Взаимодействие инкультурации и социализации в процессе формирования ценностного отношения к родному языку
В условиях сложившегося ценностного кризиса и утраты жизненных, нравственных, эстетических идеалов становится заметным поворот к аксиологически значимым областям научного и предметного знания — к российской истории, родной литературе, родному языку, без которых невозможно воспитание подрастающего поколения, ориентированного на сохранение культуры, способного к преобразованию социокультурного пространства.
Родной язык, по мысли А. Д. Дейкиной [1], является национальным феноменом, связывающим личность с культурой своего народа. По мнению Н. А. Лагуновой «язык, благодаря кумулятивной функции, отражает состояние культуры и может быть использован как средство ее познания, реконструкций» [3].
Таким образом, одной из актуальных задач педагогической науки и современного образования становится изучение процессов становления индивида как языковой личности и формирования отношения к родному языку как ценностному объекту у школьников [1, c. 7].
По мнению В. А. Масловой [4, c.6], «основным средством превращения индивида в языковую личность, выступает его социализация». Уточним, что в данном случае речь идет о языковой стороне целостного процесса социализации (инкультурации) индивида, направленного на «вращивание» его в культуру и социум посредством освоения речевой коммуникации.Втаком случае данный процесс может быть определен как процесс «языковой социализации».
Необходимо уточнение содержания понятий «инкультурация», «социализация» и «языковая социализация».
Термин «инкультурация» был впервые введен М. Херсковицем в труде «Человек и его работа. Наука культурной антропологии» (1948) [8]. Разделяя процессы социализации и инкультурации, под первым он понимал интеграцию индивида в человеческое общество, приобретение им опыта, который требуется для исполнения социальных ролей. А в процессе инкультурации, по его мнению, индивид осваивает присущие культуре миропонимание и поведение, в результате чего формируется его когнитивное, эмоциональное и поведенческое сходство с членами данной культуры и отличие от членов других культур. Несмотря на различие рассматриваемых понятий, автором особенно подчеркивалось, что процессы социализации и инкультурации проходят одновременно, и без вхождения в культуру человек не может существовать и как член общества.
Приблизительно в то же время К. Клакхон [2] ввел аналогичный по смыслу термин «культурализация», который обозначал и процесс приобщения к культуре, и результат этого процесса.
Следует отметить, что содержательное и смысловое разграничение понятий «инкультурация» и «социализация» до сих пор остается дискуссионным в науке. Так по мнению М. Мида [6], социализация — социальное научение вообще, а инкультурация — реальный процесс научения, происходящий в специфической культуре. Другой исследователь Д. Матсумото [5] предлагал под социализацией понимать процессы и механизмы, с помощью которых люди познают социальные и культурные нормы, а под инкультурацией — продукты процесса социализации. Однако все исследователи сходились во мнении, что социализация более универсальна, а инкультурация — культурно-специфична.
Таким образом, социализация — это процесс формирования социальных качеств, свойств, умений, которые позволяют человеку жить в обществе,
контактировать с другими людьми, выполнять различные виды общественной деятельности; инкультурация — это процесс усвоения человеком основных элементов культуры: ценностей, норм, символов, традиций, включающий в себя формирование основополагающих человеческих навыков, таких, как типы общения с другими людьми, формы контроля за собственным поведением и эмоциями, способы удовлетворения основных потребностей, оценочное отношение к различным явлениям окружающего мира.
На протяжении всей своей жизни каждый человек проходит определенные фазы, которые называют стадиями жизненного цикла. Это — детство, юность, зрелость и старость. На каждой стадии жизненного цикла процесс инкультурации характеризуется своими результатами и достижениями. В зависимости от этих достижений М. Херсковиц выделял две основные стадии инкультурации — начальную (первичную), охватывающую периоды детства и юности, и взрослую (вторичную), рассматривающую два других периода.
Первичная стадия инкультурации начинается с рождения ребенка и продолжается до окончания подросткового возраста. Она представляет собой процесс воспитания и обучения детей. В этот период дети усваивают важнейшие элементы своей культуры (язык, нормы и ценности), овладевают ее азбукой, приобретают навыки, необходимые для нормальной социокультурной жизни. Процессы инкультурации реализуются у них в это время в основном в результате целенаправленного воспитания и частично на собственном опыте. В этот период осваиваются ценности, формируется ценностное отношение человека к миру, закладываются основные модели поведения. Ребенок на основе своего раннего детского опыта приобретает социально обязательные общекультурные знания и навыки, носящие неспецифичный в профессиональном отношении характер. В этот период их приобретение и практическое освоение становятся ведущими в образе жизни личности. Соответствующими институтами инкультурации являются детские дошкольные и школьные учреждения. Можно сказать, что в это время складываются предпосылки трансформации ребенка во взрослого человека, способного к адекватному участию в социокультурной жизни.
По мнению Херсковица, «инкультурация индивида в первые годы жизни — главный механизм стабильности и непрерывности культуры» [8], поскольку основным здесь являются воспроизведение уже имеющихся образцов, контроль проникновения в культуру случайных и новых элементов.
Вторичная стадия касается уже взрослых людей, так как вхождение человека в культуру не заканчивается с достижением совершеннолетия. Инкультурация в этот период носит прерывистый характер и касается только отдельных фрагментов культуры — изобретений, открытий, новых, пришедших извне, идей, существенно меняющих жизнь человека.
Отличительной особенностью второй стадии является развитие способности человека к самостоятельному освоению социокультурного окружения в пределах, установленных в данном обществе. Человек получает возможность: комбинировать полученные знания и навыки для решения собственных жизненно важных проблем; принимать, или отбрасывать то, что ему предлагается культурой; возможность дискуссии и творчества, принятия ответственности за экспериментирование в культуре. Он приобретает право участвовать в действиях, которые могут привести к значительным социокультурным изменениям. Взрослые способны к сознательной оценке своих и чужих поступков, а также ценностей и норм культуры. Таким образом, инкультурация в период зрелости открывает дорогу изменениям и способствует тому, чтобы стабильность не переросла в застой, а культура не только сохранялась, но и развивалась.
Каждый человек в процессе своего индивидуального развития достигает специфичной для данной культуры социализации и общей инкультурации.
Выделяются следующие уровни инкультурации (приобщения личности к культуре): 1) актуальный — это, по существу, социализация, т. е. приобщение к культуре современного общества; 2) поколенный — освоение опыта жизни ряда предшествующих поколений — одного, двух, трёх и т. д.; 3) родовой — приобщение личности к основному содержанию всей своей национальной культуры и культуры человечества — от происхождения общества до сегодняшнего дня.
Различаются определенные типы инкультурации: 1) региональная; 2) этническая; 3) национальная. Типы инкультурации указывают на то, какая общность людей является основным источником усваиваемых человеком знаний. Важнейшее значение для развития личности имеет национальная инкультурация.
Частным случаем инкультурации является процесс языковой социализации. По мнению Г. И. Резницкой его можно представить как процесс освоения-осуществления индивидом речевого общения,стержнем которого является освоение-осуществление речевой деятельности, развивающейся-реализуемой в разных типах дискурсов, приемлемых в данном социуме [7, с.86].
Для нашего исследования важным является рассмотрение первичной стадии инкультурации, в которой значимое место отводится формированию ценностного отношения к родному языку.
Способом раскрытия содержания процесса языковой социализации является последовательная конкретизация и социально-психолого-педагогическая интерпретация соответствующих социолингвистических, социально-культурных, лингвокультурологических реалий, отражающих коммуникативно-речевые особенности данного процесса. Данный подход мы предлагаем дополнить элементами социально-культурного анализа, позволяющего не только описать социально-культурное пространство существования младшего школьника как объекта социально-культурной деятельности, но и определить педагогические задачи формирования ценностного отношения к родному языку в рамках этого пространства.
Литература:
1. Дейкина А. Д. Формирование языковой личности с ценностным взглядом на русский язык: методологические проблемы преподавания русского языка. М.: Оренбург, 2009
2. Клакхон К. К. М.. Зеркало для человека. Введение в антропологию. СПб., 1998.
3. Лагунова Н. А. К вопросу об информационных социокультурных ценностях современного аутентичного текста // Текст-2000: Теория и практика. Междисциплинарные подходы: материалы Всерос.науч.конф.Ч. I. Ижевск, 2001.
4. Маслова В. А. Лингвокультурология: Учеб.пособие /В. А. Маслова. — М.: Изд. Центр «Академия», 2001. — С.6.
5. Мацумото Д. Психология и культура — 3-е изд. , междунар. — СПб.:прайм-ЕВРОЗНАК; М.: Олма-Пресс, 2002.
6. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.
7. Резницкая Г. И. Анализ процесса языковой социализации в контексте развития речевого общения ребенка // Общение — 2006: на пути к энциклопедическому знанию: Материалы конференции 19–21 октября 2006. Психологический институт РАО. — М.: Академия имиджелогии, 2006. — С.85–89.
8. Herskovits M. J. Man and His Works: The Science of Cultural Anthropology. N.Y., 1948.
Основные термины (генерируются автоматически): культура, родной язык, языковая социализация, процесс, жизненный цикл, первичная стадия, приобщение личности, процесс социализации, ценностное отношение, языковая личность.
Человек, индивид, личность, индивидуальность
Теория ЕГЭ по обществознанию на тему: «Индивид, индивидуальность, личность» из раздела кодификатора (1.1 Природное и общественное в человеке (человек как результат биологической и социокультурной эволюции))
В психологии и социологии понятие «человек» отождествляется с понятиями «индивид», «индивидуальность», «личность».
Человек — родовое понятие, указывающее на принадлежность существа к человеческому роду. | ||
Индивид — единичный представитель вида Homo sapiens. Индивидными признаками являются:
| Личность —это социальное свойство индивида, совокупность социально значимых черт, образовавшихся в процессе взаимодействия с другими людьми и характеризующих его как члена общества в труде, познании, общении. Признаки личности:
| Индивидуальность — это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека, своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт) |
Индивид — это человек как отдельное живое существо, представитель вида Homo Sapiens («человека разумного»).
Этот термин был введен древнеримским философом Цицероном как своего рода «атом» человеческого общества. Другими словами, это и единичный представитель человечества как рода, и существо, обладающее своими уникальными, своеобразными особенностями.
Личность (от лат. «persona» — «особа») — это индивид, обладающий сознанием и совокупностью социально значимых черт, которые он реализует в общественной жизни. Другими словами, личность — это совокупность психологических и физических индивидуальных особенностей человека, его привычек и предпочтений, социального опыта, характера и темперамента, определяющих его поведение в обществе.
Важнейшие свойства личности:
- Знания о мире, обществе, себе;
- Познавательные и практические умения;
- Социальный опыт;
- Моральные ценности и идеалы;
Структура личности:
- Социальный статус (место человека в системе общественных отношений).
- Социальная роль (образ поведения, одобренный нормативно и соответствующий социальному статусу).
- Направленность (потребности, интересы, взгляды, идеалы, мотивы поведения).
Становление личности происходит в процессе социализации человека, в ходе которого индивид осваивает выработанные в обществе социальные функции и роли, социальные нормы и правила поведения, общения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в обществе.
Личность формируется только в обществе, те. это социальная сущность человека.
Большинство людей ошибочно предполагают, что слабохарактерные и пассивные люди не являются личностью, а ведь это просто их особенности. Ученые и психологи исключают из этой категории лишь детей до трех лет, первобытных людей, не владеющих речью и психически неуравновешенных.
Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся на протяжении всей жизни. Формирование личности происходит в процессе усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей и т.п. Этот процесс называют социализацией личности. Она происходит по мере усвоения человеком социального опыта и осуществляется через его включённость в определенные общественные отношения, формы общения и виды деятельности. Процесс социализации начинается в детстве и продолжается в течение всей жизни.
Социализация — это процесс становления человека в обществе, усвоение им социального опыта предшествующих поколений и его последующее развитие.
В процессе социализации человек становится личностью, которая приобретает неповторимость, своеобразие, социально значимые отличия, непохожесть на других, т.е. индивидуальность.
Индивидуальность — неповторимое своеобразие всех проявлений человека, подчеркивающее его исключительность, многосторонность и гармоничность (человек как один из многих, но с учётом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер и т. д.) Ставшая индивидуальностью личность — это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.
Социализация — 2022
Социализация – это процесс изучения культуры (языка, убеждений, ценностей) и т. д. своего сообщества или общества. Изучая социальные нормы и ценности, ему становится легко общаться и осмысленно взаимодействовать в обществе, в котором он живет.
Типы социализацииПервичная социализация : Это когда человек социализируется с помощью пожилых людей. Это также известно как детская социализация. Это происходит в семье ребенка.
Вторичная социализация : Это когда человек достаточно взрослый, чтобы учиться самостоятельно.
Значение социализации
1 . Социализация помогает новому члену узнать, понять и принять участие в культуре своего сообщества.
2. Способствует мирному сосуществованию и социальному взаимодействию между людьми.
3. Он подготавливает нового члена к тому, чтобы он вписался в свое сообщество, приспосабливаясь к его образу жизни.
4. Он готовит и обучает людей в сообществе, ролям, ожидаемым от них в зависимости от их статуса.
Процессы социализацииСуществует четыре основных процесса, посредством которых люди социализируются в своем сообществе.
- Прямое обучение: Это сознательный способ обучения, когда человеку говорят, что и как делать. Это может быть формальным или неформальным и также известно как образование. Примером формального образования является школьное обучение, а неформального — ученичество, когда человек приобретает навыки под руководством мастера посредством практического обучения.
- Случайное обучение: При случайном обучении ребенок бессознательно учится у своих родителей или возрастной группы.
- Обучение у моделей (подражание): Это копирование того, как кто-то ведет себя, говорит, одевается и т. д., потому что этим человеком восхищаются.
- Ролевое обучение: Поскольку каждый человек в обществе имеет определенные ожидания, связанные с ним, человек изучает новую роль в обществе, как только он занимает такое положение. Например, главы семей, религиозные лидеры и т. д.
Агенты социализации;
- Семья: это основной агент социализации. Каждый ребенок рождается в семье, и социализировать такого ребенка будут учить социализированные взрослые члены семьи.
- Группа сверстников: Через товарищей по играм или сверстников дети прививают определенное поведение. Люди из одной группы сверстников, как правило, оказывают сильное влияние на стиль одежды.
- Школа: ребенка готовят к тому, чтобы он стал полноправным членом общества в школе посредством постоянного поощрения и наказания.
- Религиозное учреждение: нравственное развитие личности является основным направлением деятельности любого религиозного учреждения, членов которого учат любви, терпимости, честности и т. д.
- Средства массовой информации:
- Добровольная организация: — это организации, предоставляющие бесплатные гуманитарные услуги, такие как бойскауты, Красный Крест и т. д.
Влияние социализации
Влияние социализации на людей может быть как положительным, так и отрицательным.
Положительные эффекты социализации.
- Социальная роль: социализация помогает людям выполнять свои роли, что способствует развитию сообщества.
- Дисциплина: через социализацию прививается чувство дисциплины, особенно через школу и волонтерские организации.
- Коммунальный дух развивается через социализацию.
- Уважение к своей культуре и другим является следствием социализации.
- Обеспечивает передачу нашей культуры от поколения к поколению.
- Навыки приобретаются/развиваются посредством социализации.
Негативные последствия социализации
- Безнравственность распространяется через агентов социализации, таких как телевидение.
- Проникновение западной культуры через Интернет сделало Нигерию зависимой от ценностей и экономики западного мира.
- Негативное давление со стороны сверстников увеличило уровень преступности в обществе.
ОЦЕНКА
1. Что такое социализация?
2. Перечислите агентов социализации и объясните (2) двух из них.
3. Обсудите, как средства массовой информации могут оказывать негативное влияние социализации на людей.
4. Почему семья считается основным агентом социализации?
ОБЩАЯ ОЦЕНКА
- Какой из факторов подготавливает человека к тому, чтобы стать функциональным членом общества?
- Что такое социализация?
- Список агентов социализации.
ЗАДАНИЕ ПО ЧТЕНИЮ
Macmillan Social Studies Book 1 by M.A. Orebanjo.Pgs. 36-38
Solakat Новый учебный план по общественным наукам для JSS Basic Nine А. Олувасола Ойеволе. Стр. 42 и 43.
Основы .Страницы 77-99
ЗАДАНИЕ НА ВЫХОДНЫЕ
- Что из следующего не является процессом общения? A. прямое обучение B. случайное обучение C. ролевое обучение D. обучение по модели
- «Социализация происходит от колыбели до могилы». Это означает, что социализация происходит A. в детстве B. в подростковом возрасте C. от рождения до смерти D. в подростковом возрасте
- Врач, ставший королем, осваивает новую роль через A. священника B. учится у моделей C. ролевое обучение D. образование
- Процесс овладения языками, ценностями и верованиями общества — это A. социализация B. образование C. развитие D. модернизация
- Ребенок усваивает новое отношение и навыки посредством A. подражания B. запоминания C. невежество D. небрежность
- Агентом социализации, делающим акцент на нравственном воспитании людей, называется A. средства массовой информации B. тайный культ C. религиозная организация D. семья
- Первичный агент социализации A. семья B. группа сверстников C .церковь D.мечеть
- Средства массовой информации как один из агентов социализации кроме А. развлекают массы Б.управляют народным движением В.информируют население Г. просвещают граждан
- Все нижеперечисленное является отрицательным эффектом социализации, кроме A. правонарушений B. неграмотности C. нечестности D. образования
- Одно из следующего не является добровольной организацией A. Бойскаут B. Ротари-клуб C. Уход за больными D. Красный Крест
ТЕОРИЯ
- Дайте определение социализации
- Перечислите агентов социализации и объясните любые три.
- Назовите два положительных эффекта социализации.
Присоединяйтесь к дискуссионному форуму и выполняйте задания : Найдите вопросы в конце каждого урока. Нажмите здесь, чтобы обсудить свои ответы на форуме
Вы хотите учиться в Великобритании или КАНАДЕ? : Воспользуйтесь нашим БЕСПЛАТНЫМ калькулятором, чтобы узнать, сколько вам нужно будет показать посольству! Это БЕСПЛАТНО Нажмите здесь, чтобы начать путешествие за границу.
Объявление: Получите БЕСПЛАТНУЮ Библию : Обрести истинный покой. Нажмите здесь, чтобы узнать, как получить БЕСПЛАТНУЮ Библию.
По вопросам размещения рекламы/партнерства WhatsApp +2348157171707
Загрузите наше бесплатное мобильное приложение для Android : Сохраняйте свои данные при использовании нашего бесплатного приложения. Нажмите на картинку, чтобы скачать. Нет подписки.
Мы заинтересованы в продвижении БЕСПЛАТНОГО обучения. Расскажите своим друзьям о Stoplearn. com. Нажмите кнопку «Поделиться» ниже!
Восприятие — это реальность: зазеркалье Я
Когда дело доходит до понимания самих себя, социальное взаимодействие играет более важную роль, чем многие из нас думают. По словам социолога Чарльза Хортона Кули, люди развивают свое представление о себе, наблюдая за тем, как их воспринимают другие, понятие, которое Кули назвал «зазеркальем». Этот процесс, особенно применительно к цифровому веку, поднимает вопросы о природе идентичности, социализации и меняющемся ландшафте личности.
Зазеркалье
Зазеркалье описывает процесс, в котором люди основывают свое самоощущение на том, как, по их мнению, их видят другие. Используя социальное взаимодействие как своего рода «зеркало», люди используют суждения, которые они получают от других, для измерения собственной ценности, ценностей и поведения. Согласно книге «Я, символы и общество», теория Кули примечательна тем, что предполагает, что я-концепция строится не в одиночестве, а скорее в социальных условиях. Таким образом, общество и индивидуумы не являются отдельными, а скорее двумя взаимодополняющими аспектами одного и того же явления.
Основные допущения
Согласно «Обществу в фокусе», процесс открытия зазеркалья происходит в три этапа:
- Человек в социальной ситуации представляет, как он выглядит для других.
- Этот человек воображает, как другие оценивают его внешний вид.
- Индивидуум развивает чувства и реагирует на эти воспринимаемые суждения.
На практике процесс может выглядеть так:
Кто-то впервые встречает группу новых коллег по работе. Этот человек считает, что может легко продемонстрировать профессионализм и компетентность другим. Во время этого взаимодействия со своими новыми коллегами человек обращает внимание на язык тела своих коллег, выбор слов и реакцию на разговор. Если эти коллеги обеспечивают положительную обратную связь, например, поддерживают зрительный контакт или предлагают крепкое рукопожатие, вера человека в свой профессионализм будет поддерживаться. Однако, если коллеги дают отрицательную обратную связь, например, отводят взгляд или быстро прекращают разговор, человек может задаться вопросом, насколько они на самом деле профессиональны.
Процесс зазеркалья еще более усложняется контекстом каждого взаимодействия и характером вовлеченных людей. Например, не все отзывы имеют одинаковый вес. Люди могут воспринимать ответы тех, кому они доверяют, более серьезно, чем ответы незнакомцев. Сигналы могут быть неверно истолкованы. Люди также обычно принимают во внимание свои собственные системы ценностей, когда обдумывают любые изменения своего поведения или взглядов на себя.
В конечном счете, процесс зазеркалья — это процесс выравнивания. Люди постоянно стремятся создать согласованность между своим внутренним и внешним миром и, следовательно, продолжают воспринимать, приспосабливаться и стремиться к равновесию на протяжении всей своей жизни.
Роль социальных сетей
Развитие социальных сетей бесконечно усложняет процесс зазеркалья. Такие платформы, как Facebook, Twitter и им подобные, позволяют общаться с другими людьми способами, о которых раньше никто не мог и мечтать. Однако это разоблачение привело к постоянно увеличивающемуся количеству «зеркал», тем самым предлагая новые вопросы о развитии себя.
Социальные сети принесли с собой концепцию «кибер-я», объясняет Мэри Эйкен. Кибер-я — это версия самого себя, которую человек выбирает для представления на цифровой платформе. Как и в реальной жизни, кибер-я может взаимодействовать с другими людьми, получать социальную обратную связь и соответствовать социальным нормам. Однако различия между кибер-я и реальным я глубоки.
Например, человек может обладать многими версиями своего кибер-я. Он или она может представить себя профессионально в LinkedIn, случайно в Twitter или артистично в Pinterest. Кибер-я также продолжает существовать в социальных пространствах, даже когда люди не взаимодействуют с этими средами в режиме реального времени. Таким образом, пользователи социальных сетей никогда полностью не защищены от суждений и критики. И в отличие от реального «я», кибер-я гораздо более податливо, когда дело доходит до формирования, обновления и совершенствования.
Эти уникальные качества кибер-я вызывают множество психологических проблем и опасений, объясняет Эйкен. Люди могут испытывать большую потребность вернуться в цифровое пространство или остаться в нем. Они могут быть все более вовлечены в создание своей онлайн-личности, возможно, за счет развития своего реального «я». Множество задействованных цифровых платформ также ставит под вопрос, может ли быть расколота идентичность или возникнут проблемы с развитием. Все эти последствия более серьезны, когда цифровые пользователи молоды или находятся в подростковом возрасте.
Однако изменения социальной самости через цифровые платформы не всегда имеют такие негативные последствия. Исследование, опубликованное в журнале Journal of Social Media and Society , например, описывает множество положительных результатов, возникающих в результате цифрового зазеркалья. Когда у продюсеров видео на YouTube брали интервью об их методах создания контента и его влиянии на их самоощущение, они давали ряд положительных ответов. Результаты включены:
- Чувство обретенной уверенности
- Повышенная креативность
- Преодоление основных социальных препятствий
- Повышение чувства собственного достоинства
- Укрепление профессионального имиджа
- Чувство альтруизма и «помощь другим» через их содержание
- Взаимодействие в позитивном социальном пространстве
Будут ли цифровые платформы в конечном счете помогать или мешать самоидентификации, еще неизвестно. Человеческий разум по-прежнему остается на переднем крае современной науки. Однако для людей, которые хотят задавать психологические вопросы, важные для современности, правильная карьера начинается с правильной степени.
Дополнительные источники: Человеческая природа и социальный порядок
Современная карьера в психологии
В Университете Лесли онлайн-программа бакалавриата в области психологии готовит студентов к успеху в этой постоянно развивающейся области.