Психическое развитие малыша в первые месяцы жизни: Психическое развитие ребенка от 0 до 12 месяцев

Содержание

Психическое развитие ребенка от 0 до 12 месяцев

Психическое развитие и процесс индивидуализации происходят на протяжении всей человеческой жизни, но их основы закладываются в первый год после рождения. Более подробно о психике младенцев рассказывает детский аналитический психотерапевт Ольга Новичкова.

Опыт самых ранних отношений — важнейшая часть жизни человека, особенно его психологической составляющей. Благодаря исследованиям прошлого столетия и становлению самой психотерапии стало известно, что жизненные события могут стать позитивным опытом и послужить развитию личности — или стать своего рода стоп-краном, после которого прежняя скорость развития, а иногда и сам путь, меняются.

Законы развития психики

Можно привести в пример психоаналитический подход, в котором специалистами выделены закономерности развития психики человека. Примечательно то, что развитие и переработка опыта начинаются с самого рождения (или даже с внутриутробного периода). Развитие детской психологии, в частности аналитического направления, позволяет составить представление о том, как же это происходит.

Опираясь на исследования Маргарет Малер, Фреда Пайна и Анни Бергман, можно составить картину психического развития ребенка за первый год жизни по месяцам. Поскольку ими выделены стадии развития без распределения помесячно, мы использовали как практические примеры психологов из вышеприведенных исследований, так и труды детских аналитических психологов и опыт практической работы с детьми для более точной календарной разбивки развития психических функций человека в первый год его жизни.

Этапы психического развития

Поскольку маленький ребенок очень зависим от матери и отношения с ней для него будут (отчасти!) формировать отношение к себе и к миру, то необходимо рассматривать развитие психики малыша в контексте диады с матерью. Эти отношения важны, но индивидуальные особенности характера ребенка все же более значимы. Иначе можно было бы составить подробный план, что можно и чего нельзя делать с ребенком и к чему это приведет.

Но подобное невозможно — разные у детей не только время развития и созревания головного мозга, не только физический рост, но и психическое развитие. Поэтому предложенная ниже периодизация усреднена, и наступление стадий развития может несколько отличаться по времени у конкретного ребенка.

Кроме того, важно помнить, что стадии плавно перетекают одна в другую, развитие движется постепенно, и поэтому ниже оно представлено тезисно, с указанием новых открытий и достижений маленького человека за каждый месяц жизни.

Первый месяц

Первые недели после рождения ребенок выполняет важнейшую задачу — достижение гомеостатического равновесия в новой, воздушной среде. Ресурсы организма направлены на его переход в новые условия и приспособление к ним. Большую часть времени малыш проводит в сонном состоянии, реакция на внешние стимулы очень снижена.

Мать практически не воспринимается в известном нам смысле. При этом ею выполняется важнейшее дело — своей заботой, предупредительностью, угадыванием желаний малыша мать снимает избыточное напряжение (от голода, холода, влажности и тому подобное) и дает возможность снова погрузиться в сон, набирать силы. А ребенок находится в состоянии всемогущества, когда потребности удовлетворяются сами собой при одном желании и крике. Мама не выделена из общего фона непонятного мира.

Второй месяц

У малыша понемногу меняется восприятие матери. Ребенок начинает движение в сторону симбиотического слияния с ней. Мать выделяется из остальных объектов. Ребенок начинает постепенно понимать, что его желания удовлетворяет именно она, и потребность в ней — абсолютна.

Психика ребенка только формируется и пока опирается на психику матери. То есть нет различия между собой и матерью, внутренним и внешним, забота матери является продолжением мысли малыша о желании заботы. Неприятные болевые ощущения (в теле ребенка, в действиях его матери) проецируются на мир за пределами их диады. Поэтому мать не может быть плохой, какими бы ее действия ни были. Малыш вытеснит это вовне, и опасным станет мир.

Третий месяц

Ребенок узнает лицо матери, трогает его и получает огромное удовольствие от такого контакта. Увеличивается важность контакта глазами. Идет освоение своего тела, малыш в своем восприятии начинает отличать стимулы, идущие изнутри его организма и поступающие извне, более через тактильный контакт с кожей. Формируются телесные границы, а следствием этого будет начинающийся процесс понимания, что есть Я (ребенок), а есть остальной мир (уже не только мать, а еще разные другие объекты, пока не люди).

Четвертый месяц

Пик симбиотической фазы, полного и счастливого единения с мамой. Начинается телесная интегрированность; благодаря осваиванию тела меняется важность ощущений: с внутреннего мира организма и ощущений малыша на сенсорное восприятие внешнего мира через свое тело.

Ощущение первичного всемогущества претерпевает изменения: из тотального (поскольку в первые месяцы жизни образ собственного тела не сформирован) оно трансформируется, концентрируясь на теле, то есть всемогущество уже «сужается», чтобы к концу первого года жизни человека «разбиться» о реальность.

Пятый месяц

Малыш улыбается своей маме, демонстрируя особенную связь между ними. Удовольствие от этих отношений дарит чувство безопасности. Развивается внешнее сенсорное восприятие, что стимулирует внимание к объектам внешнего, за пределами диады «мать — дитя», мира. Малышу очень интересна игра в «ку-ку» как некая практика ухода и возвращения мамы в рамках безопасной близости и контакта.

Шестой месяц

Поскольку у малыша развивается память, то ребенок нуждается в матери еще и для избавления от «плохих» воспоминаний — например, если мама ушла, когда он в ней нуждался. Речь идет не об оставлении на долгое время, а о сиюминутном выполнении требований ребенка, которые он озвучивает на своем языке.

Также младенец меняет поведение и переходит от тесного контакта с мамой, когда он просто льнул к ней всем телом, к ее исследованию: он хватает мать за волосы, лицо, а кроме того, отстраняется от нее для исследования того, что происходит вокруг. Начинается дифференциация, выделение себя из симбиотического единства «мать — дитя». Еще малыш перенимает некоторые элементы маминого успокаивающего поведения, например, повторяющиеся действия или поглаживания для самоуспокоения.

Седьмой месяц

Пик исследования уже не только тела, но и одежды матери, возможно, кулона, сережек и так далее. Появляется переходный объект — некий предмет, мягкий, теплый и пахнущий мамой, взаимодействуя с которым ребенок успокаивается и легче переживает расставание с ней, а также помогающий переключению от материнской груди.

Этот период коррелируется с прикормом иными продуктами взамен единственного рациона ранее — молока. Все вместе вносит свою лепту в начинающийся процесс отделения от симбиотического слияния — сепарацию.

Восьмой — девятый месяцы

Малыш начинает проводить различия между мамой и другими людьми. Может появиться страх незнакомца, возможно как следствие ранних симбиотических отношений. Некоторые дети с удовольствием исследуют взаимодействие с чужими людьми, будто опираясь на внутреннюю безопасность. А другие дети могут заплакать даже от контакта глазами с незнакомым человеком. Также детишкам свойственная некая «перепроверка» мамы, когда они словно сравнивают лицо матери с другими людьми или со своим внутренним представлением о нем.

Десятый месяц

Малыш ползает, карабкается и готовится научиться ходить, познает мир, что тоже вносит сильный вклад в сепарацию. У ребенка раздвигаются границы доступного ему мира, и он может самостоятельно регулировать дистанцию между собой и мамой.

Малыш отползает, изучает что-то и возвращается к матери, словно подзаряжаясь от близости с ней. Если мама спокойно отпускает своего ребенка, находясь в контакте с ним по его потребности, возможно просто поддерживая этот контакт глазами, это способствует спокойному познаванию окружающей среды.

Одиннадцатый месяц

Активное ползание влечет за собой и ощущение всемогущества, и разочарование, когда интересующий объект находится за пределами досягаемости маленького человека. Тогда всемогущество ребенка неизбежно начинает рушиться о реальность. Всемогущей остается мать, которая может то, чего физически не способен сделать ребенок. Пока что он — центр мира, а мама — очень важный человек, который исполняет его желания.

Двенадцатый месяц

Ребенок начинает ходить, и новые возможности открытия и познания мира его словно окрыляют. Вкладывается много энергии в исследование мира через свое тело и новые возможности. Эти достижения служат сепарации ребенка как долгому процессу отделения от мамы. А помимо сепарации, происходит процесс индивидуации, который в дальнейшем будет идти всю жизнь человека и служить его полному осознанию своей уникальности. Но начало его закладывается именно в первый год жизни.

   

Фото: Unsplash

Тема 1. Развитие ребенка в период новорожденности

Тема 1. Развитие ребенка в период новорожденности

 

1. Физическое развитие новорожденного.

2. Психическое развитие ребенка в период новорожденности.

 

1. Физическое развитие новорожденного

Хронологические границы: От появления на свет до 1,5 – 2 месяцев.

Кризис новорожденности. Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последующая жизнь человека проходит под знаком этой травмы. Период новорожденности считают кризисным, поскольку первые недели жизни ребенок адаптируется к внешнему миру.

Кризис новорожденности ‑ промежуточный период  между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Признак кризиса – потеря в весе в первые дни после рождения.

Социальная ситуация. Биологическая беспомощность, полная зависимость. Большую часть времени ребенок проводит во сне или в дремотном состоянии, постепенно начинают проявляться короткие периоды бодрствования. Активный характер, которому придают слуховое и зрительное сосредоточение.

Физическое развитие. Приспособиться к новым условиям жизни ребенку помогают безусловные рефлексы.

 

Таблица —  Рефлексы новорожденного

Название рефлекса

Описание

Время исчезновения

Рефлекс Моро

Когда ребенка резко опускают или поднимают на несколько дюймов, обе его руки, полусогнутые в локтях, раздвигаются, а пальцы растопыриваются; затем руки возвращаются в исходное положение, а пальцы сжимаются в кулачки.

Обычно после 4 го месяца.

Шейно-тонический рефлекс

Когда голову лежащего на спине ребенка поворачивают в сторону, он вытягивает руку и ногу с той стороны тела, куда повернута голова, и сгибает противоположные руку и ногу, что напоминает позу фехтовальщика.

После

4-го месяца.

Рефлекс шагания

Когда ребенка держат вертикально, упирая его ступени о твердую поверхность и перемещая туловище вперед, движения его ног напоминают скоординированную ходьбу.

После

2 -го

или 3- го месяца

Рефлекс опоры

Близок к рефлексу шагания. Когда подошвы ног ребенка касаются края стола, он пытается встать на него.

После

2 -го

месяца.

Хватательный рефлекс кисти.

Когда к ладони ребенка прикасаются карандашом или пальцем, он цепко хватается за него, а при попытке вытащить сжимает пальчики крепче.

После

5 -го

месяца.

Рефлекс Бабкина

При давлении на ладонь и предплечье любой из рук ребенок открывает рот, поворачивает голову в сторону раздражителя и закрывает глаза.

После 4-го

 месяца

Хватательный рефлекс стопы.

Аналогичен рефлексу кисти. Если слегка нажать кончиками пальцев на переднюю часть подошвы, у ребенка произойдет тоническое сгибание пальцев стопы.

После 9 го гомесяца

Рефлекс Бабинс

кого

Если подошвенную поверхность ступни ребенка поглаживать от пятки к пальцам, наблюдается тыльное сгибание большого пальца стопы и подошвенное сгибание всех остальных пальцев.

После 6 го

месяца.

Рефлекс «поиска груди»

Если дотронуться до щеки ребенка, он поворачивается в направлении раздражителя и открывает рот, как будто ища сосок.

После 3 го или 4 –го месяца

Сосате

льный рефлекс

Если положить палец в рот ребенка, он начнет сосать его. Совершая ритмичные сосательные движения.

 

Плавательный рефлекс

Ребенок пытается совершить координированные плавательные движения, если поместить в воду животом вниз.

После 6-го

месяца.

Рефлекс «с глаз на шею»

Если держать ребенка вертикально, придерживая его голову сзади, то при освещении глаз его голова быстрым движением откидывается назад.

После 5-го месяца

Зрачко

вый рефлекс

Зрачки ребенка сужаются на ярком свету и при засыпании, расширяются в темноте и при пробуждении.

Сохраняется в течение жизни

 

Врожденные защитные рефлексы: ребенок кашляет, чихает, моргает, жмурится, вздрагивает, тоненько кричит, сморщив личико.

Зрачковый рефлекс: зажмуривание от яркого света. Атавистический рефлекс – ребенок так крепко хватается за палец взрослого, что можно его поднять на этом и удержать в воздухе около минуты.

 

Таблица — Физические раздражители вызывают у ребенка определенные рефлексы

Раздражители

Рефлексы

1. Действие яркого света

2. Шлепок по переносице

3. Хлопок руками возле головы ребенка

4. Поворот головы ребенка направо  

5. Разведение локтей в сторону

6. Нажатие пальцем на ладонь ребенка

7. Нажатие пальцем на подошву ребенка

8. Царапающим движением проводим пальцем по подошве от пальцев к пятке

9. Укол булавкой подошвы

10. Поднимаем лежащего животом вниз ребенка

1. Глаза закрываются

2. Глаза закрываются

3. Глаза закрываются

4. Подбородок поднимается, правая рука вытягивается, левая сгибается

5. Руки быстро сгибаются

6. Пальцы ребенка сжимаются и разжимаются

7. Пальцы ног сжимаются

8. Большой палец ноги поднимается, остальные – вытягиваются

9. Колено и стопа сгибаются

10. Ребенок пытается поднять голову, вытягивает ноги.

 

Акт рождения – это смена среды существования, изменение всей жизнедеятельности, изменение всех функций организма ‑ дыхания, кровообращения, питания, выделения. Ребенок рождается с нервной системой, готовой к деятельности в новых условиях.

Кожа очень тонкая, нежная, легко ранима и подвержена самым разным заболеваниям. Усиленно работают сальные железы, поэтому у многих младенцев можно наблюдать на носу белые зерна жира, которыми закрыты поры, так как потовые железы развиты недостаточно.

Ногти у новорожденных развиты хорошо, очень длинные и покрывают кончики пальцев. Волосы на голове бывают разной длины, густоты и цвета. Цвет глаз в первые два месяца может измениться.

Кости скелета содержат еще мало солей извести, а некоторые состоят только из хрящей. На голове между костями есть промежутки ‑ швы, а места расширения швов — роднички. Большой родничок открыт, малые роднички и боковые закрыты. Присмотревшись к голове ребенка, можно заметить, как пульсирует большой родничок.

Мускулатура развита еще недостаточно. Ребенок сохраняет, как бы внутриутробное положение ‑ руки и ноги согнуты и подтянуты к туловищу.

Ведущая деятельность ‑ эмоциональное общение.

Психическое развитие. Ощущениея недифференцированы и неразрывно слиты с эмоциями. Выготский Л.С. считал, что чувственные эмоциональные состояния или эмоционально подчеркнутые состояния ощущений наиболее характерны для ребенка.

Восприятие. Возникновение слухового сосредоточения на 2-3 неделе, на 3-4 недели сосредоточение возникает на голос. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе внешне проявляется в замирании и задерживании взгляда на ярком предмете.

Психическая жизнь. Главным образом связана с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Все находится в состоянии негармоничного разлада. Поведения в собственном смысле слова еще  нет. В период новорожденности наблюдается исключительное преобладание недифференцированных, нерасчлененных переживаний, представляющих как бы сплав влечения, аффекта и ощущения (Л.С. Выготский).

Появление комплекса оживления знаменует собой конец новорожденности и начало новой стадии развития ‑ стадии младенчества, а также в «комплексе оживления» проявляется основное новообразование – возникновение индивидуальной психической жизни ребенка.

Эмоциональное развитие. Эмоции, как правило, носят отрицательный характер.

Приобретая способность реагировать на лицо мамы ребенок, устанавливает с ней тонкие эмоциональные связи.

Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться – комплекс оживления. В опытах М.И. Лисиной установлено, что с возрастом улыбка ребенка меняется. В развитом «комплексе оживления» улыбка оживленная, широкая, с открыванием рта и с оживленной мимикой.

Улыбка новорожденного, первая настоящая улыбка – это обращение к близкому человеку, это узнавание, это общая радость открытия другого человека. Это большое событие происходит в конце первого, начале второго месяца жизни.

Новообразования. К концу 1 месяца жизни появляются первые условные рефлексы. Новообразование периода новорожденности – комплекс оживления, т.е. первая специфическая реакция ребенка на человека. «Комплекс оживления» проходит 3 стадии: 1) улыбка; 2) улыбка + гуление; 3) улыбка + вокализация + двигательное оживление (к 3 месяцам).

Появление зрительного и слухового сосредоточения. Потребность в общении с взрослым складывается в период новорожденности под влиянием активных обращений и воздействий взрослого.

Возникновение индивидуальной психической жизни ребенка. Проявляется комплекс оживления в потребности общения с взрослыми [В.С. Мухина]; потребность во впечатлениях [Л.И. Божович].

Центральным новообразованием новорожденности является появление индивидуальной психической жизни ребенка, при этом характерны преобладание нерасчлененных переживаний и отсутствие выделения себя из среды. Все впечатления новорожденный переживает как субъективные состояния.

 

Задания для самостоятельной работы

 

1. Познакомьтесь с современными исследованиями по следующим источникам:

     1. Кушнир Н.Я. Плач как показатель психического развития младенца в первый месяц жизни // Вопросы психологии. – 1993. ‑ №3. ‑ С.17.

  2. Кушнеренко Е. В., Батуев А.С., Быстрова П.С. Реакции новорожденного на обонятельные стимулы // Психологический журнал. – 1999. ‑ № 5. ‑ С. 89

2. Законспектируйте материалы современных исследований.

3. Дайте ответы на следующие вопросы:

     1. Следует ли приучать ребенка к соске?

     2. В чем проявляется взаимосвязь функционирования органов чувств новорожденного и коры больших полушарий головного мозга? Наметьте пути, средства и условия воспитания ребенка.

 

Список рекомендуемой литературы

1. Брусиловский А.И. Жизнь до рождения. Эмбриология человека. ‑ М.: Знание, 1991.

2. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. ‑ М.: Педагогика, 1990.

3. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка: Собр. соч.: Т.6. ‑ М.: Педагогика, 1984.

4. Карандашев Ю.Н. Психология развития. Введение. ‑ Минск: , 1997.

5. Карлссон Л., Карлссон В., Оккерман М. Ребенок от 0 до 2 лет. М.: Знание, 1983.

6. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М.: Аспект пресс, 2001.

7. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет: Учебное пособие. ‑ М.: Изд-во РОУ, 1996.

8. Бауер Т. Психическое развитие младенца. ‑ М., 1979.

9. Мухина В.С. Детская психология. ‑ М., 1998.

Развитие ребенка (1) — от новорожденного до трех месяцев

Действия для этой страницы

Резюме

Читать полный информационный бюллетень
  • Даже с самого рождения дети могут общаться с вами.
  • Новорожденный не осознает, что он отдельная личность.
  • Младенцы в первые восемь недель не контролируют свои движения, и вся их физическая активность носит непроизвольный или рефлекторный характер.

Появление на свет — большое и страшное приключение для малышей. Сначала они не знают, что вы здесь, чтобы кормить и заботиться о них — они знают только тогда, когда чувствуют себя комфортно и в безопасности, или иначе. Однако даже с рождения они начинают общаться и подавать вам слабые сигналы, когда они устали или голодны, или проснулись и насторожились. Они постоянно учатся, и задача родителей состоит в том, чтобы помочь им понять, что мир — гостеприимное место, где их потребности будут удовлетворены.

Даже застенчивые и сонные дети проявляют интерес к вашему голосу и лицу. Большая часть мозга отвечает за понимание и запоминание лиц, и большая часть нашего социального поведения основана на том, как мы «читаем» лица других людей. Смотреть в чьи-то глаза необходимо, чтобы «влюбиться», поэтому с самого начала покажите ребенку свое лицо и поговорите с ним успокаивающе. Не чувствуйте себя отвергнутым, если они отвернутся; крошечные дети часто устают, когда они общаются.

Новорожденных:

  • Не понимают, что с ними происходит, или не осознают, что они отдельная личность
  • Не знают, кто их кормит или кто помогает им, когда они плачут
  • Плачут, когда голодны или устали, но не не знают, что о них заботятся
  • Не могут плакать «для привлечения внимания» или «достучаться» до родителей — новорожденный не способен реагировать на вас с какой-либо сознательной целью
  • Может чувствовать, но не думать
  • Улыбайтесь к пяти-семи неделям
  • Смеяться вслух к трем месяцам.

Физическое развитие

Общие характеристики включают:

  • Многие дети в возрасте до трех месяцев много плачут, особенно ближе к вечеру или вечером. («Покачивание» младенцев — плохой способ помочь им успокоиться и может быть очень страшным или даже болезненным для ребенка, даже если он перестанет плакать. Очень важно не трясти ребенка.)
  • Ваш ребенок подвергается бомбардировке внешние раздражители (формы, звуки, цвета) и может легко чувствовать себя подавленным.

Слух и зрение

Новорожденные могут слышать и слышат звуки задолго до своего рождения. У новорожденных незрелые глазные мышцы, и, хотя они могут видеть (особенно вблизи), они не могут организовать визуальные образы в осмысленные формы.

Характеристики развития включают:

  • В первые два месяца их привлекает яркий свет, основные цвета, полосы, точки и узоры.
  • Глаза двигаются в унисон большую часть времени к шести неделям.
  • Человеческое лицо — это первый «объект», который они узнают.
  • В течение первых трех месяцев они начинают узнавать определенные лица и другие предметы (например, своего плюшевого мишку) в своем мире.

Использование собственного тела

Младенцы в первые восемь недель не контролируют свои движения, и вся их физическая активность носит непроизвольный или рефлекторный характер. Они двигают своим телом во время бодрствования, но они еще не знают, как заставить двигаться каждую часть своего тела, и даже не знают, что все части принадлежат им.

Характеристики развития включают:

  • Сосание, хватание, вздрагивание и подтягивание, чтобы встать, — все это рефлексы.
  • Примерно к восьми неделям они начинают тренироваться, как поднимать голову, лежа на животе, и пинать ногами.
  • На третьем месяце они начинают смотреть, как их руки и ноги машут в воздухе, а также начинают махать этим кулаком в сторону вашего лица или другого желаемого объекта.

Речь и язык

Для новорожденных единственным средством общения является плач. Важно реагировать на вашего ребенка как можно скорее, чтобы он начал понимать, что вы будете рядом с ним. Характеристики речи включают:

  • К семи или восьми неделям они начинают открывать для себя свой голос и издавать воркующие звуки и гласные звуки.
  • Даже примерно к восьми неделям они будут слушать, что вы говорите, а затем издавать звуки в ответ, когда они «разговаривают» с вами.

Предлагаемые занятия

Предложения по поощрению и поддержке развития вашего ребенка включают:

  • Сделайте мобиль и повесьте его лицом к ребенку над кроваткой
  • Погладьте разные части его тела, чтобы увидеть, как ему нравится, когда к нему прикасаются
  • Говорите с ними ласково и используйте их имена
  • Играйте им музыку
  • Пойте им
  • Держите их подольше
  • Пусть они смотрят на ваше лицо, когда вы с ними разговариваете
  • Копируйте их жесты
  • Качайте их.

Все дети разные и развиваются с разной скоростью, поэтому, если ваш ребенок не делает всего, что перечислено в этой статье, это может быть связано с тем, что он работает в какой-то другой области обучения и развития. Однако, если ваш ребенок сильно отличается от других детей, или если вы обеспокоены его развитием, или вам кажется, что оно отстает, обратитесь за советом к специалисту в области здравоохранения.

Признаки, указывающие на проблемы в развитии, включают:

  • Необычно вялое или жесткое тело
  • Рука или нога с одной стороны явно отличаются по мышечному тонусу или силе от другой
  • Пальцы всегда сжаты в кулак
  • Отсутствие наблюдения за лицами в возрасте от двух до трех месяцев
  • Не вздрагивает от шума
  • Трудности с кормлением за пределами «нормального» диапазона
  • Длительные периоды плача и постоянные трудности с укладыванием
  • Ребенок исключительно тихий и спокойный.

Где можно получить помощь

  • Ваш врач
  • Медицинская сестра матери и ребенка
  • Служба охраны материнства и детства работает круглосуточно Тел. 132 229

Что нужно помнить

  • Даже с самого рождения дети могут общаться с вами.
  • Новорожденный не осознает, что он отдельная личность.
  • Младенцы в первые восемь недель не контролируют свои движения, и вся их физическая активность носит непроизвольный или рефлекторный характер.

  • Гринспен, С., 1991, Психопатология и адаптация в младенчестве и раннем детстве, International Universities Press.
  • Lingham, S & Harvey, D, 1988, Руководство по развитию ребенка, Черчилль Ливингстон.
  • Аллен, К. и Маротц, Л., 1999, Профили развития, Delmar Publishers.

Эта страница была подготовлена ​​в консультации с и одобрена к:

Эта страница была подготовлена ​​в консультации с и одобрена к:

Оставить отзыв об этой странице

Была ли эта страница полезной?

Дополнительная информация

Отказ от ответственности за содержание

Содержание на этом веб-сайте предоставляется только в информационных целях. Информация о терапии, услуге, продукте или лечении никоим образом не одобряет и не поддерживает такую ​​терапию, услугу, продукт или лечение и не предназначена для замены рекомендаций вашего врача или другого зарегистрированного медицинского работника. Информация и материалы, содержащиеся на этом веб-сайте, не предназначены для использования в качестве исчерпывающего руководства по всем аспектам терапии, продукта или лечения, описанным на веб-сайте. Всем пользователям настоятельно рекомендуется всегда обращаться за советом к зарегистрированному специалисту в области здравоохранения для диагностики и ответов на свои медицинские вопросы, а также для выяснения того, подходит ли конкретная терапия, услуга, продукт или лечение, описанные на веб-сайте, в их обстоятельствах. Штат Виктория и Министерство здравоохранения не несут никакой ответственности за использование любым пользователем материалов, содержащихся на этом веб-сайте.

Отзыв написан: 30-09-2012

Развитие ребенка (1) — от новорожденных до трех месяцев

Действия для этой страницы Общаться с тобой.

  • Новорожденный не осознает, что он отдельная личность.
  • Младенцы в первые восемь недель не контролируют свои движения, и вся их физическая активность носит непроизвольный или рефлекторный характер.
  • Появление на свет — большое и страшное приключение для малышей. Сначала они не знают, что вы здесь, чтобы кормить и заботиться о них — они знают только тогда, когда чувствуют себя комфортно и в безопасности, или иначе. Однако даже с рождения они начинают общаться и подавать вам слабые сигналы, когда они устали или голодны, или проснулись и насторожились. Они постоянно учатся, и задача родителей состоит в том, чтобы помочь им понять, что мир — гостеприимное место, где их потребности будут удовлетворены.

    Даже застенчивые и сонные дети проявляют интерес к вашему голосу и лицу. Большая часть мозга отвечает за понимание и запоминание лиц, и большая часть нашего социального поведения основана на том, как мы «читаем» лица других людей. Смотреть в чьи-то глаза необходимо, чтобы «влюбиться», поэтому с самого начала покажите ребенку свое лицо и поговорите с ним успокаивающе. Не чувствуйте себя отвергнутым, если они отвернутся; крошечные дети часто устают, когда они общаются.

    Новорожденные:

    • Не понимают, что с ними происходит, или осознают, что они отдельный человек
    • Не знают, кто их кормит или кто помогает им, когда они плачут
    • Плачут, когда они голодны или устали, но не знают, что о них заботятся
    • Не могут плакать «для привлечения внимания» или «достучаться» до родителей — новорожденный не способен реагировать на вас с какой-либо сознательной целью
    • Может чувствовать, но не думать
    • Улыбаться к пяти-семи неделям
    • Смеяться вслух к трем месяцам.

    Физическое развитие

    Общие характеристики включают:

    • Многие дети в возрасте до трех месяцев много плачут, особенно ближе к вечеру или вечером. («Покачивание» младенцев — плохой способ помочь им успокоиться и может быть очень страшным или даже болезненным для ребенка, даже если он перестанет плакать. Очень важно не трясти ребенка.)
    • Ваш ребенок подвергается бомбардировке внешние раздражители (формы, звуки, цвета) и может легко чувствовать себя подавленным.

    Слух и зрение

    Новорожденные могут слышать и слышат звуки задолго до своего рождения. У новорожденных незрелые глазные мышцы, и, хотя они могут видеть (особенно вблизи), они не могут организовать визуальные образы в осмысленные формы.

    Характеристики развития включают:

    • В первые два месяца их привлекает яркий свет, основные цвета, полосы, точки и узоры.
    • Глаза двигаются в унисон большую часть времени к шести неделям.
    • Человеческое лицо — это первый «объект», который они узнают.
    • В течение первых трех месяцев они начинают узнавать определенные лица и другие предметы (например, своего плюшевого мишку) в своем мире.

    Использование собственного тела

    Младенцы в первые восемь недель не контролируют свои движения, и вся их физическая активность носит непроизвольный или рефлекторный характер. Они двигают своим телом во время бодрствования, но они еще не знают, как заставить двигаться каждую часть своего тела, и даже не знают, что все части принадлежат им.

    Характеристики развития включают:

    • Сосание, хватание, вздрагивание и подтягивание, чтобы встать, — все это рефлексы.
    • Примерно к восьми неделям они начинают тренироваться, как поднимать голову, лежа на животе, и пинать ногами.
    • На третьем месяце они начинают смотреть, как их руки и ноги машут в воздухе, а также начинают махать этим кулаком в сторону вашего лица или другого желаемого объекта.

    Речь и язык

    Для новорожденных единственным средством общения является плач. Важно реагировать на вашего ребенка как можно скорее, чтобы он начал понимать, что вы будете рядом с ним. Характеристики речи включают:

    • К семи или восьми неделям они начинают открывать для себя свой голос и издавать воркующие звуки и гласные звуки.
    • Даже примерно к восьми неделям они будут слушать, что вы говорите, а затем издавать звуки в ответ, когда они «разговаривают» с вами.

    Предлагаемые занятия

    Предложения по поощрению и поддержке развития вашего ребенка включают:

    • Сделайте мобиль и повесьте его лицом к ребенку над кроваткой
    • Погладьте разные части его тела, чтобы увидеть, как ему нравится, когда к нему прикасаются
    • Говорите с ними ласково и используйте их имена
    • Играйте им музыку
    • Пойте им
    • Держите их подольше
    • Пусть они смотрят на ваше лицо, когда вы с ними разговариваете
    • Копируйте их жесты
    • Качайте их.

    Все дети разные и развиваются с разной скоростью, поэтому, если ваш ребенок не делает всего, что перечислено в этой статье, это может быть связано с тем, что он работает в какой-то другой области обучения и развития. Однако, если ваш ребенок сильно отличается от других детей, или если вы обеспокоены его развитием, или вам кажется, что оно отстает, обратитесь за советом к специалисту в области здравоохранения.

    Признаки, указывающие на проблемы в развитии, включают:

    • Необычно вялое или жесткое тело
    • Рука или нога с одной стороны явно отличаются по мышечному тонусу или силе от другой
    • Пальцы всегда сжаты в кулак
    • Отсутствие наблюдения за лицами в возрасте от двух до трех месяцев
    • Не вздрагивает от шума
    • Трудности с кормлением за пределами «нормального» диапазона
    • Длительные периоды плача и постоянные трудности с укладыванием
    • Ребенок исключительно тихий и спокойный.

    Где можно получить помощь

    • Ваш врач
    • Медицинская сестра матери и ребенка
    • Служба охраны материнства и детства работает круглосуточно Тел. 132 229

    Что нужно помнить

    • Даже с самого рождения дети могут общаться с вами.
    • Новорожденный не осознает, что он отдельная личность.
    • Младенцы в первые восемь недель не контролируют свои движения, и вся их физическая активность носит непроизвольный или рефлекторный характер.

    • Гринспен, С., 1991, Психопатология и адаптация в младенчестве и раннем детстве, International Universities Press.
    • Lingham, S & Harvey, D, 1988, Руководство по развитию ребенка, Черчилль Ливингстон.
    • Аллен, К. и Маротц, Л., 1999, Профили развития, Delmar Publishers.

    Эта страница была подготовлена ​​в консультации с и одобрена к:

    Эта страница была подготовлена ​​в консультации с и одобрена к:

    Оставить отзыв об этой странице

    Была ли эта страница полезной?

    Дополнительная информация

    Отказ от ответственности за содержание

    Содержание на этом веб-сайте предоставляется только в информационных целях.

    Leave a Reply

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    You may use these HTML tags and attributes:

    <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>