Роль человеческого фактора в решении проблем экологии кратко: ИППКС БГТУ им. В.Г. Шухова

1.2. Роль человеческого фактора в решении проблем экологии

Человек (особенно с появлением человеческого общества) сам выступает компонентом окружающей среды. Это опреде­ляется фактом многообразного социально-экономического или физического влияния на человека других членов общества, в котором он обитает: членов семьи, соседей, членов рабочего коллектива, администрации, государственного аппарата. В свою очередь, и сам человек влияет определенным образом на окружающих его людей. Если другие люди составляют окружающую среду для отдельного человека, то сам он яв­ляется элементом окружающей среды для других людей.

Влияние человека как компонента окружающей среды мно­гообразно и может быть как непосредственным, так и опосре­дованным. Это может быть и чисто физическое воздействие, и психологическое воздействие, как в случаях воспитания, образования, искусства, политической деятельности.

Опосредованное влияние людей друг на друга проявляет­ся через производство, т. е. через взаимодействие человека с окружающей физической средой обитания, как природной, так и искусственно созданной самим же человеком.

Изменяя природу в процессе своей производственной деятельности, создавая новые искусственные предметы и вещества, чело­век оказывает существенное влияние на жизнь других лю­дей. Это влияние постоянно возрастало как в качественном, так и в количественном выражении по мере развития чело­вечества. Оно стало особенно интенсивным и многообразным в современную эпоху бурного научно-технического прогрес­са, когда человек превратился в мощный фактор природы.

Диалектическое единство человека как компонента и как объекта окружающей среды весьма сложно: человек зависит от среды своего обитания, влияет на нее, управляет ею и сам является ее компонентом.

Современной наукой выработан ряд основополагающих принципов, которые характеризуют это сложное взаимодей­ствие человека и природы: невозможность существования человека вне окружающей природной среды, неизбежность воздействия любой антропогенной деятельности на окружаю­щую природную среду, экономическая и историческая обус­ловленность взаимодействия общества и природы.

Человек и человеческое общество в особенности облада­ют возможностью целенаправленного изменения окружаю­щей среды, приспосабливая ее к своим потребностям. В этом заключается одно из основных отличий человека от осталь­ного животного мира: если животные приспосабливаются к среде обитания, то человек преимущественно приспосабли­вает среду к своим потребностям, целесообразно воздействуя на нее в меру своих технических возможностей на том или ином этапе.

Многие века человек потреблял природные ресурсы, не осознавая, что возможности природы ограничены. Вторая половина XX в. характеризовалась бурным развитием про­мышленности и соответственным увеличением антропогенно­го прессинга на природу, что и привело к экологическому кризису. История планеты Земля и история человечества не­сопоставимы по продолжительности. Если ускорить историю планеты в 5 млрд раз и принять время ее жизни за один год, то человек родился 31 декабря в 16 ч, сельским хозяйством начал заниматься в 23 ч 58 мин, а весь период научно-техни­ческой революции, когда влияние человека на природу ста­ло особенно пагубным, составил всего 2 с.

Но эти секунды могут стать гибельными для всей планеты. Природа наделила человека разумом, и он в состоянии найти выход из создав­шейся кризисной ситуации.

В настоящее время, когда человечество осознало опас­ность, которая ему угрожает, весь цивилизованный мир озадачен решением экологических проблем. Во всех сферах об­щественного бытия начинает проявляться общеэкологический подход, который направлен на гармонизацию отношений общества и природы.

Таким образом, глобальная задача охраны окружающей природной среды проникает во все сферы общественных от­ношений, и человеческое общество при современном уровне развития науки и техники, а также принимая во внимание экологизацию общественного сознания, имеет все объектив­ные предпосылки, чтобы успешно справиться с экологичес­кими проблемами.

Роль человеческого фактора в решении проблем экологии

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Роль человеческого  фактора в решении проблем  экологии

2. Составьте схему круговорота  и покажите перемещение фосфорсодержащих  соединений

Список литературы

 

 

1.

Роль человеческого  фактора в решении проблем  экологии

 

В настоящее время стихийное развитие взаимоотношений с природой представляет опасность для существования не только отдельных объектов, территорий, стран и т. п., но и для всего человечества.

Это объясняется тем, что человек тесно связан с живой природой происхождением, материальными и духовными потребностями, но, в отличие от других организмов, эти связи достигли таких масштабов и форм, что это может привести (и уже приводит!) к практически полному вовлечению живого покрова планеты (биосферы) в жизнеобеспечение современного общества, что поставило человечество на грань экологической катастрофы.

Остановить стихийное развитие событий помогут лишь знания о том, как ими управлять и, в случае с экологией, эти знания должны «овладеть массами», по крайней мере, большей частью общества, что возможно лишь через всеобщее экологическое образование людей, начиная со школьной скамьи и заканчивая вузом.

Экологические знания необходимы каждому человеку, чтобы сбылась мечта многих поколений мыслителей о создании достойной человека среды, для чего надо построить прекрасные города, развить настолько совершенные производительные силы, которые смогли бы обеспечить гармоник) человека и природы. Но эта гармония невозможна, если люди враждебно настроены друг к другу и, тем более; если идут войны» что, к сожалению» имеет место. Как справедливо отметил американский эколог Б. Коммоиер в начале 70-х гг., «поиски истоков любой проблемы, связанной с окружающей средой, приводят к неоспоримой истине, что коренная причина кризиса заключена не в том, как люди взаимодействуют с природой, а в том, как они взаимодействуют друг с другом… и что, наконец, миру между людьми и природой должен предшествовать мир между людьми».

Таким образом, экологические знания позволяют осознать всю пагубность войны и распрей между людьми, ведь за этим кроется не просто гибель отдельных людей и даже цивилизаций, но это приведет к всеобщей экологической катастрофе, к гибели всего человечества.

Значит, важнейшее из экологических условий выживания человека и всего живого — это мирная жизнь на Земле. Именно к этому должен и будет стремиться экологически образованный человек.

Но было бы несправедливо строить всю экологию «вокруг» только человека. Да и собственно экология, как мы уже показали выше, возникла для решения задач изучения взаимодействия всего живого с неживой природой и организмов между собой. Человек — тоже такой же организм, и изоляция его от животных и растений дикой природы существенно сказывается на его здоровье. Домашние животные и растения не могут полностью заменить дикую природу. Изменение, а тем более уничтожение этой природной среды, влечет за собой пагубные последствия для жизни человека. Экологические знания позволяют ему убедиться в этом и принимать правильное решение с целью охраны природы, в том числе и на бытовом уровне. Они позволяют ему понять, что человек и природа — единое целое и представления о господстве его над природой довольно призрачны и примитивны.

Экологически образованный человек не допустит стихийного отношения к окружающей его среде жизни. Он будет бороться против экологического варварства, а если в нашей стране таких людей станет большинство, то они обеспечат нормальную жизнь своим потомкам, решительно став на защиту дикой природы от алчного наступления «дикой» цивилизации, преобразуя и совершенствуя саму цивилизацию, находя наилучшие «экологически чистые» варианты взаимоотношения природы и общества.

В истории формирования природоохранной концепции можно выделить несколько последовательных этапов: видовая и заповедная охрана природы — поресурсная охрана — охрана природы — рациональное использование природных ресурсов — охрана среды обитания человека — охрана окружающей природной среды. Соответственно расширялось и углублялось само понятие природоохранной деятельности.

Охрана природы — совокупность государственных и общественных мероприятий, направленных на сохранение атмосферы, растительности и животного мира, почв, вод и земных недр.

Интенсивная эксплуатация природных богатств привела к необходимости нового вида природоохранной деятельности — рационального использования природных ресурсов, при котором требования охраны включаются в сам процесс хозяйственной деятельности по использованию природных ресурсов.

На рубеже 50-х гг. XX в. возникает еще одна форма охраны — охрана среды обитания человека. Это понятие, близкое по смыслу к охране природы, в центр внимания ставит человека, сохранение и формирование таких природных условий, которые наиболее благоприятны для его жизни, здоровья и благосостояния.

Охрана окружающей природной среды — новая форма во взаимодействии человека и природы, рожденная в современных условиях, она представляет систему государственных и общественных мер (технологических, экономических, административно-правовых, просветительных, международных), направленных на гармоничное взаимодействие общества и природы, сохранение и воспроизводство действующих экологических сообществ и природных ресурсов во имя живущих и будущих поколений.

В последние годы все чаще используется термин «защита окружающей природной среды». Очень близок по содержанию и объему к этому понятию принятый рядом авторов термин «охрана биосферы». Охрана биосферы — это система мероприятий, проводимых на национальном и международном уровнях и направленных на устранение нежелательного антропогенного или стихийного влияния на функционально взаимосвязанные блоки биосферы (атмосферу, гидросферу, почвенный покров, литосферу, сферу органической жизни), на поддержание выработавшейся эволюционно ее организованности и обеспечения нормального функционирования.

Охрана окружающей природной среды тесно связана с природопользованием — одним из разделов прикладной экологии. Природопользование — общественно-производственная деятельность, направленная на удовлетворение материальных и культурных потребностей общества путем использования различных видов природных ресурсов и природных условий. По Н, Ф. Реймерсу (1992), природопользование включает в себя: а) охрану, возобновление и воспроизводство природных ресурсов, их извлечение и переработку; б) использование и охрану природных условий среды жизни человека; в) сохранение, восстановление и рациональное изменение экологического равновесия природных систем; г) регуляцию воспроизводства человека и численности людей.

Природопользование может быть нерациональным и рациональным. Нерациональное природопользование не обеспечивает сохранение природно-ресурсного потенциала, ведет к оскудению и ухудшению качества природной среды, сопровождается загрязнением и истощением природных систем, нарушением экологического равновесия и разрушением экосистем. Рациональное природопользование означает комплексное научно-обоснованное использование природных богатств, при котором достигается максимально возможное сохранение природно-ресурсного потенциала, при минимальном нарушении способности экосистем к саморегуляции и самовосстановлению.

По Ю. Одуму (1975), рациональное природопользование преследует двоякую цель:

— обеспечить такое состояние окружающей среды, при котором она смогла бы удовлетворить наряду с материальными потребностями запросы эстетики и отдыха;

— обеспечить возможность непрерывного получения урожая полезных растений, производства животных и различных материалов путем установления сбалансированного цикла использования и возобновления.

В нынешний, современный этап развития проблемы охраны окружающей природной среды рождается новое понятие — экологическая безопасность, под которым понимается состояние защищенности жизненно важных экологических интересов человека и прежде всего его прав на благоприятную окружающую природную среду.

Научной основой всех мероприятий по обеспечению экологической безопасности населения и рациональному природопользованию служит теоретическая экология, важнейшие принципы которой ориентированы на поддержание гомеостаза экосистем и на сохранение экзистенционного потенциала.

Нерациональное природопользование, в конечном счете, ведет к экологическому кризису, а экологически сбалансированное природопользование создает предпосылки для выхода из него.

Выход из глобального экологического кризиса — важнейшая научная и практическая проблема современности. Над ее решением работают тысячи ученых, политиков, специалистов-практиков во всех странах мира. Задача заключается в разработке комплекса надежных антикризисных мер, позволяющих активно противодействовать дальнейшей деградации природной среды и выйти на устойчивое развитие общества. Попытки решения этой проблемы только одними какими-либо средствами, например технологическими (очистные сооружения, безотходные технологии и т. д.), принципиально неверны и не приведут к необходимым результатам. Преодоление экологического кризиса возможно лишь при условии гармоничного развития природы и человека, снятии антагонизма между ними. Это достижимо лишь на основе реализации «триединства естественной природы, общества и природы очеловеченной» (Жданов, 1995), на путях устойчивого развития общества (конференция ООН, Рио-де-Жанейро, 1992 г.), комплексного подхода к решению природоохранных проблем.

Наиболее общим принципом, или правилом охраны окружающей среды, необходимо считать следующий (Реймерс, 1994): глобальный исходный природно-ресурсный потенциал в ходе исторического развития непрерывно истощается, что требует от человечества научно-технического совершенствования, направленного на более широкое и полное использование этого потенциала.

Из этого закона следует другой основополагающий принцип охраны природы и среды жизни: «экологичное — экономично», т. е. чем рачительнее подход к природным ресурсам и среде обитания, тем меньше требуется энергетических и других затрат. Воспроизводство природно-ресурсного потенциала и усилия на его воплощение должны быть сопоставимы с экономическими результатами эксплуатации природы.

Еще одно важнейшее экологическое правило — все компоненты природной среды — атмосферный воздух, воды, почву и др. — охранять надо не по отдельности, а в целом, как единые природные экосистемы биосферы. Только при таком экологическом подходе, возможно, обеспечить сохранение ландшафтов, недр, генофонда животных и растений.

Согласно закону Российской Федерации об охране окружающей среды (1991) основными принципами охраны окружающей среды являются следующие:

— приоритет охраны жизни и здоровья человека;

— научно-обоснованное сочетание экологических и экономических интересов;

— рациональное и неистощительное использование природных ресурсов;

— платность природопользования.

 

 

2. Составьте схему круговорота  и покажите перемещение 

фосфорсодержащих соединений

 

Составьте пояснительный текст к схеме и дайте ответы на вопросы:

1. Какой фазы  не существует в круговороте  фосфора?

2. Где фосфор  может накапливаться?

3. Почему фосфорные соединения могут возвращаться в растения?

Фосфор – необходимый компонент нуклеиновых кислот, белков, АТФ и ряда других жизненно важных органических веществ. Кроме того, фосфат входит в состав зубной эмали и фосфолипидов мембран. Это сравнительно мало распространённый элемент, и, подобно азоту и калию, он часто бывает фактором, лимитирующим продуктивность экосистем. Форма, в которой элемент поглощается растениями: фосфат РО43- и ортофосфат Н2РО4-. Круговорот фосфора показан на рис.1; он не сложен, так как в природе нет газообразных соединений этого элемента. Значительная часть фосфора рано или

Запасы фосфора, доступные живым существам, полностью сосредоточены в литосфере. Основными источниками неорганического фосфора являются изверженные породы (например, апатиты) или осадочные породы (например, фосфориты). Минеральный фосфор – редкий элемент в биосфере, в земной коре его содержание не превышает 1 %, что является основным фактором, лимитирующим продуктивность многих экосистем. Неорганический фосфор из пород земной коры вовлекается в циркуляцию выщелачиванием и растворением в континентальных водах. Он попадает в экосистемы суши и поглощается растениями, которые при его участии синтезируют различные органические соединения, и таким образом включается в трофические цепи. Затем органические фосфаты вместе с трупами, отходами и выделениями живых существ возвращаются в землю, где снова подвергаются воздействию микроорганизмов и превращаются в минеральные ортофосфаты, готовые к употреблению растениями и другими автотрофами.

В водные экосистемы фосфор приносится текучими водами. Реки непрерывно обогащают океаны фосфатами, что способствует развитию фитопланктона и живых организмов, расположенных на различных уровнях пищевых цепей пресноводных или морских водоёмов. Во всех водных экосистемах фосфор встречается в четырёх формах, соответственно нерастворимых или растворимых:

Замечено, что в водах умеренных широт в зимнее время возрастает содержание растворённых минеральных фосфатов. Максимального значения концентрация достигает весной, в то время года, когда биосфера особенно сильно в них нуждается (подобные изменения концентраций во времени касаются и растворенных в воде нитратов). Фосфор, накопленный в отложениях на мелководьях, например в иле, высвобождается, когда в зимнее время среда становится анаэробной (почти полная остановка процесса синтеза). Таким образом, естественные условия, способствующие выбыванию серы из круговорота при её восстановлении в присутствии железа, обеспечивают высвобождение фосфатов.

Если проследить все превращения фосфора в масштабе биосферы, то заметим, что его круговорот не замыкается.

Действительно, если в наземных экосистемах круговорот фосфора проходит в оптимальных естественных условиях с минимумом потерь на выщелачивание1, то в океане дело обстоит далеко не так. Это связано с беспрестанной седиментацией органического вещества и, в частности, обогащенных фосфором трупов рыб, фрагменты которых, не использованные в пищу детритофагами и деструкторами, постоянно накапливаются на дне морей. Органический фосфор, осевший на небольшой глубине приливно – отливных и неритических зон, может быть возвращен в круговорот после минерализации, однако это не распространяется на отложения на дне глубоководных зон, которые занимают 85 % общей площади океанов. Фосфаты, отложенные на больших морских глубинах, выключаются из биосферы и не могут больше участвовать в круговороте. Конечно, как заметил Ковда (1968 г.), элементы биогеохимического осадочного круговорота не могут накапливаться до бесконечности на дне океана. Тектонические движения способствуют медленному подъему к поверхности осадочных пород, накопленных на дне геосинклиналей. Таким образом, замкнутый цикл осадочных элементов имеет продолжительность, измеряемую геологическими периодами, т. е. десятками и сотнями миллионов лет.

Рассматривая круговорот фосфора в масштабе биосферы за сравнительно короткий период, можно отметить, что он полностью не замкнут. Действительно, происходит частичное поступление фосфора из океана на сушу, которое осуществляется главным образом птицами, питающимися рыбой. Перуанские залежи гуано свидетельствуют о крупномасштабности этого явления в некоторых районах земного шара. Вылавливая морских животных, человек тоже участвует в этом процессе. Однако количество фосфора, ежегодно поступающее на сушу благодаря рыболовству, довольно незначительно, около 60 000 т (Hutchinson, 1957 г.), и явно уступает выносу фосфора в гидросферу при выщелачивании растворимых фосфатных удобрений, вносимых в агроэкосистемы, который достигает многих миллионов тонн в год.

Воздействие человека на окружающую среду

Как деятельность человека вызывает глобальное потепление, изменение климата и многое другое.

Нет никаких сомнений в том, что деятельность человека имеет негативные последствия для окружающей среды. То, как мы живем, вещи, которые мы производим и потребляем, и то, как мы двигаемся, влияет на Землю. С ущербом для окружающей среды, варьирующимся от истощения озонового слоя до кислотных дождей, антропогенной деградации почвы в результате обезлесения, загрязнения и утраты биоразнообразия, воздействие человека на нашу окружающую среду широко распространено — как в наземных, так и в водных экосистемах. Чтобы спасти нашу планету, мы должны знать об этих воздействиях и работать над тем, чтобы максимально уменьшить их. Это не всегда легко, но жизненно важно, если мы хотим защитить Землю для будущих поколений. Давайте подробнее рассмотрим влияние человека на окружающую среду и то, что мы можем сделать для ее защиты.

Истощение озонового слоя

Озоновый слой представляет собой тонкую газовую полосу, которая окружает Землю и защищает нас от вредного солнечного ультрафиолетового излучения. Без него жизнь на Земле будет сильно затронута и, возможно, даже невозможна.

За последние несколько десятилетий деятельность человека привела к резкому уменьшению размера озонового слоя. Производство химических веществ, таких как хлорфторуглероды (ХФУ), гидрохлорфторуглероды (ГХФУ) и галоны, вносит основной вклад в эту проблему. Эти химические вещества используются в холодильниках, кондиционерах, аэрозольных баллончиках и различных других продуктах, и когда они выбрасываются в атмосферу, они разрушают молекулы озона. Монреальский протокол — международный договор, подписанный в 1987, был разработан для поэтапного отказа от производства ХФУ, ГХФУ и галонов для защиты озонового слоя. Определенный успех был достигнут, и размер озоновой дыры постепенно начинает стабилизироваться.

Однако для полного восстановления озонового слоя, скорее всего, потребуется много лет, и усилиям препятствуют исследования, которые показывают, что некоторые страны не соблюдают Монреальский протокол и продолжают использовать ХФУ. Были также дополнительные осложнения, различные отрасли промышленности заменили ХФУ и ГХФУ другими химическими веществами, которые продолжают наносить вред озоновому слою.

Были достигнуты большие успехи в устранении дыры в озоновом слое, но если мы не будем осторожны и не поставим во главу угла здоровье нашей планеты, мы можем свести на нет прогресс, достигнутый в соответствии с протоколом.

Кислотные дожди

Кислотные дожди являются одним из наиболее заметных и известных негативных последствий деятельности человека для окружающей среды. Это происходит, когда загрязняющие вещества с электростанций или других заводов вступают в реакцию с атмосферой и выделяют кислоту, которая возвращается на Землю в виде дождя, снега или тумана. Есть много факторов, которые могут вызвать кислотные дожди, поэтому давайте разберем их подробнее.

Кислотные дожди чаще всего вызываются сжиганием ископаемого топлива, такого как уголь и нефть. Когда эти материалы сжигаются, они выделяют в воздух диоксид серы и оксиды азота. Эти газы поднимаются в атмосферу и реагируют с парами воды, образуя серную и азотную кислоты. Когда кислоты выпадают обратно на Землю в виде осадков, они могут нанести ущерб окружающей среде.
Хотя существует несколько естественных причин кислотных дождей, таких как лесные пожары, гниющая растительность и другие биологические процессы в окружающей среде, большая часть кислотных дождей вызвана загрязнением окружающей среды человеком, особенно электростанциями, поскольку они сжигают топливо для производства энергии.

Когда выпадают кислотные дожди, они могут иметь разрушительные последствия для растений, диких животных и даже людей. Он создает крошечные частицы в воздухе, а также может создавать слой сильно раздражающего газа прямо над поверхностью Земли (приземный озон), оба из которых могут вызвать проблемы с дыханием и даже необратимое повреждение легких при вдыхании. Кислотные дожди также могут повреждать здания и памятники, отслаивая краску и придавая камню состаренный и изношенный вид. Кроме того, он может снизить уровень pH во многих озерах и ручьях, что делает эту воду небезопасной для питья и непригодной для поддержания морской жизни.

Загрязнение воздуха

Загрязнение воздуха — это широкий термин, который относится ко многим различным химическим веществам и частицам, которые можно найти в воздухе. Эти загрязняющие вещества могут поступать из различных источников, включая автомобили, фабрики, электростанции и даже пожары на открытом воздухе.

Наиболее распространенный тип загрязнения воздуха вызван сжиганием ископаемого топлива, такого как уголь, нефть и природный газ. При горении эти материалы выделяют в воздух вредные химические вещества, в том числе двуокись углерода, оксиды азота и двуокись серы. К другим загрязнителям воздуха относятся свинец, приземный озон и твердые частицы — крошечные частицы твердых веществ, содержащиеся в воздухе (например, грязь и сажа).

Эти газы и загрязняющие вещества могут вызвать множество проблем со здоровьем у людей, от болезней сердца до различных респираторных заболеваний, включая астму, эмфизему и хронический бронхит. Глядя на негативное воздействие на окружающую среду, врожденные дефекты, более низкие репродуктивные способности и рост болезней в животном мире, все это было связано с загрязнением воздуха. Химические вещества в загрязнении воздуха также могут повредить и убить урожай, что приведет к нехватке продовольствия. Точно так же загрязнение воздуха может вызвать нехватку пищи для животных, поскольку оно наносит ущерб растительной жизни и биоразнообразию, от которого зависит их выживание. Наконец, подобно кислотным дождям, он также может разъедать здания и другую инфраструктуру, разъедая такие материалы, как металлы, песчаник и известняк.

Загрязнение воды

Загрязнение воды — это загрязнение водоемов, таких как озера, реки и океаны. Это может быть вызвано самыми разными причинами, включая стоки с сельскохозяйственных угодий, сбросы с заводов и очистных сооружений, просачивание со свалок и пластиковые отходы из рыболовных сетей в океане.

Различные виды загрязнения воды могут оказывать разрушительное воздействие на окружающую среду и здоровье человека. Это может вызвать проблемы с качеством питьевой воды, что может привести к нехватке воды, когда вода небезопасна для питья. Это может привести к распространению болезней, так как загрязненная вода может содержать вредные бактерии. Это также может вызвать увеличение количества микропластика в организме человека, последствия которого в настоящее время изучаются учеными, но, как полагают, включают нарушение гормонального фона, низкий уровень антиоксидантов, повреждение ДНК и воспаление.

Последствия загрязнения воды ощущают не только люди. Накопление пластика в океане оказывает разрушительное воздействие на водные экосистемы, поскольку микропластик может быть принят животными за пищу и может привести к их смерти от удушья. Или они могут запутаться в более крупных кусках пластика, что влияет на их способность находить пищу и избегать хищников. Кроме того, вредные химические вещества, содержащиеся в воде, могут затруднить выживание рыб; рыбы, которые подвергаются воздействию загрязнителей воды, должны работать на 30 процентов больше, чтобы выжить, чем те, которые не подвергаются воздействию. «Это означает, что у них не будет столько энергии, чтобы поддерживать другие важные вещи, которые необходимы рыбе, например передвигаться и взаимодействовать с другими рыбами, будь то для защиты территорий или для поиска партнеров», — говорит биолог Грэм Скотт. в Университете Макмастера. И когда хищные рыбы, птицы и другие животные едят эту зараженную рыбу, они также потребляют большое количество токсинов.

Вырубка лесов

Вырубка лесов — это сплошная вырубка деревьев на территории, где когда-то росли леса. Это обусловлено в первую очередь лесозаготовками, сельским хозяйством и городским развитием, а воздействие на окружающую среду широко распространено. Это может привести к ухудшению состояния почвы, задержке роста новых деревьев и увеличению наводнений и оползней, потому что деревья больше не могут поглощать воду или закреплять землю своими корнями.

Вырубка лесов также является одной из основных причин глобального изменения климата, поскольку деревья играют жизненно важную роль в удалении углекислого газа из атмосферы. Когда деревья удаляются, они больше не могут поглощать и отфильтровывать углекислый газ. Это приводит к увеличению выбросов парниковых газов, которые удерживают тепло и заставляют наш климат повышаться быстрее, чем обычно. Более того, вырубка деревьев высвобождает еще больше углекислого газа, создавая больше парниковых газов.

Вырубка лесов также наносит ущерб местным обитателям наших лесов. Когда деревья удаляются, животные теряют свои дома и источники пищи, что приводит к сокращению популяций и потенциальному уничтожению целых видов животных.

Биоразнообразие

Биоразнообразие – это разнообразие жизни на Земле и природных экосистем, которые ее поддерживают. Он включает в себя огромное количество видов растений и животных, населяющих планету, а также содержащиеся в них гены. Это то, что позволяет естественным экосистемам функционировать и процветать, а также необходимо для выживания человека. Но деятельность человека радикально изменила биоразнообразие, миллионы видов теперь находятся под угрозой исчезновения.

Разрушение среды обитания, вызванное вырубкой лесов, загрязнением и другой деятельностью человека, является основной причиной сокращения биоразнообразия. По мере разрушения среды обитания виды теряют свои дома и источники пищи и не могут адаптироваться к изменениям в окружающей среде. Это приводит к резкому сокращению численности различных видов. И когда один вид исчезает, это может означать потерю источника пищи для другого, что повышает вероятность вымирания различных животных.

В конечном итоге это может привести к краху всей экосистемы, что будет иметь разрушительные последствия для всего живого на Земле, включая людей. Люди зависят от местного биоразнообразия в отношении различных ресурсов, включая питание. Возьмем, к примеру, диких пчел. В последние годы популяция пчел значительно сократилась из-за потери среды обитания, загрязнения и использования пестицидов. Тем не менее, они ответственны за 1 из 3 кусочков еды, которую мы едим за обеденным столом. Без их опыляющей способности многие продукты, на которые мы полагаемся, не смогли бы расти (например, яблоки, клюква и брокколи). Сохранение биоразнообразия невероятно важно, поскольку оно позволяет нам продолжать потреблять множество продуктов, необходимых для нашей повседневной жизни.

Шумовое загрязнение

Шумовое загрязнение – это тип загрязнения, возникающий в результате чрезмерного воздействия шума. Это может быть вызвано такими вещами, как дорожное движение, строительство и авиация, и оказывает ряд неблагоприятных воздействий на окружающую среду.

Шумовое загрязнение может негативно повлиять на способность животного использовать звуки, встречающиеся в природе, для навигации, поиска пищи, спаривания и избегания хищников. Это влияет на способность многих видов к выживанию. Например, было задокументировано, что у синих птиц меньше птенцов, когда шумовое загрязнение в районе высокое, а у гусениц наблюдалось учащение пульса. Эти и другие симптомы могут подвергнуть население опасности.

Даже морские животные не могут избежать шумового загрязнения. Более высокие уровни шума могут повлиять на животных, которые используют эхолокацию для навигации или используют звуки для общения друг с другом. Из-за этого это может препятствовать их способности общаться с товарищами, членами группы или их детьми.

Световое загрязнение

Световое загрязнение — это тип загрязнения, возникающий в результате чрезмерного использования искусственного света. Он создается такими вещами, как уличные фонари, фары и рекламные щиты, и оказывает ряд негативных воздействий на окружающую среду.

Наиболее очевидным эффектом светового загрязнения является то, что оно нарушает естественные ритмы дня и ночи. Это может иметь ряд последствий как для людей, так и для животных. Для людей это может привести к нарушениям сна и усталости, что может увеличить риск несчастных случаев. Для животных это может уменьшить популяцию. Световое загрязнение может вызвать спутанность сознания и дезориентацию, например, перелетные птицы принимают искусственный свет за лунный свет, который они обычно используют для навигации ночью, и отклоняются от курса или сталкиваются со зданиями, часто умирая. Для животных-жертв, которые используют темноту для укрытия ночью, у них больше нет места, чтобы спрятаться от хищников в хорошо освещенных местах.

Световое загрязнение также влияет на окружающую среду. Искусственный свет может нарушить рост и размножение растений, которые растут или цветут только ночью. Это также может нарушить скорость, с которой деревья теряют листья и уходят в спячку на зиму, сокращая продолжительность их жизни.

Как вы можете помочь окружающей среде

Мы все обязаны заботиться о нашей планете и ее ресурсах. Каждый из нас может что-то изменить, даже если это будет что-то такое простое, как выключение света, когда мы выходим из комнаты, или переработка наших пластиковых бутылок.

Сократите свой углеродный след, стараясь потреблять только местные и сезонные продукты, отдавайте предпочтение покупкам у экологически чистых предприятий и избегайте покупать больше, чем вам нужно. Вы также можете инвестировать в экологически чистые продукты, совместное использование автомобилей и переходить на безотходное питание.

Присоединяясь к различным экологическим группам, которые способствуют лесовосстановлению и другим мероприятиям, поддерживающим наши экосистемы, мы можем играть более значимую роль в сохранении окружающей среды. Мы также можем призвать корпорации и наши правительства уменьшить нашу зависимость от ресурсов ископаемого топлива, ужесточить экологические нормы в отношении промышленных отходов и инвестировать в возобновляемые источники энергии на общенациональном уровне.

Пожертвование организациям, спасающим нашу планету, — еще один отличный вариант. Они создают удивительные программы, которые помогают обратить вспять ущерб, нанесенный нашим экосистемам, и сохранить здоровье Земли для будущих поколений.

Узнайте больше о Фонде защиты окружающей среды

Индивидуальные действия по защите окружающей среды — это здорово. Но вы также можете подпитывать коллективную работу благотворительных организаций по всей Канаде, делая пожертвования в Фонд защиты окружающей среды. Поддержите сотни программ, направленных на сохранение и сохранение наших парков и лесов. Сюда входят природные парки, тропы, водоразделы, лесные заповедники, общества дикой природы и многое другое. Ваше пожертвование в фонд Unite for Change Protect the Environment поможет обеспечить выживание нашей окружающей среды и укрепить здоровье, разнообразие и устойчивость нашей планеты.

Еще из блога

Просмотреть все

Что такое «человеческий фактор»? – Человеческий фактор 101

Все мы люди. Мы все делаем ошибки и что-то забываем. Продолжительность нашего внимания ограничена. Мы упускаем ключевую информацию при принятии решений. Мы отвлекаемся, скучаем, устаем или озабочены. Мы неправильно слышим и неправильно понимаем.

Это такая же часть человеческой жизни, как дыхание и сон. Человеческий фактор связан с пониманием и управлением возможностями и ограничениями людей. Это применение научных знаний и принципов, а также уроков, извлеченных из предыдущих инцидентов, и опыта эксплуатации для оптимизации здоровья, безопасности, благополучия, общей производительности и надежности системы.

Ясно, что мы не можем изменить состояние человека, но мы можем проектировать действия, установки, процессы и процедуры таким образом, чтобы учитывать человеческие несовершенства.

«Каждый может ошибаться, независимо от того, насколько хорошо он обучен и мотивирован. Иногда мы «настроены» системой на неудачу.
Задача состоит в том, чтобы разработать системы, устойчивые к ошибкам, и предотвратить возникновение ошибок».99, p.18)

Человеческий фактор касается того, что людей просят делать ( Работа и ее характеристики), кто это делает ( Люди и их компетентность) и где они работают ( Организация и ее атрибуты).

Работа

Задания должны быть разработаны в соответствии с принципами человеческого фактора с учетом ограничений и сильных сторон людей. Соответствие работы человеку гарантирует, что он не будет перегружен и будет наиболее эффективным вкладом в результаты бизнеса. Физическое соответствие включает дизайн всего рабочего места и рабочей среды. Психическое соответствие включает в себя потребности человека в информации и принятии решений, а также его восприятие задач и рисков. Несоответствие между рабочими требованиями и возможностями людей увеличивает вероятность человеческой ошибки.

Люди

У людей разные взгляды, опыт, навыки, привычки и характеры. На рабочем месте эти индивидуальные различия могут быть сильными или слабыми сторонами, в зависимости от работы. Эти характеристики Людей могут иметь положительное или отрицательное влияние на выполнение Работ. Некоторые аспекты Людей фиксированы, например, физические параметры и личность, но другие, такие как навыки и отношение, могут быть изменены или улучшены.

Организация

Факторы, относящиеся к Организации, оказывают существенное влияние на поведение Людей. Ключевым организационным фактором является культура, которая определяет, что является приемлемым, а что нет. Другие факторы включают то, как работа планируется и организована. Эти факторы часто не находятся под контролем Людей, выполняющих Работу. Во многих несчастных случаях виноваты действия или бездействие Людей, непосредственно вовлеченных в Работу. Этот ответ игнорирует фундаментальные сбои в функциях проектирования, управления и принятия решений Организации.

Человеческий фактор дает возможность сделать следующий шаг в улучшении показателей безопасности, а также в улучшении экологии, качества и эффективности бизнеса. Ниже приведены примеры факторов, связанных с работой, людьми и организацией, которые часто называют причинами несчастных случаев. Доступен более полный список этих факторов, влияющих на производительность.

Факторы работы
  • нелогичная конструкция оборудования и приборов
  • постоянные помехи и перерывы
  • отсутствующие или нечеткие инструкции
  • плохо обслуживаемое оборудование
  • высокая рабочая нагрузка
  • шумные и неприятные условия труда.
Человеческие факторы
  • низкий уровень квалификации и компетентности
  • усталый персонал
  • скучающий или разочарованный персонал
  • индивидуальные медицинские проблемы.
Организационные факторы
  • плохое планирование работы, приводящее к высокой рабочей нагрузке
  • отсутствие систем безопасности и барьеров
  • неадекватное реагирование на предыдущие инциденты
  • управление, основанное на односторонней связи
  • недостаточная координация и ответственность
  • плохое управление здоровьем и безопасностью
  • низкая культура здоровья и безопасности.

Человеческий фактор обеспечивает хорошее соответствие между людьми, используемым ими оборудованием, выполняемыми ими задачами и средой, в которой они работают. Эффективное использование человеческого фактора сделает работу более безопасной, здоровой и продуктивной.

Простое определение человеческого фактора: Облегчение для людей правильных поступков (и затруднение поступков неправильных) . Подробнее об этом подходе к человеческому фактору см. в моей статье о том, как мы можем повлиять на поведение Гомера Симпсона на работе, и о факторах, которые могут повлиять на то, правильно ли он поступает.

Разве дело не в том, чтобы люди «больше заботились»?

Говорить людям о большей осторожности — это не ответ. Хотя разумно ожидать от людей внимания и заботы, полагаться на это недостаточно для контроля рисков. Оптимизация производительности человека включает в себя гораздо больше, чем применение дисциплинарных мер к отдельным лицам. Существует ряд мер, которые являются более эффективными средствами контроля, включая дизайн работы и оборудования, процедуры и обучение. Этот веб-сайт предоставит вам практическую информацию, которая поможет вам начать управлять человеческим фактором.

«Отказы, возникающие по вине людей, не связанных непосредственно с эксплуатацией или техническим обслуживанием, имеют большое значение.
Ошибки менеджеров и проектировщиков могут оставаться скрытыми до тех пор, пока они не произойдут в будущем». производительность

Одной из областей, где человеческий фактор может способствовать, является предотвращение человеческих ошибок (или снижение вероятности ошибок). Если аспекты работы, людей и организации не оптимальны, то мы можем ожидать снижения производительности человека и увеличения человеческих ошибок. Но это не значит, что мы должны ориентироваться на действия и решения передовых работников. В прошлом инциденты могли быть приписаны человеческой ошибке без дополнительных объяснений. Такой подход в настоящее время менее распространен, и общепризнано, что нам нужно смотреть не только на человеческую ошибку, как на причину. Исследования должны попытаться понять, как люди «запрограммированы на неудачу» конструкцией оборудования или систем работы. Подход, основанный на человеческом факторе, направлен на то, чтобы настроить людей на успех , рассматривая широкий спектр факторов, влияющих на их действия и решения, и сопоставляя рабочие требования с возможностями и ограничениями людей.

Человеческий фактор поможет учесть следующие аспекты деятельности человека:

  • Почему люди совершают ошибки и другие виды человеческих ошибок? Являются ли эти события случайными, или мы можем определить факторы, которые делают их более вероятными? Меры предотвращения будут зависеть от конкретного типа человеческой ошибки.
  • Почему люди нарушают правила? Нарушил ли человек правило намеренно или потому, что не знал о правиле? Возможно, правило было неработоспособным на практике, или у человека были конкурирующие требования к своему времени.
  • Почему люди идут на риск? Люди терпимы к разным уровням риска, и иногда люди меняют свое поведение, чтобы увеличить или уменьшить предполагаемый риск. Подходы к поведенческой безопасности направлены на то, чтобы повлиять на рискованное поведение.
  • Почему случаются несчастные случаи? Несчастные случаи обычно являются результатом сочетания сопутствующих факторов. Подходы, основанные на человеческом факторе, могут помочь лучше понять произошедшие несчастные случаи, а также помочь предотвратить будущие события. Другими словами, человеческий фактор может помочь определить, что пошло не так, и предсказать, что может пойти не так.

Важно отметить, что хотя проблемы с производительностью человека могут способствовать возникновению инцидентов; действия и решения людей ежедневно предотвращают или исправляют опасные ситуации. Люди, как правило, легко адаптируются и с опытом могут решать очень сложные проблемы, часто с ограниченной информацией. Задача человеческого фактора состоит в том, чтобы максимизировать эти положительные стороны, а также управлять ограничениями людей.

Где работают специалисты по человеческому фактору?

Специалисты по человеческому фактору работают в самых разных отраслях, включая авиацию, атомную энергетику, здравоохранение, горнодобывающую промышленность, железнодорожный транспорт, сельское хозяйство, финансы, нефть и газ и так далее. Другие работают в научных и академических кругах, часто работая с отраслевыми партнерами над проведением исследований, имеющих практическое применение. Вы также найдете специалистов по человеческому фактору, работающих в различных регулирующих органах, особенно в тех, которые регулируют вопросы охраны труда и техники безопасности.

Преимущество выбора карьеры в области человеческого фактора заключается в том, что вы приобретаете навыки, которые можно применять в любой отрасли.

За свою карьеру я занимал должности в сфере исследований, консультирования, регулирования и промышленности, и я работал во всех перечисленных выше отраслях. Я разрабатывал дисплеи в кабине вертолета, проводил оценку рисков на глубине 1 км под землей в угольных шахтах, брал интервью у машинистов поездов в кабине во время путешествия по Евротоннелю, оценивал связь пилотов в кабине коммерческих авиакомпаний, проверял множество морских установок с небольших буровых установок. для крупных производственных площадок и оцениваемых диспетчерских на атомных электростанциях. Я не могу придумать более интересного способа провести последние 30 лет!

Для получения дополнительной информации о различных вариантах карьеры, а также о работе нескольких специалистов по человеческому фактору, см. это Руководство по карьере Британского чартерного института эргономики и человеческого фактора (CIEHF).

«Как эргономист или специалист по человеческому фактору, вы будете изучать людей и продукты, инструменты и оборудование, которые они используют дома, на отдыхе и на работе, места, в которых они живут и работают, транспорт, который они используют для передвигаться, и системы, с которыми они взаимодействуют, обеспечивают нормальное функционирование повседневной жизни.

Если вы ищете удобную работу в офисе с 9 до 17, где вы точно знаете, что будете делать каждый день, то это не для вас! Как практикующий эргономист и специалист по человеческому фактору, вы можете оказаться на улице в любую погоду, работать по ночам, работать вдали от дома, но вы увидите и испытаете то, что навсегда запомните».

Карьерный справочник по эргономике и человеческому фактору, Британский чартерный институт эргономики и человеческого фактора (CIEHF)

Что такое человеческий фактор?

Для выявления проблем с человеческим фактором и рассмотрения возможностей и ограничений людей можно использовать несколько подходов. Эти подходы обычно направлены на выполнение одного или нескольких из следующих действий:

  1. Определение характеристик людей, которые будут работать в системе или использовать продукт
  2. Определение требований к работе, которую необходимо выполнить
  3. Оценка характера работы, системы или продукта.

Когда мы можем описать характеристики людей и определить характер того, что мы просим их сделать, мы в хорошей позиции для разработки работы, продукта или системы, которые бы соответствовали друг другу. Это приведет к разработке пригодного для использования продукта или системы ; дизайн, который будет лучше для пользователя и для организации, в которой он работает.

Методы, используемые в человеческом факторе, могут включать:

Контрольные списки: они позволяют сравнивать определенные атрибуты существующих или планируемых систем с приемлемыми значениями. Они полезны для быстрой оценки широкого диапазона атрибутов.

Анкеты и опросы: Это хороший вариант для сбора информации от широкого круга людей. Они могут быть очень эффективным способом сбора фактической информации, такой как возраст, пол, образование, многолетний опыт и навыки, а также получения мнений. Вопросы могут быть комбинацией «закрытых» (например, с использованием ответов «да/нет» или шкалы от 1 до 5) и «открытых», когда ответ может быть произвольным текстом (т. е. респонденты пишут своими словами).

Наблюдение: аналитик просто наблюдает за людьми, выполняющими различные задачи. Поскольку наблюдатель часто не является экспертом в работе, за которой он наблюдает, ему может потребоваться спросить людей, что они делают (и почему они это делают). Если вопросы наблюдателя могут отвлечь внимание, их можно задать позже, возможно, просматривая видеозапись выполняемой работы.

Юзабилити-тестирование: Пользователю дается набор задач для выполнения или продукт для оценки, фасилитатор наблюдает за пользователем, регистрирует проблемы и запрашивает отзыв. Этот подход часто используется для проверки удобства использования веб-сайтов и других интерфейсов. Необходимо соблюдать осторожность, чтобы не влиять на пользователя и не провоцировать его.

Расследование происшествий: Когда происходят травмы или материальный ущерб, расследование направлено на выявление и классификацию различных причин, которые в совокупности привели к происшествию. Существует ряд доступных формальных методов расследования первопричин, многие из которых требуют от следователей хорошо развитых технических и нетехнических навыков. Обычно они включают в себя комбинацию контрольных списков, вопросников и интервью; а также обзор рабочего места и документации.

Анализ задачи: Ряд методов, которые определяют и структурируют важные элементы задачи. Эти подходы описывают, что люди делают, что им нужно знать и с какими людьми или оборудованием они взаимодействуют. В идеале информация собирается от людей, которые фактически выполняют задачи, полученная в результате наблюдения на рабочем месте или в ходе интервью.

Анализ связей: Поскольку большая часть работы не выполняется изолированно, анализ связей направлен на выявление и оценку важных ассоциаций и взаимосвязей между различными элементами, такими как другие люди, дисплеи, элементы управления и другое оборудование. Этот метод смотрит, как часто и как долго существует «связь» между двумя или более элементами.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>