Авария, определение термина по нормативным документам, закону, ГОСТ, НПБ, правилам
по-английски — emergency
по-немецки — Havarie
по-французски — avarie
по-итальянски — incidente
по-испански — Accidentes
Определение | Источник |
опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению или повреждению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, нанесению ущерба окружающей среде | пункт 2 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» |
разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ; | абзац 3 статьи 1 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» пункт 3. 1.1 ГОСТ Р 12.3.047-98 «Пожарная безопасность технологических процессов» Общие требования. Методы контроля (недействующий) |
разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемый пожар и (или) взрыв, и (или) выброс опасных веществ. | пункт 3.1 ГОСТ Р 12.3.047-2012 ССБТ. «Пожарная безопасность технологических процессов. Общие требования. Методы контроля» |
опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей природной среде. | пункт 3.1.3 ГОСТ 22.0.05-97 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения |
опасное происшествие на промышленном объекте или на транспорте, создающее угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению производственных помещений и сооружений, повреждению или уничтожению оборудования, механизмов, транспортных средств, сырья и готовой продукции, к нарушению производственного процесса и нанесению ущерба окружающей среде | статья 1 Закона города Москвы от 5 ноября 1997 года № 46 О защите населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера |
В определении по ГОСТ 12. 3.047-2012 ССБТ допущена ошибка так как контролируемого пожара не может быть, учитывая, что по соответсвующему «официальному» определению пожара он не может быть контролируемым.
Пожарному специалисту при работе с данным термиром, также следует учитывать, что авария, согласно указанным определениям, возможна только на опасном производственном объекте, перечень которых сожержится в приложении 1 к Федеральному закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»
При этом нужно учесть, что и Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и ГОСТ 22.0.05-97 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения» не ограничивает возможность аварии только лишь на опасном производственном объекте, ограничив при этом ее следующими характеристиками — техногенностью, отнесением к определенному объекту, территории или акватории. Однако указанный ГОСТ дает исчерпывающий перечень аварий, отвечающих приведенному определению термина: промышленная авария, радиационная авария, химическая авария, биологическая авария, гидродинамическая авария, транспортная авария, железнодорожная авария; авария на магистральном трубопроводе; авария на подземном сооружении; авиационная катастрофа.
Практический пример применения определения термина: указание действий при аварии, на плане эвакуации при пожаре, из торгового центра невозможно, так как торговый центр не является опасным производственным объектом, на котором могли бы произойти промышленная, радиационная, химическая, биологическая, гидродинамическая, транспортная, железнодорожная и иные аварии и, как следствие, аварии в торговом центре, и аналогичных объектах, быть не может по определениям термина «авария».
статью подготовил:
инженер пожарной безопасности
П.Ю. Князев
Размещено 05 марта 2020 года
Все права на текст статьи принадлежат автору. Копирование, распространение, использование и иные действия, за исключением ознакомления на данной странице сайта ptm01.ru запрещены.
Разрешено: копировать ссылку (url) на данную страницу и направлять скопированную ссылку неограниченному кругу лиц.
В случае сомнений, руководствуйтесь правилом: всё, что не разрешено — запрещено
КАТАСТРОФА • Большая российская энциклопедия
Авторы: В. А. Баришполец
КАТАСТРО́ФА (лат. catastropha, от греч. ϰαταστροφή – переворот, уничтожение, гибель), внезапное бедствие; событие, влекущее за собой человеческие жертвы, разрушение либо уничтожение разл. рода объектов и материальных ценностей в значит. размерах, широкомасштабное ухудшение состояния окружающей природной среды и др. трагич. последствия. В зависимости от источника происхождения К. подразделяют на природные (стихийные) и техногенные, а по масштабу – на глобальные, национальные, региональные, локальные (местные) и объектовые. Кроме того, разл. рода социально-экономич. потрясения в жизни общества, связанные со сменой гос. строя и т. п., могут вызвать социальные (гуманитарные) К. Для ликвидации последствий К. создают спец. спасательные службы (см. Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий). Если масштабы К. очень велики, а её последствия особенно тяжелы, потерпевшей стране может быть предложена помощь от др. государств (добровольцы-спасатели, врачи, денежные средства, медикаменты, предметы первой необходимости и т. п.).
Природная К. – разрушит. природное явление (процесс): землетрясение, извержение вулкана, цунами, ураган, смерч, тайфун, наводнение, оползень, сель, засуха, опустынивание, столкновение Земли с космич. телами (см. Астероидно-кометная опасность), широкомасштабная эпидемия, массовое размножение вредителей, угрожающее урожаю, и др. В большинстве случаев природную К. нельзя предсказать, а также полностью предотвратить. Поэтому во многих государствах ведутся исследования по поиску методов предупреждения природных К., разрабатываются системы раннего оповещения о грозящем бедствии (см. Геологические катастрофы).
Техногенная К. – крупная авария на гражд. или воен. потенциально опасном объекте, повлёкшая за собой гибель людей и нанесение ущерба их здоровью, разрушение либо уничтожение объекта и компонентов окружающей природной среды (см. Техногенные катастрофы, Радиационные катастрофы).
Глобальная К. – грандиозное событие, в результате которого возможна гибель миллионов людей, и даже исчезновение жизни на Земле: напр., увеличение числа и интенсивности экстремальных погодных явлений под действием мн. природных и антропогенных факторов, столкновение Земли с крупным (диаметром св. 500 м) астероидом, мировая война с применением совр. ядерного, химич. и биологич. оружия и др.
Национальная К. затрагивает территорию отд. государства. Такие К. могут возникать на ядерных реакторах гражд. и воен. назначения, на предприятиях ядерного цикла, на атомных ПЛ и надводных судах, на складах с ядерным и химич. оружием, на крупных химич. предприятиях с большими запасами сильнодействующих ОВ, при транспортировках больших масс людей и опасных грузов, на пересечениях магистральных трубопроводных систем с транспортными линиями и линиями электропередачи, при пожарах на крупнейших пром. и гражд. комплексах, при падениях ЛА на потенциально опасные объекты, при разрушениях крупных плотин и дамб. К опасным природным процессам с последствиями нац. масштаба относятся землетрясения, ураганы, наводнения, лесные пожары, селевые потоки и др.
Региональная К. охватывает территорию адм.-терр. образований в пределах одного государства, края, области. Такого рода К. вызываются теми же причинами, но меньшего масштаба и приводят к тем же последствиям, что и национальные К. Дополнительно к ним можно отнести взрывы и пожары на объектах с опасными веществами, при крушениях поездов, судов и самолётов, на металлургич. комплексах, элеваторах, шахтах, а также обвалы, оползни, снежные лавины и др.
Локальная (местная) К. создаёт ущерб для города или района, а объектовая К. ограничивается территорией санитарно-защитной зоны объекта.
Социальные (гуманитарные) К. вызываются непродуманной управленч. или сознательной целенаправленной деятельностью по разрушению социальных общностей и гос. систем.
Готовность к стихийным бедствиям | IFRC
Готовность к стихийным бедствиям
Подготовка к стихийным бедствиям спасает бесчисленное количество жизней, ускоряет восстановление людей и экономит деньги. IFRC поддерживает национальные общества в постоянном повышении их местной готовности и потенциала реагирования, что в конечном итоге предотвращает и снижает воздействие бедствий на сообщества.
Необходимость подготовиться к миру неожиданных потрясений стала яснее, чем когда-либо. Ожидается, что эпидемии, наводнения, ураганы, засухи и лесные пожары станут более частыми и сильными, ежегодно затрагивая сотни миллионов людей.
Общества Красного Креста и Красного Полумесяца по всему миру при поддержке МФКК работают над повышением своей готовности к стихийным бедствиям. Это включает:
- Координация с национальными властями и партнерами, чтобы узнать, к каким рискам и опасностям следует подготовиться
- Обучение и оснащение миллионов добровольцев для быстрого реагирования на широкий спектр опасностей
- Исследование новых технологий для улучшения их реакции
- Работа с сообществами для понимания потребностей тех, кто подвергается наибольшему риску
- Создание систем раннего предупреждения, чтобы сообщества могли принять меры до того, как произойдет стихийное бедствие
Готовность к стихийным бедствиям — это не просто правильно, это разумно. Мы должны активизировать действия и инвестировать в обеспечение готовности сейчас, а не ждать следующей катастрофы.
Прокрутите вниз, чтобы узнать, как мы поддерживаем готовность национального общества.
Смотреть: Введение в подготовку национального общества
Готовность к эффективному реагированию (PER)
Готовность к эффективному реагированию (PER) — это наш циклический подход, призванный помочь нам проанализировать возможности, сильные и слабые стороны системы реагирования национального общества. Он основан на многолетнем коллективном опыте обеспечения готовности и реагирования на стихийные бедствия в рамках нашей глобальной сети.Наше видение заключается в том, чтобы все национальные общества постоянно совершенствовали свои возможности реагирования на стихийные бедствия таким образом, чтобы своевременный, надлежащий, скоординированный, актуальный и эффективный.
Подход PER состоит из пяти этапов:
- Ориентация: Мы объясняем подход национальному обществу и обсуждаем, каким внутренним и внешним рискам и опасностям они хотят отдать приоритет.
- Оценка: Мы оцениваем текущую систему реагирования национального общества, чтобы определить области, требующие улучшения. Это можно сделать с помощью самооценки, моделирования стихийных бедствий или обзоров во время или после операции.
- Приоритизация и анализ: Национальное общество затем сужает область своей работы, на которой оно хочет сосредоточиться, и проводит углубленный анализ, чтобы определить препятствия, которые необходимо преодолеть.
- Рабочий план: Основываясь на этом анализе, мы помогаем национальному обществу разработать дорожную карту для увеличения его потенциала реагирования. Это включает результаты, результаты, мероприятия, сроки, цели и четкую систему подотчетности.
- Действия и ответственность: Национальное общество претворяет в жизнь свой рабочий план, постоянно отслеживая и сообщая о своем прогрессе в долгосрочной перспективе.
Узнать больше
Добровольцы Красного Креста Южного Судана отрабатывают свои навыки реагирования в рамках симуляции работы группы реагирования на чрезвычайные ситуации, 2013 г.
Фото: МФКК/Юозас Церниус
Чтобы узнать больше о готовности к эффективному реагированию (PER):
- Загрузите брошюру PER ниже
- Подпишитесь на информационный бюллетень о готовности национального общества
- Для получения данных о готовности в режиме реального времени посетите раздел готовности на нашей платформе данных: IFRC GO
- Если вы из национального общества и заинтересованы в подходе PER, свяжитесь с [email protected] .
Брошюра PER и тематические исследования
Изучение зон готовности
Готовность к эпидемиям и пандемиям
Прочитайте больше
Готовность к технологическим и биологическим опасностям
МФКК поддерживает национальные общества по всему миру в эффективной подготовке и реагировании на технологические чрезвычайные ситуации с использованием подхода, учитывающего различные опасности.
Прочитайте больше
Планирование на случай непредвиденных обстоятельств
Планирование на случай непредвиденных обстоятельств означает подготовку организации к тому, чтобы она была готова к эффективному реагированию в случае чрезвычайной ситуации. Время, затраченное на планирование на случай непредвиденных обстоятельств, равно времени, сэкономленному в случае стихийного бедствия.
Прочитайте больше
Смотреть: видео о подготовке
Смотрите больше на Youtube
Связанные документы
Климатически оптимизированное снижение риска бедствий | IFRC
Климатически оптимизированное снижение риска бедствий
IFRC является одной из крупнейших в мире организаций по снижению риска бедствий на базе сообществ. Вместе с нашими 192 национальными обществами мы помогаем сообществам по всему миру снижать риски, защищать себя и готовиться к чрезвычайным ситуациям.
В бедствии нет ничего естественного. Потрясения и опасности не обязательно ведут к катастрофе. Тем не менее каждый год 67 000 человек гибнут, 26 миллионов ввергаются в нищету и почти 200 миллионов человек во всем мире страдают от стихийных бедствий.
Больше всего страдают самые бедные и незащищенные люди в мире. И пожилые люди, женщины и девочки, а также люди с инвалидностью страдают несоразмерно больше.
Климатически оптимизированное снижение риска бедствий спасает жизни, ограничивая степень риска, с которым сталкиваются люди, и уровень ущерба, который может нанести кризис. Это может помочь сообществам эффективно подготовиться к стихийным бедствиям и справиться с ними.
Такой подход жизненно важен, потому что количество бедствий увеличивается с каждым годом. Изменение климата, рост населения, развитие городов в районах, подверженных риску, и изменения в землепользовании увеличивают риски.
Предотвратить. Уменьшать. Подготовить.
Наша акция по борьбе с изменением климата
Мужчина работает на своем кукурузном поле в деревне на юге Эфиопии, где некоторые фермеры начали защищать себя от экстремальных погодных условий с помощью «индексного страхования», которое выплачивает пособия на основе прогнозов, таких как уровень осадков
Фото: МФКК/Хосе Сендон
МФКК и наша сеть из 192 национальных общества и 14 миллионов добровольцев ежедневно тесно сотрудничают с сообществами, подвергающимися опасностям, связанным с климатом.
Мы делаем нашу работу с учетом климата, выступаем за большую адаптацию к изменению климата и значительно активизируем наши усилия по снижению риска бедствий во всем мире. Мы все чаще учитываем климатические риски во всем, что мы делаем, предвидя экстремальные погодные явления до их воздействия и ища решения, основанные на природе.
Мы также сокращаем собственное воздействие на окружающую среду и делаем нашу деятельность более экологичной.
Конкретные примеры действий наших национальных обществ и партнеров по борьбе с изменением климата см. в этом отчете Климатического центра Красного Креста и Красного Полумесяца.
И узнайте больше о наших обязательствах по активизации нашего реагирования на климатические и экологические кризисы в Хартии по климату и окружающей среде для гуманитарных организаций.
Как мы мобилизуемся, чтобы справиться с безотлагательностью и масштабами климатического кризиса
Ознакомьтесь с нашей работой
Раннее предупреждение, раннее действие
Мы предпринимаем множество различных шагов — от финансирования на основе прогнозов до создания систем раннего предупреждения в сообществе — для защиты людей до того, как произойдет стихийное бедствие.
Прочитайте больше
Знания сообщества и повышение осведомленности
Мы помогаем сообществам во всем мире понять риски, с которыми они сталкиваются, и то, как они могут защитить себя.
Прочитайте больше
Совершенствование законов о стихийных бедствиях
Мы поддерживаем правительства в принятии законов и политик, которые снижают существующие риски, связанные со стихийными бедствиями, предотвращают возникновение новых рисков и повышают безопасность людей.
Прочитайте больше
Оценка рисков и планирование
Мы работаем рука об руку с сообществами, чтобы помочь им выявлять, понимать и устранять риски для их жизни и средств к существованию.
Прочитайте больше
Природные решения
Мы внедряем природные решения, такие как защита и восстановление лесов, для защиты сообществ от стихийных бедствий и последствий изменения климата.
Прочитайте больше
Устойчивость к внешним воздействиям в городах
Для большей части человечества будущее связано с проживанием в городах. Но чтобы сделать это безопасно, городские сообщества должны быть готовы к растущим и изменяющимся потрясениям, с которыми они сталкиваются, и быть устойчивыми к ним.
Прочитайте больше
Основные отчеты
Zurich Flood Resilience Alliance
IFRC является частью Zurich Flood Resilience Alliance, партнерства между различными секторами и странами, целью которого является повышение устойчивости населения к рискам наводнений.
Его видение заключается в том, что наводнения не оказывают негативного влияния на способность людей и бизнеса к процветанию.
Узнать больше
Партнерство заблаговременных действий с учетом рисков
Организованное МФКК Партнерство за ранние действия с учетом рисков (REAP) направлено на то, чтобы к 2025 году защитить один миллиард человек от стихийных бедствий посредством:
- Увеличение финансирования на ранние действия
- Совершенствование систем раннего предупреждения
- Улучшение способности местных служб быстрого реагирования
Узнать больше
Последние
Пресс-релиз
20.