часто сопровождается расстройством стула, синдромом раздраженного кишечника и метеоризмом.

Заснуть за 15 минут: можно ли победить бессонницу с помощью льда

Спасение от бессонницы лежит в морозилке — эта идея активно распространяется сейчас в TikTok…

21 октября 18:07

Связь мозга и пищеварительной системы обеспечивают гормоны желудочно-кишечного тракта, которые выделяют эндокринные клетки в кишечнике. Эти гормоны способны влиять на секрецию инсулина и активировать участки мозга, отвечающие за прием пищи.

«Яркий пример – гормон грелин, повышающий аппетит.

Его секреция возрастает, если человек недоедает, и падает, когда человек сыт. Но иногда система дает сбой, и возникает стойкое чувство голода», — объясняет Валерий Саванович.

Нарушение сна

Многочисленные исследования показали: при нехватке сна происходит активация отдельных зон мозга, которая приводит к усиленному голоду. Валерий Саванович объясняет: на фоне недосыпа активируется выделение грелина и падает уровень лептина, результатом чего становится рост аппетита и тяга к калорийной пище.

«Если человек нормально не поспал хотя бы одну ночь, то он съедает на следующий день на 150 ккал больше», — утверждает Ирина Арар.

Врач объясняет этот факт нарушением гормонального баланса, в частности, сбоями в синтезе гормона стресса – кортизола. В результате человек пытается компенсировать дисбаланс с помощью еды.

Пищевые расстройства

С расстройством пищевого поведения сегодня может столкнуться каждый. К этим состояниям относят не только анорексию и булимию, но и увлечение жесткими диетами, постоянное недовольство своим телом и эмоциональное «заедание» стресса.

«Если практикуются частые перекусы, в особенности состоящие из быстрых углеводов (сладостей, например), чувство голода будет быстро возвращаться. Все просто: такие продукты резко повышают уровень сахара в крови, но после скачка происходит резкое падение», — говорит Валерий Саванович.

Причины развития пищевых расстройств до сих пор не до конца ясны, но разбираться и решать их должен врач, уверена Ирина Арар. «Тема нарушения пищевого поведения очень сложная, и с ней должен работать психиатр», — говорит она.

Свою позицию эндокринолог объясняет тем, что пищевые расстройства всегда связаны с нарушениями синтеза и работы нейромедиаторов. И в случае любых проявлений нарушения пищевого поведения врач должен собрать полный анамнез, в том числе, узнать о генетических предрасположенностях пациента. «Если в генотипе есть поломки, то это всегда связано с психиатрией», — утверждает она.

«Получили невозможное»: врачи осудили увлечение россиян БАДами

Россияне скупают витамин D, магний и биодобавки с бузиной. Врачи бьют тревогу. По их мнению, мода…

10 ноября 20:53

По мнению Ирины Арар, вместе с психиатрами побороть пищевые расстройства помогают также health-коучи. «Эта профессия появилась в США и уже набирает популярность в нашей стране. Их задача поддерживать тех, кто лечится от пищевой зависимости, в течение всего периода терапии», — рассказывает Арар.

Паразитарные инфекции

Многие уверены, что паразиты – проблема маленьких детей. Но врачи утверждают, что это совсем не так. Правда, выявить паразитоз у взрослого человека действительно сложнее, ведь яркие симптомы отсутствуют, а чувство усталости и постоянное желание перекусить мы списываем на стресс и недосып. Между тем паразиты часто могут быть причиной воспалений, нарушений сна и расстройств пищевого поведения.

«Когда ко мне на прием приходят полные люди с запросом похудеть, я часто назначаю им анализ кала. В результате нередко обнаруживаются такие паразиты, как лямблии или кандида. Они в достаточной степени влияют на наши пищевые привычки.

По сути, мы их кормим, они едят то, чем питаемся мы сами. И потом выдают нам свои «пожелания» — то, чего им самим хочется.

Так что если вам хочется сладкого, то вполне возможно, что это просто кандида сидит и скучает», — рассказывает Ирина Арар.

Как и в случае с гормонами, анализы на типы паразитарной инфекции должен назначать врач. «Это могут быть антитела к гельминтам, анализ кала на яйца гельминтов и цисты простейших», — говорит Валерий Саванович.

О методе — Медицинский центр «ЕвгеНика»

Рассматривая проблему лишнего веса для начала нужно определить, какую же массу тела принимать за норму. Нормальный вес — это вес, не мешающий человеку как биологическому существу, не влияющий отрицательно на его здоровье.

Существует несколько способов его расчёта.

Формула Брокса: вес тела (кг) = рост (см) минус 100, т.е. при росте 164 кг нормальный вес 64 кг. Эта формула подходит для людей среднего возраста. Для более молодых такой вес считается избыточным.

В Европе и США для определения излишнего веса пользуются формулой КЕТЛЯ: индекс массы тела ИМТ (индекс Кетля) = М : Н², где М — масса тела в килограммах, Н — рост тела в метрах.

Возьмите калькулятор и подсчитайте. Если у вас ИМТ получится меньше 25 — это норма, от 25 до 30 — нарушение питания, более 30 — уже ожирение. Степень ожирения определяется также по индексу Кетля. Индекс от 30 до 35, то это лёгкая(первая) степень ожирения,  35-40 — ожирение средней(второй) степени тяжести,  индекс 40 — тяжёлая(третья) степень ожирения, 40 — и выше крайняя степень. По данным Всемирной Организации Здравоохранения,  ожирение первой и второй степени-угроза здоровью человека, ожирение третьей степени-угроза жизни человека

Существует мнение, что увеличение веса тела в связи со старением является нормальным. Увеличение происходит за счёт отложения жира, так как мышечная масса в преклонном возрасте уменьшается, и вес должен бы в связи с этим также снижаться. У стариков часто наблюдается падение веса, причиной которого является атрофия мышц и отсутствие аппетита, возникающее вследствие склероза артерий мозга.

Кроме названных факторов при определении нормального веса тела необходимо учитывать конституцию человека.

Различают астенический, пикнический и атлетический типы конституции. Астенический тип характеризуется стройной фигурой, узкой грудной клеткой и слабым развитием мышц. Пикнический тип отличается приземистой фигурой, короткой шеей, широкой грудной клеткой и низким ростом. Атлетический тип — это сильное развитие мускулатуры и крепкое телосложение.

На основании измерений у 3 000 жителей Москвы, проведенных Институтом питания Академии медицинских наук, была составлена таблица нормального веса тела, в которой учитывается тип конституции человека

Как видно из приведённой таблицы, в зависимости от конституции, вес при одинаковом росте может значительно различаться.

НОРМАЛЬНЫЙ ВЕС ТЕЛА ЛЮДЕЙ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ КОНСТИТУЦИИ В ВОЗРАСТЕ 25-30 ЛЕТ

Мужчины

Женщины

Рост (см)

Вес (кг)

 

Рост (см)

Вес (кг)

 

узкая грудная клетка

 

нормальная грудная клетка

 

широкая грудная клетка

 

узкая грудная клетка

 

нормаль­ная грудная клетка

 

широкая грудная клетка

 

155. 0

 

49,3

 

56,0

 

62,2

 

152,5

 

47,8

 

54,0

 

59,0

 

157,5

 

51.7

 

58,0

 

64,0

 

155,0

 

49,2

 

55,2

 

61.6

 

160,0

 

53,5

 

60,0

 

66,0

 

157,5

 

50,8

 

57,0

 

63,1

 

162,5

 

55,3

 

61,7

 

68,0

 

160,0

 

52,1

 

58,5

 

64. 8

 

165,0

 

57,1

 

63,5

 

69,5

 

162,5

 

53,8

 

60.1

 

66.3

 

167,5

 

59,3

 

65,8

 

71.8

 

165,0

 

55,3

 

61,8

 

67.8

 

170,0

 

60,5

 

67,8

 

73.8

 

167,5

 

56,6

 

63,0

 

69,0

 

172. 5

 

63,3

 

69.7

 

76,8

 

170,0

 

57.8

 

Но

 

70.0

 

175,0

 

65,3

 

71.7

 

77,8

 

172,5

 

59.0

 

65,2

 

71,2

 

180,0

 

68,9

 

75.2

 

81,2

 

175,0

 

60,3

 

66,5

 

72.5

 

182,5

 

70,9

 

77,2

 

83,6

 

177,5

 

61,5

 

67,7

 

74,9

 

185,0

 

72,8

 

79,7

 

85,2

 

180,0

 

62,7

 

68,9

 

73. 7

 

 

ПОНЯТИЕ ОЖИРЕНИЯ

Теперь, когда вы высчитали свой индекс, то сами можете определить степень излишнего веса и поставить себе диагноз. Да, диагноз, так как ожирение — это болезнь. Если у вас ожирение 1-2 степени или начальная стадия 3-ей, то это угрожает вашему здоровью. Если ожирение 4-ой степени или приближена к ней (тяжёлая форма 3-ей), то это уже угроза вашей жизни. Это придумала не я, это данные, полученные в ведущих клиниках мира. Осложнения или следствия ожирения — это такие болезни как гипертония, инсульт, ишемическая болезнь сердца, заболевания эндокринной системы, в частности, сахарный диабет второго типа, атеросклероз и связанные с ним заболевания, синдром ночного апноэ, подагра, репродуктивная дисфункция, желчекаменная болезнь, варикозное расширение вен нижних конечностей, геморрой, заболевания костной системы — остеохондрозы, артрозы, некоторые онкологические заболевания (у женщин — рак шейки матки, яичников, молочных желёз, эндометрия; у мужчин — рак предстательной железы и прямой кишки). По данным эндокринного научного центра РАМН на международном симпозиуме по проблемам ожирения в 2000 году в Москве, люди, страдающие ожирением, живут в среднем на 10-12 лет меньше, чем те, кто его не имеет.

Организм человека нуждается в постоянном притоке питательных веществ:  белков, жиров, углеводов, микроэлементов, необходимых для нормальной работы организма. Пища, которую мы едим, перерабатывается в органах пищеварения: желудке и тонком кишечнике под воздействием активных веществ — ферментов, содержащихся в желудочном соке. Они разлагают питательные вещества на более простые соединения, которые через слизистую оболочку кишечника всасываются в кровь.

Питательные вещества участвуют в процессах обмена веществ. В сложных процессах обмена их часть превращается в строительный материал для клеток организма человека, обуславливая процессы роста и замену «изношенных» клеток, наибольшее же количество питательных веществ затрачивается на образование необходимой для жизни энергии.

Энергетическая ценность продуктов питания оценивается в килокалориях. Килокалория — количество теплоты, необходимое для нагревания 1 кг воды на 1°С.   При сгорании 1 грамма белка и 1 грамма углеводов образуется 4,1 ккал, а 1 грамма жира — 9,3 ккал. Потребность человеческого организма в калориях зависит от энергетических потерь во время физической работы. Чем тяжелее мышечная работа, тем больше затрачивается энергии, и тем больше калорий должен получить организм с пищей. И наоборот — чем меньше человек напрягает мышцы, тем меньше потребность в калориях.

Отсюда вывод: ЕСЛИ  КАЛОРИЙНОСТЬ  ПИЩИ  МЕНЬШЕ  ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ  ЗАТРАТ,  ЧЕЛОВЕК  ХУДЕЕТ.  ЕСЛИ  ЖЕ  КОЛИЧЕСТВО  КАЛОРИЙ,  ВВОДИМЫХ  В  ОРГАНИЗМ  С  ПИЩЕЙ,  ПОСТОЯННО  ПРЕВЫШАЕТ  ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ  ЗАТРАТЫ,  ТО  НЕИСПОЛЬЗОВАННЫЕ  ОСТАТКИ  ПИТАТЕЛЬНЫХ  ВЕЩЕСТВ  ОТКЛАДЫВАЮТСЯ  В  ВИДЕ  ЖИРА, ОТКРЫВАЯ  ПУТЬ  К  ОЖИРЕНИЮ.

Большинство существующих способов борьбы с избыточным весом мало эффективны, так как нервные пищевые центры головного мозга человека, отвечающие за проявление пищевого рефлекса, чувств голода и насыщения  практически не поддаются воздействию медикаментов. Не решают проблему и более радикальные средства: удаление участков жирового слоя хирургическим путем (липосакция) и т.д. Так же бессильны так называемые «чудо-шорты», «чудо-пластырь», «чудо-пилюли», якобы «сжигающие» жир. Всё бессмысленно, если человек не отрегулировал свой рацион питания.

Увеличение веса у подавляющего большинства полных людей связано с избыточным питанием. Это непреложное правило: НЕ СУЩЕСТВУЕТ  ОЖИРЕНИЯ  БЕЗ  ИЗБЫТКА  КАЛОРИЙ.

Часто тучные люди жалуются на прибавку в весе, несмотря на то, что мало едят. Но не следует забывать, что даже небольшое количество неиспользованных калорий в суточном рационе за месяцы и годы может дать весьма значительный прирост массы. К примеру, избыточное потребление 50 г углеводов в день (около 100 г хлеба) приводит к отложению 20 г жира. За месяц этот прирост составит 600 г, а за год — почти 7,5 кг жира. А 100 г хлеба — это ведь такая малость!  Поэтому, САМЫМ ЭФФЕКТИВНЫМ СПОСОБОМ ЛЕЧЕНИЯ ОЖИРЕНИЯ И ИЗБЫТОЧНОГО ВЕСА ЯВЛЯЕТСЯ ПРАВИЛЬНО ОТРЕГУЛИРОВАННОЕ ПИТАНИЕ. Это известно каждому врачу-диетологу.

Наверное, большинство людей в какой-то период своей жизни пробовали «сидеть на диете», и в большинстве случаев это не приводило к устойчивому положительному результату. Нарастающее чувство голода — одно из проявлений деятельности пищевого центра головного мозга превращало в адские муки такое «лечение», после чего вы всё бросали и возвращались к привычному образу жизни. Вот если бы можно было «перепрограммировать» работу нервных пищевых центров, изменить «извращенный» пищевой стереотип человека (именно «извращенный», потому что лишний вес — привилегия только человека, у диких животных пищевые инстинкты отлично отрегулированы, и ожирения у них не бывает).

Если бы в человеческий мозг, как в компьютер, можно было ввести программу, включающую внутренние механизмы саморегуляции, чтобы организм смог перестроиться на оптимальный для него правильный режим питания!

Данный сеанс психотерапии направлен именно на установку такого внутреннего механизма. Он использует несколько  психотерапевтических методов, в том числе, и метод суггестии (внушения).

 

ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ МЕТОДА

Пищевой центр и центр «голода» — это конкретная структура, представленная группой скопления нервных клеток. В условиях эксперимента, когда у животных он разрушался, они умирали от голода, хотя пищи  вокруг было достаточно. Если сказать проще, центр «голода» — это то место подкорковой структуры головного мозга, которым мы хотим  кушать.

Человеку жизненно необходимо питаться, то есть получать энергию из пищи. Не  следует забывать о том, что наш организм всегда нуждается в энергии для того, чтобы двигаться, работать, жить. А где ещё мы можем взять энергию? Подключиться к электросети или вдохнуть её с воздухом? Только из пищи. Даже если человек пролежал весь день на диване, ему всё равно нужно необходимое количество пищи, ведь в его организме все внутренние органы непрерывно продолжали работать, потребляя жизненную силу — энергию.

Количество энергии, необходимое для жизнедеятельности человека, называется основной обмен  веществ.

А представьте, что вся полученная с пищей энергия вышла, потратилась, тогда  человек может просто погибнуть от её недостатка. Природа, создавая человека, продумала всё, и когда в организме создаётся энергоотрицательный баланс, пищевой центр возбуждается, и в коре головного мозга создается доминанта голода. Она вызывает  такую поведенческую реакцию, которая заставляет человека, как любое биологическое существо, искать пищу. Но у человека «аппетит» и «чувство голода» — порой совершенно разные понятия, и у него поведенческая реакция поиска пищи может возникнуть даже в том случае, когда энергоотрицательный баланс отсутствует.

Под влиянием цивилизации у человека сформировался неправильный пищевой стереотип, что и является основной причиной избыточного веса. Опыты на животных подтверждают, что нервные центры, регулирующие аппетит, находятся в корково-подкорковых структурах головного мозга. Раздражение центра «аппетита» (область гипоталамуса) у подопытных животных вызывает прожорливость и ожирение, разрушение же его — полное отсутствие желание есть.

У человека формируется неправильное понятие чувства голода, что и приводит к избыточному весу.

Именно на снижение активности пищевого центра и направляется данный сеанс лечения.

Подчеркну ещё раз безопасность проводимого сеанса: психотерапевтические установки направлены только на те структуры, которые регулируют пищевые рефлексы. Происходит психологическая коррекция этих систем. В процессе сеанса лечебного гипноза снижается или подавляется аппетит. На высококалорийные продукты вырабатывается отрицательный рефлекс так же, как и на объём потребляемого количества пищи. После сеанса в течение двух месяцев происходит ответственный лечебно-адаптационный период, когда организм перестраивается на новый оптимальный режим работы

Здесь от человека требуется определенная дисциплина, поскольку если он в этот период позволит себе продукты, на которые дана отрицательная установка, то организм, скорее всего, ответит негативной реакцией. Собственно — это защита от того, что ему не нужно. Это могут быть тошнота, рвота, боль в животе, диспепсия, общая слабость, головная боль или обострение имеющегося хронического заболевания. Что делать? Немедленно прекратить прием нежелательных продуктов, подождать полчаса-час, реакция пройдёт. Ваш организм после сеанса сам ставит себе предел калорийности пищи. Доверяйте ему.

 

 

В 1991 году я училась в Московском Институте питания, имею специализацию врача отделения питания, работала в НИИ МПС Севера РАМН, поэтому вопросы диетологии мною изучены достаточно. По моим многолетним наблюдениям,  мой метод эффективен на 88-92%. После сеанса желание кушать высококалорийные продукты уменьшается значительно.

Снижение веса у каждого человека идёт индивидуально. Это зависит от специфики его организма: возраст, особенность обмена веществ, «давность» излишков жира. От 5 до 10 % лишних килограммов теряется сразу в первый месяц после сеанса. Но надо помнить, потеря веса более чем на 10% опасна для организма!  5-7%  уходят во второй месяц. И дальше — до той нормы, которую вы установили и которая физиологична именно для вашего организма. И если вы в дальнейшем будете пользоваться методиками, которые освоите на сеансе, то вес будет сохраняться длительное время в тех весовых параметрах, которые удобны вам и вашему организму.

 

ОСНОВНЫЕ  ОШИБКИ,  КОТОРЫЕ  МОГУТ  ПРИВЕСТИ  К  НЕУДАЧЕ

(на примерах из моей практики):

1. Чрезмерно уменьшается калорийность пищи, что препятствует необходимому основному обмену веществ.  

Калорийность пищи устанавливается для каждого индивидуально, но она не должна быть менее 800 ккал в день. Например, в течение первого месяца после сеанса ежедневный рацион Ларисы А. не превышал 200-250 ккал. В результате, в следующем  месяце она резко начала прибавлять в весе, так организм ответил на стресс. Это был её личный «творческий» подход, она хотела похудеть быстрее. Любое нарушение питания может резко снизить эффективность сеанса или даже привести к обратному эффекту. 

2.  Исключается из пищи белок («сидят» только на овощах).

Но тогда организм будет потреблять собственный белок из мышц (они будут дрябнуть) и из сердца, так как это — мышечный орган (может развиться сердечная недостаточность). В сутки необходимо белка не менее 200 г женщинам и 400 г мужчинам. Это может быть как животный, так и растительный белок.

3. Нарушается режим питания, если снижение веса  замедляется.

Это может быть лишь временная остановка, иногда продолжающаяся 2-3 недели. Организм привыкает к своему новому состоянию. В этой ситуации разумно переждать этот период, ни в коем случае не прибегая к нарушению питания.

4.  При отсутствии аппетита предпринимаются попытки отказа от пищи.

В течение первых двух месяцев голодать нельзя. Можно проводить лишь рекомендованные разгрузочные дни.

5. Не закрепляется положительный результат на повторном сеансе.

По истечении 6-8 месяцев есть вероятность возврата проблемы лишнего веса. Установка, данная на сеансе, может сработать сразу, и уже придя домой после сеанса и открыв холодильник, вы понимаете, что желание кушать  высококалорийную пищу, то, что ещё вчера так любили, сегодня не возникает. Но иногда для формирования новой программы (нового отношения к пище) необходимо несколько дней: 8-10, иногда до двух недель. В течение этого времени равнодушия к высококалорийной пище может не наступить. Внимание! Главное, в течение этих дней взять себя в руки и воздержаться, не есть эти продукты. Это значит, что в течение этого срока у вас происходит формирование программы. Некоторые пациенты рассказывают мне, что в течение нескольких дней после сеанса желание кушать высококалорийную пищу ещё было, но через 8-14 дней оно прошло. Если у вас именно так, то не спешите, подождите до 10-14 дней. Если и тогда не наступит  эффект, позвоните мне.

Не следует сравнивать себя с другими людьми, которые были у меня на сеансе. Иногда подруги устраивают соревнование, кто быстрее похудеет. Это может ввести человека в состояние внутреннего напряжения, привести к негативным эмоциям («она худеет быстрее!»), вызвать стресс (невроз) и, как следствие, может появиться желание поесть («заесть» негативные эмоции).

Каждый человек индивидуален, и вес у каждого уходит индивидуально. За первый месяц он должен уйти на 5-10% от вашего первоначального веса. Не стоит спустя 2-3 дня после сеанса жаловаться, что вы не худеете или худеете не так быстро. Ваш организм работает так, как ему удобно (быстрее или медленнее). Не нужно ставить перед собой нереальных задач. Если за первые три месяца ушло 10-20% от первоначального веса —  это замечательный результат!

Доказано, что нецелесообразно стремиться к чрезмерно быстрому похуданию. Приносящее реальную пользу здоровью, а значит, клинически допустимое, является снижение массы  на 5-10% от исходного. Как показали научные исследования, при таком похудании на 9% уменьшается риск развития сердечно-сосудистых заболеваний, на 44% — вероятность сахарного диабета второго типа, на 20% — общая смертность, на 40% — смертность от онкологических заболеваний, ассоциированных с ожирением. Для молодых и недавно набравших вес людей вполне допускается более быстрое снижение веса: до 10-20% за 3  месяца, до 20-30% — за 6 месяцев.  И это вполне  реально!

6. Не прочитывается данная методичка, соответственно, упускается  много важного.

КАКИМ ДОЛЖНО БЫТЬ ПИТАНИЕ

Питание должно обеспечивать состояние энергетического дефицита, а именно,  преобладание расходуемых калорий над потребляемыми, ибо пока энергии, поступающей с пищей, достаточно для покрытия всех дневных энергозатрат, организм не примется за окисление внутреннего запаса энергии, то есть жира.

Питание должно содержать достаточное количество белка, ибо в условиях  его полного или частичного дефицита организм немедленно принимается за собственные.

Питание должно содержать достаточное количество витаминов и микроэлементов, ибо при их отсутствии возникают весьма нежелательные нарушения обмена веществ.

Питание должно содержать достаточное количество пищевых волокон, ибо при их дефиците возникают нарушения работы кишечника.

Питание должно относительно легко переноситься, ибо снижение веса — занятие длительное, и нет никакого смысла, если человек путем неимоверных усилий сбросит пусть даже половину от желаемого, а дальше не выдержит и оставит соблюдение диеты.

Питание должно включать в себя выработку навыков, которые в дальнейшем помогут человеку удержать полученный результат, ибо, если после снижения веса не помочь своему организму поддержать полученный результат, проблема лишнего веса  вернется  вновь.

Действительно, основная ошибка состоит в том, что в борьбе с лишним весом забывают о необходимости поставлять организму достаточно белков, углеводов и жиров. Некоторые люди впадают в крайность и потребляют не более 300-500 ккал в сутки, что, конечно, организму не достаточно. Он входит в состояние стресса, начинает болеть, а сразу после того как человек переходит на нормальный режим питания, опять набирается прежний вес. Это основная ошибка всех диет и тех людей, которые  очень быстро хотят похудеть.

Представленное  в программе  питание является оптимальным, сбалансированным по жирам, углеводам и белкам, поэтому не только не наносит вреда организму, но полезно ему

Чревоугодие (Secunda Secundae Partis, Q. 148)

  1. Является ли чревоугодие грехом?
  2. Это смертный грех?
  3. Это величайший из грехов?
  4. Его вид
  5. Является ли это тяжким грехом?
  6. Ее дочери

Статья 1. Является ли чревоугодие грехом?

Возражение 1. Казалось бы, чревоугодие не является грехом. Ибо наш Господь сказал (Матфея 15:11): «Не то, что входит в уста, не оскверняет человека». Чревоугодие относится к пище, которая входит в человека. Следовательно, поскольку всякий грех оскверняет человека, то и чревоугодие, по-видимому, не является грехом.

Возражение 2. Далее, «Никто не грешит в том, чего не может избежать» [Ep. lxxi, объявление Lucin.]. Чревоугодие есть неумеренность в еде; и человек не может избежать этого, ибо Григорий говорит (Moral. xxx, 18): «Поскольку в еде удовольствие и необходимость идут вместе, мы не можем различить между зовом необходимости и обольщением удовольствия», и Августин говорит (Confess. x , 31): «Кто это, Господи, что не ест немного больше, чем нужно?» Следовательно, чревоугодие не является грехом.

Возражение 3. Далее, во всяком грехе первое движение есть грех. Но первое движение в принятии пищи не является грехом, иначе голод и жажда были бы греховны. Следовательно, чревоугодие не является грехом.

Наоборот, Григорий говорит (Нрав. xxx, 18), что «если мы предварительно не укротим живущего в нас врага, а именно нашего ненасытного аппетита, мы даже не встали на духовную брань». Но внутренний враг человека – грех. Следовательно, чревоугодие является грехом.

Отвечаю, Чревоугодие означает не всякое желание есть и пить, а неумеренное желание. Желание же считается чрезмерным из-за того, что оно выходит из порядка разума, в котором состоит добро нравственной добродетели, а вещь называется грехом из-за того, что она противоречит добродетели. Отсюда очевидно, что чревоугодие есть грех.

Ответ на возражение 1. То, что входит в человека через пищу, по своей сущности и природе не оскверняет человека духовно. Но иудеи, против которых говорит наш Господь, и манихеи считали, что некоторые продукты делают человека нечистым не по причине их значения, а по причине их природы [ср. I-II:102:6 объявление 1]. Неумеренное желание еды оскверняет человека духовно.

Ответ на возражение 2. Как сказано выше, порок чревоугодия касается не вещества пищи, а желания ее, не регулируемого разумом. Итак, если человек преувеличивает количество пищи не из желания есть, а потому, что считает это необходимым для себя, то это относится не к чревоугодию, а к какой-то неопытности. О чревоугодии бывает только тогда, когда человек сознательно превышает меру в еде из желания вкусовых удовольствий.

Ответ на возражение 3. Аппетит двоякий. Есть естественный аппетит, принадлежащий силам растительной души. На этих силах невозможны добродетель и порок, так как они не могут быть подчинены разуму; поэтому сила влечения отличается от сил секреции, пищеварения и выделения, и к ней следует отнести голод и жажду. Кроме этого, есть и другое, чувствительное влечение, и именно в похоти этого влечения и состоит порок чревоугодия. Поэтому первое движение чревоугодия означает неумеренность в чувственном аппетите, и это не без греха.

Статья 2. Является ли чревоугодие смертным грехом?

Возражение 1. Казалось бы, чревоугодие не является смертным грехом. Ибо всякий смертный грех противоречит заповеди Десятисловия: и это, по-видимому, не относится к чревоугодию. Следовательно, чревоугодие не является смертным грехом.

Возражение 2. Далее, всякий смертный грех противоречит милосердию, как сказано выше (II-II:132:3). Но чревоугодие не противится милосердию ни в отношении любви к Богу, ни в отношении любви к ближнему. Поэтому чревоугодие никогда не является смертным грехом.

Возражение 3. Далее, Августин говорит в проповеди о Чистилище [Ср. Добавить. к произведениям св. Августина: Serm. civ (xli, de Sancis)]: «Всякий раз, когда человек принимает больше еды и питья, чем необходимо, он должен знать, что это один из меньших грехов». Но это относится к чревоугодию. Поэтому чревоугодие причисляется к меньшим, то есть простительным грехам.

Возражение 4. Наоборот, Григорий говорит (Мораль. xxx, 18): «Пока порок чревоугодия держит человека, все, что он сделал доблестно, теряется им: и пока живот не сдержан, всякая добродетель сходит на нет». Но добродетель уничтожается только смертным грехом. Следовательно, чревоугодие является смертным грехом.

Я отвечаю, что, Как сказано выше (Статья 1), порок чревоугодия, собственно, состоит в чрезмерной похотливости. Теперь порядок разума в регулировании вожделения можно рассматривать с двух точек зрения. Во-первых, в отношении к вещам, направленным к цели, поскольку они могут быть несоизмеримы и, следовательно, несоразмерны цели; во-вторых, что касается самой цели, поскольку вожделение отвращает человека от должной цели. Соответственно, если обнаруживается, что чрезмерное вожделение в чревоугодии отвращает человека от последней цели, чревоугодие будет смертным грехом. Это тот случай, когда он придерживается наслаждения чревоугодия как своей цели, ради которой он презирает Бога, готовый ослушаться заповедей Божиих, чтобы получить эти удовольствия. С другой стороны, если обнаруживается, что неумеренное вожделение в пороке чревоугодия затрагивает только такие вещи, которые направлены на достижение цели, например, когда человек слишком сильно желает вкусовых удовольствий, но не желает их ради делать что-либо вопреки закону Божию, это простительный грех.

Ответ на возражение 1. Порок чревоугодия становится смертным грехом, отвращая человека от его последней цели: и, соответственно, своего рода редукцией он противостоит заповеди освящения субботы, которая повелевает нам отдых в нашем последнем конце. Ибо смертные грехи не все прямо противоречат заповедям Десятисловия, а только те, которые содержат в себе несправедливость, потому что заповеди Десятисловия относятся к справедливости и ее частям, как сказано выше (II-II:122:1).

Ответ на возражение 2. В той мере, в какой оно отвращает человека от его последней цели, чревоугодие противоположно любви к Богу, Которого следует любить как нашу последнюю цель превыше всего: и только в этом уважение чревоугодие смертный грех.

Ответ на возражение 3. Это изречение Августина указывает на чревоугодие как на обозначение чрезмерной похотливости только в отношении вещей, направленных к цели.

Ответ на возражение 4. Говорят, что чревоугодие сводит на нет добродетель не столько само по себе, сколько из-за пороков, которые из него возникают. Ибо Григорий говорит (Пастор. III, 19): «Когда чрево раздувается чревоугодием, добродетели души разрушаются похотью».

Статья 3. Является ли чревоугодие величайшим из грехов?

Возражение 1. Казалось бы, чревоугодие есть величайший из грехов. Ибо тяжесть греха измеряется тяжестью наказания. Ныне грех чревоугодия сурово наказывается, ибо Златоуст говорит [Hom. XIII в Матф.]: «Чревоугодие изгнало Адама из Рая, чревоугодие было тем, что навлекло потоп во времена Ноя». Согласно Иезекиилю 16:49«Вот беззаконие Содома, сестры твоей… полнота хлеба» и т. д. Следовательно, грех чревоугодия — величайший из всех.

Возражение 2. Далее, в каждом роде причина является самой могущественной. Теперь чревоугодие, по-видимому, является причиной других грехов, поскольку в толковании Псалма 135:10 «Поразившие Египет первенцем своим» говорится: «Похоть, похоть, гордыня — первенцы чревоугодия». Поэтому чревоугодие есть величайший из грехов.

Возражение 3. Далее, человек должен любить себя в первую очередь после Бога, как сказано выше (II-II:25:4). Ныне человек пороком чревоугодия причиняет себе вред: ибо написано (Сирах 37:34): «От пресыщения многие погибли». Поэтому чревоугодие есть величайший из грехов, по крайней мере, за исключением тех, которые противны Богу.

Наоборот, Грехи плоти, к которым причисляется чревоугодие, по Григорию менее виновны (Нрав. XXXIII).

Отвечаю: Тяжесть греха можно измерить тремя способами. Прежде всего это зависит от того, в чем совершен грех: и таким образом грехи, совершаемые в связи с Божественными вещами, являются величайшими. С этой точки зрения чревоугодие не является величайшим грехом, ибо речь идет о делах, связанных с питанием тела. Во-вторых, тяжесть греха зависит от того, кто согрешает, и с этой точки зрения грех чревоугодия скорее уменьшается, чем усугубляется как из-за необходимости принимать пищу, так и из-за трудности должного благоразумия и благоразумия. умеренность в таких вопросах. В-третьих, с точки зрения последующего результата, и, таким образом, чревоугодие имеет определенную тяжесть, поскольку оно порождает определенные грехи.

Ответ на возражение 1. Эти наказания следует отнести скорее к порокам, проистекающим из чревоугодия, или к корню, из которого выросло чревоугодие, чем к самому чревоугодию. Ибо первый человек был изгнан из рая за гордыню, от которой он перешел к чревоугодию, а потоп и наказание жителей Содома были произведены за грехи, вызванные чревоугодием.

Ответ на возражение 2. Это возражение аргументируется с точки зрения грехов, происходящих от чревоугодия. И причина не обязательно более могущественна, если только она не является прямой причиной; и чревоугодие не есть прямая причина, а как бы случайная причина и причина других пороков.

Ответ на возражение 3. Обжора намеревается не навредить своему телу, а получить удовольствие от еды: и если его телу причиняется вред, то это случайно. Следовательно, это не затрагивает прямо тяжести чревоугодия, вина которого тем не менее усугубляется, если человек причиняет какое-либо телесное повреждение, принимая слишком много пищи.

Статья 4. Правильно ли различаются виды чревоугодия?

Возражение 1. Кажется, виды чревоугодия неуместно различает Григорий, который говорит (Мораль. xxx, 18): «Порок чревоугодия искушает нас пятью способами. ищет дорогого мяса; иногда требует, чтобы пища была изысканно приготовлена; иногда превышает меру освежения, беря слишком много; иногда мы грешим самим жаром неумеренного аппетита», — которые содержатся в следующем стихе: «Поспешно, пышно, чересчур, жадно, изысканно».

Для вышеперечисленного различаются в зависимости от разнообразия обстоятельств. Обстоятельства же, являясь акциденцией действия, не дифференцируют его виды. Поэтому виды чревоугодия не различаются в соответствии с вышесказанным.

Возражение 2. Далее, как время есть обстоятельство, так и место. Итак, если чревоугодие допускает один вид в отношении времени, то, по-видимому, должны быть и другие виды в отношении места и других обстоятельств.

Возражение 3. Далее, точно так же, как воздержание соблюдает должные обстоятельства, так и другие нравственные добродетели. Виды же пороков, противоположных другим нравственным добродетелям, не различаются в зависимости от различных обстоятельств. Поэтому и виды чревоугодия не различаются таким образом.

Наоборот, стоит авторитетом Григория, приведенного выше.

Я отвечаю, что Как сказано выше (Статья 1), чревоугодие означает чрезмерную похоть в еде. При еде следует учитывать две вещи, а именно пищу, которую мы едим, и то, как мы ее едим. Соответственно, неумеренное вожделение можно рассматривать двояко. Во-первых, в отношении потребляемой пищи: и, таким образом, в отношении субстанции или вида пищи человек ищет «роскошную», т.е. дорогая еда; что касается ее качества, он ищет слишком хорошо приготовленную пищу, т. е. «изысканно»; а что касается количества, то он превосходит, съедая «слишком много».

Во-вторых, неумеренная похотливость рассматривается в отношении потребления пищи: либо потому, что кто-то опережает надлежащее время для еды, то есть ест «поспешно», либо потому, что он не соблюдает должный способ еды, съедая «жадно». »

Исидор [De Summo Bon. II, 42 объединяет первое и второе под одним заголовком, когда он говорит, что обжора превосходит в том, «что» он ест, или «сколько», «как» или «когда он ест».

Ответ на возражение 1. Испорченность различных обстоятельств вызывает различные виды чревоугодия из-за различных мотивов, по которым различаются виды нравственных вещей. Ибо в том, кто ищет роскошную пищу, похоть пробуждается самим видом пищи; у того, кто опережает время, вожделение нарушается из-за нетерпения промедления и так далее.

Ответ на возражение 2. К месту и иным обстоятельствам не относятся особые мотивы, связанные с приемом пищи, которые могут вызвать различные виды обжорства.

Ответ на возражение 3. Во всех других пороках, когда разным мотивам соответствуют разные обстоятельства, различие обстоятельств свидетельствует о специфическом различии порока: но это не относится ко всем обстоятельствам, как указано выше (I-II: 72:9).

Статья 5. Является ли чревоугодие тяжким пороком?

Возражение 1. Казалось бы, чревоугодие не есть главный порок. Ибо основные пороки обозначают те, из которых в аспекте конечной причины происходят другие пороки. Итак, пища, являющаяся предметом чревоугодия, не имеет вида цели, так как ее ищут не ради нее самой, а для питания тела. Следовательно, чревоугодие не является главным пороком.

Возражение 2. Далее, главный порок, по-видимому, имеет определенное превосходство в греховности. Но это не относится к чревоугодию, которое по роду своему есть, по-видимому, наименьший из грехов, так как оно наиболее родственно тому, что по роду своему есть, по-видимому, наименьшее чревоугодие, а не высший порок.

Возражение 3. Далее, грех происходит от того, что человек оставляет пищу добродетели ради чего-то полезного для настоящей жизни или приятного для чувств. Что же касается благ, имеющих аспект полезности, то существует только один главный порок, а именно жадность. Следовательно, по-видимому, был бы только один главный порок в отношении удовольствий: это похоть, которая есть больший порок, чем чревоугодие, и касается больших удовольствий. Следовательно, чревоугодие не является главным пороком.

Напротив, Григорий (Нрав. xxxi, 45) чревоугодие причисляет к главным порокам.

Я отвечу, что Как сказано выше (I-II:84:3), главный порок означает порок, из которого, рассматриваемого как конечная причина, т. конец людей побуждают грешить разными способами. Теперь цель становится наиболее желательной, если она имеет одно из условий счастья, желательное по самой своей природе: а удовольствие необходимо для счастья, согласно этике. я, 8; х, 3,7,8. Поэтому порок чревоугодия, связанный с удовольствиями осязания, которые стоят на первом месте среди других удовольствий, по праву считается одним из главных пороков.

Ответ на возражение 1. Верно, что пища сама по себе направлена ​​на что-то как на свою цель: но так как эта цель, а именно поддержание жизни, наиболее желательна, и так как жизнь не может поддерживаться без пищи, то из этого следует, что пища тоже очень желательно: действительно, почти весь труд человеческой жизни направлен на это, согласно Екклесиасту 6: 7: «Все труды человека для его уст». Однако чревоугодие, по-видимому, связано с удовольствием от еды, а не с самой едой; поэтому, как говорит Августин (De Vera Relig. liii), «пищей, полезной для бесполезного тела, люди желают насытиться, — в чем именно и состоит удовольствие, — а не насытиться; это желание состоит в том, чтобы не жаждать и не алкать».

Ответ на возражение 2. Во грехе конец определяется обращением, а тяжесть греха определяется отвращением. Отсюда не следует, что смертный грех, имеющий наиболее желательную цель, превосходит по тяжести другие грехи.

Ответ на возражение 3. То, что доставляет удовольствие, желательно само по себе: и, следовательно, его разнообразию соответствуют два главных порока, а именно чревоугодие и похоть. С другой стороны, то, что полезно, желательно не само по себе, а как направленное к чему-то другому: поэтому, по-видимому, во всех полезных вещах есть одна сторона желательности. Следовательно, в отношении таких вещей существует только один главный порок.

Статья 6. Подобает ли шести дочерям чревоугодие?

Возражение 1. Казалось бы, шесть дочерей неуместно приписаны к чревоугодию, а именно к «неблаговидному веселью, сквернословию, нечистоте, болтливости и скудоумию в отношении разумения». Ибо от всякого греха исходит непристойная радость, согласно Притчам 2:14: «Они радуются, когда делают зло, и радуются самому злому». Точно так же тупость ума связана с каждым грехом, согласно Притчам 14:22: «Заблуждаются те, кто делает зло». Поэтому они ошибочно считаются дочерьми чревоугодия.

Возражение 2. Далее, нечистота, являющаяся, в частности, результатом чревоугодия, по-видимому, связана с рвотой, согласно Исаии 28:8: «Все столы были полны блевотины и нечистот». Но это кажется не грехом, а наказанием; или даже полезная вещь, которая является предметом совета, согласно Сираху 31:25: «Если ты вынужден много есть, встань, выйди и выблеви, и это освежит тебя». Поэтому ее нельзя причислять к дочерям чревоугодия.

Возражение 3. Далее, Исидор (QQ во Второзаконии, XVI) считает непристойность дочерью похоти. Поэтому ее нельзя причислять к дочерям чревоугодия.

Наоборот, Григорий (Нрав. xxxi, 45) относит этих дочерей к чревоугодию.

Отвечаю, что Как сказано выше (1 и 2,3), чревоугодие состоит, собственно, в неумеренном удовольствии от еды и питья. Поэтому к дочерям чревоугодия причисляются те пороки, которые являются результатом неумеренного употребления пищи и питья. Они могут быть отнесены либо к части души, либо к части тела. со стороны души эти результаты бывают четырех видов. Во-первых, что касается разума, чуткость которого притупляется неумеренной пищей и питьем, и в этом отношении мы считаем дочерью чревоугодия «притупление чувств в разуме» из-за возмущающих мозг паров пищи. Тем не менее, с другой стороны, воздержание ведет к всепроникающей силе мудрости, согласно Екклесиасту 2:3: «Я думал в сердце моем отвратить плоть мою от вина, чтобы обратить ум мой к мудрости». Во-вторых, что касается. аппетит, который во многих отношениях нарушается неумеренностью в еде и питье, как будто разум крепко спит у руля, и в этом отношении засчитывается «неблаговидная радость», потому что все другие непомерные страсти направлены на радость или печаль, как указано в Этике. II, 5. К этому мы должны отнести высказывание 3 Ездры 3:20, что «вино… дает каждому уверенный и радостный ум». В-третьих, что касается неуместных слов, и таким образом мы имеем «болтливость», потому что, как говорит Григорий (Pastor. III, 19), «если бы обжоры не увлекались неумеренной речью, тот богач, о котором говорится, что он каждый день пышно пировал, не был бы так замучен на язык». В-четвертых, что касается неумеренного действия, то таким образом мы имеем «непристойность», т. е. род легкомыслия, происходящий от неразумия, который не может не только обуздать речь, но и сдержать внешнее поведение. Отсюда толкование к Ефесянам 5: 4: «Глупости или сквернословие» — говорит, что «глупые называют это добродушием, т. е. шутливостью, потому что это обычно вызывает смех». Оба они, однако, могут быть отнесены к словам, которые могут оказаться греховными либо по причине чрезмерности, которая относится к «болтливости», либо по причине неприличия, которая относится к «непристойности».

Со стороны тела упоминается «нечистота», которая может относиться либо к неумеренному выделению всякого рода излишеств, либо, в особенности, к выделению семени. Отсюда толкование к Ефесянам 5:3: «А блуд и всякая нечистота» говорит: «То есть всякое недержание, имеющее отношение к похоти».

Ответ на возражение 1. Радость в действии или окончании греха проистекает из всякого греха, особенно греха, происходящего по привычке, но случайная буйная радость, которая описывается как «непристойная», возникает главным образом от неумеренного вкушения мяса или напиток. Подобным же образом мы отвечаем, что притупление чувств в отношении к выбору является общим для всех грехов, тогда как притупление чувств в отношении к спекулятивным вопросам происходит главным образом от чревоугодия по причине, указанной выше.

Ответ на возражение 2. Хотя рвота после обильной еды приносит пользу, но грех подвергать себя ее необходимости неумеренным мясом или питьем. Однако не является грехом вызвать рвоту как средство от болезни, если это прописал врач.

Ответ на возражение 3. Непристойность происходит от акта чревоугодия, и не от похотливого акта, а от похотливой воли: поэтому она может быть отнесена к любому пороку.

Что такое семь смертных грехов?

Согласно христианской традиции семь смертных грехов: зависть, чревоугодие, жадность или скупость, похоть, гордыня, лень и гнев. Вы можете найти список и значения семи смертных грехов ниже.
>> Получите бесплатное руководство по изучению Библии: Второй шанс в жизни

Список семи смертных грехов и их значение

  1. Похоть
  2. Чревоугодие
  3. Жадность
  4. Ленивец
  5. Гнев
  6. Зависть
  7. Гордость
  8. Просмотреть дополнительное содержание статьи

1. Похоть

Похоть – это сильная страсть или стремление, особенно в отношении сексуальных желаний.

Библия говорит о похоти во 2 Тимофею 2:22: «Юношеских похотей убегай; но стремись к правде, вере, любви [и] миру…»

Библия также упоминает похоть в следующих стихах: Иов 31:1, Матфея 5:28, Филиппийцам 4:8, Иакова 1:14-15, 1. Петра 2:11 и 1 Иоанна 2:16.

Целомудрие или самообладание излечивает похоть, контролируя страсть и используя эту энергию на благо других.

 

2. Чревоугодие

Чревоугодие – это чрезмерное и продолжительное поедание пищи или питья.

В 1 Коринфянам 10:31 говорится: «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию».

Дополнительные библейские ссылки включают: Псалом 78:17-19, Филиппийцам 3:19-20, Притчи 23:1-3, Притчи 23:19-21 и 1 Коринфянам 3:16-17.

Умеренность лечит чревоугодие, прививая желание быть здоровым, тем самым делая человека пригодным для служения другим.

 

3. Алчность

Жадность – это чрезмерная погоня за материальными благами.

Библия говорит следующее в Евреям 13:5: «Пусть ваше поведение будет без любостяжания; довольствуйся тем, что имеешь. Ибо Он Сам сказал: «Не оставлю тебя и не покину тебя». :6 и 1 Тимофею 6:9-10.

Милосердие лечит жадность, ставя желание помогать другим выше накопления сокровищ для себя.

 

4. Лень

Лень – это чрезмерная лень или неспособность действовать и использовать свои таланты.

Соломон говорил о лени в Притчах 6:6, говоря: «Иди к муравью, ленивец! Рассмотри ее пути и будь мудр».

Библия также упоминает лень в следующих стихах: Притчи 13:4, Притчи 24:33-34, Римлянам 12:11-13, Колоссянам 3:23 и 2 Фессалоникийцам 3:10.

Усердие или усердие излечивают лень, ставя интересы других выше жизни в праздности и расслаблении.

 

5. Гнев

Гнев — это сильный гнев и ненависть по отношению к другому человеку.

Библия говорит о гневе в Послании к Римлянам 12:19: «Возлюбленные, никогда не мстите за себя, но предоставьте это гневу Божию, ибо написано: «Мне отмщение, и Я воздам, говорит Господь».

Дополнительные стихи из Библии включают: Псалом 37:8, Притчи 14:29, Притчи 15:1, Ефесянам 4:26-27, Колоссянам 3:8 и Иакова 1:19-20.

Терпение лечит гнев, если человек сначала понимает потребности и желания других, прежде чем действовать или говорить.

 

6. Зависть

Зависть — это сильное желание иметь вещь, которой владеет кто-то другой.

Библия говорит следующее в Притчах 14:30: «Кроткое сердце — жизнь для тела, а зависть — гниль для костей».

Другие библейские тексты, в которых упоминается зависть, включают: Иова 5:2, Псалом 37:1, Притчи 24:19-20, Екклесиаст 4:4, Галатам 5:26 и Иакова 3:14-16.

Доброта излечивает зависть, ставя желание помочь другим выше необходимости превзойти их.

 

7. Гордость

Гордость – это чрезмерное отношение к себе без оглядки на других.

Библия говорит следующее в Иеремии 9:23-24: «…да не хвалится сильный силою своею… но хвалящийся хвались тем, что он разумеет и знает Меня…

Гордость также упоминается в следующих стихах: Притчи 8:13, Притчи 16:18, Римлянам 12:16, 1 Коринфянам 13:4, Галатам 6:3 и Иакова 4:6-7.

Смирение лечит гордыню, устраняя свое эго и хвастовство, тем самым позволяя занять позицию служения.

 

Просмотреть содержание статьи:

  • Список семи смертных грехов
  • История
  • Посмотреть инфографику
  • 7 смертных грехов в Библии
  • Лечение
  • Семь добродетелей
  • Тест: Какой ты смертный грех?

Семь грехов и христианская церковь

Согласно христианской традиции, семь смертных грехов (также известных как кардинальные грехи или смертные пороки) не могут быть прощены. Однако, согласно Библии, эти семь смертных грехов полностью и полностью прощаются Богом, но это не дает нам свободы совершать эти грехи. Согласно Библии, единственный грех, который не может быть прощен, — это полное отвержение Божьей благодати, что представляет собой открытое восстание против Бога, также известное как хула на Святого Духа.

Основная причина этих грехов

Корень каждого из этих смертных грехов, перечисленных выше, лежит в желании большего и человеческой потребности в избытке. Каждый грех идет вразрез с корнем христианства, а именно: любовью к Богу, любовью к ближнему и любовью к своим телам (хранить их как чистые храмы для Бога, 1 Коринфянам 6:19-20). Павел пишет в Послании к Филиппийцам 4:11-12: «Я научился быть довольным в любых обстоятельствах». Это подрывает корень каждого из этих смертных грехов. По сути, Павел говорит, что Бог может позаботиться о наших нуждах, и нет необходимости вожделять или желать чрезмерных вещей.

Что лечит эти смертные грехи?

Лекарством от этих грехов является дар нового сердца, которое действует в соответствии с любовью и законом Бога. Это новое сердце может исходить только от Бога. В Иезекииля 36:26-27 говорится: «Я дам вам сердце новое и дух новый дам вам; Я возьму из твоей плоти сердце каменное и дам тебе сердце из плоти. Вложу внутрь вас Дух Мой и сделаю так, что вы будете ходить в заповедях Моих, и будете хранить Мои постановления и исполнять их». Единственная надежда человечества — это чудо возрожденного сердца, которое действует в соответствии с руководством Святого Духа, чтобы ходить в Божьих уставах и судах.

Тест на определение личности: Какой из семи смертных грехов ты?

 

Сила не исходит от себя, чтобы изменить сердце. Напротив, этот стих ясно указывает на то, что только Бог дает вам новое сердце и побуждает вас ходить Его путями. Когда это событие станет реальностью в вашей жизни, семь смертных грехов чревоугодия, зависти, лени, гнева, гордыни, похоти и жадности утратят свою силу в вашей жизни. Если в вашей жизни будет пребывать Святой Дух, вместо этого вы захотите жить жизнью, основанной на библейских принципах.

История семи смертных грехов

Семь смертных грехов были впервые составлены папой Григорием I около 600 года. Это гордость, жадность, похоть, гнев, чревоугодие, зависть и лень. Григорий также составил список семи добродетелей: веры, надежды, милосердия, справедливости, благоразумия, умеренности и стойкости. Библия подтвердила бы все эти понятия, но нигде они не записаны в подобном списке, и нигде в Библии они конкретно не упоминаются как семь смертных грехов или семь добродетелей. Они не предшествуют Десяти Заповедям, данным на горе Синай около 1450 г. до н.э. Вероятно, они широко использовались для обучения принципам из Слова Божьего, особенно за столетия до изобретения печатного станка, когда Библия не была доступна для чтения и изучения простым человеком.

Семь смертных грехов в Библии

Как упоминалось ранее, рассматриваемый список семи смертных грехов не встречается ни в одном библейском стихе. Однако несколько иной набор грехов можно найти в Притчах 6:16-19: «Вот шесть, что ненавидит Господь, и семь мерзость пред Ним:

  1. Взгляд гордый,
  2. лживый язык,
  3. руки, пролившие невинную кровь,
  4. Сердце, которое строит злые планы,
  5. ноги, быстро бегущие ко злу,
  6. Лжесвидетель, говорящий ложь,
  7. и тот, кто сеет раздор между братьями».

Кроме того, в Послании к Галатам 5:19-21 упоминаются еще несколько грехов, от которых следует остерегаться: «Дела же плоти явны, а именно: блуд, нечистота, сладострастие, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, ревность, вспышки гнева, споры, разногласия, распри, зависть, пьянство, кутеж и тому подобное, о чем предостерегаю вас, как и предостерегал вас, что делающие такие дела Царства Божия не наследуют».

Семь добродетелей

Семь добродетелей были первоначально определены в поэме «Психомахия» Аврелиуса Клеменса Пруденция, христианского правителя, умершего около 410 г. н.э. Из-за распространенности поэмы концепция и идея семи добродетелей распространилась по всей Европе. Ниже приводится список семи добродетелей и того, как они излечивают каждый из семи смертных грехов:

  1. Доброта = излечивает зависть, ставя желание помочь другим выше необходимости их заменить.

  2. Умеренность = лечит чревоугодие, прививая желание быть здоровым, тем самым делая человека пригодным для служения другим.

  3. Милосердие или любовь = лечит жадность, ставя желание помочь другим выше накопления сокровищ для себя.

  4. Целомудрие или самоконтроль = лечит похоть, контролируя страсть и используя эту энергию на благо других.

  5. Смирение = лечит гордыню, устраняя свое эго и хвастовство, тем самым допуская отношение служения.

  6. Усердие или Рвение = излечивает лень, ставя наилучшие интересы других выше жизни в покое и расслаблении.

  7. Терпение = излечивает гнев, уделяя время тому, чтобы понять потребности и желания других, прежде чем действовать или говорить.

Держать желания под контролем | alimentarium

В 1973 году фильм La Grande Bouffe вызвал скандал на Каннском кинофестивале. И все же фильм Марко Феррери пропитан отсылками к французскому гастрономическому дискурсу. Четверо друзей устраивают выходные, планируя съесть себя до смерти; четверо мужчин, как и в 1924 романа, Страстный эпикуреец: Жизнь и страсть Додена-Буффана, Гурме . Филипп, спровоцировавший поездку, является судьей и изучал право, мало чем отличаясь от гастрософа Брийя-Саварена. Что касается женщин, то они отсутствуют в начале приключения. Когда входит пухлая Андреа, Филипп беспокоится, что она испортит им удовольствие от еды, но, тем не менее, ее приглашают присоединиться к группе. Она участвует в приготовлении пирога, ее попка используется, чтобы расплющить тесто: сексуальный аппетит, сладкие соблазны, кулинарная некомпетентность… это изображение женщины отражает старую христианскую ассоциацию gula – luxuria (обжорство – похоть) и современная гастрономическая женоненавистничество. Но скандал в другом. Он заключается в непристойности непоколебимого изображения всего пищевого акта, от приема пищи до дефекации, вплоть до точки разрыва, о чем ясно заявляет постер к фильму, разработанный Райзером. Недомогание, охватившее зрителя, проистекает из столкновения двух западных определений la gourmandise , которые противоречат друг другу, несмотря на то, что воплощаются одними и теми же персонажами, происходящими, кроме того, из привилегированных слоев: с одной стороны, непристойность жадная свинья и излишества обжора; с другой стороны, искусство хорошей еды и воспитание гурманов.

Эта западная двойственность удовольствия от еды восходит к раннехристианской эпохе. Около 365 г. н.э. Евагрий Понтийский составил список злых мыслей, которыми дьявол искушал монахов, ушедших в пустыню. Первым из них было чревоугодие, сразу за которым последовала похоть, и таким образом родилась пара gula — luxuria ; органом вкуса считался пищевод, а его постыдное нисхождение в нижнюю часть тела. Переданный общинам христианского Запада, этот список был пересмотрен папой Григорием Великим в 6 веке, а с 13 века всех христиан учили ненавидеть семь смертных грехов. Но в монашеской жизни, как и в жизни всех верующих, идеал умеренности вытеснил идеал лишения.

Для Григория Великого грех чревоугодия определялся как прием пищи между приемами пищи или с жадным предвкушением их, употребление в пищу и питье сверх необходимого, обжорство и употребление чрезмерно изысканных блюд. Таким образом, уже был сформулирован один из самых устойчивых элементов против обжорства: стигматизация перекусов между приемами пищи. Что касается ссылки на ненасытную еду, то она возвестила о наступлении на gula введением хороших манер за столом.

Церковь, возможно, и хотела обуздать разврат и излишества в еде и особенно в питье, но при всем при этом не отказывалась от удовольствий хорошей еды. Как учил Фома Аквинский в 13 веке, ни желание пить и есть, ни удовольствие от еды не являются неправильными; они естественны, то есть задуманы Богом, в отличие от неконтролируемого желания есть, которое низводит людей до скотоподобности. Разумное стремление к еде — это прежде всего вопрос умеренности, уравновешенности и приемлемого социального поведения в ответ на физиологические потребности организма, самочувствие едока и межличностные отношения.

Для моралистов и педагогов проблема состоит в том, чтобы сделать удовольствия от хорошей еды приемлемыми, а не запретить их. Общепризнанная взаимность хороших манер — принципы морали и систематизация застольного этикета стали способом борьбы с гулой. Это включало в себя желание деанимализовать удовольствие от еды, изгнав зрелище — считавшееся отвратительным — обжорством и едой как свинья. Набиваться большими кусками еды было признаком чревоугодия, вгрызаться в хлеб до начала трапезы — нетерпение, хватать лучшие куски — невоспитанность… Пишут приказчики и миряне, все больше и больше правил этикета. выпущенные в более поздние века Средневековья. Используя анализ социолога Норберта Элиаса, это был цивилизационный процесс, начавшийся в XII и XIII веках, а затем медленно распространившийся по всему Западу, сначала только на столы элиты. По примеру Эразма Справочник по хорошим манерам для детей: De Civilitate Morum Puerilium Libellus (1530), классическая вежливость уходит своими корнями в эти ранние кодификации.

Некоторые отношения должны быть запрещены, другие предписаны. Навязчивый интерес к еде выдает обжору в обществе. «Нам следует обращать внимание не столько на то, что мы едим, сколько на то, с кем мы едим», — писал Монтень. Не менее важна и вертикальность тела: сидеть прямо, не наклоняться к тарелке, не распластываться на столе. Особенно систематизированы жесты: как подать, нарезать еду и поднести ко рту. Следует избегать разговоров с полным ртом, а также любых непристойных звуков языком, зубами, губами или горлом. Хорошие манеры — это попытка полностью замаскировать естественный цикл приема пищи — жевания и глотания, пищеварения, выделения и всех механических шумов, сопровождающих этот процесс.

Долой желудок! Искусство хорошей еды возвышает вкус гурманов, тех, кто может судить о качестве вина, и знатока, любителя хорошей еды. Вкусовое удовольствие порывается с вульгарностью желудка или нижней части живота и благоприятствует близости неба или мозга. Респектабельный гурман является экспертом в области хорошего вкуса и не только знаком с изысканными блюдами, но и имеет достаточный словарный запас, чтобы говорить о них. Гримод де ла Реньер и его похудевший, учтивый знаток 9-го века.0468 Almanach des Gourmands (1803-1812) освящает эту метаморфозу. На другом конце спектра от непристойного обжоры и грязной свиньи, la gourmandise является для Гримода прежде всего социальной вежливостью.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>