Многие дети плохо себя ведут. В какой момент это можно считать расстройством психики?
- Ханна Ричардсон
- Корреспондент Би-би-си по социальным вопросам и образованию
Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.
Подпись к фото,Тревога возникает из-за страха
Нет ничего приятного, когда становишься объектом вспышки злобы или агрессии ребенка — будь ты его родителем или учителем.
А когда эта вспышка происходит в классе, а не дома, последствия для ребенка могут быть намного серьезнее.
Но как понять, ребенок просто непослушный или у него есть какие-то психические проблемы?
«Ученики обычно не приходят в школу со словами: «Так, а сейчас я буду вести себя плохо», — говорит Пепе Диазио, директор школы в Шеффилде.
- Недоношенные дети рискуют приобрести расстройства психики
- «Главное, чтобы не стошнило». Как не сойти с ума, модерируя соцсети
- Травмы головы, которые вдруг меняют характер в лучшую сторону
Корни почти 80% проблем, с которыми сталкиваются школы, говорит он, можно найти в жизненной ситуации ребенка.
«Я не хочу утверждать, что все проблемы с психическим здоровьем выплескиваются в плохое поведение, но определенная связь есть. Когда кому-то нужна поддержка, и он ее не получает, это отрицательно сказывается на поведении», — говорит Диазио.
«Бей или беги»
Недавно опубликованные исследования Фонда психического здоровья показывают, что поведение детей меняется, если они чувствуют себя «обеспокоенными» или «грустными».
25% из более чем 1300 опрошенных детей и подростков от 10 до 15 лет сказали, что, когда они расстроены или встревожены, они начинают ссориться с людьми. Еще столько же сказали, что им в таком состоянии сложно делать домашнее задание.
Оба этих типа поведения, вероятно, приведут к проблемам в школе у ребенка.
Но зададим вопрос, который любят задавать психотерапевты: что происходит на самом деле?
Карен Янг, психолог и автор сайта «Эй, Зигмунд» говорит, что чувство тревоги может появиться как результат нормальной работы здорового мозга.
«Когда мозг чувствует угрозу — реальную или воображаемую, — это приводит к выбросу в организм гормонов и адреналина, чтобы сделать человека быстрее и сильнее. Этот механизм «бей или беги» сохранял нам жизнь тысячи лет, это то, что здоровый мозг должен делать», — объясняет она.
Автор фото, Getty Images
Пропустить Подкаст и продолжить чтение.
Подкаст
Что это было?
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
эпизоды
Конец истории Подкаст
«Для детей с повышенной тревожностью каждая новая, сложная или незнакомая ситуация воспринимается как потенциальная угроза. — продолжает она. — Механизм «бей или беги» срабатывает моментально и автоматически, вбрасывая в организм нейрохимические вещества, которые побуждают их бежать или сопротивляться».
По словам Янг, естественным итогом включения этого механизма становится повышенная физическая активность: «Если угроза реальна, они бы боролись с ней или бежали бы от нее».
Легко понять, почему тревожные чувства молодых людей могут вылиться в драки на игровой площадке или во вспышки агрессии.
Доктор Антонис Коусолис, директор Фонда психического здоровья, говорит, что молодых людей, у которых есть нерешенные проблемы с психикой, часто называют «проблемными детьми», а не «детьми с проблемами».
«Они срывающие уроки возмутители спокойствия — вот как их воспринимают».
Особенно это касается мальчиков, которых по статистике чаще отчисляют из школ, чем девочек.
«Мальчики выносят изменения своего поведения вовне, — говорит Коусолис. — Они дерутся и ругаются, и их гнев гораздо более заметен. Девочки держат чувства в себе, они хотят, чтобы их оставили одних. Мальчиков с антисоциальным поведением начинают называть плохими».
Как родителям и учителям понять, когда плохое поведение ребенка переходит черту и становится проявлением проблем с психическим здоровьем?
Как пишет благотворительный сайт «Психически здоровые школы», поведение детей — это их способ сообщить о своих скрытых трудностях или стрессе.
«Поэтому важно понять, что ребенок пытается вам сказать своим поведением, — рекомендуют авторы сайта. — Серьезные и непрекращающиеся проблемы с поведением, поведенческие расстройства — одни из самых распространенных нарушений психического здоровья у детей»
Признаки того, что у ребенка есть поведенческое расстройство, проявляются в том, что:
- ребенок много спорит, злится, раздражается и не хочет уступать
- у него постоянные вспышки раздражения и эмоций
- он постоянно и демонстративно не слушается и винит других, когда что-то идет не так.
Бренда Макхью, бывшая учительница и соосновательница организации альтертивного образования «Семейная школа», говорит: «Мы встречаемся с этой проблемой постоянно. Когда поведение — средство коммуникации, а когда оно становится симптомом? Очень сложно определить».
Ключ в том, чтобы наблюдать за регулярностью проблемного поведения, говорит она.
«Многие дети иногда испытывают на прочность границы возможного, плохо контролируют свои импульсы или не могут выразить свои мысли», — говорит Макхью.
«Но когда эти формы поведения продолжаются длительное время и ребенок не реагирует на обычные санкции, или это поведение ставит под угрозу развитие и жизненные перспективы ребенка, надо изучать проблему глубже», — отмечает она.
Регулировать эмоции
Макхью добавляет, что учащимся с психическими расстройствами может быть трудно доверять людям, хотя они пытаются управлять переполняющими их чувствами, контролировать импульсы и регулировать эмоции.
«Один 10-летний мальчик в нашей школе рассказывал, что все считали его «сложным ребенком с психическими проблемами, — говорит она. — Но он сам описывал себя как человека с тревогами из-за больной мамы и ее постоянных госпитализаций. Он не знал, как справляться с этим или поговорить об этом».
Макхью подчеркивает разницу восприятия между учителем, который сталкивается с плохим поведением, и ребенком, у которого эмоциональные или психические проблемы.
Небольшое исследование девочек 12-14 лет из средней школы в Вестминстере идеально продемонстрировало эти полярные различия.
Девочки описали себя как страдающих от повышенной тревожности, а учителя называли их недисциплинированными.
Доктор Коусолис говорит, что многие школы отлично справляются с этой проблемой.
«Но во всех школах нужен устойчивый прогресс. Если мы не будем справляться с проблемами психического здоровья в детстве, мы рискуем погубить следующее поколение в самом начале их жизни», — предостерегает он.
причины, симптомы и лечение в клинике Семейный Доктор в Москве
Врачи
Врачи клиники
Расстройствами поведения (РП) у детей считают отклонения от возрастной нормы, выражающиеся несоответствием поведения принятым нормам в течение продолжительного времени. Это одна из самых распространённых детских психиатрических проблем. Обнаруживается у 5% детей, чаще у мальчиков. Поведенческие паттерны детей негативно сказываются на окружающих. Страдают члены семьи, знакомые, воспитатели детских садов, учителя в школах.
Патология считается неизлечимой, однако диагноз устанавливают осторожно, так как наряду с расстройством есть и обычные периоды непослушания, которые полностью исчезают по мере взросления при правильном воспитании. До сих пор нет ясности, считать ли РП психическим заболеванием, но заниматься коррекцией необходимо и лучше это делать под руководством врача-психотерапевта.
Причины расстройства поведения у детей
В основе развития патологии лежит гормональный и метаболический дисбаланс, который затрудняет передачу нервных импульсов, нарушает равновесие процессов торможения и возбуждения. Правильное воспитание может нивелировать биологические предпосылки, вмешательство факторов риска усиливают вероятность развития патологии.
Таблица 1. Факторы риска
Фактор риска |
Описание |
Особенности психики |
Эмоциональная лабильность, низкая самооценка, склонность искать виноватых, неспособность анализировать причинно-следственные связи. |
Отягощённая наследственность |
Хотя бы один родитель страдает психическим заболеванием, демонстрирует асоциальное поведение, имеет зависимость или невроз. |
Напряжённые семейные отношения |
Ссоры родителей, развод, появление отчима или мачехи, холодные отношения, дистанцирование от детей, суровая дисциплина или отсутствие таковой. |
Низкий интеллект |
Неспособность организовать и планировать свою деятельность, адекватно оценивать происходящее. |
Педагогическая запущенность |
|
Деструктивные социальные отношения |
Плохая организация воспитательного или учебного процесса, травля, этническая разрозненность. |
Бедность, плохие жилищные условия не являются самостоятельными причинами нарушений поведения детей, однако в тех районах, где подростковые группировки поощряют воровство, разбой, насилие, прогулы уроков, тунеядство – РП фиксируется чаще.
Классификация
Классификация дана в соответствии с МКБ-10.
Таблица 2. Классификация РП
Расстройство |
Характеристика |
Только в семье |
Расстройство проявляется только в семье, при внешних контактах ребенок ведёт себя адекватно. |
Несоциализированное |
Агрессия направлена на других людей, чаще – сверстников. |
Социализированное |
Правонарушения и асоциальные действия в составе группы. При этом внутри группы человек не испытывает дискомфорта. |
Оппозиционное |
Выраженное непослушание, стремление сделать всё наоборот. Агрессии и правонарушений нет. |
Наименее тяжелые виды поведенческих нарушений
К самым лёгким формам патологии относят оппозиционное расстройство и РП, ограниченное семьёй.
Оппозиционные РП часто встречаются у дошкольников и младших школьников. Дети легко теряют самоконтроль, раздражаются по любому поводу, непрерывно обижаются. В собственных неудачах обвиняют других, не признают свои ошибки. Склонны к грубости, намеренно досаждают, делают всё назло. Считаются бунтарями и провокаторами, однако для них не свойственны асоциальные действия, жестокость и агрессия.
РП в рамках семьи обычно имеют конкретную причину: развод родителей, появление мачехи или отчима, рождение младшего ребёнка, усыновление. Дети становятся агрессивными, действуют грубо и жестоко в отношении одного или нескольких членов семьи. Они портят вещи, воруют, дерутся, кричат, могут организовать поджог или затопление. При этом за пределами семьи ведут себя нормально, поэтому соседи, воспитатели, учителя не догадываются об имеющейся проблеме.
Симптомы расстройства поведения у детей
Три основных симптома
- агрессивность;
- антисоциальная деятельность;
- нежелание слушать взрослых.
Кратковременно подобные симптомы могут появляться и у здоровых детей, речь о болезни идет только при длительном и чрезмерном проявлении симптомов.
Таблица 3. Группа поведенческих патологий
Группы |
Описание |
Открытая деструкция |
Разбои, драки, скандалы, запугивания, агрессия к животным и людям, хулиганство. |
Скрытая деструкция |
Поджоги, вандализм, лживость, воровство, самоповреждения, бродяжничество, склонность к суициду. |
Скрытые недеструктивные |
Употребление мата, наркозависимость, прогулы, алкоголизм. |
Нарушения поведения у детей – не особенности характера, это отклонение от нормы. Они требуют системного длительного лечения. Иначе выльются в психопатию, что резко понизит уровень жизни человека, не даст возможности добиться успехов на работе и в семье.
Осложнения
При отсутствии лечения РП приводит к психопатиям. Юноши становятся агрессивными, ведут асоциальный образ жизни, склонны к насилию, алкоголизму, наркотической зависимости, могут совершать преступления как в одиночку, так и в составе группы. Девушки могут действовать так же, как юноши, вести распущенный образ жизни. В большинстве случаев эти люди не могут получить образование, профессию, создать семью или сохранить её, часто не работают, получают судимости.
Диагностика нарушений поведения ребенка
С проблемой нужно обращаться к детскому врачу-психиатру или психотерапевту. Доктор проведёт комплексную диагностику, включающую беседу с родителями и ребёнком, наблюдение за поведением, психодиагностику.
Для психодиагностики используются опросники. Родители отмечают пункты, с которыми согласны, учитывая обстановку за последние полгода.
1 опросник
Ребёнок часто:
- спорит;
- злобный, мстительный;
- целенаправленно раздражает окружающих;
- проявляет гнев, негодование;
- «выходит из себя»;
- не подчиняется правилам;
- обижается;
- переносит свою вину на другого.
При обнаружении как минимум четырех признаков подощдеваются нарушения поведения у ребенка.
2 опросник
Ребёнок за последние 6 месяцев:
- поджигал чужую собственность;
- прогуливал уроки;
- склонял к сексу;
- минимум дважды сбегал из дома;
- совершал кражу с разбоем;
- часто не ночевал дома и не предупреждал об этом;
- издевался над животными;
- был жесток к людям;
- лгал;
- дрался с применением оружия;
- участвовал во взломах машин, домов;
- провоцировал драки;
- угрожал, запугивал;
- уничтожал чужие вещи.
Расстройство поведения подозревается на основе трёх положительных ответов.
Расстройство поведения у ребенка.
Лечение в клинике «Семейный доктор»Лечит патологию детский врач-психиатр, психотерапевт. Лечение подбирается индивидуально. Используют медикаменты, поведенческую терапию, психотерапию, ведётся работа с родителями.
Работа с детьми: лекарственная терапия, диета, модификация поведения, психотерапевтические сеансы, тренинги для подростков.
Работа с семьёй: семейная психотерапия, психологическая поддержка, тренинги родительской эффективности.
Своевременная коррекция нарушений поведения детей обычно приводит к хорошим результатам. Прогноз негативный при отягощённой наследственности, неспособности семьи соблюдать рекомендации доктора.
Записаться на консультацию к детскому психотерапевту вы можете по номеру телефона +7 (495) 775 75 66, через специальную форму онлайн-записи или в регистратуре клиники.
Популярные вопросы
Как проявляются расстройства поведения?
Три характерных симптома: агрессия, непослушание, асоциальные действия.Как диагностируют расстройства поведения?
На основании беседы, наблюдения, опросов, исключения органической патологии. Диагноз выставляется осторожно, с учетом особенностей возрастной психологии.Что такое смешанное расстройство эмоций и поведения?
Это расстройство, которое проявляется сочетанием агрессии, асоциального и вызывающего поведения с повышенной тревожностью или депрессией.Информация проверена и подтверждена детским врачом-психотерапевтом клиники «Семейный доктор»
Врачи-психотерапевты
О врачеЗапись
Махов Максим Алексеевич
врач-психиатр, психотерапевт
Клиника на Озерковской
О врачеЗапись
Преснякова Анна Владимировна
врач-психиатр, психотерапевт, к.м.н.
Клиника на Новослободской
оставить отзыв
Это просто сцена?
Психическое здоровье в детстве
Воспитание ребенка может быть сложной задачей. Даже при наилучших обстоятельствах их поведение и эмоции могут меняться часто и быстро. Все дети временами бывают грустными, тревожными, раздражительными или агрессивными, иногда им трудно сидеть на месте, концентрировать внимание или взаимодействовать с другими. В большинстве случаев это просто типичные фазы развития. Однако такое поведение может указывать на более серьезную проблему у некоторых детей.
Психические расстройства могут начаться в детстве. Примеры включают тревожные расстройства, синдром дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ), расстройство аутистического спектра, депрессию и другие расстройства настроения, расстройства пищевого поведения и посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Без лечения эти психические расстройства могут помешать детям полностью реализовать свой потенциал. Многие взрослые, обращающиеся за психиатрической помощью, размышляют о влиянии психических расстройств на их детство и желают, чтобы помощь им была оказана раньше.
Когда обращаться за помощью
Как отличить вызывающее поведение и эмоции, которые являются нормальной частью взросления, от тех, которые вызывают беспокойство? В общем, подумайте о том, чтобы обратиться за помощью, если поведение вашего ребенка сохраняется в течение нескольких недель или дольше; причиняет страдания вашему ребенку или вашей семье; или мешает функционированию вашего ребенка в школе, дома или с друзьями. Если поведение вашего ребенка небезопасно или если ваш ребенок говорит о желании причинить вред себе или кому-либо еще, немедленно обратитесь за помощью.
Маленькие дети могут получить пользу от обследования и лечения, если они:
- Имеют частые истерики или сильную раздражительность большую часть времени
- Часто говорите о страхах или беспокойствах
- Жалобы на частые боли в животе или головные боли без известной медицинской причины
- Находятся в постоянном движении и не могут сидеть спокойно (кроме случаев, когда смотрят видео или играют в видеоигры)
- Спите слишком много или слишком мало, вам часто снятся кошмары или вы кажетесь сонным в течение дня
- Не хотят играть с другими детьми или с трудом заводят друзей
- Проблемы в учебе или недавнее ухудшение оценок
- Повторяйте действия или проверяйте много раз из страха, что может случиться что-то плохое
Дети старшего возраста и подростки могут получить пользу от обследования и лечения, если они:
- Потеряли интерес к тому, что раньше нравилось
- Низкая энергия
- Спите слишком много или слишком мало или кажетесь сонным в течение дня
- Проводите все больше и больше времени в одиночестве и избегаете общения с друзьями или семьей
- Диета или чрезмерные физические нагрузки или боязнь набрать вес
- Наносить себе вред (например, резать или сжигать кожу)
- Курить, пить или употреблять наркотики
- Заниматься рискованным или деструктивным поведением в одиночку или с друзьями
- Есть мысли о самоубийстве
- Имеют периоды сильного подъема энергии и активности и нуждаются в гораздо меньшем количестве сна, чем обычно
- Сказать, что они думают, что кто-то пытается контролировать их разум или что они слышат то, что другие люди не могут услышать
Узнайте больше о предупреждающих знаках на веб-странице Национального института психического здоровья (NIMH) о психическом здоровье детей и подростков.
Получите немедленную помощь
Если вы, ваш ребенок или кто-то из ваших знакомых находится в бедственном положении или думает о том, чтобы причинить себе вред, позвоните по номеру 9.0011 Национальная линия помощи при предотвращении самоубийств , бесплатный номер 1-800-273-TALK (8255). Вы также можете отправить текстовое сообщение по номеру Crisis Text Line (ПРИВЕТ на номер 741741) или воспользоваться чатом линии поддержки на веб-сайте National Suicide Prevention Lifeline .
Первые шаги для родителей
Если вас беспокоит психическое здоровье вашего ребенка, вы можете начать с разговора с другими людьми, которые часто общаются с вашим ребенком. Например, спросите учителя о поведении вашего ребенка в школе, в детском саду или на игровой площадке.
Вы можете поговорить с педиатром или поставщиком медицинских услуг вашего ребенка и описать поведение ребенка, а также то, что вы наблюдали и узнали из разговоров с другими людьми. Вы также можете попросить поставщика медицинских услуг направить вас к специалисту в области психического здоровья, который имеет опыт и знания в лечении детей. (Дополнительную информацию см. в разделе Выбор специалиста по психическому здоровью.)
Выбор специалиста по психическому здоровью
При поиске специалиста по психическому здоровью для вашего ребенка вы можете начать с запроса направления к педиатру вашего ребенка. Если вам нужна помощь в поиске поставщика медицинских услуг в вашем районе, вы можете позвонить в Службу помощи при злоупотреблении психоактивными веществами и психиатрическими услугами (SAMHSA) по телефону 1-800-662-HELP (4357). Вы также можете выполнить поиск по онлайн-указателю услуг по лечению поведенческого здоровья SAMHSA, в котором перечислены учреждения и программы, предоставляющие услуги по охране психического здоровья. Особенно важно найти специалиста в области психического здоровья, имеющего подготовку и опыт лечения детей, в частности, конкретных проблем вашего ребенка.
Задавая вопросы и предоставляя информацию поставщику медицинских услуг вашего ребенка, вы можете улучшить уход за вашим ребенком. Разговор с поставщиком медицинских услуг укрепляет доверие и приводит к лучшим результатам, качеству, безопасности и удовлетворенности. Вот несколько вопросов, которые вы можете задать при встрече с потенциальными поставщиками медицинских услуг:
- Используете ли вы подходы к лечению, подтвержденные исследованиями?
- Привлекаете ли вы к лечению родителей? Если да, то как в этом участвуют родители?
- Будут ли «домашние задания» между сессиями?
- Как будет оцениваться прогресс?
- Как скоро мы сможем увидеть прогресс?
- Как долго должно продолжаться лечение?
Чтобы найти идеи для начала разговора с вашим поставщиком медицинских услуг, посетите веб-сайт Агентства по исследованиям и качеству в области здравоохранения и прочитайте Советы NIMH по общению с вашим поставщиком медицинских услуг. Дополнительную информацию о том, как найти квалифицированного специалиста в области психического здоровья, можно найти на веб-странице NIMH Help for Mental Illnesses, а также в других организациях, перечисленных в разделе «Дополнительная информация и ресурсы».
Оценка поведения вашего ребенка
Осмотр специалиста по психическому здоровью может помочь прояснить проблемы, лежащие в основе поведения вашего ребенка, и дать уверенность или дать рекомендации относительно следующих шагов. Оценка дает возможность узнать о сильных и слабых сторонах вашего ребенка и определить, какие вмешательства могут быть наиболее полезными.
Комплексная оценка психического здоровья ребенка включает следующее:
- Интервью с родителями для обсуждения истории развития ребенка, темперамента, отношений с друзьями и семьей, истории болезни, интересов, способностей и предшествующего лечения. Специалисту в области психического здоровья важно получить представление о текущей ситуации ребенка — например, недавнее изменение в школе, болезнь в семье или другое изменение, влияющее на повседневную жизнь ребенка.
- Сбор информации из школы ребенка, такой как стандартные тесты и отчеты о поведении, способностях и трудностях.
- При необходимости беседа с ребенком, тестирование и поведенческие наблюдения со стороны специалиста по психическому здоровью.
Варианты лечения
Специалист в области психического здоровья рассмотрит результаты оценки, чтобы определить, связано ли поведение ребенка с изменениями или стрессами дома или в школе, или же оно является результатом расстройства, лечение которого он рекомендовал бы. Рекомендации по лечению могут включать:
- Психотерапия («разговорная терапия»). Существует множество различных подходов к психотерапии, включая структурированную психотерапию, направленную на определенные состояния. Для получения дополнительной информации о видах психотерапии посетите веб-страницу психотерапии NIMH. Эффективная психотерапия для детей всегда включает:
- Участие родителей в лечении
- Обучение ребенка навыкам для занятий дома или в школе (между занятиями «домашние задания»)
- Показатели прогресса (например, рейтинговые шкалы и улучшения «домашних заданий»), которые отслеживаются с течением времени.
- Лекарства. Как и у взрослых, тип лекарств, используемых для детей, зависит от диагноза и может включать антидепрессанты, стимуляторы, стабилизаторы настроения или другие лекарства. Для получения общей информации о конкретных классах лекарств посетите веб-страницу NIMH о препаратах для лечения психических расстройств. Лекарства часто используются в сочетании с психотерапией. Если задействовано несколько поставщиков медицинских услуг или специалистов, информация о лечении должна быть распространена и скоординирована для достижения наилучших результатов.
- Семейное консультирование. Привлечение членов семьи к лечению может помочь им понять, как проблемы ребенка могут повлиять на отношения с родителями, братьями и сестрами.
- Поддержка родителей. Индивидуальные или групповые занятия для родителей, которые включают обучение и возможность поговорить с другими родителями, могут предоставить новые стратегии поддержки ребенка и позитивного управления трудным поведением. Терапевт также может обучать родителей тому, как общаться и работать со школами по вопросам приспособления.
Чтобы найти информацию о вариантах лечения конкретных расстройств, посетите веб-страницу информации о психическом здоровье NIMH. Исследователи продолжают изучать новые варианты лечения психических расстройств у детей: «Участие в исследовании для детей» предоставляет информацию об участии в клинических исследованиях.
Работа со школой
Дети с поведенческими или эмоциональными проблемами, которые мешают успеваемости в школе, могут воспользоваться планами или льготами, предусмотренными законами, предотвращающими дискриминацию детей с ограниченными возможностями. Медицинские работники вашего ребенка могут помочь вам общаться со школой.
В качестве первого шага можно узнать в школе, подходят ли для вашего ребенка такие приспособления, как индивидуальная программа обучения. Адаптация может включать в себя такие меры, как предоставление ребенку магнитофона для заметок, предоставление большего времени для тестов или изменение рассадки в классе, чтобы уменьшить отвлечение. Существует много источников информации о том, что школы могут и, в некоторых случаях, должны предоставить детям, которым могут быть полезны приспособления, и как родители могут запросить оценку и услуги для своего ребенка:
- По всей территории Соединенных Штатов расположены центры обучения и информации для родителей, а также общественные центры ресурсов для родителей. В Центре информации и ресурсов для родителей перечислены центры в каждом штате.
- Министерство образования США располагает подробной информацией о законах, устанавливающих механизмы предоставления детям приспособлений с учетом их индивидуальных потребностей и направленных на то, чтобы помочь им добиться успеха в школе. У Департамента также есть веб-сайт, посвященный Закону об образовании лиц с ограниченными возможностями, а его Управление по гражданским правам располагает информацией о других федеральных законах, запрещающих дискриминацию по признаку инвалидности в государственных программах, таких как школы.
- Многие организации в разделе «Дополнительная информация и ресурсы» также предлагают информацию о работе со школами, а также более общую информацию о расстройствах, поражающих детей.
Дополнительная информация и ресурсы
Информация о конкретных расстройствах доступна на веб-странице информации о психическом здоровье NIMH.
Следующие организации и агентства располагают информацией о симптомах, лечении и поддержке психических расстройств у детей. Некоторые предлагают рекомендации по работе со школами и поиску специалистов в области психического здоровья. Участие в волонтерских группах может обеспечить возможность общения с другими родителями, сталкивающимися с аналогичными проблемами.
Обратите внимание: Этот список ресурсов предоставляется только в информационных целях. Он не является исчерпывающим и не является одобрением NIMH, Национальных институтов здравоохранения (NIH), Министерства здравоохранения и социальных служб США или правительства США.
- Американская академия детской и подростковой психиатрии, Facts For Families Guide
- Ассоциация поведенческой и когнитивной терапии
- Центры по контролю и профилактике заболеваний, психическое здоровье детей
- Институт детского разума
- Психическое здоровье Америка
- Национальный альянс по психическим заболеваниям
- Национальная ассоциация школьных психологов
- Национальная федерация семей
- Общество клинической детской и подростковой психологии, Эффективная детская терапия
- StopBullying.gov
Исследование расстройств у детей
NIMH проводит и поддерживает исследования, помогающие найти новые и улучшенные способы диагностики и лечения психических расстройств, возникающих в детстве. Это исследование включает изучение факторов риска, в том числе связанных с генетикой, опытом и окружающей средой, которые могут дать ключ к пониманию того, как развиваются эти расстройства и как их выявить на ранней стадии.
NIMH также поддерживает усилия по разработке и тестированию новых вмешательств, включая поведенческие, психотерапевтические и медикаментозные методы лечения. Исследователи также стремятся определить, сохраняются ли положительные эффекты лечения в детстве в подростковом и взрослом возрасте.
Участие в исследовании для детей
Дети – это уже не маленькие взрослые, однако им часто назначают лекарства и методы лечения, которые были испытаны только на взрослых. Исследования показывают, что по сравнению со взрослыми дети по-разному реагируют на лекарства и лечение как физически, так и психически. Чтобы получить лучшее лечение для детей, нужно проводить исследования, разработанные специально для них.
Исследователи из NIMH и по всей стране проводят клинические испытания с пациентами и здоровыми добровольцами. Поговорите со своим лечащим врачом о клинических испытаниях, их преимуществах и рисках, а также о том, подходят ли они для вашего ребенка. Для получения дополнительной информации о клинических исследованиях и о том, как найти клинические испытания, проводимые по всей стране, посетите веб-страницу клинических испытаний NIMH.
Репринты
Эта публикация является общественным достоянием и может быть воспроизведена или скопирована без разрешения NIMH. Цитирование NIMH в качестве источника приветствуется. Чтобы узнать больше об использовании публикаций NIMH, обратитесь в Центр информационных ресурсов NIMH по телефону 1-866-615-6464, отправьте электронное письмо по адресу [email protected] или обратитесь к рекомендациям NIMH по переизданию.
Для получения дополнительной информации
MedlinePlus (Национальная медицинская библиотека) (на испанском языке)
ClinicalTrials.gov (на испанском языке)
ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ США
Национальные институты здравоохранения
Публикация NIH № 21-MH-8085
Пересмотрено в 2021 г.
Психическое здоровье: психические заболевания у детей
Написано авторами редакционных статей WebMD
Медицинский обзор Дэна Бреннана, доктора медицинских наук, 24 апреля 2022 г.
В этой статье
- Психическое здоровье детей
- Какие психические расстройства наиболее распространены у детей?
- Каковы симптомы психического заболевания у детей?
- Что вызывает психические расстройства у детей?
- Как диагностируются психические заболевания у детей?
- Как лечат психические заболевания у детей?
- Каковы побочные эффекты лечения психического заболевания?
- Каковы перспективы для детей с психическими расстройствами?
- Какие исследования психических расстройств у детей проводятся?
- Можно ли предотвратить психические расстройства у детей?
Почти 5 миллионов детей в США страдают каким-либо серьезным психическим заболеванием (которое значительно мешает повседневной жизни). Каждый год у 20% американских детей диагностируют психическое заболевание.
Термин «психическое заболевание» не совсем точен, поскольку существует множество «физических» факторов, включая наследственность и биохимию мозга, которые могут быть связаны с развитием психического расстройства. Таким образом, многие психические расстройства можно эффективно лечить с помощью лекарств, психотерапии (разновидность консультирования) или их комбинации.
Психическое здоровье детей
Выявление психических расстройств у детей может быть сложной задачей для медицинских работников. Дети отличаются от взрослых тем, что они испытывают множество физических, умственных и эмоциональных изменений по мере своего естественного роста и развития. Они также находятся в процессе обучения тому, как справляться, адаптироваться и взаимодействовать с другими людьми и окружающим миром.
Кроме того, каждый ребенок взрослеет в своем собственном темпе, и то, что считается «нормальным» у детей, относится к широкому диапазону поведения и способностей. По этим причинам любой диагноз психического расстройства должен учитывать, насколько хорошо ребенок ведет себя дома, в семье, в школе и со сверстниками, а также возраст ребенка и симптомы.
Какие психические расстройства наиболее распространены у детей?
Существует несколько различных типов психических расстройств, которые могут поражать детей и подростков, в том числе:
- Тревожные расстройства: Дети с тревожными расстройствами реагируют на определенные вещи или ситуации со страхом и страхом, а также с физическими признаками тревоги (нервозность), такие как учащенное сердцебиение и потливость.
- Синдром дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ): Дети с СДВГ обычно имеют проблемы с концентрацией внимания или концентрацией внимания, не могут следовать указаниям, быстро устают и/или разочаровываются в задачах. Они также склонны постоянно двигаться и импульсивны (не думают, прежде чем действовать).
- Деструктивные расстройства поведения: Дети с такими расстройствами склонны игнорировать правила и часто ведут себя агрессивно в организованной среде, например в школе.
- Первазивные расстройства развития: Дети с этими расстройствами путаются в своем мышлении и, как правило, имеют проблемы с пониманием окружающего мира.
- Расстройства пищевого поведения: Расстройства пищевого поведения связаны с сильными эмоциями и отношениями, а также с необычным поведением, связанным с весом и/или пищей.
- Расстройства элиминации: Расстройства, влияющие на поведение, связанное с использованием туалета. Энурез, или ночное недержание мочи, является наиболее частым из расстройств выделения.
- Нарушения обучения и коммуникации: Дети с этими расстройствами имеют проблемы с хранением и обработкой информации, а также с изложением своих мыслей и идей.
- Аффективные (аффективные) расстройства: Эти расстройства включают постоянное чувство грусти и/или быстро меняющееся настроение, а также депрессию и биполярное расстройство. Более поздний диагноз называется разрушительным расстройством регуляции настроения, детским и подростковым состоянием, сопровождающимся хронической или постоянной раздражительностью и частыми вспышками гнева.
- Шизофрения: Это расстройство связано с искаженным восприятием и мышлением.
- Тиковые расстройства: Эти расстройства вызывают у человека повторяющиеся, внезапные, непроизвольные (непреднамеренные) и часто бессмысленные движения и звуки, называемые тиками.
Некоторые из этих расстройств, такие как тревожные расстройства, расстройства пищевого поведения, расстройства настроения и шизофрения, могут встречаться как у взрослых, так и у детей. Другие начинаются только в детстве, хотя могут продолжаться и во взрослой жизни. Нет ничего необычного в том, что у ребенка более одного расстройства.
Каковы симптомы психического заболевания у детей?
Симптомы у детей различаются в зависимости от типа психического заболевания, но некоторые из общих симптомов включают:
- Злоупотребление наркотиками и/или алкоголем
- Неспособность справляться с повседневными проблемами и деятельностью
- Изменения сна и/или пищевые привычки
- Чрезмерные жалобы на физические недомогания
- Игнорирование авторитетов, прогулы в школе, воровство или порча имущества
- Интенсивный страх набрать вес
- Длительное негативное настроение, часто сопровождающееся плохим аппетитом и мыслями о смерти
- Частые вспышки гнева
- Изменения в школьной успеваемости, например плохие оценки, несмотря на хорошие усилия
- Постоянные кошмары или ночные страхи
- Постоянное непослушание или агрессивное поведение
- Слышание голосов или видение вещей, которых нет (галлюцинации)
Что вызывает психические расстройства у детей?
Точная причина большинства психических расстройств неизвестна, но исследования показывают, что может быть задействовано сочетание факторов, включая наследственность, биологию, психологическую травму и стресс окружающей среды.
- Наследственность (генетика): Многие психические расстройства передаются по наследству, что позволяет предположить, что расстройства или, точнее, предрасположенность к расстройствам могут передаваться от родителей к детям через гены.
- Биология: Как и у взрослых, многие психические расстройства у детей связаны с аномальным функционированием определенных областей мозга, которые контролируют эмоции, мышление, восприятие и поведение. Травмы головы также могут иногда приводить к изменениям настроения и личности.
- Психологическая травма: Некоторые психические расстройства могут быть вызваны психологической травмой, такой как сильное эмоциональное, физическое или сексуальное насилие; важная ранняя потеря, например, потеря родителя; и пренебрежение.
- Экологический стресс: Стрессовые или травматические события могут вызвать расстройство у человека с предрасположенностью к психическим расстройствам.
Как диагностируются психические заболевания у детей?
Как и у взрослых, психические расстройства у детей диагностируются на основании признаков и симптомов; однако диагностика психического заболевания у детей может быть особенно сложной. Многие виды поведения, которые рассматриваются как симптомы психических расстройств, такие как застенчивость, тревога (нервозность), странные привычки в еде и вспышки гнева, могут возникать как нормальная часть развития ребенка. Поведение становится симптомом, когда оно происходит очень часто, длится долго, происходит в необычном возрасте или вызывает серьезные нарушения в жизни ребенка и/или семьи.
При наличии симптомов врач начнет обследование, собрав полную историю болезни и истории развития, а также осмотр. Хотя лабораторных тестов для конкретной диагностики психических расстройств не существует, врач может использовать различные диагностические тесты, такие как нейровизуализация и анализы крови, чтобы исключить физическое заболевание или побочные эффекты лекарств как причину симптомов.
Если соматического заболевания не обнаружено, ребенка могут направить к детскому и подростковому психиатру или психологу, специалистам в области здравоохранения, специально обученным диагностике и лечению психических заболеваний у детей и подростков. Психиатры и психологи используют специально разработанные инструменты для проведения интервью и оценки, чтобы выявить у ребенка психическое расстройство. Врач основывает диагноз на отчетах о симптомах ребенка и наблюдениях за отношением и поведением ребенка. Врачу часто приходится полагаться на отчеты родителей ребенка, учителей и других взрослых, потому что детям часто трудно объяснить свои проблемы или понять свои симптомы. Затем врач определяет, указывают ли симптомы ребенка на определенное психическое расстройство.
Целевая группа профилактической службы США теперь рекомендует скрининг на тревожность у детей и подростков в возрасте от 8 до 18 лет и скрининг на большое депрессивное расстройство (БДР) у подростков в возрасте от 12 до 18 лет.
Как лечат психические заболевания у детей?
Психические заболевания, как и многие медицинские расстройства, такие как диабет или болезни сердца, требуют постоянного лечения. Хотя в лечении взрослых с психическими расстройствами достигнут значительный прогресс, лечение детей изучено не так хорошо. Эксперты все еще изучают, какие методы лечения лучше всего подходят для каких состояний у детей. На данный момент многие варианты лечения, используемые для детей, в том числе многие лекарства, такие же, как и для взрослых, но с другими дозировками. Наиболее распространенные варианты лечения включают:
- Лекарства: Лекарства, часто используемые для лечения психических расстройств у детей, включают нейролептики, антидепрессанты, успокаивающие средства, стимуляторы и препараты, стабилизирующие настроение.
- Психотерапия: Психотерапия (разновидность консультирования, часто называемая просто терапией) направлена на эмоциональную реакцию на психическое заболевание. Это процесс, в котором обученные специалисты в области психического здоровья помогают людям справиться с их болезнью, часто рассказывая о стратегиях для понимания и преодоления их симптомов, мыслей и поведения. Типы психотерапии, часто используемые с детьми, включают поддерживающую, когнитивно-поведенческую, межличностную, групповую и семейную терапию.
- Творческая терапия: Некоторые виды терапии, такие как арт-терапия или игровая терапия, могут быть полезны, особенно для маленьких детей, у которых могут возникнуть проблемы с выражением своих мыслей и чувств.
Каковы побочные эффекты лечения психических заболеваний?
Различные лекарства имеют разные побочные эффекты, и некоторые дети не переносят определенные лекарства. Хотя лекарства, одобренные FDA для лечения психических расстройств у детей, обычно считаются безопасными, врачу может потребоваться изменить лекарства или дозировки, чтобы свести к минимуму побочные эффекты. Чтобы найти лекарства, которые лучше всего подходят для конкретного ребенка, может потребоваться некоторое количество проб и ошибок.
Каковы перспективы для детей с психическими расстройствами?
Без лечения многие психические расстройства могут продолжаться во взрослом возрасте и приводить к проблемам во всех сферах взрослой жизни человека. Люди с нелеченными психическими расстройствами подвержены высокому риску многих проблем, включая злоупотребление алкоголем или наркотиками и (в зависимости от типа расстройства) насильственное или саморазрушающее поведение, вплоть до самоубийства.
При правильном и раннем лечении многие дети могут полностью выздороветь от своего психического расстройства или успешно контролировать свои симптомы. Хотя некоторые дети становятся взрослыми с инвалидностью из-за хронического или тяжелого заболевания, многие люди, страдающие психическими заболеваниями, такими как депрессия или тревога, могут жить полноценной и продуктивной жизнью.
Какие исследования психических расстройств у детей проводятся?
На сегодняшний день большинство исследований психических заболеваний сосредоточено на взрослых. Тем не менее, сообщество психиатров в настоящее время начало уделять особое внимание психическим заболеваниям у детей. Исследователи рассматривают развитие детей с точки зрения того, что является нормальным и ненормальным, пытаясь понять, как факторы, влияющие на развитие, могут влиять на психическое здоровье. Цель состоит в том, чтобы попытаться предсказать и, в конечном итоге, предотвратить проблемы развития, которые могут привести к психическим заболеваниям.