Ребенок в 2 года не говорит. Во сколько начинают разговаривать дети?
22 ноября, 2016
Врачи и психологи в один голос утверждают: воспитанием ребенка нужно начинать заниматься как можно раньше, с самого его рождения. Некоторые заходят еще дальше, предлагая начать обучение во время беременности: считается, что уже в утробе матери ребенок отлично слышит все происходящее вокруг, поэтому ему нужно читать книги и включать музыку. Все это способствует более раннему развитию речи у ребенка, так как умение говорить– это приобретенный навык.
Первые осознанные, «человеческие», звуки ребенок начинает произносить примерно в полгода, однако развивать эти навыки нужно сразу после его рождения. Для полноценного развития, в том числе развития речи, маленький человек должен чувствовать заботу и внимание со стороны родителей. Рекомендуется чаще брать его на руки и разговаривать с ребенком. Таким образом, вы дадите ему и физический, и речевой контакт, что заставит его почувствовать себя в безопасности.
Одновременно это будет способствовать и развитию других чувств и навыков новорожденного. Когда заговорит ребенок , зависит не только от строения его речевого органа, но и от правильного воспитания и обучения с первых дней жизни.
Если в первые недели после рождения звуки ребенка ограничиваются криком, уже на второй месяц его речь изменится. В это время у него появляются отдельные звуки: в такие моменты ребенку очень важно получить одобрение матери, чтобы он был уверен, что все делает правильно.
Рекомендуется повторять за ним те же звуки и сопровождать это улыбкой. Затем можно добавлять собственные звуки, так как дети обучаются, подражая взрослым. Еще один отличный способ развить речевые способности ребенка – это музыка. Чтобы речь развивалась правильным образом, желательно ставить ему негромкие, но ритмичные мелодии. Хорошо подойдут для этого детские песенки, в которых четко выражен ритм и отдельные звуки и слоги.
Подходящий возраст для развития речи
Нельзя сказать с точностью до одного дня, в каком возрасте ребенок точно должен начать разговаривать. Однако есть общие критерии, по которым можно оценить уровень развития речевых навыков ребенка. Например, первые раздельные слоги дети должны произносить с 7-8 месяцев. Это будут наборы простейших звуков: ма-, ба-, па-, та-, да- и т.д.
Не надо думать, что в этом возрасте ребенок ничего не понимает. Наоборот, он как никогда нуждается в общении, поэтому с ним нужно постоянно разговаривать. Рассказывайте ему о том, что происходит в доме, за окном, а также о нем самом. Объясняйте, как устроено тело ребенка, что он только что сделал, и что еще будет делать вечером. Повторяйте фразы по несколько раз, чтобы ребенок не только учился, но и тренировал собственную речь.
Для общения с малышом выбирайте простые, четкие и короткие слова. Учиться нужно от простого к сложному, поэтому дайте ему возможность повторять за собой базовые слоги.
Избегайте слов-паразитов и других слов, засоряющих речь, так как впоследствии он будет употреблять их непроизвольно. Вообще, помните, что дети подражают родителям во всем, а не только в речи – проще говоря, вы воспитываете свою маленькую копию. Не бойтесь поправлять ребенка, если какие-то слова он что-то произносит неправильно или нечетко. Важно выработать правильное произношение с самого начала, так как исправлять ошибки в более старшем возрасте намного сложнее.
Как и когда происходит формирование речи
При нормальном развитии ребенка после года он вполне сносно говорит отдельные слова или даже простые фразы из 2-3 слов. Иногда бывает и так, что в один год ребенок продолжает молчать. Сразу же бить тревогу не нужно, так как у некоторых малышей наблюдается естественная задержка речевого развития, когда он способен нормально осмысливать происходящее (то есть понимает указания родителей), но говорить пока не может. Самое главное на этом этапе – продолжать пополнять словарный запас ребенка, постоянно с ним разговаривая. Нужно добавлять в речь новые слова, а также не оставлять его без внимания.
В полтора года словарный запас ребенка насчитывает уже несколько десятков слов. Большинство из них состоит из 1-2 слогов и произносятся с речевыми ошибками. Однако намного важнее то, что ребенок говорит их к месту, то есть осознает, что он хочет сказать родителям. К двум годам словарный запас насчитывает уже 250-300 слов, что вполне достаточно, чтобы ребенок мог нормально разговаривать с родителями. В этом возрасте, как и раньше, очень важно продолжать разговаривать с ребенком, рассказывая ему обо всем, что вас окружает. Только сейчас разговор нужно вести в формате диалога, чтобы развивать у ребенка коммуникативные навыки.
Если же в речевом развитии ребенка отмечаются задержки, не расстраивайтесь, так как в каком возрасте ребенок начинает разговаривать, зависит от особенностей его организма. Врачи рекомендуют развивать мелкую моторику, поэтому делайте ребенку массаж пальцев рук, которую начинают с полугода. Если же эти и другие упражнения не помогают, тогда обратитесь к специалисту – логопеду.
Чтобы ребенок заговорил раньше, можно использовать различные методы развития речи, например логопедический массаж. Развитие мелкой моторики пальцев способствует ускорению развития речи. Рекомендуется с 6 месяцев делать массаж пальчиков ребенку, использовать развивающие игрушки можно только под присмотром родителей.
Не стоит высматривать и намеренно искать отклонения в развитии ребенка. Все дети разные и особенности развития каждого малыша зависят от его психотипа, генетических особенностей и характера. У всех людей, даже самых маленьких существуют свои методы познания мира, поэтому будьте бдительны, но старайтесь разглядеть в своей крохе, что именно ей свойственно и что будет максимально способствовать развитию малыша.
Речь ребенка развивается постепенно, поэтому не нужно ждать от него сложных предложений уже ко второму году жизни. Наоборот, первое слово ребенка вы, скорее всего, не поймете. Но это совершенно нормально: логопеды говорят, что на этом этапе достаточно отдельных слогов или звуков, в которых будет угадываться предмет, другой человек или описание явления. В возрасте одного года дети должны знать полтора-два десятка слов. Имеется ввиду, что это не полноценные «слова», а отдельные звукоподражания или слоги.
Во сколько дети начинают говорить, зависит как от природы, так и от воспитания, данного родителями. Первое слово ребенок произносит примерно в 7-8 месяцев или чуть позже. Естественно, это будет не самостоятельное слово, а только слог или пара повторяющихся слогов. Неслучайно ребенок, как правило, первым всегда произносит слово «мама». Во-первых, мама – это самый близкий ему человек, с которым он проводит большую часть времени. Во-вторых, слово «мама» содержит два простых и одинаковых слога, и произносится легче всего.
Когда ребенку исполнится один год, он должен знать около 8 слов, после чего его словарный запас будет увеличиваться. Важно понимать, что ребенок должен не просто произносить слова, а делать это осознанно. Именно «привязка» слов к конкретному объекту или ситуации и отличает разумного человека от животных. Распознать это довольно просто: если ребенок произносит одни и те же слоги (пусть и не очень внятные) только при определенных обстоятельствах – значит, развитие идет правильно.
Родители должны развивать в ребенке умение говорить. К сожалению, многие из них делают все наоборот, когда пытаются подстроиться под ребенка и тоже начинают коверкать слова – проще говоря, сюсюкаются с ним. Делать этого ни в коем случае нельзя, так как с самого начала следует обучать ребенка правильному произношению. С другой стороны, добиваться красивой речи в таком возрасте еще рано, поэтому наилучший вариант для родителей – произносить слова самостоятельно, но так, чтобы ребенок связывал слово с объектом. Например, спросите его «где кошка?», чтобы он показал пальцем на домашнее животное.
К двум годам у ребенка появляется фразовая речь: это значит, что он должен уметь связывать два-три слова друг с другом, даже если они будут лепетными. Когда ребенок начинает строить более сложные предложения, его словарный запас достигает трехсот слов. Если ребенок не говорит в 2 года, это становится серьезным поводом для обращения к врачу.
После трех лет дети активно используют в речи прилагательные и предлоги, а к пяти годам их речь становится совсем понятной для всех взрослых, а не только для родителей. В этом возрасте ребенок начинает задавать много вопросов, интересуясь окружающим миром, а взрослые должны отвечать на них, а не отмахиваться от своих детей.
Более того, родителям следует стимулировать в детях тягу к знаниям и всячески развивать их речь. Нужно не только отвечать на вопросы детей, но и задавать им свои вопросы – например, просить поделиться впечатлениями от прогулки. Нельзя запрещать детям играть или общаться с другими детьми. Также рекомендуется ежедневно читать ребенку книги в соответствии с его возрастом, а также слушать с ним музыку, петь и танцевать. Все это способствует гармоничному развитию ребенка, а не только развитию речевых центров.
Когда ребенок не говорит в 2 года простейшие фразы из 2-3 слов, нужно обратиться к логопеду и неврологу. На задержки речевого развития влияют не только патологии органов речевого аппарата, но и неврологические нарушения. Логопед проведет тесты для выявления проблем с речью и назначит специальные упражнения. Родители под руководством логопеда вполне могут обучиться им, чтобы заниматься с детьми дома самостоятельно. Самое главное в этой ситуации – не затягивать с приемом у специалиста и ежедневно выполнять корректирующие упражнения.
«мама» или «папа»? – Развитие ребенка
Как только в семье рождается ребенок, родители с нетерпением ожидают, когда он произнесет первое слово, и гадают, какое слово он скажет первым: «мама» или «папа».
Светлана, мать двоих детей, вспоминает, как ее младший сын произнес свое первое слово:
«Уже около двух месяцев Саша издавал различные звуки, привлекая наше внимание. И вдруг он отчетливо произнес этот простое слово. «Мама». И мое сердце затрепетало.
Мы с мужем были в это время в комнате и одновременно воскликнули: «Боже, он сказал «мама»?»
Но наше воодушевление пропало так же быстро, как и появилось. Саша никогда больше не говорил «мама» или «папа». Казалось, что, сказав первое слово, он стал двигаться в противоположном направлении. Когда я или муж входили в комнату, он лепетал что-то типа «папапапапа». Вряд ли он вкладывал какое-то значение в свой лепет, но муж думал, что сын говорит «папа», и это ему очень нравилось.
В последнее время среди психологов возникают некоторые споры по поводу того, можно ли считать первые слова с повторяющимися слогами («папа» или «мама»), которые ребенок обычно говорит в возрасте 7-8 месяцев, полноценными словами. Психологи утверждают, что их нельзя назвать словами, если они не произнесены намеренно, а это происходит обычно уже после года.
Исследование американских ученых показало, что чаще всего первым словом у детей является «папа», а следом за ним – «мама». При этом дети уже с 6 месяцев могут понимать значение этих слов и различать фигуры отца и матери, хотя выговорить эти слова еще не могут на протяжении одного-двух месяцев.
К такому выводу ученые пришли после того, как в ходе исследования они показывали детям в возрасте полугода фотографии родителей и произносили слова «мама» и «папа», предлагая связать слово с определенной картинкой. Дети без труда справлялись с таким заданием.
Таким образом, можно подумать, что первые слова ребенка вполне осмыслены. Однако ученые не спешат соглашаться с этим утверждением. С точки зрения фонетики, произнести звукосочетания «мама» проще, чем «папа»: в первом случае нужно просто открывать и закрывать рот с небольшим усилием, а произношение звука «п» требует большего усилия. Однако в целом произношение этих звукосочетаний требует всего лишь напряжения обеих губ и голоса. Поэтому многие отцы готовы поверить, что простое сочетание звуков, которое произносит ребенок, не вкладывая в него смысла, является его первым словом. Для произношения других звуков требуется большая работа голосового аппарата, поэтому ребенок говорит другие слова уже позже, когда намеренно прилагает для этого усилия.
Другой возможной причиной того, что дети чаще произносят слово «папа» первым, может быть то, что они больше времени проводят с мамой, которая чаще побуждает ребенка произносить слово «папа» (например, когда папа приходит домой с работы.).
Также психологи предполагают, что в условиях, когда у ребенка еще слишком ограничен словарный запас, он использует звукосочетание «папа» в любой непонятной ситуации.
И, конечно же, если первым словом ребенка является «папа», это совершенно не означает, что он любит папу больше, чем маму.
Когда младенцы говорят свое первое слово? | Блог для родителей | Babocush
После нескольких месяцев вокализации и лингвистических экспериментов, от воркования до рычания и напевных комбинаций гласных и согласных, ваш ребенок, скорее всего, произнесет свои первые слова. К восьми месяцам ваш ребенок, скорее всего, будет складывать воедино звуки «ма-ма» и «да-да», не зная, что они обозначают. Но это веха в развитии, которая кажется волшебством, когда эти звуки начинают превращаться в слова со смыслом.
Когда дети начинают говорить?
В возрасте от 9 до 14 месяцев дети начинают говорить, т. е. пытаются выражаться осмысленным языком. Некоторые дети не произносят узнаваемое слово, пока им не исполнится 18 месяцев, в то время как другие начинают общаться словами или звуками слов уже в 7 месяцев («ба-ба» для до свидания, бутылка или мяч; «да » или «да-да» для собаки, папы или куклы). Младенцам кажется, что «да-да» произносить гораздо проще, чем «ма-ма», поэтому не удивляйтесь, если первое «настоящее» слово вашего ребенка будет о папе (или домашней собаке).
Как научить ребенка говорить
Восприимчивый язык, или знание отдельных слов и их значений, является первым шагом в овладении языком. Начиная с младенчества, новорожденные обращают большое внимание на окружающие их слова и звуки и учатся расшифровывать их значение. Ваш ребенок, скорее всего, усвоит отдельные слова, такие как собственное имя, имена других людей и знакомые предметы, к шести месяцам. Они начнут изучать создание собственных звуков после нескольких месяцев многократного прослушивания знакомых слов, упакованных среди огромного количества звуков, которые они слышат каждый день. Все это приближает вашего малыша к тому, чтобы сказать свое первое слово..
Много разговаривайте с ребенком — это лучший способ побудить его произнести первые слова, он будет охотно реагировать на ваши голосовые сигналы. Когда вы одеваете своего ребенка, готовите ужин или идете по улице, рассказывайте о своем дне, описывая, что вы делаете. Произносить названия вещей и людей. Читать ребенку, указывая на предметы и их названия на картинках, которые он видит, — хорошая идея. Задавайте им вопросы, участвуйте в односторонних диалогах и будьте внимательны, если они ответят. Когда они заговорят, улыбнитесь, установите зрительный контакт и покажите, что вы внимательны. Ваш интерес вдохновит вашего малыша, и он захочет пробовать снова и снова.
Другие способы побудить вашего ребенка говорить:
- Говорите медленно и четко, концентрируясь на отдельных словах. Если вы замедлитесь, когда листаете книжку с картинками, или описываете, что вы делаете, когда кладете книгу обратно на полку, это помогает вашему ребенку понять и сосредоточиться на определенных словах.
- Вместо местоимений используйте имена. Вместо того, чтобы использовать сокращенное местоимение, когда это возможно, называйте человека, о котором вы говорите: «Это мамин кофе» или «Вот медвежонок Сары» — это и проще, и ребенку легче понять.
- Пой стихи и песни. Детские стишки и песенки учат вашего ребенка важным языковым навыкам с помощью простых ритмов и забавных повторений.
- Повторение — ваш лучший союзник. Говорить дважды, петь одни и те же песни снова и снова, каждый раз показывать на один и тот же цветочный горшок, проходя мимо него на улице… все это повторение, как бы скучно оно ни казалось вам, невероятно интересно вашему ребенку, потому что это помогает укрепить ваше растущее понимание того, как конкретный звук связан с конкретной вещью.
О чем не стоит беспокоиться
Когда дело доходит до речи, определение «нормального» — это движущаяся цель. Уже в 7 месяцев ваш ребенок может начать использовать звуковые слова, такие как «ми» для «молока» или «дат» для «это» (например, «Я хочу это!»). В качестве альтернативы, ваш ребенок может не начать произносить слова или произносить слова, пока ему не исполнится 18 месяцев. Каждый ребенок развивается со своей скоростью.
Что ждет ребенка дальше
Ваш ребенок научится понимать слова задолго до того, как произнесет свои первые слова, но понятия и указания займут немного больше времени. Большинство малышей могут начать выполнять простые команды примерно в свой первый день рождения (а часто и раньше), но только если команды даются шаг за шагом. Примерно к 18 месяцам словарный запас вашего малыша, вероятно, увеличится, и к двум годам он сможет составить предложение.
Блоги по теме:
Как долго спят новорожденные?
Как купать новорожденного
Мама или папа? Что дети говорят первыми и почему @ Dr. Deborah MacNamara
Приложение | Детские | Язык | Воспитание | Дошкольники
Когда малыши начинают ворковать и булькать, родители внимательно слушают, ожидая волшебных звуков, которые они хотят услышать – своего имени. Но кто на первом месте, мама или папа? Несмотря на то, что среди родителей есть место для спекуляций, исследования показывают, что есть явный победитель.
Лингвисты продолжают спорить о том, труднее ли произнести букву D, чем букву M, но Хизер Гоуд, профессор Университета Макгилла, твердо стоит на стороне папы. Она утверждает, что D труднее произносить из-за необходимости жеста языка.
Но трудность это или нет, первый человек, которого узнает ребенок, оказывается не тем, кем его обычно считают.
Кросс-культурные исследования первых слов ребенка показывают, что явным победителем является Дада. Тардиф и его коллеги нашли в более чем 900 младенцев в возрасте от 8 до 16 месяцев из домов, говорящих на английском, кантонском и мандаринском языках, Дада был наиболее частым первым идентифицированным человеком. Мама не сильно отстает, но это наводит на вопрос, почему в смешанных семьях папа, кажется, стоит на первом месте?
Матерей часто удивляет и смущает то, что «дада» — это первое «человеческое слово», которое произносит ребенок, особенно если они долгое время находились с ними дома. Но не бойтесь — это не то, что вы думаете. Причина, по которой мама обычно следует за папой, заключается в том, что ей 9 лет.0057 не первое лицо младенец видит отдельно от них.
Чтобы понять это, нам нужно поместить эти слова в контекст развития. Инстинкты застенчивости у ребенка начинают проявляться в идеале в возрасте 6-7 месяцев. В это время они продемонстрируют явное предпочтение основного опекуна. В возрасте от 8 до 9 месяцев они в идеале будут на пути к демонстрации постоянства объекта, а это означает, что они понимают, что если кто-то уходит, они также могут снова появиться. Младенцы в этом возрасте также начинают понимать причинно-следственную связь, то есть они видят, что своими действиями они влияют на мир. Например, они начинают понимать, что их воркование может привлечь родителей так же, как и их крики. Это важно, поскольку процесс именования идет. Чтобы ребенок начал называть вещи, предметы должны принять более постоянную форму.
Но почему сначала Дада?
Когда матери являются основной привязанностью, младенцы все еще довольно привязаны к ним в первый год жизни. Первая разлука, которую они видят от себя, это их отец . Дада обычно является первым человеком, которого они идентифицируют за пределами связи матери и ребенка.
Мама обычно следует за папой по пятам и указывает, что ребенок начинает использовать слова для обозначения постоянных объектов в своей жизни. Это указывает на маленькое чудо развития, ребенок рождается как отдельное, уникальное существо.
Способность назвать отдельного человека и увидеть его как уникальное существо является достижением развития .Способность различать папу и маму свидетельствует о зарождающемся сложном я, но к трем годам можно услышать еще более особое местоимение — «Я» или «Я».
Трехлетние дети часто непреклонны в том, что вы называете их предпочтительным именем, например: «Я не твой милый, я Мэтью!» Они совершенно уверены, что могут «сделать это САМИ», как бы предупреждая нас о том, что действительно сформировалось отдельное существо, которое находится на пути к реализации своей воли.
Траектория развития имен у маленького ребенка показывает, сколько времени требуется, чтобы он психологически вырос как отдельная личность. В первые три года жизни более 100 миллиардов клеток мозга сформируют 1000 триллионов связей, что позволит им соединить кусочки своего мира в единое целое и сформировать свой рассказ.
Одним из самых замечательных событий первых трех лет жизни является то, как они начинают расти как отдельные личности и начинают развивать свои собственные идеи, предпочтения, желания и намерения.
Хотя это может начинаться с Дада, произношение «я» указывает на рождение психологического «я». В течение следующих двух-трех лет «я» будет продолжать развиваться по мере того, как ребенок осмысливает свой мир и находит для него свои собственные слова и значения. Требуется время, чтобы вырастить отдельное «я», и это должно быть главной заботой ребенка в возрасте от 3 до 6 лет, создавая таким образом видимость погружения в себя. Ребенку нужно время, чтобы развиться как целостная личность, и это достигается сосредоточением внимания на себе, управляемом инстинктами, эмоциями и развитием мозга, которое происходит в настоящее время.
В возрасте от 5 до 7 лет рост мозга в идеале должен позволять ребенку рассматривать две отдельные точки отсчета одновременно. Это означает, что они смогут учитывать свои собственные потребности, а также потребности других людей при взаимодействии с ними. Теперь «я» может перейти к «МЫ», и маленький ребенок начинает развиваться как социальное существо. В это время они должны быть в состоянии лучше вести себя в социальной среде и с большей вероятностью соответствовать социальным ожиданиям в отношении поведения и производительности.
Рождение ребенка как социального существа зависит от того, как он сначала раскрывается как отдельная личность. Эти волшебные слова в возрасте около 3 лет — «Я ДЕЛАЮ» — указывают на то, что все идет полным ходом. Хотя Дада — первый человек, которого ребенок обычно идентифицирует в своей жизни, это только начало. Это начало пути к пониманию того, кто они такие, и возможности использовать их слова, чтобы делиться своим опытом с другими.
Доктор Дебора Макнамара — автор бестселлера «Отдыхай, играй, развивайся: смысл дошкольников» (или тех, кто ведет себя как один).