Берегите воду! стр. 59 — 63. Окружающий мир 3 класс 1 часть
Из этой темы учебника «Окружающий мир» третьеклассник узнает, почему остаётся актуальным призыв: «Берегите воду!»
1. Подумай, почему нужно беречь воду.
Вода — основа жизни, она нужна всем без исключения живым организмам. Запасы её на планете огромные, но не бесконечные.
А ведь человеку и животным нужна пресная вода, которой много меньше, чем солёной.
Её нужно беречь, чтобы сохранить жизнь на Земле.
2. Найдите на с. 59 текст, в котором перечислены источники загрязнения воды. Назовите их.
Источниками загрязнения являются стоки с заводов, промышленных предприятий, нечистоты с ферм, бытовые.
3. Проанализируйте схему на с. 60—61. Какие источники загрязнения воды показаны на ней? Какие из них были упомянуты в тексте, а какие дополняют его?
На этой схеме показаны основные источники её загрязнения.
В учебнике рассказывалось о стоках заводов и ферм и бытовых из городов.
На рисунке также показаны иные источники её загрязнения — слив нефтепродуктов с автотранспорта, мытьё машин возле берегов рек и озёр, выбрасывание мусора, и он же, оставленный отдыхающими людьми.
4. Рассмотрите фотографии, помещённые рядом со схемой. Что на них изображено? Какие мысли вызывают у вас эти фотографии?
На этих фотографиях показано во что может превратиться чистые водоёмы. На одном рисунке мы видим чистую реку, возле которой растут деревья, а по её поверхности плавают водяные растения. Её могут спокойно пить животные.
А на втором показана грязная, булькающая жижа, в которую превращается река, после попадания в неё стоков промышленных предприятий.
Нельзя допустить, чтобы вся вода на планете стала такой же грязной и безжизненной. А значит её нужно беречь и охранять, не допускать загрязнения.
5. На основе схемы изготовьте модель «Источники загрязнения воды». Расскажите с её помощью о загрязнении.
Для изготовления модели нам потребуется лист плотной бумаги, на котором следует нарисовать реку, голубую полосу. По обе стороны от реки следует поместить модели различных источников, которые могут её загрязнять. Это может быть игрушечный автомобиль, дом, завод. Можно изобразить мусор с помощью фантика или скорлупки ореха.
Чистая река становится загрязнённой, когда в неё попадают стоки заводов, ферм, городов, если в неё бросают мусор или в ней моют машины.
2. Как вы поступите, если обнаружите, что из неисправного крана или повреждённой трубы течёт вода?
Если я обнаружу, что в моей квартире появилась какая-то неисправность в кранах, то сразу сообщу об этом взрослым членам моей семьи. Если никого нет дома, то самостоятельно перекрою вентиль в санузле, откуда в мою квартиру поступает вода.
Если же я на прогулке увижу, что из повреждённой трубы на улицы течёт вода, то также сообщу родителям, либо запишу адрес и позвоню по телефону 112 в МЧС России и расскажу об утечке. Берегите воду!
Проверь себя
1. Что нового ты теперь знаешь о значении воды для людей?
Она нужна человеку не только для того, чтобы её пить. Она необходима для выращивания сельскохозяйственных продуктов, для скота, для других нужд.
2. Отчего загрязняется вода в реках, озёрах, морях?
Она загрязняется по вине человека. Он сливает в водоёмы отходы промышленных предприятий и ферм, сбрасывает мусор.
3. Чем опасно загрязнение?
Такую воду нельзя пить. В ней гибнут рыбы и водные растения. Даже растения на берегах загрязнённых водоёмов начинают болеть и погибать.
4. Как люди охраняют воду от загрязнения?
Люди стараются очищать водоёмы от попавших в них загрязнений. Пытаются не допускать попадания в них загрязняющих веществ. Для этого на заводах ставятся очистные сооружения с системой фильтров, которые задерживают загрязнения. Иногда для этой цели используются даже бактерии.
А также предприятия переходят на замкнутый цикл производства, и не берут воду из водоёмов.
5. Как каждый человек должен беречь воду?
Нужно не оставлять за собой мусор на берегах рек и озёр, следить за тем, чтобы не капали краны в доме, тратить воду только в необходимых количествах. Не мыть руки под сильной струёй, не охлаждать проточной холодной водой бутылки с газировкой.
Нужно помнить, что даже очень слабая, тонкая струйка уносит 500 литров в сутки. Берегите воду!
Задания для домашней работы
1. Научись чистить зубы так, чтобы не расходовать напрасно воду. Для этого не оставляй кран открытым, пока чистишь зубы и полощешь рот: сразу наливай воду в стаканчик и закрывай кран. Полоскать рот из стаканчика очень удобно. А сколько воды ты сбережёшь!
Я уже давно чищу зубы именно таким образом, потому что так научила меня мама. У нас есть специальный стаканчик для ополаскивания рта после зубной пасты. А ещё мама требует, чтобы все члены семьи закрывали кран, пока намыливаются в душе.
2. Узнай, какая работа по охране водоёмов от загрязнения проводится в вашем городе (селе).
В нашем городе есть много предприятий промышленности, заводов и фабрик. На каждом из них есть специальные очистные сооружения, за исправной работой которых следят ответственные люди. Эти сооружения периодически ремонтируются и модернизируются, строятся новые очистные станции и установки.
На водоёмах действует так называемый голубой патруль, который следит за чистотой и ищет виновных, если обнаруживает попадание в реку загрязняющих веществ.
И также в городе проводятся субботники по уборке мусора и очистки берегов рек. Принять в них участие может любой человек, неравнодушный к судьбе природы.
Смотрите также:
- Готовый проект «Берегите воду»
- Википедия про охрану водных объектов
На следующем уроке
Вспомни свою работу в огороде, саду или на школьном участке. Какая там почва: какого цвета, сухая или влажная, плотная или рыхлая?
У нас в саду почва глинистая, бабушка называет её суглинок. Она светло-рыжего цвета и требует обильных поливов. Это очень плотная почва.
На школьном участке клумбы у нас засыпаны чернозёмом. Это чёрная, рыхлая и очень плодородная земля.
Причины загрязнения рек
Волга в Рыбинске
Бассейн реки занимает треть Европейской территории России
Волхов
Часть Пути из варяг в греки
Енисей
Одна из самых длинных и полноводных рек мира и России
Тверца
Левый приток Волги, одна из любимых рек у водных туристов
Катунь
Река на Алтае, при слиянии с Бией образует реку Обь
Причины загрязнения рек
С давних времен люди строили свои поселения на берегах рек, обеспечивающих их пресной водой, служащих в качестве торговых путей. По мере развития прогресса реки и водоемы вносили в него свой вклад, не всегда получая взамен заботу над сохранением их чистоты.
Что является причиной загрязнения рек и озер?
Главным источником загрязнения окружающей нас природы является деятельность человека, в процессе которой меняются ареалы обитания растений и животных, добываются и перерабатываются природные ресурсы, превращающиеся в нескончаемые горы мусора и отходов. Огромный объем сбрасываемых промышленных и бытовых стоков отравляет природу, становясь основной причиной загрязнения рек и озер. Все чаще это приобретает катастрофический характер.
Как происходит загрязнение рек и озер?
На современных предприятиях вода активно используется в различных производственных процессах как в качестве химического вещества для протекания определенных реакций, так и как элемент системы охлаждения или очистки. Поэтому многие заводы и фабрики строятся на берегах рек для забора необходимого объема воды из них. Если на производстве организована система последовательного водоснабжения, то после очистки и охлаждения отработанной жидкости она снова используется. Но это требует дополнительных затрат на оборудование и расходные фильтрующие материалы.
Бытовые сточные воды — основной источник болезнетворных микроорганизмов и гнилостных органических веществ. Жители больших и малых городов, страдая различными заболеваниями, невольно становятся источниками бацилл и бактерий, попадающих в канализацию. В нее же смывают пищевые отходы и прочие органические вещества. Канализационные стоки обычно сбрасывают в ближайший водоем, что даже при наличии системы очистки нарушает его экосистему.
Как можно определить степень загрязнения реки или озера?
Степень загрязнения водоема определяется по величине отклонения от нормы содержащихся в воде примесей. Для контроля за основными типами загрязнений их концентрация определяется из взятых проб воды в лабораторных условиях или при наличии полевой системы мониторинга – в самом водоеме.
Некоммерческий фонд «БЕЗ РЕК КАК БЕЗ РУК» вместе с компанией ООО «ЭКОИНСТРУМЕНТ» создали специализированную платформу «БУЯН» для организации плавучих постов длительного мониторинга качества поверхностных вод с целью экологического надзора за ее чистотой.
Качество воды в ручьях и реках страны – текущее состояние и долгосрочные тенденции
По водным ресурсам 2 марта 2019 г.
Что в воде?
Доступ к данным о качестве воды для текущего состояния наших ручьев и рек
Тенденции качества воды
Как изменилось качество воды в наших ручьях и реках? Используйте этот веб-инструмент, чтобы узнать
Ежегодное использование сельскохозяйственных пестицидов
Доступ к картам, графикам и таблицам для получения данных об использовании сотен пестицидных соединений
- Обзор
- Данные
- Мультимедиа
- Публикации
- Веб-инструменты
- Новости
Реки и ручьи страны являются бесценным ресурсом, но загрязнение из городских и сельскохозяйственных районов представляет угрозу для качества воды. Чтобы понять ценность качества воды, а также более эффективно управлять водными ресурсами страны и защищать их, крайне важно знать текущее состояние условий качества воды, а также то, как и почему эти условия менялись с течением времени.
Реки и ручьи страны являются бесценным ресурсом: они обеспечивают питьевую воду для растущего населения, орошают сельскохозяйственные культуры, среду обитания для водных организмов и бесчисленные возможности для отдыха. Но загрязнение городских и сельскохозяйственных территорий продолжает представлять угрозу для качества воды. С момента принятия Закона о чистой воде в 1972 Федеральные, государственные и местные органы власти инвестировали миллиарды долларов, чтобы уменьшить загрязнение, попадающее в ручьи и реки. Тем не менее, недавно Агентство по охране окружающей среды США сообщило, что экосистемы более чем на половине протяженности реки в стране находятся в плохом состоянии. Информация о текущем состоянии качества воды в наших реках и ручьях, а также о том, где эти условия улучшились или ухудшились, является важной информацией для управляющих ресурсами и общественности.
Две главные цели USGS National Water-Quality Assessment (NAWQA) Проект предназначен для определения текущего состояния условий качества воды в ручьях и реках страны и определения того, как эти условия меняются с течением времени. Эти цели достигаются в национальном масштабе с помощью двух проектов:
(1) Задача 1: Отслеживание качества воды в реках и ручьях страны
- Обзор
Реки и ручьи страны являются бесценным ресурсом, но загрязнение из городских и сельскохозяйственных районов представляет угрозу для качества воды. Чтобы понять ценность качества воды, а также более эффективно управлять водными ресурсами страны и защищать их, крайне важно знать текущее состояние условий качества воды, а также то, как и почему эти условия менялись с течением времени.
Реки и ручьи страны являются бесценным ресурсом: они обеспечивают питьевую воду для растущего населения, орошают сельскохозяйственные культуры, среду обитания для водных организмов и бесчисленные возможности для отдыха. Но загрязнение городских и сельскохозяйственных территорий продолжает представлять угрозу для качества воды. С момента принятия Закона о чистой воде в 1972 Федеральные, государственные и местные органы власти инвестировали миллиарды долларов, чтобы уменьшить загрязнение, попадающее в ручьи и реки. Тем не менее, недавно Агентство по охране окружающей среды США сообщило, что экосистемы более чем на половине протяженности реки в стране находятся в плохом состоянии. Информация о текущем состоянии качества воды в наших реках и ручьях, а также о том, где эти условия улучшились или ухудшились, является важной информацией для управляющих ресурсами и общественности.
Две главные цели USGS National Water-Quality Assessment (NAWQA) Проект предназначен для определения текущего состояния условий качества воды в ручьях и реках страны и определения того, как эти условия меняются с течением времени.
Эти цели достигаются в национальном масштабе с помощью двух проектов:(1) Задача 1: Отслеживание качества воды в реках и ручьях страны — Национальная сеть качества воды Геологической службы США (NWQN) отслеживает состояние качества воды в ручьях и реках. по всей стране с использованием последовательных и сопоставимых методов. Water-Quality Tracking Страница предоставляет ежегодно обновляемую информацию о концентрациях, нагрузках и тенденциях качества воды на участках, расположенных по всей территории США. Проект NAWQA, Геологическая служба США и другие федеральные, государственные и местные агентства также собрали долгосрочные данные о качестве воды, чтобы подтвердить свои собственные оценки меняющихся условий качества воды. Для поддержки второй цели эти данные были объединены с данными Геологической службы США для поддержки наиболее полной на сегодняшний день оценки тенденций изменения качества воды в Соединенных Штатах. В совокупности эти данные дают представление о том, как природные особенности и деятельность человека способствовали изменению качества воды в ручьях и реках страны.
Используйте инструмент отображения тенденций качества воды, чтобы визуализировать тенденции в химическом составе воды (питательные вещества, пестициды, отложения, углерод и соленость) и водной экологии (рыба, беспозвоночные и водоросли) за четыре периода времени: 1972-2012, 1982-2012, 1992-2012 и 2002-2012 годы. - Данные
- Мультимедиа
- Публикации
- Веб-инструменты
- Новости
Загрязнение воды | Сеть журналистов Земли
ВВЕДЕНИЕЗагрязнение воды — это широкий термин, описывающий любой вид загрязнения водоемов, таких как реки, озера или водно-болотные угодья, веществами, которые могут представлять угрозу для здоровья человека или окружающей среды.
Такое загрязнение является основным источником смерти и болезней во всем мире, особенно в развивающихся странах. Даже в более богатых странах, где водопроводное водоснабжение означает, что загрязнение воды представляет меньше прямых угроз для здоровья человека, многие озера и реки загрязнены.
Загрязнение может происходить из самых разных источников, и эти источники часто классифицируются как точечные и неточечные. Точечное загрязнение имеет единственный идентифицируемый источник, будь то канализационная труба или судно, сбрасывающее отходы. Загрязнение из неточечных источников происходит из-за стока воды, собирающего с земли рассеянные загрязняющие вещества.
Примеры загрязнения воды включают: разливы химических веществ или нефти; промышленные отходы, удобрения и пестициды , которые стекают с сельскохозяйственных угодий в реки; сточные воды, попадающие в реки и моря, тяжелые металлы, вымываемые из-под земли, или пластмассы, разлагающиеся в воде.
Другие формы загрязнения воды включают присутствие микробов, которые могут нанести вред здоровью человека (см. Болезни, передающиеся через воду), или избыток взвешенных частиц, которые могут блокировать свет и наносить вред водным обитателям.
Эти комбинированные формы загрязнения воды представляют серьезную угрозу для здоровья человека. В отчете Программы ООН по окружающей среде за 2010 год говорится, что в настоящее время больше людей умирает от зараженной и загрязненной воды, чем от всех форм насилия, включая войны.
В отчете говорится, что каждый день в реки и моря будет попадать два миллиона тонн отходов, что, по оценкам, эквивалентно двум или более миллиардам тонн сточных вод. Это может как распространять болезни среди людей, так и наносить ущерб ключевым экосистемам, таким как коралловые рифы и рыболовство.
Там, где не хватает пресной воды, загрязнение может стать еще большей проблемой, поскольку люди вынуждены использовать зараженные источники. По оценкам ООН, к 2025 году около 1,8 миллиарда человек будут жить в районах с нехваткой воды.
Загрязнение воды более вероятно в местах, где законы об охране окружающей среды слабы или плохо соблюдаются, где отсутствует инфраструктура и где мало кто осознает опасность попадания вредных веществ в водные объекты, такие как озера или реки.
Большая часть бытовых сточных вод, образующихся в менее промышленно развитых странах, сбрасывается в водотоки без очистки. Это основная причина почти двух миллионов смертей детей в возрасте до пяти лет каждый год от болезней, передающихся через воду.
Сельскохозяйственные угодья являются еще одним крупным источником загрязнения воды, включая пестициды, удобрения и отходы животноводства. В 1995 году, когда со свинофермы в Северной Каролине, США, вылилось около 20 миллионов галлонов отходов, сточные воды убили тысячи рыб в местных реках и загрязнили питьевую воду для близлежащих населенных пунктов.
АЛЬТЕРНАТИВЫ/РЕШЕНИЯ
Наилучшие способы ограничить риски, связанные с загрязнением воды, – это предотвратить попадание в воду опасных загрязняющих веществ, а если этого нельзя избежать, обработать загрязненную воду для устранения угроз до того, как они подвергнутся воздействию людей.
Поскольку многие из основных источников загрязнения воды являются формами отходов, такими как бытовые, промышленные и сельскохозяйственные отходы, законодательство, стандарты и инфраструктура по управлению отходами играют ключевую роль в снижении угрозы. Однако они сильно различаются от страны к стране.
Если чистая питьевая вода недоступна по трубопроводу, ее можно обрабатывать в месте использования с помощью химикатов, фильтров или других подходов.
СОВЕТЫ ПО ОТЧЕТУ
Большая проблема при составлении отчетов о загрязнении воды заключается в том, что часто трудно точно сказать, откуда исходит загрязнение, особенно в случае загрязнения из неточечных источников.
Хорошими источниками информации для журналистов являются многочисленные агентства ООН, работа которых так или иначе связана с водой. UNWater существует для улучшения связей между этими агентствами. Его веб-сайт содержит информационные бюллетени, соответствующие публикации и другую информацию для журналистов.
ООН также инициировала десятилетнюю программу под названием «Вода для жизни», которая направлена на улучшение информирования о воде и включает множество мероприятий, специально направленных на улучшение журналистских репортажей.