Развитие речи у ребенка: когда ребенок начинает разговаривать
Мамы и папы задаются вопросом, как скоро ожидать первых осознанных слов и фраз, когда стоит бить тревогу, если малыш молчит, в каком возрасте ребенок начинает говорить фразами. Разберемся с этим в статье, а также рассмотрим советы для родителей о том, как ускорить развитие речи малыша.
В каком возрасте ребенок начинает говорить
Каждый ребенок развивается в собственном темпе, и его речь — не исключение. Если раньше существовали строгие нормы вроде обязательных 50 слов в год, то сегодня они признаны некорректными. Четких стандартов, во сколько должен начать говорить ребенок, как быстро он будет наращивать словарный запас, нет — есть лишь ориентиры, которыми следует пользоваться для оценки уровня малыша.
Этапы развития речи у детей
Первая форма общения ребенка с родителями — плач. Родители учатся различать его в зависимости от потребностей малыша. Так, пронзительный крик часто говорит о голоде, а недовольное кряхтение может сказать о том, что требуется смена подгузника. По мере взросления вместе с ребенком “растет” и способ его коммуникации. Рассмотрим подробнее, как именно.
Развитие речи в 1–3 месяца
Обычно в период до одного месяца формируются крики, которые могут означать эмоциональный дискомфорт, боль, голод. А при физическом напряжении и легком дискомфорте малыш начинает кряхтеть, издавая звуки “а”, “э”. Важно понимать, что перед тем, как начать говорить, ребенок проходит сложный путь доречевого развития. Он учится прислушиваться к звукам, голосу и интонациям взрослых, издавать гортанные звуки в ответ. В среднем уже к 2-3 месяцам появляется гуление, малыш начинает произносить “агу” и другие протяжные гласные звуки, в том числе на фоне ярких впечатлений и новых эмоций.
Развитие речи в 4–7 месяцев
Звуки, которые напоминают настоящие слова, появляются у малыша в этом возрасте. Речевой аппарат совершенствуется, ребенок начинает экспериментировать — открывать и закрывать рот, вдыхая и выдыхая, совершать движения языком, менять форму губ. Так рождается лепет, ребенок повторяет слоги: “ба-ба-ба”, “аба-аба”, “га-га-га”, “ма-ма-ма”, “па-па-па” и др. Это еще не осознанные слова, а случайный набор слогов, которые готов произнести кроха — “ба-ба” он не связывает с появлением в поле зрения бабушки. Также в среднем в 4-6 месяцев появляются высокие певучие звуки, звуки восклицания (удивленное “а!” при виде новой игрушки и пр.).
Развитие речи в 8–12 месяцев
В среднем уже в 9-11 месяцев кроха начинает подражать звукам, которые произносят взрослые, в 10 месяцев отзывается на свое имя. И здесь может появиться первое осознанное слово. Уже к году кроха может знать и произносить до 20 простых слов: “мама”, “папа”, “баба”, “дай”, “ам”, “бух” и др. Кроме того, малыш реагирует на просьбы показать или дать — выполняет просьбу или отрицательно мотает головой, машет ручкой при встрече и активно использует другие жесты для невербального общения.
Развитие речи в 1-2 года
Развитие речи в этом возрасте может происходить лавинообразно — ребенок очень быстро наращивает словарный запас. В речи постепенно появляются прилагательные, кроха старается повторить слова, которые часто слышит от взрослых. Он активно жестикулирует, заменяет сложные сочетания звуков или вовсе их пропускает (“абака” вместо “собака”). Более активное движение помогает накапливать знания об окружающем мире и развивать речь. Активное пополнение словарного запаса может приводить к использованию до 40 слов в 1,5 года и до 300-400 слов к 2 годам. До 2 лет, как правило, формируется фразовая речь. Ребенок активно использует ее для вопросов и выражения простых нужд: “Дай ам”, “киса мяу”. Иногда кроха к концу этого периода строит предложения из 3 простых слов.
Во сколько начинают говорить девочки
Обычно различия между речью мальчиков и девочек начинают проявляться в 1,5 года. У девочек чуть больше словарный запас, до 70 слов. Отчасти это объясняется более развитым мозолистым телом — структурой, которая соединяет правое и левое полушария головного мозга. Более сильная связь между полушариями объясняет более раннее развитие речевой функции. Кроме того, центр речи, который находится в левом полушарии, у девочек созревает быстрее. Фразовая речь у девочек формируется в среднем к 1,5 годам.
Во сколько начинают говорить мальчики
Фразовая речь у мальчиков, в отличие от девочек, формируется в среднем к 2 годам. В 1,5 года словарный запас составляет обычно не более 40 слов. У мальчиков лучше развиты лобные отделы мозга, которые ответственны за планирование, поведение, эмоции. Им сложнее выполнять однообразные действия. Способность к артикуляции и подражанию у них также ниже, мальчики чуть хуже копируют родителей с их стилем речи, в меньшей степени понимают эмоциональную речь с интонациями.
Почему ребенок не говорит
Воспитание ребенка сопряжено с постоянным наблюдением за ним. Родители, которые сравнивают развитие малыша с таблицами и нормами, могут забить тревогу — ребенок не говорит, значит, с ним что-то не так. Однако, прежде, чем разбирать возможные причины задержки речевого развития, следует подчеркнуть — дети развиваются индивидуально, и даже в одной семье малыши одного пола, рожденные в разное время, могут показывать разные результаты. Часто опасения молодых родителей беспочвенны, и кроха, который отставал от сверстников, быстро догоняет и даже обгоняет их в пополнении словарного запаса.
Среди причин, по которым ребенок не говорит, выделяют следующие:
- недоразвитие речевого аппарата, сниженный тонус мышц, которые отвечают за артикуляцию;
- ограничения в движении, что может быть связано с болезнью, перенесенной операцией, травмой и пр. Движение буквально запускает познавательные процессы и речь, поэтому долгий постельный режим часто сказывается на речевом развитии;
- недоразвитие мелкой моторики также становится частой причиной трудностей в говорении. Педагог В. Сухомлинский говорил: “Источники способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев”. И действительно, познание мира, развитие речи происходят во многом через осязание, мелкую работу пальцев. Если ребенок не может развивать мелкую моторику (в связи с отсутствием материала, внимания со стороны взрослых и педагогов), речь может запаздывать;
- нарушения слуха в связи с заболеваниями уха или нарушения проводимости сигналов из-за заболеваний нервной системы;
- психологические причины — нет контакта между ребенком и взрослым, минимум общения в семье, гиперопека и др.
Важно понимать, что иногда причиной отсутствия речи могут выступать некоторые психоневрологические заболевания. Но обычно их удается распознать раньше, чем родители забили тревогу о том, что кроха говорит мало или отказывается говорить совсем.
Как научить ребенка говорить
Многие специалисты рекомендуют не переживать об отсутствии речи до 2-2,5 лет. А до этого возраста можно предпринять меры по развитию навыков говорения, и главным правилом здесь будет собственный пример — важно стараться как можно больше общаться с малышом, при этом четко произносить слова и фразы. Интонации лучше выбирать доброжелательные, мягкий и спокойный голос ребенок воспримет лучше.
Стоит помнить о том, что тормозить развитие речи может не только отсутствие нормального контакта со взрослыми. В некоторых семьях возникает обратный эффект — любящие мама, папа, бабушки и дедушки удовлетворяют просьбы крохи моментально, стоит ему лишь показать пальчиком, он получает желаемое. В результате мотивации к говорению у малыша попросту нет — зачем, если его и так понимают? Старайтесь приучать ребенка к тому, чтобы он как можно более подробно выражал свои желания, и запаситесь терпением — поначалу кроха может нервничать от того, что понимать его с полувзгляда перестали.
Старайтесь развивать умение ребенка быть внимательным, слушать. Играйте с ним в игры, которые предполагают эти навыки: “Послушай, что тикает? Что это за звук? Как лает собака, мычит корова и т.д.”. Также полезным будет чтение вслух.
Занятия для развития речи
Есть простые упражнения, которые могут помочь в развитии речи. Например, вы можете катать по ладони малыша маленький мячик с пупырышками, рассказывая новую сказку. Особенно стоит останавливаться на подушечках пальцев.
Все игры, связанные с лепкой из пластилина или других материалов, работой с крупами, бусинами, очень хорошо сказываются на развитии мелкой моторики. Можно сочетать их, например, украшать аппликации из пластилина, вдавливая бусинки. Поможет и пальчиковая гимнастика, массаж пальцев — делать ее можно даже тогда, когда до первого осмысленного слова еще далеко.
Логопеды советуют уделять внимание развитию фонематического слуха. Исследование близких по звучанию, но разных по смыслу слов (например, “дом — том”) помогает формированию речи. В целом распознавание звуков может быть очень полезным. Например, можно насыпать в одинаковые баночки разные крупы и трясти закрытой баночкой, угадывая с малышом, где что находится — они будут звучать по-разному.
Полезными считаются упражнения для формирования речевого выдоха. Важно научить кроху правильно выдыхать. Отлично для этого подойдут ветряные вертушки из бумаги — нужно заставлять их крутиться с помощью дыхания. Полезным будет надувание мыльных пузырей, бульканье через соломинку — эти упражнения придутся по душе любому малышу.
Любящие родители бывают очень обеспокоены отсутствием речи или считают ее недостаточно развитой для возраста ребенка. Но важно помнить о том, что каждый малыш развивается индивидуально — забота, внимание и любовь мамы и папы помогут крохе достигать высот. Будьте здоровы и счастливы!
#воспитание #развитие #cоветы
Поделиться статьей
‹Предыдущая ›Следующая
Советуем также почитать
Как научить ребенка говорить
Книги по воспитанию детей
Игры для развития речи ребенка
Сопутствующие товары
Зубная паста «Первый зубик»
40 гр
Пенка Баю-Баюшки®
200 мл
Крем детский нежный для лица и тела
75 мл
Влажные детские салфетки Универсальные
70 шт
Как научить ребенка говорить и выговаривать слова: советы и эффективные способы
Во сколько и как учить ребёнка говорить, что поможет избежать задержек речи и как их вовремя заметить, какие занятия позволят пополнить словарный запас, почему не стоит использовать логопедические стихи и артикуляционную гимнастику без специалиста — всё рассказали в этой статье.
Когда лучше начинать учить ребёнка разговаривать
Начнём с главного — постановка вопроса «как научить ребёнка говорить» плохо подходит для описания процесса освоения речи. Научиться разговаривать может только он сам. Но произойдёт это при условии, что его окружает направленная на него эмоциональная речь взрослого.
Какую речь можно назвать эмоциональной и направленной:
- Обращаемся именно к ребёнку, сопровождая слова контактом глаз, улыбкой, жестами. Внутренний посыл при этом: «Я обращаюсь к тебе».
- Демонстрируем заинтересованность в реакции и транслируем мысль: «Мне важно услышать тебя».
- Проявляем уважение к мнению и чувствам, так чтобы собеседник знал нашу позицию: «Я понимаю, что ты хотел сказать / что ты чувствуешь».
По позе и мимике мамы мы видим, что сейчас её речь эмоциональная и направлена на дочь
Если говорить про благоприятный период, то мы учим говорить с момента, когда у плода появляется слух. Ребёнок слышит то, что говорит мама и звуки вблизи её живота. Это стимулирует слух и зоны мозга, отвечающие за формирование языка. На этом этапе от мамы мало что зависит, кроме как быть собой.
А ещё знакомый голос радует и успокаивает после рождения: «В новом мире я слышу те же звуки, которые слышал в животе у мамы. Это не поменялось, это я уже знаю»
Таким образом, с одной стороны — не нужно ничего особо начинать, с другой — важно понимать, что речь начинает развиваться ещё до рождения.
Как развивается детская речь
Ребёнок своевременно учится говорить при соблюдении нескольких условий:
- способности слышать;
- функционирующего речевого аппарата;
- насыщенной языковой среды;
- желания общаться.
Убедитесь с помощью специалистов, что первые физиологические факторы в норме, и создайте насыщенную языковую среду. Вот как это можно сделать на каждом этапе развития.
До года
После рождения освоение речи активно продолжается: младенец учится пользоваться речевым аппаратом, впитывает слова и звуки родного языка.
Важно отойти от стратегии «он сейчас всё равно ничего не понимает, а вот как подрастёт, поговорим». Ребёнок уже учится говорить — хочет понять, как вы говорите, и научиться тому же.
Речевой аппарат при рождении готов к работе лишь частично и постепенно «дозревает». К третьему месяцу опускается гортань, и у языка появляется больше места. Малыш начинает издавать звуки, которые затем будут складываться в слоги и слова. Чтобы это получалось, ему обязательно нужно с рождения слышать взрослого и видеть его лицо, следить за его губами.
В первый год жизни позволяйте подольше разглядывать ваше лицо при общении
Природа требует, чтобы младенец издавал все возможные звуки и стремился повторять те из них, что больше всего похожи на звуки речи взрослых вокруг. Поэтому по возможности уберите соску — так у младенца будет больше возможностей для тренировок.
Как учить ребёнка говорить до года? Грудничку поначалу непонятно, о чём вы говорите, но ваш голос и интонации уже доступны подражанию. Улыбки, ласковые прикосновения и то, что всё внимание в этот момент обращено к нему поощряют усилия малыша. С самого начала он активный участник общения: в ответ на любое обращение он внимательно замирает или, наоборот, радуется — начинает активно махать ручками-ножками. Улыбается или хмурится, издаёт звуки или пускает пузыри. Так что не забывайте делать паузы и включать кроху в разговор.
Около трёх месяцев, когда дети начинают говорить «агу», нужно активно и эмоционально повторять за ними, стимулируя к многократному произнесению и соединению звуков. А в 5–6 месяцев появляются новые звуки и слоги: «ба-ба», «ма-ма», а затем они удлиняются: «ба-ба-ба», «ма-ма-ма».
Первые полгода повторяйте все звуки, издаваемые грудничком. Так кроха с вашей помощью будет проходить этапы развития речи первого года: гуление и лепет. А ещё у него будет чувство, что его усилия важны, замечены и рождают ответ.
Чтобы понять, о чём вы говорите, ребёнку нужно опираться на ситуацию, соотносить то, что он воспринимает, с тем, что вы произносите. Повторение того, что произносит малыш, помогает ему понять, как звучит его лепет, сравнить его «слова» с вашими.
Если родители внимательно слушают ребёнка и повторяют за ним, тот начинает лепетать ещё активнее. Отсутствие интереса взрослого ведёт к сокращению лепета.
Возраст около года (12–14 месяцев) — устоявшаяся норма, когда ребёнок начинает говорить первые слова, хотя уже с 8–9 месяцев некоторые дети целенаправленно произносят «мама, папа, баба», на которые взрослые реагируют особенно радостно. Ещё они произносят одни и те же сочетания звуков в одинаковых ситуациях. Выполняют простые словесные просьбы и соотносят предметы с их названием.
Главный фактор в решении вопроса как научить ребёнка говорить — насыщенная языковая среда. От взрослых понадобятся простые, но очень важные действия:
- речь должна быть направлена на малыша;
- темп немного замедлен, слова растянуты, артикуляция подчёркнута;
- говорить, петь и читать как можно больше, чтобы создать «разговорный объём», из которого малыш черпает свой словарный запас и может подражать;
- следить за грамотностью и красотой речи;
- использовать одни и те же слова для называния одного и того же;
- можно издавать басовые звуки и имитировать духовой оркестр или сочинять в духе Винни-пуха «шумелки, пыхтелки и сопелки» — это особенно нравится папам.
От 1 до 2 лет
Около года малыш осваивает первые слова, и быстро начинается лавинообразный рост лексикона.
Если освоенное количество слов не поспевает за остальным развитием, то это сложный период для родителей и детей. Малыши очень хотят выразить свои усложнившиеся мысли, чувства и желания, но пока не в полной мере владеют речью, чтобы высказаться и быть понятыми. Это злит и огорчает ребёнка и обескураживает родителя, который не понимает, чем он и аккуратно расставленные по местам вещи провинились.
Попытки кусаться, толкаться или бросать вещи выглядят как плохое поведение, но на самом деле — проявление бессилия выразить себя и быть понятым.
В 1,5 года в норме появляются фразы из двух, а затем и трёх слов: «Мама, дай», «Где Маша?», «Вот она»,«Бака ав-ав», «Каскас тинки утицу». При этом фразы чаще грамматически верны, но это больше по случайности — просто потому, что повторяются целиком два-три слова, имеющие смысл быть сказанными вместе.
Ближе к 2 годам происходит «взрыв языка». Ребёнок начинает комбинировать слова из освоенного словарного запаса в полноценные предложения и развёрнутые фразы. Не всегда правильно, но явно пытается использовать грамматику. Даже если он ещё не заговорил, то будет активно показывать пальчиком на предметы и демонстрировать свою заинтересованность.
Главный вопрос начала активной речи — «Что?», и на фоне этого интереса родителям достаточно говорить названия, а ребёнок их сам положит в свой словарик
Как научить ребёнка говорить в возрасте от 1 до 2 лет:
- продолжать называть предметы и события вокруг, но теперь необходимо давать малышу возможность отреагировать «речью»: звуком, словом, предложением;
- задавать вопросы и дожидаться реакции, даже если это будет простой кивок головой;
- как можно больше читать в доступной форме — комментировать рисунки в книгах без слов, читать подписи к картинкам там, где они есть.
От 2 до 3 лет
В 2–3 года дети начинают сознавать себя как отдельную личность — ярко проявляется позиция «Я сам!». Эту особенность и нужно использовать: говорите о самом ребёнке.
Рассматривайте фотографии, делайте из них небольшие книжечки: «Мой день», «На прогулке», «Моя семья». Такая книжечка поможет папе или бабушке начать разговор и найти контакт с малышом. Вспомните перед сном прошедший день или стройте планы, где он будет главным героем.
Развиваем речь дома: карточки для расширения словарного запаса
В русском языке выражение идеи себя и другого, передаются через категорию лица и связаны с достаточно сложной грамматикой. Детям очень поможет, если вы поговорите с ними на темы «моё — твоё», «его — её», «чья — чьё». А потом обсудите то же самое ещё триста раз, иногда подряд.
От 2 до 3 лет малыши делают первые попытки обозначать свои чувства, если вы некоторое время назад начали показывать пример. Делитесь своими переживаниями, обозначайте их чувства и спрашивайте об эмоциях. Если двухлетка ещё плохо говорит, можно формулировать общий вопрос, чтобы он мог ответить «да» или «нет», либо вопрос, который предполагает конкретный ответ:
- Я радуюсь (печалюсь, сержусь), потому что…
- Я вижу, ты расстроился, так?
- Смотри, выглянуло солнце и у меня сразу же поднялось настроение! А у тебя хорошее настроение?
- Кажется, ты злишься.
«Похоже, ты рада, что собрала башню»
К 3 годам круг общения ребёнка становится шире и выходит за рамки семьи, растёт количество тем, о которых можно говорить в разных ситуациях: на прогулке, по дороге в детский сад или домой. Если развитие идёт своевременно, то речь ребёнка в основном понятна не только близким, привыкшим к манере ребёнка говорить, но и посторонним людям.
Подробные статьи обо всех этапах развития речи:
До года
С 1 до 3 лет
Почему ребёнок не начинает говорить
Причины, почему ребёнок поздно начинает говорить или говорит плохо, могут быть разными:
- осложнения во время беременности и родах;
- генетика;
- поражение органов слуха;
- нехватка микроэлементов;
- проблемы нервной системы;
- социальные факторы в виде нехватки общения со значимыми взрослыми;
- препятствия, организованные взрослыми: соска, использование гаджетов, кормление не твёрдой пищей.
Прежде всего важно понять, относятся проблемы к медицинской или педагогической сфере, чтобы знать, к какому специалисту обратиться.
В каких случаях стоит беспокоиться
С самого начала общения с ребёнком важно следить, как развивается коммуникация, инструментом которой и является речь. Обращается ли ребёнок к вам за помощью? Задаёт ли вопросы? Просит ли вас что-то дать? Один из первых способов для этого — указательный жест, которым ребёнок и спрашивает, как что называется, и просит дать заинтересовавший его предмет.
Если вы не чувствуете диалога в год-два, хотя сами регулярно пытаетесь его поддержать, то это повод обратиться к специалисту.
Нужно помнить о двух сторонах: понимание чужой речи и собственная активная речь. Часто бывает, что в 2 года малыш прекрасно понимает обращения к нему, обладает богатым пассивным словарным запасом, но есть какие-то препятствия, мешающие разговаривать самому. Совсем другая ситуация, когда двухлетка не связывает предметы и их названия, не воспринимает простые слова и не воспроизводит их.
Не стоит ждать трёх лет. Если ребёнок отстаёт от ориентировочных норм на втором и третьем годах развития жизни, то полезно проконсультироваться со специалистом, чтобы оценить ситуацию и получить рекомендации. Чем раньше вы устраните препятствие развитию речи, тем меньше будет его влияние на дальнейшее развитие, и наоборот.
Да, большинство детей к 3-4 годам как-нибудь справляются сами. И трудно сказать, насколько много они теряют из-за того, что позже получают доступ к возможностям общения. Но если к трём годам окажется, что ребёнок всё-таки нуждался в помощи, то вы не уже вернёте прошедших двух лет молчания, а то и непонимания речи.
Так что полезно посоветоваться до трёх лет, если ожидаемые речевые достижения запаздывают. Тем более, если ребёнок плохо говорит в 3 года или не говорит совсем — это в любом случае повод обратиться к специалистам: педиатру, неврологу, логопеду, дефектологу.
Ниже перечень тревожных признаков для каждого возраста, которые помогут сориентироваться.
Скачать признаки задержки речи
Способы научить ребёнка говорить
Дети быстрее осваивают речь, когда активно участвуют в диалоге. Кроме того, они не изучают язык, когда воспринимают его пассивно: с экранов телевизора или планшета; когда вы разговариваете в присутствии ребёнка, но не с ним.
Поэтому рекомендуем:
- чаще общаться с ребёнком;
- сократить время пассивного изучения языка;
- не считать, сколько слов ребёнок выучил или зубрить с ним названия, а сосредоточиться на совместных интересных занятиях.
Ниже эффективные методы, которые помогут снять вопросы о том, как научить ребёнка разговаривать.
Выводите на разговор
Разговор — это ситуация, когда два человека по очереди обмениваются фразами. Для маленького ребёнка «разговор» должен быть очень простым.
Если уже разговаривает:
«Где Петя?» → «Ку!»
«Что ты будешь?» → «Бабан!»
Если ещё не говорит, его «фраза» в разговоре выглядит иначе:
«Ку-ку» → Ребёнок убирает одеяло от лица и выглядывает.
«Кто пойдёт гулять?» → Ребёнок улыбается и указывает на себя.
Вспомните про песню акына: что вижу, то пою. Описывайте всё, что делаете вы, что делает малыш, что происходит вокруг.
«Надеваю носок на твою ножку»
Помните о паузах. После того как вы что-то скажете или зададите вопрос, помолчите. Всего 5-10 секунд, поначалу непривычные вам, дадут ребёнку достаточно времени понять, что сказать или сделать.
Пауза даёт важную подсказку, что теперь его очередь что-то говорить.
Сдерживайте желание ответить за ребёнка или задать вопрос по-другому, если он не отвечает сразу. Если ребёнок не отвечает через некоторое время, тогда, конечно, помогите ему. Детям с задержкой речевого развития следует предоставить больше времени и повторить вопрос.
Пополняйте словарный запас в беседах
Лучше всего словарный запас и умение поддерживать диалог развиваются в бытовых беседах:
- Просим малышей закончить предложения: «Сначала надеваем носки, а потом…», «Тебе нужна зубная щётка, чтобы почистить…».
- Проговаривайте вообще всё, что видите или делаете: «Смотри, бежит собака. Собака лает. Собака бегает в нашем дворе», «Ты наполняешь ведёрко деревянными шариками. Ты складываешь деревянные шарики в своё ведёрко», «Я беру баночку с яблочным пюре».
- Чтобы понять, какие слова уже закрепились в словарном запасе, задавайте вопросы: «Что это?», «Куда мы идём?», «Чем будем кормить уточек?», «Зачем тебе эта игрушка?»
- Листая книгу с ребёнком или на прогулке, скажите: «Я вижу…», затем укажите на картинку и подождите 5-10 секунд, ответит ли ребёнок. Если ребёнок не говорит, помогите ему и повторите то же самое с другим словом.
«У тебя в руках…», «У меня в руках…», «Я вижу, как ты заметаешь в совочек…»
Проводите уроки в игровом формате
Чтобы помочь учить новые слова, мы можем собрать словарные коробки. В одной коробочке должны находиться только те предметы, которые относятся к одной теме: кухонная утварь, животные, музыкальные инструменты, фрукты и ягоды.
Как проводить урок:
- Называем каждый объект, когда смотрим на него, поворачиваем и исследуем с каждой стороны. Говорим не «чёрная птица», а «ворона».
- Просим показать. На этом этапе мы смотрим, какие объекты ребёнок уже может идентифицировать: «Можешь найти мне ворону?» Малыш показывает, мы говорим: «Ты нашёл ворону». И снова перемешиваем предметы. Если ребёнок выбирает не тот предмет, не стоит говорить ему «нет» — говорим: «Ты дал мне утку». Отметьте слова, которые ещё не запомнил, чтобы позже вернуться к первому этапу и назвать их.
- Просим назвать. Обычно к этому этапу ребёнок готов ближе к 3 годам. Если мы точно знаем (не раньше!), что он запомнил название предмета, можем спросить: «Что это такое?» Ребёнок радуется, что знает ответ, и очень доволен собой, когда говорит нам название. Если же поторопиться и попросить назвать предмет, когда малыш ещё не знает название или с трудом говорит, то он огорчится.
На этом видео рассказываем, какие материалы для развития речи используются в саду Монтессори. Некоторые из них можно сделать своими руками и применять дома.
Используйте одни и те же слова
Ребёнок мыслит максимально конкретно. Мы понимаем, что книга и книжка — это разные слова, но обозначают один предмет, а он — нет. Поэтому важно называть одни и те же предметы каждый раз одинаково. И тем более не употреблять синонимы — до 1,5 лет дети особенно к этому чувствительны.
Ботинки — это всегда ботинки, а не ботики или обувка.
Используйте одни и те же слова, когда разговариваете с ребёнком об одних и тех же вещах и делах. Так вы быстрее научите его нужным фразам и действиям, которые он начнёт применять сам, как только будет готов.
Не упрощайте и не сюсюкайте
Ребёнку мешает научиться говорить сюсюканье или использование в родительской речи упрощённых и изменённых слов. Не следует ругать малыша, если он выразился, как смог. Но стоит следить за тем, как говорим мы.
Сюсюкать — это учить тому языку, который не используем сами.
Часто повторение непонятного набора звуков помогает самому взрослому догадаться, что за слово малыш пытался сказать. Например, мама переспрашивает ребёнка его же словами «Падём баконама?», параллельно пытаясь понять, что бы это значило, и после озарения произносит: «Аа. . ты предлагаешь пойти на балкон!». Повторяя, вы либо поняли ребёнка, либо показали, что прилагаете усилия, чтобы понять, хотя и не поняли. Ваша заинтересованность вдохновляет говорить ещё или пробовать объяснить вам свою мысль иначе.
Но! Вы категорически не делаете эти словечки заменой существительным и глаголам. Не называете и не принимаете от ребёнка в качестве слова «кошка» слово «мяу». Вы говорите что-нибудь вроде «да, кошка говорит “мяу”».
Вы продолжаете использовать общепринятые словоформы, не перенимая детские варианты выговорить те же слова. Вы его, может быть, понимаете, но сами — остаётесь образцом правильной речи.
Уберите лишнее из речи
Другая крайность — излишне усложнять взрослую речь витиеватыми оборотами или засорять словами-паразитами. Обращённая на ребёнка речь должна состоять из простых слов — тех, что понадобятся ему в первую очередь. И чем он младше, тем короче предложения.
Чувствуешь, чудесно пахнет в этом лесу хвойными иголками? → Смотри, хвойные иголки. Хочешь понюхать?
Какое необычное вкусовое сочетание у нас получилось в этом салате! → Как вкусно! Мы положили в салат апельсин, клубнику и …
Зарядка для языка и развитие мелкой моторики речевого аппарата
Есть речевые проблемы, когда артикуляционная гимнастика творит чудеса. И если запоздать, то на исправление дефектов понадобится больше времени. Но назначать упражнения должен специалист. А вот позаниматься мелкой моторикой речевого аппарата и зарядкой для языка — точно не помешает.
Спонтанно показывайте ребёнку на своём примере, а он повторит:
- почистите зубы языком — сначала нижний ряд, потом верхний, внешнюю и внутренние стороны;
- подуйте друг на друга или на шарик;
- поцокайте языком;
- сдувайте и надувайте щёки;
- вытягивайте губы трубочкой и причмокивайте;
- упирайтесь кончиком языка поочерёдно в левую и правую щёки, образуя «орешки»;
- двигайте языком вверх к носу и вниз к подбородку;
- передвигайте кончик языка от правого уголка губ к левому;
- произносите разные смешные звуки и фыркайте;
- гримасничайте.
Логопедические стихи для детей
С логопедическими стихами та же ситуация, что с артикуляционной гимнастикой — лучше не назначать их самим без специалиста. Логопед подбирает стихи на освоение звуков, учитывая их сочетание с другими звуками. Если мы в стих просто напихиваем побольше шипящих или звука «р», то может получиться смесь из слов разной степени сложности. Пытаясь выговорить нужный звук в сложном слове, ребёнок может начать его заменять или искажать.
До 2-3 лет будет полезнее больше внимания обращать не на чистоту выговаривания звуков, а на то, как ребёнок осваивает речь — какой по объёму, а не составу у него репертуар звуков и как проявляется коммуникация со взрослым.
Постоянное чтение и пение
Читайте с детьми как можно раньше, но начинайте с того, что доступно ребёнку. Позволяйте самому рассматривать картинки в хаотичном порядке.
Устройте удобный уголок для чтения с подходящими для возраста книгами
Список книг для детей до 3 лет
Примеры уголков для чтения
Здорово, если в вашем арсенале будет поэзия. От ритма, слога, интонации малыш не только получает удовольствие. С их помощью он учится различать в речи отдельные элементы, которые потом будет соединять. Начинайте с потешек, стишков, побасенок.
В народной традиции можно найти присказку для любой ситуации:
- «Водичка, водичка, умой наше личико…» — при купании.
- «Сорока-ворона кашку варила…» — во время еды.
- «Потягунюшки-порастунюшки! А в ручки — хватунюшки…» — делая массаж.
Не стоит ограничиваться только потешками и прибаутками: подойдёт любое стихотворение, будь то Пушкин, Маяковский или Барто. Но при выборе поэзии для малышей, оценивайте, как звучит текст с точки зрения человека, ещё очень мало знающего в языке.
Исчерпав свой запас или отвергнув неподходящие варианты, подойдите к вопросу творчески. Вспомните Незнайку и начинайте рифмовать слова. Так, поглаживая ножки малыша, можно напевать-приговаривать: «Наши нож-ки бежали по дорож-ке».
Не забывайте, что потешка сопровождает действия, а не действия — потешку. Если уже надевшему варежку малышу придётся ждать, пока вы закончите произносить чудесный пассаж о варежке, он потеряет интерес к одеванию.
Пение меньше похоже на говорение, чем может показаться. Вроде поём ту же речь, но за процесс отвечают совсем другие отделы мозга. Тем не менее для общего развития это полезно — музыка и пение предоставляют замечательную возможность для эмоциональных проявлений, которые дети не могут воплотить в слова.
Пойте по-настоящему. Не только колыбельные или детские песенки, но и любое произведение, которое нравится. Голосовые данные при этом не важны, для малыша голос любимого человека — лучший на свете. Пойте в мажоре и миноре, сопровождайте пение жестами и движениями.
Раздайте детям большие разноцветные куски яркой нейлоновой ткани, чтобы дети могли размахивать ими и создавать собственные танцы под медленную, романтическую музыку.
Выводы о том, как научить ребёнка разговаривать
- Ребёнок учится говорить сам, но без родителя у него это не получится.
- Если вы много общаетесь со своим малышом, то этого уже достаточно.
- Но вы можете разнообразить репертуар чтением и интересными занятиями.
- Если вы понимаете, что у ребёнка не появляется ожидаемых достижений в освоении речи, не паникуйте, но проконсультируйтесь со специалистом.
- Не стоит применять артикуляционную гимнастику или логопедические стихи без назначения специалиста.
- Спонтанно и радостно используйте речь и мимику, сопровождайте ими совместные дела.
- Постарайтесь убрать препятствия для развития речи:
- соски;
- сюсюканье и подражание детским словам;
- слишком сложные слова и длинные предложения;
- предугадывание того, что пытается сказать ребёнок и монологи вместо диалогов с ним;
- приём только жидкой пищи теми, кто обзавёлся зубами, может жевать и этим тренировать мышцы речевого аппарата;
- экраны в поле зрения ребёнка.
Благодарим за помощь в подготовке статьи психологов и Монтессори-педагогов Анастасию Кузнецову и Анну Федосову
Фото Ирины Антоновой, Юлии Воробьёвой, Анны Ефремовой, Анастасии Зотовой, Марии Лучаниновой
Дети сначала говорят мама или папа?
Ах, сладкие звуки первого настоящего слова ребенка. Радость! Волнение! Предвкушение того, какие слова будут произнесены этими очаровательными маленькими губками! Конечно, когда первым словом является «папа» или «мама» (а часто это одно из двух), вполне естественно, что веха растопит сердце одного родителя, а другого заставит задуматься: «Эй, а как насчет меня? ” Как и большинство детских вех, то, скажет ли ребенок сначала «мама» или «папа», действительно зависит от ребенка и нескольких других факторов, хотя исторически кажется, что «папа» может иметь преимущество.
«На первое слово ребенка влияет множество факторов», — объясняет Дана МакВильямс, сертифицированный логопед из Нью-Йорка. «Два [фактора], которые играют наибольшую роль, — это то, что ребенок слышит чаще всего, и его предрасположенность к определенному речедвигательному паттерну».
Тем не менее, «исследования показывают, что слово «дада» на самом деле является более распространенным первым словом», — отмечает Маквильямс. «С учетом сказанного, на протяжении всей нашей истории мамы, как правило, были дома со своими детьми и, вероятно, говорили о папах на работе или о том, когда папа вернется домой».
«Исследования показывают, что слово «дада» на самом деле является более распространенным первым словом. С учетом сказанного, на протяжении всей нашей истории мамы, как правило, были дома со своими детьми и, вероятно, говорили о папах на работе или о том, когда папа вернется домой».
— ДАНА МАКУИЛЬЯМС, СЕРТИФИЦИРОВАННЫЙ ЛОГОПОЛОГ
Доктор Уитни Касарес, частнопрактикующий педиатр, окончившая Стэнфорд, Портленд, штат Орегон, и автор книги «Программа работающей мамы: побеждать в воспитании детей, не теряя себя», — говорит «The ‘ последовательность «дада-затем-мама» более распространена». Однако она добавляет, что многие исследователи считают, что младенцам легче произносить звук «м», чем звук «д», хотя результаты исследования не являются окончательными. Конечно, все дети разные, и, как и в большинстве областей детского развития, ответ не однозначен.
«Некоторым детям может быть легче, и они предпочитают произносить звук «м», в то время как другим легче произносить звук «д», — объясняет Ники Клейн Имбер, сертифицированный логопед из Манхэттена. «Это, а также сочетание того, что они слышат дома, повлияют на результат».
Когда дети начинают говорить «мама» или «папа»?
Взрослые могут стремиться придать смысл лепету ребенка, но на раннем этапе это часто просто лепет. «Младенцы могут бормотать «мама»/«папа» уже в возрасте от 6 до 9 лет.месяцев», — говорит Маквильямс. «Звуки «м», «п» и «б», за которыми быстро следуют «д», «г» и «ч», обычно являются первыми звуками, которые лепечет ребенок. Однако первое слово — это когда ребенок придает значение своему лепету. Например, произнести «мама» для мамы или «папа» для папы. Первые слова обычно возникают примерно в 12 месяцев».
Клейн Имбер соглашается, отмечая, что истинные слова обычно появляются между 9 и 14 месяцами. Она говорит, что оба эти слова должны звучать как взрослая версия слова (хотя, очевидно, не идеально — да, «няня» — это банан 9).0021 , а «ба» может быть мячом) и должны использоваться «в присутствии человека или предмета с намерением». Тем не менее, хотя «мама» или «папа» не обязательно должны быть их первым словом, обычно это одно из них. Почему? Она объясняет, что оба слова начинаются с ранних развивающихся звуков, это слова, которые часто можно услышать дома, и это слова, которые младенцам часто нужно использовать, чтобы привлечь внимание.
«Большинство детей — 90% — могут использовать одно слово к 12 месяцам и 10 слов к 18 месяцам», — говорит Клейн Имбер. «Я рекомендую родителям поговорить со своим педиатром и обратиться к местному логопеду, если их ребенок не использует слова к 14 месяцам».
Касарес соглашается: «Если ребенок не говорит «мама» или «папа» к 15 месяцам, поговорите со своим педиатром для получения дополнительных рекомендаций».
Почему дети могут говорить «папа» перед «мама» или «мама» перед «папа»?
То, что стоит на первом месте — «мама» или «папа» — особенно когда часто слышны оба слова — может объясняться языковой предрасположенностью. «По моему мнению, — объясняет Маквильямс, — это зависит от склонности ребенка к произношению двугубных звуков, произносимых губами (таких как «м», «б», «п»), по сравнению с лингвальными звуками, произносимыми кончиком языка. нёбо [например, «д», «т», «н»]. У каждого ребенка есть двигательный паттерн, который более естественен для них».
«На мой взгляд, это зависит от склонности ребенка к произношению двугубных звуков, произносимых губами (таких как «м», «б», «п»), по сравнению с лингвальными звуками, произносимыми кончиком языка к небу. рта [например, «д», «т», «н»]. У каждого ребенка есть двигательный паттерн, который более естественен для них».
— ДАНА МАКУИЛЬЯМС
На это также влияет то, что младенцы слышат, запоминают и пытаются подражать. «Цель ребенка, когда он бормочет, — привлечь внимание партнера по общению», — говорит Маквильямс. «Что может быть лучше, чем повторять то, что они слышат чаще всего».
Касарес также предлагает более первоначальную причину, по которой «дада» часто получает награды за первое слово. «Некоторые лингвисты предполагают, [что] младенцы говорят «папа» перед тем, как сказать «мама», потому что изначально они не идентифицируют маму как нечто отдельное от них самих», — объясняет она. «Вместо этого их личности сливаются».
Как мама, которая была дома с моим сыном с первого дня, я говорила с ним все время и от третьего лица (две рекомендации, которые дает Маквильямс для содействия развитию речи и, возможно, для того, чтобы получить преимущество в том, что «мама» является первым ). Тем не менее, «дада» по-прежнему было первым верным словом моего сына. Когда ему было всего 7 месяцев, он четко сказал «папа», когда мой муж пришел с работы. Прошло некоторое время, прежде чем я смогла с уверенностью сказать, что «ме-ме» или даже «баба» моего не по годам развитого болтуна (может быть, мое имя?) были попыткой «мама».
Однако для других родителей слово «мама» всегда было на первом месте. Лорен Кесслер, мама двоих детей из Мальборо, штат Нью-Джерси, говорит, что оба ее ребенка первыми сказали «мама». Она помнит, как рано услышала, как ее сын говорил «ма-ма-ма», когда кормил его. «Я думаю, из-за моего волнения он начал говорить «мама» через день или два после этого», — говорит Кесслер, чья дочь тоже первой сказала «мама». «Мой муж говорил «папа», а мой сын говорил «мама» и хихикал».
Легче ли детям произносить одни звуки, чем другие?
Как уже отмечалось, звуки «м» и «д» — это то, что Маквильямс называет «ранними развивающимися звуками», но то же самое относится и к «б», «р», «г» и «ч». «Слова, начинающиеся с этих звуков, обычно поддаются раннему развитию слов», — говорит Маквильямс о таких словах, как «мяч», «баба» для бутылки, «пока», «больше», «собака» и «привет». «Это не совпадение, что «мама», «папа», «папа» и «баба» — самые распространенные имена для мамы и папы во всем мире. Все они начинаются с тех ранних развивающихся звуков».
Джен Смит, мама двоих детей из Маналапана, штат Нью-Джерси, говорит, что оба ее ребенка сказали «папа» перед словом «мама» (ее дочь впервые сказала «папа» в день рождения мужа), но это было не первое слово. для любого! «Оба моих ребенка сказали «поп-поп» [для своего дедушки] прежде всего», — вспоминает Смит. — Хотя, признаюсь, мне бы хотелось, чтобы они сначала сказали «мама».
Представьте себе удивление моей мамы, когда я указал на картинку, висевшую над диваном, и правильно произнес «птица» в качестве первого слова. (Мне сказали, что слово «дада» появилось вскоре после этого.)
Играет ли роль окружение ребенка в развитии языка?
Эксперты согласны с твердым «да»! «В разных языках и во всем мире первые детские слова, как правило, имеют схожие темы», — говорит Касарес. «Многие первые слова отражают окружающую среду ребенка и объекты, которые, как правило, окружают его или на которые ссылаются другие, например, «мама», «папа», «машина», «кошка» 9.0003
Кристин Дженсен, мама двоих детей из Мораги, штат Калифорния, вспоминает, как ее старшая дочь впервые сказала «папа» в возрасте 8,5 месяцев, когда они путешествовали за границу. «Я убеждена, что это произошло потому, что мы смогли упаковать только несколько книг, чтобы взять их с собой на всю поездку, и одной из книг, которые повторялись, была «Дада» Джимми Фэллона», — говорит она. Еще одно раннее слово? «Кот» произносится как «татат», что нас не удивило, потому что у нас их двое». Однако младшая дочь Дженсена первой сказала «мама» в возрасте 7,5 месяцев: «Она быстро сообразила, что если она произнесет это слово ночью, я приду проверить ее — так что даже сейчас иногда, когда она просыпается на мгновение ночью, я слышу, как она тихо говорит «мама, мама», а через несколько секунд она снова крепко спит».
«Если ваш ребенок слышит слово «мама» чаще, чем слово «папа», скорее всего, ваш ребенок первым произнесет слово «мама».
— НИКИ КЛЯЙН ИМБЕР, СЕРТИФИЦИРОВАННЫЙ ЛОГОПОЛОГ
Конечно, это также означает, что слова, которые младенцы слышат редко, вряд ли будут первыми. «Если ребенок в англоязычной семье часто слышит «дада», он, вероятно, не станет называть папу «папа» или «баба», — объясняет Клейн Имбер. Это может происходить аналогичным образом, если у ребенка есть родитель-одиночка, две мамы или два папы. Другими словами, «если ваш ребенок слышит слово «мама» чаще, чем слово «папа», — говорит Кляйн Имбер, — скорее всего, ваш ребенок сначала произнесет слово «мама».
Последнее слово из первых слов
Каждый ребенок уникален и индивидуален, но многие приемы развития речи можно применить ко всем. «Сосредоточьтесь на том, чтобы ваш ребенок знакомился с самыми разными словами — и на личном контакте с вашим ребенком, без отвлекающих факторов и без вмешательства экранов», — предлагает Касарес. «Воздействие спектра богатых, разнообразных слов в сочетании с настройкой родителей и детей имеет большее значение, чем сосредоточение внимания на повторении или словесных упражнениях с нашими детьми».
«Воздействие спектра богатых, разнообразных слов в сочетании с настройкой родителей и детей имеет большее значение, чем сосредоточение внимания на повторении или словесных упражнениях с нашими детьми».
— ДР. УИТНИ КАЗАРЕС, ПЕДИАТР
Клейн Имбер соглашается. «Лучший способ развить у вашего малыша ранние языковые навыки — это взаимодействовать и разговаривать с ним в течение дня, чтобы он мог начать придавать значение вещам, которые важны в их ближайшем окружении», — говорит она. «Три главных совета для молодых родителей, которые хотят улучшить ранние языковые навыки своего малыша, — чаще говорить, читать и петь!»
А что насчет «мама» или «папа» в первую очередь? Хорошие вещи приходят к тем, кто ждет — хотя повторять свое имя и повторять его часто не помешает. И помните, говорит Касарес, «независимо от того, какое слово ребенок произносит первым — «папа» или «мама», — это не указывает на предпочтение того или другого».
Детский лепет: как мамы и папы разговаривают со своими младенцами
В последнем исследовании того, как младенцы впервые усваивают язык, выяснилось, что пол имеет значение.
Отчетность в журнале Педиатрия , доктор Бетти Вор и ее коллеги решили посмотреть, как мамы и папы разговаривают со своими маленькими детьми. Многие исследования были сосредоточены на том, как матери вовлекают младенцев еще до того, как они заговорят, но меньше исследований было сосредоточено на мужской стороне уравнения.
Воспользовавшись небольшим записывающим устройством под названием LENA, которое они прикрепили к младенцам на жилетке на 16 часов, команда Вора проанализировала все вербальные взаимодействия группы из 33 младенцев (ни один из младенцев не родился недоношенным). Записи были сделаны сразу после рождения, когда младенцы все еще находились в больнице, и снова в возрасте 44 недель и семи месяцев. Последние два сеанса были записаны в те дни, когда оба родителя младенцев были дома.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО: Как улучшить языковые навыки ребенка до того, как он начнет говорить
Из более чем 3000 часов записей ученые получили хороший снимок вербальной среды младенцев. И результаты были и ожидаемыми, и неожиданными. Когда дети издавали звуки, мамы чаще реагировали на них вербально, чем отцы: «О-о-о, милый пирожок, ты говоришь сегодня утром». Матери реагировали на вокализацию младенцев в 88-94% случаев, в то время как папы реагировали только в 27-33% случаев.
Возможно, из-за повышенной отзывчивости или по другим причинам и мальчики, и девочки чаще реагировали на материнский или женский голос, чем на мужской.
Вор говорит, что, возможно, матери могут использовать более материнский язык — более высокий, напевный тон разговора, который женщины чаще, чем мужчины, склонны перенимать при общении с младенцами. Матери также могут сочетать свои голосовые взаимодействия с большим зрительным контактом с ребенком, побуждая его больше реагировать, когда они слышат голоса своих матерей.
«Мне кажется, что разговор взрослых с детьми — это самое экономически эффективное вмешательство, которое семья может сделать для улучшения речи детей», — говорит Вор, профессор педиатрии Медицинской школы Альперта в Университете Брауна.
Она также обнаружила другие интригующие гендерные различия. Когда она сравнила матерей девочек с матерями мальчиков, она обнаружила, что матери девочек чаще реагируют на звуки своих младенцев, чем матери мальчиков на звуки своих детей. Та же тенденция наблюдалась и у отцов; те, у кого были мальчики, как правило, чаще реагировали на своих младенцев, чем те, у кого были девочки.
«Мы не уверены, почему это так, но здесь важно знать, что для раннего развития речи решающее значение имеет необходимость поощрять обоих родителей», — говорит Вор. «Чем больше мы узнаем об этом, тем больше мы сможем сообщить родителям о той силе, которую они имеют, просто разговаривая и взаимодействуя со своими младенцами, чтобы улучшить долгосрочные результаты для своего ребенка и его готовность к школе».