Глобальные проблемы порождены деятельностью: Глобальная проблема экономической отсталости

Глобальные проблемы современности» — Студопедия

Поделись  

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ                «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»                                   ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ                                                                                                  Кафедра историографии, источниковедения, археологии и методики преподавания истории

СООБЩЕНИЕ

По спецкурсу: Современные проблемы науки и техники

Тема: «Научно-техническая революция и

глобальные проблемы современности»

 

 

Выполнила:

Студентка 1-го курса магистратуры

Исторического факультета

Группы 207601 ИС- А

 специальность «История»

заочной формы обучения

Петрова И.Н.

Преподаватель: к. и. н., доцент

Красноносов Ю.Н.

 

Донецк, 2020

Глобальные проблемы — общепланетарные противоречия и трудности развития, которые в силу своей остроты и масштабности ставят под вопрос дальнейшее существование человечества.

О них настойчиво заговорили ученые и политики, писатели и общественные деятели в 70–80-е гг. XX в., когда эти проблемы обнаружили себя в полной мере.

Глобальные проблемы возникли из различных источников на волне всемирных процессов – широкомасштабного освоения природных ресурсов, формирования единого хозяйственного организма человечества, становления единых коммуникаций и диалога культур, взаимодействия государств и народов.

Во-первых, ряд из них порожден конкретными причинами исторического характера. Это, например, резкая граница в уровне и качестве жизни между промышленно развитыми странами и странами так называемого «третьего мира» (бывшие колонии).

Во-вторых, некоторые проблемы появились как побочный продукт хозяйственной деятельности и бурного развития научно-технического прогресса.

В-третьих, отдельные проблемы порождены историческими причинами, особенностями XX в. Сюда следует отнести международный терроризм.

Глобальные проблемы – это результат прошлого и настоящего человеческого рода. Они выражают неоднозначный дух истории и являют собой наиболее острые социоприродные противоречия в бытии современного человека и общества, тотальный (всеобъемлющий) кризис современной цивилизации. Груз глобальных проблем – это высокая цена человечества за прогресс своего существования, своей истории. Львиная доля глобальных проблем обусловлена именно деятельностью человека, научно-техническим прогрессом.

В научной и учебной литературе выделяют три группы глобальных проблем: интерсоциальные (проявляются в отношениях между странами и государствами), антропосоциальные (существуют в отношениях между человеком и обществом) и природосоциальные (проявляются в отношениях между природой и обществом).

В своей действительности совокупность глобальных проблем представляет собой следующую картину:

Проблема всемирного ядерного разоружения является порождением острого идеологического, политического и военно-технологического соперничества ряда государств, имевшего место во второй половине XX в. В Первую и Вторую мировые войны были вовлечены десятки стран и народов. Это потрясло до основания человеческую цивилизацию, нанесло ей колоссальный материальный и нравственный ущерб и сопровождалось огромными людскими жертвами. В 1945 г. США применили атомное оружие против гражданского населения Японии, и это означало наступление ядерной эры человечества. Затем стали создаваться все более мощные его виды и современные средства доставки. Человечество было вовлечено в затяжную гонку ракетно-ядерных вооружений. К настоящему времени ряд стран (США, Россия, Великобритания, Франция, Китай, Индия, Пакистан,) являются официальными обладателями оружия массового поражения. Кроме этого «ядерного клуба» еще около 30 стран технологически способны создавать данный вид оружия массового поражения. За послевоенную историю человечество не раз оказывалось на грани его применения, как, например, осенью 1962 г. во время Карибского кризиса между США и СССР. После 1945 г. на нашей планете осуществлено более 2000 испытаний ядерного оружия.

Однако авария на Чернобыльской АЭС в 1986 г. показала чрезвычайную опасность и так называемого «мирного атома», когда он выходит из-под контроля человека. К настоящему времени накоплено и хранится в военных арсеналах несколько десятков тысяч ядерных боеприпасов. Их совокупный потенциал позволяет 30–35 раз уничтожить все живое на нашей планете. Одним из отрицательных последствий этого станет «ядерная зима», то есть резкое падение температуры из-за значительного загрязнения атмосферы планеты от многочисленных пожаров. Ядерная война разрушит материальную культуру человечества, которая создавалась тысячелетиями. Она подорвет естественные условия существования человека, включая и его генетические основы. Победителя в этой войне не будет, потому что её последствия на планете невозможно локализовать и преодолеть.

Проблема ядерного разоружения имеет и экономический аспект. Создание и совершенствование ядерного оружия, утилизация ядерных материалов требуют колоссальных материальных затрат и ресурсов, дорогостоящих технологий. Парадоксально, но величайшие открытия в науке и технике, сделанные человечеством, работали во второй половине XX в., прежде всего, на создание ракетно-ядерных «меча» и «щита». Самые ценные и редкие материалы, новейшие технологии использованы в этом деле. Надо признать, что научно-техническая мысль человечества в этих вопросах оказалась на высоте. Например, современная баллистическая ракета с десятью разделяющимися боеголовками в полете на 10 тысяч километров не отклоняется в сторону более чем на 200 м и может стереть с лица Земли многомиллионный город.

Гонка ракетно-ядерных вооружений поставила человечество на грань гибели от случайности (халатность обслуживающего персонала, сбои в компьютере, террористическая акция). Не следует забывать и о том, что на нашей планете имеются огромные запасы химического и бактериологического оружия, которые тоже обладают очень большой силой поражения.

В последние годы были созданы и применены новые системы вооружений с высокой степенью эффективности – вакуумная бомба и лазерная пушка, высокоточное оружие, системы залпового огня и многое другое. Сфера военной деятельности распространилась и на космическое пространство. Причем создается не только новое оружие, но и средства противодействия ему, что еще больше раскручивает спираль гонки вооружений и порождает сложную для разрешения ситуацию.

Экологическая проблема стала глобальной во второй половине XX в. в связи с бурной и неконтролируемой хозяйственной деятельностью человечества. Ее негативные последствия уже сказались практически во всех регионах нашей планеты. Данная проблема по сути своей означает разрушение биосферы как естественной среды обитания и существования человечества. В последние годы экологический кризис все более обостряется и обретает черты необратимого процесса. Экоэкстремизм человека приведет, по оценкам ученых, к потере в предстоящие 50 лет от четверти до половины биологического потенциала нашей планеты. С 1945 г. разрушено около 11% плодородной почвы, что равно территории Китая и Индии, вместе взятых. При существующих темпах уничтожения лесов и потребления органического топлива температура на нашей планете может подняться к 2100 г.

на 6°С, а уровень вод Мирового океана – на 5–7 м, что будет иметь катастрофические последствия для многих стран. Впрочем, некоторые ученые полагают, что глобальное потепление уже достигло своего апогея и грозит скоро смениться своей противоположностью – глобальным похолоданием. 

Опасным явлением последних лет стало, также разрушение озонового слоя атмосферы. Загрязняется и космическое пространство, в котором оставлено около 7 тыс. искусственных объектов (спутники, станции). Проблемы экологии обостряются жестокой экономической конкуренцией между государствами и монополиями за обладание природными ресурсами.

Демографическая проблема вызвана к жизни быстрым ростом населения на планете и исчерпанием ресурсов для его существования. К началу нашей эры на Земле обитало около 250 млн человек, а к началу XIX в. их было уже около 1 млрд. В 20-е гг. XX в. численность населения удвоилась и на октябрь 1999 г. составляла 6 млрд человек. Ежегодно на свет появляется около 130 млн новорожденных.

Наибольший прирост населения дают страны Азии, Африки и Латинской Америки, где существует самый низкий уровень жизни и ее качества. Ученые предсказывают увеличение населения к 2025 г. до 8,5 млрд, а в перспективе – до 12,5 и даже до 20 млрд, что будет означать колоссальный демографический взрыв. Это резко обострит проблему питания и здравоохранения, увеличит нагрузку на природную среду, приведет к конфликтам и нестабильности в мировом сообществе, к другим негативным последствиям.

Продовольственная проблема возникла как бы на стыке трех названных выше проблем – ядерного разоружения, экологической и демографической. Сегодня колоссальные материальные ресурсы направляются на военные цели, а не на созидательные проекты. К тому же ежегодно сокращается плодородный слой земли, необходимый для аграрной деятельности. В начале XX в. на одного человека в мире приходилось 9 га культурных земель, в середине века – уже 6 га, а в ближайшие годы останется всего лишь около 2 га. По оценкам ООН, нормальным питанием сейчас обеспечено лишь около 20% населения Земли, а еще столько же голодает.

Неуклонный рост населения все больше приходит в противоречие с недостатком природных ресурсов на нашей планете.

Проблема «Север – Юг» означает резкое различие в уровне и качестве жизни между населением промышленно развитых стран и странами так называемого «третьего мира». Она сложилась во многом в силу причин исторического характера – как наследие прежней колониальной системы, несправедливого экономического обмена между государствами. В настоящее время соотношение в доходах между населением этих групп стран составляет примерно 60 : 1. Смертность в развитых странах мира составляет около 12 человек на 1 тыс. населения, а в развивающихся – около 67 человек. Соответственно резко различается и средняя продолжительность жизни населения этих стран.

Энергетическая проблема обусловлена стремительным исчерпанием традиционных источников энергии и ресурсов (лес, нефть, газ, каменный уголь) или же их ограниченностью (водные ресурсы), в то время как запросы материального производства требуют все новых и новых природных материалов для переработки. Растущие потребности человечества побуждают искать и осваивать нетрадиционные источники в виде энергии морских приливов и отливов, атомной и термоядерной энергии. Это необходимо, поскольку, как полагают специалисты, мировых запасов газа хватит на 55–60 лет, нефти – на 30–35 лет, а каменного угля и того меньше. Правда, с разработкой сланцевой нефти человечество получило некоторую временную передышку. Последнее резкое снижение цен на нефть свидетельствует только о временном превышении предложения над спросом, обусловленном экономическим кризисом, спекулятивными и политическими махинациями. 

Комплекс названных проблем современной цивилизации и их иерархия (порядок, масштаб, значение) этим не исчерпываются. Сюда с полным основанием можно отнести и такие, как международный терроризм, наркомания, СПИД, онкологические и другие тяжелые заболевания («болезни цивилизации»), вопрос сохранения памятников истории и культуры. Ученые предупреждают и об опасности столкновения Земли с крупными космическими объектами естественного происхождения. Очевидно, что XXI в. несет с собой отнюдь не безмятежное существование человеческого рода, думаю, он уже чреват новыми еще более масштабными вызовами.

Решение глобальных проблем возможно, но лишь при обязательном переходе к устойчивому (управляемому) развитию человечества. Экономическая деятельность и интенсивное освоение природы, демографические процессы, исследование космоса должны быть взяты под разумный, но жесткий контроль цивилизации. Удовлетворение жизненных потребностей нынешних поколений людей не должно происходить путем лишения такой возможности для будущих поколений. Требуется социальное государство, которое беспокоилось бы о выживании своей нации и выполняло бы биосферную функцию (защиту природной среды) как непременное условие выживания общества.

Таким образом, в XX в. человеческая цивилизация столкнулась с острыми глобальными проблемами, которые символизируют собой сложный, а нередко и драматичный ход мировой истории, противоречивость бытия человека в мире. Эти проблемы ставят вопрос о физическом и духовном выживании человечества и его сохранении как вида. Но будущее человеческого рода все же возможно, если оно изменит свои качества и направит энергию своего Разума на поиск новых форм своего существования и новой миссии в этом мире. Думается, что для ученых нет более важной и интересной задачи, чем подведение философских, социально-философских итогов развития XX в. и прогнозирование, разработка перспектив общественного, цивилизационного и глобального развития в XXI в.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Батин М.А., Турчин А.В. Футурология. ХХI век: Бессмертие или глобальная катастрофа / М.А. Батин, А.В. Турчин – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012. – 263 с.

2. Бердяев Н.А. О назначении человека / Н.А. Бердяев– М.: Республика, 1993. – 383 с.

3. Загладин В.В. Глобальные проблемы современности: научный и социальный аспект / В.В. Загладин, И.Т. Фролов. – М.: Международные отношения, 1981. – 240 с.

4. Земля и человечество: глобальные проблемы / Под ред. Ю.В.Бронеля — М.: Мысль, 1989. — 490с.

5. Родионова И. А. Глобальные проблемы человечества. Пособие для учащихся и студентов — М.: Аспект Пресс, 1995. — 159 с.

6. Чумаков А.Н. Философия глобальных проблем. – М.:Знание, 1994. – 159 с.

 



Контрольная работа: Глобальные экологические проблемы и варианты их решения

Тема: Глобальные экологические проблемы и варианты их решения

Раздел: Бесплатные рефераты по философии

Тип: Контрольная работа | Размер: 22.37K | Скачано: 213 | Добавлен 11.11.12 в 21:18 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Ярославль 2012

Содержание
Введение 3
Глава I. Основные группы глобальных проблем 4
Глава II. Особенности современных глобальных проблем 8
Глава III. Противоречия, связанные с формированием новой глобальной (планетарной) цивилизации. 12
Заключение 16
Список использованной литературы 17

Введение.

На пороге третьего тысячелетия особенно четко обнаружились присущие современной цивилизации разительные противоречия, поставившие судьбу человечества на грань катастрофы и выдвинувшие в качестве наиболее значимой проблемы современности проблему его выживания и устойчивого развития. Человечество столкнулось с проблемами, от решения которых зависит его будущее. Проблемы эти концентрирует и интегрирует в себе огромное число относительно более частных теоретических и практических общепланетарных вопросов, стоящих перед человечеством, которые в своем сложном и тесном переплетении образуют тот целостный комплекс, который принято называть «глобальные проблемы современности».

Глобальные проблемы — это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Они взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран мира, затрагивая проблемы существования и развития человечества в целом. Глобальные проблемы порождены противоречиями общественного развития, резко возросшими масштабами воздействия деятельности человечества на окружающий мир и связаны также с неравномерностью социально-экономического и научно-технического развития стран и регионов.

Глобальные проблемы человечества не могут быть решены силами одной страны, необходимы совместно выработанные положения об охране окружающей среды, согласованная экономическая политика, помощь отсталым странам и т. п.

Цель данной работы рассмотреть глобальные экологические проблемы современности. Для достижения поставленной цели я ставлю следующие взаимосвязанные задачи: рассмотреть группы глобальных проблем современности и их особенности, а также рассмотреть пути их решения.

Глава I. Основные группы глобальных проблем.

Уровень воздействия человека на окружающую среду во многом зависит от степени технической вооруженности общества. Она была крайне мала на начальных этапах развития человечества. Однако с развитием общества, ростом производительных сил ситуация начинает меняться кардинальным образом, ХХ век – начало расцвета научно – технического прогресса. Следующий за ним ХХI век, связанный с качественно новым взаимоотношением науки, техники и технологии, колоссально увеличивает возможные и реальные масштабы воздействия общества на природу, ставит перед человечеством целый ряд новых, чрезвычайно острых проблем, в первую очередь – экологическую.

Особенностью современного этапа развития человечества является, в частности, чрезвычайное обострение глобальных проблем, которые создали принципиально новые условия для развития человечества, условия постоянной, реальной угрозы жизни на Земле. Современный этап развития общества поставил перед человечеством ряд глобальных проблем, решение которых возможно лишь на путях становления и эволюции единой цивилизации. Это причудливое переплетение социально-экономических, политико-идеологических, культурных, биосоциальных и социоприродных противоречий в современном мире.

Глобальные проблемы имеют, с одной стороны, естественно-природный характер, с другой, — социальный. В этой связи их можно рассматривать как влияние или итог человеческой деятельности, оказавший отрицательное влияние на природу. Второй вариант возникновения глобальных проблем — кризис в отношениях между людьми, который затрагивает весь комплекс взаимоотношений между членами мирового сообщества.

Глобальные проблемы объединяются в группы по наиболее характерным признакам. Классификация позволяет установить степень их актуальности, последовательность теоретического анализа, методику и последовательность решения.

Можно выделить три группы глобальных проблем:

  1. Первую группу составляют фундаментальные вопросы, связанныяе со сферой международных взаимоотношений. Эти проблемы следует называть интерсоциальными. К ним относится проблема предотвращения войны и обеспечения мира, а также установление справедливого международного экономического порядка. Их подразделяют на:
    • Экологическая проблема;
    • Энергетическая проблема;
    • Продовольственная проблема;
    • Сырьевая проблема;
    • Проблемы Мирового океана.
  2. Вторая группа объединяет проблемы нестабильности во взаимодействии человечества и природы. Они связаны с ограниченностью возможностей окружающей среды выносить нагрузки антропогенного характера. Это такие проблемы как обеспеченность энергией, топливом, пресной водой, чистым воздухом и т. д. К этой же группе относится проблема охраны природы от необратимых изменений отрицательного характера, разумного освоения мирового океана и космического пространства. Их подразделяют на:
    • Предотвращение термоядерной катастрофы, новых мировых войн, борьбас международным терроризмом;
    • Нормальное функционирование мирового хозяйства;
    • Преодоление отсталости слаборазвитых стран;

3. Третью группу глобальных проблем составляют широкомасштабные проблемы взаимоотношения личности и общества. Они непосредственно касаются отдельного человека и зависят от способности общества предоставить реальные возможности для развития личности. Здесь подразделение идет на:

а) Демографическая проблема;

б) Проблема межнациональных отношений;

в) Кризис культуры и нравственности;

г) Дефицит демократии;

д) Проблемы урбанизации;

е) Охрана здоровья.

Глобальные проблемы вобрали в себя и традиционные, и качественно новые противоречия социального прогресса, присущие лишь современному этапу развития производительных сил, всей системе мирохозяйственных связей. Все эти проблемы, так или иначе, затрагивают коренные основы современной цивилизации, создавая угрозу ее существования. Глобальные проблемы человечества стали важным  объектом  междисциплинарных исследований.

Из всего многообразия глобальных проблем особо выделяют: предотвращение мирового ядерного конфликта и прекращение гонки вооружений; преодоление социально-экономической отсталости развивающихся стран; энерго-сырьевая, демографическая, продовольственная проблемы; охрана окружающей среды; освоение Мирового океана и мирное освоение космоса; ликвидация опасных болезней.

Развитие человеческого общества всегда было противоречивым. Оно постоянно сопровождалось не только установлением гармоничной связи с природой, но и разрушительным воздействием на неё.

Факторами, способствующими появлению и обострению  глобальных  проблем, явились:

  • резкое увеличение расходования природных ресурсов
  • отрицательное антропогенное воздействие  на  природную  среду,  ухудшение экологических условий жизни людей
  • усиление неравномерности в уровнях социально –  экономического  развития, между промышленно развитыми и развивающимися странами
  • создание оружия массового уничтожения.

Уже  сейчас  существует  угроза  необратимых  изменений  экологических свойств  геосреды,  угроза  нарушения  формирующейся  целостности   мирового сообщества и угроза самоуничтожения цивилизации.

В связи с этим можно выделить признаки, присущие глобальным проблемам человечества и отличающие их от прочих проблем даже планетарного характера:

— глобальные масштабы проявления, выходящие за рамки одного государства или группы стран;

— острота проявления – комплексный характер: все проблемы тесно переплетены друг с другом;

— общечеловеческая сущность, делающая их понятными и актуальными для всех стран и народов;

— особенность предопределять ход дальнейшей истории человечества;

— возможность их решения лишь усилиями всего мирового сообщества, всех стран и этносов.

    Философское осмысление глобальных проблем — это изучение процессов и явлений, связанных с проблемами общепланетарной цивилизации, всемирно-исторического процесса. Философия анализирует причины, которые привели к появлению или обострению глобальных проблем, изучает их социальную опасность и обусловленность.

Глава II. Особенности современных глобальных проблем.

Одна из характерных особенностей современного мира — обострение глобальных проблем, которые по своему характеру выходят за рамки интересов различных классов и общественных систем, и от решения которых в решающей степени зависит будущее, более того само существование человечества. Характерной чертой глобальных проблем современности, является то, что они, возникнув по социальным причинам, ведут к последствиям более чем социальным, затрагивают биологические и физические основы существования человека.

Глобальные проблемы имеют, с одной стороны, естественно-природный характер, с другой, — социальный. В этой связи их можно рассматривать как влияние или итог человеческой деятельности, оказавший отрицательное влияние на природу. Второй вариант возникновения глобальных проблем — кризис в отношениях между людьми, который затрагивает весь комплекс взаимоотношений между членами мирового сообщества.

Можно выделить четыре наиболее важных особенности современных глобальных проблем:

  1. Имеют планетарный, общемировой характер, затрагивают интересы всех народов мира.
  2. Угрожают деградацией и гибелью всему человечеству.
  3. Нуждаются в неотложных и эффективных решениях.
  4. Требуют коллективных усилий всех государств, совместных действий народов.

Глобальные проблемы современности — проблемное поле, отражающее совокупность жизненно важных проблем человечества и содержащее обобщенную характеристику важнейших направлений развития общества и его будущего. К их числу относятся следующие их группы: политические, социальные, экономические, экологические, демографические и научно-технические. Выделяют также такие глобальные проблемы современности, как интерсоциальные, проблемы отношений общества и человека, проблемы отношений человека, общества и природы.

Их решение требует объединения усилий всех стран для преодоления опасности экологической катастрофы. Глобальность данных проблем определяется тем, что они так или иначе касаются всего человечества и не могут решаться изолированно одна от другой. Последовательное разрешение предполагает ликвидацию социальных антагонизмов, установление гармоничных отношений между обществом и природой, переход всего общества на коэволюционный путь развития. В силу этого активизация международной деятельности, направленной на выработку общих подходов к охране окружающей среды, на создание и быстрейшее внедрение в практику тестов ее качества, на разработку юридических норм природопользования — сопровождается пересмотром некоторых традиционных экологических теоретических положений и представлений.

Большинство проблем, которые сегодня мы связываем с глобальными проблемами современности, сопровождали человечество на протяжении всей его истории: проблемы экологии, сохранения мира, преодолении нищеты, голода, неграмотности. Но после второй мировой войны, благодаря невиданным масштабам преобразовательной деятельности человека, все эти проблемы превратились в глобальные, выражающие противоречия целостного современного мира и обозначающие с небывалой силой необходимость сотрудничества и единения всех людей Земли.

    Сегодня экологическую ситуацию в мире можно охарактеризовать как близкую к критической. Среди глобальных экологических проблем ( т.е. грозящих самому существованию человеческой цивилизации ) можно выделить такие:

-уничтожение тысяч видов растений и животных, истребление лесного покрова;

-стремительное истощение запаса полезных ископаемых;

-мировой океан перестает быть регулятором природных процессов;

-предельное загрязнение воздуха и воды;

-частично нарушен озоновый слой, защищающий от губительного для всего живого космического излучения;

-загрязнение поверхности и обезображивание природных ландшафтов.

Причины возникновения глобальных проблем следует искать в историческом процессе развития человечества. Еще несколько десятилетий назад мир человека можно было — в весьма упрощенном виде, разумеется, — представить тремя взаимосвязанными, но достаточно устойчивыми элементами: Природа, Человек и Общество. Теперь в человеческую систему властно вошел четвертый и потенциально неуправляемый элемент — основанная на науке Техника. Так что человек уже не в состоянии не только контролировать эти процессы, но даже просто осознавать и оценивать последствия всего происходящего».

История человечества представляет собой сопряженное развитие двух типов отношений определяющих всю жизнедеятельность людей. Первый из них — отношения человека и окружающей его среды (система «человек – природа»): вторая отношения между людьми в обществе, то есть социальные отношения. Именно в рамках системы «человек – природа» осуществляется процесс производства. Осваивая природу, добиваясь своего господства над ней, человек постепенно все больше нарушал ее естественное развитие. Уровень развития производственных сил в конечном итоге определил характер производственных отношений, а они в свою очередь оказали направляющее воздействие на тип отношений общества к окружающей его природной среде.

    На основе вышеизложенного можно вывести следующие пути решения глобальных экологических проблем:

1.Экологизация производства: природосберегающие технологии, обязательная экологическая экспертиза новых проектов, в идеале – создание безотходных технологий замкнутого цикла.

2.Разумное самоограничение в расходовании природных ресурсов, особенно – энергетических источников (нефть, уголь), имеющих для жизни человечества важнейшее значение.

3.Поиск новых, эффективных, безопасных и максимально безвредных для природы источников энергии, включая космическую.

4.Объединения усилий всех стран для спасения природы.

5.Формирование в обществе экологического сознания – понимания людьми природы как другого, как минимум равного им живого существа, над которым нельзя властвовать без ущерба для него и себя.

Важным фактом теории глобальных проблем явилось осознание не только ограниченности природных ресурсов, но и возможной ограниченности бытия человечества. Появление оружия необычайной разрушительной силы следует рассматривать как многозначительный факт, имеющий последствия глобального масштаба. Накопленных на сегодня запасов ядерного оружия достаточно, чтобы уничтожить планету не один раз, а многократно. Абсолютных гарантий того, что самоуничтожения человечества не произойдет ни при каких условиях, не может дать никто. Чтобы предотвратить опасность, необходимо знать и не забывать о ее существовании. Глобальная экология как совокупность идей и практических актов по оптимизации отношения «общество-природа» должна стать предметом осмысления. Надо очертить те пределы развития, при которых можно избежать катастрофы.

Глава III. Противоречия, связанные с формированием новой глобальной (планетарной) цивилизации.

Современные экологические проблемы настоятельно требуют перехода человека от идеи господства над природой к идее «партнерских» отношений с ней. Нужно не только брать у природы, но и отдавать ей (посадки лесов, рыборазведение, организация национальных парков, заповедников)

Существует четыре типа взаимодействия общества с природой:

  • Присваивающий (для первобытного общества)
  • Производящий (С начало аграрная экономика затем индустриальное производство)
  • Подчиняющий (Капиталистический строй)
  • НТР (Вторая половина 50х годов 20го века)

Острота глобальных проблем, связанных с противоречиями между обществом и окружающей средой, обусловлена их связью с безопасностью земной цивилизации. Современная высокоразвитая технологическая цивилизация потеряла способность к саморегенерации, которой обладали более примитивные древние и средневековые общества. Если она рухнет в результате какого-либо катаклизма, то восстановить ее будет практически невозможно. Даже если человечество при этом выживет, оно не сможет вернуться в «век железа», поскольку большинство запасов основных полезных ископаемых уже истощено до такой степени, что для их добычи потребуются сложные технологии, требующие металлоемкого оборудования.

Существует три концепции рассмотрения глобальных проблем:

  1. «Глобальная проблематика» — понимается, что глобальные проблемы экономического, политического и социального характера должны решаться исключительно при помощи системного подхода.
  2. «Пределы роста» — единственным приемлемым решением трудностей глобального масштаба в данном случае является отказ мирового сообщества от традиционного роста, своеобразная «стагнация на выживание».
  3. «Затруднения человечества» — подразумевает, что стремление человечества к росту материального потребления неизбежно приведет к катастрофе и вымиранию, ко всеобщему беспросветному упадку.

Глобализация социальных, культурных, экономических и политических процессов в мире, породила ряд серьезных проблем, одной из которых является экологическая проблема. Сущность экологической проблемы состоит в отчетливо обнаружившемся и углубляющемся противоречии между производительной деятельностью человечества и стабильностью природной среды его обитания. Потребность в новой ценностной переориентации человечества по отношению к природе зазвучала благодаря деятельности «Римского клуба» и других общественных организаций. Римский клуб — международная неправительственная научная организация, объединяющая ученых, политических и общественных деятелей многих стран. Деятельность Римского клуба направлена на выработку тактики и стратегии разрешения глобальных проблем. Римский клуб создан в 1968г. итальянским экономистом А. Печчеи. Как отмечал его основатель А. Печчеи: «Истинная проблема человеческого вида в том, что он оказался неспособным в культурном отношении идти в ногу и приспособится к тем изменениям, которые сам внес в этот мир». Эти изменения являются плодом всей культурно-преобразовательной деятельности. Человечество создало искусственную среду, которая в 10 раз продуктивнее естественной среды. Это один из важнейших факторов, обуславливающий постановку перед человечеством экологической проблемы. В этой связи особую остроту приобретает распространение в окружающей среде производств и продукций, и особенно загрязняющих, вызывающих катаклизмы. Уже в обозримом будущем возможно ожидание потепления и таяния ледников, что послужит причиной для миллионов человек превратиться в экологических беженцев.

Охрана окружающей среды и рациональное использование ее ресурсов в условиях бурного роста промышленного производства стала одной из актуальнейших проблем современности. Результаты воздействия человека на природу необходимо рассматривать не только в свете развития технического прогресса и роста населения, но и в зависимости от социальных условий, в которых они проявляются. Отношение к природной среде является мерой социальных и технических достижений человеческого общества, характеристикой уровня цивилизации.

Рассмотрев сложившуюся ситуацию глобальных проблем человечества можно предположить несколько попыток выхода из «кризиса»:

  1. Необходимо обеспечение всеобщей ядерной безопасной. Решение данной проблемы является ключевой, так как именно оно откроет возможность сохранения и улучшения состояния биосферы как ядра жизненной среды человечества, что, в свою очередь, обеспечит возможность для развивающихся стран преодолеть свою отсталость и форсировано выйти на уровень мировой цивилизации. Для спасения мировой цивилизации и обеспечения условий ее глобального развития необходимо предотвращение термоядерной войны, уничтожение ядерного оружия и общее снижение уровня вооружений в интересах ускоренного развития хозяйства во всех регионах планеты.
  2. Скорейшее систематическое оздоровление окружающей среды. Данный путь решения необходим для того, чтобы человечество смогло функционировать в «нормальных условиях» выполняя все свои функции. Коварность данной проблемы состоит в том, что ухудшение жизненного качества окружающей среды происходит от производственной деятельности человеческого рода, без которой не может быть его цивилизованной жизни.
  3. Цивилизационный прорыв развивающихся стран. Именно он позволит выйти «ущемленным» странам на мировой уровень и обеспечить условия обществу для нормальной жизнедеятельности. На данном этапе необходимо признать равентсво и справедливость экономических интересов всех государств, что откроет дорогу мировому экономическому и социальному прогрессу. Жизненно важно неуклонное перераспределение накопленных богатств и мировых доходов в пользу развивающихся стран. Целесообразно дополнить и автоматизм рыночных сил рациональным межгосударственным регулированием и управлением в интересах всех стран на основе прогрессивного разделения труда в мировом масштабе.
  4. Создание надежной энергетической и продовольственной базы. Проблема ликвидации голода и рационализации пиания народонаселения планеты относится к числу глобальных. Процесс принятия данного решения обусловлен успехами в предшествующих направлениях, а достигнутые результаты обеспечат перспективное решение остальных материальных проблем.

Первая попытка международного объединения стран для решения экологической проблемы состоялась в начале ХХ в. Тогда в ноябре 1913г. в Швейцарии собралось первое международное совещание по вопросам охраны природы с участием представителей 18 крупнейших государств мира. Ныне межгосударственные формы сотрудничества выходят на качественно новый уровень. Заключаются многочисленные международные конвенции по охране окружающей среды, осуществляются самые различные совместные разработки и программы. Активизировалась деятельность общественных организаций по защите окружающей среды –«Гринпис».

Заключение.

Цивилизационное состояние в истории любого народа разных стран наступает тогда, когда под влиянием закономерного роста производительных сил общество начинает накапливать материальное богатство и распределять его таким образом, что обеспечивается расширение социальной свободы преобразовательной деятельности людей. Это состояние развивается и укрепляется и служит гуманистическому прогрессу культуры. Если культура используется в обществе не на благо человеческого рода, то цивилизационное состояние размывается, приходит в упадок.

В объективной реальности мы имеем дело с системой глобальных проблем. Характерной ее особенностью является то, что она обладает чрезвычайной сложностью и многофакторностью. И проявляется это, прежде всего в том, что сущностной основой системы глобальных противоречий являются социальные взаимосвязи, определяемые фундаментальными закономерностями общественного развития. Характерной чертой глобальных проблем современности, является то, что они, возникнув по социальным причинам, ведут к последствиям более чем социальным, затрагивают биологические и физические основы существования человека.

В нашей стране предпринимаются немалые усилия по сохранению окружающей среды, по охране природы. Решение экологических проблем связано самым тесным образом с неустанной борьбой за мир, против создания средств массового разрушения, несущих угрозу и человечеству и природе.

      Глобальные проблемы – вызов человеческому разуму. Уйти от них невозможно. Их можно только преодолеть. Причем преодолеть усилиями каждого человека и каждой страны в жестком сотрудничестве ради великой цели сохранения возможности жить на Земле. Каждый человек должен осознавать, что человечество на грани гибели, и выживем мы или нет заслуга каждого из нас.

Список использованной литературы.

1. Философия: Учебник для вузов  / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2008

2. В.М. Бурень, В.В.Васильков «Природа и дух: Мир философских проблем», СПб.,1995

3. Канке В.А. Философия: Исторический и систематический курс; Учебник для вузов. Изд. 5-е перераб.и доп. – М.: Логос, 2005.

4. Печчеи А. Человеческие качества. – М., 1985.

5. Чумаков А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира: монография. – М. : ТК   Велби, Изд-во Проспект, 2005.

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

глобальных проблем и целей | Учимся отдавать

​Этот набор инструментов поможет молодежи, преподавателям, руководителям групп, семьям и общественным группам исследовать проблему глобальных проблем и подготовиться к действиям.

Содержание:

  • Определения
  • Ключевые вопросы
  • Фон
  • Уроки и занятия
  • Ресурсы в вашем сообществе
  • Проектные идеи и руководство по сервисному обучению
  • Котировки

Мы все связаны в глобальном сообществе, и Цели устойчивого развития Организации Объединенных Наций (ЦУР) призывают нас действовать, чтобы сделать лучшее будущее для всех.

Чтобы добиться успеха в достижении этих целей, все граждане должны знать о проблемах и способах их решения. Знать, что мы являемся частью чего-то большего, может мотивировать.

«Никогда не сомневайтесь в том, что небольшая группа вдумчивых преданных своему делу граждан может изменить мир; на самом деле, это единственное, что когда-либо было». –  Маргарет Мид

Поделитесь этой историей с самого большого урока в мире.

В 2015 году Генеральная Ассамблея ООН отметила принятие 193 странами-членами новых Целей в области устойчивого развития. Лидеры со всего мира собрались и поделились своей приверженностью. 17 целей делятся на три основные категории:

  1. Ликвидация бедности
  2. Бороться с неравенством и несправедливостью
  3. Борьба с изменением климата

Малала представляет самый большой урок в мире из самого большого урока в мире на Vimeo.

Посмотрите следующее трехминутное видео, чтобы ознакомиться с Целями.

Можете ли вы представить себе мир, в котором мы достигнем целей к 2030 году?

Лидеры 193 стран согласились, что нам нужны действия от всех и повсюду, включая все нации и всех людей внутри этих наций. ЦУР служат руководством, списком дел и планом достижения успеха.

Универсальная программа важна для всех стран, потому что бедность и неравенство существуют во всех странах.


См. раздаточный материал ниже для словаря и ключевых вопросов, связанных с глобальными проблемами.

Определения: 

По мере того, как молодые люди приобретают знания и страсть к действиям, они могут искать словарный запас и больше читать о проблемах и потребностях. Вот некоторые из соответствующих словарных слов.

  1. глобальный
  2. универсальный
  3. общее благо
  4. экологичный
  5. нация

Ключевые вопросы для обучения и обслуживания:

Эти ключевые вопросы могут помочь в расследовании или вызвать запросы в других областях, представляющих интерес. Лучший опыт обучения служению следует увлечениям молодежи и местным заботам. Вот несколько примеров вопросов:

  • Что общего у всех нас в стране? В мире?
  • Как мы можем добиться изменений, если привычки сделали вещи такими, какие они есть?
  • Помните о динамике силы. Какие виды силы вы замечаете вокруг себя? Люди ведут себя по-другому рядом с теми, у кого больше или меньше власти?
  • Какие проблемы волнуют вас и затрагивают людей во всем мире? О чем бы вы хотели узнать больше?
  • Какие проблемы вы заметили в своей школе, районе, штате или стране? Какие усилия вы видели, чтобы улучшить проблему?

Поделитесь этими справочными ресурсами, чтобы вдохновлять и информировать молодежь о глобальных проблемах.

  • Узнайте больше о Целях устойчивого развития на этом сайте.
  • Rethinking Zero — это видео о мире, свободном от голода.
  • Amnesty International стремится положить конец нарушениям прав человека во всем мире. Молодежь может просматривать проблемы по странам, узнавать больше о справедливости, которой добился ИИ, и есть много способов принять участие.
  • Ashoka посвящен распознаванию и установлению контактов с социальными предпринимателями. Есть десятки профилей людей, которые делают удивительную работу по всему миру. Это было бы отличным ресурсом для исследовательского проекта по глобальным проблемам.
  • Сделай что-нибудь предоставляет справочную информацию по различным вопросам, интересующим молодежь, а также идеи о том, как принять меры для содействия решению проблем.
  • ePals объединяет молодежь с другими молодыми людьми по всему миру в качестве виртуальных друзей по переписке.
  • УВКБ ООН — Агентство ООН по делам беженцев предоставляет инфографику и статистические данные о беженцах. Ошеломляющие цифры помогут молодежи лучше понять проблемы.
  • ЮНИСЕФ стремится помочь всем детям в мире получить равные шансы на успех. У них есть программы, посвященные здоровью, защите, образованию, гендерному равенству и многому другому. Это отличный ресурс для исследований.

Планы уроков

Learning to Give содержит сотни планов уроков, которые вдохновляют и информируют молодежь о действиях. Найдите в наших связанных планах уроков темы, которые соответствуют вашим интересам и возрасту ваших детей. Сузьте поиск с помощью ключевых слов, таких как беженца, глобальный, международный, или группа, которую вы хотите обслуживать. Вот несколько примеров планов уроков:

  • Культурная компетентность — На этих уроках молодежь исследует, что значит быть культурно компетентной в современном обществе. Они получают представление о богатстве культур в мире и уважении к различным людям. Эти мероприятия, направленные на построение жизни, основанной на щедрости и участии в жизни общества, побуждают молодежь брать на себя личную ответственность за всеобщее благо посредством слов, намерений и действий.
  • Глобальные проблемы. Молодежь читает старую цитату о взаимосвязи всей жизни на планете и признает, что на каждого из нас влияет то, что происходит с другими и с окружающей средой. На этом уроке они исследуют новости на предмет текущих проблем, затрагивающих всех.
  • Иммиграция: восприятие против реальности. На этом уроке учащиеся исследуют мифы об иммиграции и изучают достоверные источники, чтобы найти правду, чтобы поделиться ею с другими на плакате «Разрушитель мифов». Для младших школьников они отмечают различия в нашей школе и местном сообществе как сильные стороны.
  • Прием беженцев посредством обучения служению – студенты изучают, планируют и поддерживают проект обучения служению, который приносит пользу беженцам в их сообществе.
  • Воздействие пожертвований. Учащиеся исследуют первопричины и последствия местных и глобальных проблем с голодом, а также узнают о некоммерческих организациях в сообществе и Целях устойчивого развития. С помощью интервью, исследований и видео они создают визуальное представление фактов и проблем, связанных с голодом. Они организуют мероприятие, такое как ярмарка волонтеров или соревнование, чтобы привлечь внимание к проблеме или предоставить возможности.

Для значимых проектов по обучению служению с долгосрочным эффектом свяжите молодежь с людьми и некоммерческими организациями в местном сообществе, связанными с их областью обслуживания. Это возможность для экскурсий (может быть виртуальных) или для эксперта, чтобы рассказать о проблемах и о том, что уже делается. Молодежь может писать, звонить или брать интервью у экспертов о потребностях и партнерствах.

  • Религиозные организации
  • Продовольственные кладовые
  • Общественные организации
  • Местные организации беженцев и семьи
  • Университеты и колледжи
  • ЮНИСЕФ
  • Международная амнистия
  • Общественные защитники
  • Иммигрантские организации и семьи

Существует четыре типа обслуживания. Представленные ниже идеи сгруппированы по этим типам. Лучший опыт обучения служению следует увлечениям молодежи и местным заботам. Они предназначены для начала разговоров и идей.

Это обзор  Руководство по планированию сервисного обучения описывает каждый шаг процесса и действия, которые необходимо предпринять.

Эта пустая таблица для планирования обучения в служении помогает молодежи подготовиться к тому, кто и что делает для максимального воздействия в служении и обучении


  • Станьте волонтером, чтобы встретиться с детьми-беженцами в местном сообществе — помогите со школой, навыками и заведите друзей.
  • Найдите и напишите международным друзьям по переписке, чтобы узнать из первых рук о глобальных проблемах.

  • Организуйте сбор книг, одежды, предметов личной гигиены, школьных принадлежностей и других предметов первой необходимости для детей, недавно приехавших в страну. Спросите местное агентство об их потребностях.
  • Принять цель устойчивого развития. Организация Объединенных Наций обозначила 17 основных вопросов, которые нам как всему миру необходимо решить в течение 15 лет внимания и действий. Какая цель говорит с вашим сердцем? Узнайте о проблеме, спланируйте действия и вовлеките других.
  • Примерно во время Хэллоуина пригласите молодежь принять участие в акции «Сладость или сладость» для ЮНИСЕФ.

  • Это We the People  видео предлагает молодежи создать видео, в котором рассказывается, что они будут делать для достижения одной из ЦУР, и делиться им с другими. Ссылка
  • Создайте презентацию, объясняющую выбранную цель, ее назначение и действия, которые люди могут предпринять для ее достижения.
  • Проведите вечер общественной информации и пригласите экспертов для информирования соседей о конфликтах с беженцами в мире.
  • Пишите письма политикам, призывая их поддержать политику помощи беженцам.
  • Поощряйте семьи покупать товары у компаний, придерживающихся принципа справедливой торговли и придерживающихся этических норм, которые помогают различным глобальным инициативам. Bread for Life, Global Goods Partners и National Geographic — хорошие места для начала.
  • Проведите симуляцию бедности, чтобы люди могли понять проблемы.

  • Проведите исследование в небольших группах по одной Цели. Ссылка на руководство и другой формат
  • Найдите в своем сообществе партнеров, которые будут работать с молодежью над глобальными проектами. Подключение к ресурсу сообщества делает проект более значимым и эффективным. Они могут предоставить факты и возможности.
  • Исследуйте глобальную бедность и разнообразие способов жизни и питания людей во всем мире.
  • Смотрите документальные фильмы о глобальной бедности, доступе к образованию и правосудию в развивающихся странах и обсуждайте.
  • Узнайте о микрофинансировании и возможности сбора средств и пожертвований для малого бизнеса. Эта система мини-займов помогает людям во всем мире стать более экономически эффективными. KIVA — отличный ресурс для обучения этой практике и тому, как она помогает людям.

Приветствуются все! Справочник по литературе включает вопросы для обсуждения до, во время и после чтения. Школа — это сообщество, где приветствуется разнообразие и приветствуются люди любого происхождения, способностей и внешности. Эта книга представляет собой ритмичный красочный тур по первому школьному дню и всем происходящим мероприятиям.

Мы еще не равны Справочник по литературе содержит вопросы для обсуждения до, во время и после чтения. Выбирайте задания и вопросы для обсуждения, чтобы лучше понять историю гражданских прав и межрасовых отношений, а также то, что это значит в современном мире, в котором они живут.

Справочник по литературе Circles All Around Us содержит вопросы для обсуждения до, во время и после чтения. Выберите задания и вопросы для обсуждения, чтобы изучить силу сообщества и то, что мы можем изменить, когда у нас есть смелость открыться другим.

Путеводитель по литературе We Came to America содержит вопросы для обсуждения до, во время и после чтения. Выберите из мероприятий и вопросов для обсуждения, чтобы отметить различия, узнать об иммиграции и оценить разные способы, которыми люди приезжают в Америку.

Руководство по литературе «Научи нас своему имени» содержит вопросы для обсуждения до, во время и после чтения. Выбирайте задания и вопросы для обсуждения, чтобы дети лучше понимали себя и других. В книге изображен ребенок-мусульманин с труднопроизносимым именем.

Путеводитель по литературе «Поездка в Америку» содержит вопросы для обсуждения до, во время и после чтения. В этой книге рассказывается об истории Америки через призму иммиграции, от самых первых поселенцев-кочевников до закрытия острова Эллис в 1954. Дети узнают о трудностях, с которыми столкнулись эти люди в надежде найти для себя лучшую жизнь. Самое главное, они начинают понимать, что вклад иммигрантов в Соединенные Штаты на протяжении всей истории огромен.


Способы использования цитат с молодежью: Используйте их, чтобы зажечь разговор. Напишите о его значении или проведите исследование человека или темы. Представьте цитату визуально и отобразите в социальных сетях. Скажите, согласны вы или не согласны с цитатой. Перепишите его, чтобы он говорил за вас.

«Борьба — это не просто возможность дышать. Борьба на самом деле заключается в том, чтобы иметь возможность идти по улице с высоко поднятой головой — и чувствовать, что я здесь, или я заслуживаю быть здесь, или я просто [ а] право на определенный уровень достоинства». — Алисия Гарза

«Нельзя отделить мир от свободы, потому что никто не может быть в мире, если у него нет свободы.» ― Малькольм Икс

«Если вы нейтральны в ситуациях несправедливости, вы выбрали сторону угнетателя». ― Десмонд Туту

«Существует распространенная тенденция игнорировать бедных или разрабатывать некоторые рационализации для удачи удачливых.» — Джон Кеннет Гэлбрейт

«Где же, в конце концов, начинаются всеобщие права человека? В маленьких местах рядом с домом… Таковы места, где каждый мужчина, женщина и ребенок ищут равного правосудия, равных возможностей, равного достоинства без дискриминации». — Элеонора Рузвельт

«Большинство вещей, которые стоит сделать в мире, были объявлены невозможными до того, как они были сделаны.» — Л. Брандейс

«Если ты придешь только, чтобы помочь мне, ты можешь вернуться домой. Но если ты считаешь мою борьбу частью твоей борьбы за выживание, тогда, может быть, мы сможем работать вместе.» — женщина-абориген

Место физической активности в Глобальной стратегии ВОЗ по питанию и физической активности

  • Список журналов
  • Int J Behav Nutr Phys Act
  • т.2; 2005 г.
  • PMC1242353

Int J Behav Nutr Phys Act. 2005 г.; 2: 10.

Опубликовано онлайн 2005 августа 24. DOI: 10.1186/1479-5868-2-10

1 и 2

Информация о сообщении. Чтобы уменьшить глобальное бремя неинфекционных заболеваний, Всемирная организация здравоохранения в мае 2004 г. выпустила Глобальную стратегию питания и физической активности. В этом комментарии сообщается о разработке стратегии и ее важности, особенно для работы НПО и исследователи, заинтересованные в повышении глобальной физической активности.

Вдохновившись глобальными усилиями по профилактике неинфекционных заболеваний в 2000 году, Всемирная организация здравоохранения разработала глобальную стратегию по питанию и физической активности. Заинтересованность в физической активности последовала за усилиями, которые привели к первоначальному глобальному «Дню движения за здоровье» в 2002 г. ВОЗ собрала справочную группу для глобальной стратегии, и был проведен региональный процесс консультаций со странами. В основе ответов лежала потребность в большей пропаганде физической активности; партнерства за пределами здравоохранения, включая городское планирование; разработка национальных руководящих принципов деятельности; и мониторинг реализации стратегии.

Процесс консультаций был важным механизмом для подтверждения важности и повышения роли физической активности в рамках глобальной стратегии. Предполагается, что могут потребоваться отдельные стратегии реализации для диеты и физической активности для работы с партнерскими агентствами в разных секторах (например, городское планирование для физической активности, сельское хозяйство для диеты). Международные профессиональные сообщества имеют хорошие возможности для внесения важного вклада в глобальное общественное здравоохранение, отстаивая важность физической активности среди факторов риска; разработка международных показателей физической активности и глобальных последствий бездействия; и разработка глобальной программы исследований и мероприятий.

Отсутствие физической активности признано основным фактором риска неинфекционных заболеваний (НИЗ) и занимает место между вторым и шестым по значимости фактором риска, влияющим на бремя болезней населения в западных странах [1-3]. Растущая глобальная проблема НИЗ означает, что ожирение, неправильное питание и малоподвижный образ жизни становятся все более серьезными проблемами для стран с эпидемиологическим переходом [4].

С точки зрения физической активности интересно поразмыслить о временной связи между накоплением данных и временными задержками разработки политических основ для действий. Первоначальные эпидемиологические исследования в 1950-е и 1960-е годы впервые выявили на популяционном уровне доказательства того, что малоподвижность является фактором риска сердечно-сосудистых заболеваний или смертности от всех причин [5,6]. Эти доказательства продолжали накапливаться, так что к 1987 г. в систематическом обзоре сообщалось о последовательной связи между малоподвижностью и сердечно-сосудистыми заболеваниями [7]. Три года спустя это было подтверждено формальным метаанализом [8]. Этот период и последующие полдюжины лет характеризовались повышенным интересом и поддержкой со стороны исследователей и организаций в области физической активности, что привело к консенсусным заявлениям и отчету главного хирурга США [9].,10]. Постепенно некоторые страны занялись повесткой дня в области физической активности, разработали руководящие принципы и начали определять цели для здоровья, связанные с физической активностью [10-12]. Тем не менее, большинство стран уделяли мало внимания систематическому снижению уровня неактивности.

За последние несколько лет Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) заинтересовалась профилактикой НИЗ как глобальной проблемой здравоохранения, чему способствовали обсуждения ВОЗ и решение сосредоточить внимание на профилактике НИЗ и борьбе с ними в середине 2000 г. [13]. Этот документ призвал страны «разработать основы национальной политики… для создания благоприятных условий для здорового образа жизни… (в основном за счет) нездорового питания, гиподинамии и употребления табака» [13].

Интерес к профилактике НИЗ привел к размышлениям о сопутствующих факторах риска, и в глобальном контексте вопросами, вызывающими озабоченность, стали диета и малоподвижный образ жизни. Увеличение показателей ожирения среди молодежи было признано с 1960-х годов [14] и примерно с 1980-х годов среди взрослых [15], но совершенно неожиданно, с конца 1990-х годов, ожирение стало вызывать все больший интерес со стороны политиков и средств массовой информации. Это еще больше способствовало повышению международного интереса к малоподвижному образу жизни и неправильному питанию примерно к 2000 или 2001 году. Кроме того, после пропаганды и усилий, стимулированных программами Agita в Южной Америке, возник интерес в развивающихся странах [16]. В результате этих усилий и резолюции WHA53.17 Генеральный директор ВОЗ в 2001 г. рекомендовал, чтобы Всемирный день здоровья в 2002 г. был посвящен физической активности, и в начале 2002 г. была запущена инициатива «Движение во имя здоровья» [17]. ].

В этом комментарии сообщается о международной разработке Глобальной стратегии ВОЗ по питанию и физической активности 2004 г. с точки зрения физической активности. Цель состоит в том, чтобы сообщить о разработке стратегии, показать, как физическая активность позиционировалась во время и после разработки стратегии, а также указать на потенциальную важность стратегии для связанной с физической активностью работы международных организаций, профессиональных обществ и исследователей. интерес к малоподвижному образу жизни как глобальной проблеме общественного здравоохранения.

Физическая активность и разработка Глобальной стратегии

На своей 56-й -й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения ВОЗ признала необходимость и приняла решение о разработке глобальной стратегии в области питания и физической активности [18]. Важным фактором влияния стал более ранний отчет № 916 ВОЗ/ФАО [19], в котором указывались риски для здоровья, связанные с ожирением и перееданием, и их вклад в глобальное нездоровье. В отчете № 916 также указывалось на пользу физической активности при сердечно-сосудистых заболеваниях, диабете и профилактике остеопороза, а также упоминался отчет IARC о роли физической активности и контроля веса в профилактике рака [20], которые повлияли на его разработку. Физическая активность была включена в качестве дополнительной идеи, явно вносящей вклад в расход энергии в энергетическом балансе, но не являвшейся первоначальным стимулом для стратегии.

Одним из важных вкладов в развитие физической активности стала организация дня ВОЗ «Движение за здоровье». Это стало результатом местной и общенациональной работы Agita!, общественной программы физической активности и адвокации, которая началась в 1990-х годах в районе Сан-Каэтано в Сан-Паулу [16,17]. Эта инициатива началась в Бразилии, но распространилась на другие части Южной Америки и, наконец, вызвала интерес ВОЗ и к Всемирному дню здоровья в апреле 2002 г. С тех пор под эгидой ВОЗ проводится ежегодная дневная работа «Движение за здоровье». а также соответствующие усилия через неправительственную организацию Agita Mundo в Бразилии [21].

Таким образом, разработка стратегии ВОЗ предусматривала рассмотрение как «диеты, так и физической активности», и в 2002 г. была созвана Экспертная справочная группа. ] имели определенный опыт физической активности.

Процесс разработки стратегии состоял из нескольких этапов. К концу 2002 г. сотрудники ВОЗ и Экспертная справочная группа написали проект стратегии, а затем последовали процессы консультаций с отдельными странами (и в рамках региональных консультаций ВОЗ), частным сектором, НПО и другими агентствами ООН [22,23].

Эти обсуждения и консультации касались диеты и физической активности. Отзывы из большинства регионов отражали примерно одинаковую озабоченность вопросами, связанными с питанием и физической активностью; только один регион сосредоточился исключительно на вопросах, связанных с питанием. Авторы подготовили резюме тем, связанных с физической активностью, вытекающих из региональных дискуссий и консультаций, и в августе 2003 г. представили этот анализ Экспертной справочной группе [24]. Это был качественный обзор региональных и страновых консультаций, общественного веб-форума, отчетов НПО и частного сектора, а также консультаций агентств ООН. В нем описывается, «как мир рассматривал важные вопросы физической активности в 2003 году» с точки зрения глобальной стратегии. Основные темы показаны на рисунке [адаптировано из [24]].

Открыть в отдельном окне

Как мир охарактеризовал наиболее важные вопросы физической активности, имеющие отношение к разработке глобальной стратегии, 2003 #.

В основе всех ответов, полученных в ходе консультаций, лежала необходимость более широко выступать перед правительствами за скоординированное планирование и выделение ресурсов для физической активности. Кроме того, было широко признано, что усилия по обеспечению физической активности всего населения нуждаются в межведомственном сотрудничестве и партнерстве; Усилия по продвижению физической активности требуют серьезной работы с другими эффекторными агентствами, не связанными со здравоохранением, включая департаменты транспорта, городского планирования, образования и спорта, большинство из которых отличаются от тех, которые занимаются пропагандой питания. Это согласуется с предыдущими концепциями ВОЗ, восходящими к Оттавской хартии [25]. Эта межсекторальная работа позволит создать благоприятную для здоровья физическую среду и разработать многоуровневую политику, которая может поддерживать усилия в области физической активности [26]. Одним из следствий этого является то, что если эффекторные стороны программ физической активности отличаются от питания, то стратегическое осуществление и партнерские отношения могут быть разделены, хотя связанные со здоровьем последствия плохого питания и отсутствия физической активности в значительной степени совпадают.

Хотя в некоторых странах существуют рекомендации по физической активности, они, как правило, действуют в развитых странах [10-12]. Масштабы политики в области физической активности документированы еще хуже, и иногда они включены в другие политические документы по профилактике НИЗ или ожирению [27]. ВОЗ считалась ответственной за поддержку разработки руководств, а также за техническую поддержку доказательной базы для вмешательства, особенно в развивающихся странах.

Была подчеркнута важность повышения осведомленности населения, но для этого необходимы последовательные сообщения о физической активности. Рекомендация «полчаса достижимой активности умеренной интенсивности в большинство дней недели» [10] хорошо вписывается в усилия по социальному маркетингу и кампаниям в СМИ. Для некоторых результатов в отношении здоровья, таких как профилактика рака или потеря веса, может потребоваться дополнительная физическая активность или активность с большей интенсивностью, но усложнение сообщений может запутать усилия по повышению осведомленности сообщества.

Наконец, было сочтено важным отслеживать реализацию Стратегии – документирование того, что происходит по странам, регионам и на уровне НПО, обеспечило бы полезную основу для оценки предпринятых действий, имеющих отношение к Глобальной стратегии. Эта оценка процесса должна быть дополнена развитием национальных систем мониторинга для оценки и сравнения эпидемиологических тенденций в поведении, связанном с физической активностью, с течением времени.

Физической активности уделялось особое внимание в ходе некоторых региональных консультаций, особенно в странах Западной части Тихого океана, Европе и Панамериканском регионе ВОЗ. Последний регион, вооруженный уже существующей сетью физической активности (RAFA) [17], сосредоточился на необходимости смены парадигмы, от акцента на спорте к новому акценту на «активном образе жизни» [28].

Запуск Глобальной стратегии и ее последствия

Разработка Глобальной стратегии вызвала большой политический интерес, внимание средств массовой информации и полемику, особенно в отношении питания. Обеспокоенность, выраженная некоторыми правительствами и частным сектором, повлияла на уровень согласия и содержание Стратегии [29]. Изменения, внесенные при подготовке Глобальной стратегии, в основном касались питания, а не физической активности [30]. Питание оказалось более спорным, но некоторые авторы иногда уделяли ему больше внимания как «наиболее важному» фактору риска [30].

Элементы физической активности Глобальной стратегии практически не изменились в результате проведения консультаций и пересмотра. Одна общая ссылка на «индивидуальную ответственность» за физическую активность и здоровье была смягчена в окончательной версии путем формулирования индивидуального выбора в контексте благоприятной для здоровья среды [18]. Глобальная стратегия была одобрена Всемирной ассамблеей здравоохранения ВОЗ в мае 2004 г. [18]. Он предоставил платформу для адвокации и международный «призыв к действию» по снижению факторов риска НИЗ.

После публикации Глобальная стратегия постоянно привлекала внимание средств массовой информации. СМИ, как правило, были чрезмерно сосредоточены на спорах о питании, а иногда даже неправильно описывали это как глобальную «стратегию борьбы с ожирением». Однако иногда коммерческие круги внезапно проявляли интерес к финансированию программ поощрения физической активности, возможно, чтобы отвлечь внимание лиц, принимающих решения, и политиков от «перегретых» дебатов о питании. Таким образом, крупномасштабные партнерские отношения с частным сектором в области физической активности должны быть тщательно и этично рассмотрены, прежде чем спешить с разработкой совместных программ.

Важным механизмом разработки глобальной стратегии стали региональные консультации. Они подтвердили актуальность физической активности в большинстве регионов ВОЗ и сделали упор на физическую активность в рамках общей стратегии. Качественный анализ показал, что региональные консультации сыграли ключевую роль в адвокации, которая помогла вывести программу физической активности с периферии, и, следовательно, ее значимость в итоговом документе была увеличена.

Предполагается, что необходимы отдельные стратегии диеты и физической активности, поскольку существуют разные эффекторные агентства. Политика в области транспорта, спортивных агентств, отдыха и городского планирования является неотъемлемой частью поощрения физической активности, в то время как политика и торговля сельскохозяйственными продуктами питания имеют более важное значение для рациона питания; не происходит автоматического дублирования партнерских отношений с этими разрозненными агентствами для реализации стратегии. Это отличается от «ориентированного на здоровье» подхода, который видит общие черты и интеграцию только в рамках неинфекционных заболеваний или в рамках подходов к профилактике ожирения и борьбе с ним. Их следует использовать, поскольку общая цель Глобальной стратегии заключается в сокращении числа НИЗ. Тем не менее, взаимодействие с агентствами и партнерствами за пределами здравоохранения является ценным подходом к укреплению приверженности разработке программ и обеспечению их ресурсами.

Очевидно, что необходимы более активные действия по постоянному измерению физической активности на уровне населения. Были начаты некоторые усилия по разработке глобальных инструментов для измерения физической активности, в том числе Международного вопросника физической активности (IPAQ), который показал свою надежность и валидность в 12 странах [31]. Другие усилия, в рамках системы эпиднадзора ВОЗ Steps, направлены на тестирование Глобального вопросника физической активности (GPAQ), узкой версии инструмента IPAQ для конкретной области [32].

Принятие глобальной стратегии Ассамблеей ВОЗ представляет собой уникальную возможность в истории международной работы в области физической активности, поскольку разработка общих рамок, политики и программ позволит расширить программные возможности и партнерские отношения на национальном уровне. Однако для выполнения этой работы не было выделено никаких ресурсов, и планы реализации еще предстоит разработать. Усилия по взаимодействию со странами и продвижению этой повестки дня предпринимаются на региональном уровне ВОЗ при поддержке и поддержке со стороны НПО, профессиональных групп и обществ.

Как международное сообщество, ISBNPA обладает большим потенциалом для участия в «общей картине участия в глобальной работе» по сравнению с национальными организациями, представляющими ожирение или науку о физических упражнениях. Проблемы, возникающие при работе с Глобальной стратегией, сильно отличаются от научной академической работы; это участие в Глобальной стратегии является неоплачиваемой работой, требует информационно-пропагандистской работы с правительствами и лицами, принимающими решения, и часто не вознаграждается академическим финансированием или публикациями. Преимущества заключаются в том, что они вносят вклад в реальные усилия по охране здоровья населения и улучшают недооцененный профиль физической активности среди факторов риска. Международное общество поведенческого питания и физической активности (ISBNPA) поддержало разработку Глобальной стратегии посредством официальной переписки с ВОЗ; Сейчас настало уникальное время для таких организаций и их членов внести свой вклад в решение серьезных проблем, связанных с изменением поведения населения во всем мире.

Потенциальная роль таких организаций, как ISBNPA, Американский колледж спортивной медицины, Международная ассоциация по изучению ожирения и других, заключается в нескольких ключевых областях исследований и политики. Во-первых, пропаганда физической активности, чтобы сохранить ее в политической и медицинской повестке дня национальных и региональных правительств, особенно в странах с переходной экономикой, где бремя НИЗ резко возрастет в ближайшие десятилетия [34]. Во-вторых, важно включить физическую активность в повестку дня «всего правительства», включив в нее ряд учреждений, таких как спорт, транспорт и городское планирование, а также частный сектор и НПО [27]. Такие организации, как ISBNPA, могут выступать в роли посредников в исследованиях и политике, укрепляя эти отношения и принимая стандартные внутренние политики, которые являются последовательными и могут применяться в различных контекстах. Наконец, с точки зрения науки, члены ISBNPA могут внести свой вклад в глобальную программу исследований и эпиднадзора [33].

Исследовательские проблемы в международном контексте заслуживают более срочных усилий. Например, разработка международных показателей физической активности остается сложной задачей. Существуют компромиссы между охватом нескольких областей деятельности [по сравнению с одной областью досуга]. Достоверность измерения трудно установить не только в отношении критериальных объективных показателей движения или физической подготовки, но и в различных культурных контекстах и ​​многих различных значениях, которые могут быть применены к одним и тем же вопросам физической активности, о которых сообщают сами люди, в разных странах. Другие исследовательские задачи включают определение глобальных последствий бездействия. Повестка дня исследований глобализации может включать изучение тенденций в профессиональной физической активности, изменений в домашней и городской среде, факторов, способствующих распространению сидячего образа жизни, и отслеживание снижения активных поездок на работу [35]. Программа развития измерений включает в себя создание и использование стандартных показателей процесса и воздействия для оценки реализации глобальной стратегии в различных секторах и группах населения. Наконец, дизайн оценки вокруг глобальной инициативы исключает запланированные группы сравнения. Оценку воздействия на физическую активность в странах с активной политикой и программами, обеспеченными ресурсами, можно сравнить с демографически схожими странами с ограниченным развитием программ. Международные исследовательские задачи здесь огромны и более сложны, чем контролируемые исследования с меньшими выборками в развитых странах. Тематические исследования передовой практики могут быть одним из возможных решений, при условии, что данные из них будут широко распространены. Тем не менее, для тех, кто серьезно относится к подходам общественного здравоохранения к увеличению физической активности, глобальное участие является необходимым компонентом работы, которую нам еще предстоит проделать.

Авторы заявляют, что у них нет конкурирующих интересов.

оба автора были представителями по физической активности в экспертной справочной группе Глобальной стратегии ВОЗ по питанию и физической активности на 2002–2004 гг.; оба внесли свой вклад в концептуализацию и написание этой статьи. Взгляды и мнения, выраженные в данном комментарии, принадлежат исключительно авторам.

  • Всемирная организация здравоохранения. Снижение рисков, содействие здоровому образу жизни Доклад о состоянии здравоохранения в мире, 2002 г. Женева: Всемирная организация здравоохранения; 2002. [Google Академия]
  • Mathers C, Vos T, Stevenson C. Бремя болезней и травм в Австралии, Каталог AIHW PHE 17. Канберра: Австралийский институт здравоохранения и социального обеспечения; 1999. [Google Scholar]
  • Пауэлл К.Е., Блэр С.Н. Бремя малоподвижного образа жизни для общественного здравоохранения: теоретические, но реалистичные оценки. Медицинские спортивные упражнения. 1994; 26:851–6. [PubMed] [Google Scholar]
  • Waxman A. Глобальная стратегия ВОЗ в отношении питания, физической активности и здоровья Реагирование на всемирную эпидемию неинфекционных заболеваний. Scand J Nutrition. 2004; 48: 58–60. дои: 10.1080/11026480410033539. [CrossRef] [Google Scholar]
  • Моррис Дж. Н., Хиди Дж. А. Ишемическая болезнь сердца и физическая активность работы. Ланцет. 1953; 2: 1053–57. doi: 10.1016/S0140-6736(53)90665-5. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
  • Paffenbarger RS, Hale WE. Трудовая деятельность и ишемическая болезнь сердца. Медицинский журнал Новой Англии. 1975; 292: 545–50. [PubMed] [Google Scholar]
  • Пауэлл К.Е., Томпсон П.Д., Касперсен С.Дж., Хендрик Дж. Физическая активность и заболеваемость ишемической болезнью сердца. Ежегодный обзор общественного здравоохранения. 1987;8:253–87. doi: 10.1146/annurev.pu.08.050187.001345. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
  • Berlin J, Colditz G. Метаанализ физической активности в профилактике ишемической болезни сердца. Американский журнал эпидемиологии. 1990; 132: 612–628. [PubMed] [Google Scholar]
  • Pate R, Pratt M, et al. Физическая активность и общественное здоровье: рекомендации Центров по контролю и профилактике заболеваний и Американского колледжа спортивной медицины. ДЖАМА. 1995; 273:402–407. doi: 10.1001/jama.273.5.402. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
  • Министерство здравоохранения и социальных служб США. Физическая активность и здоровье: отчет главного хирурга. Атланта, Джорджия: Министерство здравоохранения и социальных служб США, Центры по контролю и профилактике заболеваний, Национальный центр по профилактике хронических заболеваний и укреплению здоровья; 1996. Серийный номер 017-023-00196-5. [Google Scholar]
  • Национальные рекомендации по физической активности для австралийцев. DHAC: Канберра; 1999. Департамент здравоохранения и ухода за престарелыми (DHAC) Содружества [Google Scholar]
  • Министерство здравоохранения Канады и Канадское общество физиологии упражнений. Канадское руководство по физической активности для здорового активного образа жизни. 1998. http://www.paguide.com Кат. № х49-429/1998-1Э.
  • WHA53.17 . Пятьдесят третья сессия Всемирной ассамблеи здравоохранения. Профилактика и борьба с неинфекционными заболеваниями. Всемирная организация здравоохранения, Женева; 2000. [Google Scholar]
  • Wang Y, Monteiro C, Popkin BM. Тенденции ожирения и недостаточного веса у детей старшего возраста и подростков в США, Бразилии, Китае и России. Am J Clin Nutr. 2002;75:971–7. [PubMed] [Google Scholar]
  • Flegal KM, Carroll MD, Ogden CL, Johnson CL. Распространенность и тенденции ожирения среди взрослого населения США, 1999–2000 гг. ДЖАМА. 2002; 288:1723–7. дои: 10.1001/jama.288.14.1723. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
  • Мацудо В. , Мацудо С. Продвижение физической активности в развивающейся стране: опыт Агиты Сан-Паулу. Питание общественного здравоохранения. 2001; 5:1–10. [PubMed] [Google Scholar]
  • Мацудо С., Мацудо В. и др. Программа Агита Сан-Паулу как модель использования физической активности для укрепления здоровья. Revista Panamericana de Salud Publica. 2003; 14: 265–272. [PubMed] [Академия Google]
  • Всемирная ассамблея здравоохранения 57.17 . Глобальная стратегия по питанию и физической активности. Женева: Всемирная организация здравоохранения; 2004. [Google Scholar]
  • ВОЗ/ФАО Диета, питание и профилактика хронических заболеваний. Отчет о совместной консультации экспертов ВОЗ/ФАО. Серия технических докладов ВОЗ № 916 Всемирная организация здравоохранения/Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций. 2002. http://www.fao.org/documents/show_cdr.asp?url_file=/DOCREP/005/AC911E/AC911E00.HTM, по состоянию на ноябрь 2004 г.
  • Vanio H, Bianchini F. Справочники IARC по профилактике рака. Том 6: контроль веса и физическая активность. Лион, Франция: IARC Press; 2002. [Google Scholar]
  • День здоровья. Всемирная организация здравоохранения. Всемирная организация здравоохранения, Женева ВОЗ; 2002. http://www.who.int/archives/world-health-day/eng.shtml, по состоянию на ноябрь 2004 г. [Google Scholar]
  • Waxman A. Prevention of Chronic Diseases: Глобальная стратегия ВОЗ в отношении питания, физической активности и здоровье. Еда Нутр Бык. 2003; 24: 281–4. [PubMed] [Академия Google]
  • Ваксман А., Норум К.Р. Для чего нужна глобальная стратегия в отношении диеты и физической активности? Глобальное бремя неинфекционных заболеваний. Питание общественного здравоохранения. 2004; 7: 381–383. doi: 10.1079/PHN2004623. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
  • Bauman A, Craig CL. неопубликованное представление экспертной справочной группе, стратегия ВОЗ в области питания и физической активности, сентябрь 2003 г. примечание к файлу ВОЗ, сентябрь 2003 г.
  • Оттавская хартия укрепления здоровья. Всемирная организация здравоохранения. Женева; 1986. [Google Академия]
  • Бауман А., Беллью Б. Экологические и политические подходы к поощрению физической активности. В «Здоровье в Содружестве – совместное использование решений 1999/2000». Секретариат Содружества, Лондон. 1999. С. 38–41.
  • Булл ФК, Беллью Б., Шоппе С., Бауман А.Е. Изменения в национальной политике в области физической активности: международный обзор и рекомендации по улучшению практики. J Sci Med Sport. 2004; 7: 93–104. [PubMed] [Google Scholar]
  • Jacoby E, Bull F, et al. «Быстрые изменения в образе жизни делают повышение физической активности приоритетом для Америки». Revista Panamericana de Salud Publica. 2003; 14: 226–228. [PubMed] [Академия Google]
  • Кэннон Г. Почему администрация Буша и мировая сахарная промышленность полны решимости разрушить Стратегию ВОЗ 2004 года в отношении диеты, физической активности и здоровья. Питание общественного здравоохранения. 2004; 7: 369–380. doi: 10. 1079/PHN2004625. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
  • Данзон М. ВОЗ – Диета и физическая активность: дебаты общественного здравоохранения. Европа J Общественное здравоохранение. 2004; 14:336. doi: 10.1093/eurpub/14.3.336. [CrossRef] [Google Scholar]
  • Craig CL, Marshall AL, Sjostrom M, Bauman AE, Booth ML, Ainsworth BE, Pratt M, Ekelund U, Yngve A, Sallis JF, Oja P, et al. Международный вопросник физической активности (IPAQ): всестороннее исследование надежности и достоверности в двенадцати странах. Медицинские спортивные упражнения. 2003; 35: 1381–9.5. [PubMed] [Google Scholar]
  • Шаги протокола ВОЗ – эпиднадзор за неинфекционными заболеваниями. Расширенные страницы инструментов 9–10 Вопросы физической активности GPAQ. ВОЗ Женева; 2004. http://www.who.int/ncd_surveillance/en/stepsinstrumentcore_exp_v1.4.pdf [Google Scholar]
  • Yach D, Hawkes C, Gould CL, Hofman KJ. Глобальное бремя хронических заболеваний. Преодоление препятствий для предотвращения и контроля.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>