Загрязнение окружающей среды | План-конспект урока (география, 10 класс) по теме:
Урок-семинар «Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы»
10 класс
По учебнику В.П. Максаковского
Зеленина Светлана Владимировна , учитель географии, МБОУ СОШ №12 г. Красногорска
ЦЕЛИ УРОКА: 1.Ознакомить учащихся с проблемой антропогенного загрязнения окружающей среды, источниками загрязнения атмосферы, гидросферы, литосферы; 2. Рассмотреть три главных пути решения проблем охраны окружающей среды; 3. Осознать значимость проблемы загрязнения окружающей среды для общества и для себя лично.
ОБОРУДОВАНИЕ: политическая карта мира, атласы, учебники, схемы и таблицы по теме (наглядный материал), презентация.
ТИП УРОКА: урок-семинар с использованием
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и цели урока.
Тема нашего урока – “Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы”. Мы познакомимся с источниками загрязнения окружающей среды, последствиями и основными путями решения возникших проблем. (Слайд №1). К концу нашего урока вы должны будете заполнить таблицу (Слайд №2).
III. Изучение нового материала.
Вводное слово учителя.
«Плоха та птица, которая загрязняет собственное гнездо» — говорит народная пословица. Загрязнение окружающей среды – это нежелательное изменение ее свойств в результате антропогенного поступления различных веществ и соединений, которые оказывают вредное воздействие на литосферу, гидросферу, атмосферу, растительный и животный мир, на здания и материалы, на самого человека. Загрязнение окружающей среды подавляет способность природы к самовосстановлению своих свойств. (Слайд № 4).
Различают количественное и качественное загрязнение среды. Количественное загрязнение окружающей среды возникает в результате возвращения в нее тех веществ и соединений, которые встречаются в природе в естественном состоянии, но в гораздо меньших количествах (соединения железа, древесина и т.д.). Качественное загрязнение окружающей среды связано с поступлением в нее неизвестных природе веществ и соединений, создаваемых химией органического синтеза (пластмассы, химические волокна, резина и т. д.)
Рассмотрим более подробно загрязнение различных оболочек Земли. Давайте послушаем сообщения и запишем в таблицу основные данные по источникам загрязнения, последствиям загрязнения, путям решения проблем.
2. Доклады учащихся.
Отдельные учащиеся делают сообщения о загрязнении литосферы, атмосферы, гидросферы. Остальные ученики кратко, в виде таблицы, записывают основную информацию в тетради (Приложение№2)
Обсуждение вопросов семинарского занятия после чтения сообщения о загрязнении гидросферы (слайд №7 – 12)
1. Расскажите, об опасности загрязнения вод Мирового океана нефтью и нефтепродуктами.
Нефть – основной загрязняющий компонент, который попадает в воду с нефтеочистительных заводов, при разгрузке, очистке или аварии танкеров. В марте 1989г. американский танкер “Эксон Валдиз” сел на мель у побережья Аляски, разлив 240000 баррелей нефти (более 40000 тонн), которая уничтожила все живое на сотни километров вокруг. Основная опасность загрязнения нефтью заключается в том, что разливаясь на сотни километров маслянистой тонкой пленкой по поверхности воды, она перекрывает доступ кислорода в слои воды, снижает испарение, угнетает развитие планктона и это приводит к гибели живых организмов.
2. Как можно решить проблему обеспечения пресной водой населения Земли?
Инженерами разработаны полуфантастические проекты перекачки пресной воды по трансокеанским трубопроводам из Гренландии и Антарктиды в Европу, от устья Амазонки – в Африку. Разработаны технические проекты транспортировки средних по размерам айсбергов (длина – 1000 м, ширина – 600 м, высота – 300 м). Для этого потребуется пять-шесть мощных буксиров. Защита поверхности айсберга пластиковым материалом должна предохранить его от таяния. Даже если за время такой транспортировки айсберг сильно “похудеет” и потеряет большую часть своей массы, она все же окажется экономически оправданной. Таяние же айсберга в месте назначения может продолжаться примерно год.
3. Докажите, что решение проблем охраны окружающей среды необходимо решать совместными усилиями всех стран мира.
Проблема загрязнения окружающей среды касается всех оболочек земной поверхности. Поскольку в природе существуют круговороты веществ, поверхностных вод, циркуляционные процессы в атмосфере, невозможно ограничить загрязнение пределами одной страны или региона. Поэтому проблема загрязнения окружающей среды приобрела глобальный характер, ее решение требует совместных усилий всего мирового сообщества, которые координируются ООН и другими международными организациями.
После прослушивания сообщения о загрязнении атмосферы (слайд № 14 – 16) учащиеся отвечают на вопросы семинарского занятия, полученные заранее:
1. В чем вы видите проблему загрязнения атмосферы на Земле? Воздух является важнейшим условием жизни на Земле, он влияет на человека, на растения, на животных, на здания, сооружения и др. Поэтому загрязнение атмосферы неблагоприятно влияет на окружающую среду. Основные загрязнители атмосферы – окись углерода (СО) и сернистый газ (SO2). Из уроков химии мы знаем, что он образуется при сжигании минерального топлива.
Углекислый газ (СО2) естественным образом входит в состав атмосферы Земли, но его концентрация постоянно увеличивается. Он попадает в атмосферу различными способами:
– транспорт выделяет 70,6% углекислого газа;
– сброс отходов, распыление химикатов и т. д. – 12,3%;
– сжигание топлива – 10,3%;
– промышленность – 6,8%.
Сернистый газ служит главным источником кислотных дождей, которые особенно широко распространены в Европе и в Северной Америке. Химические вещества смешиваются в воздухе с водяными парами и кислородом. Так образуются губительные для всего живого кислотные дожди. Ветер быстро гонит облака, поэтому кислотный дождь может пролиться далеко от промышленной зоны. Существует огромное количество и других видов загрязнителей атмосферы. Циркуляционные процессы в атмосфере привели к тому, что проблема ее загрязнения приобрела глобальный характер.
Что значит термин “парниковый эффект”? Что является причиной этого явления? В естественном составе атмосферы содержатся углекислый газ, метан и окись азота, играющие в жизни планеты важную роль. Задерживая часть теплового излучения Солнца, они нагревают земную поверхность. При отсутствии такого парникового эффекта температура у поверхности планеты в среднем была бы -20?С, и жизнь на Земле оказалась бы практически невозможна. Усиление парникового эффекта в виде увеличения количества задерживаемого тепла связано с повышением концентрации этих газов в атмосфере. За последние 150 лет она возросла на 25%. Главными причинами, скорее всего, стали сжигание промышленными предприятиями и транспортом огромного количества горючего топлива. Правда, у природы есть свои способы снижения концентрации углекислого газа в атмосфере. Во-первых, растения используют его в процессе фотосинтеза, производя питательные вещества для себя и кислород для атмосферы. Во-вторых, углекислый газ растворяется в водах Мирового океана. А вот справятся ли эти естественные регуляторы с повышенной нагрузкой, зависит от бережного отношения к ним людей.
Расскажите, каковы причины и возможные последствия разрушения озонового слоя.
Содержащийся в атмосфере озон концентрируется на высоте 20-30 км от Земли. Он задерживает и рассеивает большую часть жестокого космического излучения, гибельного для всего живого. Такое излучение вызывает рак кожи и уничтожает планктон – основу пищевой цепи моря. В 1970-х гг. над Антарктидой была обнаружена зона резкого уменьшения озонового слоя – озоновая дыра. Основной причиной этого считается выброс в атмосферу фреонов (хлорфторуглеродов), используемых в холодильниках и аэрозольных баллончиках. Эти соединения разрушают озон, превращая его в кислород. Одна молекула хлорпфторуглерода способна разрушить до 100 тыс. молекул озона. В 1990 году 92 страны подписали в Лондоне документ о полном прекращении производства фреонов к 2000 году. Но восстановление озонового слоя – длительный процесс, поскольку фреоны способны сохраняться в атмосфере 50-100 лет, и лишь через 5-10 лет они достигнут ее верхних слоев, где начнется их распад.
После чтения сообщения о загрязнении литосферы (Слайд №17 – 22), обсуждаются следующие вопросы семинарского занятия:
1. Какие “грязные” производства вы знаете? Наиболее “грязными” отраслями промышленности являются – энергетика, металлургия, химическая, целлюлозно-бумажная. Еще более опасным является нарушение горными выработками земель площадью 12-15 млн. га. Страны, развивающие тяжелую индустрию, как правило, больше остальных загрязняют окружающую среду. Например, в Китае находятся пять самых загрязненных городов мира: Ланьчжоу, Гуанчжоу, Шанхай, Сиань и Шэньян. Подсчитано, что последствия загрязнения для здоровья населения обходятся этому государству в размере 3-8% валового внутреннего продукта (ВВП).
2. Объясните термин “мусорная цивилизация”. В связи с ростом численности населения Земли, ростом промышленного производства, более сложной становится проблема накопления бытового мусора. На каждого жителя Москвы в среднем за год приходится 300-350 кг мусора, на жителя стран Западной Европы – 150-300 кг, США – 500-600 кг. Каждый горожанин в США за год выбрасывает в среднем 80 кг бумаги, 250 металлических банок из-под напитков, 400 бутылок. Отходы на городских свалках, просачиваясь в почву, загрязняют грунтовые воды. В США ежегодно накапливается более 200 млн. тонн бытового мусора, половина которого вывозится на пригородные свалки. Американские ученые установили, что только в северной части Тихого океана в начале 80-х годов плавали миллионы пластиковых пакетов, 35 млн. пластиковых и 70 млн. стеклянных бутылок, разнообразные другие изделия из пластмассы, 5 млн. старых ботинок. Не случайно на Западе по отношению к нашему времени иногда применяют термин “мусорная цивилизация”. Переработку твердых отходов производят на мусороперерабатывающих заводах, отходы складируют в специально отведенных местах.
3. Приведите примеры радиационного загрязнения участков земли.
В 1986 году взорвался ядерный реактор на атомной электростанции, расположенной в городе Чернобыле на Украине. Тысячи людей погибли при ликвидации аварии и в результате радиоактивного заражения. Радиоактивные осадки привели к заражению земной поверхности, некоторые земли по-прежнему чересчур радиоактивны, чтобы можно было безопасно пользоваться ими.
В 1987 году в бразильском городе Гояния была случайно обнаружена поврежденная украденная емкость с радиоактивными материалами. Радиоактивному заражению подвергся обширный район, и многих людей пришлось госпитализировать. Это уже второй после чернобыльской катастрофы 1986 года крупный случай радиоактивного заражения в мирное время.
4. Расскажите об основных путях решения природоохранных проблем.
Первый путь заключается в создании разного рода очистных сооружений, в применении малосернистого топлива, уничтожении и переработке мусора, строительстве дымовых труб высотой 200-300м и более, рекультивации земель и др.
Второй путь состоит в разработке и применении принципиально новой природоохранительной (“чистой”) технологии производства, в переходе к малоотходным и безотходным производственным процессам. Этот путь является главным, поскольку он не просто уменьшает, а предупреждает загрязнение окружающей среды.
Третий путь заключается в глубоко продуманном, наиболее рациональном размещении так называемых “грязных” производств, оказывающих отрицательное воздействие на состояние окружающей среды.
IV. Закрепление изученного материала:
Тестирование по изученному материалу (Приложение 1)
V. Подведение итогов.
Мы рассмотрели основные источники загрязнения, последствия и пути решения проблем атмосферы, литосферы и гидросферы. Я надеюсь, что каждый из вас извлек урок из всего сказанного, осознал значимость проблем охраны окружающей среды как для земли и общества в целом, так и для себя лично. Пословица, записанная на доске, полностью соответствует истине.
Проверка заполнения таблицы (Приложение 2)
VI. Домашнее задание:
— с. 41 – 46
– задание в блоке добывания знаний и умений № 9.
Приложение 1.
1. Главным виновником химического загрязнения воды является:
1) водная эрозия;
2) ветровая эрозия;
3) человек;
4) гниение растений.
2. Причиной обмеления малых рек является:
1) севообороты;
2) глубокая вспашка;
3) вырубка лесов;
4) строительство дорог
3. Научно-технический прогресс:
1) должен развиваться с учетом законов природы;
2) должен устанавливать новые законы развития природы;
3) не должен учитывать законы природы;
4) развивается вне зависимости от развития природы. .
4. В крупных городах основным источником загрязнения воздуха являются:
1) тепловые электростанции;
2) предприятия нефтехимии;
3) предприятия строительных материалов;
4) автотранспорт.
5. Экологически чистые источники энергии:
1) тепловые электростанции;
2) дизельные двигатели;
3) атомные электростанции;
4) солнечные батареи.
6. Самые крупные экологические катастрофы связаны с авариями в промышленности:
1) атомной;
2) нефтедобывающей;
3) химической;
4) металлургической.
7. Главный виновник уничтожения озонового слоя:
1) угарный газ; 2) фреон;
3) углекислый газ; 4) сернистый газ. .
8. Основная причина кислотных дождей – наличие в атмосфере Земли:
1) угарного газа; 2) углекислого газа;
3) сернистого газа; 4) аэрозолей. .
9. Созданию парникового эффекта способствует наличие в атмосфере Земли:
1) углекислого газа; 2) сернистого газа;
3) фреона; 4) аэрозолей. .
10. Массовая гибель рыбы при разливе нефти в водоемах связана с уменьшением в воде:
1) световой энергии; 2) кислорода;
3) углекислого газа; 4) солености. .
Приложение 2.
Загрязнение географических оболочек Земли.
Проблема загрязнения | Источники загрязнения | Последствия загрязнения | Пути решения проблемы |
Загрязнение атмосферы | ТЭС, металлургия, химическая, нефтехимическая, целлюлозно-бумажная отрасли промышленности, автомобильный транс-порт, радиоактивное загрязнение. | Аэрозольное загрязнение – туман и смог. Газы серы и азота – кислотные дожди. Соединения углерода – парниковый эффект. Повышение радиоактивного фона планеты. | 1. Сокращение самых вредных выбросов, т.е. повышение требований к топливу, запрет на использование сернистых угля и нефти. 2. Внедрение новых технологий: использование солнечной, ветровой, водной энергии. |
Загрязнение литосферы | Твердые отходы, грязные отрасли промышленности- энергетика, металлургия, химическая, целлюлозно-бумажная; горные выработки. Токсичные и радиоактивные отходы. | Свалки, нарушение земель, повышение уровня Радиации, токсичные отходы накапливаются в организме человека и обладают канцерогенным действием. | 1. Уменьшение материалоемкости производства. 2. Переработка от-ходов. 3. Рекультивация земель. |
Загрязнение гидросферы | Промышленность (черная и цветная металлургия, энергетика, нефтепереработка и нефтехимия, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная), транспорт, коммунальное хозяйство. | Превышение пре-дельно-допусти-мой концентрации загрязнений. Физическое, химическое и биологическое загрязнение. Опасность для живых организмов, затруднение работы транспорта, рыболовства и ухудшение качества ландшафта. | 1. Методы очистки: механический, биологический, физико-химический. 2. Использование новых методов: оборотные системы водоснабжения, малоотходные и безотходные технологии. |
8 Различные виды загрязнения окружающей среды
Загрязнение – это попадание вредных или ядовитых материалов в природную среду. В равной степени загрязнение означает наличие нежелательных материалов в природной среде или состояние природной среды, загрязненной потенциально вредными веществами в результате деятельности человека. Загрязняющие вещества вместе называются загрязняющими веществами, потому что они загрязняют и изменяют природную среду.
В частности, к природным средам, подверженным загрязнению, в основном относятся вода, воздух и земля. Присутствие таких веществ, как (жидкость, газ, твердое тело) или энергии, такой как (тепло, свет, излучение, шум), свойства которых прямо или косвенно изменяют естественный процесс окружающей среды частично или полностью и могут вызвать или могут вызвать ущерб здоровью или благополучию людей, животных или растений определяет загрязнение.
Ниже приведены различные типы загрязнения.
СОДЕРЖАНИЕ СОДЕРЖАНИЕ
- 1. Загрязнение воздуха
- 2. Загрязнение воды
- 3. Загрязнение земли
- 4. Загрязнение почвы
- 5. Загрязнение шума
- . 8. Световое загрязнение
1. Загрязнение атмосферного воздуха
Загрязнение атмосферного воздуха – это поступление в воздух вредных веществ, приводящее к пагубному воздействию на окружающую среду и человечество. Загрязнение воздуха просто делает воздух нечистым или загрязненным. Это происходит, когда вредные вещества, такие как посторонние газы, запахи, пыль или пары, выбрасываются в воздух в количествах, которые могут нанести вред комфорту или здоровью животных и людей или даже уничтожить растительную жизнь.
Примеры загрязнителей воздуха (веществ, загрязняющих воздух) включают углеводороды, органические соединения, частицы пыли, окись углерода, оксиды серы и оксиды азота. Загрязнение воздуха является результатом как человеческой, так и природной деятельности. Выбросы электростанций представляют собой прекрасный пример деятельности человека, способствующей загрязнению воздуха, тогда как извержения вулканов и лесные пожары являются одними из природных аспектов.
2. Загрязнение воды
Загрязнение воды – это акт загрязнения водоемов, включая реки, океаны, озера, ручьи, водоносные горизонты и подземные воды. Это происходит, когда посторонние вредные материалы, такие как химические вещества, отходы или загрязненные вещества, прямо или косвенно сбрасываются в водоемы.
Любые изменения химических, физических или биологических свойств воды квалифицируются как загрязнение воды. Очень часто основной причиной загрязнения воды является деятельность человека, поскольку он привносит вещества, загрязняющие воду вредными химическими веществами и токсичными материалами. Загрязнение воды подразделяется на точечный источник, неточечный источник и подземные воды.
Загрязнение воды из точечных источников происходит, когда загрязняющие вещества попадают в водный объект из одного идентифицируемого источника, а неточечные источники возникают в результате кумулятивного воздействия различных количеств загрязнителей. Загрязнение подземных вод происходит в результате инфильтрации и влияет на такие источники подземных вод, как колодцы или водоносные горизонты. Вода считается вторым наиболее загрязненным ресурсом окружающей среды после загрязнения воздуха.
3. Загрязнение земель
Загрязнение земель – это разрушение или снижение качества поверхности земли с точки зрения использования, ландшафта и способности поддерживать формы жизни. Во многих случаях это прямо или косвенно вызвано деятельностью человека и злоупотреблением земельными ресурсами.
Загрязнение земли происходит, когда отходы и мусор не утилизируются надлежащим образом, что приводит к попаданию на землю токсинов и химикатов. Это также происходит, когда люди сбрасывают химические продукты в почву в виде гербицидов, удобрений, пестицидов или любых других побочных продуктов потребления. Разработка полезных ископаемых в равной степени приводит к ухудшению качества поверхности земли.
Таким образом, он имеет серьезные последствия для здоровья человека, жизни растений и качества почвы. Кислотные дожди, строительные площадки, твердые отходы, добыча полезных ископаемых и сельскохозяйственные химикаты являются основными причинами загрязнения земель.
4. Загрязнение почвы
Загрязнение почвы происходит, когда химические загрязнители загрязняют почву или разрушаются в результате таких действий, как добыча полезных ископаемых, удаление растительного покрова или эрозия верхнего слоя почвы. Обычно это происходит, когда деятельность человека прямо или косвенно вносит в почву разрушительные химические вещества, вещества или предметы таким образом, что это наносит ущерб непосредственной земной среде.
Как следствие, почва теряет ценность природных минералов и питательных веществ. Деградация почвы также способствует загрязнению почвы, и это происходит в результате чрезмерного выпаса скота, чрезмерного земледелия или добычи полезных ископаемых. Известные причины загрязнения почвы включают сельскохозяйственную деятельность, сброс отходов на землю, промышленную деятельность, добычу полезных ископаемых и кислотные дожди.
5. Шумовое загрязнение
Шумовое загрязнение – это в основном нежелательный звук или звук, вызывающий ужасный дискомфорт в ушах. Шумовое загрязнение определяется как неприятные и нежелательные уровни звука, которые причиняют серьезный дискомфорт всем живым существам. Измеряется в децибелах (дБ).
Уровни звука выше 100 дБ могут вызвать необратимую потерю слуха, а шум около 90 дБ вызывает слуховую слабость. Предел промышленного звука по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) составляет 75 дБ. В современном обществе шум стал постоянным аспектом повседневной деятельности, такой как транспорт, промышленное производство и технологии. В отличие от других видов загрязнения шумовое загрязнение лишено элемента накопления в окружающей среде.
Это просто происходит, когда звуковые волны сильного давления достигают человеческих ушей и могут даже воздействовать на мышцы тела из-за звуковых вибраций. Шумовое загрязнение влияет на морских и диких животных так же, как и на людей, и даже может привести к их смерти.
6. Тепловое загрязнение
Термическое загрязнение происходит, когда водные объекты деградируют с точки зрения изменения их температуры. Обычно это происходит, когда люди или предприятия предпринимают действия, которые внезапно снижают или повышают температуру естественного водоема, который может включать озера, реки, океаны или пруды.
В нынешнюю эпоху тепловое загрязнение представляет собой огромную угрозу, и на него в основном влияют электростанции и промышленные предприятия, использующие воду в качестве охлаждающей жидкости. Городские ливневые стоки с автостоянок и дорог также сбрасывают воду повышенной температуры в прилегающие водоемы. Когда вода используется в качестве теплоносителя, сбрасывается с ливневых стоков при повышенной температуре, либо сбрасывается из водоемов с неестественно низкой температурой, она изменяет естественную температуру водоемов.
Таким образом, тепловое загрязнение является одним из аспектов более широкой темы загрязнения воды. Изменения температуры естественных водных ресурсов могут иметь тяжелые последствия для водной жизни и местных экосистем.
7. Промышленное загрязнение
Промышленное загрязнение – это выброс отходов и загрязняющих веществ, образующихся в результате промышленной деятельности, в природную среду, включая воздух, воду и землю. Загрязняющие вещества и отходы промышленности включают выбросы в атмосферу, попадание использованной воды в водные ресурсы, захоронение на свалках и закачку токсичных материалов под землю. Промышленное загрязнение может нанести вред растениям, убить животных, вызвать дисбаланс экосистемы и ухудшить качество жизни.
Ведущие отрасли промышленности, такие как электростанции, сталелитейные заводы, очистные сооружения, тепловые установки и выплавка стекла, а также другие производственные, перерабатывающие и производственные компании, вносят свой вклад в промышленное загрязнение. Они выделяют дым, сточные воды, материальные отходы, токсичные побочные продукты, загрязненные остатки и химические потребительские товары, которые в конечном итоге попадают в окружающую среду, вызывая загрязнение.
8. Световое загрязнение
Световое загрязнение возникает из-за длительного и чрезмерного использования искусственного освещения, что приводит к осветлению ночного неба. Как следствие, это нарушает деятельность и естественные циклы дикой природы, а также влияет на благополучие людей. Всякий раз, когда искусственное освещение используется там, где оно не предназначено, это вызывает неудобства.
Например, слишком много уличного света, попадающего в спальни соседей, может нарушить их сон. Точно так же слишком много света в помещении влияет на здоровье обитателей этой комнаты. Световое загрязнение также называют световым загрязнением или фотозагрязнением. Типы светового загрязнения включают блики, проникновение света и свечение неба.
Учебная сессия 7 Загрязнение: типы, источники и характеристики: Посмотреть на одной странице
Если не указано иное, авторское право © 2022 The Open University, все права защищены.
Страница для печати создана Среда, 21 декабря 2022 г., 07:32
Введение
Вы познакомились с отходами и загрязняющими веществами на учебной сессии 1, где мы обсуждали взаимодействие между людьми и окружающей средой. Загрязнение определялось как попадание в окружающую среду веществ, способных причинить вред человеку и другим живым организмам. Многие виды человеческой деятельности загрязняют нашу окружающую среду, оказывая негативное влияние на воду, которую мы пьем, воздух, которым мы дышим, и почву, на которой мы выращиваем продукты питания.
В этом и следующем учебных занятиях мы более подробно рассмотрим загрязнение. На этом занятии вы узнаете о различных типах и источниках загрязнения, а также о различных видах деятельности человека, которые могут вызывать загрязнение. Мы также опишем, как загрязнение может повлиять на различные сектора окружающей среды: воду, воздух и почву. Учебная сессия 8 описывает некоторые существенные последствия загрязнения окружающей среды и здоровья человека. В нем также обсуждаются варианты предотвращения и контроля загрязнения.
Результаты обучения для учебной сессии 7
Изучив эту сессию, вы должны уметь:
7.1 Определять и правильно использовать все ключевые слова, напечатанные полужирным шрифтом . (SAQs 7.1, 7.2, 7.3 и 7.4)
7.2 Опишите основные виды загрязнения. (SAQ 7.3)
7.3 Опишите источники загрязнения и пути попадания загрязняющих веществ в окружающую среду. (SAQ 7.4)
7.4 Описать основные характеристики загрязнения воды, воздуха и почвы. (ВО 7.5)
7.1 Что такое загрязнение?
Если вы поднимете перед собой стакан с водой, как вы узнаете, загрязнена ли она? Вы ожидаете, что питьевая вода будет бесцветной, без запаха и прозрачной (не мутной с взвешенными частицами). Если бы не все эти вещи, то она могла бы быть загрязнена. Если бы вы смотрели на воду в реке, она вряд ли была бы такой же чистой, как питьевая вода в стакане, но вы могли бы сделать вывод, что она, вероятно, не была загрязнена, если бы заметили, что вода не выглядела грязной и не пахла плохо. Вы также можете заметить, что животные безболезненно пили воду и в ней плавала рыба. Однако, если вода изменила цвет или имела неприятный запах, или вы могли видеть мертвую рыбу, плавающую на поверхности, вы могли сделать вывод, что проблема была в загрязнении.
Рассмотрим деятельность человека, которая могла вызвать загрязнение. Представьте себе реку, протекающую по участку земли на окраине города. Вода используется сообществом для питья и других бытовых нужд, а также для выращивания овощей. Некоторые жители используют эту воду для орошения небольших участков земли, где они выращивают овощи, а многие фермеры используют удобрения и пестициды для повышения производительности (рис. 7.1). Удобрения состоят из химических веществ, таких как азот, калий и фосфор, которые являются важными питательными веществами для растений. Пестициды — это химические вещества, которые уничтожают вредителей, но могут быть вредны для других форм жизни, включая человека.
Рисунок 7.1 Фермеры используют удобрения и пестициды для выращивания овощных культур для повышения урожайности.
Представьте, что один фермер закончил распылять химикаты на свой урожай и решает вымыть в реке пустой мешок из-под пестицидов, который он использовал. Позже в тот же день идет сильный дождь, и видно, как дождевая вода стекает с поля в реку. Как вы думаете, что происходит? В реку поступает сток, содержащий удобрения и химикаты-пестициды, которые были применены к посевам, что усугубляется тем, что фермер стирает свой мешок, в котором был пестицид. Это может нанести вред рыбам и другим организмам, живущим в воде, и даже убить их. Река также используется населением, поэтому химические вещества могут попадать в питьевую воду, потребляемую людьми. Река загрязнена небрежным поведением фермера, стирающего свой мешок, и дождевой водой, смывающей химикаты в реку.
У загрязнения всегда есть источник и получатель. Источник — это место, откуда поступает загрязнение, то есть место, где загрязнение выбрасывается в окружающую среду. Получатель — это место, где заканчивается загрязнение, которое может быть частью окружающей среды, людей или животных, которые становятся зараженными или поврежденными.
В приведенном выше примере фермер стирает мешок с пестицидами в реке. Что является источником и получателем загрязнения?
Источником загрязнения является деятельность городского хозяйства с пестицидами и удобрениями и стиркой мешков с попаданием загрязняющих веществ в реку. В этом примере основным реципиентом является водный объект, который получает загрязняющие вещества. Другими реципиентами являются люди, которые пьют загрязненную воду, и животные, такие как рыба, которые также страдают.
Существует несколько способов определения загрязнения. К ним относятся обнаружение симптомов повреждения водных растений и животных (например, мертвой рыбы), обнаружение химических веществ в воде, сравнение качества воды в прошлом с текущим качеством и получение жалоб от водопользователей. Даже если проблема обнаружена, расследование для определения ее источника может занять некоторое время.
Например, необходимо будет проанализировать пробы воды из нескольких разных точек выше и ниже по течению, чтобы точно определить, где возникла проблема.Существует несколько различных способов классификации загрязняющих веществ. Их можно классифицировать по их физической природе, по их источнику, по получателю или по затронутому сектору окружающей среды. В следующих разделах мы рассмотрим каждую из этих классификационных групп
7.2 Физическая природа загрязнителя
Загрязнители могут быть в форме газа, жидкости, твердого вещества или энергии.
Какие загрязняющие газы вы можете назвать?
Парниковые газы – это загрязняющие вещества, способствующие антропогенному изменению климата (упомянутые в ходе исследовательской сессии 1). Основными парниковыми газами являются углекислый газ, метан и оксиды азота.
Жидкие загрязнители обычно образуются из жидких отходов. Жидкие отходы включают человеческие экскременты (как фекалии, так и моча), промышленные сточные воды и другие виды отходов водопользования (рис. 7.2). Заводы производят жидкие отходы в результате деятельности, связанной с мытьем в производственном процессе, очисткой объектов и смешиванием химикатов. Сточные воды представляют собой смесь человеческих экскрементов из смывных туалетов и других сточных вод из домов и предприятий. Сточные воды и человеческие отходы из переполненных септиков и уборных являются частыми источниками загрязнения.
Рисунок 7.2. При мойке автомобилей образуется загрязненная вода, содержащая моторное масло и топливо, которая может стекать в реки и озера.
Городские стоки — еще один тип жидких отходов, которые могут вызывать загрязнение. Дождевая вода смывает множество различных видов отходов с поверхности земли в озера и реки. Городские стоки могут содержать много органических веществ. Это может произойти в результате открытой дефекации или неправильного обращения с органическими отходами, образующимися в домашних хозяйствах и на предприятиях.
Органическое вещество включает все, что получено из живых организмов, например, отходы жизнедеятельности человека и животных, разлагающиеся растения и пищевые отходы.Загрязняющие вещества также бывают в твердой форме. Полиэтиленовые пакеты являются одним из самых распространенных твердых отходов. Твердые отходы – это любые твердые материалы, которые считаются бесполезными и поэтому выбрасываются. Заводы, предприятия и домохозяйства производят различные виды твердых отходов, таких как бумага, пластик, металлы, химические вещества в твердом виде, куски ткани или продукты питания и останки животных (рис. 7.3). Иногда вы могли наблюдать фекалии, выбрасываемые вместе с твердыми отходами, что усугубляет проблемы.
Рисунок 7.3 Твердые отходы — неприглядная проблема во многих городах.
Существует четвертый тип загрязнения, распространенный в городах. Это энергия в виде шумового загрязнения. Шумовое загрязнение означает недопустимый уровень шума в рабочих, жилых и рекреационных помещениях. Шум мешает вести разговор, а также раздражает и беспокоит нас и в долгосрочной перспективе может повредить наш слух. Громкая музыка из музыкальных магазинов и клубов в городских районах является известным источником шумовых помех. Кому-то такой шум может понравиться, но многим он мешает, потому что мешает общаться днем и спать ночью.
7.3 Источники загрязнения
Другой способ классификации загрязнения – по сектору человеческой деятельности, который его производит. Прежде чем мы рассмотрим различные секторы, необходимо сделать важное различие в отношении источников загрязнения. Источники загрязнения можно разделить на точечные и неточечные. Точечные источники — это легко определяемые точки или места. Примером может служить дизельный грузовик, из выхлопной трубы которого видны черные выхлопные газы. Другим примером является выброс жидких отходов из трубы в реку (рис. 7.4). А неточечный источник (также известный как «рассеянное загрязнение») — это источник, где трудно определить точное происхождение загрязнения. Хорошим примером является паводковая вода, смывающая все виды отходов с земли (возможно, включая фекалии) в реку. В этой ситуации вы не можете определить лицо, домохозяйство или заведение, вызвавшее загрязнение воды (рис. 7.5).Рисунок 7.4 Точечный источник: жидкие отходы попадают в небольшой ручей.
Рисунок 7.5 Неточечный источник: твердые отходы и фекалии распределены по всему берегу реки, поэтому невозможно определить какой-либо один источник.
Можете ли вы привести примеры точечных и неточечных источников загрязнения из ранее рассмотренных на этой учебной сессии?
Фермер, стирающий свой мешок, является примером точечного источника, потому что вы можете определить, где он стирал свой мешок. Однако смывание пестицидов с поля является примером неточечного источника. Загрязнитель смывался в реку в нескольких местах и, возможно, также попал с других полей. Это пример того, как трудно иногда бывает точно определить источник.
7.3.1 Бытовые источники
Бытовые источники загрязнения включают туалеты, уборные и сточные воды из кухонь и ванных комнат. Если эти отходы должным образом содержаться и не допускать их попадания в окружающую среду, они не будут вызывать загрязнения. Однако часто это не так. Очевидно, что открытая дефекация выбрасывает человеческие отходы в окружающую среду, которые затем могут быть смыты в реки и другие поверхностные воды.
Твердые отходы домашних хозяйств, а также магазинов, рынков и предприятий включают пищевые отходы, упаковочные материалы и другие виды мусора. Бытовые источники также несут ответственность за газообразные загрязнители в виде дыма и двуокиси углерода от бытовых пожаров.
7.3.2 Промышленность
Загрязнение в промышленном секторе Эфиопии растет, создавая серьезную проблему для окружающей среды. Многие промышленные процессы производят загрязняющие вещества, которые сбрасываются в окружающую среду, часто через дымоходы (в воздух) или по трубам (в поверхностные воды) (рис. 7.6). К наиболее загрязняющим отраслям относятся пищевая, кожевенная и текстильная промышленность с перерабатывающими заводами и фабриками, производящими жидкие стоки, которые сбрасываются в реки, часто без очистки (Ademe and Alemayehu, 2014; Wosnie and Wondie, 2014). На практике реки часто получают загрязняющие сбросы из многих различных источников одновременно. Река Малая Акаки в Аддис-Абебе, например, загрязнена несколькими различными промышленными источниками, а также бытовыми отходами (Tegegn, 2012).
Рисунок 7.6 Загрязнение воздуха промышленным источником.
7.3.3 Сельское хозяйство
Как и промышленность, сельскохозяйственная деятельность в Эфиопии также расширяется и тоже меняется. В настоящее время в сельскохозяйственной деятельности в Эфиопии используется больше пестицидов и удобрений. Эфиопия ежегодно импортирует более 3000 тонн различных видов пестицидов (Федеральное управление по охране окружающей среды, 2004 г.). Использование удобрений в Эфиопии увеличилось со 140 000 метрических тонн в начале 1990-х годов до примерно 650 000 метрических тонн в 2012 году (Rashid et al. , 2013). Удобрения содержат фосфаты и нитраты, и если они попадают в водоемы, они могут вызвать чрезмерный рост растений (рис. 7.7).
Рисунок 7.7 Удобрения для растений могут способствовать чрезмерному росту растительности, если они смываются в озера и другие водоемы.
Сельское хозяйство также несет ответственность за газообразные загрязнители в виде метана, производимого домашним скотом, и твердых загрязнителей из растительных остатков, упаковочных материалов и других отходов, аналогичных тем, которые производятся внутри страны. Животные также вносят свой вклад в отходы и потенциальные загрязнители со своими экскрементами.
7.3.4 Транспорт
Вы живете в городе или посещали город рядом с вашим домом? Если да, то вы, несомненно, знакомы с разнообразием транспортных средств на наших дорогах (рис. 7.8). Некоторые из них — небольшие автомобили, другие — тяжелые грузовики. Эти автомобили отличаются не только размерами, но и использованием различных видов топлива, таких как бензин, дизельное топливо и смешанное топливо (10% этанола и бензина). Если вы посмотрите на выхлопную трубу автомобилей с дизельным двигателем, вы увидите черный выхлопной газ. Интенсивность черного цвета больше для автомобилей, находящихся в плохом состоянии, до такой степени, что иногда он делает воздух туманным или дымным и вызывает кашель и раздражение глаз. Отсутствие политики удаления старых автомобилей с дорог усугубляет проблему. Тивари (2012) обнаружил, что почти треть автомобилей в Аддис-Абебе старше 30 лет, что приводит к высокому уровню выбросов выхлопных газов. Пробки, характерные для всех крупных городов, усугубляют проблемы.
Рисунок 7.8 Загрязнение от выхлопных газов усугубляется, если автомобили не обслуживаются.
7.4 Пути загрязнения
Ранее мы говорили, что у загрязнения всегда есть источник и реципиент. Путь загрязнения — это путь, по которому загрязняющее вещество перемещается от источника, попадает в окружающую среду и, наконец, как оно достигает тела человека или другого реципиента. Путь между источником и реципиентом может принимать несколько различных форм в зависимости от типа загрязняющего вещества. Основными получателями загрязнения являются вода, воздух и почва. Загрязняющие вещества обычно попадают в организм человека при употреблении зараженной и загрязненной воды и пищи, а также при вдыхании загрязненного воздуха.
При попадании в окружающую среду наихудшие последствия многих загрязняющих веществ уменьшаются одним или несколькими из следующих процессов:
- Рассеяние – дым рассеивается в воздухе и больше не заметен вдали от источника.
- Разбавление – растворимые загрязняющие вещества разбавляются в воде реки или озера.
- Осаждение – некоторые взвешенные вещества, переносимые рекой, оседают (отлагаются) на русле реки.
- Разложение – некоторые вещества разлагаются (разлагаются) в результате естественных процессов на другие, более простые вещества, не загрязняющие окружающую среду.
В каждом случае эффект заключается в снижении концентрации загрязнителя. Концентрация является мерой количества вещества в известном объеме воды или воздуха. Единицы, используемые для загрязнителей воды, обычно представляют собой миллиграммы на литр (мг/л, также записывается как мг л -1 ), хотя иногда вы можете увидеть частей на миллион , что означает «части на миллион».
Эти процессы применимы не ко всем загрязняющим веществам. Существует около стойких загрязнителей , которые остаются неповрежденными при попадании в окружающую среду, поскольку не разрушаются в результате естественных процессов. Они описаны в учебной сессии 8.
7.5 Сектор окружающей среды, подвергающийся воздействию загрязнения
Классификация загрязнения по секторам затрагиваемой окружающей среды – вода, воздух, почва и земля – вероятно, является наиболее часто используемым методом.
7.5.1 Загрязнение воды
Загрязнение воды может повлиять на поверхностные воды, такие как реки и озера, влажность почвы и подземные воды в водоносных горизонтах и океаны. Как вы знаете из Учебного занятия 4, круговорот воды соединяет все эти различные резервуары воды. Например, загрязненная река стечет в океан и может нанести ущерб морской среде. Однако объем воды в океане может рассеивать и разбавлять загрязняющие вещества, так что их наихудшие последствия ощущаются только вблизи устья реки.
Загрязнение воды характеризуется наличием избыточных физических, химических или биологических веществ, изменяющих качество воды и способных нанести вред живым организмам. Ранее мы упоминали, что природная или незагрязненная вода бесцветна, не имеет запаха и прозрачна. Можно сказать, что вода с неприятным вкусом или запахом или мутная вода имеет симптомы загрязнения воды. Однако некоторые загрязнители воды невозможно увидеть или попробовать на вкус, например, некоторые химические вещества, такие как пестициды, и большинство микроорганизмов, вызывающих заболевания, передающиеся через воду. Таким образом, загрязнение воды включает в себя больше, чем просто внешний вид воды. Загрязненную воду нельзя использовать для питья, мытья, купания или ведения сельского хозяйства. Если загрязненная вода используется человеком, то она может по-разному влиять на организм в зависимости от вида и концентрации загрязнителя.
Вы также прочитали в учебном занятии 4, что большинство рек и ручьев в Эфиопии содержат значительное количество взвешенных твердых частиц, которые переносятся потоком и придают воде коричневый цвет, особенно в сезон дождей (рис. 7.9). Большая часть твердых частиц представляет собой мелкие частицы почвы, которые были смыты дождем в реку с окружающей земли, часто после возделывания или строительных работ. Большое количество твердых веществ в воде может уменьшить проникновение света в воду, что может повлиять на рост растений.
Рис. 7.9 Река Акаки: взвешенные частицы, переносимые течением, делают воду коричневой.
Биологические загрязнители воды – это микроорганизмы, вредные для человека и других форм жизни. Они несут ответственность за множество различных заболеваний, передающихся через воду. Первоисточником этих загрязнителей являются люди или животные, уже зараженные соответствующими микроорганизмами. При неправильном содержании и обработке фекалий инфицированных людей загрязняющие вещества могут попадать в поверхностные и грунтовые воды. Основными группами биологических загрязнителей являются бактерии, вирусы, простейшие и гельминты (глисты).
Химические загрязнители воды принимают различные формы в зависимости от их источника. Они включают в себя питательные вещества для растений (соединения фосфора и азота), используемые в качестве удобрений, которые, как вы читали ранее, могут смываться с полей в реки. Эти питательные вещества также образуются при разложении отходов жизнедеятельности человека и животных и являются обычными загрязнителями поверхностных вод.
Химические загрязнители также включают тяжелые металлы , пестициды и другие стойкие загрязнители. Тяжелые металлы представляют собой группу токсичных химических загрязнителей, содержащих соединения стойких металлов, таких как ртуть, кадмий, свинец и хром. Присутствие тяжелых металлов в воде сверх допустимых уровней может вызвать заболевание и смерть животных и людей, если они поступают с пищей и питьем (Zinabu and Pearce, 2003).
Стойкие органические загрязнители (СОЗ) также токсичны для человека и дикой природы. Они включают множество различных синтетических органических химикатов, производимых для использования в качестве пестицидов и в промышленных процессах, т.е. ДДТ, альдрин и ПХБ (полихлорированные бифенилы). Многие из этих стойких химикатов запрещены в некоторых странах. Их стойкость в окружающей среде создает определенные проблемы, которые описаны в учебной сессии 8.
7.5.2 Загрязнение воздуха
Загрязнение воздуха может существовать во всех масштабах, от локального до глобального, и может включать газы и твердые частицы. Это может повлиять на вас в вашем собственном доме или в вашем городе и может способствовать глобальным атмосферным изменениям. Наиболее распространенными источниками загрязнения воздуха в городских центрах Эфиопии являются сжигание древесины, древесного угля и другого топлива из биомассы в домашних хозяйствах, малых предприятиях, таких как пекарни, обрабатывающие производства и автомобили.
Загрязнение воздуха определяется как наличие в воздухе аномальных количеств химических компонентов, способных нанести вред живым организмам. Чистый воздух состоит из азота (78 % по объему), кислорода (21 %) и газовых примесей (< 1 %). Загрязненный воздух может содержать твердые частицы (например, черную сажу) и множество различных газообразных химических веществ, таких как окись углерода, двуокись углерода, оксиды азота, оксиды серы, озон, нитраты, сульфаты, органические углеводороды и многие другие. Многие из них также обнаруживаются в чистом воздухе в виде следовых газов, но они становятся загрязняющими веществами, если присутствуют в аномальных количествах.
Выброс черного дыма свидетельствует об интенсивном загрязнении. Однако не все загрязнения воздуха можно увидеть или почувствовать запах. Такие газы, как окись углерода и двуокись углерода, невидимы и не имеют запаха. Угарный газ очень опасен для человека. Он может быть вызван неэффективным сжиганием топлива (например, в угольной печи в доме с недостаточной подачей воздуха), и при вдыхании в больших количествах может быть смертельным. Углекислый газ является важным загрязнителем, который участвует в изменении климата. (Вы узнаете об изменении климата на учебных занятиях 9, 10 и 11.)
7.5.3 Почва и загрязнение земли
Загрязнение почвы, также называемое загрязнением земли, связано с загрязнением воды. Жидкие отходы, содержащие токсичные химические вещества или патогенные микроорганизмы на поверхности земли, могут медленно просачиваться в почву и могут просачиваться вниз, загрязняя грунтовые воды, что может повлиять на людей, использующих родники или колодцы в этом районе. Возможные источники включают открытую дефекацию, уборные с выгребной ямой или протекающие контейнеры для хранения промышленных химикатов и отходов.
Твердые отходы могут загрязнять почву. Скопление твердых отходов в одном месте или в разбросанных местах неприглядно и может вызвать у вас неприятный запах, когда вы будете проходить мимо (рис. 7.10). Бытовые отходы обычно состоят в основном из пищевых отходов, которые постепенно разлагаются. Это создает неприятный запах и привлекает насекомых и крыс, которые способствуют передаче болезней. По мере разложения отходов образуется жидкость, называемая фильтратом , которая стекает в почву. Фильтрат представляет собой высококонцентрированный жидкий загрязнитель, который может содержать токсичные химические вещества и патогенные микроорганизмы, а также высокие уровни органических соединений. Дождевая вода, падающая на твердые отходы и смывающая их, усугубляет проблему.
Рисунок 7.10 Твердые городские отходы содержат смесь множества различных типов отходов и могут загрязнять почву и воду, если они не локализуются и не утилизируются должным образом.
Краткое изложение занятия 7
В учебном занятии 7 вы узнали, что:
- Загрязнение окружающей среды является результатом человеческой деятельности и развития, которое происходит, когда физические, биологические и химические агенты выбрасываются в окружающую среду в таких количествах, что загрязнение неблагоприятно влияет на здоровье человека и наносит ущерб окружающей среде.
- Загрязнение можно классифицировать по его физической природе, по источнику, по получателю, по затрагиваемому сектору или по его последствиям.
- Загрязнение может быть в виде газа, жидкости, твердого вещества или энергии.
- Источниками загрязнения могут быть точечные источники, которые легко идентифицируются, или неточечные источники, когда загрязнение исходит из диффузных источников, которые нелегко определить.
- Существуют различные виды загрязнения: загрязнение воды, загрязнение воздуха, загрязнение твердыми отходами и шумовое загрязнение. Все это можно найти в городах.
- Основными источниками загрязнения являются бытовая деятельность, фабрики, сельское хозяйство и транспорт.
- После попадания в окружающую среду концентрация некоторых загрязняющих веществ снижается путем рассеивания, разбавления, осаждения или разложения.
- Вода может быть загрязнена физическими загрязнителями (твердый материал), биологическими загрязнителями (например, бактериями, вызывающими заболевания, передающиеся через воду), и множеством различных химических загрязнителей.
- Загрязнение воздуха может быть вызвано газами или твердыми частицами.
- Загрязнение почвы связано с загрязнением подземных вод. Твердые отходы могут образовывать сильно загрязняющий фильтрат, который загрязняет почвенные грунтовые воды.
Вопросы для самооценки (SAQ) для учебного занятия 7
Теперь, когда вы завершили это учебное занятие, вы можете оценить, насколько хорошо вы достигли его результатов обучения, ответив на эти вопросы.
SAQ 7.1 (тесты Результат обучения 7.1)
Почему точечный источник загрязнения легче идентифицировать, чем неточечный источник загрязнения?
Ответ
Точечные источники загрязнения легче идентифицировать, потому что они происходят из точек или мест, которые вы можете легко определить, например, из трубы, сбрасывающей отходы в реку. Неточечный источник определить труднее, потому что он не исходит только из одного места, а может исходить из обширной территории, например, удобрения, смываемые с нескольких полей, или паводковые воды, смывающие отходы из туалетов.
SAQ 7.2 (тесты Результат обучения 7.1)
Перепишите приведенные ниже предложения, используя термины из предоставленного списка, чтобы заполнить пропуски:
концентрация, тяжелые металлы, органические вещества, стойкие загрязнители, сточные воды.
……………… состоит из человеческих экскрементов и сточных вод. Он имеет высокое ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… по
Некоторые загрязняющие вещества, называемые………………, не разлагаются естественным образом в окружающей среде. Примерами являются ртуть, кадмий и другие ………………
Ответ
Сточные воды состоят из человеческих экскрементов и сточных вод. Он имеет высокую концентрацию органических веществ .
Некоторые загрязнители, называемые стойкими загрязнителями , не разлагаются естественным образом в окружающей среде. Примерами являются ртуть, кадмий и другие тяжелые металлы .
SAQ 7.3 (тесты результатов обучения 7.1 и 7.2)
Опишите, что подразумевается под терминами «жидкие отходы» и «твердые отходы», используя примеры из собственного опыта для иллюстрации ответа.
Ответ
Жидкие отходы – это жидкие материалы, которые выбрасываются или выбрасываются в окружающую среду. Из домашнего хозяйства вы можете включить человеческие экскременты (как фекалии, так и мочу) и другие сточные воды. В вашем районе вы также можете увидеть городские стоки, когда дождь смывает отходы с поверхности земли. Вы также можете увидеть жидкие отходы, сбрасываемые с заводов по трубе в реку.
Твердые отходы – это любые твердые материалы, которые считаются бесполезными и поэтому выбрасываются; примеры, которые вы могли бы использовать, включают пищевые отходы, ткань, бумагу и пластик, которые выбрасываются из вашего собственного дома или которые вы видите в районе, где вы живете.
SAQ 7.4 (тесты результатов обучения 7.1 и 7.3)
Для сценариев (a)–(d) заполните приведенную ниже таблицу, указав загрязнитель, источник загрязнения, возможные пути и получателей:
- a. Фермер моет в реке пустой мешок из-под пестицидов; река впадает в озеро, которое жители местного города используют для питья.
- b. Дождь падает на свалку, используемую для сбора бытовых отходов; свалка отходов не герметизирована должным образом, и жидкость просачивается в почву и в грунтовые воды, которые извлекаются из ближайшей скважины для бытовых нужд.
- c. Кожевенный завод в городе производит жидкие отходы, содержащие органические вещества и химикаты, используемые в процессе дубления; эти сточные воды сбрасываются в местную реку, которая вытекает из города и проходит через природный парк.
- d. Автобус, едущий по оживленному городу, выпускает черный дым из выхлопной трубы.
Pollutant | Source | Pathway | Recipient | |
(a) | ||||
(b) | ||||
(в) | ||||
(г) |
Answer
Pollutant | Source | Pathway | Recipient | ||||||
(a) | pesticide | agriculture | through река | озеро, человек | |||||
(б) | фильтрат | бытовые/бытовые | через почву и подземные воды | почва, подземные воды, люди | |||||
(C) | Жидкие стоки (органические вещества и химикаты кожевенного вещества | Индустрия | по реке | , Humans | по реке | , Humans | , Humans | . |