В зависимости от возраста различают этапы социализации начальную и: ……; воспитание; …… ; макросреду; ……. ; ……. ; психологический. …… ; начальную. ………….; стихийное усвоение правил поведения. — Знания.site

2.6. Человек, индивид, личность – SOOCIETY

Самоучитель по обществознанию — Человек

Указанные в заголовке понятия часто употребляются как синонимы. Однако между ними имеются существенные смысловые различия. Человек —это существо биологического вида homo sapiens. Индивид — это представитель человеческого рода, наделенный особыми, отличными от других людей, чертами. Индивидом является любой из нас. Каждый человек от рождения наделен особыми внешностью, характером, способностями и т.д. Специфические черты, которые выделяют человека из совокупности себе подобных, составляют его индивидуальность. Она предполагает не только особенности внешнего облика, но и комплекс социально значимых качеств индивида.

Каждый человек индивидуален, но не каждый индивид может стать личностью. Какими качествами должна обладать личность? С какого возраста ею становятся? На эти вопросы нет однозначного ответа. С одной точки зрения, личность — это человек, обладающий комплексом положительных характеристик. В соответствии с другой точкой зрения личность предстает как нечто особенное, взятое в социальном аспекте.

Личность — это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.

Индивид становится личностью в процессе освоения социальных функций и развития самосознания. Самосознание — это осознание своей неповторимости как субъекта деятельности в качестве члена общества. (Важнейшим качеством личности выступает социальная активность, которую можно рассматривать в двух проявлениях. Первое предполагает рассмотрение социальной активности как свойства личности, обусловленного ее природными данными и усиленного качествами, которые формируются в процессе воспитания, образования, общения и практической деятельности. Одни люди от природы активны, энергичны и деятельны, что становится заметным уже в раннем детстве. Другие, наоборот, пассивны и бездеятельны. Под влиянием многих социальных факторов активность может развиваться, усиливаться или ослабляться. Второе проявление социальной активности связывают с активностью как некоторой конкретной мерой деятельности. В этом случае активность может быть выражена в конкретных показателях. Примером может служить измерение трудовой активности. Критерием социальной активности выступают результаты деятельности. С понятием «социальная активность» тесно связано понятие «социальный субъект» — человек, способный к активной социальной деятельности.

В социологии выделяются такие виды личности, как нормативная (базисная) и модальная. Нормативная (базисная) личность — это принятый культурой соответствующего общества тип личности, в наибольшей степени отражающий особенности данной культуры. Это своего рода идеальный тип, на который ориентируется общество в воспитании молодого поколения. В любой социальной группе можно выделить личность с характеристиками, наиболее полно выражающими цели, условия и закономерности функционирования данной группы. Так, в университете существуют представления о том, каким должен быть студент, в армии — военнослужащий, на заводе — рабочий и т. д.

Модальная (от слова «мода») личность — это человек, приверженный тем же культурным образцам, что и большинство членов данного общества. То есть это тип личности, наиболее распространенный на данной территории и в данный момент времени. Модальная личность отражает реальное положение человека в обществе. Например, в последнее десятилетие XX в. в России получил распространение тип торгового человека, ориентирующегося на получение прибыли. Следует отметить, что в обществе может существовать несколько типов модальной личности в зависимости от наличия разных социальных групп.

Модальная личность никогда не соответствует нормативной, хотя иногда встречаются некоторые совпадения. Отклонения от нормативного типа, если они довольно существенны, встречают противодействие общества, которое принуждает индивидов к исполнению общепринятых норм. Кроме того, нормативная личность более постоянна, а модальная — более динамична. Со сменой условий жизнедеятельности изменяются и типы личностей. Так, для демократического общества характерен политически активный тип личности, а для антидемократического — тип, подчиняющийся руководящим указаниям.

В условиях радикальных перемен в общественной жизни получает распространение маргинальный тип личности, т.е. личности пограничного типа: человек, выпавший из своей прежней социальной среды и не сумевший приспособиться к изменившимся обстоятельствам, испытывает психический дискомфорт, неуверенность в будущем и стремится примкнуть к какой-либо социальной группе для стабилизации своего положения.

На формирование личности оказывают влияние многие факторы. В первую очередь это наследственность. От родителей человек получает набор индивидуальных свойств внешности, здоровья, психики и т.д. Но на уровне наследственности человеку передаются только психофизиологические свойства. В большинстве случаев они играют второстепенную роль. В качестве основных они могут выступать тогда, когда человек существенно отличается от окружающих. В крайних случаях это либо физические и психические патологии, либо одаренность.

Другим, более важным фактором, выступает воспитание ~ процесс целенаправленного воздействия на человека для формирования у него определенных качеств. Воспитательное воздействие человек испытывает со стороны родителей, учителей, друзей.

Немаловажный фактор формирования личности — социальная среда, т.е. те люди, среди которых человек вращается, от которых он зависит или которые зависят от него, на которых он ориентируется или которые ориентируются на него. Выделяют макросреду (общество в целом, система образования, воспитания и т.д.) и микросреду (трудовой коллектив, семья, школа). Личность и общество взаимодействуют друг с другом. Общество может влиять на становление личности и на ее поступки. В то же время личность способна изменять социальную среду. Отношения, которые формируются и реализуются в процессе такого взаимодействия, называются социальными.

Социальные отношения — это устойчивая система связей индивидов, сложившаяся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества. Социальные отношения складываются между людьми, включенными в различные социальные группы. Человек не может существовать обособленно. В своей деятельности он должен учитывать интересы других людей. Так, для достижения успехов на работе мало быть хорошим специалистом. Необходимо уметь построить правильные отношения и с начальниками, и с сослуживцами. Все действия людей есть производные социальных отношений, которые включают в себя два уровня: социальный уровень (взаимодействие людей посредством различных социальных групп) и психологический уровень (непосредственно межличностные отношения).

Возможна ситуация, когда несмотря на благоприятные условия процесс развития личности приостанавливается, так как сам человек не прикладывает к этому никаких усилий. Для формирования личности необходимо стремление человека к самосовершенствованию. В каждом человеке заложен огромный потенциал, который может раскрыться только если человек сам ставит перед собой цели и предпринимает попытки их достижения.

Не последнюю роль в становлении личности играют способности человека. Способностями называют индивидуально-психические качества человека, которые позволяют ему успешно приобретать знания, умения и навыки. Чем шире круг интересов человека, тем проще выявить его подлинные способности. Нередки случаи, когда родители заставляют ребенка заниматься каким-либо видом деятельности (математикой, спортом), а он имеет способности в совершенно иной сфере (например, в литературе и искусстве).

Ярко выраженная способность называется талантом. Способность и талант — врожденные качества. Но если их не развивать, они могут угаснуть. Талант нужно вовремя увидеть в человеке. Это задача родителей, школы, других общественных институтов. Развитие же таланта во многом зависит от самого человека. Талантливого человека, постоянно развивающего свои способности и достигшего высоких результатов в своей деятельности, мы называем гением. Все гениальные люди, оставившие свой след в истории, были личностями.

Но не только таланты и гении становятся личностями. Личность — это результат становления индивида, развития его способностей, накопления опыта. Личность характеризуется развитым самосознанием, твердой жизненной позицией, умением принимать решения и способностью нести ответственность за свои поступки. Она всегда имеет свою точку зрения на те или иные проблемы и в некоторых случаях может противопоставлять себя обществу. Личность отличается развитой силой воли, способностью заставить себя действовать так, как это необходимо в данной ситуации.

Становление личности происходит в ходе социализации. Социализация — это процесс освоения социальных ролей, приобретения социальных статусов и накопления социального опыта. Процесс социализации начинается с рождения человека и продолжается всю его жизнь.

Жизненный цикл человека составляют определенные возрастные этапы: детство, юность, зрелость и старость. Возрастные границы этих этапов довольно размыты. Тем не менее существуют те признаки, по которым можно отличить ребенка от юноши или зрелого человека от старика. В зависимости от возраста различают и этапы социализации. Период детства и юности составляет начальную социализацию, период зрелости и старости — продолженную. На человека в процессе социализации оказывают влияние родители, школа, друзья (на стадии начальной социализации), а затем институт, армия, работа, государство (на стадии продолженной социализации).

Не последнюю роль в социализации играет воспитание — привитие человеку распространенных в обществе ценностей и идеалов. Воспитание, как отмечалось выше, представляет собой процесс целенаправленного воздействия на человека для формирования у него определенных качеств. Но существует и другая сторона воспитания, а именно, стихийное усвоение правил поведения. В первом случае воспитание осуществляют родители, школа, вуз. Во втором — ребенок воспринимает образцы поведения, подражая родителям, старшим товарищам, кумирам кино, эстрады, спорта. Целенаправленное воспитание всегда связано с задачей сформировать у ребенка совокупность положительных качеств. Стихийно же усваиваться могут и отрицательные образцы поведения.

В воспитании целенаправленное и стихийное могут соответствовать друг другу, а могут и вступать в конфликт, например, когда родители постоянно говорят ребенку о вреде курения, а сами курят. Поэтому процесс воспитания предполагает ответственность и самоконтроль со стороны родителей.

Но воспитание не заканчивается со взрослением человека. Процесс усвоения норм поведения продолжается всю жизнь. Меняется только его направленность. Если в детстве человека воспитывали окружающие, то с возрастом он сам воздействует на себя, заставляя совершать те или иные поступки. Такой процесс называется самовоспитанием.

Самовоспитание — свойство развитой личности. Оно требует наличия силы воли и стремления к более высоким результатам. Неудовлетворенность достигнутым положением, приложение усилий к продвижению вперед, состояние постоянного поиска — признаки, свидетельствующие о статусе личности. Общество, состоящее из ярких личностей, развивается более динамично и быстрее движется по пути социального прогресса.

Вопросы и задания

1. В чем различие понятий «человек», «индивид», «личность»?

2. Что такое социальная активность? Каковы ее проявления?

3. Охарактеризуйте понятия нормативной и модальной личности. В чем проявляется их соотношение? Приведите примеры.

4. Какие факторы оказывают влияние на формирование личности?

5. Какую роль в развитии личности играют способности и талант?

6. Что такое социализация? Каковы ее этапы? Какие факторы влияют на процесс социализации?

7. Какую роль в становлении личности играет воспитание? В чем со стоит взаимосвязь целенаправленного и стихийного воспитания?

8. Какое значение имеет самовоспитание? Занимаетесь ли вы само воспитанием?

9. Прочитайте высказывание Г.В.Плеханова.

«Великий человек велик тем, что у него есть особенности, делающие его наиболее способным для служения великим общественным нуждам своего времени… Великий человек является именно начинателем, потому что он видит дальше других и хочет сильнее других. Он решает научные задачи, поставленные на очередь предыдущим ходом умственного развития общества; он указывает новые общественные нужды, созданные предыдущим развитием общественных отношений; он берет на себя почин удовлетворения этих нужд».

Какие черты великого человека он выделяет?

2.7. Духовный мир человека →

← 2.5. Общение

Человек, индивид, личность — презентация онлайн

Похожие презентации:

Создание сети центров по подбору гувернеров пенсионного возраста «Бюро бабушкиных услуг»

Вербальные и невербальные средства общения

Готы (субкультура)

Демографическая проблема

Эмо

Вейп и его влияние на здоровье

Кто такие волонтеры

Конфликты. Понятие конфликта

Социальная сущность человека

Национальная идея и демократическое развитие

Человек — это существо
биологического вида Home
sapiens.
Каждый человек от рождения
наделен особой внешностью,
характером, способностями и
т. д. Специфические черты,
выделяющие человека из
совокупности себе подобных,
составляют его
индивидуальность.
Индивид- это представитель
человеческого рода, наделенный
особыми, отличными от других
людей чертами. Индивидом

является любой из нас.
Личность- это совокупность
социальных свойств человека,
включенного в систему социальных
отношений посредством активной
предметной деятельности и общения.
Человек становиться личность в
процессе освоения социальных
функций и развития самосознания.
Самосознание- это осознание своей
неповторимости как субъекта
деятельности в качестве члена
общества
Человек
Индивид
Личность
Социальные отношения-устойчивая система связей
индивидов, сложившаяся в процессе их
взаимодействия друг с другом в условиях данного
общества. По существу это отношения,
складывающиеся между людьми, включенными в
различные социальные группы.
Социальные отношения делятся на два уровня:
социальный уровень( взаимодействие людей
посредством различных социальных групп) и
психологический уровень ( межличностные
отношения).

Не последнюю роль в становлении личности играют способности
человека. Способностями называют индивуально-психические
качества, позволяющее успешно приобретать знания, умения и
навыки.
Ярко выраженные способности позволяют говорить о таланте.
Способности и талант- врождённые качества. Но если их не
развивать, они могут угаснуть. Талант нужно вовремя увидеть в
человеке. Это задача родителей, школы, других общественных
институтов, Но развитие таланта во многом зависит от самого
человека. Талантливого человека, постоянно развивающего свои
способности и достигшего высоких результатов в своей
деятельности, мы называем гением. Все гениальные люди,
оставившие свой след в истории, были личностями.
Становление личности происходит в ходе социализации.
Социализация- это процесс освоения социальных ролей,
приобретения социальных статусов и накопления
социального опыта.
Процесс социализации начинается с рождения человека
и продолжается всю его жизнь.
Жизненный цикл человека составляют определенные
возрастные этапы: детство, юность, зрелость и старость. В
зависимости от возраста различают и этапы
социализации.
Период детства и юности составляют начальную
социализацию, период зрелости и старости_
продолжительную социализацию.
Не последнюю роль в социализации играет
воспитание- привитие человеку распространенных в
обществе ценностей и идеалов. Воспитание, как
отмечалось выше, представляют собой процесс
целенаправленного воздействия на человека для
формирования у него определенных качеств.
Процесс воспитания предполагает ответственность и
самоконтроль со стороны родителей.
Если в детстве человека воспитывали окружающие,
то с возрастом он сам воздействует на себя,
заставляя совершать те или иные поступок. Такой
процесс называется самовоспитанием.
Самовоспитание- это свойство развитой личности.
Оно требует наличия силы воли и стремления к
более высоким результатам.
Роль информации в развитии
человека
«Кто владеет
информацией,
тот владеет
миром»
Ротшильд
С давних времен сбор и систематизация
сведений об окружающем мире помогали
человеку выживать в нелегких условиях – из
поколения в поколение передавался опыт и
навыки изготовления орудий охоты и труда,
создания одежды и лекарств. Информация
постоянно обновлялась и дополнялась –
каждое изученное явление позволяло
перейти к чему-то новому, более сложному.
Со временем, большие объемы данных об
окружающем мире поспособствовали
развитию научно-технического прогресса и,
как следствие, всего общества в целом –
человек смог научится управлять различными
видами вещества и энергии.
Роль информации в развитии
человека
Сейчас, в первой половине 21-ого века роль информации в жизни
человека является определяющей – чем больше навыков и
знаний он имеет, тем выше ценится как специалист и сотрудник,
тем больше имеет уважения в обществе.
Познавая окружающий мир, человек постоянно имеет дело с
информацией. Она помогает человеку правильно оценить
происходящие события, принять обдуманное решение, найти
наиболее удачный вариант своих действий. Интуитивно мы
понимаем, что информация — это то, чем каждый из нас
пополняет собственный багаж знаний. Информация также
является сильнейшим средством воздействия на личность и
общество в целом. Кто владеет наибольшим объемом
информации по какому-либо вопросу, тот всегда находится в
более выигрышном положении по сравнению с остальными.
Роль информации в развитии
человека
XX век с точки зрения выбора источника информации:
50-60-е гг. – поколение радио
70-90-е гг. – поколение телевизора
2000 е гг.- поколение интернет

English     Русский Правила

4.7: Социализация на протяжении всей жизни

  1. Последнее обновление
  2. Сохранить как PDF
  • Идентификатор страницы
    57047
    • Boundless (теперь LumenLearning)
    • Boundless
    Подход на протяжении всей жизни. Подход на протяжении всей жизни изучает влияние социокультурных контекстов на развитие человека с младенчества до старости.
    Старость: этот мужчина уже в преклонном возрасте и изображает жизнь на последних этапах. Младенец: на этой картине изображен человек на самых ранних этапах жизни. Уроки игры на гитаре: молодая женщина общается со своим профессором в ожидании связи. с другими гитаристами
      Первичная социализация: Нуклеарная семья служит основной силой социализации маленьких детей. Вторичная социализация: К тому времени, когда люди достигают подросткового или подросткового возраста, группы сверстников играют более важную роль в социализации, чем члены семьи.
        Игра: Игра необходима для познавательного, физического и социального благополучия детей. Дети, играющие на улице: Детская уличная культура превращает, казалось бы, обычные места в воображаемые миры
          Подростковый флирт: Подростковый возраст — это время социальных и сексуальных исследований.
          Бар-мицва: Этот тринадцатилетний мальчик одет в религиозную одежду и символизирует еврейскую веру в день своей бар-мицвы. Еврейская община вот-вот признает его взрослым.
            Однополые браки: во всех штатах Америки гомосексуальные пары могут вступить в законный брак. Свадьба: во многих странах на гетеросексуальных свадьбах женщины одеваются в традиционное белое с вуалью, а мужчины — в смокингах.
              Средний возраст: Дайана ДеГетт, политик из Колорадо, родилась в 1957 году и находится на этапе жизни среднего возраста. Воспитание: родители должны больше заботиться об основных потребностях детей, когда они маленькие.
                Профессиональные призвания: В просторечии призвание относится к профессиональной сфере деятельности или карьере, например, к работе врачом.
                  Природа или воспитание?: «Природа против воспитания» описывает дебаты о влиянии биологических и социальных влияний на социализацию.

                  Лицензионный контент CC, особое указание авторства


                  Эта страница под названием 4. 7: Социализация на протяжении всей жизни распространяется под лицензией CC BY-SA 4.0 и была создана, изменена и/или курирована Boundless с помощью исходного контента, отредактированного в соответствии со стилем и стандартами платформы LibreTexts; подробная история редактирования доступна по запросу.

                  1. Наверх
                    • Была ли эта статья полезной?
                    1. Тип изделия
                      Раздел или Страница
                      Автор
                      Безграничный
                      Количество столбцов печати
                      Два
                      Лицензия
                      CC BY-SA
                      Версия лицензии
                      4,0
                    2. Теги
                      1. источник@https://courses. lumenlearning.com/boundless-sociology

                    Гендер и социализация | Введение в социологию

                    Результаты обучения

                    • Объясните влияние социализации на гендерные роли в США
                    • Объясните и приведите примеры сексизма

                    Рисунок 1.  Традиционные представления о гендерных ролях в США подкрепляют идею о том, что женщины должны подчиняться мужчинам. (Фото предоставлено Sport Suburban/flickr)

                    Гендерные роли

                    По мере взросления мы учимся вести себя у окружающих. В этом процессе социализации дети знакомятся с определенными ролями, которые обычно связаны с их биологическим полом. Термин гендерная роль относится к концепции общества о том, как люди должны выглядеть и вести себя на основе созданных обществом норм мужественности и женственности. В американской культуре мужские роли обычно ассоциируются с силой, агрессией и доминированием, тогда как женские роли обычно ассоциируются с пассивностью, заботой и подчинением.

                    Социализация гендерных ролей начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. Наше общество быстро одевает младенцев мужского пола в синее, а девочек в розовое, даже применяя эти гендерные ярлыки с цветовой кодировкой, пока ребенок находится в утробе матери. Эта цветовая дифференциация является совершенно новой — до 1940-х годов мальчики носили розовое, а девочки — синее. В 19-м и начале 20-го века мальчики и девочки носили платья (в основном белые) до 6-7 лет, в это же время делали первую стрижку. [1]

                    Рисунок 2.  Отцы, как правило, больше вовлечены, когда их сыновья занимаются деятельностью, соответствующей полу, например спортом. (Фото предоставлено Шоном Ли/flickr)

                    Таким образом, гендер, как и раса, является социальной конструкцией с вполне реальными последствиями. Стремление придерживаться мужских и женских гендерных ролей сохраняется и в более позднем возрасте. Мужчины, как правило, превосходят женщин в таких профессиях, как правоохранительные органы, военные и политики. Женщины, как правило, превосходят мужчин в профессиях, связанных с уходом, таких как уход за детьми, здравоохранение (хотя термин «врач» по-прежнему вызывает в воображении образ мужчины) и социальная работа. Эти профессиональные роли являются примерами типичного поведения мужчин и женщин в США, происходящими из традиций нашей культуры. Приверженность им демонстрирует выполнение социальных ожиданий, но не обязательно личных предпочтений (Diamond, 2002).

                    Пол и социализация

                    Фраза «мальчики будут мальчиками» часто используется для оправдания такого поведения, как толкание, толкание или другие формы агрессии со стороны мальчиков. Фраза подразумевает, что такое поведение неизменно и является частью натуры мальчика. Агрессивное поведение, если оно не причиняет значительного вреда, часто принимается мальчиками и мужчинами, потому что оно соответствует культурному сценарию мужественности. «Сценарий», написанный обществом, в чем-то подобен сценарию, написанному драматургом. Точно так же, как драматург ожидает от актеров соблюдения предписанного сценария, общество ожидает, что женщины и мужчины будут вести себя в соответствии с ожиданиями от их соответствующих гендерных ролей.

                    Попробуй

                    Социализация

                    В раннем возрасте дети узнают, что у мальчиков и девочек есть разные ожидания. Кросс-культурные исследования показывают, что дети осознают гендерные роли в возрасте двух или трех лет. В четыре или пять лет большинство детей прочно укоренились в культурно приемлемых гендерных ролях (Kane, 1996). Дети приобретают эти роли в процессе социализации — процесса, в ходе которого люди учатся вести себя определенным образом в соответствии с социальными ценностями, убеждениями и установками.

                    Рисунок 3.  Хотя в нашем обществе может существовать стереотип, который связывает мотоциклы с мужчинами, женщины-байкеры демонстрируют, что место женщины в современных Соединенных Штатах простирается далеко за пределы кухни. (Фото предоставлено Робертом Коус-Бейкером/flickr)

                    Например, общество часто рассматривает езду на мотоцикле как мужское занятие и, следовательно, считает это частью мужской гендерной роли. Подобные установки обычно основаны на стереотипах, которые представляют собой чрезмерно упрощенные представления о членах группы. Гендерные стереотипы включают чрезмерное обобщение взглядов, черт или моделей поведения женщин или мужчин. Например, женщины могут считаться слишком робкими или слабыми, чтобы ездить на мотоцикле.

                    Подражание действиям значимых других является первым шагом в развитии отдельного ощущения себя (Mead 1934). Напомним, что согласно теории развития Мида, дети до 2 лет находятся в подготовительной стадии, в которой они копируют действия окружающих, затем в игровой стадии (между 2-6 годами), когда они играют в притворство и имеют трудную время следования установленным правилам, а затем стадия игры (от 7 лет и старше), когда они могут играть по набору правил и понимать разные роли.

                    Как и взрослые, дети становятся агентами, которые активно содействуют и применяют нормативные гендерные ожидания к окружающим. Когда дети не соответствуют соответствующей гендерной роли, они могут столкнуться с негативными санкциями, такими как критика или маргинализация со стороны сверстников. Хотя многие из этих санкций носят неформальный характер, они могут быть весьма серьезными. Например, девушку, которая хочет заниматься карате вместо уроков танцев, могут назвать «сорванцом», и она сталкивается с трудностями в получении признания как от мужских, так и от женских групп сверстников (Ready, 2001). Мальчики особенно часто подвергаются насмешкам за гендерное несоответствие (Coltrane and Adams 2004; Kimmel 2000).

                    Одним из способов обучения детей гендерным ролям является игра. Родители обычно снабжают мальчиков грузовиками, игрушечными пистолетами и атрибутами супергероев, которые являются активными игрушками, развивающими двигательные навыки, агрессию и одиночную игру. Дочерям часто дарят кукол и нарядную одежду, которые способствуют заботе, социальной близости и ролевой игре. Исследования показали, что дети, скорее всего, предпочтут играть с «подходящими для пола» игрушками (или игрушками того же пола), даже если доступны игрушки разных полов, потому что родители дают детям положительную обратную связь (в форме похвалы, вовлечения и физической активности). близость) для гендерно-нормативного поведения (Кальдера, Хьюстон и О’Брайен 1998). Концепция зазеркалья Чарльза Кули применима к гендерной социализации, потому что именно благодаря этому интерактивному интерпретационному процессу с социальным миром у людей развивается чувство гендерной идентичности.

                    Рисунок 4 . Детские занятия и обучение, такие как эта поездка отца и дочери на охоту на уток, могут повлиять на взгляды людей на гендерные роли на протяжении всей жизни. (Источник: Тим Миллер, USFWS Midwest Region/flickr)

                    Гендерная социализация происходит через четыре основных агента социализации: семью, школу, группы сверстников и средства массовой информации. Каждый агент усиливает гендерные роли, создавая и поддерживая нормативные ожидания в отношении гендерно-специфического поведения. Воздействие также происходит через вторичных агентов, таких как религия и рабочее место. Повторное воздействие этих агентов с течением времени приводит мужчин и женщин к ложному ощущению, что они действуют естественно, а не следуют социально сконструированной роли.

                    Семья – первый агент социализации. Имеются убедительные доказательства того, что родители по-разному социализируют сыновей и дочерей. Вообще говоря, девочкам предоставляется больше свободы действий, чтобы выйти за рамки предписанной им гендерной роли (Coltrane and Adams, 2004; Kimmel, 2000; Raffaelli and Ontai, 2004). Однако дифференцированная социализация обычно приводит к большим привилегиям, предоставляемым сыновьям. Например, сыновьям предоставляется больше автономии и независимости в более раннем возрасте, чем дочерям. Им может быть предоставлено меньше ограничений в отношении соответствующей одежды, привычек свиданий или комендантского часа. Сыновья также часто свободны от выполнения домашних обязанностей, таких как уборка или приготовление пищи, и других домашних дел, которые считаются женскими. Дочери ограничены своим ожиданием быть пассивными и заботливыми, в целом послушными и брать на себя домашние обязанности.

                    Даже когда родители ставят своей целью гендерное равенство, в основе могут лежать признаки неравенства. Например, мальчиков могут попросить вынести мусор или выполнить другие задачи, требующие силы или выносливости, в то время как девочек можно попросить сложить белье или выполнить обязанности, требующие аккуратности и осторожности. Было обнаружено, что отцы более устойчивы в своих ожиданиях гендерного соответствия, чем матери, и их ожидания в отношении сыновей сильнее, чем в отношении дочерей (Kimmel 2000). Это верно для многих видов деятельности, включая предпочтение игрушек, стилей игры, дисциплины, работы по дому и личных достижений. В результате мальчики, как правило, особенно восприимчивы к неодобрению отца, когда занимаются чем-то, что может считаться женским, например, танцами или пением (Coltraine and Adams, 2008). Родительская социализация и нормативные ожидания также различаются в зависимости от социального класса, расы и этнической принадлежности. Например, афроамериканские семьи чаще, чем представители европеоидной расы, моделируют для своих детей эгалитарную ролевую структуру (Staples and Boulin Johnson, 2004).

                    Закрепление гендерных ролей и стереотипов продолжается, когда ребенок достигает школьного возраста. До недавнего времени школы довольно откровенно стремились разделить мальчиков и девочек. Первым шагом к стратификации была сегрегация. Девочек поощряли посещать курсы домоводства или гуманитарных наук, а мальчиков — математику и естественные науки. Исследования показывают, что гендерная социализация все еще происходит в школах сегодня, возможно, в менее очевидных формах (Lips, 2004). Учителя могут даже не осознавать, что их действия воспроизводят гендерно дифференцированные модели поведения. Тем не менее каждый раз, когда они просят учеников расставить свои места или выстроиться в линию в соответствии с полом, учителя могут утверждать, что к мальчикам и девочкам следует относиться по-разному (Торн 19). 93).

                    Школы незаметно передают девочкам сообщения о том, что они менее умны или менее важны, чем мальчики. Например, в исследовании ответов учителей на учеников мужского и женского пола данные показали, что учителя хвалили учеников мужского пола гораздо больше, чем учениц. Учителя чаще прерывали девочек и давали мальчикам больше возможностей для развития своих идей (Sadker and Sadker, 1994). Кроме того, в социальных и академических ситуациях учителя традиционно относились к мальчикам и девочкам по-разному, усиливая чувство соперничества, а не сотрудничества (Thorne 19).93). Мальчикам также предоставляется большая свобода в нарушении правил или совершении незначительных отклонений, в то время как девочки должны тщательно следовать правилам и играть послушную роль (Ready, 2001).

                    Средства массовой информации служат еще одним важным агентом гендерной социализации. На телевидении и в кино женщины, как правило, играют менее значимые роли и часто изображаются женами или матерями. Когда женщинам отводится главная роль, она часто впадает в одну из двух крайностей: здоровая, подобная святой фигура или злобная, гиперсексуальная фигура (Etaugh and Bridges 2003). Гендерное неравенство широко распространено и в детских фильмах (Смит, 2008). Исследования показывают, что в десяти самых кассовых фильмах с рейтингом G, выпущенных между 19 и91 и 2013 девять из десяти персонажей были мужчинами (Смит, 2008).

                    Телевизионные ролики и другие формы рекламы также усиливают неравенство и гендерные стереотипы. Женщины почти исключительно присутствуют в рекламе товаров для приготовления пищи, уборки или ухода за детьми (Davis, 1993). Вспомните, когда вы в последний раз видели мужчину в рекламе посудомоечной машины или стирального порошка. В целом женщины недостаточно представлены на должностях, связанных с лидерством, интеллектом или уравновешенной психикой. Особую озабоченность вызывает бесчеловечное изображение женщин, особенно в музыкальных клипах. Однако даже в основной рекламе довольно часто встречаются темы, связанные с насилием и сексуальностью (Kilbourne 2000).

                    Смотреть

                    Посмотрите следующее видео, чтобы больше подумать о социальной конструкции гендера.

                    Попробуйте

                    Дополнительные исследования

                    Посмотрите это видео CrashCourse, чтобы узнать больше о гендерной стратификации.

                    Сексизм

                    Гендерные стереотипы составляют основу сексизма. Сексизм относится к предвзятым убеждениям, в которых один пол ставится выше другого. Как и расизм, сексизм веками был частью американской культуры. Вот краткая хронология «первых» в Соединенных Штатах:

                    • До 1809 г. — женщины не могли оформить завещание
                    • До 1840 года женщинам не разрешалось владеть или распоряжаться собственностью
                    • До 1920 года женщинам не разрешалось голосовать
                    • До 1963 года работодатели могли по закону платить женщине меньше, чем мужчине за ту же работу
                    • До 1973 года женщины не имели права на безопасный и легальный аборт
                    • До 1981 года — ни одна женщина не работала в Верховном суде США.
                    • До 2009 г. — ни одна афроамериканка не была генеральным директором американской корпорации Fortune 500
                    • До 2016 года — ни один латиноамериканец не был сенатором США.
                    • До 2017 г. — ни один открыто трансгендерный человек не был избран в законодательный орган штата
                    • .

                    Несмотря на то, что неравное обращение с женщинами в качестве открытой дискриминации в Соединенных Штатах является незаконным, оно продолжает пронизывать общественную жизнь. Следует отметить, что дискриминация по признаку пола происходит как на микро-, так и на макроуровне. Многие социологи сосредотачиваются на дискриминации, встроенной в социальную структуру; этот тип дискриминации известен как институциональная дискриминация (Pincus 2008).

                    Рисунок 4.  В некоторых культурах женщины выполняют всю работу по дому без помощи мужчин, поскольку работа по дому является признаком слабости и считается в обществе женской чертой. (Фото предоставлено Evil Erin/flickr)

                    Как и расизм, сексизм имеет вполне реальные последствия. Стереотипы о женщинах, например, о том, что они «слишком мягкие», чтобы принимать финансовые решения о таких вещах, как завещания или имущество, превратились в отсутствие женского лидерства в компаниях из списка Fortune 500 (в 2018 году женщины возглавляли только 24 компании!). Мы также видим гендерные несоответствия в политике и в юридических вопросах, поскольку законы, касающиеся репродуктивного здоровья женщин, принимаются преимущественно мужским законодательным органом как на уровне штата, так и на федеральном уровне.

                    Разрыв в оплате труда

                    Одним из наиболее ощутимых последствий сексизма является гендерный разрыв в оплате труда. Несмотря на то, что они составляют почти половину (49,8 процента) занятых по заработной плате, мужчины значительно превосходят женщин по численности на авторитетных, влиятельных и, следовательно, высокооплачиваемых должностях (U.S. Census Bureau 2010). Даже если статус занятости женщины равен статусу мужчины, она, как правило, зарабатывает всего 81 цент на каждый доллар, заработанный ее коллегой-мужчиной (Payscale 2020). Женщины в оплачиваемой рабочей силе также по-прежнему выполняют большую часть неоплачиваемой работы дома. В среднем 84 процента женщин (по сравнению с 67 процентами мужчин) тратят время на ведение домашнего хозяйства (U.S. Census Bureau 2011). Эта двойная обязанность удерживает работающих женщин в подчиненной роли в структуре семьи (Hochschild and Machung 19).89).

                    Рисунок 5 . В 2017 году общий средний заработок мужчин составлял 52 146 долларов, а женщин — 41 977 долларов. Это означает, что женщины зарабатывают 80,1% от того, что зарабатывают мужчины в США. (Источник: Женское бюро Министерства труда США)

                    Стеклянный потолок

                    Идея о том, что женщины не могут попасть в представительские апартаменты, известна как стеклянный потолок. Это невидимый барьер, с которым сталкиваются женщины, пытаясь получить работу на самом высоком уровне бизнеса. Например, в начале 2021 года женщинами управляли рекордные 41 из 500 крупнейших компаний мира. Несмотря на значительное улучшение по сравнению с цифрой двадцатью годами ранее, когда только двумя компаниями руководили женщины, эти 41 генеральный директор по-прежнему составляют лишь восемь процентов этих крупных компаний (Newcomb 2020).

                    Почему женщинам труднее достичь вершины компании? Одна идея состоит в том, что в Соединенных Штатах все еще существует стереотип о том, что женщины недостаточно агрессивны, чтобы вести себя в зале заседаний, или что они склонны искать работу и работать с другими женщинами (Reiners, 2019). Другие проблемы проистекают из гендерных предубеждений, основанных на гендерных ролях и материнстве, о которых говорилось выше.

                    Другая идея заключается в том, что женщинам не хватает наставников, руководителей, которые проявляют интерес, приглашают их на нужные встречи и знакомят с нужными людьми для достижения успеха (Murrell & Blake-Beard 2017).

                    Женщины в политике

                    Одним из самых важных мест, где женщины могут помогать другим женщинам, является политика. Исторически в Соединенных Штатах, как и во многих других институтах, политическое представительство в основном состояло из белых мужчин. Из-за отсутствия женщин в правительстве их проблемы решают люди, не разделяющие их точки зрения. Число женщин, избранных для работы в Конгрессе, с годами увеличилось, но еще не точно отражает численность населения в целом. Например, в 2018 году население США составляло 49 человек.мужчин и 51% женщин, но население Конгресса составляло 78,8% мужчин и 21,2% женщин (Manning 2018). С годами количество женщин в федеральном правительстве увеличилось, но пока оно не будет точно отражать численность населения, в наших законах будет неравенство.

                    Рисунок 6 . Распределение членства в Конгрессе по полу. В 2021 году в Конгрессе было рекордное количество женщин: 120 женщин работали в Палате представителей и 24 — в Сенате. Гендерное представительство неуклонно растет с течением времени, но далеко не равно. (Источник: на основе данных Центра американских женщин в политике Университета Рутгерса)

                    Глобальный сексизм

                    Гендерная стратификация через разделение труда характерна не только для США. Согласно классическому труду Джорджа Мердока « Outline of World Cultures » (1954), все общества классифицируют работу по признаку пола. Когда паттерн проявляется во всех обществах, его называют культурной универсалией. Хотя феномен распределения работы по признаку пола является универсальным, его специфики нет. Одна и та же задача не ставится ни перед мужчинами, ни перед женщинами во всем мире. Но то, как оценивается пол, связанный с каждой задачей, примечательно. Изучая разделение труда между 324 обществами по всему миру, Мердок обнаружил, что почти во всех случаях работа, отведенная мужчинам, имела больший престиж (Murdock and White 19).68). Даже если типы работ были очень похожи, а различия незначительны, мужская работа все же считалась более важной.

                    В тех частях мира, где женщин сильно недооценивают, девочки могут не иметь такого же доступа к питанию, здравоохранению и образованию, как мальчики. Кроме того, они вырастут, полагая, что заслуживают того, чтобы к ним относились не так, как к мальчикам (ЮНИСЕФ, 2011; Торн, 1993).

                    Смотри

                    Попробуй

                    Подумай об этом

                    • Как родители по-разному относятся к сыновьям и дочерям? Как сыновья и дочери обычно реагируют на такое обращение?
                    • Как гендерные роли влияют на детские игры? Вспомните свое детство.

                    Leave a Reply

                    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

                    You may use these HTML tags and attributes:

                    <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>