Определение социализация в психологии: Социализация личности в психологии

✔️ Определение понятия социализация

/ Социализация

Человек – существо социальное. С первых дней своего существования он окру­жен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия. Пер­вый опыт социального общения человек приобретает еще до того, как начинает говорить. Будучи частью социума, человек приобретает определенный субъектив­ный опыт, который становится неотъемлемой частью личности.

1 Определение понятия социализация

2 Процесс социализации

3 Институты социализации

3.1 Социализация в развитии и воспитании

4 Механизмы социализации

5 Социализация личности

5.1 Похожие темы:

Определение понятия социализация

Социализация – это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизвод­ства индивидом социального опыта.

Процесс социализации

Процесс социализации человека неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей. Вместе с тем, с точки зрения психологии, социализация не может рассматриваться как механическое отраже­ние непосредственно испытанного или полученного в результате наблюдения социального опыта. Усвоение этого опыта субъективно: восприятие одних и тех же социальных ситуаций может быть различным. Разные личности могут выно­сить из объективно одинаковых ситуаций различный социальный опыт.

На этом положении основывается единство двух противоположных процессов – социа­лизации и индивидуализации. Процесс социализации может осуществляться как в специальных социальных институтах, так и в различных неформальных объединениях.

Институты социализации

К специальным социальным институтам, одной из важнейших функций которых является социали­зация личности, относятся:

  • школа
  • профессиональные учебные заведения (профтехучилища, техникумы, вузы)
  • детские и молодежные организации и объединения
  • семья

Важнейшим институтом социализации личности является семья. Социализация может носить как регулируемый, целенаправленный, так и нерегулируемый, сти­хийный характер.

Социализация в развитии и воспитании

Как в этой связи соотносятся понятия «воспитание» и «социализация»? Вос­питание по существу представляет собой управляемый и целенаправленный процесс социализации ребенка. Однако было бы большим упрощением представлять себе дело так, будто в официальных социальных институтах (например, в шко­ле) социализация всегда имеет целенаправленный характер, а в неформальных объединениях – наоборот.

Возможность одновременного существования социа­лизации и как целенаправленного, и как нерегулируемого процесса можно пояс­нить с помощью следующего примера. Конечно, на уроке в школе приобретают­ся важные знания, многие из которых (особенно по общественным и гуманитар­ным дисциплинам) имеют непосредственное социальное значение.

Однако уче­ник усваивает не только материал урока и не только те социальные правила, которые декларируются учителем в процессе обучения и воспитания. Ученик обогащает свой социальный опыт за счет того, что с точки зрения учителя или воспитателя может показаться сопутствующим, «случайным».

Происходит не только закрепление определенных правил и норм, но и присвоение реально испытываемого или наблюдаемого опыта социального взаимодействия учителей и учеников как между собой, так и внутри социальной группы. И этот опыт мо­жет быть как позитивным, то есть совпадать с целями воспитания (в этом слу­чае он лежит в русле целенаправленной социализации личности), так и нега­тивным, то есть противоречащим поставленным целям.

Механизмы социализации

Социализация подразделяется на первичную и вторичную. Принято считать, что первичная социализация представляет собой нечто гораздо большее, чем про­сто когнитивное обучение, и связана с формированием обобщенного образа дей­ствительности. Характер же вторичной социализации определяется разделением труда и соответствующего ему социального распределения знания.

Иначе говоря, вторичная социализация (П. Бергер, Т. Лукман) представляет собой приобретение специфическо-ролевого знания, когда роли прямо или косвенно связаны с разде­лением труда.

Существует и несколько иное представление (Б. Г. Ананьев), в рамках которого социализация рассматривается как двунаправленный процесс, означающий становление человека как личности и как субъекта деятельности. Конечной целью подобной социализации является формирование индивидуаль­ности.

Социализация личности

Социализация не есть антипод индивидуализации, якобы ведущий к нивелиро­ванию личности, индивидуальности человека. Скорее наоборот, в процессе социа­лизации и социальной адаптации человек обретает свою индивидуальность, но чаще всего сложным и противоречивым образом.

Усвое­ние социального опыта всегда субъективно. Одни и те же социальные ситуации по-разному воспринимаются и по-разному переживаются различными людьми, имеют далеко не одинаковые последствия. Соответственно и социальный опыт, который выносится из объективно одинаковых ситуаций, может быть существенно различным.

Таким образом, социальный опыт, лежащий в основе процесса социа­лизации, не только субъективно усваивается, но и активно перерабатывается, становясь источником индивидуализации личности.

Распространенная в психо­логии личности (и в науках о личности в целом) парадигма «от социального к индивидуальному», несомненно, имеет серьезные основания и глубокий смысл. Однако ее прямолинейное понимание и соответствующее развитие лишают чело­века субъектного начала или же рассматривают его как незначимое. Исходя из таких предпосылок, невозможно построить подлинную психологию личности. Нельзя не учитывать того, что человек – это прежде всего субъект социального развития и, что не менее важно, активный субъект саморазвития.

Важно не только говорить об усвоении социального опыта индивидом, но и рассматривать личность в качестве активного субъекта социализации. В данном контексте наиболее продуктивна идея, согласно которой индивид социален изначально и потому способен развиваться в самых разнообразных направлениях, а не только от общественного к индивидуальному (А. В. Брушлинский).

Стремясь избе­жать крайностей, необходимо подчеркнуть, что дальнейшее становление этого подхода в психологии не предполагает полного отказа от концепции развития личности в процессе социализации.

Социализация — Психологос

01 января 2010 г., 19:04

Фильм «Спирит: Душа прерий»

Фильм «Я и другие»

Фильм «Бинго Бонго»

Фильм «Бинго Бонго»

​​​​​​​​​​​​​​Социализация — пропитывание человека обществом.

По механизму, социализация есть процесс усвоения индивидом окружающих его образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков. Механизм социализации изучается в исследованиях по социальному научению. Социализация происходит как стихийно (за счёт инстинкта подражания, а также за счёт восприятия одобрения/неодобрения окружающих), так и целенаправленно (воспитание, обучение, реклама, пропаганда). Некоторые называют это «социальным программированием».

Основные способы и механизмы социализации в детском возрасте — игра, подражание, стремление быть «как все».

Социализация позволяет обществу получить социально адекватного человека, а человеку позволяет успешно функционировать в данном обществе.

А теперь вспомним, какое разное бывает это общество. И не всегда хочется, чтобы наши дети пропитались его нормами и его культурой, см.→…

Одним из результатов социализации является то, что человек начинает рассматривать принятые в обществе взгляды как нечто само собой разумеющееся и не подлежащее сомнению. Социализация делает ребенка — человеком, социальным индивидом, но и она же может вместо личности сформировать из него бездумный винтик, массовую личность, живущую и думающую по шаблону. Станет ли человек из социального индивида еще и личностью — вопрос.

От чего зависит развитие человека, как личности — см.→

Исключительно позитивный или спорный результат социализации зависит от того, где выше уровень — у общества, окружающего нас, и конкретного человека (ребенка) с его особенностями.

Если в обществе — культура свободы, творчества и позитива, то такая социализация помогает ребенку стать свободным, творческим и позитивным, хотя бы ребенок к этому и не был изначально склонен. Если же общество (или конкретная семья), с установками, например «не думай», «будь как все», «не высовывайся», «думай только о себе», «жизнь трудна», то это подталкивает ребенка к таким проблемным установкам.

С другой стороны, дети рождаются очень разными. Если ребенок родился лидером, творческой личностью, он в любом обществе будет личностью, просто в разной степени и за разную цену (иногда за это приходится платить счастьем или жизнью). Если же ребенок родился ведомым, конформистом, склонным к шаблону и полениться ( в том числе лениться думать), то трудно от него ожидать свободы творчества, если уж только сильно поднажать и заставить.

Впрочем, иногда именно конформная установка, готовность некритично, без сопротивления воспринимать влияние окружения, может оказаться хорошей почвой для эффективного личностного развития.

См.→

Социализация в развитии эмоциональной сферы ребенка также действует, по крайней мере, в двух разных направлениях. С одной стороны, ребенок с помощью окружающих его взрослых и влияния культуры в целом осваивает чувства, принятые в данном обществе, в частности, приобщается к чувствам дружбы, любви, благодарности, патриотизма и другим высоким чувствам. С другой стороны, для успешного налаживания социальных контактов в ближайшем детском окружении ребенок усваивает нормы эмоционального реагирования, которые нередко оказываются ниже того уровня, которым он владел до вхождения в детский коллектив. В этом случае социализация парадоксально оборачивается деградацией культурного развития ребенка. См.→

  • Социализация
  • Автор Н.И. Козлов
  • +

Комментарии (4):

Гость, 17 апреля 2012 г., 15:29

Николай Иванович, на мой взгляд, стоило бы еще добавить, что социализация — это обучение человека решать проблемы, которые в будущем встретятся в его жизни — в общении, в делах, в финансах, в любви и т.

д. И проблема в том, что способы решения этих проблем часто устаревшие, потому как мир особенно в наше время быстро меняется, ну и т.д.

Гость, 17 апреля 2012 г., 16:42

Самая первая социализация ребенка происходит в его семье. И, от того, насколько крепкая основа (хорошая или дурная) будет здесь заложена, зависит дальнейшая социализация подрастающего ребенка.

Гость, 27 января 2017 г., 19:29

Авторы статей противоречат друг другу (или может автор противоречит сам себе?) Тут: «С другой стороны, дети рождаются очень разными. Если ребенок родился лидером, творческой личностью», а в статье http://www.psychologos.ru/articles/view/gospitalizm написали: «Впрочем, этот результат был вполне предсказуем. Фактически перед нами оказался еще один пример, подтверждающий очевидную истину: ничто подлинно человеческое изначально в человеке не заложено, а с необходимостью должно быть привнесено, сформировано, причем начиная с самых ранних этапов развития, упущение которых невосполнимо».

1

ответ

Гость, 31 января 2018 г., 22:39

Автор говорил о «подлинно человеческом» (по всей видимости — разум, мораль, патриотизм (автор сюда его относит, с чем я не соглашусь) и пр), а творческие и лидерские качества к этому не относятся, они и у животных есть, достаточно посмотреть на крыс, осьминогов, ворон и пр.

Материалы по теме:

01 янв. 2010 г.

Что такое маленький ребенок

Какими бы разными ни были дети, все маленькие дети с 9 месяцев до 9 лет имеют общие, по крайней мере похожие черты и особенности. Какие?

2Подробнее

01 янв. 2010 г.

Дисциплинарный подход и свободное воспитание

Дисциплинарный подход тяготеет скорее к традиционному, нежели к свободному воспитанию, при этом утверждать, какой подход лучше «вообще» — затруднительно. Дисциплинарный подход ближе мужскому мировоззрению, свободное воспитание — женскому. И в том, и в другом подходе бывают воспитатели отличные — и плохие.

0Подробнее

31 дек. 2012 г.

Механизмы, условия и источники развития личности

Условия развития — это социальное и культурное окружение, помогающее развитию или мешающее ему. В деревне развивается деревенский мальчик, в Итоне — выпускник Итона. На основе этого формируется направленность личности, в том числе внутренняя позиция в отношении развития, склонность и способности личности развиваваться или нет, а если развиваться, то в какую сторону.

1Подробнее

01 янв. 2012 г.

Нравственное состояние современного российского общества

На основе выводов философов, экономистов, психологов, юристов, социологов и др. определен моральный уровень российского общества начала XXI в. — «моральная деградация»; используются разработанные количественные показатели — индекс нравственного состояния общества (ИНСО), на основе которого прослеживается динамика эволюции российского общества в годы реформ; отмечаются причины и последствия падения нравов; намечаются пути духовного возрождения как ключевого фактора и предпосылок оздоровления экономики и в целом духовного возрождения нации.

22Подробнее

01 янв. 2013 г.

Развитие личности через нулевую или первую позицию

Можно жить своим умом, делая собственные выборы, а можно жить как все, жить чужим умом, подчиняясь тому образу жизни, которым существуют окружающие. Как лучше, что правильнее? Все зависит от того, КТО конкретный человек и КТО — эти окружающие. Каковы ценности и каков уровень личности, в каком обществе он живет?

0Подробнее

Альфред Адлер | Австрийский психиатр

Альфред Адлер

Смотреть все СМИ

Родился:
7 февраля 1870 г. Австрия
Умер:
28 мая 1937 г. (67 лет) Абердин Шотландия
Известные работы:
«Исследование органной неполноценности и ее психической компенсации»
Предметы изучения:
агрессивное поведение развитие ребенка психопатология социализация инстинкт

См. все связанные материалы →

Альфред Адлер , (родился 7 февраля 1870 г., Пенцинг, Австрия — умер 28 мая 1937 г., Абердин, Абердиншир, Шотландия), психиатр, чья влиятельная система индивидуальной психологии ввела термин чувство неполноценности , позже широко и часто ошибочно названный комплексом неполноценности. Он разработал гибкую поддерживающую психотерапию, чтобы направить тех, кто эмоционально неполноценен из-за чувства неполноценности, к зрелости, здравому смыслу и социальной полезности.

На протяжении всей своей жизни Адлер хорошо осознавал социальные проблемы, и это служило основным мотивом в его работе. С первых лет работы врачом (доктор медицинских наук, Медицинская школа Венского университета, 1895 г.) он подчеркивал внимание пациента к окружающей среде в целом и начал развивать гуманистический, целостный подход к человеческим проблемам.

More From Britannica

личность: Адлер

Около 1900 Адлер начал исследовать психопатологию в контексте общей медицины и в 1902 году стал тесно сотрудничать с Зигмундом Фрейдом. Однако постепенно различия между ними стали непримиримыми, особенно после появления работы Адлера Studie über Minderwertigkeit von Organen (1907; Study of Organ Inferiority and its Psychical Compensation ), в которой он предложил, чтобы люди пытались психологически компенсировать физическая инвалидность и сопутствующее ей чувство неполноценности. Неудовлетворительная компенсация приводит к неврозам. Адлер все больше преуменьшал основное утверждение Фрейда о том, что сексуальные конфликты в раннем детстве вызывают психические заболевания, и далее он пришел к ограничению сексуальности символической ролью в человеческих стремлениях преодолеть чувство неадекватности. Откровенно критиковал Фрейда к 19 годам.11, Адлер и группа последователей разорвали связи с кругом Фрейда и начали развивать то, что они назвали индивидуальной психологией, впервые изложенной в

Über den nervösen Charakter (1912; Невротическая конституция ). Система была разработана в более поздних изданиях этой работы и в других трудах, таких как Menschenkenntnis (1927; Understanding Human Nature ).

Индивидуальная психология утверждает, что доминирующей мотивацией большинства людей является стремление к тому, что Адлер несколько ошибочно назвал превосходством (то есть к самореализации, полноте или совершенству). Это стремление к превосходству может быть подавлено чувством неполноценности, неадекватности или незавершенности, возникающим из-за физических дефектов, низкого социального статуса, баловства или пренебрежения в детстве или других причин, встречающихся в течение жизни. Люди могут компенсировать свое чувство неполноценности, развивая свои навыки и способности, или, что менее здорово, они могут развить комплекс неполноценности, который начинает доминировать в их поведении. Сверхкомпенсация чувства неполноценности может принимать форму эгоцентрического стремления к власти и самовозвеличивания поведения за счет других.

Каждый человек развивает свою личность и стремится к совершенству по-своему, в том, что Адлер назвал стилем жизни или образом жизни. Образ жизни человека формируется в раннем детстве и отчасти определяется тем, какая именно неполноценность наиболее глубоко повлияла на него в годы его становления.

Стремление к превосходству сосуществует с другим врожденным стремлением: сотрудничать и работать с другими людьми для общего блага, стремлением, которое Адлер назвал общественным интересом. Психическое здоровье характеризуется разумом, социальным интересом и самопреодолением; психическое расстройство из-за чувства неполноценности и эгоцентричной заботы о своей безопасности и превосходстве или власти над другими. Адлерианский психотерапевт обращает внимание пациента на безуспешный, невротический характер его попыток справиться с чувством неполноценности. Как только пациент осознает это, терапевт повышает его самооценку, помогает ему принять более реалистичные цели и поощряет более полезное поведение и более сильный социальный интерес.

В 1921 году Адлер основал первую детскую клинику в Вене, вскоре после этого открыл и содержал еще около 30 под своим руководством. Адлер впервые поехал в Соединенные Штаты в 1926 году и стал приглашенным профессором Колумбийского университета в 1927 году.

В 1932 году он был назначен приглашенным профессором Медицинского колледжа Лонг-Айленда в Нью-Йорке. В 1934 году правительство Австрии закрыло его клиники. Многие из его более поздних работ, такие как Что жизнь должна значить для вас (1931), были адресованы широкому читателю. Хайнц Л. и Ровена Р. Ансбахер отредактировали Индивидуальная психология Альфреда Адлера (1956) и Превосходство и социальные интересы (1964).

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подпишитесь сейчас

Обучение через наблюдение | психология | Британника

Похожие темы:
обучение имитация социальное обучение

См. весь связанный контент →

обучение с наблюдением , метод обучения, который заключается в наблюдении и моделировании поведения, отношения или эмоционального выражения другого человека. Хотя обычно считается, что наблюдатель будет копировать модель, американский психолог Альберт Бандура подчеркнул, что люди могут просто учиться на своем поведении, а не имитировать его. Обучение через наблюдение является основным компонентом теории социального обучения Бандуры. Он также подчеркивал, что при любой форме наблюдения и моделирования поведения необходимы четыре условия: внимание, удержание, воспроизведение и мотивация.

Условия обучения через наблюдение

Внимание

Если организм собирается чему-то научиться у модели, он или она должны обращать внимание на это и на поведение, которое оно демонстрирует. Многие условия могут повлиять на внимание наблюдателя. Например, если наблюдатель сонный, болен или рассеян, он с меньшей вероятностью усвоит смоделированное поведение и воспроизведет его позже. Кроме того, на внимание наблюдателя влияют характеристики модели. Бандура и другие показали, что люди обращают больше внимания на привлекательных, похожих на них или престижных моделей и получают вознаграждение за свое поведение. Это объясняет привлекательность поведения спортсменов для маленьких детей и привлекательность поведения успешных взрослых для студентов колледжей. К сожалению, этот аспект моделирования также может быть использован во вред. Например, если маленькие дети становятся свидетелями того, как члены банды получают статус или деньги, они могут подражать такому поведению, пытаясь получить аналогичные награды.

Еще из Britannica

мотивация: обучение через наблюдение

Удержание

Второе требование обучения через наблюдение — способность помнить поведение, которое было свидетелем. Если человек или животное не помнят своего поведения, маловероятно, что они будут его подражать.

Репродукция

Этот обязательный атрибут поведения касается физической и умственной способности человека копировать поведение, которое он или она наблюдали. Например, маленький ребенок может наблюдать, как баскетболист из колледжа забивает мяч. Позже, когда у ребенка будет баскетбольный мяч, он или она может попытаться замочить мяч, как школьник. Однако маленький ребенок далеко не так физически развит, как старший игрок колледжа, и, сколько бы раз он ни пытался, не сможет дотянуться до корзины, чтобы забить мяч. Ребенок постарше или взрослый может замочить мяч, но, скорее всего, только после небольшой практики. Точно так же молодой жеребенок наблюдает, как другая лошадь в табуне перепрыгивает через ручей, бегая по пастбищу. Наблюдая за прыжками модели, жеребенок пытается сделать то же самое, но приземляется посреди ручья. Он просто был недостаточно большим или не имел достаточно длинных ног, чтобы очищать воду. Однако после физического роста и некоторой практики он мог в конечном итоге повторить прыжок другой лошади.

Мотивация

Возможно, наиболее важным аспектом обучения через наблюдение является мотивация. Если у человека или животного нет причин для имитации поведения, то никакое внимание, удержание или воспроизводство не преодолеют отсутствие мотивации. Бандура выделил несколько мотивирующих факторов для подражания. К ним относятся знание того, что модель ранее поощрялась за поведение, предложение стимула для выполнения или наблюдение за моделью, получающей подкрепление за поведение. Эти факторы также могут быть негативными мотивами. Например, если наблюдатель знал, что модель была наказана за такое поведение, ей угрожали за демонстрацию такого поведения или он наблюдал, как модель была наказана за такое поведение, то вероятность того, что модель имитирует такое поведение, меньше.

Применение наблюдательного обучения

Моделирование успешно используется при многих терапевтических состояниях. Многие терапевты использовали формы моделирования, чтобы помочь своим пациентам преодолеть фобии. Например, взрослые, страдающие клаустрофобией, могут наблюдать за моделью на видео, когда они подходят все ближе и ближе к закрытому пространству, прежде чем войти в него. Как только модель достигает закрытого помещения, например, шкафа, она открывает дверь, входит в нее, а затем закрывает дверь. Наблюдателя научат методам релаксации и попросят практиковать их каждый раз, когда он или она начнет беспокоиться во время просмотра фильма. Конечным результатом является продолжение наблюдения за моделью до тех пор, пока человек не сможет сам войти в шкаф.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подписаться сейчас

Результаты экспериментов Бандуры с куклой Бобо сильно повлияли на детские телевизионные программы. Бандура заснял, как его ученики физически нападают на куклу Бобо, надувную куклу с закругленным дном, которая снова всплывает, когда ее сбивают с ног. Студента поместили в комнату с куклой Бобо. Ученик бил куклу кулаком, кричал на нее «чувак», пинал ее, бил молотком и сел на нее. Затем Бандура показал этот фильм маленьким детям. Их поведение было записано, когда они находились в комнате с куклой. Дети подражали поведению ученика и временами даже становились более агрессивными по отношению к кукле, чем они наблюдали. Другая группа маленьких детей наблюдала, как ученик хорошо относился к кукле. Как ни странно, эта группа детей не подражала позитивному взаимодействию модели. Бандура провел большое количество разнообразных сценариев этого исследования и нашел похожие события даже тогда, когда кукла была живым клоуном.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>