Обучение детей дома без школы: Домашнее обучение: как перевести ребенка, виды, плюсы и минусы

Содержание

Гид по домашнему обучению — Афиша Daily

После пандемии некоторые школы начали практиковать дистанционное обучение, а опрос ОНФ и фонда «Национальные ресурсы образования» показал, что почти четверть респондентов готовы и дальше учиться онлайн. «Афиша Daily» разобралась, как в России устроено альтернативное образование, и поговорила с родителями, чьи дети учатся на дому.

В России на законодательном уровне есть две формы альтернативного образования: семейное и заочное. Они похожи между собой, но отличия все-таки есть. При семейном родители берут всю ответственность за обучение ребенка на себя и прикрепляют его к школе, только чтобы сдать аттестацию. А при заочном это контролируют школьные педагоги. Тут все зависит от внутренних правил: например, ребенку могут раз в месяц присылать контрольные работы либо каждую четверть приглашать на очные экзамены для аттестации. В каком‑то смысле так проще, потому что за школой сохраняется обязанность контролировать обучение.

Как часто нужно проходить аттестацию?

На семейном обучении можно сдавать промежуточные аттестации один или несколько раз в год, но это необязательно. Каждый ученик, вне зависимости от формы образования, должен сдать только две итоговые аттестации — в 9-м и 11-м классах.

Как уйти из школы?

В уставе любой школы вы увидите разные формы обучения: очное, заочное, семейное и очно-заочное. Чтобы перевести ребенка на заочное, нужно просто написать заявление директору. Если на семейное, то еще сходить в окружное управление образования и отметиться там. Никаких дополнительных документов для этого не нужно. Другой вопрос, что не все школы горят желанием развивать эти направления. Я не рекомендую прикрепляться к любой. Сейчас такое время, когда найти хорошее учреждение для семейного или заочного обучения несложно.

Как организовать обучение на дому?

Смысл в том, что мы ориентируемся на личную траекторию развития ребенка. Есть два типа образования: индивидуальное и массовое. В государственных школах, соответственно, массовое — оно сконцентрировано на общеобразовательной программе. А индивидуальное — на интересах ребенка. Обучение дома не заканчивается на том, чтобы сидеть и делать алгебру и физику. Его нужно выстраивать, опираясь на увлечения. Это могут быть кружки, спортивные секции, дистанционные занятия по различным предметам. Например, с прошлого года мой сын целыми днями занимается программированием, ему это очень нравится. А старшая дочка ходит на рисование. И эти предметы для них на первом месте, что важно.

Можно ли получить качественное образование дома?

Смотря что считать «качественным». К школе тоже есть много вопросов. Наша задача в том, чтобы ребенок смог максимально реализоваться. Если родители хотят хороших оценок, то семейное образование не для них. Но мне кажется, что среди детей, обучающихся на дому, гораздо больше творческих личностей. В школе дети не могут реализоваться до конца, они все равно ходят в кружки и секции, просто у них на это гораздо меньше времени.

Если родители много работают, подходит ли им домашнее обучение?

Важно понимать, что семейное образование подходит не всем. И, наверное, если вы не можете уделить время и позаниматься с ребенком в младших классах, то домашнее обучение вам не подойдет. В старшей школе проще: подросток может заниматься сам, за родителями остается только организаторская функция. Но, конечно, это требует дополнительных времени и денег.

Это дороже, чем обычная школа?

Индивидуальный путь развития всегда требует дополнительного капиталовложения. В начальной школе траты минимальные, потом цифры возрастают. Но есть хорошие и бесплатные онлайн-ресурсы для занятий и дополнительного образования, все зависит от семьи и ее возможностей.

Лишаются ли дети социализации на домашнем обучении?

Семейное образование предполагает не только личные интересы, но и оценку ресурсов, возможностей и потребностей. Далеко не всем необходимо, чтобы вокруг них крутилось огромное количество людей.

Аргументация «пойдет в школу и научится жизни» — устаревшая и садистская. Будто в школе ребенок должен встретиться с чем‑то плохим и научиться противостоять ему. В нашем обществе очень странные понятия о социализации.

Среди знакомых с детьми на семейном обучении я не знаю ни одного, кто бы пошел в институт или колледж и не смог там приспособиться. А вот тех, кто выходит из школы и не понимает, чем будет заниматься в жизни, очень много.

Что говорят родители с опытом семейного образования?

Олеся Сиротова

Дочь Варвара, 15 лет. Была на семейном обучении последние два года, с 1 сентября перешла на заочное

О причинах

Моя дочка профессионально занимается сквошем с восьми лет. Если сначала она могла совмещать учебу в школе и тренировки без потерь, то с годами становилось сложнее. Нагрузка и количество предметов возрастали, плюс каждый учитель считал, что его уроки главные. Варя не могла расставить приоритеты, потому что учителя спрашивали по всей строгости. А дочка каждый месяц выезжала на соревнования в Европу, и к ней было повышенное внимание, в том числе в школе. Учительница труда задавала вышивать крестиком картины, и нам приходилось это делать. Когда есть спорт, а после школы ты бежишь на тренировку, и нужно написать сочинение, сделать алгебру, геометрию и вышить картину — это сложно. Она сидела допоздна, а к восьми утра ездила в школу. В какой‑то момент организм дал сбой, и Варя заболела пневмонией перед серьезным соревнованием.

Я решила остановиться и подумала, что, наверное, это знак свыше, и так нельзя. Мы вспомнили, что есть онлайн-школа «Фоксфорд». Я позвонила туда, и нам дали доступ ко всем предметам на неделю. Варя открыла задания, и я не смогла уложить ее спать. Мы обе были поражены, насколько все заинтересовало дочку. Мне не нравилось, что в школе предметы обособлены друг от друга, нет пересечений. А здесь, например, когда мы смотрели урок по географии, учитель проводил параллели с произведением «Затерянный мир» Артура К.Дойла и спросил, что еще написал этот автор. Было очень интересно. Варя сказала: «Мам, если так будут проходить все уроки, то я согласна». И мы приняли решение перейти на семейное обучение.

Об организации обучения

Наша онлайн-школа берет на себя все, что связано с планированием и образованием. Предоставляют программу как в обычной школе, согласно стандартам, и есть электронные учебники. Но Варя, по-моему, ни разу не пользовалась ими, занимается только по видео. В день у нас примерно по три урока, они идут по полтора часа, как пара в институте. Единственное, чего нет у онлайн-школы — лицензии на итоговую переводную аттестацию в конце года. Но ее можно сдать либо в своей школе, куда вы ходили раньше, либо в школе — партнере платформы. Мы воспользовались последним вариантом.

Варя закончила седьмой и восьмой классы дома. А в девятом мы обнаружили, что там, где мы проходим аттестацию, нет семейной формы. И чтобы нас взяли на экзамены, нужно учиться заочно. Решили, что хотим остаться в этой школе, и теперь по ряду предметов будет очная аттестация в течение года. Она будет ездить на Всероссийские проверочные работы и сдавать в школе основные предметы.

О разнице семейного и школьного образования

Я бы сказала, что многие выбирают семейное образование не потому, что хотят более легкий и менее стрессовый способ обучения, а чтобы сконцентрироваться на определенных предметах. Так учатся много олимпиадников, которые готовятся к поступлению в иностранные вузы: концентрируются на важных для них предметах, остальные проходят базово. Все зависит от мотивации. Но есть и родители, которые считают, что ребенка нужно оградить от стресса.

Уверена, что сейчас качество нашего образования выше, чем было в обычной школе. Здесь преподаватели рассказывают предмет очень увлекательно. У них хорошая квалификация, и есть настолько интересные люди, что дети хотят знать о них больше: подписываются в инстаграме, общаются. Они не только эксперты, но и очень интересные личности. Говорят на языке подростков, знают про тренды тиктока, ютьюба. В обычной школе этого почти нет.

О социализации

Проблем с социализацией нет, у Вари много друзей вне школы. Если ребенок посещает какие‑то кружки, то складывается более интересный круг общения. Когда дочка ушла из школы, она состояла в чатах и разговаривала с ребятами. Интересовалась, что они проходят по физике, рассказывала про свои дела. Мы никогда не волновались по этому поводу. Не верю, что школа — единственный способ социализировать ребенка.

О распорядке дня и контроле

У Вари очень плотный график: две ежедневные тренировки и онлайн-уроки. Поэтому она планирует день так, чтобы все успеть. От учебы дома устаешь не меньше, но есть возможность корректировать расписание — нет такого, что пишешь сочинение до 12 часов ночи. Ты устал и можешь сделать уроки на следующий день. Это еще один плюс — ребенок учится самодисциплине.

Я родитель, который не контролирует детей и в школе. Даже в дневниках не расписывалась, дочь училась полностью самостоятельно. Я не вникала в процесс, просто видела, что она сильно устает. Когда мы перешли на семейное образование, я смотрела отчеты, но не скажу, что они были мне интересны. Только переживала, усвоятся ли знания. Поэтому переход на заочную форму стал для всех своеобразным психологическим облегчением.

Екатерина Беседина

Дочь Анжелика, 14 лет, сын Семен, 10 лет, и дочь Лиза, 6 лет. Никогда не ходили в школу, на семейном обучении восьмой год

О выборе семейного образования

Когда Анжелика ходила в детский сад, нам не понравилась система, в которой детей стригут под одну гребенку. Все должны соответствовать требованиям, во столько‑то спать, во столько‑то есть. У ребенка вообще нет свободы выбора.

А также уже в садике была оценочная система, которая, как мне кажется, разрушает естественную внутреннюю мотивацию и познавательный инстинкт. Вместо этого появляется ориентирование на оценки, что убивает интерес к обучению.

Еще у дочки были особенности развития. Поэтому мы решили попробовать закончить начальную школу дома, чтобы не подгонять и не перегружать ребенка. Прошли все в индивидуальном темпе, и нам понравилось. С точки зрения законодательства никаких сложностей в переводе нет. Родители вправе выбрать любую форму образования, и семейная равнозначна очной. Нужно просто уведомить управление образования в своем городе и написать заявление в школе. Для перевода не нужны никакие специальные документы. Мы так и сделали.

Об организации процесса обучения

Я провожу курсы и семинары для родителей, где рассказываю, какими бывают варианты образования, их много. У кого‑то это онлайн-школа, кто‑то объединяется в семейные классы и нанимает репетитора, у кого‑то есть друг-учитель, который занимается с детьми. Мы прошли через разные форматы. Главная задача родителей на СО — это направлять, следить за увлечениями ребенка и давать все необходимые инструменты, чтобы он развивался в интересных ему вещах. Я ищу и предлагаю детям разные инструменты, а они выбирают, что им больше нравится.

Сейчас мои дети занимаются дополнительным образованием, которое, на мой взгляд, гораздо важнее школьных предметов. Оно позволяет искать себя и выбирать направление для дальнейшей деятельности. Это спорт, творчество, музыка. А школьную программу они проходят с помощью разных ресурсов: книг, учебников, видеолекций.

Я поставила перед собой цель: научить их получать знания самостоятельно.  У нас нет определенного расписания. В основном мы используем блочное обучение: например, старшая дочь занимается биологией. А Семен заинтересовался физикой: нашел ресурсы по предмету и прошел программу восьмого класса за неделю. Ему было девять лет. Я не ограничиваю детей. Мы за то, чтобы поддерживать естественный познавательный поток.

Об аттестации

Ребенок имеет право на прохождение аттестации, но он не обязан это делать до девятого класса. Чтобы получить аттестат о среднем образовании, Анжелике необходимо сдать ОГЭ. А чтобы получить доступ к нему, нужны оценки за девятый класс. По закону аттестация за другие классы необязательна, но большинство родителей предпочитают проходить ежегодную аттестацию. Мы не делаем этого, потому что я не вижу смысла. Если дети захотят пойти в школу, то сдадим, но пока такого желания нет.

О выборе детей

У них есть друзья, которые учатся дома и в школе. Дети видят, какая у них нагрузка, сколько времени это занимает. Знают, что те, кто посещают ее, не находят времени на дополнительные кружки по интересам. А для младшей дочери семейное обучение — это норма. Я не против традиционного формата, но пока они выбирают быть дома. Мнение, что ребенок не социализируется без школы, — стереотип, не имеющий ничего общего с действительностью. Есть люди, которые в принципе легко заводят новые контакты, и много взрослых, которые прошли через школу, но остались интровертами.

У детей, которые не ходят в школу, часто нет ограничивающих установок и страхов. Они не боятся спрашивать и высказывать свое мнение, потому что не сталкивались с ситуациями, когда учителя или одноклассники смеются над твоими вопросами или ответами.

У меня есть ощущение, что дети на семейном образовании более открыты миру и обществу. В прошлом году дочь посещала восемь кружков, и у нее не было времени скучать дома. А Анжелике уже 14, и она сформировала круг интересов. Например, очень любит общаться с маленькими детьми и сейчас подрабатывает няней у знакомых. Ей это интересно и доставляет удовольствие. Но, опять же, все индивидуально и зависит от ребенка. Есть те, кто просится в школу.

О ресурсах родителей

Я работаю дома в свободном графике, поэтому занятость никогда не была препятствием. По опыту знакомых могу сказать, что ребёнок вполне может заниматься самостоятельно примерно с 5 класса. К этому возрасту он достаточно самоорганизован, и родители могут практически не принимать участия в его обучении. Но это зависит от многих факторов, конечно, тут все тоже индивидуально.

О плюсах СО

Моим детям нравится возможность заниматься различными направлениями, ходить в кружки и секции. Они рады возможности высыпаться по утрам. И это действительно очень важно для детского здоровья. У них есть право самостоятельно выстраивать график, свобода выбора.

О финансах

Все зависит от семьи. Можно пойти в элитную и платную альтернативную школу, а можно учиться бесплатно. В семейном образовании так же. Есть много открытых ресурсов, можно взять учебники у знакомых, посещать бесплатные кружки, секции. Все зависит от возможностей. У нас практически бесплатное обучение. Мы на многом экономим — например, на школьной форме и канцелярии. Потом вкладываем эти деньги в другие ресурсы.

Анна Кружилина

Старший сын Семен перешел на СО после третьего класса, младший сын Серафим — после первой четверти первого класса

О переходе на СО

Когда встал вопрос о поступлении Семена в первый класс, мы предложили ему учиться дома, сын же хотел попробовать ходить в школу. До третьего класса он учился там, но занятия начали занимать слишком много времени. Плюс он очень активный, ему было трудно сидеть на одном месте по пять часов, а потом так же делать домашнее задание. К тому же мне приходилось сильно включаться в учебу, чтобы помогать ему. И тогда встал вопрос: зачем он вообще посещает школу, если основную образовательную работу выполняю я? В какой‑то момент сын заболел, и полтора месяца мы учились дома и поняли, что в нашем случае это эффективнее. После зимних каникул мы решили не возвращаться к школу.

Серафим отучился в первом классе четверть, а потом тоже перешел на семейное обучение. Сейчас перед началом каждого учебного года мы вместе обсуждаем вопрос, остаются ли дети дома или нет. Вообще, по закону мы можем прийти в школу и уйти из нее в любой момент. И раньше практиковали такое — Семен возвращался на четверть в четвертом и пятом классах. Но это не совсем удобно, поэтому теперь планируем обучение на ближайший год.

Об организации процесса

Если говорить про нашу семью, то большая часть обучения лежит на мне. Сначала я учила Семена сама, нанимала репетитора только для английского. В пятом классе мы организовали группы, в одной их которых был мой младший сын, во второй — старший. Мы собирались раз в неделю и совместно проходили разные темы по программе. Потом был опыт, когда я приглашала преподавателей для группы шестиклассников. Способы обучения меняются у нас до сих пор. У нас в Екатеринбурге есть чат поддержки семейного образования, где можно найти разные методы занятий.

Пока что старший сын занимается сам, я только помогаю выстроить организационные моменты и иногда приглашаю репетиторов. Сейчас он хочет попробовать сдать ОГЭ в конце года, и я подбираю преподавателей, которые помогут ему в этом. С младшим пока справляюсь самостоятельно.

Об аттестации

Первый год мы проходили аттестацию каждую четверть в школе, где числился Семен. Потом раз в год, и преподаватели шли навстречу. Мы планировали аттестацию так, как нам удобно, могли сдавать предметы по очереди и в разные месяцы. Это устраивало нас, но ситуация изменилась, и мы перешли на дистанционное образование. Когда Семен учился в третьем и четвертом классах, все преподаватели и завучи были лояльны. Аттестации были полезны, потому что нам говорили, над чем стоит поработать.

Когда старший сын пошел в пятый класс, а младший — в первый, завучи сменились, и аттестации стали похожи на экзамены. То есть по документам они все делали правильно, но игнорировали человеческий фактор. Собирали комиссию из нескольких учителей, сажали ребенка напротив, и он должен был отвечать как на экзамене. В такой атмосфере даже мне было не по себе. С тех пор мы проходим аттестации дистанционно, и этот вариант устраивает больше всего.

О преимуществах СО

Детям нравится, что можно встать, когда выспался, поехать в гости к друзьям, тратить меньше времени на учебу. В этом году предлагала Серафиму пойти в школу, но он отказался. Сын довольно сильно занят в музыкальной школе и понимает, что если будет ходить на уроки, то времени на отдых практически не останется.

Также, когда мальчики ходили в школу, у них была сложность с питанием. Им запрещали брать свою еду, а то, что давали в столовой, не очень нравилось. Оставались два варианта: либо сидеть голодными, либо есть то, что дают. Сходить в туалет тоже было сложно: старший сын специально выходил на уроках, потому что на переменах старшеклассники ловили младших. Получается, что наша школа не могла удовлетворить даже первичные потребности. На СО таких проблем, конечно, не возникает, дети обучаются в максимально комфортных для них условиях.

О тратах на обучение

Есть много бесплатных онлайн-ресурсов для домашнего образования. Например, Российская электронная школа: там нельзя сдать экзамены, но все уроки записаны по классам, и дети могут учиться сами. Но, конечно, когда ребенок взрослеет, приходится привлекать репетиторов, чтобы подготовиться к ОГЭ и ЕГЭ. В этом году я делегирую им помощь с итоговой аттестацией в девятом классе. Это будет стоить примерно 12–15 тыс. в месяц. Младший сын ходил к репетитору раз в две недели, и это стоило около двух тысяч.

Не хочешь в школу – учись дома: закон, мнение психолога и опыт родителей о семейном образовании

Ростовская область, 19 марта 2022. DON24.RU. Современные дети могут окончить школу, не выходя из стен родного дома. Почему одним приходится заниматься вдали от сверстников, а другие выбирают такой путь сами, информационное агентство «ДОН 24» выяснило при помощи сотрудников управления образования Ростова-на-Дону, психолога и родителей.

Обучение на дому

Домашнее обучение бывает вынужденным и добровольным. В первом случае ребенок и рад бы посещать уроки, но не может в связи со здоровьем – долго болеет или имеет инвалидность.

«Данная форма организуется на основании заключения медицинской организации, в соответствии с перечнем заболеваний, наличие которых дает право детям на обучение на дому, а также на основании обращения родителей (законных представителей) в письменной форме», – пояснила начальник управления Виктория Чернышова.

Для оформления надомного обучения нужно получить заключение врача и предоставить документ в школу.

«Процесс обучения на дому осуществляется по индивидуальному учебному плану учителями общеобразовательного учреждения, которые ведут уроки по месту жительства ученика», – отметила начальник управления образования Ростова.

Сейчас в Ростове таким образом учатся около 900 ребят. Вернуться в школу они смогут, если их здоровье улучшится.

Фото: Виктория Корнеева / ГУП РО «Дон-медиа» / don24.ru

Семейное обучение

По-другому обстоит дело с семейным обучением. Медицинских справок для его оформления не нужно, только желание семьи и отсутствие двоек в четверти.

«При выборе родителями формы семейного обучения необходимо обратиться в районный отдел образования с заявлением. Семья самостоятельно определяет общеобразовательную организацию, в которой ребенок будет проходить промежуточную и государственную итоговую аттестацию», – рассказала Виктория Чернышова.

Учить ребенка дома можно любым способом: самим, с привлечением репетиторов и образовательных онлайн-платформ, а также в семейных школах. Не получится – возьмут назад в образовательное учреждение.

«Несовершеннолетний, получающий образование в семейной форме, имеет право вернуться к очной форме обучения в любое время на основании письменного заявления родителей в районный отдел образования и учреждение, в котором будет продолжаться образовательный процесс», – напомнила начальник управления.

Совет психолога

На первый взгляд, дома учиться неплохо – не нужно вставать рано утром и добираться в школу, можно углубленно изучать те предметы, что интересны. Да и родителям не придется переживать, что чадо обидят одноклассники. Но любая медаль имеет две стороны, напомнила кандидат психологических наук, доцент Южного федерального университета, руководитель психологической студии «ProСебя» Анастасия Левшина.

«Важно понять, почему люди идут на этот шаг. Одна из причин – неудовлетворенность качеством образования, которое предлагается в школе. Школьная система достаточно консервативна, для нее характерна долгая смена образовательных парадигм. А мир стремительно меняется, знания быстро устаревают, и то, чему учат в школе, часто не отвечает образовательным запросам современных родителей», – отметила психолог.

По ее мнению, подтолкнуть родителей к выбору семейного образования могут также проблемы, возникающие у ребенка в общении со сверстниками.

«Школа – это не только передача знаний. Это опыт сосуществования в коллективе, навык построения социальных связей. Школьник учится взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, устанавливать и соблюдать границы. Все это в будущем позволит ему стать полноправным членом общества. Но иногда школьное взаимодействие складывается не слишком благополучно для ребенка, возникают конфликты, а порой и буллинг. Это может подтолкнуть родителей к решению перевести ученика на семейное обучение, но нужно понимать, что уход от проблемы не всегда является ее решением. В этом случае прежде всего надо разбираться в причинах возникших социально-коммуникативных проблем. Возможно, стоит поменять конкретный коллектив, но полностью ограждать ребенка от социума, быть может, не следует», – подчеркнула Левшина.

Она посоветовала родителям, решившимся на семейное обучение, подумать, как компенсировать сыну или дочери опыт общения с разными людьми, который ребенок получил бы в школе. Для этого могут подойти кружки и секции, посещаемые на постоянной основе.

«Сейчас даже при устройстве на работу большое значение имеют так называемые Soft skills – надпрофессиональные навыки, помогающие решать жизненные задачи и работать с другими людьми. Этому можно научиться, только взаимодействуя в коллективе», – подчеркнула эксперт.

Фото: Виктория Корнеева / ГУП РО «Дон-медиа» / don24.ru

Опыт родителей

Мама двух дочерей Елена Атаманцева отметила, что задумалась о переводе на семейное обучение из-за школьной программы. В ней слишком много контрольных работ, времени на объяснение материала у учителя почти не остается.

«Складывается впечатление, что сама система образования нацелена не на то, чтобы давать знания, а на то, чтобы контролировать детей. У нас бывает по три-четыре контрольных работы в день, и таких дней в неделю два-три. Непонятно, когда детям дают знания, чтобы потом их проверять», – поделилась Елена.

Сейчас в школу ходит только ее старшая дочь, младшая отправится в первый класс через несколько лет. На семейное обучение девочку не переводят по нескольким причинам.

«Во-первых, есть опасения, что ребенок не сможет должным образом социализироваться. Хотя она очень общительная, занимается танцами, быстро находит общий язык с другими людьми. Во-вторых, такой вид обучения непривычен. А еще возникают сомнения, сможет ли ребенок сам вовремя садиться за уроки, не расслабит ли ее излишне такая система обучения. Хотя, конечно, дома можно освоить школьную программу гораздо быстрее. У этой медали действительно две стороны», – пояснила Елена.

Мать третьеклассника Анна Александрова рассказала, что всерьез думала над переводом сына на семейное обучение. Школьник часто отказывался идти на уроки и даже придумывал себе болезни, чтобы остаться дома. При этом никаких конфликтов с одноклассниками и учителями у него не было.

«Перед серьезными действиями я решила испытать, как это будет, – протестировать обучение в семье. И оставила его дома на две недели. Но показывала фотографии, которые учитель присылал в родительский чат: вот твои одноклассники сегодня на технологии шили, а вот рисовали домики на ИЗО. Через три дня он стал проситься в школу, к концу недели бегом бежал на занятия. Немного побыв дома, он сам понял, что не хочет учиться вне коллектива. Переоценил перемены, когда они с друзьями во что-то играют. У нас вопрос перехода на семейное обучение закрыт», – рассказала Александрова.

А вот дочь Валентины Осиповой Алиса учится дома уже шестой год, и это устраивает и девочку, и ее маму.

«Мы перешли на семейное обучение во втором классе. Мне кажется неправильным, когда дети сидят по шесть часов, плюс кружки и секции, тоже сидя. К тому же школа стала забирать слишком много времени, но ведь есть много всего интересного и полезного, что хотелось бы узнать помимо программы», – поделилась Валентина.

Первые два года она помогала дочке учиться, а потом девочка стала делать это сама.

Что-то ищет на обучающих платформах в интернете, что-то изучает по книгам. Репетитора наняли только в седьмом классе, по математике, но теперь Алиса может обходиться и без него. Сейчас изучает алгебру, геометрию, физику и химию методом погружения на онлайн-курсах. Уроки у нее проверяют редко: только русский и английский, да прочитанные произведения по литературе она обсуждает с мамой.

В первое время девочка приходила в школу для контроля знаний каждую четверть. Сейчас этого нет.

«Мы сдаем экзамены дистанционно. Заключили договор с онлайн-платформой. У нее есть школа в Москве. Сначала работу проверяет робот, затем педагог. И это очень удобно: ты либо знаешь, либо не знаешь. Потом они присылают справку с оценками. Если  ребенок захочет вернуться в школу, можно показать эту справку. Насколько я знаю, мы не обязаны проходить проверки каждый год, но решили сдавать, чтобы не расслабляться», – пояснила Валентина.

В семье есть еще одна дочь. Сейчас ей четыре года, в садик она не ходит. Если система школьного образования не изменится, то и младшая сестра Алисы будет обучаться дома.

Среди плюсов семейного обучения Валентина назвала экономию времени: в начальных классах у девочки уходило на уроки по три часа в день, сейчас – около пяти. У нее есть возможность гулять, отдыхать, посещать кружки и секции. Также для семьи важно, что интересные предметы или темы девочка может изучать углубленно, а если чего-то не понимает, то есть возможность уделить этому больше внимания.

«Не могу сказать, что я противница школы, у меня и мама педагог. Но сейчас учебные учреждения превратились больше в проверяющий орган», – отметила Валентина.

К недостаткам семейного образования она отнесла необходимость самим выбирать и покупать учебники и контролировать ученика (иногда заниматься уроками дочь не хочет, и тогда наступает время серьезных бесед).

«Но, насколько я знаю, у тех, кто ходит в школу, тоже есть такая проблема. Да, и еще одно – проезд на городском транспорте у «семейников» платный, а остальные школьники бесплатно катаются», – отметила Валентина.

Сдавать итоговые экзамены в девятом классе Алиса будет либо в Москве, в школе, к которой прикреплена, либо в учебном заведении поблизости. Идти в 10-й и 11-й классы девочка не планирует, она хочет поступить в Ростовское художественное училище им. Грекова.

Тем, кто думает о переводе ребенка на семейное обучение, Валентина посоветовала не бояться, но реально оценить свои возможности.

«Первое время, конечно, мне пришлось уделять ее учебе много внимания. В такой ситуации один из родителей должен не работать либо делать это из дома, или придется отдать ребенка в специальную семейную школу или класс.  А вот бояться не стоит. В крайнем случае всегда можно вернуться назад. И мы возвращались: Алиса просилась в школу, когда я вышла на работу. Но потом перевелись обратно, домой. Сейчас она не хочет в класс, сама видит, что у нее больше свободного времени, чем у других учеников. К тому же есть группы родителей, у которых дети на семейном обучении. Там всегда могут дать совет, помочь», – отметила Валентина.

Она уверена, что, вопреки мнению педагогов и психологов, дети, находящиеся на семейном обучении, более социализированы, чем обычные школьники. В классе ребята общаются преимущественно со сверстниками, но в обычной жизни мало кто поддерживает контакты исключительно с людьми своего возраста.

«Алиса общается с людьми разных возрастных групп, и я считаю, что это благоприятно влияет на ее развитие», – отметила Валентина.

Сейчас, по информации управления образования города Ростова, в донской столице на семейном обучении находятся около 700 школьников. За последние три года их количество существенно не изменилось.

Читайте также:

Запись детей в первые классы в Ростове начнется с 1 апреля

#Эксклюзивы #Школы Ростовской области #Ростовская область #Ростов-на-Дону #Дети #Образование в Ростовской области #Виктория Чернышева #Семья

УДИВИТЕЛЬНЫЙ ответ на вопрос «Можете ли вы обучаться дома без родителей?»

Можно ли учиться на дому без родителей ? Могут ли дети работать на домашнем обучении сами? Можно ли учить детей, работая? Хотя домашнее обучение является законным во всех 50 штатах, существуют разные требования к домашнему обучению в зависимости от штата, в том числе, кто может преподавать для вас домашнее обучение. Получите ответы на распространенные вопросы о домашнем обучении о найме учителей или репетиторов на дому или о том, можете ли вы платить кому-то за обучение вашего ребенка.

Можно ли учиться дома без родителей?

Во многих семьях, где есть дети школьного возраста, взрослые работают. Начало домашнего обучения может означать перерыв в вашей способности работать, или вам, возможно, придется продолжать свою работу, одновременно занимаясь домашним обучением.

Родители, которые работают и начинают задумываться о домашнем обучении, иногда задаются вопросом, должен ли родитель присутствовать при домашнем обучении.

Или они могут спросить: «Должны ли родители обучать детей дома?» или «Может ли кто-нибудь еще обучать моего ребенка на дому?»

На этом сайте используются партнерские ссылки. Как партнер Amazon я зарабатываю на соответствующих покупках. Подробнее читайте в нашем РАСКРЫТИИ.

В некоторых случаях у вас может быть далеко не идеальная ситуация, если вам пришлось в спешке начать домашнее обучение из-за издевательств в государственной школе или других неприятных проблем, связанных со школой.

Это означает, что вы начинаете поиск ухода за детьми для детей, обучающихся на дому (например, друзей или членов семьи), до того, как будет установлено расписание вашего обучения на дому.

Естественно, некоторые родители задаются вопросом, может ли друг или член семьи пройти домашнее обучение за них до того, как будет установлен ваш график домашнего обучения.

Это все правильные вопросы!

Во-первых, давайте разберемся, нужен ли вам родитель дома для обучения на дому?

Как старшеклассник, могу ли я самостоятельно обучаться дома?

Сможете ли вы обучаться на дому в 16 лет? Законы о домашнем обучении различаются в каждом штате, поэтому вам нужно будет проверить правила домашнего обучения в подростковом или старшем школьном возрасте для штата, в котором вы живете, или как это подпадает под то, как родители обучают своих детей.

 

Могу ли я заплатить кому-нибудь за домашнее обучение моего ребенка?

В большинстве штатов требуется, чтобы родитель или опекун ребенка контролировал обучение на дому, что включает предоставление равноценного образования их собственному ребенку. Тем не менее, домашние школьники часто берут уроки вне дома и платят этим учителям за эту часть домашнего обучения. Ознакомьтесь с законами и постановлениями своего конкретного штата, чтобы узнать, можете ли вы нанять учителя или репетитора для домашнего обучения для своего ребенка.

 

Как начать домашнее обучение, если вы новичок?

10-ШАГОВОЕ РУКОВОДСТВО, КАК НАЧАТЬ ДОМАШНЕЕ ОБУЧЕНИЕ СЕГОДНЯ

25-страничное РУКОВОДСТВО JUMPSTART, цифровая загрузка о том, что вам нужно сделать сегодня, и как перейти на домашнее обучение: пошаговое руководство!

НАЖМИТЕ ЗДЕСЬ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ ДОМАШНЮЮ ШКОЛУ КАК НАЧАТЬ РУКОВОДСТВО

 

Может ли лицо, не являющееся родителем, обучать ребенка на дому?

Вам может быть интересно, может ли кто-то другой обучать ваших детей на дому? В большинстве случаев родитель или опекун ребенка несет ответственность и должен контролировать основную часть домашнего образования ребенка. Тем не менее, домашние школьники могут посещать курсы, не являющиеся родителями. Ознакомьтесь с законами вашего конкретного штата о том, кто может обучать ваших детей на дому.

 

Как видите, домашнее обучение без родителей — непростая концепция, потому что нужно учитывать множество факторов.

Вы можете попросить кого-то дать вашему ребенку домашнее образование, но в соответствии со строгим  определением домашнего обучения вы не можете поручить, чтобы кто-то еще обучал вашего ребенка на дому: Домашнее обучение – это образование дома , родителями ребенка.

ОДНАКО, родители, обучающиеся на дому, часто заставляют своих детей брать уроки вне дома (так что это не значит, что вы не можете поручить обучение другому человеку), но основная сторона (вы, родитель) наблюдает за работой по обучению на дому .

Также существует анскулинг , который позволяет ребенку лидировать в своем обучении. И иногда анскулинг может выглядеть так, как если бы дети сами обучались дома. Хотя анскулингом руководит ребенок, за ним также наблюдают родители. Таким образом, это действительно из домашнего обучения.

Требования к домашнему обучению для родителей различаются в зависимости от штата и страны, поэтому перед переходом на домашнее обучение необходимо ознакомиться с этими законами. Ответ на вопрос, может ли кто-то другой обучать моего ребенка на дому в Мичигане, будет отличаться от ответа на домашнее обучение моего ребенка в Иллинойсе, который также будет отличаться от Калифорнии и Южной Каролины.

Итак, где бы вы ни жили, проверяйте законы своей домашней школы!

 

 

PIN-код для сохранения на потом

Итак, должен ли родитель присутствовать при обучении на дому?

Краткий ответ:

Да.

Более длинный ответ:

Да, и давайте поговорим о том, что на самом деле означает (или не означает) «настоящее».

Присутствовать не означает «присутствовать перед классной доской», читать лекции, как вы, возможно, помните из школьных дней.

Напротив, присутствие означает, что вы здесь, действуете, чтобы учить своих детей или помогаете направлять их обучение. (СМ.: Опять анскулинг.) Детям постарше не нужно столько взаимодействия с учителем, но им все равно нужен учитель где-то поблизости.

Присутствие означает, что предпочтительно большую часть времени вы или другой взрослый учитель находитесь в одной комнате (или очень, очень близко), пока ваш ребенок занимается, или вы можете учить своих детей.

Присутствует означает, что вы планируете курс обучения каждый день/неделю/месяц/год (или помогаете в этом своему ребенку, если он не ходит в школу).

Настоящее означает, что вы эмоционально, умственно и физически готовы нести ответственность за образование вашего ребенка.

 

Законы о домашнем обучении и оставление ребенка в покое

Некоторые дети могут даже задаться вопросом: «Законно ли обучаться дома самостоятельно?»

Есть законы, которые гласят:

  • Когда ребенок достаточно взрослый, чтобы его оставили одного.
  • Как долго ребенка можно оставлять одного.

В большинстве случаев вы не можете оставить ребенка одного на время, достаточное для того, чтобы пойти на работу, пока ему не исполнится 13 лет. Даже в этом случае законы различаются, и в вашей ситуации это может быть неприемлемо.

Если вы планируете оставить своего несовершеннолетнего ребенка одного, убедитесь, что вы знакомы с законами (а также с требованиями домашнего обучения) в вашем районе и соблюдаете их.

Вы должны знать о домашнем обучении и пренебрежении к учебе.

 

PIN-код

Можно ли обучать ребенка на дому без родителей?

Что еще нужно учитывать  

Домашнее обучение — это работа. Готовы ли вы к (как минимум) двум работам?

Родители, обучающиеся на дому, очень усердно работают на наших работах по домашнему обучению.

Если у нас есть еще одна работа (кроме воспитания детей и обучения на дому), то к списку добавляется еще одна работа (обучение на дому).

Готовы ли вы взяться за это, а также за работу для мам (или пап), обучающихся на дому?

Если вы хотите обучать своего ребенка на дому, но вам также необходимо работать и обучаться на дому, вам следует серьезно подумать об этом.

 

Что делать, если вы не можете учить своих детей, но вам нужна альтернатива государственной школе?

Вам повезло! Сейчас возможностей для обучения гораздо больше, чем раньше.

Частная школа может вам подойти.

Существуют также онлайн-варианты виртуальных государственных школ, которые технически не подходят под определение домашнего обучения, но это домашнее обучение, которое может соответствовать вашему расписанию и ситуации.

Для меня эти виртуальные государственные школы имеют большинство недостатков государственных школ и не имеют преимуществ перед традиционным домашним обучением, но многие люди выбирают их как хороший вариант для своей ситуации.

ХОТИТЕ УЗНАТЬ БОЛЬШЕ? ПРОВЕРЬТЕ ЭТО:

ОБУЧЕНИЕ НА ДОМУ ПРОТИВ ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ: ОБ АЛЬТЕРНАТИВАХ СТАЦИОНАРНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ШКОЛЕ

 

О работе и обучении на дому

цель научить своих детей, но понимать, что это может произойти не сразу.

Я очень внезапно решил перейти на домашнее обучение из-за проблем моего старшего ребенка в государственной школе.

До этого в течение многих лет я стремился к образу жизни, при котором я мог бы работать из дома.

Мы были очень счастливы, что в тот самый момент, когда мы поняли, что мне понадобится  для обучения на дому, у меня также была возможность сделать это.

Домашнее обучение может быть не тем, что вы можете начать сегодня (и это нормально!).

Какие изменения вы можете внести сегодня, чтобы через три месяца домашнее обучение стало возможным? Через шесть месяцев? Через год? Через пять лет?

Вы может  научить ваших детей и работать.

Домашнее обучение — гибкий вариант для работающих родителей, но вам нужно будет планировать и манипулировать.

Итак…

Можно ли обучаться дома без родителей?

Да, но только в том смысле, что:

  • Ваш ребенок может вести собственное обучение, как при анскольном обучении.
  • Ваш ребенок может посещать занятия вне дома, где другие «преподают», и родители могут не присутствовать на этом занятии.
  • Уход за детьми может занимать часть вашего учебного дня на дому.

Несмотря ни на что, вы (как родитель или опекун) несете ответственность за надзор за обучением вашего ребенка на дому — независимо от того, работаете ли вы и учитесь на дому или ваш ребенок участвует в виртуальной онлайн-школе.

Помните, прежде чем делать что-либо еще, вам необходимо проверить законы штата о домашнем обучении в отношении требований к домашнему обучению в вашем районе!

 

Автор Лиза Янки — мама, обучающаяся на дому, и автор книги «Путь к иностранному языку на дому».

МЫ НАДЕЕМСЯ, ЧТО ЭТО ПОМОЖЕТ ОТВЕТУ МОЖНО ЛИ ВЫ ПОЛУЧИТЬ ДОМАШНЕЕ ОБУЧЕНИЕ БЕЗ РОДИТЕЛЕЙ?

Как партнер Amazon я зарабатываю на соответствующих покупках. Пожалуйста, ознакомьтесь с нашим РАСКРЫТИЕМ

НАЧАЛО ДОМАШНЕЙ ШКОЛЫ? ПОСМОТРИТЕ НАШЕ РУКОВОДСТВО ДЛЯ ДОМАШНЕЙ ШКОЛЫ

Обучение детей дома дает возможности

05 мая 2020 г.

Кристи Матис

КАРБОНДЕЙЛ, Иллинойс. Как родитель вы, вероятно, никогда не планировали быть учителем, но с COVID-19пандемия, вы учите своих детей дома. И даже с помощью и материалами, предоставленными учителями и школами, домашнее обучение иногда может показаться непосильным.

Кристи Макинтайр, доцент Педагогической школы Университета Южного Иллинойса в Карбондейле, хочет убедить родителей расслабиться и понять, что вы, вероятно, справляетесь со своей работой намного лучше, чем вы думаете.

 «Наслаждайтесь этим временем со своими детьми», — сказала она. «Часто мы воспринимаем время, которое проводим с детьми, как должное. Просто участвуя в жизни, разговаривая со своими детьми и объясняя им вещи, вы их учите».

McIntyre предлагает несколько советов, которые помогут закончить учебный год и на летние месяцы.

Обучение не всегда означает ручку и бумагу

«Используйте свои повседневные моменты как обучающие моменты», — сказал Макинтайр. «Почему бы не воспользоваться возможностью, чтобы указать на звуки, цвета, формы и образы вокруг нас и поговорить о них? Вокруг нас есть возможности для обучения, если мы их ищем. Будьте преднамеренными».

Она предлагает несколько идей:

  • Устройте домашнюю охоту за мусором, попросив детей найти предметы разных форм и цветов.
  • Пусть помогают с готовкой или готовят в соответствии с возрастом. Пока они это делают, поговорите с ними об измерениях, питании, химических реакциях, происходящих в процессе приготовления, и других вещах, которые происходят прямо сейчас. Даже вид кубиков льда, тающих в стакане, дает возможность обсудить три состояния материи: твердое, жидкое и газообразное.
  • Вовлекайте детей в повседневную жизнь. Попросите их помочь составить список покупок. Они могут узнать о кулинарии, поработать над своими навыками чтения и математики и, возможно, даже сделать покупки для сравнения цен.
  • Со всем, что происходит сейчас, дети слышат о вирусе по крайней мере отрывки, поэтому сделайте их обучение актуальным и содержательным. Это прекрасное время, чтобы найти подходящие для возраста способы рассказать им о микробах и дыхательной системе, а также о том, как оставаться здоровым, не вызывая у них страха. Например, они могут создать модель работающих легких с соломинками и воздушными шарами. Даже маленькие дети могут развлекаться и учиться, создавая человеческое тело из ватных палочек и частей тела из войлока или пластилина. Дети постарше могут воссоздать модель ДНК с помощью лакрицы, мини-зефира и зубочисток. Pinterest — отличный ресурс для образовательных моделей и идей.

Соблюдайте режим

Даже сейчас, когда мир перевернулся, структура по-прежнему важна, сказал Макинтайр. Составьте расписание для «домашней школы» на каждый день.

Исследования показали, что люди, как правило, более сосредоточены и продуктивны в утренние часы, поэтому, если возможно, планируйте больше сидячей школьной работы в утренние часы. И не забывайте помнить, что внимание детей зависит от их возраста. Она отмечает, что даже взрослым трудно оставаться сосредоточенными и внимательными более 45 минут подряд. Чем младше ребенок, тем меньше продолжительность концентрации внимания.

Макинтайр проводит онлайн-обучение со своим племянником, 4 года, и племянницей, 7 лет, в Ирландии. Через несколько минут они делают забавный перерыв; это гарантирует, что все остаются вовлеченными и бросают вызов.

Хотя график и последовательность важны, не менее важна и гибкость, сказала она.

Использовать ресурсы

Существует множество ресурсов, которые могут помочь, сказал Макинтайр. Она сказала, что Библиотека Конгресса — это настоящая сокровищница информации, а Смитсоновский институт предлагает онлайн-подкасты, мероприятия, выставки, туры, веб-камеры с животными и многое другое. Библиотека Морриса SIU также предоставляет доступ к справке и ресурсам через Ask a Librarian.

Многие другие компании также предлагают бесплатные образовательные онлайн-мероприятия и ресурсы, особенно в настоящее время.

Макинтайр также сказала, что считает Академию Хана полезной, особенно для тех, кто нуждается в помощи или переподготовке, помогая детям старшего возраста с математикой и естественными науками.

«Не стесняйтесь обращаться к учителям и просить о помощи», — сказал Макинтайр. «У них есть ресурсы и информация, чтобы помочь».

Вовлеките свой круг

Если можете, привлеките других людей – бабушек и дедушек, тетей, дядей, друзей и других родственников – к кружку обучения ваших детей. У Макинтайр двое маленьких внуков в Денвере, и она и ее муж являются частью группы семьи и друзей, которые по очереди читают им сказки. Некоторые читатели даже перевоплощаются в персонажей и наряжаются для своих ролей.

Легко позволить детям взять свой компьютер, планшет или телефон и провести день вдали, но Макинтайр предлагает родителям ограничить время, проводимое за экраном, и следить за тем, что их дети видят и делают.

«Не все, что они читают или видят, является образовательным», — сказала она.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>