Основные проблемы современного общества: Глобальные проблемы человечества — что это? Определение и примеры

Содержание

Основные проблемы «современной молодежи» — LES

Спутниками всех людей на планете, да и представителей животной расы и подводных братьев и сестер, на протяжении всей жизни, как бы это трагично и пессимистично не звучало, оказываются проблемы. 


Есть проблемы, легко решаемые. И люди, решающие их с одним щелчком пальца. Но быть месту и проблемам, требующие больше времени и больше усилий от нас для их решения. Такие проблемы имеют характер глобальный и явно решаются только с усилиями огромной массы людей. А так же есть проблемы, и кажущиеся людям, старшему поколению, глобальными и не решаемыми, но в то время как, таковыми они не оказываются. 


Эти проблемы сопровождали все наше человечество на протяжении всего времени и до нашей эры. Но, почему то, именно в нашем веке, 21-ом, они так ярко и остро выражаются и кажутся не решаемыми?! Это проблемы современной молодежи, про которых пойдет речь.

ПРОБЛЕМА ДЕГРАДАЦИИ

С каждым днем, сталкиваясь со многими людьми, все больше и больше слышу такое уже устойчивое выражение, как «деградирующая изо дня в день молодежь».

И поражает тот факт, что это слышится из уст старшего поколения. И отсюда в голове складывается впечатление, что в нас, масштабную социальную группу под названием «молодежь», — никто не верит. Что мы – самое плохое, что случилось и, вообще, могло случиться с человечеством и планетой «Земля». И на этой ноте хочется гордо заявить: «Вы полностью не правы! Ваши представления о будущем нынешней молодежи – ошибочны!»

Мы живем

Мы живем в самое то время, когда информация доступна в любом виде и доступе. И с каждым днем открываются все новые и новые форумы, которых и охватываем мы, «молодежь». Мы не деградируем! 

Мы много читаем

Мы много читаем! Мы любим читать! Нас интересует и художественная, и современная литература, и фантастика. Нас интересует то, в какой период цепочки времени какие происходили события?! И как эти события отражались на людей того времени?! И что эти люди чувствовали и что переживали?! И каким путем они решали конфликты… И сейчас книги, разных жанров и направлений, издаются больше всего, чем когда-либо за всю историю существования человечества.

Потому что на них есть спрос. И какой-то процент этого спроса составляет «молодежь». 

Мы ходим в театр

Так же мы ходим в театры! В театры, где ставятся спектакли, на основе художественных произведений. И где так же ставятся современные спектакли, поднимающие актуальные вопросы всего общества и мира в целом. После увиденного, мы делимся своими впечатлениями с родителями, друзьями и знакомыми. Мы задумываемся о том, что спектакль хотел до нас, людей, донести. Мы ищем ответы, на ставленые перед нашими глазами спектаклем вопросы! Мы анализируем и делаем выводы, как представители «homo sapiens»!

Мы посещаем музеи

Мы посещаем музеи. Это говорит о том, что нам интересно прошлое человечество. Его история! То, как все было! То, как мы сами выглядели в прошлом! Чем питались?! Как охотились?! Какие приспособления для этого использовали?! И то, как мы эволюционировали. И какой-то процент полученного результата этой эволюции нас радует. И также мы понимаем, что мы сами не являемся конечным результатом этого процесса эволюции. Мы возможно даже лишь ее середина… Так как человечество развивается(!) с каждым днем. И только начинает показывать свой истинный безграничный потенциал. И «молодежь» — часть этого человечество. Я даже осмелюсь сказать — всего человечество!

Мы посещаем выставки

Мы посещаем разноплановые выставки! Мы обожаем всю эту палитру красок, вымешанную гением на полотно и созданную им нечто. Мы через эти краски стараемся понять то, что хотел донести до нас художник?! То, что творилось у него тогда в голове и душе, когда он создавал это?! И думал ли он о том, что его творение будет движением вперед, на открытие нового направления в изобразительном искусстве?!

Мы саморазвиваемся

Мы саморазвиваемся! Еще со школьных времен участвуем в разных конкурсах, олимпиадах. Занимаем в них призовые места. Записываемся на разные кружки. Театральная студия! Вокал! Скрипка! Изобразительное искусство! Баскетбол! Теннис! Волейбол! Плавание! Шахматы! Изучение иностранных языков(что представляет собой огромный плюс в наше время и мы это понимаем)! Общение с представителями иностранной «молодежи» для всеобщей социализации. Этот список можно продолжать бесконечно. 

Нам интересно

И нам интересно, что происходит в нашей стране. Мы так же обсуждаем ситуации, политического, экономического, культурно-образовательного, социального характера. Мы выражаем свое мнение насчет них. Спорим! Но уважаем друг друга! Это не превращается в спор двух сумасшедших, цель у которых заставить других принять его точку зрения и думать также. Мы приходим к единому мнению.

Мы переживаем

Мы переживаем, когда происходят какие-то потрясения: теракты, авиакатастрофы, забирающие жизни людей. Мы не бесчувственные суки! Мы не эгоисты! Мы не равнодушные ко всему остальному «молодежь». Если что-то происходит, мы переживаем также, как и взрослые. С уверенностью могу сказать, что мы чувствуем в миллион раз острее, чем взрослые. И не потому что у нас еще не сформировавшаяся «детская психика», а потому что нам реально больно. И нас бесит не справедливость. Во многих из нас играет обостренное чувство несправедливости, которому охота вырваться наружу.

Подумайте…

И прежде чем назвать нас тупыми молодыми, представляющими угрозу человечеству, подумайте хорошенько: так ли это, на самом деле, есть; не ВЫ ли УБИВАЕТЕ В НАС ОГОНЬ на лучшее будущее своим НЕДОВЕРИЕМ.

ПРОБЛЕМА СУИЦИДА

Одной из ключевых проблем современной молодежи, как выяснилось, оказалось «проблема суицида».

 
На просторах интернета все чаще и чаще встречаются видео-ролики, показывающие всему остальному миру, как «молодежь» вынуждена прибегать к такому страшному шагу, как убийство самого себя. И никто не задается вопросами: что привело их к такому? что довело их до такого, что они не нашли другого выхода, кроме как суицид? И ответов на эти вопросы также много, как и случаев, доводивших молодых до самоубийства! И мы их разберем.

Родители

Как бы это страшно не звучало, но есть «пара» родителей, в буквальном смысле, доводящие своих детей до такого преступления.

И грустно осознание того, что сами родители не понимают этого и даже понимать не хотят. И все это начинается с самого рождения.


Начинается все с того, что родители нас «рожают»! И уже с рождения они нас кормят, поят, обувают, одевают, «воспитывают». (И спасибо им за это!) И КОНТРОЛИРУЮТ!!! Они обожают это делать. И делают они это на протяжении всей жизни их ребенка. Да! И, когда начинается подростковый период, когда идет первая стадия перевоплощение ребенка во «взрослого человека», родительский контроль усиливается и увеличивается с геометрической прогрессией. И этот контроль доходит до таких уровней, что их ребенок просто не выдерживает всего натиска, напряжение, и решается идти на этот шаг. 

Родители, прошедшие через этот период сами, забывают про это. Они не понимают, что своими действиями только усугубляют состояние своего ребенка, испытывающего стресс из-за изменений, происходящих в его организме и уязвимой нервной системе. Легче ему не становится. А только тяжелее! Вместо того, чтобы быть опорой для своего ребенка-подростка, вступающего во взрослую жизнь.

И вместо того, чтобы спокойно объяснять ему то, что ему следует знать в этом периоде, они делают все наоборот! Они забывают о том, что перед ними сидит их ребенок, только начинающий формироваться как взрослый человек и как личность.

Мы сами

Еще одной причиной, по которой «молодежь» идет на суицид, оказываемся мы сами, как бы парадоксально и иронично это не звучало! Все доходит до того, что некоторая молодежь, наши представители, к сожалению, начинают вымешивать свою боль и агрессию, на ту часть молодежи, привыкших закрываться в себе и не умеющих противостоять. И в результате выходит, что «слабая группа молодежи», терпевших все эти издевательства и насмешки со стороны «неправильно-смелой группы молодежи», начинают все копить в себе, не выдерживают в конечном счете и идут на суицид. И стрежнем в этом явлений оказываются некоторые родители. Потому что, опять-таки, они не слушают своих детей, начинают гнать на них, а последние все это вымешивают на своих «слабых» сверстников, что звучит очень грустно.

И в таких ситуациях, хочется высказать некоторым представителем этой масштабной группы «молодежи»: какое вы имеет право вымешивать все на таких же людей, как вы? которые переживают те же самые процессы, изменения, боль, что и вы сами?

Держаться друг за друга

В таких ситуациях, мы наоборот должны сплотиться вместе и держаться друг за друга! Потому мы, «молодые», остро переживаем абсолютно все: от «А» до «Я». И только мы можем понять и поддерживать друг друга в тяжелых для нас временах. И только в наших силах изменить мир к лучшему!

ПРОБЛЕМА ИНТЕРНЕТ ЗАВИСИМОСТИ

Так уж сложилось, что нам в этом вопросе повезло. Мы живем в веке, когда информация передается с одного конца земли на другой конец его со скоростью света. Наша молодежь живет в веке, когда может контактировать с кем-угодно с любого уголка земли. И как тут не быть «проблеме интернет зависимости»? 

Есть любая информация

И еще одним пунктом оказывается то, что в интернете есть любая информация, интересующая молодежь, которая хочет саморазвиваться. Абсолютно любая! Статьи, новости про все и всех, всякие форумы, сайты, прогнозы, информация. Она многогранна. И ее можно найти с легкостью! 

Мы самовыражаемся

И еще одной причиной, почему мы так часто проводим время в телефоне, «копаясь в интернете», оказывается то, что мы там самовыражаемся. Да! Для нас очень важно быть просто услышанными кем-то, кто нас понимает и даже не понимает, но может услышать(!). Мы очень ценим, когда наше мнение берут во внимание. Мы уважаем то, что нам не затыкают рот, когда мы начинаем говорить. 


И вы не поверите, но мы самовыражаемся разными способами. Мы пишем отзывы фильмам, которых просмотрели. Даем им объективную критику. И это касается и электронных книг, которых мы читаем, «сидя в интернете», в конечном счете. 

Мы сами пишем

Да, о чем тут речь может идти, если мы сами пишем эти книги?!! Они, кстати, называются «фанфиками». Мы публикуем их на сайтах. Читаем критику про наше «творение». И анализируем. И приходим к каким-то выводам, касающихся нас и наших талантов в области писательства. 

 
Мы можем писать стихи… Некоторые из нас пишут стихи, вообще, сидя на лекциях, когда к ним приходит вдохновение. И так же мы публикуем эти наши стихотворения в социальных сетях или на сайтах. 

Мы читаем блоги

Мы читаем блоги молодых и успешных, между прочем, людей, «молодежь». И гордимся тем, что они умеют рассуждать на глубокие темы лучше, чем старшее поколение. И, вообще, личные блоги многих молодых людей в просторах «Инстаграмма» – показатель того, что будущее человечество далеко не утеряно.

 
И одним из таких блогов оказывается блог шестнадцатилетней малышки Туси @pp.tysya  примеру которой следует последовать многим, и старшим включая. То, как «малышка» рассуждает на очень глубокие и важные темы в своих постах, заставляет просто ею поражаться и вдохновляться и мотивироваться. И я бы даже сказала, что далеко не каждый взрослый сможет также порассуждать на эти темы.

И все это делается, потому что есть «Интернет»!

И признаемся в себе честно, не только «современная молодежь» зависима от интернета. В мире, где живет больше семи миллиарда людей на планете, почти каждый пользуется интернетом и в какой-то степени зависим от него. Старшее поколение также зависимо от интернета! И что уже говорить о дедушках и бабушках? «Мы» вовлекаем во все это их ради того, чтобы и они могли с легкостью с нами, их внуками, поддерживать связь. Нас волнует вопрос, как поживают наши деды и бабушки, которых мы почитаем и любим за то, что они всегда могут нас вкусно покормить, если мы приедем к ним.

ПРОБЛЕМА ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК

Основными вредными привычками нас, «молодежи», оказываются увлечение наркотиками, алкоголизм и курение. И мы сами осознаем это! И хотим поделиться нашим мнением насчет поднятого вопроса.


Как бы это грустно сейчас не прозвучало, но мы действительно признаем сам факт того, что НЕКОТОРОЕ БОЛЬШИНСТВО из нашей группы употребляют наркотики и алкоголь и курят сигареты и их производные. И мы хотим сказать, что они прибегают к вредным привычкам не без особой на то причины. Каждое явление имеет причину, как и это!


И причин, подвергающих их к такому заключительному шагу, оказываются немалое количество. 

То, что творится в странах

Политические и экономические ситуации, творящиеся в наших странах. Все террористические акты, забирающие жизни дорогих нам людей и молодых друзей. Непонятная ситуация между некоторыми странами, ведущих холодную войну. Возможность третьей мировой войны! Они все это остро переживают. Это причиняет им боль. 

Они стараются искать какие-то возможные решения этих проблем. Они предлагают миру свои находки, но их не слушают. Им затыкают рот, говоря, что они еще «дети». Их даже не берут во внимания. Их умения и способности обесценивают за долю секунды. И они теряют интерес. Они все это начинает переживать. И они впадают в некую депрессию! 

И утешение они находят в наркотиках, алкоголизме и курении. Они помогают им как-то расслабиться. Помогают им приглушить их боль, гложущую их изнутри и разрывающую их на части. И помогают им хотя бы на несколько часов забыть об осознании того, что в них никто не верит, что их никто не берет во внимание, и что никто в них не нуждается.

Современная система образования и ее ценность

Практически на протяжении всей жизни человек учится, чтобы в будущем быть успешным и уметь обеспечивать себя материальными средствами, необходимыми для проживания.

 
Вот он в семь лет пошел в первый класс. Пятый! Девятый! Первые экзамены, которые оказывают на нас огромное влияние тем, что мы испытываем стресса из-за них. Подготовка к ним отнимают у нас уйму энергии и нервов. Потом страх исключения со школы из-за плохих оценок в старших классах. 


ОДИНАДЦАТЫЙ КЛАСС! Выбор университета, профессии и предметов на сдачу экзаменов! И плюс обязательные предметы, число которых с каждым годом только увеличиваются: сначала их было два, в следующем году будет три, и еще в следующем — будет четыре. .. И в конечном счете наше министерство образование дойдет до того, что абсолютно всевозможные экзамены сделает обязательными, чтобы молодежь не пошла в старшие классы и не поступала в высшие учебные заведения. Потому что стране не хватает рабочих рук. А людей «с корочкой» у него пруд пруди! 

 
И осознание всего этого опять-таки огромный стресс для молодежи, не знающих, куда себя деть? Какие предметы сдавать? Какой университет выбрать? И на какую специальность пойти учиться, чтобы в будущем она тебя «кормила»?


И, наконец, сам процесс сдачи экзаменов! Школа готовит нас к нему на протяжении всего учебного года! И на протяжении всего учебного года мы испытываем такой большой стресс, которого никогда еще не испытывали. И осознание того, что решается наше будущее и наша судьба, не облегчает всего происходящего, а только усугубляет.

И еще одна волна стресса: желательно сдать экзамены на высокие баллы, чтобы поступить на бюджет, которых много в технических факультетах, и малое количество в гуманитарных. Потому что стране нужны люди, которые будут делать оружие, которое будет защищать ее. А гуманитары? Кому они сдались?!!! Осознания недоверия к своей собственной стране – тоже влияет на состояние молодых людей.


Это все суммируется и стресс бьет молодых с новой и новой силой. И молодые не могут со всем этим справиться и находят решение в наркотиках, алкоголизме и курение. Молодежь начинает думать, если страна, которая должна их защитить и устоять их права в получении качественного образования, поступает так с ними, то, как им быть?

Семья с нами всегда. Мы рождаемся в семье! Мы вырастаем в семье! И мы воспитываемся в семье! И семья состоит в большинстве случаев из родителей и их ребенка, который со временем становится молодым. Он становится одним из нас. А мы, «молодежь», особенно в семье горим желаем самовыражаться. Мы хотим быть услышанными. Нам хочется, чтоб с нашим мнением тоже считались. Но многие родители допускают в этом вопросе ошибку, не давая нам возможность выражать свое мнение на счет какой-то проблемы.

 
И еще многие родители не дают нам самостоятельно делать выбор. Они все выбирают за нас. Отсюда мы, молодое поколение, вырастаем не решительными и не целеустремленными.
И еще родители не одобряют наш выбор касательно нашего будущего. К примеру, они не одобряют выбранную нами профессию, приходящую к нам по душе. Они настаивают на своем. И в итоге мы идем учиться на того, на кого не хотим учиться. Отсюда у нас нет желания и интереса учиться. Отсюда проблемы с учебой. Отсюда стресс. И выход из всей этой ситуации – наркотики, алкоголь и сигареты!


Мы понимаем, что родители хотят для нас только лучшего. Мы понимаем, что они хотят, чтоб мы были успешными и учились на отлично. Но они должны понять, что успех приходит при условии, если мы будем заниматься своим любимым делом. Они должны понять, что мы будем слушать их при условии, что они послушают нас. Они должны научиться доверять нам. Недоверие и недопонимание — начало всех проблем.

ПРОБЛЕМА СУБКУЛЬТУРЫ

С каждым днем все больше и больше становится «молодых», которые решили перекрасить свои волосы в яркие радужные цвета. Больше становится молодых девушек, одевающихся в «открытую» одежду. Больше — тех, кто решил изрисовать себя татуировками. Тех, кто решил проколоть себе не только ухо. И отсюда возникает вопрос: почему? Почему тех, кто идет на какие-то эксперименты, в результате меняющих их внешний вид, становится все больше? И почему это оказывается именно молодежь?


Многие подумают, что это потому что мы, молодежь, как-то хотим выделяться из общей серой толпы. Но это совсем не так! 

Мы одиноки

Мы идем на такие эксперименты, меняющие наш внешний вид, потому что мы одиноки. Мы переживаем одиночество. Мы боимся одиночество! Нас перестают замечать: не считаются с нами, не учитывают наше мнение и забывают про нас. Отсюда, чтобы хоть как-то быть замеченными дорогими нами людьми, мы идем на такие шаги.

За всеми: татуировками, цветными волосами, броским макияжем и открытой одеждой — скрывается внутренняя боль. И, чтобы не показать эту боль, мы надеваем на свои лица «золотые маски». Прячем боль глубоко внутри. И пусть она вас не потревожит.

Мы — будущее…

Разобрав все эти проблемы, мы надеемся, что смогли зародить в вашем сердце веру в нас. Веру в то, что мы — будущее всего человечество!

Актуальные проблемы современного общества | СГУ

1. Цели освоения дисциплины «Актуальные проблемы современного общества»

Основной целью освоения дисциплины является формирование научных знаний о ведущих теориях и концепциях устойчивого развития современного общества, об обществе и личности, о социальных группах и социальных институтах, о социальном поведении людей. Выполнение предусмотренных заданий позволит студентам получить необходимые знания, умения и навыки, формирующие соответствующие компетенции, а именно:  осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации,  воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах, использовать современные информационные программные продукты для обработки и анализа социологической информации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Актуальные проблемы современного общества» относится к дисциплинам блока Б1, формируемой участниками образовательных отношений,   учебного плана ООП по направлению   09.03.03 «Прикладная информатика», профиля  «Прикладная информатика в социологии», является дисциплиной по выбору (Б1.В.ДВ.05.01) Изучение данной дисциплины запланировано в 1-ом семестре. 

Дисциплина «Актуальные проблемы современного общества» основывается на знаниях дисциплины «История»; взаимосвязана с дисциплиной «Философия», предшествует дисциплине «Современные социологические теории».

 Знания, умения и навыки, сформированные в рамках дисциплины «Актуальные проблемы современного общества», будут способствовать активизации учебно-познавательной, научно-исследовательской   деятельности студентов, что позволит наиболее полно реализовать их личностный потенциал, заложить основы конкурентоспособности будущих выпускников СГУ.

  1. Результаты обучения по дисциплине 




Код и наименование компетенции

Код и наименование индикатора (индикаторов) достижения компетенции

Результаты обучения

УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач

1.1_Б.УК-1. Анализирует задачу, выделяя ее базовые составляющие.  Осуществляет декомпозицию задачи.

2.1_Б.УК-1. Находит и критически анализирует информацию, необходимую для решения поставленной задачи.  

3.1_ Б.УК-1. Рассматривает различные варианты решения задачи, оценивая их достоинства и недостатки.

4.1_ Б.УК-1. Грамотно, логично, аргументированно формирует собственные суждения и оценки.  

Отличает факты от мнений, интерпретаций, оценок и т.д. в рассуждениях других участников деятельности.

5.1_ Б.УК-1. Определяет и оценивает практические последствия возможных решений задачи.

Знать: алгоритмы анализа задачи, выделяя ее базовые декомпазиционные составляющие; определения и оценки практических последствий от возможных решений задачи.

Уметь: грамотно, логично, аргументированно формировать собственные суждения и оценки; отличать факты от мнений, интерпретаций, оценок и т.д. в рассуждениях других участников деятельности.

Владеть: навыками поиска и критического анализа информации, необходимой для решения поставленной задачи.  

УК-5. Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах

1.1_ Б.УК-5. Находит и использует необходимую для саморазвития и взаимодействия с другими информацию о культурных особенностях и традициях различных социальных групп.

2.1_ Б.УК-5. Демонстрирует уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп, опирающееся на знание этапов исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира (в зависимости от среды и задач образования), включая мировые религии, философские и этические учения.

3.1_Б.УК-5. Умеет недискриминационно и конструктивно взаимодействовать с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и усиления социальной интеграции.

Знать: алгоритм поиска и использования необходимой для саморазвития и взаимодействия с другими информации о культурных особенностях и традициях различных социальных групп.

Уметь: конструктивно взаимодействовать с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и усиления социальной интеграции.  

Владеть: навыками уважительного отношения к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп.  

ПК-5. Способность использовать современные информационные программные продукты для обработки и анализа социологической информации 

5.1. Б.ПК-5 Использует современные информационные пакеты для обработки и анализа социологических данных.

5.2. Б.ПК-5 Обладает современными приемами использования ИС для обработки и анализа информации.

5.3. Б.ПК-5 Применяет принципы, методы и средства анализа для обработки информации

Знать: современные информационные пакеты, необходимые для анализа данных при решении прогнозных и проектных задач в социологии.

Уметь: применять современные информационные системы при анализе информации в процессе решении прогнозных и проектных задач в социологии.

Владеть: принципами, методами и средствами анализа информации в процессе решении прогнозных и проектных задач в социологии.

4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы 72 часа

 

Файл рабочей программы (очная форма): 

Ожирение – глобальная проблема современного общества

Проблема ожирения существует не века, а тысячелетия (30 -50 тысяч лет до нашей эры), о чем свидетельствуют данные археологических раскопок фигурок каменного века.

В далеком прошлом способность накапливать жир была эволюционным преимуществом, позволявшим человеку выживать в периоды вынужденного голодания. Полные женщины служили символом плодородия и здоровья. Они были увековечены на полотнах многих художников, например, Кустодиева, Рубенса, Рембрандта.

 

В записях периода египетской, греческой, римской и индийской культур ожирение уже рассматривается как порок, намечаются элементы отрицательного отношения к ожирению и тенденции борьбы с ним. Уже тогда Гиппократ отмечал, что жизнь чрезмерно тучных людей коротка, а слишком полные женщины бесплодны. При лечении ожирения он рекомендовал ограничивать количество принимаемой пищи и больше уделять внимание двигательной активности.

В Европе ожирением страдает от 15 до 25% взрослого населения. В последнее время во всем мире наблюдается рост частоты ожирения у детей и подростков: 25% подростков имеют избыточную массу тела, а 15% страдают ожирением. Избыточный вес в детстве – значимый фактор ожирения во взрослом возрасте: 50% детей, имевших избыточный вес в 6 лет, становятся тучными во взрослом возрасте, а в подростковом возрасте эта вероятность увеличивается до 80%.

ВОЗ рассматривает ожирение как глобальную эпидемию, охватывающую миллионы людей. Проблема ожирения становится все более актуальной и начинает представлять социальную угрозу для жизни людей независимо от их социальной и профессиональной принадлежности, зоны проживания, возраста и пола.

 Ожирение снижает общую продолжительность жизни в связи с частым развитием тяжелых сопутствующих заболеваний. К ним можно отнести: сахарный диабет 2 типа, артериальную гипертонию, дислипидемию, атеросклероз и связанные с ним заболевания, репродуктивную дисфункцию, желчнокаменную болезнь, остеохондроз. Ожирение снижает устойчивость к простудным и инфекционным заболеваниям, резко увеличивает риск осложнений при оперативных вмешательствах и травмах.

Проблема самочувствия лиц, страдающих избыточным весом и ожирением является достаточно актуальной, массовой и социально-значимой. Современное общество провоцирует непреднамеренное ожирение у своих граждан, способствуя потреблению высококалорийной пищи с большим содержанием жиров, и в то же время, благодаря техническому прогрессу, стимулируя малоподвижный образ жизни. Эти социальные и техногенные факторы способствуют росту распространения ожирения в последние десятилетия. Всемирная организация здравоохранения пришла к выводу, что основной причиной эпидемии ожирения в мире стал недостаток спонтанной и трудовой физической активности населения в сочетании с чрезмерным потреблением жирной высококалорийной пищи.

 

Ожирение значимо уменьшает продолжительность жизни в среднем на 3-5 лет при небольшом избытке веса, до 15 лет при выраженном ожирении. Практически в двух случаях из трех смерть человека наступает от заболевания, связанного с нарушением жирового обмена и ожирением.

Ожирение – огромная социальная проблема. Большинство этих лиц, страдают не только от болезней и ограничения подвижности, они имеют низкую самооценку, депрессию и другие психологические проблемы, обусловленные предубеждением, дискриминацией и изоляцией, существующими по отношению к ним в обществе. В обществе отношение к больным ожирением зачастую неадекватное, на бытовом уровне считается, что ожирение – это наказание за чревоугодие, наказанная лень, поэтому лечение тучности – личное дело каждого.

Общественное сознание еще далеко от представлений, что полные люди – это больные люди, и причина их заболевания чаще не в безудержном пристрастии к еде, а в сложных метаболических нарушениях, ведущих к избыточному накоплению жира и жировой ткани. Социальная значимость проблемы в том, что люди, страдающие выраженным ожирением, с трудом могут устроиться на работу. Они испытывают дискриминационные ограничения при продвижении по службе, повседневные бытовые неудобства, ограничения при передвижении, в выборе одежды, неудобства в проведении адекватных гигиенических мероприятий; зачастую наблюдаются сексуальные расстройства. Поэтому общество пока окончательно не осознало необходимость создания и реализации программ по профилактике ожирения.

В настоящее время государство начало выделять средства на создание и реализацию таких программ, как профилактика гипертонической болезни, инсулинозависимого сахарного диабета, ишемической болезни сердца (ИБС). Патогенез этих заболеваний очень тесно переплетается с патогенезом ожирения. Было бы целесообразно уже сейчас строить программы профилактики избыточного веса как составную часть программ по предупреждению гипертонической болезни, ИБС, сахарного диабета 2 типа.

Несмотря на столь выраженную проблему, современное состояние лечения ожирения остается неудовлетворительным. Известно, что большинство из нуждающихся в лечении не могут к нему приступить из-за страха перед необходимостью длительное время соблюдать однообразную полуголодную диету. Большинству из приступивших к лечению не удается достичь нормальной массы тела, а достигнутые результаты чаще всего оказываются значительно меньше, чем ожидаемые. У большинства больных даже после успешного лечения наблюдается рецидив заболевания и восстановление исходной или даже большей массы тела. Известно, что 90-95% больных восстанавливают исходную массу тела через 6 месяцев после окончания курса лечения.

Не лучше обстоят дела и с профилактикой ожирения. И хотя в последнее время факторы риска и группы риска по развитию этого заболевания практически определены, их применение в профилактике еще весьма ограничено.

Основной причиной ожирения и у взрослых и у детей является переедание. Хроническое переедание ведет к нарушениям в работе центра аппетита в головном мозге, и нормальное количество съеденной пищи уже не может подавить в нужной степени чувство голода. Избыточная, лишняя пища утилизируется организмом и откладывается «про запас» в жировое депо, что ведет к увеличению количества жира в организме, то есть к развитию ожирения.

Однако, причин, заставляющих человека переедать, очень много. Сильные волнения могут снизить чувствительность центра насыщения в головном мозге, и человек начинает незаметно для себя принимать больше пищи. Аналогичная ситуация может быть следствием целого ряда психоэмоциональных факторов, таких, как чувство одиночества, тревоги, тоски, а также у людей, страдающих неврозами. В этих случаях еда как бы заменяет положительные эмоции. Многие плотно едят перед сном, сидя у телевизора, что также способствует ожирению.

Существенное значение в развитии ожирения имеет возраст, именно поэтому даже выделяют особый тип ожирения – возрастной. Этот тип ожирения связан с возрастным нарушением деятельности целого ряда специальных центров головного мозга, в том числе и центра аппетита. Для подавления чувства голода с возрастом требуется большее количество пищи. Поэтому незаметно для себя многие люди с годами начинают есть больше, переедать. Кроме того, важное значение в развитии возрастного ожирения имеет снижение функции щитовидной железы, которая вырабатывает гормоны, участвующие в обмене веществ.

Важнейшим фактором, приводящим к развитию ожирения, является физическая активность, когда даже нормальное количество принимаемой пищи является избыточным, так как калории, поступившие в организм с едой, не сжигаются в процессе физических нагрузок, а превращаются в жир. Поэтому чем меньше мы двигаемся, тем меньше мы должны есть, чтобы не располнеть.

При целом ряде заболеваний ожирение является одним из составляющих основного заболевания. Например, при таких эндокринных заболеваниях, как болезнь Кушинга, гипотиреоз, инсулома, как правило, бывает ожирение. Такое ожирение называется вторичным ожирением. Врач выясняет причину ожирения у каждого конкретного больного, проведя ряд специальных исследований, и устанавливает, связано ли ожирение только с малоподвижным образом жизни и перееданием, или имеет место вторичное ожирение.

Стратегической целью лечения избыточной массы тела и ожирения является не только снижение массы тела, достижение полноценного контроля метаболических нарушений, предупреждение развития тяжелых заболеваний, связанных с ожирением, но и длительное удержание достигнутых результатов. Следовательно успешным может считаться только такое лечение, которое приводит к улучшению здоровья пациента в целом. Доказано, что для этого в большинстве случаев достаточно снижения массы тела на 5-10% от исходной. 

Профилактика ожирения является одним из основополагающих принципов оздоровления нашего организма, так как основная причина высокой смертности тучных людей – это не само ожирение, а его тяжелые сопутствующие заболевания.

Двенадцать главных проблем, стоящих перед обществом сегодня

В прошлом году Конференция Общества социальной работы и исследований в Вашингтоне, округ Колумбия, Американская академия социальной работы и социального обеспечения (AASWSW) представила свои 12 главных задач социальной работы с смелый призыв к действию, чтобы помочь решить самые сложные проблемы, стоящие сегодня перед нашим обществом.

Когда мы размышляем и проводим инвентаризацию нашего постоянно меняющегося общества, на горизонте можно увидеть путь продвижения к справедливости и равенству. Однако мы должны усердно выявлять те проблемы и барьеры, которые могут замедлить наш прогресс и рост, увеличивая неравенство для наших наиболее уязвимых граждан.

В сентябре 2015 года Организация Объединенных Наций обнародовала 17 глобальных целей устойчивого развития, направленных на искоренение крайней бедности, борьбу с неравенством и несправедливостью и решение проблемы глобального изменения климата к 2030 году. Идея глобальных целей заключалась в том, чтобы определить области, способные повлиять на самые большие изменения. Затем нанесите микроцели на эти области с помощью индивидуальных, организационных и правительственных действий, чтобы максимизировать воздействие и улучшить результаты.

Тем не менее, Американская академия социальной работы и социального обеспечения еще больше сузила свои целевые области, определив 12 основных задач, которые, по их мнению, социальные работники, как местные, так и международные, могут напрямую повлиять на улучшение результатов для тех, кому мы служим.

«Это важное усилие выявляет и направлено на решение всего спектра основных проблем, стоящих перед обществом, от искоренения бездомности и прекращения насилия в семье до пропаганды разумного лишения свободы и обращения вспять крайнего неравенства в доходах».

1. Обеспечение здорового развития для всей молодежи

«Каждый год более шести миллионов молодых людей получают лечение от серьезных психических, эмоциональных или поведенческих проблем. Убедительные доказательства показывают нам, как предотвратить многие поведенческие проблемы со здоровьем до того, как они возникнут. Раскрывая силу профилактики посредством широкого применения проверенных подходов, мы можем помочь всей молодежи вырасти и стать здоровыми и продуктивными взрослыми».

РЕКЛАМА

2. Восполнить пробелы в здоровье

«Более 60 миллионов американцев переживают один-два сокрушительных удара по своему здоровью — они не имеют надлежащего доступа к базовым медицинским услугам, а также страдают от дискриминации, бедности и опасной окружающей среды. которые ускоряют более высокие показатели заболеваемости. Инновационные и основанные на фактических данных социальные стратегии могут улучшить здравоохранение и привести к значительному улучшению здоровья всего нашего общества».

3. Остановить насилие в семье

«Насилие в семье — обычная американская трагедия. Нападения со стороны родителей, интимных партнеров и взрослых детей часто приводят к серьезным травмам и даже смерти. Такое насилие ежегодно обходится в миллиарды долларов в виде социальных расходов и расходов на уголовное правосудие. Проверенные вмешательства могут предотвратить жестокое обращение, выявить жестокое обращение раньше и помочь семьям выжить и процветать, разорвав порочный круг насилия или найдя безопасные альтернативы».

4. Обеспечение долгой и продуктивной жизни

«Повышение уровня автоматизации и увеличение продолжительности жизни требует от работодателей и сотрудников нового мышления в отношении производительности. Молодежь все больше отрывается от образования или работы, а рабочей силе в ближайшие десятилетия грозит значительный выход на пенсию. На протяжении всей жизни более полное участие в образовании и оплачиваемой и неоплачиваемой производственной деятельности может принести множество преимуществ, включая улучшение здоровья и благополучия, большую финансовую безопасность и более жизнеспособное общество».

5. Искоренить социальную изоляцию

«Социальная изоляция — тихий убийца, столь же опасный для здоровья, как курение. Национальные и глобальные организации здравоохранения подчеркивают скрытые, смертельные и широко распространенные опасности, связанные с чувством одиночества и покинутости. Наша задача состоит в том, чтобы информировать общественность об этой опасности для здоровья, поощрять специалистов в области здравоохранения и социального обеспечения к решению проблемы социальной изоляции и продвигать эффективные способы углубления социальных связей и сообщества для людей всех возрастов».

6. End Homeless

«В течение года почти 1,5 миллиона американцев остаются без крова как минимум на одну ночь. Периоды бездомности часто имеют серьезные и долгосрочные последствия для личного развития, здоровья и благополучия. Наша задача состоит в том, чтобы расширить проверенные подходы, которые работали в сообществах по всей стране, разработать новые инновации и технологии в сфере услуг, а также принять политику, которая продвигает доступное жилье и гарантированный базовый доход».

7. Создайте социальную реакцию на меняющуюся среду

«Экологические проблемы, меняющие форму современного общества, создают серьезные риски для благополучия людей, особенно для маргинализированных сообществ. Изменение климата и развитие городов угрожают здоровью, подрывают способность преодолевать трудности и усугубляют существующее социальное и экологическое неравенство. Меняющаяся глобальная среда требует преобразующих социальных реакций: новых партнерских отношений, тесного взаимодействия с местными сообществами и инноваций для укрепления индивидуальных и коллективных активов».

8. Использование технологий на благо общества

«Инновационные приложения новых цифровых технологий открывают возможности для социальных и социальных служб, чтобы охватить больше людей с большим влиянием на наши самые неприятные социальные проблемы. Эти новые технологии могут быть развернуты для более стратегической направленности социальных расходов, ускорения разработки эффективных программ и оказания более широкой помощи большему количеству людей и сообществ».

9. Содействовать разумному обезвреживанию

«В Соединенных Штатах находится самая большая в мире доля людей, находящихся за решеткой. Массовые заключения и неудачная реабилитация привели к ошеломляющим экономическим и человеческим издержкам. Наша задача состоит в том, чтобы разработать упреждающую, комплексную, основанную на фактических данных стратегию «умного обезвреживания», которая резко сократит количество людей, находящихся в заключении, и позволит нации принять более эффективный и справедливый подход к общественной безопасности».

10. Сокращение крайнего экономического неравенства

«Благополучному 1% принадлежит почти половина всего богатства США, в то время как каждый пятый ребенок живет в бедности. Последствия для здоровья и благополучия неизмеримы. Мы можем исправить широкое неравенство в богатстве и доходах с помощью различных инновационных средств, связанных с заработной платой и налоговыми льготами, связанными с приростом капитала, пенсионными счетами и владением домом. Более широкий доступ к образованию на протяжении всей жизни также предоставит более широкие экономические возможности».

11. Создание финансовых возможностей для всех

«Почти половина всех американских домохозяйств финансово незащищена, у них нет достаточных сбережений для покрытия основных расходов на проживание в течение трех месяцев. Мы можем значительно уменьшить экономические трудности и изнурительные последствия бедности, приняв социальную политику, которая будет способствовать получению дохода на протяжении всей жизни и безопасным пенсионным счетам; расширить подготовку и переподготовку кадров; и обеспечить финансовую грамотность и доступ к качественным доступным финансовым услугам».

12. Достижение равных возможностей и справедливости

«В Соединенных Штатах некоторые группы людей долгое время находились на обочине общества. Исторические и нынешние предрассудки и несправедливость препятствуют успеху в образовании и трудоустройстве. Борьба с расовой и социальной несправедливостью, деконструкция стереотипов, устранение неравенства, разоблачение несправедливых практик и признание сверхразнообразия населения будут способствовать решению этой задачи. Вся эта работа имеет решающее значение для создания успешного общества.

Как ученые, практики, школы социальной работы, правительственные и неправительственные организации социального обеспечения ответят на призыв? Как практики, мы все видели грандиозные планы действий, созданные только для того, чтобы лежать на полке и никогда не увидеть реализации. Будут ли они предоставлять информацию, чтобы повлиять на изменения, а затем ждать, пока кто-то другой начнет действовать, чтобы реализовать их, или возглавят работу эксперты нашей профессии, участвуя в публичных дебатах по вопросам, которые социальные работники оказывают наиболее непосредственное влияние?

Вместе 12 великих задач определяют далеко идущую, научно обоснованную социальную программу, которая способствует благополучию людей и семей, укреплению социальной ткани и справедливому обществу.

Шесть больших проблем, с которыми правительства столкнутся в 2021 году

2020 год был полон испытаний для мировых лидеров. Ни одна страна не избежала пандемии COVID-19 или связанных с ней экономических, образовательных кризисов и кризисов национальной безопасности. Проблемы изменения климата стали еще острее, чем они уже были, с рекордным количеством стихийных бедствий, включая пожары, ураганы и засухи. А геополитическая нестабильность стала общим опытом внутри стран и между ними, затронув страны, которые долгое время были хрупкими, и те, которые ранее считались приверженцами демократии и стабильности. Эти проблемы сохранятся и в 2021 году. 

Граждане и предприятия обращаются к лидерам своих правительств за помощью в решении этих крупномасштабных и сложных проблем. Большинство заинтересованных сторон согласились с тем, что возвращение к тому, что было в 2019 году, — это не вариант и даже не цель. Думая о будущем до 2022 года, они хотят лучшего будущего, опираясь на уроки 2020 года, а теперь и 2021 года.   

Хотя проблемы, с которыми сталкиваются правительства, почти универсальны, способы их решения лидерами могут существенно различаться в зависимости от структуры правительства и идеологии. Поскольку на карту поставлено благополучие общества в целом, потенциальные решения должны охватывать всех.

Растущий уровень неравенства внутри стран и между ними усугубил кризис COVID-19 и вызвал серьезные геополитические волнения. Экономические и социальные системы часто усиливают неравенство, что затем может усугубить социальную поляризацию и подорвать национальную безопасность. Чтобы создать более устойчивое будущее, правительства должны решить шесть основных задач, уделяя особое внимание сокращению неравенства и содействию всеобщему процветанию. Хотя каждая проблема является дискретной, вместе они имеют значительные взаимозависимости, поэтому неспособность решить одну из них, вероятно, окажет негативное влияние на другие. Вот почему межминистерский и межведомственный план на исполнительном уровне будет иметь решающее значение для успеха.

1. Эконом. В 2020 году было потеряно более 493 млн рабочих мест с полной занятостью, большинство из которых принадлежит женщинам и молодежи, а мировой ВВП сократился на 4,3%. Международный валютный фонд отметил, что этот кризис мог бы быть намного хуже, если бы не сильное вмешательство правительства. Правительства предоставили беспрецедентный уровень поддержки предприятиям и гражданам посредством прямого финансирования, инвестиций, снижения налогов и целевого распределения товаров. Однако такой уровень поддержки был достигнут за счет увеличения государственного долга.

Всемирный банк прогнозирует умеренное восстановление в 2021 году с ростом мирового производства на 4% в зависимости от широкомасштабного успеха вакцинации против COVID-19, а также государственной политики и программ, способствующих росту частного сектора и сокращению долга государственного сектора.

2. Здравоохранение. Это нелогично, но ожидалось, что глобальные расходы на здравоохранение сократятся на 1,1% в 2020 году из-за задержки или отмены лечения заболеваний или лечения, не связанных с COVID-19. Хотя в некоторых случаях пациенты сами инициировали отмену лечения, важным фактором также была ограниченность возможностей, и ожидается, что вся эта отсрочка лечения усугубит проблемы здравоохранения в 2021 и 2022 годах.выявил препятствия почти во всех элементах цепочки создания стоимости здравоохранения, включая цепочки поставок, профилактическую медицину, первичную медицинскую помощь и стационарные лечебные учреждения.

В течение следующих нескольких месяцев должностные лица общественного здравоохранения должны уделить двойное внимание усилиям по реагированию на всплеск и распространению вакцины. В среднесрочной и долгосрочной перспективе правительствам необходимо будет оценить способы, с помощью которых они могут сделать систему здравоохранения более устойчивой, чтобы уменьшить воздействие будущих неблагоприятных событий в области общественного здравоохранения.

3. Образование. До пандемии реформа образования стояла на повестке дня в большинстве стран. Было подсчитано, что 90% учащихся в странах с низким уровнем дохода, 50% в странах со средним уровнем дохода и 30% в странах с высоким уровнем дохода бросили среднюю школу, не имея необходимых жизненных навыков для работы и жизни. Временное закрытие школ в более чем 180 странах в какой-то момент во время пандемии усугубило проблему, из-за чего, по оценкам, 1,6 миллиарда учащихся не посещали школы. Большинство преподавателей неустанно работали над тем, чтобы обеспечить дистанционное обучение учащихся, но ресурсы были ограничены, а результаты неоднозначны. По оценкам ЮНИСЕФ, в результате закрытия школ 24 миллиона детей рискуют бросить школу, а многие из 370 миллионов детей, которые полагаются на школьное питание, могут страдать от недоедания.

В дополнение к преобразованию традиционных образовательных программ для лучшего обслуживания всех учащихся правительства должны также определить, как проложить путь к лучшему будущему через образование для взрослых. Борьба с безработицей и стимулирование восстановления экономики будут частично зависеть от программ переквалификации взрослых, включая цифровое повышение квалификации. Руководители правительств также должны определить, как следует финансировать высшее образование, если переход к виртуальному обучению продолжится.

Преобразование образования на всех уровнях должно включать сочетание внедрения цифровых технологий, пересмотра учебных программ, использования новых методов обучения, повышения квалификации учителей и структурной перестройки.

4. Национальная безопасность. Мандат сил обороны и безопасности расширился и по-прежнему будет иметь решающее значение. С начала пандемии более 91% населения мира находились в той или иной форме в условиях изоляции и пограничных ограничений. Полиция и службы безопасности, технологии и частные подрядчики использовались для контроля и обеспечения соблюдения ограничений. Кроме того, политика пограничного контроля продолжает меняться в зависимости от новых данных о вирусе и вакцинах.

Преступность, включая домашнее насилие, грабежи и мародерство, увеличилась во многих странах во время пандемии. Как и политические события, в том числе митинги и акции протеста. Исследователи предполагают, что изоляция, безработица и отчаяние граждан сыграли свою роль в интенсификации этих преступлений и событий. Некоторые митинги и акции протеста также были признаны событиями «сверхраспространения», что привело к эскалации передачи COVID-19 из-за отсутствия социального дистанцирования и ношения масок среди участников.

Цифровая безопасность представляет собой риск, равный или превышающий физическую безопасность. Киберпреступность резко возросла, поскольку правительства и предприятия стремятся стать более цифровыми. В условиях после введения карантина правительства должны учитывать риски, связанные с их цифровой повесткой дня, в дополнение к проблемам безопасности и стабильности, связанным с иммиграцией, управлением границами и политическими событиями.

5. Климат. Пока мир боролся с COVID-19, война с изменением климата продолжается. НАСА официально оценило 2020 год как самый жаркий год за всю историю наблюдений, а последние семь лет были самыми теплыми в истории человечества. В 2020 г. было много экстремальных погодных явлений, включая ураганы, лесные пожары, наводнения и волны тепла.  

Правительства установили амбициозные программы по борьбе с изменением климата, взяв на себя обязательства по разработке политики, правил и стимулов для ускорения обезуглероживания. Но только две страны в настоящее время выполняют свои цели Парижского соглашения. Многие из них могли бы оказать положительное влияние с помощью программ «зеленого восстановления» и других соответствующих мер, чтобы направить стимулирующее финансирование на предприятия чистой энергетики, устойчивое производство и зеленую инфраструктуру. Даже правительства, которые не поддерживают повестку дня в области чистой энергии, должны рассмотреть стратегии обеспечения готовности к стихийным бедствиям и адаптации к изменению климата.

6. Доверие к правительству. Дезинформация во всем мире обходится примерно в 78 миллиардов долларов США в год, не считая последствий для общества. Во многих странах это подрывает доверие к лидерам правительства и влияет на ход выборов. Отсутствие четких структур, ролей и эффективных ответов на насущные проблемы и потребности граждан только усугубляет потерю доверия. Согласно Барометру доверия Эдельмана 2021 года, доверие к правительствам выросло в начале пандемии COVID-19, но в ходе ответных мер правительства стали восприниматься как наименее этичные и наименее компетентные заинтересованные стороны.

Большинство правительств не отказались от традиционных операционных моделей, чтобы использовать гибкий общегосударственный подход, необходимый для сегодняшних взаимосвязанных, быстро меняющихся задач. Министерства и ведомства должны работать вместе. Нынешний кризис также показал, как отсутствие ясности в отношении ролей и обязанностей национальных органов власти по сравнению с субнациональными заставляет избирателей чувствовать себя уязвимыми.

модернизация | Природа, особенности, примеры и факты

Макс Вебер

Посмотреть все СМИ

Ключевые люди:
Менилек II Хайле Селассие I Мэйдзи Теодрос II Окубо Тошимити
Похожие темы:
социальные перемены индустриализация

Просмотреть весь связанный контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

модернизация , в социологии, переход от традиционного, сельского, аграрного общества к светскому, городскому, индустриальному обществу.

Современное общество — это индустриальное общество. Модернизация общества — это, прежде всего, его индустриализация. Исторически подъем современного общества был неразрывно связан с возникновением индустриального общества. Можно показать, что все черты, связанные с современностью, связаны с комплексом изменений, которые около 250 лет назад породили индустриальный тип общества. Это говорит о том, что термины «индустриализм» и «индустриальное общество» подразумевают гораздо больше, чем экономические и технологические компоненты, составляющие их ядро. Индустриализм — это образ жизни, который включает в себя глубокие экономические, социальные, политические и культурные изменения. Общества становятся современными только благодаря всеобъемлющей трансформации индустриализации.

Модернизация – это непрерывный и неограниченный процесс. Исторически отрезок времени, за который она происходила, должен измеряться веками, хотя есть примеры ускоренной модернизации. В любом случае модернизация не является достижением раз и навсегда. Кажется, что в саму ткань современных обществ встроен динамический принцип, который не позволяет им стабилизироваться или достичь равновесия. Их развитие всегда неравномерно и неравномерно. На любом уровне развития всегда есть «отсталые» регионы и «периферийные» группы. Это постоянный источник напряжения и конфликтов в современном обществе. Такое состояние не ограничивается внутренним развитием отдельных государств. Это можно увидеть в глобальном масштабе, поскольку модернизация выходит за пределы своей первоначальной западной базы, чтобы охватить весь мир. Существование неравномерно и неодинаково развитых наций вносит в мировую систему государств фундаментальный элемент неустойчивости.

Модернизация, по-видимому, состоит из двух основных этапов. До определенного момента в своем ходе оно несет с собой институты и ценности общества в том, что обычно рассматривается как прогрессивное восходящее движение. Первоначальное сопротивление модернизации может быть резким и длительным, но обычно оно обречено на провал. Однако после некоторого момента модернизация начинает порождать недовольство во все возрастающих масштабах. Отчасти это связано с растущими ожиданиями, вызванными ранними успехами и динамизмом современного общества. Группы имеют тенденцию предъявлять к сообществу все возрастающие требования, и эти требования становится все труднее удовлетворить. Если говорить более серьезно, модернизация на более интенсивном уровне и в мировом масштабе приносит новые социальные и материальные напряжения, которые могут угрожать самому росту и расширению, на которых основано современное общество. На этой второй фазе современные общества сталкиваются с массой новых проблем, решение которых зачастую выходит за рамки компетенции традиционного национального государства. В то же время в мире по-прежнему доминирует система именно таких суверенных национальных государств с неравной силой и конфликтующими интересами.

Однако вызов и ответ — суть современного общества. При рассмотрении его природы и развития бросаются в глаза, по крайней мере вначале, не столько трудности и опасности, сколько исключительный успех, с которым современное общество овладело самой глубокой и далеко идущей революцией в истории человечества.

В данной статье процессы модернизации и индустриализации рассматриваются с самой общей и прежде всего социологической точки зрения. Следует помнить, что он делает то же самое с точки зрения самих процессов, которые он описывает. Явления индустриализации и модернизации, которые, как принято считать, начались более двух столетий назад и лишь много позже были идентифицированы как отдельные и новые понятия, до сих пор не достигли какого-либо узнаваемого завершения. Таким образом, конца истории, если он есть, не видно, и вопрос об окончательном суждении о природе и ценности этого огромного исторического движения остается без ответа.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас

Стать современным

Революция современности

Если представить всю социальную эволюцию человечества на 12-часовом графике, то современная индустриальная эпоха представляет собой последние пять минут, не более. На протяжении более полумиллиона лет небольшие группы людей, которые, как мы можем согласиться, были людьми, бродили по земле в качестве охотников и собирателей. С помощью простых каменных орудий и социального порядка, основанного на родственных связях, они успешно защищали человечество от хищников и стихийных бедствий.

Около 10 000 лет до н. э. некоторые из этих охотников и собирателей занялись возделыванием земли и приручением животных. Именно этот процесс несколько ошибочно называют неолитической революцией, подразумевая, что новые каменные орудия труда лежали в основе этих огромных изменений. Сейчас общепризнано, что новая технология не была главным фактором. Тем не менее то, что произошло, несомненно, было революцией. Мобильные отряды превратились в оседлые сельские общины. Развитие плуга увеличило продуктивность земли в тысячу раз, и в ответ резко увеличилось человеческое население планеты. Что еще более важно, скотоводство и земледелие впервые создали избыток продовольствия. Это позволило некоторым представителям населения отказаться от натурального хозяйства и стать ремесленниками, купцами, священниками и бюрократами. Это разделение труда имело место в новой концентрированной физической среде. В 4-м тысячелетии до н.э. возникли города, а с ними торговля, рынки, правительство, законы и армии.

Технология и социальная организация неолитической революции оставались основой всей цивилизации до прихода индустриализма. С поразительно немногими дополнениями — изобретение стремени было важным — то, что служило Древней Месопотамии и Древнему Египту 3-го и 2-го тысячелетий до н. э., послужило основой всех государств и империй древнего мира, от Китая и Индии до Греции. и Рим. И в равной степени она служила европейскому средневековью, которое в некоторых отношениях, особенно в технологии, фактически отставало от достижений древнего мира. Только в XVII и XVIII веках человечество совершило в Европе еще один скачок, сравнимый с неолитической революцией.

Именно на этом очень медленно эволюционирующем фоне следует рассматривать революцию, лежащую в основе современности. Это один из всего лишь двух квантовых скачков, которые человеческая социальная эволюция совершила с момента первичной стадии охоты и собирательства в начале Homo sapiens .

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>