Профессиональные навыки и компетенции руководителя: Компетенции руководителя — таблицы для оценки

Компетенции руководителя — таблицы для оценки

Компетенции — это способ оценить навыки, знания и личные черты по действиям человека и внешне наблюдаемым признакам. Выберите, какие утверждения больше соответствуют оцениваемому человеку (Вам или сотруднику).

3 — наивысший уровень развития компетенции, 0 — наименьший.

Ориентация на достижения

Способность руководителя достигать намеченных результатов даже под давлением обстоятельств и других людей.

 Постановка целейДекомпозицияРабота с препятствиямиНепопулярные решения
3Ставит амбициозные цели, которые бросают вызов способностям его и подчиненных, ориентируется на достигнутый уровень.Определяет четкие конечные и промежуточные критерии, относительно которых можно измерить будущие достижения.
  
При встрече с препятствиями активизирует деятельность, легко преобразует проблемы в задачи. Способен двигаться к намеченной цели, даже под давлением обстоятельств и преодолевая сопротивление других людей.
2Формулирует ясно, какие цели могут быть достигнуты и намечает способы их измерения.Разбивает большие цели на ряд последовательных шагов и следит за их выполнением.При встрече с препятствиями ищет пути их преодоления. Настойчив в достижении цели, даже если это связано с временным ухудшением отношений.
1
Ставит новые цели, не учитывая достигнутый уровень. 
Не всегда понимает, что достижение целей складывается из последовательных шагов.При встрече с трудностями приостанавливает движение к цели.Может отказаться от поставленной цели, если это связано с негативной оценкой его действий.
0Сопротивляется усилиям других ставить ему измеримые цели.Не способен определить, какие именно шаги ведут к достижению цели.   Отказывается от активных действий из-за возможных трудностей.    Боится негативной оценки своих действий другими людьми.

Работа с информацией и принятие решений

Способность руководителя структурировать, анализировать и систематизировать получаемую информацию и принимать на основе этой информации управленческие решения.

 Системное видение  Анализ информацииПринятие решенийУмение прогнозировать
3Способен выделить даже неочевидные факторы, создающие проблему.
Систематически собирает и безошибочно структурирует всю необходимую для анализа информацию.Принимаемые решения основываются на точном анализе. Отслеживает последствия принятых решений.Тточно прогнозирует показатели работы, предвидит возможные проблемы и предпринимает своевременные меры.
2Способен определить основные влияющие факторы, создающие проблему.Регулярно собирает и структурирует всю необходимую для анализа информацию.Решения основываются на предварительном анализе. Старается в случае необходимости принимать корректирующее решение.В прогнозах показателей работы возможны незначительные отклонения, как правило предвидит возможные проблемы.
1Факторы, создающие проблему, часто выделяются ошибочно.Собирает эпизодически, не может знает, по каким признакам ее структурировал.   Решения часто основываются на непроверенной информации или на эмоциях. Понимает необходимость анализа и прогнозирования работы, но прогнозы, как правило, ошибочны.
0Не видит основные факторы, создающие проблему, видеть систему за частностями. Не знает, как и не умеет собирать и структурировать собранную информацию. Полученная информация не является основанием для принятия корректирующих решений.  Не считает нужным прогнозировать показатели работы, не видит возможных проблем.

Организация работы и контроль

Способность руководителя ставить задачи, организовывать, направлять и координировать деятельность.

 Технология и процессы Постановка задачКонтрольИзменения
3Знает все тонкости и нюансы работы, может продемонстрировать или объяснить эффективные способы их выполнения.Ставит задачи таким образом, что сама возможность невыполнения работы в срок исключается.Опирается на выстроенную систему контроля.
Может разработать инструменты контроля.
Система работы открыта для усовершенствований. Изменения внедряются систематично, максимально быстро и эффективно.
2Знает обязанности всех своих сотрудников и при необходимости может выполнить эту работу сам.При постановке задач исполнителям старается учитывать квалификацию исполнителей.Способен контролировать по конечному результату и по промежуточным контрольным точкам.Способен внедрять изменения и дополнения в технологии работы.
1Знания поверхностные.
Затрудняется в выполнении некоторых функций (операций).  
При постановке задач не учитываются навыки и квалификация исполнителей. Контролирует исполнение поставленных задач, но делает это бессистемно, не регулярно и недостаточно эффективно. Инициатива персонала не поощряется и не наказывается.
0Не знает бизнес процессов и технологий работы подчиненных.Не умеет ставить задачи подчиненным.Не контролирует рабочий процесс.  Не интересуется и не планирует изменений и дополнений в технологиях работы.

Мотивирование и развитие сотрудников

Способность руководителя создавать условия, при которых подчиненные будут с желанием выполнять свои обязанности.

 Знание сотрудников
ПодкреплениеОбучение Психологический климат
3Ззнает потребности, сильные и слабые стороны сотрудников и всегда учитывает их при выборе способа мотивации.Замечает успехи подчиненных.
Способен вдохновить и воодушевить.
Есть система обучения персонала. Обучение систематично и запланировано.Знает и чувствует социально-психологический климат в коллективе, и может эффективно влиять на него.
2Уделяет время изучению основных потребностей своих подчиненных, их сильных и слабых сторон. Замечает успехи своих сотрудников, но подкрепляет их не систематически.Обучение персонала ведется, но не выстроена система.Знает социально-психологический климат в коллективе, как правило, может влиять на его улучшение.
1Считает, что потребности у всех одинаковые. Склонен больше замечать слабые стороны, чем сильные. Использует только негативное подкрепление или не использует вообще.Обучение ведется эпизодически.Не всегда знает, как его можно улучшить на практике.
0Проблемы объясняет некачественным набором и низкими способностями персонала.Не видит необходимости, в каком бы то ни было, подкреплении персонала.Обучением персонала не занимается, контроль стажировки персонала не осуществляется.Не считает необходимым уделять внимание климату в коллективе.

Влияние

Способность руководителя претворять в жизнь свои решения и влиять на принятие решений другими.

 Ораторские навыки   Имидж и авторитетСобранияВ непредвиденных сит-х
3Без труда добивается поддержки коллег и подчиненных в отношении своих взглядов и позиций.Пользуется у коллег и подчиненных беспрекословным авторитетом.Регулярно и конструктивно проводит собрания. Эффективно и уверенно управляет группой.Рассматривает подобные ситуации как возможность личного и профессионального роста.
2Может отстаивать свои взгляды и мнения, обосновывать принятые решения.Стремится сформировать свой имидж. Требователен и справедлив к подчиненным. Использует собрания коллектива как метод влияния. Способен управлять группой.Как правило, сохраняет самообладание и способность к эффективному управлению.
1Может пропагандировать и отстаивать принятые решения, но делает это не всегда, не уверенно и неубедительно.Не заботится об имидже. Его подход воспринимается как высокомерие либо как недостаток твердости. При проведении собраний временами теряет контроль над процессом.Теряет самообладание, но может собраться и взять ситуацию под контроль.
0Полагает, что правильные мнения в доказательстве не нуждаются.Допускает неуважительное (панибратское) отношение к себе.Собрания не проводит или проводит их формально, считает их пустой тратой времени.В непредвиденных ситуациях теряет самообладание, паникует или «опускает руки».

Организация собственной деятельности

Способность руководителя планировать организовывать и эффективного распределять свое рабочее время.

 Планирование Приоритеты ПроактивностьДелегирование
3Максимально эффективно использует свое рабочее время.Эффективно распределяет энергию, ресурсы, время, по приоритетным задачам. Объем “текучки” минимизирован и не является проблемой.Использует делегирование как способ экономии времени и развития подчиненных.
2Рабочее время планируется и используется достаточно эффективно.Старается концентрировать основные усилия на приоритетных задачах.Как правило, удается распределить рабочее время, так, чтобы мелкие вопросы не мешали основной работе.Как правило, использует делегирование задач подчиненным.
1Составляет планы работ, но, не регулярно и не эффективно.Ошибается с определением приоритетных задач.Старается распределять рабочее время, так, чтобы мелкие вопросы не мешали основной работе, но это удается не всегда. Понимает необходимость делегирования, но затрудняется это делать.
0Считает планирование работы пустой тратой времени, так как планы все равно не выполняются.Не задумывается над приоритетами.Управление в происходит в условиях постоянного кризиса. Полагает, что подчиненные не в состоянии решать более серьезные задачи. Не делегирует.

Итоги

Метод компетенций позволяет достаточно хорошо находить точки развития и отслеживать прогресс. Вы можете оценивать себя или руководителей из своей команды. Более индивидуальную таблицу компетенций и план развития можно составить, опираясь на подробную должностную инструкцию нужного руководителя.

Скачайте бесплатно памятку, как применять должностные инструкции

Ключевые профессиональные компетенции руководителя организации


Ключевые компетенции руководителя
Другие важные управленческие компетенции
Развитие профессиональных компетенций

Профессиональные компетенции руководителя – его способность выполнять работу согласно требованиям должности. В свою очередь, последними принято называть задачи, стандарты их выполнения, которые приняты в конкретной организации, отрасли.

 

Ключевые профессиональные компетенции руководителя организации

  • Ориентация на достижения;
  • Успешная работа с данными, принятие решений;
  • Организация деятельности, контроль;
  • Мотивирование, развитие сотрудников;
  • Способность влиять на подчиненных;
  • Умение организовывать собственную работу.

Для руководителя важно ориентироваться на достижения, умение ставить вполне достижимые, но в то же время амбициозные цели. Не менее важно уметь работать с информацией и на основе ее анализа принимать верные решения. Грамотный руководитель способен правильно организовать работу, контролировать деятельность. В профессиональные навыки и управленческие компетенции руководителя входит его способность создавать такие условия для подчиненных, которые позволяют последним с желанием выполнять свою работу.

Безусловно, руководитель должен уметь влиять на решения своих подчиненных. Для этого нужно обладать:

  • Ораторскими навыками;
  • Авторитетом среди сотрудников;
  • Умением проводить собрания и руководить группой;
  • Способностью быстро ориентироваться в непредвиденных ситуациях.

В свою очередь, организация собственной работы предполагает способность занимающего руководящую должность человека планировать, организовывать, правильно распределять свое рабочее время. Важно уметь ставить приоритеты, использовать делегирование в качестве способа, позволяющего экономить время и развивать навыки подчиненных.

Другие профессиональные компетенции руководителя организации

  • Знание основ маркетинга для позиционирования компании на рынке.
  • Умение управлять финансами, использовать инструменты инвестирования.
  • Понимание рыночных законов с целью правильной организации продаж.
  • Грамотное осуществление делового администрирования и др.

Эти компетенции в большей степени строятся на квалифицированности руководителя. Их определяет набор профессиональных знаний, которыми должен обладать занимающий руководящую должность человек. В данном случае необходимо, чтобы руководитель имел не только опыт работы, но и соответствующее образование, так как, к примеру, умение пользоваться инструментами инвестирования базируется на знаниях самого процесса работы с инвестициями.

Развитие профессиональных компетенций руководителя

Ключевые компетенции руководителя больше базируются на личностных характеристиках. Их усовершенствование позволяет добиться желаемого результата и стать максимально грамотным управленцем. Для такой цели лучше пользоваться помощью профессионалов по развитию профессиональных компетенций руководителя. Тренинги для занимающих руководящие должности дают возможность развить или усовершенствовать навыки управленца.

Тренинги для руководителей позволяют научиться управлять проектами, изменениями и прочими составляющими руководящей работы, развить стратегическое мышление, коммуникативную компетентность. С их помощью получается узнать о многих важных аспектах грамотного управления, что дает возможность более эффективно управлять компанией в самых разных условиях.