Архитектор vs. художник. Взаимное интервью архитектора Юрия… | by Дворулица | Архитектура как пейзаж
You can also read this story in English: «Architect vs. Artist«
Как воспринимают город художник и архитектор? Один — как реди-мейд и сложившийся образ, другой — как контекст и поле для интервенций. Однако за новый пейзаж ответственны оба.
На взаимном интервью архитектор и основатель бюро «Меганом» Юрий Григорян и фотограф и автор проекта «Палимпсесты» Максим Шер задали друг другу вопросы о роли художника и архитектора в формировании современного городского пейзажа в России, о границах эстетизации повседневной среды и ценности «некрасивого» для города.
Событие прошло 2 февраля 2019 года в рамках публичной программы выставки «Новый пейзаж» в Фонде культуры «Екатерина» в Москве.
7 апреля 2017 – 47°48’34.3″N 35°11’00.8″EЮрий Григорян: У Максима есть такая цитата:
«Красота — это тоталитарная идея, которая была полностью дискредитирована в XX веке. Теодор Адорно писал, что после Освенцима использовать идею красоты просто невозможно, фашизм возник в том числе из консервативных представлений о красоте, итальянские футуристы, поэты и художники воспевали красоту войны, советскому социализму это было присуще не в меньшей степени. Повседневность и неказистость у Брехта и других была протестом и способом исцелить себя от этой тоталитарной красоты. Когда ты принимаешь простое и повседневное, красота и власть оказываются не нужны».
Максим Шер. Не показывать нашу действительность с позиции абсурда // Strelka Mag — 2018
Архитекторы в принципе обречены взаимодействовать с властью, а город — это тоталитарное пространство, любая акция в городе оказывается политической. Получается, архитектор сегодня или не нужен, или должен играть какую-то совершенно другую роль. Что это за роль? Как вы считаете?
Максим Шер: Этот вопрос еще больше попадает в нерв современности, чем вся выставка [«Новый пейзаж» — прим. ред.]. Мои друзья-архитекторы, когда увидели мой проект [«Палимпсесты»], сказали ровно то же самое.
У меня на этот счет нет какого-то сформированного мнения, потому что я не архитектор. Естественно, невозможно представить себе архитектуру вне связи с властью, тем более в нашей стране, где все зависит от власти, где все пространство принадлежит власти. Я просто нашел для себя какой-то способ существовать в этом пространстве, просто фиксируя, принимая его. Потому что я вырос в культуре, для которой привычно представление о том, что все вокруг нас создано не нами, что мы от «всего» отчуждены. А фотография стала для меня способом как-то немного преодолеть это отчуждение. Хотя, немного или много — я не знаю до сих пор.
17 июля 2014 — 58°00’48.8″N 56°13’55.4″E; 22 октября 2017 — 42°59’06.5″N 47°30’34.2″EМ.Ш.: Я тоже позволю себе опираться на цитаты. Мне очень нравится текст архитектурного критика Марии Элькиной, который был написан после самой первой итерации «Нового пейзажа» в Екатеринбурге. Она писала:
«Выставку эту можно прочесть как исследование современной российской архитектуры, если понимать последнюю не как искусство, а как способ обживания человеком пространств».
Мария Элькина. Фотографии российского ландшафта вместо книжек по урбанистике // Strelka Mag — 2018
Как вы, как профессиональный архитектор, можете сформулировать состояние нынешней российской архитектуры? Учитывая, что здесь нет ни одного, наверное, здания, построенного по известным вам проектам, и все это представляет собой такой вернакуляр, созданный с утилитарными целями?
Ю.Г.: Мне кажется, что архитекторы сегодня имеют мало отношения к жизни человека. Это подтверждается мировой статистикой: вообще-то архитекторы имеют отношение всего к 2 % строящихся зданий.
У меня было все время подозрение, что архитектура находится в принципе вне критики, как искусство. Даже вне политики. То есть что бы ни построили предыдущие поколения… Каждое поколение защищает тот город, в котором оно родилось.
Возьмем самый простой пример — сталинскую архитектуру. Понятно, что без нее Москву сегодня уже представить совершенно невозможно.
Как то я шел по Берсеневской набережной, и передо мной шло трое молодых людей. Им было, наверное, лет от 16 до 18. Впереди был памятник Петру I, и один из ребят просто в воздух сказал: «И что, и вот эту красоту они собираются снести?». Я шел позади, в двух метрах, и как-то очень остро это почувствовал, потому что как раз почему-то я мечтал о том, что эту красоту можно было куда-нибудь снести.
Поэтому есть такое подозрение, что все, что мы ни сделаем, весь ужас, который мы понастроили будет городом для тех, кто родился сегодня, в 2019 году. Они так же будут его охранять, они будут его любить, так же будут страдать, когда в этом городе будет что-то еще построено. Но все, что сегодня есть, включая Москва-Сити, включая все это, будет вне критики для этих людей.
18 июля 2014 — 57°25’31.5″N 56°57’23.5″EЮ.Г.: Мой вопрос требует еще одной вашей цитаты:
«Не нужно насильно ценить все эти изломанные публичные пространства, нужно бороться с этим присущим нашей культуре взглядом сверху вниз, что народ не справится сам со своими проблемами, и только власть может прийти и все исправить. Это колониальный взгляд на повседневность, унаследованный от времени крепостных, которых барин пытался образовывать и направлять».
Максим Шер. Не показывать нашу действительность с позиции абсурда // Strelka Mag — 2018
Когда я общаюсь с чиновниками, то я вижу, как они не любят общественные слушания, как они боятся того, что люди чего-то захотят. Как вы считаете, какая в этом общественном процессе могла бы быть роль у художника?
М.Ш.: Не знаю. Все упирается в политику опять же. При политическом режиме, в котором политика не является открытой, делается за закрытыми дверьми, роль художника, как и роль архитектора, скорее маргинальна, мне кажется. Несмотря на то, что архитектура является функцией власти, там есть хоть какой-то заработок. С художниками даже и заработка-то нет. Это фигура сугубо маргинальная. Ну так сидит [художник] на горе и может там породить какое-то двустишие или там фотографию сделать раз в десять лет. И она произведет впечатление. Или изменит представление, или заставит посмотреть на привычное по-новому. Только в этом, мне кажется.
У меня был порыв, скорее направленный вовнутрь: разобраться со своими собственными представлениями о среде обитания. То есть я никак не думал о том, как это может влиять. Сейчас, может быть, благодаря тому, что наша работа получила какое-то внимание, я читаю отзывы людей, и они пишут, что с ними происходит тоже самое, что произошло со мной, когда я снимал последние эти 7 лет. То есть они начинают ценить то, что их окружает.
Ю.Г.: То есть я правильно понимаю, что этой выставкой и, например, предъявлением этого [нового пейзажа] как ценного, вы помогаете людям все это принять? Это и есть вклад художника?
М.Ш.: Видимо, да.
Ю.Г.: А вы не боитесь, что если все примут эту точку зрения, то тогда она станет мейнстримом? Ведь художник все время заносит в архив что-то «неценное». Потому что все ценное (всякая живопись и прочее) — уже давно в архиве, а художник должен находить что-то новое. Это тоже каким-то образом коммерциализируется. Что вы об этом думаете?
М.Ш.: У нас все как-то волнообразно происходит на самом деле. Многие фотографии, которые здесь представлены, сделаны больше 10 лет назад. Когда я работал на журналы*, они заказывали как раз такое. То есть это было мейнстримом 10 лет назад.
* «Все проекты, представленные на выставке, — долгая работа фотографов над своими темами. Это не пресс-фотография, хотя действительно, в журналах типа «Большого города» вполне могло публиковаться что-то очень похожее».
Петр Антонов, фотограф, куратор выставки «Новый пейзаж»
Сейчас, когда медийное пространство захвачено какой-то совершенно «черно-белой», дихотомичной реальностью, они опять, получается, перемещаются в какую-то такую маргинальную, оппозиционную позицию, хотя в момент создания таковыми не были.
7 мая 2013 — 54°47’53.4″N 32°02’12.7″E; 17 мая 2013 — 54°47′58″N, 32°2′13″EЮ.Г.: Мы знаем, что крупные бюро, например, Herzog & de Meuron, каждый свой проект делают с художником. То есть художник является таким же членом команды, как акустик или как конструктор. Обязательно.
Как вы считаете, авторы этой выставки могли бы сделать «контрибуцию» в какой то проект? Перейти из созерцательного в активное? Или это запрещено, и не получится ни то ни другое?
М.Ш.: Да, можно подумать, конечно. И я знаю, что есть фотографы, которые взаимодействуют с архитектурными бюро, именно в рамках полевых исследований. Мне предлагали, я, правда, не поехал, не помню, времени не было, наверное. Или предложили мало денег, может. Работа за деньги сразу становится работой за деньги, это тоже надо понимать, конечно. Ты как бы меняешь роль. Получается, что ты, работая за деньги, должен выдать какой-то результат, который твой клиент от тебя ждет. То есть архитектурное бюро в данном случае. А если не платить, то и…
Ю.Г.: Вы затронули очень важную тему денег и профессионализма. В архитектуре, в российской особенно, но и в американской, существует раскол на профессиональных архитекторов и непрофессиональных. Например, педагоги Захи Хадид, Леон Крие, Джон Хейдук декларировали, скажем так, «нестремление» к строительству, занимались академической карьерой. У нас — все профессиональные архитекторы (те, кто живет профессией) — это люди, которые портят родной город в той или иной степени, а непрофессиональные архитекторы представляют профессию достойно, потому что они город не портят.
Неужели художник сегодня, если становится профессионалом, то сразу становится продажным?
М.Ш.: Вообще там, где есть рынок, есть искусство — самый главный конфликт, самый главный нерв. То есть художник, с одной стороны, хочет жить за счет своего творчества, а с другой стороны, когда он начинает жить за счет своего творчества, он становится полностью зависимым от того, что ему диктует рынок. То есть рынок в сфере искусства — мягко говоря, неоднозначная штука. У нашей фотографии нет рынка, вроде как, пока. Или даже «не пока», а вообще нет. Поэтому нам проще рассуждать.
Ю.Г.: Да. Я хорошо чувствую и понимаю, что рынка искусства здесь нет. Честно сказать, и архитектурного рынка тоже нет, потому что сегодня остался один заказчик — государство. У семидесятников, великих американских архитекторов, была такая фраза: «ABC: Anything But Commercial» — все, кроме коммерческого. Мне кажется, что это достаточно искусственная граница. Если хочешь, ты можешь повернуть любой коммерческий проект в какую-нибудь сторону, можешь бороться там внутри. И даже довольно успешно.
19 октября 2013 — 55°01’37.2″N 82°56’08.5″EЮ.Г.: Мы знаем, что искусство и архитектура, так или иначе, в основном архитектура, очень успешно процветают в авторитарных обществах. Так, «Зарядье», каким бы он ни был, легко удалось построить прямо у Кремля. Это построили политики. Я сейчас не комментирую, хорошо получилось или плохо, но здесь это случилось, а во многих европейских странах никто бы не дал рядом с крепостью строить такой парк.
Так что настолько ли безрадостна эта перспектива? Возможен ли общий с властью взгляд на городскую среду, как вы считаете?
М. Ш.: Сейчас шансов нет, мне кажется. Все инициативы, направленные на интеграцию, на взаимодействие, намеренно или исподволь уничтожаются.
Я как раз хотел спросить вас, как автора проекта: «Дворулица» — это тоже утопия или все-таки нет?
Ю.Г.: У проекта «Дворулица» есть одна особенность. Я бы сказал, двойственность и неоднозначность — это родовые свойства, которые ему присущи. С одной стороны, он вроде бы мог считаться вполне либеральным, в том смысле, что ничего ломать не надо, надо заниматься ландшафтом, публичным пространством, отношениями соседств, коммун, пытаться общества строить. С другой стороны, он вторгается непосредственно в область земельных отношений. В этом смысле «Дворулица» имеет тоталитарное измерение, потому что это планировочный проект. А любая планировка — это, конечно, агент власти. Кто еще занимается планировкой города, не жители же.
18 февраля 2011–50°15’51.8″N 127°32’13.9″E; 13 апреля 2014–51°49’22.7″N 107°39’28.7″EЮ. Г.: Я допускаю, что любой город можно вот так снимать. Снимать именно его повседневную сторону, неценную, некрасивую, нерекламную. Допускаете ли вы, что проекты реновации, или ужасные новые трущобы тоже по идее должны стать, как панельные дома сегодня, объектами для новых художников?
М.Ш.: Действительно, тут парадокс. С одной стороны, призыв принять — это такой призыв к смирению, к тому, чтобы не критиковать это. С другой стороны, такой взгляд одновременно является и критикой тоже в том числе того, что вот эти ландшафты и постройки не считаются сегодня ценными.
Я хотел привести цитату из Юрия Сапрыкина, который в твиттере написал про нашу выставку, употребив слово «трэш». Он писал, что она похожа на паблик «ВКонтакте» с известным матерным названием [«Эстетика Ебеней» — прим. ред.], и это попытка опять вникнуть в постсоветский трэш.
4 ноября 2013 — 57°45′26.1″N, 40°56′41.55″E;15 марта 2015 — 45°21’25.9″N 36°28’25.1″EМ. Ш.: Насколько повседневный ландшафт, который состоит из ларьков, каких-то труб, странных пристаней вообще можно считать ценным? Заслуживает ли он того, чтобы вообще думать и говорить о нем с позиции обывательско-художнической, как наша, или с позиции профессиональной, как ваша? Или это нужно, не обращая внимания, сносить, уничтожать и строить на вместо этого что-то другое?
Ю.Г.: Вы знаете, на эту тему есть две точки зрения. На конференции Дворулицы Муратов с Ревзиным из КБ «Стрелка» сказали, что надо все сломать, просто так честно. Надо брать эти кварталы, ломать и строить что-то видимо лучшее. А мой взгляд изнутри заключается в том, что по какой-то причине, я могу догадываться, по какой, почему-то лучше не получается. То есть на место каждого снесенного дома встает дом и в несколько раз больше, и в общем-то хуже по многим показателям.
Банально, но тем не менее считается, что человек создает пространство, а потом это пространство его формирует. Есть целые поколения и субкультуры, которые уже сформировались в этих советских микрорайонах. Каждый день жизни для человека— это огромная ценность, и он любит свой город, каким бы он ни был.
Мы не разговариваем в терминах «хорошего» или «плохого», то есть мы не можем сказать, что человек вырос в панельном доме и это для него, предположим, плохо. Мы не понимаем на самом деле, существует это влияние или его нет.
Эта выставка представляет из себя замечательное пособие для архитектора «Как можно читать контекст, в котором ты действуешь». Что такое контекст на самом деле? Понятно, это и обстоятельство, и среда. Что мы должны делать, как мы можем на него отвечать — это и есть вопросы, адресованные сегодня к нам. Найти интонацию, которая создает все-таки новую среду для людей, но при этом не нарушает контекст и не делает все эти здания ненужными. Потому что проблемы и возможности архитектора заключаются в том, что каждое, даже маленькое новое построенное здание меняет весь город.
30 марта 2014 — 59°12’40.3″N 39°54’18.7″E2 февраля 2019
Событие подготовили «Дворулица» и бюро «Меганом» в рамках публичной программы выставки «Новый пейзаж» в Фонде культуры «Екатерина» в Москве.
Выставка Алексей Щусев. Архитектор, художник, директор. К 150-летию, Москва – Афиша-Музеи
Выставка в Москве
© tretyakovgallery.ru
1/7
О выставке
Третьяковская галерея представляет выставочный проект, посвященный 150-летию со дня рождения Алексея Щусева — одного из крупнейших отечественных архитекторов, блестящего рисовальщика, оригинального музейного куратора. Центральной темой выставки стал Музей — как цель и особенность мышления Щусева. В экспозицию вошли архитектурные проекты, эскизы оформления интерьеров, уникальные фотографии, связанные с самыми значительными творениями Щусева в области храмового и гражданского зодчества в Москве — МарфоМариинской обителью и Казанским вокзалом. Многие произведения и документы экспонируются впервые. Графические работы мастера представлены в одном пространстве с произведениями знаменитых художников эпохи модерна, также привлеченных к этим проектам: А.Н. Бенуа, З.Е. Серебряковой, М.В. Добужинского, Б.М. Кустодиева, Е. Е. Лансере и М.В. Нестерова. Алексея Щусева с полным основанием можно назвать Созидателем Музеев. За его плечами большой опыт в том числе и музейного проектирования, где он зачастую был идеологом и автором концепций. Обе творческие ипостаси Щусева — архитектора и музейного куратора — переплелись во время его работы в Третьяковской галерее сначала в качестве директора (1926–1928), а затем главного архитектора (1928–1929). Щусев внес огромный вклад в развитие Третьяковской галереи. Представленные на выставке материалы позволяют оценить масштаб замыслов «архидиректора» Щусева, степень его вовлеченности в жизнь музея, качество и смелость осуществленных под его руководством экспозиций, точность его градостроительных предвидений. Экспозиция в Третьяковской галерее дает возможность оценить Щусева как одного из самых блестящих рисовальщиков эпохи модерна, представляет многогранность таланта мастера, обладавшего качествами архитектора, рисовальщика и музейного куратора.
Информация предоставлена организаторами
ЖанрыФотография, Архитектура, Графика,
Место проведения
Третьяковская галерея
Главный музей отечественного искусства в Москве
АдресЛаврушинский пер. , 10
Третьяковская
Новокузнецкая
Подборки «Афиши»
Куда сходить на новогодних каникулах: выставки в Москве
Выставки ноября в Москве: Грабарь, Шагал и «Сны Сибири»
выставок февраля в Москве: Зверев, «Отличники» и советские ДК
Самые ожидаемые выставки 2023 года в Москве и Петербурге
Мероприятия
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость
- Абакан,
- Азов,
- Альметьевск,
- Ангарск,
- Арзамас,
- Армавир,
- Артем,
- Архангельск,
- Астрахань,
- Ачинск,
- Балаково,
- Балашиха,
- Балашов,
- Барнаул,
- Батайск,
- Белгород,
- Белорецк,
- Белореченск,
- Бердск,
- Березники,
- Бийск,
- Благовещенск,
- Братск,
- Брянск,
- Бугульма,
- Бугуруслан,
- Бузулук,
- Великий Новгород,
- Верхняя Пышма,
- Видное,
- Владивосток,
- Владикавказ,
- Владимир,
- Волгоград,
- Волгодонск,
- Волжский,
- Вологда,
- Вольск,
- Воронеж,
- Воскресенск,
- Всеволожск,
- Выборг,
- Гатчина,
- Геленджик,
- Горно-Алтайск,
- Грозный,
- Губкин,
- Гудермес,
- Дербент,
- Дзержинск,
- Димитровград,
- Дмитров,
- Долгопрудный,
- Домодедово,
- Дубна,
- Евпатория,
- Екатеринбург,
- Елец,
- Ессентуки,
- Железногорск (Красноярск),
- Жуковский,
- Зарайск,
- Заречный,
- Звенигород,
- Зеленогорск,
- Зеленоград,
- Златоуст,
- Иваново,
- Ивантеевка,
- Ижевск,
- Иркутск,
- Искитим,
- Истра,
- Йошкар-Ола,
- Казань,
- Калининград,
- Калуга,
- Каменск-Уральский,
- Камышин,
- Каспийск,
- Кемерово,
- Кингисепп,
- Кириши,
- Киров,
- Кисловодск,
- Клин,
- Клинцы,
- Ковров,
- Коломна,
- Колпино,
- Комсомольск-на-Амуре,
- Копейск,
- Королев,
- Коряжма,
- Кострома,
- Красногорск,
- Краснодар,
- Краснознаменск,
- Красноярск,
- Кронштадт,
- Кстово,
- Кубинка,
- Кузнецк,
- Курган,
- Курганинск,
- Курск,
- Лесной,
- Лесной Городок,
- Липецк,
- Лобня,
- Лодейное Поле,
- Ломоносов,
- Луховицы,
- Лысьва,
- Лыткарино,
- Люберцы,
- Магадан,
- Магнитогорск,
- Майкоп,
- Махачкала,
- Миасс,
- Можайск,
- Московский,
- Мурманск,
- Муром,
- Мценск,
- Мытищи,
- Набережные Челны,
- Назрань,
- Нальчик,
- Наро-Фоминск,
- Находка,
- Невинномысск,
- Нефтекамск,
- Нефтеюганск,
- Нижневартовск,
- Нижнекамск,
- Нижний Новгород,
- Нижний Тагил,
- Новоалтайск,
- Новокузнецк,
- Новокуйбышевск,
- Новомосковск,
- Новороссийск,
- Новосибирск,
- Новоуральск,
- Новочебоксарск,
- Новошахтинск,
- Новый Уренгой,
- Ногинск,
- Норильск,
- Ноябрьск,
- Нягань,
- Обнинск,
- Одинцово,
- Озерск,
- Озеры,
- Октябрьский,
- Омск,
- Орел,
- Оренбург,
- Орехово-Зуево,
- Орск,
- Павлово,
- Павловский Посад,
- Пенза,
- Первоуральск,
- Пермь,
- Петергоф,
- Петрозаводск,
- Петропавловск-Камчатский,
- Подольск,
- Прокопьевск,
- Псков,
- Пушкин,
- Пушкино,
- Пятигорск,
- Раменское,
- Ревда,
- Реутов,
- Ростов-на-Дону,
- Рубцовск,
- Руза,
- Рыбинск,
- Рязань,
- Салават,
- Салехард,
- Самара,
- Саранск,
- Саратов,
- Саров,
- Севастополь,
- Северодвинск,
- Североморск,
- Северск,
- Сергиев Посад,
- Серпухов,
- Сестрорецк,
- Симферополь,
- Смоленск,
- Сокол,
- Солнечногорск,
- Сосновый Бор,
- Сочи,
- Спасск-Дальний,
- Ставрополь,
- Старый Оскол,
- Стерлитамак,
- Ступино,
- Сургут,
- Сызрань,
- Сыктывкар,
- Таганрог,
- Тамбов,
- Тверь,
- Тихвин,
- Тольятти,
- Томск,
- Туапсе,
- Тула,
- Тюмень,
- Улан-Удэ,
- Ульяновск,
- Уссурийск,
- Усть-Илимск,
- Уфа,
- Феодосия,
- Фрязино,
- Хабаровск,
- Ханты-Мансийск,
- Химки,
- Чебоксары,
- Челябинск,
- Череповец,
- Черкесск,
- Чехов,
- Чита,
- Шахты,
- Щелково,
- Электросталь,
- Элиста,
- Энгельс,
- Южно-Сахалинск,
- Якутск,
- Ялта,
- Ярославль
Окончательное доказательство того, что вы можете быть и архитектором, и художником
Объявлены победители четвертого ежегодного конкурса одного рисунка от Architizer! Заинтересованы в программе следующего года? Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы быть в курсе обновлений.
Грань между архитектурой и изобразительным искусством тонка и зыбка. На протяжении веков они были переплетены, влияя друг на друга и развивая стиль своего аналога. Исторические деятели, такие как Микеланджело, Бернини и Вазари, все обращались к живописи, скульптуре и архитектуре — все очень успешно, следует добавить. Сегодня многие считают архитектурную практику самой формой искусства.
Для архитекторов изобразительное искусство может, казалось бы, обещать творческую свободу: никакой привязки к заданию или клиенту, только чистое творческое самовыражение и острый взгляд на форму, цвет, текстуру и пространство. Неудивительно, что есть много известных архитекторов, которые также были менее известными, но все же плодовитыми художниками. Нет сомнений, что их будет еще много. Вот пять самых известных архитекторов за всю историю, которые проявили склонность к изобразительному искусству, создавая наводящие на размышления и захватывающие картины, скульптуры и многое другое.
Cradle Фрэнка Гери, Санта-Моника, Калифорния, США известен своими фирменными металлическими лентами, представленными в его дизайне для музея Гуггенхайма в Бильбао.
Интерес Гери к изобразительному искусству распространяется не только на музейного дизайнера, но и на множество сред, и он координировал многие выставки своих работ с момента своей первой в 1999. Примечательно, что его работа вращается вокруг форм животных, особенно рыб, и он создал ряд объектов от огромных скульптур до скульптурных ламп, которые исследуют скрученную форму рыбы в воде. Хотя большинство его исторических произведений выполнены из его фирменного листового металла, на его последней выставке в 2021 году впервые будут представлены работы из поливинила и меди.
Политехнический университет Флориды Сантьяго Калатрава, Лейкленд, Флорида, США
Constellation Сантьяго Калатрава, Чикаго, Иллинойс, США
Сантьяго Калатрава
Сантьяго Калатрава, известный своими сложными белыми конструкциями и инженерным мастерством, имеет обширное архитектурное портфолио. В то время как большинство людей знакомы с его архитектурой, менее известен тот факт, что он является знаменитым скульптором и живописцем. Более того, изобразительное искусство Калатравы часто влияет на его архитектурные работы и некоторые из его зданий.
Например, Turning Torso в Мальмё, Швеция, изначально задумывался как скульптура, а затем превратился в здание. Искусство Калатравы широко выставлялось на протяжении всей его карьеры, выставлялось в Метрополитен-музее в Нью-Йорке, а также в музее Ватикана в Риме.
Вилла Савойя работы Ле Корбюзье, Пуасси, Франция. Фотография Флавио Брагая
Труа Беньез, 1935 год. Автор Ле Корбюзье. Изображение предоставлено Фондом Ле Корбюзье / FLC ADG
Ле Корбюзье
Шарль-Эдуар Жаннере, более известный как Ле Корбюзье, был швейцарско-французским архитектором, дизайнером, художником, градостроителем и писателем. В 1918 году неоднозначный отец современной архитектуры подружился с художником-кубистом Амеде Озенфан после переезда в Париж. Художник поощрял молодого архитектора к рисованию. Вместе они стремились основать новое художественное направление, пуризм, которым Ле Корбюзье занимался всю свою жизнь.
Хотя это, несомненно, повлияло на его архитектурные работы, в то же время яркая графика Ле Корбюзье полностью отделена от его архитектурных произведений. Стили отчетливо индивидуальны, и, в отличие от большинства прекрасных архитектурных художников, ему нравилась практика рисования тем, чем она была, а не средством для достижения цели (архитектурно).
Fallingwater Фрэнк Ллойд Райт, Пенсильвания, США
March Balloons, дизайн ковров Карастан, адаптировано из дизайна обложки журнала Liberty, автор Фрэнк Ллойд Райт
Фрэнк Ллойд Райт
Глядя на архитектурные работы Фрэнка Ллойда Райта, нетрудно понять, что он также признан опытным художником. В своих проектах внимание Райта к деталям и скульптурному вкладу огромно и увлекательно. Между тем, акварель и иллюстрации, подкрепляющие его предложения, элегантны и красивы.
Тем не менее, Райт не всегда стоял за этими работами; они часто были разработаны Марион Махони Гриффин, архитектором фирмы Райта и первой женщиной-лицензированным архитектором в Иллинойсе, которая теперь считается источником влияния его фирменного стиля. Несмотря на эти неточности, работа, приписываемая известному американскому архитектору, имеет свои основания. Фрэнк Ллойд Райт, несомненно, был талантливым прекрасным художником, который придал Среднему Западу Америки особый стиль.
Kiesler Exhibition: Endless Table 2008, Manhattan, New York, NY, United States
Фредерик Кислер
В отличие от своих сверстников, Фредерик Кислер начинал как прекрасный художник и только позже стал плодовитым архитектором. Несмотря на ограниченное количество готовых структур, он добился больших успехов в театральном и выставочном дизайне, а его теоретическое исследование функции дома в «Бесконечном доме» считалось новаторским. Он был широко признан как художник в авангардных кругах, и его обширное производство изобразительного искусства позволило ему курировать множество выставок своих работ, которые продолжаются и по сей день.
Объявлены победители четвертого ежегодного конкурса Architizer One Drawing Challenge! Заинтересованы в программе следующего года? Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы быть в курсе обновлений.
Читать другие статьи Саманты
Великолепные здания, такие как портовый дом Захи Хадид в Антверпене, вдохновляют на реконструкцию портовые районы ustrial по всему миру.
В то время как спрос на многоквартирные жилые дома продолжает опережать их строительство, Калифорния nia открывает новые горизонты в области доступного жилья.
10 Известные архитекторы, которые были и остаются великими художниками
Для архитекторов и, возможно, даже для неспециалистов имена Гауди, Микеланджело и Калатрава — это имена, которые мы чаще всего связываем только с архитектурой, определяя их только в области их изучения. Тем не менее, еще одна общая черта этих великих умов — это их любовь к живописи, гениальность в искусстве, которую разделяют эти великие художники, и гениальность, которую мы должны прославлять. Ибо архитектура и искусство — это переплетенные силы, которые при слиянии создают равновесие, которое устраняет существующие критические разногласия. Разве архитектура сама по себе не является формой искусства? Это просто форма эгоизма? Действительно ли искусство придает архитектуре индивидуальность?
Оставив первые два вопроса на усмотрение спорщиков и философов, а чтобы ответить на последний — — искусство, придающее индивидуальность архитектуре, реальность или миф , — и исследовать тех, кто не только был пионером архитектуры, но и зарекомендовал себя как всемирно- известные великие художники, ниже перечислены 10 примеров мужчин и женщин как таковых. скульптура, живопись и искусство, а также огромное признание, которое он получил за свои архитектурные шедевры, такие как площадь Святого Петра в Ватикане, Италия, Палаццо Монтечиторио и реконструкция базилики Святого Петра. Помимо упомянутых чудес, Бернини создал «Бюст Иисуса Христа» и «Блаженную Людовику Альбертони» среди своих многочисленных произведений.
Фонтан Четырех рек, Италия ©wikipedia.org Реконструированные колоннады на площади Петра ©en.wikipedia.orgПлощадь Петра ©en.wikipedia.orgСвятой Себастьян Живопись ©gianlorenzobernini.orgПортрет папы Урбана VIII ©gianlorenzobernini.orgАвтопортрет Джованни Бернини ©wikipedia. org 2. Стивен Холл | Художники и архитекторыБудучи архитектором из Нью-Йорка и известным акварелистом, Стивен Холл является одним из великих художников и наиболее известен комплексом Linked Hybrid 2009 года в Пекине, Китай, 2019Расширение REACH Центра исполнительских искусств JFK и библиотеки Hunters Point 2019 в Квинсе, Нью-Йорк. Поддерживая акварели в качестве своего фирменного выражения, он продолжает напоминать нам о важности более простых средств визуализации через свои картины Спироидных секторов и Гибридной макропрограммы, которые являются частью серии «Окраина города».
Художественный музей Бельвю, Вашингтон ©wikipedia.orgКиасма, Хельсинки ©wikipedia.orgБлох Дополнение к Художественному музею Нельсона-Аткинса ©wikipedia. orgСпироидальные сектора с окраины города, 1991 ©sfmoma.orgКонцепция здания на окраине города, 1988 г. ©sfmoma.orgСтивен Холл ©wikipedia.orgОн был одним из величайших итальянских художников, архитекторов и писателей, из тех, кто был признан превосходным мастером в каждой области. Основные работы Вазари включают «Коридор Вазари», церкви Санта-Мария-Новелла и Санта-Кроче, а также его самые известные картины «Шесть тосканских поэтов», «Гефсиманский сад» и «Погребение».
Вилла Джулия, Рим ©wikipedia.orgПьетро в Монторио, Рим ©wikipedia.orgАлессандро Медичи отдыхает ©wikipedia.orgТайная вечеря ©wikipedia.orgГефсиманский сад ©wikipedia.orgАвтопортрет Вазари ©wikipedia.org 4. Ле Корбюзье | Художники и архитекторыПисатель-визионер, архитектор и теоретик, но менее известный великий художник, Ле Корбюзье был одним из пионеров современной архитектуры. Переехав в Париж и развивая как свою архитектурную карьеру, так и художественные интересы, он продолжал рисовать Nature Morte, Guitare Verticale, в то время как он проектировал здания, которые говорили многое, как и его картины, благодаря своей абстрактной природе. Некоторые из его многочисленных известных работ включают город Чандигарх, сама Индия, музей западного искусства в Токио, Япония, и штаб-квартиру ООН.
Часовня Нотр-Дам-дю-О в Роншане ©wikipedia.orgСавойская вилла ©wikipedia.orgNature Morte (натюрморт) ©wikipedia.orgGuitare Verticale ©wikipedia.orgNature Morte, 1920 ©wikipedia.orgЛе Корбюзье ©wikipedia.orgАндреа Поццо был итальянским архитектором, художником эпохи барокко и писателем, добившимся больших успехов в каждой из упомянутых областей. Его архитектурные работы, хотя и не все реализованные полностью, включают в себя церковь Сан-Аполлинер в Риме, которая использовалась для иезуитской церкви Сан-Франческо Саверио (1700–1702 гг.), Тренто, и интерьер которой был в равной степени разработан им. Однако Поццо был более широко известен своими фресками, которые оживляли плоские поверхности существующих архитектурных чудес.
Фреска с изображением trompe l’œil купола на низком своде, Иезуитская церковь, Вена, Австрия ©wikipedia. orgРасписной потолок церкви Св. Игнацио ©wikipedia.orgАвтопортрет Андреа Поццо ©wikipedia.orgКак британо-иракского архитектора, придавшего совершенно новую выразительную индивидуальность архитектурной геометрии, Хадид часто называют величайшей женщиной-архитектором в современном мире. Некоторые из ее наиболее известных работ — это Лондонский водный центр для Олимпийских игр 2012 года, музей MAXXI в Риме и пекинский международный аэропорт Дасин в Китае. В то время как большинство знакомы с ее архитектурными работами, известно, что дама обладает уникальными идеями, когда дело доходит до картин и произведений искусства, таких как концепт-арт The World (89).градусов) и Горизонтальная тектоника.
Научный центр Phaeno, Германия ©wikipedia.org Оперный театр Гуанчжоу ©wikipedia.orgVictoria City Aerial ©zaha-hadid.comHorizontal Tektonik ©zaha-hadid.comZaha Hadid ©zaha-hadid.comZaha Hadid ©wikipedia.orgКак американский архитектор и художник известный своими нетрадиционными проектами и работами, носящими в высшей степени экспериментальный характер, Вудс пожертвовал значительную сумму в архитектурную сферу, несмотря на то, что он был провидцем, создавшим в основном незавершенные работы через свои художественные грани.
Геомагнитные летательные аппараты ©archdaily.comГеомагнитные летательные аппараты ©archdaily.comConflict Space 3, 2006 ©sfmoma.orgБиомеханические и биодинамические башни из серии Centricity ©sfmoma.orgConflict Space 4, 2006 ©sfmoma.orgLebbeus Woods ©wikipedia.org 8. Мис Ван Дер Роэ | Художники и архитекторыБудучи всемирно известным архитектором, который верил в единство искусства и архитектуры, Мис был одним из пионеров модернистской архитектуры и одним из великих художников, которые практиковали живопись и другие формы искусства, чтобы стимулировать, или, как он утверждает, его важность, потому что искусство всегда присуще искусственной среде. Некоторые из его основных работ включают Фарнсворт-Хаус, Сиграм-билдинг и Вестмаунт-сквер.
Интерьер административного здания, Сантьяго, Куба ©comFarnsworth House, Плано, Иллинойс, США ©comLake Shore Drive, США ©wikipedia.orgIBM Plaza, Чикаго, США ©wikipedia.orgLudwig Mies Van Der Rohe ©wikipedia. org 9 Джулио РоманоНастоящее имя Романо было Джулио Пиппи, он был гораздо более влиятельным архитектором, чем художником. Приняв отклонения от классицизма Высокого Возрождения, он оказал огромное влияние на архитектуру итальянского маньеризма. Его основные архитектурные работы включают виллу Ланте в Джаниколо в Риме, Палаццо Маккарани Стати в Риме и его самую известную работу Палаццо дель Те в Италии.
Палаццо дель Те, Италия ©wikipedia.org Деисус со святыми Павлом и Святой Екатериной ©wikipedia.org Падение великанов, фреска в Зале Гиганти, Палаццо дель Те, Мантуя ©wikipedia.orgПортрет Тициана Джулио Романо ©wikipedia.org 10. Микеланджело | Великие художникиМикеланджело ди Лодовико Буонарроти Симони, более известный как Микеланджело, был итальянским скульптором, одним из великих художников и архитектором, который, как считается, оказал беспрецедентное влияние на развитие западного искусства. Некоторые из его картин считаются самыми известными из существующих, настолько, что его считают равным Леонардо да Винчи. Поскольку большинство его архитектурных заказов не реализованы, среди которых можно назвать гробницы Джулиано и Лоренцо Медичи, Лаврентьевскую библиотеку и дворец Фарнезе, его наследие живет благодаря его искусству и задуманной архитектуре.
«Портрет Микеланджело» Даниэле да Вольтерра ©wikipedia.org Реконструкция Микеланджело древнего Капитолийского холма©wikipedia.org Вестибюль Лаврентьевской библиотеки ©wikipedia.orgСотворение Адама ©wikipedia.orgСтрашный суд ©wikipedia.orgДони Тондо ©wikipedia.orgИскусство и архитектура — две области, которые моделируют бесконечные перестановки внутри и между собой. Утверждение, влекущее за собой то, что практикующие обе области довольно часто и даже с большим энтузиазмом вовлекаются в другую. Например, такие художники, как Ян Юнлян, создают абстрактные архитектурные представления, а архитекторы, такие как Ле Корбюзье, рисуют и лепят то, что иначе не считалось бы архитектурой. На самом деле провидцы, которые сделали успешную карьеру в обеих областях, являются живыми или, скорее, увековеченными свидетельствами прекрасного поэтического баланса, существующего между искусством и архитектурой.