Какими по вашему мнению качествами должен обладать ученый: Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать настоящий учёный? Какие качества вы хотели бы развить в себе?

Содержание

Тема №15099 Подготовьте сообщение о каком-либо открытии. Какими, по вашему мн


Тема №15099

Поиск задачи:

На этой странице вы рассмотрите вопрос №15099: Подготовьте сообщение о каком-либо открытии. Какими, по вашему мнению, качествами должен обладать учёный? из предмета История, в предложенной теме также освящены и другие вопросы по История. Если у вас появились новые вопросы, спрашивайте в комментариях.


Подготовьте сообщение о каком-либо открытии. Какими, по вашему мнению, качествами должен обладать учёный?

Чарльз Дарвин шёл к своему открытию долгие годы. Он путешествовал на корабле английского военно морского флота, на котором совершил кругосветное путешествие и сделал как натуралист множество наблюдений, ведь плавание продолжалось пять лет. Например, на Галапагосских островах (в Тихом океане) он изучал вьюрков. Он заметил, что при примерно одинаковой форме тела множество видов вьюрков обладают разной формой и размером клюва. Он предположил, что они произошли от одного предка, но со временем развитие разделило их на разные виды. Вернувшись, он стал изучать селекцию домашних животных, на основе которой появляются новые породы. Особенно интересовали его голуби. Самые разные расцветки этих птиц люди получали, выбирая из потомства только особей с нужными ими качествами. Дарвин предположил, что то же самое делает и природа: отбирает нужные ей качества и давая возможность организмам только с этими качествами оставлять потомство. Выводы он закрепил на примере растений. Таким образом родилась эволюционная теория Дарвина, которую он опубликовал в 1859 году. Но это был не конец истории. Далее Дарвину пришлось до конца жизни выдерживать жесточайшую полемику с противниками своей теории.

Чарльз Дарвин умел собирать материал, делать из него выводы, до которых не додумались другие, знал, как подтвердить эти выводы. У него было трудолюбие для разработки его теории, решимость для её публикации, упорство для её отстаивания и достаточное время жизни для проявления вышеперечисленных качеств. Именно это, по-моему, нужно первооткрывателям (хотя универсального набора качеств, характерных для них всех, полагаю, не существует).


Категория: История | Добавил: Просмотров: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Образ ученого в представлениях учащейся молодежи Калмыкии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

СОЦИОЛОГИЯ

ЛИДЖИ-ГОРЯЕВА С.Э., ОЧИРОВА Л.С., ОКОНОВ Б.А., СПИРИДОНОВА Л.Ю., УНКУРОВ Э.Ю.,

ХАШАЕВА А.Б.

ОБРАЗ УЧЕНОГО В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ КАЛМЫКИИ

Аннотация: В настоящей статье изложены материалы проведенного впервые в Калмыкии социологического исследования по выявлению представлений учащейся молодежи о науке и научной деятельности. Что такое наука и научная деятельность для молодых людей? Видят ли себя сегодняшние выпускники в этой сфере жизнедеятельности?

Ключевые слова: наука, ученый, профессиональные и личностные качества ученого, приоритеты молодежи в сфере трудовой деятельности.

В преддверии дня российской науки социологами Института в январе 2013 г. был проведен массовый опрос 300 выпускников элистинских средних школ, среднеспециальных и высших учебных заведений. Внимание к данному вопросу не случайно: статистические данные по России свидетельствуют о постоянной тенденции старения научных кадров, колоссальной «утечке мозгов». Ситуацию усугубляет и тот факт, что созданию надлежащих материальных условий для развития науки не уделяется должного внимания. Все это, в свою очередь, создает препятствия притоку молодых людей в науку. А научный потенциал страны всегда был стратегически важен. Поэтому, учитывая сложившуюся ситуацию в нашей стране в целом и в регионах, в частности, очень важно выявить отношение современной учащейся молодежи к науке и научной деятельности.

Цель исследования — выявить отношение учащейся молодежи Калмыкии к науке как сфере профессиональной деятельности.

Выпускникам школ и студентам было предложено ответить на несколько открытых и закрытых вопросов. На вопрос: «По Вашему мнению, в каком состоянии находится сегодня в нашей стране наука?» —

были получены следующие ответы (см. диаграмму 1).

Диаграмма 1

По Вашему мнению, в каком состоянии находится сегодня в нашей стране наука? (в %)

Науке не уделяется должного внимания на уровне государства. Исследователям приходится прибегать к помощи частных фондов, грантов и пр.

Наука успешно развивается и поддерживается государством

Наука находится в бедственном положении

Затрудняюсь ответить

Другое

0 10 20 30 40 50 60

]°’7

11,6

24

54,8

9

Е

Более половины опрошенных молодых людей (54,8%) считают, что науке в настоящее время не уделяется должного внимания на уровне государства, и исследователям приходится прибегать к помощи частных фондов, грантов и пр. Кроме того, по мнению еще 11,6%, наука вообще находится в бедственном положении. Иначе говоря, две трети (66,4%) опрошенных придерживаются мнения, что науке не уделяется должного внимания, и она находится в бедственном положении в нашей стране.

Тех, кто считает, что наука успешно развивается и поддерживается государством, оказалось около четверти (24,9%).

Каждый двенадцатый (8%) затруднился ответить на данный вопрос. Мнение молодого поколения на данный вопрос в зависимости от уровня образования выглядит следующим образом (см. диаграмму 2).

Диаграмма 2

По Вашему мнению, в каком состоянии находится сегодня в нашей стране наука?

поддерживается на уровне положении

государством государства

□ Выпускники школ □ Выпускники ссузов □ Выпускники вузов

Как видно из полученных данных, несколько более позитивно оценивают современное состояние науки выпускники вузов республики.

Полагают, что науке не уделяется должного внимания на уровне государства большинство опрошенных выпускников школ (61,6%) и ссузов (57,5%). А из выпускников вузов такое мнение разделяют менее половины опрошенных (43,8%).

Гендерный анализ показал, что мнение юношей и девушек по данному вопросу практически совпадает (см. диаграмму 3). Четверть как юношей (24 %), так и девушек (25 %) считают, что наука успешно развивается и поддерживается государством. Утверждение, что науке не уделяется должного внимания на уровне государства отметили более половины юношей (52%) и девушек (56,9%).

Диаграмма 3

По Вашему мнению, в каком состоянии находится сегодня в нашей стране наука?

Распределение ответов в зависимости от пола, в %

Наука успешно Науке не уделяется Наука находится в Другое Затрудняюсь

развивается и должного внимания бедственном ответить

поддерживается на уровне положении

государством государства

Юноши □ Девушки

Согласны, что наука находится в бедственном положении, каждый шестой молодой человек (15,2%) и каждая одиннадцатая девушка (8,6%).

В целом же большинство опрошенных придерживаются той точки зрения, что науке не уделяется должного внимания на современном этапе, и она находится в бедственном положении в нашей стране.

Для выявления мнения выпускников учебных заведений о престижности быть ученым и заниматься наукой был задан следующий вопрос: «В целом, как Вам кажется, сегодня в России престижно или непрестижно быть ученым, заниматься наукой?» (см. диаграмму 4).

Диаграмма 4

Мнения представителей молодого поколения по этому вопросу разделились следующим образом: большая часть учащейся молодежи (40,6%) считает, что наукой заниматься престижно; более трети (36,7%) высказали противоположную точку зрения по этому вопросу; каждый пятый (22,7%) затруднился ответить на данный вопрос. Таким образом, вопрос о престижности научной деятельности оказался для выпускников школ и студентов довольно затруднительным и неоднозначным.

Мнения участников опроса о престижности занятием наукой в зависимости от места учебы продемонстрированы в диаграмме 5.

Диаграмма 5

В целом, как Вам кажется, сегодня в России престижно или непрестижно быть ученым, заниматься наукой?

Распределение ответов по месту учебы, в %

□ Престижно □ Непрестижно □ Затрудняюсь ответить

Данные социологического опроса свидетельствует, что по этому вопросу практически полностью совпадают мнения выпускников школ (37,4%) и выпускников вузов (39,3%). Среди учащихся ссузов (44,6%) несколько больше тех, кто считает, что быть ученым и заниматься наукой престижно.

Одинаково более трети опрошенных учащихся в каждом учебном заведении сказали, что быть ученым и заниматься наукой непрестижно. Другими словами, несмотря на то, что для большинства молодых людей заниматься наукой, быть ученым престижно, для них самих сфера научной деятельности не является особенно привлекательной.

Выявлена определенная корреляция в ответах на вопрос, престижно или непрестижно быть ученым и заниматься наукой, в зависимости от пола опрашиваемых (см. диаграмму 6).

Диаграмма 6

В целом, как Вам кажется, сегодня в России престижно или непрестижно быть ученым, заниматься наукой?

Распределение ответов в зависимости от пола,в %

50

40

30

20

10

0

47,1

40,8

32

27,2

33,3

19,6

Юноши

Девушки

□ Престижно □ Непрестижно □ Затрудняюсь ответить

По данным исследования видно, что занятие наукой считают престижным больше представительницы женской половины (47,1%), чем мужской (32%). При этом наблюдается большой процент затруднившихся ответить как у юношей, так и у девушек.

Одной из основных задач опроса было определить, кем, в первую очередь, является ученый в представлениях учащейся молодежи. Респондентам было предложено продолжить следующее утверждение: «В Вашем представлении ученый — это…». Получены следующие ответы (см. диаграмму 7).

Диаграмма 7

В Вашем представлении ученый — это…

%

0 10 20 30 40 50 60 70 80

В представлениях подавляющего большинства учащейся молодежи (74,4%) ученый — это, в первую очередь, исследователь. У каждого девятого респондента (11,1%) образ ученого ассоциируется с естествоиспытателем. Каждый, (8,2%) считает, что ученый — это философ. В представлениях некоторых участников опроса (2,3%) ученый — это, прежде всего, преподаватель. Для нескольких респондентов ученый — это учитель.

Опрошенные нами выпускники учебных заведений дали нам и свои определения об ученом: «истинные ученые — это люди, которые открыли или внесли весомый вклад в изобретения, которые полезны обществу»; «человек, который занимается разработкой новых технологий и получает гроши»; «разносторонняя личность: и философ, и исследователь, и преподаватель»; «человек, имеющий определенные знания в определенной науке», «всезнайка», «великий человек», «он совмещает в себе много профессий».

Вне зависимости от места учебы для подавляющего числа участников опроса ученый — это, прежде всего, исследователь (см.диаграмму 8).

Диаграмма 8

В Вашем представлении ученый — это…

Распределение ответов в зависимости от места учебы, в %

□ Выпускники школ □ Выпускники ссузов □ Выпускники вузов

Представление об ученом как у юношей, так и у девушек практически совпадает.

Выпускникам учебных заведений было предложено назвать тех из известных личностей, кого они считают истинным ученым. Надо сказать, что на данный открытый вопрос молодые люди отвечали очень охотно и активно. Из общего числа опрошенных подавляющее большинство (80%) назвали несколько фамилий ученых, среди которых оказались не только всемирно известные личности, но и узкие специалисты и, что отрадно, калмыцкие ученые. Всего было названо 558 фамилий известных ученых и деятелей науки. Обобщив полученные данные, мы составили индекс популярности ученых среди подрастающего поколения (см. диаграмму 9).

Диаграмма 9

Индекс популярности известных ученых среди учащейся молодежи Калмыкии

0 10 20 30 40 50 60 70

Эйн штейн А.

Менделеев Д.И.

Ломоносов М.В.

Ньютон И.

Эрдниев П.М.

Дарвин Ч.

Павлов И.П.

Аристотель Мечников И.И.

Сахаров А.Д.

Ф рейд З.

Пирогов Н.И.

Пифагор Г и ппократ Очиров У.У.

Т есла Н.

Фарадей М.

Склифосовский Н.В.

Архимед Леонардо да Винчи,

Ламарк Ж-Б.

Линней К.

Галилей Г.

Конфуци й Маслоу А.

Сеченов И.М.

Попов А.С.

Перельман Г.Я.

М о р д ко ви ч А. Г .

Одним из самых популярных ученых, связанных в сознании молодежи с образом истинного ученого, является физик-теоретик, один из основателей современной теоретической физики, лауреат Нобелевской премии по физике 1921 года, общественный деятель-гуманист Альберт Эйнштейн, о котором больше всего упоминаний. Следом за ним идет выдающийся русский ученый-химик Д.И. Менделеев. Третье и четвертое места заняли М.В. Ломоносов и И. Ньютон. На пятом месте по популярности — наш земляк, выдающийся ученый-математик и создатель системы УДЕ П.М. Эрдниев. Особо популярен он среди учащихся средних школ (из 28 упоминаний 20 были отмечены в средней школе).

Помимо Эрдниева, было названо еще несколько фамилий калмыцких ученых. Среди них Очиров УУ, Биткеев П.Ц., Волков Г.Н., Убушаев В.Б., Борликов Г.М., Борликова Г.Г., Салаев Б.К., Шургинов Е.А., Колесник В.И., Музаев В.М., Кичиков А.Ш., Очиров УБ., Нюденова Э.К.

Также, анализируя названные респондентами имена ученых, деятелей науки, нельзя не отметить, что, наряду с общеизвестными учеными, изучение трудов которых входит в школьную и вузовскую программу обучения, молодые люди называли и современных ученых. Например, С.Хоккинг, Дэвид Харви, Новоселов К.С., М.Громов, Амонашвили Ш.А., Кельдыш М.В., Жорес Алферов, Перельман Г.Я, Вассерман А.А. Это, на наш взгляд, очень интересный и показательный факт о живом интересе молодежи к выдающимся личностям в сфере науки.

Проведенный нами опрос помог выявить и такую интересную тенденцию, как влияние интерактивных средств коммуникации на сознание молодого поколения. Наряду с именами известных ученых они называли и вымышленных героев игр, телевизионных сериалов и мультипликационных фильмов, которые по сюжету занимаются наукой. Например, такие герои как Гордон Фримен, Левин, Окабе Ринтаро, Курису Макисе.

И, конечно, были и такие курьезные случаи, когда назывались имена людей, не относящихся к науке непосредственно. Например, футболист Л. Месси, политический деятель И.В. Сталин, военные деятели А.В. Суворов и М.И. Кутузов, писатели Н.В. Гоголь, А.П. Чехов, Н.М. Карамзин, Паоло Коэльо, общественный деятель Е.Г. Тарло, конструктор Генри Форд.

Нам было важно выявить, какими профессиональными качествами должен обладать ученый по мнению подрастающего поколения.

Диаграмма 10

Какими профессиональными качествами, по Вашему мнению, должен обладать ученый? в %

Высокая образованность, эрудированность

Постоянное саморазвитие

Владение методиками и техниками научного познания

Наличие ученой степени, научного звания

Умение излагать свои мысли в публикациях (статьи, монографии и др.)

Умение излагать свои мысли в публичных выступлениях

Другое

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90

По нашим данным, на первом месте среди профессиональных качеств, которыми должен обладать ученый по мнению молодежи, — «высокая образованность и эрудированность». Так посчитало подавляющее большинство респондентов — 81, 3%.

На втором месте — «постоянное саморазвитие». В пользу данного качества высказались 59% опрошенных. Следом, на третьем месте такое профессиональное качество, как «владение методиками и техниками научного познания», его отметили 54% учащейся молодежи. Для каждого третьего отвечавшего — 32,7% — оказалось важным «наличие ученой степени и научного звания». Далее на пятом и шестом местах такие качества, как «умение излагать свои мысли в публикациях» и «умение излагать свои мысли в публичных выступлениях». Равное количество респондентов полагает, что ученый должен обладать именно такими качествами — 26,7% и 26,3%, соответственно. Небольшой процент учащихся — 1,3% -полагают, что, помимо вышеуказанных профессиональных качеств, ученый «должен философствовать, быть хорошим психологом, писать правильно», также он обязан «уметь передавать знания», «стараться ради хорошего будущего», «быть невероятным оптимистом» и «очки иметь».

Сравнительный анализ ответов в зависимости от пола респондентов (см. диаграмма 12) показал, что, хотя в основном мнения респондентов мужского и женского пола совпадают, все же существуют некоторые расхождения во взглядах на данный вопрос. Так, юноши считают, что ораторское искусство — умение излагать свои мысли в устной форме на публичных выступлениях — для ученого несколько важнее, чем умение излагать свои мысли в письменной форме: в статьях, монографиях и других публикациях. В свою очередь, для представительниц женского пола умение излагать свои мысли в письменной форме важнее, чем умение выступать на публике. Для девушек оказалось «наличие ученой степени, звания» для ученого более важно, чем для юношей (36,2 % и 28%, соответственно). По остальным пунктам мнения молодых людей практически совпадают.

Диаграмма 11

Ответы на данный вопрос в зависимости от места учебы респондента распределились следующим образом (см. диаграмму 12). Для всех опрошенных, независимо от места учебы, высокая образованность и эрудированность являются приоритетным качеством для ученого. Так считают абсолютное большинство школьников — 90,9%, три четверти опрошенных студентов средних специальных учебных заведений — 74,1% и подавляющее большинство студентов высших учебных заведений — 79,8%.

По остальным характеристикам мы получили несколько иную картину. Для школьников самым нужным качеством ученого после высокой образованности и эрудиции является владение методиками и техниками научного познания. С этим согласилось 62, 6 % выпускников школ, в отличие от примерно одинакового количества студентов колледжей и вузов (57,1% и 58,4%, соответственно), для которых на втором месте такое качество, как постоянное саморазвитие. Умение излагать свои мысли в публикациях представляется более необходимым, чем умение излагать свои мысли в публичных выступлениях для четверти опрошенных школьников — 26,3% и трети опрошенных студентов вузов — 34,8%, в отличие от

студентов колледжей, которые полагают, что умение выступать перед аудиторией все же важнее, чем умение писать монографии и статьи. Такое мнение выразили 30,4% респондентов-учащихся колледжей. Наличие ученой степени и звания в представлении всей учащейся молодежи по приоритетности для ученого занимает четвертое место, однако больше всего согласившихся с данной характеристикой как одной из нужных качеств, которыми должен обладать ученый, оказалось у студентов колледжей — 40,2%, в сравнении со школьниками — 29,3% и студентами университетов — 27%.

Диаграмма 12

Какими профессиональными качествами, по Вашему мнению, должен обладать ученый?

Распределение ответов в зависимости от места учебы, в %

Высокая

образов анность, эрудиров анност ь

Наличие ученой степени, научного зв ания

Владение методиками и техниками научного познания

Постоянное сам оразв ит ие

Умение излагать св ои мысли в публикациях (статьи, монографии и др.)

Умение излагать свои м ыслив публичных в ыступлениях

Другое

90,9

29,3

27

40,2

62,6

46,1

52,7

7,1

58,4

26,3

34,8

30,4

27

61 ,6

20

40 60

79,8

Выпускники школ Выпускники ссузов Выпускники вузов

80

1 00

0

Среди личностных качеств, которыми должен обладать ученый, подавляющее большинство респондентов — 86,3% — выделило интеллект как самое главное качество (см.диаграмму 13). На втором месте — энтузиазм, целеустремленность, настойчивость. С этим согласны половина опрошенных — 52,7%. Такое качество, как независимость мышления, воображение и интуиция — на третьем месте. Так думают 44,7% всех опрошенных. На четвертом месте такое качество, как наблюдательность — 42%. Удивительно, что такое важное личностное качество, как талант и одаренность, оказалось лишь на пятом месте -чуть более трети опрошенных думают, что это качество необходимо для ученого — 35,3%. Честность считают важным качеством чуть менее пятой части всех опрошенных. И на последнем месте -лидерские качества — 8,7%.

Диаграмма 13

Какими личными качествами, по Вашему мнению, должен обладать ученый? (в %)

Интеллект: логика, память, опыт, способность

к концентрации внимания, абстрагированию

Энтузиазм, целеустремленность, настойчивость

Независимость мышления, воображение, интуиция

Наблюдательность Талант, одаренность

Честность

Лидерские качества

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100

52 7

44,7

42

35,3

л 8,7

18,7

86,3

Гендерный анализ показал, что мнение юношей и девушек по этому вопросу практически идентично (см. диаграмму 14).

Единственное расхождение во взглядах наблюдается в оценке приоритетности таких личностных характеристик, как наблюдательность или независимость мышления: какая из них должна быть на третьем месте? Респонденты мужского пола более необходимым считают наблюдательность — 42,4 %, респонденты женского пола — независимость мышления — 46,6 %.

Диаграмма 14

Какими личными качествами, по Вашему мнению, должен обладать

ученый?

Распределение ответов в зависимости от пола, в %

Талант, одаренность

Интеллект: логика, память, опыт,

способность к концентрации внимания, абстрагированию

Энтузиазм, целеустремленность,

настойчивость

Независимость мышления, воображение, интуиция

Честность

Наблюдательность

Лидерские качества

Ш мужчины □ женщины

Сравнительный анализ по месту учебы показал, что мнение всех учащихся совпадает по следующим положениям: какая личностная характеристика является самой важной для деятеля науки и какие качества наименее важны (см. диаграмму 15).

Самым важным личностным качеством ученого респонденты считают интеллект (логика, память, опыт, способность к концентрированию внимания, абстрагированию). Так ответили 78,7% выпускников вузов, 87,9% выпускников школ и 91,1% учащихся ссузов. А наименее важны для ученого такие личностные характеристики, по мнению всех опрошенных, как честность и лидерские качества, которые оказались на предпоследнем и последнем местах.

Диаграмма 15

Какими личными качествами, по Вашему мнению, должен обладать

ученый?

Распределение ответов в зависимости от места учебы, в %

Талант, одаренность

Интеллект: логика, память, опыт, способность к концентрации внимания,

Энтузиазм,

целеустремленность,

настойчивость

Независимость

мышления,

воображение,

интуиция

Честность

Наблюдательность

Лидерские качества

□ Выпускники школ

ІШ Выпускники ссузов

В Выпускники вузов

По другим обозначенным личностным характеристикам ученого мнения представителей молодого поколения не совсем совпадают. Для выпускников школ на втором месте по важности — независимость мышления — 55,6%, а для студентов это качество только на четвертой позиции по приоритетности. Выпускники колледжей и вузов единодушны в своем мнении, в отличие от выпускников школ, что энтузиазм, целеустремленность и настойчивость должны быть на втором месте. Так думают 55,4% учащихся в ссузах и 55,1% студентов вузов. Оказалось, что в представлениях студентов колледжей наблюдательность для ученых по приоритетности более важна (занимает третье место), чем для выпускников школ (четвертое место) и выпускников университетов (пятое место). А такие личностные качества, как талант и одаренность считают наиболее важными студенты-старшекурсники (третье место), чем остальные учащиеся и студенты (только на пятом месте).

Одной из приоритетных задач было определить, насколько учащаяся молодежь ориентируется на рынке труда. Это на сегодня очень актуальная проблема. И для нас было очень важно получить адекватные ответы молодых людей, которые либо стоят на пороге выбора своей будущей профессии,

либо уже на выходе к своей профессиональной деятельности. Поэтому был задан вопрос: «Представители каких профессий и специальностей, по Вашему мнению, больше всего нужны Калмыкии?». Распределение ответов показано на диаграмме 16.

Диаграмма 16

Представители каких профессий и специальностей, по Вашему мнению, больше всего нужны Калмыкии? (распределение ответов в зависимости от места учебы и пола, в %)

0 30 60

Примерно половина опрошенных (47%) считают, что больше всего нужны Калмыкии врачи. Оказалось, что такое мнение разделяют больше других учащиеся ссузов (53,6% против 47%). Более четверти (28%) респондентов ответили, что более всего необходимы республике представители технических специальностей. И этот вопрос чаще других выбирали выпускники ссузов (33% против 28%). Четверть (25,7%) из числа принявших участие в вопросе полагают, что требуются учителя, это в основном учащиеся школ (27,3%). Примерно четверть (23,7%) опрошенных считают, что Калмыкии нужны ученые (такого мнения придерживаются 32,3% выпускников школ). Более пятой части (22%) опрошенных считают, что республике более всего необходимы работники сельского хозяйства, так думают больше всего выпускников ссузов (25,9%).

Рейтинг данных специальностей и профессий, полученный нами в процессе данного опроса, коррелирует с материалами социологического исследования ГУ «ИКИАТ», проведенного в 2010 г[1]. Так, выпускники средних школ РК на 1-е место вынесли профессию — «врача, медработника», на 2-е место — «строителя», на 3-е место — «учителя, воспитателя», на 4-е место — «агронома, зоотехника, ветеринара», на 5-е место — «менеджера по продажам», на 6-е место — «научного работника».

В настоящее время, по нашим данным, профессию инженера считают наиболее востребованной менее пятой части опрошенных (17,3%). Чаще других разделяют такое мнение выпускники школ (23,2%). Каждый шестой (16,3%) отметил профессию «рабочий», среди них больше всего студентов вузов (20,2%). Каждый седьмой (14%) выразил мнение, что наиболее востребованы в настоящее время спортсмены, в основном это учащиеся ссузов (20,5%). Более десятой части (13%) респондентов считают, что Калмыкии более всего нужны работники промышленности. Десятая часть (10%) опрошенных отметили профессию — «строитель». Одинаково менее десятой части (9%) считают, что наиболее востребованы военные, полицейские и программисты, чаще так считают представители ссузов. Каждый двенадцатый (8%) респондент считает, что наиболее востребованы в Калмыкии экономисты, чаще так считают ученики школ (13,1%). Каждый шестнадцатый (6,3%) из молодых людей думает, что наиболее востребованы управленцы, это мнение разделили большего других выпускники средних школ (11,1%). Небольшая часть (4%) опрошенных затруднились с ответом. Оказалось, что ответить на этот вопрос труднее всего было студентам вузов (10%). Обращает на себя внимание тот факт, что востребованность таких профессий, как экономисты (8%), управленцы (6,3%), юристы (3,7%), отметили менее всего респондентов. Незначительная часть (1%) назвали другие профессии, среди которых «бизнесмен», «олигарх», «актер», «дизайнер», «нефтяник», «следователь», «учитель физкультуры», «повар-кондитер», «журналист», «ген. директор Apple или Google».

Одной из задач исследования было выявить отношение учащейся молодежи нашей республики к науке и научной деятельности как профессиональной сфере. Как наглядно свидетельствуют данные диаграммы 17, определенно хотели бы заниматься наукой, исследованиями менее десятой части (7%) респондентов. Скорее всего хотел бы заниматься наукой, исследованиями каждый пятый (20,3%) из участников опроса. Таким образом, можно сказать, что заметную часть (27,3%) учащейся молодежи привлекает наука и научная деятельность.

Категорично не хотел бы заниматься наукой и научными исследованиями каждый седьмой (13,7%) опрошенный, причем чаще всего такого мнения придерживаются выпускники вузов (39,3%). Скорее всего, не будет заниматься наукой значительная часть (41,3%) опрошенных.

Диаграмма 17

А Вы сами хотели бы заниматься наукой, исследованиями? (распределение ответов в зависимости от места учебы и пола, в %)

в среднем ПУчащиеся школ Пучащиеся ССУЗов Пучащиеся ВУЗов 0муж Пжен

Сравнительный анализ материалов наших исследований показывает, что учащаяся молодежь довольно адекватно представляет сложившуюся на региональном рынке труда ситуацию, считая востребованными для нашего региона работников бюджетной сферы, сельского хозяйства и строительства. В связи с этим

для нас представляло интерес, в пользу каких профессий делают личный выбор молодые люди. Полученные результаты представлены на диаграмме 18.

Диаграмма 18

Кем Вы видите себя во взрослой жизни?

(сравнительный анализ, в %)

Как следует из приведенной диаграммы, наибольшая доля (12%) опрошенных затруднилась с ответом, причем среди выпускников ссузов затруднился ответить каждый пятый (19%). Видят себя финансистами более десятой части (11,7%) опрошенных более других — выпускники школ (21% против 11,7%). Одинаково десятая часть (10,4%) опрошенных хотели бы быть юристами и врачами во взрослой жизни. Также более десятой части (10,4%) назвали другие профессии. Каждый десятый (10,1%) участник опроса видит себя на государственной службе, более всего этого хотят выпускники вузов (20% против 10,1%). В ходе опроса молодые люди называли и свои варианты ответов, например: «фармацевт», «деятель

культуры», «бизнесмен», «фотограф», «дальнобойщик». Особо тронуло высказывание студентки, которая видит себя в будущем «женой, хорошей матерью, честным человеком, доброй дочерью и сестрой, человеком, который принесет хоть каплю пользы своей Родине»!

Таким образом, гипотеза о том, что только небольшой процент учащейся молодежи связывает свое будущее с наукой, подтверждается. Другими словами, несмотря на то, что молодые люди говорят, что быть ученым престижно, для многих из них сфера научной деятельности не является особенно привлекательной, что, в принципе, вполне нормально для любого общества. Учащиеся либо пока еще не видят себя кем-то конкретно во взрослой жизни, либо предпочитают профессию финансиста, бухгалтера и другие, более реальные, доступные в их понимании и необходимые для жизнедеятельности страны. Учащаяся молодежь, судя по результатам опроса, осознает, что больше всего Калмыкии сегодня нужны врачи — профессия необходимая и благородная.

Следовательно, материалы наших социологических исследований последних лет позволяют говорить о существовании определенной и даже, на наш взгляд, неоднозначной тенденции на региональном рынке труда. С одной стороны, молодежь четко и адекватно представляет состояние спроса на рынке труда и говорит, что Калмыкии нужны врачи, учителя, работники и специалисты сельского хозяйства, представители технических специальностей, строители, рабочие. С другой — для себя они выбирают другие профессии: финансиста, бухгалтера, юриста, управленца и государственного чиновника, являющихся в их представлениях более престижными и материально, и статусно.

Проводя данный социологический опрос мы хотели выявить, каким представляет образ ученого учащаяся молодежь Калмыкии. Полученные результаты позволяют говорить, что для нашей молодежи ученый — это человек, обладающий интеллектом, высокой степенью образованности и эрудированности, постоянно саморазвивающийся, занимающийся исследовательской деятельностью. В качестве прообраза истинного ученого выступает Альберт Эйнштейн. 1

1. Научный отчет ГУ «ИКИАТ» «Изучение предложения на рынке труда Республики Калмыкия на основе социологических методов (выпускники средних школ РК)», Элиста. 2010. С. 21.

ЛИДЖИ-ГОРЯЕВА С.Э., ОКОНОВ Б.А.

КОРРУПЦИЯ КАК УГРОЗА РАЗВИТИЯ СТОЛИЦЫ (по материалам социологического мониторинга)

Аннотация: В настоящей публикации представлены результаты социологического мониторинга населения республики и, в частности, мнение жителей г. Элиста о коррупции. На базе материалов исследования показано, что уровень коррупции в столице довольно высок, что может выступить угрозой устойчивого развития г. Элиста.

Ключевые слова: бытовая коррупция, уровень коррупции, личные коррупционные практики горожан, противодействие коррупции.

В современных условиях с достаточной долей уверенности можно говорить о том, что коррупция выступает основным препятствием развития экономики, повышения уровня жизни и качества жизни населения, становления гражданского общества. Довольно часто политики, общественные деятели, ученые, политологи сегодня говорят о том, что разгул коррупции ставит под угрозу сам факт существования государства. Высокий уровень коррупции в России — один из основных барьеров на пути привлечения иностранных инвестиций и современных технологий в российскую промышленность, народное хозяйство в целом, во все сферы жизни общества. Кроме того, коррупция негативно сказывается на внешнем имидже и инвестиционной привлекательности России. В настоящее время коррупция

Какими качествами должен обладать современный лидер и как им стать

Содержание: 

1. Какими качествами обладают лидеры: три главных черты

2. Типы лидеров

3. Что необходимо делать для формирования лидерских качеств

4. Тест на качества лидера: как понять, лидер вы или нет

5. Заключение


Какими качествами обладают лидеры: три главных черты

Тим Кук — СЕО Apple — держит в фокусе три аспекта, которые считает основой лидерства:

  • люди,
  • стратегии,
  • эффективность.

Люди — на первом месте, и я поддерживаю такой подход. Для меня очень важно понимать природу поступков, отличать истинные стремления от бесполезной суеты, адекватно оценивать мотивацию. Эмоциональный интеллект развивать крайне полезно еще и для того, чтобы адекватно оценивать свои возможности, реальный уровень стрессоустойчивости, уметь сказать «нет». Это основа для выстраивания качественных коммуникаций, которые в бизнес-среде являются составляющими успеха. 

Что еще? Конечно, высокий уровень личной мотивации. Без этого никак. Лидер не ждет внешних стимулов, чтобы действовать. Он понимает, ради чего работает и каких целей хочет добиться.

Безусловный профессионализм и умение нести ответственность за свои решения. Что отличает лидера от человека, наделенного полномочиями? Первый, разбираясь в своей теме и принимая решения, готов ответить за возможный провал. Второй — скорее разведет руками и скажет, что обстоятельства оказались сильнее. 

Перед тем, как мы начали работу над созданием первой российской системы класса process mining, я изучил рынок, имеющиеся решения, много общался с клиентами. Но моя команда без энтузиазма отнеслась к идее. Было много сомнений, аргументы «против» звучали весьма убедительно, я осознавал риски и был готов к последствиям. Мы взялись за разработку, провели пилоты с крупными российскими компаниями и в 2019 зарегистрировали Proceset в реестре отечественного ПО. 

Эти три качества я выделил для себя основополагающими. Можно сказать, они — фундамент, а что вы на нем решите возводить — зависит от амбиций. 


Типы лидеров

Если вы знакомы с классификацией типов по Эдварду де Боне или Скотту Шейну, то знаете, что у каждого из них был свой подход к определению лидерства. Эдвард де Боне — психолог и полагал, что есть порядка 14 типов — от организаторов до ведущих за собой. Скотт Шейн, удостоенный глобальной премии за вклад в исследования предпринимательства, вынес на суд публики иную версию. В его понимании есть 8 типов лидеров — от вожака до соблазнителя. 

Мне же ближе типология, которая определяет два типа:

  • Функциональный лидер. Сосредоточен на целях и задачах. Им движет желание вместе с командой реализовать намеченный план и достичь успеха.
  • Аффективный лидер. Его все любят, он умеет наладить коммуникации в команде и за ее пределами. Но все его время занимают взаимоотношения с окружающими, особенно с членами своей группы. 

К какому типу себя отнести, решает каждый сам. Если мы говорим о лидерах среди управленцев, помните, что успех — общая заслуга. Ваша компания добивается результатов благодаря вкладу каждого члена команды. Уделяйте время повышению вовлеченности сотрудников, сделайте их своими союзниками, носителями ДНК компании. Когда у вас хороший продукт или услуга, безупречная стратегия и сильная команда, успех придет, даже если вы не достигли профессионального дзена в качестве лидера. 

Unsplash


Что необходимо делать для формирования лидерских качеств

Мы все лидеры, каждый в своем направлении: в семье,  среди соседей, друзей. Если рассматривать лидерство в профессиональном комьюнити, будьте готовы и учиться, и практиковаться, и отрабатывать новые подходы к организации своего времени. Это сложно, требует максимум внимания и времени. 

Повторюсь, я программист и управленцем становиться не мечтал. В первое время воспринимал это как побочный эффект масштабирования бизнеса. Потом начал понимать, что достижение поставленной мною цели — создавать IT-решения, способные изменить не только мир бизнеса, но и жизни людей к лучшему — требуют вложений. И речь не о финансах.

Что необходимо делать лидеру: 

  1. Оцените свои моральные и эмоциональные возможности. Лидерство — бесконечные коммуникации, поиск ответов, тестирование гипотез, созвоны, летучки, планирование. Ваше внимание на 80% принадлежит окружающим. Справитесь? 
  2. Планируйте. Всегда и все. При этом создавайте план с учетом возможных форс-мажоров, оставляя возможность быстро перестроиться. 
  3. Распределяйте время. Методик тайм-менеджмента много, выберите подходящую для себя. Нельзя успевать все и всегда, важно научиться расставлять приоритеты. 
  4. Учитесь. Вам помогут книги, курсы, тренинги. Не стоит этого стесняться, мы не рождаемся победителями. Обращайтесь к психологии, методикам управления командой, основа коммуникаций — всему, что поможет вам развиваться как профессионалу и личности.
  5. Ответьте на вопрос, принимая решение: «Как я посмотрю на это через полгода, год?». Как скажется действие или бездействие на вас, бизнесе, людях, с которыми вы работаете? 
  6. Готовьте аргументы и контраргументы. Сначала для себя, потом для окружающих. Вы должны быть уверены в своих решениях на основе доказательной базы и, что не менее важно, суметь доказать свою правоту остальным.
  7. Отдыхайте. Как показал опыт, этому тоже стоит учиться. Нам иногда кажется, что в сутках мало часов. Надо еще поднажать, и все получится. Уверяю, это заблуждение. Такой подход выматывает, вгоняет в стресс, снижает внимание, концентрацию. Будьте готовы реагировать ровно на форс-мажоры, они случаются в любой сфере деятельности. 

Тест на качества лидера: как понять, лидер вы или нет

Если к этой части статьи у вас сформировалось мнение, что уже обладаете качествами, необходимыми, чтобы возглавлять и вести к победам, поздравляю.

Однако ученые полагают: люди по объективным причинам создают и поддерживают положительное представление о себе, идеализируют свои качества и умения. Именно поэтому для определения лидерских качеств есть масса тестов.

Например, участники конкурса «Лидеры России» проходят когнитивные, логические, вербальные и числовые тесты. Крупные зарубежные компании обязательно тестируют соискателей. Вопросы разрабатывают и позже интерпретируют эксперты. Это необходимо, чтобы определить не только социальный портрет и уровень мотивации, но и сильные/слабые стороны человека. 

Хотите себя проверить?

Пройдите диагностику лидерских способностей по методике Жарикова и Крушельницкого. Или тест по Джеку Уэлчу. Объединяет оба подхода необходимость выбрать утверждение, которое подходит именно вам.

Советую ориентироваться не на результаты тестов. Если вы замечаете, что на работе стали чаще обращаться к вашему мнению, приглашают к обсуждению глобальных и стратегически важных задач, делегируют решение вопросов и адекватно оценивают ваш вклад — это начало пути. Прокачивайте свои навыки, учитесь.

 


Тест от Rusbase «Какой вы лидер?»


 

Заключение

Лидерские качества можно воспитать. Это долгий, трудный путь. Но если вы задались целью, верите в себя, готовы прикладывать усилия, все обязательно получится. 


Фото на обложке: Unsplash

Сделайте сообщение о деятельности какого-либо учёного. Укажите черты личности, которыми, по вашему мнению, должен обладать учёный.

Игорь Васильевич Курчатов (8 января 1903 — 7 февраля 1960) — советский физик, «отец» советской атомной бомбы. Основатель и первый директор Института атомной энергии с 1943 по 1960 годы, главный научный руководитель атомной проблемы в СССР, один из основоположников использования ядерной энергии в мирных целях. Академик АН СССР (1943). Лауреат Ленинской премии и четырёх Сталинских премий.
Родился в семье почётного гражданина города Сим Василия Алексеевича Курчатова (1869—1941), работавшего помощником лесничего по лесо- и землеустройству в Симской горнозаводской даче, а позже — землемером-землеустроителем в Симбирской и Таврической губерниях. Мать — Мария Васильевна Курчатова (дев. Остроумова) (1875—1942) — работала до замужества учительницей в Уфимском Златоустовском Никольском училище.
В 1912 году его семья переехала в Симферополь. Семья бедствовала, поэтому Игорь одновременно с учёбой в Симферопольской мужской казённой гимназии окончил вечернюю ремесленную школу, получил специальность слесаря и работал на небольшом механическом заводе Тиссена. По всем предметам имелись отличные оценки. Однако золотой медали Игорь Курчатов не получил: в условиях войны власти перестали их выдавать. В сентябре 1920 года И. В. Курчатов поступил в Таврический университет на физико-математический факультет. К лету 1923 г., несмотря на голод и нужду, он досрочно и с отличными успехами закончил университет.
Свою научную деятельность Курчатов начал с изучения свойств диэлектриков, в том числе и недавно открытого физического явления — сегнетоэлектричества.
Одним из первых (в 1932 году) в СССР приступил к изучению физики атомного ядра.
Курчатова считают родоначальником советского атомного проекта, он вёл его с самого старта 28 сентября 1942 года до собственной смерти.
В период 1943—1945-х годов работы велись в рамках Лаборатории № 2 АН СССР и носили исключительно исследовательский характер. Курировал работы лично И. В. Сталин, текущими вопросами занимался нарком химической промышленности М. Г. Первухин.
Спустя несколько лет после войны возглавляемая им (под кураторством Лаврентия Берии) военная ядерная программа СССР принесла первые плоды: 29 августа 1949 года был произведён взрыв РДС-1 — первой советской атомной бомбы.
Под руководством Курчатова была разработана также первая в мире водородная бомба РДС-6с мощностью 400 кт, подорванная 12 августа 1953 года.
Позже именно Курчатовский коллектив разработал термоядерную бомбу АН602 (Царь-бомба) рекордной мощности 52 000 кт.
В середине 1950-х годов Курчатов активно занимался проблемой управляемого термоядерного синтеза. В 1956 году он с группой советских учёных посетил Британский ядерный центр «Харуэлл» и высказал предложение о международном сотрудничестве учёных в этой области.
Параллельно с решением военной проблемы возглавлял решение задачи по мирному использованию атомной энергии. Результатом работ коллектива стала разработка, строительство и запуск 26 июня 1954 года Обнинской АЭС. Она стала первой в мире атомной электростанцией.
При его участии был создан первый в Европе циклотрон (1937). Под его руководством был сооружен первый в Москве циклотрон (1944), первый в Европе атомный реактор (1946), созданы первая советская атомная бомба (РДС-1, 1949), первая в мире термоядерная бомба (РДС-6с, 1953), первая в мире промышленная атомная электростанция (Обнинская АЭС, 1954), первый в мире атомный реактор для подводных лодок (1958) и атомных ледоколов (Атомный ледокол «Ленин», 1959), крупнейшая установка для проведения исследований по осуществлению регулируемых термоядерных реакций (1958).

Спасибо

Какими качествами должен обладать лидер коллектива?

Лидер — это человек, который ведет за собой много других людей, заботится о них, ярко выделяется на их фоне и занимает среди них авторитетное место.

Ученые всего мира до сих пор спорят и не могут прийти к общему мнению, какие же качества подталкивают человека к лидерству. Поэтому на вопрос, какими качествами должен обладать настоящий лидер, нельзя ответить точно и четко. Некоторые из них сопутствуют будущего лидера с момента рождения, другие он воспитывает в себе в стремлении управлять другими людьми. Поэтому список качеств может варьироваться. В предыдущей статье я писала уже, как стать лидером в рабочем коллективе, в этой же хочу обратить внимание читателей и выделить те качества, которые делают человека лидером и помогают ему влиять на других людей и управлять ими. Причем стоит отметить, что эти главные качества могут быть разными- все зависит от сферы деятельности, кругов, в которых вращается лидер, мест проживания, менталитета, а также устоявшихся традиций и т.д.

Вам понадобится:

  • желание воспитать в себе лидерские качества;
  • время для прочтения этой статьи.

Пошаговое решение

1. Дурак никогда не станет лидером коллектива, просто за ним никто не пойдет. Поэтому лидер- это человек, который обладает хорошим интеллектом. Но это совсем не значит, что у будущего лидера должен быть сверхвысокий уровень IQ- главным ключом к успеху является желание саморазвиваться, накапливать жизненный опыт, знания и желание стремиться к идеалу. Запомните, что миром владеет тот, кто владеет информацией. Поэтому читайте побольше книг на самые разные темы, касающиеся не только области вашей работы, но и других. Наблюдайте за работой тех людей, которые по вашему мнению добились высоких результатов в жизни. Учитесь у тех, кто заслуживает уважения, учитывайте их ошибки( и свои тоже), старайтесь не повторять их. Не лишним будет вспомнить, каких известных лидеров вы знаете (тут очень пригодятся знания по истории), проанализируйте то, как они выходили из трудных ситуаций, что делали, как относились к миру в целом и другим людям в частности. А может и на вашем жизненном пути встречались лидеры, опыт которых сможете использовать для собственных целей? Старайтесь побольше общаться с людьми, заводить новые знакомства, искать новых друзей, в процессе общения с которыми вы будете получать информацию, которая пригодится вам в будущем для достижения своей цели- стать лидером. Ко всему прочему, расширяя круг своих знакомых и друзей, общаясь с ними, вы сможете понимать настроение, читать мысли людей и понимать их, что тоже немаловажно для человека, который пытается быть образцом для других и вести их за собой. Только не старайтесь заводить лишь «полезные» знакомства. Бывают в жизни случаи, что разговор со случайным попутчиком в поезде может принести вам больше пользы, чем знакомство с каким-то важным чиновником, например. Все это поможет вам набраться опыта и пополнить запас своих знаний, а они лишними не бывают и в будущем окажут неоценимую пользу.

Узнайте — маркетинговый анализ и решения для бизнеса, а также тренинг по управлению временем Киев, или Сахалин.

2. Коммуникабельность- неотъемлемая черта лидера, который должен уметь не только правильно выражать свои мысли, а еще и заинтересовать окружающих и объединить их вокруг себя при помощи грамотно построенной речи. Общаясь с людьми, он должен помнить, что в первую очередь он должен стать «родственной душой» для каждого сотрудника, повысить чувство личной причастности к деятельности коллектива. Настоящий лидер знает, чего хочет каждый из его «подопечных», и учитывая это, он должен уметь объяснить каждому из них, что выполняя одно общее задание, каждый придет к своей цели. Обращайтесь во всеми на равных, но не забывайте о том, что вы- лидер. Если же вы только претендуете на роль лидера, то старайтесь побольше общаться со всеми- тогда каждый из ваших сотрудников ощутит свою значимость. Не обходите стороной решение «насущных» проблем коллектива, принимайте активное участие в его досуге.

3. Вы видели хоть раз в жизни лидера, который был бы неуверен в себе? И я такого не видела. Да в принципе, таких и не бывает в природе. Ведь это ясно, как белый день, что человека, который что-то невнятно « мямлит», прячет глаза и постоянно повторяет что-то типа «вроде бы», «как бы» или «наверное», просто никто лидером не признает. Лидер должен быть уверен в себе, верить себе и показывать это всем своим видом. Держите голову прямо, расправьте плечи, приподнимите немного грудь и смотрите прямо в глаза своему собеседнику. А если уверенности в себе вам не хватает, то чтоб развить ее, вам необходимо постоянно фиксировать свои (пусть даже самые маленькие) достижения, успешно выполнять поставленные задачи и ни в коем случае не останавливаться перед решением внезапно возникшей проблемы, а наоборот- усиленно искать из нее выход, ведь именно преодоление определенных трудностей повышает уверенность в себе и в собственных силах. Помните, что то, насколько вы уверены в себе, проявляется уже в вашей манере общения, в тембре голоса, во взгляде и в положении вашего тела.

4. Еще одним качеством, которым должен обладать настоящий лидер, является выносливость, которая помогает ему развить упомянутую выше уверенность в себе. А в свою очередь уверенность в гармоничном сочетании с твердостью характера и силой воли развивают в лидере чувство выносливости. Настоящий лидер всегда должен понимать, что что бы ни случилось, будь то хорошее или плохое, не всегда в этом виноват он. Возможно, имела место банальная случайность. А чтоб добиться победного финала, надо хорошенько все обдумать, рассчитать, взвесить и идти до конца в своем стремлении одержать победу. Путь настоящего лидера- это путь преодоления трудностей, которые и делают его более выносливым. Лидер всегда должен ставить перед собой задачи, которые на первый взгляд кажутся ему практически невыполнимыми, и делать все для их достижения. Поэтому если вы что-то наметили для себя, то делайте это сегодня, здесь и сейчас, а не откладывайте на завтра. И ни в коем случае не надо искать оправданий для того, чтоб не выполнить поставленную перед собой задачу.

5. Одним из качеств лидера, которое позволяет ему даже в самых критических ситуациях сохранять трезвость мыслей и спокойствие, является уравновешенность. Именно она позволяет лидеру оставаться во главе коллектива, быть выше других. Никогда и никому не позволяйте вывести вас из себя. Попытайтесь исключить из своей жизни окружающий вас негатив. Это могут быть постоянно мешающие вам вещи или же неприятные вам люди. Избегайте общения с людьми, которые постоянно ноют и жалуются на свою жизнь- так вы перекладываете на себя их проблемы. Все ваши действия должны быть подчинены в первую очередь разуму, ни в коем случае не давайте волю своим эмоциям, а особенно- гневу. Если не можете успокоиться, посчитайте до 100- совет банальный, но он реально работает.

6. Каждый человек должен уметь говорить «нет», когда это необходимо, а лидера это касается особенно. Если вы взяли на себя тяжелую ношу лидера, то должны уметь отстаивать свои права и ваших подопечных, уметь доказать свою правоту и говорить «нет». Ваше слово должно быть настолько твердым, чтоб на него не могла повлиять жалость и т.д. Научитесь говорите «нет» и самому себе, не все ваши минутные слабости должны быть удовлетворены. Докажите сами себе, что вы можете бросить курить, например, не пить пиво каждый день и не кушать ежедневно по плитке калорийного шоколада.

7. Настоящий лидер отличается от остальных людей тем, что умеет принимать решения, поэтому он должен хорошенько обдумать, какие последствия и преимущества принесет каждое из них. Лидер должен все всегда продумывать наперед, строить планы и потихонечку воплощать их в жизнь. Принять правильное решение поможет вам составленный список возможных вариантов решений того или иного плана. Так вы научитесь искать и принимать наиболее правильные решения, спокойно и адекватно оценивать сложившуюся ситуацию. В свой список вы можете вписывать даже самые непривлекательные варианты решений- так вы быстрее примете правильное решение и поймете, что вариантов выхода всегда несколько.

8. Целеустремленность- этой чертой характера должен обладать каждый лидер. Необходимо ставить перед собой конкретные цели и потихонечку двигаться к их достижению, мгновенного результата ждать не стоит. Чем более четкой будет ваша цель, тем яснее вы сможете нарисовать себе путь к ее достижению. О своих планах и намеченных целях вы должны четко информировать своих сотрудников или членов коллектива, которым руководите. Вы должны четко и кратко изложить им информацию, чтоб не возникало лишних вопросов.

9. Лидер должен всегда отвечать за свои слова и поступки. Научитесь признавать свои ошибки и будьте готовы к тому, что ответственность будете держать не только за себя, но и за остальных. В управляемом вами коллективе вы должны четко распределить обязанность каждого, но не пытайтесь переложить самое важное на плечи других. На ваших плечах должно быть больше ответственности, вы должны быть примером для других, выкладываться на все 100%, а то и больше, и не давать себе слабинки. Будучи лидером, вы должны быть в курсе всех событий, которые имеют отношение к вашей организации. Чтоб развить в себе чувство ответственности, вам надо взять листок бумаги и написать на нем около 10-ти предложений, которые начинаются с фразы «Я несу ответственность за…». Это упражнение заставит вас обдумать то, за что( или за кого) вы отвечаете на самом деле.

10. Настоящий лидер должен обладать организаторскими способностями, чтоб организовать свой коллектив и не нарушать его работы. Он обязан гасить возникающие разногласия, помогать найти общий язык людям, которые разошлись во мнениях. Но самое главное- лидер должен уметь объединять людей- едиными перспективами, целями и идеями. Сплоченным коллектив станет лишь в том случае, когда все его участники будут понимать значение и важность друг друга. Трудности надо преодолевать вместе, а взаимовыручка и стремление выложиться максимально помогут быстрее их преодолеть. Лидер должен знать личное мнение каждого члена коллектива, его занятия, интересы, хобби, его социальную и политическую позицию, цель в жизни, так ему будет легче распределить обязанности в дальнейшем. Но умение организовать и объединить людей приходит с опытом, со временем и зависит от того, насколько коллектив уважает своего лидера.

Поэтому отношения со своими подопечными настоящий лидер должен строить на основе доверия, взаимоуважения и личного интереса каждого в общих делах коллектива.

5 английских букв:

Trojden | Наука: создание научной картины мира: Юдовская А. Я.

Какой вклад в представления современников о мире и человеке внесли Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей? Какие научные открытия, сделанные учёными XVI—XVIII вв., послужили фундаментом для развития науки в XIX в ?

Причины быстрого развития физики и других естественных наук. XIX в. — особое время в развитии науки. Великие открытия следуют одно за другим. Казалось, какой-то невидимый волшебник отдёрнул занавес, скрывающий тайны природы и человека. Но этим волшебником был человеческий разум.

Новые открытия разрушают представление о том, что природа подчиняется точным законам механики.

Мы расскажем только о некоторых из них. О многом вы узнаете на уроках математики, физики, химии, биологии и др. А здесь речь пойдёт о тех открытиях в области физики и естественных наук, без которых невозможно было бы развитие индустриального общества.

Сама жизнь требовала познать законы механики и электричества, свойства используемых в производстве материалов и веществ, найти способы измерения скорости, давления и т. д. В то же время технический прогресс позволил создавать необходимые для научных исследований приборы.

Главная особенность естественно-научных открытий второй половины XIX в. заключалась в том, что они коренным образом меняли представление о строении материи, пространстве, времени, движении, развитии живой природы, о месте человека в природе, происхождении жизни на Земле.

«Повелитель молний». В ряду великих открытий стоит открытие электромагнетизма Майклом Фарадеем (1791—1867).

В Лондоне прохожие могли увидеть мальчишку, пробиравшегося по улицам между грохочущими экипажами и прижимавшего к груди стопку аккуратно подрезанных книг. Это был ученик переплётчика из книжной лавки

Майкл Фарадей

Рибо Майкл Фарадей — будущий основатель науки об электричестве, подаривший жизнь всем генераторам и динамо-машинам мира, о котором много лет спустя замечательный русский физик А. Г. Столетов напишет:

«Никогда со времён Галилея свет не видал столько поразительных и разнообразных открытий, вышедших из одной головы, и едва ли скоро увидит другого Фарадея».

Фарадей ходил на лекции учёных, читал их книги, добился места лаборанта в Королевском институте. Из застенчивого юноши постепенно сформировался пытливый наблюдатель.

В 1831 г. Майкл Фарадей открыл явление электромагнитной индукции. Он заметил, что, если медная проволока пересекает магнитные силовые линии, в ней появляется электрический ток. Это открытие позволило приступить к созданию электродвигателя. «Повелителем молний» называли Фарадея современники. Учёный стал членом Королевского общества, многие академии, в том числе и Петербургская, избрали его своим членом.

Сенсации продолжаются. Сенсацией стало открытие английского физика Джеймса Кларка Максвелла (1831—1879). В 1865 г. он разработал электромагнитную теорию света, обобщившую результаты опытов и теоретических построений многих физиков различных стран в области электромагнетизма, термодинамики и света. Согласно его теории, в природе существуют невидимые электромагнитные волны, которые передают электричество в пространстве. В этой теории уже существует представление о немеханическом движении. Свет выступает у Максвелла как разновидность электромагнитных колебаний.

Теория Максвелла была изложена им в 1873 г., а в 1883 г. немецкий инженер Генрих Герц (1857—1894) подтвердил существование электромагнитных волн (получил их в лабораторных условиях) и доказал, что ни один материальный предмет не может помешать их распространению. Он также установил, что электромагнитные волны (названные «волнами Герца») распространяются со скоростью 300 тыс. км/с. Именно на основе этих открытий создали беспроволочный телеграф Маркони и Попов. В марте 1897 г. А. С. Попов передал первую телеграмму без проводов. Она состояла всего из двух слов: «Генрих Герц». А открытия продолжались. Ещё в 1878 г. голландский физик Хендрик Антон Лоренц (1853—1928), продолжая разрабатывать электромагнитную теорию Максвелла, попытался объяснить её с точки зрения атомного строения вещества, а англичанин Дж.Стоней в 1891 г. ввёл для обозначения атома электричества термин «электрон». Но вскоре оказалось, что неделимым атом не является и электрон — его составная часть.

Так наука опровергала прежние знания (учение о неделимости атома) и раскрывала тайны природы. И это было началом новой физики. Совершался переворот в естественно-научных представлениях человечества, формировалась новая картина мира, которая существует и сегодня.

В конце 1895 г. ректор Вюрцбургского университета (Германия) Вильгельм Конрад Рентген (1845—1923), исходя из теории Максвелла об электромагнитных волнах, открыл невидимые лучи, названные им Х-лучами. Лучи эти обладали удивительными свойствами: оставаясь невидимыми, они пронизывают различные предметы в различной степени, с их помощью можно не только увидеть то, что скрыто от глаз слоем какого-либо вещества (например, скелет живого человека), но и запечатлеть это на фотоплёнке.

Великое открытие, сразу же получившее практическое применение в медицине (на его основе был создан рентгеновский аппарат), вызвало широчайший интерес. Теперь врачи могли увидеть внутренние повреждения больного, переломы костей. Рентгену, первому среди физиков, была присуждена Нобелевская премия.

Пьер Кюри и Мария Складовская-Кюри в лаборатории

Открытие Рентгена нуждалось в объяснении.

Целая группа учёных — Анри Беккерель, Пьер Кюри и Мария Склодовская-Кюри, Эрнест Резерфорд, Нильс Бор — изучила явление радиоактивности и создала учение о сложном строении атома.

Пытаясь объяснить природу изменения урана, Пьер Кюри и Мария Склодовская-Кюри провели многочисленные эксперименты.

Мария Склодовская (1867—1934) стала первой женщиной в Европе доктором наук, первой женщиной, получившей Нобелевскую премию; первым человеком, получившим эту премию дважды; первой женщиной, преподававшей в Сорбонне и избранной во Французскую академию медицины.

Открытие радиоактивности, за которое супруги Кюри совместно с А. Беккерелем получили в 1903 г. Нобелевскую премию по физике, проложило дорогу в «странный мир микрочастиц». Какая-то энергия таилась внутри атома, она высвобождалась в процессе распада атомного ядра, и вместе с тем совершалось превращение атома радиоактивного вещества в атом другого вещества.

Стало ясно, что атом не мельчайшая неделимая частица, что он сам имеет сложное строение.

«Я старался по мере сил…» Переворот в естествознании произвела книга великого английского учёного-натуралиста Чарлза Дарвина (1809—1882) «Происхождение видов». На основании обобщения огромного ботанического и зоологического материала, накопленного во время пятилетнего кругосветного путешествия, учёный пришёл к заключению, что вся живая природа не была сотворена Богом, а постепенно формировалась в процессе длительного развития.

«Знаю, — писал Дарвин, — сколько упрёков я навлеку на себя этим заключением, но я… честно и обдуманно пришёл к нему». Ещё большую ярость у сторонников религиозного мировоззрения вызвала его последняя книга — «Происхождение человека», в которой доказывалось, что далёкие предки людей — обезьяноподобные существа.

Дарвин писал: «Я старался по мере сил доказать мою теорию, и мне кажется, мы должны признать, что человек со всеми его благородными качествами, с его божественным умом, который постиг движение и устройство Солнечной системы… всё-таки носит в своём физическом строении неизгладимую печать низкого происхождения». Передовые учёные во всех странах поддерживали учение Дарвина1.

Чарлз Дарвин

Луи Пастер

Новая наука — микробиология. Возможно, вы не знаете, что было время, когда укус бешеной собаки приводил к гибели человека. И вот в 1885 г. учёный спас жизнь юноше, которого четырнадцать раз укусила бешеная собака. Этим учёным был Луи Пастер (1822—1895). Сначала он долго проводил опыты на собаках и кроликах, а затем применил полученную сыворотку для спасения человека. Прививки от бешенства — итог его работы. Пастер подарил миру новую науку — микробиологию. Опыты Пастера имели большое значение для создания методов стерилизации и пастеризации различных продуктов. Он разработал методы предохранительных прививок против заразных болезней и против бешенства. Его исследования послужили основой для учения об иммунитете. Пастер объяснял хирургам необходимость дезинфекции рук и инструментов.

Успехи медицины. В конце XVIII в. английский врач Дженнер заметил, что доярки не болеют оспой. Вы знаете, что в те времена эта страшная болезнь уносила сотни тысяч жизней. Дженнер совершенно правильно объяснил это тем, что доярки в слабой форме заражаются оспой от коров, что и создаёт у них иммунитет (невосприимчивость) к этой болезни. Он предложил делать предохранительные прививки против оспы. Материал для прививок получался от коров и назывался вакциной («вакка» по-латыни — «корова»). Открытие Дженнера спасало и спасает людей от страшной болезни.

Мы привыкли, что врач «прослушивает» больного специальным прибором — стетоскопом. А как было раньше?

В начале XIX в. Жан Корвизар «прослушивал» своих пациентов при помощи специальной палочки. Практически он «простукивал» их, по звуку определяя состояние лёгких и сердца.

1 В XX в. в результате переосмысления ряда положений классического дарвинизма с позиций достижений других наук (генетики, палеонтологии, молекулярной биологии и др.) возникла современная эволюционная теория — Синтетическая теория эволюции (СТЭ).

Рене Лаэннек, ученик Корвизара, установил, что твёрдые тела по-разному проводят звуки. Он сконструировал трубку из буковой древесины — стетоскоп. Один конец прикладывался к груди больного, другой — к уху врача. Это позволяло выявлять такую страшную болезнь, как туберкулёз, на ранней стадии заболевания.

Открытия в области химии помогали медицине. Освоение промышленного способа получения мыла, его применение в больницах, особенно хирургами, снизило инфекционную опасность при операциях. Врачи стали пользоваться стерильными инструментами и перчатками.

Огромный вклад в борьбу с инфекционными болезнями внёс Роберт Кох (1843—1910), открывший возбудитель туберкулёза — «бациллу Коха» (1882), разработавший профилактические меры против эпидемий и создавший лекарства. Оригинальное учение о защите организмов от микробов создал русский учёный, нобелевский лауреат Илья Ильич Мечников (1845—1916).

Развитие образования. Бурное развитие индустриализации и распространение демократических идей потребовали новой организации школьного образования, его большей доступности, светского характера обучения. Грамотность необходимо было сделать достоянием всех слоёв населения. Человек, научившийся читать, имеет доступ к газете, книге, получает возможность продолжить своё образование.

В большинстве германских государств обязательное начальное образование было введено ещё в эпоху Просвещения, в XVIII в. Но католическая церковь стремилась держать школу под своим влиянием.

Уже в XVIII в. стало обязательным начальное образование в немецкоязычной части Австрийской империи, а также в Швеции (1842) и в Швейцарии (1848).

В последней трети XIX в. европейские государства и США встали на путь проведения существенных реформ в деле школьного образования. В разных странах эти реформы проводились по-разному — в соответствии со сложившимися прежде традициями. Кроме того, многое зависело от степени влияния в обществе либеральных идей.

В Англии решающий шаг был сделан в 1870 г., когда либеральный кабинет У. Гладстона провёл в парламенте закон о всеобщем обязательном начальном образовании. Если раньше существование школ зависело целиком от усилий церкви, то теперь школы создавались государством, которое их содержало. Вопрос о плате за обучение и об обязательном посещении занятий решали школьные советы. Полностью бесплатное и обязательное начальное образование вводилось только законами 1880 и 1891 гг.

Влияние духовенства в государственных школах было сведено к минимуму, но уроки Закона Божьего сохранялись.

Законами 1881 и 1882 гг. бесплатное и обязательное обучение детей от 6 до 13 лет вводилось во Франции, в школах отменялось преподавание Закона Божьего, но для религиозного обучения освобождался один день в неделю (в этот день занятия проводились для желающих, но не в стенах школы).

Бесплатное, хотя и необязательное обучение существовало почти во всех штатах США. В XIX в. в этой стране учеников переводили из класса в класс в зависимости от того, как они умели читать вслух. В американском обществе укоренилось представление, что ораторское искусство есть опора и поддержка демократии. Уже в первой четверти XIX в. государство занималось проблемой создания средних школ, перед которыми ставилась задача учить молодых людей не только академическим предметам, но и «практике жизни». Первая государственная средняя школа была открыта в Бостоне в 1821 г. Целью этой «английской средней школы для мальчиков в возрасте от двенадцати до пятнадцати лет, для поступления в которую необходимо было сдать экзамены, была подготовка их к коммерческой и технической деятельности». В стране даже развернулось движение за создание средних школ.

Практические потребности развивающейся науки влияли и на образование, росло количество высших учебных заведений. В 1826 г. был открыт первый лондонский университетский колледж. В отличие от Оксфордского и Кембриджского его задачей было готовить не гуманитариев, а инженеров и врачей. В 1836 г. колледж был преобразован в университет, куда принимали также и студентов неангликанского вероисповедования. Ещё двенадцать лет спустя университет открыл двери перед женщинами, а с 1850-х гг. начал проводить вечерние занятия для работающих лондонцев. По количеству вузов лидировали США, где остро стояла проблема квалифицированных кадров. Многие университеты создавались на пожертвования богатых людей.

Увеличивалось число библиотек.

Ускоренное развитие индустриальной революции требовало использования научных знаний, производственный процесс нуждался в теоретическом обосновании. Это привело к началу научной революции. В огромном комплексе исследовательских работ определились три направления: исследование строения вещества, изучение проблемы энергии и создание новой физической картины мира. Расширились контакты между учёными различ

ных стран, выросла грамотность населения, менялись представления о человеке и Вселенной. Развивающаяся научная революция привела к резкому повышению престижа учёных. Росло число интеллигенции, занятой преподаванием в университетах, работой в лабораториях, научно-исследовательских институтах. Появились и научные лаборатории в промышленных фирмах, так как практическое применение результатов исследований стало приносить прямую коммерческую выгоду.

1. Объясните причины быстрого развития физики и других естественных наук в XIX в. 2. Заполните в тетради таблицу «Важнейшие научные открытия в XIX — начале XX в.». Графы таблицы: научная область, год открытия, фамилия учёного, содержание и значение открытия. 3. Подготовьте сообщение о каком-либо открытии. Используйте также текст документа. Какими, по вашему мнению, качествами должен обладать учёный? 4. Охарактеризуйте успехи медицины на рубеже XIX— XX вв. Подумайте, в чём причины этих успехов.

1. Обсудите с одноклассниками, существует ли связь между научными открытиями и повседневной жизнью человека. Свою позицию подтвердите фактами. 2. Используя содержание учебника, произведения художественной литературы, интернет-ресурсы, сравните развитие школьного образования в различных странах, выделите общие черты и различия. 3. Обсудите с одноклассниками и родителями, какое образование в школе могло соответствовать интересам учащихся и их родителей в конце XIX в. Какой должна быть школа в современном обществе? 4. Сравните, как представляли себе естественно-физическую картину мира люди в XVII—XVIII вв. и как они представляли её на рубеже XIX-XX вв.

А. Эйнштейн о Марии Кюри

Сила её характера, чистота помыслов, требовательность к себе, объективность, неподкупность суждений — все эти качества редко совмещаются в одном человеке. Она в любой момент чувствовала, что служит обществу. Её большая скромность не оставляла места для самолюбования … Наиболее выдающийся подвиг всей её жизни — доказательство существования радиоактивных элементов и их получение — обязан своим осуществлением не только смелой интуиции, но и преданности делу, упорству в выполнении работы при самых невероятных трудностях…

Какое значение для человечества имеют открытия Марии Складовской-Кюри? Какими свойствами характера должен обладать настоящий учёный?

Джои Дьюи: «Образование — это уже жизнь, а не подготовка к ней»

Большое влияние на формирование средней школы оказал Джон Дьюи, ставший наиболее известным американским педагогом и философом конца XIX — начала XX в. Он считал, что школьные программы должны исходить из интересов ребёнка и именно подросток должен быть в центре внимания школы. «Образование, — полагал Дьюи, — это уже жизнь, а не подготовка к ней». Дьюи создал школу-лабораторию при Чикагском университете, где во главу угла ставился труд. Вместо пересказывания заученных материалов дети изучали камни и насекомых, мастерили всякие поделки с помощью молотка и пилы, разговаривали, обсуждали разные темы и спорили. Великой целью Дьюи было развитие, развитие каждого гражданина, а труд, с его точки зрения, — средством развития.



Южный федеральный университет | Пресс-центр: В ЮФУ рассказали о частной практике юристов


8 апреля при содействии кафедры финансового права Юридического факультета ЮФУ и Совета работодателей ЮФУ при магистерской программе «Юрист-Финансист» состоялась онлайн-встреча с партнерами-работодателями на платформе Microsoft Teams на тему «Юрист в частной практике».

В рамках встречи студенты получили исчерпывающую информацию о востребованных направлениях будущей специальности, нюансах и условиях трудоустройства на первом рабочем месте, о дополнительных стимулах для молодых специалистов. Все это позволило стать мероприятию информативным и полезным как для выпускников, так и для студентов начальных курсов.

На встрече присутствовало более 100 человек.

Модератор:

  • Ольга Дзюба — профессионал в подборе топ-менеджеров и ключевых, редких специалистов для компаний Юга России.

Спикеры:

  • Александр Дмитренко — руководитель направления санкций в Азии международной юридической компании «Freshfields Bruckhaus Deringer» (одна из крупнейших и наиболее престижных международных юридических фирм со штаб-квартирой в Лондоне. История компании восходит к 18 веку). (г. Токио)
  • Николай Рудоманов — старший юрист российской налоговой и таможенной практики юридической фирмы «Dentons». (г. Москва)
  • Татьяна Комарова —  член Правления и глава юридической службы СПАО «Ингосстрах». (г. Москва)
  • Екатерина Хестанова — заместитель начальника юридического управления ПАО КБ «Центр-Инвест» по Краснодарскому краю. (г. Краснодар)
  • Ольга Злотя — управляющий партнёр LCI Partner (юридическая компания). (г. Москва)
  • Наталья Скрипка — председатель коллегии РОКА «Правовой интегратор» (г. Ростов-на-Дону)

Спикеры ответили на такие вопросы, как:

  • Как выглядит Ваш типичный рабочий день?
  • С какими трудностями Вы столкнулись при выборе и/или поиске первого места работы и какая это была работа?
  • Каким вы видите студента/выпускника университета, соответствующего Вашему представлению об идеальном кандидате при приёме на работу молодого специалиста?
  • Какими качествами (профессиональными и личностными), по Вашему мнению, должен обладать выпускник университета, чтобы успешно начать свою профессиональную юридическую карьеру в частной сфере?
  • Чтобы Вы пожелали сегодня самому себе — выпускнику, только что получившему диплом о высшем образовании!?

Выражаем огромную благодарность всем, кто присутствовал и был спикером этого вечера!

Запись трансляции

Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/65486

Что делает хорошего ученого?

Что делает хорошего ученого? Знаете ли вы кого-нибудь из молодых людей, у которых есть задатки стать хорошими учеными? Научно-техническая группа Университета штата Мичиган занимается повышением научной грамотности во всем Мичигане и предоставляет программы для повышения осведомленности и участия в STEM. STEM — это аббревиатура, относящаяся к академическим дисциплинам науки, техники, инженерии и математики. Одним из компонентов STEM-осведомленности является понимание того, что делает хороший ученый, а не того, как он выглядит.

В 1957 году Маргарет Мид разработала первый тест «Нарисуй ученого». Так было до 1980-х годов, когда молодежь стала воспринимать себя как ученых, хотя сегодня у большинства из нас есть первоначальный образ ученого — это пожилой мужчина с кудрявыми волосами в белом халате. Независимо от того, какой у вас образ ученого, каковы характеристики хорошего ученого?

  • Любопытно. Ученые интересуются их миром. Они хотят знать, почему что-то происходит и как все работает.
  • Пациент. Ученые терпеливы и повторяют эксперименты несколько раз, чтобы проверить результаты.
  • Смелый. Ученые работают над поиском ответов часто, годами и безуспешно. Они признают, что неудачные эксперименты дают ответы так же часто, как и успешные.
  • Детально. В науке ответы строятся на наблюдениях и собранных данных. При разработке научных теорий важно уделять пристальное внимание деталям.Подробные наблюдения в одном эксперименте могут также привести к ответам в другом.
  • Креатив. Вопреки распространенному мнению, ученые должны быть творческими, способными мыслить нестандартно и предвидеть вещи, которые нельзя увидеть.
  • Постоянный. Ученые признают, что их работа может занять десятилетия, что их подход может быть неправильным, а их работа может быть доказана будущими учеными.
  • Коммуникативная. Ученым нужны хорошие коммуникативные навыки.Возможно, им потребуется работать в команде, делиться информацией с общественностью или сотрудничать с коллегами по всему миру.
  • Открытый и непредвзятый. Ученым необходимо приостановить суждение, чтобы они могли продолжать наблюдать и собирать данные в поисках наилучшего возможного решения. Несмотря на то, что они работают с гипотезой, они должны помнить, что существует гораздо больше гипотез.
  • Критически мыслящие и решающие проблемы. Ученым необходимо анализировать информацию и принимать важные решения для решения экспериментальных проблем или мировых проблем.

Хотя не каждый ученый обладает всеми этими характеристиками, именно они помогают формировать хороших ученых. Подумайте о молодости в вашей жизни. Обладают ли они характеристиками хорошего ученого?

Чтобы узнать больше о том, как поделиться наукой с молодежью в своей жизни, посетите веб-страницу МГУ «Наука и инженерия». Для получения дополнительной информации о возможностях обучения 4-H и других программах 4-H, обратитесь в местный офис расширения MSU. Чтобы узнать больше о 4-H и возможностях расширения в округе Алкона, зайдите в наш офис в Харрисвилле по адресу 320 S.US-23 или посетите нашу страницу расширения MSU округа Алкона в Facebook.

MSU Extension и программа развития молодежи штата Мичиган 4-H помогают создать сообщество, увлеченное STEM (наука, технология, инженерия и математика). Программирование 4-H STEM направлено на повышение научной грамотности, знакомство молодежи с процессом экспериментального обучения, который помогает им развивать навыки решения проблем, критического мышления и принятия решений. Молодежь, участвующая в 4-H STEM, лучше оснащена жизненно важными навыками, необходимыми для будущего успеха.Чтобы узнать больше о положительном влиянии молодежи Мичигана 4-H на программы обучения STEM, прочтите наш Отчет о влиянии за 2015 год: «Повышение научной грамотности и будущие профессионалы в области STEM».

Другие статьи серии

Вы нашли эту статью полезной?