Социализация личности в 📙 педагогическом процессе
- Процесс, проявление и результат социализации
- Агенты процесса становления личности
- Типы социализации в педагогике
- Предрасположение в период адаптации
Процесс социализации в педагогике представляет собой вступление человека в общество в разных возрастных категориях, при этом учитывается возраст, образованность, окружающая среда и функциональная.
В курсе педагогике каждый автор по своему передает значение данного определения, к примеру:
- По И. С. Кону определение адаптации означает заимствование социального знания, которое создает данную личность;
- Процесс социализации по Н. Смезлеру — это процесс, при котором происходит накопление опыта и социальных механизмов, что аналогично их социальным функциям;
- Э. Гидденс говорит, что самоорганизация является этапом жизни, на протяжении которого маленький ребенок вырастает до разумного существа, обладающего самосознанием, что помогает постичь сущность своей культуры и т. д.
В рамках научной концепции, адаптация делится на несколько элементов:
- Становление сознания и идеологии в процессе познания языка, овладения социальными ценностями и идеалами;
- Воспитание и передача фольклора, что характерно для определенной социальной группы, в которую входит человек;
- Получение роли в обществе, развитие техник коммуникации и самореализации;
- Накапливание общественного опыта.
Согласно педагогической концепции самовоспитание рассматривается в трех факторах: процесс, проявление и результат становления личности.
Адаптация человека является процессом, что преследует цель сформировать личность через ее взаимодействие с окружающим миром. В том числе процесс становления личности подразумевает привыкание к данной среде обитания с последующей самореализацией, которая напрямую зависит от характера личности. Проще говоря, процесс самореализации представляет собой становление личности как звена общества, к которому принадлежит.
Проявление саморазвития характеризуется наличием общества, что является важным элементом в ходе развития социальной природы человека.
Результат социализации – это характеристика личности в разные периоды жизни как элемента общества.
Процесс становления личности заключается в следующем:
- Увеличение и расширение общественных интересов, что становиться мотивом к действию;
- Перенимание идеалов и традиций, которые являются основами для жизнедеятельности;
- Постижение стремлений, которые отражают потребности особы;
- Определение целей, к которым так же относятся важные общественные явления;
- Реализация индивидуумом нескольких общественных ролей, которые возникают при выполнении какой-либо общественной функции;
- Накапливание опыта поведения в обществе, в том числе способностей и знаний, для последующего их использования и передачи.
Получение общественного опыта помогает индивидууму в его становлении как личности, а так же в приобретении общественных норм. Это делается для того, чтобы передать накопленный опыт будущему поколению.
На основании выше сказанного, можно сделать вывод, что адаптация – это контактирование общества и индивидуума.
Посредниками социализации называются люди, общественные группы, социальные заведения, которые контактируют с индивидуумом в процессе становления его личности.
В педагогическом мире выделяются два типа агентов социализации человека: первичные и вторичные.
К агентам первичной общественности относятся любые общественные структуры, которые контактируют непосредственно с человеком и напрямую влияют на него. В период раннего созревания к этой группе относятся родители, родственники, знакомые, школа и прочее.
Агентами вторичного самосовершенствования являются те, что оказывают на индивидуума косвенное влияние, к ним относятся – религия, армия, СМИ и т. д. Эти посредники оказывают свое влияние на формирование личности в зрелом возрасте и старости.
Научно выделено несколько типов адаптации личности в обществе:
- Вхождение в общественную роль согласно половому признаку является полоролевской адаптацией. Данный вид проявляется во всех возрастных категориях, то есть в детстве происходит деление людей на мальчиков и девочек, в юности разделение переходит на невест и женихов, после чего на матерей и отцов и так далее;
- Семейно-бытовое становление личности происходит путем принятия социальной роли в пределах семьи;
- В границах профессионального общества действует профессионально-трудовая адаптация, где личность так же играет социальную роль;
- Адаптация субкультурно-групповая подразумевает овладение роли, которая соответствует окружению человека и среде обитания, обучения, развития и работы.
Педагоги выделили специфические предрасположенности человека к адаптации в обществе, в свою очередь они разделяются на приобретенные и врожденные предрасположенности.
Адаптация человека в обществе усиливает или угнетает индивидуальные предрасположенности. В зависимости от общественного значения, специфические предрасположенности можно разделить на два вида:
- Положительные особенности помогают целенаправленно и осознано развиваться личности своевременно. Положительные предрасположенности исполняют большую роль при взаимодействии с детьми некоторыми слабостями;
- К негативным предрасположенностям личности относятся те, что ограничивают развитие человека в социуме и не дают ему реализоваться.
Существует два направления развития человека в социуме:
- Биогенетическое направление основывается на том, что любое развитие имеет наследственный характер. Но основательно это не доказано. Однако стоит отметить, что наследственность влияет на развитие личности, но недостаточно для определения будущего пути;
- Социогенетическое направление в развитии заключается в том, что человек здесь представляется как пластилин, таким образом, он под влиянием различных факторов принимает определенную форму. Но и это направление не совершенное, так как развитие индивидуума ограничивается его способностями и знаниями.
Итак, социализация личности является сложным процессом, в котором сочетают много факторов: особенности человека, его умения и предрасположенность. Только объединивши биогенетическое и социогенетическое направления в развитии личности можно понять социализацию как единое целое.
Понятие социализации в гуманитарных отраслях знаний
В данной статье рассмотрены понятия социализации, взгляды на развитие личности представителей психологии, социологии, педагогики.
Ключевые слова: социализация, развитие личности, интеллектуальное развитие, социальное взаимодействие, виды социализации, воспитание, индивид.
Проблема социализации изучается с разных точек зрения, а именно социологической (Д.Мид, Т.Парсонс, Э. Дюркгейм), психологической (Г. М. Андреева, Б. Г. Ананьев, И. С. Кон), педагогической (Н. Ф. Голованова, А. В. Мудрик, В. А. Сластенин).
Так в социологии, а именно подхода Т.Парсонса социализация понимается как пассивная позиция личности в рамках становления адаптации к обществу, а М.
Мид пишет, что личность в процессе социализации не только пассивно адаптируется, но и оказывает влияние на свои жизненные обстоятельства. [6] Данное понимание социализации легло в основу педагогического подхода А. В. Мудрика, который писал, что: «Развития и самоизменения личности в процессе усвоения и воспроизводства культуры, происходящее совместно с создаваемыми условиями жизни на каждом возрастном этапе». Суть социализации, согласно подходу А. В. Мудрика, проявляется в «формировании индивида как члена определенного общества, сообщества или культуры к которому он принадлежит».Педагогический словарь дает следующее определение социализации: «Социализация является процессом усвоения и активного воспроизведения социального опыта, что включает в себя процесс овладения навыками практической и теоретической деятельности, преобразования отношений в личностном аспекте». Ученые отмечают, что социализация, как процесс, осуществляется под воздействие целенаправленных процессов обучения, воспитания, а также стихийных и средовых факторов.
Таким образом можно сделать вывод, что при широком анализе понятия социализации можно заключить, что это процесс усвоения и воспроизведения социального опыта, культуры, однако Г. М. Андреева уточняет, что этот процесс реализуется по мере активного включения личности в процессы социальной среды и деятельности, а Б. Г. Ананьева писал, что человек усваивает социальный опыт за счет включения в систему норм, знаний, что позволяет реализовывать деятельность. [7]
В рамках данного анализа важно отметить, что согласно Л. С. Выготскому внутренние процессы психики человека складываются на основании межличностных процессов, то есть человек формирует внутренний мир за счет усвоения, интериоризации видов и форм деятельности, выражает собственные психические процессы. Каждый возраст характеризуется сочетанием внутренних процессов развития индивида с внешними условиями, то есть социальное и индивидуальное связано между собой. По этой причине Л. С. Выготский вводит понятие «социальной ситуации развития».
[4]Анализируя понятие социальной ситуации развития, мы обращались к психологическим теориям, которые с разных точек зрения выделяют стадии развития личности, связывая их с влиянием среды. Особый интерес представляет теория Ж. Пиаже (основанной на идее З. Фрейда о стадиях развития личности), где сделан акцент на развитии когнитивных структур и последующей их перестройке в зависимости от социального взаимодействия. Опираясь на концепцию Ж. Пиаже ребенок, который последовательно проходит определенные периоды интеллектуального развития, формирует особые навыки мыслительной деятельности. [4]
Закономерности интеллектуального развития и их отклонения важно учитывать при анализе взаимодействия детей с родителями, педагогами, сверстниками, поэтому интерес представляют положения Ж. Пиаже, а именно:
– Нарушения развития мышления, которые происходят на одной из стадий, сложно восполнить на следующей (феномен «Маугли»).
– Весьма реально овладеть навыками мышления при планомерной работе.
– Человеческая психика, при развитии, строит более сложные модели окружающего мира.
– Важной предпосылкой интеллектуального развития является спонтанная активность субъекта, так как ребенок, в ходе данной активности усваивает новый опыт, применяет знакомые схемы, адаптирует когнитивные структуры к новому опыту. [3]
Также для данного исследования интересны взгляды на социализацию представителей антирационалистического направления экзистенциальной психологии, а именно Г. Марселя, М.Хайдеггера и других, которые самым подлинным бытием называли переживание собственного бытия в мире. Как писал Г. Марсель социальная деятельность, где воспитывается ребенок — это диалоговое общение, самопереживание, творчество, поэтому проблема общения проходит психологическую проверку в искусстве. [5]
Содержательная сторона является основной в социальном взаимодействии, в рамках которой наблюдается переосмысление норм и ценности через процессы осознания личности и реального действия на осмысление ценностей и норм в процессе взаимодействия. Н. Ф. Голованова занималась изучением социализации с педагогической точки зрения и описывала социализацию как процесс, который объединяет самовоспитание и индивидуализацию. С точки зрения педагога социализация является выработкой собственного уникального стиля жизни, социального опыта, ценностных ориентаций и сознательное усвоение ребенком форм и способов социальной жизни, процесса взаимодействия материальной и духовной культуры. [2]
Н. Ф. Голованова описала несколько видов социализации, а именно:
- Социологическая социализация, представляющая собой процесс трансляции культуры между поколениями.
- Институциональная социализация, то есть совокупность деятельности агентов, факторов и институтов социализации, основанное на воспитании.
- Интеракционистская социализация, то есть процесс реализации межличностного общения.
- Интериоризационная социализация, то есть процесс поглощения и переработки социальных ценностей, установок и норм.
- Интраиндивидуальная социализация, то есть модели самовоспитания. [2]
Педагог А. В. Мудрик анализировал механизмы социализации и пришел к выводу, что данные механизмы всегда обусловлены личностным характером и могут быть реализованы через воспитательные процессы, что свидетельствует о том, что социализация является частью педагогического процесса. По этой причине воспитание будет оказывать влияние на то ребенок в процессе социализации обучается самоконтролю поведения и формирует ответственность и инициативу. [5]
Содержательный компонент социализации включает:
- Коммуникацию, как компонент, который отвечает за совершенствование языка и речи.
- Познавательные процессы, которые включают в себя стремление ребенка и его возможности в освоении мира.
- Поведенческие процессы, то есть формирование стилей поведения, трудовых навыков.
- Ценностные процессы. [2]
В процессе взаимодействия человека с различными группами, факторами, организациями, агентами осуществляется социализации, а также при помощи разнообразных механизмов, которые не только дополняют друг друга, но и могут противоречить друг другу, что обуславливает степень автономии человека, важной для формирования личности. Основной задачей психолого-педагогического воздействия будет учет тенденций социализации на каждом этапе развития общества, применение ее позитивных и компенсация негативных последствий воспитания.
Разное понимание соотношения социализации и воспитания обусловлено разным соотношением в плане генезиса. Формы, содержание и механизмы, а также агенты и институты социализации связаны с процессом усложнения социальной структуры общества. Воспитание, как социальный институт, включает в себя следующие агенты социализации: семья (родители, сиблинги, знакомые), школа (педагоги, школьный коллектив), референтные микрогруппы, значимые для индивида [1].
Таким образом можно сделать вывод, что социализация — это процесс усвоения индивидом ценностей, норм общества, социальных ролей, которые обеспечивают продуктивное взаимодействие с другими, позволяя выступать как субъект деятельности, социального самосознания и общения. Также социализация может быть рассмотрена как результат, то есть определенный феномен социальной компетенции, как интегрированное качество личности, которое обеспечит выполнение социальных ролей, адаптацию, переходы в ситуациях социального развития.
Литература:
- Алтунина, И. Р. Социальная психология: учебник для академического бакалавриата /. И. Р. Алтунина; под ред. Р. С. Немова. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 427 с.
- Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.. –– СПб.: Речь, 2004. — 272 с.
- Клецина И. С. Социальная психология: учебник и практикум для вузов / И. С. Клецина [и др.]; под редакцией И. С. Клециной. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 348 с.
- Матвеева О. Н. О социализации младших школьников в современных условиях // Известия ПГУ им. В. Г. Белинского. 2010. № 20.-C.111–122
- Мудрик А. В. Социализация человека: учеб. пособие для студ. высш учеб. заведений / А. В. Мудрик — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 304 с.
- Поликанова Е. П. Социализация личности // Философия и общество. 2003. № 2. -С.90–100
- Чернышев, А. С. Социальная психология личности и группы: учебное пособие для вузов / А. С. Чернышев, С. В. Сарычев. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 201 с.
Основные термины (генерируются автоматически): социализация, интеллектуальное развитие, процесс усвоения, социальный опыт, процесс, социальное взаимодействие, Ананьев, вид социализации, институт социализации, процесс взаимодействия.
Кинезиологический обзор, том 8, выпуск 2 ()
- Предыдущая статья
- Следующая статья
Теория профессиональной социализации (ОЗТ) в течение почти 40 лет формировала исследования по набору учителей физического воспитания (ФВ), профессиональной подготовке и постоянной социализации в школах. Используя методы предварительного обзора, авторы стремились понять текущий объем опубликованных исследований по социализации учителей физкультуры с использованием ОЗТ путем описательного и тематического обзора 111 выявленных исследований, опубликованных в англоязычных журналах между 19 и 20 веками.79 и 2015. Результаты указывают на преобладание качественных перекрестных исследований, связанных с социализацией учителей физкультуры, большая часть которых была проведена относительно небольшой группой ученых. Темы, полученные в результате анализа результатов исследования, сообщают о сложности опыта социализации учителей и используются для разработки рекомендаций для будущих исследований и практики, направленных на улучшение жизненного опыта учителей при создании лучших условий, в которых учащиеся могут учиться. Статья завершается обсуждением расширения исследований ОЗТ для понимания процесса найма, профессионального образования и социализации преподавателей кинезиологии и специалистов различных субдисциплин.
* Ричардс работает на кафедре кинезиологии и общественного здравоохранения Университета Иллинойса в Урбана-Шампейн, Урбана, Иллинойс. Пеннингтон работает на кафедре кинезиологии Корнеллского колледжа в Маунт-Вернон, штат Айова. Синельников работает на кафедре кинезиологии Алабамского университета, Таскалуса, Алабама.
Ричардс ([email protected]) является автором-корреспондентом.
Дополнительные материалы
- Дополнительная таблица S1 (PDF, 210 КБ)
- Крах
- Расширять
- Вершина
Том 8: Выпуск 2
- Метод
- Установление границ обзора
- Определение релевантных исследований: процесс сбора литературы
- Выбор исследований: критерии включения
- Результаты
- Описательный обзор
- Журналы
- Авторство
- Контекст и информация участника
- Методы исследований
- Стратегии сбора данных
- Стратегии анализа данных и достоверность. физкультуры
- Профессиональная социализация: продвижение новобранцев в прошлое первоначальных субъективных теорий
- Организационная социализация: поиск своего пути в социальной среде школы
- Описательный обзор
- Обсуждение
- Тенденции описательного обзора
- Значение тематического обзора для педагогической практики
- Выводы и выводы для кинезиологии
Все время | Прошлый год | Последние 30 дней | |
---|---|---|---|
Абстрактные представления | 4949 | 2626 | 274 |
Полнотекстовые просмотры | 163 | 45 | 7 |
Загрузка PDF | 149 | 54 | 8 |
- К. Эндрю Р. Ричардс
- Колин Дж. Пеннингтон
- Олег Александрович Синельников
Типы, фазы и случаи социализации
Содержание
1. Демаркация темы
2. Определение термина «социализация»
3. 3 типа социализации
3.1 Социализация
3.2 3.3 Индивидуация
4. 3 фазы социализации
4.1 Первичная социализация
4.2 Вторичная социализация
4.3 Третичная социализация
5. 4 наиболее важных этапа социализации
5.1 Семья
5.2 Школа
5.3 Группы сверстников
5.4 СМИ
6. Расстройства социализации
7. Собственное критическое мнение
Библиография
в течение его жизни. Вы постоянно изучаете что-то новое, знакомитесь с новыми людьми, снова и снова сталкиваетесь с положительными и отрицательными ситуациями, вам приходится решать проблемы, короче говоря: вы должны найти свой путь в повседневной жизни и в обществе.
Но какова здесь задача социализации? Только ли через них мы становимся членами общества? Является ли социализация процессом, который постоянно участвует в нашей жизни? Что происходит с нами тем временем и, прежде всего, где?На все эти вопросы я отвечу в ходе этой работы. Я выбрал эту тему, потому что социализация — это пожизненный процесс, который затрагивает всех.
Сначала я начну с определения термина «социализация», затем перейду к трем фазам, представлю примеры социализации, а затем объясню некоторые нарушения социализации. Наконец, я кратко займу критическую позицию
2. Определение термина «социализация»
Термин «социализация» впервые был упомянут Эмилем Дюркгеймом в начале 20 века. Дюркгейм был французским социологом и хотел одним словом выразить развитие личности или развитие социального характера человека. В психологии этот термин тоже появился в то время и активно обсуждался. Однако в педагогике понятие социализации приобрело значение только в 60-х годах 9 . 0012 1 .
«Социализация — это процесс, который обычно является дорефлексивным, в котором определенные модели поведения или отношения, необходимые для социального действия, приобретаются посредством ссылок на взаимодействие». 2
К дальнейшему определению подходит очень понятный вопрос : «[…] Как и почему новорожденный становится анатомическим, социальным субъектом? Или, другими словами: Как мы становимся членом общества ?» 3
Многие ученые согласны с тем, что люди постоянно развиваются и меняют свое поведение, но они меняются от определения к определению.
другие приоритеты. У одного автора на первый план выходит действие, у другого — социализация, у третьего — инстанции социализации. Клаус Хуррельманн пытается обобщить определение понятия социализации:
«Социализация обозначает […] процесс, в ходе которого биологически одаренный человеческий организм превращается в социально дееспособную личность, которая в течение жизни , занимается конфронтацией с природными объектами, в частности с основными физическими и психологическими характеристиками, формирующими «внутреннюю реальность» человека, и с социальной и физической средой, формирующей для человека «внешнюю реальность». 4
Таким образом, социализация – это приобретение определенных моделей поведения, ценностей и норм, необходимых и важных для жизни человека в обществе. Еще одним направлением социализации является то, что люди учатся понимать свое окружение и формировать свою собственную жизнь. Прежде всего, здесь важно развитие личности. «Личность представляет собой специфическую структуру для понимания характеристик, характеристик, отношений и компетенций, характеризующих отдельного человека. Личность человека включает внешне наблюдаемое поведение, ценности, знания, язык, а также внутренние процессы и состояния, чувства и мотивации». 5 Важно добавить, что социализация – это пожизненный процесс, который не останавливается, например, после подросткового периода или после полового созревания, потому что каждый человек постоянно развивается и учится.
В социологии этот термин определяется следующим образом: «Посредством социализации люди развивают определенные навыки для социального действия. […] Социализация также сформировала специфические характеристики людей, потому что это не только процесс присвоения, но и также процесс формирования идентичности». 6
Таким образом, понимание концепции социализации в науке об образовании можно сравнить с ее пониманием в социологии. И в социологии, и в науке об образовании говорят об обучении социальному действию, а также о формировании идентичности или личности.
3. 3 типа социализации
Для успеха или неудачи социализации большое значение имеют детство и юность. В социализации можно выделить 3 аспекта: социализация, инкультурация и индивидуация. 7:
3.1 Социализация
«Социализация является обязательным условием, так как она делает социализацию во всех ее аспектах вообще возможной». 8 Этот первый аспект относится к первому году жизни «и обозначает текущую (или игнорируемую) эмоциональную основу младенца». 9 Младенец рассматривается как tabula rasa, «[. ..], его надо сначала подготовить к социальной жизни, социализировать, т.е. социализировать». 10 Новорожденный изначально беспомощен и нуждается в тепле и внимании. Обычно это происходит через родителей или других опекунов, которые дают ему пищу и любовь, а также удовлетворяют другие потребности. В ходе социализации устанавливается так называемое «мировое доверие» или «исконное доверие» ребенка. Этот вид доверия описывает отношения ребенка с родителями, то есть опекунами, и, таким образом, также передается другим людям, а также его окружению. Если это доверие не может быть установлено, эмоциональная основа ребенка отсутствует, и поэтому он не способен действовать социально. 11 Возможны нарушения развития «такие как чрезмерный страх (боязнь разлуки), агрессивность, пессимизм, неспособность к углублению социальных отношений и интенсивное стремление к зависимости и доминированию» 12
3.2 Инкультурация
Аспект инкультурации особенно важен для процесса социализации, и часто социализация понимается только в смысле инкультурации. В каждом обществе существуют свои системы норм и ценностей. Процесс инкультурации начинается с рождения и включает изучение определенной культуры с упором на изучение языка. 13 Во время инкультурации взрослые передают накопленные знания
следующему поколению. Как и сама социализация, инкультурация — это пожизненный процесс, который происходит как сознательно, так и бессознательно. В фазе инкультурации, которая очень важна в юношеском социальном союзе, часто происходят ритуалы, праздники или церемонии. Они играют очень важную роль, если для социального партнера должен начаться новый этап жизни. Такие церемонии отмечаются, когда ребенок должен быть допущен к подростковому возрасту. 14 В результате часто происходят инициации, т. е. прием в общину, например, посвящение молодежи. Вступление во взрослую жизнь, вступление в профессиональную жизнь или другие этапы начала жизни отмечаются определенными праздниками и т.п. Для протестантов это может быть подтверждением, для католиков подтверждением. Дополнительные возможности — выпускной бал в старшей школе или торжественное зачисление в начале курса обучения. В целом инкультурация особенно важна для того, чтобы развить собственную личность и стать членом общества.
3.3 Индивидуация
Со временем меняются не только люди, но и общества. Каждое поколение имеет свои особенности, которые можно определить из поколения в поколение. Вы постоянно развиваетесь, вы исследуете, открываете новые вещи и постоянно учитесь. «Каждое поколение вырабатывает новые навыки и умения, нормы заменяются другими нормами и т.д.» 15 Можно сказать, что каждый может чему-то научиться у всех, включая родителей у своих детей или учителей у своих учеников. Это может только способствовать процессу социализации.
4. 3 фазы социализации
Социализация – это не процесс, который протекает непрерывно, а процесс, который можно разделить на 3 фазы; первичная, вторичная и третичная социализация.
Примеры социализации, которые будут рассмотрены в следующем разделе, тесно связаны с фазами.
4.1 Первичная социализация
Процесс первичной социализации протекает преимущественно в первые 3 года жизни ребенка и завершается формированием личностной идентичности личности. Первичная социализация относится к развитию ребенка как социальной личности. Цель состоит в том, чтобы человек стал социально дееспособным членом сообщества, обладающим основными способностями, а также личностными качествами. 16 На этапе первичной социализации ребенок учится говорить, хватать, стоять и ходить. Ответственность за это обычно несут родители или другие постоянные опекуны. Это осуществляется посредством общения и взаимодействия, т. е. межличностного действия. Кроме того, социализируемый человек учится обращаться с собой и своим окружением, а это значит, что он доверяет и не доверяет людям своего круга, знает такие чувства, как страх или любопытство. Первичная социализация происходит в первичной инстанции социализации, в семье. В таком обществе, как наше, для трехлетнего ребенка нормально знать такие предметы, как автомобили, трамваи, выключатели и т. д. Однако эти знания варьируются от общества к обществу. В то время как дети учатся делать свою обувь, дети никогда не познакомятся с обувью в другой среде. Другим примером является приготовление и обработка пищи. В некоторых обществах необходимо знать, как испечь хлеб, а в нашем обществе вы просто идете в супермаркет и покупаете нужную вам еду.
В заключение можно сказать, что ценности, нормы и модели поведения, усвоенные на этом этапе, считаются стабильными, но все же могут измениться при вторичной социализации, например, при поступлении в детский сад.
4.2 Вторичная социализация
Вторичная социализация должна пониматься не как замена первичной социализации, а как дополнение и расширение; первичная является основой для вторичной социализации и включает детство, школьное обучение и этап отрочества. «Расширяется не только круг воспитателей – например, за счет воспитателей детского сада и других детей детского сада. Также будут расширяться двигательные, когнитивные, эмоциональные, социальные и другие навыки» 17 . Второй этап в
Процесс социализации происходит в основном в семье, школе или возрастной группе. Однако при других обстоятельствах в качестве примера можно также включить дома или другие варианты жилья. Первое посещение школы, в свою очередь, является началом нового этапа жизни и приводит к изменениям, в результате которых человек снова приобретает новое поведение.
[…]
1 Гудьонс, Герберт: Pädagogisches Grundwissen. 8. Актуализируйте Auflage. Бад-Хайльбрунн. Клинкхардт, 2003. С. 149f.
2 Кайзер, Армин; Кайзер Рут: Studienbuch Pädagogik. Grund- und Prüfungswissen. 10. überarbeitete Auflage. Берлин. Корнелсен, 2001, с. 153.
3 Циммерманн, Петер: Grundwissen Sozialisation. Мюнхен. Леске+Будрич, 2000. с. 13.
4 Hurrelmann, Klaus: Einführung in die Sozialisationstheorie. 8. vollständig überarbeitete Auflage. Вайнхайм и Базель. Белтц Верлаг, 2002, стр. 15f.
5 ср.