10 класс. География. Загрязнение и охрана окружающей среды — Загрязнение и охрана окружающей среды
Комментарии преподавателяЗагрязнение окружающей среды – нежелательное изменение ее свойств в результате антропогенного поступления различных веществ и соединений. Оно приводит к вредному воздействию на оболочки Земли и на самого человека. С каждым годом количество веществ и соединений антропогенного происхождения, поступающих в окружающую среду, увеличивается.
Виды загрязнений:
1. Количественные (увеличение в окружающей среде тех веществ и соединений, которые уже встречаются в естественном состоянии).
2. Качественные (увеличение в окружающей среде веществ и соединений, созданных человеком).
Загрязнение литосферы – нежелательное изменение верхней части земной коры в результате поступления различных веществ и соединений антропогенного характера.
Загрязнение литосферы характеризуется в первую очередь загрязнением твердыми бытовыми отходами (ТБО). Твердые бытовые отходы – совокупность твердых отходов и отбросов, образующихся в бытовых условиях. Обычно они состоят из бумаги, картона, пластмасс, металлов, текстиля, пищевых компонентов. Таким образом образуются свалки, хвостохранилища.
Хвостохранилище — комплекс, предназначенный для хранения или захоронения радиоактивных, токсичных и других отвальных отходов обогащения полезных ископаемых, именуемых хвостами.
Свалка
Виды твердых отходов:
1. Бытовые
2. Промышленные
3. Сельскохозяйственные
4. Шлам
К странам-рекордсменам по объемам бытового мусора на 1 человека относятся: США, Австралия, Канада, Финляндия, Исландия.
В США ежегодно производится около 230 млн тонн ТБО (в среднем 760 кг на человека), около 30% перерабатывается, а также производится компост, 15% сжигается, 55% захоранивается. В России ежегодно производится около 3,8 млрд тонн всех видов отходов. Количество ТБО составляет 63 млн тонн/год (в среднем – 445 кг на человека. В среднем, перерабатывается 10% – 15% мусора. Твердые бытовые отходы подвергаются переработке только на 3% – 4%, промышленные – на 35%. В основном, мусор свозится на свалки – их в России около 11 тысяч. В них захоронено около 82 млрд тонн отходов.
Кроме того, существенную опасность представляет загрязнение отходами промышленного производства.
Всё вышеперечисленное ведет к глобальным изменениям в литосфере: радиационные загрязнения, эрозия почв, засоление, опустынивание, токсикация полей пестицидами, гербицидами, нитратами.
Опустынивание земель
Загрязнение гидросферы – негативное изменение состояния водных объектов.
Главные источники загрязнения гидросферы:
1. Промышленность.
2. Транспорт.
3. Сельское хозяйство.
4. Коммунальное хозяйство.
5. Непроизводственная сфера.
В наибольшей степени воды загрязняют промышленные производства, в первую очередь целлюлозно-бумажные комбинаты, металлургические комбинаты, химические предприятия, сельское и коммунальное хозяйство.
Виды загрязнения гидросферы:
1. Физическое (загрязнение твердыми отходами).
2. Химическое (загрязнение химическими веществами).
3. Биологическое (загрязнение веществами биологического происхождения).
К наиболее загрязненным рекам и озерам мира относят: Рейн, Дунай, Миссисипи, Сунгари, Балхаш, Ладожское.
К наиболее загрязненным частям Мирового океана относят: Персидский залив, Мексиканский залив, Северное море, Южно-Китайское море.
Загрязнение рек
Если антропогенные источники загрязнения атмосферы наносят ей вред, то количество веществ, которое человечество выбрасывает в атмосферу, зачастую превышает способности оболочки к самоочищению.
Главные источники загрязнения атмосферы:
1. Тепловая электроэнергетика.
2. Химическая промышленность.
3. Металлургия.
4. Целлюлозно-бумажная промышленность.
5. Автомобильный транспорт.
Одним из наиболее распространенных видов загрязнения является аэрозольное – загрязнение атмосферы твердыми и жидкими частицами, не относящимися к постоянному составу атмосферы или резко превышающими их фоновые концентрации. Ежегодно в атмосферу поступает примерно 1 млрд тонн аэрозолей.
Также для атмосферы опасно загрязнение ее серой, углеродом и другими веществами и оксидами. С наличием соединений серы и азота в атмосфере связано такое явление, как кислотные дожди. С увеличением углекислого газа в атмосфере связано такое явление, как парниковый эффект. Парниковый эффект – повышение температуры нижних слоев атмосферы планеты по сравнению с эффективной температурой, то есть температурой теплового излучения планеты, наблюдаемого из космоса.
Рост негативного воздействия человека на окружающую среду вызывает обратный эффект – рост природоохранных мероприятий.
Пути охраны окружающей среды:
1. Создание разного рода очистных сооружений.
2. Принципиально новые очистные технологии.
3. Рациональное размещение «грязных» производств.
Экологические проблемы в настоящее время являются одними из главных глобальных проблем человечества, и пути их решения разрабатываются совместно участниками мирового сообщества.
источник конспекта — http://interneturok.ru/ru/school/geografy/10-klass/bgeografiya-prirodnyh-resursov-mirab/zagryaznenie-i-ohrana-okruzhayuschey-sredy
источник видео — http://www.youtube.com/watch?v=AN8_BKNjznU
источник видео — http://www.youtube.com/watch?v=j9gavfvg2lI
источник видео — http://www.youtube.com/watch?v=ULMof6dENp8
источник видео — http://www.youtube.com/watch?v=o1RTDxvyDoE
источник видео — http://www.youtube.com/watch?v=jUdemnRK5ZY
источник презентации — http://5klass.net/zip/ekologija/Zagrjaznenie-prirody.zip
Загрязнение и охрана окружающей среды. 10-й класс
Цели:
- Ознакомить учащихся с проблемой антропогенного загрязнения окружающей среды, источниками загрязнения атмосферы, гидросферы, литосферы; Рассмотреть главные пути решения проблем охраны окружающей среды;
- Довести до сведения учащихся, что решение природоохранных проблем может осуществляться путем правильной природоохранной деятельностью и экологической политикой. Формировать культуру общения, умение отстаивать свою точку зрения. Способствовать воспитанию экологической культуры личности;
- Развивать навыки работы с различными источниками информации, в том числе с Интернет-ресурсами, формировать навыки работы с дополнительной литературой и статистическим материалом.
Оборудование: политическая карта мира, карта «Природные ресурсы мира», атласы, учебники, дополнительная литература, презентация
Ход урока
I. Организационный моментII. Вводное слово учителяЧеловечество вступило в 21 век, полный тревог не только за свое будущее, но и за само существование на Земле. Все настойчивее звучат голоса общественности, специалистов, политиков, призывающих прекратить загрязнение и уничтожение природы, поскольку жизненные ресурсы Земли близятся к своему пределу. Процессы самовосстановления в природе не в состоянии справиться с постоянно возрастающей нагрузкой, которую оказывает на нее человек. Наступает время, когда мир может задохнуться, если не придет на помощь природе человек. Только человек владеет экологическим талантом – содержать окружающий мир в чистоте… «Одно из двух: или люди сделают так, что планета станет менее загрязненной, или его загрязнение сделает так, что на Земле станет меньше людей»
Сегодня мы выясним, какие проблемы угрожают жизни на Земле и как их можно решить. Тема нашего урока «Загрязнение и охрана окружающей среды». «Плоха та птица, которая загрязняет собственное гнездо»,-говорит народная пословица. Неужели все человечество, да и каждый из нас, уподобились такой птице? Попробуем ответить на этот вопрос.
III. Этап усвоения нового материала:Учитель: загрязнение окружающей среды – это нежелательное изменение ее свойств в результате антропогенного поступления различных веществ и соединений, которые оказывают вредное воздействие на литосферу, гидросферу, атмосферу, растительный и животный мир, на здания, на самого человека. Загрязнение окружающей среды подавляет способность природы к самовосстановлению своих свойств.
Вопросы: Как вы думаете, что является главным источником загрязнения окружающей среды? Какие виды загрязнения вы знаете?
Учитель: различают количественное и качественное загрязнение среды. Количественное загрязнение окружающей среды возникает в результате возвращения в нее тех веществ и соединений, которые встречаются в природе в естественном состоянии, но в гораздо меньших количествах (соединения железа, древесина и т.д.) Качественное загрязнение окружающей среды связано с поступлением в нее неизвестных природе веществ и соединений, создаваемых химией органического синтеза (пластмассы, химические волокна, резина и т.д.)
Рассмотрим более подробно загрязнение различных оболочек Земли. Давайте послушаем сообщения, которые вы подготовили сообща, работая в группах и заполним таблицу.
Оболочки Земли |
Источники загрязнения оболочки |
Последствия загрязнения |
Пути решения проблем |
Атмосфера |
|
|
|
Литосфера |
|
|
|
Гидросфера |
|
|
|
Сообщения учащихся:
I группа «Атмосфера»: Воздух – важнейшее условие жизни на Земле. Воздух влияет на человека, на растения, на животных, на здания и многое другое. Поэтому загрязнение атмосферы неблагоприятно влияет на окружающую среду. Все источники загрязнения атмосферы подразделяют на естественные и антропогенные. Естественное загрязнение атмосферы происходит в результате извержения вулканов, пыльных бурь. Самым сильным за всю историю человечества было извержение вулкана Кракатау в 1883 году. Взрыв этого вулкана был слышен на расстоянии 4800 км. Вулканическая пыль поднялась на высоту более 20 км. Этот пепел опоясал весь земной шар в течение нескольких месяцев. Естественным поставщиком пыли является пустыня Сахара. Пылевые облака, возникающие над Сахарой, переносятся пассатами над всей Западной Африкой. Антропогенное загрязнение атмосферы имеет очень много источников и наносит более ощутимый вред. Главными источниками загрязнения атмосферы являются: ТЭС, металлургия, химическая, нефтехимическая, целлюлозно-бумажная отрасли промышленности, автомобильный транспорт.
Меры по борьбе с загрязнением атмосферы: 1.Сокращение самых вредных выбросов, то есть повышенные требования к топливу, запрет на использование сернистых угля и нефти. 2.Внедрение новых технологий: использование солнечной, ветровой, водной энергии. Загрязнение атмосферы – глобальная проблема, и решение ее может быть осуществлено только международными усилиями.
Вопросы I группы классу:
- Охарактеризуйте главные причины загрязнения атмосферы
- Докажите, что циркуляционные процессы в атмосфере привели к тому, что проблема ее загрязнения приобрела глобальный характер.
- Почему для решения экологических проблем необходимо международное сотрудничество?
Сообщения учащихся
II группа «Литосфера»: Литосфера загрязняется в первую очередь твердыми отходами, которые накапливаются в отвалах, на свалках и являются опасными источниками загрязнения земной поверхности. Твердые отходы, как правило, сжигают, захоранивают или складируют. Бытовой мусор состоит из бумаги, металла, древесины, стекла, полимеров и др. Рекордсмен по объему мусора на душу населения является США. Промышленных отходов больше, чем бытового мусора. Наиболее «грязными» отраслями промышленности являются – энергетика, металлургия, химическая, целлюлозно-бумажная. Еще более опасным является нарушение горными выработками земель, общая площадь которых составляет 12-15 млн га. Экологически наиболее опасными являются токсичные отходы, которые хранят в хранилищах, могильниках, на складах. К ним относятся тяжелые металлы (мышьяк, свинец, кадмий, ртуть), которые накапливаются в организме человека и обладают канцерогенным действием.
Пути решения проблемы загрязнения литосферы: 1.Уменьшение материалоемкости производства. 2.Переработка отходов. 3.Рекультивация земель.
Вопросы II группы классу:
- Какие вы знаете главные загрязнители, которые приводят к изменению химического состава почв?
- Как решается проблема накопления бытового мусора? Объясните термин «Мусорная цивилизация»
- Какие вы знаете наиболее «грязные» отрасли промышленности?
Сообщения учащихся
III группа «Гидросфера»: Огромную отрицательную роль играет антропогенное загрязнение вод суши. Главными источниками загрязнения являются промышленность, транспорт, сельское хозяйство, коммунальное хозяйство. В загрязнении вод наиболее велика доля промышленности, в особенности предприятий черной и цветной металлургии, энергетики, нефтепереработки и нефтехимии, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. Сельское хозяйство, являясь крупным источником загрязнения, сбрасывает во внутренние водоемы химические удобрения, ядохимикаты, отходы животноводческих ферм. Водный транспорт сбрасывает в реки и озера большое количество отходов и нефтепродуктов. Загрязнение делят на физическое, химическое и биологическое. К физическому загрязнению относят загрязнение твердыми отходами – мусором, потерями леса при молевом сплаве. Такое загрязнение не создает опасности для живых организмов, но затрудняет работу транспорта, рыболовства и ухудшает качество ландшафта.Химическое загрязнение вызывает попадание в водоемы кислот, щелочей, тяжелых металлов, удобрений, пестицидов, фенолов, нефти и нефтепродуктов. Биологическое загрязнение – это загрязнение микроорганизмами, многие из которых являются болезнетворными. Загрязнение происходит при попадании в воду стоков химической, пищевой, целлюлозно-бумажной промышленностей, а также стоков коммунального хозяйства городов. Во многих районах загрязнение превышает возможности самоочищения водоемов. В сточные канавы превратились реки Темза, Рейн, Миссисипи, Огайо и многие реки России и стран СНГ. Для спасения водоемов необходимы меры очистки – механической, биологической и физико-химической. Любая очистка не дает 100% результата, поэтому для вторичного использования вод, необходимо разбавлять очищенные воды чистыми русловыми водами. При этом на единицу объема обычно требуется 10-12-кратное разбавление, а иногда и в 100-кратном объеме. В будущем необходимо основное внимание уделить мерам по предупреждению загрязнения вод. Для этого используются новые методы: оборотные системы водоснабжения, малоотходные и безотходные технологии. В России только 2/3 стоков подвергаются очистке. На многих реках ПДК загрязнений привышена в 10, а иногда в 100 раз. Наиболее загрязнен бассейн реки Волги. Источниками загрязнения вод Мирового океана являются: нефть и нефтепродукты, тяжелые металлы, пестициды, радиоактивные вещества, а также огромное количество твердых и жидких коммунально-бытовых отходов. 70% загрязнений связано с наземными источниками: большие города, промышленность, сельское хозяйство, транспорт. Наиболее загрязненные моря: Средиземное, Северное, Красное, Желтое, Мексиканский и Персидский заливы. Наиболее опасно нефтяное загрязнение. В результате утечки нефти при ее добыче, транспортировке и переработке в Мировой океан ежегодно попадает от 3 до 10 млн т нефти и нефтепродуктов. Космические снимки показывают, что уже около 1/3 всей его поверхности покрыто маслянистой пленкой, которая снижает испарение, угнетает развитие планктона, ограничивает взаимодействие Океана с атмосферой. Больше всего нефтью загрязнен Атлантический океан. Движение поверхностных водв Океане приводит к распространению загрязнений на большие расстояния. Особенно опасны катастрофы крупных танкеров, которые приводят к «залповым» выбросам нефти.
Вопросы III группы классу:
- Какие проблемы загрязнения вод Мирового океана являются наиболее острыми?
- Какова роль России в загрязнении вод Мирового Океана?
- Какое загрязнение представляет особую опасность для океана и почему?
Учитель: Рябята, нельзя сказать, что человечество только засоряет свое «гнездо». Оно разработало пути охраны окружающей среды и уже приступило к их осуществлению. Первый путь заключаетсяв создании разного рода очистных сооружений, в применении малосернистого топлива, уничтожении и переработке мусора, строительстве дымовых труб высотой 200-300 м и более, рекультивации земель и др.
Второй путь состоит в разработке и применении принципиально новой природоохранительной технологии производства, в переходе к малоотходным и безотходным производственным процессам. Этот путь является главным, поскольку он не просто уменьшает, а предупреждает загрязнение окружающей среды. Но он требует огромных расходов, непосильных для многих стран.
Третий путь заключается в глубоко продуманном, наиболее рациональном размещении «грязных» производств, оказывающих отрицательное воздействие на состояние окружающей среды.
– Какие отрасли промышленности относятся к числу «грязных»?
Для того, чтобы прекратить рост загрязнения окружающей среды, большинство экономически развитых стран мира стало проводить экологическую политику. Были приняты строгие природоохранные законы, разработаны долгосрочные программы улучшения окружающей среды, введены системы штрафов, созданы специальные министерства и другие государственные органы. Во многих странах появились партии «зеленых», возникли различные общественные организации.
— Какие вы знаете организации, выступающие в защиту окружающей среды?
— Назовите страны, где выделено наибольшее число объектов Всемирного наследия; Сколько их в России?
И тем не менее каждый из нас, граждан 21 века, должен всегда помнить о заключении, к которому пришли на Конференции «Рио-92»: «Планета Земля находится в такой опасности, в какой она не была никогда».
IV. Подведение итогов урока /выставление оценок за урок/V. Домашнее задание: П. 3 стр.41-46VI. Рефлексия.Вопросы:
- Что вам понравилось на уроке?
- Какие трудности вы испытывали при подготовке проекта?
- Хотели бы вы и в дальнейшем работать над подобными заданиями?
- Какие новые навыки приобрели?
Классификация загрязнителей
Природа и концентрация загрязнителя определяют тяжесть его вредного воздействия на здоровье человека. Примеси, выбрасываемые непосредственно из источника происхождения, известны как первичные загрязнители, например, CO2, SO2, NO. Когда загрязняющие вещества, такие как HC, NO, O3, объединяются в атмосфере (влажность, солнечный свет) с образованием новых продуктов, таких как PAN (пероксиацетилнитрат), нефтехимический смог, формальдегид, которые известны как вторичные загрязнители.
Джагран Джош Обновлено: 28 августа 2015 г., 11:27 IST
Загрязнение определяется как наличие примесей или загрязняющих веществ в достаточных концентрациях, оказывающих вредное воздействие на людей, животных, растительную жизнь или материальные ресурсы при воздействии в течение достаточного периода времени, что снижает качество жизни в окружающей среде. .
С экологической точки зрения загрязняющие вещества можно разделить на разлагаемые, медленно разлагающиеся и неразлагающиеся. Разлагаемые или так называемые непостоянные загрязнители могут быстро разрушаться естественным путем. Например, бытовые сточные воды, выброшенные овощи, медленно разлагающиеся или стойкие загрязнители — это загрязнители, которые существуют в окружающей среде в течение многих лет в стабильном состоянии и разлагаются десятилетиями или дольше.
Загрязняющие вещества: Вещества, присутствующие во вредных концентрациях и являющиеся агентами, вызывающими загрязнение, называются загрязняющими веществами.
Классификация загрязняющих веществ:
По признаку существования в природе
а) Количественные загрязнители- Вещества, которые уже присутствуют в окружающей среде, но называются загрязняющими при увеличении их концентрации (количества) в окружающей среде. например. СО 2 присутствует в окружающей среде в большем количестве, чем обычно, и поэтому называется количественным загрязнителем.
b) Качественный загрязнитель- Вещества, которые обычно не присутствуют в окружающей среде, добавляются человеком и являются загрязнителями по своей природе. Например. инсектициды, пестициды
В зависимости от формы, в которой они сохраняются
, зола, пыль, оксид азота и диоксид серы
b) Вторичные загрязнители — Вещества, которые образуются в результате химической реакции между первичными загрязнителями и компонентами окружающей среды (т. е. теми, которые уже присутствуют в окружающей среде), например, смог, озон, триоксид серы, диоксид азота.
На основе удаления
а) Биоразлагаемые загрязнители — загрязнители, которые разлагаются естественными процессами, например, бытовыми (муниципальными) сточными водами.
b) Не биоразлагаемые загрязнители — Загрязняющие вещества, которые не разлагаются естественным путем или разлагаются медленно, напр. ДДТ, Алюминиевые банки.
Перечень отраслей, вызывающих различные виды загрязнения:
Тип отраслей | Тип загрязнения |
---|---|
Производство химикатов, пестицидов, лекарств | Загрязнение воды, загрязнение воздуха |
Производство газов | Загрязнение воздуха |
Цементная, сталелитейная и другая горнодобывающая промышленность | Загрязнение воздуха и твердые отходы, шумовое загрязнение |
Текстильная промышленность и ее вспомогательные предприятия | Загрязнение воды, загрязнение воздуха, шумовое загрязнение |
Производство транспортных средств | Твердые отходы, шумовое загрязнение, загрязнение воздуха |
Нефтяная промышленность | Загрязнение воды, загрязнение воздуха |
Лесозависимые отрасли | Загрязнение воздуха, твердые отходы и звуковое загрязнение |
Пищевая промышленность | Загрязнение воды, воздуха, пищевых продуктов |
Бумажная промышленность | Загрязнение воды, загрязнение воздуха, твердые отходы, звуковое загрязнение |
Сахарная промышленность | Загрязнение воды, загрязнение воздуха, твердые отходы |
Кирпичная промышленность | Загрязнение воздуха, загрязнение воды |
Авиационная промышленность | Твердые отходы, загрязнение воды, загрязнение воздуха |
Производство электроприборов и электротоваров | Твердые отходы, загрязнение воздуха |
ИТ-отрасли | Загрязнение воздуха |
Телекоммуникационная промышленность | Твердые отходы и загрязнение воздуха |
Большинство пестицидов неселективны; они убивают или повреждают формы жизни, отличные от тех, которые предназначены для них. Например, пестициды, используемые для контроля или уничтожения нежелательной растительности и насекомых, часто уничтожают птиц и мелких животных. Биологический эффект загрязнения воды заключается в его опасности для наших источников воды. Загрязнители воды также опасны для всех форм морской жизни.
Получите последние общие знания и текущие события со всей Индии и мира для всех конкурсных экзаменов.
SCIRP Открытый доступ
Издательство научных исследований
Журналы от A до Z
Журналы по темам
- Биомедицинские и медико-биологические науки.
- Бизнес и экономика
- Химия и материаловедение.
- Информатика. и общ.
- Науки о Земле и окружающей среде.
- Машиностроение
- Медицина и здравоохранение
- Физика и математика
- Социальные науки. и гуманитарные науки
Журналы по тематике
- Биомедицина и науки о жизни
- Бизнес и экономика
- Химия и материаловедение
- Информатика и связь
- Науки о Земле и окружающей среде
- Машиностроение
- Медицина и здравоохранение
- Физика и математика
- Социальные и гуманитарные науки
Публикация у нас
- Подача статьи
- Информация для авторов
- Ресурсы для экспертной оценки
- Открыть специальные выпуски
- Заявление об открытом доступе
- Часто задаваемые вопросы
Публикуйте у нас
- Представление статьи
- Информация для авторов
- Ресурсы для экспертной оценки
- Открыть специальные выпуски
- Заявление об открытом доступе
- Часто задаваемые вопросы
Подпишитесь на SCIRP
Свяжитесь с нами
клиент@scirp. org | |
+86 18163351462 (WhatsApp) | |
1655362766 | |
Публикация бумаги WeChat |
Недавно опубликованные статьи |
Недавно опубликованные статьи |
Подпишитесь на SCIRP
Свяжитесь с нами
клиент@scirp. |