Что можно узнать по жестам: Что можно понять о человеке по выражению его лица, жестам, движениям? О каких чувствах можно…

Как распознать по мимике и жестам, что человек вам врет

28.05.2021

Согласно статистике, каждый человек хотя бы раз в день лжет. Психологи утверждают, что ложь всегда проявляется невербально — через микродвижения тела, мимику и жесты. Но как распознать, что вам говорят неправду? Читайте в нашем материале основные признаки, которые выдают в собеседнике ложь. А приобретенные навыки можно будет проверить в психологическом проекте «Детектор лжи», премьера которого состоится уже этой осенью

Больше по теме: 6 признаков того, что человек вам врет

Как распознать ложь по мимике лица и глазам

Если человек говорит неправду, это всегда проявляется на микромимике лица. Непроизвольное поднятие бровей, складки на лбу. Если на лице заметна некая ассиметрия, то это верный признак лжи. Когда человек врет, он гораздо чаще дотрагивается руками к своему рту или носу, также он может прикрывать рот рукой или поджимать губы.  

Частое моргание также свидетельствует о неправде. При этом веки собеседника  дольше остаются закрытыми. У мужчин часто наблюдается желание тереть глаза во время утаивания правды. По направлению взгляда легко определить, правду ли вам говорят. Так, если собеседник выдумывает информацию на ходу, он склонен прятать взгляд или смотреть в сторону. Взгляд правши во время лжи часто направлен вверх влево, а вот если собеседник смотрит вверх вправо, скорее всего, он попросту вспоминает что-то.

Как распознать ложь благодаря языку тела

Эту аксиому знает каждый: человек, который врет, потеет сильнее, чем тот, кто говорит правду. Также стоит обратить особое внимание на кивки головой. Как правило, это движение происходит непроизвольно. Однако часто, когда собеседник выдумывает факты, возникает задержка между словами и кивком головой.

Помните поговорку «На воре и шапка горит»? Так вот, человек, который лжет, часто суетлив, ему сложно усидеть на месте, его позы часто неестественны или очень часто меняются.

 

Человек, который говорит правду, наклоняется в сторону собеседника, лжец  — отдаляется. Во время общения многие неосознанно используют зеркалирование – повторяют жесты визави. Неспокойное положение рук (приглаживание волос, поправка галстука, желание сжать что-нибудь) также выдают лжеца.

Участившееся дыхание собеседника свидетельствует о том, что он врет.

Как определить по разговору, что вам врут

Изменение скорости и тембра голоса могут свидетельствовать о лжи. Таким же свидетельством может быть колебание перед ответом или внезапное заикание, долгие паузы. Излишняя болтливость, суетливость и попытки уйти от прямого ответа на простой вопрос также свидетельствуют о лжи. В таком случае стоит обратить дополнительные факторы: мимику лица и движения тела. 

Также важно помнить, что неправдивые люди часто путаются в своих ответах, обрывают фразы на середине, отшучиваются от неудобных вопросов. В то же время частое употребление одних и тех же «заученных» механических ответов, скорее всего, свидетельствует о неправдивости данных.

 

Больше о том, как распознать ложь, смотрите в психологическом проекте «Детектор брехні»!

Читайте нас также в Viber и Telegram СТБ

Читайте также

Теория лжи: эксперты-профайлеры и спецпсихологи о том, как выявить лжеца по жестам

Также мужчины врут чаще женщин в несколько раз. Но значит ли это, что лгут все кругом? И если это так, возможно ли выявить обман на стадии зарождения? Да, возможно. Один из немногих эффективных способов распознать ложь является профайлинг – искусство определять эмоции по мимике.

Сайт телеканала «Звезда» встретился с экспертами в области распознавания лжи, которые и рассказали о методах детекции лжи и невербальных способах распознать обманщика.

Константин Митрошин, эксперт-профайлер научно-исследовательского центра корпоративной безопасности, проинструктировал сайт телеканала «Звезда» о том, что значат различные мимические сигналы, а также провел анализ знаменитого рукопожатия Путина и Трампа.

«Мимику мы контролируем меньше чем речь, поэтому моя работа заключается в том, чтобы ее правильно расшифровать. В зависимости от того, как двигается лицо, становится ясно, что чувствует человек. Подъем бровей в разговоре означает концентрацию внимания на какой-либо теме. Однако многое может поменяться от положения тела, головы. Важнее в мимике утечки, когда она не соответствует словам. Если скрестить брови домиком, и в диалоге сказать что все хорошо — то на самом деле не все ок, а все печально», — рассказывает Константин.

«Также брови домиком означают момент потери чего-либо. Однако не стоит забывать и о том, что есть люди, которые используют этот жест в базовом наборе лицевых знаков. И если это так, то это может быть неверно трактовано. Всегда нужно быть очень внимательным, опираться на другие реакции. По одному щелчку нельзя сделать вывод о эмоциях, это будет неверно. Кстати, есть характерный жест, используемый людьми при состоянии стресса и страха – это напряжение шеи, нервный тик. Мимикой вообще часто играют – с этим нужно работать. Всегда нужна правильная совокупность реакций, и чтобы найти ложь – нужно искать подтверждения во всем», — заявляет эксперт.

Константин уверен, что, когда человек имеет стимул что-то потерять, власть, уважение или деньги – то раскусить его гораздо легче. Причина этому – сильная эмоция страха, которая берет верх над остальными, значительно делая слабее его самоконтроль. Также эксперт не обошел стороной и тему рукопожатий, рассказав о том, как определить подавленную инициативу по направлению ладони, и о значении тонуса человека.
 

«Рукопожатия, кстати, тоже очень интересны. Если собеседник подает руку ладонью вверх, это может означать своеобразный жест о подавленной инициативе, но если посмотреть на положение его тела, то это может также говорить и о уважении. Вообще, есть определенная психогеометрия пространства, имеющая для нас определенный ресурс. Например, если человек жестикулирует сверху, ведя руку ладонью вниз, это говорит о возможном намерии задавить вас, показать силу», — рассказывает профайлер.

Тонус тела также играет важную роль в определении человеческих эмоций. Оказывается, если у человека вялая походка, слабое рукопожатие, то вся его энергия может быть сосредоточена в мыслях, голове. Об обратном говорит и напряженный плечевой пояс человека, с сильным мышечным тонусом, что свидетельствует об энергичном, взрывном характере.


Не ускользнула от внимания эксперта также и тема знаменитого рукопожатия двух мировых лидеров: Путина и Трампа.


«Трамп своими похлопываниями явно прощупывал почву и провоцировал Путина на какую-либо реакцию. Однако Путин вовремя пресек это, показав ему адресное обращение указательным пальцем», — сказал Митрошин.


Однако окончательное заключение и выводы о личности человека нельзя делать, опираясь только на его мимику и жесты, уверен эксперт. При любом элементе, разговоре и встрече должна учитываться любая мелочь: от светового режима дня до того, что происходит вокруг. Кто-то будет чувствовать себя хорошо при абсолютной тишине, а кто-то в режиме шума.

Татьяна Гуделова, штатный психолог ОМОНа Главного управления Росгвардии по г.Москва и специалист по графологии, также рассказала сайту телеканала «Звезда» о том, кого и в каких случаях проверяют на полиграфе и может ли лжец обмануть считывающее устройство.

«Основное значение графологии в том, чтобы отразить наши психологические составляющие. Проверка проходит в несколько уровней. Сначала нужно понять, как пишет человек в спокойном состоянии, а потом в стрессовом – и сравнить два результата. Если человек лжет, меняется его внутреннее состояние, и почерк тоже меняется. Наклон, ширина, читабельность – все зависит от стресса», — рассказывает Татьяна.


Также, Гуделова привела несколько интересных примеров из своей служебной практики, рассказав о психологии серийных убийц, и о преступлениях, которые удалось раскрыть благодаря методам графологии.


«Эмоциональная сфера, она у них пустая. Как солома пережженная. Эти люди абсолютно не чувствуют эмоций  других людей. Это здорово отражается в штрихе. У них сухой почерк, представьте сеченый волос – почерк похож на это. Но это надо под микроскопом смотреть, представьте также линию, у которой есть края, а внутри она абсолютно пустая, прямая», — рассказывает Татьяна.


«Был интересный случай. Смотрю почерк человека, составляю портрет: добрый, отзывчивый… Удивительно, как он мог совершить убийство. В итоге оказалось, что он просто мстил, мстил за оскорбление своего близкого человека. Как в фильме «Ворошиловский стрелок»…  Например, еще была одна записка с именами. Все имена у подозреваемого были идентичны с его основным почерком, и только одно имя выделялось, оно было написано нежнее, круглее, читабельнее. Я сделала вывод, что именно вот этот человек был эмоционально значимым для фигуранта. Диагноз подтвердился, следователю это помогло», — говорит эксперт.

«Еще был случай, когда мужчина госслужащий совершил должностное преступление, а потом суицид. Мы стали разбирать причины этого поступка, и в итоге, проанализировав его записи за последнее время, узнали, что после того как этот человек совершил преступление – им овладел стресс. И с каждым днем его чувство вины становилось сильнее, и когда он понял, что все скоро узнают, что он преступник – он ушел из жизни», – рассказывает психолог.
 

«Вот еще был человек, имеющий доступ к большим финансам, порядочный, и положительный. И вдруг, его все начинают подозревать в хищении средств… Вывод графолога был однозначен: на преступление этот человек может пойти в случае нужды денег на операцию любимой бабушке, или если необходимо выручить кого-то из сложной жизненной ситуации. В ходе следствия мотив подтвердился, «крайние обстоятельства» обнаружились», — поясняет эксперт.

Лжеца зачастую также видно по потере читабельности почерка, когда «бессознательное»  берет верх над сознанием. У букв меняется размер, направление почерка будто уходит вниз, хотят скрыться. Увеличиваются поля, или уменьшаются расстояния. Все эти признаки собирают профессионалы, чтобы вывести обманщика на чистую воду, будь то профайлеры, полиграфисты или графологи. Но для того чтобы составить точное заключение об обмане, нужна не одна проверка, уверена Гуделова.
 

«Сам полиграф обмануть невозможно, потому что это устройство. Обмануть можно полиграфолога, человека. Также полиграф не составляет психологический портрет человека, это должен делать психолог. Нужно помнить о том, что ни один специалист не напишет о том, что человек лжет. На это нужно несколько проверок», — уверена Татьяна.

Как жесты могут помочь учащимся учиться

Использование жестов учащимися может помочь им выучить и запомнить новые концепции, но есть важные … [+] предостережения.

getty

Когда учащиеся делают жесты руками, связанные с тем, что они изучают, это может помочь им запомнить новую информацию, включая словарный запас. Но есть несколько важных предостережений.

Когда я искал книгу по обучению грамоте, я провел время в начальной школе, где использовалась инновационная, насыщенная учебная программа. В школе обслуживалось много детей, которые все еще изучали английский язык, и они переняли определенные методы, призванные помочь им. Один из них заключался в том, чтобы учителя вводили новое словарное слово, сопоставляя его с жестом руки, а затем учащиеся повторяли слово и жест.

Администратор школы сказала мне, что заметила кое-что интересное. В начале учебного года первоклассники изучали образование горных пород. Когда было введено слово слой , их учитель научил их делать соответствующий жест: обе руки вытянуты плоско, одна над другой. Весной во время юнита по дождевому лесу снова всплыло слово слой . Администратор заметил, что когда дети услышали это слово, они снова начали спонтанно жестикулировать рукой. Они вспомнили.

Когда я начал следить за второклассником в школе, я заметил, что учитель иногда учил жестам даже с абстрактными словами — например, просветление , с которым класс столкнулся в модуле по буддизму. Произнося это слово и давая соответствующее возрасту определение («более глубокое понимание жизни»), учительница поднесла руку ко лбу, как бы отдавая честь, а затем взмахнула ею вверх и в стороны. Дети повторяли слово и имитировали жест.

С тех пор я задаюсь вопросом, есть ли доказательства в поддержку этой методики обучения и может ли она помочь всем учащимся усваивать и запоминать новую информацию, а не только учащимся, изучающим новый язык. Оказывается, их довольно много, и они подпадают под категорию «воплощенного познания».

Один из примеров взят из недавней книги Расширенный разум научного писателя Энни Мерфи Пол. Когда Керри Энн Диксон, профессор анатомии из Австралии, преподает части и системы тела, она заставляет своих учеников имитировать соответствующие жесты. Для слезной железы и слезопродукции они делают вид, что плачут; для улитки и слуха они кладут руки за уши. Диксон говорит, что с тех пор, как она начала использовать этот подход, результаты тестов ее учеников по анатомии выросли на 42%.

БОЛЬШЕ ОТ FORBES ADVISOR

Аналогичные результаты были получены у младших школьников. В исследовании 2008 года учащиеся третьего и четвертого классов были разделены на три группы, которые получали различные математические инструкции. Преподаватели одной группы давали устное объяснение при решении задачи, а ученики повторяли его. Для второй группы инструкторы давали как словесное объяснение, так и сопровождающие жесты рук, и просили студентов повторять жесты, но не слова. Третья группа повторяла и слова, и жесты. На тесте, данном сразу после урока, с математическими задачами, подобными тем, которые их учили решать, все три группы улучшили свои результаты примерно на одинаковую величину. Но в тесте, проведенном четыре недели спустя, только вторая и третья группы — те, которые использовали жесты — показали значительно лучшие результаты.

Существует множество других примеров силы жестов и движений, хотя большинство исследований сосредоточено на немедленном обучении, а не на долговременном запоминании. Было обнаружено, например, что дети лучше понимают историю, когда они разыгрывают ее с помощью предметов или даже просто воображают, что делают это, чем когда они читают историю дважды. Учащиеся средней школы, которые узнали о движении планет, притворяясь астероидом, показали значительно более высокие результаты, как и ученики начальной школы, которые изучали геометрию, формируя фигуры своим телом на игровой площадке. Дети, изучающие названия животных на иностранном языке, добивались большего успеха, когда выполняли действия и жесты, соответствующие словам.

Почему жесты имеют такие эффекты? Есть несколько теорий. Один из них связан с рабочей памятью, аспектом нашего сознания, который воспринимает и пытается осмыслить новую информацию. Если мы пытаемся жонглировать слишком большим количеством новых вещей в рабочей памяти одновременно, мы становимся перегруженными, а понимание и запоминание страдают. Движения тела, такие как жесты, которые происходят естественным образом, могут облегчить часть когнитивной нагрузки, связанной с обучением. Также было высказано предположение, что движение оставляет в долговременной памяти более длительное впечатление, чем одни только слова, и что полезно связать мысленные представления идей с внешней средой.

Какими бы ни были причины (а их может быть несколько), существует достаточно доказательств того, что жесты эффективны, чтобы оправдать их включение в обучение. Однако это не означает, что любой жест — или любое телесное представление информации — будет полезен. Вот несколько предостережений, о которых следует помнить.

Будьте благоразумны. «Жестики на задачах, которые не поддаются жестикуляции, — предупредила одна группа исследователей, — могут снизить производительность». Даже в задачах, которые поддаются жестам, таких как изучение словарного запаса, существует ограничение на количество слов, которые должны сочетаться с жестом, потому что существует ограничение на то, сколько новых слов дети смогут запомнить, даже с прикрепленными жестами. Имеет смысл приберечь жесты для того, что иногда называют словарным запасом «уровня 2»: слова, которые не настолько распространены, чтобы их значение можно было уловить естественным образом, но достаточно распространены, чтобы часто встречаться в письменном тексте. В этой категории Уровня 2, вероятно, лучше всего сочетать жесты со словами, которые кажутся особенно важными или которые могут появиться в будущих разделах учебной программы.

Не увлекайтесь. Можно так сильно сосредоточиться на сложном телесном представлении информации, что сама информация будет потеряна. Однажды я слышала, как один педагог описывала, как она использовала телесное познание, чтобы помочь учащимся связать звуки с буквами, которые их обозначают. Например, чтобы помочь ребенку понять один из звуков, издаваемых буквами или , она попросила его одеться клоуном. Это может сработать. Но также может потребоваться 15 минут или больше, чтобы нанести клоунский грим, парик и т. д. И ребенок может так сильно сосредоточиться на удовольствии переодеться клоуном, что запомнит этот опыт больше, чем звук букв.0011 вл можно сделать.

Используйте содержательную учебную программу. Дети в школе, где я проводил исследование для своей книги, не запомнили слово слой только из-за жеста руки. Учебная программа, которую использовала школа, называлась Core Knowledge Language Arts, предоставляла им богатый контекст для значения этого слова. Дети провели две или три недели, изучая образование горных пород, встречая это слово в различных увлекательных контекстах (я наблюдал за одним из таких уроков, и дети были в восторге). Помог и тот факт, что через несколько месяцев учебная программа вернула это слово в другой увлекательный контекст — тропический лес.

К сожалению, в большинстве начальных школ нет такой учебной программы. Вместо того, чтобы тратить две или более недель на глубокое погружение в тему, они сосредотачиваются на предполагаемых навыках понимания прочитанного, таких как «нахождение основной идеи», и перескакивают с одной темы на другую, рассматривая каждую из них поверхностно. Если у детей нет богатого контекста для нового словарного слова — даже того, которому обучают с помощью жестов, — они могут повторить определение, но вряд ли по-настоящему поймут, что оно означает.

Однако, если учителя используют жесты разумно, в сочетании с насыщенной и увлекательной учебной программой, этот метод может помочь учащимся запомнить ключевую лексику и понятия, заложив основу для дальнейшего обучения.

Подписывайтесь на меня в Twitter или LinkedIn. Посетите мой веб-сайт или другие мои работы здесь.

Жесты рук улучшают процесс обучения как у тех, кто подписывает, так и у говорящих

От Ян Ингмайр

Согласно новому отчету, спонтанные жесты могут помочь детям учиться независимо от того, используют ли они разговорный язык или язык жестов.

Предыдущее исследование, проведенное Сьюзен Голдин-Медоу, почетным профессором факультета психологии Бердсли Рамл, показало, что жесты помогают детям развивать свои языковые, обучающие и когнитивные навыки.

Как один из ведущих специалистов страны по изучению языков и жестов, она также изучала, как использование жестов помогает детям старшего возраста улучшить свои математические навыки.

В новом исследовании Голдин-Медоу изучается, как жестикуляция способствует изучению языка слышащими и глухими детьми. Она приходит к выводу, что жест — это гибкий способ общения, который может работать с языком для общения или, при необходимости, сам может стать языком. Статья опубликована в Интернете издательством Philosophical Transactions of the Royal Society B и появится в печатном выпуске журнала от 19 сентября, посвященном теме «Язык как мультимодальный феномен».

«Дети, которые могут слышать, используют жесты наряду с речью для общения по мере того, как они осваивают разговорный язык», — сказал Голдин-Медоу. «Эти сочетания жестов и слов предшествуют и предсказывают приобретение словосочетаний, передающих те же понятия. Полученные данные ясно показывают, что дети понимают эти понятия еще до того, как смогут выразить их в речи».

Помимо детей, выучивших разговорные языки, Голдин-Медоу изучал детей, выучивших язык жестов от своих родителей. Она обнаружила, что они тоже используют жесты, как используют американский язык жестов. Эти жесты предсказывают обучение, как и жесты, сопровождающие речь.

Наконец, Голдин-Медоу изучил глухих детей, потеря слуха которых мешала им изучать разговорный язык, и чьи слышащие родители не научили их общепринятому языку жестов. Эти дети используют самодельные системы жестов, называемые homesign , для общения. Homesign имеет общие свойства с естественными языками, но не является полноценным языком, возможно, потому, что детям не хватает «сообщества партнеров по общению», пишет Голдин-Медоу. Тем не менее, homesign может стать «первым шагом к устоявшемуся языку жестов». В Никарагуа индивидуальные системы жестов превратились в более сложную общую систему, когда домовладельцы впервые собрались вместе.

Эти результаты дают представление о вкладе жестов в обучение.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>