Какие действия человека можно отнести к соц поведению: Какие действия человека можно отнести к социальному поведению?

Содержание

Психофизиологические, психологические и социальные механизмы формирования аддикции

Александрова Т.В., педагог — психолог ГБУ ДО ЦППМСП Василеостровского района

Основным тезисом современного общества является его открытость, а наиболее востребованное качество личности – осознанность, ответственность в ситуации свободы выбора. Но именно сейчас во всех развитых странах широко распространяется альтернативное поведение, получившее название аддиктивного, то есть зависимого от тех или иных вредных привычек.

Прежде чем познакомиться с термином аддиктивное поведение, вспомним термин девиантное поведение. Девиантное поведение (deviatio- отклонение) поведение – термин описывающий поведение, отклоняющееся от неких принятых в обществе стандартов, законов и нравственных правил и подлежит социальным санкциям, которые могут осуществляться государством (судебная система) или общественным мнением.

Зависимость определения девиантного поведения от общества, принятых в нем законов и общественного мнения приводит к тому, что иногда девиантное для данного общества поведение может быть стандартным поведением другого общества. Например, открытое лицо молодой женщины и ее стремление сделать карьеру, являющиеся параметрами нормального поведения женщины в демократическом обществе, могут рассматриваться как девиантное и подвергаться санкциям в государствах, где юридическая система не предполагает за женщинами подобного поведения.

К формам девиантного поведения в нашем государстве относят преступность (то есть все те действия, которые направлены на нарушение законов страны), пьянство, наркоманию, проституцию, суицид и т.д.

Одной из самых современных моделей, описывающих большую часть типов девиаций, является аддиктивная модель поведения.

В психологии термин аддикция происходит (от англ. аddiction – пагубная привычка, порочная склонность, зависимость). Более глубокое исследование этого феномена определило и более широкий взгляд на него как на специфическое поведение, в формировании которого участвуют как социальные условия, так и психологические и физиологические особенности человека.

Спецификой аддиктивного поведения является стремление человека спрятаться от встающих перед ним проблем, изменяя свое психическое состояние либо через прием биологически активных веществ, или через определенную последовательность действий.

Понимание механизма возникновение аддикции возможно лишь при комплексном исследовании физиологических и психологических особенностей аддиктивного поведения и тех социальных причин, которые способствуют его формированию.

Рассмотрим

физиологические причины возникновения аддикции.

В настоящее время описаны структуры мозга, составляющие единую функциональную систему, которая лежит в основе многих видов адаптивного поведения человека и животных и носит название системы подкрепления. Раз достигнув положительного результата, организм запоминает путь к нему и стремится к его повторению вновь и вновь. Люди сеют хлеб, потому что потом соберут урожай, они работают на заводе, потому что получают за это вознаграждение, ставят эксперименты, потому что испытывают удивительное чувство восторга, когда видят воплощенной свою мысль в статье, приборе, действии. И чтобы испытывать эти положительные переживания снова и снова, они повторяют последовательность действий, заканчивающуюся приятными эмоциями.

В естественных условиях такая последовательность у животных способствует выживанию, поскольку они все четче выполняют действия, приводящие к эффекту, и тренируют организм в процессе достижения результата. У человека такая последовательность способствует прогрессу, поскольку позволяет работать там, где результат отставлен, иногда на месяцы, как в сельском хозяйстве, иногда – на годы, как в процессе обучения детей в школе. Во время этого ожидания человек выполняет нечто, что приблизит результат, но сам он еще не виден. Все это способствует тренировке как физической, так и психической сторон человеческой натуры.

Однако на определенном этапе развития общества возникла возможность непосредственно стимулировать систему подкрепления без предварительной работы, напряжения всех сил, ожидания, которые принесли бы положительный результат в будущем. Эта возможность определяется тем, что активность системы подкрепления обеспечивается биохимически (прежде всего, дофаминергическими) механизмами. Следовательно, введение веществ, имитирующих действие дофамина, может оказывать на эту систему такой же эффект, как и продуктивная деятельность. Однако поведение человека в двух этих ситуациях будет принципиально отличным. При продуктивной деятельности поведение человека зависит только от его активности, в другом случае оно прочно связано с веществом или действием, увеличивающим концентрацию этого вещества в мозге, что приводит к потере самостоятельности.

Аддиктивное поведение охватывает зависимость не только от химических веществ. Оно включает любой вид поведения, который приводит к резкому изменению психического состояния и возбуждению системы подкрепления. Например, к нему относится зависимость от еды. Если в прежние времена для активации системы подкрепления через пищу нужно было сначала долго работать, чтобы получить причитающуюся порцию еды, то теперь достаточно подойти к холодильнику, чтобы мозг запомнил путь собственного возбуждения. И затем человек будет подходить к холодильнику не тогда, когда хочет есть, а когда возникает потребность быстро сменить тягостное состояние стресса и получить удовольствие.

Аналогичным образом возможна активация системы подкрепления у сексуального аддикта (снимающего стресс через сексуальное взаимодействие с новым партнером), работоголика (закрывающегося работой от жизненных проблем), кибераддикта, проводящего часы за виртуальным общением в Интернете. Каждый год описываются все новые и новые способы самораздражения системы подкрепления не путем продуктивного действия, обеспечивающего некий позитивный эффект в будущем, а через активацию системы путем ухода от решения проблем, изменяя состояние искусственно: покупая ненужные вещи, погружаясь в романтические грезы дамских романов или искусственные эмоции телевизионных сериалов.

Подобное поведение не может быть широко распространенным в обществах, где люди с трудом добывают себе кусок хлеба. Зависимое поведение возникает при наличии большого количества свободного времени и развитии высокотехнологичных процессов, позволяющих это время высвобождать от работы. Тогда происходит активация системы подкрепления через отказ от решения реальных жизненных проблем и погружение в искусственный мир грез. Следовательно, зависимое поведение закрепляется там, где технологии высвобождают достаточно времени и создают избыточность продукта, что позволяет части людей жить без напряжения за счет деятельности других. Но наиболее благоприятные условия для его формирования возникают тогда, когда повышается требование к личности в силу тех или иных социальных обстоятельств. Среди них могут быть смена социально-экономических условий (в настоящее время мы живем в условиях мирового экономического кризиса), влекущих необходимость гибкости в поведении, а иногда и полного переосмысления жизненных задач, технологичность производства, для которой необходимы высокая квалификация работника и большая ответственность за последствия своих действий.

Общей чертой аддиктивного поведения в современном его понимании является стремление уйти от реальности путем искусственного изменения психического состояния. Каждый год описываются все новые и новые варианты навязчивого поведения.

Социальные причины аддикции.

Большинство отклонений в поведении несовершеннолетних: безнадзорность, правонарушения, употребление психоактивных веществ имеют в своей основе один источник – социальную дезадаптацию, корни которой лежат в дезадаптированной семье.

Семья – основополагающая ячейка, где осуществляется социализация ребенка.

Функции семьи:

  1. Воспитательная
  2. хозяйственно-бытовая
  3. эмоциональная
  4. духовного (культурного) общения
  5. первичного социального опыта
  6. сексуально-эротическую (по книге Альбины Васильевны Гоголевой «Аддиктивное поведение и его профилактика»)

Нарушение тех или иных функций влечет за собой деформацию семейных отношений.

Типы дисфункциональных, неблагополучных семей (Г.Г. Шиханцев, 1998)

Псевдоблагополучная семья

Псевдоблагополучная семья отличается ярко выраженным деспотическим характером, безоговорочным доминированием одного из родителей, полным подчинением ему остальных членов семьи, наличием жестоких взаимоотношений, применением физического наказания как основного средства воспитания.

  1. задерживается формирование «идеального» Я
  2. возникает состояние фрустрации — обида, раздражительность, злобность- агрессивное поведение (причины агрессивного поведения Гиппенрейтор О.В.)
  3. заниженная самооценка

Неполная семья

Мальчики без отцов. Ситуация развода

Проблемные семьи

Отсутствие всякого сотрудничества в семье, частые конфликты, соперничество родителей за главенствующее положение, разногласие в вопросах воспитания.

Аморальные семьи

Пьянство, алкоголизм, скандалы и драки

Криминогенная семья

Согласно криминологическим исследованиям, судимость одно члена семьи (чаще всего это отцы или старшие братья) увеличивает вероятность совершения преступлений другими членами семьи, прежде всего несовершеннолетними, в 4-5 раз. Каждый 4 из осужденных несовершеннолетних проживал с судимыми братьями и сестрами.

Причины социальной дезадаптации несовершеннолетних могут быть и другие (помимо дисфункциональной семьи)

— личностные особенности (возрастные, характерологические, психические)

— школьная дезадаптация

— воздействие асоциальной неформальной среды

— причины социально-экономического и демографического характера

Психологические причины возникновения аддикции

Более подобно мне хотелось бы остановиться на психологических причинах, возникновения аддикции. Как вы думаете какими чертами может обладать аддикт если учесть, что причина неконтролируемого пристрастия к чему-либо находится не в окружающем мире, а внутри человека.

Люди с подобным поведением характеризуются

  • пониженной стрессоустойчивостью,
  • страхом перед жизненными трудностями,
  • отсутствием способности ждать и терпеть,
  • жаждой немедленного осуществления желания.

Б. Сегал выделял следующие психологические особенности лиц с аддиктивными формами поведения

  1. снижение переносимости трудностей повседневной жизни, наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций.
  2. скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством
  3. внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами
  4. стремление говорить неправду
  5. стремление обвинять других, зная, что они невиновны
  6. стремление уходить от ответственности в принятии решений
  7. стереотипность, повторяемость поведения
  8. зависимость
  9. тревожность

В норе, как правило, психически здоровые люди легко («автоматически») приспосабливаются к требованиям обыденной (бытовой) жизни и тяжелее переносят кризисные ситуации.

Кто является антиподом аддиктивной личности. Обыватель- человек, живущий интересами семьи, родственников.

Образно говоря, для психологически зрелой личности мир представляется ареной, на которой можно творить и воплощать своими руками свои желания, правда, ценой преодоления трудностей и часто томительного ожидания. Для аддикта мир выглядит тюрьмой, вырваться из которой позволяет не поступок, а уход от реальности любым доступным способом [Peele, Brodsky, 1975]. Согласно этому представлению, аддикция — это в той или иной мере уклонение от взрослой личной ответственности, свойственной психологически зрелой личности.

Для аддиктов характерно «мышление по желанию»: что бы не происходило в действительности, для них реальным является лишь то, что соответствует их желаниям и представлениям. Они строят свой воображаемый мир, в котором и живут, все более и более входя в конфликт с окружающими людьми, которым этот воображаемый мир недоступен.

Вопросы профилактики формирования зависимого поведения детей и подростков, являются одними из важнейших в воспитательной работе. Первичная профилактика зависимого поведения через альтернативное предложение здорового образа жизни является одним из основных направлений деятельности кабинета профилактики наркозависимости ЦПМСС Василеостровского района. Работа кабинета строится на основании принципов комплексности, индивидуальной ориентированности и систематичности.

Наличие девиантного поведения указывает на нарушенную адаптацию к изменившимся условиям микро- и макросреды. Ребенок своим поведением демонстрирует необходимость оказания ему экстренной помощи, и меры в этих случаях требуются профилактические, психолого-педагогические и воспитательные.

Программа «ПАВлин», имеющая целью формирование культуры здоровья, обеспечивающей предупреждение зависимого поведения.

Занятия по программе «ПАВлин» проходят на базе ДОУ, в группах из 9-12 детей, один раз в неделю. Продолжительность курса – 12 занятий.

Программа «ПАВлин» — не единственная, разработанная в Центре. Создан ряд психолого-педагогических программ центра, направленных на развитие личности подростка. Прежде чем рассмотреть содержание этих программ, хотелось бы остановиться на особенностях подросткового возраста.

Подростковый возраст – время открытий. Подросток критически осмысливает все усвоенное им ранее и заново, самостоятельно выстраивает модель самого себя и модель мира, который его окружает.

Родителям, другим взрослым хочется, чтобы взросление, приобретение социального опыта, формирование умений и навыков эффективного взаимодействия с окружающим происходило в безопасной для подростка социальной среде.

Исторически сложилось так, что практически вся профилактическая работа с детьми приходится на подростковый возраст. Это, несомненно, важно, ведь именно в этот период формируется мировоззрение ребенка, происходит осмысление себя и своего места в этом мире. Однако подростковый период – это сложное время в жизни подростка, сопровождающееся определенными психологическими трудностями, характерными для этого возраста.

К специфическим проблемам подросткового возраста можно отнести:

  • стремление освободиться от опеки взрослых и установленных ими правил и норм;
  • противоречие между потребностью в интимности, с одной стороны, и кооперации, группированию, с другой;
  • наличие тревоги, вызванной открытием субъективного мира и формированием образа Я;
  • наличие тяги к расширению диапазонов ролевого поведения;
  • эмоциональная непосредственность, неуравновешенность;
  • недостаточное развитие абстрактно-логического мышления;
  • отсутствие навыков самоанализа.

В нашем центре осуществляется комплексный индивидуально-ориентированный подход в работе с подростками. Тесное взаимодействие специалистов центра позволяет проработать все сферы: поведенческую, когнитивную и эмоционально-волевую.

Рассмотрим подробнее разработанные в центре психолого-педагогические программы.

Программа «Шаги к взрослению» (коррекция и профилактика дезадаптивного поведения младших подростков). Программа рассчитана на детей 11-12 лет, испытывающих затруднения в отношениях с окружающими.

Посещение предлагаемых программой занятий способствует:

  • обучению навыкам распознавания эмоций, регулирования своего эмоционального состояния;
  • развитию коммуникативных навыков;
  • формированию социально приемлемых форм поведения в коллективе;
  • тренировке навыков бесконфликтного общения;
  • формированию позитивных установок и позитивного образа будущего.

Программа «От Я к МЫ и обратно» (формирование позитивной Я-концепции). Программа рекомендована для подростков 14-15 лет, испытывающих неуверенность в себе, стремящихся понять себя и других, научиться общаться. Посещение занятий программы способствует:

  • осознанию своей личности, своих характерных особенностей, отличающих подростка от других людей, достоинств и недостатков, повышению самооценки;
  • расширению знания подростков о чувствах и эмоциях, развитию способности безоценочного принятия других людей, повышению эмоциональной зрелости;
  • формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и отстаивать свою позицию.

Программа «ЭКВАТОР» — это индивидуально-ориентированная информационно-просветительская учебная программа, ориентированная на подростков 13-15 лет (8-9 кл.) Целью программы «ЭКВАТОР» является внедрение комплекса подходов (социально-педагогического, психолого-педагогического, оздоровительно-профилактического и правового) по первичной профилактике аддиктивных (от англ. аddiction – пагубная привычка, порочная склонность-авт.) форм поведения среди подростков.

Программа состоит из комплекса модулей. Модуль – это пакет вариативных учебно-методических материалов, содержащий теоретические положения и практические задания определенного тематического содержания. Каждый модуль самодостаточен и может использоваться самостоятельно. Вместе с тем, все они связаны единой логикой программы.

Программа представлена четырьмя модулями:

  1. Психолого-педагогический модуль
  2. Социально-педагогический модуль
  3. Оздоровительно-профилактический модуль
  4. Правовой модуль

Опыт реализации программ центра свидетельствует об успешности профилактической работы по формированию у детей и подростков позитивного отношения к миру и высокой сопротивляемости к негативным явлениям.

Словарь

Аддикция (addiction — англ., склонность, пагубная привычка, за­висимость) — специфическое поведение, общей чертой которого явля­ется стремление уйти от реальности путем искусственного изменения психического состояния. Этот путь стереотипизируется и для каждого человека в существенной мере ограничивает сферу взаимодействия с окружающей средой, хотя для разных людей это может быть большой спектр способов изменения своего состояния. В соответствии с тем, какой конкретно способ используется, выделяют зависимость от нар­котиков, курения, алкоголя, еды (часто сладкого), сексуального об­щения, компьютера, азартных игр и т.д.

Аддикция химическая — зависимость от того или иного химиче­ского препарата, изменяющего психическое состояние человека.

Аддикция нехимическая — аддикция, при которой объектом зави­симости становится некоторый поведенческий паттерн, а не вещество, вызывающее изменение психического состояния. Именно на этом ос­новании такой вид зависимости называется поведенческой аддикцией.

Аддикция алиментарная — тип поведения, при котором уход от реальности и изменение психического состояния достигаются посредством удовольствия от приема пищи.

Гэмблинг — (от game — англ. , игра) — зависимость от азартных игр, вид аддикции, при которой уход от реальности и изменение состояния достигаются возбуждением во время азартной игры.

Девиантное (от лат. deviatio — отклонение) поведение — термин, описывающий поведение, отклоняющееся от неких принятых в обще­стве стандартов.

Шоппинг- посещение магазинов и покупки не потому, что не­что необходимо, а для получения удовольствия

Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия. Определение Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ).

Здоровьеэто такое состояние духа, эмоционально-психологической и физиологической сфер жизнедеятельности человека, которое создает наиболее благоприятные условия для расцвета его личности, его талантов и способностей, для осознания им своей неразрывной связи с окружающим миром, своей ответственности за него (Шаталова Г.С. «Философия здоровья»)

Свобода и необходимость в деятельности человека — что это, определение и ответ

Свобода ― это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать модель поведения и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира.

В истории общественной мысли проблема свободы всегда была связана с поиском разного смысла. Чаще всего она сводилась к вопросу о том, обладает ли человек свободной волей или все его поступки обусловлены внешней необходимостью (предопределением, Божьим промыслом, судьбой, роком и т. д.). В связи с решением данных вопросов существуют две идеи:

  1. Фатализм (лат. fatalis — роковой) — мировоззренческая концепция, согласно которой все процессы в мире подчинены судьбе и року. Трактовка всякого действия человека как предопределенного заранее, исключающего всякую возможность выбора и случайности.

Например, к представителям фатализма относится Печорин, герой М.Ю. Лермонтова — в “Герое нашего времени” есть даже глава с соответствующим названием (“Фаталист”).

  1. Волюнтаризм (лат. voluntas — воля) — мировоззренческая концепция, признающая волю как первооснову всего сущего. Пренебрежение объективными историческими процессами, принятие решения, сообразуясь лишь с субъективными оценками и желаниями.

К волюнтаристам можно отнести известных исторических персонажей, которые стремились переломить ход событий по своему желанию: например, Наполеона Бонапарта.

Свобода есть там, где есть выбор. Есть понимание свободы как вседозволенности, но оно неверно. Ведь свобода выбора порождает ответственность личности за принятое решение и поступки, являющиеся его следствием.

Свобода и ответственность — две стороны сознательной деятельности человека. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу и предполагает определенные обязанности.

Ответственность — это социально-философское понятие, характеризующее возможность субъекта (человека, социальной группы и др.) ответить за свои действия, поступки, последствия своих поступков.

Ответственность порождает обязанности.

Ответственность во многом определяет нравственную позицию личности в обществе, и ложится в основу поведения человека, становится фундаментом его мотивации.

Выделяют следующие виды ответственности:

Например, за вырубку лесов на текущем поколении Земли лежит ответственность перед будущим поколением.

  • Политическая ответственность — ответственность государства за выполнение международных договоров, ответственность выборных органов власти перед народом, ответственность органов гос. власти перед друг другом.

Например, ответственность правительства перед парламентом.

Например, помощь больным детям или старикам, сочувствие и участие в жизни окружающих.

Например, за кражу в крупном размере на гражданина К. возлагается юридическая ответственность в виде лишения свободы.

Например, на гражданине Н. лежит индивидуальная ответственность за правильное воспитание дочери.

Например, за загрязнение окружающей среды на россиянах лежит коллективная ответственность.

Регулятором ответственного поведения является совесть.

Совесть — способность субъекта самостоятельно формулировать нравственные обязанности и реализовывать самоконтроль.

По мере развития человеческой свободы ответственность усиливается. Но ее направленность постепенно смещается с коллектива (коллективная ответственность) на самого человека (индивидуальная, персональная ответственность).

Только свободная и ответственная личность может полноценно реализовать себя в социальном поведении и тем самым раскрыть свой потенциал в максимальной степени.

Поведение человека в социальной среде — StatPearls

Непрерывное образование

Поведение человека в социальной среде (HBSE) — это концепция, описывающая всестороннее представление о людях и имеющая фундаментальное значение для изучения социальных наук. Его концепции применимы ко всем формам клинической работы, поскольку он объединяет концепции биологических, психологических и социальных наук. В этом упражнении представлено краткое введение в HBSE и рассмотрена роль межпрофессиональной команды в улучшении ухода за пациентами посредством понимания HBSE.

Цели:

  • Обобщите типичное описание HBSE.

  • Описание общих функций HBSE.

  • Опишите три общие теории, применимые к концепции HBSE.

  • Объясните межпрофессиональное применение HBSE в клинической практике для улучшения координации ухода за пациентами и оптимизации клинических результатов.

Доступ к бесплатным вопросам с несколькими вариантами ответов по этой теме.

Введение

Поведение человека в социальной среде (HBSE, также называемое «Поведение человека и социальная среда») — это обширная тема, которая часто включает в себя целые курсы или ученые степени. Это основополагающий аспект социальной работы, и его темы применимы ко многим областям медицины. Как следует из самого термина, HBSE стремится понять человеческое поведение и все факторы и характеристики человеческого поведения; социальная среда и разные уровни и системы этой среды; и интерфейс между ними.

Функция

HBSE обеспечивает основу для понимания как отдельных людей, так и среды, в которой они живут. Это способствует более полному пониманию личности, обратившейся за лечением. Это может быть особенно важно для понимания барьеров на пути к приверженности, личностных структур, стилей взаимодействия, нерегулярных последующих наблюдений и неявок, а также других подобных клинически значимых форм поведения. Таким образом, HBSE предоставляет метод, позволяющий расширить взгляд врача на жизнь пациента, а также на проблемы и ограничения, которые существуют для пациента. Благодаря этому пониманию можно получить оценку этих барьеров, что впоследствии может облегчить способность устранять некоторые из существующих барьеров. Это особенно актуально при понимании социальных детерминант здоровья. Социальные детерминанты здоровья считаются жизненно важными факторами, влияющими на приверженность, реакцию на лечение и последующее наблюдение.[1][2]

Эта концепция под названием «Человек в окружающей среде» тесно связана с концепцией HBSE и часто считается основополагающим аспектом практики социальной работы. «Человек в среде» рассматривает как отдельного человека, так и несколько сред, с которыми и в которых взаимодействует человек. «Человек в среде» также считает, что и человек, и среда имеют взаимные отношения. Несколько теорий могут помочь клиницистам определить участников этих взаимных отношений, как определено ниже. Каждая из этих теорий описывает статические и динамические факторы, влияющие на представление человека. Их можно комбинировать или использовать по отдельности, чтобы получить полное представление о пациенте или клиенте.

Проблемы, вызывающие озабоченность

Теории, применимые к HBSE, включают микро-, меццо- и макроподходы; биопсихосоциально-духовный подход; Теория систем; Социально-экологическая модель; и модель экологических систем. Эти теории и модели облегчают понимание «человека в окружающей среде». Многие из этих теорий пересекаются в том, как они организуют понимание людей и связанных с ними участников их презентации. Между каждой теорией также есть различия в том, как каждая из них идентифицирует и анализирует конкретную информацию. Здесь описываются «микро-, меццо- и макроподход», «биопсихосоциально-духовный подход» и «модель экологических систем», чтобы подчеркнуть сходства и различия.

Микро-, меццо- и макроподход [4]

«Микро-, меццо- и макроподход» относится к трехуровневому пониманию участников систем, включающих и окружающих человека.

  • Микро: На микроуровне учитываются биологические и психологические характеристики человека. К ним могут относиться, например, личность, психическое и физическое здоровье или патология, а также уровень образования.

  • Mezzo: Формулировка на уровне Mezzo учитывает сети и услуги, непосредственно окружающие человека. Они могут включать домашнюю и соседскую среду, социальные сети (включая друзей, соседей и семью), а также доступные медицинские и социальные услуги.

  • Макро: Вкладчики макроуровня включают вкладчиков самого большого масштаба, которые могут повлиять на человека на уровне меццо, включая экономические и политические изменения и правила, а также природные силы, такие как землетрясения, торнадо и другие.

Биопсихосоциально-духовная модель [5]

Биопсихосоциальная модель была впервые представлена ​​в 1977 году Джорджем Энгелем, чтобы понять множество факторов, влияющих на человека. Утверждалось, что сама биопсихосоциальная модель не включает экзистенциальные факторы, включая духовность или смерть. Таким образом, была предложена биопсихосоциально-духовная модель, чтобы обеспечить более полное представление в этом отношении.

  • Под биологическими факторами можно понимать любые медицинские или биологические факторы, влияющие на состояние человека. К ним относятся медицинские заболевания, генетика, нейробиология, физические характеристики, диета, вещества и лекарства.

  • Психологические факторы включают темперамент, личность, память, установки, механизмы выживания и убеждения.

  • Социальные участники включают сети социальной поддержки, культуру, рабочее место, образование, социально-экономический статус и отношения.

  • Духовные жертвователи включают любые аспекты веры в пользу или против духовной или религиозной организации.

Экологические системы Модель

Модель экологических систем была первоначально описана Бронфенбреннером и описывала 5 системных уровней от самого маленького до самого большого, поскольку они относятся к человеку.[6]

  • Микросистема – это то, что непосредственно окружает человека и с чем он непосредственно и наиболее тесно взаимодействует. Это может включать дом, работу, школу и отношения внутри этой системы, включая семью, друзей и опекунов.

  • Мезосистема описывает следующий уровень, где каждая конкретная микросистема взаимодействует с другой и косвенно влияет на человека. Например, рабочая система и связанные с ней требования могут положительно или отрицательно влиять на домашнюю систему.

  • Экзосистема описывает системный уровень, на котором человек находится под влиянием, но не может произвести изменения. Они могут включать в себя выход компании человека из бизнеса и потерю работы в результате.

  • Макросистема включает в себя еще более высокий уровень, на котором можно понять культурную, политическую и экономическую среду, все из которых могут влиять на человека.

  • Наконец, хроносистема описывает динамические и зависящие от времени события, включая то, как исторические события могут повлиять на жизнь человека.

Клиническая значимость

HBSE в клинической практике и применении лучше всего описать на конкретном примере. Рассмотрим 40-летнего мужчину с артериальной гипертензией, сахарным диабетом 2 типа, гиперлипидемией, ишемической болезнью сердца после двухсосудистого аортокоронарного шунтирования (АКШ) 3 месяца назад, большим депрессивным расстройством и генерализованным тревожным расстройством. который представляет для оценки хрупкого диабета. Он недавно потерял работу и переживает развод, и в настоящее время живет один. Используя любую из вышеперечисленных теорий, мы можем быстро определить, что информация, которой мы располагаем до сих пор, представляет собой лишь базовый уровень понимания данного индивидуума.

В качестве примера мы можем использовать подход Micro-Mezzo-Macro. Мы можем определить, что до сих пор мы понимаем некоторые биологические и психологические факторы, способствующие его проявлению (Микрофакторы). К ним относятся перечисленные медицинские и психические расстройства. При дальнейшем анализе каждого из этих расстройств в отдельности можно начать формулировать гипотезы о некоторых первоначальных факторах, влияющих на лабильные уровни сахара в крови пациента. Некоторые гипотезы могут включать рассмотрение настроения пациента, ангедонии и безнадежности, а также того, как это может повлиять на его приверженность лечению, что мы могли бы дополнительно оценить. Кроме того, можно предположить, что пациент испытывает постоянные психологические и/или физиологические последствия своего АКШ, что затрудняет выполнение физических упражнений, способствуя более сложному контролю уровня сахара в крови. Другие соображения могут заключаться в том, влияют ли лечебные взаимодействия на его резистентность к инсулину или реакцию на лекарства. Мы также можем предположить, что его познание может быть затронуто на каком-то уровне и способствовать его неспособности помнить о приеме лекарств.

Можно также увидеть, что участники меццо- и макроуровня менее ясны на основе исходной информации. Возможно, нам потребуется дополнительно изучить эти факторы, чтобы понять, как они могут способствовать представлению этого пациента. Мы видим, что он недавно потерял работу, и можно сформулировать гипотезу о том, что в результате у него может возникнуть некоторая финансовая напряженность, а также он мог лишиться страхового покрытия. И то, и другое может сделать невозможным приобретение лекарств или посещение поставщиков медицинских услуг. Мы также понимаем, что он живет сам по себе. Он может иметь ограниченную социальную поддержку, чтобы заботиться о себе и своих потребностях, которые могут быть различными и также могут повлиять на его восприятие важности приверженности лечению. Процесс развода может также привести к финансовому напряжению и межличностным трудностям, из-за чего ему будет труднее доверять другим или взаимодействовать с другими, в том числе со своими поставщиками. Это также может быть связано с ухудшением его депрессивных или связанных с тревогой симптомов, как указано выше, а также с его диетой. Другое соображение может включать в себя то, что его потеря работы произошла в условиях ухудшения экономики или в результате ухудшения межличностных отношений на его работе, снижения его восприятия собственной важности и самооценки, среди прочего. Мы также можем предположить, что потеря работы может означать, что он потерял значительную часть своей сети социальной поддержки.

Другие факторы могут включать в себя наличие зеленых насаждений рядом с ним, безопасность района, близлежащие общественные организации, которые могли бы его поддержать, законодательство, касающееся жилья пациента или безопасности работы, а также политику или изменения в области здравоохранения. Кроме того, такие понятия, как дискриминация и предрассудки, а также влияние расы на этого человека, могут способствовать приверженности, доверию к поставщикам медицинских услуг и пониманию потенциальных значительных жизненных стрессоров, способствующих представлению пациента. По мере того, как мы продолжаем рассматривать аспекты обращения этого человека, мы можем видеть, что может быть множество других факторов, способствовавших его представлению жалобы. В литературе сообщалось, что психосоциальные факторы, как описано выше, оказывают значительное влияние на результаты лечения в различных исследованиях.][10]

Other Issues

HBSE также использует теории развития на протяжении всей жизни и другие психологические теории, включая психоаналитическую теорию, а также теории развития Эриксона, Пиаже и Кольберга. Здесь мы сосредоточимся главным образом на теориях Эриксона, Пиаже и Кольберга. Эти теории могут быть особенно полезны для понимания общего развития человека и любых аспектов его проявления, связанных с незавершенным переходом через стадии развития.

Теория развития Эриксона описывает стадии развития от младенчества до старости, всего 8 стадий.[11] Каждый этап описывает основной период развития, когда адекватная адаптация, поддержка и развитие могут привести к более полноценной жизни. Этапы этой теории следующие:

  • Стадия 1 — «Доверие против недоверия»

    • Младенчество — первые 18 месяцев

    • Развитие стабильных, заботливых и последовательных отношений с лицами, осуществляющими уход

    • Нарушение стабильности или последовательности отношений может привести к подрыву доверия.

  • Этап 2 — «Автономия против стыда и сомнения»

    • Раннее детство — от 18 месяцев до ~3 лет

    • Развитие независимости, чувства контроля над способностями (включая функции тела) и уверенности в себе , неуверенность в себе и повышенная зависимость от других.

  • Этап 3 — «Инициатива против чувства вины»

    • Дошкольный возраст — от 3 до 5 лет

    • Развитие навыков межличностного общения, уверенности в себе и социальных взаимодействий

    • взаимодействие как помеха.

  • Этап 4 — «Промышленность против неполноценности»

    • Школьный возраст — от 5 до ~12 лет

    • Развитие чувства собственного достоинства через социальные взаимодействия и группы сверстников, а также чувства гордости и достижений во время возрастающих требований со стороны академических и социальных ситуаций по сравнению со сверстниками.

  • Этап 5 — «Идентичность против путаницы»

    • Подростковый возраст – от 12 до 18 лет

    • Развитие чувства идентичности и самоощущения посредством углубленного самопознания, включая убеждения и ценности, и растущее чувство независимости

    • Эриксон описал эту стадию как мост между моралью, усвоенной ребенком, и этикой, развитой взрослым.

    • Нарушение на этом этапе приводит к ощущению замешательства и отсутствию самоощущения.

  • Этап 6 — «Близость против изоляции»

    • Молодость – от 18 до 40 лет

    • Развитие надежных и прочных близких отношений с другими людьми, которые являются значимыми и длительными

    • Нарушения в этом приводят к ощущению изоляции и одиночества

  • Стадия 7 — «Производительность против стагнации»

    • Взрослость – от 40 до 65 лет

    • Развитие чувства выполненного долга, вклада в общество, детей и мир

    • Разрушения приводят к чувству разочарования, отдаленности и застоя.

  • Этап 8 — «Честность против отчаяния»

    • Пожилой возраст – после 65 лет

    • Развитие понимания своей жизни и пересмотра своих достижений, ощущение цельности и последовательности в отношении самого себя, что ведет к мудрости

    • Нарушение на этом этапе может привести к чувству отчаяния и сожаления

Модель Пиаже описывает развитие на 4 стадиях когнитивного развития ребенка.[12][13] Стадии или периоды резюмируются следующим образом:

  • Сенсомоторный период от рождения до 18-24 месяцев

    • Как следует из названия, на этой стадии развиваются ощущения, телесные функции и движения («сенсомоторные») наличие объекта (родителя, игрушки и т. д.), несмотря на то, что он не может сразу его ощутить

  • Предоперационный период от двух до семи лет

    • На этом этапе развивается семиотическая функция, которая представляет собой развитие символического представления мыслей, воспоминаний и событий, а также образного мышления

    • Это представляет собой начало ассимиляции идей и мыслей в дополнение к описанию и идентификации этих идей

  • Конкретный операционный период от семи до 11 или 12 лет

    • На этом этапе ребенок может применять логику и правила к конкретным объектам в своем окружении, чтобы предсказывать и понимать мир более подробно

    • На этом этапе развивается концепция сохранения, при которой ребенок понимает, что количество жидкости не меняется после переливания в более широкую или более тонкую емкость (что влияет на высоту или уровень воды)

  • Официальный период эксплуатации с 12 до совершеннолетия На этом этапе развивается применение правил и логики к более абстрактным понятиям0005

Пиаже также прокомментировал « моральное развитие, », в котором он описывает две стадии: гетерономию и автономию.

Понятие гетерономии или «гетерономной морали» — это понимание ребенком того, что существуют правила, обязанности и авторитетные лица, которым необходимо подчиняться. Это связано с идеей «морального реализма», в которой само правило важнее цели правила. В этом отношении намерение человека, совершающего действие, менее важно, чем результаты действий для ребенка. Ребенок ожидает, что нарушения этих правил будут наказаны, именуемые «имманентной справедливостью». В связи с этим гетерономная мораль считает, что власть передается сверху (гетерономно).

Во время игры у детей развивается понимание «морального релятивизма», когда мораль можно рассматривать в большей степени в отношении намерений, а не последствий. Это приводит к развитию «автономной морали» или автономии. Концепция наказания также меняется, когда целью наказания является исправление ошибок, а не наказание виновных.

Теория Кольберга изложила концепцию развития нравственности и описала три стадии (с шестью «подстадиями») развития нравственности и считает, что развитие нравственности занимает больше времени. [14]

Каждая из этих вышеперечисленных теорий описывает развитие ребенка по мере его продвижения в изменяющейся социальной среде. При оценке каждого пациента у них будет разная степень развития или нарушение развития на каждой стадии, что может повлиять на их поведение и подходы к назначенному лечению, а также в межличностных отношениях и в других условиях.

Болезни и медицинские модели также предоставляют полезные способы подхода к уходу за пациентами и вносят значительный вклад в понимание пациентов. Это более традиционный биомедицинский взгляд, согласно которому выявляются синдромы, а в процессе выявления синдромов выявляются заболевания. Патофизиология, этиология, эпидемиология, патология и другие подобные концепции применяются для понимания каждой болезни. Благодаря этому развитому пониманию приобретается способность диагностировать, а затем точно лечить. Успех этой модели очевиден в современной практике здравоохранения, в которой большинство медицинских работников знакомы с этой моделью и применяют ее. Однако существенные ограничения этой модели включают в себя то, что она имеет тенденцию пренебрегать психосоциальными компонентами или, как описывает HBSE, многими другими факторами, которые способствуют развитию человека и ситуации. Многие из этих факторов способствуют развитию и сохранению болезни у отдельного пациента.[15]

Понимание клиницистами психического здоровья и расстройств эволюционирует в направлении более комплексного подхода.[16] Это развивающаяся в настоящее время модель психического здоровья и расстройств. Таким образом, нет единого мнения относительно того, как эта модель может быть принята и применена в клинической практике. Существенным преимуществом многомерной модели является то, что она устраняет произвольное разделение между здоровьем и расстройством. Поместив здоровье и расстройство в один ряд, стигматизацию можно уменьшить, если понять состояние человека и спектр человеческого поведения и психического здоровья. Кроме того, эта модель позволяет более эффективно понять эволюцию расстройств психического здоровья, поскольку люди могут находиться в одной части спектра в один момент времени и могут переходить в другую часть спектра в другой момент времени. Такой многомерный подход может также оказаться полезным при соматических заболеваниях, особенно в условиях, когда пороговые значения или диапазоны нормальности могут иметь произвольное или неопределенное происхождение.

Улучшение результатов медицинских бригад

HBSE может обеспечить основу для совместной помощи и межпрофессиональных команд для обеспечения оптимального ухода за пациентами. В этих ситуациях у медицинских работников разных дисциплин могут быть разные способы формулирования понимания пациента. Таким образом, междисциплинарные группы могут использовать концепции HBSE для понимания междисциплинарных составов и планов лечения. Учитывая ограничения существующей системы здравоохранения и системное давление на отдельных поставщиков, каждый отдельный поставщик может рассмотреть возможность сосредоточения внимания на одном аспекте индивидуального ухода, сохраняя при этом понимание более важных факторов, влияющих на состояние пациента. Первостепенное значение имеет оценка и оценка подготовленного социального работника, который может выявить факторы, препятствующие уходу за пациентом, и подробно описать ожидания пациента от лечения. Сообщение об этих факторах обученной специализированной медсестре может помочь в обучении пациентов и улучшить соблюдение режима лечения. Выявление вредных факторов, а также нежелательных реакций и уведомление врачей об этих результатах может помочь улучшить клинические результаты и предотвратить осложнения. Электронные медицинские записи могут помочь в этом благодаря компьютерному выявлению основных факторов или дефицитов в жизни пациента, которые могут ограничивать приверженность, медицинскую грамотность или общение. Благодаря лучшему пониманию HBSE можно создать более интегрированную медицинскую команду и, как следствие, систему здравоохранения. Канадские институты исследований в области здравоохранения определили десять принципов успешной интеграции здравоохранения, в том числе «Стандартное оказание помощи с помощью межпрофессиональных групп».[17]

Один из факторов, выявленных в соответствии с этим принципом, включал «один стандарт медицинской помощи». В связи с этим всестороннее представление о каждом человеке с использованием понимания HBSE позволит разработать универсальный стандарт медицинской помощи для всех систем здравоохранения. Кроме того, был признан акцент на благополучии и укреплении здоровья, чему опять-таки может способствовать понимание HBSE. [Уровень 3]

Сестринское дело, Allied Health и Межпрофессиональная бригада Вмешательство

Межпрофессиональная бригада может оказывать поддержку с помощью различных подходов, включая последующие телефонные звонки после выписки из больницы или визит в клинику для обеспечения соблюдения режима лечения. Эти звонки могут также способствовать и учитывать другие факторы, влияющие на представление пациента, которые не могли быть учтены во время приема. Некоторые примеры включают трудности с транспортом или определение расписания общественного транспорта, грамотность в вопросах здоровья по телефону и выявление сложных семейных систем, которые могут повлиять на приверженность пациентов. Таким образом, некоторые такие барьеры могут быть выявлены и устранены с помощью различных государственных программ и программ системы здравоохранения.

Мониторинг сестринского дела, смежных медицинских учреждений и межпрофессиональных групп

Мониторинг соблюдения пациентом режима лечения и барьеров для соблюдения режима может быть облегчен при понимании HBSE. Выявление факторов, не относящихся к биологической сфере, может предоставить поставщикам медицинских услуг представление о других факторах, влияющих на соблюдение режима лечения. Например, выявление соображений стоимости и финансового напряжения в качестве факторов, способствующих несоблюдению предписаний, может позволить поставщику или медицинской команде порекомендовать сайт купонов на рецепты или помочь пациенту подать заявку на участие в программах помощи пациентам. Мониторинг межпрофессиональной команды может быть особенно полезен для выявления этих разнообразных факторов. Каждый член медицинской бригады может работать над определением различных аспектов состояния пациента, используя биопсихосоциальную модель. Таким образом, все члены многопрофильной медицинской бригады (врачи, врачи среднего звена, фармацевты, медсестры, терапевты и вспомогательный персонал) могут оказывать поддержку отдельному пациенту различными более сложными способами, которые являются более целостными и комплексными по сравнению с традиционным заболеванием. -ориентированная модель.

Контрольные вопросы

  • Доступ к бесплатным вопросам с несколькими вариантами ответов по этой теме.

  • Комментарий к этой статье.

Ссылки

1.

Patel MR, Piette JD, Resnicow K, Kowalski-Dobson T, Heisler M. Социальные детерминанты здоровья, связанное с затратами несоблюдение режима лечения и поведение, снижающее затраты среди взрослых с диабетом: Результаты национального опроса о состоянии здоровья. Мед уход. 2016 авг; 54 (8): 796-803. [Бесплатная статья PMC: PMC4945373] [PubMed: 27219636]

2.

Бачур С., Сингер Б., Хейс-Конрой А., Хорвиц Р.И. Социальные детерминанты ответа на лечение. Am J Med. 2018 май; 131(5):480-483. [PubMed: 29421690]

3.

Weiss-Gal I. Подход «человек в окружающей среде»: профессиональная идеология и практика социальных работников в Израиле. Соц Работа. 2008 Январь; 53 (1): 65-75. [PubMed: 18610822]

4.

Лау Д.Т., Скандретт К.Г., Ярзебовски М., Холман К., Эмануэль Л. Безопасность, связанная со здоровьем: основа для устранения барьеров на пути старения на месте. Геронтолог. 2007 декабрь; 47 (6): 830-7. [Пубмед: 18192636]

5.

Сулмасы Д.П. Биопсихосоциально-духовная модель ухода за больными в конце жизни. Геронтолог. 2002 г., октябрь 42 г. Спец. № 3: 24–33. [PubMed: 12415130]

6.

McHale SM, Dotterer A, Kim JY. Экологический взгляд на СМИ и развитие молодежи. Am Behav Sci. 2009 г., апрель 52(8):1186-1203. [Бесплатная статья PMC: PMC3257056] [PubMed: 22247564]

7.

Уиллис Л., Гудвин Дж., Ли К.О., Москеда Л., Гарри П., Лю П., Линн Р., Уэйн С. Влияние психосоциальных факторов на здоровье исходы у пожилых людей. Перспективное исследование. J Старение здоровья. 1997 августа; 9(3):396-414. [PubMed: 10182400]

8.

Дуайер К.А. Психосоциальные факторы и состояние здоровья у женщин с ревматоидным артритом: прогностические модели. Am J Prev Med. 1997 г., январь-февраль; 13(1):66-72. [PubMed:44]

9.

Васкес И., Вальдеррабано Ф., Форт Дж., Хофре Р., Лопес-Гомес Х.М., Морено Ф., Санс-Гуахардо Д., Испанская кооперативная группа по изучению качества жизни пациентов с заболеваниями почек. Психосоциальные факторы и качество жизни, связанное со здоровьем, у пациентов, находящихся на гемодиализе. Качество жизни Res. 2005 Февраль; 14 (1): 179-90. [PubMed: 15789952]

10.

Пикхарт Х., Пихартова Дж. Связь между психосоциальными факторами риска и последствиями хронических заболеваний для здоровья: обзор данных о раке и сердечно-сосудистых заболеваниях. Европейское региональное бюро ВОЗ; Копенгаген: 2015. [PubMed: 27536768]

11.

Оренштейн Г.А., Льюис Л. StatPearls [Интернет]. Издательство StatPearls; Остров сокровищ (Флорида): 14 ноября 2021 г. Стадии психосоциального развития Эриксона. [В паблике: 32310556]

12.

Малик Ф. , Марваха Р. StatPearls [Интернет]. Издательство StatPearls; Остров сокровищ (Флорида): 18 сентября 2022 г. Когнитивное развитие. [PubMed: 30725780]

13.

Скотт Х.К., Когберн М. StatPearls [Интернет]. Издательство StatPearls; Остров сокровищ (Флорида): 13 января 2022 г. Piaget. [PubMed: 28846231]

14.

млн лет, Гонконг. Нравственное развитие ребенка: интегральная модель. Фронт общественного здравоохранения. 2013;1:57. [Бесплатная статья PMC: PMC3860007] [PubMed: 24350226]

15.

Райт К.Д., Тиани А.Г., Биллингсли А.Л., Штейнман С.А., Ларкин К.Т., Макнейл Д.В. Структура для понимания роли психологических процессов в развитии, поддержании и лечении заболеваний: модель 3P-болезни. Фронт Псих. 2019;10:2498. [Бесплатная статья PMC: PMC6879427] [PubMed: 31824367]

16.

Narrow WE, Kuhl EA. Дименсиональные подходы к психиатрической диагностике в DSM-5. J Ment Health Policy Econ. 2011 Декабрь; 14 (4): 197-200. [В паблике: 22345361]

17.

Suter E, Oelke ND, Adair CE, Armitage GD. Десять ключевых принципов успешной интеграции систем здравоохранения. Healthc Q. 2009; 13 Spec No (Spec No): 16-23. [PMC бесплатная статья: PMC3004930] [PubMed: 20057244]

Поведение человека в социальной среде — StatPearls

Непрерывное образование

Поведение человека в социальной среде (HBSE) — это концепция, которая описывает всестороннее представление о людях и имеет фундаментальное значение для изучения социальных наук. Его концепции применимы ко всем формам клинической работы, поскольку он объединяет концепции биологических, психологических и социальных наук. В этом упражнении представлено краткое введение в HBSE и рассмотрена роль межпрофессиональной команды в улучшении ухода за пациентами посредством понимания HBSE.

Цели:

  • Обобщите типичное описание HBSE.

  • Описание общих функций HBSE.

  • Опишите три общие теории, применимые к концепции HBSE.

  • Объясните межпрофессиональное применение HBSE в клинической практике для улучшения координации ухода за пациентами и оптимизации клинических результатов.

Доступ к бесплатным вопросам с несколькими вариантами ответов по этой теме.

Введение

Поведение человека в социальной среде (HBSE, также называемое «Поведение человека и социальная среда») — это обширная тема, которая часто включает в себя целые курсы или ученые степени. Это основополагающий аспект социальной работы, и его темы применимы ко многим областям медицины. Как следует из самого термина, HBSE стремится понять человеческое поведение и все факторы и характеристики человеческого поведения; социальная среда и разные уровни и системы этой среды; и интерфейс между ними.

Функция

HBSE обеспечивает основу для понимания как отдельных людей, так и среды, в которой они живут. Это способствует более полному пониманию личности, обратившейся за лечением. Это может быть особенно важно для понимания барьеров на пути к приверженности, личностных структур, стилей взаимодействия, нерегулярных последующих наблюдений и неявок, а также других подобных клинически значимых форм поведения. Таким образом, HBSE предоставляет метод, позволяющий расширить взгляд врача на жизнь пациента, а также на проблемы и ограничения, которые существуют для пациента. Благодаря этому пониманию можно получить оценку этих барьеров, что впоследствии может облегчить способность устранять некоторые из существующих барьеров. Это особенно актуально при понимании социальных детерминант здоровья. Социальные детерминанты здоровья считаются жизненно важными факторами, влияющими на приверженность, реакцию на лечение и последующее наблюдение.[1][2]

Эта концепция под названием «Человек в окружающей среде» тесно связана с концепцией HBSE и часто считается основополагающим аспектом практики социальной работы. «Человек в среде» рассматривает как отдельного человека, так и несколько сред, с которыми и в которых взаимодействует человек. «Человек в среде» также считает, что и человек, и среда имеют взаимные отношения. Несколько теорий могут помочь клиницистам определить участников этих взаимных отношений, как определено ниже. Каждая из этих теорий описывает статические и динамические факторы, влияющие на представление человека. Их можно комбинировать или использовать по отдельности, чтобы получить полное представление о пациенте или клиенте.

Проблемы, вызывающие озабоченность

Теории, применимые к HBSE, включают микро-, меццо- и макроподходы; биопсихосоциально-духовный подход; Теория систем; Социально-экологическая модель; и модель экологических систем. Эти теории и модели облегчают понимание «человека в окружающей среде». Многие из этих теорий пересекаются в том, как они организуют понимание людей и связанных с ними участников их презентации. Между каждой теорией также есть различия в том, как каждая из них идентифицирует и анализирует конкретную информацию. Здесь описываются «микро-, меццо- и макроподход», «биопсихосоциально-духовный подход» и «модель экологических систем», чтобы подчеркнуть сходства и различия.

Микро-, меццо- и макроподход [4]

«Микро-, меццо- и макроподход» относится к трехуровневому пониманию участников систем, включающих и окружающих человека.

  • Микро: На микроуровне учитываются биологические и психологические характеристики человека. К ним могут относиться, например, личность, психическое и физическое здоровье или патология, а также уровень образования.

  • Mezzo: Формулировка на уровне Mezzo учитывает сети и услуги, непосредственно окружающие человека. Они могут включать домашнюю и соседскую среду, социальные сети (включая друзей, соседей и семью), а также доступные медицинские и социальные услуги.

  • Макро: Вкладчики макроуровня включают вкладчиков самого большого масштаба, которые могут повлиять на человека на уровне меццо, включая экономические и политические изменения и правила, а также природные силы, такие как землетрясения, торнадо и другие.

Биопсихосоциально-духовная модель [5]

Биопсихосоциальная модель была впервые представлена ​​в 1977 году Джорджем Энгелем, чтобы понять множество факторов, влияющих на человека. Утверждалось, что сама биопсихосоциальная модель не включает экзистенциальные факторы, включая духовность или смерть. Таким образом, была предложена биопсихосоциально-духовная модель, чтобы обеспечить более полное представление в этом отношении.

  • Под биологическими факторами можно понимать любые медицинские или биологические факторы, влияющие на состояние человека. К ним относятся медицинские заболевания, генетика, нейробиология, физические характеристики, диета, вещества и лекарства.

  • Психологические факторы включают темперамент, личность, память, установки, механизмы выживания и убеждения.

  • Социальные участники включают сети социальной поддержки, культуру, рабочее место, образование, социально-экономический статус и отношения.

  • Духовные жертвователи включают любые аспекты веры в пользу или против духовной или религиозной организации.

Экологические системы Модель

Модель экологических систем была первоначально описана Бронфенбреннером и описывала 5 системных уровней от самого маленького до самого большого, поскольку они относятся к человеку. [6]

  • Микросистема – это то, что непосредственно окружает человека и с чем он непосредственно и наиболее тесно взаимодействует. Это может включать дом, работу, школу и отношения внутри этой системы, включая семью, друзей и опекунов.

  • Мезосистема описывает следующий уровень, где каждая конкретная микросистема взаимодействует с другой и косвенно влияет на человека. Например, рабочая система и связанные с ней требования могут положительно или отрицательно влиять на домашнюю систему.

  • Экзосистема описывает системный уровень, на котором человек находится под влиянием, но не может произвести изменения. Они могут включать в себя выход компании человека из бизнеса и потерю работы в результате.

  • Макросистема включает в себя еще более высокий уровень, на котором можно понять культурную, политическую и экономическую среду, все из которых могут влиять на человека.

  • Наконец, хроносистема описывает динамические и зависящие от времени события, включая то, как исторические события могут повлиять на жизнь человека.

Клиническая значимость

HBSE в клинической практике и применении лучше всего описать на конкретном примере. Рассмотрим 40-летнего мужчину с артериальной гипертензией, сахарным диабетом 2 типа, гиперлипидемией, ишемической болезнью сердца после двухсосудистого аортокоронарного шунтирования (АКШ) 3 месяца назад, большим депрессивным расстройством и генерализованным тревожным расстройством. который представляет для оценки хрупкого диабета. Он недавно потерял работу и переживает развод, и в настоящее время живет один. Используя любую из вышеперечисленных теорий, мы можем быстро определить, что информация, которой мы располагаем до сих пор, представляет собой лишь базовый уровень понимания данного индивидуума.

В качестве примера мы можем использовать подход Micro-Mezzo-Macro. Мы можем определить, что до сих пор мы понимаем некоторые биологические и психологические факторы, способствующие его проявлению (Микрофакторы). К ним относятся перечисленные медицинские и психические расстройства. При дальнейшем анализе каждого из этих расстройств в отдельности можно начать формулировать гипотезы о некоторых первоначальных факторах, влияющих на лабильные уровни сахара в крови пациента. Некоторые гипотезы могут включать рассмотрение настроения пациента, ангедонии и безнадежности, а также того, как это может повлиять на его приверженность лечению, что мы могли бы дополнительно оценить. Кроме того, можно предположить, что пациент испытывает постоянные психологические и/или физиологические последствия своего АКШ, что затрудняет выполнение физических упражнений, способствуя более сложному контролю уровня сахара в крови. Другие соображения могут заключаться в том, влияют ли лечебные взаимодействия на его резистентность к инсулину или реакцию на лекарства. Мы также можем предположить, что его познание может быть затронуто на каком-то уровне и способствовать его неспособности помнить о приеме лекарств.

Можно также увидеть, что участники меццо- и макроуровня менее ясны на основе исходной информации. Возможно, нам потребуется дополнительно изучить эти факторы, чтобы понять, как они могут способствовать представлению этого пациента. Мы видим, что он недавно потерял работу, и можно сформулировать гипотезу о том, что в результате у него может возникнуть некоторая финансовая напряженность, а также он мог лишиться страхового покрытия. И то, и другое может сделать невозможным приобретение лекарств или посещение поставщиков медицинских услуг. Мы также понимаем, что он живет сам по себе. Он может иметь ограниченную социальную поддержку, чтобы заботиться о себе и своих потребностях, которые могут быть различными и также могут повлиять на его восприятие важности приверженности лечению. Процесс развода может также привести к финансовому напряжению и межличностным трудностям, из-за чего ему будет труднее доверять другим или взаимодействовать с другими, в том числе со своими поставщиками. Это также может быть связано с ухудшением его депрессивных или связанных с тревогой симптомов, как указано выше, а также с его диетой. Другое соображение может включать в себя то, что его потеря работы произошла в условиях ухудшения экономики или в результате ухудшения межличностных отношений на его работе, снижения его восприятия собственной важности и самооценки, среди прочего. Мы также можем предположить, что потеря работы может означать, что он потерял значительную часть своей сети социальной поддержки.

Другие факторы могут включать в себя наличие зеленых насаждений рядом с ним, безопасность района, близлежащие общественные организации, которые могли бы его поддержать, законодательство, касающееся жилья пациента или безопасности работы, а также политику или изменения в области здравоохранения. Кроме того, такие понятия, как дискриминация и предрассудки, а также влияние расы на этого человека, могут способствовать приверженности, доверию к поставщикам медицинских услуг и пониманию потенциальных значительных жизненных стрессоров, способствующих представлению пациента. По мере того, как мы продолжаем рассматривать аспекты обращения этого человека, мы можем видеть, что может быть множество других факторов, способствовавших его представлению жалобы. В литературе сообщалось, что психосоциальные факторы, как описано выше, оказывают значительное влияние на результаты лечения в различных исследованиях.][10]

Other Issues

HBSE также использует теории развития на протяжении всей жизни и другие психологические теории, включая психоаналитическую теорию, а также теории развития Эриксона, Пиаже и Кольберга. Здесь мы сосредоточимся главным образом на теориях Эриксона, Пиаже и Кольберга. Эти теории могут быть особенно полезны для понимания общего развития человека и любых аспектов его проявления, связанных с незавершенным переходом через стадии развития.

Теория развития Эриксона описывает стадии развития от младенчества до старости, всего 8 стадий.[11] Каждый этап описывает основной период развития, когда адекватная адаптация, поддержка и развитие могут привести к более полноценной жизни. Этапы этой теории следующие:

  • Стадия 1 — «Доверие против недоверия»

    • Младенчество — первые 18 месяцев

    • Развитие стабильных, заботливых и последовательных отношений с лицами, осуществляющими уход

    • Нарушение стабильности или последовательности отношений может привести к подрыву доверия.

  • Этап 2 — «Автономия против стыда и сомнения»

    • Раннее детство — от 18 месяцев до ~3 лет

    • Развитие независимости, чувства контроля над способностями (включая функции тела) и уверенности в себе , неуверенность в себе и повышенная зависимость от других.

  • Этап 3 — «Инициатива против чувства вины»

    • Дошкольный возраст — от 3 до 5 лет

    • Развитие навыков межличностного общения, уверенности в себе и социальных взаимодействий

    • взаимодействие как помеха.

  • Этап 4 — «Промышленность против неполноценности»

    • Школьный возраст — от 5 до ~12 лет

    • Развитие чувства собственного достоинства через социальные взаимодействия и группы сверстников, а также чувства гордости и достижений во время возрастающих требований со стороны академических и социальных ситуаций по сравнению со сверстниками.

  • Этап 5 — «Идентичность против путаницы»

    • Подростковый возраст – от 12 до 18 лет

    • Развитие чувства идентичности и самоощущения посредством углубленного самопознания, включая убеждения и ценности, и растущее чувство независимости

    • Эриксон описал эту стадию как мост между моралью, усвоенной ребенком, и этикой, развитой взрослым.

    • Нарушение на этом этапе приводит к ощущению замешательства и отсутствию самоощущения.

  • Этап 6 — «Близость против изоляции»

    • Молодость – от 18 до 40 лет

    • Развитие надежных и прочных близких отношений с другими людьми, которые являются значимыми и длительными

    • Нарушения в этом приводят к ощущению изоляции и одиночества

  • Стадия 7 — «Производительность против стагнации»

    • Взрослость – от 40 до 65 лет

    • Развитие чувства выполненного долга, вклада в общество, детей и мир

    • Разрушения приводят к чувству разочарования, отдаленности и застоя.

  • Этап 8 — «Честность против отчаяния»

    • Пожилой возраст – после 65 лет

    • Развитие понимания своей жизни и пересмотра своих достижений, ощущение цельности и последовательности в отношении самого себя, что ведет к мудрости

    • Нарушение на этом этапе может привести к чувству отчаяния и сожаления

Модель Пиаже описывает развитие на 4 стадиях когнитивного развития ребенка.[12][13] Стадии или периоды резюмируются следующим образом:

  • Сенсомоторный период от рождения до 18-24 месяцев

    • Как следует из названия, на этой стадии развиваются ощущения, телесные функции и движения («сенсомоторные») наличие объекта (родителя, игрушки и т. д.), несмотря на то, что он не может сразу его ощутить

  • Предоперационный период от двух до семи лет

    • На этом этапе развивается семиотическая функция, которая представляет собой развитие символического представления мыслей, воспоминаний и событий, а также образного мышления

    • Это представляет собой начало ассимиляции идей и мыслей в дополнение к описанию и идентификации этих идей

  • Конкретный операционный период от семи до 11 или 12 лет

    • На этом этапе ребенок может применять логику и правила к конкретным объектам в своем окружении, чтобы предсказывать и понимать мир более подробно

    • На этом этапе развивается концепция сохранения, при которой ребенок понимает, что количество жидкости не меняется после переливания в более широкую или более тонкую емкость (что влияет на высоту или уровень воды)

  • Официальный период эксплуатации с 12 до совершеннолетия На этом этапе развивается применение правил и логики к более абстрактным понятиям0005

Пиаже также прокомментировал « моральное развитие, », в котором он описывает две стадии: гетерономию и автономию.

Понятие гетерономии или «гетерономной морали» — это понимание ребенком того, что существуют правила, обязанности и авторитетные лица, которым необходимо подчиняться. Это связано с идеей «морального реализма», в которой само правило важнее цели правила. В этом отношении намерение человека, совершающего действие, менее важно, чем результаты действий для ребенка. Ребенок ожидает, что нарушения этих правил будут наказаны, именуемые «имманентной справедливостью». В связи с этим гетерономная мораль считает, что власть передается сверху (гетерономно).

Во время игры у детей развивается понимание «морального релятивизма», когда мораль можно рассматривать в большей степени в отношении намерений, а не последствий. Это приводит к развитию «автономной морали» или автономии. Концепция наказания также меняется, когда целью наказания является исправление ошибок, а не наказание виновных.

Теория Кольберга изложила концепцию развития нравственности и описала три стадии (с шестью «подстадиями») развития нравственности и считает, что развитие нравственности занимает больше времени. [14]

Каждая из этих вышеперечисленных теорий описывает развитие ребенка по мере его продвижения в изменяющейся социальной среде. При оценке каждого пациента у них будет разная степень развития или нарушение развития на каждой стадии, что может повлиять на их поведение и подходы к назначенному лечению, а также в межличностных отношениях и в других условиях.

Болезни и медицинские модели также предоставляют полезные способы подхода к уходу за пациентами и вносят значительный вклад в понимание пациентов. Это более традиционный биомедицинский взгляд, согласно которому выявляются синдромы, а в процессе выявления синдромов выявляются заболевания. Патофизиология, этиология, эпидемиология, патология и другие подобные концепции применяются для понимания каждой болезни. Благодаря этому развитому пониманию приобретается способность диагностировать, а затем точно лечить. Успех этой модели очевиден в современной практике здравоохранения, в которой большинство медицинских работников знакомы с этой моделью и применяют ее. Однако существенные ограничения этой модели включают в себя то, что она имеет тенденцию пренебрегать психосоциальными компонентами или, как описывает HBSE, многими другими факторами, которые способствуют развитию человека и ситуации. Многие из этих факторов способствуют развитию и сохранению болезни у отдельного пациента.[15]

Понимание клиницистами психического здоровья и расстройств эволюционирует в направлении более комплексного подхода.[16] Это развивающаяся в настоящее время модель психического здоровья и расстройств. Таким образом, нет единого мнения относительно того, как эта модель может быть принята и применена в клинической практике. Существенным преимуществом многомерной модели является то, что она устраняет произвольное разделение между здоровьем и расстройством. Поместив здоровье и расстройство в один ряд, стигматизацию можно уменьшить, если понять состояние человека и спектр человеческого поведения и психического здоровья. Кроме того, эта модель позволяет более эффективно понять эволюцию расстройств психического здоровья, поскольку люди могут находиться в одной части спектра в один момент времени и могут переходить в другую часть спектра в другой момент времени. Такой многомерный подход может также оказаться полезным при соматических заболеваниях, особенно в условиях, когда пороговые значения или диапазоны нормальности могут иметь произвольное или неопределенное происхождение.

Улучшение результатов медицинских бригад

HBSE может обеспечить основу для совместной помощи и межпрофессиональных команд для обеспечения оптимального ухода за пациентами. В этих ситуациях у медицинских работников разных дисциплин могут быть разные способы формулирования понимания пациента. Таким образом, междисциплинарные группы могут использовать концепции HBSE для понимания междисциплинарных составов и планов лечения. Учитывая ограничения существующей системы здравоохранения и системное давление на отдельных поставщиков, каждый отдельный поставщик может рассмотреть возможность сосредоточения внимания на одном аспекте индивидуального ухода, сохраняя при этом понимание более важных факторов, влияющих на состояние пациента. Первостепенное значение имеет оценка и оценка подготовленного социального работника, который может выявить факторы, препятствующие уходу за пациентом, и подробно описать ожидания пациента от лечения. Сообщение об этих факторах обученной специализированной медсестре может помочь в обучении пациентов и улучшить соблюдение режима лечения. Выявление вредных факторов, а также нежелательных реакций и уведомление врачей об этих результатах может помочь улучшить клинические результаты и предотвратить осложнения. Электронные медицинские записи могут помочь в этом благодаря компьютерному выявлению основных факторов или дефицитов в жизни пациента, которые могут ограничивать приверженность, медицинскую грамотность или общение. Благодаря лучшему пониманию HBSE можно создать более интегрированную медицинскую команду и, как следствие, систему здравоохранения. Канадские институты исследований в области здравоохранения определили десять принципов успешной интеграции здравоохранения, в том числе «Стандартное оказание помощи с помощью межпрофессиональных групп».[17]

Один из факторов, выявленных в соответствии с этим принципом, включал «один стандарт медицинской помощи». В связи с этим всестороннее представление о каждом человеке с использованием понимания HBSE позволит разработать универсальный стандарт медицинской помощи для всех систем здравоохранения. Кроме того, был признан акцент на благополучии и укреплении здоровья, чему опять-таки может способствовать понимание HBSE. [Уровень 3]

Сестринское дело, Allied Health и Межпрофессиональная бригада Вмешательство

Межпрофессиональная бригада может оказывать поддержку с помощью различных подходов, включая последующие телефонные звонки после выписки из больницы или визит в клинику для обеспечения соблюдения режима лечения. Эти звонки могут также способствовать и учитывать другие факторы, влияющие на представление пациента, которые не могли быть учтены во время приема. Некоторые примеры включают трудности с транспортом или определение расписания общественного транспорта, грамотность в вопросах здоровья по телефону и выявление сложных семейных систем, которые могут повлиять на приверженность пациентов. Таким образом, некоторые такие барьеры могут быть выявлены и устранены с помощью различных государственных программ и программ системы здравоохранения.

Мониторинг сестринского дела, смежных медицинских учреждений и межпрофессиональных групп

Мониторинг соблюдения пациентом режима лечения и барьеров для соблюдения режима может быть облегчен при понимании HBSE. Выявление факторов, не относящихся к биологической сфере, может предоставить поставщикам медицинских услуг представление о других факторах, влияющих на соблюдение режима лечения. Например, выявление соображений стоимости и финансового напряжения в качестве факторов, способствующих несоблюдению предписаний, может позволить поставщику или медицинской команде порекомендовать сайт купонов на рецепты или помочь пациенту подать заявку на участие в программах помощи пациентам. Мониторинг межпрофессиональной команды может быть особенно полезен для выявления этих разнообразных факторов. Каждый член медицинской бригады может работать над определением различных аспектов состояния пациента, используя биопсихосоциальную модель. Таким образом, все члены многопрофильной медицинской бригады (врачи, врачи среднего звена, фармацевты, медсестры, терапевты и вспомогательный персонал) могут оказывать поддержку отдельному пациенту различными более сложными способами, которые являются более целостными и комплексными по сравнению с традиционным заболеванием. -ориентированная модель.

Контрольные вопросы

  • Доступ к бесплатным вопросам с несколькими вариантами ответов по этой теме.

  • Комментарий к этой статье.

Ссылки

1.

Patel MR, Piette JD, Resnicow K, Kowalski-Dobson T, Heisler M. Социальные детерминанты здоровья, связанное с затратами несоблюдение режима лечения и поведение, снижающее затраты среди взрослых с диабетом: Результаты национального опроса о состоянии здоровья. Мед уход. 2016 авг; 54 (8): 796-803. [Бесплатная статья PMC: PMC4945373] [PubMed: 27219636]

2.

Бачур С., Сингер Б., Хейс-Конрой А., Хорвиц Р.И. Социальные детерминанты ответа на лечение. Am J Med. 2018 май; 131(5):480-483. [PubMed: 29421690]

3.

Weiss-Gal I. Подход «человек в окружающей среде»: профессиональная идеология и практика социальных работников в Израиле. Соц Работа. 2008 Январь; 53 (1): 65-75. [PubMed: 18610822]

4.

Лау Д.Т., Скандретт К.Г., Ярзебовски М., Холман К., Эмануэль Л. Безопасность, связанная со здоровьем: основа для устранения барьеров на пути старения на месте. Геронтолог. 2007 декабрь; 47 (6): 830-7. [Пубмед: 18192636]

5.

Сулмасы Д.П. Биопсихосоциально-духовная модель ухода за больными в конце жизни. Геронтолог. 2002 г., октябрь 42 г. Спец. № 3: 24–33. [PubMed: 12415130]

6.

McHale SM, Dotterer A, Kim JY. Экологический взгляд на СМИ и развитие молодежи. Am Behav Sci. 2009 г., апрель 52(8):1186-1203. [Бесплатная статья PMC: PMC3257056] [PubMed: 22247564]

7.

Уиллис Л., Гудвин Дж., Ли К.О., Москеда Л., Гарри П., Лю П., Линн Р., Уэйн С. Влияние психосоциальных факторов на здоровье исходы у пожилых людей. Перспективное исследование. J Старение здоровья. 1997 августа; 9(3):396-414. [PubMed: 10182400]

8.

Дуайер К.А. Психосоциальные факторы и состояние здоровья у женщин с ревматоидным артритом: прогностические модели. Am J Prev Med. 1997 г., январь-февраль; 13(1):66-72. [PubMed: 44]

9.

Васкес И., Вальдеррабано Ф., Форт Дж., Хофре Р., Лопес-Гомес Х.М., Морено Ф., Санс-Гуахардо Д., Испанская кооперативная группа по изучению качества жизни пациентов с заболеваниями почек. Психосоциальные факторы и качество жизни, связанное со здоровьем, у пациентов, находящихся на гемодиализе. Качество жизни Res. 2005 Февраль; 14 (1): 179-90. [PubMed: 15789952]

10.

Пикхарт Х., Пихартова Дж. Связь между психосоциальными факторами риска и последствиями хронических заболеваний для здоровья: обзор данных о раке и сердечно-сосудистых заболеваниях. Европейское региональное бюро ВОЗ; Копенгаген: 2015. [PubMed: 27536768]

11.

Оренштейн Г.А., Льюис Л. StatPearls [Интернет]. Издательство StatPearls; Остров сокровищ (Флорида): 14 ноября 2021 г. Стадии психосоциального развития Эриксона. [В паблике: 32310556]

12.

Малик Ф. , Марваха Р. StatPearls [Интернет]. Издательство StatPearls; Остров сокровищ (Флорида): 18 сентября 2022 г. Когнитивное развитие. [PubMed: 30725780]

13.

Скотт Х.К., Когберн М. StatPearls [Интернет]. Издательство StatPearls; Остров сокровищ (Флорида): 13 января 2022 г. Piaget. [PubMed: 28846231]

14.

млн лет, Гонконг. Нравственное развитие ребенка: интегральная модель. Фронт общественного здравоохранения. 2013;1:57. [Бесплатная статья PMC: PMC3860007] [PubMed: 24350226]

15.

Райт К.Д., Тиани А.Г., Биллингсли А.Л., Штейнман С.А., Ларкин К.Т., Макнейл Д.В. Структура для понимания роли психологических процессов в развитии, поддержании и лечении заболеваний: модель 3P-болезни. Фронт Псих. 2019;10:2498. [Бесплатная статья PMC: PMC6879427] [PubMed: 31824367]

16.

Narrow WE, Kuhl EA. Дименсиональные подходы к психиатрической диагностике в DSM-5. J Ment Health Policy Econ. 2011 Декабрь; 14 (4): 197-200.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>