Упражнения для тренировки памяти и внимания у подростков: Упражнения детям для развития внимания и памяти

Содержание

Упражнения детям для развития внимания и памяти

И взрослые, и даже дети часто жалуются на плохую память. А ведь хорошая память — важная составляющая успеха абсолютно в любом деле. Улучшить память и концентрацию внимания можно только одним способом: тренировать эти навыки с раннего детства. Какие упражнения и игры будут наиболее эффективны для тренировки памяти и внимания у детей?

«Повтори движение»: развиваем двигательную память

Наверняка у вашего ребенка есть любимая песня или музыка из фильма. Включите ее и предложите поиграть в игру. Вы показываете движение под музыку, или серию движений, а малыш должен их повторить. По мере запоминания, добавляйте новые движения, включайте музыку и повторяйте одно за другим с самого начала.

Тренируем память рисованием

Вам понадобится лист бумаги, карандаш (ручка, фломастер — что угодно) и заранее придуманный набор из 10 слов, известных ребенку. Называйте слова по очереди, медленно, а ребенок должен их схематично зарисовать на листке бумаги. Рисовать не нужно аккуратно, чем быстрее — тем лучше, чтобы запомнить слово.

Произносите слова четко и громко, делайте паузы, чтобы малыш успевал зафиксировать для себя понятие или явление. Чем младше ребенок, тем меньше слов используйте. Можете начать с пяти, постепенно усложняя задание. В конце упражнения ребенок должен взять свой листик с картинками и вспомнить с помощью него по очереди все слова, что вы называли.

Эмоциональная память. Концентрация на роли

Память у дошкольников тесно связана с эмоциями. Ребенок лучше запоминает то, что вызвало эмоциональный отклик.

Для развития эмоциональной памяти мы советуем купить или сделать самим простые игрушки для пальчикового театра. Если такой возможности нет — возьмите обыкновенные мягкие игрушки. С помощью них вы сможете заучивать и проигрывать несложные сценки (придется выучить роли!), показывать сказки, иллюстрировать детские стихи. Таким же образом можно разучивать песни или демонстрировать пантомиму на семейном вечере.

Психогимнастические упражнения тоже отлично развивают внимание и память у детей. Вот некоторые из них:

«Лебеди»

Лебеди летят,
Крыльями машут.
Нагнулись над водой —
Качают головой.
Прямо и гордо
Умеют держаться,
Тихо и плавно на воду садятся.
(«машите крыльями», наклоняйтесь, качайте головами, изображайте посадку на воду вместе с ребенком).

«Ёжик»

Вот свернулся еж в клубок,
Потому что весь продрог.
«Бррр, бррр, бррр.
Лучик ежика коснулся —
Ежик сладко потянулся!
(так же, как и в упражнении «Лебеди», изображайте каждое действие: как ежик мерзнет, как он согрелся и потянулся).

«Снеговик»

Плачет бедный снеговик —
«Я в мороз стоять привык.
А под солнцем погибаю —
Таю, таю, таю, таю».
(мышцы игроков постепенно расслабляются, дети как будто бы «растекаются» в маленькие лужицы).

Словесно-логическая память

Для укрепления словесно-логической памяти полезно составлять рассказы с опорой на картинку или собирая несколько картинок в одну историю, описывать происходящее во время прогулки, обсуждать прочитанную книгу или просмотренный мультфильм.

Попробуйте поиграть с ребенком в игру «Пары слов». Составьте десять пар слов, логически связанных между собой, например: мяч-играть, ложка-есть, карандаш-рисовать, кошка-мышка, краски-кисточка и так далее. Произнесите все пары слов, а затем говорите одно слово, а ребенок должен произнести второе. Делайте паузу, чтобы малыш успевал подумать.

Образы предметов и явлений

Образная память тоже требует тренировки и концентрации внимания. Предложите ребенку вспомнить, как стучит дождь по крыше, как мурлыкает кот, как квакают лягушки на болоте. Играть можно до тех пор, пока малышу не надоест, а затем поменяться с ним местами — пусть сам загадает вам загадку! Другой вариант этой игры — вспоминать запахи или вкусы.

Приготовьте мешочек и разные по форме фигурки небольшого размера, например, игрушечную посудку, фрукты и овощи, геометрические фигуры. Сложите их в мешочек и предложите ребенку угадать, что в мешочке лежит.

***

Завершайте все игры и упражнения на положительной ноте, не превращайте их в рутинную обязанность. Также важна ваша похвала, подбадривание и сопереживание эмоциям ребенка в процессе игры.

Преподаватели детского центра «УмНяша» в Северном Бутово знают множество игр и упражнений для развития внимания и памяти у детей. Приходите к нам на бесплатное пробное занятие и убедитесь в этом сами!

Как развивать память и внимание у подростка

Внимательность и память у современных детей.

Вопрос памяти и внимательности подростков крайне важен в наши дни. Информации сегодня довольно много и запоминать детям приходится регулярно немалые объемы.

Некоторые люди могут нам казаться настоящими роботами с терабайтами памяти, которые держат в голове информацию обо всем, что с ними происходит. Точно также маленькие детки смотрят на своих родителей, которые ежедневно решают миллион проблем.



Стоит ли все запоминать, если под рукой всегда есть гаджет?

У современного подростка всегда есть телефон в кармане. Ему не обязательно держать в голове все списки и расписания, ведь можно нажать пару клавиш и все запланированное появится в телефоне. А умный гаджет подскажет в нужный момент, что пришло время выполнить то или иное дело.

Это все, конечно, замечательно. С телефоном в руках человек может быть уверен, что не пропустит важное для него событие. Но кроме всего прочего эта привычка губит и расслабляет самую важную мышцу нашего тела— мозг. Вы ведь понимаете принцип работы нашего тела? Мы ходим в спортзал, чтобы тренировать наше тело и поддерживать его в форме. Тоже самое происходит с мозгом. Если человек перестанет тренировать его, то рано или поздно он станет совсем слабым.



Зачем школьникам развивать внимание и память?

Как бы нас не выручали гаджеты в повседневной жизни, а любому школьнику необходимо готовиться к тестам и контрольным работам, запоминать даты и правила, учить исключения. Никакой гаджет школьника здесь не выручит. Если школьник имеет развитую память и внимание, то он преуспеет в учебе, а значит, станет более уверенным в себе.

Ну и конечно же выпускные и вступительные экзамены, к которым приходится готовиться не 1 месяц. Ребятам необходимо усвоить и выучить огромное количество материала. Часто ребята начинают подготовку за 2-3 года до поступления в университет и изучают отдельные предметы. Это требует огромных ресурсов и сосредоточенности.

Вот теперь и представьте, каково это готовиться к экзаменам подростку с хорошей памятью и как нелегко приходится школьнику со слаборазвитой памятью и вниманием.



Особенности подростковой памяти, внимания и мышления.

Раньше малыш все усваивал и запоминал механически. Сейчас ситуация немного иная.

Подростки развиваются быстрее и их мышление тоже. В 13 лет у детей уже прекрасно развито логическое мышление, он умеет строить гипотезы и делать умозаключения. А уже к 16 годам становление психических процессов завершается.

К этому моменту механическая память становится слабее, а логическая память наоборот крепче.

Ребенок чувствует себя непривычно: ведь раньше все запоминалось само собой, а теперь необходимо прикладывать немалые усилия. А усилия заключаются в том, что ребенок должен понимать связь и смысл, чтобы запомнить.

Проблема современной школы заключается в том, что детям приходится больше «зубрить», а отсюда и плохая память.

Внимание подростков тоже выходит на новый уровень. Теперь школьники могут сознательно концентрироваться на неинтересной теме или задании. С другой стороны впечатлительность и эмоциональное состояние подростков мешают удерживать эту концентрацию долго на неинтересном объекте.

При резком ухудшении памяти школьника, родители обязаны обратиться и сообщить это врачу.



Как развивать память школьников.

Развивать память необходимо хотя бы для того, чтобы в будущем ребенок чувствовал себя полноценным членом общества. Есть много способов поддерживать память на должном уровне и даже развить ее.

  • можно применить альтернативные способы запоминания. Это значит, что ребенок должен придумать образ, который у него ассоциируется с объектом;
  • тренировать структурированное запоминание;
  • следить за своим распорядком дня, придерживаться правильного питания и вести здоровый образ жизни;
  • учить материал последовательно и осознанно;
  • у каждого подростка должно быть обязательно хобби. Кроме ежедневной учебы должны быть занятия, которые будут расслаблять школьника и приносить удовольствие.



Как правильно тренировать свой мозг?

Начните с решения головоломок. По началу это может казаться сложным, но если начать концентрироваться и решать головоломки на время, ваш мозг будет быстрее и качественней справляться с поставленными задачами.

Перепутанные цветные слова

Это одно из самых эффективных упражнений на тренировку внимания. Суть упражнения заключается в том, что перед вами написаны слова цветов, но вы должны читать не буквы, а называть чернила, которыми написаны слова. А вся соль тут в том, что слово красный может быть написано синими чернилами. Тренируйтесь каждый день по 10-15 минут и ваша память и внимание станут лучше уже через пару недель.



Нелогичная цепочка

Вам даётся 20 никак не связанных между собой слов. Вы смотрите на них 1-1,5 минуты, а потом стараетесь назвать как можно больше слов. Ежедневные тренировки дадут быстрый и эффективный результат.



Учим наизусть

Регулярное запоминание песен и стихов, пересказы фильмов и книг помогут вам сохранить хорошую память. А если практиковать это упражнение всей семьей, то можно весело и с пользой провести время.



Курсы по развитию памяти в тренинговом центре.

Дома можно заниматься и получить немалую пользу. А можно посетить тренинговый центр, где опытные наставники помогут вам развивать память и внимание.

В начале тренингов каждый ученик проходит диагностику. У каждого из нас какой-то тип памяти развит больше. Поэтому акцент на курсах делается именно на это, ведь результат будет куда эффективнее.



После диагностики для каждого ученика подбирается индивидуальная программа и практические рекомендации как для школьников, так и для их родителей.

Память и внимание — это важные инструменты, которыми пользуется каждый из нас на протяжении всей жизни. Если развивать и тренировать их правильно, то эти инструменты будут служить нам исправно. Лучше всего заняться этим в подростковом возрасте. Пока мозг гибкий, его можно и нужно тренировать и развивать ежедневно.

Как улучшить рабочую память у подростков и взрослых

Что, если бы вы знали, что есть по крайней мере пять вещей, которые вы могли бы сделать сегодня, чтобы помочь вашему подростку лучше сосредоточиться и легче запомнить информацию? Улучшение рабочей памяти — или нашей способности быстро и легко хранить и вспоминать информацию — не обязательно означает долгие часы за кухонным столом или участие в сложном семинаре. Вот простые стратегии, которые вы можете использовать сегодня, чтобы помочь вашему ученику или подростку успешно улучшить рабочую память.

Что такое рабочая память?

В нашей предыдущей статье Executive Functioning 101 мы подробно описали все основы рабочей памяти. Когда мы улучшаем рабочую память подростка, мы развиваем способность хранить и вспоминать информацию.

Рабочая память — это способность запоминать информацию, а затем применять эти знания в более позднее время.

Рабочая память применяется во многих различных учебных ситуациях, в том числе в учебе. Мы используем рабочую память, чтобы помочь нам:

  • Выполнять задания по чтению и математике.
  • Решайте головоломки и сюжетные задачи.
  • Используйте стратегию и следование правилам, чтобы выигрывать игры.
  • Следуйте сложным инструкциям, состоящим из нескольких шагов.
  • Учитесь и понимайте социальные ситуации дома, на работе и в школе.

Природа или воспитание: можно ли улучшить рабочую память

Как и во многих других областях психологии и детского развития, среди исследователей ведутся споры о природе и воспитании и рабочей памяти. Некоторые считают, что мы рождаемся с фиксированным объемом рабочей памяти. Мы наследуем рабочую память через «природу» или нашу генетику. Другие считают, что рабочую память можно «воспитывать». Отчасти изучать рабочую память сложно.

В лабораторных и прикладных условиях подросткам становится лучше, когда им дают инструменты для ускорения задач, связанных с рабочей памятью, таких как математика, чтение и запоминание фактической информации. Некоторые исследователи задаются вопросом, являются ли улучшения, которые мы видим, просто «эффектом практики» или улучшениями из-за многократного выполнения одних и тех же задач. Другие исследователи описывают эти улучшения как расширение рабочей памяти.

Но для всех практических целей для наших подростков важно то, что есть улучшения.

Все данные подтверждают, что приведенные ниже инструменты и стратегии помогут вашему подростку выполнять эти важные задачи с большей беглостью и независимостью. Даже если мы еще не можем решить споры о природе и воспитании, мы все равно можем помочь подросткам улучшить эти навыки.

Почему упражнения на рабочую память помогают

Существует два основных способа улучшить навыки рабочей памяти: стратегическое обучение и основное обучение. Оба показали себя многообещающими в клинических и прикладных условиях, помогая учащимся улучшить то, как они запоминают информацию и используют ее в новых условиях.

Стратегическое обучение

Стратегическое обучение включает в себя обучение более эффективным способам хранения, сохранения и извлечения информации из рабочей памяти. Идея обучения стратегии состоит в том, чтобы предоставить «советы и приемы», применимые к воспроизведению информации в различных условиях. Одна стратегия обучается за раз, а затем обобщается на множество различных задач на рабочую память. Такие вещи, как использование мнемонических приемов и упражнения на визуализацию, — это две формы обучения стратегии, которые затем можно использовать для всех типов задач на припоминание.

Основная тренировка

В отличие от стратегической тренировки с конкретным инструментом или упражнением для улучшения памяти, основная тренировка направлена ​​на уменьшение ошибок, возникающих при сбоях в нашей рабочей памяти. Основная тренировка включает в себя высокую интенсивность, быстрое повторение задач на рабочую память, часто в условиях помех и проблем. Увеличение того, как подросток вспоминает информацию под давлением, улучшает способность «отключаться от шума» или неверной информации.

Основная тренировка часто включает в себя широкий подход, включающий множество различных типов задач и стимулов, включенных в программу обучения. Практика разнообразных навыков с высокой частотой потенциально увеличивает вероятность улучшения рабочей памяти.

Стратегическая тренировка и основная тренировка доказали свою эффективность в повышении объема рабочей памяти. Рассмотрите некоторые из приведенных ниже упражнений, чтобы улучшить рабочую память вашего подростка, которые включают как элементы стратегии, так и основную тренировку:

5 упражнений для улучшения рабочей памяти вашего подростка

Проведите инвентаризацию стилей обучения

рабочей памяти подростка, это может помочь сначала определить стиль обучения вашего подростка. О’Брайен (1989) разработал контрольный список для родителей и учителей, чтобы оценить предпочтительный и наиболее эффективный способ обучения для учащихся. Определение того, является ли ваш подросток визуальным (учится, «видя» информацию), тактильным или кинестетическим (учится, «действуя и двигаясь») или аудиалом (учится, «слыша» информацию), может помочь вам улучшить навыки исполнительного функционирования. как рабочая память.

Попробуйте тренировку осознанности

В начале изучения практики внимательности и медитации стало очевидно, что существует тесная связь между осознанностью и рабочей памятью. Многочисленные исследования показывают, что изучение основных техник осознанности может улучшить внимание, свести к минимуму отвлекающие факторы и облегчить запоминание информации. Что еще более важно, эти результаты были распространены на учащихся с уникальными потребностями в обучении.

Будь активным

Что, если одним из самых простых способов улучшить рабочую память вашего подростка будет ежедневная физическая активность? Исследования показывают, что люди, которые занимаются физическими упражнениями средней интенсивности не менее 30 минут 5 или более дней в неделю, оказывают прямое и косвенное влияние на мозг и рабочую память. Части мозга, которые контролируют рабочую память, больше у людей, которые тренируются, чем у тех, кто этого не делает. Длительная физическая активность также способствует улучшению настроения и сна, что также может улучшить кратковременную и долговременную память.

Чтобы выработать у подростка привычку заниматься спортом, ознакомьтесь с нашим руководством, которое поможет вашему подростку выработать у себя привычку.

Попробуйте игры для тренировки мозга

Страсть вашего подростка к видеоиграм также может быть отличным способом расширить рабочую память. Существует несколько различных приложений для «тренировки мозга» и платформ видеоигр, которые максимизируют как метод обучения стратегии (чтобы научить вашего ученика новым способам выполнения задач по чтению, письму, математике и общению), так и основной метод обучения (чтобы научить вашего ученика выполнять эти задания быстро и с беглостью). Жюри все еще не определилось, какие игры принесут наибольшую пользу для определенных типов учащихся, поэтому стоит сделать домашнее задание, прежде чем выкладывать деньги на приложение или игровую платформу.

Снижение факторов стресса у вашего подростка

Один из последних способов быстро повысить исполнительные навыки, такие как планирование, самоконтроль, гибкость и рабочую память, — это снизить общий уровень стресса у вашего подростка. Хронический стресс может ухудшить здоровье вашего подростка, его поведение и способность практиковать сосредоточенное внимание, необходимое для навыков рабочей памяти. Помощь в поддержке вашего подростка, обеспечение безопасной среды и обучение вашего подростка тому, как уменьшать и справляться с триггерами стресса, могут подготовить почву для приобретения навыков.

Дополнительная литература

  • Блог Life Skills Advocate: Исполнительные функциональные навыки 101: рабочая память
  • БадриГаргари, Р., Немати, С., и ХаниСалават, З. (2020). Эффективность тренировки внимательности на объем рабочей памяти у детей с определенными нарушениями обучаемости. Журнал неспособности к обучению, 10 (1), 32–47.
  • Формирование основных навыков, необходимых молодежи для жизни – Руководство для работников образования и социальных служб
  • Harvard Business Review – Внимательность может буквально изменить ваш мозг
  • Harvard Health Beat — упражнения улучшают память и мышление
  • Блог защитника жизненных навыков – как помочь ребенку выработать привычки, которые действительно закрепятся
  • О’Брайен, Л. (1989). Стили обучения: сделать ученика осведомленным. Бюллетень NASSP , 73 (519), 85–89.
  • Scientific American – действительно ли работает «тренировка мозга»?

веб-упражнений | Интернет-ресурсы

Интернет-упражнение №1: обработка информации и когнитивные изменения

(Это упражнение относится ко всем ЛО.)

Как обсуждалось в главе 7, обработка информации и другие когнитивные навыки развиваются на протяжении всей жизни. Поскольку развитие изменчиво, люди способны изменять свои черты и способности на протяжении всей жизни. Многие исследователи считают, что участие в когнитивно-стимулирующей деятельности может компенсировать некоторые возрастные нарушения когнитивных функций даже в позднем взрослом возрасте. Brain HQ (http://www.brainhq.com/) — это онлайн-ресурс, разработанный ведущими экспертами в области неврологии. На веб-сайте представлен ряд упражнений, которые способствуют пластичности мозга, в том числе упражнения, направленные на внимание, обработку информации («скорость мозга») и память. Многие мероприятия бесплатны. Для участия необходимо зарегистрироваться. Вас попросят указать ваше имя и адрес электронной почты.

После того, как вы зарегистрируетесь, нажмите на одно из следующих действий:

Сосредоточьте мое внимание, Увеличьте скорость моего мозга, Улучшите мою память, или Обострите мой интеллект. Кратко подведите итоги упражнения и объясните, почему оно важно. Например, в разделе «Повышение скорости моего мозга » авторы приводят обоснование деятельности: «Почему я должен тренировать скорость своего мозга?» Затем выполните задание и ответьте на следующие вопросы:

  1. Что требовалось от вас в этом задании?
  2. Было ли занятие стимулирующим когнитивные функции? Поясните свой ответ.
  3. Каким образом данная деятельность направлена ​​на улучшение когнитивных функций?
  4. Как вы думаете, это занятие будет полезно для взрослых всех возрастов? Почему или почему нет?

 

Веб-упражнение № 2: Развитие мозга и когнитивные изменения в подростковом возрасте

LO 7. 4 Опишите изменения в развитии способностей подростков к вниманию, памяти и мышлению.

В главе 7 обсуждается развитие мозга в подростковом возрасте и его влияние на обработку информации. Часто подростки действуют импульсивно и испытывают трудности с сдерживанием поведения, что приводит к принятию неверных решений. В этом упражнении учащиеся посмотрят выступление Джейн Блейкмор на TED о мозге подростка и его влиянии на такое поведение.

  1. Объясните неврологические изменения, происходящие в подростковом возрасте, и их влияние на поведение.
  2. Что фМРТ рассказала исследователям о подростковом мозге?
  3. Какие задачи выполняют участники исследования Джейн Блейкмор?
  4. Каковы результаты исследования Джейн Блейкмор?
  5. Почему это видео важно? Что ты изучал?
  6. Какие два вопроса вы бы задали Джейн Блейкмор, если бы могли с ней поговорить?

 

Веб-упражнение № 3: Тренировка мозга взрослого человека

LO 7.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>