Как окружающая среда влияет на человека: Окружающая среда и здоровье | Главная страница

Окружающая среда и здоровье | Главная страница

На протяжении последних 10-15 лет сложилась устойчивая тенденция к повышению частоты и экстремальности негативно влияющих на человека факторов окружающей среды, что приводит к повышению заболеваемости и дополнительной смертности населения и ухудшению демографической ситуации. Все это происходит на фоне недостаточного уровня массового медицинского обслуживания и вызывает ощутимые экономические потери. Эти обстоятельства обуславливают высокую актуальность развития геомедицинских исследований, повышения качества медицинской помощи при профилактике, восстановительном лечении и реабилитации соответствующих групп населения страны.

Среда обитания человека практически во всех своих проявлениях способна в разной степени оказывать отрицательное влияние на здоровье. Среди многообразия негативно действующих факторов одним из ведущих является погода, включая ее аномальные режимы, гелио- и геомагнитные возмущения, экстремальные гидрометеорологические явления.

Загрязнение атмосферного воздуха и наблюдаемое изменение климата зачастую усугубляют их действие и приводят к значительным отклонениям параметров окружающей среды от их привычных значений. При этом способность безболезненно переносить эти изменения у каждого индивидуальная. Она зависит от возраста, пола, состояния здоровья, тренированности, профессиональной деятельности и других факторов.

Сочетание различных геофизических и экологических факторов в условиях изменяющегося климата провоцирует новые опасности для здоровья человека на индивидуальном и популяционном уровне, которые еще недостаточно изучены и к противодействию которым общество пока еще не вполне готово.

Анализ состояния исследований и разработок в данной области в Российской Федерации показывает, что, несмотря на высокую актуальность и практическую значимость этой проблемы, она еще находится на начальной стадии своего решения.

Учеными Российской академии наук, начиная с 2002 г., совместно со специалистами медицинских учреждений РАМН и Минздравсоцразвития России проводятся научные исследования по проблеме влияния погодных условий, изменения климата и загрязнения окружающей среды на здоровье населения в рамках Программы Президиума РАН «Фундаментальные науки – медицине».

В результате этих исследований выявлены некоторые закономерности динамики параметров окружающей среды и медицинских показателей, установлены причинно-следственные связи между процессами в окружающей среде и заболеваемостью. Сформулированы основы системного медико-экологического мониторинга. Ближайшей перспективой является создание специализированного отделения метеопатологии на базе ЦКБ РАН. Подобное отделение функционирует с 2009 года в ЦКБ № 1 ОАО «РЖД».

Однако, геомедицинские исследования не ограничиваются только изучением неблагоприятных воздействий внешней среды на здоровье человека и оценкой рисков этих воздействий. В связи с тем, что последствия влияния погоды, изменения климата и экологических факторов вызывают большие экономические потери и снижают качество жизни населения, представляется крайне важным в рамках данных исследований рассмотрение социально-экономических аспектов этой проблемы. Так, в РАН разработаны основы социально-экономической адаптации к последствиям загрязнения атмосферы, которые направлены на снижение экономических потерь от экологически обусловленных заболеваний.

Существующий научный задел и дальнейшие перспективы развития науки диктуют необходимость интеграции исследований по проблеме влияния окружающей среды на здоровье населения в одно направление «Геомедицина», работы по которому должны координироваться междисциплинарным научным советом, состоящим из ведущих ученых в соответствующих областях науки.

Наблюдаемое изменение климата, в особенности после экстремально жаркого лета 2010 года, повысило приоритетность данной задачи. Поэтому сегодня проводимые РАН исследования выходят на более высокий, государственный уровень. В 2011 г. по инициативе академика Е.И. Чазова разработан и находится на этапе согласования проект Государственный программы, направленной на смягчение негативного комплексного воздействия на здоровье населения факторов окружающей среды и адаптацию к ним в условиях изменяющегося климата. Исполнителями данной Программы планируются Минздравсоцразвития России, РАН и РАМН с привлечением Росгидромета, Росстата и МГУ им. М. В. Ломоносова.

Несмотря на то, что степень и механизм воздействия различных факторов окружающей среды на человеческий организм еще недостаточно изучены, уже сейчас на примере ряда событий и по результатам проведенных исследований видно, сколь серьезны для здоровья населения и экономики могут быть их последствия.

Во всем мире и в России сейчас возрастают расходы на медицину. Это связано не только с расширением спектра медицинских услуг и повсеместным внедрением высокотехнологичных видов медицинской помощи, но и ростом заболеваемости, связанной с усилением влияния окружающей среды, в том числе вследствие изменения климата.Учитывая тенденцию к старению населения, в дальнейшем можно ожидать усугубление данной проблемы, включая увеличение экономических издержек.

Для устойчивого развития экономики и повышения качества жизни населения в условиях изменяющегося климата необходимо сокращение дополнительной смертности и снижение количества и тяжести заболеваний, обусловленных влиянием окружающей среды. Перспективными направлениями здесь являются смягчение неблагоприятных внешних воздействий на здоровье и адаптация к ним за счет системы предупреждающих мер.К ним относятся мониторинг, анализ и прогноз негативного комплексного воздействия факторов окружающей среды на здоровье; ранняя диагностика и профилактика заболеваний, направленные, в первую очередь, на мобилизацию резервных и  компенсаторных возможностей организма.

Учитывая, что наблюдаемое повышение частоты экстремальных природных явлений, связанное с изменением климата, еще более усиливает негативное влияние геофизических и экологических факторов на здоровье населения, необходимо ускоренное расширение фундаментальных и прикладных геомедицинских исследований для построения эффективной системы смягчения и адаптации к условиям окружающей среды и ее изменениям.

Вице-президент Российской академии наук,
академик А.И. Григорьев

Объявления


О нашем сайте .
..

Сайт «Окружающая среда и здоровье» создан в рамках программы Президиума РАН «Фундаментальные науки – медицине» и …

Далее >>>
Архив

Влияние человека на окружающую среду: воздействие, факторы

Содержание:

  • 1 Основные понятия
  • 2 Виды и примеры
  • 3 Загрязнение и иные последствия
  • 4 Видео — Человек и окружающая среда

Основные понятия

Что возникает в нашем воображении, когда мы говорим: «Влияние человека на окружающую среду»? Огромная труба завода, поднимающаяся высоко в небо и выбрасывающая из себя черные клубы дыма. Такая ассоциация является стереотипом, который и в малой степени не отражает сути проблемы. Влияние человека на окружающую среду многообразнее и имеет комплексный характер, несет угрозу как живой, так и неживой природе всей планеты. Потому сводить проблему только к загрязнению воздуха, воды и почвы, неправильно. Влияние, его факторы и воздействие человека на окружающую среду – это слова, обозначающие разные процессы.

Воздействие – это направленное действие с какой-то целью. Фактор – это движущая сила или причина действия, а влияние – это то, что приводит к изменениям. То есть действие, имеющее причину, цель и вызывающее изменения.

Причина – обеспечение потребностей человека как живого организма, которое далеко не всегда связано с выживанием или потребностью в пище и воде. Цель – изменение природы для максимально удовлетворения своих потребностей. Действий, предпринимаемых для этого, огромное количество. Когда действия вызывают изменения, то обязательно есть и последствия. Для окружающей нас природы, это имеет самое основное значение.

Виды и примеры

В деятельности человека провести строгую границу между действиями, последствиями и причиной, очень сложно. Потому что одно становится частью другого, последствия – причиной, действия — целью.

Например, для эффективного контроля над экосистемой, человек стремиться упростить ее структуру. Он вмешивается в ее функционирование, сокращает видовое разнообразие и численность популяций. Уничтожает виды животных и растений, мешающие продуктивности экосистемы. Меняет ее состав и строение. В результате экосистема становится нежизнеспособной без постоянной помощи и контроля человека. В итоге сокращается количество природных экосистем и увеличивается количество антропогенных, то есть трансформировавшихся в результате активного вмешательства человека. Естественные экосистемы превращаются в искусственные.

Этот процесс стал глобальной тенденцией, так как обеспечивает максимальное удовлетворение нужд человека в пище, воде, энергии и комфорте.

Даже там, где экосистемы остаются природными, ареалы обитания дикой природы уменьшаются, а ее ресурсы исчерпываются. Все это происходит в результате загрязнения, вырубки лесов, перегораживания русел рек, сжигания кислорода, регулирование водного обмена, расширения сельскохозяйственных угодий и территорий городов, добычи полезных ископаемых, накопления отходов, промышленных и бытовых на суше и в воде и так далее. Происходит цепная реакция из действий и последствий, где одно начинает другое и так без конца.

Загрязнение и иные последствия

Загрязнение – это явление, которое содержит в себе и действие и последствия. Оно изменяет структуру вещества или среды, когда количество или концентрация каких-то элементов неестественно возрастает или привносятся инородные элементы. Загрязнение касается всех основных составляющих природы – земли, воды и воздуха. Источники его практически все сферы деятельности человека от производственной до бытовой. Загрязняющими элементами являются не только химические вещества, но и физические явления, радиация, шум и так далее. Возникло загрязнение с началом научно-технической революции. Первыми предприятиями, которые начали существенно загрязнять окружающую среду, были химические производства резины и минеральных удобрений. Загрязнение играет основную роль в нарушениях функций и состава биосферы, которые влекут ее изменения, не до конца изученные и осознанные последствия.

На окружающую среду факторы влияния человека носят двойственный характер, хотя последствия одни и те же – оскудение природы. С одной стороны, человечество нуждается во все большем количестве продуктов питания, для чего у природы отбирает все новые земли. С другой, имеет постоянную необходимость в увеличении энергии.

Воздействие человека на окружающую среду не всегда влечет за собой планируемые или прогнозируемые последствия. И самые опасные из них именно те, которых не ожидали. Ярким примером может служить «глобальное потепление» климата. Уничтожение лесов и сжигание топлива одновременно ведут к уменьшению кислорода в атмосфере, а изобретение аэрозолей – к уменьшению озона. Таким образом, возле Земли стало накапливать больше тепла. Одно — активнее проникать извне, другое – задерживаться. Итогом может быть ускоренное таяние ледников, повышение уровня океана и затопление суши.

Как бы ни были взаимосвязаны цель, причина, последствия, их надо разделять и внимательно к ним относиться.

Видео — Человек и окружающая среда

Воздействие окружающей среды на поведение человека

На настроение и благополучие людей влияют различные элементы искусственной среды, включая пространственное распределение, освещение, доступ к природе, цвет, качество воздуха в помещении, шум, температурный комфорт, управление пространством пользователем и предпочтения средах (т. е. тех, которые являются последовательными и привлекательными).

Многочисленные исследования показывают положительное влияние дневного света на психологию и здоровье человека. В области здравоохранения многие из этих исследований показывают, что пациенты, помещенные в солнечные комнаты, выздоравливают в среднем быстрее, чем те, кто находится в комнатах с меньшим дневным светом.

Доступ к природе и зеленой зоне способствует улучшению когнитивных функций, большей самодисциплине и контролю импульсов, а также общему улучшению психического здоровья. Меньший доступ к природе связан с усугублением дефицита внимания, более высоким уровнем тревожных расстройств и более высоким уровнем клинической депрессии.

Количество, распределение и форма внутренних пространств могут оказывать сильное влияние на психологическое здоровье людей. Некоторые из основных психологических проблем, связанных с пространственным распределением, включают территориальность, личное пространство, конфиденциальность и скученность.


В некоторых случаях (например, на танцполе или на бейсбольном матче) толпа может вызывать у некоторых людей положительную энергию. Однако большую часть времени люди испытывают стресс, когда они переполнены. Те, кто ненормально чувствителен к прикосновениям, могут чувствовать себя особенно неловко в многолюдных ситуациях, когда может иметь место физический контакт с другими людьми.

Исследования показали, что цвет важен для восприятия пространства, формы здания, ориентации, атмосферы и образа. В западном мире люди сосредотачивают больше энергии на том, что видят, чем на любом другом чувстве. То, как цвет напрямую влияет на поведение человека, все еще исследуется, хотя эксперты в целом согласны с тем, что влияние цвета связано с тремя основными атрибутами цвета — оттенком, насыщенностью и яркостью.

Согласно исследованию, на рабочих местах «Слишком сильный шум от других работников часто является причиной того, что рабочие говорят, что им нужно уединение, а более высокий уровень шума связан с меньшей удовлетворенностью работой. Было показано, что шум от коллег напрямую влияет на уровень стресса, при этом чем больше шума, тем больше стресс. В целом, когда работники понимают, что они отвлекаются, они становятся менее удовлетворенными физической средой, в которой они работают». Даже если люди не осознают, что их отвлекает шум, они все равно могут подвергнуться негативному влиянию.

Как и в случае с личным пространством, существует множество интерпретаций частной жизни из-за различий в характере, жизненном этапе, поле, культуре и социальных нормах, а также опыте. Базовая человеческая потребность, конфиденциальность способствует ощущению контроля и дает эмоциональную разрядку. И наоборот, те, кто лишен надлежащего уединения, могут чувствовать отсутствие контроля над своим окружением или своей жизнью, что может привести к отсутствию автономии, выученной зависимости от других и выученной беспомощности

Прежде всего предполагается, что здоровая окружающая среда необходима для долгосрочное здоровое общество. Признание взаимосвязи здоровья человека и мира природы может быть лучшим способом способствовать благополучию обеих причин.

{{:комментарий}}

{{если идентификатор!=-1}}

{{если мнение && мнение[0] && мнение[1]}} {{:мнение[0].count}} {{:мнение[1].count}} — {{/если}} Отвечать — Флаг

Помечено

{{/если}}

Роль окружающей среды в формировании личности

Марк Лири, доктор философии, Университет Дьюка , подумайте о ком-то вроде Моцарта.
Откуда взялся такой уровень музыкального гения? Да, в его семье были музыканты, но никто из них даже близко не подходил к его уровню. К тому времени, когда ему исполнилось пять лет, Моцарт умело играл на скрипке и клавишных и уже сочинял музыку. Его сестра тоже была опытным музыкантом в юном возрасте, но никогда не проявляла особого мастерства в композиции.

Портрет шестилетнего Моцарта, написанный Пьетро Антонио Лоренцони (1763) по заказу Леопольда Моцарта. (Изображение: Неизвестно/Моцартеум, Зальцбург)

Чтобы стать музыкальным вундеркиндом, нужно, чтобы многие характеристики соответствовали друг другу. У многих людей может быть часть шаблона, но у Моцарта все совпало. Конечно, его гениальность заключалась не только в генетике. Его отец был второстепенным композитором и учителем музыки, и наличие учителя музыки в доме, безусловно, дало начало Моцарту. Если бы его отец был кузнецом, а у Моцарта никогда не было возможности учиться музыке, его гений, вероятно, не развился бы. У Моцарта, должно быть, была какая-то особая комбинация генов, которой не было у его родителей, братьев и сестер, хотя у них было 50 процентов одинаковых генов.

Это стенограмма из серии видео Понимание тайн человеческого поведения . Смотрите его прямо сейчас на The Great Courses. Харизму трудно определить, но мы все можем думать о людях, обладающих определенной долей харизмы — той особой магии или обаяния, которая привлекает к ним людей, которую можно увидеть во многих артистах.

Харизма требует множества характеристик, чтобы соответствовать друг другу. Например, это помогает, если вы физически привлекательны; трудно представить многих харизматичных люди, которые действительно непривлекательны. Вы также должны быть хотя бы умеренно экстравертным и общительным, а также обладать определенными навыками межличностного общения и умение общаться с людьми. Добавьте немного уверенности в себе вместе с некоторыми хорошие вербальные способности.

Харизма требует множества характеристик, чтобы соответствовать друг другу. Например, помогает, если вы физически привлекательны, хотя бы в меру экстравертны, общительны, обладаете определенными навыками межличностного общения, умением общаться с людьми, уверенностью в себе, а также хорошими вербальными способностями.

Харизма требует сочетания высокого уровня всех этих вещей, каждая из которых имеет некоторую генетическую основу. Если у вас нет их всех, вы, вероятно, не очень харизматичны. Тогда возможно, что один ребенок в семье имеет правильную комбинацию генов и излучает харизму, в то время как его брат или сестра относительно замкнуты или менее общительны.

Узнайте больше об интеллекте и гениальности на протяжении всей жизни

Роль окружающей среды

Личность часто зависит от определенных комбинаций генов, которые не обязательно являются общими для братьев и сестер, но как насчет влияния окружающей среды на личность? Рассмотрим влияние родителей и семейного окружения на личность. Можно было бы ожидать, что дети, одинаково воспитанные одними и теми же родителями в одном доме, должны стать похожими, но это не обязательно так.

Верно, что влияние окружающей среды, включая воспитание детей, влияет на личность. Основываясь на генетических данных, исследователи пришли к выводу, что среда определяет примерно от 50 до 70 процентов личности. Но исследователи также обнаружили, что среда, которую дети из одной семьи разделяют друг с другом, оказывает гораздо более слабое влияние на их личность, чем среда, которую каждый ребенок испытывает индивидуально.

Есть определенные занятия, которыми занимаются дети в семье: в прошлом году они все вместе отправились на семейный отдых, а вчера вечером все вместе поужинали. Но многие события случаются только с одним ребенком — с двумя разными учителями второго класса или один брат играет в группе, а другой нет.

Общий опыт, общий для всех детей в семье, не делает их личностями похожими друг на друга (Изображение: Павел Винник/Shutterstock)

Исследования показывают, что общий опыт, общий для всех детей в семье, сильно влияет на их личность. меньше, чем неразделенное влияние окружающей среды, которое каждый ребенок испытывает отдельно. Общая среда и опыт, которые разделяют дети в семье, не делают их настолько похожими друг на друга, как можно было бы ожидать.

Узнайте больше об интеграции психологического опыта

Приемные дети: неразделенные влияния

Одно из самых убедительных доказательств того, что общее семейное окружение не делает детей одинаковыми, основано на исследованиях приемных детей. Если общее семейное окружение сделало детей похожими друг на друга, то дети от разных биологических родителей, усыновленные в одну семью, должны иметь более схожие личности, чем два неродственных человека, выросших в разных домах. Согласно последним исследованиям, это не так.

Однояйцевые близнецы имеют схожую психологию из-за генетики, а не из-за семейного окружения. (Изображение: JGA/Shutterstock) вырос в одной среде. Тот факт, что совместное проживание в определенной среде во время взросления не делает братьев и сестер похожими, удивляет большинство людей.

Общие влияния — это переменные, общие для всех детей в семье: дом и город, в котором они живут, количество телевизоров и книг в доме, отношение и ценности их родителей, посещение семьей церкви, финансовое положение, приезжающие родственники, домашний питомец, семейный отдых и так далее.

Узнайте больше о развитии человеческого мозга

Неразделенные влияния — это вещи, которые не разделяют дети в одной семье. Например, у детей, вероятно, разные группы друзей и разные учителя в школе. Их родители, вероятно, тоже относятся к ним немного по-разному, потому что каждый ребенок уникален, а также потому, что сами родители меняются по мере того, как у них рождается больше детей. Финансовое положение семьи может измениться, когда разные дети разного возраста, и брак родителей может иметь разные взлеты и падения на этом пути, так что некоторые дети могут увидеть больше конфликтов между родителями. Братья и сестры в одной семье также имеют разный личный опыт, разные болезни и разные травмы.

Даже дети, растущие в одной семье, имеют много разных, неразделенных переживаний, и эти различия помогают объяснить некоторые различия в характере. Исследования показали, что неразделенные части детского окружения оказывают более сильное влияние на развитие личности, чем общие части. В некоторых исследованиях общая среда практически не оказывает заметного влияния на личность. Например, если мы учитываем генетическое сходство между братьями и сестрами, они едва ли больше похожи друг на друга, чем случайно выбранные люди, даже если они выросли в одной семье.

Общие вопросы об окружающей среде и личности человека

В: Влияет ли окружающая среда человека на его личность?

Окружение человека действительно влияет на личность , но биология и генетика также играют роль в определении черт личности.

В: Является ли личность генетической или окружающей средой?

Генетика и окружающая среда влияют на личность. Исследования близнецов показали, что генетика играет большую роль, чем влияние родителей, когда дело доходит до поведенческих результатов, но неразделенные факторы окружающей среды играют еще большую роль. Например, если один из близнецов попадет в плохую компанию в школе, это окажет огромное влияние на его или ее поведение.

В: Какие факторы влияют на поведение человека?

Многие факторы влияют на поведение человека ,  в том числе среда, в которой человек вырос, генетика, культура и сообщество, в которое входят учителя и одноклассники.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>