особенности физического, психического, речевого и социального развития мальчиков и девочек, комментарии педиатров
В раннем детстве развитие идет как никогда быстро. К году происходит интенсивный набор веса, роста. Ребенок осваивает новые движения, действия с предметами, активно развивается эмоционально и психически, начинает самостоятельно ходить, произносит первые слова. Неудивительно, что окружающих его взрослых, и прежде всего родителей, волнует вопрос — какие нормы существуют для этого возраста, и не отстает ли любимый малыш от сверстников. Рассказываем, что должен уметь ребенок в год, и чем можно помочь ему в развитии.
Важно!
В этой статье представлена общая информация, «среднее по больнице». Но необходимо понимать, что каждый ребенок развивается в своем индивидуальном темпе, учитывать его особенности здоровья, темперамент и другие важные моменты. Не стоит паниковать, если ребенок что-то не умеет в его возрасте из того, что «положено». Но не лишним будет проконсультироваться со специалистом — для своего же спокойствия.
Полезная информация о годовалом малыше
Средний рост | 75-79 см |
Средний вес | 9,6-10,5 кг |
Средняя окружность головы | 45-47 см |
Количество зубов | 8 |
Кризис 1 года | В 1 год наступает переходный период между младенчеством и ранним детством. Он проявляется в увеличении самостоятельности и аффективных реакций. Запреты взрослых вызывают резкое неудовольствие и крик. Сгладить кризис легче, устанавливая новые отношения с ребенком, предоставляя ему большую свободу в допустимых пределах (1). |
Гармоничное развитие | Многие исследователи считают, что для детей грудного и младшего возраста характерна гармоничность физического развития. В 1 год преобладают дети с гармоничным развитием (71,6%). Физическую дисгармоничность выявляют у 20,4% детей, а резкую дисгармоничность — всего лишь в 8% случаев (2). |
Взаимосвязь физического и психического развития | В раннем детстве психическое развитие во многом зависит от состояния здоровья. Незначительное ухудшение самочувствие влияет на эмоциональное состояние, а болезнь может разрушить уже усвоенные формы поведения. Но может быть и обратная тенденция: смех и позитивные эмоции ускоряют выздоровление во время болезней (3). |
Физическое развитие ребенка в 1 год
Физическим развитием называют динамический процесс роста и биологического созревания ребенка. К году сильно меняются разные показатели: длина (рост), масса тела, развитие органов и систем.
Развитие тела
У ребенка увеличивается в размерах грудная клетка, развиваются легкие, а дыхание становится реже. Совершенствуется сердечно-сосудистая система, органы пищеварения, и развивается иммунитет. За счет укрепления костно-мышечного аппарата малыш становится более устойчивым в вертикальном положении, улучшается координация движений. Раньше казалось, что у крохи слишком большая голова и маленькие ноги, но постепенно фигура приобретает иные, более пропорциональные очертания.
Двигательные навыки
Как правило, годовалый малыш умеет самостоятельно ходить, подниматься за руку по лестнице, приседать и вставать, не используя опору. Навыки самостоятельной ходьбы не у всех одинаковы. Одни дети шустро убегают от родителей, хотя им еще нет и года, другие осваивают ходьбу без поддержки только к 15 месяцам или даже позже.
Психическое развитие ребенка в 1 год
Психическое состояние малыша в этом возрасте неустойчиво. Дети в 1 год ранимы, легко утомляются, а их настроение часто меняется.
Общение
Познавательное и эмоциональное развитие годовалого ребенка зависит от его потребности в общении со взрослыми, в особенности, в доброжелательном внимании. Ведущая деятельность для малыша в 1 год — общение, именно оно обеспечивает главные линии психического развития (1).
Ребенок в этом возрасте хорошо понимает разрешения и запреты, с готовностью выполняет просьбы взрослых «возьми», «принеси» и «положи на место».
Психомоторные навыки
Ребенок постоянно познает окружающий мир, благодаря чему его моторные навыки активно совершенствуются. В возрасте 1 год малыш умеет складывать игрушки в коробку, делать пирамидку из двух кубиков, собирать и разбирать пирамидку из нескольких колец, рассматривать картинки и находить на них знакомые предметы.
Он с интересом забавляется с сортерами, катает по полу и бросает мячик, берет большие предметы одной рукой, а небольшие — двумя пальцами. Крохе нравится играть с водой, открывать дверцы и выдвигать ящики, имитировать действия взрослых — «разговаривать по телефону», «варить кашу», «бриться как папа».
Социальное развитие ребенка в год
Годовалый карапуз хорошо знает родителей, других членов семьи, узнает лица, голоса родственников и знакомых, которые часто бывают в доме. При появлении близких он бурно радуется, выражая свои чувства через улыбки, объятия и поцелуи. Малыш испытывает большую привязанность к близким, особенно — к матери.
У ребенка есть любимые предметы одежды, вещи и игрушки, с которыми он старается не расставаться. Кроха с готовностью повторяет за взрослыми социальные жесты и слова. Он с удовольствием машет на прощанье рукой и посылает воздушный поцелуй.
В 1 год дети обычно опасаются посторонних. Появление незнакомца может привести к крику и слезам. Негативные эмоции обычно вызывают люди с яркой, необычной внешностью, которые грубо или громко разговаривают.
Речевое развитие ребенка в 1 год
Годовалый малыш уже пытается говорить и хорошо понимает речь взрослых. На его действия и восприятие можно воздействовать с помощью слов. Он знает собственное имя и названия предметов, которыми часто пользуется.
Словарный запас
Обычно ребенок в этом возрасте произносит от 3 до 20 слов. Он начинает постепенно выговаривать простые слова, которые постоянно слышит и звуки, которые издают животные «му-му», «мяу», «га-га». Поскольку словарный запас невелик, для привлечения внимания малыш активно использует жесты и звуки.
Автономная речь
Главное приобретение ребенка в год — своеобразная детская речь, которую известный психолог Л. С. Выготский называл «автономной». По звучанию слова ребенка похожи на «взрослые», а иногда отличны от них: «па» — «упала», «бабан» — «банан», «тити» — «часы», «ав-ав» — собака.
Часто малыш вкладывает в слово совсем не тот смысл, что взрослые. Дело в том, что ребенок еще не может обобщать, у него своя логика, слова используются ситуативно. Только отследив цепочку объектов, которые кроха называет одним словом, можно сделать вывод о его значении. Язык ребенка в 1 год аграмматичен: он говорит не предложениями, а отдельными восклицаниями (1).
Фото: Josh Duncan, unsplash.comКак развивать речь
Чтобы помочь непоседе, нужно задействовать все его органы чувств: осязание, зрение, слух и вкус. Богатая сенсорная информация об окружающем мире стимулирует речь. Речевому развитию помогают тренировка мелкой моторики рук, чтение, пение, пальчиковые и музыкальные игры, гримасы перед зеркалом, игры на дыхание и игры с языком.
Здоровье ребенка в 1 год
Хорошее самочувствие малыша во многом зависит от режима дня и питания. Годовалый ребенок спит ночью по 8-10 часов и 1-2 раза днем. Педиатры советуют кормить кроху 4 раза в день кашами, овощными и фруктовыми пюре, кисломолочными продуктами, мясом и супами на мясном бульоне. До наступления 3 лет не рекомендуется включать в рацион макароны, пироги, колбасы, сосиски, пельмени, пиццу и сладости.
Плановый осмотр в поликлинике
Годовалого ребенка показывают педиатру и узким специалистам: неврологу, детскому хирургу, офтальмологу, ортопеду-травматологу и стоматологу. Кроме того, необходимо сделать клинические анализы крови и мочи.
Прививки
Согласно Национальному календарю прививок, который утвержден Министерством здравоохранения РФ, к году ребенок должен получить 3-кратную профилактику вирусного гепатита B, дифтерии, столбняка, коклюша, полиомиелита. После этого один раз в год детям делают прививку от кори, краснухи, паротита и пневмококковой инфекции.
Узнать больше
Часто встречающиеся болезни
Когда заканчивается грудное вскармливание, у малыша исчезает «материнский» иммунитет. На детских площадках, в поликлиниках и на развивающих занятиях он часто контактирует с другими детьми, поэтому в 1 год высока вероятность ОРВИ и бронхитов. Также ребенок может заболеть ветрянкой, краснухой, скарлатиной и кишечными инфекциями.
Узнать больше
Навыки самообслуживания ребенка в 1 год
Под навыками самообслуживания понимают способность ребенка соблюдать гигиену и самостоятельно выполнять необходимые действия по уходу за собой. Такие навыки зависят от физического и психического развития.
Гигиена
К году ребенка легко научить вытирать лицо и руки после умывания, мыть руки под струей воды, самостоятельно есть ложкой и пить из чашки, держа ее двумя руками.
А вот освоение горшка не у всех проходит легко. Родителям нет смысла форсировать события, потому что это может вызвать негативные эмоции у крохи, и он просто невзлюбит горшок.
Взаимодействие с одеждой
Навыки одевания и раздевания тоже формируются постепенно. В год малыш, как правило, уже умеет снимать с себя носки и обувь на липучке. Он активно помогает взрослому в одевании и раздевании, протягивая руки и ноги. Чтобы этот процесс доставлял удовольствие и вызывал интерес, давайте ребенку больше свободы и самостоятельности. Один из действенных способов научить малыша одеваться — надевать одежду и обувь на куклы и игрушки.
Комментарии педиатров
Андрей Максимов, врач-педиатр филиала израильской клиники «Хадасса» в Сколково:
— В год ребенок уже уверенно сидит, достаточно хорошо ползает, неплохо стоит (некоторые, правда, еще держатся за какую-то опору), кто-то уже начинает самостоятельно ходить. Согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранении, в современной медицинской практике не рекомендуют стимулировать ходьбу ребенка до одного года. Не стоит нарушать заложенный природой алгоритм ходьбы — в дальнейшем это может негативно сказаться на осанке.
В один год у ребенка формируются определенные коммуникативные навыки. Он показывает на конкретные предметы, на детей, которых видит, причем годовалых детей, как правило, интересуют дети более старшего возраста. Ребенок тянется к большим игрушкам.
Фото: Alexander Grey, unsplash.comВ этом возрасте важно уберечь малыша от различных заболеваний, особенно в осенне-зимний период. Основа заботы — вакцинопрофилактика, сделанная согласно Национальному календарю. Начиная с года ребенку уже можно делать прививку от гриппа.
Разумеется, никто не отменял классических мер гигиены. Нужно понимать, что если дома есть маленький ребенок, по возвращению домой нужно не только мыть руки, но и лицо. Потому что в тех местах, где мы ходим — в офисах, магазинах, торговых центрах, лифтах — на лице может осесть все, что угодно. Придя домой, взрослые обязательно потянутся к ребенку, будут его обнимать и целовать. Поэтому предосторожность здесь не помешает.
Если у кого-то из членов семьи появились симптомы респираторной вирусной инфекции, ребенка надо обязательно изолировать. Прошли те времена, когда верили, что ребенок заболел из-за того, что его «продуло». Современная педиатрия однозначно доказала, что причиной болезни может быть только контакт с переносчиками вирусных или бактериальных инфекций, поэтому чрезвычайно важно, чтобы родители соблюдали осторожность.
Еще один важный момент относительно годовалого возраста ребенка, о котором не должны забывать родители, — профилактическая доза витамина D, для детей старше года — 1500 единиц в сутки.
Вера Крылова, врач-педиатр медицинского онлайн-сервиса «НаПоправку»:
— Для оценки физического развития педиатры пользуются специальными центильными таблицами и диаграммами. К году жизни ребенок обычно вырастает примерно на 25 см. Более точные нормы для мальчиков — от 72,3 см до 79,7 см, а для девочек — от 71,4 до 78 см. Масса тела к 12 месяцам жизни обычно утраивается по сравнению с массой тела при рождении. Норма для мальчиков — от 8,9 до 11,6 кг, для девочек — 8,5-10,8 кг.
Развитие — это очень индивидуальный процесс, который зависит от множества факторов. Какие-либо отклонения от нормы по мере взросления способны самостоятельно нивелироваться и требуют лишь более внимательного наблюдения со стороны педиатра.
На что следует обратить внимание? В раннем возрасте (1-3 года) у малышей повышается частота ОРЗ. Обычно к этому возрасту прекращается грудное вскармливание (нет защиты материнскими антителами), увеличивается количество социальных контактов. Старайтесь не посещать места с большим скоплением людей, особенно в сезон повышенной заболеваемости. Следите, чтобы ребенок был одет по погоде. Важна своевременная вакцинация. Если ребенок не может быть привит по тем или иным причинам, то возможна «кокон-вакцинация» — некоторые прививки, например, от гриппа, делают родителям и другим близким из окружения ребенка.
Популярные вопросы и ответы
Родители ребенка, особенно первого в семье, часто волнуются — все ли идет правильно. Отвечаем на популярные вопросы, которые касаются развития годовалого малыша.
Какие эмоции может проявлять годовалый малыш?
Эмоции в раннем возрасте — важный показатель психического и физического развития. В норме в год малыш большую часть времени весел, активен, улыбается, смеется или находится в ровном расположении духа. Гораздо реже он бывает в подавленном, агрессивном состоянии или грустит.
Ребенок в годовалом возрасте чувствует доброту и похвалу. Он обнимает и целует тех, кто им доволен. В то же время именно в год становятся заметны проявления личной безопасности, когда малыш пугается чужих людей и не идет к ним на руки. Нормальное явление в этом возрасте — капризы: «не хочу» и «не буду» на просьбу, которую малыш не хочет выполнять. Эмоции пока еще неустойчивы. Кроха не может их осознать и контролировать, поэтому взрослые должны реагировать не на ситуацию, а на отношение к ней малыша. Ребенок будет рад, что вы разделяете его удовольствие, и быстро успокоится, если поймет, что мама или папа понимают причину плача.
Как родители могут помогать развитию ребенка?
Самое главное — не торопить ребенка, дать удовлетворить ему потребность в привязанности к близким. Когда малыш начинает сбивать с толку капризами, непослушанием и, как вам кажется, неадекватным поведением, постарайтесь выяснить причину такой реакции. Поняв ее, вы легко найдете способ решить возникшую проблему.
Родители — опора для ребенка. Не стоит торопить взросление. Помощь в развитии годовалого малыша — быть рядом, общаться, наблюдать, давать ему больше свободы и самостоятельности в познании мира. Полезные занятия для развития в 1 год — это развлечения с водой, крупой, пальчиковые игры и простые сюжетно-ролевые игры с игрушками. Детское развитие стимулируют песенки, чтение сказок, стишков и рассказы об окружающем мире во время прогулок.
Считается ли нормой, если ребенок не говорит в 1 год?
Раньше считалось, что если малыш не говорит в 1 год, то следует бить тревогу. Обычно дети начинают произносить первые слова в возрасте от 1 года до 1 года 6 месяцев. Однако все нормально, даже если это случается позже. Сегодня вариант нормы — неговорящие дети в возрасте 2,5-3 лет. Говорят, что юный Эйнштейн начал говорить лишь в 4 года. У кого родится мысль, что это был не гениальный ребенок?
Что понимает ребенок в 1 год?
Малыш в этом возрасте знает свое имя, имена членов семьи, клички домашних животных, значение слов «кушать», «спать», «одеваться», «гулять», «можно», «нельзя». Он понимает, кто свои и чужие люди, реагирует на просьбы: «подойди», «дай». Ребенок может произносить 10-15 слов, понимает назначение предметов домашнего обихода, игрушек. Сам придумывает простейшие сюжетно-ролевые игры — уложить спать куклу, покормить уточку.
Источники
- Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. — 5-е изд. — М.: Изд-во УРАО, 1999. URL:
https://ipk74.ru/upload/iblock/7de/7dee11d66bbd359ac51cf1038655ba85.pdf - Гелашвили О. А., Хисамов Р. Р., Шальнева И. Р. Физическое развитие детей и подростков //Современные проблемы науки и образования. 2018. № 3. URL:
https://science-education.ru/ru/article/view?id=27656 - Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 5-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. URL:
https://college4.ru/attachments/article/40/uruntaevadoshpsi22.pdf
Что должен уметь ребенок в 6 месяцев
Теги: Развитие по месяцамШесть месяцев после рождения – определенное время в развитии младенца. В полугодовалом возрасте ребенок становится активным и подвижным. В 6 месяцев он учится сидеть, его поведение с каждым днем становится более осознанным. Часто в этот период изменяются вкусовые предпочтения ребенка, вводится первый прикорм. Развивающую деятельность в данный период жизни младенца можно разделить на такие фазы: рост, вес, изменение пропорций тела; развитие мозговых функций; социальная адаптация.
Вес, рост, питание
Анатомическое развитие ребенка в шесть месяцев заключается в изменении роста, веса, окружности головы, грудной клетки. Увеличение массы тела в этот период немного приостанавливается — в течение месяца малыш способен набрать не более 600-650 г, а общий вес в норме должен составлять 8-8,8 кг. В росте прибавляется 2,5-3 см. Нормой измерения окружности грудной клетки считают показатели 42-43 см, а головы — 43-44 см.
Если рост и вес ребенка в 6 месяцев не соответствуют исходным цифрам, возможны нарушения в организме и присутствие скрытых болезнетворных процессов хронического типа. В полугодовалом возрасте у малыша появляются зубы, хотя данный процесс может начаться раньше или позже. Когда развитие протекает в более активной фазе, и зубки уже прорезались, все равно ввод в рацион крохи твердой пищи не рекомендуется. Меню должно быть легким и в определенных порциях. Это может быть пюре из фруктов, молочные смеси, кашки. В качестве дополнения к меню разрешаются фруктовые соки в соответствии с возрастом крохи.
Физическое развитие
К полугоду ребенок начинает активничать, появляются новые физические навыки. Если никаких патологий не обнаружено, в этот период дети должны уметь переворачиваться с одного бока на другой, ложиться на живот, держать головку, опираться на предплечье.
Чтоб малыш быстрее научился самостоятельно сидеть и вставать, родители часто обкладывают кроватку подушками или большими игрушками. Однако такие действия нежелательны, так как могут привести к раннему сколиозу. Родители могут помочь малышу научиться опираться на ручки и ножки — достаточно подавать ребенку руки, чтобы он смог подтянуться и принять правильное положение самостоятельно.
Активность и различие предметов
Физическая адаптация в этом возрасте подразумевает как можно больше движений, которые дети проделывают осознанно. Они берут в ручки понравившуюся игрушку с наиболее ярким цветом. Если развитие познавательной и физической деятельности протекает без отклонений, в этом возрасте дети начинают рассматривать предметы, радуются, когда игрушки издают звук.
Навыки передвигаться — главное умение ребенка в 6 месяцев. Он начинает активно ползать, осознавая, что это у него получается. Лежа на спине, он резво начнет размахивать ручками, пытаясь перевернуться на живот. Стимуляцией к движениям может стать яркого окраса игрушка, которую нужно располагать немного дальше от ребенка. При этом расстояние к ней должно быть таким, чтобы у малыша была возможность к ней дотянуться.
Чтобы увеличить активность движений младенца, следует регулярно выполнять массажные действия, направленные на физическое развитие малыша. В отличие от общеукрепляющего комплекса, который предполагает ежедневное проведение сеанса массажа, такая разминка стимулирует работу мышечной системы и направлена она на укрепление определенных участков тела. Основные физические навыки ребенка в 6 месяцев приведены в таблице:
Навыки |
Достижения |
Сенсорно моторные |
Сидит самостоятельно или с поддержкой, пробует ползать, крутится. Оборачивается, выгибается в разные стороны, играет с едой ложкой, руками, пытается держать в руках бутылочку (чашку), вкусовые рецепторы малыша совершенствуются, он определяет любимые и нелюбимые блюда. |
Интеллектуальные |
Сравнивает пару предметов, его настроение быстро меняется, появляются разные эмоции, и ребенок их прекрасно демонстрирует, заинтересованно наблюдает за движущимися предметами, проговаривает новые звуки, складывает их в слоги. |
Социальные |
Малыш больше смеется, хохочет, когда ему что-то понравилось, эмоционально реагирует на положительные и отрицательные моменты, проявляет беспокойство в присутствии незнакомых людей, оборачивается на свое имя, внимательно слушает музыку, может подпевать (гулит, лепечет), перестает плакать |
Умственное развитие
Взрослые замечают, что по истечению полугода малыш поумнел, приобрел возможность мыслить. Психическое развитие в этот период стремительно набирает обороты. Он начинает издавать звуки, говорить слогами.
Ребенок в 6 месяцев должен прочно удерживать в руке погремушки и стучать ими. В этот период родители начинают понимать по интонации, в каком расположении духа находится их чадо. Увидев одного из родителей, кроха начинает улыбаться, активно тянуться к нему, громко лепетать.
Разговор с ребенком активного характера положительно сказывается на формировании детской ЦНС. При здоровом развитии, в 6 месяцев малыш понимает, где родители, а где посторонние люди. Если ранее ребенок мог идти на руки к любым людям, то теперь он может расплакаться даже при виде чужого человека. Беспокоиться по такому поводу родителям не стоит, так как детский организм в этом возрасте начинает выдавать реакцию самозащиты.
Чтобы не подвергать ребенка в возрасте полугода психическим травмам, не рекомендуется находиться долго в местах скопления незнакомых людей. Необходимо дождаться периода, когда маленький сможет правильно реагировать на обстановку, что его окружает.
Зрение и слух
В 6 месяцев активно начинают развиваться слуховые и зрительные качества. Ребенок слышит и реагирует по-своему на какие-либо звуковые сигналы. Он с осторожностью прислушивается к любому шороху и способен реагировать на самые незначительные звуки.
Если развитие протекает без осложнений, малыш старается имитировать звуки, услышанные ранее, например, это могут быть звуки игрушек. В возрасте 6 месяцев детей наиболее интересуют игрушки, издающие разные звуки и фразы. Малыш понимает, что нужно предпринять, чтобы звуки повторились. Если ребенок не воспринимает звуки и шорохи, родителям стоит за консультацией обратиться к педиатру.
Развитию подвергается и зрительная функция в данном возрасте. Дети активно водят глазами при движении родителей, реагируют на яркие предметы. Все чаще они рассматривают рисунки и узоры на своей кроватке, изучают игрушки. Для улучшения моторики игрушки можно положить перед малышом, чтобы впоследствии он смог до них дотянуться или доползти. В этот период дети в состоянии различить цветную игрушку от более неприметной, способны выбрать тот предмет, который наиболее приглянулся по цвету и форме.
В возрасте 6 месяцев им строго запрещено показывать по телевизору или планшету мультфильмы. Это обусловлено процессом формирования зрительного и слухового нервов. В этом возрасте экраны опасны для детских глаз.
Занятия, игры
В шестимесячном возрасте малыш должен реагировать на свое имя. Благоприятно развивается мышление и психика, если родителями проводятся занятия с ребенком в 6 месяцев на моторику и речь. Очень важно вести разговор с крохой, читать ему стихи и сказки, называя предметы и явления с использованием интонации.
Для игр необходимо ребенку выделить пространство, где бы он смог перекатывать мячики и дотягиваться до понравившейся игрушки. В этот период активным в развитии становится тактильная чувствительность. Дети на ощупь перебирают предметы, игрушки. Чтобы обезопасить малыша, игрушки должны приобретаться без мелких деталей и острых концов. Игрушки для детей должны соответствовать возрастной категории.
В обязательном порядке у детей в возрасте 6 месяцев распорядок дня должен включать такие ежедневные мероприятия, как:
- массаж;
- прогулки;
- развивающие игры;
- полноценный сон;
- купание.
Отдых должен осуществляться в определенные часы, без нарушения режима.
Для психофизического развития вашего ребенка в первые полгода жизни необходима благоприятная окружающая среда. Если малыш чувствует от родителей внимание, любовь и заботу, то таким детям предоставляются благоприятные условия для здорового и своевременного развития. В таком окружении обязательно вырастут здоровые и умственно полноценные дети.
← Что должен уметь ребенок в 5 месяцевЧто должен уметь ребенок в 7 месяцев →
Другие материалы рубрики
Речевое развитие ребенка: этапы развития речи в 6 месяцев
Перейти к содержимомуРазвитие речи ребенка
Развитие речи ребенка начинается задолго до того, как он произнесет свои первые слова. Младенцы изучают язык в течение первого года жизни и учатся общаться с окружающими через плач, воркование и язык тела. Многие родители беспокоятся о том, идет ли их ребенок по пути развития речи. На этой странице вы найдете простое руководство о том, какими языковыми навыками должен обладать ребенок в возрасте 6 месяцев, и что вы можете сделать, чтобы стимулировать языковое развитие ребенка на этом пути.
Вехи речи в возрасте 6 месяцев:
При определении того, идет ли ребенок по пути развития речи, мы смотрим на вехи речи. Это маркеры, которые мы можем наблюдать в разном возрасте и которые говорят нам о том, как развиваются его/ее коммуникативные навыки. Имейте в виду, что эти вехи основаны на исследованиях типично развивающихся детей, но эта информация не предназначена для диагностики задержки речи или языка. Существует широкий диапазон нормальных показателей, и даже если у вашего ребенка небольшая задержка в некоторых из этих областей, это не обязательно означает, что у него задержка речи или языка. Если вас беспокоят речевые и языковые навыки вашего ребенка, обратитесь к логопеду для проведения скрининга.
Звуки ребенка: основные этапы развития речи в 6 месяцев
В возрасте 6 месяцев дети начинают учиться издавать звуки ртом. По мере того, как они будут лучше контролировать свои губы, язык и челюсть, они начнут издавать разные звуки и даже могут использовать эти звуки, чтобы привлечь ваше внимание. Вот некоторые вехи речи для 6-месячных детей, когда дело доходит до произнесения детских звуков.
6-месячный ребенок должен уметь:
- Издавать звуки по очереди вместе с вами (Источник: CDC)
- Звук малинового дуновения – высовывание языка и дуновение (Источник: CDC)
- Издавать визжащие звуки (Источник: CDC)
- Хихикать и смеяться (Источник: ASHA)
- Гулять и болтать, играя в одиночку или со взрослым (Источник: ASHA)
- Издавать гласные звуки (Источник: Ertmer et. al. 2006)
- Может начать комбинировать согласные и гласные вместе, образуя бессмысленные слоги, такие как «ма» (Источник: Ertmer et. al. 2006)
Нужны идеи, которые помогут ребенку начать издавать больше звуков? Посмотрите наше видео о логопедии для детей.
Развитие речи: основные этапы общения в 6 месяцев
В возрасте 6 месяцев дети также начинают взаимодействовать с окружающими. Они должны замечать, кто находится рядом, и должны искать способы общения, но не с помощью произнесенных слов. Ознакомьтесь с этим списком вех в общении, чтобы понять, как дети должны общаться в возрасте 6 месяцев.
6-месячный ребенок должен уметь:
- Двигать глазами в направлении звуков (Источник: ASHA)
- Реагировать на изменение тона вашего голоса (Источник: ASHA)
Щелкните здесь, чтобы узнать, как помочь ребенку реагировать на голоса
- Издавать звуки, когда он счастлив или расстроен (Источник: ASHA)
- Узнавать знакомых людей (Источник: CDC)
- Наслаждайтесь просмотром себя в зеркале (Источник: CDC)
- Дотянуться до того, что он хочет (Источник: CDC)
- Социальная улыбка (в ответ другим людям) (Источник: Malik & Marwaha 2022)
Как поддержать развитие речи/языка у младенцев:
Хотите поддержать языковое развитие ребенка? Сейчас вы можете многое сделать для поддержки развития речи/языка у младенцев. Их можно использовать в логопедии, дома или в детском саду. Вот несколько идей, как улучшить языковые навыки:
- Читайте малышу! Чтение младенцам – это один из лучших способов поддержки развития речи у маленьких детей. Не волнуйтесь, если ребенок не слушает каждое слово. Дайте детям прочные книги (например, настольные книги), чтобы они изучали и читали во время игры (даже если это всего несколько слов на странице). Вы также можете читать ему главы или более длинные книжки с картинками, пока они играют или засыпают (только не позволяйте ребенку держать эту книгу, если она может порваться). Это откроет им массу замечательных слов и выражений.
. - Использование языка жестов: Сейчас самое время начать использовать язык жестов с ребенком. Использование языка жестов, даже если это всего лишь несколько жестов здесь или там, может помочь ребенку научиться общаться с окружающими, когда он станет физически способен.
. - Жесты и жесты с ребенком: Проведение времени лицом к лицу с опекуном, который разговаривает и использует жесты, отлично подходит для развития речи. Это создает связи между ребенком и его опекунами и помогает ему понять, как образуются звуки и слова. Нажмите здесь, чтобы увидеть больше идей для разговора и жестов с ребенком.
Карточки с языком жестов для развития речи ребенка:
Карточки с языком жестов
Улучшает речь младенцев
Использование языка жестов с младенцами может помочь ускорить развитие речи, даже если вы используете только жесты. Загрузите наши бесплатные карточки с языком жестов в нашей библиотеке бесплатных материалов здесь.
Как использовать игру для развития речевых/языковых навыков:
Курс игровой терапии для SLP
Использование игры для развития языковых навыков
Купить сейчас!
Об авторе: Кэрри Кларк, MA CCC-SLP
Привет, я Кэрри! Я логопед из Колумбии, штат Миссури, США. Я работал с детьми и подростками всех возрастов в школах, дошкольных учреждениях и даже в своей частной практике. Мне нравится копаться в исследованиях по речевым и языковым темам и разбивать их на пошаговые планы для моих подписчиков.
Забавный факт: На картинках для карточек с языком жестов я и мой муж делаем жесты. Моему мужу пришлось вытерпеть все мои сумасшедшие бизнес-идеи и творческие процессы, и он всегда был на 100% за меня, поддерживая меня на всем пути. Я самая счастливая женщина!!!
Свяжитесь со мной:
Область скользящей панели переключения
Ссылка для загрузки страницы Перейти к началуНавык, имеющий решающее значение для развития вашего ребенка
Все о способности вашего ребенка добровольно складывать вещи в контейнеры, ключевых этапах понимания и действиях, которые могут помочь с каждым этапом.
Насколько важно произвольное хватание и дотягивание предметов для развития мелкой моторики?
Почему важно добровольное освобождение?
Чего вы, вероятно, не знаете, так это того, что произвольные попытки и способность вашего ребенка хватать предметы и дотягиваться до них являются важным признаком его или ее моторного развития. Способность тянуться и хватать обычно начинается в возрасте 4 месяцев и, по-видимому, происходит одновременно.
Вкладывание и вынимание
Может показаться, что это простая веха в развитии, но научиться класть вещи в контейнеры и вынимать их из них может оказаться довольно сложной задачей для вашего малыша. Младенцы обычно учатся вынимать вещи раньше, чем кладут их обратно.
Обучение выносу вещей
Они могут начать демонстрировать этот этап, просто доставая вещи из вашей сумочки, например, ваш мобильный телефон. Это сотворит чудеса в усилении когнитивного развития вашего ребенка, помогая ему или ей научиться обдумывать вещи.
Учимся складывать вещи
Теперь, когда ваш ребенок научится доставать вещи из контейнеров, он будет увлечен складыванием вещей обратно. Чтобы подбодрить его, попробуйте давать ему разные предметы и множество контейнеров, в которые он может их складывать.
Наполнение и опорожнение
Теперь, когда ваш ребенок открыл для себя радость складывания и извлечения вещей из контейнеров, он неизбежно перейдет к выбрасыванию вещей. Постарайтесь умерить свою внутреннюю аккуратность, когда ваш малыш начнет эту фазу. Помните, ваш ребенок учится получать удовольствие!
Вехи развития
Существуют вехи развития, которые дают общее представление о том, что ваш ребенок обычно должен делать на каждом этапе своей жизни. Понимание этих вех может помочь вам выбрать лучшие занятия, которые помогут вашему ребенку освоить навыки произвольного движения.
Советы для простых и веселых занятий!
Мы в ADAM & Mila хотим предложить практичные и простые в применении идеи для развлечения и обучения. Взгляните на несколько примеров забавных и простых занятий, которые вы можете попробовать, чтобы побудить вашего малыша дотягиваться до предметов и брать их. Так весело, что дети будут делать это часами!
Easy
- Пальцевое развлечение. ( Что вам потребуется: Cheerios и пустой лоток для кубиков льда ) Поместите по одному Cheerio в каждую секцию пустого лотка для кубиков льда и попросите ребенка ущипнуть его двумя пальцами.
- Передача игрушек . (Что вам понадобится: Cheerios и ложка) Чтобы стимулировать передачу игрушек, предлагайте ребенку ложку во время еды. Вы также можете попробовать прикрепить Cheerio к одной из рук вашего ребенка, чтобы посмотреть, попытается ли он вытащить его другой.
- Игры с захватом. Поощряйте досягаемость двумя руками, положив что-нибудь привлекательное (например, печенье или игрушку) на пальцы ног вашего ребенка.
Немного сложнее
- Работай ради этого. Один из забавных способов, с помощью которого ваш ребенок может попрактиковаться в использовании своих пальцев, — это отрывать приготовленную лапшу.
- Учись крутить. Покажите ребенку, как открыть контейнер с закручивающейся крышкой, и пусть он увидит, как вы кладете в него хлопья. Вскоре, после нескольких попыток, она сможет делать это самостоятельно!
- Шутки на стульчике. Чтобы стимулировать собирание мелких предметов, предлагайте ребенку пищу, которую можно есть руками, ближе к большому пальцу руки ребенка; или используйте вареную пасту или нарезанные кубиками Jello Jigglers, положенные на поднос для детского стульчика.
В нашей полной коллекции вы найдете множество других интересных и увлекательных занятий для малышей
12 этапов развития контролируемого высвобождения
ребенок будет побеждать с младенчества до двухлетнего возраста.
Добыча
Веха развития появляется в возрасте от 2 до 4 месяцев.
В этом возрасте ваш ребенок не может просто хвататься за предметы, он намеренно активно скручивает пальцы вокруг маленького предмета или игрушки, хватая их рукой.
Обучение твистированию
Веха развития появляется в возрасте от 2 до 4 месяцев.
Теперь, когда ваш малыш заметит свою любимую игрушку позади себя, ваш будущий малыш сможет повернуться и взять ее.
Better Grasp Control
Веха развития появляется в возрасте от 4 до 6 месяцев.
Вы, наверное, замечали, что рука вашего ребенка автоматически и сильно сжимается при простом прикосновении к его ладошке. Это просто их хватательный рефлекс. Однако на этом этапе их хватательный рефлекс угнетается.
Бросание предметов с помощью
Веха развития появляется в возрасте от 5 до 6 месяцев.
В этом возрасте ваш ребенок не может добровольно выпускать предметы из рук. Однако им может быть предложено сделать это, когда взрослый удалит его.
Передача двумя руками
Веха развития появляется в возрасте от 5 до 7 месяцев.
Способность вашего ребенка перекладывать предметы из одной руки в другую немного улучшается. Сначала это начнется как передача двумя руками, когда ее пустая рука присоединится к той, что держит объект, а затем отпустит его.
Манипуляция и исследование объектов
Веха развития появляется в возрасте от 6 до 8 месяцев.
Ваш малыш теперь может крутить и вращать предплечьем, а также сгибать и крутить запястье, чтобы брать игрушки. Теперь он может выпускать объекты с большим контролем.
Бросание предметов по назначению
Веха развития появляется в возрасте от 8 до 10 месяцев.
В этот период у вашего ребенка начинают формироваться навыки добровольного освобождения. Вы можете заметить, что он или она намеренно бросает предметы, затем поднимает их, а затем снова бросает.
Игрушки-капли в больших контейнерах
Веха развития появляется в возрасте от 9 до 10 месяцев.
В этом возрасте ваш ребенок может с легкостью бросать свои игрушки в большой контейнер. Его навыки освобождения еще недостаточно отточены, чтобы точно бросить их в небольшой контейнер.
Игрушки-капли в маленьких контейнерах
Веха развития появляется в возрасте от 10 до 11 месяцев.
Этот этап демонстрирует дальнейшее развитие навыков контролируемого добровольного освобождения вашего ребенка. Теперь он может выпустить небольшой предмет в маленькую емкость, например, в маленькую чашку или миску.
Бросает много игрушек в контейнеры
Веха развития появляется в возрасте от 12 до 13 месяцев.
Это очень похоже на предыдущий этап, за исключением того, что теперь вашему малышу потребуется больше настойчивости и интереса, чтобы бросать мелкие предметы в контейнеры — по крайней мере, три предмета подряд!
Бросает предметы в контейнер перед тем, как их вынуть
Веха развития появляется в возрасте от 14 до 15 месяцев.
Теперь ваш малыш должен уметь пользоваться клешнями, чтобы справиться с этой вехой. При наличии настойчивости и мотивации ваш ребенок сможет бросить как минимум шесть предметов размером с шарик в контейнер с контролируемым высвобождением. Он или она зайдет во все шесть, прежде чем вытащит какие-либо предметы
Вставка крошечных предметов в крошечные отверстия
Веха развития появляется в возрасте от 15 до 23 месяцев.