Зачем изучать социологию: Зачем нужно изучать социологию? — Социология для школьников

Зачем экономисту нужна социология?

Эссе по дисциплине «Социология»
Тема: Зачем экономисту нужна социология?
Объем — 4 страницы
Год защиты — 2014

Зачем экономисту нужна социология?

Одной из важнейших особенностей развития современных естественных и технических наук является все более глубокое осознание учеными неразрывной связи этих наук с культурно-историческими особенностями общества, его религией, государственно-политическим устройством, массовой психологией и т.д. Этим и объясняется актуальность выбранной темы.
В данной работе попытаемся определить важность социологии и социологических исследований для экономики.
Экономика — это не столько взаимодействие цифр, сколько взаимодействие людей, т.е. вполне социальная наука. Люди производят товары и услуги, руководствуясь ожиданиями прибыли, исходя из общей ситуации на рынке (есть ли кризис, каковы политические настроения, будет ли более или менее востребован определенный товар или услуга).

Необходимым подспорьем для проведения экономических расчетов и прогнозов служат, наряду со статистическими данными, и социологические исследования.
Общими объектами экономики и социологии являются люди, группы людей, сообщества и социум в целом, жизнедеятельность во всех формах. Их общим предметом является сознание и поведение индивидов и групп, правила и механизмы, ресурсы, промежуточные и конечные результаты и эффективность взаимодействий.
В науке широко известна органически интегрированная комбинация социологии и экономики, что нашло отражение в появлении специальной социологической теории — экономическая социология.
Именно экономическая социология в явной форме осуществляла и продолжает осуществлять функцию связи экономического и социологического знания, выступая представителем, доверенным лицом социологии и социологов в экономике [2].
Необходимо подчеркнуть, что современная экономическая теория заметно уходит от традиций, начало которым было положено более двух с половиной веков тому назад Адамом Смитом.
Именно он может считаться основоположником экономической социологии, Вебер впоследствии следовал его идеям.
Основой интереса традиционных экономических наук является поведение любых хозяйствующих субъектов, под¬чиненное системе постулатов о рациональном выборе, взаимной независимости (индивидуальности), полезности как убывающей функции объема потребляемых ресурсов, свободной конкуренции. Они — база идеального представления, идеальной модели рыночного хозяйствования.
Современное расширение интересов экономики и социологии свидетельствует об изменении характера собственно исследуемого объекта — процесса хозяйствования. Новые технологии в коммуникациях и управлении, резко возросшее участие наемных работников в управлении организациями и предприятиями, общий поворот рынка и производства в сторону покупателя, пользователя, приобретателя услуг, наконец, активное участие населения в политической жизни превратили хозяйствование во многих странах из способа добычи выгоды для собственника капитала через социальные инструменты в инструмент создания комфортных социальных условий.
Произошел своеобразный воз¬врат к лозунгам докапиталистического времени «работать — чтобы жить» после долгого господства протестантской установки «жить — чтобы работать». Эпоха бессубъективной экономики подходит к своему естественному завершению [1].
Социология – наука, изучающая отношения, процессы, события, которые происходят в обществе. Она изучает не только те общественные взаимодействия, которые протекают в данный конкретный момент, но и те, которые имели место быть десятки, сотни и тысячи лет назад. Кроме того, социология имеет и функцию прогнозирования, т.е. с её помощью человек может предугадать ближайшие изменения в общественной жизни.
Общество – среда, в которой обитает человек. Общество может воздействовать на любого человека, но не на всех одинаково, а на каждого по-своему. Человек, изучив механизмы работы социологии, способен контролировать это воздействие и сам может управлять им.
Социология позволяет найти ответы на вопросы об обществе, о насущном бытии, о глобальных проблемах человечества. Нормально развитие любого общества невозможно без знания реального положения дел в социуме, не понимая происходящих в нём процессов.
В настоящее время социальный компонент экономики проявляется в следующем. Первый комплекс связан с экономическим субъектом (фактором) и его мотивацией. С позиций экономики мотивация экономического фактора всегда определяется рациональным выбором и стремлением максимизировать полезность или выигрыш. Экономическая социология имеет дело с социальными факторами, и потому рациональность и стремление максимизации выгоды не всегда определяют действия и поведение людей. Она ищет ответы на вопросы о том, как и чем нарушается рациональность выбора, какие внешние по отношению к экономике факторы формируют критерии поведения социальных субъектов в пространстве хозяйствования и т.п. Она изучает не только причины и последствия нарушения рациональности выбора решений, но предлагает новые критерии принятия решений в сфере хозяйствования, учитывающие негативные и позитивные последствия (экстерналии) как для непосредственно взаимодействующих субъектов, факторов, агентов, так и для других фиксированных элементов социума (социума в целом, частей социума, таких как территориальные сообщества, различные подсистемы, социальные группы т.
п.) на фиксированных интервалах времени. С этих позиций определенные элементы экономической социологии превращаются в инструментальную часть социоэкономики. Социоэкономика как способ хозяйствования становится скорее даже не оболочкой экономики, а ее ведущим ядром.
Второй комплекс связан с социальной структурой хозяйства и хозяйствования. В него входят социоструктурные (статусные) аспекты производства продукции, ее распределения и потребления. С позиций экономики в данном аспекте мы имеем дело с хозяйствованием на различных уровнях (микро-, мезо-, макро-), разными институтами и правилами в регулировании рынка и рыночных отношений, участием государства в хозяйствовании и ограничениях рыночных процессов. Для экономики как способа рыночного хозяйствования механизм установления равновесия между спросом и предложением товаров реализуется через цены при условии свободной конкуренции. При этом иные характеристики агентов, акторов на рынке, кроме их способности предложить товары или потребности в определенных товарах, для экономики роли не играют.
Обменные операции опосредуются деньгами, деньги также оказываются товаром. Решающее значение имеет обладание капиталом, возможность управления и распоряжения им, право и возможность присвоения экономических результатов. Но и капитал также превращается в товар. Всякое движение на рынке, как и самих рынков, всякая динамика имеет в конечном счете единую и единственную цель — ресурсную выгоду, т.е. расширенное возобновление средств, затрачиваемых на эту динамику [3].
Таким образом, можно сказать, что необходимость изучения социологии есть в наши дни и будет существовать в будущем, ведь потребность в познании тонкостей взаимодействия между людьми не угаснет никогда.

Список литературы

1. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: учебник. – М.: Высшая школа, 2009.
2. Тощенко Ж.Т. Социология, Общий курс. — М.: Прометей, 2009.
3. Фролов С.С. Социология: Учебник для вузов, 3-е изд. — М.: Логос, 2010.

Зачем обществу себя изучать — T&P

Общественные

науки: социология, политология, антропология — больше других рефлексируют на тему своего предназначения.

Пожалуй, ни одна другая академическая отрасль не обладает таким зарядом самокритики и пессимизма, как социальные (или общественные) науки. Самые маститые ученые задаются вопросами «А что я вообще здесь делаю?» и «Кому это нужно?». По мере своего развития они приходили ко все более и более неутешительным ответам:

  • Нет, ученый не может оставаться абсолютно нейтральным по отношению к предмету исследования, так как сам живет в обществе и имеет личные интересы, поэтому результаты исследования всегда будут искажены.

  • Нет, никакие общие закономерности в жизнедеятельности общества выявить невозможно.

  • Человек — объект исследования, и очень трудно формализуемый объект.

  • Абсолютной истины в социальных науках не существует, все зависит от точки зрения, так что и изучать тут нечего.

Тем не менее, миллионы студентов по всему миру получают дипломы социологов, антропологов, культурологов или политологов.

О чем думают те из них, кто решает отдаться науке, если на главные вопросы их предшественниками уже был дан ответ «нет»?

В 2006 году в США [150 000 бакалавров, 30 000 магистров и 4000 докторов](http://www.nsf.gov/statistics/nsf08321/pdf/tab42.pdf) получили свои степени в области социальных *науках*. Там же с начала 2010 года на гранты по социальным, экономическим и бихевиористским *наукам* было выделено около [$ 200 000 000](http://www.nsf.gov/awardsearch/tab.do?dispatch=4&ProgOrganization=SBE&RestrictActive=on), причем средний размер гранта равен $150 000.

Социальные науки очень молодые, гораздо моложе физики или биологии — им лет 150. В середине 19 века они стали восприниматься как науки, до этого была общественная мысль. Сейчас проводится много качественных профессиональных исследований в той же социологии, но что знает о них широкая публика? Представление обывателя о социальных

науках складывается тогда, когда он набредает на новость о том, что «британские ученые установили», что у обладателя айфона больше шансов уложить в постель девушку, нежели у несчастливого владельца телефона другой марки. Логично недоумение читателя: зачем нужны такие странные социологи и кто им платит деньги за выяснение очевидных вещей.

Социологи виноваты сами. Запутавшись в своем пессимизме и в определенный момент перейдя от конструктивных критических рассуждений и интеллектуальных дебатов к анархическому релятивизму и, грубо говоря, всего лишь описаниям действительности, они сами передали пальму первенства историкам.

Даже Ноам Хомский, звезда современной социальной науки, в одной из последних своих лекций говорил о том, что никакие теории в общем-то не нужны, а чтобы анализировать общество и быть экспертом, достаточно обладать всего лишь здравым смыслом.

Поэтому сейчас перед молодыми учеными стоит основная задача — вернуть общественным наукам авторитет, ввести их снова в публичный дискурс, обратить на них внимание медиа, и, как следствие, призвать общество к саморефлексии.

Ника Глазунова

Теги

#социология

#общество

#хомский

#публичный дискурс

#наука

  • 3 559

Зачем изучать социологию?

  • Главная >
  • Что такое Социология?
  • > Зачем изучать социологию?

Поскольку человеческие социальные отношения лежат в основе каждой сферы жизни, социология широко применима. Эта реальность отчасти делает ее привлекательной дисциплиной. Будучи студентом-социологом, вы можете получить ценную информацию о работе многих областей. Другими словами, вы можете использовать свои знания в области социологии, даже если вы не станете профессиональным социологом.

Еще один аспект дисциплины, делающий ее привлекательной, заключается в том, что она просто интересна. Изучение социологии может дать вам много возможностей для содержательного обсуждения «горячих тем» дня. Интересные вопросы, которые обычно возникают, включают следующее:

  • В какой момент технологические инновации создают больше проблем, чем решают?
  • Каковы эффективные способы обеспечения безопасности и безопасности сообществ?
  • Какую роль играет раса в нашем обществе?
  • Что это значит, когда люди называют себя «трансгендерами», «гендерно-нонконформными», «гендерными» и/или «небинарными»?
  • Какую роль должно играть правительство в формировании политики на рабочем месте?
  • В какой степени родители должны влиять на то, чему их детей учат в школе?

В дополнение к обсуждению таких вопросов изучение социологии может предоставить вам множество возможностей для поиска решений проблем, существующих в обществе. Решение проблем сообщества и бизнеса требует ряда важных навыков, в том числе способности систематизировать большие объемы информации, критически анализировать информацию, делать выводы, основанные на фактических данных, и эффективно доводить выводы до различных аудиторий как в устной, так и в письменной форме. Это навыки, которые вы можете приобрести, изучая социологию, улучшая свои перспективы на рынке труда.



Карьерные возможности

В течение вашей трудовой жизни вы, вероятно, столкнетесь с многочисленными карьерными изменениями. Изучение социологии может помочь вам подготовиться к этой потенциальной возможности, поскольку она актуальна в самых разных областях. Получение степени бакалавра наук (BS) в области социологии может открыть для вас возможности карьерного роста на местном уровне, уровне штата и на федеральном уровне в нескольких областях, включая следующие: 

  • бизнес,
  • образование,
  • правительство и политика,
  • здравоохранение,
  • закон,
  • маркетинг и связи с общественностью,
  • государственная служба,
  • исследования и
  • социальная служба.

Аналогичным образом, степень бакалавра в области социологии может помочь вам подготовиться к получению профессиональных и ученых степеней в следующих областях:

  • бизнес,
  • божественность,
  • закон,
  • политическая наука,
  • психология,
  • публичная политика,
  • социальная работа,
  • социология и
  • городское планирование.


Сообщение факультета социологии

У нас в ТГУ отличная программа по социологии. Если вы решите, что социология является для вас специализацией, мы уверены, что вам понравится изучать этот факультет. Профессора отличные, курсы интересные и актуальные, а кафедра приятная. Однако, если вы решите выбрать другую специализацию, почему бы не рассмотреть социологию как вторую специализацию, второстепенную или, в качестве альтернативы, не следовать своим интересам, пройдя некоторые из наших курсов? Не стесняйтесь обращаться к преподавателям, если у вас есть конкретные вопросы о курсах в программе.

Удачи в учебе и карьере.

Социологический факультет @ ТГУ

Зачем изучать социологию? | Введение в социологию

Результаты обучения

  • Объясните ценность изучения социологии

Рисунок 1. Исследование социологов Кеннета и Мейми Кларк помогло Верховному суду принять решение о прекращении «раздельной, но равной» расовой сегрегации в школах США. (Фото предоставлено общественным достоянием)

Когда Элизабет Экфорд попыталась поступить в Центральную среднюю школу в Литл-Роке, штат Арканзас, в сентябре 1957 года, ее встретила разъяренная толпа. Но она знала, что закон на ее стороне. Тремя годами ранее в знаменательном деле Брауна против Совета по образованию Верховный суд США отменил законы 21 штата, которые позволяли чернокожим и белым обучаться в разных школьных системах, если школьные системы были «равными». ” Одним из основных факторов, повлиявших на это решение, было исследование, проведенное супружеской группой социологов Кеннета и Мейми Кларк. Их исследование показало, что сегрегация вредна для чернокожих школьников, и суд признал этот вред неконституционным.

С момента основания многие люди, интересующиеся социологией, были движимы научным желанием поделиться знаниями в этой области, в то время как другие видели в этом способ не только изучать общество, но и улучшать его. Помимо десегрегации, социология сыграла решающую роль во многих важных социальных реформах, таких как обеспечение равных возможностей для женщин на рабочем месте, улучшение обращения с лицами с умственными недостатками или ограниченными способностями к обучению, повышение доступности и приспособления для людей с физическими недостатками, право населения для сохранения своей земли и культуры, а также реформы пенитенциарной системы.

Выдающийся социолог Питер Л. Бергер (1929– ) в своей книге «Приглашение к социологии: гуманистическая перспектива» (1963) описывает социолога как «человека, заинтересованного в дисциплинированном понимании общества». Он утверждает, что у социологов есть естественный интерес к монументальным моментам жизни людей, а также увлечение банальными, повседневными явлениями. Бергер также описывает момент «ага», когда социологическая теория становится применимой и понятной:

[T]вот обманчивая простота и очевидность некоторых социологических исследований. Читаешь их, киваешь на знакомую сцену, замечаешь, что все это уже слышал раньше, и разве у людей нет ничего лучше, чем тратить свое время на трюизмы, — пока вдруг не наткнешься на озарение, которое радикально ставит под сомнение все, что ты видишь? ранее предполагал об этой знакомой сцене. Это точка, в которой начинает ощущаться волнение социологии. (Бергер 1963)

Социология может быть захватывающей, потому что она учит людей тому, как распознавать, как они вписываются в мир и как их воспринимают другие. Взгляд на себя и общество с социологической точки зрения помогает людям увидеть, где они связаны с различными группами, исходя из множества различных способов, которыми они классифицируют себя, и того, как общество, в свою очередь, классифицирует их. Это повышает осведомленность о том, как эти классификации, такие как экономический и социальный статус, образование, этническая принадлежность или сексуальная ориентация, влияют на восприятие.

Социология учит людей не принимать простых объяснений. Это учит их тому, как организовать свое мышление, чтобы они могли лучше задавать вопросы и формулировать лучшие ответы. Это заставляет людей лучше осознавать, что в мире есть много разных людей, которые не обязательно думают так, как они. Это увеличивает их готовность и способность попытаться увидеть мир с точки зрения других людей. Это готовит их к жизни и работе во все более разнообразном и интегрированном мире.

Смотреть

Посмотрите это видео, чтобы ознакомиться с основами социологии и увидеть примеры того, как социология играет важную роль в вашей повседневной жизни.

Социология на рабочем месте

Работодатели продолжают искать людей с так называемыми «передаваемыми навыками». Это означает, что они хотят нанимать людей, чьи знания и образование могут быть применены в различных условиях и чьи навыки будут способствовать решению различных задач. Изучение социологии может дать людям эти обширные знания и набор навыков, которые могут помочь на многих рабочих местах, включая

  • понимание социальных систем и крупной бюрократии
  • способность разрабатывать и осуществлять исследовательские проекты для оценки эффективности программы или политики
  • способность собирать, читать и анализировать статистическую информацию из опросов или опросов
  • способность распознавать важные различия в социальном, культурном и экономическом положении людей
  • способность готовить отчеты и сообщать сложные идеи
  • способность к критическому осмыслению социальных вопросов и проблем, с которыми сталкивается современное общество (факультет социологии Алабамского университета)

Социология готовит людей к самым разнообразным профессиям. Помимо фактического проведения социальных исследований или обучения других в этой области, люди, окончившие колледж со степенью в области социологии, нанимаются государственными учреждениями и корпорациями в таких областях, как социальные услуги, консультирование (например, планирование семьи, карьера, злоупотребление психоактивными веществами), общество. планирование, медицинские услуги, маркетинг, исследования рынка и человеческие ресурсы. Даже небольшая подготовка в области социологии может быть полезной в таких карьерах, как продажи, связи с общественностью, журналистика, преподавание, юриспруденция и уголовное правосудие.

Пожалуйста, добавьте меня в друзья: Студенты и социальные сети

Вы, наверное, слышали поучительную историю, которая выглядит примерно так: Ученик старшей школы провел годы, усердно работая, участвуя в своем сообществе, помогая другим и в целом становясь позитивным человеком. и многообещающий молодой человек. В выпускном классе они начинают процесс подачи заявления в колледж, и после нескольких собеседований и других взаимодействий дела у некоторых из их лучших вариантов выглядят радужно. Но когда приходит время для этих судьбоносных уведомлений о принятии или отклонении, учащийся и его семья потрясены, получив отказ во всех школах, кроме одной. Запросы членов семьи и консультантов не дали результатов. Единственная новость пришла через три недели в виде письма из одной школы, принявшей ученика.

«…После первоначального расследования Университет установил, что несколько сообщений, приписываемых вам, нарушают наши правила, носят оскорбительный и тревожный характер…»

На оставшихся двух страницах письма подробно описывается текущее расследование и излагаются возможные результаты. Но одно это заявление говорит само за себя: студентка разместила что-то оскорбительное в социальных сетях, и их потенциальные коллеги нашли это.

Двумя годами ранее, в начале второго года обучения, студент разместил два комментария и мем, высмеивающий одноклассника, подвергшегося нападению на вечеринке. Даже несмотря на то, что студент удалил их в течение нескольких дней, сообщения остались на других форумах и на нескольких страницах друзей; также существовала вероятность того, что кто-то сделал их снимок экрана. В то время как сообщения в социальных сетях являются защищенными формами высказывания по отношению к правительству, колледжи могут просматривать их при оценке абитуриентов. То же самое могут делать работодатели, романтические партнеры или даже волонтерские организации.

Вы можете полагать, что комментарии 15-летнего подростка в социальных сетях не должны повлиять на него годы спустя. Или вы можете подумать, что кто-то, кто шутит о нападении, может совершить подобное действие или не остановить или не сообщить о нем. Социологи могут рассмотреть все эти предположения и могут искать ответы или информацию посредством исследований, чтобы раскрыть влияние, риски, тенденции и результаты для различных вовлеченных групп. Например, социолог может найти ответы на следующие вопросы:

  • Снижается ли вероятность оскорбительных высказываний или нападений в колледжах, которые проверяют сообщения абитуриентов в социальных сетях?
  • Влияют ли тренинги по чувствительности или программы повышения культурной компетентности на речь в Интернете?
  • Относятся ли колледжи ко всем членам сообщества одинаково, когда они обнаруживают, что кто-то опубликовал оскорбительные комментарии или другой контент?
  • Используются ли алгоритмы и искусственный интеллект для обнаружения проблемных комментариев, предвзятых в отношении определенных людей или сообществ?

Ни на один из этих вопросов нельзя ответить в рамках одного исследования или даже группы исследований.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>