3 Мотивации. Классификация мотиваций, механизм их возникновения
Мотивация — вызванное той или иной потребностью эмоционально окрашенное состояние организма, избирательно объединяющее нервные элементы различных уровней мозга. На основе мотиваций формируется поведение, ведущее к удовлетворению исходной потребности.
Проблема мотивации занимает ведущее место среди других фундаментальных проблем высшей нервной деятельности. Если еще в середине нашего столетия мотивации находились целиком в сфере научных интересов психологов, то в последние годы мотивации стали предметом пристального исследования физиологов. В изучении мотиваций наметился значительный прогресс. Традиционный поведенческий и электрофизиологический подходы все активнее соединяются с изучением молекулярных механизмов мотиваций. Серьезному исследованию подверглись социальные мотивации человека.
КЛАССИФИКАЦИЯ МОТИВАЦИЙ
Различают биологические и социальные мотивации.
Биологические мотивации, они же основные влечения, или низшие, простые, первичные мотивации.
Ведущими биологическими потребностями являются: 1) пищевая потребность, характеризующаяся уменьшением в организме уровня питательных веществ; 2) питьевая потребность, связанная с повышением осмотического давления; 3) температурная потребность — при изменении температуры тела; 4) половая потребность etc.
Поскольку общие потребности организма многопараметренны, животные могут одновременно испытывать несколько потребностей. Однако всегда имеется ведущий параметр общей метаболической потребности — доминирующая потребность, наиболее важная для выживания особи или ее рода, которая строит поведенческий акт, направленный на ее удовлетворение.
Социальные мотивации, они же высшие, или вторичные, строятся на основе врожденных биологических мотиваций путем общения индивидуумов со средой обитания, родителями и окружающими их живыми существами, а у человека — и с социальной средой. В формировании социальных мотиваций значительное место принадлежит воздействию различных факторов внешней среды, обучению и, следовательно, механизмам памяти. Все эти факторы могут значительно изменить природу лежащих в основе социальных биологических мотиваций. Достаточно сравнить голод животного с голодом воспитанного человека. В отличие от животного, которое будет использовать все свои биологические, в основном физические, способности для удовлетворения потребности пищи, голодный человек может долго стоять перед заполненной самыми привлекательными явствами витриной магазина, не производя никакого правонарушающего действия. На основе воспитания удовлетворение пищевых, половых и других биологических потребностей у человека, как правило, приурочено к определенному месту и времени.
Социальные мотивации человека, такие как стремление к образованию, определенного рода профессии, предметам искусства, литературы и быта, в отличие от биологических мотиваций также формируются в процессе общественного воспитания. Они обусловливаются общественными нормами морали и права и соответствующими законодательствами, присущими любому общественно-экономическому строю.
Как биологические, так и социальные мотивации определяют практически все формы выраженной целенаправленной деятельности живых существ, строящейся на основе иерархии различных биологических и социальных потребностей. Ведущая в биологическом или социальном плане потребность становится доминирующей, остальные выстраиваются по отношению к ней в определенной иерархической зависимости. После удовлетворения ведущей потребности доминирующей становится другая, наиболее важная в биологическом или социальном значении потребность etc. В формировании мотиваций и их иерархической смене ведущую роль играет принцип доминанты, сформулированный А.
А. Ухтомским.Ниже будут рассмотрены свойства и механизмы биологических мотиваций. Социальные мотивации человека являются предметом курса психологии.
ОБЩИЕ СВОЙСТВА БИОЛОГИЧЕСКИХ МОТИВАЦИЙ
Биологические мотивации характеризуются рядом общих свойств.
ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ДЕТЕРМИНИРОВАННОСТЬ
Биологические мотивации, будучи тесно связанными с метаболическими потребностями организма, строятся на основе врожденных, генетически детерминированных механизмов. Их проявление не требует обучения, так как определяется активностью специальных генов, созревающих или освобождающихся от тормозных влияний на определенных стадиях онтогенетического развития. При этом в качестве основных факторов ресупрессии генетического аппарата выступают в первую очередь различные метаболические потребности и те информационные молекулы, которые эти потребности сопровождают.
СООТНОШЕНИЯ ВНУТРЕННИХ И ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ
Непосредственной причиной биологических мотиваций являются преимущественно раздражители внутренней среды, связанные с изменением различных показателей гомеостаза, определяющих нормальное течение обменных процессов в организме, например, уровня питательных веществ, осмотического давления, состояния половых клеток, различных гормонов etc. Эти в различной степени выраженные изменения тех или иных метаболических показателей, будучи в значительной степени гуморальными изменениями, выступают в роли исходных стимулов биологических мотиваций.
Наряду с этим биологические мотивации могут активироваться или, наоборот, тормозиться специальными внешними «ключевыми» или «освобождающими» факторами внешней среды, например, видом или запахом противника или полового партнера, пищи или других удовлетворяющих различные потребности раздражителей. Например, накормленная обезьяна-самец может спокойно дремать в клетке, но поведение животного резко активизируется, если в клетку впускают рецептивную самку. Ее вид, запах и другие раздражители стимулируют у самца половую мотивацию. Вместе с тем следует иметь в виду, что в основе мотиваций, вызываемых внешними стимулами, всегда лежат врожденные, наследственно обусловленные внутренние механизмы. Например, агрессии способствуют определенные изменения нервных центров под влиянием нейрогормонов адреналина и норадреналина, половым реакциям — первичное воздействие половых гормонов на нервные клетки etc.
Соотношение внешних и внутренних факторов в возникновении биологических мотиваций в разных условиях может меняться. Например, голод в одних случаях стимулируется первичными метаболическими изменениями внутри организма, в других — видом или запахом аппетитно приготовленной пищи.
Биологические мотивации нередко относятся к разряду сложных безусловных рефлексов, или инстинктов. Вместе с тем биологические мотивации в отличие от рефлекторных реакций на внешние стимулы представляют такую форму деятельности, когда животные и человек, стимулируемые внутренними потребностями или окружающими факторами, направленно ищут специальные внешние раздражители. Именно настойчивый поиск отличает мотивационные реакции от рефлекторных.
4В слизистой оболочке рта сосредоточено множество рецепторов, воспринимающих всевозможные раздражения внешней и внутренней среды.
Раздражение рецепторов полости рта нередко вызывает реакции в сердце, органах пищеварения, эндокринных железах и других органах, изменяя их деятельность. В свою очередь, при заболеваниях внутренних органов и систем организма могут возникать патологические симптомы в полости рта. Это обусловлено тем, что полость рта и лицевая область являются эффекторным полем обратного влияния «патологических» рефлексов с внутренних органов. Взаимосвязь органов полости рта с внутренними органами имеет не только рефлекторную, но и гуморальную природу.
Афферентация с рецепторных образований слизистой оболочки рта и зубов формирует восходящее влияние на различные отделы нервной системы. Это обусловлено наличием тесных анатомо-физиологических взаимосвязей центральных образований тройничного нерва, иннервирующего органы и ткани полости рта, и ретикулярной формации ствола головного мозга.
При заболеваниях зубов и других органов челюстно-лицевой области, афферентная импульсация значительно возрастает, что приводит к генерализованному распространению возбуждения. Иррадиация возбуждения, наступающая при очень сильной зубной боли (например, при пульпитах), приводит к тому, что человек не в состоянии бывает ее локализовать, т. е. указать больной зуб.
Билет 8
Классификация мотиваций
9.05.2011
Различают биологические и социальные мотивации.
Биологические мотивации, они же основные влечения, или низшие, простые, первичные мотивации. Они направлены на удовлетворение ведущих биологических потребностей индивидуумов по сохранению их вида или рода. К ним относятся мотивации голода, жажды, страха, агрессии, половые влечения, различные родительские, в частности материнские, температурные и другие влечения. Близко к этой группе мотиваций примыкают так называемые позывы, например к мочеиспусканию и дефекации.
Ведущими биологическими потребностями являются:
- пищевая потребность, характеризующаяся уменьшением в организме уровня питательных веществ;
- питьевая потребность, связанная с повышением осмотического давления;
- температурная потребность — при изменении температуры тела;
- половая потребность и др.
Можно одновременно испытывать несколько потребностей, однако всегда имеется ведущий параметр общей метаболической потребности — доминирующая потребность, наиболее важная для выживания особи, или ее рода, которая строит поведенческий акг, направленный на ее удовлетворение.
Социальные мотивации — они же высшие, или вторичные, строятся на основе врожденных биологических мотиваций путем общения индивидуумов со средой обитания, родителями и окружающими их живыми существами, а у человека — и с социальной средой. В формировании социальных мотиваций значительное место принадлежит воздействию различных факторов внешней среды, обучению, механизмам памяти. На основе воспитания у человека удовлетворение пищевых, половых и других биологических потребностей приурочено к определенному месту и времени.
Социальные мотивации человека формируются в процессе общественного воспитания, обусловливаются нормами морали и права и соответствующим законодательством, присущим любому общественно-экономическому строю.
Как биологические, так и социальные мотивации определяют практически все формы выраженной целенаправленной деятельности живых существ, строящейся на основе иерархии различных биологических и социальных потребностей.
После удовлетворения ведущей потребности доминирующей становится другая, наиболее важная в биологическом или социальном значении потребность.
Ключевые слова: Мотивация
Материалы по теме |
---|
Мотив и мотивация: признаки, виды, законы Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное… |
Проблема развития мотивационной сферы личности … |
Сущность и классификация теорий мотивации Менеджмент. Введение в профессию : учебное пособие / В.В. Бондаренко, В.А. Юдина. — М. :… |
Потребностно мотивационная сфера личности Рогов Е.И., Общая психология. Курс лекций |
Теории мотивации труда Зоткин Н.В., Общая психология |
Гуманистические теории мотивации Тертель А.Л., Психология. Курс лекций |
Формы стимулирования труда работников Петрушин В.И., Психология менеджмента |
Понятие мотивационной сферы личности … |
Классификация мотивации — Точка назначения
Психология
Статья
Мотивация часто понимается как цикл, в рамках которого мысли влияют на поведение, действие влечений влияет на мысли, а также цикл начинается снова. Каждая стадия цикла состоит из многих измерений, включая отношения, убеждения, намерения, усилия и уход, которые могут влиять на мотивацию личного опыта. Большинство психологических теорий считают, что мотивация существует исключительно внутри личности, но социокультурные теории выражают мотивацию как результат участия в действиях и деятельности в культурном контексте социальных групп.
Мотивацию можно разделить на два разных типа.
- Внутренняя мотивация
- Внешняя мотивация
Оба вида мотивации в равной степени участвуют в повседневной жизни человека, и между ними есть основные сходства и различия.
Внутренняя мотивация: Внутренняя мотивация означает, что мотивационные стимулы человека исходят изнутри. У человека есть желание выполнить выбранную задачу, потому что ее результаты соответствуют его / ее системе убеждений или исполняют желание, и поэтому этому придается большое значение.
Исследования показали, что похвала повышает внутреннюю мотивацию, так же как и положительные отзывы сотрудников. Но все должно быть в меру. Если мы переусердствуем с чем-то из этого, высока вероятность того, что человек потеряет мотивацию.
Потребности или причины, которые приводят к внутренней мотивации:
- Автономия: потребность иметь полный контроль над собственной жизнью.
- Родственность: потребность поддерживать дружеские отношения или связь с другими.
- Компетентность: потребность быть лучшим и/или добиваться успеха.
С внутренними стимулами трудно работать. В самом классе или на рабочем месте разные люди будут/могут потребовать разных подходов. Воспитание внутренней мотивации — длительный процесс, требующий особого подхода. Внутренняя мотивация длится длительное время и редко приводит к более высокому уровню успеха.
Внутренняя мотивация исходит из желания реализовать или достичь цели. Преследование задач и целей становится проще и приятнее, когда человек внутренне мотивирован для достижения конкретной цели, потому что человек больше интересуется обучением, а не достижением цели. Преимущество (по сравнению с внешней мотивацией) заключается в том, что внутренние мотиваторы могут быть длительными, самоподдерживающимися и приносящими удовлетворение. Предполагается, что внутренние мотиваторы связаны с повышенным чувством вознаграждения и, таким образом, могут поддерживать субъективное благополучие.
Внешняя мотивация: Внешняя мотивация означает, что мотивационные стимулы человека исходят извне. Другими словами, наши желания выполнить задачу контролируются внешним источником. Обратите внимание, что хотя стимулы поступают извне, результаты выполнения задачи все равно будут вознаграждены для человека, выполняющего задачу.
Обычно внешняя мотивация используется для достижения результатов, которые человек не смог бы получить с помощью внутренней мотивации. Распространенными внешними мотивами являются вознаграждения (например, деньги или оценки) за проявление желаемого поведения и угроза наказания за плохое поведение.
Внешняя мотивация носит внешний характер. Самая известная и самая обсуждаемая мотивация – это деньги. Потребности или причины, которые приводят к внешней мотивации (и не ограничиваются ими):
- Деньги
- Похвала
- Соревнование
- Угроза наказания
Внешняя мотивация часто возникает мгновенно, как только субъект понимает преимущества выполнения определенных действий. Это произойдет только в течение ограниченного периода времени, и человек перестанет выполнять действия после применения наказания или вознаграждения. Внешние стимулы будут использоваться для мотивации всей группы, что повысит производительность на рабочем месте или создаст лучшую учебную среду в классах.
Простейшее различие между внешней и внутренней мотивацией заключается в типе причин или целей, которые приводят к действию. В то время как внутренняя мотивация относится к тому, чтобы делать что-то, потому что это по своей сути интересно или приятно и приносит удовлетворение, внешняя мотивация относится к тому, чтобы делать что-то, потому что это приводит к отдельному результату. Таким образом, внешняя мотивация противопоставляется внутренней мотивации, которая заключается в выполнении деятельности просто для удовольствия от самой деятельности, а не из-за ее инструментальной ценности.
Как внутренняя, так и внешняя мотивация имеют свои преимущества и недостатки. Трудно сказать, какой из них более выгоден, потому что это во многом зависит от обстоятельств, а также от мотивации людей. Применяемые методы различны, продолжительность времени, необходимая для каждого типа мотивации, различна, а затем и результаты. Однако в основе своей основная цель обеих разновидностей мотивации остается одинаковой.
Источники информации:
- Psychestudy.com
- Leadership-central.com
- Wikipedia
Поделитесь на Facebook
. 70003. Методы изменения поведения, используемые в вмешательствах на основе теории самоопределения в контексте здоровья
Резюме
В то время как данные свидетельствуют о том, что вмешательства, основанные на теории самоопределения, эффективны в мотивации принятия и поддержания поведения, связанного со результаты, мотивационные методы, которые составляют содержание этих вмешательств, не были всесторонне идентифицированы или описаны. Цель настоящего исследования заключалась в разработке системы классификации техник, включающих в себя интервенции теории самодетерминации, с удовлетворением психологических потребностей в качестве организующего принципа. Методы-кандидаты были определены в результате всестороннего обзора …
Подробнее >Хотя данные свидетельствуют о том, что вмешательства, основанные на теории самоопределения, эффективны в мотивации принятия и поддержания поведения, связанного со здоровьем, а также в продвижении адаптивных психологических результатов, мотивационные методы, составляющие содержание этих вмешательств, не были всесторонне идентифицированы. или описал. Цель настоящего исследования заключалась в разработке системы классификации техник, включающих в себя интервенции теории самодетерминации, с удовлетворением психологических потребностей в качестве организующего принципа. Методы-кандидаты были определены посредством всестороннего обзора вмешательств теории самоопределения и номинации экспертами. Исследовательская группа разработала предварительный список методов-кандидатов, сопровождаемый ярлыками, определениями и описанием функций каждого из них. Каждая техника была согласована с наиболее тесно связанным конструктом удовлетворения психологической потребности (автономия, компетентность или связанность). Используя итеративную процедуру консенсуса экспертов, участвующие эксперты (N = 18) оценили каждую технику из предварительного списка на предмет избыточности, существенности, уникальности и предполагаемой связи между техникой и базовой психологической потребностью. Процедура произвела окончательную классификацию 21 метода мотивации и изменения поведения (MBCT). Также были проверены дублирования между окончательными MBCT и методами из существующих таксономий методов изменения поведения. Система классификации является первой формальной попыткой систематизировать методы вмешательства теории самоопределения. Ожидается, что классификация повысит согласованность описаний вмешательств, основанных на теории самоопределения, в контексте здоровья и поможет в синтезе данных о вмешательствах, основанных на этой теории.