Экологическая культура понятие: 3.3 Понятие экологической культуры по В. А. Левину

3.3 Понятие экологической культуры по В. А. Левину

 «Экологическая культура — это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности. Люди, у которых не сформирована экологическая культура, могут обладать необходимыми знаниями, но не владеть ими. Экологическая культура человека включает его экологическое сознание и экологическое поведение.

            Под экологическим сознанием понимается совокупность экологических и природоохранных представлений, мировоззренческих позиций и отношения к природе, стратегий практической деятельности, направленной на природные объекты.

            Экологическое поведение — это совокупность конкретных действий и поступков людей, непосредственно или опосредованно связанных с воздействием на природное окружение, использованием природных ресурсов. Экологическое поведение человека определяется особенностями его экологического сознания и основными практическими умениями в области природопользования».

Пути формирования экологического сознания

            Формирование экологического сознания и поведения, а следовательно, и экологической культуры может происходить разными путями и на разных уровнях социального устройства: через политику, экономику, просвещение, телевидение и т.п. Школьное и высшее образование в этом ряду занимает одно из первых и важнейших мест (что посеешь, то и пожнешь). В настоящее время экология как обязательный учебный предмет включен в программу на федеральном уровне, но часто исключается на региональном. Как правило, программы по экологии строятся в логике традиционного обучения. Это означает, что они пытаются скорее воспроизвести соответствующую научную дисциплину, чем природные (психологические) закономерности развития ребенка и его сознания. При этом чаще всего не используют психологические особенности формирования экологического сознания в качестве исходной основы и такие необходимые ятя формирования экологического сознания ребенка психодидактические действия, как диагностика и тренинг экологического сознания. Необходимость психологического изучения проблемы экологического сознания обусловлена не только угрозой экологического кризиса, но и явлениями культурно-исторического плана -эволюцией человеческого сознания, проявлениями которой являются:

— смена парадигм общественного сознания с экономической XIX-XX в. на экологическую XXI в.;

—  поиск ответа на вопрос о природе человека и постепенное осознание триединства его сущностикак существа биологического, социального и духовного, добавлю — а также психического;

— эволюция человека как субъекта (носителя) сознания: от индивидуального и субъекта семьи до субъекта этноса, государства, планеты, космоса.

            Не умаляя важности других причин, остановимся несколько подробнее на причинах социокультурного характера.

            Рубеж XX-XXI вв. характеризуется кризисом в развитии человека как биологического вида. Человек переходит в иную фазу своего существования, когда должно произойти резкое расширение пределов его индивидуальных, групповых и массовых форм сознания (т. е. способности воспринимать, переживать, мыслить и действовать). Речь идет о том, что до недавнего времени формирование массового человеческого сознания (кто Я в доме под названием планета Земля?) было ограничено проблемами выживания отдельных индивидов и социальных групп или общностей, к которым они принадлежали: семьи, этноса, страны или религиозной конфессии в пределах определенной территории.

            На рубеже II и III тысячелетий (от Рождества Христова) сознание не только отдельных выдающихся (продвинутых) индивидов, но и массовое общественное сознание начинает созревать для того, чтобы принять на себя проблему выживания и развития планеты. Иначе говоря, человек из субъекта индивидуального и группового (социального) развития может и должен превратиться всубъекта развития планеты в целом. В противном случае, как и любая развивающаяся система, человек остановится в своем развитии и, следовательно, начнет путь к своему угасанию как биологического вида, физическому и психологическому самоуничтожению как человеческого рода и носителя духовности на Земле.

            До сих пор сознание человека обслуживало в основном его физическое (телесное) и социальное существование как человеческого рода. Это решалось прежде всего в рамках экономической парадигмы мышления и сознания. Сейчас мы подошли к такому рубежу, когда должно произойти смещение акцента в развитии массового сознания с биологического и социального приоритетов существования человека на его духовно-нравственное развитие. Человеческая мысль все настойчивее обращается к идеям единства, не отчужденности человека и природы, ее восприятия в качестве субъекта, отказа от одностороннего (антропоцентрического) прагматизма. В своих работах по экологическому сознанию С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин (1995-2000) убедительно показывают, что осознание необходимости перехода к новому типу человеческого сознания имеет свои философские и естественнонаучные истоки. В первую очередь это сложившаяся во второй половине XIX в. в России система представлений, которая получила название русского космизма. Носителями этих идей были выдающиеся мыслители И. Киреевский, В. Соловьев, И. Федоров и многие другие. Их центральной идеей было утверждение о том, что человек — составная часть природы, что их не следует противопоставлять, а необходимо рассматривать в единстве, что человек и все, что его окружает, это частицы единого. Вселенной. Они считали, что необходима новая моральная основа взаимодействия человека с природой, смена принципов развития цивилизации. «Цивилизация эксплуатирующая, а не восстанавливающая, не может иметь иного результата, кроме ускоренного конца», — писал П.Ф. Федоров в своей «Философии общего дела» в 90-х годах позапрошлого века, когда до экологического кризиса в его технократическом выражении было еще очень далеко.

Новый взгляд взаимосвязи человека и природы

            Следующим шагом в развитии нового взгляда на взаимосвязь человека и природы явилось учение о ноосфере В.И. Вернадского, который предвидел, что воздействие человека на окружающую природу растет столь быстро, что скоро наступит то время, когда человек превратится в основную геологическую силу, формирующую облик Земли. Биосфера перейдет в свое новое состояние, в сферу разума -ноосферу. Развитие окружающей среды и человеческого общества пойдет неразрывно, начнется их коэволюция (совместная эволюция, в которой невозможно господство интересов одной из сторон) (В. И. Вернадский и современность, 1986).

            В продолжение своей аргументации С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин (1996) привлекают так называемую универсальную этику (Г. Торо, М. Ганди, А. Швейцер), которая сыграла несомненную роль в преодолении взглядов на природу как на простой объект человеческих манипуляций. Универсальная этика не проводит разграничения между ценностью человека и другими живыми существами: жизнь насекомого столь же ценна, как и жизнь человека, иными словами, представители природы такие же полноправные субъекты, как и человек. Ее важнейший постулат заключается в утверждении необходимости распространения сферы действия человеческой этики на все природное. Как показывают эти же авторы, в последнее время идеи универсальной этики находят все больше сторонников в разных странах среди ученых в различных областях науки: например, эколог О. Леопольд — в США, культуролог Г.Д. Гачев — в России, философ В. Хесле — в Германии и др. Они считают, что на природу нельзя смотреть только как на материал, сырье для труда и «окружающую среду», т.е. утилитарно — эгоистически, как подходят к ней в сфере производства, техники и в точных науках. Природу — надо воспринимать как самоценность и понимать как субъект.

            В настоящее время ситуация меняется. Появляется все больше предпосылок к изменению общего уровня сознания в сторону духовно — нравственного развития. «Аксиологический анализ концепций развития цивилизации позволил определить в качестве доминанты новой цивилизационной парадигмы — экологическую культуру, ценности которой противоположны ценностям современного потребительского общества. С понятием «экологическая культура» в современных философско-культуологических работах все чаще связывается благополучное развитие человеческой цивилизации» (И.В. Цветкова, 2000). Именно в этом лежит, по нашему мнению, одна из основных причин экспансии «экологизированных» слов и выражений в науке, в образовании, в политике, в производстве и в быту, а также призывов обратить взор человечества к природе вокруг себя и к собственной природе человека.

            На сегодняшний день «экологизация» перестает носить декларативный характер.

Понятия — «объект (человек) — объект (природа)» и «субъект (человек) — объект (природа)»

            С психологической точки зрения важно отметить, что поиск решения экологических проблем строится в общественном сознании с помощью той же логики, которая привела к их возникновению и значит, в экологическом отношении уже скомпрометировала себя. Согласно этой логике, если человек своим неразумным воздействием нарушил природу (или равновесие с ней), то он же своими воздействиями на природу должен ее вновь восстановить. Поэтому возникает вопрос. Где гарантия того, что человек, стараясь восстановить равновесие между собой и природой, вновь его не нарушит, но уже в «другую» сторону?

            Ведь способ мышления по своей сути остался тем же — человек по-прежнему противостоит природе как объекту своих размышлений и предмету своих действий. Даже в том случае, когда целью своих действий он имеет «сохранение природы для последующих поколений». В соответствии с таким способом мышления, в качестве логической основы для осмысления взаимоотношений между человеком и природой как проблемы экологического сознания используются отношения «объект (человек) — объект (природа)» и «субъект (человек) — объект (природа)».

            Чтобы в результате благих намерений по сохранению природы «маятник» экологического кризиса не качнулся в другую сторону, необходимо осознание человеком того, что он является таким же носителем общеприродных закономерностей саморазвития (или самоосуществления), как и сама природа.

            Такое понимание человека и его взаимоотношений с природой коренным образом меняет экологическую парадигму. Действительно, в этом случае человек и природа уже не противопоставляются друг другу как разделенные сущности. Напротив, человек рассматривается как такая активно действующая, саморазвивающаяся часть природы, которая реализует в своем самоосуществлении общие (универсальные) закономерности, лежащие и в основе саморазвития природы в целом. Тогда человек как субъект уже не противостоит природе как объекту. Напротив, он становится субъектом развития природы и себя самого как одной из ее форм (природных форм бытия).

Вывод

Различная форма представления психики как объекта эколого-психологических исследований ставит нас перед необходимостью обоснования подхода, в рамках которого психические промессы, психические состояния и сознание индивида рассматриваются не только как разные проявления, по и как разные этапы становления психической реальности во взаимодействии человека с окружающей средой. В связи с этим встает необходимость разработки методологических оснований, которые позволяли бы строить изучение психических процессов, психических состояний и сознания как разных форм проявления и уровней психики человека, единых по своей природе, но обретающих разную форму проявления во взаимодействии индивида с окружающей средой.

В ходе решения этой задачи насущной является необходимость в новом направлении психологии развития, в основе которого лежит экопсихологический подход к проблемам развития психики человека как одной из форм природного бытия.

Экологическая культура как психолого-педагогический феномен в научно-методической литературе

Библиографическое описание:

Дотолева, И. О. Экологическая культура как психолого-педагогический феномен в научно-методической литературе / И. О. Дотолева. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар : Новация, 2017. — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/211/11757/ (дата обращения: 15.02.2023).



В настоящее время в целях предотвращения экологической катастрофы первостепенное внимание уделяется экологической культуре граждан Российской Федерации. Становление данного феномена приоритетным направлением в психолого-педагогической теории и практике, связано, прежде всего, с тяжелой экологической ситуацией на нашей планете. Феномен «экологическая культура» в научно-методической литературе рассмотрен с разных точек зрения и позиций такими учеными как А.

Б. Бахарева, С. Н. Глазачев, С. Д. Дерябо, О. М. Дорошенко, О. М. Дорошко, С. С. Кашлев, О. Н. Коган, Б. П. Лихачев, И. Д. Лушников, Е. Ю. Ногтева, Л. П. Печко, Н. В. Ульянова, А. В. Филинов, В. А. Ясвин и др.

В частности, впервые данный термин был введен в науку советским культурологом Л. Н. Коганом, который считал, что «именно культура позволяет говорить об устойчивом развитии, как не об утопии, а реальной перспективе существования человечества на Земле». При таком подходе данный феномен представляет собой новый тип, или новый уровень развития культуры, которая ориентирована не на потребительское отношение к природе, а на поиск новых, более оптимальных путей и механизмов взаимодействия с ней. В данном случае «экологическая культура» выступает как идеал, к которому нужно стремиться. Так, «экологическая культура» по Л. Н. Когану, характеризует способ взаимодействия общества не только с природой, но и с социально-исторической средой [4].

Хорошим дополнением к данному определению являются утверждения А. С. Бахаревой о том, что экологическая культура человека возникает как новое психическое образование, органично связанная с личностью в целом, ее различными сторонами и качествами. С естественнонаучной точки зрения экологическая культура обеспечивает познание закономерностей природы, связей с человеком. С позиции философии она дает возможность осмыслить назначение человека, а политики — обеспечить должное равновесие между хозяйственной деятельностью и природными ресурсами. Правовая обоснованность удерживает её в рамках закона регулируемых взаимодействий, когда нравственная, напротив, одухотворяет эти отношения. С точки зрения эстетической образованности экологическая культура создает возможность для переживаний восторга и наслаждения, а культура труда и хозяйственной деятельности направляет усилия человека в русло природоохранной целесообразности [1, с. 56].

О. М. Дорошенко отмечает, что «в современной научной литературе, до сих пор, нет единства в понимании того, что такое «экологическая культура». Неоднозначность определений данного понятия обусловливает наличие в данном термине таких составляющих, как «экология» и «культура», которые уже сами по себе предполагают сложность и большое количество различных трактовок. Кроме этого, многозначность данного понятия связана с разнообразием подходов при ее изучении, где за основу берутся различные составляющие (характеристики), а также междисциплинарный характер данного понятия. В то же время, можно отметить существование определенного парадокса. Связан он с тем, что хотя сущностные характеристики, перечисляемые учеными, различны и не однозначно трактуются иерархические связи между выделенными компонентами «экологической культуры», остается единым видение ее практического предназначения [13, с. 20–21].

Рассматривая экологическую культуру с позиции культурологии, С. Н. Глазачев отмечает, что одной из важнейших задач современной школы является повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, т. е. воспитание у школьников экологической культуры.

На основе данных убеждений, данный автор и С. С. Кашлев уделяют особое внимание структурным компонентам экологической культуре и диагностическим материалам для исследования экологической культуры учащихся [3].

С. Н. Глазачев, определяет экологическую культуру как «осознанное отношение человека к природе, обеспечивающее сохранение, обогащение окружающей среды и создающие благоприятные условия для жизни и совершенствования человека».

Другими словами, по его мнению «экологическая культура — это мера и способ реализации и развития сущностных сил человека, экологического сознания и мышления в процессе духовного и материального освоения природы, поддержание ее целостности». При этом формирование экологической культуры личности, он определяет как «процесс целенаправленного и организованного овладения личностью компонентами экологической культуры», результат образовательной деятельности. С. С. Кашлев также акцентирует внимание на нравственность личности и утверждает, что «экологическая культура представляет собой совокупность требований и норм, предъявляемой к экологической деятельности, готовность человека следовать этим нормам.

Она характеризует особенности сознания, поведения и деятельности людей во взаимодействии с природой, в оптимизации своих отношений к ней» [3, с. 12–26].

Е. Ю. Ногтева, И. Д. Лушников, отмечают «можно проследить, как различное понимание сущности экологической культуры приводит к разнообразию ее структуры. Под структурой экологической культуры понимается взаимосвязь ее элементов.

Все исследователи отмечают сложную структуру экологической культуры. В ряду основных и общих элементов экологической культуры, выделяемых большинством исследователей, — знания, отношения, деятельность. Положительно оценивая это с педагогической позиции, мы в то же время отмечаем существенный факт: на духовные аспекты экологической культуры в ее структуре обращают внимание немногие ученые. А именно он представляется ведущим» [5, с. 51–53].

В структуре экологической культуры человека авторы чаще выделяют от трех и более взаимосвязанных и взаимопроникающих компонентов.

С.

Д. Дерябо, В. А. Ясвин выделяют в структуре экологической культуры ценностно-мотивационный, когнитивный, действенно-операционный компоненты [2].

Л. П. Печко, Б. П. Лихачев включают в структуру экологической культуры такие понятия, как культура познавательной деятельности учащихся, культура труда при выполнении конкретных дел в различных областях природопользования и культура духовного общения с природой [6; 10].

В научной работе Н. В. Ульяновой формулировка компонентного состава экологической культуры следующая: системное экологическое знание, мышление, ценностные ориентации, экологически осознанное поведение [7].

А. В. Филинов выделяет такие структурные элементы экологической культуры, как когнитивный, эмоционально-эстетический и деятельностный [8].

Попытку объединить эти составляющие предлагает О. М. Дорошко. Автор рассматривает экологическую культуру как систему, состоящую из трех крупных блоков, составляющих единое целое. Таковыми являются: культура отношения человека к природе (отражающая экологические знания, накопленные человечеством), культура отношения человека к обществу, другим людям (отражающая деятельностное начало личности, принципы организации деятельности на основе знания законов природопользования и возможных последствий своего поведения для других людей), и третий компонент — культура отношения к самому себе (которая выражает особенности внутреннего мира человека, его личностную позицию и возможность самостоятельно принимать решения, наличие убеждений и потребностей применительно к окружающей среде).

Только при условии сочетания всех трех выделенных составляющих можно говорить об экологической культуре, культуре, регулирующей взаимодействие с окружающей средой, причем в наиболее полном представлении этого понятия [9].

Таким образом, и по сей день ещё не существует единого и общепринятого определения экологической культуры. Каждое из существующих определений обладает как достоинствами, так и недостатками, но не одно из них не может претендовать на универсальность. Психолого-педагогический научный феномен «экологическая культура» в современных условиях рассматривается как один из ведущих компонентов личности, как главный системообразующий фактор, способствующий образованию в человеке подлинной интеллигентности и цивилизованности. Несмотря, на различное понимание феномена «экологическая культура» и его дефиниции у большинства исследователей в структуре экологической культуры можно выделить общие сходные компоненты:

‒ когнитивный, предполагающий наличие теоретических экологических знаний и знаний природоохранной деятельности;

‒ эмоционально-ценностный, предполагающий наличие положительного чувственного отношения к окружающему миру, явлениям и объектам природы, а также к самому себе;

‒ деятельностный компонент экологической культуры, предполагающий наличие способности применить на практике знания, умения и навыки в области природоохранной деятельности.

Литература:

  1. Бахарева, А. С. Формы экологического воспитания детей: метод. пос. для учителей / А. С. Бахарева. — Шадринск: Шадринский педагогический институт, 2007. — 63 с.
  2. Дерябо, С. Д. Экологическая педагогика и психология / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. — Ростов н/Д., 1996. — 480 с.
  3. Кашлев, С. С. Диагностика экологической культуры: пособие для учителей и воспитателей общеобраз. учреждений / С. С. Кашлев, С. Н. Глазачев. — Минск: Беларусь, 2003. — С. 122.
  4. Коган, Л. Н. Теория культуры / Л. Н. Коган. — Екатеринбург, 1993. — 81 с.
  5. Ногтева, Е. Ю. Развитие экологической культуры учащихся: монография / Е. Ю. Ногтева, И. Д. Лушников. — Вологда, 2004. — 249 с.
  6. Печко, Л. П. Формирование эстетического отношения к природе в работе культурно-просветительских учреждений / Л. П. Печко. — М., 1985. — 61 с.
  7. Ульянова, Н. В. Педагогические условия формирования экологической культуры школьников 5–11 классов: автореф. дис. …канд. пед. наук: 13.00.01 / Н. В. Ульянова. — Томск, 2007. — С. 20.
  8. Филинов, А. В. Взаимосвязь учебной и внеучебной работы как фактор развития экологической культуры подростков: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / А. В. Филинов. — Чита, 2004. — 165 с.
  9. Формирование экологической культуры как цель образования для устойчивого развития: монография / О. М. Дорошенко, под науч. ред. О. М. Дорошко. — Гродно: ГрГУ им. Я. Купалы, 2010. — 303 с.
  10. Экологическое воспитание как часть формирования мировоззрения школьников: сб. науч. тр. / под ред. Б. П. Лихачева. — М.: Прометей, 2002. — 467 с.

Основные термины (генерируются автоматически): экологическая культура, окружающая среда, природа, компонент, культура отношения человека, культура труда, природоохранная деятельность, составляющая, хозяйственная деятельность, экологическая культура человека.

Формирование

экологической культуры и эстетического. ..

Формирование экологической культуры иэстетического отношения человека кприроде посредством экологического воспитания. Сатуева Лайла Ломалиевна, кандидат биологических наук, доцент.

К вопросу о формировании

экологической культуры младших…

экологическая культура, окружающая среда, природа, компонент, хозяйственная деятельность, составляющая, природоохранная деятельность, культура труда, культура отношения человека, экологическая культура

Экологическая культура, важный элемент в развитии. ..

Формирование экологической культуры и эстетического… экологическая культура, окружающая среда, экологическое

экологическое образование, экологическая культура, окружающая среда, природа, подрастающее поколение, решение проблем, устойчивое…

Педагогические аспекты

экологической безопасности…

экологическая культура, окружающая среда, природа, компонент, хозяйственная деятельность, составляющая, природоохранная деятельность, культура труда, культура отношения человека. ..

Формирование

экологического мышления у студентов вузов во…

экологическая культура, окружающая среда, природа, компонент, хозяйственная деятельность, составляющая, природоохранная деятельность, культура труда, культура отношения человека, экологическая культура… Формирование экологической культуры и…

Формирование устойчивой

экологической культуры у школьников

экологическая культура, окружающая среда, природа, компонент, хозяйственная деятельность, составляющая, природоохранная деятельность, культура труда, культура отношения человека, экологическая культура. ..

Интеграция как средство формирования

экологической культуры

экологическая культура, окружающая среда, природа, компонент, хозяйственная деятельность, составляющая, природоохранная деятельность, культура труда, культура отношения человека, экологическая культура… К вопросу о формировании экологической

Некоторые аспекты формирования

экологической культуры

окружающая среда, экологическое образование, знание, экологическая культура, исследовательская деятельность, природная среда, Изучение, умение, учащийся.

Формирование

экологического воспитания и культуры учащихся…

Экологическая культура — характеризует общий уровень культуры человека, носителя экологического сознания, его способность разумного природопользования, предполагающая сознательное и бережное по отношению к окружающей природной среде осуществление…

определение культурной экологии | Open Education Sociology Dictionary

Home

> C Words

> культурная экология

Содержание

Определение культурной экологии

( существительное ) Изучение того, как группы людей взаимодействуют с окружающей средой и адаптируются к ней.

Пример культурной экологии

  • Культурный эколог будет изучать, как общества принимают стратегии существования в зависимости от окружающей среды и социальных факторов.

Этимология культурной экологии

  • Придумано Джулианом Стюардом (1902–1972) и обсуждается в его работе Теория культурных изменений: методология многолинейной эволюции (1955).

Ученые по культурной экологии

  • Грегори Бейтсон (1904–1980)
  • Марвин Харрис (1927–2001)
  • Julian Steward (1902–1972)
  • Leslie White Steward (1902–1972)
  • Leslie White (1902–1972)
  • .0011

    Руководство по использованию произношения

    Сложность: CUL · Tur · Al E · Col · O · GY

    Аудио произношение

    — Американский английский

    — Британский английский

    Фонетическое заклинание

    • АМЕРИКАНСКОЕ АНГЛИЙС chuhr-ruhl i-kAHl-uh-jee/
    • Британский английский – /kUHl-chuh-ruhl i-kOl-uh-jee/

    Международный фонетический алфавит

    • Американский английский – /ˈkʌlʧərərəl 900ʤi — /ˈkʌlʧərəl ɪˈkɒləʤi/

    Замечания по использованию

    • Множественное число: культурная экология
    • Культурная экология утверждает, что культура является основным механизмом, с помощью которого общества понимают и придают смысл окружающей среде.
    • Не путать с экологией человека.
    • Также называется экологической антропологией .

    Дополнительная информация

    • Экологические и экологические ресурсы – книги, журналы и полезные ссылки
    • Word origin of “cultural” and “ecology” – Online Etymology Dictionary: etymonline.com

    Related Terms

    • agriculture
    • cultural environment
    • ecology
    • horticulture
    • hunting and gathering
    • industrialism
    • pastoralism
    • физическая среда
    • рубить и сжигать
    • стратегия существования

    Works Consulted

    Ferris, Kerry и Jill Stein. 2010. Реальный мир: введение в социологию . 2-е изд. Нью-Йорк: Нортон.

    Хенслин, Джеймс М. 2012.  Социология: земной подход . 10-е изд. Бостон: Аллин и Бэкон.

    Джари, Дэвид и Джулия Джари. 2000. Социологический словарь Коллинза . 3-е изд. Глазго, Шотландия: HarperCollins.

    Масионис, Джон и Кеннет Пламмер. 2012.  Социология: глобальное введение . 4-е изд. Харлоу, Англия: Pearson Education.

    Издательство Оксфордского университета. (Nd) Оксфордские словари . (https://www.oxforddictionaries.com/).

    участников Википедии. (Nd) Викисловарь, Бесплатный словарь . Фонд Викимедиа. (http://en.wiktionary.org).

    Приведите определение культурной экологии

    ASA – Американская социологическая ассоциация (5-е издание)

    Bell, Kenton, ed. 2014. «Культурная экология». В Открытом образовательном социологическом словаре . Проверено 15 февраля 2023 г. (https://sociologydictionary.org/culture-ecology/).

    APA – Американская психологическая ассоциация (6-е издание)

    культурная экология. (2014). В К. Белл (ред.), Открытый социологический словарь образования . Получено с https://sociologydictionary.org/culture-ecology/

    Chicago/Turabian: Дата автора – Чикагское руководство по стилю (16-е издание)

    Bell, Kenton, ed. 2014. «Культурная экология». В Открытом образовательном социологическом словаре . По состоянию на 15 февраля 2023 г. https://sociologydictionary.org/culture-ecology/.

    MLA – Ассоциация современного языка (7-е издание)

    «культурная экология». Открытый образовательный социологический словарь . Эд. Кентон Белл. 2014. Интернет. 15 февраля 2023 г. .

    Культурная экология

    Культурная экология – комментарий к марксистскому модель общества.

    Марксистская модель может быть выражена как «Экономическая база, поддерживающая идеалистическую Надстройка».

    Экономическая база общества определяет идеи, которые определяют организации и индивидуальное поведение, которые выразить свою культуру.

    Все в надстройке сводится к, или определяется экономическими силами база. С этой точки зрения, вещи в надстройка, такая как политика, литература или религия, которые в На первый взгляд, кажется, что они не имеют ничего общего с экономикой. в конечном итоге лучше всего понимается с точки зрения идентифицируемой экономической причины.

      Экономическая база  является основным элемент в любом обществе и может быть подразделен на:

    • средства производство, то есть географический обстоятельства, сырье и технологии, доступные в данный этап истории. Например, «пахать и земля» была средством производства и выживания во время Средний возраст. Столетие назад это были «минералы и заводы’;
    • сил производство, были   природа производителей участвует в производстве средств выживания. Для например, в производстве в основном участвовали мужчины, а не женщины, или образованные в отличие от необразованных, или сельские крестьяне в отличие от городской пролетариат;
    • и соц. производственных отношений,  90 130 связаны с разделением рассматриваемого общества на экономические классы. Например, некоторые люди, были богаты, потому что они владели землей или фабриками (термин для этого заглавная ) в отличие от других, которые просто работал на этих владельцев. Это привело к асимметричное распределение экономического богатства и, таким образом, власть.

    Надстройка , с другой стороны, является вторичным в том смысле, что он является производным от первичной экономической базы и состоит из различных социальных институтов, таких как некоторая форма политического управления, правовой системы, религиозной организации система образования определенный философский мировоззрение, нравственный кодекс и конкретные художественные и культурные практики, а также политические, правовые, религиозные, философские, моральные и эстетические идеологии, которые преобладают в этих учреждения.

    Марксистская модель была предложена в 1840-х гг. имеют дело с капиталистической экономикой урбанизированных обществ, которые появились тогда в результате индустриализации. Эти дни ясно, что мировая экономика должна быть согласована с Ограниченный запас возобновляемых ресурсов Земли. С этой точки зрения экологические ограничения человеческого производства требуют изменения экономической базы, чтобы определить общество, которое дисциплинированный, чтобы сбалансировать организацию людей для производства (политическая экономия) и организация природы для производства (натуральное хозяйство).

    экономическую основу культурной экологии составляют пять поведенческих колонны, которые поддерживают надстройку, состоящую из девяти наборов идеи, которые определяют устойчивый образ жизни. Эта структура представлена на следующих двух схемах.

    Вместе современная база и инфраструктура модель, выраженная как культурная экология, определяет рамки, необходимые для продвижения новой экономики жизни устойчиво. Стратегия рационального природопользования достижения этих целей изложена в Повестке дня на 21 век 1992 Рио Экологический саммит.

    Культурная экология определяет сети восприятия и действия, которые связывают людей вместе в географическом пространстве как общества. Они сосредоточены о балансировании эксплуатации ресурсов окружающей среды для производство с сохранением ресурсов для обеспечения выживания общество. Этот балансирующий акт включает в себя технологические, социологические и идеологические системы управления.

    Технологический аспект  управление занимается инструментами, материалами и машины. социологический аспект  включает в себя отношения, в которые люди вступают особенно на работе и в дома в семье. Эти два аспекта охватывают темы, которые касаются соответственно с эксплуатацией ресурсов через производство и спрос .

    идеологический аспект включает верования, ритуалы, магические практики, искусство, этика, религиозные практики и мифы. Они определяют допустимые и приемлемые отношения с природой, и чаще всего, являются частью локальная система сохранения ресурсов. В развитых цивилизациях идеологический пакет включает в себя философии и правовые системы общества. Изменения в технологии и социальной организации вызвать изменения в идеях и убеждениях, которые объединяют людей с местными и планетарными ресурсами, а также определить людей в более широкий космос, но такие идеи всегда будут иметь обратную связь с социальными организация, которая движется вперед.

    Идеологический аспекты сохранения ресурсов  являются выраженный

    • через представления о «природе» и ‘место’ , так как они исторически развивались, чтобы обеспечить философские, художественные и духовные ценности для определения настоящего дневной энвайронментализм;
    • через науку , как применяется экология, которая лежит в основе сельского хозяйства и дикой природы консервация;
    • и  , проживая в природа  с использованием традиционных экологических знаний для реализации глобальные и локальные стратегии управления ресурсами.

    Все эти аспекты определяют два основных маршрута Западные рассуждения о природе. С одной стороны, с 18 в. века, было с готовностью принято научное стремление за господство над природой. С другой стороны, экологическая результаты этого способа деятельности ускорили экологическое поиск внутренней ценности в природе и ее сохранение.

    Эти два соперника взгляды на отношения между человеком и природой определяют культурные экология как изменчивая карта разума, чтобы направить глобальное общество к устойчивости. Соперничество исходит из фрагментации гражданского общества в погоне за прибылью и статусом. Только как сознательный агентов культурной революции, которая способствует сбалансированному синтезу Можем ли мы использовать эксплуататорские и консервирующие слои общества? экологический потенциал нашего вида для устойчивого будущее.

    Двадцатый век открылся революцией в нашем отношении к миру о нас. Она возникла стихийно из всех ветвей культуры и из все страны Европы, которая простирается от России до Испания.

    Открытия Эйнштейн в космическом пространстве перекликался с Юнгом в космосе. внутреннее подсознание. Экология начала формировать современную перспективу нашего места в природе. Сами искусства превратились в новое экологическое измерение. Больше не было пытливого ума удовлетворившись внешним видом, ученые и художники стали путешественниками в подсознании определять отношения между людьми и среда, которая была более всеобъемлющей, чем поиск естественного Ресурсы. Так художник задался целью соединить невидимое с видимое, абстрактное с фигуративным. В первую очередь среди художником был Пауль Клее, который копался глубоко в подсознании, чтобы вытащить изображения, которые озадачивают, восхищают и необъяснимо воодушевлять.

    Литература отношения человека к окружающей среде плодотворны и разнообразны, тем не менее удивительный факт, что нет ни одной публикации доступный в настоящее время, который предлагает всесторонний обзор диапазона элементов и их составных частей, которые сегодня мы признаем составляют культурную среду. Компендиума не существует которая рассматривает все эти реальности как в их физическом, так и в их вдохновляющие аспекты для описания и изучения явлений земной поверхности, которую мы включаем в понятие культурного экология.

    Мы являемся частью природу от рождения, а значит и внутри нее, и тем не менее смотреть на нее извне, как чужой мир. Это двойное положение приводит к неясности. Биолог Жан Доссе пишет: ‘ Природа не говорит, это говорит человек. Человек уникален в собирая и передавая через слова и изображения сообщение природы. Человек дает природе голос ‘.

    Ханс Ддитер Шааль говорит, что мы в одно и то же время жители, наблюдатели, пользователи, представители, почитатели, потребители и разрушители природы. Природа видимое и невидимое одновременно.

    « видимая внешняя оболочка доступна глазу, силы природы работают в значительной степени незаметно. Жизнь и смерть происходят в тишине, сдержанно. Сердце бьется, легкие дышат, мысли приходят и идут, кровь циркулирует, пищеварительная система работает — все является частью природы.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>