Поведение людей по отношению друг к другу и предметам окружающего мира: поведение людей по отношению друг к другу и к предметам окружающего мира определяется значениями, которые они им придают:

Содержание

Вопрос 2. Типы взаимодействия людей

По результатам направленности обычно выделяют несколько типов вза­имодействия.

Наиболее распространенным явля­ется дихотомическое деление: коопе­рация и конкуренция (согласие и кон­фликт, приспособление и оппозиция).

Кооперация — это такое взаимо­действие, при котором его субъекты достигают взаимного соглашения о пре­следуемых целях и стремятся не нару­шать его, пока совпадают их интересы.

Конкуренция — это взаимодей­ствие, характеризующееся достижени­ем индивидуальных или групповых це­лей и интересов в условиях противо­борства между людьми.

В обоих случаях как тип взаимо­действия (сотрудничество или сопер­ничество), так и степень выраженнос­ти этого взаимодействия (успешное или менее успешное сотрудничество) определяет характер межличност­ных отношений между людьми.

В процессе осуществления этих ти­пов взаимодействия, как правило, про­являются следующие

ведущие страте­гии поведения:

1. Сотрудничество, направленное на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей (реализуется либо мотив кооперации, либо мотив конкуренции).

2. Противодействие, предполагаю­щее ориентацию на свои цели без учета целей партнеров по общению (индивидуализм).

  1. Компромисс, реализующийся в частном достижении целей партнеров ради условного равенства.

  1. Уступчивость, предполагающая жертву собственных интересов для до­стижения целей партнера (альтруизм).

5. Избегание, которое представляет собой уход от контакта, потерю собственных целей для исключения выигрыша другого.

В основу деления на типы могут быть положены также намерения и действия людей,

которые отражают понимание ими ситуации общения. Тог­да выделяют три типа взаимодействий: дополнительное, пересекающееся и скрытное.

Дополнительным называется та­кое взаимодействие, при котором парт­неры адекватно воспринимают пози­цию друг друга.

Пересекающееся — это такое вза­имодействие, в процессе которого парт­нер, с одной стороны, демонстрирует неадекватность понимания позиций и действий другого участника взаимодей­ствия, а с другой, ярко проявляет свои собственные намерения и дей­ствия.

Скрытое взаимодействие включа­ет в себя одновременно два уровня: явный, выраженный словесно, и скры­тый, подразумеваемый. Оно предпола­гает либо глубокое знание партнера, либо большую чувствительность к не­вербальным средствам общения — тону голоса, интонации, мимике и жес­там, поскольку именно они передают скрытое содержание.

  • теория обмена;

  • символический интеракционизм;

  • теория управления впечатлениями;

  • психоаналитическая теория.

Теория обмена: люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможные вознаграждения и затраты. Мы стремимся их уравновесить, чтобы взаимодействие было устойчивым и приятным. Принципы: чем больше вознаграждается определенный тип поведения, тем чаще он будет повторяться; если вознаграждение за определенный тип поведения зависит от каких-либо условий, человек стремится воссоздать их; если вознаграждение велико, человек готов затратить больше усилий; когда потребности человека близки к насыщению, он меньше прилагает усилий для их удовлетворения.

Символический интеракционизм: поведение людей по отношению друг к другу и предметам окружающего мира определяется тем значением, которое они им придают. Взаимодействие рассматривается как непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них. Особенно важны слова.

Теория управления впечатлениями: ситуации социального взаимодействия подобны драматическим спектаклям, в которых актеры стремятся создавать и поддерживать благоприятные впечатления. Люди сами создают ситуации, чтобы произвести хорошее впечатление на других.

Психоаналитическая теория: межличностное взаимодействие, в основном, определяется представлениями и конфликтами раннего детства. Например, лидеры в социальных группах – это олицетворение наших родителей.

По мнению Е.В. Руденского, взаимодействие – это процесс, который складывается из физического контакта, совместного перемещения в пространстве, совместного группового (массового) действия, духовного вербального контакта, невербального информационного контакта.

Особенности взаимодействия субъектов с позиций диалогической методологии: психологическая поддержка друг друга; равное признание активной коммуникативной роли друг друга; равенство психологических позиций субъектов независимо от социального статуса.

Контрольные вопросы

        1. Что лежит в основе взаимодействия людей?

        1. От чего зависит выработка стратегии поведения?

        1. Проанализируйте теории взаимодействия людей и назовите достоинства и недостатки каждой теории.

Конспект урока по социальной психологии на тему «Общение как взаимодействие: интерактивная сторона общения»

Конспект урока по социальной психологии на тему

«Общение как взаимодействие: интерактивная сторона общения»

 

План:

1.      Общение как взаимодействие.

2.      Основные механизмы, стили и методы взаимодействия.

 

1. Общение как взаимодействие

Интерактивная сторона общения — это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, кото­рые связаны с взаимодействием людей.

Интеракция взаимодействие людей в процессе общения, организация совместной деятельности.

В ходе общения для участников важно не только обмени­ваться информацией, но и организовать «обмен действиями», спланировать общую стратегию. Взаимодействуя с окружающи­ми по разным поводам, мы выбираем, как правило, стратегии поведения, соответствующие ситуации.

Взаимодействие людей разнообразно. Поэтому ученые стремятся упорядочить многооб­разные типы взаимодействия, создать целостную картину, моде­лирующую богатство общения.

Наиболее распространенным оказалось дихотомическое де­ление: кооперация и конкуренция, согласие и конфликт, при­способление и оппозиция. Выделение полярных типов взаимо­действия, хотя и предполагает наличие промежуточных, дает не­сколько упрощенную картину человеческого общения.

В цело межличностное взаимодействие можно разделить на позитивное и конфликтное.

Теории позитивного межличностного взаимодействия

Название теории

Фамилии ведущих представителей. Основные идеи теорий

Теория обмена

Джордж Хоманс

Люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможное вознаграждение и затраты

Символический интеракционизм

Джордж Мид, Герберт Блумер

Поведение людей по отношению друг к другу и к предметам окружающего мира определяется значениями, которые они им придают

Управление впечатлениями

Эрвин Гофман

Ситуации социального взаимодействия подобны драматическим спектаклям, в которых актеры стремятся создавать и поддерживать благоприятные впечатления о себе

Психоаналитическая теория

Зигмунд Фрейд

На межличностное взаимодействие оказывают сильное влияние представления, усвоенные в раннем детстве, и конфликты, пережитые в это период жизни

Теория трансактного анализа

В данной теории выделяются три социальные позиции: «Ребенок», «Родитель», «Взрослый», которые могут неоднократно сменять одна другую в течение дня, или одна из них может преобладать в поведении человека

 

 

Теории обмена. Люди взаимодействую, друг с другом  на основе собственного опыта Люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможное вознаграждение и затраты. Посредством этого они пытаются сделать взаимодействие приятным для себя и устойчивым. Поведение человека основывается на том, за что он получал вознаграждение до взаимодействия и после него.

Принципы теории обмена:

1.        Чем больше вознаграждается определенный тип поведе­ния, тем чаще он будет повторяться.

2.        Если вознаграждение за определенные типы поведения за­висит от каких-то условий, человек стремится их воссоздавать.

3.        Если   вознаграждение   велико,   человек  готов   затратить больше усилий ради его получения.

4.        Когда потребности человека близки к насыщению, он в меньшей степени готов прилагать усилия для их удовлетворения.

Социальное взаимодействие – система обменов, которая уравновешивает затраты и вознаграждение. Высокие и низкие вознаграждения приводят к потере активности.

 Теория символического интеракционизма

. Поведение людей по отношении друг к другу зависит от значений, которые они придают поведению партнера по общению.

При взаимодействии человека с другим сначала интерпретируются действия другого, соотносятся со своим опытом, а затем возникает ответное действие.

  Центральная мысль интеракционистской концепции состоит в том, что личность формируется во взаимодействии с другими личностями, и механизмом этого процесса является установление контроля действий личности теми представлениями о ней, которые складываются у окружающих.

Теория управления впечатлениями. Люди стремятся создавать и поддерживать определенный имидж, впечатления о себе. Содержание имиджа связано с социокультурными стереотипами о том или ином статусе и предписанной ему роли. Соответствуя ожиданиям собеседника, партнер создает впечатление определенности и предсказуемости ситуации общения.

Психоаналитическая теория. Процесс взаимодействия людей производится их детским опытом. З. Фрейд полагал, что люди образуют социальные группы и остаются в них из-за чувства покорности лидеру, которого они отождествляют с кем-то из родителей. В подобных ситуациях происходит возвращение (регресс) к более ранним стадиям развития. В основном это случается, когда взаимодействие является неформальным или неорганизованным.

Теория трансактного анализа Э. Берна. В данной теории выделяются три социальные позиции: «Ребенок», «Родитель», «Взрослый», которые могут неоднократно сменять одна другую в течение дня, или одна из них может преобладать в поведении человека. Все эти стороны личности обладают абсолютно разны­ми предназначениями, характеристиками и ценностями (Рис. 2.11.).

Данные позиции не связаны с социальной ролью: это лишь психологическое описание определенной стратегии во взаимо­действии. Позиция Ребенка может быть определена как позиция «Хочу!», позиция Родителя как «Надо!», позиция Взрослого — объединение «Хочу!» и «Надо!».

Взаимодействие эффективно, если партнер обращается к другому как Взрослый к Взрослому, и тот отвечает с такой же позиции. В других случаях взаимодействие может нарушиться и прекратиться. Например, жена обращается к мужу: «Я порезала палец» (апелляция к Взрослому с позиции Взрослого). Он может ответить: «Сейчас перевяжем» — это ответ Взрослого, «Вечно у тебя что-то случается» — ответ с позиции Родителя, «Что же я теперь должен делать?» — ответ Ребенка. В двух последних случаях эффективность невелика. Изменить негативные модели взаимодействия крайне трудно, поскольку они осуществляются на уровне привычки. (Таблица 2.11. Инстанции Я и типичные способы поведения и высказывания).

 

Рис. 2.11. Структура «Я» по Берну

 

Таблица 2.1. Инстанции Я и типичные способы поведения и высказывания

Инстанция Я

Типичные способы поведения, высказывания

Родитель

Заботливый родитель

Утешает, исправляет, помогает «Это мы сделаем», «Не бойся», «Мы все тебе поможем»

Критический родитель

Грозит, критикует, приказывает «Опять ты опоздал на работу?», «У каждого на столе должен быть график!»

Взрослый

Собирает и дает информацию, оценивает вероятность, принимает решения «Который час?», «У кого же может быть это письмо?», «Эту проблему мы решим в группе»

Ребенок

Спонтанный ребенок

Естественное, импульсивное, хитрое, эгоцентричное поведение «Это дурацкое письмо у меня уже третий раз на столе», «Вы это сделали просто замечательно!»

Приспосабливающийся ребенок

Беспомощное, боязливое, приспосабливающееся к нормам, уступчивое поведение «Я бы с радостью, но у нас будут неприятности»

Бунтующий ребенок

Протестующее, бросающее вызов поведение «Я это делать не буду!», «Вы этого сделать не сможете»

 

Родительское (Родитель — Р), которое подразделяется на заботливое родительское состояние Я, критическое родительское состояние Я. Родительское Я, состоящее из правил поведения, норм, позволяет индивиду успешно ориентироваться в стандартных ситуациях, «запускает» полезные, проверенные стереотипы поведения, освобождая сознание от загруженности простыми, обыденными задачами. Кроме того, Родительское Я обеспечивает с большой вероятностью успеха поведение в ситуациях дефицита времени на размышления, анализ, поочередное рассмотрение возможностей поведения.

Взрослое (Взрослый — В) состояние Я воспринимает и перерабатывает логическую составляющую информации, принимает решения преимущественно обдуманно и без эмоций, проверяя их реальность. Взрослое Я, в отличие от Родительского, способствует адаптации не в стандартных, однозначных ситуациях, а уникальных, требующих размышлений, дающих свободу выбора и, вместе с этим, необходимость осознания последствий и ответственного принятия решений.

Детское (Дитя — Д, или Ребенок) состояние Я следует жизненному принципу чувств. На поведение в настоящем влияют чувства из детства. Детское Я также выполняет свои, особые функции, не свойственные двум другим составляющими личности. Оно «отвечает» за творчество, оригинальность, разрядку напряжения, получение приятных, иногда «острых», необходимых в определенной степени для нормальной жизнедеятельности впечатлений. Кроме того, Детское Я выступает на сцену, когда человек не чувствует достаточно сил для самостоятельного решения проблем: не способен преодолеть трудности или/и противостоять давлению другого человека. Это Я подразделяется на: естественное детское Я (спонтанные реакции типа радости, печали и т.д.), приспосабливающееся детское Я (приспосабливающийся, прислуживающийся, боязливый, виноватый, колеблющийся и т.п.), возражающее детское Я.

С позиции родителя «играются» роли отца, старшей сестры, педагога, начальника; с позиции взрослого — роли соседа, случайного попутчика, подчиненного, знающего себе цену, и т.д.; с позиции ребенка — роли молодого специалиста, артиста — любимца публики, зятя.

В личности каждого человека обнаруживаются все три составляющие, однако при условии плохого воспитания личность может деформироваться так, что одна составляющая начинает подавлять другие, что обусловливает нарушение общения и переживается человеком, как внутреннее напряжение.

Каждое из состояний Я выполняет определенные функции и вследствие этого является жизненно необходимым. Дисгармонии, нарушения общения связаны либо с подавлением одного из них, либо с проявлением в тех ситуациях, которые оно не должно контролировать. Психотерапия, по Э.Берну, должна осуществляться именно в этом направлении: «оживлять» подавленное Я-состояние или обучать актуализации определенного Я-состояния в тех случаях, когда это необходимо для гармоничного общения.

Для оптимального функционирования личности, с точки зрения трансактного анализа, необходимо, чтобы в личности были гармонично представлены все три состояния Я.

Таким образом, от формирования образа партнера по общению зависит успех совместной деятельности.

 

 

2. Основные механизмы, стили и методы взаимодействия

Наиболее распространенным является дихотомическое деление всех возможных видов взаимодействий на два противоположных вида: кооперация и конкуренция. Разные авторы обозначают эти два основных вида различными терминами. Кроме кооперации и конкуренции, говорят о согласии и конфликте, приспособлении и оппозиции, ассоциации и диссоциации и т.д. За всеми этими понятиями ясно виден принцип выделения различных видов взаимодействия. В первом случае анализируются такие его проявления, которые способствуют организации совместной деятельности, являются «позитивными» с этой точки зрения. Во вторую группу попадают взаимодействия, так или иначе «расшатывающие» совместную деятельность, представляющие собой определенного рода препятствия для нее.

Кооперация, или кооперативное взаимодействие, означает координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил). Кооперация — необходимый элемент совместной деятельности, порожденный ее особой природой. А.Н. Леонтьев называл две основные черты совместной деятельности: а) разделение единого процесса деятельности между участниками; б) изменение деятельности каждого, т. к. результат деятельности каждого не приводит к удовлетворению его потребности, что на общепсихологическом языке означает, что «предмет» и «мотив» деятельности не совпадают.

При анализе различных типов взаимодействия принципиально важна проблема содержания деятельности, в рамках которой даны те или иные виды взаимодействия. Так можно констатировать кооперативную форму взаимодействия не только в условиях производства, но, например, и при осуществлении каких-либо асоциальных, противоправных поступков — совместного ограбления, кражи и т.д. Поэтому кооперация в социально-негативной деятельности не обязательно та форма, которую необходимо стимулировать: напротив, деятельность, конфликтная в условиях асоциальной деятельности, может оцениваться позитивно. Кооперация и конкуренция лишь формы «психологического рисунка» взаимодействия, содержание же и в том и в другом случае задается более широкой системой деятельности, куда кооперация или конкуренция включены. Поэтому при исследовании как кооперативных, так и конкурентных форм взаимодействия недопустимо рассматривать их обе вне общего контекста деятельности.

К механизмам межличностного воздействия относятся: убеждение, внушение, заражение, подражание. Убеждение, внушение (суггестия) – целенаправленное, неаргументированное воздействие, основанное на некритическом восприятии информации. Заражение заключается в бессознательной и невольной подверженности людей определенным психическим состояниям. Подражание заключается в осознанном или неосознанном следовании объекта манере поведения пли примеру субъекта воздействия (Таблица 2.2. Классификация методов социально-психологического воздействия (по А.Л. Журавлеву, 1990)

 

Таблица 2.2. Классификация методов социально-психологического воздействия

 (по А.Л. Журавлеву, 1990)

Цель воздействия

Название группы методов

Методы

Оптимизация

Оптимизирующие

Формирование благоприятного психологического климата, тренинг общения, комплектование совместимых групп

Интенсификация (стимулирование, активизация)

Интенсифицирующие

Приемы рациональной организации труда, комплектование сработанных групп

Управление

Управляющие

Психологический отбор, расстановка кадров, планирование жизнедеятельности групп

Развитие, формирование

Развивающие

Групповая подготовка, обучение и воспитание

Предупреждение

Профилактические

Способы коррекции психологических свойств индивида и группы

Оценка

Диагностические

Аттестация, самоаттестация

Информирование

Информирующие

Психологическое консультирование

 

Контрольные вопросы:

1.       Охарактеризуйте взаимодействие и общение. Назовите основные ситуации взаимодействия.

2.      Перечислите основные механизмы взаимодействия, охарактеризуйте их.

3.      Перечислите основные типы и формы взаимодействия, охарактеризуйте их.

4.      Назовите основные методы взаимовоздействия, охарактеризуйте их.

Литература:

Основная:

1.      Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для студентов вузов, обучающихся по направ. и спец.  «Психология»/ Г.М.Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2008.

2.      Арбузова, Е.Н. Практикум по психологии общения / Е.Н. Арбузова, А.И. Анисимов, О.В. Шатровой. – СПб.: Речь, 2008.- 272 с.

  1. Ефимова, Н.С. Социальная психология: учебное пособие. — М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008. — 192 с.
  2. Соснин, В.А. Социальная психология / В.А. Соснин, Е.А. Красникова. – М.: ФОРУМ: ИНФРА — М, 2008.

   Дополнительная:

5.      Агеев, В.С. Межгрупповое взаимодействие. М., 1990.

6.      Сущенко, С.А. Социальная психология. — Ростов н/Д: Феникс, 2005.

 

Социальная психология и влияние на поведение

Цели обучения

  • Описать ситуационное и диспозиционное влияние на поведение
  • Приведите примеры фундаментальной ошибки атрибуции и других распространенных предубеждений, включая предубеждение «действующий-наблюдатель» и предубеждение в корыстных целях
  • Объясните феномен справедливого мира

Социальная психология исследует, как люди влияют друг на друга, и рассматривает силу ситуации. Социальные психологи утверждают, что на мысли, чувства и поведение человека очень сильно влияют социальные ситуации. По сути, люди будут менять свое поведение, чтобы соответствовать текущей социальной ситуации. Если мы попадаем в новую ситуацию или не знаем, как себя вести, мы будем брать пример с других людей.

Область социальной психологии изучает темы как на внутриличностном, так и на межличностном уровнях. Внутриличностные темы (те, которые относятся к индивидууму) включают эмоции и отношения, личность и социальное познание (то, как мы думаем о себе и других). Межличностные темы (те, которые относятся к диадам и группам) включают помогающее поведение (рис. 1), агрессию, предрассудки и дискриминацию, влечение и близкие отношения, а также групповые процессы и межгрупповые отношения.

Рисунок 1 . Социальная психология имеет дело со всеми видами взаимодействия между людьми, охватывая широкий спектр наших связей: от моментов конфронтации до моментов совместной работы и помощи другим, как показано здесь. (кредит: сержант Дерек Пирсон, армия США)

Социальные психологи сосредотачиваются на том, как люди концептуализируют и интерпретируют ситуации и как эти интерпретации влияют на их мысли, чувства и поведение (Ross & Nisbett, 1991). Таким образом, социальная психология изучает людей в социальном контексте и то, как ситуационные переменные взаимодействуют, чтобы повлиять на поведение. В этом модуле мы обсуждаем внутриличностные процессы самопрезентации, когнитивного диссонанса и изменения отношения, а также межличностные процессы соответствия и послушания, агрессии и альтруизма и, наконец, любви и влечения.

Ситуационное и диспозиционное влияние на поведение

Поведение является продуктом как ситуации (например, культурных влияний, социальных ролей и присутствия посторонних), так и человека (например, личностных характеристик). Подполя психологии, как правило, сосредотачиваются на одном влиянии или поведении по сравнению с другими. Ситуационизм — это точка зрения, согласно которой наше поведение и действия определяются нашим непосредственным окружением и окружением. Напротив, диспозиционизм считает, что наше поведение определяется внутренними факторами (Heider, 1958). Внутренний фактор является атрибутом человека и включает в себя черты личности и темперамент. Социальные психологи склонны придерживаться ситуационистской точки зрения, тогда как психологи личности продвигают диспозиционистскую точку зрения. Однако современные подходы к социальной психологии учитывают как ситуацию, так и человека при изучении человеческого поведения (Fiske, Gilbert, & Lindzey, 2010). Фактически возникла область социально-личностной психологии для изучения сложного взаимодействия внутренних и ситуационных факторов, влияющих на поведение человека (Mischel, 19).77; Ричард, Бонд и Стоукс-Зута, 2003 г.).

Попробуйте

Фундаментальная ошибка атрибуции

В Соединенных Штатах преобладающая культура имеет тенденцию отдавать предпочтение диспозиционному подходу в объяснении человеческого поведения. Как вы думаете, почему это так? Мы склонны думать, что люди контролируют свое поведение, и, следовательно, любое изменение поведения должно быть связано с чем-то внутренним, например, с их личностью, привычками или темпераментом. По мнению некоторых социальных психологов, люди склонны придавать слишком большое значение внутренним факторам в качестве объяснения — или атрибуции — поведения других людей. Они склонны считать, что поведение другого человека — это черта этого человека и недооценка влияния ситуации на поведение других. Они склонны не распознавать, когда поведение другого человека обусловлено ситуационными переменными и, следовательно, состоянием человека . Это ошибочное предположение называется фундаментальной ошибкой атрибуции (Ross, 1977; Riggio & Garcia, 2009). Чтобы лучше понять, представьте такой сценарий: Грег возвращается домой с работы, и, открыв входную дверь, жена радостно встречает его и спрашивает, как прошел его день. Вместо того чтобы поприветствовать жену, Грег кричит ей: «Оставь меня в покое!» Почему Грег наорал на жену? Как человек, совершивший фундаментальную ошибку атрибуции, объяснил бы поведение Грега? Самый распространенный ответ: Грег — злой, злой или недружелюбный человек (его черты). Это внутреннее или диспозиционное объяснение. Однако представьте, что Грега только что уволили с работы из-за сокращения компании. Изменится ли ваше объяснение поведения Грега? Ваше исправленное объяснение может заключаться в том, что Грег был расстроен и разочарован потерей работы; следовательно, он был в плохом настроении (его состоянии). Теперь это внешнее или ситуативное объяснение поведения Грега.

Фундаментальная ошибка атрибуции настолько сильна, что люди часто упускают из виду очевидное влияние ситуации на поведение. Классический пример был продемонстрирован в серии экспериментов, известных как исследование викторины (Ross, Amabile, & Steinmetz, 1977). Участникам-студентам случайным образом поручили сыграть роль спрашивающего (ведущего викторины) или участника викторины. Вопрошающие разработали сложные вопросы, на которые они знали ответы, и представили эти вопросы участникам. Конкурсанты правильно ответили на вопросы только 4 раза из 10 (рисунок 2). После задания испытуемых и участников попросили оценить свои общие знания по сравнению со средним учащимся. Участники опроса не оценили свои общие знания выше, чем участники, но участники оценили интеллект участников опроса выше своего собственного. Во втором исследовании наблюдатели за взаимодействием также оценили, что спрашивающий обладает более общими знаниями, чем участник. Очевидное влияние на производительность оказывает ситуация. Спрашивающие писали вопросы, так что, конечно, у них было преимущество. И участники, и наблюдатели сделали внутреннюю атрибуцию выступления. Они пришли к выводу, что задающие вопросы должны быть умнее участников.

Эффект ореола относится к тенденции позволять общему впечатлению о человеке окрашивать то, как мы относимся к его характеру. Например, мы можем предположить, что физически привлекательные люди с большей вероятностью будут хорошими людьми, чем менее привлекательные люди. Другой пример того, как может проявляться эффект ореола, может включать предположение, что кто-то, кого мы считаем общительным или дружелюбным, имеет лучшие моральные качества, чем тот, кто таковым не является.

Рисунок 2 . В исследовании quizmaster люди были склонны игнорировать влияние ситуации и ошибочно заключали, что знания спрашивающего выше, чем их собственные. (кредит: Стив Юрветсон)

Как показано в приведенном выше примере, считается, что фундаментальная ошибка атрибуции сильно влияет на то, как мы объясняем поведение других. Однако следует отметить, что некоторые исследователи предполагают, что фундаментальная ошибка атрибуции может быть не такой серьезной, как ее часто изображают. Фактически, недавний обзор более чем 173 опубликованных исследований предполагает, что несколько факторов (например, высокий уровень идиосинкразии персонажа и то, насколько хорошо объясняются гипотетические события) играют роль в определении того, насколько влиятельной является фундаментальная ошибка атрибуции (Malle, 2006).

Является ли фундаментальная ошибка атрибуции универсальным явлением?

Вы можете вспомнить примеры фундаментальной ошибки атрибуции в своей жизни. Совершают ли люди во всех культурах фундаментальную ошибку атрибуции? Исследования показывают, что это не так. Люди из индивидуалистической культуры , то есть культуры, ориентированной на индивидуальные достижения и автономию, имеют наибольшую склонность совершать фундаментальную ошибку атрибуции. Индивидуалистические культуры, которые обычно встречаются в западных странах, таких как США, Канада и Великобритания, способствуют сосредоточению внимания на личности. Поэтому склонность человека считается основным объяснением его поведения. Напротив, люди из коллективистской культуры, то есть культуры, ориентированной на общественные отношения с другими людьми, такими как семья, друзья и сообщество (рис. 3), с меньшей вероятностью совершат фундаментальную ошибку атрибуции (Markus & Kitayama, 19).91; Триандис, 2001).

Рисунок 3 . Люди из коллективистских культур, таких как некоторые азиатские культуры, более склонны подчеркивать отношения с другими, чем сосредотачиваться в первую очередь на личности. Такие действия, как (а) приготовление еды, (б) времяпрепровождение и (в) игра, вовлекают людей в группу. (кредит а: модификация работы Ариана Цвегерса; кредит б: модификация работы «conbon33»/Flickr; кредит с: модификация работы Ани Диссельдорп)

Как вы думаете, почему это так? Коллективистские культуры, которые обычно встречаются в странах Восточной Азии, Латинской Америки и Африки, больше фокусируются на группе, чем на индивидууме (Nisbett, Peng, Choi, & Norenzayan, 2001). Этот акцент на других обеспечивает более широкую перспективу, учитывающую как ситуационное, так и культурное влияние на поведение; таким образом, становится более вероятным более тонкое объяснение причин поведения других. В таблице 1 обобщается сравнение индивидуалистической и коллективистской культур.

Таблица 1. Характеристики индивидуалистических и коллективистских культур
Индивидуалистическая культура Коллективная культура
Ориентированность на достижения Ориентация на отношения
Автономность в центре внимания Фокус на групповой гармонии
Диспозиционная перспектива Ситуационная перспектива
Независимый Взаимозависимый
Аналитический стиль мышления Целостный стиль мышления

Масуда и Нисбетт (2001) продемонстрировали, что виды информации, на которую люди обращают внимание при просмотре визуальных стимулов (например, сцены в аквариуме), могут значительно различаться в зависимости от того, принадлежит ли наблюдатель к коллективистской или индивидуалистической культуре. Японские участники с гораздо большей вероятностью узнавали объекты, которые были представлены, когда они встречались в том же контексте, в котором они изначально рассматривались. Манипулирование контекстом, в котором происходило припоминание объекта, не оказало такого влияния на американских участников. Другие исследователи показали аналогичные различия между культурами. Например, Zhang, Fung, Stanley, Isaacowitz и Zhang (2014) продемонстрировали различия в способах развития целостного мышления у китайских и американских участников, а Рамеш и Гельфанд (2010) продемонстрировали, что текучесть кадров больше связана с соответствием требованиям. между человеком и организацией, в которой он работает, в индийской выборке, но соответствие между человеком и его конкретной работой было более предсказательным для текучести кадров в американской выборке.

Попробуйте

Предвзятость актера-наблюдателя

Возвращаясь к нашему предыдущему примеру, Грег был уволен, но сторонний наблюдатель этого не знал. Таким образом, наивный наблюдатель склонен приписывать враждебное поведение Грега его характеру, а не истинной ситуационной причине. Как вы думаете, почему мы недооцениваем влияние ситуации на поведение других? Одна из причин заключается в том, что у нас часто нет всей информации, необходимой для ситуативного объяснения поведения другого человека. Единственная информация, которую мы можем иметь, это то, что можно наблюдать. Из-за этого недостатка информации мы склонны предполагать, что такое поведение обусловлено диспозиционным или внутренним фактором. Однако, когда дело доходит до объяснения собственного поведения, нам доступно гораздо больше информации. Если бы вы пришли домой из школы или с работы рассерженными и накричали на свою собаку или любимого человека, как бы вы объяснили это? Вы можете сказать, что очень устали или плохо себя чувствуете и нуждаетесь в тишине — ситуативное объяснение. предвзятость актора-наблюдателя — это феномен приписывания поведения других людей внутренним факторам (фундаментальная ошибка атрибуции), в то время как наше собственное поведение приписывается ситуационным силам (Jones & Nisbett, 1971; Nisbett, Caputo, Legant, & Marecek, 1973; Choi & Нисбетт, 1998). Как акторы поведения, у нас есть больше информации, чтобы объяснить наше собственное поведение. Однако, как наблюдатели, у нас меньше доступной информации; поэтому мы склонны по умолчанию придерживаться диспозиционистской точки зрения.

В одном из исследований предвзятости актер-наблюдатель изучались причины, по которым участники-мужчины объясняли, почему им нравится их девушка (Nisbett et al., 1973). На вопрос, почему участникам нравилась их собственная девушка, участники сосредоточились на внутренних, характерных качествах своих подруг (например, на ее приятном характере). Объяснения участников редко включали внутренние причины, такие как диспозиционные черты (например, «Мне нужно общение»). Напротив, при размышлении о том, почему другу-мужчине нравится его девушка, участники с одинаковой вероятностью давали диспозиционные и внешние объяснения. Это подтверждает идею о том, что акторы, как правило, дают мало внутренних объяснений, но много ситуативных объяснений своего собственного поведения. Напротив, наблюдатели склонны давать более диспозиционные объяснения поведению друга (рис. 4).

Рисунок 4 . Предвзятость актера-наблюдателя очевидна, когда испытуемые объясняют свои собственные причины симпатии к девушке, а не свои впечатления о причинах симпатии к девушке других.

Корыстная предвзятость

Мы можем понять корыстную предвзятость, углубившись в атрибуцию , убеждение о причине результата. Одна модель атрибуции предлагает три основных параметра: локус контроля (внутренний или внешний), стабильность (стабильный или нестабильный) и управляемость (контролируемый или неконтролируемый). В этом контексте под стабильностью понимается степень изменчивости обстоятельств, приводящих к данному результату. Обстоятельства считаются стабильными, если маловероятно, что они изменятся. Управляемость относится к степени, в которой обстоятельства, связанные с данным результатом, могут контролироваться. Очевидно, что те вещи, которые мы можем контролировать, должны быть названы контролируемыми (Вайнер, 19). 79).

В зависимости от результата корыстные предубеждения — это те атрибуции, которые позволяют нам видеть себя в благоприятном свете (например, приписывание внутренних атрибуций успеха и внешних атрибуций неудач). Когда вы хорошо справляетесь с заданием, например, сдаете экзамен, в ваших интересах использовать диспозиционную атрибуцию своего поведения («Я умный»), а не ситуативную («Экзамен был легким», ). Склонность человека присваивать себе заслуги, делая диспозиционные или внутренние атрибуции положительных результатов (Miller & Ross, 19).75). Корыстная предвзятость — это тенденция объяснять наши успехи диспозиционными (внутренними) характеристиками, а неудачи — ситуационными (внешними) факторами. Опять же, это зависит от культуры. Это предубеждение служит для защиты самооценки. Вы можете себе представить, что если бы люди всегда приписывали своему поведению ситуативные атрибуции, они никогда не смогли бы присвоить себе заслуги и радоваться своим достижениям.

Рассмотрим пример того, как мы объясняем победы нашей любимой спортивной команды. Исследования показывают, что мы делаем внутренние, стабильные и контролируемые атрибуции для победы нашей команды (рис. 12.6) (Гроув, Ханрахан и Макинман, 19).91). Например, мы можем сказать себе, что наша команда талантлива (внутренняя), постоянно усердно работает (стабильная) и использует эффективные стратегии (контролируемая). Напротив, мы более склонны делать внешние, нестабильные и неконтролируемые атрибуции, когда наша любимая команда проигрывает. Например, мы можем сказать себе, что у другой команды более опытные игроки или что судьи были несправедливы (внешние), другая команда играла дома (нестабильно), а холодная погода повлияла на игру нашей команды (неконтролируемая).

Попробуйте

Рисунок 5 . Мы склонны полагать, что наша команда выигрывает, потому что она лучше, но проигрывает по причинам, которые она не может контролировать (Roesch & Amirkham, 1997). (кредит: «TheAHL»/Flickr)

Гипотеза справедливого мира

Одним из следствий склонности жителей Запада давать диспозиционные объяснения поведения является обвинение жертвы (Jost & Major, 2001). Когда людям не везет, другие склонны считать, что они каким-то образом несут ответственность за свою судьбу. Распространенной идеологией или мировоззрением в Соединенных Штатах является гипотеза справедливого мира. Гипотеза справедливого мира — это вера в то, что люди получают результаты, которых они заслуживают (Lerner & Miller, 1978). Чтобы поддерживать веру в справедливость мира, люди склонны думать, что хорошие люди имеют положительные результаты, а плохие — отрицательные (Jost, Banaji, & Nosek, 2004; Jost & Major, 2001). Способность думать о мире как о справедливом месте, где люди получают то, что они заслуживают, позволяет нам чувствовать, что мир предсказуем и что мы в некоторой степени контролируем результаты своей жизни (Jost et al., 2004; Jost & Major, 2001). Например, если вы хотите добиться положительных результатов, вам просто нужно усердно работать, чтобы добиться успеха в жизни.

Рисунок 6 . Люди, придерживающиеся убеждений в справедливом мире, склонны обвинять людей в бедности в своих обстоятельствах, игнорируя ситуационные и культурные причины бедности. (кредит: Адриан Майлз)

Можете ли вы представить негативное последствие гипотезы справедливого мира? Одним из негативных последствий является склонность людей обвинять бедных людей в своем тяжелом положении. Какие общие объяснения даются тому, почему люди живут в бедности? Слышали ли вы такие утверждения, как «Бедные ленивы и просто не хотят работать» или «Бедные люди просто хотят жить за счет государства»? Какие это типы объяснений, диспозиционные или ситуативные? Эти диспозиционные объяснения являются яркими примерами фундаментальной ошибки атрибуции. Обвинение бедных людей в их бедности игнорирует влияющие на них ситуационные факторы, такие как высокий уровень безработицы, рецессия, плохие возможности для получения образования и семейный цикл бедности (рис. 6). Другие исследования показывают, что люди, придерживающиеся взглядов на справедливость, негативно относятся к безработным и больным СПИДом (Sutton & Douglas, 2005). В Соединенных Штатах и ​​​​других странах жертвы сексуального насилия могут быть обвинены в жестоком обращении с ними. Группы защиты потерпевших, такие как «Прекращение домашнего насилия» (DOVE), посещают суд в поддержку жертв, чтобы убедиться, что вина возложена на виновных в сексуальном насилии, а не на жертв.

Смотреть IT

Вы можете просмотреть стенограмму «Должны ли вы доверять своему первому впечатлению? – Peter Mende-Siedlecki» здесь (открывается в новом окне).

Подумай об этом

  • Приведи личный пример опыта, в котором на твое поведение повлияла сила ситуации.
  • Подумайте о каком-нибудь спортивном деятеле — игроке или тренере — в средствах массовой информации, который корыстно объясняет свою победу или поражение. Примеры могут включать в себя обвинение рефери в неправильных решениях в случае проигрыша или ссылку на собственный труд и талант в случае победы.

Глоссарий

смещение актера-наблюдателя:  явление объяснения поведения других людей обусловлено внутренними факторами, а наше собственное поведение обусловлено ситуационными силами

атрибуция: наше объяснение источника нашего собственного или чужого поведения и результаты

коллективистская культура:  культура, ориентированная на общественные отношения с другими людьми, такими как семья, друзья и сообщество

диспозиционизм:  описывает точку зрения, общую для личностных психологов, которая утверждает, что наше поведение определяется внутренними факторами, такими как черты личности и темперамент

фундаментальная ошибка атрибуции: склонность переоценивать внутренние факторы как атрибуты поведения и недооценивать силу ситуации

индивидуалистическая культура:  культура, ориентированная на индивидуальные достижения и автономию

внутренний фактор:  внутренние атрибуты человека, такие как черты личности или темперамент

гипотеза справедливого мира:  идеология, распространенная в Соединенных Штатах, согласно которой люди получают результаты, которых они заслуживают путем создания диспозиционных или внутренних атрибуций для положительных результатов и ситуационных или внешних атрибуций для отрицательных результатов

ситуационизм:  описывает точку зрения, согласно которой поведение и действия определяются непосредственной средой и окружением; точка зрения, продвигаемая социальными психологами

социальная психология: область психологии, изучающая, как люди влияют или влияют друг на друга, уделяя особое внимание силе ситуации

Внесите свой вклад!

У вас есть идеи по улучшению этого контента? Мы будем признательны за ваш вклад.

Улучшить эту страницуПодробнее

Как социальный контекст влияет на наш мозг и поведение? · Frontiers for Young Minds

Abstract

Когда мы взаимодействуем с другими, контекст, в котором происходят наши действия, играет важную роль в нашем поведении. Это означает, что наше понимание объектов, слов, эмоций и социальных сигналов может различаться в зависимости от того, где мы с ними сталкиваемся. Здесь мы объясняем, как контекст влияет на повседневные умственные процессы, начиная от того, как люди видят вещи, и заканчивая тем, как они ведут себя с другими. Затем мы представляем модель сети социального контекста. Эта модель объясняет, как люди обрабатывают контекстуальные сигналы, когда они взаимодействуют, посредством активности лобных, височных и островных областей мозга. Затем мы показываем, что, когда эти области мозга поражены некоторыми заболеваниями, пациентам трудно обрабатывать контекстуальные сигналы. Наконец, мы описываем новые способы изучения социального поведения с помощью записей мозга в повседневных ситуациях.

Введение

Все, что вы делаете, зависит от ситуации, в которой вы это делаете. Ситуация, окружающая действие, называется его контекстом. На самом деле анализ контекста имеет решающее значение для социального взаимодействия и даже, в некоторых случаях, для выживания. Представьте, что вы видите испуганного мужчину: ваша реакция зависит от выражения его лица (например, поднятые брови, широко раскрытые глаза), а также от контекста ситуации. Контекст может быть внешним (есть ли вокруг что-то пугающее?) или внутренним (я спокоен или мне тоже страшно?). Такие контекстуальные подсказки имеют решающее значение для вашего понимания любой ситуации.

Контекст формирует все процессы в вашем мозгу, от визуального восприятия до социальных взаимодействий [1]. Ваш разум никогда не изолирован от окружающего мира. Конкретное значение объекта, слова, эмоции или социального события зависит от контекста (рис. 1). Контекст может быть очевидным или тонким, реальным или воображаемым, сознательным или бессознательным. Простые оптические иллюзии демонстрируют важность контекста (рис. 1А, Б). В иллюзии Эббингауза (рис. 1А) кольца кругов окружают два центральных круга. Центральные круги одинакового размера, но один кажется меньше другого. Это так, потому что окружающие круги обеспечивают контекст. Этот контекст влияет на ваше восприятие размера центральных кругов. Довольно интересно, правда? Точно так же в иллюзии стены кафе (рис. 1Б) контекст влияет на ваше восприятие ориентации линий. Линии параллельны, но вы видите их сходящимися или расходящимися. Можно попробовать ориентироваться на среднюю линию фигуры и проверить линейкой. Контекстные подсказки также помогают распознавать объекты в сцене [2]. Например, может быть легче распознавать буквы, когда они находятся в контексте слова. Таким образом, вы можете видеть тот же набор линий, что и буква H или буква A (рис. 1C). Конечно, вы не прочитали эту фразу как «ТАЕ ЧТ», верно? Наконец, контекстуальные сигналы также важны для социального взаимодействия. Например, визуальные сцены, голоса, тела, другие лица и слова формируют то, как вы воспринимаете эмоции на лице [3]. Если вы видите рисунок 1D отдельно, женщина может выглядеть разъяренной. Но взгляните еще раз, на этот раз на рисунок 1Е. Здесь вы видите восторженную Серену Уильямс после того, как она заняла первое место в теннисном рейтинге. Это показывает, что распознавание эмоций зависит от дополнительной информации, которой нет в самом лице.

  • Рис. 1. Контекст влияет на то, как вы видите вещи.
  • А,Б. Визуальный контекст влияет на то, как вы видите фигуры. C. Контекст также играет важную роль в распознавании объектов. Объекты, связанные с контекстом, легче распознать. «КОТ» — хороший пример контекстных эффектов при распознавании букв (воспроизведено с разрешения Чуна [2]). Д,Э. Контекст также влияет на то, как вы распознаете эмоцию [Хэнсон К. Джозеф (собственная работа), CC BY-SA 4.0 (http://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0), через Wikimedia Commons].

Контекстные подсказки также помогают разобраться в других ситуациях. То, что уместно в одном месте, может быть неуместно в другом. Шутки — это нормально, когда вы учитесь с друзьями, но не во время самого экзамена. Кроме того, контекст влияет на то, как вы себя чувствуете, когда видите, что что-то происходит с другим человеком. Представьте, что кого-то избивают на улице. Если бы человек, которого бьют, был вашим лучшим другом, отреагировали бы вы так же, как если бы он был незнакомцем? Причина, по которой вы, вероятно, ответили «нет», заключается в том, что ваши эмпатия может зависеть от контекста. Контекст будет определять, броситесь ли вы на помощь или убежите в страхе. Короче говоря, социальные ситуации формируются контекстуальными факторами, влияющими на то, как вы себя чувствуете и действуете.

Контекстные подсказки важны для интерпретации социальных ситуаций. Тем не менее, они были в значительной степени проигнорированы в мире науки. Чтобы восполнить этот пробел, наша группа предложила модель сети социального контекста [1]. Эта модель описывает сеть мозга, которая интегрирует контекстную информацию во время социальных процессов. Эта мозговая сеть объединяет активность нескольких различных областей мозга, а именно лобных, височных и островных областей мозга (рис. 2). Это правда, что многие другие области мозга участвуют в обработке контекстной информации. Например, контекст объекта, который вы можете видеть, влияет на процессы в зрительных областях вашего мозга [4]. Однако сеть, предлагаемая нашей моделью, включает в себя основные области, задействованные в обработке социального контекста. Даже контекстуальное визуальное распознавание предполагает активность височных и лобных областей, включенных в нашу модель [5].

  • Рисунок 2. Части мозга, которые работают вместе, в сетевой модели социального контекста.
  • Эта модель предполагает, что социальные контекстуальные сигналы обрабатываются сетью определенных областей мозга. Эта сеть состоит из лобной (светло-голубой), височной (оранжевый) и островной (зеленый) областей мозга и связей между этими областями.

Как ваш мозг обрабатывает контекстные сигналы в социальных сценариях?

Для интерпретации контекста в социальных сетях ваш мозг опирается на сеть областей мозга, включая лобную, височную и островковую области. На рис. 2 лобные области показаны голубым цветом. Эти области помогают вам обновлять контекстную информацию, когда вы фокусируетесь на чем-то (скажем, на светофоре, когда вы идете по улице). Эта информация поможет вам предвидеть, что может произойти дальше, исходя из вашего предыдущего опыта. Если то, что вы видите, меняется (пока вы идете по улице, появляется злобный доберман), лобные области активируются и обновляют предсказания («это может быть опасно!»). На эти прогнозы будет влиять контекст («о, собака на поводке») и ваш предыдущий опыт («да, но однажды на меня напала собака, и это было очень плохо!»). Если лобные области человека повреждены, ему будет трудно распознать влияние контекста. Таким образом, доберман может не восприниматься как угроза, даже если на этого человека раньше нападали другие собаки! Основная роль лобных областей состоит в том, чтобы предсказывать значение действий, анализируя контекстуальные события, окружающие действия.

На рис. 2 зеленым цветом показаны островковые области, также называемые островковой долей. Островковая доля объединяет сигналы изнутри и снаружи вашего тела. Островковая доля получает сигналы о том, что происходит в вашем кишечнике, сердце и легких. Это также поддерживает вашу способность испытывать эмоции. Даже бабочки, которые вы иногда чувствуете в животе, зависят от активности мозга! Эта информация сочетается с контекстуальными сигналами вне вашего тела. Итак, когда вы видите, что доберман отрывается от своего хозяина, вы можете почувствовать, что ваше сердце начинает биться чаще (внутренний сигнал организма). Затем ваш мозг объединяет внешние контекстуальные сигналы («доберман на свободе!») с сигналами вашего тела, заставляя вас чувствовать страх. Пациенты с повреждением островковой области не так хорошо отслеживают сигналы своего внутреннего тела и комбинируют их со своими эмоциями. Островок имеет решающее значение для придания эмоциональной ценности событию.

Наконец, на рисунке 2 показаны височные области, отмеченные оранжевым цветом. Височные области связывают объект или человека, на котором вы фокусируетесь, с контекстом. Память играет здесь главную роль. Например, когда доберман вырывается на свободу, вы смотрите на его хозяина и понимаете, что это тот добрый человек, которого вы встретили на прошлой неделе в зоомагазине. Кроме того, височные области связывают контекстуальную информацию с информацией из лобных и островных областей. Эта система поддерживает ваши знания о том, что доберманы могут нападать на людей, побуждая вас искать защиты.

Подводя итог, можно сказать, что объединение того, что вы испытываете, с социальным контекстом зависит от сети мозга, включающей лобную, островковую и височную области. Благодаря этой сети мы можем интерпретировать все виды социальных событий. Фронтальные области корректируют и обновляют то, что вы думаете, чувствуете и делаете, в зависимости от настоящих и прошлых событий. Эти области также предсказывают возможные события в вашем окружении. Островковая доля объединяет сигналы изнутри и снаружи вашего тела, чтобы вызвать определенное ощущение. Височные области связывают объекты и людей с текущей ситуацией. Таким образом, все части сетевой модели социального контекста работают вместе, чтобы объединить контекстную информацию, когда вы находитесь в социальных сетях.

Когда невозможно обработать контекст

Наша модель помогает объяснить данные, полученные у пациентов с повреждением головного мозга. Эти пациенты испытывают трудности с обработкой контекстуальных сигналов. Например, людям с аутизмом трудно смотреть в глаза и взаимодействовать с другими. Они могут демонстрировать повторяющееся поведение (например, постоянно выстраивать игрушечные машинки) или проявлять чрезмерный интерес к теме. Они также могут вести себя неподобающим образом и иметь проблемы с адаптацией к школе, дому или работе. Люди с аутизмом могут не распознавать эмоции на лицах других людей. Их эмпатия также может быть снижена. Одно из наших исследований [6] показало, что эти проблемы связаны со снижением способности обрабатывать контекстную информацию. Люди с аутизмом и здоровые испытуемые выполняли задания, требующие различных социальных навыков. Аутичные люди плохо справлялись с задачами, основанными на контекстных подсказках, например, с определением эмоций человека по его жестам или тону голоса. Но аутичные люди хорошо справлялись с заданиями, не требующими анализа контекста, например с заданиями, которые можно было выполнить, следуя очень общим правилам (например, «никогда не трогать незнакомца на улице»). Таким образом, социальные проблемы, которые мы часто наблюдаем у аутичных людей, могут быть результатом трудностей с обработкой контекстуальных сигналов.

Другое заболевание, которое может возникнуть в результате проблем с обработкой контекстуальной информации, называется поведенческим вариантом лобно-височной деменции . У пациентов с этим заболеванием проявляются изменения в личности и в том, как они взаимодействуют с другими людьми, примерно после 60 лет. Они могут совершать неподобающие поступки на публике. Как и люди с аутизмом, они могут не проявлять сочувствия или с трудом распознавать эмоции. Кроме того, им трудно разобраться в деталях контекста, необходимых для понимания социальных событий. Все эти изменения могут отражать общие проблемы с обработкой информации социального контекста. Эти проблемы могут быть вызваны повреждением сети мозга, описанной выше.

Наша модель также может объяснить пациентов с повреждением лобных долей или тех, у кого есть такие состояния, как шизофрения или биполярное расстройство [7]. Шизофрения — это психическое расстройство, характеризующееся атипичным социальным познанием и неспособностью различать реальный и воображаемый мир (как в случае галлюцинаций). Сходные, но менее выраженные проблемы возникают у пациентов с биполярным расстройством, которое представляет собой еще одно психиатрическое заболевание, в основном характеризующееся чередованием периодов депрессии и периодов приподнятого настроения (называемых гипоманией или манией).

Таким образом, проблемы с социальным поведением, наблюдаемые при многих заболеваниях, вероятно, связаны с плохой обработкой контекста после повреждения определенных областей мозга, как предполагает наша модель (рис. 2). Будущие исследования должны изучить, насколько верна эта модель, добавляя больше данных о процессах и регионах, которые она описывает.

Новые методы оценки социального поведения и контекстуальной обработки

Упомянутые выше результаты важны для ученых и врачей. Однако у них есть большое ограничение. Они не отражают того, как люди ведут себя в повседневной жизни! Большинство результатов исследований были получены в ходе лабораторных заданий, в которых человек реагировал на изображения или видео. Эти задачи на самом деле не отражают то, как мы действуем каждый день в нашей жизни. Социальная жизнь намного сложнее, чем сидеть за столом и нажимать кнопки, когда видишь изображения на компьютере, верно? Исследования, основанные на таких задачах, не отражают реальных социальных ситуаций. В повседневной жизни люди взаимодействуют в контекстах, которые постоянно меняются.

К счастью, новые методы позволяют ученым оценивать взаимодействие в реальной жизни. Гиперсканирование является одним из таких методов. Гиперсканирование позволяет измерять мозговую активность двух или более людей, когда они выполняют какие-то действия вместе. Например, каждый предмет может лежать внутри отдельного сканера (большой трубки с мощными магнитами). Этот сканер может обнаруживать изменения в кровотоке в мозгу во время взаимодействия двух людей. Этот подход используется, например, для изучения мозга матери и ее ребенка, когда они смотрят друг другу в лицо (рис. 3А).

  • Рисунок 3. Новые методы изучения обработки контекстных сигналов.
  • A. Мать и ее младенец смотрят на выражения лиц друг друга, пока записывается активность их мозга (воспроизведено с разрешения Масаюки и др. [8]). B. Гиперсканирование людей, взаимодействующих друг с другом во время игры в Дженгу (воспроизведено с разрешения Лю и др. [9]). C. Новый метод изучения мозговой активности, называемый мобильной визуализацией мозга/тела (MoBI) (воспроизведен с разрешения Makeig et al. [10]). D. Моделирование виртуальной реальности виртуального поезда на станции и виртуального вагона поезда (воспроизведено с разрешения Freeman et al. [11]).

Гиперсканирование также можно проводить с помощью электроэнцефалографического оборудования. Электроэнцефалография измеряет электрическую активность головного мозга. К голове крепятся специальные датчики, называемые электродами. Они подключены проводами к компьютеру, который записывает электрическую активность мозга. На рисунке 3В показан пример использования гиперсканирования электроэнцефалограммы. Этот метод использовался для измерения активности мозга у двух человек во время игры в дженгу. Будущие исследования должны применить эту технику для изучения обработки социальных контекстуальных сигналов.

Одним из ограничений гиперсканирования является то, что обычно требуется, чтобы участники оставались неподвижными. Однако взаимодействие в реальной жизни включает в себя множество телесных действий. К счастью, новый метод, называемый мобильной визуализацией мозга/тела (MoBI, рис. 3C), позволяет измерять активность мозга и действия тела, когда люди взаимодействуют в естественных условиях.

Еще один интересный подход — использовать виртуальную реальность . Эта техника включает в себя фальшивые ситуации. Однако он ставит людей в разные ситуации, требующие социального взаимодействия. Это ближе к реальной жизни, чем задачи, используемые в большинстве лабораторий. В качестве примера рассмотрим рисунок 3D. Это показывает эксперимент виртуальной реальности, в котором участники путешествовали по станции метро в Лондоне. Наше понимание того, как контекст влияет на социальное поведение, может быть расширено в будущих исследованиях виртуальной реальности.

Таким образом, будущие исследования должны использовать новые методы измерения реальных взаимодействий. Этот тип исследования может быть очень важен для врачей, чтобы понять, что происходит с обработкой сигналов социального контекста при различных травмах или заболеваниях головного мозга. Эти реалистичные задачи более чувствительны, чем большинство лабораторных задач, которые обычно используются для оценки пациентов с заболеваниями головного мозга.

Глоссарий

Эмпатия : Способность чувствовать то, что чувствует другой человек, то есть «поставить себя на место этого человека».

Аутизм : Общий термин для группы сложных нарушений развития головного мозга. Эти расстройства характеризуются повторяющимся поведением, а также различными уровнями сложности социального взаимодействия и как вербальной, так и невербальной коммуникации.

Поведенческий вариант Лобно-височная деменция : Заболевание головного мозга, характеризующееся прогрессирующими изменениями личности и потерей эмпатии. Больные испытывают трудности в регулировании своего поведения, что часто выливается в социально неадекватные действия. Симптомы обычно начинают проявляться в возрасте около 60 лет.

Гиперсканирование : Новый метод измерения активности мозга одновременно у двух человек.

Виртуальная реальность : Компьютерные технологии, использующие программное обеспечение для создания реалистичных изображений, звуков и других ощущений, воспроизводящих реальную среду. Этот метод использует специализированные экраны или проекторы для имитации физического присутствия пользователя в этой среде, что позволяет ему или ей взаимодействовать с виртуальным пространством и любыми объектами, изображенными в нем.

Заявление о конфликте интересов

Авторы заявляют, что исследование проводилось при отсутствии каких-либо коммерческих или финансовых отношений, которые могли бы быть истолкованы как потенциальный конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конкурирующих финансовых интересов.


Благодарности

Это исследование было поддержано грантами от CONICYT/FONDECYT Regular (1170010), FONDAP 15150012 и Фонда INECO.


Каталожные номера

[1] Ибанес, А., и Манес, Ф. 2012. Контекстное социальное познание и поведенческий вариант лобно-височной деменции. Неврология 78 (17): 1354–62. дои: 10.1212/WNL.0b013e3182518375

[2] Chun, MM 2000. Контекстные сигналы визуального внимания. Тенденции Познан. науч. 4(5):170–8. дои: 10.1016/S1364-6613(00)01476-5

[3] Барретт Л. Ф., Мескита Б. и Гендрон М. 2011. Контекст в восприятии эмоций. Курс. Прямой психол. науч. 20 (5): 286–90. doi:10.1177/0963721411422522

[4] Бек, Д. М., и Кастнер, С. 2005. Контекст стимула модулирует конкуренцию в экстрастриарной коре человека. Нац. Неврологи. 8(8):1110–6. дои: 10.1038/nn1501

[5] Бар, М. 2004. Визуальные объекты в контексте. Нац. Преподобный Нейроски. 5(8):617–29. дои: 10.1038/nrn1476

[6] Baez, S., and Ibanez, A. 2014. Влияние обработки контекста на нарушения социального познания у взрослых с синдромом Аспергера. Передний. Неврологи. 8:270. Дои: 10.3389/fnins.2014.00270

[7] Баез, С., Гарсия, А. М., и Ибанез, А. 2016. Сетевая модель социального контекста при психических и неврологических заболеваниях. Курс. Вершина. Поведение Неврологи. 30: 379–96. дои: 10.1007/7854_2016_443

[8] Масаюки Х., Такаши И., Мицуру К., Томоя К., Хиротоши Х., Юко Ю. и Минору А. 2014. Гиперсканирование МЭГ для понимания матери- детские мозговые взаимодействия. Передний шум Neurosci 8:118. doi:10.3389/fnhum.2014.00118

[9] Лю, Н., Мок, К., Витт, Э. Э., Прадхан, А. Х., Чен, Дж. Э., и Рейсс, А. Л. 2016. Гиперсканирование на основе NIRS выявляет межмозговую нейронную синхронизацию во время совместной игры Дженга с общение лицом к лицу. Передний шум Neurosci 10:82. doi:10.3389/fnhum.2016.00082

[10] Макейг, С., Граманн, К., Юнг, Т.-П., Сейновски, Т.Дж., и Пойзнер, Х. 2009. Связь мозга, разума и поведения: обещание мобильного мозга/тела визуализации (MoBI).

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>