Характеристика мотивов: Функции, характеристики и виды мотивов

Содержание

24. Психологическая характеристика мотивов

Мотивыэто те внутренние силы, которые связаны с потребностями личности и побуждают ее к определенной деятельности.

Мотивы это осознанные, осмысленные и прочувствованные потребности. Мотивы многообразны. Но обычно их подразделяют на низшие (биологические) и высшие (социальные).

Биологические мотивы – это влечения, желания, хотения человека, обычно отражающие его физиологи­ческие потребности.

Социальные мотивы – это интересы, идеалы, убеждения личности, которые играют гораздо более значительную роль ее жизни.

Физиологические основы мотивации. Потребности, перерастая в мотивацию, активизируют центральную нервную систему и другие по­тенциалы организма.

Мотивация, в свою очередь, активизирует работу соответствующих функциональных систем, прежде всего афферентный синтез и акцептор результатов действия.

Мотивация создаст особое состояние функциональной системы – предпусковую интеграцию, которая обеспечивает готовность организма к выполнению соответствующей деятельности.

Под его влиянием происходит возбужденнее (повышение) тонуса симпатической нервной системы, в результате чего усиливаются вегетативные реакции, и возрастает собственно поисковая активность организма человека.

Кроме того, возникают субъективные эмоциональные переживания, которые имеют преимущественно негативный оттенок до тех пор, пока не будет удовлетворена соответствующая потребность.

Все перечисленное создаст условия для оптимального достижения желаемого.

В силу своего многообразия разные потребности нередко сосущес­твуют одновременно, побуждая человека к разным действиям. Поэтому в осуществлении нужного действия играют роль

доминирующее мотивационное возбуждение. Согласно принципу доминанты, сформулиро­ванному А.А.Ухтомским, в каждый данный момент времени превали­рует та мотивация, в основе которой лежит наиболее важная потреб­ность.

Доминирующее мотивационное возбуждение, побуждающее к определенному целенаправленному поведению, сохраняется до тех пор, пока не будет удовлетворена вызвавшая его потребность.

Кроме того, возбуждение мотивационных подкорковых центров, возникнув, как бы накапливается до критического уровня, после кото­рого клетки начинают посылать определенные разряды и сохраняют такую активность до удовлетворения потребности.

В этом и проявляются нейронные механизмы мотивации.

Потребности испытываются человеком двояко: с одной стороны, как своеобразные переживания действительных нужд, неотложно требую­щих своего удовлетворения, с другой стороны, как осознание потреб­ностей в форме тех или других представлений. Такое осознание потреб­ностей явилось условием формирования интересов как качественно осо­бых мотивов личности.

Интересыэто мотивы личности, выражающие ее специальную направленность на познание определенных явлений окружающей жизни и определяющую вместе с тем ее более или менее постоянную склонность к определенным видам деятельности.

Охватывая все стороны жизни личности, все виды деятельности, интересы, на которые распространяется ее познание, могут быть очень разнообразными. Прежде всего они отличаются но своему содержанию, относясь к различным областям познания и деятельности: интерес к математике, химии, истории, литературе; интересы технические, кон­структорские, научные, спортивные, музыкальные, общественные (к жизни общества) и др.

Кроме того, интересы делятся на виды в зависимости от качествен­ных психологических характеристик, отображенных на схеме, которые не нуждаются в развернутом, объяснении.

Количество объектов (предметов, явлений, видов деятельности), вызывающих интерес человека, характеризует объем интересов, указы­вающий обычно на духовное богатство и многосторонность развития личности. Однако из множества интересов должен быть выделен цен­тральный интерес, наиболее увлекающий личность, или ведущие инте­ресы в отдельных видах её деятельности: трудовой, учебной, научной, общественной и развлекательной (досуг).

Особенностями интересов являются:

1) активизация не только познавательных процессов, но и творчес­ких побудительных усилий человека в различных областях деятельнос­ти;

2) большая, чем обычно, конкретизация целей и операций деятель­ности;

3) расширение и углубление знаний человека в данной специальной области, и развитие у него соответствующих практических навыков и умений;

4) своеобразное эмоциональное удовлетворение, побуждающее к длительному занятию соответствующей деятельностью.

Интересы должны направленно формироваться. Прежде всего для этого необходимо показывать значимость получаемой информации от объекта интереса для познания самого объекта и получения знаний, важных и необходимых в деятельности личности.

www.Psyarticles.ru — учебные статьи по психологии

Учебные материалы по психологии и психологические статьи — основное содержание сайта.

Проект в значительной степени рассчитан на самообразование читателей, ранее систематически не изучавших психологию, однако может оказаться полезным и для специалистов, расширяющих свой профессиональный кругозор.

Материалы сайта представляют собой наиболее важные и интересные фрагменты из учебных пособий и научных работ из самых разнообразных отраслей психологии.

Проект будет полезен психологам и врачам, студентам и преподавателям, специалистам в области управления, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами современной психологии.

Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения

Рассмотрим особенности поведения человека в конфликтной ситуации прежде всего в процессе общения. В процессе человеческих взаимоотношений, как вы уже знаете из предыдущих разделов, процесс общения предполагает наличие следующих трех факторов: восприятия, эмоций и обмена информацией. В конфликтных ситуациях легко забыть об этом. Поэтому кратко рассмотрим, что же может создавать почву для их возникновения.

Социально-психологические предпосылки. Первая трудность — это разногласия из-за несовпадения ваших рассуждении с рассуждениями другой стороны. Ведь то, какой вы видите проблему, зависит от того, с какой колокольни, образно говоря, смотрите на нее.

Специфика конфликтов в образовательных процессах

В культурно-историческом подходе Л.С. Выготского процессы образования рассматриваются, с одной стороны, как предназначенные для разрешения противоречий развития общества, с другой — как обладающие внутренне противоречивым характером.

Мы придерживаемся именно этого подхода, и вслед за Л.С. Выготским и его последователями исходим из того, что конфликт представляет собой механизм развития человеческой деятельности и соответственно личности.

Современная психология: ее задачи и место в системе наук

В последние годы наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. В нашей стране интерес к психологии особенно показателен — ей наконец-то начинают уделять то внимание, которого она заслуживает, причем практически во всех отраслях современного образования и бизнеса.

Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширились диапазон и направления психологических исследований, появились новые научные дисциплины.

Методы психологии

Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук.

Алгоритм оценки достоверности информации в результате психофизиологического исследования с применением полиграфа

Двадцать лет назад использование прибора способного отличить ложь от правды – «детектора лжи» было исключительной прерогативой спецслужб ведущих мировых держав. За прошедшие годы ситуация кардинально изменилась.

Проверки на «детекторе», стали доступными для широкого круга потребителей – правоохранительных органов, руководителей коммерческих и банковских структур, представителей кадровых служб, частных охранных предприятий и просто граждан, желающих получить достоверную информацию.

Процесс формирования двигательного навыка. Принцип активности и его развитие Н.А. Бернштейном

Переходим к следующей важной теме, совершенно по-новому раскрытой Н. А. Бернштейном, — механизмам формирования навыка. Эта проблема очень важна для психологии, так как формирование навыков составляет, как вы уже знаете, основу всякого обучения.

Процесс формирования навыка описан у Бернштейна очень подробно. Он выделил много частных фаз — порядка семи, которые объединяются в более общие периоды. Для первого знакомства достаточно будет разобрать эти периоды.

Проблема психодинамического диагноза

Психодинамическая диагностика, в отличие от дискретно-описательного диагностического подхода, укоренившегося в отечественных медицинской и психологической традициях, представляет собой прежде всего диагностику структуры личности с точки зрения ее развития.

Подобный подход, обеспечивающий целостный и всесторонний анализ личности и ее психопатологии, определяет и специфику терапевтических методов.

Психологическая профилактика конфликтов в коллективе

Многие организационные конфликты легче предупредить, чем разрешить.

Поскольку центральными фигурами конфликтов в организации являются конкретные личности, то такая профилактика должна быть личностно-ориентированной.

Остановимся на некоторых особо значимых организационно-управленческих условиях, способствующих снижению конфликтности личности.

Четыре элемента процесса убеждения

Процесс убеждения складывается из следующих элементов: агент влияния (источник сообщения), само сообщение, условия, в которых передается сообщение (контекст), и реципиент, то есть тот индивид, которому предназначено сообщение.

Само сообщение, в зависимости от его содержания, от того, как оно сформулировано и в какой форме преподнесено, также может либо убеждать, либо внушать. Но может и не иметь вообще никакого эффекта.

Повышение уровня сознания. Насколько это важно?

Тема самосовершенствования и развития человеческих качеств, можно сказать, вечная, при этом мудрые люди часто повторяют, что самой важной задачей для каждого человека является развитие его собственного сознания.

Несмотря на очевидную важность темы, серьезных и качественных материалов, посвященных этому вопросу, не так уж и много, хотя периодически все же появляются интересные работы.

Как писать правдоподобных персонажей

Если автор хочет сделать свои истории более правдоподобными, ему крайне важно полностью понять мотивацию персонажей. Читатели с радостью примут и отложат свое недоверие к любой истории — будь то глубоко в космосе или в обществе, которым управляют терьеры, — до тех пор, пока все персонажи имеют соответствующие мотивы и ведут себя правдоподобно.

В этом посте мы рассмотрим некоторые важные вопросы, связанные с мотивацией персонажей в художественной литературе, и поможем вам понять, почему это важно и как применить это к любой книге, над которой вы работаете.

Что такое мотивация персонажа?

Мотивация персонажа — это причина поведения и действий персонажа в данной сцене или на протяжении всей истории. Мотивации являются внутренними

потребностями : они могут быть внешними потребностями и связаны с выживанием, но они также могут быть психологическими или экзистенциальными потребностями, такими как любовь или профессиональные достижения.

Эта мотивация лежит в основе профилей персонажей и необходима, если ваша цель — создать правдоподобных и неотразимых персонажей.

БЕСПЛАТНЫЙ РЕСУРС

Шаблон профиля персонажа Ридси

История настолько сильна, насколько сильны ее персонажи. Заполните это, чтобы развить свой.

Почему важно понимать мотивы персонажей?

Если вы пишете рассказ, роман, песню или хайку с персонажем, вам необходимо обратить внимание на мотивы по следующим причинам.

1. Мотивации облегчают вхождение в голову персонажа.

Вы знаете старое клише, когда актеры спрашивают о своей «мотивации», верно? Иногда это называют «игровой нотой», и это то, что может помочь вам написать правдоподобных персонажей.

Попросите актера произнести свои реплики «отчаянно», и они лягут на движения отчаяния (заикание, волнение и т. д.) — но если вы свяжете это с игровым мотивом, например, «если клиент не подпишет контракт, вы будете уволены, а вашу семью выселят», то у них есть что-то, что их действительно мотивирует.

Автору сложно написать «сердитого» персонажа — гораздо лучше создать ситуацию, которая подрывает его мотивы и приводит к его гневу. Так что дайте себе игровую ноту.

2. У каждого персонажа должны быть мотивы, какими бы неприятными они ни были. (изображение: Warner Bros.)

Сценаристы, как правило, довольно хорошо создают арку главного героя, забывая конкретизировать антагониста. Почему они это делают? «Быть ​​злым» недостаточно хорошо. Когда был последний раз кто-нибудь сделал что-нибудь ради зла?

Если вы продолжите копаться в этой кроличьей норе, то скоро поймете, что симпатичные антагонисты гораздо интереснее и страшнее, чем те, кто заботится о бессмысленном, абстрактном злодействе.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОВЕТ:  В качестве примеров великих антагонистов с правдоподобными мотивами ознакомьтесь с этими девятью лучшими уютными загадками.

3. Читателям нужен ваш персонаж мотивы быть заслуживающими доверия .

Читателям не нужно любить, одобрять или разделять мотивацию персонажа — они просто должны поверить этому. Как говорит писатель и блогер Райан Ланц в этой статье о том, какие элементы истории нужно установить сразу, мотивация персонажей имеет решающее значение для привлечения читателей: «Кого вы знаете в жизни, кто чего-то не хочет? Точно. Каждый хочет чего-то , как и ваши персонажи».

Без достоверных мотивов ваши персонажи будут выглядеть как странные марионетки, которых вы одели в человеческую одежду. Так что оживите их и дайте им реальные, понятные причины делать то, что они делают.

БЕСПЛАТНЫЙ КУРС

Как развивать персонажей

За 10 дней научитесь создавать сложных персонажей, которые понравятся читателям.

Каковы мотивы персонажа?

В своем фантастическом посте о мотивации автор Кристен Киффер использует «Иерархию потребностей» Маслоу как способ объяснить поведение персонажей. Американский психолог, работавший в середине 20-го века, Абрахам Маслоу предложил множество человеческих «желаний» и расставил их по приоритетам от базовых потребностей выживания до экзистенциальных желаний, таких как самореализация и нравственность.

(изображение из Википедии)

(Врезка: интересно отметить влияние таких психологов, как Маслоу, Фрейд и Юнг, на современное повествование)

В последние годы модель Маслоу была упрощена таким образом, что она может быть более полезной. авторам, разбив его ярусы на три категории.

Основные потребности:

  • Продукты питания
  • Вода
  • Приют
  • Сон
  • Безопасность
  • Безопасность и т. д.

Психологические потребности:

  • Любовь
  • Дружба
  • Достижение
  • Приемка
  • Самооценка и т. д.

Самореализация:

  • Самоактуализация
  • Творчество
  • Достижение потенциала

 

Теория Маслоу предполагает, что все основные физиологические потребности (и большинство психологических потребностей) должны быть удовлетворены , прежде чем человек начнет фокусироваться на какой-либо более высокой цели, такой как творческое удовлетворение. Однако были споры о строгой иерархии, которую он установил для этих мотивов. Самый важный вывод из этого состоит в том, что все человеческое поведение должно проистекать из врожденной «потребности 9».0010 ».

Разница между целью и мотивацией

Цели и мотивы обычно путают, и это понятно: обе вещи связаны с «хочу» персонажа, и они обе могут управлять персонажем и его историей.

Возможно, самый простой способ представить это так:

  • «Цель» — это то, чего персонаж хочет достичь. Это осознанная цель, как разбогатеть или выиграть чемпионат мира .
  • Мотивация — это основная причина, по которой человек преследует эту цель, например, страх перед финансовой незащищенностью или необходимость показать себя как кого-то исключительного.

Победа на чемпионатах мира не является внутренней потребностью человека, тогда как самореализация — это .

В художественной литературе вы заметите, что персонажи могут иметь одну и ту же цель, но мотивы у них совершенно разные.

В психологическом триллере детектив может выслеживать серийного убийцу:

  • До того, как он станет следующей жертвой (основная потребность).
  • Чтобы спасти свою репутацию в силовых структурах (психологическая потребность), или
  • Проявить себя величайшим сыщиком (самоосуществление).

Грабитель банка, возможно, планирует ограбление своей жизни:

  • Чтобы спасти дом своей семьи от продажи (основная потребность),
  • Для оплаты операции по восстановлению зрения партнера (психологическая потребность) или
  • Чтобы доказать своему наставнику, что у нее есть все необходимое, чтобы справиться с большой работой (самореализацией)

В обоих этих сценариях цель одна и та же, но мотивы меняются.

Все ли мотивы персонажей должны быть рациональными?

Мотивы в художественной литературе не обязательно должны быть рациональными — в конце концов, люди невероятно иррациональны.

Если бы вам пришлось разделить все мотивы, перечисленные выше, на две категории, вы могли бы обозначить их как «страх» и «любовь». Страх смерти, голода, покинутости; любовь окружающих, успех, престиж. И страх, и любовь могут быть иррациональными, за исключением того, что мы можем назвать их фобией и увлечением (или навязчивой идеей).

Как только вы примете эти иррациональные мотивы как законные, вам придется применить внутреннюю логику. Это то, что вы бы сделали, если бы писали, например, зловещего злодея-психопата.

(изображение: Warner Bros.)

Джокер в Темный рыцарь хочет погрузить Готэм в хаос — грандиозный план, который может проистекать из психологической потребности или потребности в самореализации воссоздать город по своему образу — что бы это ни было то есть, это не то, к чему большинство из нас может относиться. Однако, как только мы признаем, что именно это мотивировало его, мы , а затем заботятся о том, как он достигает этой иррациональной цели, методично и логично: развращать героев Готэма на глазах у всего города.

Таким образом, мотивы не обязательно должны быть рациональными — они просто должны проявляться правдоподобным образом и подчиняться некоторой внутренней логике.

Нужно ли читателю знать мотивацию персонажа?

Не в явном виде, а в хорошо написанной книге мотивы персонажа могут проясняться через экспозицию и диалоги или подсказываться через действия и описания. Например, если закадровый друг прихорашивается и расчесывает волосы, мы можем сделать вывод, что он тщеславен, а когда позже он отказывается помочь нашему главному герою копаться в мусоре, мы можем списать это на внутреннюю мотивацию защитить свое достоинство в перед другими.

Читателям не нужно понимать внутренние махинации каждой второстепенной роли в книге. Но понимание автором того, что мотивирует их персонажей (например, молчаливого официанта, стоящего в углу комнаты), значительно повышает шансы того, что они не будут просто шаблонными картонными фигурками.

Могут ли персонажи иметь противоречивые мотивы?

Как мы уже много раз упоминали, конфликт лежит в основе повествования и необходим для создания гармоничного персонажа.

Если главный герой хочет только одного, и единственное, что мешает ему получить это, — внешний конфликт, то его путь прост: победить антагониста и победить. Только когда у главного героя есть несколько мотивов, и он вынужден выбирать между ними, мы можем увидеть, как просвечивает истинная природа персонажа.

Создание интриги с противоречивыми мотивами

(изображение: Lionsgate)

В «Голодных играх» юная Китнисс Эвердин — опытная охотница, вовлеченная в смертельную телевизионную игру. Чтобы выжить, она должна убить своих коллег-конкурентов, в том числе невинных детей и своего близкого друга. Из этого описания мы видим, что у нее есть две основные мотивации:

  • Чтобы остаться в живых (основная потребность)
  • Чтобы сохранить свой моральный кодекс (психологическая потребность)

Именно из этих двух элементов возникает центральный конфликт книги: как Китнисс выживет, не жертвуя своими друзьями и принципами?

Без противоречивых внутренних мотивов путешествие персонажа было бы слишком легким и, следовательно, скучным. Рокки был бы просто фильмом о боксере, который много тренируется, чтобы победить более сильного соперника, а это скучно. Вместо этого речь идет о попытке мужчины проявить себя достойным человеком и достойным женской привязанности, а также справиться со своим страхом неудачи. — это конфликт, движущий сюжетом, а не бокс.

Для некоторых писателей мотивация персонажей дается легко — их инстинкт состоит в том, чтобы думать о том, как их персонажи будут вести себя в определенной ситуации (а не о том, как, по их мнению, они должны вести себя). Если вы обнаружите, что изо всех сил пытаетесь оживить своих персонажей в какой-либо конкретной сцене, попробуйте использовать эти упражнения для развития персонажей. Всегда полезно спросить: чего они хотят? В этой сцене и вообще. После того, как вы поймете их мотивацию, ваши персонажи должны показать вам, куда им нужно идти.


Если у вас есть какие-либо мысли, вопросы или теории о мотивации персонажей, напишите нам в комментариях ниже.

Мотивация персонажа – определение и примеры

У хорошо прописанных персонажей есть мотивация за всем, что они делают, так же, как и у людей в реальном мире. При рассмотрении мотивации персонажа полезно взглянуть на то, что он знает об его детстве, убеждениях, дружбе и целях. С 1800-х годов характеристика и мотивация стали более важными в романах, рассказах, пьесах и стихах, чем когда-либо прежде. В некоторых рассказах читатели обнаружат, что все повествование определяется мотивами персонажа, а не сюжетной линией.

Мотивация произношение: moh-tee-vay-shun

Исследовать мотивацию

  • 1 Определение мотивации
  • 2 Типы мотивации 
  • 3 Примеры мотивации персонажей в литературе1
  • 5 Связанные литературные термины
  • 6 Другие ресурсы