Роль международного сотрудничества в области охраны окружающей среды в Российской Федерации
На протяжении всей своей истории человечество постоянно подвергалось влиянию природных и техногенных катастроф. Они есть причиной того, что уносятся тысячи человеческих жизней, наносится огромный экономический ущерб и в одно мгновение уничтожается все, что было создано за долгие годы, десятилетия или даже столетия. Поэтому проблема безопасности жизнедеятельности становится приоритетной задачей государства и состоит из социальной, военной, экономической, экологической и безопасности жизнедеятельности в производственной сфере. Эта проблема волнует не только россиян, она актуальна для населения всех стран мира.
Экологические проблемы все чаще выходят на первый план в международных отношениях.
Неравномерное распределение природных ресурсов на Земле и стремление владеть тем, чего нет в себе, но есть у соседа, во все времена были причиной любых взаимоотношений между народами (от торговли до войны).
Интеллект, рациональное производство и использование невозобновляемых ресурсов, защита и воспроизводство возобновляемых ресурсов по мере их истощения и загрязнения будут все больше превращаться из внутренних дел одной страны в человеческую проблему выживания, которая требует установления соответствующих международных отношений.,
В настоящее время одним из первых мест в международных отношениях является проблема рационализации природопользования и охраны окружающей среды. Уже есть экологические беженцы и экологические войны. Обусловленность государственных границ особенно заметна в районах экологического бедствия. Африка в районе Сахары является примером. Когда-то давно эта пустыня возникла на месте саванны в результате выпаса скота, и в настоящее время растет со скоростью несколько километров в год.
Население и живая природа, спасаясь от голода и жажды, пытаются перебраться на еще более пригодные для жизни территории соседних государств, что вызывает кровопролитные столкновения. Всем стало ясно, что в принципе невозможно решить экологические проблемы только на национальном уровне. Природный комплекс некоторых стран, особенно малых, неразрывно связан с природным комплексом соседних стран или даже является его частью.
Необходимость международного сотрудничества в области защиты окружающей среды в настоящее время продиктована растущей и большей экологической зависимостью всех стран друг от друга. Разрушение озонового слоя, загрязнение атмосферы, океанов и повышение температуры на планете распространяются не только на страны, где разрешена экологически опасная деятельность, но и на все мировое сообщество. Поэтому в настоящее время государства под эгидой Организации Объединенных Наций или на двусторонней основе сотрудничают в целях защиты мест обитания людей, флоры и фауны. Такое взаимодействие основано на ряде общепризнанных мировым сообществом принципов человеческой деятельности в области использования окружающей среды. Они содержатся частично в межгосударственных договорах и актах, в нормативных документах международных организаций и обобщаются в решениях наиболее значимых международных конференций, полностью или частично посвященных охране окружающей среды и регулированию сотрудничества между государствами и народами в этой области.
Негативное изменение окружающей среды на нашей планете стало глобальной проблемой в глобальном масштабе, в которой должны участвовать все страны. Воздействие человека на окружающую среду достигло чрезмерно высокого уровня. Это привело к тому, что на планете практически не осталось естественных экологических систем. Кроме того, многие международные и национальные экологические проблемы вызваны трансграничным антропогенным воздействием на окружающую среду, что делает такое решение возможным только благодаря объединенным усилиям всех государств.
Необходимость международного сотрудничества в области охраны окружающей среды также усугубляется заботой мирового сообщества о глобальных экологических проблемах, некоторые из которых связаны с охраной природных объектов за пределами действия национальной юрисдикции, таких как изменение климата, разрушение озонового слоя, загрязнение окружающей среды, загрязнение вод океанов и др. [5]
Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды играет важную роль в обеспечении экологической безопасности страны; совершенствование международного права окружающей среды; гармонизация законодательства, национальных и международных процедур, критериев и стандартов оценки качества окружающей среды; развитие международной системы стандартизации; противодействие экологическому терроризму.
Для международного сообщества охрана природы является одной из наиболее важных задач, которые необходимо решать для защиты экологических интересов не только сегодняшнего дня, но и будущих поколений. Именно поэтому международное сотрудничество в области охраны окружающей среды является самостоятельным блоком активной внешнеполитической деятельности российского государства, обусловленной особой значимостью России, обладающей природными ресурсами и стабилизирующей экологический потенциал мирового значения.
Международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в том числе в области устойчивого природопользования, необходимо в первую очередь:
– продвигать национальные интересы Российской Федерации в указанной сфере международной деятельности;
– создавать экологически безопасные и природные ресурсы, обеспечиваемые переходом Украины к устойчивому развитию путем содействия устойчивому глобальному развитию;
– обеспечить постоянный анализ эффективности участия Российской Федерации в международных природоохранных и природоохранных соглашениях, а также в деятельности международных организаций по оптимизации форм и механизмов сотрудничества [6].
Международное сотрудничество России основывается на императивах универсального международного права и международного экологического права (международного экологического права), а также на приоритетах национальной экологической политики. Конкретными принципами международного сотрудничества в этой области являются: принцип неотъемлемого суверенитета государств над национальными природными ресурсами; принцип недопустимости причинения трансграничного ущерба окружающей среде; принцип предварительного уведомления и обмена экологической информацией; принцип минимизации воздействия на окружающую среду и т. д.
В целях обеспечения экологически устойчивого развития Российской Федерации на глобальном, региональном межгосударственном, федеральном, федеральном и местном уровнях необходимо определить приоритеты международного сотрудничества в области охраны окружающей среды [7].
В течение последних нескольких десятков лет, под эгидой ООН, был создан ряд международных органов, деятельность которых направлена на обеспечение эффективного природопользования и охраны окружающей среды, среди которых следует выделить:
– Организация объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры, Всемирная организация здравоохранения, Международная морская организация, Всемирная метеорологическая организация, Международная организация по радиологической защите и другие.
Международное сотрудничество в области охраны окружающей природной среды может осуществляться на нескольких уровнях (глобальном, региональном).
Важную роль в области охраны окружающей среды играет Организация Объединенных Наций, которая на практике реализует совместные международные усилия. В этом направлении, налаживая сотрудничество, с государствами мира, способствуя решению национальных проблем, связанных с охраной природы [2, с. 59].
В соответствии с Уставом ООН и принципов международного права, государства обязаны заботиться о том, чтобы любая деятельность, которая ведется под их юрисдикцией или контролем, не наносила ущерб окружающей среде той или иной тстраны среде других стран или районов, находящихся за их пределами
Эксперты ООН отмечают, что решить современные экологические проблемы, существующие в мире, можно путем проведения следующих мероприятий:
1) исследование и анализ основных причин экологиеского кризиса и борьба с его последствиями;
2) привлечение широкой общественности;
3) обеспечение средств правового регулирования;
4) инвестирование в будущее [4].
На региональном уровне также прослеживается активная деятельность институтов власти, направленная на обеспечение охраны окружающей среды и рациональное использования природных ресурсов.
Международное сотрудничество невозможно без консолидированных усилий государств и их активного участия в деятельности ведущих международных организаций. Речь идет о выполнении финансовых обязательств государств, а также об оптимизации правовых основ сотрудничества, а также об управлении информационными потоками.
Таким образом, в XXI веке экологические проблемы приобрели высокой степени риска для дальнейшей нормальной жизнедеятельности человечества. Как следствие, мировое сообщество объединяется для решения таких проблем, поскольку они требуют высокого научного потенциала, средств для проведения работ, сложного оборудования и согласованных действий.
Основная тяжесть обеспечения реализации политики, направленной на охрану окружающей природной среды, берут на себя международные организации и региональные образования государств.
Россия принимает активное участие в сотрудничестве по охране окружающей среды, направляет усилия на повышение экологической безопасности и рациональное использование природных ресурсов.
Литература:
- Актуальные проблемы деятельности международных организаций: теория и практика. — М., 1992. — С. 294.
- Глобализация и терроризм: противоречия и угрозы XXI века: ст. и докл. междунар. конф., Москва, 13–15 мая 2008 г. / В. В. Минаев и др.; под ред. В. В. Минаева. — М.: Издат. центр Российского государственного гуманитарного университета, 2008.– 467 с.
- Доклад конференции Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды, Стокгольм, 5–16 июня 1972 года (издание Организации Объединенных Наций, № Р.73. II. А. 14), глава 1.
- Колосов Ю. М., Кузнецов В. И. Международное право: Учебник. Издание 2- е, доп. и перераб. — М.: Международные отношения, 1998. — 624 с.
- Копылов М. Н. Международные организации и охрана окружающей среды. — М., 1994. — С. 274.
- Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, тридцать седьмая сессия, Дополнение № 51. — С. 24–27.
- Принципы, касающиеся общих прав и обязанностей. Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию // МЖМП.1992. — № 4. — С. 207.
- Рачевский А. Н., Данекина Д. П. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды в 1996 году. — Мн.: 1997.
- Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Указом Президента РФ 19 апреля 2017 г. № 176).
Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, международное сотрудничество, область охраны, Российская Федерация, мировое сообщество, проблема, ресурс, активное участие, окружающая природная среда, природный комплекс.
НОУ ИНТУИТ | Лекция | Международное сотрудничество в сфере охраны окружающей среды.
< Лекция 11 || Лекция 12: 12
Аннотация: показана необходимость международного сотрудничества в сфере охраны окружающей среды в условиях глобализации. Дана характеристика международных организаций и программ по охране окружающей среды.
Ключевые слова: международное сотрудничество, прямой, ущерб, международная организация, environment, программа, подразделения, деятельность, база данных, загрязнение окружающей среды, мониторинг
Цель лекции: ознакомиться с международной стороной деятельности по охране окружающей среды.
Международное сотрудничество лежит в основе концепции устойчивого развития. Многие экологические проблемы носят трансграничный и даже глобальный характер. Вмешательство в природную среду не только наносит прямой ощутимый ущерб, но и постепенно разрушает экосистемы, создавая отдаленные негативные последствия. Последствия нарушения баланса в экосистемах сказываются на состоянии природной и окружающей сред всей планеты. Поэтому необходимость международного сотрудничества в вопросах охраны окружающей среды очевидна.
Международное сотрудничество в сфере охраны окружающей среды включает в себя:
- Работу международных организаций по контролю за состоянием окружающей среды и соблюдением международных экологических соглашений.
- Учреждение международных экологических программ и проектов.
- Обмен опытом в сфере охраны окружающей среды.
Одной из основных международных организаций является Организация Объединенных наций (ООН). Еще в 1972 году ООН включила в сферу своей деятельности глобальные экологические проблемы. В ООН существует отдельное подразделение по охране окружающей среды – ЮНЕП (United Nations Environment programme – Программа ООН по окружающей среде). Штаб-квартира ЮНЕП находится в г. Найроби (Кения). Программа ЮНЕП действует на постоянной основе. Основные направления деятельности ЮНЕП [12.1]:
- Противодействие изменению климата.
- Снижение угрозы от природных и техногенных катастроф.
- Внедрение в странах мира системы экологического менеджмента на макроуровне в целях сохранения природных ресурсов и обеспечения устойчивого развития.
- Содействие внедрению экологического руководства и обеспечение международного сотрудничества по вопросам природопользования.
- Минимизация воздействия химических веществ на человека и окружающую среду.
- Обеспечение уровней производства и потребления, необходимых для достижения устойчивого развития.
- Предоставление свободного доступа у информации о состоянии окружающей среды.
Организационная структура ЮНЕП включает в себя региональные представительства, секретариаты, подразделения и центры сотрудничества. Региональные представительства включают в себя:
- Отдел регионального сотрудничества ЮНЕП.
- Региональное бюро для стран Африки (г. Аддис-Абеба).
- Региональное бюро для стран Азии и Тихоокеанского бассейна (г. Пекин).
- Европейское региональное бюро (г. Москва, г. Брюссель, г. Вена).
- Региональное бюро для стран Латинской Америки и Карибского бассейна (г. Мехико, г. Рио-де-Жанейро).
- Региональное бюро для стран Северной Америки.
- Региональное бюро для стран Западной Азии (г. Каир).
- Офис ЮНЕП в Нью-Йорке.
Деятельность секретариатов ЮНЕП связана с конвенциями по различным проблемам (изменению климата, озону, биоразнообразию и др.). В ЮНЕП действуют следующие подразделения:
- Отдел коммуникаций и информирования общественности.
- Отдел экологического права и природоохранных конвенций.
- Отдел по осуществлению природоохранной политики.
- Отдел технологий, промышленности и экономики.
- Отдел раннего предупреждения и оценки.
В рамках ЮНЕП действуют центры сотрудничества по различным экологическим проблемам, например, Базельское агентство по устойчивой энергетике, глобальная база данных по ресурсам, центр экоустойчивых зданий, Франкфуртская школа финансов и менеджмента и др.
Помимо ЮНЕП, охраны окружающей среды касаются в своей деятельности и другие независимые международные организации, действующие под эгидой ООН:
- ЮНЕСКО — Организация Объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (United Nations Education, Scientific an Cultural Organization). Некоторые программы и комитеты ЮНЕСКО напрямую связаны со сбережением природного капитала, например [12.2]:
- программа «Человек и биосфера»: наблюдение за глобальными экологическими изменениями, изучение и сохранение биоразнообразия, создание мировой сети биосферных заповедников, издание справочников и создание баз данных по биоразнообразию.
- Межправительственная океанографическая комиссия: исследование климата, изучение морских и океанических экосистем, изучение взаимодействия моря и суши в прибрежных зонах и другие исследования, связанные с океаном.
- Международная программа по геонаукам: изучение геологических объектов, решение глобальных экологических проблем, экологический мониторинг, решение проблем добычи и использования природных ресурсов, предсказание экологических и природных катастроф, предотвращение стихийных бедствий.
- ФАО – Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (Food and Agricultural Organization of the United Nations). Задача ФАО – обеспечение продовольственной безопасности, обеспечение гарантированного доступа всего населения планеты к качественной пище, искоренение голода, организация рационального использования природных ресурсов, повышение эффективности сельского, лесного и рыбного хозяйства, борьба с бедностью в сельской местности [12.4]. intuit.ru/2010/edi»>ВОЗ – Всемирная организация здравоохранения (World Health Organization). Неблагоприятная экологическая ситуация негативно сказывается на здоровье людей, поэтому ВОЗ реализует ряд программ и проектов, связанных с экологическими проблемами и социально-природными взаимодействиями. Среди них [12.5].
- «Вода, санитария и гигиена»: обеспечение доступа к качественной питьевой воде на всей планете, мониторинг состояния водных ресурсов и водоснабжения.
- «Гигиена окружающей среды в условиях чрезвычайных ситуаций».
- «Здоровье детей и окружающая среда».
- «Изменение климата и здоровье людей».
- «Ионизирующая радиация»: поиск способов защиты людей от воздействия радиации при техногенных авариях, в окружающей среде, на рабочих местах.
- международная программа по химической безопасности: предотвращение острых и хронических отравлений химическими веществами, в том числе в результате промышленных выбросов и сбросов.
- «Окружающая среда и социальные детерминанты здоровья»: изучение влияния экологического и социального факторов на здоровье населения. Поиск и использование резервов оптимизации социально-природных взаимодействий.
- МАГАТЭ – Международное агентство по атомной энергии (International Atomic Energy Agency). МАГАТЭ разрабатывает международные нормы радиационной безопасности, обращения с радиоактивными веществами, защиты от радиоактивного загрязнения окружающей среды.
- ЮНИДО — Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (United Nations Industrial Development Organization). Сфера деятельности ЮНИДО связана с обеспечением устойчивого экономического роста. В числе задач ЮНИДО – борьба с бедностью, обеспечение рационального природопользования, борьба с климатическими изменениями, повышение качества продукции, решение проблемы утилизации отходов и др.
- ВМО – Всемирная метеорологическая организация (World Meteorological Organization). Задача ВМО – изучение климата, мониторинг погодных условий, предотвращение чрезвычайных ситуаций и бедствий, связанных с климатическими явлениями.
Ряд международных организаций, работающих не под эгидой ООН, также занимаются проблемами окружающей среды. Наиболее известные из них:
- Римский клуб – международная неправительственная организация, занимающаяся изучением проблем устойчивого развития, эколого-экономических и социально-природных взаимодействий в масштабе всей планеты. Участники Римского клуба не занимают должностей в правительствах и действуют не в интересах отдельных государств, а в интересах всего человечества.
- Гринпис (Greenpeace) – независимая международная общественная организация, цель которой – предотвращение негативных воздействий на окружающую среду. Гринпис привлекает внимание общественности к экологическим проблемам, проводит акции протеста против разрушения природы в процессе хозяйственной деятельности, контролирует охрану окружающей среды в разных странах мира, является официальным наблюдателем во многих международных конвенциях по охране окружающей среды. Гринпис имеет отделения в 32 странах мира.
- Международный экологический суд рассматривает конфликты в сфере экологии, затрагивающие интересы нескольких государств. Решение об обращении в Международный экологический суд принимают сами участники конфликта. Дело рассматривается по принципу третейского суда на основании норм международного права, национальных законодательств и международных экологических соглашений.Всемирный фонд дикой природы (WWF). Основная цель WWF – сохранение биоразнообразия, охрана редких видов животных. Направления работы – создание особо охраняемых природных территорий, охрана вымирающих видов животных, устойчивое управление лесами, устойчивое морское рыболовство, борьба с климатическими изменениями, развитие возобновляемой энергетики, снижение показателя «экологический след» [12.6].
- Международный союз охраны природы (МСОП) ставит своей целью обеспечение рационального природопользования и решение глобальных экологических проблем. Именно МСОП ведет Международную Красную книгу. МСОП включает в себя комиссии, занимающиеся отдельными проблемами:
- Комиссия по выживанию видов;
- Всемирная комиссия по охраняемым территориям;
- Комиссия по экологическому праву;
- Комиссия по экологической, экономической и социальной политике;
- Комиссия по образованию и коммуникации;
- Комиссия по управлению экосистемами.
Международные отношения в сфере охраны окружающей среды регулируются международным экологическим правом (интерэкоправо). Объекты международно-правовой охраны подразделяются на два типа:
- Не входящие в юрисдикцию отдельных государств — атмосферный воздух, Мировой океан, мигрирующие виды животных, Антарктида, ближний космос, климат, озоновый слой.
- Входящие в юрисдикцию отдельных государств – животные и растения, внесенные в Международную Красную книгу, международные реки, моря, озера
- Конвенция о биологическом разнообразии.
- Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры.
- Венская конвенция об охране озонового слоя.
- Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния.
- Бухарестская конвенция о защите Черного моря от загрязнения.
- Бухарестская конвенция о защите Черного моря от загрязнения.
- Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов.
- Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов.
- Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием.
- Рамочная конвенция ООН об изменении климата.
- Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия.
- Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер.
- Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях.
Финансирование международных программ и проектов, направленных на охрану и восстановление окружающей среды, осуществляется за счет экологических фондов. Крупнейшим из них является Глобальный экологический фонд (ГЭФ). Деятельность ГЭФ тесно связана с ООН, в частности, с ЮНЕП, а также со Всемирным банком. Фонд формируется за счет внесения средств разными государствами. ГЭФ финансирует проекты, связанные с климатическими изменениями, сохранением биоразнообразия, сохранением озонового слоя Земли, загрязнением водоемов и атмосферы. Финансирование проектов и программ осуществляется в форме грантов и льготных кредитов. Гранты, как правило, предоставляются на научные исследования, экологический мониторинг и т.п., а льготные кредиты – на проведение природоохранных мероприятий, реализацию проектов по внедрению малоотходных, безотходных и ресурсосберегающих технологий. Помимо ГЭФ, финансирование природоохранной деятельности осуществляют такие международные финансовые организации, как Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международный валютный фонд (МВФ), фонд ЮНЕП, Международный фонд сельскохозяйственного развития и др. [12.8].
Российская федерация принимает участие практически во всех формах международного сотрудничества, что отражено в статьях 81-82 Федерального закона «Об охране окружающей среды» [12.8].
Ключевые термины: международное сотрудничество, международная организация.
Краткие итоги:
- Для решения глобальных экологических проблем необходимо международное сотрудничество.
- Основную роль в организации международного сотрудничества по экологическим вопросам играет ООН (в частности, ЮНЕП) и организации, работающие под ее эгидой: ЮНЕСКО, ВОЗ, МАГАТЭ, ФАО, ЮНИДО, ВМО.
- Проблемами охраны окружающей среды занимаются и международные организации, не имеющие отношения к ООН и правительствам: Римский клуб, Гринпис, WWF, МСОП, Международный экологический суд.
- Проблемами охраны окружающей среды занимаются и международные организации, не имеющие отношения к ООН и правительствам: Римский клуб, Гринпис, WWF, МСОП, Международный экологический суд.
- Финансирование природоохранной деятельности на международном уровне осуществляется различными фондами: ГЭФ, МБРР, МВФ, фонд ЮНЕП, Международный фонд сельскохозяйственного развития и др.
Дальше >>
< Лекция 11 || Лекция 12: 12
Международное сотрудничество, этика и изменение климата
Стремясь к осмысленному устойчивому развитию и вкладывая средства в охрану окружающей среды и возмещение ущерба, нанесенного окружающей среде десятилетиями пренебрежения, нам необходимо лучше изучить и понять роль международного сотрудничества и почему человеческие ценности и этика занимают центральное место в этих дебатах.
Международное сотрудничество . Ключевым компонентом формирования траектории устойчивого развития должно стать существенное укрепление существующих механизмов международного сотрудничества, которые оказались недостаточными для решения стоящих перед нами глобальных задач. Процесс глобализации разворачивается в отсутствие равноценных международных институтов, поддерживающих его и использующих его потенциал во благо.
Например, нет глобального природоохранного органа. Политика в области изменения климата осуществляется с помощью специальных подходов, включающих элементы международного сотрудничества, добровольного соблюдения и больших доз надежды. В отсутствие органа, обладающего юрисдикцией в отношении глобальной окружающей среды с соответствующими правоприменительными полномочиями, международное сообщество де-факто возложило управление мировой окружающей средой на волю случая и действий благонамеренных государств. Даже Парижское соглашение 2015 г. , объединившее 175 стран, обязавшихся сократить выбросы, если оно будет реализовано в полном объеме, не предотвратит потепление более чем на 2°C — порог, признанный учеными-климатологами необходимым для предотвращения «потенциально разрушительных последствий» (Stern 2016). ).
Сосредотачиваем ли мы свое внимание на изменении климата или других глобальных проблемах, факт остается фактом: основные планетарные проблемы игнорируются, потому что у нас нет достаточно сильных механизмов и институтов, чтобы справиться с ними.
Эффективные, пользующиеся доверием механизмы международного сотрудничества, которые воспринимаются как законные и способные действовать в интересах человечества, а не интересов конкретной группы стран, необходимы, если мир хочет ответить на вызов установление правильного баланса между заботой об окружающей среде и политикой, которая должна подкреплять эту заботу, с одной стороны, и необходимостью обеспечения того, чтобы мировая экономика развивалась таким образом, чтобы открывались возможности для всех, особенно бедных и обездоленных, с другой стороны. другой.
Остается открытым вопрос, способна ли существующая система суверенных национальных государств достичь такого уровня сотрудничества, или такая система потребует более фундаментальной реструктуризации, включающей более высокие уровни национальной подотчетности, чтобы обеспечить результаты, которые будут лучше служить нынешним и будущие поколения.
Этика и человеческие ценности. Наконец, ни одна стратегия, направленная на содействие продвижению пути устойчивого развития, не будет полной без фундаментального переосмысления человеческих ценностей, которые в значительной степени определяли процесс развития в прошлом столетии. Значительное количество академических исследований последних лет изучало вопрос о связи между растущим доходом и человеческим счастьем. Сам по себе этот вопрос мог показаться немного странным пару десятилетий назад, когда экономисты в академических кругах и политики в правительстве и международных финансовых организациях более или менее приняли как символ веры, что более высокие темпы роста и доходов всегда желательны и будут способствовать повышению благосостояния людей. а вместе с ним и счастье.
Однако несколько прозрений способствовали постепенному изменению точки зрения. Во-первых, осознание того, что, какими бы полезными ни были несколько десятилетий устойчивого послевоенного экономического роста для повышения уровня жизни, мировая экономика начала сталкиваться с экологическими ограничениями, которые можно было реально измерить.
Во-вторых, психологи, недавно получившие аналитические инструменты, разработанные в других науках, смогли показать, что человеческое счастье коррелирует с доходом только до определенного уровня. Деньги, казалось, имели решающее значение для счастья, когда основные материальные потребности не были удовлетворены. Но как только они были удовлетворены, источники счастья переключились на другие заботы, отражающие более глубокие духовные устремления, включая дружбу, отношения, чувство цели в жизни, безопасность и другие.
Приведенные выше наблюдения указывают на необходимость расширить определение того, что представляет собой «благосостояние», и более тщательно исследовать взаимосвязь между усилением рыночной активности и благосостоянием людей, участвующих в экономической системе. Одной из отправных точек может быть установление более четкого ментального разграничения между понятиями «рост» и «развитие».
Первое по существу является количественным понятием, которое фиксирует расширение масштабов экономической системы, а второе относится к качественным изменениям в этой системе и в ее отношениях с окружающей средой и другими аспектами жизни в сообществе. При правильном понимании экономическая наука должна меньше заботиться о том, как добавить к физическому измерению экономической системы, и больше — о долгосрочном благополучии сообщества, чьим интересам в конечном счете призвана служить «система».
Международное сотрудничество — Европейское агентство по окружающей среде
Регламент, учреждающий ЕАОС и Eionet, предусматривает активное международное сотрудничество в основных областях работы ЕАОС. В задачи ЕАОС входит содействие включению европейской экологической информации в международные программы мониторинга окружающей среды, сотрудничество с региональными и международными органами и программами, такими как Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП). , а также сотрудничество с учреждениями в странах, не входящих в ЕС.
Международные обязательства ЕАОС можно разделить на четыре группы:
— Международное сотрудничество и Eionet
— Региональные отношения в странах-соседях ЕС
— Отношения с международными организациями, органами ООН и глобальными конвенциями
— Отношения с неевропейскими странами и регионами
1. Международное сотрудничество и Eionet
Хотя в центре внимания Eionet находятся страны-члены ЕЭЗ, сам Регламент ЕЭЗ предусматривает положение о сотрудничестве с «… теми учреждениями в странах, которые не являются членами Сообщества, которые могут предоставлять данные , информация и опыт…». Это положение позволило странам, не входящим в ЕС, участвовать в деятельности Eionet, а затем присоединиться к ЕЭЗ в качестве членов.
Eionet строго охватывает только страны-члены ЕЭЗ. Однако на практике деятельность Eionet охватывает хорошо налаженное сотрудничество со странами Западных Балкан (сотрудничающими странами ЕЭП).
2. Региональные отношения в странах-соседях ЕС
ЕЭЗ имеет большой опыт тематического и сквозного сотрудничества, в том числе за пределами стран Eionet. В частности, он сотрудничает с различными региональными процессами и органами, которые охватывают географические районы, имеющие тесные или трансграничные географические или геополитические связи с ЕС и в которых существует четко определенная политика ЕС.
Основная работа ЕАОС, финансируемая в региональном европейском контексте, направлена на внесение вклада в экологическую информацию и деятельность по оценке в рамках различных конвенций и других процессов. В зависимости от потребностей вклад ЕАОС варьируется от обмена данными и информацией до вклада, связанного с оценкой, а также развития сетей и информационного партнерства.
3. Отношения с международными организациями
ЕАОС имеет давнюю традицию работы с международными организациями и органами ООН, в частности с теми, которые занимаются вопросами окружающей среды и смежными аспектами, такими как ООН по окружающей среде на глобальном уровне и Европейская экономическая комиссия ООН. на общеевропейском уровне. Эти отношения охватывают как тематические области (например, изменение климата и биоразнообразие), так и сквозное сотрудничество. В тематическом контексте ЕАОС предоставляет данные и опыт для поддержки стран-членов ЕС и ЕЭЗ и сотрудничающих стран в их участии в международных конвенциях и в недавно созданных платформах оценки ООН-Глобал. В своей сквозной работе ЕАОС фокусируется на обмене знаниями и продвижении принципов SEIS для поддержки укрепления взаимодействия между знаниями и политикой.
Как в тематической, так и в сквозной деятельности ЕАОС выступает в качестве прямого партнера таких органов, предоставляя экспертные знания для текущих процессов, а также поддерживая страны-члены ЕС и ЕЭЗ и сотрудничающие страны в выполнении их обязательств по отчетности, проведении оценок и (совместном -) развитие позиций ЕС. Работа в поддержку стран-членов ЕС и ЕЭЗ и сотрудничающих стран ведется вокруг крупных политических процессов. Одним из таких примеров является Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата (РКИК ООН), в которой ЕАОС играет активную роль в поддержке измерения, отчетности и проверки (MRV) выбросов парниковых газов.
После принятия Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, включая Цели в области устойчивого развития, необходимо конкретизировать рамки для последующих действий и пересмотра Повестки дня на период до 2030 года на национальном, региональном и глобальном уровнях. ЕАОС будет играть особую роль на региональном уровне, внося свой вклад в работу по мониторингу и обзору. Эта работа будет проводиться в тесном сотрудничестве с Европейской комиссией и государствами-членами ЕС.
Также продолжается взаимодействие с Глобальной системой систем наблюдения за Землей Группы по наблюдениям за Землей и с инициативой ООН по управлению глобальной геопространственной информацией.
4. Отношения с неевропейскими странами и регионами
ЕАОС делится своим опытом, знаниями и подходами с различными неевропейскими национальными и региональными организациями. На протяжении почти 20 лет ведется регулярный диалог с Агентством по охране окружающей среды США, а на протяжении последних 15 лет осуществляется обмен информацией со странами Центральной Азии.