Курильский чай — для курения или с Курильских островов?
У Курильского чая много имен. Пятилистник кустарниковый — по строению листа, состоящего из пяти листочков. По форме листа – лапчатка кустарниковая. Еще одно название — Dasiphora (дазифора), что в переводе с греческого означает «несущий густые волоски», и действительно, молодые листочки растения покрыты довольно густым пухом . А в народе Курильский чай иногда называют «могучкой».
Растение можно встретить на Кавказе, в Сибири, на Дальнем Востоке, в горах Средней Азии, в Монголии, Китае, Японии, Северной Америке, Западной Европе. Растет оно по берегам рек, на пойменных лугах, в подлеске горных лесов, на скалах и каменистых склонах, высоко в горах до альпийского пояса. Известно около 10 видов этого растения.
В естественной среде Курильский чай развивается очень медленно, и лишь к 20 годам достигает высоты около метра и начинает цвести.
В настоящее время Курильский чай культивируется как декоративный кустарник с различной формой куста и с различным цветом соцветий.
Но все таки, почему Курильский?
Ясного объяснения, почему растение называют Курильским чаем, мы так и не нашли.
В Сибири, на Камчатке и Курилах его высушенные листья и цветки употребляют в качестве целебного тонизирующего напитка. Заваривают из расчета 1 ст. ложка измельченного сырья на 250 мл кипятка, добавляют мед и настаивают 30 минут.
История лекарственного применения курильского чая идёт с древнейшей индийской и тебетской медицины. Он назывался — Спен ма. Информация о полезных свойствах растения сохранилась в таких древних канонах медицины как «Чжуд-ши», «Вайдурья онбо», «Кунсал-Нанзод».
Народы Восточной Сибири, русские переселенцы переняли очень многие средства восточной медицины, в том числе и Пятилистник кустарниковый.
Экспериментально доказана высокая активность Курильского чая против возбудителей кишечных инфекций, в том числе холерных. Он лечит дисбактериоз, нормализует обмен веществ, является мочегонным средством, но одновременно лечит ночное недержание мочи.
Курильский чай используется как седативное средство при стрессовых состояниях. Настой корней употребляют при маточных кровотечениях, для полосканий при ангине, стоматите и других заболеваниях полости рта , в прошлом его использовали при цинге. Настой курильского чая применяется для лечения ран и ожогов.
Отвар листьев и цветков применяется при заболеваниях печени и желчного пузыря как желчегонное средство, а при простудных и лихорадочных состояниях — как потогонное. В Монголии настой листьев и цветков используется как кровоостанавливающее и улучшающее аппетит средство, а также при болезнях крови и нервно-психических расстройствах различного типа.
Курильский чай обладает имунномоделирующим свойством.
В листьях и цветках Курильского чая содержится много аскорбиновой кислоты — в несколько раз больше, чем в лимонах и почти столько же, сколько в ягодах черной смородины. Есть в них каротин, танин, флавоноиды, органические кислоты, эфирные масла и смолы.
Растение известно с древних времен. Его находили в курганах пазырыкской эпохи и курганах плато Укок Горного Алтая.
Однако Курильский чай известен не только как лекарственное растение. Это чайное растение. О чем, собственно, и говорит его название, и его очень приятно пить. Листья и цветы Курильского чая являются основой многих травяных сборов наравне с лабазником, иван-чаем и таволгой.
Золотистый цвет Курильского чая радует глаз, а тонкий мягкий вкус и легкий медовый аромат приводят в гармоничное состояние душу и тело. Это древний напиток из древнего растения со множеством имен.
Наш канал Алтай Горная аптека
Алтай Горная аптека желает Вам здоровья и активного долголетия!
Еще по теме:
- Зверобой – трава счастья
- Лабазник вязолистный (Таволга вязолистная)
- Душица – древнее итальянское лекарственное растение и пряность
- Травник
- Интернет — магазин травяных чаев Горного Алтая
Непростой вопрос: как бросить курить?
Каждый волен выбирать между мимолётным удовольствием от курения и уменьшением риска для здоровья, связанным с отказом от этой привычки. Если курильщик, самостоятельно или под воздействием пропаганды принимает решение о прекращении курения табака, он может столкнуться с трудностями психологического плана. Отказ от курения длительный и, для некоторых курильщиков, непростой процесс.
Возможно возникновение ряда неприятных ощущений потливости, кашля, боли в горле, головной боли, расстройства желудка. У бросающего портится настроение, возникает раздражительность и, иногда, депрессия.
Наиболее известным, продолжительным и неприятным эффектом отказа от курения является увеличение массы тела. Особенно заметно набирают вес бросающие курить женщины. Вернуться к прежнему весу (не вернувшись к курению) очень непросто.
Первые трудности возникают уже через несколько часов после последней сигареты. В первые дни неприятные ощущения нарастают, а затем постепенно проходят. Критическим сроком считаются первые две недели. Как считают многие, отказавшиеся от курения, полностью освобождение от тяги к сигарете не проходит никогда, но приблизительно через месяц после прекращения курения зависимость становится незначительной и не мешает жить.
Согласно результатам исследований, через два года после отказа от курения риск развития большинства заболеваний у куривших и никогда не имевших такой привычки, не отличается.
Многие начинают бросать курить с того, что постепенно уменьшают количество выкуренных за день сигарет. Для этого можно увеличивать промежутки между перекурами, выкуривать сигарету лишь до половины (ближе к фильтру содержится больше смол и никотина). В целом, способ постепенного отказа от курения считают малоперспективным. Определённый эффект от него можно ожидать для тех, кто курит более пачки в день, на предварительном этапе.
По существующим данным, наибольшая вероятность добиться успеха есть при одномоментном прекращении курения.
Переход на более лёгкие сорта сигарет себя не оправдывает: во-первых, в них не обязательно меньше вредных веществ и никотина, а во-вторых, куря слабые сигареты, человек инстинктивно глубже затягивается, не достигая тем самым ожидаемого эффекта.
Как бы то ни было, но у каждого курильщика свой путь отказа от курения, порой очень сложный и длительный.
Процесс отказа от курения условно можно разделить на два этапа — подготовительный и основной.
Подготовительный этап. Задача этого этапа — разработать для себя убедительную мотивацию к отказу от курения. Советуют изложить причины, по которым следует отказаться от курения, на бумаге, повесить этот листок на видном месте и ежедневно читать его.
Также опытные борцы с курением предлагают собирать окурки в банку с водой. Эта вонючая, темная, маслянистая жижа перед глазами заставляет думать о том, что происходит в легких каждого курильщика.
Действенным считается и назначение дня окончательного отказа от курения. Этот и последующие пара дней должны быть спокойными, не требующими эмоционального напряжения дома или на работе. Женщинам начинать бросать курить лучше сразу после менструации, до овуляции. Необходимо настроиться на эту дату, внушать себе, что для отказа от курения достаточно воли.
Основной этап. При отказе от сигарет курильщики часто ощущают признаки депрессии и тревогу. Поскольку женщины более подвержены стрессу, чем мужчины, то и бросить курить им труднее.
Чтобы бросить курить, необходимо проанализировать и записать, когда и какие эмоциональные ощущения вызывают желание выкурить сигарету, каких целей хочет человек достичь курением. Далее желающим бросить курить советуют придумать, как избежать таких ситуаций или, если это невозможно, как можно иначе себя вести в эти моменты.
Задача данного этапа — перебарывать острое желание закурить. Обычно оно длится не более 5-10 минут. Для этого предлагается:
— Применять тактику альтернативного поведения, если желание закурить вызвано чем-то, что раньше ассоциировалось с сигаретами.
— Отвлекаться, заняться любимым делом, почитать книгу, поиграть в компьютерную игру и т.п.
— Занять чем-нибудь руки, например составлять паззлы или вязать.
— Сделать несколько физических упражнений. Глубоко подышать: расслабиться, медленно, расправив плечи, набрать полную грудь воздуха, задержать дыхание на минуту, медленно выдохнуть. Проделать 5 раз.
— Пожевать жевательную резинку, пососать конфету или выпить воды (особенно полезен зеленый чай).
— Съесть яблоко, морковку, репу.
— Принять душ или ванну, это поможет расслабиться.
— Почистить зубы.
— Прополоскать рот раствором соды.
Начав процесс избавления от курения, уберите все, что связано с этим ритуалом сигареты, зажигалки, пепельницы. Избегайте мест, где курят и наоборот, ходите туда, где курение запрещено. Первые два месяца полезно принимать горячие ванны и посещать баню. Пейте больше жидкости, лучше всего соки и минеральную воду. В течение первых двух недель откажитесь от алкоголя, кофе, острой и соленой пищи все это провоцирует желание курить. Больше ешьте овощей и фруктов, меньше мучного, сладкого. Займитесь физкультурой, но помните, что чрезмерные нагрузки опасны для курильщиков. Используйте методы аутотренинга и глубокой релаксации. Женщинам в климаксе желательно проконсультироваться с врачом. Копите сэкономленные на сигаретах деньги и время от времени для поднятия настроения покупайте себе на них подарки.
Эксперты рекомендуют воздержаться от диеты во время отказа от курения, поскольку очень трудно выдержать два таких испытания одновременно. Это сделает увеличение массы после отказа от курения ещё более значительным.
Дополнительные методы. Самым распространенным из них является замена курения применением никотиносодержащих средств. Это никотиновые пластыри, жевательные резинки, ингаляторы. Механизм их действия одинаков: они обеспечивают доступ никотина в организм, помимо сигарет, защищая тем самым человека от неприятного абстинентного синдрома. При этом эффект никотина сохраняется, однако в организм больше не поступают содержащиеся в табачном дыму токсины. Эти средства можно применять достаточно долго, пока тяга к сигаретам не пропадет. Но лучше всего обратиться за консультацией и помощью к врачу, вместе с которым можно составить программу отказа от курения и назначить оптимальное лечение никотиновой зависимости.
Также возможно применение специальных лекарств от курения (по рекомендации врача). Они не содержат никотина, а являются антидепрессантами, восстанавливающими душевное равновесие в начальный период отказа от курения. Они позволяют избавиться от учащенного сердцебиения и других негативных симптомов, связанных с потреблением никотина. Таблетки от курения имеет смысл применять только «заядлым» курильщикам.
Самый главный стимул бросить курить – желание самого курильщика. Как и в случае с другими наркотиками, никотиновая зависимость формируется в первую очередь на психическом уровне, когда происходит первая проба сигареты или иного устройства для доставки никотина в организм. Именно в этот момент принимается волевое решение отказаться от курения навсегда или продолжить формировать труднопреодолимую зависимость.
Дома на Алтае, Сибирь, Россия
(Courtesy photo)
Патрисия Энн Дэвис (слева) и Данил, сибирский шаман, во время недавней поездки Дэвиса в Сибирь. Данил прокомментировал, что примерно за две недели до визита Дэвиса он принимал двух мужчин навахо.
реклама
Во время недавней экспедиции в Алтайскую Сибирь, Россия, поездки, которая у меня бывает раз в жизни, коренные алтайцы в Республике Алтай обняли меня, и я чувствовал себя как дома на их земле в Тюнгуре.
Они едят все части овцы, как и мы. Они называют своих овец «безопасностью» на своем языке. Они кормили меня тушеным ягненком и жареным хлебом в своей тени, сидя на скамейке рядом с восьмиугольным традиционным домом, как мы делаем это у народа навахо.
Я составил длинный список того, чем они похожи на людей навахо, включая то, как они похожи на американских индейцев. Некоторые сходства включают женщин, которые носят многоуровневые юбки и головной платок. Они путешествуют на лошадях и в повозках. У них еще есть дома. У них есть традиционный женский и мужской дома, где мужской дом также предназначен для церемоний.
Они курят традиционную короткую трубку и пьют в основном чай вместо кофе. Они рубят дрова и разводят костер на улице рядом с тенью, где готовят пищу.
Я встретил своего брата-близнеца, настоящего сибирского «шамана», похожего на меня. Я был очень далеко от дома, на другом конце света, но чувствовал себя как дома в Тун-Алтайской Сибири, в России.
Кэрол Хилтнер, основатель Алтайского университета и Товарищества, пригласила меня отправиться в поход к подножию горы Белухи, и я прошел 60 миль с четырьмя американцами по пустыне. Я никогда в жизни не носил туристические ботинки, не спал в спальном мешке-мумии и не носил рюкзак весом 45 фунтов.
Мы прошли по горной тропе в лесу вдоль реки Катунь к озеру Аккем, где разбили лагерь у подножия горы Белухи.
Отдохнув два дня, нас на полноприводном фургоне отвезли в Кош-Агач, отдаленное село, откуда мы начали четырехдневный конный переход по плато Укок. Когда мы достигли вершины горы Укок в России, мы смогли увидеть горы в Монголии и Китае.
Первый день длился семь с половиной часов по горному хребту высотой 10 000 футов.
На второй день моя лошадь наступила на колючую проволоку, и мы оба запаниковали, и я почувствовала себя бабушкой в седле на местном родео. Хотя я пытался удержать его от него, когда увидел его, он не отошел от него вовремя.
объявления
На третий день моя лошадь упала на камни в болотном ручье и я напряг мышцу руки, чтобы не упасть через его голову на камни.
Ну, я не ездил на лошади 25 лет! Мой дедушка Дахгацосие в Лукачукае, штат Аризона, разрешал мне кататься на его лошади, когда я навещал его, когда рос. Это было только вокруг его хогана. Он ушел из жизни, когда мне было 18 лет, но его прекрасный дух был со мной, когда я ехал на сибирской лошади по очень сложной местности.
Я летел 12 часов в Москву и 3 часа в Новосибирск и ехал ночным поездом в Горно-Алтай. Оттуда я путешествовал с членами группы «Алтайское братство» на автобусе, такси и микроавтобусе, чтобы прогуляться по горам и покататься на лошадях в отдаленной пустыне Сибири.
Целью моего участия в этой поездке было содействие процессу церемониальной смены коренных и русских народов. Я признан человеком, обладающим ценными знаниями о процессе исцеления, который ведет к излечению, не справляясь с услугами и продуктами, которые грабят бедных и обогащают богатых каждое поколение.
Я разработал местный процесс церемониальных изменений, чтобы рассказать о преимуществах переформирования решений «выигрыш-проигрыш» в решения «выиграл-выиграл» с надлежащим использованием творческого воображения в системе позитивного мышления — ходжудзи.
Он предназначен для широкой публики, чтобы понять и внедрить практический процесс переформирования духовной энергии для восстановления здоровья и жизни в изобилии путем пробуждения от веры в нехватку, страх и нехватку.
Фраза «жить любящим образом» является дословным переводом учения Пути Благословения Навахо/Динех, которое я перевел в объединяющие принципы универсального практического применения мирного образа жизни в контексте естественного порядка-хожо.
Этот дизайн процесса изменения представляет собой намерение и причину приглашения меня посетить восемь разных стран мира, включая Алтайскую Сибирь, Россию.
Я был за пределами США в течение семи недель, и по возвращении я расширил свои обязательства по оказанию помощи молодежи из числа коренных народов в выражении их культурного творчества, включая молодежь из числа коренных народов Алтая.
Я надеюсь на культурную инициативу по финансированию Алтайских горловых певцов за счет финансовых пособий на основные нужды. Эта поддержка позволит им продолжать выступать на публичных концертах в России и других странах. IAIM — это аббревиатура от Indigenous Altai Imagination Momentum, предназначенная для получения стипендии в размере 75 долларов в месяц для каждого действующего горлового певца, чтобы он творчески выражал свои способности как певцов и музыкантов. 9
Мария и принцесса Укок: изменение климата и судьба Алтая
Глеб Райгородецкий
Теплым летним днем в большой древней могиле, или кургане, была похоронена дворянка кочевого пазырыкского племени. на плато Укок — ныне район Русского Алтая, граничащий с Китаем, Монголией и Казахстаном. Мумифицированная травами, корой и мехом куницы, она была помещена в огромный саркофаг, вытесанный из цельного бревна лиственницы. Шесть жертвенных лошадей, богато оседланных и запряженных, были погребены на северной стороне погребальной камеры, готовые нести ее в царство ее предков.
Двадцать четыре века спустя (летом 1993 года) эту дворянку раскопала группа российских исследователей из Новосибирского центра РАН. Находка была названа одним из величайших археологических открытий века, позволившим получить представление о жизни Пазырыка, ранее неизвестной современной науке. Однако природа положения дворянки в пазырыкском обществе и ее взаимоотношения с современными алтайцами продолжает ускользать от научного сообщества. Кем она была? Правительница или святая женщина? Почитаемый бард или целитель?
Местные жители знают ее как Укокскую принцессу Кадын и, в отличие от ученых, совершенно не сомневаются в ее роли в прошлом, настоящем и будущем Алтая. Как и многие могущественные камы (шаманы) до нее, эта дочь Алтая была похоронена на священном горном плато Укок, чтобы обеспечить мир и благополучие своего народа.
Российские власти отвергают такие настроения как ненаучные и отсталые, утверждая, что исследования не выявили даже морфологической или генетической связи между останками принцессы и современными алтайскими народами. Этот аргумент сбивает с толку местных жителей, которые видят княгиню Кадын и Алтайский край единым целым. С тех пор, как принцесса была обнаружена, местные жители видели много признаков того, что длительное отсутствие принцессы нарушает баланс в регионе — от кошмаров, о которых сообщили археологи во время раскопок, до едва не разбившегося вертолета, когда саркофаг был переброске по воздуху с Укока, к последующим сильным землетрясениям, одно из которых сровняло с землей целую алтайскую деревню. Алтайцы считают, что для восстановления порядка вещей необходимо вернуть принцессу Кадын на ее законное место на плато Укок.
В своем глобальном поиске историй о местных ответах на вызовы изменения климата я приехал на Алтай летом 2009 года — в составе небольшой группы исследователей, кинематографистов и хранителей сакральных мест из разных уголков Центрального и Внутренняя Азия — посетить мастер-класс «Священные места и заповедные зоны Алтая». После семинара мы проехали более 500 километров на юго-восток от столицы Алтая Горно-Алтайска к конечной цели нашего трехдневного похода — раскопанному, а затем засыпанному кургану царевны Кадын на плато Укок; место, которое греческий историк Геродот назвал Небесными пастбищами и которое теперь включено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО «Золотые горы Алтая».
Мария Аманчина, местный кам, имеет особые и близкие отношения с принцессой Укока Кадын. Она присоединилась к нашей группе, чтобы провести церемонию, подтверждающую ее намерение вернуть принцессу домой, где дворянка могла продолжать играть свою жизненно важную роль в поддержании баланса между Алтаем и его народом.
Нити разноцветных бус и раковин каури свисали с длинного безрукавного кафтана Марии, ритмично позвякивая, когда она медленно шла по кургану. Пока остальная часть нашей группы бродила вокруг, каждый из нас по-своему связывался с этим священным местом, Мария опустилась на колени у большого вертикального валуна и закурила трубку, клубы дыма вырывались из уголков ее рта. Глаза ее закрылись, и она поклонилась в безмолвной молитве. Словно отгоняя головную боль, она зажимает пальцами переносицу — возможно, судьба Укока является источником ее боли.
Все, что осталось от древней гробницы, — это круг из валунов, разбросанных вокруг груды камней в ее центре — гигантской каменной мишени, врезавшейся в плоть плато Укок. Сегодня плато Укок действительно является целью для многих — от российских энтузиастов джипов, пересекающих хрупкие заболоченные земли на своих забрызганных грязью полноприводных автомобилях, до исследователей, изучающих воздействие потепления климата на вечную мерзлоту, благодаря которой многие курганы до сих пор хорошо сохранились; и от компаний-разработчиков, планирующих крупный промышленный коридор в Китай, до местных жителей, борющихся за защиту этих священных земель.
Даже если Марии удастся преодолеть противодействие правительства ее поискам и в конечном итоге ей разрешат перезахоронить останки принцессы на плато Укок, есть ли у принцессы Укок надежда когда-нибудь вернуться домой? Вечная мерзлота, тысячелетиями хранившая останки предков алтайцев в курганах, исчезает, тает из-за неуклонно повышающихся температур воздуха и почвы в регионе. Изменение климата буквально растапливает культурное наследие алтайцев, богатую и незаменимую часть мирового наследия. По крайней мере, это беспокоит ученых.
Когда наши фургоны начали медленный подъем к горному перевалу на краю плато Укок, два российских джипа УАЗ покатились вниз по перевалу к нам. Несколько мужчин вышли из машин, чтобы поприветствовать нас. Они были членами большой бельгийско-российской группы исследователей из ЮНЕСКО и Гентского университета, занимавшихся документированием, мониторингом и разработкой планов по сохранению «Ледяных гробниц Алтая» в рамках проекта по сохранению всемирного наследия ЮНЕСКО.
Во время краткого обмена мнениями, чередующимися с энергичными рукопожатиями и обменом сигаретами и зажигалками, команда ЮНЕСКО-Гент быстро набросала, что, по их мнению, ждет замороженные гробницы Алтая. Хотя вечная мерзлота была относительно стабильной на Алтае со времени позднеплейстоценового оледенения около 18 000 лет назад, в течение 20 -й -й век средняя приземная температура на Алтае повысилась примерно на 0,8 градуса по Цельсию. На нижнем краю распространения вечной мерзлоты, именно там, где расположены многие алтайские курганы, даже этого небольшого потепления достаточно, чтобы вечная мерзлота стала опасно близкой к точке плавления.
А во многих местах Алтая уже тает. По мере дальнейшего повышения температуры воздуха — ученые прогнозируют ее повышение на 3-6 градусов по Цельсию к 2080 году — во многих районах Горного Алтая вечная мерзлота полностью исчезнет.
Обеспокоенные будущим курганов, ЮНЕСКО и Гентский университет вместе со своими российскими партнерами каталогизировали замороженные могилы Алтая, чтобы помочь разработать планы по консервации и сохранению. Некоторые из предлагаемых решений включают сложные схемы защиты каждой отдельной гробницы от прямых солнечных лучей для стабилизации ее температуры.
На следующий день после того, как мы вернулись из паломничества к кургану принцессы Укок, Мария пригласила меня в свой аил, традиционный алтайский дом. Предвечерний свет просачивался сквозь открытую дымовую дыру в крыше. Тихо напевая, Мария опустилась на колени у огня, держа в руках небольшой горшочек с молоком. Совершая подношение, она несколько раз взмахнула деревянной ложкой по воздуху, и крошечные жемчужины молока рассыпались по огню, прыгая, лопаясь и шипя на обжигающих, покрытых копотью камнях. Клубы перламутрового пара смешались с дорожками бледного дыма, поднимающимися от тлеющих поленьев. Мария затянулась трубкой, и клубы голубого трубочного дыма потянулись вверх, смешиваясь с бледным дымом из очага. Следующие пару часов, с редкими перерывами на горячий алтайский чай, мы говорили о ее тревогах и надеждах.
Родители Марии были шаманами, к ним приходили лечиться. Такая практика была строго запрещена в советское время, но ее родители тайно помогали людям. Именно по линии ее матери она стала шаманом, обнаружив, что еще маленькой девочкой она может лечить людей и заглядывать в будущее. Она действительно не знала, что станет сильным целителем, пока не стала старше.
«Однажды, когда я была подростком, — вспоминала Мария, — я пасла овец на летнем пастбище и заснула. Мне приснился белобородый мужчина, одетый в белое. Он сказал мне, что ему пора покинуть Алтай и его людей, но обещал вернуться через двадцать лет. Он сказал, в доказательство своего обещания, что отошлет моих овец домой. Когда я проснулся, то увидел, что вдалеке скачет белый всадник. Когда я вернулся домой, овцы уже были там. Отец тогда объяснил мне, что я встретил Духа Алтая, нашего защитника, чей дом — гора Белуха».
В свои двадцать с небольшим Мария сильно заболела. Местный целитель сказал ей, что никто не может вылечить ее болезнь — что она должна исцелить себя, откликнувшись на зов Духа Алтая. И поэтому она отправилась в путешествие, чтобы стать шаманом, полагаясь на руководство своих снов, видений и интуиции. В течение следующих двадцати лет она мало-помалу стала тем могущественным целителем, которым она является сейчас.
Дух Алтая вернулся в Белуху, как и было обещано. Он разыскал во сне Марию, предупредив ее о грядущем землетрясении — ответ алтайцев на осквернение кургана княгини Кадын. Он дал ей подробные инструкции о том, как проводить ритуалы в течение следующих трех лет, чтобы сохранить жизни местных жителей во время землетрясения. Она рассудительно следовала его указаниям, и хотя землетрясение 2003 года разрушило множество зданий по всей южной части Алтая и даже сравняло с землей целую деревню, ни один человек не погиб.
Как объяснила мне Мария, связь между людьми Алтая, священного плато Укок и предками, захороненными в курганах, прямая, постоянная и жизненно важная. «Дух Алтая» и принцесса Укока Кадын тесно связаны друг с другом, сказала она мне. Оба играют важную роль в поддержании благополучия Алтая и его жителей. Плато Укок традиционно было священным местом упокоения могущественных алтайских шаманов и целителей, местом, откуда они могли продолжать защищать Алтай и его жителей от болезней и вражеских нашествий, от засух и суровых зим.
Возмущение такого священного места нарушает приливы и отливы жизни, Вселенной, Алтая. Без Принцессы на плато Укок алтайцы изо всех сил пытаются сохранить баланс в своей жизни — приходится ли им преодолевать ежедневные раздоры, бороться с изменением климата или бороться с новым развитием. Вот почему последние шесть лет Мария так усердно работала над тем, чтобы вернуть принцессу в ее дом на Укоке.
«Являемся ли мы целителями или простолюдинами, — говорит Мария, — все мы — смертные люди с недостатками. Сами по себе у нас нет надежды когда-либо кого-то вылечить или что-то исправить. Мы можем сделать это, только прося Творца и духов животных, растений и мест помочь нам в деле исцеления Земли. Если мы честны и верны задаче, то нам оказывается помощь».
Скрипнула дверь аила, и водитель просунул голову внутрь. Он извинился. Если бы мы доехали до Горно-Алтайска к ночи, нам пришлось бы скоро уходить. Тем не менее, он выбрал правильное время, так как Мария была утомлена нашим долгим разговором. Я поблагодарил ее, взяв с нее обещание возобновить нашу беседу, когда я вернусь на Алтай.
«Вы чувствовали энергию Укока?» — спросила меня Мария с пылающим усталым лицом, когда я уже собирался выйти из аила. «Оно такое мягкое и нежное, как будто вы купаетесь в свежем горном источнике».
Пока машина тряслась и тряслась по дороге в город, я вспомнил нашу встречу с командой ЮНЕСКО, занимающейся охраной алтайских курганов. Для Марии и ее людей даже такая благонамеренная инициатива может показаться ошибочной. Для них алтайские курганы — это не беспорядочно разбросанные курганы, заполненные драгоценными предметами, а замысловатые сооружения, созданные их предками для усиления и распространения энергий определенного сакрального ландшафта, такого как плато Укок. Как только такое священное место нарушается, будь то в результате археологических работ или застройки, оно больше не может выполнять свою функцию, пока не будет восстановлено и возрождено.
Климат меняется, и будущее алтайских гробниц, которые ищут Мария и ее люди, не в том, чтобы хранить древние артефакты в вечной мерзлоте. Они хотят восстановить и сохранить роль родовых курганов и других священных мест в защите Алтая и его жителей от различных вызовов. Способность Марии и ее народа противостоять вызовам изменения климата и развития зависит от того, вернется ли принцесса Укока Кадын в свой дом на Укоке.
— См. больше на: http://www.culturesurvival.org/news/maria-and-ukok-princess-climate-ch…
Теплым летним днем в большой древней могиле, или кургане, на плато Укок — ныне районе Русского Алтая, граничащего с Китаем, Монголией и Казахстаном, — была похоронена дворянка кочевого пазырыкского племени. Мумифицированная травами, корой и мехом куницы, она была помещена в огромный саркофаг, вытесанный из цельного бревна лиственницы. Шесть жертвенных лошадей, богато оседланных и запряженных, были погребены на северной стороне погребальной камеры, готовые нести ее в царство ее предков.
Двадцать четыре века спустя (летом 1993 года) эту дворянку раскопала группа российских исследователей из Новосибирского центра РАН. Находка была названа одним из величайших археологических открытий века, позволившим получить представление о жизни Пазырыка, ранее неизвестной современной науке. Однако природа положения дворянки в пазырыкском обществе и ее взаимоотношения с современными алтайцами продолжает ускользать от научного сообщества. Кем она была? Правительница или святая женщина? Почитаемый бард или целитель?
Местные жители знают ее как Укокскую принцессу Кадын и, в отличие от ученых, совершенно не сомневаются в ее роли в прошлом, настоящем и будущем Алтая. Как и многие могущественные камы (шаманы) до нее, эта дочь Алтая была похоронена на священном горном плато Укок, чтобы обеспечить мир и благополучие своего народа.
Российские власти отвергают такие настроения как ненаучные и отсталые, утверждая, что исследования не выявили даже морфологической или генетической связи между останками принцессы и современными алтайскими народами. Этот аргумент сбивает с толку местных жителей, которые видят княгиню Кадын и Алтайский край единым целым. С тех пор, как принцесса была обнаружена, местные жители видели много признаков того, что длительное отсутствие принцессы нарушает баланс в регионе — от кошмаров, о которых сообщили археологи во время раскопок, до едва не разбившегося вертолета, когда саркофаг был переброске по воздуху с Укока, к последующим сильным землетрясениям, одно из которых сровняло с землей целую алтайскую деревню. Алтайцы считают, что для восстановления порядка вещей необходимо вернуть принцессу Кадын на ее законное место на плато Укок.
В своем глобальном поиске историй о местных ответах на вызовы изменения климата я приехал на Алтай летом 2009 года — в составе небольшой группы исследователей, кинематографистов и хранителей сакральных мест из разных уголков Центрального и Внутренняя Азия — посетить мастер-класс «Священные места и заповедные зоны Алтая». После семинара мы проехали более 500 километров на юго-восток от столицы Алтая Горно-Алтайска к конечной цели нашего трехдневного похода — раскопанному, а затем засыпанному кургану царевны Кадын на плато Укок; место, которое греческий историк Геродот назвал Небесными пастбищами и которое теперь включено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО «Золотые горы Алтая».
Мария Аманчина, местный кам, имеет особые и близкие отношения с принцессой Укока Кадын. Она присоединилась к нашей группе, чтобы провести церемонию, подтверждающую ее намерение вернуть принцессу домой, где дворянка могла бы продолжать играть свою жизненно важную роль в поддержании баланса между Алтаем и его народом.
Нити разноцветных бус и раковин каури свисали с длинного безрукавного кафтана Марии, ритмично позвякивая, когда она медленно шла по кургану. Пока остальная часть нашей группы бродила вокруг, каждый из нас по-своему связывался с этим священным местом, Мария встала на колени у большого вертикального валуна и закурила трубку, клубы дыма вырывались из уголков ее рта. Глаза ее закрылись, и она поклонилась в безмолвной молитве. Словно отгоняя головную боль, она зажимает пальцами переносицу — возможно, судьба Укока является источником ее боли.
Все, что осталось от древней гробницы, — это круг из валунов, разбросанных вокруг груды камней в ее центре — гигантской каменной мишени, врезавшейся в плоть плато Укок. Сегодня плато Укок действительно является целью для многих — от российских энтузиастов джипов, пересекающих хрупкие заболоченные земли на своих забрызганных грязью полноприводных автомобилях, до исследователей, изучающих воздействие потепления климата на вечную мерзлоту, благодаря которой многие курганы до сих пор хорошо сохранились; и от компаний-разработчиков, планирующих крупный промышленный коридор в Китай, до местных жителей, борющихся за защиту этих священных земель.
Даже если Марии удастся преодолеть противодействие правительства ее поискам и в конечном итоге ей разрешат перезахоронить останки принцессы на плато Укок, есть ли у принцессы Укок надежда когда-нибудь вернуться домой? Вечная мерзлота, тысячелетиями хранившая останки предков алтайцев в курганах, исчезает, тает из-за неуклонно повышающихся температур воздуха и почвы в регионе. Изменение климата буквально растапливает культурное наследие алтайцев, богатую и незаменимую часть мирового наследия. По крайней мере, это беспокоит ученых.
Когда наши фургоны начали медленный подъем к горному перевалу на краю плато Укок, два российских джипа УАЗ покатились вниз по перевалу к нам. Несколько мужчин вышли из машин, чтобы поприветствовать нас. Они были членами большой бельгийско-российской группы исследователей из ЮНЕСКО и Гентского университета, занимавшихся документированием, мониторингом и разработкой планов по сохранению «Ледяных гробниц Алтая» в рамках проекта по сохранению всемирного наследия ЮНЕСКО.
Во время краткого обмена мнениями, чередующимися с энергичными рукопожатиями и обменом сигаретами и зажигалками, команда ЮНЕСКО-Гент быстро набросала, что, по их мнению, ждет замороженные гробницы Алтая. Хотя вечная мерзлота была относительно стабильной на Алтае со времен позднеплейстоценового оледенения около 18 000 лет назад, в течение 20 века средняя температура грунта на Алтае увеличилась примерно на 0,8 градуса Цельсия. На нижнем краю распространения вечной мерзлоты, именно там, где расположены многие алтайские курганы, даже этого небольшого потепления достаточно, чтобы вечная мерзлота стала опасно близкой к точке плавления.
А во многих местах Алтая уже тает. По мере дальнейшего повышения температуры воздуха — ученые прогнозируют ее повышение на 3-6 градусов по Цельсию к 2080 году — во многих районах Горного Алтая вечная мерзлота полностью исчезнет.
Обеспокоенные будущим курганов, ЮНЕСКО и Гентский университет вместе со своими российскими партнерами составили каталог замерзших гробниц Алтая, чтобы помочь разработать планы консервации и сохранения. Некоторые из предлагаемых решений включают сложные схемы защиты каждой отдельной гробницы от прямых солнечных лучей для стабилизации ее температуры.
На следующий день после того, как мы вернулись из паломничества к кургану принцессы Укок, Мария пригласила меня в свой аил, традиционный алтайский дом. Предвечерний свет просачивался сквозь открытую дымовую дыру в крыше. Тихо напевая, Мария опустилась на колени у огня, держа в руках небольшой горшочек с молоком. Совершая подношение, она несколько раз взмахнула деревянной ложкой по воздуху, и крошечные жемчужины молока рассыпались по огню, прыгая, хлопая и шипя на обжигающих, покрытых копотью камнях. Клубы перламутрового пара смешались с дорожками бледного дыма, поднимающимися от тлеющих поленьев. Мария затянулась трубкой, и клубы голубого трубочного дыма потянулись вверх, смешиваясь с бледным дымом из очага. Следующие пару часов, с редкими перерывами на горячий алтайский чай, мы говорили о ее тревогах и надеждах.
Родители Марии были шаманами, к ним приходили лечиться. Такая практика была строго запрещена в советское время, но ее родители тайно помогали людям. Именно по линии ее матери она стала шаманом, обнаружив, что еще маленькой девочкой она может лечить людей и заглядывать в будущее. Она действительно не знала, что станет сильным целителем, пока не стала старше.
«Однажды, когда я была подростком, — вспоминала Мария, — я пасла овец на летнем пастбище и заснула. Мне приснился белобородый мужчина, одетый в белое. Он сказал мне, что ему пора покинуть Алтай и его людей, но обещал вернуться через двадцать лет. Он сказал, в доказательство своего обещания, что отошлет моих овец домой. Когда я проснулся, то увидел, что вдалеке скачет белый всадник. Когда я вернулся домой, овцы уже были там. Отец тогда объяснил мне, что я встретил Духа Алтая, нашего защитника, чей дом — гора Белуха».
В свои двадцать с небольшим Мария сильно заболела. Местный целитель сказал ей, что никто не может вылечить ее болезнь — что она должна исцелить себя, откликнувшись на зов Духа Алтая. И поэтому она отправилась в путешествие, чтобы стать шаманом, полагаясь на руководство своих снов, видений и интуиции. В течение следующих двадцати лет она мало-помалу стала тем могущественным целителем, которым она является сейчас.
Дух Алтая вернулся в Белуху, как и было обещано. Он разыскал во сне Марию, предупредив ее о грядущем землетрясении — ответ алтайцев на осквернение кургана княгини Кадын. Он дал ей подробные инструкции о том, как проводить ритуалы в течение следующих трех лет, чтобы сохранить жизни местных жителей во время землетрясения. Она рассудительно следовала его указаниям, и хотя землетрясение 2003 года разрушило множество зданий по всей южной части Алтая и даже сровняло с землей целую деревню, ни один человек не погиб.
Как объяснила мне Мария, связь между людьми Алтая, священного плато Укок и предками, захороненными в курганах, прямая, постоянная и жизненно важная. «Дух Алтая» и принцесса Укока Кадын тесно связаны друг с другом, сказала она мне. Оба играют важную роль в поддержании благополучия Алтая и его жителей. Плато Укок традиционно было священным местом упокоения могущественных алтайских шаманов и целителей, местом, откуда они могли продолжать защищать Алтай и его жителей от болезней и вражеских нашествий, от засух и суровых зим.
Возмущение такого священного места нарушает приливы и отливы жизни, Вселенной, Алтая. Без Принцессы на плато Укок алтайцы изо всех сил пытаются сохранить баланс в своей жизни — приходится ли им преодолевать ежедневные раздоры, бороться с изменением климата или бороться с новым развитием. Вот почему последние шесть лет Мария так усердно работала над тем, чтобы вернуть принцессу в ее дом на Укоке.
«Являемся ли мы целителями или простолюдинами, — говорит Мария, — все мы — смертные люди с недостатками. Сами по себе у нас нет надежды когда-либо кого-то вылечить или что-то исправить. Мы можем сделать это, только прося Творца и духов животных, растений и мест помочь нам в деле исцеления Земли. Если мы честны и верны задаче, то нам оказывается помощь».
Скрипнула дверь аила, и водитель просунул голову внутрь. Он извинился. Если бы мы доехали до Горно-Алтайска к ночи, нам пришлось бы скоро уходить. Тем не менее, он выбрал правильное время, так как Мария была утомлена нашим долгим разговором. Я поблагодарил ее, взяв с нее обещание возобновить нашу беседу, когда я вернусь на Алтай.
«Вы чувствовали энергию Укока?» — спросила меня Мария с пылающим усталым лицом, когда я уже собирался выйти из аила. «Оно такое мягкое и нежное, как будто вы купаетесь в свежем горном источнике».
Пока машина тряслась и тряслась по дороге в город, я вспомнил нашу встречу с командой ЮНЕСКО, занимающейся охраной алтайских курганов. Для Марии и ее людей даже такая благонамеренная инициатива может показаться ошибочной.