Белые вдовы индии: Скорбная участь белых вдов, или почему индийские женщины лелеют мужей

Скорбная участь белых вдов, или почему индийские женщины лелеют мужей

Как только девочку выдают замуж, родители облегченно вздыхают и считают, что избавились от «тяжкого бремени». Жених и невеста в половине процентов случаев видят друг друга на свадьбе впервые. Семьи жениха и невесты заключают на словах договоренности о слиянии скудных капиталов семей и начинают считаться родственниками. Выданная замуж дочь перестает им принадлежать и считается также «избавлением от возможного нависшего над родом проклятья». Ведь в Индии один тот факт, что вы родились женщиной, доказывает, что ваша карма сильно испорчена.

И тут начинается семейная жизнь, конечно, по индийским традициям. Муж дан богом, муж — это судьба, мужа нашли родители и отдали ему свою дочь в соответствии с древнейшими обычаями, мужа она ждала с детства, зная, что только его одного она должна любить, только к нему стремиться. Традиция говорит, что муж — это все, это вся жизнь, это бог на земле, это та половина женщины, без которой она не человек, не личность, ничто.


Поскольку разница в возрасте между супругами бывает просто огромной, а медицина в этой стране доступна далеко не всем, нередко случается так, что супруг умирает раньше. После этого женщина становится «белой вдовой» и до конца жизни пожинает все прелести этого статуса.

Сначала новоявленной вдове коротко обрезают волосы, и она должна облачиться в белое сари. Отныне и на всю жизнь ей запрещено носить что-либо, кроме него (даже зимой), а также носить любые украшения, столь обожаемые женщинами Индии, веселиться, участвовать в общественных гуляньях, петь и вообще как-либо демонстрировать радость.
 

Ей запрещено есть больше одной тарелки (традиционно несоленого) риса в день, и запрещено есть сладости. Даже ее тень, считается, приносит несчастье, и она будет бесконечно благодарна, если ее не выставят из дома собственные дети (а покинуть дом в большинстве случаев — это единственное, что остается вдове). Часто эти женщины вынуждены спать на улице и просить милостыню, которую им, по понятным причинам, весьма редко подают.


 

 Священный город Вриндаван – город вдов

Многие вдовы уходят в священный город Вриндаван — считается, что смерть там освобождает от круга жизни и смерти, а вдов — от повторения такого унижения.
 

В священном для кришнаитов городе Вриндавана существует несколько общежитий под названием «ашрамы» — это прибежища для изгнанных из семей «белых вдов». Там женщины получают помощь волонтёров, занимаются рукоделием, имеют возможность общаться и молятся своим Богам.
Рядом с женщинами в ашрамах сегодня есть кришанканты, которые стараются сделать всё возможное, чтобы приблизить жизнь этих несчастных женщин к полноценной. Некоторые индианки, придерживающиеся менее радикальных взглядов, колесят по Индии в квадроциклах и ищут выброшенных на улицу «белых вдов», находят им кров, увозят в «ашрамы», обеспечивают одеждой и едой, поддерживают добрыми словами, заставляют смеяться. Это может показаться ужасным, но рассмешить «белую вдову» «со стажем» очень сложно – за долгие годы они просто разучились это делать.

Вриндаван – это не единственной «город вдов». Их в Индии несколько. Но «свободные от предрассудков» ашармы можно найти, пожалуй, только здесь.

 Сегодня существуют общественные организации, которые отстаивают права женщин в Индии и поддерживают тех, кто сам себе помочь не в состоянии. Именно благодаря этим организациям в Индии принимаются законы в поддержку индианок, проводятся рекламные компании в поддержку девочек, женщин и вдов. Но пока это только малая толика реально необходимого.

И в XXI веке отношение в Индии к вдовам, как к прокажённым: они становятся изгоями, хотя индийское общество сегодня постепенно отказывается от подобных предрассудков.

 

 

 

 

 

Courage amid stigma — how the world treats widows

Courage amid stigma — how the world treats widows — Canon Kazakhstan

ИСТОРИИ

Вдовы Ранджана (слева) и Лалита (справа), одетые в яркие одежды, стоят на входе в ашрам Мерра Сехбхагини Махила, который поддерживается государственной организацией Sulabh International. Вриндавана, Индия, 21 ноября 2013 года. Снято камерой Canon EOS 5D Mark III. © Эми Тоензинг

Дискриминация, бедность, жестокость и даже смерть угрожают многим женщинам по всему миру с момента смерти их мужа. Американский фотожурналист Эми Тоензинг четыре года отдала проекту, посвященному жизни этих женщин.

В Индии считается, что вдова приносит семье несчастье. От них отрекаются семьи, их отвергает общество, и все, что им остается, — это жить в общинах и просить милостыню на улицах городов. Но многие женщины сопротивляются такому положению дел — они ярко одеваются, носят украшения и не скрываются от общества.

«В Индии, особенно в более традиционных сообществах, считается, что вдова должна носить белые одежды, — говорит Эми. — Я встретила женщину, которая носила очень красочное и яркое сари, и я помню, как спросила ее, почему она это делает. Женщина ответила: «В Индии говорят, что у вас будет неудачный день, если вы с утра увидите женщину в белом». Она не хотела, чтобы другие считали ее причиной своих неудач. Такие сильные женщины, как она, и стараются изменить положение вещей».

75-летняя Бхакти Даши из Бангладеш живет в задней части ашрама Набадвип Бхаджан с самого провозглашения независимости республики. Снято 5 апреля 2016 года в городе Набадвип, штат Западная Бенгалия, Индия. Снято камерой Canon EOS 5D Mark III. © Эми Тоензинг

Смелость этой женщины заслуживает уважения не только по причине ее горькой утраты, но также и потому, что еще в детстве она была продана в прислуги, а затем была насильно отдана замуж. Ее жизнь полна невзгод. Когда она, уже будучи «испорченной», вернулась в свою деревню, ее изгнали. Многие вдовы в Индии отправляются жить в ашрамы — религиозные общины — и просят милостыню, чтобы иметь возможность заплатить за крышу над головой.

«Она не могла ничего поделать с тем, что ее семья продала ее в возрасте 9 лет другой семье, — говорит Тоензинг. — Если бы этого не произошло, ее жизнь могла бы быть лучше. В результате она не смогла ничего сделать и стала частью тех событий, которые произошли вокруг нее, просто потому, что она женщина. Родители не стали бы делать такое со своим сыном. Это одна из тех вещей, которые просто в голове не укладываются».

Вдовы Ранджана (слева) и Лалита (справа), одетые в яркие одежды, стоят на входе в ашрам Мерра Сехбхагини Махила, который поддерживается государственной организацией Sulabh International. Вриндавана, Индия, 21 ноября 2013 года. Снято камерой Canon EOS 5D Mark III. © Эми Тоензинг

В своем стремлении рассказать истории этих женщин Тоензинг приступила к работе над долгосрочным проектом о вдовах Индии, Уганды и Боснии, над которым она работает с 2013 года, используя камеры Canon EOS 20D, EOS 5D Mark II и EOS 5D Mark III. Идея проекта под названием «Вдовство» появилась в 2005 году, когда она путешествовала по Непалу. Во время поездки в Индию, где в некоторых общинах вдовы должны весь остаток своей жизни провести в скорби, она фотографировала женщин, которые становились изгоями после смерти своих мужей, и общалась с ними. Это положило начало будущему проекту.

Город Набадвип, штат Западная Бенгалия, Индия, 5 апреля 2016 года. Бидья Сундари Девнатх, 76-летняя вдова, моется в реке Ганг. Она живет в лачуге из металлических листов прямо напротив домов ее сыновей, находящихся на другом берегу. Снято камерой Canon EOS 5D Mark III. © Эми Тоензинг

«Я очень много думала над этой идеей, но работать над проектом начала только в 2013 году, когда получила грант от Пулитцеровского центра освещения кризисов, — вспоминает Эми, в портфолио которой есть регулярные проекты для National Geographic, а также проекты для New York Times, The Wall Street Journal, Newsweek и журнала Time. — Мы с писателем предложили эту историю и месяц провели в Индии, работая над ней. Мы вернулись с большим количеством материала, после этого я отправила результаты в National Geographic, и они одобрили наш проект. На тот момент мы осветили только Индию. С помощью National Geographic мы расширили проект и смогли пролить свет на ситуацию в Боснии и Герцеговине, а также в Уганде».

Кристин Наматову с сыном Эндрю в доме, за который ей пришлось бороться после смерти мужа в 2014 году. Снято 28 июня 2016 года в районе Муконо, Уганда, где захват земли является частым явлением. Снято камерой Canon EOS 5D Mark III. © Эми Тоензинг

Вдова в Уганде может потерять детей, дом, землю, достоинство и даже жизнь. Законы Уганды предписывают равноправие мужчин и женщин в отношении наследства, но в местном обществе укоренилась «культура» жестокого захвата земли и собственности. В этой связи многие овдовевшие женщины оказываются изгоями общества и лишаются всего, что у них было.

Эми говорит, что после резни в Сребренице 1995 года, во время которой более 7000 боснийских мужчин и мальчиков были убиты, вся общественная структура в Боснии и Герцеговине претерпела серьезные изменения. Женщины стали главами семей, и многие из них с тех пор борются за права жертв геноцида. Эми проводила время с женщинами, которые помнили о событиях Боснийского конфликта, и их воспоминания заставили ее пережить «моменты полных отчаяния мыслей о нашем обществе и человечестве в целом». Несмотря на это она неустанно работала над тем, чтобы показать силу, смелость и стойкость этих женщин.

Через двадцать лет после резни в Сребренице 1995 года, когда вооруженные отряды Сербии убили больше 7000 мужчин и мальчиков, являвшихся боснийскими мусульманами, гробы с останками 136 погибших ожидают захоронения в мемориальном центре Поточары. Босния и Герцеговина, 10 июля 2015 года. Снято камерой Canon EOS 5D Mark III. © Эми Тоензинг

«На мне лежит очень большая ответственность перед теми, кого я снимаю, — говорит она. — Мне необходимо показать их достоинство, необходимо раскрыть их истории, необходимо выслушать их, и я очень надеюсь, что они довольны тем, как я передаю их образ и отражаю историю их жизни. Вся моя работа — это сотрудничество, и в ней присутствует фактор участия: чтобы вашу историю услышали люди, вам нужно сперва ее рассказать».

Мне необходимо показать достоинство тех, кого я снимаю… и выслушать их историю.

Проекты Эми всегда основаны на серьезных исследованиях, и проект «Вдовство», который был представлен на международном фестивале фотожурналистики Visa pour l’Image, прошедшем в Перпиньяне в этом году, не является исключением. Газетные статьи, интервью и даже романы стали полезными источниками информации, которые помогли ей в тот или иной период времени. «Мне нравится погружаться в исследование, — говорит она. — Мне действительно хочется найти в истории лирическую составляющую, и я пишу о ней, чтобы взглянуть на все со стороны. Я использую поток сознания, чтобы понять, в чем суть истории».

22 марта 2016 года. Аша Лата из Западной Бенгалии просит милостыню возле храма Банке-Бихари в городе Вриндавана, Индия. Аша была отдана замуж в 13 лет; 40 лет назад ее муж умер, и она пришла в Вриндавану. Снято камерой Canon EOS 5D Mark III. © Эми Тоензинг

По словам Эми, проекты для National Geographic должны иметь серьезную визуальную составляющую, поэтому в рамках своего проекта она для каждой страны старалась подобрать отдельную тему или ключевые слова. В Индии она сделала акцент на красоте и женственности, поскольку почувствовала, что местные вдовы, с которыми она проводила время, в первую очередь теряют именно это. Эти женщины не могут уйти от своей тяжелой судьбы, но Эми стремилась показать, что каждая из них является сильной и женственной личностью.

Я очень хотела сделать акцент именно на этом, ведь все они остаются прекрасными людьми

«Все они были по-настоящему женственны, но с течением времени клеймо вдовы все больше разрушало их женские образы, — говорит она. — Я очень хотела сделать акцент именно на этом, ведь все они по-прежнему остаются прекрасными людьми».

10 апреля 2016 года, штат Западная Бенгалия, Индия. Ганга Чоудхури, 62-летняя вдова, моется в пруду в деревне Рамесварпур. Ганга живет в бамбуковой постройке на земле, унаследованной от матери. Снято камерой Canon EOS 5D Mark III. © Эми Тоензинг

Чтобы узнать больше о камере Canon EOS 5D Mark III, перейдите на страницу продукта.

Похожие статьи

Смотреть все

Команда Canon Professional Services

Участники программы имеют доступ к приоритетной поддержке CPS в своей стране и на крупных мероприятиях, возможность приоритетного быстрого ремонта и — в зависимости от уровня участника — бесплатной аренды резервного оборудования, а также получения скидки на обслуживание и бесплатной доставки оборудования после его выполнения. Кроме того, они получают эксклюзивные предложения для участников.

Присоединяйтесь

Узнать больше