Обеспечение позитивного взаимодействия между торговлей и окружающей средой — Глава 2. Международное сотрудничество в целях ускорения устойчивого развития в развивающихся странах и соответствующая национальная политика — Повестка дня на XXI век — Конвенции и соглашения
« Первая страница
Принята Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 3–14 июня 1992 года
Раздел I. Социальные и экономические аспекты
Глава 2. Международное сотрудничество в целях ускорения устойчивого развития в развивающихся странах и соответствующая национальная политика
Программные области
В. Обеспечение позитивного взаимодействия между торговлей и окружающей средой
Основа для деятельности
2.19. Природоохранная деятельность и торговая политика должны дополнять друг друга. Открытая, многосторонняя система торговли позволяет более эффективно распределять и использовать ресурсы и способствует тем самым увеличению объема производства и доходов и сокращению спроса на природные ресурсы. Она позволяет получать таким образом дополнительные ресурсы, необходимые для обеспечения экономического роста и развития и расширения природоохранной деятельности. Здоровая окружающая среда, с другой стороны, позволяет иметь природные и прочие ресурсы, необходимые для поддержания темпов роста и содействия непрерывному расширению торговли. Создание открытой, многосторонней системы торговли, сопровождающееся проведением экологически безопасной политики, окажет благоприятное воздействие на окружающую среду и будет способствовать устойчивому развитию.
2.20. Международное сотрудничество в области окружающей среды расширяется, и в ряде случаев наличие торговых положений в многосторонних соглашениях по окружающей среде сыграло свою роль в решении глобальных экологических проблем. Когда возникала такая необходимость, торговые меры использовались в ряде конкретных случаев для повышения эффективности экологических положений, регулирующих природоохранную деятельность. Такие положения должны способствовать искоренению изначальных причин ухудшения состояния окружающей среды, что в свою очередь позволит избежать введения неоправданных торговых ограничений.
Цели
2.21. Правительствам следует с помощью соответствующих многосторонних форумов, в том числе ГАТТ, ЮНКТАД и других международных организаций, стремиться к достижению следующих целей:
a) обеспечить взаимоукрепляющий характер политики в области международной торговли и окружающей среды в интересах устойчивого развития;
b) уточнить роль ГАТТ, ЮНКТАД и других международных организаций в решении торговых и экологических проблем, включая, по мере необходимости, использование процедур примирения и разрешения споров;
c) способствовать повышению в глобальных масштабах производительности и конкурентоспособности и поощрять конструктивное участие промышленных кругов в решении проблем окружающей среды и развития.
Деятельность
Определение первоочередных вопросов в области окружающей среды/торговли и развития
2.22. Правительствам следует поощрять ГАТТ, ЮНКТАД и другие соответствующие международные и региональные экономические учреждения к рассмотрению, исходя из их соответствующих мандатов и полномочий, следующих предложений и принципов:
a) проводить надлежащие исследования с целью углубления понимания взаимосвязи между торговлей и окружающей средой в интересах поощрения устойчивого развития;
b) поощрять диалог между представителями торговых кругов, учреждений в области развития и экологических организаций;
c) обеспечивать транспарентность и соблюдение международных обязательств в тех случаях, когда принимаются торговые меры, связанные с окружающей средой;
d) устранять коренные причины проблем окружающей среды и развития такими методами, которые позволяли бы избежать принятия экологических мер, влекущих за собой введение необоснованных торговых ограничений;
e) стремиться избегать торговых ограничений или диспропорций в качестве средства компенсации разницы в издержках, обусловленной различиями в природоохранных нормах и положениях, поскольку их применение может привести к диспропорциям в торговле и усилению протекционистских тенденций;
f) обеспечивать, чтобы экологические положения или нормы, в том числе нормы, связанные со здравоохранением и обеспечением безопасности, не служили предлогом для произвольной или необоснованной дискриминации или введения завуалированного торгового ограничения;
g) обеспечивать, чтобы особые факторы, влияющие на политику в области окружающей среды и торговли в развивающихся странах, учитывались при введении природоохранных норм и принятии любых мер в области торговли.
Целесообразно отметить, что нормы, действующие в большинстве развитых стран, могут не подходить для развивающихся стран или иметь для них неоправданно высокие социальные издержки; h) поощрять участие развивающихся стран в многосторонних механизмах с помощью таких процедур, как специальные правила деятельности в переходный период;
i) избегать принятия односторонних мер по решению экологических проблем за пределами юрисдикции страны-импортера. При принятии экологических мер по решению трансграничных или глобальных экологических проблем следует в максимально возможной степени исходить из международного консенсуса. Для обеспечения эффективности мер, принимаемых на национальном уровне в интересах достижения определенных экологических целей, могут потребоваться меры в области торговли. Если такие меры будут сочтены необходимыми для активизации экологической политики, следует применять определенные принципы и правила. Они могут включать, в частности, принцип недискриминации; принцип, в соответствии с которым при определении торговых мер следует исходить из таких необходимых для достижения мер, которые носят наименее ограничительный для торговли характер; обязательство обеспечивать транспарентность при принятии торговых мер, связанных с окружающей средой, и направлять надлежащее уведомление о вводимых национальных правилах; и необходимость учета особых условий и потребностей развивающихся стран в области развития по мере осуществления ими международно согласованных экологических целей;
j) определять более подробно и четко, если возникнет такая необходимость, взаимосвязь между положениями ГАТТ и некоторыми многосторонними мерами, принимаемыми в области окружающей среды;
k) обеспечивать участие общественности в формировании, согласовании и проведении торговой политики в качестве одного из путей повышения транспарентности в контексте условий каждой конкретной страны.
l) обеспечивать, чтобы экологическая политика служила в качестве соответствующей правовой и организационной основы для удовлетворения новых потребностей в охране окружающей среды, которые могут возникнуть в результате изменений в сфере производства и специализации торговли.
Международное сотрудничество в решении глобальных проблем взаимодействия общества и природы
Введение
Быстрый темп технологического прогресса ХХ века принёс значительные изменения в окружающую среду. Интенсивное промышленное производство вызвало ряд негативных последствий, принявших глобальный масштаб. На сегодняшний день необходимость решения экологических проблем осознана в большинстве стран мира, однако с некоторыми проблемами государства могут справиться только совместными усилиями.
.Основные международные экологические проблемы
.1 Загрязнение воздуха
Загрязнение воздуха в основном происходит в результате работы промышленности, транспорта и т. п., которые выбрасывают в атмосферу твёрдые газообразные частицы.
Наиболее распространённые загрязнители — сернистый газ и окись углерода, а также фреоны, являющиеся, по мнению большинства учёных, причиной образования озоновых дыр.
Атмосферный озон образуется под воздействием ультрафиолетовых излучений в результате сложных фотохимических реакций. Понижение содержания озона в верхних слоях атмосферы приводит к росту количества заболевших раком кожи.
Кислород необходим в промышленности для процессов, связанных с горением, что приводит к увеличению выделения углекислого газа в атмосферу, что приводит к явлению, под названием «парниковый эффект». Углекислый газ свободно пропускает коротковолновое солнечное излучение, но не даёт рассеиваться лучам, идущим от нагретой поверхности земли, что приводит к постепенному повышению температуры на всей планете, что, в свою очередь, может привести к таянию ледников и повышению уровня мирового океана и, как следствие, затоплению низменных участков суши.
.2 Загрязнение почв
экологический международный природоохранный загрязнение
Охрана почв также очень важна для человека, поскольку вредные вещества, попавшие в почву, рано или поздно попадут в организм человека через продукты растительного происхождения, а также через мясо животных.
Загрязнения почвы можно разделить по источникам.
В первую очередь вредные химические вещества попадают в почву с атмосферными осадками: вредные выбросы предприятий смешиваются с капельками атмосферной влаги, а затем вместе с осадками попадают в почву.
Также в сухую погоду опасные вещества могут поглощаться почвой, когда твёрдые или жидкие соединения оседают пылью на поверхности земли.
Различные опасные вещества, оседая на листьях деревьев, впитываются в эти листья и после опадания этих листьев и их гниения также попадают в почву.
Безусловно, нельзя забывать о загрязнении почвы мусором, выбросами, отвалами, пестицидами и радиоактивными веществами.
В условиях глобализации и международного разделения труда загрязнения почв в аграрных странах сказывается на здоровье жителей большей части планеты, что, безусловно, не может не тревожить всё мировое сообщество.
.3 Загрязнение воды
Для своих нужд человечество использует, в основном, пресную воду. Напомню, что её объём составляет лишь 2% всей гидросферы Земли, при этом распределены пресные воды неравномерно, что делает проблему загрязнения воды ещё более острой для некоторых районов планеты.
Загрязнение воды происходит в процессе её использования в быту, промышленности и сельском хозяйстве: плохо очищенные или неочищенные сточные воды попадают в водоёмы, тем самым значительно ухудшая экологическую обстановку. Также, во время дождей потоками воды с поверхности земли смывает осевшие в почве опасные вещества, которые в итоге попадают в водоёмы. На сегодняшний день к числу сильно загрязнённых относятся реки — Рейн, Дунай, Сена, Волга, Днепр, Днестр и др. Причем здесь существенную роль играет не только загрязнение стоками, но и попадание в воды морей и океанов большого количества нефтепродуктов. Растет загрязнение мирового океана, которое может привести к экологической катастрофе: опасные вещества, а также отходы жизнедеятельности течения разносят на тысячи километров, тем самым существенно увеличивается площадь загрязнения. Отдельное внимание стоит уделить авариям нефтеналивных танкеров, поскольку разлив нефти наносит серьёзнейший ущерб экологии, а нефтяные пятна могут также уноситься течениями.
2.1Современные тенденции в защите окружающей среды
В настоящее время понимание остроты и необходимости решения экологических проблем, всё в большей степени начинающих носить общемировой характер, осознаны практически во всех странах мира. Их всеобщность и взаимосвязь дают возможность вырабатывать общие методы решения, вне зависимости от географического расположения стран и их уровня развития экономики. Путь к решению современных экологических проблем − сбалансированное развитие человечества. Проще говоря, человечество должно научиться использовать природные ресурсы, не нанося вреда природе, финансировать программы, направленные на предотвращение катастрофических последствий собственной деятельности. На сегодняшний день практически во всех развитых странах мира разработаны, приняты и действуют национальные программы охраны окружающей среды. Сперва реализация этих программ была направлена на ликвидацию последствий уже накопленного загрязнения, а меры, предусмотренные в них, касались в первую очередь негативных итогов производственной деятельности и практически не затрагивали первопричины деградации окружающей среды.
Государственное вмешательство в природопользование в развитых странах имеет весьма ощутимый характер. Созданы иерархические системы управления, в которых выделяют цели политики охраны природы, её объекты, а также уровни осуществления. В основу проведения экологической политики и её финансирования в большей части развитых стран был положен принцип нормативного качественного состояния окружающей среды. Он достигается путем установления стандартов на различного рода загрязнения. Переход к этим стандартам обеспечивается при помощи соответствующей политики в области налогообложения, носящий как стимулирующий, так и карательный, характер. Стимулирование проводится путём использования дотаций, наложением штрафов, льготного кредитования лиц, использующих технологии, отвечающие всем экологическим стандартам, введением в практику платежей за сверхнормативный уровень загрязнения окружающей среды.
На данном этапе важно сохранить все положительное из имеющегося опыта, взяв во внимание то обстоятельство, что в ближайшее время страны с переходной экономикой испытают серьезные ограничения в тех средствах, которые можно было бы использовать для прямых природоохранных мероприятий. В условиях сложного социально — экономического положения всегда будет существовать идея экономии на природозащитных затратах. Однако во многих развивающихся странах разработано законодательство, и учреждены государственные органы по окружающей среде, а также стали создаваться программы сохранения экологических систем, повышения их биологической продуктивности, разрабатываются нормы и стандарты загрязнения.
Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды насчитывает 25-летнюю историю. Это достаточно малый срок, что свидетельствует о том, что люди слишком поздно стали задумываться над проблемами экологии. До середины 60-х гг. XX в. вопрос защиты окружающей среды рассматривался лишь в масштабах одной страны или региона, на уровне отдельных источников загрязнения, в то время как глобальные причины и следствия пагубного воздействия на природу упускались.
К началу 70-х годов влияние экологических проблем заставило человечество обратить внимание на охрану природы, поскольку вследствие необратимых изменений в биосфере планеты выявились проблемы, несущие глобальную угрозу человечеству. Задача сохранения нормальных условий для жизни стала носить, международный характер. Проблема загрязнения окружающей среды в ее современной интерпретации получила распространение, начиная с момента проведения Стокгольмской конференции (1972г.). Одним из её решений было создание в ООН самостоятельного органа, целью которого было международное сотрудничество государств в области экологии в мировом масштабе. Этот орган получил название Программа ООН по окружающей среде — ЮНЕП.
Основные направления деятельности ЮНЕП определяются на совете руководителей этой организации. В качестве первоочередных направлений на ближайшее время названы:
) населенные пункты, здоровье человека, санитария окружающей среды;
) охрана земель, вод, предотвращение опустынивания;
) мировой океан;
) охрана природы, диких животных, генетических ресурсов;
) торговля, экономика, технология.
) образование, профессиональная подготовка;
) энергетика
Стоит упомянуть, что число приоритетных направлений может расти по мере развития деятельности организации. Например, в число главных направлений уже были выдвинуты проблемы кодификации и унификации международного и внутреннего законодательства в области экологии.
Если в 70-е гг. наиболее развитые страны лишь начинали движение в сторону охраны природы, то в 80-е гг. мир уже уверенно перешёл к активному решению проблем в сфере экологии. В частности, загрязнение воздуха и воды удалось существенно уменьшить благодаря активному строительству очистных сооружений и введению жестких экологических стандартов на законодательном уровне. Благодаря этому за прошедшие двадцать лет в крупнейших реках Европы — Дунай и Рейн, содержание токсичных веществ уменьшилось значительно.
Существовала позиция, гласившая, что экономика и экология — антиподы, то есть стремительное развитие экономики непременно ведёт к нанесению вреда биосфере. С 80-х гг. люди стали понимать, что ограничения на законодательном уровне способны помочь примирить экономику и экологию. Для этого государства стали всячески поощрять использование прогрессивных и энергоэффективных технологий. В условиях такого регулирования экономика в целом, а также промышленность и строительство в частности начинают перестраиваться на новый, экологичный путь развития.
В 1992 г. на спецальной конференции в Рио-де-Жанейро были подведены итоги проделанной работы. Также, на этой конференции была принята программа, названная «Повестка дня на XXI-й век». Значение конференции состояло в том, что на ней окончательно была сформирована концепция «устойчивого развития человечества», подразумевавшая, что технический прогресс не должен вредить природе и будущим поколениям. Девиз конференции гласил: «Наш последний шанс спасти планету».
Однако вскоре люди осознали, что существуют проблемы, стоящие настолько остро, что требуют принятия скорейших мер. Одной из таких проблем было изменение климата, причиной которого, в основном, был парниковый эффект. И в декабре 1997 г. в Японии при участии более чем 120 государств был принят Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата, распределивший обязательства индустриально развитых государств по ограничению выбросов газов, вызывающих парниковый эффект. Киотский протокол стал первым глобальным шагом по противодействию изменению климата, хотя поставленная цель была не слишком амбициозная — в период с 2008 по 2012 гг. снизить совокупный уровень выбросов на 7%. К данному протоколу также присоединилась РФ. Стоит отметить, что этот документ до сих пор не подписан Соединёнными Штатами. Однако в этой стране со действуют свои, весьма жёсткие программы, направленные на снижение выбросов парниковых газов.
Так как охрана окружающей среды является серьёзной, комплексной проблемой, в дополнение к деятельности ЮНЕП, отдельными ее аспектами занимаются следующие специализированные организации под контролем ООН, имеющие автономный статус:
ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН) ставит перед собой задачу улучшения показателей производства и переработки сельскохозяйственной продукции, лесоводства и рыболовства, способствует привлечению инвестиций в агросферу, рациональному использованию плодородных земель и водных ресурсов, удобрений и пестицидов, освоению новых и возобновляемых источников энергии;
ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) помимо прочего, ставит перед собой задачу содействовать поддержанию экологической безопасности, включая безопасное водообеспечение, питание людей и удаление отходов;
ЮНИДО (Организация Объединённых Наций по промышленному развитию) призвано помогать развитию в области промышленного производства и установлению нового международного экономического порядка;
МАГАТЭ (международная организация для развития сотрудничества в области мирного использования атомной энергии) было создано для разработки норм безопасности и защиты от радиации, включая безопасную транспортировку радиоактивных материалов и утилизацию отходов.
В последнее время в решении глобальных экологических проблем начала возрастать роль международной организации Глобальный Экологический Фонд (ГЭФ). Этот фонд создан в начале 90-х гг., и предназначен помогать развивающимся странам для решения экологических проблем, имеющих глобальный характер. В качестве главных направлений для финансирования выделены четыре: глобальное потепление, загрязнение международных вод, вымирание биологических видов и истощение озонового слоя Земли.
Очень важным аспектом международного сотрудничества является договорённость об оказании финансовой помощи рядом международных организаций национальным правительствам для реализации эколого-экономических программ. Данная помощь предоставляется, в основном, в виде займов и кредитов. Среди специализированных учреждений, оказывающих такого рода помощь стоит выделить Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд, Международный фонд сельскохозяйственного развития, Фонд ЮНЕП и др.
В области природопользования за последние 20 лет международное сотрудничество перенесло множество существенных изменений. В первую очередь, они коснулись расширения территории: включения в этот процесс новых стран и регионов, изменения методов и форм взаимодействия, перехода от договоренностей по охране или воспроизводству отдельных видов ресурсов к постановке конкретных глобальных задач. В основе этих тенденций лежит понимание глобального характера проблем экологии, обостряющихся в современных условиях. Немаловажно осознание того факта, что решаться эти проблемы могут только общими усилиями всех стран мира.
Развитие международного сотрудничества в деле охраны природы упрощает понимание многих аспектов природопользования и способствует выработке общих принципов действий для достижения необходимых целей. Переход к устойчивому развитию — глобальный процесс, и все государства должны двигаться к нему общими усилиями и одним путем.
. 2 Деятельность России в природоохранном направлении
экологический международный природоохранный загрязнение
В последние годы Россия стабильно демонстрирует положительную социально-экономическую динамику. Стоит отметить, что внимание государства к вопросам, связанным с охраной окружающей среды, в целом, к экологическому компоненту развития с каждым годом оказывается все более существенным, что демонстрирует растущее понимание отсутствия альтернатив концепции стабильного развития у нас в стране. Эта концепция базируется на единстве социального, экономического и экологического факторов развития. Отмеченный сдвиг в государственной политике по отношению к вопросам экологии совпадает с общемировыми тенденциями в данной области.
Наша страна активно участвует в развитии международного сотрудничества в данной области. Долгое время Россия входит в Совет управляющих Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и Cовет управляющих Программы ООН по населенным пунктам (ООН-Хабитат). Сотрудничество России с этими организациями развивается стабильно и приносит пользу, как нашей стране, так и данным организациям. Так, в России осуществляется 6 проектов общей стоимостью свыше 37,5 млн. долларов. Помимо этого, в стадии разработки находятся несколько проектов общей стоимостью свыше 2,5 млн. долл.
В 2005 году началось воплощение в жизнь беспрецедентного по масштабам проекта ЮНЕП/ГЭФ «Российская Федерация — поддержка национальной программы действий по защите морской среды Арктики». Стоимость этого проекта составила 29,4 млн. долларов. Проект позволит взаимодействовать нашей стране со странами-членами ЮНЕП в зоне российской Арктики, что привлечёт дополнительное финансирование на реализацию проектов в этой области со стороны зарубежных инвесторов. Необходимо упомянуть о том, что весьма значимую роль в осуществлении данного процесса должен играть Арктический совет, председателем которого на данный момент является Российская Федерация.
В ноябре 2005 года была подписана Программа сотрудничества между Правительством РФ и ЮНЕП на 2 года. Она охватывает целый ряд приоритетных областей взаимодействия между Россией и ЮНЕП (использование пресной воды, вредных химических веществ, сохранение биологического разнообразия, охрана территорий и т.д.).
Взнос России в бюджет Программы ООН по населенным пунктам с 2005 г. возрос с 200 тыс. долларов до 400 тыс. долларов. Большая часть выделяемого бюджета призвана расходоваться на реализацию проектов, связанных со стабильным развитием населенных пунктов в нашей стране. В начале 2008 года было подписано «Соглашение о сотрудничестве с ООН-ХАБИТАТ».
Российская Федерация является одним из самых активных членов Комиссии ООН по устойчивому развитию (КУР) — главного органа системы ООН по реализации решений, принятых в Рио-де-Жанейро 1992 г. и Плана осуществления, принятого на Всемирном саммите по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (ЮАР), (ВСУР) в 2002 г.
На состоявшейся в апреле 2007 13-й сессии Комиссии по устойчивому развитию, целью которой было рассмотрение хода выполнения целей ВСУР по воде, санитарии и населенным пунктам, были представлены базовые подходы России к международному взаимодействию в данных сферах. Необходимость сбалансированного учета экономических, экологических и социальных факторов в очередной раз была подчёркнута. В соответствии со спецификой условий и конкретными интересами регионов и отдельных государств, было гарантировано обеспечение комплексных решений в сфере управления, а также их адресной направленности, как по секторам экономики, так и по группам населения. Для решения задач водопользования и формирования рынка доступного жилья, защиты малоимущих слоев населения необходимо серьёзное внимание со стороны властей.
Если говорить по поводу нашей страны, то в 2006 г. для достижения целей ВСУР продолжалась реализация Национальной программы «Развитие водохозяйственного комплекса России (Вода России — ХХI век)». Основными компонентами этой программы являлись: обеспечение населения и промышленности необходимыми водными ресурсами; предотвращение наводнений и ликвидация их последствий, а также вредного воздействия вод; предотвращение загрязнения водных объектов мусором и опасными химическими веществами; внедрение и применение передовых технологий очистки воды и использование современного сантехнического оборудования; усовершенствование системы государственного управления водными ресурсами, а также нормативное, правовое, научно-техническое и информационное обеспечение водного хозяйства.
Поскольку Россия является крупнейшей лесной державой, она входит в число лидеров международного лесного взаимодействия. Наша страна была председателем на 4-й сессии Форума ООН по лесам (ФЛООН), являющегося вспомогательным органом Экономического и Социального Совета ООН. Россия приняла активное участие в его следующей сессии, состоявшейся в мае 2005 года. В ходе Форума идет проработка таких приоритетных для российского лесного сектора вопросов, как устойчивое управление лесами всех типов, критерии и показатели устойчивого использования лесов, выделение средств из бюджета на содействие передаче передовых лесоохранных и лесопромышленных технологий и т.п.
Россия участвует в большинстве главных многосторонних конвенций, связанных с охраной природы. В настоящий момент идёт работа по присоединению к Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях, которая направлена на уменьшение использования, прекращение производства и последующую полную ликвидацию 12 особо токсичных химических соединений. Также, Россия ставит перед собой цель присоединения к Роттердамской конвенции о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле, которая призвана содействовать порядку в мировом обороте этих веществ, для защиты здоровья человека и охраны окружающей среды.
В России растет заинтересованность различных, в т.ч. деловых, кругов в решении стоящих перед государством задач и ускоряется работа по деловому и конструктивному обсуждению мер, необходимых для выполнения обязательств по Киотскому протоколу. На постоянной основе проходят парламентские слушания в Комитете по экологии Государственной Думы и Комитете Совета Федерации по промышленной политике, а также конференции и семинары многочисленных неправительственных организации, для решения вопросов законодательного обеспечения и мерах по реализации положений РКИК и КП.
Заключение
Таким образом, в результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Проблема защиты окружающей среды уверенно выдвигается на одно из первых мест в списке глобальных приоритетов международного сообщества. В данной области твёрдо укрепился многосторонний подход к решению проблем, стоящих перед человечеством. Главную роль в этом направлении играет ООН, поскольку является универсальным механизмом выработки согласованных взвешенных решений и важнейшим источником международного природоохранного права.
Острая необходимость решения современных проблем экологии требует участия в их решении большого количества населения. Любые технологические, организационные и экономические меры способны дать необходимый эффект лишь в случае, если идея охраны природы овладеет широкими массами. Распространение экологических знаний призвано формировать мировоззрение в сфере экологии, а также нравственность и экологическую культуру людей. Для достижения данных целей нужно внедрение всех знаний о природных и общественных законах функционирования окружающей среды.
Российская Федерация открыта для широкого сотрудничества и конструктивного диалога со всеми заинтересованными сторонами. Наша страна и впредь будет проявлять усилия, направленные на достижение целей устойчивого развития и процветанию государства.
Список использованной литературы
1.Научный потенциал студенчества — будущему России / Материалы Всероссийской научной студенческой конференции. Ставрополь: СевКавГТУ, 2006. 212 с.
.Кондратьев К.Я., Донченко В.К., Лосев К.С., Экология — экономика — политика. — СПб.: НЦ РАН, 2004. — 826 с.
.Бегак М.В., Титова Г.Д. Экологическая безопасность мегаполиса: региональное законодательство // НТБ «Экологическая безопасность». — 2003. — № 5.
.Кочегарова Н.Л. «Устойчивое экологическое развитие России на пороге третьего тысячелетия» — 2003.
Международное сотрудничество — ключ к решению проблем устойчивого развития
Проблемы устойчивого развития носят глобальный характер, и для их решения требуется международное сотрудничество. Даже местные экологические проблемы влияют на глобальную устойчивость. Глобальный характер угроз устойчивости умножает и усиливает потребность в совместных подходах и общих решениях.
Международное сотрудничество с участием множества заинтересованных сторон является самым мощным и эффективным политическим инструментом, который у нас есть. Государства, которые работают с субъектами для создания сетевых возможностей и заключения добровольных соглашений, с большей вероятностью смогут достичь своих политических целей. Международное сотрудничество может помочь избежать затянувшихся юридических споров, общественных разногласий и конфликтов.
Сотрудничество желательно и необходимо для решения широкого круга трансграничных вопросов, связанных с устойчивостью, включая изменение климата, загрязнение, истощение ресурсов и коммерческое рыболовство. Международное сотрудничество имеет долгую и проверенную историю. Несмотря на различные интересы и широкий круг действующих лиц и заинтересованных сторон (несколько уровней правительства, международные организации, неправительственные организации, организации, промышленность, корпорации, сообщества, ученые, инвесторы, группы защиты интересов, активисты и коренные народы), страны объединились в 2015 г. , чтобы подписать знаменательное Парижское соглашение.
Мы получаем выгоду от тысяч договоров и транснациональных сделок. Сотрудничество между НПО, производителями, производителями и многонациональными корпорациями привело к созданию таких механизмов, как Глобальный договор ООН, ISO 14000, Глобальная инициатива по отчетности и Лесной попечительский совет. Мы также заключили международные соглашения, касающиеся сохранения видов и экосистем, такие как Конвенция о биологическом разнообразии. Это в дополнение ко многим соглашениям о развитии, торговле и безопасности.
Многосторонние договоры могут быть локальными, как те, что регулируют качество воздуха и кислотные дожди, или широкими, как соглашение между Канадой и Чили. Они могут быть глобальными, как Конвенция о международной торговле видами, находящимися под угрозой исчезновения, или они могут быть одновременно широкими и глобальными, как Парижское соглашение. Существуют также дополнительные соглашения, в рамках которых международные участники помогают расширять и углублять усилия государства по решению проблем устойчивого развития.
В идеале сети заинтересованных сторон объединяются с правительством для выработки государственной политики, которая одновременно решает экологические, социальные и экономические проблемы. В целом должно быть ясно, что партнерство между гражданским обществом, организациями, бизнесом и правительством приносит нам пользу.
С одной стороны, изменение окружающей среды подрывает сотрудничество, но оно также может его усилить. Например, литература о реках общего пользования показывает, что засуха увеличивает напряженность до определенного уровня, после чего стороны решают сотрудничать по необходимости. Независимо от того, почему заинтересованные стороны собираются вместе, сотрудничество является явно необходимой частью достижения целей, достижения целей и оправдания ожиданий.
Успешное международное сотрудничество представляет собой сложную сеть взаимосвязанных многогранных механизмов. Барьеры для сотрудничества включают неопределенность, недоверие, конфликты интересов, разные взгляды на причинно-следственные связи и сложные связи. Однако наиболее значительным барьером может быть суверенная государственная система, которая игнорирует всеобщее достояние и руководствуется личными интересами.
Нам нужен новый подход, который порывает с формами управления 20 века, тот, который не строится вокруг старых институтов или традиционных представлений о национальных государствах. Такой постсуверенитетный подход рассматривает общественные блага как выход за границы. По их мнению, нам необходимо направлять и направлять глобализацию таким образом, чтобы она укрепляла сотрудничество как часть диалектического императива в борьбе с деградацией окружающей среды. Хотя глобализацию можно рассматривать как проблему устойчивости, она также увеличивает взаимосвязанность, которая закладывает основу для международного сотрудничества.
Международное сотрудничество — это подход, который имеет большое значение для решения экологических проблем и устранения препятствий в управлении. Это может помочь преодолеть проблему коллективных действий и избежать проблемы безбилетника. Сотрудничество также заставляет правительства и все заинтересованные стороны находить точки соприкосновения и идти на уступки.
Таким образом, хотя нам необходимо использовать инструменты командно-административного управления для привлечения к ответственности тех, кто создает проблемы устойчивости (например, заставляя их брать на себя ответственность за неправильно названные «внешние факторы»), нам также нужны структурные изменения. Это подразумевает отказ от строго иерархических структур управления и замену их подходом, который отдает приоритет государственно-частному партнерству и другим формам сотрудничества. Международные организации могут сыграть важную роль в содействии уменьшению воздействия на окружающую среду, способствуя установлению повестки дня, наращиванию потенциала, а также управляя научными сетями и связывая их с межправительственными или правительственными процессами.
Целью международного сотрудничества является снижение давления человека на устойчивость и ориентация этой деятельности на более гармоничную связь между удовлетворением потребностей человека и качеством окружающей среды. Имея это в виду, нам необходимо преодолеть проблемы, связанные с международным сотрудничеством, чтобы мы могли заключать соглашения об управлении, объединяющие широкий круг заинтересованных сторон. Мы также должны обеспечить, чтобы наиболее уязвимые группы населения, в том числе меньшинства, менее богатые и менее могущественные, не игнорировались и не лишались легитимности.
В процессе поощрения сотрудничества важно понимать, что позиции заинтересованных сторон рождаются из конкретных социальных и политических контекстов. Взгляды и позиции заинтересованных сторон формируются в этом контексте и в конечном итоге определяют компромиссы, необходимые для получения политической поддержки.
Нам необходимо сотрудничество для решения широкого круга экологических проблем. Мы можем расширять возможности для сотрудничества, создавая и укрепляя институты, которые способствуют приверженности государства коллективным целям и нормам. В то время как сочетание частных и государственных действий может повысить устойчивость, для достижения широкомасштабных и далеко идущих международных действий нам нужны механизмы управления, которые облегчают сотрудничество. Это означает, что нам необходимо изменить экономическую деятельность и признать, что традиционное командно-административное управление недостаточно способствует сотрудничеству. Мы должны признать, что новые подходы к управлению и новые инструменты политики лучше объединяют более широкий круг государственных и частных субъектов.
Международное сотрудничество может помочь нам снизить воздействие на окружающую среду, повысить уровень жизни и, возможно, даже позволить нам мирно сосуществовать с другими видами. Ускорение перехода к устойчивому развитию и решение глобальных проблем устойчивого развития требует, чтобы мы уделяли особое внимание усилиям по управлению, уделяя особое внимание международному сотрудничеству.
Похожие
- Действительно ли рост населения лежит в основе проблем устойчивого развития?
- Сотрудничество и кооперация обязательны
Международное сотрудничество по вопросам окружающей среды; Мечта или стратегия?
Является ли взаимопомощь в международных экологических проблемах, где существует интенсивная свободная поездка для каждой страны, едва ли осуществимой мечтой? Если это не мечта и может быть достигнуто при определенных условиях, что является ключом к такому международному сотрудничеству?
Эта статья иллюстрирует эффективность международного сотрудничества в решении экологических проблем, проводя различие между региональными и глобальными схемами сотрудничества, в частности, как каждый тип сотрудничества достиг своей цели посредством вероятной международной взаимопомощи, что дополнительно отражено в анализе авторов.
по реальному экологическому делу, относящемуся к каждому сотрудничеству.Тот факт, что с начала сентября 2015 г. выбросы углерода в результате лесных пожаров в Индонезии превышали среднесуточную выработку в США в течение 26 дней из 44 (отчет Института мировых ресурсов), убедительно свидетельствует о том, что загрязнение дымкой в Индонезии требует совместной помощи со стороны другие страны, вместо того, чтобы просто полагаться на собственные возможности правительства Индонезии в уменьшении пожаров.
По сравнению с другими существующими соглашениями АСЕАН, например, в области торговли или инвестиций, выдающаяся роль Соглашения АСЕАН о трансграничном загрязнении дымкой, принятого в 2002 г. («ATHP»), в решении проблемы регионального загрязнения дымкой, вызванного ежегодным выбросом в Индонезию Практика сжигания всегда была сомнительной. Этот скептицизм сохранялся до прошлого года, когда Индонезия (будучи последним государством-членом АСЕАН) наконец ратифицировала соглашение.
В соответствии с мандатами ATHP, ниже приведены некоторые виды взаимной помощи, предпринятые государствами-членами АСЕАН в контексте проблемы тумана в Индонезии в настоящее время: член команды для помощи существующим пожарным;
Другие государства-члены АСЕАН, обладающие необходимым управленческим и технологическим потенциалом, лучше всего подходят для заполнения пробелов в системе мониторинга и управления лесами Индонезии, возникших из-за длительного отсутствия технологий и экономической инфраструктуры. С точки зрения регионального сотрудничества, осуществление взаимной помощи будет служить выполнением их обязательств по АТНР в полном объеме. Наконец, такая помощь также остановит загрязнение дымкой и, таким образом, смягчит потенциальное будущее воздействие на экономику и здоровье на национальном и региональном уровнях.
С другой стороны, финансовая и техническая помощь была одним из самых спорных вопросов в переговорах по Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата (РКИК ООН).
Конвенция (РКИК ООН), принятая в 1992 г., гласит, что развитые страны должны оказывать финансовую и техническую помощь развивающимся странам. После принятия этого соглашения было проведено много дискуссий и переговоров о том, как это реализовать.
Например, на COP15 (Пятнадцатое совещание Конференции Сторон Конвенции) в 2009 г.было решено, что развитые страны предоставят 100 миллиардов долларов США развивающимся странам в 2020 году. С тех пор развивающиеся страны призывают к более быстрым действиям. Например, на COP19 (2013 г.) Китай, представляющий G77+Китай, подчеркнул важность согласования дорожной карты для достижения цели в 100 миллиардов долларов. Подобные заявления делались неоднократно, например, установление промежуточной цели в семьдесят миллиардов долларов США в 2016 году.
Развитые страны выступили против этих требований, зная, что это создаст для них дополнительную нагрузку. С другой стороны, развитые страны, кажется, настаивают на том, что они уже сделали и делают достаточно. В отчете ОЭСР за последний месяц подсчитано, что развитые страны предоставили финансовую помощь в размере пятидесяти двух миллиардов долларов США в 2013 году и шестидесяти двух миллиардов долларов США в 2014 году9.0003
Означает ли враждебность переговоров о международном сотрудничестве в рамках РКИК ООН, что трудно ожидать международной помощи в борьбе с изменением климата?
Многие свидетельства того, что реальная помощь может быть оказана в связи с изменением климата, подтверждают ответ «нет». Например, Японская федерация черной металлургии, организация, представляющая металлургическую промышленность Японии, проводит диагностику сталелитейных заводов в азиатских странах (Индия, Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Таиланд и Вьетнам), чтобы внедрить метод управления энергопотреблением для проверки потенциал энергосбережения за счет внедрения энергосберегающих технологий в сотрудничестве с Министерством экономики, торговли и промышленности.
Если международное сотрудничество возможно в области изменения климата, каковы ключи для осуществления такого сотрудничества?
Может быть, мы сможем извлечь некоторые уроки, сравнив два случая: загрязнение дымкой в Индонезии и переговоры по РКИК ООН.
Во-первых, в случае Индонезии проблема носит региональный характер, и вовлеченные страны ограничиваются переговорами по РКИК ООН, в которых участвуют 192 стороны. Во-вторых, у первых есть другие схемы сотрудничества через АСЕАН, в отличие от вторых. В-третьих, в случае с Индонезией затраты и выгоды от сотрудничества более очевидны, чем изменение климата.