Нерво-психическое развитие детей первого года жизни
Нервно-психическое развитие детей первого года жизни
Автор статьи: Бородулина Татьяна Викторовна, доцент кафедры пропедевтики детских болезней УГМА, к.м.н., врач-педиатр высшей категории
С первых месяцев жизни малыша очень важно установить эффективные эмоциональные и социальные связи между ребенком и его мамой, а также с другими окружающими его людьми. Родители должны четко представлять себе особенности развития малыша в различные возрастные периоды – знать, какие умения и навыки могут быть выработаны и какие требования можно предъявлять ребенку в соответствии с возрастом, чтобы не вызывать переутомления.
Важнейшим параметром гармоничного развития малыша первого года жизни является оценка нервно-психического развития. Она проводится врачами- педиатрами по следующим показателям:
• Зрительно-ориентировочные и слуховые ориентировочные реакции;
• Эмоции;
• Общие движения;
• Движения руки и действие с предметами;
• Навыки и умения.
Развитие этих показателей в зависимости от возраста наглядно представлены в таблицах.
Таблица 1. От 0 до 6 месяцев
Показатель | 1 месяц | 2 месяц | 3 месяц | 4 месяц | 5 месяц | 6 месяц |
Зрительно- ориентировочные реакции |
Кратковре- менно фиксирует взгляд на блестящем предмете и следит за ним |
Следит взглядом за движущейся перед глазами игрушкой | Фиксирует взгляд на неподвижных предметах, в любом положении | Узнает мать | Отличает чужих от близких | |
Слуховые ориентировочные реакции |
Вздрагивает при резком звуке и мигает | Прислушива- ется | Отчетливое слуховое сосредото- чение | Поворачивает голову на звук | Различает тон, с которым к нему обращаются | |
Эмоции | Первая улыбка | Улыбается в ответ на речь взрослого | В ответ на разговор отвечает радостью улыбкой и движением ножек | Громко смеется | ||
Движения общие | Пытается держать голову лежа на животе | Хорошо держит голову в (1-2 мин. ) вертикальном положении | Хорошо удерживает голову лежа на животе. Есть упор ног. | Поворачивает- ся со спины на живот | Стоит, не подгибая ног при поддержке. Поворачивает- ся со спины на живот | Поворачива- ется с живота на спину. Подползает к игрушке. |
Движения руки и действия с предметами | Захватывает подвешенную игрушку | Четко берет игрушку, которую держит взрослый над грудью ребенка | Свободно берет игрушки из разных положений | |||
Подготовительные этапы развития речи. Понимание речи | Начинает гулить | Продолжи-тельно гулит | Продолжает долго гулить | Произносит слоги «ма», «ба». Начало лепета | ||
Навыки и умения в процессах
|
Берет пищу губами с ложки для кормления |
Таблица 2. От 6 до 12 месяцев
Показатели | 7 месяцев | 8 месяцев | 9 месяцев | 10 месяцев | 11 месяцев | 12 месяцев |
Движения общие | Хорошо ползает | Самостоя- тельно садится. Сидит. Самостоя- тельно встает у опоры и ходит, держась за нее | Ходит при поддержке за обе руки | Влезает на невысокую поверхность и слезает с нее. | Самостоя-тельно стоит без опоры | Самостоя-тельно ходит |
Движения руки с предметами действия | Постукивает игрушкой об игрушку; перекладывает игрушки из одной руки в другую | Долго занимается игрушками |
Действует с предметами по разному, в зависимости от свойств: катает, вынимает, перекладывает |
Открывает, закрывает коробочку или матрешку, вкладывает один предмет в другой | Ставит кубики один на другой, снимает и надевает кольца пирамидки | |
Подготовитель- ные этапы развития речи | Произносит слоги многократно (лепечет) | Громко, повторно произносит различные слоги | Подражает слышимым слогам, которые имелись в его лепете | Подражает разным слогам взрослого | Произносит первые слова обозначения: «мама», «ав-ав», «кис-кис» | Произносит 8-10 слов |
Понимание речи | На вопрос «где» находит предмет, лежащий в определенном месте | По просьбе взрослого делает «Ладушки», «До свидания» | Знает свое имя. На вопрос «Где?» находит предмет и достает его из множества игрушек |
Знает название частей тела, дает знакомый предмет по просьбе взрослого | Выполняет элементар- ные требования взрослых |
Выполняет элементарные требования взрослых. Увеличива- ется запас понимаемых слов |
Навыки и умения в процессах | Пьет из чашки, которую держит взрослый | Сам держит сухарик или корочку хлеба | Умеет пить из чашки, слегка придерживая его руками. | Пьет из чашки | Пьет из чашки | Сам берет чашку и пьет из нее |
С первых месяцев жизни малыша очень важно установить эффективные эмоциональные и социальные связи между ребенком и его мамой, а также с другими окружающими его людьми. Это самый необходимый фактор для развития зрительных и слуховых восприятий, для формирования положительных эмоций, основных движений, и является подготовительным этапом для развития речи.
Развитие зрения и слуха
У новорожденного ребенка зрительный и слуховой анализаторы развиты лучше, чем анализаторы, обеспечивающие движение. Уже в первые дни после рождения ребенок начинает фиксировать взгляд на объектах, которые расположены на линии его зрения. Малыш может проследить глазами за движущимся предметом, но это действие еще очень кратковременно и неустойчиво. На десятый-пятнадцатый день жизни дети способны более долго удерживать движущийся предмет в поле зрения. И только со второго месяца жизни они уже сосредоточивают взгляд на неподвижном предмете.
Постепенно малыш начинает следить за многими движущимися объектами и окружающими его людьми. В четыре месяца он уже узнает свою маму, а в пять способен отличить близких родственников от незнакомых ему людей.
Деятельность слухового анализатора развивается так же быстро, и, уже с трехнедельного возраста ребенок начинает прислушиваться к звукам. К пяти месяцам он определяет направление звука и поворачивает головку в сторону его источника.
Развитие эмоциональных реакций
Эмоции новорожденного ребенка всегда исключительно отрицательные и однообразные. Свое недовольство к внешнему или внутреннему дискомфорту он выражает криком и плачем. Но эти эмоции всегда рациональны, поскольку служат сигналом для мамы. Мама, прекрасно ориентируясь в ситуации, способна вернуть малышу комфорт ? поменять пеленки, накормить, успокоить и пр.
Установлено, что уже в первые дни жизни приближение взрослого человека вызывает у малыша повышение двигательной активности и сосательных движений — это реакция предвосхищения кормления.
На второй-третьей неделе жизни малыш внимательно осматривает лицо матери и ее руки, пытается ощупывать грудь. Потом такой интерес к маме возникает уже во время бодрствования.
На втором месяце жизни малыш улыбается на приближение и разговор взрослого, а с третьего месяца начинает смеяться. У него появляется интересная реакция на приближение взрослого человека — он вскидывает ручки, перебирает ножками и радостно гулит. Врачи называют эти эмоции «комплексом оживления».
К четырем-пяти месяцам развивается ориентировочная реакция — малыш начинает реагировать на знакомых и незнакомых ему людей. Он уже хорошо отличает мать среди других взрослых, по-разному реагирует на ее появление и исчезновение. По отношению к людям, с которыми у ребенка сложился хороший контакт, может возникнуть и дополнительный эмоциональный компонент — бурная негативная реакция на прекращение общения или на уход любимого человека. Малыш огорчается, если кто-то неожиданно перестал уделять ему внимание.
Постепенно ребенок начинает интересоваться и другими, незнакомыми ему людьми. При этом кроме оживления и радости, может последовать и противоположная реакция, например, страха и негативизма. Не стоит пугаться, если малыш плачет при виде постороннего человека — это совершенно нормальное поведение. При этом, чем старше становится ребенок, тем сильнее он выражает свои эмоции.
После шести-семи месяцев формирование активной познавательной деятельности ребенка требует непрерывного манипулирования с предметами и игрушками. Поэтому и первая негативная реакция на незнакомого человека легко подавляется естественным любопытством по отношению ко всему новому и неисследованному.
К девяти месяцам эмоциональная жизнь малыша существенно обогащается. Усиливаются и проявления эмоций. Контакт с незнакомым человеком устанавливается значительно труднее, реакции на людей бывают очень различными. Возникает робость и стеснительность. Однако налаживание отношений все же удается благодаря любопытству малыша.
Общие движения
Координация движений у детей развивается после рождения. Первые дифференцированные движения ручками возникают на втором-третьем месяцах жизни. Малыш приближает руки к к глазам и носу, потирает их, а потом поднимает над лицом и разглядывает. С трех-трех с половиной месяцев он ощупывает свои руки, перебирает пальцами одеяла и край пеленки. В этом возрасте ему понадобятся мелкие игрушки -случайно наталкиваясь на них, ребенок сжимает кисть в кулак и толкает игрушку, не захватывая ее.
При вкладывании игрушки в руку ребенок долго ее удерживает за счет хорошо развитого хватательного рефлекса, а так же пробует ее на вкус – тянет в рот.
Внимательно следите, чтобы мелкие детали не попали в рот малыша!
С пятого месяца жизни движения рук малыша уже напоминают движения взрослого человека. Однако он совершает массу сопутствующих нерациональных движений, и параллельно двигает второй ручки. При захвате игрушки ребенок, он двигает еще ножками и туловищем. А сама хватающая рука совершает много лишних ненужных движений.
Более прицельные движения руки формируются только к восьми- девяти месяцам жизни.
Развитие речи
Важным на первом году жизни является развитие речи. На втором месяце ребенок начинает произносить отдельные звуки — «а-а-а», » а-бы-ы», » е-ее» и др. Однако сначала гуление бывает кратковременным, потому что всегда происходит на фоне оживления и радости. Это свидетельствует о хорошем самочувствии и о положительном эмоциональном настроении малыша.
К четырем-пяти месяцам формируется длительное певучее гуление с большим разнообразием звуков, иногда труднодоступных для воспроизведения взрослым человеком. А в возрасте семи месяцев появляется лепет. Детский лепет – это произношение во время гуления слогов – «ба-ба-ба», «да-да-да», «ма-ма-ма». Малыш может подолгу «разговаривать» подобным способом, вызывая радость родителей.
В семь-восемь месяцев ребенок уже понимает отдельные элементы речи взрослых и способен установить связь между услышанным словом и конкретным образом. Так, на вопрос «Где мама?», он поворачивает голову и смотрит в сторону мамы (поисковая зрительная реакция). На просьбу поиграть в «ладушки», помахать ручкой, малыш отвечает соответствующими действиями — хлопает в ладоши и машет ручкой. Также в этом возрасте интенсивно развивается лепет, элементы подражания звукам. Ребенок часто повторяет слоги с разнообразными интонациями.
Обычно первые слова малыш произносит в десять-одиннацать месяцев. Эти слова состоят из простых для произношения однообразных слогов (ма-ма, па-па, дя-дя, ба-ба) или упрощенных звуковых подражаний (кс-кс), а также слов традиционного детского языка (ав-ав).
К году ребенок умеет произносить десять-двенадцать слов, знает названия многих детских игрушек, имена близких людей и несколько просьб — дай, покажи, закрой. Понимает слова -«надо» и «нельзя».
Советы родителям
Гармоничность нервно-психического развития во многом зависит от внимания взрослых. Дети, которых любят, с которыми много разговаривают и играют, развиваются быстрее тех, которые лишены такого интенсивного внимания.
Почаще разговаривайте с ребенком, вызывая у него улыбку и поддерживая его в оживленном состоянии. Перед каждым кормлением и во время бодрствования выкладывайте ребенка на животик — это развивает умение поднимать и удерживать голову, укрепляет тонус брюшных мышц. Так же рекомендуется брать малыша на руки, сначала в горизонтальном положении, а с полутора месяцев — в вертикальном, для поднятия эмоционального тонуса и умения держать головку.
Для игр с малышом используйте яркие погремушки простой формы. Медленно двигайте ими и стороны в сторону, заставляйте их звучать — так вы будете стимулировать развитие зрительного и слухового восприятия.
В возрасте с трех до шести месяцев родители, разговаривая с малышом, должны стремиться вызывать ответные звуки и смех. Нужно как можно чаще выкладывать ребенка на живот, помещать перед ним на близком расстоянии игрушки, чтобы малыш учился ползать.
Показывайте малышу яркие игрушки с разных сторон – пусть он как можно чаще переворачивался со спины на живот и обратно. А также предложите ребенку игрушки, удобные для захватывания ручками. Общая активность малыша способствуют развитию его эмоций и речи.
В возрасте от шести месяцев до года нужно «поощрять» у ребенка лепет, почаще вступать в «переговоры», вызывать подражание слогам и простым словам. В семь- восемь месяцев можно выучить игру » Ладушки», «Сорока» и другие пальчиковые игры. Ребенок должен уметь по просьбе взрослых давать руку или нужную игрушку.
Игрушки лучше класть в кроватку или манеж. Показывайте малышу элементарные действия с предметами, побуждая его повторять за вами. Для развития действия с предметами давайте ему открывающиеся коробочки, детские ведерки, корзиночки и пирамидки и мячи.
Помните, что игры-занятия с детьми первого года жизни должны носить эмоциональный характер и обязательно сопровождаться разговором.
С рождения относитесь к ребенку как к мыслящему существу — ведь он наблюдает за происходящим в окружающем его мире более внимательно и сознательно, чем мы себе представляем.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ
Как понять, что у ребенка проблемы со зрением?
Во-первых, дети часто не могут сообщить или осознать, что с их зрением что-то не так. Во-вторых, многие офтальмологические нарушения на ранних этапах протекают бессимптомно и это затрудняет их выявление и лечение.
Как развивается зрение ребенкаМладенцы 0-1 год
У новорожденных плохое зрение — даже вблизи они видят расплывчато. С 6 недель глаза малыши могут различать лицо мамы и крупные игрушки, а с 4-6 месяцев следить за движущимися объектами глазами. В 7-10 месяцам ребенок может видеть не только передний план, но и все пространство комнаты.
Дети 1-2 года
К этому возрасту у малышей хорошо развита координация глаз и рук: двигательные и визуальные навыки восприятия работают вместе, чтобы помочь пальчикам держать карандаш и рисовать каракули, кидать мяч в цель, попадать ложкой в рот.
Дети 3-5 лет
В 3 года ребенок готов к тщательному осмотру у офтальмолога. Не пренебрегайте обследованием, чтобы убедиться, что глаза малыша здоровы, а зрение развивается нормально. Если обнаружены какие-либо проблемы, окулист может назначить лечение или рецепт для очков. Большинство проблем с глазами у детей можно исправить, если они рано выявлены.
Дети 6-7 лет и старше
К школе понадобится еще один подробный осмотр глаз, чтобы убедиться, что они развиваются правильно. Офтальмолог проверит зрение на предмет близорукости, дальнозоркости и астигматизма. Зрение школьников рекомендуется проверять каждые 1-2 года хотя бы с помощью быстрого скрининга — он позволяет уловить до 60% проблем с глазами у школьников. Детям, которые носят очки, следует посещать офтальмолога каждые 12 месяцев.
Признаки проблем со зрением
Обычно дети не жалуются на проблемы со зрением, а большинство родителей начинают бить тревогу, когда ребенок начинает щуриться или явно не может разглядеть далекие предметы или надписи. Поэтому важно знать о неочевидных признаках нарушения зрения. К ним относятся:
- Плохая концентрация внимания, сложности с пониманием материала
- Трудности с чтением: ребенок трет глаза во время чтения, много моргает, пропускает слова
- Тошнота, головокружение или головные боли после зрительной нагрузки
- Неуклюжесть при спортивной нагрузке, сложности с координацией тела и меткостью во время игры с мячом.
- Сильная чувствительность глаз к свету
- Избегание рисования, раскрасок или других нагрузок на глаза
Явные признаки проблемы со зрением у ребенка:
- не видит объекты на расстоянии
- сложно читать с доски
- слишком близко сидит к телевизору
- постоянно трет глаза, прищуривается
- глаза часто красные
Если вы заподозрили у ребенка нарушение зрения, незамедлительно обратитесь к офтальмологу. Он назначит необходимое лечение и определит, нужно ли ребенку носить очки.
Близорукость у ребенка
Близорукость (или миопия) — самое распространенное нарушение зрения у детей школьного возраста. Как правило, она развивается в возрасте 6-15 лет и обычно корректируется очками или контактными линзами. Недиагностированная близорукость у детей часто мешает успеху в учебе.
Факторы, способствующие близорукости у детей:
- Генетические факторы: близорукость родителей часто передается детям.
- Интенсивная длительная нагрузка на глаза. Например, чтение или использование компьютера в течение долгого времени без перерывов.
- Недостаток физической активности на улице. Среди детей, которые проводят большую часть времени в помещении и редко играют на улице, как правило, больше близоруких. Ученые полагают, что витамин D может замедлить прогрессирование миопии у детей.
Сколько времени можно проводить ребенку за компьютером и гаджетами?
Детям до 2 лет не рекомендуется пользоваться планшетами, компьютерами, смартфоном — это может повлиять на их развитие. Детям старше 2 лет можно проводить с гаджетами не более 2 часов в сутки и не дольше 20-30 минут за раз. Также нежелательно, чтобы ребенок пользовался планшетом или телефоном в дороге — во время движения транспорта глаза устают быстрее.
К сожалению, сейчас из-за перехода на удаленный режим обучения и увеличения нагрузки на глаза, когда ребенок вынужден проводить за компьютером по 6-8 часов, синдром «сухого глаза» стал встречаться у детей намного чаще.
Профилактика проблем со зрением
- Что можно сделать, чтобы предотвратить проблемы с глазами у ребенка:
- Играть в подвижные игры с мячом (в тарелку фрисби, пинг-понг, теннис), чтобы тренировать координацию рук и глаз.
- Решать вместе визуальные головоломки (найти отличия, пройти лабиринт, собрать паззл).
- Купить защитные очки для занятий спортом (хоккей, теннис, баскетбол). Они помогут избежать 90% травм глаз.
- Не разрешать ребенку играть фейерверками или пистолетами.
- Спрятать подальше туалетные чистящие средства и другие химикаты, которые могут быть опасны при попадании в глаза.
- Ограничить время, которое ребенок проводит за компьютером. Поощряйте детей делать 20-секундные перерывы каждые 20 минут, чтобы свести к минимуму напряжение глаз.
- Проверить эргономичность рабочего места. Рекомендуемое расстояние между монитором и глазами для детей — от 45 до 60 сантиметров. На экране не должно быть бликов от ламп, яркость монитора должна быть одинаковой с освещением в комнате.
- Настроить освещение в комнате. Естественный свет подходит для занятий лучше всего, для вечерних дел можно приобрести хорошую лампу.
- Поощрять ребенка есть темно-зеленые овощи и молоко — эти продукты полезны не только для костей, но и для здоровых глаз.
- Купить солнцезащитные детские очки со 100% защитой от ультрафиолетового излучения.
Для снятия симптомов синдрома «сухого глаза» использовать Оптинол® детям (он не имеет ограничений по возрасту применения).
Развитие зрения у младенцев: цвет глаз, сроки и этапы наблюдения
Младенцы не рождаются со зрением. Вместо этого чувство зрения развивается поэтапно в течение первых двух лет жизни.
Существует четыре различных стадии зрения. Младенцы учатся сосредотачиваться, развивают восприятие глубины, открывают зрительно-моторную координацию и учатся распознавать предметы и людей.
Генетические проблемы и проблемы до рождения, связанные с их матерями, могут препятствовать развитию зрения. Врачи рекомендуют детям проверять зрение в возрасте около 1 года.
Введение
Младенцы со временем учатся видеть так же, как они учатся ходить и говорить. У них нет зрительных способностей при рождении, потому что ребенок должен научиться правильно двигать глазами, фокусироваться и использовать их вместе как команду.
Ребенку также требуется время, чтобы научиться использовать информацию, которую его глаза посылают в мозг, чтобы понять мир, в котором он живет.
Исследование мира ребенком начинается с рождения, задолго до того, как он научится тянуться и хватать руками. Это путешествие происходит до того, как они научатся ползать или сидеть, поскольку их глаза обеспечивают их стимуляцией и информацией, что является важной частью их развития.
Стадии развития зрения младенцев
Когда младенцы рождаются, они не могут видеть так же хорошо, как дети или взрослые. Их зрительная система не полностью развита, но в течение первых нескольких месяцев у них будет развиваться зрение, и зрение будет все более улучшаться.
Не все младенцы развиваются с одинаковой скоростью, и то же самое относится и к их способностям к зрению. Общая схема развития зрения у младенцев состоит из этапов:
- От рождения до 4 месяцев
- От 5 до 8 месяцев
- От 9 до 12 месяцев
- От 1 до 2 лет
От рождения до 4 месяцев
Когда ребенок рождается, все, что происходит с ним или перед ним, стимулирует его. Но хотя вы можете заметить, как они пристально смотрят на ваше лицо или другой объект, они еще не развили способность различать два объекта или цели. В это время они не могут перемещать взгляд между двумя изображениями. С рождения до четырех месяцев младенец в первую очередь фокусируется на объектах или целях в пределах 10 дюймов от лица.
В течение первых нескольких месяцев после рождения глаза младенца не координируются, и вы можете заметить, что их глаза пересекаются или блуждают. Эти движения типичны, но если движения постоянны, вам следует проконсультироваться с врачом.
Также в первые несколько месяцев глаза младенца начинают работать вместе, и тогда его зрение улучшится. Вы начнете видеть, как развивается зрительно-моторная координация, когда младенец отслеживает объекты и тянется к ним.
К восьмой неделе младенец может легче сфокусировать взгляд на лице того, кто держит его или находится поблизости.
В возрасте от 5 до 8 месяцев
Между пятым и восьмым месяцем жизни младенца его движения глаз, а также координация глаз и тела будут продолжать улучшаться. У них также будет развиваться восприятие глубины, что дает им возможность определять, находится ли объект близко или далеко. К 5-му месяцу младенец должен уметь формировать трехмерное представление о своем мире.
Несмотря на то, что у младенцев в возрасте от пяти до восьми месяцев зрение не такое чувствительное, как у взрослых, у них качественное цветовое зрение.
Когда ребенок начинает ползать в возрасте около восьми месяцев, это еще больше помогает ему развивать координацию глаз-рука-нога-тело. Если ребенок рано начал ходить и не тратил много времени на ползание, он может не научиться пользоваться глазами так же хорошо, как ребенок, который больше времени ползает.
Возраст от 9 до 12 месяцев
В возрасте от 9 до 12 месяцев ребенок должен начать подтягиваться и принимать стоячее положение. Примерно в возрасте 10 месяцев они должны быть в состоянии брать предметы указательным и большим пальцами.
Когда детям исполняется 1 год, они должны хорошо ползать и начинать ходить. Вы должны поощрять своего маленького ребенка ползать, а не ходить, так как это поможет улучшить его зрительно-моторную координацию. К 12 месяцам ребенок может точно определять расстояние и бросать предметы.
От 1 до 2 лет
В возрасте от первого до второго года у ребенка должно быть развито восприятие глубины и хорошая зрительно-моторная координация. В это время ваш ребенок очень заинтересован в изучении своего мира, а также в том, чтобы слушать и смотреть на то, что его окружает.
Кроме того, в этом возрасте ваш ребенок должен узнавать знакомые предметы. Ребенок в этой возрастной группе также должен распознавать предметы в книгах и уметь рисовать карандашом или мелком.
У младенцев редко возникают проблемы со зрением. Большинство начинают жизнь со здоровыми глазами.
С самого рождения у младенцев развиваются зрительные способности, которые им понадобятся на протяжении всей жизни. Иногда у них могут быть проблемы со зрением или здоровье глаз.
Как родитель, вы можете искать признаки потенциальных проблем. Например:
- Глаз или глаза, которые постоянно поворачиваются, могут указывать на проблемы с контролем глазных мышц
- Белый зрачок может указывать на наличие в глазу рака воздуховод
- Если вы заметили, что у вашего ребенка проблемы со светом или проявляются признаки светочувствительности, это может быть признаком повышенного внутриглазного давления
- Покрытые коркой или красные веки могут быть признаком инфекции0024
Если вы заметили какие-либо из этих признаков или симптомов, вам следует немедленно обратиться к педиатру.
Возможные проблемы со зрением
Младенцы могут испытывать нарушения зрения при рождении, известные как врожденные проблемы. Проблемы со зрением также могут развиться позже из-за:
- Генетических нарушений или нарушений развития
- Проблемы, связанные с наркотиками
- Проблемы, связанные с алкоголем
- Инфекции
- Другие причины
Генетические нарушения или нарушения развития
У младенцев могут быть проблемы с глазами из-за атипичного строения глаз. Это образование может быть результатом генетического заболевания или произойти во время беременности. Формы этих проблем включают катаракту, альбинизм или пигментный ретинит.
Проблемы, связанные с наркотиками
Если женщина принимает определенные наркотики во время беременности, такие как противосудорожные препараты или кокаин, это может вызвать порок развития глаза у ее будущего ребенка. Исследование показало, что если младенец подвергается воздействию определенных веществ, находясь в утробе матери, у него больше шансов столкнуться с глазными заболеваниями, такими как расстройство глазных мышц или нарушение бинокулярных движений.
Проблемы, связанные с алкоголем
Если мать злоупотребляет алкоголем во время беременности, это может вызвать алкогольный синдром плода, который вызывает нарушения развития, включая нарушения зрения, слепоту, птоз или опущение век, изменения век или аномалии глаз. движение.
Проблемы, связанные с инфекциями
Инфекции, которые могут возникнуть во время беременности матери, включают токсоплазмоз (TORCH), цитомегаловирус, герпес, краснуху и другие, которые могут вызвать воспаление у неродившегося ребенка, приводящее к аномалиям его глаз.
Other Causes
Other causes that can result in the development of eye issues in infants include:
- Opthalmia neonatorum
- ROP (retinopathy of prematurity)
- Strabismus
- Shaken baby syndrome
- Lazy eye, or amblyopia
Что родители могут сделать, чтобы помочь младенцам в развитии зрения
Родители могут помочь правильному развитию зрения своего ребенка несколькими способами. Какая помощь работает, зависит от того, на какой стадии зрения находится их ребенок.
От рождения до 4 месяцев
- Используйте тусклый свет или ночник в детской комнате.
- Часто передвигайте кроватку вашего ребенка, а также его положение для сна.
- Держите игрушки на расстоянии восьми-двенадцати дюймов от них, чтобы они находились в пределах их диапазона фокусировки.
- Когда вы ходите по комнате ребенка, и он находится в своей кроватке, поговорите с ним.
- Пересаживайтесь с левой на правую сторону при кормлении.
от 5 до 8 месяцев
- Повесьте различные предметы на их кроватку, например, мобильные телефоны, спортивные кроватки или другие предметы, чтобы они могли тянуть, хватать и пинать.
- Дайте вашему малышу много времени исследовать и играть на полу.
- Дайте вашему маленькому ребенку деревянные или пластмассовые игрушки, которые он сможет держать в руках.
- Играйте с ребенком в такие игры, как пирожные, чтобы его руки выполняли разные движения, когда вы произносите слова вслух.
От 9 до 12 месяцев
- Чтобы помочь вашему ребенку развить зрительную память, играйте в такие игры, как прятки с вашим лицом или игрушками.
- Когда вы разговариваете со своим ребенком, используйте названия предметов, чтобы помочь ему выучить словесные ассоциации и развить словарный запас.
- Поощряйте малыша ползать и ползать.
Для детей от 1 до 2 лет
- Чтобы помочь ребенку научиться визуально отслеживать объекты, используйте для катания вперед и назад какой-либо предмет, например мяч.
- Чтобы улучшить мелкую моторику вашего ребенка, позвольте ему играть с мячами и блоками разных размеров.
- Рассказывайте или читайте своему ребенку истории, чтобы стимулировать его способность к визуализации. Эти занятия также помогают вашему ребенку учиться и читать.
Когда у ребенка меняется цвет глаз?
Когда вы говорите о цвете глаз ребенка, это относится к внешнему виду его радужной оболочки. Радужная оболочка — это мышечное кольцо вокруг зрачка, которое контролирует количество света, попадающего в глаз.
Зрачок всегда черный, за исключением некоторых фотографий, а здоровая склера белая. Радужная оболочка, так же как цвет кожи и волос, зависит от меланина, который является белком.
В нашем организме есть особые клетки, известные как меланоциты, и их работа заключается в секреции меланина. Поскольку этим клеткам требуется около года, чтобы закончить свою работу, может пройти до первого дня рождения вашего ребенка, прежде чем цвет глаз станет определенным. Хотя изменение цвета замедляется примерно после первых шести месяцев жизни вашего ребенка, оно все еще может измениться после этого момента.
Цвет глаз ребенка является генетическим свойством, но не является окончательным фактором, определяющим, каким будет цвет глаз вашего ребенка.
Когда нужно проверить зрение вашего ребенка
Американская ассоциация оптометристов (AOA) рекомендует проводить первое всестороннее обследование глаз у младенцев в возрасте шести месяцев. Если вы подозреваете, что у вашего ребенка могут быть проблемы с глазами, вам следует сделать это раньше.
Часто задаваемые вопросы
Какое зрение у ребенка в 1 месяц?
Когда ребенку около месяца, он может начать поддерживать зрительный контакт. Ваш ребенок должен быть спокойным и бдительным, чтобы удерживать этот контакт.
Какое зрение у ребенка в возрасте 1 недели?
В течение первой недели жизни вашего ребенка он будет видеть объекты только в пределах двенадцати дюймов от своего лица. Как правило, такой маленький ребенок удерживает взгляд всего несколько секунд.
Когда у младенцев проясняется зрение?
Зрение ребенка не приближается к 20/20, пока ему не исполнится 3 года. Его восприятие глубины будет продолжать развиваться в возрасте от 4 до 6 лет.
Рекомендации
Детское зрение: от рождения до 24 месяцев. Американская оптометрическая ассоциация.
Влияние пренатального воздействия опиоидов, кокаина и каннабиса на заболевания глаз у детей. (декабрь 2020 г.). Журнал наркологии.
Ретинопатия недоношенных: причины, симптомы и лечение. Orbis.org.
Офтальмия новорожденных. (август 2020 г.). Колледж оптометристов.
Ленивый глаз (амблиопия). (август 2021 г.). Клиника Майо.
Что такое косоглазие или косоглазие. Amblyoplay.com.
Синдром тряски ребенка (февраль 2022 г.). Клиника Майо.
Какого цвета будут глаза у моего ребенка? (июль 2021 г.). Здоровые дети.org.
Руководство для родителей по развитию зрения ребенка. (2022). Pathways.org
Понимание развития зрения вашего ребенка. (декабрь 2021 г.). Родители.
Примечание: Эта страница не должна служить заменой профессиональной медицинской консультации врача или специалиста. Пожалуйста, просмотрите нашу страницу о нас для получения дополнительной информации.
Ретинопатия недоношенных | Национальный глазной институт
Распечатать страницу
Краткий обзор: Ретинопатия недоношенных
Что такое ретинопатия недоношенных?
Ретинопатия недоношенных (РН) — это глазное заболевание, которое может возникнуть у недоношенных (родившихся раньше срока) детей или детей с массой тела менее 3 фунтов при рождении.
ROP возникает, когда аномальные кровеносные сосуды разрастаются в сетчатке (светочувствительный слой ткани в задней части глаза). Некоторые дети с ROP имеют легкие случаи и выздоравливают без лечения. Но некоторые дети нуждаются в лечении, чтобы защитить свое зрение и предотвратить слепоту.
Какие есть стадии РОП?
Существует 5 различных стадий ROP. Врачи используют эти этапы, чтобы отслеживать, насколько серьезной является РН. Стадии варьируются от стадии 1 (легкая) до стадии 5 (тяжелая):
- Стадии 1 и 2 — Младенцы на этих стадиях обычно выздоравливают без лечения, и у них сохраняется здоровое зрение. Врачи будут внимательно наблюдать за младенцами, чтобы увидеть, не ухудшится ли их РН.
- Стадия 3 — Некоторые дети, у которых развивается стадия 3, выздоравливают без лечения и продолжают иметь здоровое зрение. Но другие нуждаются в лечении, чтобы предотвратить повреждение сетчатки аномальными кровеносными сосудами и вызвать отслоение сетчатки (проблема с глазами, которая может привести к потере зрения).
- Стадия 4 — У детей на стадии 4 наблюдается частичное отслоение сетчатки и требуется лечение.
- Стадия 5 — На стадии 5 происходит полное отслоение сетчатки. Даже при лечении дети на стадии 5 могут иметь потерю зрения или слепоту.
Обе стадии 4 и 5 очень серьезны. Младенцам на этих стадиях часто требуется хирургическое вмешательство, но даже при лечении у них может быть потеря зрения. Вот почему врачи обычно начинают лечение на стадии 3.
У детей на любой стадии также возможно быстрое ухудшение состояния и необходимость лечения. Вот почему так важно следить за тем, чтобы последующее обследование вашего ребенка проходило в соответствии с графиком. Раннее выявление и лечение РН — лучший способ снизить вероятность возникновения серьезных проблем.
Каковы симптомы РН?
Вы не видите признаков ROP. В запущенных случаях РН сетчатка может частично или полностью оторваться от своего нормального положения в задней части глаза. Это называется отслойкой сетчатки и может привести к потере зрения и слепоте.
Если у вашего ребенка была РН, вызвавшая повреждение, позже вы можете заметить, что:
- Его глаза блуждают, трясутся или делают другие необычные движения
- Их глаза не следят за объектами
- Их зрачки выглядят белыми
- У них проблемы с распознаванием лиц
У детей с ретинопатией также чаще возникают другие проблемы со зрением по мере взросления, в том числе:
- Отслойка сетчатки
- Близорукость
- Амблиопия (ленивый глаз)
- Косоглазие
Если у вашего ребенка была РН в раннем возрасте, важно следить за тем, чтобы он проходил регулярные осмотры и проверку зрения. Своевременное выявление и лечение проблем со зрением поможет сохранить зрение вашего ребенка по мере взросления.
Есть ли риск развития РН у моего ребенка?
Младенцы подвергаются риску ROP, если они рождаются до 30 недель беременности или весят менее 3 фунтов при рождении. Если ваш ребенок находится в группе риска, офтальмолог проверит его на РН.
Вероятность развития РН у младенцев также выше, если у них есть:
- Проблемы с дыханием (и если они получают слишком много кислородной терапии для лечения проблем с дыханием)
- Инфекции или другие медицинские проблемы, которые могут возникнуть у недоношенных детей, например проблемы с сердцем, легкими или мозгом
Что вызывает РН?
В норме кровеносные сосуды сетчатки начинают развиваться на четвертом месяце беременности и заканчивают свое развитие примерно в срок, или 9 месяцев беременности.
Если ребенок рождается очень рано, эти кровеносные сосуды могут перестать нормально развиваться. Затем в сетчатке развиваются новые кровеносные сосуды, которые являются аномальными. Это называется неоваскуляризацией сетчатки или НВ.
Эти аномальные кровеносные сосуды могут расти в неправильном направлении. Кровеносные сосуды прикреплены к сетчатке, поэтому, если они растут слишком далеко в неправильном направлении, они могут оттянуть сетчатку вверх от задней части глаза. Это разновидность отслойки сетчатки.
Как врач моего ребенка проверит РН?
Если у вашего ребенка есть риск развития РН, ему потребуется обследование глаз с расширением зрачка через несколько недель после рождения — обычно между 4 и 9 неделями.недели после рождения. Спросите своего врача, когда вашему ребенку нужно проверить зрение, прежде чем вы покинете больницу.
Во время осмотра глазной врач даст вашему ребенку несколько глазных капель, чтобы расширить (расширить) его зрачки. Врач проверит каждую часть глаза вашего ребенка на наличие проблем, особенно сетчатку.
Окулист решит, нуждается ли ваш ребенок в последующем осмотре, основываясь на том, что он увидел во время первого осмотра. Если вашему ребенку требуется последующее наблюдение, врач будет снова осматривать его глаза каждые 1–3 недели до тех пор, пока он не перестанет беспокоиться о риске отслойки сетчатки.
Важно своевременно проходить контрольные осмотры вашего ребенка. Таким образом, врач может обнаружить РН на ранней стадии и начать лечение вашего ребенка.
Чем лечить РН?
Многие дети с РН имеют легкие формы и выздоравливают без лечения. Но некоторым детям требуется лечение, чтобы предотвратить ухудшение РН. Важно своевременно начать лечение, чтобы защитить зрение вашего ребенка. Варианты лечения включают:
Лазерное лечение. Младенцам с далеко зашедшей РН может потребоваться лазерная терапия по бокам сетчатки. Это лечение может помочь предотвратить ухудшение РН и защитить зрение вашего ребенка.
Инъекции. Врачи также могут вводить ребенку в глаз лекарства, называемые анти-VEGF. Эти лекарства блокируют рост кровеносных сосудов.
Хирургия глаза. Существует 2 типа операций на сетчатке у детей с частичным или полным отслоением сетчатки (стадии 4 или 5):
- Хирургия склеральной пломбы. Врач накладывает гибкую повязку на склеру (белковую часть глаза). Повязка поддерживает отслоившуюся сетчатку до тех пор, пока глаз не начнет нормально расти, после чего врач ее удаляет.
- Витрэктомия. Врач делает небольшие отверстия в стенке глаза, чтобы удалить большую часть стекловидного тела (гелеобразная жидкость, заполняющая глаз) и заменить ее физиологическим раствором. Затем врач удаляет рубцовую ткань на сетчатке. Они также могут провести лазерную терапию, чтобы обработать сетчатку и зафиксировать ее в нужном положении.
Целью хирургического лечения РН является предотвращение ухудшения РН и слепоты. Даже после хирургического вмешательства у некоторых детей с РН сохраняется потеря зрения или слепота.
Каковы последние исследования ROP?
NEI поддерживает исследования новых способов диагностики и лечения РН. NEI также финансирует исследования факторов риска РН.