Что такое первичная социализация: Социализация индивида — Умскул Учебник

Первичная социализация

В социализации как в процессе выделяют этапы. Прежде всего, процесс делят на две большие группы: первичная, охватывающая период детства, и вторичная, занимающая более длительный временной промежуток времени и включающая также в себя зрелый и преклонный возраст, социализации, с которыми также связаны агенты и институты социализации.

Термин «первичная» в социологии относится ко всему, что составляет непосредственное ближайшее окружение человека. Это его родители, браться, сестры, братья, близкие и дальние родственники – все это агенты первичной социализации. Собственно, это не только ближайшая к человеку среда, но и важнейшая сфера для его формирования, особенно на ранних стадиях развития. Первичная социализация – сфера межличностных отношений. Вот почему для первых этапов социализации важно присутствие семьи близко от ребенка и контроль над его развитием. Развитие человека нельзя понять в отрыве от семьи, к которой он принадлежит. С первых же часов жизни человека начинается процесс его социализации, в основе которой лежат связи между индивидами и освоение социальных навыков.

В общем процесс социализации личности можно разделить на 4 этапа: первое детство, детство и отрочество, зрелость и старость. К первичной социализации относится детство и отрочество.

Первое детство очень важно. Первые мгновенья жизни малыша имеют наибольшее значение для образования связи между ребенком и каждым из родителей. В основе формирования этой связи лежат взгляды и, в особенности, улыбки. Известно, что, начиная со второй недели, малыш начинает обнаруживать большой интерес к человеческому лицу и даже способен отличить лицо своей матери от лица чужого, незнакомого человека.

Между 8-м и 12-м месяцами у ребенка начинают четко проявляться привязанности. Ребенок четко может определить, что у него пропал из виду знакомый предмет. Яркий пример: если ребенка отнять от матери и передать в руки незнакомому человеку, малыш разразится плачем, но не только потому, что ему страшно перед незнакомым человеком, то есть в незнакомой обстановке, а больше влияет на его реакцию неузнавание в новом лице материнских черт.

Именно этот этап связан с развитием представлений о постоянстве. Кроме того, постоянное присутствие рядом социального партнера приводит на 8-м или 9-м месяце жизни представления у ребенка о собственной перманентности.

В отрочестве группы сверстников играют важную роль, ведь ребенок в таком возрасте гораздо легче и охотнее идентифицирует себя с другими подростками, нежели со старшими. Этот период связан с формированием установок и развитием идентификаций.

Первичная социализация завершается, когда в сознании индивида укоренено понятие «обобщенного другого» и все, что его сопровождает. С этого момента он становится действительным членом общества и субъективно обладает своим Я и миром.

Человеческий детеныш рождается на менее зрелой стадии, чем животное, а жить ему приходится в более сложном мире – в социально сконструированной реальности. Природа в этом случае не позаботилась о подходящем «жилище» для человека, поэтому на протяжении всей своей жизни человек будет искать себе пристанище в виде профессии, статуса, должности, либо как-то еще. Важно, что это «место» кормит, поит, одевает человека и дает ему уверенность в завтрашнем дне. У ребенка до 15 лет нет такой «крыши», поэтому он существует в полной зависимости от родителей и от своих родных.

Агенты социализации – конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.

Первичная социализация – сфера межличностных отношений, так что агенты социализации здесь играют главнейшую роль. Плюс они выполняют гораздо больше ролей и функций, нежели агенты вторичной социализации. Отец – опекун, администратор, воспитатель, учитель, друг и т.д. Среди агентов первичной социализации не все играют одинаковую роль и обладают равным статусом. По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители находятся в превосходящей позиции. Сверстники же равны ему. При этом разные социальные агенты как бы конкурируют друг с другом за право обладания преимущественного влияния на ребенка. Предположим, родители ребенка и его друзья, оказывают противоположное влияние на объект, при этом каждый дает ему неоценимые знания о том, как быть взрослым, или, наоборот, ребенком.

То есть таким образом они облегчают ему переход от состояния зависимости к независимости, от детства к взрослости.

Подразумевая конкретно членов семьи и родственников, употребляют понятие «агенты». В первичной социализации агенты социализации могут называться также институтом социализации, если говорить о них в общем виде. Например, институт семьи.

Институты социализации – это учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Первичным институтом социализации можно также называть не только семью, но и школу, которая в которой ребенок испытывает большое влияние агентов.

Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в первой половине жизни, хотя по убывающей она сохраняется и во второй. И напротив, вторичная социализация охватывает вторую половину жизни человека, когда, повзрослев, он сталкивается с формальными организациями и учреждениями, называемыми институтами вторичной социализации: производством, государством, СМИ, армией, церковью и т. д.

Первичная социализация есть та первая социализация, которой индивид подвергается в детстве и благодаря которой он становится членом общества. Вторичная социализация – это каждый последующий процесс, позволяющий уже социализированному индивиду входить в новые сектора объективного мира его общества.

4.1. Понятие социализации. Первичная и вторичная социализация.

4.2. Теории социализации личности.

4.3. Факторы социализации.

4.4. Агенты социализации.

4.5. Гендерная социализация индивида.

4.1. Понятие социализации. Первичная и вторичная социализация.

В социологии под социализацией понимают процесс становления личности. По сути, социализация – это процесс превращения биологического существа в социального индивида. Специфическая особенность взросления человека по сравнению с другими представителями земной фауны заключается в том, что без воздействия социума, целенаправленного воспитания, он не станет полноценной личностью, не будет вести себя, как человек.

Любое животное в отрыве от своей среды (например, котенок или щенок, которых сразу разлучили с матерью), вырастая, все равно ведет себя так, как свойственно вести себя взрослой особи его биологического вида. Эволюция, которая дала человеку сознание, ослабила те инстинкты, которые регулируют человеческое поведение. Без системы социализации человек, по сути, не станет человеком, в том смысле, который мы обычно вкладываем в это слово. Примером тому служат дети, воспитанные животными: они полностью копируют их повадки, несмотря на то, что человеку физиологически свойственно прямохождение, передвигаются на четырех конечностях и т.п. Все навыки – бытовые, социальные, мыслительные – человек получает в результате социализации. Таким образом, социализация — это процесс становления личности путем усвоения норм и правил поведения в обществе; развитие мышления и навыков деятельности.

Социализацию разделяют на первичную и вторичную.

Первичная социализация – социализация в раннем детстве. Все, что происходит с индивидом в этот период, влияет на его личность безальтернативно, эти воздействия наиболее устойчивы. По сути, индивид является объектом, на который воздействуют различные агенты социализации на этом этапе. Основным агентом социализации на раннем этапе является семья. Семейное воспитание, полученное ребенком, является базой для его личности. По мнению ряда авторов, последствия тех воздействий, которым подвергается индивид в раннем детстве, практически невозможно устранить в более позднем возрасте, также как нельзя восполнить недостаток воспитательного воздействия на раннем этапе для интеллекта и моральной составляющей личности человека.

Этап вторичной социализации – более осознанный. Индивид во многом контролирует процесс социального воздействия, интернализируя те аспекты социальной реальности, которые представляются ему необходимыми. «Первичная социализация есть та первая социализация, которой индивид подвергается в детстве и благодаря которой он становится членом общества.

Вторичная социализация — это каждый последующий процесс, позволяющий уже социализированному индивиду входить в новые сектора объективного мира его общества» — пишут Бергер П. и Лукман Т. в своей работе «Социальное конструирование реальности»[ Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. — М.: «Медиум», 1995. — 323 с] .

В истории выделяются разные системы социализации индивида. Маргарет Мид выделяла три типа культуры, основанием для выделения является то, каким образом происходит межпоколенная передача культурных образцов и норм поведения.

  1. Постфигуративнй тип культуры. Характерен для традиционных сообществ. В рамках данного типа старшее поколение передает более молодым основные знания, навыки, ценности, нормы. Наиболее уважаемыми в обществе являются старейшины.

  2. Кофигуративный тип – совместные ценности образуются в рамках одного поколения. Этот культурный тип появляется в связи с увеличением темпов научно-технического прогресса. Мир начинает меняться при жизни одного поколения, возникают проблемы «отцов и детей».

  3. Постфигуративный – поколение «отцов» учится у поколения детей, чтобы не утратить навыков социализации. Для успешной адаптации в социуме более старшее поколение должно перенимать знания, умения, нормы более молодого.

Первичная социализация | Энциклопедия MDPI

Первичная социализация в социологии — это ранний период жизни человека, в течение которого он первоначально учится и строит себя посредством опыта и взаимодействий вокруг себя. Этот процесс начинается дома через семью, в которой человек узнает, что принято или не принято в обществе, социальных нормах и культурных практиках, которые в конечном итоге он, вероятно, примет. Первичная социализация через семью учит детей тому, как сближаться, создавать отношения и понимать важные понятия, включая любовь, доверие и единение. Некоторые агенты первичной социализации включают такие институты, как семья, друзья детства, система образования и социальные сети. Все эти агенты влияют на процесс социализации ребенка, который они строят на всю оставшуюся жизнь. Эти агенты ограничены людьми, которые непосредственно окружают человека, такими как друзья и семья, но другие агенты, такие как социальные сети и система образования, также имеют большое влияние на людей. СМИ являются влиятельным агентом социализации, потому что они могут предоставить огромное количество знаний о различных культурах и обществах. Именно благодаря этим процессам дети узнают, как вести себя на публике, а не дома, и в конечном итоге узнают, как они должны вести себя как люди в различных обстоятельствах; это известно как вторичная социализация. Огромное количество людей внесли свой вклад в теорию первичной социализации, включая Зигмунда Фрейда, Джорджа Герберта Мида, Чарльза Кули, Жана Пиаже и Талкотта Парсонса. Однако теории Парсона являются самым ранним и наиболее значительным вкладом в социализацию и когнитивное развитие.

1. Теории

1.1. Talcott Parsons

Talcott Parsons предположил, что семья является одним из наиболее важных институтов во время начальной социализации и что, помимо обеспечения основных предметов первой необходимости, таких как кров, еда и безопасность, она учит ребенка набору культурных и социальных стандартов, которыми он руководствуется. по жизни по мере взросления. Однако не менее важно, чтобы ребенок мог усвоить эти стандарты и нормы, а не просто усвоить их, иначе впоследствии он не сможет успешно участвовать в своей культуре или обществе. Согласно теории Парсонса, первичная социализация подготавливает детей к различным ролям, которые они берут на себя во взрослом возрасте, а также оказывает большое влияние на личность и эмоциональное состояние ребенка. [1]

1.2. Зигмунд Фрейд

Врач и создатель психоанализа Зигмунд Фрейд разработал теорию развития личности, согласно которой биологические инстинкты и влияние общества формируют то, как человек становится взрослым. [2] Фрейд утверждал, что разум состоит из трех компонентов: Ид, Суперэго и Эго. Все эти три части должны слаженно работать вместе в равновесии, чтобы человек мог успешно взаимодействовать с обществом и быть его частью. Если какая-либо из этих частей разума превосходит другие или становится более доминирующей, человек столкнется с социальными и личными проблемами. [2] Фрейд утверждает, что из трех компонентов первым формируется Оно; Ид заставляет человека действовать строго для своего удовольствия. Разум новорожденного содержит только Ид, поскольку все, о чем они просят, — это физические желания. Суперэго развивается по мере того, как человек переходит в детство, и описывается как развитие совести. Человек осознает, что существуют социальные нормы, которым нужно следовать, и подчиняется им. Наконец, эго развивается в позднем подростковом и взрослом возрасте и является частью разума, которая разрешает конфликты между Ид и Супер-Эго. Эго помогает человеку принимать рациональные решения, соответствующие правилам общества. [2]

1.3. Джордж Герберт Мид

Зигмунд Фрейд (1926). https://handwiki.org/wiki/index.php?curid=1220482

Джордж Герберт Мид создал теорию социального бихевиоризма, которая утверждает, что личность создается социальным опытом. [3] «Я» — это часть существа, состоящая из образа «я» и самосознания — когда люди взаимодействуют с другими, они создают это «я». В отличие от Фрейда, Мид считает, что личность создается не биологическими инстинктами, а исключительно влиянием общества. [3] Он также заявил, что использование языка и обмен символами для передачи смысла — это то, из чего состоит социальный опыт. Кроме того, нужно поставить себя на место другого человека, чтобы понять его; они должны взять на себя роль другого человека, и только путем понимания роли другого человека можно достичь самосознания. [3]

1.4. Чарльз Хортон Кули

 

Джордж Герберт Мид. https://handwiki.org/wiki/index.php?curid=1082564

Социолог Чарльз Хортон Кули разработал теорию зеркального «я», которая похожа на теорию Мида в том, что она утверждает, что наше социальное взаимодействие формирует наше представление о себе. [4] Кули говорил о том, насколько значимыми являются люди, чье мнение важно для нас, и поэтому они оказывают сильное влияние на то, как мы думаем о вещах и о себе. В этом случае значимым другим может быть любой человек: друг, член семьи и/или супруг. Теория зеркального Я предлагает три этапа формирования Я. На первом этапе человек думает о том, как его воспринимает другой значимый человек. На втором этапе они представляют, что суждение о них выносится значимым другим на основе того восприятия, которое у них есть о человеке. Наконец, на третьем этапе, основываясь на том, как, по мнению человека, его видит значимый другой, он создает образ самого себя. [4]

1.5. Жан Пиаже

 

Жан Пиаже. https://handwiki.org/wiki/index.php?curid=1720680

Психолог Жан Пиаже создал теорию когнитивного развития, в которой говорится о том, как развивается и взрослеет психика детей по мере их взросления и дальнейшего взаимодействия с обществом. [5] Пиаже выделил четыре основных периода развития: сенсомоторный период, дооперациональный период, конкретно-операционный период и формально-операционный период. Сенсомоторный период длится от рождения до двухлетнего возраста и определяется как стадия, когда младенцы учатся, используя свои чувства и двигательные навыки. На этом этапе основная цель для младенца состоит в том, чтобы узнать, что объект все еще существует, даже если он не находится прямо в поле зрения; это известно как постоянство объекта. В предоперационный период, примерно от двух до семи лет, ребенок гораздо более способен к восприятию символического мышления, но еще не способен рассуждать. Кроме того, дети в этот период не могут понять сохранение, то есть способность понимать, что объекты, выглядящие по-разному, могут иметь одинаковые измеримые характеристики, такие как площадь, объем и длина. Следующий период, конкретный операциональный период, приходится на возраст от семи до одиннадцати лет. На этом этапе дети могут решать проблемы или умственные операции только в отношении реальных событий или материальных объектов в своем уме. Заключительный этап — это формальный операционный период, продолжающийся с одиннадцати лет до взрослой жизни, и это период, в течение которого люди учатся решать проблемы на основе гипотетических ситуаций; на этом этапе человек может мыслить логически, символически и абстрактно. [5]

2. Средства социализации

2.1. Семья

Семья, самая близкая к человеку группа людей, оказывает наибольшее влияние на процесс социализации. Многие люди, от рождения до раннего взросления, в значительной степени полагаются на свою семью в плане поддержки, основных потребностей, таких как кров и еда, забота и руководство. Благодаря этому многие влияния семьи становятся частью растущей личности. Семья навязывает ребенку свой язык, культуру, расу, религию и класс, и в результате все эти понятия вносят свой вклад в формирование личности ребенка. [6] Отсутствие постоянного присутствия семьи в качестве сильного влияния может привести к девиантному поведению в более позднем возрасте. Различные теории первичной социализации утверждают, что степень привязанности во время этого процесса и нормы, приобретенные в детстве, могут привести к девиантному поведению и даже злоупотреблению наркотиками во взрослом возрасте. Кроме того, уровни эго взрослых, окружающих человека во время первичной социализации, а также их поведение по отношению к другим влияют на процесс первичной социализации человека. [7]

2.2. Образование и группы сверстников

Образовательные системы знакомят детей с новыми знаниями, а также с порядком и бюрократией. В школе ребенок узнает о других культурах, расах и религиях, отличных от их собственной. Образование влияет на людей, чтобы они думали и действовали определенным образом, которые относятся к нормам и ценностям их нынешнего общества. Одним из примеров этого являются гендерные роли; с раннего возраста в школах детей учат вести себя определенным образом в зависимости от их пола. [8]

Группу сверстников можно определить как группу лиц, сходных по возрасту и социальному классу. Присоединяясь к группам сверстников, дети начинают отделяться от авторитета, навязанного им семьей, и начинают делать собственный выбор. Негативное влияние групп сверстников также может привести к девиантному поведению из-за давления сверстников. [7] Эти группы в жизни человека оказывают существенное влияние на первичный процесс социализации, поскольку они могут влиять на человека, чтобы он думал или действовал по-другому.

2.3. Социальные сети и средства массовой информации

Социальные сети и средства массовой информации являются одними из наиболее влиятельных агентов социализации. Журналы, телевидение, социальные сети, газеты, Интернет, фильмы и радио — все это формы средств массовой информации, которые развлекают и отправляют сообщения большой аудитории. В результате все эти сообщения, рассылаемые социальными сетями, влияют на то, как дети видят себя и окружающий мир. [9] Некоторые примеры влиятельных сообщений, которые постоянно появляются в средствах массовой информации, включают нереалистичные или даже нездоровые стандарты красоты, расовые и сексуальные стереотипы и насилие во всем мире. Все эти сообщения могут повлиять на то, как ребенок создает себя и как он действует как личность в обществе.

3. Границы

Первичная социализация происходит в младенчестве, детстве и раннем подростковом возрасте, когда человек формирует свою базовую идентичность и личность. В ходе этого процесса человек формирует свой образ себя и самосознание через социальный опыт. В первичной социализации большое влияние на личность оказывает семья, а также группы сверстников, образовательные учреждения и средства массовой информации. С этим перекрывается процесс вторичной социализации, который происходит с детства до взрослой жизни, когда человек сталкивается с новыми группами и должен брать на себя новые роли, чтобы успешно участвовать в жизни общества. [10] Однако этот процесс включает в себя меньшие изменения, чем первичная социализация, и больше связан с подростками и взрослыми. Во время вторичной социализации человек начинает участвовать в меньших группах более крупных обществ и в результате должен научиться вести себя соответствующим образом. Модели поведения, созданные агентами социализации в ходе первичной социализации, реализуются при вторичной социализации.

Детство – Успех в разных культурах

На прошлой неделе мы говорили о том, как изучают культуру. В этом посте мы обсудим специфический процесс того культурного образования, которое называется первичной социализацией.

Образовательный веб-сайт Boundless.com определяет первичную социализацию как «когда ребенок усваивает отношения, ценности и действия, соответствующие людям как представителям определенной культуры».

Культурное обучение начинается рано. На самом деле, как люди, мы учимся выживать в наших собственных культурах к тому времени, когда нам исполняется семь лет. К этому возрасту мы собрали инструменты и изучили основы выживания, чтобы справиться с ситуацией в нашем собственном мире.

И, на самом деле, первичная социализация начинается гораздо раньше… еще до того, как мы научимся ходить.

Приобретенное поведение

Откуда мы это знаем?

Потому что специалисты по развитию социального обучения изучают, в каком возрасте усваиваются определенные виды поведения.

Например, точно так же, как мы инстинктивно учим наших детей, что НЕЛЬЗЯ засовывать в отверстия тела из соображений гигиены и здоровья младенцев, мы также учим их, что есть/не есть, чего бояться/не бояться и что правильно от неправильного.

Это начинается рано. Когда младенцы хотят поиграть в своих собственных какашках, родители учат их не прикасаться к ним, негативно реагируя на их действия.

То же самое касается животных, которых мы считаем вредными. Змеи против собак, например. Через наши собственные висцеральные и голосовые реакции на них мы можем научить детей тому, что змеи плохие, а собаки хорошие, еще до того, как ребенок сможет говорить или понимать речь.

Страху можно научиться

Как и всему остальному, страху можно научиться.

Инстинктивной реакцией младенца на такие вещи является любопытство, а не страх. Вот почему взрослые учат страху, чтобы дети избегали опасностей, таких как высота, змеи, пауки и другие потенциально смертельные существа и предметы.

На самом деле, это было подчеркнуто в исследовании, проведенном психологом Рутгерс-Ньюарк Ванессой ЛоБью и опубликованном в журнале Current Directions in Psychological Science .

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>