Скорбная участь белых вдов, или почему индийские женщины лелеют мужей
Как только девочку выдают замуж, родители облегченно вздыхают и считают, что избавились от «тяжкого бремени». Жених и невеста в половине процентов случаев видят друг друга на свадьбе впервые. Семьи жениха и невесты заключают на словах договоренности о слиянии скудных капиталов семей и начинают считаться родственниками. Выданная замуж дочь перестает им принадлежать и считается также «избавлением от возможного нависшего над родом проклятья». Ведь в Индии один тот факт, что вы родились женщиной, доказывает, что ваша карма сильно испорчена.
И тут начинается семейная жизнь, конечно, по индийским традициям. Муж дан богом, муж — это судьба, мужа нашли родители и отдали ему свою дочь в соответствии с древнейшими обычаями, мужа она ждала с детства, зная, что только его одного она должна любить, только к нему стремиться. Традиция говорит, что муж — это все, это вся жизнь, это бог на земле, это та половина женщины, без которой она не человек, не личность, ничто.
Поскольку разница в возрасте между супругами бывает просто огромной, а медицина в этой стране доступна далеко не всем, нередко случается так, что супруг умирает раньше. После этого женщина становится «белой вдовой» и до конца жизни пожинает все прелести этого статуса.
Сначала новоявленной вдове коротко обрезают волосы, и она должна облачиться в белое сари. Отныне и на всю жизнь ей запрещено носить что-либо, кроме него (даже зимой), а также носить любые украшения, столь обожаемые женщинами Индии, веселиться, участвовать в общественных гуляньях, петь и вообще как-либо демонстрировать радость.
Ей запрещено есть больше одной тарелки (традиционно несоленого) риса в день, и запрещено есть сладости. Даже ее тень, считается, приносит несчастье, и она будет бесконечно благодарна, если ее не выставят из дома собственные дети (а покинуть дом в большинстве случаев — это единственное, что остается вдове). Часто эти женщины вынуждены спать на улице и просить милостыню, которую им, по понятным причинам, весьма редко подают.
Священный город Вриндаван – город вдов
Многие вдовы уходят в священный город Вриндаван — считается, что смерть там освобождает от круга жизни и смерти, а вдов — от повторения такого унижения.
В священном для кришнаитов городе Вриндавана существует несколько общежитий под названием «ашрамы» — это прибежища для изгнанных из семей «белых вдов». Там женщины получают помощь волонтёров, занимаются рукоделием, имеют возможность общаться и молятся своим Богам.
Рядом с женщинами в ашрамах сегодня есть кришанканты, которые стараются сделать всё возможное, чтобы приблизить жизнь этих несчастных женщин к полноценной. Некоторые индианки, придерживающиеся менее радикальных взглядов, колесят по Индии в квадроциклах и ищут выброшенных на улицу «белых вдов», находят им кров, увозят в «ашрамы», обеспечивают одеждой и едой, поддерживают добрыми словами, заставляют смеяться. Это может показаться ужасным, но рассмешить «белую вдову» «со стажем» очень сложно – за долгие годы они просто разучились это делать.
Вриндаван – это не единственной «город вдов». Их в Индии несколько. Но «свободные от предрассудков» ашармы можно найти, пожалуй, только здесь.
Сегодня существуют общественные организации, которые отстаивают права женщин в Индии и поддерживают тех, кто сам себе помочь не в состоянии. Именно благодаря этим организациям в Индии принимаются законы в поддержку индианок, проводятся рекламные компании в поддержку девочек, женщин и вдов. Но пока это только малая толика реально необходимого.
И в XXI веке отношение в Индии к вдовам, как к прокажённым: они становятся изгоями, хотя индийское общество сегодня постепенно отказывается от подобных предрассудков.
Courage amid stigma — how the world treats widows
Courage amid stigma — how the world treats widows — Canon KazakhstanИСТОРИИ
Вдовы Ранджана (слева) и Лалита (справа), одетые в яркие одежды, стоят на входе в ашрам Мерра Сехбхагини Махила, который поддерживается государственной организацией Sulabh International. Вриндавана, Индия, 21 ноября 2013 года. Снято камерой Canon EOS 5D Mark III. © Эми Тоензинг
Дискриминация, бедность, жестокость и даже смерть угрожают многим женщинам по всему миру с момента смерти их мужа. Американский фотожурналист Эми Тоензинг четыре года отдала проекту, посвященному жизни этих женщин.
В Индии считается, что вдова приносит семье несчастье. От них отрекаются семьи, их отвергает общество, и все, что им остается, — это жить в общинах и просить милостыню на улицах городов. Но многие женщины сопротивляются такому положению дел — они ярко одеваются, носят украшения и не скрываются от общества.
«В Индии, особенно в более традиционных сообществах, считается, что вдова должна носить белые одежды, — говорит Эми. — Я встретила женщину, которая носила очень красочное и яркое сари, и я помню, как спросила ее, почему она это делает. Женщина ответила: «В Индии говорят, что у вас будет неудачный день, если вы с утра увидите женщину в белом». Она не хотела, чтобы другие считали ее причиной своих неудач. Такие сильные женщины, как она, и стараются изменить положение вещей».
75-летняя Бхакти Даши из Бангладеш живет в задней части ашрама Набадвип Бхаджан с самого провозглашения независимости республики. Снято 5 апреля 2016 года в городе Набадвип, штат Западная Бенгалия, Индия. Снято камерой Canon EOS 5D Mark III. © Эми Тоензинг
Смелость этой женщины заслуживает уважения не только по причине ее горькой утраты, но также и потому, что еще в детстве она была продана в прислуги, а затем была насильно отдана замуж. Ее жизнь полна невзгод. Когда она, уже будучи «испорченной», вернулась в свою деревню, ее изгнали. Многие вдовы в Индии отправляются жить в ашрамы — религиозные общины — и просят милостыню, чтобы иметь возможность заплатить за крышу над головой.
«Она не могла ничего поделать с тем, что ее семья продала ее в возрасте 9 лет другой семье, — говорит Тоензинг. — Если бы этого не произошло, ее жизнь могла бы быть лучше. В результате она не смогла ничего сделать и стала частью тех событий, которые произошли вокруг нее, просто потому, что она женщина. Родители не стали бы делать такое со своим сыном. Это одна из тех вещей, которые просто в голове не укладываются».
Вдовы Ранджана (слева) и Лалита (справа), одетые в яркие одежды, стоят на входе в ашрам Мерра Сехбхагини Махила, который поддерживается государственной организацией Sulabh International. Вриндавана, Индия, 21 ноября 2013 года. Снято камерой Canon EOS 5D Mark III. © Эми Тоензинг
В своем стремлении рассказать истории этих женщин Тоензинг приступила к работе над долгосрочным проектом о вдовах Индии, Уганды и Боснии, над которым она работает с 2013 года, используя камеры Canon EOS 20D, EOS 5D Mark II и EOS 5D Mark III. Идея проекта под названием «Вдовство» появилась в 2005 году, когда она путешествовала по Непалу. Во время поездки в Индию, где в некоторых общинах вдовы должны весь остаток своей жизни провести в скорби, она фотографировала женщин, которые становились изгоями после смерти своих мужей, и общалась с ними. Это положило начало будущему проекту.
Город Набадвип, штат Западная Бенгалия, Индия, 5 апреля 2016 года. Бидья Сундари Девнатх, 76-летняя вдова, моется в реке Ганг. Она живет в лачуге из металлических листов прямо напротив домов ее сыновей, находящихся на другом берегу. Снято камерой Canon EOS 5D Mark III. © Эми Тоензинг
«Я очень много думала над этой идеей, но работать над проектом начала только в 2013 году, когда получила грант от Пулитцеровского центра освещения кризисов, — вспоминает Эми, в портфолио которой есть регулярные проекты для National Geographic, а также проекты для New York Times, The Wall Street Journal, Newsweek и журнала Time. — Мы с писателем предложили эту историю и месяц провели в Индии, работая над ней. Мы вернулись с большим количеством материала, после этого я отправила результаты в National Geographic, и они одобрили наш проект. На тот момент мы осветили только Индию. С помощью National Geographic мы расширили проект и смогли пролить свет на ситуацию в Боснии и Герцеговине, а также в Уганде».
Кристин Наматову с сыном Эндрю в доме, за который ей пришлось бороться после смерти мужа в 2014 году. Снято 28 июня 2016 года в районе Муконо, Уганда, где захват земли является частым явлением. Снято камерой Canon EOS 5D Mark III. © Эми Тоензинг
Вдова в Уганде может потерять детей, дом, землю, достоинство и даже жизнь. Законы Уганды предписывают равноправие мужчин и женщин в отношении наследства, но в местном обществе укоренилась «культура» жестокого захвата земли и собственности. В этой связи многие овдовевшие женщины оказываются изгоями общества и лишаются всего, что у них было.
Эми говорит, что после резни в Сребренице 1995 года, во время которой более 7000 боснийских мужчин и мальчиков были убиты, вся общественная структура в Боснии и Герцеговине претерпела серьезные изменения. Женщины стали главами семей, и многие из них с тех пор борются за права жертв геноцида. Эми проводила время с женщинами, которые помнили о событиях Боснийского конфликта, и их воспоминания заставили ее пережить «моменты полных отчаяния мыслей о нашем обществе и человечестве в целом». Несмотря на это она неустанно работала над тем, чтобы показать силу, смелость и стойкость этих женщин.
Через двадцать лет после резни в Сребренице 1995 года, когда вооруженные отряды Сербии убили больше 7000 мужчин и мальчиков, являвшихся боснийскими мусульманами, гробы с останками 136 погибших ожидают захоронения в мемориальном центре Поточары. Босния и Герцеговина, 10 июля 2015 года. Снято камерой Canon EOS 5D Mark III. © Эми Тоензинг
«На мне лежит очень большая ответственность перед теми, кого я снимаю, — говорит она. — Мне необходимо показать их достоинство, необходимо раскрыть их истории, необходимо выслушать их, и я очень надеюсь, что они довольны тем, как я передаю их образ и отражаю историю их жизни. Вся моя работа — это сотрудничество, и в ней присутствует фактор участия: чтобы вашу историю услышали люди, вам нужно сперва ее рассказать».
Мне необходимо показать достоинство тех, кого я снимаю… и выслушать их историю.
Проекты Эми всегда основаны на серьезных исследованиях, и проект «Вдовство», который был представлен на международном фестивале фотожурналистики Visa pour l’Image, прошедшем в Перпиньяне в этом году, не является исключением. Газетные статьи, интервью и даже романы стали полезными источниками информации, которые помогли ей в тот или иной период времени. «Мне нравится погружаться в исследование, — говорит она. — Мне действительно хочется найти в истории лирическую составляющую, и я пишу о ней, чтобы взглянуть на все со стороны. Я использую поток сознания, чтобы понять, в чем суть истории».
22 марта 2016 года. Аша Лата из Западной Бенгалии просит милостыню возле храма Банке-Бихари в городе Вриндавана, Индия. Аша была отдана замуж в 13 лет; 40 лет назад ее муж умер, и она пришла в Вриндавану. Снято камерой Canon EOS 5D Mark III. © Эми Тоензинг
По словам Эми, проекты для National Geographic должны иметь серьезную визуальную составляющую, поэтому в рамках своего проекта она для каждой страны старалась подобрать отдельную тему или ключевые слова. В Индии она сделала акцент на красоте и женственности, поскольку почувствовала, что местные вдовы, с которыми она проводила время, в первую очередь теряют именно это. Эти женщины не могут уйти от своей тяжелой судьбы, но Эми стремилась показать, что каждая из них является сильной и женственной личностью.
Я очень хотела сделать акцент именно на этом, ведь все они остаются прекрасными людьми
«Все они были по-настоящему женственны, но с течением времени клеймо вдовы все больше разрушало их женские образы, — говорит она. — Я очень хотела сделать акцент именно на этом, ведь все они по-прежнему остаются прекрасными людьми».
10 апреля 2016 года, штат Западная Бенгалия, Индия. Ганга Чоудхури, 62-летняя вдова, моется в пруду в деревне Рамесварпур. Ганга живет в бамбуковой постройке на земле, унаследованной от матери. Снято камерой Canon EOS 5D Mark III. © Эми Тоензинг
Чтобы узнать больше о камере Canon EOS 5D Mark III, перейдите на страницу продукта.
Похожие статьи
Смотреть всеКоманда Canon Professional Services
Участники программы имеют доступ к приоритетной поддержке CPS в своей стране и на крупных мероприятиях, возможность приоритетного быстрого ремонта и — в зависимости от уровня участника — бесплатной аренды резервного оборудования, а также получения скидки на обслуживание и бесплатной доставки оборудования после его выполнения. Кроме того, они получают эксклюзивные предложения для участников.
Присоединяйтесь
Узнать больше
илиВдовы, которые не могут вернуться домой
Загрузка
Вдовы, которые не могут вернуться домой
(Изображение предоставлено Паскалем Маннартсом)
Паскаль Маннартс, 13 сентября 2016 г.
, тысячи индуистских женщин направляются во Вриндаван, город паломничества, в котором проживает более 20 000 вдов.
Некуда идти, негде спрятаться (Фото: Pascal Mannaerts)
Некуда идти, негде спрятаться
Некоторые из самых консервативных индусов в Индии считают, что женщина, чей муж умер, не должна больше жить, потому что она не смогла сохранить его душу. Отвергнутые своими общинами и брошенные своими близкими, тысячи обездоленных женщин направляются во Вриндаван, город паломничества примерно в 100 км к югу от Дели, где проживает более 20 000 вдов.
У этих женщин нет иного выбора, кроме как жить в ашраме vidhwa (ашрамы для вдов), находящемся в ведении правительства, частных предприятий и НПО. Одетые в белое, они знают, что никогда не вернутся домой и что именно здесь они закончат свои дни. (Источник: Паскаль Маннартс)
Вместе мы стоим (Фото: Паскаль Маннартс)
Вместе мы стоим
Согласно индуистской традиции, вдова не может повторно выйти замуж. Ей приходится спрятаться в доме, снять украшения и надеть траурный цвет. Она становится источником позора для своей семьи, теряет право участвовать в религиозной жизни и оказывается в социальной изоляции.
Многие вдовы либо изгнаны, либо убегают от своих родственников, с которыми они обычно жили, и направляются в большие города, где они часто исчезают. Некоторые отправляются в священный индуистский город Варанаси, а другие направляются во Вриндаван, где, как предполагается, провел свое детство Господь Кришна, индуистский бог, которому поклоняются многие вдовы. (Фото: Паскаль Маннартс)
Традиция преследований (Фото: Паскаль Маннартс)
Традиция преследований
Вдовы в Индии всегда подвергались отвержению и преследованию, и практика сати , вероятно, самый старый и самый яркий пример. Запрещенный британскими колонизаторами в 1829 году, сати — это устаревший индийский похоронный обычай, когда вдова должна была принести себя в жертву на костре своего мужа или совершить самоубийство другим способом вскоре после его смерти. С уходом мужа у вдовы не должно было быть причин жить. (Фото: Паскаль Маннартс)
Восстановление жизни (Фото: Паскаль Маннартс)
Восстановление жизни
Приехав во Вриндаван, многие вдовы совершенно потеряны. Им предстоит столкнуться с миром в одиночку, и никто не сможет им помочь. Изолированные обществом после того, как их семьи отвергли их, они ждут смерти в глубоком одиночестве и жестоких страданиях. Но мало-помалу, приветствуясь в своих сообществах вдов, большинству удается восстановить свою жизнь и выбраться из изоляции. (Фото: Паскаль Маннартс)
Вера вопреки всему (Фото: Паскаль Маннартс)
Вера вопреки всему
Гаятри проводит пуджу (утреннюю молитву) в ашраме Мира Сахбагини, который был основан 60 лет назад и является домом для 220 вдов. .
«Каждое утро мы просыпаемся в 5 утра. Некоторые из нас отправляются на берег Ямуны, чтобы умыться и совершить первый ритуал пуджи. Затем мы возвращаемся в ашрам, распевая религиозные песни, чтобы поклоняться Шри Кришне и [его партнерше] Радхе». (Фото: Паскаль Маннартс)
Солидарность и взаимопомощь (Фото: Паскаль Маннартс)
Солидарность и взаимопомощь
После пения бхаджанов (религиозных песен) и совместной молитвы женщины приступают к своим повседневным делам. Они готовят либо для себя, либо в группах по два-три человека, а затем едят вместе в своих комнатах или в коридорах ашрама. После этого они читают религиозные книги и молятся. Нельзя отрицать, что их вера безмерно помогает им сталкиваться с трудностями каждый день. (Фото: Паскаль Маннартс)
Лицо добра (Фото: Паскаль Маннартс)
Лицо добра
Лалита, 72 года, живет в ашраме Мира Сахбхагни уже 12 лет.
«Никогда бы не подумал, что однажды мне придется просить еду. Но когда умер мой муж, мне было 54 года, и меня выгнали из дома родственники. Мне пришлось жить на улице, а потом я нашел доброго человека, который помог мне купить билет на поезд до Вриндавана. Я пришел сюда и никогда не уходил». (Фото: Паскаль Маннартс)
Разрушители судеб (Фото: Паскаль Маннартс)
Разрушители судеб
Здесь женщины ашрама стоят на берегу реки Ямуна на закате для аарти (традиционных ежедневных молитв и праздников). Одна была так счастлива быть там, что прыгнула в воду; другие женщины помогают ей вернуться на берег. (Источник: Паскаль Маннартс)
Безжалостная судьба(Источник: Паскаль Маннартс)
Безжалостная судьба
Тулси, 68 лет, поет бхаджаны в ашраме. Родом из деревни недалеко от Калькутты, ее родственники забрали ее наследство после смерти мужа. Тулси была вынуждена переехать со своими детьми в очень бедный район, и вскоре один из сыновей забрал ее во Вриндаван под предлогом поклонения Господу Кришне. После посещения храмов он сказал ей, что ей лучше остаться во Вриндаване, хотя она этого и не хочет. Он ушел и больше не вернулся. Сейчас она в ашраме уже 12 лет. (Фото: Паскаль Маннартс)
Одна душа, один жизненный путь для них (Фото: Паскаль Маннартс)
Одна душа, один жизненный путь
Шанти Падхо Даши 91 год, она живет в ашраме Мира Сахбхагни. Она самая старая жительница ашрама и родом из Западной Бенгалии. Она приехала во Вриндаван 25 лет назад.
По мере того, как Индия становится все более прогрессивной, положение вдов постепенно улучшается. Но стыд вдовства настолько силен и существует так давно, что быстро не исчезнет, особенно в традиционной сельской среде. (Фото: Паскаль Маннартс)
Повышение осведомленности и терпимости (Фото: Паскаль Маннартс)
Повышение осведомленности и терпимости
Одетые в белое вдовы покупают овощи на улицах Вриндавана. Они всегда отвергались обществом; поскольку считается, что они приносят несчастье, некоторые люди даже прячутся, когда видят вдову, идущую по улице.
Но в последние годы местные НПО, такие как Sulabh International, работают с вдовами, чтобы не только оказывать финансовую поддержку, но и руководить многочисленными проектами и акциями в СМИ по всей стране, чтобы повысить осведомленность и терпимость к этим дискриминируемым людям. (Фото: Паскаль Маннартс)
Изменение менталитета (Фото: Паскаль Маннартс)
Изменение менталитета
Здесь вдовы в Meera Sahbhagni asham празднуют Холи, фестиваль красок. Хотя православные традиции запрещают вдовам принимать участие в торжествах, менталитет меняется, и вдовы стали игнорировать запреты. (Источник: Паскаль Маннартс)
Вырваться на свободу (Источник: Паскаль Маннартс)
Вырваться на свободу
Холи и его общее значение в индийском обществе — это прекрасная возможность для вдов громко заявить о своих требованиях к катарсису и уважению. Во время Холи разрушаются социальные барьеры, и люди пируют вместе, независимо от возраста, пола и статуса. Это время смешения каст, когда низшие люди имеют право оскорблять тех, перед кем им приходилось кланяться в течение года. (Фото: Паскаль Маннартс)
Надежда на завтра (Фото: Паскаль Маннартс)
Надежда на завтра
«Сегодня я счастлива, что все эти женщины вокруг меня, я больше не одна», — сказала 60-летняя Према. «Мы научились жить вместе, помогать друг другу. Мы стали друзьями, настоящими друзьями, поскольку все мы знаем, через что мы все прошли. Мы смотрим вперед, мы стараемся никогда не оглядываться назад. Мы никогда не говорим о прошлом». (Фото: Паскаль Маннартс)
Индийский город с 6000 вдовами
Опубликовано
000Z»> 2 мая 2013 г.
Энтони Дензелоу
Вриндаван
Тысячи вдов отправились на север одного города Индии. Изгнанные своими семьями или просто одинокие в мире, некоторые преодолевают сотни миль, чтобы добраться туда, и никто не знает, почему.
Индия полна святых мест и мест паломничества. Но мало мест так тесно связаны с божеством Кришны, как Вриндаван на берегу Ямуны, в нескольких часах езды к юго-востоку от Дели.
Здесь, в этом переполненном храмами городе, имя Кришны у всех на устах вместе с именем его возлюбленной детства, Радхи.
Кришна, согласно великому эпосу Махабхарата, родился в близлежащем лесу, и именно здесь юный обманщик, играющий на флейте, заигрывал с пастухами —
Радха и Кришна, два имени, связанные вместе навеки и в сознании каждого паломника, прибывающего в город, чтобы совершить ритуальный обход храмов и совершить омовение ghats (ступени, ведущие вниз к воде).
Но у Вриндавана есть и более темная, менее любвеобильная сторона – он известен как «город вдов».
Понаблюдайте немного за паломниками, входящими в храмы и выходящими из них, и вы увидите этих вдов — обычно довольно пожилых женщин — одетых в простое белое и часто просящих милостыню.
Вдовы в Индии больше не бросаются на погребальные костры своих мужей. Но жизнь для них все еще может быть тяжелой.
Считающиеся неблагоприятными, многие вскоре обнаруживают, что потеряли свой доход и подвергаются остракизму в своих родных деревнях. Некоторых высылают семьи их мужей, которые хотят помешать им унаследовать деньги или имущество.
Никто не может толком объяснить, почему именно этот город привлекает вдов со всей Индии, особенно, похоже, из Бенгалии.
Только в этом месте их около 6000, и еще больше в окрестностях.
Некоторые приезжают сюда как настоящие паломники, чтобы посвятить оставшиеся годы служению Радхе/Кришне, но многие приезжают сюда, чтобы сбежать из жестоких семейных домов или быть выброшенными своими сыновьями и невестками как ненужный багаж.
Это один из необычных аспектов индийского общества, который правительство предпочло бы скрыть от внешнего мира, несмотря на все их искренние усилия по решению проблемы.
Базирующаяся в Дели неправительственная организация Maitri помогает предоставить еду и кров некоторым вдовам.
В маленьком храме некоторые из них сидят, скрестив ноги, на полу во дворе, пока молодые добровольцы выплевывают горки риса и дала.
Сидя внутри, люди небольшой группой рассказывают свои истории.
Большинство приехало сюда из Западной Бенгалии, некоторым пришлось преодолеть более 1000 миль (1600 км) — часто в одиночку, многие оставив после себя друзей и внуков.
Саиф Али Дас всего 60 лет, но она выглядит намного старше, а походка у нее кривая. По ее словам, ее муж был пьяницей и умер 12 лет назад после падения.
У нее была дочь, которая умерла в больнице, и сын, убитый из-за земельного спора. После его смерти она осталась совсем одна и сбежала в это место, которое, как она слышала, было безопасным.
Сонди — суровая 80-летняя женщина, муж которой умер молодым, и ей пришлось одной воспитывать четверых детей. Фактически ее выгнала невестка, заявив, что это ее собственный муж поддерживал семью, и «поскольку у вас нет мужа, вам придется позаботиться о себе».
Для многих из этих бенгальцев, окруженных носителями хинди, они как будто живут на чужбине. Некоторые дерзки и обижены, другие сломлены и напуганы.
Власти бегут четыре ашрамы — форма духовной коммуны, где проживает часть женщин, но многим приходится просить милостыню за аренду жилья. Некоторые утверждают, что местные жители обращаются с ними довольно грубо и только паломники с удовольствием приобретают духовные заслуги, давая им деньги.
Гаури Даси покинула границу Бенгалии с Бангладеш из-за напряженности в этом районе в 1971 году. Она прибыла во Вриндаван со своим мужем, от которого у нее было три дочери.
Затем он бросил их, и все ее дочери были выданы замуж, когда им исполнилось 10 лет.
Последние 15 лет Даси живет одна во Вриндаване и чувствует, что вынуждена посвятить свою жизнь служению Радхе.
Ей платят несколько монет за исполнение религиозных песен в храмах. Она стала одной из миллионов индийцев, отрекшихся от мира, чтобы следовать духовному пути, но она одна из тех, кто сопротивляется.
Многие из этих служителей бога живут трагической жизнью на улицах этого пропитанного романтикой города.
Правительство и паломники могут помочь уберечь этих беженцев от семейной жизни от голодной смерти, но они менее способны подавить несправедливость и вековые суеверия в Бенгалии.
Для некоторых здесь даже взглянуть на вдову считается большой неудачей.
Как слушать От нашего собственного корреспондента :
BBC Radio 4: По субботам в 11:30 и иногда по четвергам в 11:00
Слушайте онлайн или скачивайте подкаст.
Всемирная служба Би-би-си: Короткие выпуски с понедельника по пятницу — см.