Направления социологии: 4. Основные направления современной социологии.

Содержание

4. Основные направления современной социологии.

В структуре современной западной социологии выделяют две большие группы теорий – макросоциологические и микросоциологические.

Макросоциологические теории изучают социальные явления и процессы на уровне общества и его крупных структур. К их числу относятся технократические концепции индустриального, постиндустриального и информационного общества, сформировавшиеся под влиянием идей Э. Дюркгейма и М. Вебера.

Исследователи макросоциологического уровня, как правило, придерживаются принципов одной из двух основных конкурирующих теорий: функционализма и теории конфликтов.

Общество как живой организм: функционализм

Точка зрения функционализма на общество и общественную структуру была впервые выражена в XIX в. Гербертом Спенсером. Он сравнивал общества с живыми организмами, подобными человеческому телу.

В нашем теле каждый орган — сердце, мозг, желудок и т.д. — выполняет специфическую функцию в процессе поддержания жизни. Связанные между собой внутри нашего организма, его различные органы образуют взаимозависимую систему. Если один орган прекращает функционировать или действует недостаточно, организм не может функционировать нормально и, возможно, полностью выходит из строя. Сторонник функционализма рассматривает общества как организмы, составленные из многих частей: военной, экономической, медицинской, религиозной и т.д. Каждая часть общества выполняет свою функцию, и чем больше различия между этими функциями, тем труднее одной части заменить другую.

Спенсер заложил основы функционализма, великий французский социолог Эмиль Дюркгейм великолепно развил их. Дюркгейм рассуждал так: если обществообразовано из множества различных частей и каждая оказывает влияние на функционирование всей системы, то общественные явления можно объяснить, анализируя их функции в общественной системе.

 Теория Дюркгейма объясняет все общественные явления, в том числе и девиантное поведение (отклонение от норм), хотя на первый взгляд кажется, что оно не выполняет какой-либо общественной функции. Как мы узнаем в 7-й главе, Дюркгейм считал, что отклонение от социально одобряемых целей и ценностей общества имеет определенное позитивное значение. Например, убийство дает людям возможность вновь подтвердить правила, запрещающие преступление, и, наказав убийцу, они выражают свое согласие с этими правилами.

Современные функционалисты — Талкотт Парсонс, Роберт Мертон и Кингсли Дэвис — выступают последователями Спенсера и Дюркгейма. Их основной подход состоит в определении частей общества, выявлении их положительных и отрицательных функций, в таком их объединении, которое складывается в картину общества как органического целого. Следующие пять пунктов составляют теоретические рамки современного функционализма.

Теория конфликта сформировалась главным образом на основе произведений Карла Маркса, который считал, что классовый конфликт находится в самой основе общества. Классовый конфликт возникает потому, что люди разделены на различные классы в соответствии с их положением в экономической системе. С точки зрения Маркса, основными классами буржуазного общества являются капиталисты и наемные рабочие. Эти два класса не имеют общих ценностей, более того, капиталисты стремятся господствовать и эксплуатировать рабочих. В результате указанные классы постоянно враждуют между собой.

Маркс считал, что классовая борьба является источником большинства политических конфликтов. Он предсказывал, что эксплуатируемый класс восстанет и революция преобразует общество. Согласно теории Маркса, классовый конфликт является движущей силой истории. (Мы вновь рассмотрим некоторые аспекты теории Маркса в главах 9, 15 и 20-й.) В нашем столетии было предложено несколько различных вариантов теории конфликта. Одной из наиболее значительных современных теорий является концепция немецкого социолога Ральфа Дарендорфа. Дарендорф отрицает идею Маркса о том, что основные конфликтующие группы в обществе — это классы, образованные по экономическому признаку.

По мнению Дарендорфа, главной причиной конфликта является тот факт, что одни люди имеют власть над другими. Основные конфликты возникают между теми, кто имеет власть, и теми, кто ее не имеет.

Дарендорф сформулировал следующие основные положения теории конфликта.

  1. Главными отличительными чертами любого общества являются господство, конфликт и подавление.

  2. Общественная структура основана на власти одних групп людей над другими, например предпринимателей над рабочими, офицеров над солдатами, преподавателей над студентами и т.д.

  3. У каждой из таких групп есть общие интересы независимо от того, осознают их входящие в такие группы или нет; интересы членов разных групп различны и противоположны. Например, может возникнуть конфликт между деловыми людьми, стремящимися к повышению своих доходов, и активистами движения в защиту окружающей среды, которые борются за очищение воздуха и воды.

  4. Когда люди осознают свои общие интересы, они могут образовать общественный класс, что может обнаружить себя /25/ в форме профсоюзного движения, лобби политической партии и т. д.

  5. Классовый конфликт обостряется, если: а) почти вся власть сосредоточена в руках нескольких людей, а остальные почти полностью лишены ее; б) те, кто лишен власти, не имеют возможности ее получить; в) люди могут свободно организовывать политические группы (Дарендорф, 1959).

КРАТКО:

Функционализм: Основные идеи функционализма были сформулированы Г. Спенсером, Э. Дюркгеймом, Т. Парсонсом, Общество – единый организм, который состоит из элементов, выполняющих определенные функции. Эти функции направлены на обеспечение целостности и устойчивости общества.

Конфликтный подход: Р. Дарендорф,. конфликтология обращает внимание на механизмы, выводящие общество из равновесия.

Микросоциологические теории акцентируют внимание на изучении поведения людей и их социальных взаимосвязей. Основными микросоциологическими теориям и являются символический интеракционизм, феноменология и теория социального обмена.

Макросоциологический

Микросоциологический

Общество – это целостный организм, поэтому, только анализируя общество как целостность, можно понять те тенденции его развития и поведение отдельных личностей. Подход тесно связан с социальной философией.

Общество – это абстрактное понятие, реальны лишь индивиды. Следовательно, постичь своеобразие общества в целом возможно только путем изучения социального взаимодействия индивидов. Подход тесно связан с социальной психологией.

Основные теории: Функционализм Конфликтный подход

Основные теории: Символический интеракционизм Теория ролей Теория социального обмена

Основные направления классической и современной социологии -Социология

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

Библиографическая запись: Основные направления классической и современной социологии. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//143/osnovnye-napravleniia-klassicheskoi-i-sovremennoi-sotsiologii/ (дата обращения: 14.12.2022)

Содержание

    • 1839 год – наши дни – Социологический период эволюции социальных знаний
      • 1839 – 20-годы XX века – классическая социология
      • начиная с 20-ых годов XX века – современная социология

    Этапы классической социологии:

    • 1839 год – середина XIX века.

    Огюст Конт – родоначальник социологии (воспитан социалистами-утопистами Франции)

    Основание позитивистского направления классической социологии. Основатель – Огюст Конт (трактат «Дух позитивной философии»). В Англии – преемник Герберт Спенсер (трактат «Основы социологии»). Он представляет свою собственную теорию организационного общества индустриального общества, определив предмет социологии и структуру знания. Спенсер сравнивал общество с животным организмом. Во Франции преемник – Эмиль Дюркгейм, дезорганизованное общество.

    Позитивизм Огюста Конта  

    заключался в том, что они сделали социологию по аналогии с естественными науками точной наукой, оперирующей позитивными знаниями об обществе

    Позитивно – значит опытно подтвержденное, достоверное, конкретное, проверяемое знание об обществе. Для его получения были использованы методологические принципы и гносеологические методы. Огюст Конт — французский философ и социолог. Родоначальник позитивизма. Основоположник социологии как самостоятельной науки. Основные труды: «Курс позитивной философии» (1830—1842) и «Система позитивной политики» (1851—1854).

    Позитивизм Огюста Конта  заключался в том, что они сделали социологию по аналогии с естественными науками точной наукой, оперирующей позитивными знаниями об обществе

    Позитивно – значит опытно подтвержденное, достоверное, конкретное, проверяемое знание об обществе. Для его получения были использованы методологические принципы и гносеологические методы.

    Создать посредством правильного обобщения фактов («объективный метод») из частных наук одну положительную философию, а затем, через применение «субъективного метода», превратить её в положительную религию — так определял сам Конт свою двойную задачу, разрешаемую в его двух главных сочинениях. Научное знание, по мнению Конта — высшая ступень развития знания. Самым ценным видом знания является научное (позитивное) — достоверное, точное, полезное. Метафизика (классическая философия) — наоборот неточное, недостоверное, бесполезное. Отвергал философию как навязывающую свои принципы. Поэтому задачей позитивной философии считал описание, систематизацию и классификацию конкретных результатов и выводов научного познания. Наука не должна задаваться вопросом почему происходит явление, а лишь ограничиваться описанием того, как оно происходит.

    Общество — органическое единство всего человечества или какой-либо его части, объединённых идеей «всеобщего согласия». Оно представляет собой органическую систему, порождённую необходимостью в поддержании общего порядка и индивидом находится семья, которая представляет собой «истинное единство» в отличие от самого общества, которое выступает как «внешняя», принудительная сила.

    По Конту социология (социальная физика) устанавливает законы общественного развития.

    Конт делит социологию на:

    • социальная статика — раздел позитивной науки об обществе — изучает условия его стабильного существования, конкретный состав и взаимосвязь частей, а также основные общественные институты — семью, религию, государство
    • социальная динамика — теория исторического социального развития, базирующаяся на вере в прогресс умственного развития человечества и признании закономерного прохождения стадий его развития; изучает законы развития общества — законы прогресса, смены эволюционных стадий.

    На основе этого разделения Конт обосновывал органическую связь порядка и прогресса. В поздний период своей деятельности Конт пытался превратить теоретическую социологию в «практическую науку» преобразования общества.

    Социологическая концепция Г.Спенсера

    Основание позитивистского направления классической социологии. Основатель – Огюст Конт (трактат «Дух позитивной философии»). В Англии – преемник Герберт Спенсер (трактат «Основы социологии»). Он представляет свою собственную теорию организационного общества индустриального общества, определив предмет социологии и структуру знания. Спенсер сравнивал общество с животным организмом. Социальная эволюция является процессом возрастающей «индивидуализации». Три формулы объяснения социальной эволюции: «естественный отбор», «борьба за существование», «выживание сильнейшего».

    Социальные институты — это механизмы самоорганизации совместной жизни людей. Они обеспечивают превращение асоциального по природе человека в социальное существо, способное к совместным действиям.

    • Домашние институты
    • Обрядовые (церемониальные
    • Политические
    • Церковные
    • Профессиональные и промышленные институты

    Общество — агрегат (совокупность) индивидов, характеризующийся определённым сходством и постоянством их жизни. Оно подобно биологическому организму — растёт и увеличивается в своём объёме, одновременно усложняя структуру и разделяя функции. Типы: промышленное и военное общество.

     

    • 40-е годы XIX века — Марксистское (диалектико-материалистическое) направление. Основатели Маркс и Энгельс, Эдуард Бернштейн и Прудон.
      Маркс – теория экономических формаций. “Предысторию человечества завершает капитализм, а историю начинают капиталистические формации”

    Своим развитием эта формация готовит и зарождает новую – коммунизм.

    • 2-ая половина XIX века – антипозитивистское направление. Основатели — Альфред Шюц, Георг Зиммель, Фердинанд Тюнин, Макс Вебер. Концепция осмысления социальных действий, “понимающая социология”

    Работали в русле понимающей социологии и обогатили социологию различными интересными концепциями.

    Поведенческий базис социального общества.

    • Конец XIX века — Технократический период

    Основатели — Торстейн Веблен, Джон Рисмэн, Томас Стоунтен.

    Для возникновения технократии, прежде всего было необходимо возникновение достаточно многочисленного слоя научно-технических специалистов. Это произошло лишь во второй половине XIX века с завершением промышленной революции в передовых странах, когда началось массовое применение машин в производстве, а затем и в других.

    Технократия — социальная прослойка (страта) высококвалифицированных специалистов.

    Изначально, в концепции Веблена, технократы противопоставлялись предпринимателям, позже бюрократам.

    • Рубеж XIX—XX веков. Социально-психологический период

    Основатели — Густав Лебон, Габриаль Гард, Бруно Берельсон, Петер Лазерфельд, Гарольд Лассуэлл.

    На рубеже веков психологизм в социологии выступает общей тенденцией. Это связано с тем, что психологи стали учитывать социальные факторы, а не только психологические, а социологов не удовлетворяли биологические аналогии в социологии.

    Густав Лебон (1841—1931), Франция. Описывал «Психологию толп». Анализируя проблемы «психики толп», Л, отмечал такие её особенности, как преимущественно эмоциональный характер, зараженность общей идеей, сознание непреодолимости собственной силы, утрата чувства ответственности, нетерпимость, догматизм, внушаемость, импульсивность и готовность следовать за лидерами. Потому критиковал идеи социализма.

    • Конец XIX века – социал-дарвинизм

    На основе теории естественного отбора Дарвина. В XX века произошел диалектический скачок и переход к современному этапу социологии

    Людвиг Гумплович, Австрия. Написал ряд трудов: «Основы социологии», «Социология и политика». Считал, что предмет социологии — изучение социальных групп и взаимоотношений между ними. Социальная группа для него — не просто сумма составляющих её единиц, а обладающая групповым эффектом. Основной закон каждой социальной группы — стремление подчинить себе другие социальные группы, стремление к порабощению и господству, к самосохранению.

    Герберт Спенсер, основоположник социалорганицизма и эволюционизма. Написал ряд трудов: «Основы социологии», «Социология и политика», «Социологическая идея государства», «Раса и государство», «Расовая борьба». Считал, что предмет социологии — изучение социальных групп и взаимоотношений между ними. Социальная группа для него — не просто сумма составляющих её единиц, а обладающая групповым эффектом. Основной закон каждой социальной группы — стремление подчинить себе другие социальные группы, стремление к порабощению и господству, к самосохранению.

    [PDF] Новые направления социологии развития

    • Идентификатор корпуса: 15880474
     @inproceedings{Davis2015NewDF,
      title={Новые направления социологии развития},
      автор = {Джеральд Ф. Дэвис и Брюс Г. Линк и Рэйчел Нортон},
      год = {2015}
    } 
    • Г. Дэвис, Брюс Г. Линк, Р. Нортон
    • Опубликовано в 2015 г.
    • Социология

    В конце Второй мировой войны «развитие» начало развиваться по двум путям. На первом пути ученые стремились создать теоретическое понимание социальных изменений, особенно на национальном уровне (исследования развития). На втором пути политики в правительствах и других организациях, занимающихся вопросами развития, инициировали действия по продвижению позитивных социальных изменений, особенно в бедных или раздираемых войной странах (практика развития). В этой статье мы рассматриваем недавнюю траекторию «развития…»

    Scholar.harvard.edu

    1 (государственные) связи, которые связывают: статус, занятия и экономическое развитие в Индии

    • Aruna Ranganathan
    • Экономика

    • 2018
    • частный сектор для разработки и реализации крупных экономических инициатив. Изучая такое сотрудничество государства и общества, социологи, как правило, сосредотачиваются на том, как…

      Медленный путь вниз: получение профессионального статуса в развитии Мексики

      • Гарольд Дж. Торо
      • Экономика

        Социальные течения

      • 2022

      Мексика претерпела ряд экономических преобразований между 1950-ми и началом 21-го века 1980-х годов, в первую очередь ее интеграции в мировую экономику. Социологические взгляды на глобальные…

      Переосмысление Sportland: новая программа исследований для сектора спорта на благо развития и мира предмет исследования в социально-научном изучении спорта. В…

      Отвоевание «третьего сектора» у «гражданского общества»: новая программа исследований в области развития

      • Джоселин С. Витерна, Эмили Клаф, Киллиан Кларк
      • Политология

      • 2015
      • Гражданское общество — один из 6 наиболее широко используемые и широко оклеветанные концепции в исследованиях развития. В этой статье мы утверждаем, что большая путаница в отношении гражданского общества связана с комплексным характером…

        Отвоевание «Третьего сектора» от «Гражданского общества», как этот доступ приносит вам пользу.

        Ваша история имеет значение
        • Эмили Клаф
        • Политология

        • 2015

        Гражданское общество является одним из наиболее широко используемых и широко оклеветанных понятий в исследованиях развития. В этой статье мы утверждаем, что большая часть путаницы в отношении гражданского общества проистекает из омнибусной природы…

        Традиционная система управления в Нигерии: уроки для неолиберальных демократий

        • А. Адевуси
        • Политология, экономика

        • 2018

        В доколониальном нигерийском государстве существовала хорошо организованная система управления, где обеспечивались и поддерживались закон и общественный порядок. Несмотря на независимость страны, в Нигерии…

        Управление и нарушение прав женщин: дело об абортах в Сальвадоре

        • Джоселин С. Витерна, Дж. Баутиста, Сильвия Барриос, Альба Эвелин Кортес
        • Политология

        • 2017

        Государственное управление гендерными вопросами не является однонаправленным. В дополнение к «застою» и «прогрессу» может иметь место активная отмена прав, уже предоставленных женщинам. На примере права на аборт…

        С ОСНОВЫ:

        • Лаура Б. Деринг, Кристофер С. Лю
        • Экономика

          Бок о бок

        • 2019
        •  9001 и занятости среди малообеспеченных слоев населения. Однако женщины, как правило, зарабатывают меньше мужчин из-за…

          Осведомленность о гендерном равенстве во время первой волны вируса короны: тематическое исследование

          Растет обеспокоенность тем, что период глобального карантина во время распространения COVID-19эпидемия увеличит гендерный разрыв, и что достижения женщин до эпидемии будут…

          Леса: процесс изменения моделей неравенства в малых обществах

          • J. Mair, Miriam Wolf, C. Seelos
          • Экономика

          • 2016

          Это исследование продвигает исследования организационных усилий по решению многомерных, сложных и взаимосвязанных социальных проблем. Мы исследуем, как социальное неравенство проявляется в небольших обществах,...

          SHOWING 1-10 OF 83 REFERENCES

          SORT BYRelevanceMost Influenced PapersRecency

          Sociology and development in the 1990s: Critical challenges and empirical trends

          • A. Portes, A. D. Kincaid
          • Sociology

          • 1989

          Recent трансформация глобальных экономических структур сопровождалась различными национальными, региональными и локальными моделями развития, включая тяжелые социально-экономические кризисы для многих третьих…

          Институты и развитие: концептуальный повторный анализ

          • A. Portes
          • Экономика

          • 2006

          В этом эссе рассматривается концепция «институтов» о фирмах и недавней литературе по вопросам национального экономического развития. отмечает его ограничения. Предлагается альтернативная структура, которая…

          Определение, разногласия и отношение к национальному развитию*

          • A. Portes
          • Образование

          • 1983

          Изменения в каждой области социальных наук можно измерить по характеру и количеству понятий, придуманных для рассмотрения конкретных аспектов реальности. Важные понятия появляются только спорадически, но когда…

          Капиталистическое развитие и демократия.

          • Брэд Буллок, Д. Рюшемейер, Э. Стивенс, Дж. Стивенс
          • Экономика, политология

          • 1992

          В западном политическом дискурсе распространено утверждение, что капиталистическое развитие и демократия идут рука об руку. Международные статистические исследования политической демократии подтверждают это утверждение. По…

          Придать значение перераспределительной прямой демократии

          • Крис Л. Гибсон
          • Политология

          • 2012

          государственный потенциал, социальный капитал и ресурсы…

          Трудные партнерские отношения: Всемирный банк, государства и НПО

          • Дебора А. Бротигам, Моник Сегарра
          • Политология, экономика

            Латиноамериканская политика и общество

          • 2007

          Резюме С начала 1990-х годов официальные лица Всемирного банка во многих странах настаивали на том, чтобы их государственные заемщики включали неправительственные организации в качестве партнеров по развитию. Какое влияние имеет это…

          Новая экономика развития: мы будем экспериментировать, но как мы будем учиться?

          • Д. Родрик
          • Экономика

          • 2008

          Экономика развития разделена между экономистами макроразвития, которые сосредотачиваются на экономическом росте, международной торговле и фискальной/макрополитике, и экономистами микроразвития, которые изучают…

          Инкубация инноваций или культивирование коррупции? Государство и науки о жизни в Азии

          • Чеол-Сунг Ли, А. Шранк
          • Образование

          • 2010

          Значительный объем литературы призван задокументировать рост научной неправомерной деятельности в Северо-Восточной Азии. В этой статье прослеживается очевидный рост мошенничества и фальсификации исследований до двух…

          Влияние Всемирного общества на результаты охраны окружающей среды

          • Эван Шофер, Энн М. Хиронака
          • Экономика

          • 2005

          Всемирный экологический режим побуждает страны принимать новые экологические политики и законы во всем мире. Но ученые ставят под сомнение воздействие на окружающую среду, предполагая, что национальная политика…

          Демократия участия по умолчанию: земельная реформа, социальные движения и государство в Бразилии

          • Венди Вулфорд
          • Политология

          • 2010

          Количество литературы об опыте демократии участия в Латинской Америке растет. Литература, в основном посвященная городским районам и предоставлению муниципальных услуг, содержит важные уроки…

          Глобальная социология – к новым направлениям

          Я был удостоен чести быть избранным президентом Международной социологической ассоциации (ISA) на ее конгрессе в июле 2018 года Торонто. В следующих абзацах я хотел бы обрисовать программу, которую я представил в своем выступлении в качестве кандидата на эту должность, и выделить повестку дня из трех пунктов, касающуюся социологий в диалоге, движения к поставторитарному подходу и нынешнего кризиса в теория секуляризации.

          Социология в диалог

          Среди двадцати избранных президентов ISA только двое приехали из-за пределов Европы и Северной Америки, и я третий. Я пришел с особой чувствительностью к социологии, на что повлиял мой личный и профессиональный путь человека, который учился в университете в Сирии, а затем во Франции и работал в различных академических учреждениях в Египте, Палестине, Франции и Ливане. Таким образом, я был окружен бесчисленными дебатами в этих условиях.

          Поскольку я настороженно (действительно очень настороженно) отношусь к антагонистическим бинарным категориям (таким как традиция/современность, Восток/Запад, универсализм/контекстуализм и т. д.), я предлагаю различным социологиям всегда находиться в диалоге. Sociologies in Dialogue на самом деле было названием Четвертой конференции ISA Совета национальных ассоциаций, и это готовящийся том под совместным редактированием Chin-Chun Yi и меня, который будет опубликован SAGE. Очень важно, что некоторые понятия в социологии претендуют на универсальность, например, права человека, но я вижу их универсальность возможной только за счет пересекающегося межкультурного консенсуса, а не за счет универсализации ценностей, исходящих из евро-американского контекста. Позвольте мне привести пример концепции демократии. Универсальна ли демократия? Да, но ни как модель для экспорта, повторяя Флорана Генара (2016), ни как концепт с telos , а как исторический опыт, получивший свою нормативность от своего распространения, особенно с 1980-х годов в Латинской Америке, затем в Восточной и Центральной Европе и, наконец, в некоторых странах арабского мира. То, что является универсальным, является, таким образом, воображаемым желанием демократии, следы которого находятся в лозунгах о свободе, справедливости и достоинстве, поднятых демонстрантами. Этот нормативный универсализм легок и не исключает существования того, что Армандо Сальваторе назвал в 2016 году «различными образцами вежливости».

          Однако, поскольку мы не хотим рассматривать эти дебаты только как вопросы освобождения от колониальных условий и западной гегемонии производства знаний, постколониальный подход недостаточен для объяснения проблем производства знаний. Его следует дополнить тем, что я называю «поставторитарным подходом». Это означает учитывать не только влияние колониализма, но и влияние местного авторитаризма.

          К поставторитарному подходу

          Нельзя не признать шрамы колониальной эпохи. Они все еще присутствуют; одних они калечат, а другим напоминают о дорогах, по которым мы больше не смеем идти. Но постколониальные исследования, которые так много внимания уделяют внешним факторам и пренебрегают местными, можно как использовать, так и злоупотреблять ими. Лексическое родство поставторитарных исследований с постколониализмом означает, что первый может, по ассоциации, опираться на ряд допущений, лежащих в основе последней категории, особенно в отношении властных структур. Однако это не означает, что мы смирились с авторитаризмом и не «постим» эту эпоху.

          Авторитаризм в нашем понимании — это не просто склонность государств действовать недемократично, применяя бюрократическое и полицейское принуждение в общественной жизни. В этом более описательном переводе все государства в той или иной степени авторитарны. Это не то государство, где суверен применяет чрезвычайное положение Карла Шмитта. Мы знаем, что все состояния содержат «моменты» или тенденции исключения и авторитарной практики. Авторитаризм — это, скорее, систематическое устранение народной подотчетности или участия в решениях государства и существенная централизация исполнительной власти в руках бюрократии 9.0304, как заявил Грэм Харрисон в 2018 году.

          Существуют разные уровни авторитаризма: один относится к режиму; другой относится к политико-экономической системе; и третий находится на уровне личности.

            Жестокость Авторитаризм

          Основная идея Норберта Элиаса в его знаменитом Процессе Цивилизации заключается в том, что общества развиваются посредством движения регрессии индивидуального насилия (умиротворение поведения). Однако в наши дни мы являемся свидетелями того, что Жозефа Ларош назвала в 2017 году «возвращением репрессированных» или того, что придумал Джордж Моссе в 1917 году.91 «брутализацию», чтобы подчеркнуть эрозию этого цивилизационного движения. Если государственные деятели являются главными игроками в ожесточении общества с помощью полицейского и армейского аппарата, мы также наблюдаем растущую силу негосударственных субъектов. Примером для меня, как человека, который жил в Сирии и Ливане, является ИГИЛ и другие сектантские и межведомственные деятели, которые обходят государство, используя солидарность сообщества. Но следует также думать о глобальных негосударственных субъектах, таких как многонациональные компании и финансовые рынки, которые представляют собой то, что Джеймс Розенау назвал в 1919 году.90 «безвластных актеров». Однако негосударственные субъекты редко действуют без согласия и содействия со стороны государственных субъектов. ИГИЛ было бы невозможно без полного закрытия политического пространства сирийской правящей элитой или крайне сектантским иракским режимом. Государственные и негосударственные субъекты не только ожесточают общество, они также предвещают ожесточение мира, свидетелями и участниками которого мы сегодня являемся. Хуже того, как в Сирии, Ливии и Йемене война приводит к «ожесточению политики», что означает, что без насилия политика становится трудной.

          Согласно Ларошу, этот процесс жестокости начинается с разрушения социальных связей и солидарности, что приводит к изоляции и исключению таких групп, как бедняки и иностранцы, из национального сообщества и способствует повседневному варварству по отношению к ним, которое в конечном итоге становится всеобщим в обществе. .

          Неолиберальный авторитаризм

          Взаимодействие экономического и политического приводит к возникновению своеобразной политико-экономической конфигурации, которую я называю неолиберальным авторитаризмом. Однако эта новая конфигурация — не просто комбинированный результат, а скорее результат артикуляции, которая во многих отношениях меняет как неолиберализм, так и авторитарное правление.

          Мы знаем, что неолиберализм породил массовую социальную и экономическую несправедливость и обнищание. Однако совершенно новым является систематическое и целенаправленное использование централизованной и принудительной власти государства для осуществления капиталистических преобразований в обществах, в которых капиталистический класс слаб и не доминирует. Если классическое капиталистическое общество часто создавало систему господства через демократический политический режим, то это не так во многих периферийных обществах и в западных обществах, где капиталистический класс стал тоньше и острее. Отношения социальных сил, лежащих в основе государства, формируются не только классом, как утверждал Никос Пуланцас, но и включают расовые и гендерные иерархии, сформированные процессами того, что Анибал Кихано назвал колониальностью власти, по-разному выраженными во времени и пространстве.

          Авторитарные граждане

          Как политическая система, развернутая государственными и негосударственными субъектами, авторитаризм существует в корреляции с авторитарными гражданами. Авторитарные лидеры подавляют воображение: они ищут серых автоматов, которые следуют их командам, а не автономных субъектов с независимыми личностями. Механизм становления авторитарного гражданина не только навязывается сверху, но и вырабатывается в отношении к практическим рассуждениям.

          Согласно Мейв Кук, авторитарное практическое мышление состоит из двух взаимосвязанных компонентов. Во-первых, существуют авторитарные концепции знания. Они ограничивают доступ к знаниям для привилегированной группы людей и отстаивают точку зрения, удаленную от влияния истории и контекста, которая гарантирует безусловную обоснованность притязаний на истину и правильность. Во-вторых, существуют авторитарные концепции обоснования, которые отделяют валидность суждений и норм от рассуждений человеческих субъектов, для которых они провозглашаются значимыми.

          С некоторыми людьми, особенно религиозными или разделяющими один из этих двух компонентов авторитарного практического мышления, трудно спорить в публичной сфере. Поскольку понятие гражданина влечет за собой политическую автономию каждого человека, Мейв Кук утверждает, что граждане должны иметь этическую автономию. Эта автономия основывается на интуитивном понимании того, что свобода человека состоит, по большому счету, в свободе формировать и следовать своим представлениям о добре на основе причин, которые они могут назвать своими. В процессах революции и контрреволюции в арабском мире, в дебатах о выявлении демократических сил редко уделяется внимание практическим рассуждениям элиты, упор делается почти исключительно на парадигму секуляризации. Светские силы считались систематически невосприимчивыми к авторитарным практическим рассуждениям, в то время как политические исламские движения по определению действуют с такими рассуждениями. Конечно, это упрощение, и его необходимо тщательно изучить, поскольку среди обоих этих элитных образований можно найти авторитарных граждан. Это заставляет меня утверждать, что теория секуляризации переживает настоящий кризис и не может объяснить трансформацию отношений граждан с религией.

          Кризис в теории секуляризации

          Хотя секуляризация по-прежнему остается очень важным путем к демократии и современности, этот процесс необходимо проблематизировать на постсекулярной основе, чтобы освободить его от некоторых излишеств и патологий. В недавней беседе с Джимом Спикардом, президентом Исследовательского комитета ISA по социологии религии (RC22), он признал, что социология исторически принимала теорию секуляризации, которую социологи, такие как Дэвид Мартин, Мануэль Васкес и он сам, проследили до интеллектуальной битвы. которые ранние социологи вели против реакционной религии во Франции конца девятнадцатого и начала двадцатого века. Для Питера Бергера эта теория, согласно которой современность ведет к упадку религии, была эмпирически фальсифицирована и должна быть заменена тонкой теорией плюрализма. Эволюционизм, представлявший религию как «прошлое», а социологию как «будущее», внедрил в наше мышление тезис о секуляризации. В результате общественное возрождение религии в XIX в. 80-е и 1990-е годы быстро охарактеризовали как «фундаменталистские» и как «реакцию против современности». Эта развивающаяся дискуссия, по словам Ульрике Попп-Байер, была оформлена тремя идеальными типичными метанарративами. Первый представляет собой повествование о упадке религиозной принадлежности, обычаев и верований из-за распространения научного мировоззрения. Второй — это повествование о трансформации с аргументами о «невидимой религии», «имплицитной религии», «вере без принадлежности», «замещающей религии», «юдициализации религии» и, что в последние годы становится все более заметным, «духовности». », предполагая метаморфозу социальной формы религии в контексте более общих культурных и социальных изменений, связанных с индивидуализацией и субъективацией. Третий рассказ о рост , связывающий религиозную жизнеспособность с религиозным плюрализмом и рынком конкурирующих религиозных организаций; в случае с исламом этот рост связан с радикализмом и даже с терроризмом.

          Нам нужно выйти за рамки множества клише, обозначающих некоторые географические регионы как религиозные или светские, чтобы проанализировать различные интеллектуальные традиции, народные религии и институциональные носители, которые породили различные формы религии и религиозности в современном обществе. В социологических дебатах важно обсудить место религии в демократии и в общественной сфере. Нельзя требовать от граждан моральной ответственности за оправдание своих политических убеждений независимо от их религиозных убеждений, как это делает Джон Роулз. Даже в рамках хабермасовской концепции плюрализма Ролз признает место религии в общественной сфере и утверждает, что религиозные сообщества должны заниматься герменевтической саморефлексией, чтобы выработать эпистемическую позицию по отношению к притязаниям других религий и мировоззрений, к светскому знанию. , особенно научная экспертиза, и в сторону приоритета светских соображений на политической арене. Но разве можно отделить «религиозные» причины от «светских»? Такие ученые, как Даррен Уолхоф (2013), отмечают, что «теология, политика и идентичность религиозного сообщества связаны друг с другом, поскольку религиозные лидеры и граждане применяют и переформулируют свои теологии в новых политических контекстах».

          Однако слияние закона, религии, политики и общества привело к некоторым проблемам, таким как сектантство. В охваченных конфликтами регионах, таких как Ближний Восток, сектантство является одной из основных движущих сил конфликта, но также является механизмом формирования местной идентичности посредством того, что Азми Бишара назвал в 2017 году «воображаемыми сектами». Следуя той же логике, Израиль недавно принял закон, который провозглашает, что евреи имеют уникальное право на национальное самоопределение, продолжая при этом свою политику апартеида внутри Израиля и на палестинских территориях.

          Заключение

          С ростом числа «нелиберальных демократий» и наступлением некоторых хорошо обоснованных демократий на гражданские права и свободы МСА должна уловить страхи и чувства многих людей во всем мире сегодня. Ханна Арендт усматривала происхождение тоталитаризма в сочетании внешних факторов (империализм, кризис многонациональных империй) и внутренних (антисемитизм и расизм).

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>