Глобальные проблемы | Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по обществознанию (11 класс):
ТЕМА: «ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ»
1. Понятие «Глобальные проблемы» (от лат. globus terrae — земной шар, сам термин появился в конце 1960-х гг.) — совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине XX века и от решения которых зависит дальнейшее существование цивилизации.
Во второй половине 1960-х гг. римским клубом (международной неправительственной организацией, объединившей экономистов, экологов, демографов, философов и других ученых разных стран) было дано научное обоснование уязвимости человечества и человека как биологического вида и конкретизировано понятие «глобальная проблема».
2. Признаки глобальных проблем (общие черты):
- Масштаб проявления (масштабность): они выходят за рамки отельного государства и даже региона планеты, затрагивают все человечество.
- Острота проявления (острота): от их решения зависит дальнейшая судьба цивилизации, необходимость решать их как можно скорее.
- Проявляются как объективный фактор развития общества.
- Настоятельно требуют решения.
- Предполагают международное сотрудничество различных стран (невозможно решить в одной отдельно взятой стране).
- Комплексный характер, то есть все проблемы тесно взаимосвязаны, взаимодействуют друг на друга, одна проблема тянет за собой ряд других.
3. Причины возникновения глобальных проблем
- Целостность современного мира, всемирная общность людей, которая проявляется в тесных связях стран в различных сферах общества. Отсюда и появление проблем, так как всегда есть несогласие по каким-то вопросам, стремление занять первенство в чём-либо, диктовать условия другим.
- Возросшая экономическая мощь человечества, развитие технологий, что, к сожалению, имеет и отрицательную сторону: нерациональное использование открытий человеческого разума, негативное влияние на природу. Человечество созидает и разрушает одновременно.
- Неравномерность развития стран, которая приводит к конфликтам между ними (между развитыми и развивающимися странами)
- Превращение противоречий, конфликтов, проблем из локальных в общемировые.
4. Типы глобальных проблем
1. Проблемы между государствами (политические)
- Угроза третьей мировой войны (угроза термоядерной войны, создание благоприятных условий для развития стран и народов)
- Угроза локальных войн, которые могут перерасти в мировые.
- Проблема «Север-Юг», то есть разрыв в уровне экономического развития между развитыми и развивающимися странами (преодоление экономической отсталости развивающихся стран, установление нового международного порядка)
- Проблема международного терроризма.
2. Проблемы взаимодействия человечества и природы (экологические и экономические)
- Экологическая проблема (загрязнение окружающей среды: воздушного и водного бассейнов Земли, разрушение экологической среды, мутации организмов, сокращение видового многообразия, изменения климата: общее потепление, неустойчивость погоды, таяние ледников, повышение уровня Мирового океана, затопление огромных территорий и плодородных земель) / необходимо бережное отношение к природе.
- Сырьевая проблема (обеспечение человечества сырьём, необходимым для развития экономики): истощение ресурсов, животного и растительного мира.
- Продовольственная проблема (обеспечение продовольствием, борьба с голодом)
- Рациональное использование Мирового океана и космоса.
- Негативные последствия НТР, непредсказуемость их внедрения на жизнь общества и природы.
3. Проблемы взаимоотношений людей в обществе
- Демографическая проблема, то есть народонаселения (быстрые темпы рождаемости на востоке и депопуляция и старение населения на западе)
- Проблема сохранения и укрепления здоровья людей (борьба с наркоманией, СПИДом, эпидемиями, профилактическая работа)
- Проблема образования (соответствие его требованиям времени, борьба с неграмотностью в развивающихся странах)
- Проблема культурного роста (сохранение исторических памятников культурного наследия мира — деятельность ЮНЕСКО; деградация «массовой культуры», размывание нравственных ценностей, уход в мир иллюзий)
5. Основные направления разрешения глобальных проблем:
- Формирование нового планетарного сознания, чтобы каждый человек осознавал себя не только гражданином своей страны, но и всего мира, был неравнодушен к проблемам человечества. Воспитание человека на принципах гуманизма.
- Широкое информирование людей о глобальных проблемах.
- Всеобъемлющее изучение причин и противоречий, условий, приводящих к возникновению и обострению проблем, стремление избежать их.
- Наблюдение и контроль за глобальными процессами на планете. Получение объективной информации от каждой страны и международных исследований необходимо для прогнозирования и принятия решений.
- Четкая международная система прогнозирования.
- Развитие новых технологий (ресурсосберегающих, использующих вторсырье, природные источники энергии).
- Вывод международного сотрудничества на новый качественный уровень. Концентрация усилий всех стран по решению глобальных проблем. Необходимо сотрудничество в создании новейших экологических технологий, общего мирового центра по изучению глобальных проблем, единого фонда средств и ресурсов, обмена информацией.
6. Пути решения некоторых глобальных проблем
1.Предотвращение новой мировой войны
- Создание международной организации (ООН), цель которой — сотрудничество стран в деле предотвращения конфликтов между странами.
- Оказание конфликтующим странам помощи в мирном урегулировании проблем.
- Подписание международных договоров о сокращении вооружения, прекращении ядерных испытаний.
- Установление жёсткого международного контроля за ядерным и химическим оружием.
- Широкое привлечение к решению проблемы общественных организаций.
Термины:
Пацифизм — антивоенное миротворческое движение, выступающее против любых войн, какие бы цели они ни преследовали.
Пагуошское движение учёных, выступающих за мир, разоружение, международную безопасность. Зародилось в 1955 году (А.Энштейн, Ф.Жолио-Кюри, Б. Рассел и др.).
Международное студенческое и молодёжное Пагуошское движение началось в 1987г.
В 1995 г. Пагуошское движение стало лауреатом Нобелевской премии мира за многолетние усилия по запрещению ядерного оружия.
2.Экологическая проблема
- Оптимизация использования природных ресурсов в производстве.
- Охрана природы, создание охраняемых территорий — заповедников.
- Достижение экологической безопасности для жизни человечества.
- Внедрение безотходных производств, переработка вторсырья, обязательное наличие очистных сооружений.
- В 1982 г. ООН приняла Всемирную хартию охраны природы и создала специальную комиссию по вопросам охраны окружающей среды.
- Деятельность неправительственных организаций «Гринпис», Римский клуб.
- В РФ принят закон «Об охране окружающей среды»
Термины:
Террацид – процесс постепенного уничтожения планеты Земля человеком.
3. Демографическая проблема
- Сбор, обработка и сохранение демографической информации по линии ООН.
- Разработка рекомендаций государствам по проведению демографической политики.
- Исследование демографических проблем (анализ взаимодействия демографических, экономических, социальных процессов).
- Проведение международных конференций по проблеме народонаселения на международном уровне.
4. Проблема «Север — Юг»
- Создание и осуществление программ международной помощи отстающим странам: безвозмездная экономическая и финансовая помощь, строительство больниц, школ, промышленных предприятий.
- Для решения топливно-сырьевой проблемы в развивающихся странах – широкое использование в них нетрадиционных источников энергии и тепла (ветровой, приливной, солнечной и др.), развитие в них атомной энергетики.
- Для решения продовольственной проблемы помогать эффективнее использовать, наряду с экстенсивной экономикой, интенсивную, то есть увеличивать сельскохозяйственную продукцию за счёт химизации, механизации, автоматизации производства, использования высокоурожайных, болезнеустойчивых сортов растений и пород животных.
5. Проблема использования ресурсов мирового океана
- Охрана вод мирового океана от загрязнения.
- Запрещение военных испытаний и захоронения ядерных отходов в водах мирового океана.
- Создание мировой структуры морского хозяйства, то есть выделение специальных зон для ловли рыбы, нефтедобычи, а также рекреационных зон, то есть неиспользуемых.
- Совершенствование структуры портовых и промышленных комплексов по переработке морской продукции.
6.Проблема мирного освоения космоса
- Сотрудничество стран в освоении космоса.
- Неиспользование космоса в военных целях, а только в мирных.
7.Проблема международного терроризма
- Повышение контроля за деятельностью зарубежных организаций, с целью максимального снижения возможности экспорта терроризма в страны.
- Активизирование превентивной, то есть предупредительной деятельности, устранение предпосылок возникновения террористических организаций, нейтрализация существующих.
- Осуществление мер, способных снизить напряжённость в странах: проведение активной молодёжной политики, сокращение безработицы, решение социально-экономических проблем.
- Стабилизация политической обстановки, укрепление демократических принципов в общественно-политической жизни
- Создание благоприятных условий для развития различных этносов с целью предотвращения конфликтов на религиозной и национальной почве.
Терроризм – это публично совершаемые общественно опасные действия или угрозы таковых, направленные на устрашение населения или отдельных социальных групп, в целях воздействия на принятие какого-либо решения или отказ от него в интересах террористов.
Террор (от лат. «страх, ужас») — это насильственные действия, направленные на подавление противников, которые осуществляются средствами запугивания, террористических актов, убийства лидеров или мирного населения.
Цель террора — достижение политических, экономических, социальных изменений в государстве, подрыв международного порядка.
Существует несколько видов терроризма, поэтому и пути решения проблемы в каждом отдельном случае — свои.
Виды терроризма
- Политический: цель – оказать влияние на политических лидеров и их решения, заставить страну или мировое сообщество выполнить их политические требования.
- Националистический (национальный, этнический, сепаратистский), цель которого — решить национальные вопросы.
- Религиозный — характеризуется попытками вооружённых группировок вести борьбу за распространение своей религии.
- Экологический — характеризуется тем, что террористы насильственными методами выступают против прогресса вообще за сохранение чистоты природы.
*Приведите примеры взаимодействия глобальных проблем.
примеры ответов:
- Экологическая проблема тесно связана с проблемой сохранения здоровья людей, с истощением природных богатств (то есть с сырьевой проблемой).
- Демографическая проблема связана с проблемой «Север-Юг», так как осложняются отношения между странами; она же связана с проблемой терроризма. Ради спасения семьи, не находя работы, люди могут вступить в террористические организации; такая же причина и участия людей в перевозке наркотиков, то есть связь с проблемой сохранения здоровья людей.
- Угроза третьей мировой войны связана практически со всеми проблемами: и экологической, и сохранения здоровья, и с проблемой защиты Мирового океана, и с освоением космоса.
*Определение:
Глобальные проблемы — это совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине XX века и от решения которых зависит существование цивилизации.
Два предложения:
1) Решение глобальных проблем человечества возможно только при участии всего мирового сообщества.
2) Одной из глобальных проблем является проблема мира и разоружения, предотвращения новой мировой войны.
*Назовите любые три глобальные проблемы современности и приведите к каждой конкретный пример.
- Экологическая проблема. Пример: вырубка лесов — «легких планеты», например тропических лесов в долине реки Амазонки.
- Демографическая. Пример: быстрый рост рождаемости в современном мире с 1,5 млрд человек в начале ХХ века, до 6,5 млрд в начале XXI века. Осенью 2011 года был зафиксирован семимиллиардный житель планеты. Население земли увеличивается в геометрической прогрессии и по самым скромным подсчётам достигнет к 2050 году 10 млрд жителей.
- Угроза возникновения третьей мировой войны. Пример: если в начале 1950-х годов ХХ века только две страны в мире обладали ядерным оружием, то к началу XXI века их уже около десятка. Причем часть из них находится в состоянии «холодной войны» друг с другом, например Индия и Пакистан.
*Проиллюстрируйте тремя примерами взаимосвязь проблем, относящихся к увеличению разрыва между развитыми странами и странами «третьего мира», с проблемой предотвращения новой мировой войны.
В качестве примеров, иллюстрирующих взаимосвязь проблем, относящихся к увеличению разрыва между развитыми странами и странами «третьего мира», с проблемой предотвращения новой мировой войны, могут быть приведены:
- Значительное количество локальных вооруженных конфликтов приходится на страны «третьего мира», некоторые из которых располагают ядерным оружием (например, индо-пакистанский конфликт).
- Из-за обострения проблемы обеспечения сырьем и энергоресурсами наиболее развитые страны мира провоцируют, а иногда и сами участвуют в войнах за контроль над источниками сырья (например, война в Персидском заливе или американо-иракская война).
- Бедность отдельных регионов планеты способствует распространению в них наиболее радикальных, воинственных идеологий, приверженцы которых борются против развитых стран (например, исламские террористические организации) и др.
*При характеристике глобальных проблем современности приходится слышать мнение о том, что человечество идет к своему концу, у людей нет сил спасти самих себя, провозглашается обречённость мирового сообщества. Назовите три важнейших признака глобальных проблем. Согласны ли вы с приведённым мнением? Свою позицию аргументируйте.
Само понятие «глобальные проблемы» предполагает, что им присущи следующие важнейшие признаки:
- Они порождены деятельностью не одной страны или группы стран, а человечеством в целом.
- Они угрожают существованию всего человечества, основам жизни на Земле.
- Они решаемы лишь при условии объединения усилий всего мирового сообщества.
Мнение:
Происходящая в современных условиях информационная революция создаёт реальные технико-технологические основы для решения глобальных проблем. Всё большее распространение получает экономика, построенная на сочетании рыночных механизмов и государственного регулирования стихийных экономических процессов, позволяющая осуществлять эффективную социальную защиту населения, преодолевать конфликт между эффективностью производства и социальными интересами людей.
Аргументы:
Постепенно утверждается в умах политиков и становится реальностью идея ненасилия, решения возникающих проблем не силой, а переговорами, поиском компромиссов. Уходит в прошлое непримиримое идейное противостояние, выливавшееся в психологическую войну. Основы для терпимости и взаимного сотрудничества в рамках мирового сообщества постепенно укрепляются, что создаёт условия совместных действий по решению глобальных проблем.
Глобальные проблемы современности
Глобальные проблемы современностиОбществознание 7 класс
Глобальные проблемы – это совокупность проблем, возникших во второй половине 20 века, влекущих за собой угрозу выживания на планете Земля.
Признаки глобальной проблемы человечества:
А) Затрагивает интересы всего человечества
Б) требует коллективных усилий для решения
В) угрожает гибелью человечества.
Классификация глобальных проблем:
1. Интерсоциальные проблемы – связанные с прогрессом общества
2. Проблемы возникающие из взаимоотношения природы и общества – связаны с обеспечением человека необходимыми ресурсами
3. Проблемы возникающие в системе отношений человека и общества – отрицательные последствия НТР.
К основным глобальным проблемам современности относятся:
· Экологический кризис (проблема сохранения окружающей среды)
· Проблема ограниченности природных ресурсов (уменьшение запасов сырья и продовольствия)
· Демографический кризис (перенаселение планеты)
· Проблема Север-Юг (бедность некоторых стран)
· Проблема войны и мира (оружие массового поражения)
· Неизлечимые болезни
· Наркозависимость
· Проблемы освоение мирового океана
· Проблемы освоения космоса
ПРИЧИНЫ глобальных проблем:
1. Деятельность человека
2. Разрушительные силы природы
3. Низкий уровень общественной организации
4. Отсутствие экологического мышления
5. Локальные и мировые конфликты и противоречия
Пути решения глобальных проблем:
· Всеобщие усилия в поиске причин возникновения глобальных проблем и их решений
· Переход на экологически-чистое производство
· Сортировка и утилизация бытовых отходов
· Прогнозирование в сфере возникновения глобальных проблем
«Что важнее — жизни немногих или благосостояние многих?»: обществознание и коронавирус
Наш блогер, учитель и создатель канала «Обществознание без цензуры» Артём Русакович, продолжает разбирать темы из обществознания на примере пандемии. Сегодня он рассказывает, как коронавирус подтолкнул общество к постиндустриальному миру и почему правительство жертвует благополучием одних ради здоровья других.
Полезная рассылка «Мела» два раза в неделю: во вторник и пятницу
Продолжаю изучать эпидемию коронавируса в контексте нашего любимого предмета. Напомню: я решил, что будет полезно пробежаться вкратце по разным темам из курса обществознания и посмотреть, как они связаны с происходящими в мире событиями. Вот ссылки на первый и второй пост из этой серии. Ну а сегодня расскажу об оставшихся темах блока «Человек и общество».
«1.15 Мораль» и «1.16 Понятие общественного прогресса»
Напомню, что мораль (нравственность, этика) — это система правил и ценностей, в которых отражены представления людей о добре и зле. Многим кажется, что нет ничего проще и понятнее морали. Ведь у людей примерно одинаковые представления о хорошем и плохом. Скажем, все мы знаем, что врать или воровать — это плохо, а помогать другим — это хорошо. То есть на первый взгляд очень легко определить, какие именно вещи в определённой ситуации будут моральными (этичными).
Однако эпидемия поставила перед людьми (и особенно — перед руководителями стран) ряд сложных моральных проблем. Главный вопрос, если сформулировать его совсем просто и примитивно: что важнее — жизни немногих или благосостояние многих.
Дело в том, что из-за карантина, который призван остановить распространение коронавируса, остановились целые отрасли экономики, упало производство, увеличилась безработица и снизились доходы множества людей по всему миру. И поэтому многие говорят, что лучше обойтись без всех этих мер: мол, от коронавируса гибнут, в основном, старики, которые и так скоро умрут, так, может, лучше пожертвовать ими, чем ставить под угрозу благосостояние миллионов других людей (многие из которых, возможно, обнищают настолько, что вообще умрут голодной смертью).
Это сложный вопрос, и здесь нет однозначного ответа. Однако большинство правительств всё же выбирают стратегию снижения смертности и рискуют благосостоянием многих, чтобы спасти жизни немногих.
Здесь проявляется определённый гуманизм нашей эпохи и возросшая ценность человеческой жизни
А ценность человеческой жизни — это, кстати говоря, один из критериев общественного прогресса. Люди за последние сто-двести лет стали жить лучше и свободнее и сейчас гораздо больше ценят как свою собственную жизнь, так и жизнь окружающих. Именно поэтому в большинстве стран руководство делает тот выбор, о котором я сказал выше: стараются спасти максимально возможное количество людей.
«1.17 Многовариантность общественного развития (типы обществ)»
Как известно, мы живём в постиндустриальном (информационном) обществе. Однако многие привычки и правила, существующие в нашем обществе, сформированы ещё в индустриальную эпоху: большинство людей работает в будние дни по определённому расписанию, утром едет на работу в центр города, а вечером — обратно домой. Так люди работали на заводах в индустриальном обществе. Но примерно так же они продолжают работать и сегодня, хотя работникам зачастую уже не нужно собираться вместе и синхронно выполнять работу.
Парадоксально, но эпидемия подтолкнула людей ещё больше в сторону постиндустриального мира: многие люди перестали работать в режиме индустриального общества с чётким расписанием и перешли на свободный график и удалённую работу с использованием интернета.
Кроме того, сегодня мы ещё более отчётливо увидели, что основным продуктом производства стали услуги, причём в основном информационные. Огромное количество людей (возможно, даже больше половины населения) — программисты, журналисты, дизайнеры, юристы, бухгалтеры, преподаватели, психотерапевты, переводчики и даже музыканты — смогли перевести свою работу в дистанционный режим.
«В ближайшие месяцы мы можем увидеть западный мир, жители которого не выходят без специальной надобности из дома, — писал по этому поводу журналист Кирилл Мартынов ещё в начале марта 2020 г. — Это будет новый опыт городской культуры Запада, когда интенсивные социальные контакты сохраняются, но проходят без личных встреч. Благо всю необходимую телеком-инфраструктуру мы для этого отстроили: в каждом доме в крупных городах есть высокоскоростное интернет-соединение. Например, работать из дома станет совершенно обыденной и массовой практикой.
Часто сейчас в конечном счете люди едут на работу просто для того, чтобы настроиться на офисный лад и не прокрастинировать
Никакой функциональной необходимости нет. Если подобный сценарий реализуется, коронавирус похоронит индустриальный мир, каким мы его знали. Большая часть массовых ежедневных собраний граждан станет ненужной архаикой»
Ссылки по теме:
«Коронавирус похоронит индустриальный мир»
«1.18 Угрозы XXI в. (глобальные проблемы)»
Напомню, что глобализация — это объединение государств и народов в разных сферах деятельности, а глобальные проблемы современности — это проблемы, которые касаются всего человечества и могут быть решены только совместными усилиями разных стран. Собственно, эти проблемы и появились благодаря глобализации во второй половине XX в.
Удивительно, но в курсе обществознания угрозу глобальной эпидемии (или угрозу пандемии) редко называют в числе главных глобальных проблем. Не припомню таких вопросов в ЕГЭ прошлых лет, да и в справочнике для подготовки к ЕГЭ за авторством Баранова такая глобальная проблема не прописана.
Предполагаю, что её добавят в ближайшие годы во все учебники и справочники. Ну а так мы можем наблюдать, как именно глобализация сделала возможной нынешнюю эпидемию: прозрачные границы (особенно в странах Евросоюза) и активное перемещение людей между странами привело к стремительному распространению болезни почти по всему земному шару. Да, в прошлом тоже случались масштабные эпидемии, но никогда ещё эпидемия так стремительно не охватывала весь земной шар: вирусу потребовалось всего несколько месяцев, чтобы проникнуть во все уголки планеты. Первые случаи коронавируса обнаружили в Китае в конце декабря 2019 г., а во второй половине январе 2020 г., т. е. всего через месяц, заболевание зафиксировали в США, Канаде, Австралии, Германии, Италии и России.
Возможно, если бы уровень глобализации был не столь высоким и по миру перемещалось меньше людей, тогда и пандемии бы не случилось, а болезнь затронула только жителей нескольких китайских провинций.
Так что если вам нужно будет назвать какое-то негативное последствие глобализации, то эпидемия коронавируса — наиболее яркий пример.
Ссылки по теме:
«Коронавирус. Хроника распространения»
Продолжение следует
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Иллюстрация: Shutterstock (GoodStudio)
Памятка по теме «Глобальные проблемы»
Учебно-методический материал
по обществознанию в 10 классе
автор-составитель: Петров Игорь Андреевич
Памятка по теме «Глобальные проблемы»
Глобализация – процесс всемирной интеграции
Глобальные проблемы – совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине 20 века и от решения которых зависит существование цивилизации
Данные проблемы, которые существовали прежде как локальные и региональные, приобрели в современную эпоху планетарный характер. Таким образом, время возникновения глобальных проблем совпадает с достижением индустриальной цивилизацией апогея в своем развитии. Это произошло, примерно, в середине XX в.
Вместе с тем существует разница между проблемами действительно глобальными и всеобщими. Нерешенность глобальных проблем ведет человечество к неминуемой гибели, а всеобщие проблемы — это те, которые носят повсеместный характер и могут перерасти в глобальные. К числу всеобщих можно отнести проблемы здравоохранения, образования, социальной защиты и т.д. Например, больше всего в мире умирает сегодня людей не от рук террористов и не от СПИДа и наркомании, а от сердечно-сосудистых заболеваний.
Основные черты
Затрагивают жизнедеятельность всего человечества
Настоятельно требуют решения
Предполагают международное сотрудничество различных стран
От их решения зависит дальнейшая судьба человечества
Список глобальных проблем
предотвращение термоядерной войны и обеспечение мира для всех народов, недопущение несанкционированного мировым сообществом распространения ядерных технологий, радиоактивного загрязнения окружающей среды;
регулирование стремительного роста населения;
предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды и снижения биоразнообразия;
обеспечение человечества ресурсами;
преодоление разрыва в развитии между богатыми и бедными странами, устранение нищеты, голода и неграмотности;
озоновые дыры;
проблема онкологических, сердечнососудистых заболеваний и СПИДа.
Планетарное сознание формируется лишь в условиях становления целостного глобального мира, хотя, разумеется, его архаичные формы существовали со времен зарождения общественного сознания как такового.
Каковы же наиболее существенные черты планетарного сознания?
Во-первых, доминантой планетарного сознания является приоритет общечеловеческих ценностей над более частными (региональными, национальными, классовыми
Во-вторых (и это вытекает из сказанного), планетарное сознание вызывает существенную коррекцию в общественном сознании отдельных народов и стран, а также в индивидуальном сознании. Космополитическая ментальность, ощущение себя гражданином мира, ранее нередко подвергавшиеся осмеянию и даже остракизму, сегодня превращаются в органический элемент политической культуры.
В-третьих, планетарное сознание характеризуется высшей степенью научности, что связано с невозможностью решения глобальных проблем просто при помощи «здравого смысла», в обход новейших достижений естественных, технических, гуманитарных и философских наук.
Презентация по обществознанию «Глобальные проблемы человечества»
1. Понятие глобальных проблем.
2. Критерии и характеристики глобальных проблем.
3. Классификация глобальных проблем человечества.
4. Причины возникновения глобальных проблем.
5. Демографическая проблема человечества.
6. Международный терроризм.
7. Экологическая проблема.
8. Пути преодоления глобальных проблем.
Понятие глобальных проблем
«Глобальный» — от лат. globus – шар
( globus terrae – земной шар)
Под глобальными проблемами философия понимает общепланетарные противоречия трудности развития, которые в силу своей остроты и масштабности ставят под вопрос дальнейшее существование человечества.
XXI век будет гуманитарным либо его не будет совсем!
Характеристики ГПЧ
Могут быть решены
только всеобщими
усилиями
Угрожает существованию
человека в будущем
Затрагивает интересы
всего человечества
в целом
Требует неотложных
действий от правительств,
организаций,
отдельных людей
Классификация глобальных проблем.
- Проблема мировой войны
- Проблема «Север — Юг»
- Международный терроризм
- Использование космоса
в мирных целях
- Проблема военных конфликтов
Проблемы,
вытекающие
из отношений между
государствами
- Проблема исчерпания ресурсов
- Проблема загрязнения и последующей
деградации природной среды
- Оскудение видового разнообразия
Проблемы,
связанные со
взаимоотношениями
между обществом
и природой
Проблемы
системы отношений
между человеком
и обществом
- Демографическая
- Здравоохранения
- Образования и культуры
- Использования достижений НТР и
вторжения в мировое информационно-
электронное пространство
Причины глобальных проблем.
- Глобализация мира.
- Научно-технический прогресс,
широкомасштабное использование ресурсов.
3. Причины исторического характера.
4. Характер исторического времени.
5. Разрушительные свойства самого
человека (К. Лоренц, А. Печчеи, Д. Белл).
6. Эгоизм и леность людей (Римский клуб).
7. Частнособственнические общественные
отношения (последователи Марксизма).
Противоречия
Причины возникновения ГПЧ.
Природа
Человек
Личность
Государство
Слабые
страны
Сильные
страны
Ограниченный
характер
ресурсов
Неограниченные
потребности в
ресурсах
Демографическая проблема
Опасность
депопуляции в
развитых странах
Демографический
взрыв в развиваю-
щихся странах
Перенаселение
планеты
Будущее нации зависит не от числа автомобилей,
а от числа детских колясок.
У.Кекконен
Демографическая проблема
Демографическая проблема
- Продовольственный кризис
- Безработица
- Гражданские войны, проблема беженцев
- Хищническое природопользование
- Социальная нестабильность
- Изменение структуры миронаселения
- Нехватка врачей, медикаментов и т.д.
Последствия
«Через 500 лет на Земле останутся только стоячие места»
(В.Браун)
Терроризм
Существует мнение, что
терроризм – это и есть
третья мировая
война
Терроризм
- Возрастание уязвимости человека
- Формирование глобальной информационной
среды
- Увеличение пропасти между богатыми
и бедными странами
- Столкновение цивилизаций (Самюэль Хантингтон)
- Слишком сильная безальтернативная власть
(Жан Бодийяр)
Причины,
превратившие
в глобальную
проблему
Страшно, когда идея становится сильнее разума.
Ю.Эдлис
Особенности современного терроризма
- Масштабность последствий
- Использование средств вызывающих
массовую гибель людей
- Представлен организациями,
занимающимися политикой
и бизнесом
- Методом становится насилие
направленное на мирных граждан
- Обязательная демонстрация
результатов через СМИ
Экологическая проблема
Природа-это не то, что мы получили в наследство от предков,
а то, что мы взяли взаймы у потомков.
Древняя индийская сентенция
- Бесконтрольное, хаотичное развитие
хозяйственной деятельности
- Отчуждение между человеком и природой
- Психология «пользования» природой и т.д.
Причины
Формы проявления экологического кризиса
- Нарушение органической связи с природой
- Загрязнение гидросферы, литосферы и атмосферы земли
- Изменение климата на планете
- Истончение защитных слоев атмосферы
- Истощение жизненно важных для человека
природных ресурсов
- Уменьшение биологического разнообразия
- Сокращение площадей и лесов плодородных земель
- Загрязнение околоземного космического пространства
Пути преодоления глобальных проблем
Покорять собственную,
человеческую природу —
и выжить вместе с миром
Будущее должно быть заложено в настоящем. (Г.Лихтенберг)
Покорять мир –
и погибнуть вместе с ним
Формирование нового мировоззрения
(понимание глобальности, толерантность,
новое политическое мышление
признание основных прав
человека)
Гуманизация сознания,
развитие культуры,
новой (экологической) этики
Использование
достижений
НТР
Активизация и рост
эффективности международных
организаций
Судьба мира в руках одного человека. Этот человек – ты!
Интернет ресурсы
http://kp.ua/daily/301208/68081/tvprog/olimp2008/
http://news.rambler.ru/Russia/head/3806575/?page=3
http://xenomorph.ru/films/4088-2012.html
www.ikd.ru/node?q=node/11259
Презентация к уроку по обществознанию «Глобальные проблемы человечества»
Глобальные проблемы современности комбинированный урок по обществознанию Автор: Сахненко Е. С.. преподаватель общественных дисциплин ГПОУ «ППЭТ»
Цивилизация на нашей планете
до сих пор жива благодаря тому,
что люди, становясь сильнее,
в конечном счете,
умели становиться
мудрее А. Назаретян
Проблемный вопрос
Неизбежен ли крах человеческой цивилизации из-за глобальных проблем?
Понятие глобальных проблем
Вторая половина ХХ века
Глобальные проблемы – это проблемы выживания человечества
Сложные проблемы, возникающие перед человечеством, могут считаться глобальными, так как :
- они затрагивают все человечество , касаясь интересов и судеб всех стран, народов и социальных слоев;
- они не признают границ ;
- они приводят к значительным потерям экономического и социального характера, а иногда и к угрозе существования самой цивилизации;
- они требуют широкого международного сотрудничества для решения этих проблем.
Определение глобальных проблем
Глобальными проблемами называется совокупность проблем человечества, которые встали во второй половине ХХ в., и от решения которых зависит существование цивилизации
Причины глобальных проблем
- Огромные масштабы человеческой деятельности – «давление на природу»
- Неспособность человека рационально распорядиться своей могучей силой
- Глобализация мира
- НТР, НТП
Мощь человеческой деятельности сравнима с геологической силой Земли, сдвигающей континенты, опускающей материки».
В.И. Вернадский
Термин «Глобальный »
- от фр. global – всеобщий
- от лат. globus – шар
подтверждает идею о связи
деятельности человека с состоянием
биосферы (всей окружающей его среды, которая поддерживает жизнь на Земле)
Классификация глобальных проблем
Проблемы выживания
- Экологические
Проблемы развития
- Политические
- Экономические
- Духовные
- Социальные
Экологические
глобальные проблемы
Озоновые дыры
Изображение антарктической озоновой дыры, сентябрь 2006
Причины
- Воздействие выделений хлора и бромсодержащего фреона
Последствия
- Ослабление озонового слоя усиливает поток солнечной радиации на землю и вызывает у людей рост числа раковых заболеваний кожи
Меры
- Ограничение использования фреонов
Истребление лесов
Средняя скорость «облысения» Земли в этом веке почти в двадцать раз выше, чем в прошлом
Причины
- Вырубка лесов для нужд человека при отсутствии технологий восстановления
Последствия
- Эрозия почвы, «парниковый эффект» изменения климата
Меры
- Институт всемирных ресурсов
- ( World Resources Institute )
Парниковый эффект
Причины
- Рост количества CO 2 в атмосфере из-за того, что в качестве источника энергии стали широко применяться различные виды ископаемого топлива (уголь и нефть)
Последствия
- Глобальное потепление
Меры
- Киотский протокол – квоты на выброс CO 2 в атмосферу
З агрязнение окружающей среды
Причины
- Привнесение в окружающую среду новых, не характерных для нее физических, химических и биологических агентов или превышение их естественного уровня
Последствия
- Сокращение и мутация биологического разнообразия
Меры
- Охрана природы
Экономические
глобальные проблемы
Истощение природных ресурсов
Ресурсообеспеченность России
- Уголь 808 лет
- Нефть 22 года
- Природный газ 87 лет
- Железная руда 664 года
За прошлый год из недр Земли было извлечено столько
минерального сырья, что заняло бы железнодорожный
состав протяженностью 7 млн. км , который мог бы
опоясать земной шар 17 раз
Причины
- Неумеренное потребление исчерпаемых минеральных ресурсов
Последствия
- «Дефицит ресурсов»
Меры
- Обращение к неисчерпаемым
природным ресурсам – энергии солнца, ветра, морских приливов
Продовольственная проблема
- Голод – явление не новое. Лишь в Китае в Х I Х веке умерло от голода 100 млн. человек
- За последние 50 лет в Индии умерло 20 млн. человек
- За всю долгую человеческую историю впервые встал вопрос о дефиците продовольствия
- Африканский континент – « Полюс голода » нашей планеты
- Сегодня мы чаще слышим не глагол « голодать », а глагол « недоедать »
Причины
- Быстрорастущее население планеты
- Нерешенность демографической
проблемы
- Неравномерность развития – Проблема «Север – Юг»
Последствия
- Голод, болезни, эпидемии
Меры
- Не просто помочь деньгами, а научить
население зарабатывать, поделившись
технологиями и местом на мировом рынке
Социальные
глобальные проблемы
«Планета перенаселена»
- S поверхности суши – 153,6 млн. м2
- Численность населения – 6300 млн. человек
- 1 км2 — 1000000 м2
- Вычислите S земной поверхности в расчёте на одного жителя Земли.
- = 0,024 км2/чел. (24000 м2/чел) (6 стандартных 5-и этажных домов)
???
Демографическая проблема
Демографический переход
- Фаза 1. Высокие показатели рождаемости и смертности, что делает численность населения практически стабильной. Подобная ситуация возможна при очень слабом развитии медицины
- Фаза 2. Общество научилось контролировать заболевания, приводившие к слишком высокой смертности. Она резко снизилась, но рождаемость осталась высокой, что вызвало быстрый рост населения
- Фаза 3. Социально-экономические преобразования в мире приводят к общему снижению рождаемости. В конце этой фазы численность население вновь стабилизируется, поскольку снижение детской смертности компенсируется низкой рождаемостью
- Фаза 4. Низкие коэффициенты рождаемости и смертности обуславливают практически неизменный уровень населения планеты
Стремительный рост населения
происходит в развивающихся странах
- Азия – 60%
- Африка – 20%
- Латинская Америка – 10%
Доля детей – 40-50% население
Россия, Европа, США —
- «Демографический откат» — прирост населения 1% в год
- Доля детей – 20-30% населения
Причины
- Региональные различия роста
численности населения
Последствия
- Обострение других глобальных проблем:
продовольственной, энергетической, сырьевой;
этнический кризис; война ( Мальтус )
Меры
- Демографическая политика
Политические
глобальные проблемы
Проблема войны и мира
За период с 3500 года до
н. э. произошло 14530
войн
И только 292 года люди
жили без войн
Только в XX веке в двух мировых
и локальных войнах
погибло
более 100 млн. человек
- Сегодня ядерного оружия накоплено столько, что его взрывная сила в несколько тысяч раз превышает мощь боеприпасов, использованных во всех войнах, которые велись прежде
На одного человека
тринитротолуоловый
эквивалент
превосходит
10 тонн
Причины
- Экономические причины
- Новые виды вооружения
Последствия
- Использование ядерного оружия — крах всего человечества
Меры
- Миролюбивая внешняя политика
«На земле всегда будут происходить опустошительные
войны… И смерть нередко будет уделом
всех борющихся сторон. С беспредельной злобой
эти дикари уничтожат множество деревьев в лесах
планеты, а затем обратят свою ярость на все, что еще
найдется живого вокруг, неся ему боль и разрушение,
страдание и смерть. Ни на земле, ни под землей, ни
под водой не останется ничего нетронутого и
неповрежденного. Ветер разнесет по всему
миру лишенную растительности землю и присыплет ею
останки существ, наполнявших когда-то
жизнью разные страны» Леонардо да Винчи
Причины ГПЧ
Порождены деятельностью мирового
сообщества в целом
Последствия
Угрожают всему человечеству
Меры
Требуются коллективные усилия всех
землян по решению проблем
Береги планету
Обсуждаем проблемный вопрос
Неизбежен ли крах человеческой цивилизации из-за глобальных проблем?
Групповая работа
- ВСЕ СВЯЗАНО СО ВСЕМ
- ВСЕ ДОЛЖНО КУДА-ТО ДЕВАТЬСЯ
- ПРИРОДА «ЗНАЕТ» ЛУЧШЕ
- НИЧТО НЕ ДАЕТСЯ ДАРОМ
Б. Коммонер
Использованные ЭОР
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: Лауреат премии правительства в области образования: Обществознание . — http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=21: Глобальные проблемы. — http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%E3%EB%EE%E1%E0%EB%FC%ED%FB%E5+%EF%F0%EE%E1%EB%E5%EC%FB&tg=&context=current&interface=teacher&subject%5B%5D=21
- Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы: Обществознание.- http://catalog.iot.ru/index.php?cat=33
- Коллекция презентаций по обществознанию. — http://powerpt.ru/prezentacii-po-obshhestvoznaniju/
- Российское образование : Федеральные портал. — http://www.edu.ru/db/portal/sites/res_page.htm
- Учебный портал по использованию ЭОР в образовательной деятельности. — http://eor.it.ru/eor/
- Учительский портал: уроки и презентации по обществознанию. — http://www.uchportal.ru/load/143
Глобальные проблемы современности (конспект урока)
Глобальные проблемы человечества.
Глобальные проблемы человечества. «Мы все пассажиры одного корабля по имени «Земля», значит, пересесть из него просто некуда» А.де Сент.- Экзюпери «Мы унаследовали землю у наших предков. Мы берём её взаймы
ПодробнееПояснительная записка.
Пояснительная записка. 1.Данная программа составлена на основе Программы Министерства образования РФ. Примерные программы по географии. Среднее (полное) образование. География. Базовый уровень. География
ПодробнееРаздел 1 Человек и общество
Раздел 1 Человек и общество Тема 1.2. Общество как сложная система. Лекция 1.2.5. Особенности современного мира. План 1. Глобализация. 2. Становление единого человечества. 3. Глобальные проблемы человечества.
Подробнеег. Хабаровск 2016 г.
Министерство образования и науки Хабаровского края краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение 16 имени Героя Советского Союза А.С. Панова МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО
ПодробнееПроект. «Красная книга Бурятии»
МУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Улан-Удэ «Детский сад 112 «Сибирячок» комбинированного вида» Проект «Красная книга
Подробнее«ХИМИЯ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Избердеевская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза В.В. Кораблина Рассмотрена и рекомендована к утверждению методическим
ПодробнееПояснительная записка
Пояснительная записка Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии: с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования ( утвержденного приказом Министерства
Подробнееучебный год
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «ШКОЛА СОСНЫ» УТВЕРЖДАЮ Директор И. П. Гурьянкина Приказ 8 от «29» августа 2017 г. Рабочая программа по предмету «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» 11 класс (профильный
Подробнее2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА:
. Пояснительная записка Цели и задачи предмета, его специфика: Цель предмета: содействовать воспитанию свободной и ответственной личности её социализации, познанию окружающей действительности, самопознанию
ПодробнееАннотация к учебной программе
Аннотация к учебной программе Рабочая программа по обществознанию составлена на основе: 1. Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ
Подробнее1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ
1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ Результаты обучения и усвоения курса географии 10 класс. В результате изучения географии обучающийся должен знать / понимать: -этапы освоения Земли человеком, изменение
ПодробнееPowered by TCPDF (
Powered by TCPDF (www. tcpdf.org) Пояснительная записка Программа по курсу «Крымоведение» для 5 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
ПодробнееПояснительная записка
1 Пояснительная записка Данная рабочая программа предназначена для изучения учебного предмета «Обществознание» в 9 классе, и составлена в соответствии с положениями: — Федерального государственного образовательного
ПодробнееПояснительная записка
Пояснительная записка Настоящая рабочая программа по географии для средней общеобразовательной школы 0 класс составлена на основе:. Федерального закона «Об образовании РФ» от 29.2.202г. 273-ФЗ 2. Приказа
ПодробнееГеоэкологические проблемы Беларуси
Геоэкологические проблемы Беларуси М.Н.Брилевский (Полная версия презентаций лекций на кафедре геоэкологии у автора) Лекция 1 Понятие геоэкологических проблем и идея устойчивого развития. План лекций 1.
ПодробнееПояснительная записка
Пояснительная записка Изучение географии на базисном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей: освоение системы географических знаний о целостном, многообразном
Подробнее1. Пояснительная записка
1. Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основании: стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г., программы для общеобразовательных учреждений. География
Подробнее1987 году Всемирная Комиссия по окружающей
В 1987 году Всемирная Комиссия по окружающей среде и развитию (известная под названием «Комиссии Брундлэнд») предложила подготовить документ, который сформулировал бы нормы поведения для обеспечения устойчивого
ПодробнееСоциальные науки нужны глобальным проблемам
В начале года Доминик Каммингс, старший советник правительства Великобритании, разместил в своем блоге необычную рекламу, в которой призвал ученых, математиков и физиков присоединиться к нему в самом сердце правительства. Как уходящий в отставку директор Королевского статистического общества в Лондоне и будущий исполнительный директор Британской академии, я поддерживаю мнение, стоящее за этим призывом: данные действительно имеют огромное влияние на политику правительства.
Но меня беспокоит тот факт, что при звонке приоритет отдавался науке и технике, а не гуманитарным и социальным наукам. Правительства должны убедиться, что они также используют этот опыт, иначе они не смогут решить проблемы этого десятилетия.
Например, мы не сможем улучшить глобальное здоровье, если будем придерживаться только узкой медицинской точки зрения. Эпидемии — это не только биологические явления, но и социальные. Антропологи, такие как Мелисса Лич из Института исследований развития в Брайтоне, Великобритания, сыграли важную роль в сдерживании эпидемии Эболы в Западной Африке, предложив заменить рискованные погребальные ритуалы более безопасными, вместо того, чтобы пытаться полностью исключить такие ритуалы.
Лечение психических заболеваний не продвинулось вперед. Прогресс будет частично зависеть от лучшего понимания того, как социальный контекст влияет на успешность лечения. Аналогичные аргументы применимы к проблеме устойчивости к противомикробным препаратам и чрезмерного использования антибиотиков.
Экологические проблемы — это не просто технические проблемы, которые можно решить с помощью нового изобретения. Чтобы справиться с изменением климата, нам понадобится понимание психологии и социологии. Научные и технологические инновации необходимы, но для того, чтобы они могли оказывать влияние, необходимо понимание того, как люди адаптируются и меняют свое поведение.Это, вероятно, потребует новых повествований — в области риторики, литературы, философии и даже теологии.
Бедность и неравенство еще более явно требуют наличия опыта, выходящего за рамки естественных наук и математики. Совет по экономическим и социальным исследованиям Великобритании признал, что низкая производительность в стране является большой проблемой, и инвестирует до 32,4 миллиона фунтов стерлингов (42 миллиона долларов США) в новый Институт производительности, чтобы понять причины и возможные способы решения этой проблемы.
Политика, касающаяся национальной и географической идентичности, также требует научного вклада.Что такое рост «англичаности»? Как нам жить вместе в сообществе разных рас и религий? Как понять и испытать миграцию? Эти нематериальные активы имеют реальные последствия, о чем свидетельствует голосование за Брексит и продолжающиеся дискуссии о том, есть ли у Соединенного Королевства будущее как у Великобритании. Чтобы пролить свет на эти вопросы, потребуется работа историков, социальных психологов и политологов. Я мог бы продолжить: бороться с дезинформацией; разработка этических основ искусственного интеллекта.Это проблемы, которые не могут быть решены с помощью одной только более совершенной науки.
Подумайте о том, как не смогли быть приняты технологии, улучшающие и даже спасающие жизни. «Неуверенность в вакцинации» — это скорее социальное, чем техническое явление, и это основная причина возобновления кори. Решения зависят не от медицинских достижений, а от идей антропологов, таких как Хайди Ларсон из Лондонской школы гигиены и тропической медицины, которые много сделали для понимания решений людей о вакцинации себя и своих детей.
В различных случаях социальные факторы — культурные нормы, образовательное понимание, родственные и социальные связи, динамика власти или просто планировка здания — должны быть приняты во внимание, прежде чем политика может быть успешной. Слепая вера в науку о данных без понимания того, какие данные отсутствуют или как алгоритмы могут усугубить существующие предубеждения, может привести к провалу политики.
Хорошим примером использования соответствующих экспертных знаний является Группа по анализу поведения правительства Великобритании, которая реализовала более 750 проектов по всему миру, в частности рандомизированные контрольные испытания политических вмешательств.Благодаря работе по лечению туберкулеза в Молдове соблюдение ежедневных лечебных режимов увеличилось с 44% до 84%.
Даунинг-стрит имеет право искать специалистов по данным, но не следует упускать из виду преимущества, которые приносят гуманитарные и социальные науки. Этот опыт встроен в существующий персонал и структуры, и его не следует упускать из виду. Есть много успехов, от создания «подразделений подталкивания» до использования экспертных групп по общественным наукам. Подробные истории политики, составленные такими агентствами, как Британская академия и Институт правительства Великобритании, могут дать удивительные и ценные сведения.
Можно сделать больше, чтобы связать политическое сообщество с внешним опытом в области социальных и гуманитарных наук. Государственная лаборатория Чили, ориентированная на инновации, программа «Преодоление разрыва» в Вашингтоне, округ Колумбия, и Центр науки и политики в Кембридже, Великобритания, все использовали различные механизмы, в том числе семинары, схемы финансирования и политические стипендии, чтобы донести мнения экспертов в процесс разработки политики.
В условиях демократии совет экспертов должен сочетаться с такими соображениями, как общественное мнение, финансовые затраты и политические требования.Тем не менее, без гуманитарных и социальных наук точные науки и технологии мало что могут сделать для решения сложных социальных проблем. Мудрые правительства найдут способы учесть это понимание.
Социальные науки требуют глобальных проблем — Research Impact Canada
https://www.nature.com/articles/d41586-020-00064-x
Впервые опубликовано Хетаном Шахом на сайте Nature.com 15 января 2020 года. Хетан Шах вскоре станет исполнительным директором Королевского общества (Великобритания).Он пишет, что все основные проблемы, с которыми сталкивается мир, не могут быть решены только статистикой, данными и дисциплинами STEM.
Среди прочего, Хетан-шах утверждает:
— Эпидемии являются социальными, а также биологическими явлениями
— Достижения в области лечения психических заболеваний необходимы для понимания того, как контекст (бедность, бездомность, образование и т. Д.) Влияет на успех
— Экологические проблемы — это не просто технические проблемы, которые можно решить с помощью изобретения
— Технологический прогресс необходим, но он требует понимания того, как люди адаптируются и меняют свое поведение
— Нерешительность в отношении вакцин — это социальное явление, которое затрудняет биомедицинскую профилактику инфекционных заболеваний.
Очевидные роли социальных и гуманитарных наук в вопросах политики включают национальную и географическую идентичность, бедность и неравенство, а также миграцию.
В конце он бросает вызов всем правительствам: «Без гуманитарных и социальных наук точные науки и технологии мало что могут сделать для решения сложных социальных проблем. Мудрые правительства найдут способы учесть это понимание ».
Research Impact Canada и KMb York не занимаются исключительно социальными и гуманитарными науками, но мы осознаем важную роль, которую они играют во многих политических дебатах.Однако вызывает беспокойство опрос «мобилизация знаний», направленный в канадские университеты университетами Канады в ноябре 2018 года. За исключением одного раздела, посвященного исследованиям с участием сообщества и социальным инновациям (за которые мы выступали), оставшиеся 80% вопросов касались коммерциализации, участия отрасли, предпринимательство и акселераторы / инкубаторы. Подавляющее большинство этих университетских услуг ориентировано на экономическое развитие и создание рабочих мест. Честно говоря, запрос на получение данных по университетам Канады поступил от ISED (инновации, наука и экономическое развитие Канады), поэтому в центре внимания был ISED, а не обязательно университеты Канады.
Три совета понимают эту необходимость, недавно запустив Фонд исследований новых границ, требующий исследователей из разных дисциплин. https://www.sshrc-crsh.gc.ca/funding-financement/nfrf-fnfr/index-eng.aspx
Аналогичным образом, ISED должен работать во всех государственных структурах, включая Канаду по вопросам занятости и социального развития, Канаду по вопросам иммиграции и беженцев, Канаду по вопросам окружающей среды и изменения климата, чтобы «инновации» не увязывались только с экономическим развитием, а могли использоваться вместе с гуманитарными и социальными науками. для решения междисциплинарных проблем в междисциплинарном подходе.
Автор: Дэвид Дж. Фиппс, доктор философии, MBA
Исполнительный директор отдела исследований и инноваций
Подразделение вице-президента по исследованиям и инновациям, Управление исследовательских служб — Йоркский университет
Глобальные проблемы принимают деревню (дисциплин)
По всему миру мы переживаем быстрые изменения в окружающей среде и социальных структурах. Изменение климата, рост населения и социальные волнения вызывают все более серьезные проблемы.Скорость изменений создает серьезные проблемы для образования и того, как мы готовим выпускников к непредсказуемому будущему.
Курсы, посвященные изменению окружающей среды и социальной адаптации, постепенно появляются в проспектах университетов по всему миру. По большей части эти темы представлены в форме новых курсов для аспирантов.
Например, Гарвардский университет имеет диплом по устойчивому развитию и экологическому менеджменту. В проспекте говорится, что студенты будут «нацелены на поиск решений кризисов, затрагивающих наше глобальное сообщество».«Многие другие университеты теперь также проводят аналогичные магистерские курсы по экологической устойчивости.
Объединение разных предметов
Но устойчивость как предмет можно преподавать только с привлечением нескольких академических учеников. Ответы на большие глобальные вопросы невозможно найти в рамках отдельных традиционных дисциплин, таких как биология или политика, сами по себе.
Эта статья Эмбер Гриффитс первоначально была опубликована на сайте The Conversation, партнерского сайта Social Science Space, под названием «Многопрофильные курсы помогут решить возникающие глобальные проблемы». Новые курсы, как правило, сочетают в себе элементы наук об окружающей среде, экономики и политики.Они часто включают модули, охватывающие новые темы, такие как глобальная экологическая политика или устойчивость производства продуктов питания. Предоставление учащимся возможности учиться по нескольким дисциплинам является важным шагом на пути к решению серьезных проблем, стоящих перед обществом. Это особенно важно, поскольку мы не можем предсказать, какими могут быть проблемы в будущем.Бакалавриат отстают, но начинают появляться действительно междисциплинарные курсы. Несколько университетов теперь предоставляют разнообразное образование с помощью новых степеней BASc в области искусства и науки.Наиболее успешные примеры — Университетский колледж Лондона в Великобритании и Университет Макмастера в Канаде.
Степени BASc обычно включают новые модули по междисциплинарной работе и передаче знаний. Это позволяет студентам затем выбирать и смешивать уже существующие модули на разных факультетах. Дополнительные особенности этих степеней включают междисциплинарные исследовательские проекты и существенные стажировки, которые, вероятно, улучшат возможности трудоустройства.
Гибкость и онлайн-обучение
Широкие междисциплинарные степени, к сожалению, еще не широко доступны.Однако теперь все больше международных университетов предлагают гибкие комбинированные дипломы с отличием. Этот подход аналогичен американской модели высшего / второстепенного образования.
Многие студенты университетов теперь также регулярно используют массовые открытые онлайн-курсы, чтобы расширить свое обучение за пределы своей степени. Дополнение обучения онлайн-курсами обеспечивает более широкую подготовку по сравнению со стандартными степенями.
Такие подходы хорошо подходят для предоставления учащимся разнообразных знаний, необходимых для решения глобальных экологических и социальных проблем, которые не выходят за рамки одного предмета.Но диверсификация образования — это только часть необходимых изменений. Методы, которые мы используем для обучения и оценки учащихся, также играют решающую роль в их адаптации.
Проблемное обучение уже лежит в основе многих медицинских и юридических степеней. Это дает возможность практиковать широкое мышление в реальных ситуациях. Проблемное обучение также способствует самостоятельному и исследовательскому обучению. Этот подход можно было бы использовать более широко, чтобы стимулировать способность студентов адаптироваться к текущим климатическим условиям.
Например, студенты могут столкнуться с местным фермером, у которого неурожайные урожаи, или с малым бизнесом, испытывающим трудности из-за роста стоимости сырья. Затем студенты исследуют основные проблемы и возможные решения. Оба сценария в целом связаны с изменением климата, но первый может потребовать объединения таких предметов, как экология, почвоведение, инженерия и экономика. Второй сценарий может потребовать исследований в области прогнозирования климата, экосистемных услуг и бизнеса.
Некоторые университеты теперь предлагают междисциплинарные учебные мероприятия, посвященные глобальным проблемам, таким как продовольственная безопасность или даже сама образовательная реформа. Оценивание может быть непосредственно встроено в эти новые формы обучения, уменьшая зависимость от традиционных экзаменов, которые широко критиковались как плохой тест на понимание.
Навыки для непредсказуемых ситуаций
Более широкое внедрение современных подходов к преподаванию и обучению может помочь учащимся интегрировать многие дисциплины, необходимые для решения глобальных изменений, и применять свои знания в непредсказуемых ситуациях.
Наша система образования была разработана для давно минувших дней и не дает учащимся навыков, необходимых для развития в нашем меняющемся мире. Понятно, что работодателям все чаще нужны сотрудники, способные работать в неструктурированных ситуациях. Более широкое общество также нуждается в такой же гибкости в это время великих перемен. Нежелание перемен — обычное дело, но университеты должны будут использовать новые подходы к просвещению завтрашнего общества.
Эмбер Гриффитс
Эмбер Гриффитс — исследователь и преподаватель Института окружающей среды и устойчивого развития Университета Эксетера и научный руководитель культурной лаборатории FoAM Kernow.По образованию она биолог, специализирующийся на прикладной генетике дикой природы, но, по ее мнению, ответы на важные вопросы можно получить только с помощью трансдисциплинарных подходов, поэтому она работает с художниками, программистами, социологами, профессионалами в области СМИ, политиками и конечными пользователями, чтобы найти решения. по вопросам сохранения и устойчивого развития.
Посмотреть все сообщения отAmber Griffiths | Сайт
Социальные науки нужны глобальным проблемам — Periódico Página100 — Noticias de popayán y el Cauca
ФОТО: ПОЛУЧИТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ
BY: Хетан Шах
Без человеческого понимания данные и точные науки не смогут решить задачи следующего десятилетия, — говорит Хетан Шах.
В начале года Доминик Каммингс, старший советник правительства Великобритании, разместил в своем блоге необычную рекламу, в которой призвал ученых, математиков и физиков присоединиться к нему в самом сердце правительства. Как уходящий в отставку директор Королевского статистического общества в Лондоне и будущий исполнительный директор Британской академии, я поддерживаю мнение, стоящее за этим призывом: данные действительно имеют огромное влияние на политику правительства.
Но меня беспокоит тот факт, что при звонке наука и технологии были приоритетнее гуманитарных и социальных наук.Правительства должны убедиться, что они также используют этот опыт, иначе они не смогут решить проблемы этого десятилетия.
Например, мы не сможем улучшить глобальное здоровье, если будем придерживаться только узкой медицинской точки зрения. Эпидемии — это не только биологические явления, но и социальные. Антропологи, такие как Мелисса Лич из Института исследований развития в Брайтоне, Великобритания, сыграли важную роль в сдерживании эпидемии Эболы в Западной Африке, предложив заменить рискованные погребальные ритуалы более безопасными, вместо того, чтобы пытаться полностью исключить такие ритуалы.
Лечение психических заболеваний не продвинулось вперед. Прогресс будет частично зависеть от лучшего понимания того, как социальный контекст влияет на успешность лечения. Аналогичные аргументы применимы к проблеме устойчивости к противомикробным препаратам и чрезмерного использования антибиотиков.
Экологические проблемы — это не просто технические проблемы, которые можно решить с помощью нового изобретения. Чтобы справиться с изменением климата, нам понадобится понимание психологии и социологии. Научные и технологические инновации необходимы, но для того, чтобы они могли оказывать влияние, необходимо понимание того, как люди адаптируются и меняют свое поведение.Это, вероятно, потребует новых повествований — в области риторики, литературы, философии и даже теологии.
Бедность и неравенство еще более явно требуют знаний, выходящих за рамки естественных наук и математики. Совет по экономическим и социальным исследованиям Великобритании признал, что низкая производительность в стране является большой проблемой, и инвестирует до 32,4 миллиона фунтов стерлингов (42 миллиона долларов США) в новый Институт производительности, чтобы понять причины и возможные способы решения этой проблемы.
Политика, касающаяся национальной и географической идентичности, также требует научного вклада.Что такое рост «англичаности»? Как нам жить вместе в сообществе разных рас и религий? Как понять и испытать миграцию? Эти нематериальные активы имеют реальные последствия, о чем свидетельствует голосование за Брексит и продолжающиеся дискуссии о том, есть ли у Соединенного Королевства будущее как у Великобритании. Чтобы пролить свет на эти вопросы, потребуется работа историков, социальных психологов и политологов. Я мог бы продолжить: бороться с дезинформацией; разработка этических основ искусственного интеллекта.Это проблемы, которые не могут быть решены с помощью одной только более совершенной науки.
Подумайте о том, как не удалось внедрить технологии, улучшающие качество жизни — и даже спасающие их. «Неуверенность в вакцинации» — это скорее социальное, чем техническое явление, и это основная причина возобновления кори. Решения зависят не от медицинских достижений, а от идей антропологов, таких как Хайди Ларсон из Лондонской школы гигиены и тропической медицины, которые много сделали для понимания решений людей о вакцинации себя и своих детей.
В различных случаях социальные факторы — культурные нормы, образовательное понимание, родственные и социальные связи, динамика власти или просто планировка здания — должны быть приняты во внимание, прежде чем политика может быть успешной. Слепая вера в науку о данных без понимания того, какие данные отсутствуют или как алгоритмы могут усугубить существующие предубеждения, может привести к провалу политики.
Хорошим примером использования соответствующих экспертных знаний является Группа по анализу поведения правительства Великобритании, которая реализовала более 750 проектов по всему миру, в частности рандомизированные контрольные испытания политических вмешательств.Благодаря работе по лечению туберкулеза в Молдове соблюдение ежедневных лечебных режимов увеличилось с 44% до 84%.
Даунинг-Стрит имеет право искать специалистов по данным, но не следует упускать из виду выгоды, которые приносят гуманитарные и социальные науки. Этот опыт встроен в существующий персонал и структуры, и его не следует упускать из виду. Есть много успехов, от создания «подразделений подталкивания» до использования экспертных групп по общественным наукам. Подробные истории политики, составленные такими агентствами, как Британская академия и Институт правительства Великобритании, могут дать удивительные и ценные сведения.
Можно сделать больше, чтобы связать политическое сообщество с внешним опытом в области социальных и гуманитарных наук. Государственная лаборатория Чили, ориентированная на инновации, программа «Преодоление разрыва» в Вашингтоне, округ Колумбия, и Центр науки и политики в Кембридже, Великобритания, все использовали различные механизмы, в том числе семинары, схемы финансирования и политические стипендии, чтобы донести мнения экспертов в процесс разработки политики.
В условиях демократии совет экспертов должен быть сбалансирован с такими соображениями, как общественное мнение, финансовые затраты и политические требования.Тем не менее, без гуманитарных и социальных наук точные науки и технологии мало что могут сделать для решения сложных социальных проблем. Мудрые правительства найдут способы учесть это понимание.
Природа 577 , 295 (2020) doi: 10.1038 / d41586-020-00064-x
ОБНОВЛЕНИЯ И ИСПРАВЛЕНИЯ
- Исправление 24 января 2020 г. : в более ранней версии этой статьи была неверно указана Мелисса Лич из Университета Сассекса.
Fuente: / Источник: www.nature.com
Popayán Колумбия Pagina100.com
Prensa para leer y pensar ¡Compártelo en tus redes!
Me gusta esto:
Me gusta Cargando …
Глобальное сотрудничество и социальная сплоченность
Рынки — важные институты, способствующие экономическому росту и максимальному повышению благосостояния людей.Тем не менее, рынкам мешают две фундаментальные проблемы. Во-первых, рынки не в состоянии обеспечить эффективное распределение ресурсов во многих случаях внешних эффектов между отдельными лицами и государствами. Такие неудачи особенно очевидны в глобальных областях, где права собственности не могут быть должным образом определены. Кроме того, необъективное принятие индивидуальных решений часто ухудшает функционирование рынков, особенно в финансовом секторе. Изменение климата, вакцины для борьбы с глобальными пандемиями, финансовая стабильность — все это случаи, когда для преодоления сбоев рынка необходимы определенные формы сотрудничества — как между отдельными людьми, так и между государствами.Во-вторых, даже когда они полностью функционируют, необузданные рынки могут создать большое неравенство между людьми. Хотя экономическое неравенство на глобальном уровне демонстрирует умеренные признаки сокращения — хотя глобальное неравенство остается высоким по любым стандартам — неравенство доходов внутри страны растет в большинстве западных стран. Стагнация или сокращение доходов в нижних группах распределения доходов подрывают социальную сплоченность, потому что теперь большие группы населения чувствуют себя отделенными от социального прогресса.
Цель нашего Исследовательского центра — (1) понять, как способствовать глобальному сотрудничеству; (2) выявить коренные причины, подрывающие социальную сплоченность; (3) разработать передовые методы измерения благополучия; (4) предлагать решения для оптимального управления коллективными рисками, как в социальном, так и в индивидуальном плане; (5) проанализировать сложную динамику между этическими принципами и функционированием рынка. Наш modus operandi основан на убеждении, что понимание индивидуального поведения необходимо для решения сложных проблем, особенно тех, которые возникают на глобальном уровне, а также для защиты индивидуального благополучия.Таким образом, передовые открытия поведенческих социальных наук используются во всей нашей работе. Наше исследование является основополагающим, направленным на раскрытие основных принципов человеческого поведения, и применяется к нескольким областям, которые имеют отношение к глобальному сотрудничеству и социальной сплоченности. Наше исследование имеет сильную политическую направленность, о чем свидетельствует наше постоянное участие в группе взаимодействия ThinkTank20 G20 в области социальной сплоченности.
Университет Хитоцубаши | Высшая школа социальных наук / Факультет социальных наук
Выпускник
Институт изучения глобальных проблем
На английский сайт ISGI
Институт изучения глобальных проблем
Мы живем во время кажущихся бесконечными религиозных и этнических конфликтов, столкновений цивилизаций, огромных различий в уровнях экономического развития, экологических угроз, обширных миграций и информационных сетей, охватывающих всю планету.Подход к таким крупномасштабным проблемам, безусловно, требует глобального мышления и более широких взглядов. Институт глобальных исследований — подходящий выбор для студентов, которые хотят исследовать и решать неотложные вопросы наднационального значения, изучать людей, вовлеченных в них, и искать способы изменить свое существование к лучшему. Программа следует трем основным принципам:
1. Методология, ориентированная на проблему
Традиционная сегментация социальных исследований на политологию, экономику, социологию и вытекающие из этого ограничения аналитических перспектив, к сожалению, могут затруднить понимание конкретных социальных проблем во всей их сложности.Наш отдел глобальных проблем переворачивает традиционное последипломное социологическое образование с ног на голову, сначала выявляя конкретные проблемы, вызывающие озабоченность, а затем пытаясь распутать часто сложные контексты, в которых они возникают. Для этого студенты создают аналитические рамки и изучают существующие совокупности социологических знаний и методологию исследования, которые они считают необходимыми.
2. Расследование, ориентированное на решение
Сегодняшние глобальные проблемы существуют не только для того, чтобы ученые могли их изучать.Одна из важнейших миссий социологов — искать способы облегчить социальные страдания и улучшить качество жизни людей. В нашем институте студенты должны не только теоретизировать о социальных проблемах, которые они исследуют, но и формулировать для них практические решения.
3. Деевроцентрический подход
Европейские парадигмы и предубеждения в социологической мысли долгое время считались само собой разумеющимся, но их актуальность часто может быть поставлена под сомнение в неевропейском контексте.Многие из самых серьезных социальных проблем нашего времени возникают в Азии, на Ближнем Востоке, в Африке и Латинской Америке. Вот почему мы считаем, что студентам необходимо до необходимой степени освободиться от традиционных евроцентрических способов мышления и быть более восприимчивыми к особенностям местного контекста в своих исследованиях.
Наш Институт изучения глобальных проблем стремится вооружить студентов как исследовательскими, так и профессиональными навыками. Поэтому наша учебная программа включает основные теоретические и практические курсы.Первые необходимы для теоретического понимания современных глобальных проблем и процессов, а вторые предназначены для обучения полезным методам проведения конкретного анализа и поиска возможных решений.