Роль менеджера в организации кратко: Место и роль менеджера в организации, его основные функции.

Место и роль менеджера в организации, его основные функции.

Кто такой менеджер? 

Менеджеры – это ключевые сотрудники организаций (рис. 1), которые решающие управленческие задачи и осуществляют управленческую деятельность.

 
Рисунок 1 — Схема взаимосвязей между интеллектом руководителя и эффективностью руководства (по Ф. Фидлеру и А. Лейстеру)

Менеджер выполняет следующие функции:

  • обеспечивает выполнение компанией ее основных целей и задач;
  • устанавливает и проектирует взаимодействие между отдельными действиями и операциями;
  • разрабатывает стратегию по поведению компании в динамичной внешней среде;
  • обеспечивает служение компании интересам тех учреждений и лиц, которые осуществляют контроль деятельности организации;
  • информационно связывает компанию и окружающую среду;
  • несет формальную ответственность за получаемые результаты деятельности компании;
  • представляет компанию на различного рода мероприятиях.

Обогащение роли менеджера

Эдмунд Маршалл предложил интересную метафору роли менеджера на предприятии в книге «Бизнес и общество» (Marshall, 1993). Он сравнил организацию с вращающимся колесом.

Если представить предприятие в виде колеса, то менеджер в середине 20 века был его осью. Сегодня место менеджера в компании сдвинулось к окружности этого колеса. Данная тенденция связана с изменившейся ролью менеджера в компании, с более глубоким пониманием его целей и задач.

Если ранее считалось, что внешние факторы (такие как уровень спроса и предложения труда, материалов, определялись какой-то невидимой силой на рынке, и в ситуации падения уровня спроса на готовую продукцию либо подорожания материалов затраты списывались на воздействие внешних сил, то сейчас бо́льшая ответственность переносится на менеджера. Он должен скоординировать деятельность компании в соответствии с изменениями внешней среды. Соответственно, сейчас место менеджера стало намного ближе к границам компании.

Ему должна быть видна картина, происходящая снаружи.

 

Направления менеджмента

Как научно-практическая дисциплина менеджмент фактически является системой специализаций и направлений со своими методами и предметами. Каждое направление специализируется на одном либо спектре компонентов или процессах в компании.

Можно разграничить пять групп процессов внутри предприятия, которые выступают объектами управления:

  • персонал;
  • производство;
  • финансовая бухгалтерия;
  • маркетинг;
  • учетная бухгалтерия.

Основные направления менеджмента:

  • управление персоналом;
  • маркетинг;
  • управление производством;
  • управление проектом и затратами;
  • логистика;
  • стратегическое управление;
  • управление внедрением;
  • управление сервисом;
  • управление качеством;
  • теория принятия управленческих решений; 
  • имитационное моделирование;
  • управление информационными ресурсами.

Управление производством включает:

  • управление проектированием разработкой и продукта организации;
  • определение технологического процесса, расстановку техники и кадров по процессу в целях оптимизации уровня затрат на производство и выбор методов производства продукции;
  • управление закупкой материалов, полуфабрикатов и сырья;
  • управление запасами на складах, которое включает в себя управление хранением полуфабрикатов собственного изготовления и закупленных товаров для внутреннего использования и конечного продукта;
  • контроль качества.

Управление маркетингом необходимо для сбалансированности целей компании и процессов удовлетворения потребностей ее клиентов. Оно включает:

  • изучение рынка;
  • сбыт;
  • создание системы сбыта;
  • распределение созданной продукции;
  • ценообразование;
  • рекламу.

Управление финансами необходимо для регулирования движения финансовых средств в компании, в том числе:

  • оценку финансового потенциала компании;
  • составление финансового плана и бюджета;
  • распределение денежных средств между различными сторонами, которые определяют жизнь и успешное функционирование компании;
  • формирование денежных ресурсов компании.

Управление эккаунтингом необходимо для управления процессом анализа и обработки финансовой информации о деятельности компании в целях сравнения фактического положения с возможностями и деятельностью других компаний. Сравнительный подход предоставляет возможность оптимизировать функционирование предприятия в будущем.

Основные направления работы менеджера по работе с персоналом (HRM)

Направления работы HR-менеджера включают:

  • Профессиональный отбор.
  • Регулирование оплаты труда.
  • Обучение и развитие.
  • Организационное планирование и анализ работы.
  • Оценка успешности выполнения.

Управление персоналом компании связано с эффективностью применения возможностей персонала в целях достижения задач компании. Оно включает следующие компоненты:

  • подбор и расстановка кадров;
  • обучение и развитие кадров;
  • компенсация за труд;
  • поддержание отношений с профсоюзами;
  • разрешение трудовых споров;
  • создание условий на рабочих местах.

Автор: Анатолий Мурашов

Доцент кафедры менеджмента. Уральский государственный экономический университет

Роли менеджера по МинцбергуTalent Management

Статья посвящена основным ролям менеджера в организации согласно концепции Минцберга

Независимо от того, новичок вы в управлении или опытный специалист, вы должны осознавать, что для управления требуются определенные навыки и способности.

Минцберг выделил десять ролей менеджера, которые он сгруппировал в три основные области управленческой деятельности:межличностные роли, инфрмационные и роли в принятии решений. Эти области описаны Пью и Хигсоном (Pugh and Hickson 1996, pp. 30-31).

 

Межличностные роли. Эти роли охватывают отношения менеджера с другими людьми. Внутри данной области имеются три следующие роли: глава, лидер и связующее звено. Менеджер должен действовать как глава, обладая формальными полномочиями и символическим положением, представляя свою организацию. Как лидер менеджер должен собрать воедино потребности организации и её отдельных работников, с которыми он сотрудничает и которыми управляет. Третья межличностная роль — связующее звено — охватывает область горизонтальных отношений, которые, как показывают исследования, также важны в деятельности менеджера. В круг его обязанностей входит поддержание сетей связей внутри самой организации и за её пределами. Работа с людьми, формальная и неформальная, в иерархии и по горизонтали, является, таким образом, главной составляющей роли менеджера.

Работа с людьми, формальная и неформальная, в иерархии и по горизонтали, является, таким образом, главной составляющей роли менеджера.

 

Информационные роли. Менеджер должен постоянно работать с информацией, исполняя три соответствующие роли  — собирателя, распространителя и представителя. Он является важной фигурой в мониторинге того, что происходит в организации, обобщая информацию как о внутренних, так и о внешних событиях и передавая её другим. Процесс передачи информации — это элемент роли распространителя. Менеджер должен предоставлять касающуюся организации информации персоналу и внешним заинтересованным сторонам, выполняя роль представителя.

Роли в принятии решений. Как и многие другие авторы, Минцберг считает эти роли самой важной частью управленческой деятельности, так как они касаются принятия решений. Четыре роли, включенные в эту категорию, основаны на различных типах решений — инициатор, устранитель проблем, распределитель ресурсов и ведущий переговоры. В качестве инициатора менеджер принимает решения об изменениях, которые происходят в организации. Он может вносить изменения и принимать активное участие в принятии решения относительно того, как они должны быть проведены. Он предчувствует ситуацию и действует проактивно. Эта роль сильно отличается от роли устранителя проблем, в которой менеджеру приходится принимать решения во время каких-либо непредвиденных событий, вышедших из-под контроля. Способность реагировать на внезапные события, как и способность планировать деятельность, — это важный управленческий навык, по мнению Минцберга. Роль распределителя ресурсов является центральной для многих видов деятельности в организации. Понятно, что менеджер должен принимать решения и о распределении денег, людей, оборудования, времени и т.д. Минцберг подчеркивает, что поступая таким образом, менеджер действительно рассчитывает время, программирует работу и отвечает за деятельность. Роль ведущего переговоры не менее важна: менеджер должен вести переговоры с другими и при этом уметь принимать решения об использовании организационных ресурсов.

Минцберг полагает, что информационные роли являются очень важными: менеджеры определяют приоритетность информации. Благодаря своим межличностным ролям они получают информацию, а, благодаря ролям в принятии решений, они её используют. Однако Минцберг не считает, что один аспект работы важнее других. Это происходит по двум причинам: относительная важность каждой роли меняется с течением времени и от задания к заданию, не имея четких границ. Минцберг признает, что до определенной степени роли могут меняться по своей значимости согласно ситуации и окружения, в котором работает менеджер. Это является важным условием:

Не существует единой модели или образца, которым должны следовать менеджеры, и то, что хорошо для одной ситуации, может не подойти для другой. Это называется ситуационным подходом в менеджменте.

Возможность менеджера самому выбирать совокупность различных ролей означает, что менеджмент не сводится к набору научных утверждений и программ. По существу менеджмент является искусством, и менеджеру придется изучать ситуацию постоянно. Это можно делать, изучая себя и способы, с помощью которых вы выполняете свою работу. Такой подход называется «рефлексивной практикой», означая, что вы можете учиться, размышляя о том, что вы делаете: что получается хорошо, а что идет плохо, почему появляются те или иные результаты.

Одно из преимуществ рефлексивного размышления состоит в том, что оно позволяет научиться видеть различия между моделями менеджмента и собственным реальным опытом. Многие из ваших действий могут быть основаны на собственных рассуждениях, интуиции или накопленном опыте.

Знакомство с Минцбергом можно закончить ещё одной ссылкой на него. Он подчеркивает важность связующей и коммуникационной составляющей управленческой деятельности, которая дает возможность команде работать эффективно. Он объясняет эту точку зрения, используя метафору оркестра.

 

«Взятые вместе, различные ограничения, с которыми дирижер работает внутри оркестра, имеют много общего с работой менеджеров — не подвергать абсолютному контролю других, но и не отказываться совершенно от применения власти, а находиться где-то посередине».

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>