какие бывают виды, основные правила, принятые в обществе
Содержание:
- Нормы поведения человека в обществе — общие понятия
- Какие бывают виды, совокупность правил
- Базовые правила этикета
- Используемые модели поведения
- Формы аномального поведения в обществе
Содержание
- Нормы поведения человека в обществе — общие понятия
- Какие бывают виды, совокупность правил
- Базовые правила этикета
- Используемые модели поведения
- Формы аномального поведения в обществе
Нормы поведения человека в обществе — общие понятия
Социальными нормами являются паттерны поведения, принятые за правила, образцы и стандарты деятельности. Подобные паттерны созданы для обеспечения упорядоченности, устойчивости и стабильности социальных контактов — как отдельных личностей, так и групп друг с другом и с окружающей действительностью.
Нормы поведения — это требования, которые предъявляет общество человеку, предписывая определенную линию действий, наиболее приемлемую в тот или иной момент. Совокупность норм поведения представляет собой единую систему, которая может отличаться от общества к обществу, а также меняться со временем и развитием общества.
Наглядно это демонстрируют различия в общепринятом поведении в современном обществе и в обществе несколькими веками ранее. Нормы поведения, которые считаются нормальными в одном обществе, могут быть вызвать осуждение в другом. Ими же будут руководствоваться и родители при воспитании детей.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Социальное поведение и его нормы связаны с тем, какими ролевыми функциями наделяет человека общество, а также конкретная социальная группа и его статус в ней.
Норма поведения может считаться таковой, только если соблюдены следующие критерии:
- норма одобрена большинством;
- объективна и не зависит от воли человека;
- различается по степени обязательности соблюдения;
- ориентирована на регулирование взаимоотношений между человеком и обществом;
- направлена на контроль поведения, не соответствующего общепринятому.
Какие бывают виды, совокупность правил
Правила проведения можно разделить на две основные группы. В категорию групповых привычек будут входить нормы небольших групп, которые действуют исключительно там. Например, в семьях, командах, учебных заведениях.
Общие правила распространяются на большие группы — общества или социальные группы. Туда входят манеры поведения, обычаи, традиции и этикет. Общие правила будут разными для разных обществ, народов и социальных групп.
Например, у народов будут разные традиции, а людей разных возрастных категорий — разные манеры поведения.Существует несколько классификаций социальных норм поведения.
По способу регулирования нормы подразделяются на официальные и неофициальные. Формальные закреплены юридически, в отличие от неофициальных.
По степени обязательности выполнения нормы разделяются на запрещающие, побудительные, рекомендательные и повелительные. Исполнение запрещающих норм заключается в отсутствии какой-либо запрещенной деятельности. Побудительные нормы побуждают к совершению каких-либо действий. Рекомендательные — к исполнению желательны, но не обязательны. Повелительные нормы обязательны к исполнению.
По масштабу нормы поведения могут быть межличностными, внутригрупповыми, национальными и общечеловеческими. Межличностные регулируют отношения двух людей, а внутригрупповые затрагивают социальную группу. Национальные рассчитаны на народ или нацию, а общечеловеческие регулируют поведения человека в общем.
По сфере действия различают следующие нормы поведения:
- обычаи и традиции — образцы массового поведения;
- моральные нормы формируют представления человека о хорошем и плохом;
- правовые нормы являются юридически закрепленными обязательными правилами, исполнение которых контролируется государством. Отличие правовых норм от общественных заключается в том, что правовые нормы основаны не только на правилах поведения, но и на исходных нормах;
- религиозные нормы описаны в священных книгах и имеют некоторое внешнее сходство с нормами права, так как документально зафиксированы;
- социальные нормы, которые ограничивают поведение человека в обществе и обеспечивают его благополучие в нем.
Базовые правила этикета
При знакомстве принято представлять:
- мужчину — женщине;
- тех, кто младше по возрасту и положению — тем, кто старше;
- тех, кто пришел позднее — тем, кто уже присутствует.
В таких случаях руку для рукопожатия первый подает человек, которому представили незнакомца. Исключение составляют ситуации между руководителем и подчиненным. Независимо от пола и возраста руководителя, он протягивает руку первым. Во всех случаях при протягивании руки для рукопожатия необходимо встать, а мужчинам — снять перчатку.
Нет необходимости заставлять человека с занятыми руками совершать рукопожатие. Если очевидно, что это доставит трудности, лучше обойтись кивком или улыбкой. Также не стоит пожимать руку во время курения, рекомендуется выкинуть сигарету. Не стоит пожимать руки в туалетной комнате.
Целовать руку даме уместно, только если она замужем, а люди находятся в помещении в неформальной обстановке. В противном случае, особенно на деловых встречах, подобное неуместно.
На приветствие распространяются те же правила, что и на представление — мужчины первые приветствуют женщин, а младшие по положению или возрасту — старших. Но, входя в помещение, человек должен поздороваться первым, независимо от положения и возраста.
При встрече супружеских пар женщины здороваются первыми, потом мужчины приветствуют их, и только после этого друг друга.
Стоит поздороваться с человеком, если это сделал ваш партнер, даже если вы лично с человеком не знакомы.
Придерживать дверь для идущего следом необходимо во всех случаях.
Используемые модели поведения
Человеку свойственно свершать ряд одних и тех же действий на регулярной основе. Например, выходить на пробежку по вечерам или начинать день со стакана воды.
Моделью поведения будет также называться использование конкретных слов, жестов и интонаций для того, чтобы понравиться человеку или произвести нужное впечатление. Такие модели поведения будут называться повседневными.
Кроме неофициальных, то есть повседневных моделей поведения, существуют и официальные, которые используют при формальном общении. В деловой сфере существует множество моделей поведения, так как в таких ситуациях люди вступают в общение в определенных статусах, а также преследуют определенные цели. Модели поведения также могут иметь агрессивный и оборонительный характер.
Формы аномального поведения в обществе
Аномальное поведение в обществе носит название девиантного. Это поведение личности, которое отклоняется от общепризнанных социальных норм. Девиантные действия несут за собой риск применения формальных и неформальных санкций, таких как наказание, лечение или изоляция.
С точки зрения социологии, аномальное поведение определяется как социальное явление, представляющее угрозу физическому или социальному выживанию человека в общественной среде. Такое поведение также является нарушением процесса усвоения и воспроизведения ценностей и норм общества, к которому относится человек.
Если говорить о подходе психологии, то девиантное поведение обозначается как отклонение от нравственных и социально-психологических норм, которое выражается как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, нарушения общественно принятых норм, или как ущерб, нанесенный общественному благополучию, окружающим и себе.
Насколько полезной была для вас статья?
У этой статьи пока нет оценок.
Выделите текст и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter»
Поиск по содержимому
Социальные нормы общения человека в обществе и их функции
Покажем, как применять обществознание в жизни
Начать учиться
Каждый из нас — часть гигантского механизма под названием «общество». Как винтики в машине работают слаженно по одним и тем же правилам, так и люди в обществе живут дружно бок о бок благодаря им же. Эти правила называют социальными нормами — о них мы и расскажем простыми словами в сегодняшней статье.
Что такое социальные нормы в обществознании
Социальные нормы — это общие для всех людей правила и образцы поведения в обществе, которые обусловлены сложившимися общественными отношениями.
Важно понимать, что такие нормы не были придуманы для конкретного человека. Общество договорилось, что каждый его член будет придерживаться их. При этом отдельные правила есть как для всего общества разом, так и для отдельных его групп. Например, люди придумали правила поведения для пассажиров метро, посетителей библиотеки, хозяев домашних питомцев и др.
Признаки социальных норм
Теперь давайте научимся определять, что можно отнести к социальным нормам, а что — нет. Ниже перечислим несколько признаков, которые помогут вам определиться. Итак, социальные нормы:
считаются общими для всех членов социума;
помогают управлять социальными отношениями;
вырабатываются в результате сознательной деятельности людей;
зависят от воли и желания людей;
помогают измерять общественно значимое поведение.
В качестве примера возьмём одну знакомую всем социальную норму — уважать старших. Если пройтись по признакам выше, станет понятно, что каждый из них справедлив и для неё.
Разберёмся чуть подробнее. Уважать пожилых, по мнению общества, должны все люди — и дети, и люди зрелого возраста. Эта норма направляет отношения между людьми в нужное русло и помогает понять, какой человек поступает правильно, а какой — нет. При этом оно появилось, когда общество начало развиваться, и у него возникли новые моральные принципы. Люди приняли решение уважать старших по своей воле — это был их сознательный выбор. Итог — попадание по всем пунктам!
Функции социальных норм
Люди живут бок о бок друг с другом, а потому важно соблюдать правила, чтобы это сожительство было комфортным. В этом и состоит предназначение социальных норм — устанавливать рамки свободы так, чтобы регулировать поведение людей и делать жизнь в обществе спокойной. А ещё помогать нам воспитывать в самих себе дисциплину, учиться контролировать своё поведение.
Теперь разберёмся, какие функции в обществе выполняют социальные нормы и сформулируем их по пунктам:
Регулятивная функция — устанавливают рамки поведения, регулируют отношения между людьми, помогают организовать общественную жизнь и безопасность.
Социальная функция — объединяют людей общими принципами и взглядами на жизнь общества.
Оценочная функция — показывают стандарты деятельности и поведения в обществе.
Воспитательная функция — держат в рамках людей, которые склонны нарушать эти нормы, и наблюдают за ними.
Всего выделяют 3 способа регламентировать следование социальным нормам: дозволение, предписание и запрет. Давайте кратко разберём, чем они отличаются.
Способы контролировать поведение людей через социальные нормы | ||
---|---|---|
Дозволение | Предписание | Запрет |
Это то, что можно делать. Дозволение предлагает людям варианты, как можно поступать. | Это то, что нужно делать. Предписание указывает на то, как человек обязан поступать. | Это то, что нельзя делать. Запрет накладывают на действия, которые неприемлемы для общества. |
Проверьте себя
Ещё раз ознакомьтесь со способами регламентировать поведение в обществе с помощью социальных норм. Придумайте по 2 примера, которые бы проиллюстрировали каждый из них. Во время ответа опирайтесь на личный жизненный опыт.
Полезные подарки для родителей
В колесе фортуны — гарантированные призы, которые помогут наладить учебный процесс и выстроить отношения с ребёнком!
Что такое социальные ценности
Социальные (общественные) ценности — это идеи, принципы и представления людей в обществе о том, что важно для них больше всего.
Их можно назвать ориентирами: с помощью общественных ценностей члены какого-либо общества могут описывать свою идеальную жизнь. А ещё одобрять или осуждать какие-либо явления или действия друг друга. При этом социальные ценности в разных общественных группах отличаются, а само это явление существует на 4 уровнях.
Виды социальных ценностей | |||
---|---|---|---|
Общечеловеческие ценности | Ценности народа | Ценности социальных групп | Индивидуальные ценности |
Объединяют всех людей мира | Объединяют всех представителей одного народа | Объединяют всех представителей конкретной социальной группы | Характерны для определённого человека |
Ориентиры в жизни на каждом из этих уровней бывают разными. Например, среди общечеловеческих ценностей выделяют мир, свободу, любовь, семью и т. д. Ценностями конкретного народа можно назвать патриотизм и гражданский долг. А для определённого человека это может быть финансовое благополучие, духовное развитие или честность.
Каждый человек лично устанавливает для себя систему индивидуальных ценностей. В то же время ценности народа и социальных групп зависят от общества в целом: особенностей его образа жизни, экономики, отношению к религии в стране, уровню участия людей в жизни государства и многого другого. Эти ценности и определяют социальные нормы, которым будет следовать общество.
Проверьте себя
Расскажите о социальных ценностях в вашей жизни. Какие из них характерны для вас лично? Каких принято придерживаться в вашей семье? Какие ценности объединяют другие социальные группы, к которым вы принадлежите?
Подумайте о том, какие ценности характерны для россиян как представителей одного народа.
Виды социальных норм
Социальные нормы бывают разными. Некоторые из них общество закрепило в кодексах и других документах разных организаций. Другие же люди передают из поколения в поколение. Давайте разберёмся, какие виды социальных норм выделяют в обществознании для 7 класса и чем они отличаются друг от друга — в этом нам поможет таблица ниже.
Виды социальных норм | ||
---|---|---|
Название | Сущность | Пример |
Традиции (обычаи) | Отражают одобренные обществом правила поведения и ценности, которые люди наследуют от предшественников. Относятся к культурному наследию | Встречи выпускников одного вуза или школы |
Правовые нормы | Установлены государством и закреплены в нормативных документах. Регламентируют поведение граждан и различных организаций на уровне закона | «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию» Конституция РФ, ст. 37, п. 1 |
Нормы морали (этики) | Отражают представления общества о плохом и хорошем, чести, долге и справедливости по отношению к другим людям | С дошкольного возраста детей учат не обижать тех, кто младше и слабее, а защищать их |
Религиозные нормы | Основаны на принципах веры и регламентируют образ жизни верующих людей. Описаны в священных текстах или созданы религиозными организациями | Последователи буддизма стремятся достичь просветления через отказ от всяких земных желаний и чувств |
Нормы этикета | Указывают на правила вежливости по отношению к другим людям | Главные правила поведения в библиотеке: соблюдать тишину и не мешать другим людям читать |
Эстетические нормы | Отражают представления общества о красоте и искусстве | «Витрувианский человек», которым Леонардо да Винчи представил идеальные пропорции человеческого тела |
Экономические нормы | Регулируют хозяйственную деятельность людей | Если человек оформил кредит, то по договору обязан выплачивать его в срок |
Политические нормы | Регулируют политическую сферу: отношения между гражданами и государством, участие людей в политической жизни общества. Закреплены в законах и международных договорах | Граждане страны имеют право участвовать в управлении государством и быть назначенными на государственную службу |
Проверьте себя
Перечислите виды социальных норм и назовите по одному примеру из общественной жизни для каждого из них
Что будет, если не соблюдать социальные нормы
Поведение человека, которое выходит за рамки социальных норм, называется отклоняющимся.
Некоторые виды норм общество закрепило в нормативных документах. Если их нарушить, человека ждут серьёзные последствия вплоть до тюремного заключения. К таким видам относятся правовые, экономические и политические нормы. Их называют формальными.
Другие же виды норм не охраняет закон. Соблюдать их или нет — добровольное решение человека, которое связано с его жизненными принципами, мировоззрением и совестью. Но если их открыто нарушать, это тоже не останется незамеченным, потому что такое поведение общество будет осуждать. Такие нормы называются неформальными.
Проверьте себя
Приведите по 3 примера формальных и неформальных социальных норм.
Проверьте себя
Теперь, когда мы оставили теорию позади, давайте проведём небольшой чек-ап ваших знаний. Для этого выполните задание ниже — это поможет узнать, нужно ли вам глубже изучить тему социальных норм и их классификации. Не забывайте пользоваться материалом, изложенным выше!
Задание
Прочтите 10 утверждений ниже и определите, какие из них верные, а какие — нет.
Социальные нормы складываются на основе социальных ценностей.
Люди осознанно пришли ко всем социальным нормам, и те стали частью жизни общества в результате его исторического развития.
Все обязаны знать и следовать социальным нормам, потому что их нарушение преследуется по закону.
Есть всего 3 способа контролировать поведение общества с помощью норм: принуждение, дозволение и запрет.
Правило о том, что нельзя шуметь в библиотеке, — это моральная социальная норма.
Если человек намеренно не следует социальным нормам, его поведение называют отклоняющимся.
Индивидуальные социальные ценности обязаны совпадать с принятыми во всём обществе.
Религиозные нормы могут быть закреплены в священных текстах или сформулированными религиозными организациями.
Предписание не предполагает вариантов — оно указывает на то, как человек обязан поступить в той или иной ситуации.
Социальная функция норм помогает следить за людьми с отклоняющимся поведением.
В этой статье мы разобрали понятие и виды социальных норм, а также поговорили об общественных ценностях. Если хотите погрузиться в эту тему ещё глубже, попробуйте заниматься с преподавателем. На курсах обществознания в Skysmart ученики разбирают каждый раздел программы на увлекательных примерах и учатся понимать термины, а не зубрить их. Присоединяйтесь: первый урок — бесплатно!
Алёна Федотова
Автор Skysmart
К предыдущей статье
Как подготовиться к ЕГЭ по обществознанию
К следующей статье
Социальные права человека
Получите индивидуальный план обучения обществознанию на бесплатном вводном уроке
На вводном уроке с методистом
Выявим пробелы в знаниях и дадим советы по обучению
Расскажем, как проходят занятия
Подберём курс
Установление и поддержание групповых норм – Общение в малых группах
- Определение норм
- Описать характеристики и функции норм внутри групп и команд
- Опишите процесс социализации члена группы
- Обсудите, почему кто-то может подчиняться или сопротивляться групповым нормам
Каждая группа, в которой мы участвуем, имеет набор норм или основных правил того, как члены группы должны действовать или вести себя. Правила и нормы каждой группы разные, и мы должны усвоить их, чтобы быть эффективными участниками. Некоторые группы формализуют свои нормы и правила, в то время как другие менее формальны и более подвижны. Нормы – это общепризнанные правила поведения членов группы. Нормы влияют на то, как мы общаемся с другими членами, и, в конечном счете, на результат группового участия. Нормы важны, потому что, как мы подчеркивали на этапе «нормирования» группового развития, они являются определяющими характеристиками групп. В этой главе мы выделим несколько существенных аспектов норм и то, как они соотносятся с людьми в группах или командах. Мы также рассмотрим характеристики и функции групповых норм, процесс усвоения групповых норм, а также соответствие им и отклонение от них.
Поскольку люди объединяются в группы для достижения определенной цели, они вырабатывают общие нормы, которые помогают им достичь своих целей. Даже при наличии цели случайное взаимодействие не определяет группу. Групповое взаимодействие обычно регулируется нормами, установленными группой для приемлемого поведения. по существу являются ожиданиями членов группы, установленными самой группой, и могут быть осознанными и формальными или неосознанными и неформальными. Несколько примеров групповых норм включают в себя ожидание того, что все участники будут присутствовать на групповых собраниях, ожидание того, что все члены группы сосредоточатся на группе, а не на личных делах (например, выключив сотовые телефоны и другие отвлекающие факторы), и ожидание чтобы члены группы выполнили свою часть работы к установленному сроку. Когда члены группы нарушают групповые нормы, другие члены группы расстраиваются, и это может повлиять на общую цель группы.
Примером нормы может быть не разговаривать по телефону во время совещаний. (Фото: Alex Ware/Unsplash)Брилхарт и Галанес (1998) делят нормы на две категории. «направлять поведение группы в целом» (130). Время собраний, порядок проведения собраний и распределение задач — все это примеры общих норм, которые формируются и поддерживаются группами. Эти нормы устанавливают общепринятые правила поведения для всех членов группы. Вторая категория норм – это ролевые нормы. «касаются отдельных членов с определенными ролями, такими как назначенный лидер» (130). Существуют не только нормы, применимые ко всем членам группы, но и нормы, влияющие на поведение каждой роли. Когда нормы нарушаются, члены группы чаще всего будут работать над исправлением нарушения, чтобы группа вернулась к задаче и функционировала должным образом. Вы когда-нибудь были в группе, в которой конкретный член группы не выполнял поставленную перед ним задачу? Что случилось? Как группа справилась с этой ситуацией в целом? Что ответил человек, не выполнивший задание? Оглядываясь назад, вы бы поступили иначе? Если да, то как?
Характеристики групповых норм
A может быть определен как стандарт, разделяемый членами группы и регулирующий поведение участников в группе или организации. Пример можно увидеть в типичной ситуации в классе, когда учащиеся вырабатывают норму против слишком частых высказываний в классе. Считается, что хорошо заметные ученики улучшают свои оценки за счет других. Следовательно, создается норма, которая пытается регулировать приемлемое поведение в классе. Подобные примеры мы видим и на рабочем месте. Может существовать норма, запрещающая производить слишком много или слишком мало, слишком близко подходить к начальнику, опаздывать на работу и т. д. Согласно Хэкмену (1996), нормы рабочей группы можно охарактеризовать не менее чем пятью факторами:
- Нормы обобщают и упрощают процессы группового влияния. Они обозначают процессы, с помощью которых группы регулируют и упорядочивают поведение членов.
- Нормы распространяются только на поведение, а не на личные мысли и чувства. Хотя нормы могут основываться на мыслях и чувствах, они не могут ими управлять. То есть частное принятие групповых норм не требуется — необходимо только общественное согласие.
- Нормы обычно разрабатываются только для поведения, которое большинство членов группы считает важным.
- Нормы обычно развиваются постепенно, но процесс может быть ускорен по желанию участников. Нормы обычно разрабатываются членами группы по мере возникновения необходимости, например, когда возникает ситуация, требующая от членов новых основных правил для защиты целостности группы.
- Все нормы не распространяются на всех участников. Некоторые нормы, например, применяются только к молодым посвященным (например, получение кофе), в то время как другие основаны на старшинстве, поле, расе или экономическом классе.
Функции групповых норм
Почти все группы имеют нормы, хотя некоторые из них могут быть более широкими, чем другие. Чтобы убедиться в этом, изучите нормы, существующие в различных группах, к которым вы принадлежите. Какие группы имеют более развитые нормы? Почему? Какие функции выполняют эти нормы? Было предпринято несколько попыток ответить на этот вопрос. В общем, нормы рабочей группы выполняют четыре функции в организационной среде (Фельдман, 1984):
- Нормы способствуют групповому выживанию . Когда группа находится под угрозой, нормы дают основу для обеспечения целенаправленного поведения и отказа от девиантного поведения, нецелесообразного для группы. По сути, это феномен «круговых вагонов».
- Нормы упрощают ожидаемое поведение. Нормы сообщают членам группы, что от них ожидается — что приемлемо и что неприемлемо — и позволяют членам предвосхищать поведение своих товарищей по группе и предвидеть положительные или отрицательные последствия их собственного поведения.
- Нормы помогают избежать неловких ситуаций . Определяя приемлемое и неприемлемое поведение, нормы сообщают членам группы, когда поведение или тема вредит другому участнику. Например, норма против ругательств сигнализирует членам группы, что такие действия могут причинить вред кому-то в группе и их следует избегать.
- Нормы помогают идентифицировать группу и выражать другим ее основные ценности. Нормы, касающиеся одежды, языка, манер и т. д., помогают сообщить другим, кто принадлежит к группе, и, в некоторых случаях, что представляет собой группа. Нормы часто служат объединяющим фактором для членов группы.
относится к процессу обучения и изучения норм, правил и ожиданий, связанных с групповым взаимодействием и поведением членов группы. Групповые нормы и правила могут создаваться и поддерживаться только посредством социализации (Ahuja & Galvin, 2003). Потребность в социализации также меняется на протяжении всей жизни группы. Если членство в группе стабильно, давние члены не должны нуждаться в большой социализации. Однако, когда новые члены присоединяются к группе, существующим членам необходимо время, чтобы участвовать в социализации. Когда формируется совершенно новая группа, социализация будет непрерывным процессом, поскольку члены группы обсуждают правила и процедуры, разрабатывают нормы и со временем создают общую историю.
Информацию, которой обмениваются во время социализации, можно разделить на две основные категории: технические и социальные знания (Ahuja & Galvin, 2003). фокусируется на навыках и информации, необходимых для выполнения задачи, а фокусируется на поведенческих нормах, которые определяют взаимодействие. Каждый тип информации обычно передается с помощью комбинации формальных и неформальных средств. Технические знания могут быть довольно легко переданы с помощью ориентаций, тренингов, руководств и документов, потому что их содержание часто довольно прямолинейно. Социальные знания более неоднозначны и обычно передаются неформальными средствами или пассивно усваиваются новыми членами путем наблюдения. Технические знания больше связаны с групповыми правилами, а социальные знания больше связаны с групповыми нормами.
Организации и группы по-разному социализируют новых членов. Новому обучающемуся в существующей компании может быть предоставлена техническая информация, основанная на правилах, в виде руководства и истории организации, а также обзор организационной культуры, чтобы помочь передать социальные знания о групповых нормах. Члены некоторых небольших групп, таких как братства или профессиональные организации, должны давать обещания или клятвы, которые могут передавать смесь технических и социальных знаний. Социальные знания могут передаваться во взаимодействиях, которые отделены от официального группового времени. Например, буквальное общение в группе — хороший способ социализировать членов группы. Многие крупные и успешные предприятия поощряют небольшие группы внутри компании к общению вне рабочего времени, чтобы укрепить сплоченность и групповую солидарность.
Социальными знаниями часто делятся на более неформальных встречах или в общении. (Источник: LinkedIn Sales Navigator/Coffee Meeting/Unsplash)Социализация продолжается после первоначального членства посредством соблюдения правил и норм. Когда кто-то отступает от правил и норм и исправляется, это служит напоминанием для всех остальных членов и выполняет последующую социализирующую функцию. Поскольку правила четко сформулированы и задокументированы, отклонение от правил может иметь последствия, начиная от устных предупреждений и заканчивая временным или постоянным исключением из группы, штрафами или другими санкциями. И хотя нормы имплицитны, отклонение от них все же может иметь последствия. Даже если кто-то может на самом деле не исправить отклонение словесно, застенчивости, смущения или неловкости, которые могут возникнуть в результате таких отклонений, часто бывает достаточно, чтобы инициировать корректирующие действия. Групповые нормы могут быть настолько неявными, что они воспринимаются как должное и действуют под осознанием членов группы.
Групповые правила и нормы дают членам чувство предсказуемости, что помогает уменьшить неопределенность и повысить чувство безопасности за свое место в группе. Они также направляют участие членов группы в жизни группы, помогают создать общую социальную реальность и позволяют группе функционировать определенным образом, не прибегая к постоянному обучению, мониторингу и корректировке поведения участников реальными людьми (Hargie, 2011). Конечно, степень успеха этого зависит от согласия членов группы.
Внутри групп должна присутствовать какая-то движущая сила, чтобы правила и нормы помогали управлять группой и направлять ее. Без такого давления у членов группы не было бы стимула подчиняться групповым нормам или разделять идентичность и ценности группы. В этом разделе мы обсудим, как правила и нормы обретают силу благодаря внутреннему и внешнему давлению и как это давление может иметь положительные и отрицательные последствия.
В целом, некоторые люди более склонны принимать нормы и правила, чем другие, что может влиять на взаимодействие и вероятность конфликта внутри группы. В то время как некоторые люди могут чувствовать потребность в социальном признании, которое заставляет их принимать норму или правило с минимальными затратами, другие могут активно сопротивляться, потому что у них есть обоснованное несогласие или потому что они агрессивны или склонны к спорам (Ellis & Fisher, 19).94). Такие черты личности являются примерами внутреннего давления, которое действует внутри отдельного члена группы и действует как механизм самоуправления. Когда члены группы дисциплинируют себя и следят за своим поведением, группам не нужно вкладывать столько средств во внешние механизмы для поощрения конформизма. Отклонение от правил и норм группы, которые член усвоил во время социализации, может привести к самонавязанным чувствам вины или стыда, которые затем могут инициировать корректирующее поведение и отбить у члена охоту идти против группы.
Внешнее давление в форме групповой политики, поощрений или наказаний или других сил за пределами отдельных членов группы также оказывает давление конформизма. С точки зрения групповой политики, группы, в которых есть официальный процесс приема, могут иметь испытательный срок, в течение которого членство новых членов зависит от их соответствия ожиданиям группы. Отклонение от ожиданий в течение этого «испытательного периода» могло привести к исключению из группы. Руководители, наставники и другие типы групповых лидеров также являются агентами, которые могут оказывать внешнее давление в направлении соответствия. Эти члены группы часто имеют возможность обеспечить положительное или отрицательное подкрепление в форме похвалы или наказания, что является явной попыткой повлиять на поведение.
- Обсудите роль норм в группах. Какие функции они выполняют?
- Какие примеры норм вы наблюдали в предыдущих группах? Какие нормы вы могли бы снова принять в будущем?
- Представьте, что сегодня к вашей команде присоединился новый участник. Как может выглядеть социализация этого человека в группе?
- Всегда ли хорошо следовать групповым нормам? Почему или почему нет?
- Ахуджа, М.К., и Галвин, Дж.Э. (2003). Социализация в виртуальных группах. Журнал управления 29(2), 161-185.
- Брилхарт, Дж., и Галанес, Г. (1998). Групповое обсуждение. Макгроу-Хилл.
- Эллис, Д.Г., и Фишер, Б.А. (1994). Принятие решений в малых группах: общение и групповой процесс , (4-е изд.). Макгроу-Хилл.
- Фельдман, Д. (1984). Разработка и обеспечение соблюдения групповых норм. Academy of Management Review, 9 ( 1), 47–53.
- Хэкман, Дж. (1996). Группа влияет на людей. В MD Dunnette (Ed.), Справочник по промышленной и организационной психологии (издание 2 и ). Издательство Николаса Брили.
- Харги, О. (2011). Квалифицированное межличностное взаимодействие: исследования, теория и практика (5-е изд.). Рутледж.
Введение в «Определение норм» в этой главе адаптировано из главы 10 «Групповое общение» из исследования «Обзор общения» , проведенного Лаурой К. Хоун и Скоттом Т. Пейнтоном. Этот контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike.
Разделы «Характеристики групповых норм» и «Функции групповых норм» в этой главе были адаптированы из работы Блэка Дж. С. и Брайта Д. С. (2019). Организационное поведение. ОпенСтакс. https://openstax.org/books/organizational-behavior/. Получите доступ к полной главе бесплатно здесь. Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution License 4. 0.
Разделы «Общение членов группы» и «Принуждение к конформизму» адаптированы из «Динамики малых групп» в книге 9.0016 Общение в реальном мире от Университета Миннесоты. Книга адаптирована из произведения, созданного и распространяемого по лицензии Creative Commons (CC BY-NC-SA) издателем, который потребовал, чтобы он и первоначальный автор не получали указание авторства. Эта работа доступна на условиях лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike.
Примеры социальных норм и социальных стандартов: включая культурные нормы
Нормы — это имплицитные (неписаные) социальные правила, которые определяют, что ожидается от людей в определенных ситуациях. Они являются мерой того, что считается нормальным в обществе, и регулируют приемлемое поведение в обществе (социальные стандарты).
Нормы действуют на нескольких уровнях, от правил, касающихся этикета за столом, до моральных норм, касающихся предварительного выполнения обязанностей (см. значения).
Социальные нормы различаются от культуры к культуре и могут быть специфическими для конкретной группы или ситуации. Некоторые социальные нормы являются явными, например, законы или религиозные учения, в то время как другие являются более неявными, например, этикет.
Нарушение социальных норм может привести к негативным последствиям, таким как изгнание из сообщества или, хотя и только в исключительных случаях, наказание по закону (Bicchieri, 2011).
Содержание
Ежедневные социальные нормы
Ниже приведены некоторые общие социальные нормы, которым ежедневно следуют люди в США и Великобритании (Hechter & Opp, 2001):
Рукопожатие при приветствии
Говорить «пожалуйста» и «спасибо»
Извинение за ошибку
Вставать, когда кто-то входит в комнату
Зрительный контакт во время разговора
Прослушивание, когда кто-то говорит
Предложение помощи, когда кто-то борется
Уважение личного пространства
Принятие чужих мнений, даже если мы с ними не согласны
Быть вовремя
Одеться соответственно случаю-
Поблагодарить за подарок
Соблюдение личной гигиены
Говорить тихо в общественных и официальных местах
Уборка посуды со стола после еды у себя дома, у друга или незнакомца
Не перебивать, когда говорит кто-то другой
Спрашивать, прежде чем одолжить что-то, что принадлежит кому-то другому
Ходьба по правой стороне коридора или тротуара
Говорить «будь здоров» или «gesundheit» после того, как кто-то чихнул
— Стоять в очереди и не резать перед другими
Уступить дорогу пешеходам при движении
Вешать пальто при входе в чужой дом
Разуваться при входе в чужой дом (если таков обычай)
Не разговаривать с едой во рту
Жевание с закрытым ртом
Не смотреть на других
Культурные нормы
Социальные нормы сильно различаются в зависимости от культуры и контекста (Reno et al. , 1993).
Например, в Японии обычно соблюдаются следующие социальные нормы:
- Поклоняться вместо рукопожатия при приветствии
- Снятие обуви перед входом в дом или в некоторые общественные места
- Есть спокойно и небольшими порциями
- Правильное использование палочек для еды
- Не сморкаться на публике
- Говорить тихо
- Не устанавливать прямой зрительный контакт с другими
Некоторые социальные нормы, характерные для знакомства с новыми людьми, включают:
- Опрятная и консервативная одежда
- Официальный обмен визитными карточками
- Вручение и получение подарков двумя руками
В Южной Америке, напротив, от людей ожидается (Young, 2007):
- Приветствовать других объятиями и поцелуями в щеку, даже если вы плохо их знаете
- Стойте рядом с кем-то, когда разговариваете с ним
- Говорите громко, чтобы подчеркнуть
- Установить зрительный контакт
- Используйте много жестов при разговоре
- Одевайтесь более небрежно, чем в Японии или Великобритании
- Мужчины часто насвистывают женщин, которых они считают привлекательными
- В некоторых культурах считается грубым отказаться от напитка, когда его предлагает кто-то другой
- Также считается грубым отказываться от еды, когда вам предлагают что-то
- Застольные манеры не такие формальные, как в Японии или Великобритании, и люди часто едят руками
- Отрыжка и отрыжка также считаются нормальным явлением, а не грубостью
- В некоторых культурах считается удачей плюнуть на кого-то или что-то
- Зевота также считается нормальным явлением, а не грубостью
Социальные нормы для учащихся
Школа учит детей уважать власть, порядок и терпимость. Социальные нормы, ожидаемые от студентов, следуют их примеру (Hechter & Opp, 2001):
Уважительное отношение к учителям
Аудирование в классе
Сдача домашнего задания вовремя
Не говорить, когда говорят другие
По очереди
Включить всех в действия
Играть честно
Поощрение других
Стараюсь изо всех сил
Уход за имуществом и оборудованием
Быть хорошим слушателем
Принятие различий между людьми
- Избегайте унижений и обидных поддразниваний
Некоторые социальные нормы, которые обычно соблюдаются при сдаче экзаменов, включают:
- Не жульничать
- Прибытие вовремя
- Не разговаривать во время экзамена
- Слушание и выполнение инструкций лица, проводящего экзамен
- Не выходить из комнаты, пока не закончится экзамен
- Не вносить какие-либо посторонние материалы, которые не разрешены
- Не смотреть в чужие бумаги
Гендерные социальные нормы
Некоторые социальные нормы, связанные с тем, чтобы быть женщиной, включают (Moi, 2001):
- С макияжем
- Переодевание в женскую одежду
- Говорить тихо
- Вежливость и хорошие манеры
- Прикрытие рук и ног
- Не материться
- Избегание физического труда
- Позволить мужчинам взять на себя инициативу
Некоторые социальные нормы, связанные с тем, чтобы быть мужчиной, включают (Moi, 2001):
- Ношение мужской одежды
- Короткие волосы
- Занимает место
- Громко говорить
- Быть напористым и уверенным в себе
- Занятие физическим трудом
- Защита и обеспечение других
- руководство и ответственность
Некоторые социальные нормы, связанные с трансгендерностью или гендерным несоответствием, включают:
- Одежда, не соответствующая традиционным гендерным нормам
- Использование местоимений, не соответствующих полу, присвоенному при рождении
- Имя, отличное от имени, данного при рождении
- Требование, чтобы другие использовали местоимение, соответствующее их предпочтительному полу
- Прием гормонов или операция по переходу на желаемый пол
Социальные нормы в семье
Янг (2007) описал многочисленные социальные нормы, относящиеся к семье, такие как:
- Говорить «пожалуйста» и «спасибо»
- Слушать старших
- Отношение к братьям и сестрам с любовью и уважением
- Выполнение работы по дому без просьбы
- Дети не возражают родителям
- Внимание во время семейных встреч
- Проявление привязанности надлежащим образом
- Уважение частной жизни других
- Хранение семейных тайн
- Будьте благодарны за то, что у вас есть
- Ценить жертвы, принесенные вашими родителями или опекунами
- Совместное празднование дней рождения и других торжеств
- Разделение семейных традиций
Социальные нормы на работе
Социальные нормы на работе аналогичны тем, которые применяются в школе (Hechter & Opp, 2001):
Приходить на работу вовремя
Одевайтесь соответственно работе
Работа полного дня
Не звонить по болезни без необходимости
Отсутствие продолжительных обедов и перерывов на кофе
Не тратить слишком много времени на общение с коллегами – Выполнение поставленных задач
Следование политикам и процедурам компании
Быть командным игроком
Уважать мнение других
Слушать и учитывать предложения других
Быть активным участником собраний
Своевременное выполнение поставленных задач
Уважать решения группы, даже если вы с ними не согласны
Социальные нормы во время ужина вне дома
Некоторые социальные нормы, которым обычно следуют во время ужина вне дома, включают (Hechter & Opp, 2001):
- Опрятная и соответствующая случаю одежда
- Прибытие вовремя для бронирования
- Воздержание от громкого разговора
- Убирать телефоны и не пользоваться ими за столом
- Не заказывать слишком вонючую еду
- Заказ необходимого количества еды
- Не оставлять после себя беспорядок
- Щедрые чаевые серверу (в американской культуре)
- Говорить «пожалуйста» и «спасибо» персоналу
- Во многих культурах также считается грубым:
- Критика еды или питья
- Отправить еду обратно
- Устроить сцену
- Перебивать других, пока они говорят
- Уйти не попрощавшись
Социальные нормы при использовании телефона
eСоциальные нормы, связанные с использованием телефонов, включают (Carter et al. , 2014):
- Убирать телефон, когда человек находится с другими людьми
- Во многих формальных ситуациях использование телефона только в специально отведенных местах
- Отключение звука телефона в классе, на собрании или в любой другой ситуации, когда шум в телефоне может мешать
- Спрашивать разрешения перед использованием чужого телефона
- Ответ на пропущенный вызов или голосовую почту в разумные сроки
- Не писать текстовые сообщения и не разговаривать по телефону во время ходьбы, если это означает, что человек не обращает внимания на то, куда он идет, и может наткнуться на кого-то или что-то
Социальные нормы во время вождения
Несмотря на то, что они часто нарушаются, существуют ожидания, связанные с поведением на дороге (Carter et al., 2014), например:
- Соблюдение ограничения скорости
- Уступить дорогу пешеходам
- Полная остановка перед знаками остановки и красным светом
- Использование сигналов поворота при смене полосы движения или поворотах
- Уступка другим водителям, имеющим преимущественное право проезда
- Не управлять транспортным средством в состоянии алкогольного или наркотического опьянения
- Не пользоваться мобильным телефоном за рулем
- Обращать внимание на дорогу и не отвлекаться на пассажиров, музыку и другие вещи, происходящие внутри или снаружи автомобиля
Социальные нормы при знакомстве с новым человеком
В целом, некоторые социальные нормы, которым обычно следуют при взаимодействии с другими людьми, включают (Hechter & Opp, 2001):
- Зрительный контакт
- Стоя прямо
- Предложение рукопожатия
- Представление себя
- Четко говорить
- Внимательно слушаю
- Задавать вопросы
- Улыбается
- Некоторые социальные нормы, характерные для знакомства с новыми людьми, включают:
- Опрятно и консервативно одеваться
- Не перебивать других, пока они говорят
- Воздержание от чрезмерных разговоров о себе
- Вежливость и хорошие манеры
- Не отпускать оскорбительные шутки или комментарии
Социальные нормы с друзьями
Как правило, близкие люди следуют более спокойному набору социальных норм, чем знакомые и незнакомцы. Тем не менее, во многих западных культурах по-прежнему существуют представления о том, что представляет собой друг, в том числе (Young, 2007):
- Честная обратная связь друг с другом, хотя часто и без резкого начала
- Принятие различий друг друга
- прощение друг друга
- празднуем успехи друг друга
- утешать друг друга в трудные времена
- смеемся вместе и отвечаем на шутки друг друга
- общие интересы
- проводить время вместе
- приносить жертвы друг другу
Нравы являются регулятором социальной жизни, а нормы — это очень конкретные правила и ожидания, регулирующие поведение людей в сообществе. Нравы — это подмножество норм, представляющих мораль и характер группы или сообщества.
Вообще, они считаются абсолютно правильными. С другой стороны, нормы могут включать в себя обычаи и ожидаемое поведение, которые являются более гибкими и могут меняться со временем.
Обычно они связаны с повседневным поведением и не так глубоко укоренились, как нравы. В то время как нарушение нормы может быть неудобным, нарушение большего обычно социально неприемлемо.
Ценности — это наши убеждения о том, что важно как для нас самих, так и для общества в целом. Следовательно, ценность — это убеждение (правильное или неправильное) о том, каким нечто должно быть.
В то время как нормы — это конкретные правила, диктующие, как люди должны действовать в конкретной ситуации, ценности — это общие идеи, поддерживающие норму».
Короче говоря, ценности, которых мы придерживаемся, являются общими принципами поведения. Например, они говорят нам, что мы считаем правильным или неправильным, но не говорят нам, как мы должны вести себя надлежащим образом в той или иной социальной ситуации. Такова роль норм в общей структуре нашего социального поведения.
Ссылки
Берковиц, А. Д. (2005). Обзор подхода социальных норм. Изменение культуры употребления алкоголя в колледже: Социально ориентированная кампания по информированию о здоровье, 1, 193-214.