Пальчиковая гимнастика для дошкольников: Пальчиковая гимнастика: 9 простых и полезных игр для малышей

почему важна и как проводить правильно

Опубликовано:

Мальчик делает пальчиковую гимнастику: Freepik

Педагог и гуманист Василий Сухомлинский говорил, что ум ребенка находится на кончиках его пальцев. От мелкой моторики рук малыша зависит развитие его мышления, воображения, речи. Как развивать моторику и в чем плюсы пальчиковой гимнастики, рассказала доктор философии Лиз Хестбек и исследовательница интеллекта Аннетт Бронс.

Пальчиковая гимнастика и ее польза для развития ребенка

Пальчиковая гимнастика ― игровые движения рук и пальцев, которые часто сопровождаются короткими стихами и ритмичной речью. Упражнения пальчиковой гимнастики весьма эффективны при развитии мелкой моторики, очень просты в исполнении и не требуют много времени. Это незаменимый помощник родителей в гармоничном и своевременном развитии ребенка.

Эффективность пальчиковых игр связана с особенностями строения коры головного мозга. Речевые зоны расположены в ней в непосредственной близости к двигательным центрам. Активные движения пальцами и руками активизируют работу нейронов в обеих зонах.

Что развивает пальчиковая гимнастика? По мнению педагога-логопеда Светланы Лапшиной, игры способствуют развитию:

  • Мелкой моторики. Постоянно повторяя упражнения, малыш развивает гибкость кистей и пальцев, их подвижность. Улучшается координация движений.
  • Внимания. Играя с пальцами, ребенок тренирует устойчивость внимания, ее объем, умение концентрироваться.
  • Речи. В процессе пальчиковых игр малыш прислушивается к речи взрослых и начинает повторять слова, которые слышит. Параллельно в коре головного мозга активизируются речевые центры, увеличивается словарный запас ребенка.
  • Память. Все движения в пальчиковых играх сопровождаются рассказами, считалками или стихами. Малыш следит за словами и постепенно запоминает их, ассоциируя с движениями собственных пальцев. В этот момент развивается как кратковременная, так и долгосрочная память ребенка.
  • Воображение и творческие способности. Стихи и любые рассказы, сопровождающие игру с пальчиками, пробуждают творческий потенциал малыша.
Девочка показывает четыре пальца: Pexels

Пальчиковая гимнастика способствует социализации ребенка и созданию благоприятной эмоциональной атмосферы. Играя пальчиками, малыш учится подражать взрослым, вслушиваться в речь, повышает свою речевую активность, готовит руку к письму и развлекается.

Почему важна пальчиковая гимнастика для детей? Доктор философии Лиз Хестбек и ее коллеги уверены, что хорошие моторные навыки важны для физического, социального и психологического развития ребенка. По мнению группы исследователей во главе с Аннетт Бронс, у 5–10 % младших школьников наблюдается отставание в развитии мелкой моторики. Развивают навык с помощью пальчиковой гимнастики.

Правила и упражнения по пальчиковой гимнастике

Как делать пальчиковую гимнастику? Главное правило ― подбирайте упражнения и игры по возрасту ребенка. Для малышей до 3 лет будет достаточно массажа ладошек и пальчиков, сопровождаемого потешками и стишками. В 3–4 года можно играть с двумя ручками, используя в ходе игры дополнительные предметы. С 5 лет нужно придумывать для детей более сложные упражнения и игры, активирующие их творческие способности.

Упражнения для самых маленьких

Начинать заниматься пальчиковой гимнастикой можно с 6–7 месяцев. В этот период можно разминать пальчики ребенка, чередуя растирание, сгибание и разгибание.

Детям этого возраста подойдут такие упражнения:

  • Пальчики. Растирая пальчики ребенка, повторяйте:

Это — пальчик наш большой, он красивый и смешной.

Это — пальчик безымянный. Он сердитый и внимательный.

Этот пальчик — средний, не первый и не последний.

Этот пальчик безымянный — он не любит каши манной.

А этот — мизинчик — любит бегать в магазинчик.

  • Сорока-ворона. Загибайте в кулак по одному пальцу, повторяя:

Кашу варила

Деток кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала:

Ты дров не рубил

Воды не носил.

Первое время все движения за малыша делает мама. Постепенно ребенок запоминает и начинает сам повторять действия пальцами.

Младенец обхватил ручкой палец взрослого: Pexels

Гимнастика для детей от 3 лет

Для занятий пальчиковой гимнастикой с детьми 3–4 лет педагоги рекомендуют поиграть в семью пальчиков. Поочередно соединяйте между собой под стишок соответствующие пальцы правой и левой руки, начиная с большого:

Пальчик, пальчик, где ты был?

С этим братом в лес ходил!

С этим братом суп варил!

С этим братом кашку ел!

С этим братом песню пел!

Еще одна игра — «Очки». Движения выполняют под фразу «Бабушка очки надела и внучонка разглядела». Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Импровизированные очки подносят к глазам.

Пальчиковые игры для детей 5 лет

С 5 лет акцентируйте пальчиковые игры на развитии творческих способностей. Малыш сам начинает проявлять инициативу, менять правила игры, добавлять новые движения. Для этого возраста подойдут такие упражнения:

  • Рыбка. Соедините перед собой ладони и воспроизводите движения из стихотворения, имитируя плывущую рыбку:

Рыбка в озере живет.

Рыбка в озере плывет.

Хвостиком ударит вдруг.

И услышим мы — плюх, плюх!

  • Черепаха. Повторяйте пальцами озвученные в стихотворении движения:

Шла большая черепаха

И дрожала вся от страха:

Кусь-кусь-кусь! Кусь-кусь-кусь!

Никого я не боюсь!

Такие игры способны пробудить у ребенка интерес к более серьезному развитию творческих навыков. Дошкольникам они помогут подготовиться к школе.

Пальчиковая гимнастика ― упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук. Они очень полезны для ребенка: способствуют улучшению памяти, концентрации внимания, развитию речи и творческих способностей.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/children/1787115-palcikovaa-gimnastika-dla-detej-prostye-i-poleznye-igry/

Пальчиковая гимнастика ✅ Блог IQsha.ru

Пальчиковая гимнастика для дошкольников

“Сорока-ворона кашу варила…”  — эта лёгкая считалочка известна всем с самого рождения. И не случайно! Ведь ещё наши прапрабабушки играли с пальчиками своих деток и приговаривали этот стишок. Зачем же они это делали? 

А вот зачем: с самого рождения двигательная активность пальцев и кистей рук имеет чрезвычайно важное значение в развитии малыша. Учёными-физиологами уже давно доказано, что между развитием мелкой моторики и всех высших психических функций ребенка существует прямая связь. Мышление, внимание, восприятие, память и, конечно, речь задействованы в процессах, связанных с мелкой моторикой. Доказано, что двигательная активность кистей рук стимулирует речевые зоны головного мозга,  так как они расположены рядом с зоной мозга, которая отвечает за развитие моторики кистей и пальцев.

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В. А. Сухомлинский, выдающийся педагог, создатель педагогической системы, писатель.

Вряд ли, конечно, наши прапрабабушки знали о научных достижениях в области нейропсихологии и поэтому делали пальчиковую гимнастику детям. Но современные мамы и педагоги играют с детьми в пальчиковую гимнастику уже осознанно.

Пальчиковая гимнастика — это универсальный, легкий и действенный способ не только весело поиграть с ребенком, но и развивать мозг своего любимого малыша. Помимо этого пальчиковая гимнастика помогает готовить руку ребёнка к письму. Для того, чтобы сделать пальчиковую гимнастику, не обязательно знать много детских стихов и песенок, не нужно оканчивать курсы и получать образование. Всё очень просто! Например, пальчиковая гимнастика может быть такой: массаж рук, игры с маленькими мячиками и игры с пальчиками. 


Массаж

Массаж пальчиков можно начинать с самого рождения. Легкие поглаживания, растирания, сгибание и разгибание каждого пальчика, проминания суставчиков — это уже чудодейственный способ, тонизирующий малыша и его нервную систему.

В возрасте 3 лет дети могут начинать делать самомассаж пальчиков. Просто показывайте упражнения на себе, и ваш малыш будет с удовольствием их повторять. Не забывайте массировать не только ладони и пальцы, но и тыльную сторону кистей рук. Делайте массаж под весёлую песенку или проговаривая весёлый стишок. 

Пальчик указательный (проминаем палец)
У меня внимательный: (растираем снизу вверх)
Всё на свете замечает, (сгибаем — разгибаем палец)
Про меня не забывает. (делаем пальчиком круг)
Пальчик средний — молодец, (проминаем  палец)
Удалец и сорванец. (растираем палец)
Этот пальчик — безымянный, (проминаем палец)
Отдыхает постоянно. (растираем палец)
А мизинчик сладенький, (проминаем палец)
Словно виноградинка. (растираем палец)
И большой, умелый, (проминаем палец)
Пальчик самый смелый. (растираем палец)
Уложились на бочок — (сгибаем — разгибаем)
Получился кулачок! (делаем кулак)


Пальчиковые игры с мячами

Играя с массажными мячиками, малыши не только массируют ручки и готовятся к освоению навыка письма, но учатся манипулировать с предметами, развивают “мышление в действии”. Для игр выбирайте самые разные мячики — от совсем маленьких до больших, гладкие и колючие, резиновые и пластиковые. Таким образом вы будете развивать восприятие и пространственные представления ребенка. 

Мячик в руки мы возьмём,
Покатаем и потрём.
По ладошкам вверх и вниз,
Пальцами ты пробегись.
Крепко мы его сожмём
И погладим, разотрём.
Чтобы ручки развивать,
Нужно с мячиком играть.

Пальчиковая гимнастика для малышей

Малыши познают окружающий мир через игру. Поэтому и все упражнения пальчиковой гимнастики нужно делать весело и непринуждённо. 

Гули-гули, голубок, (ладошками делаем машущие движения)
Принеси нам башмачок! (просящий жест ладошкой)
Синенький, хороший,  (гладим одной ладонью тыльную сторону другой)
В белую горошину. (тыкаем указательным пальчиком по ладошке)

Выполните развивающие упражнения от Айкьюши

Пальчиковая гимнастика для младших дошкольников

С возрастом дети всё активнее начинают играть, развивается их воображение. Для них  пальчиковая гимнастика становится более разнообразной. 

Молоточки тук-тук-тук, (кулачки стучат одновременно)
Сделаем руками круг (широкий жест, каждая рука описывает полукруг)
А ладошки хлоп-хлоп-хлоп, (хлопаем в ладоши)
Сели бабочки на лоб (ладошками дотрагиваемся до лба несколько раз)
Дождик с тучки кап-кап-кап, (по очереди  стучим указательными пальчиками стучим по коленке)
Вырастает баобаб (растираем ладони, широкий жест руками вверх).
Мы по лужам шлёп-шлёп-шлеп, (хлопаем ладошки по очереди по коленкам)
Это маленький потоп (“бежим” пальчиками от коленок до ступней).

Пальчиковая гимнастика для старших дошкольников

Для будущих дошкольников очень важно иметь хорошо подготовленную к письму руку и развитые усидчивость и воображение. Регулярные занятия пальчиковой гимнастикой помогут дошкольникам заложить хорошую базу перед школой. Также для разнообразия вы можете использовать различные предметы, например, карандаши, нитки, платочки.

Вот несколько вариантов использования обычных карандашей в пальчиковой гимнастике:

 — покатать карандаш между ладоней, по тыльной стороне руки;

 — нажимать карандашом на подушечки каждого пальца;

 — крутить пальчиками карандаш на столе;

 — проводить линии от локтя до кисти по всей поверхности рук;

 — накручивать на карандаш нитку или верёвочку;

 — стучать карандашами друг о друга.

Я беру карандаши
И рисую от души:
Кошка, солнышко, птенец
И зелёный огурец,
Две ромашки и бобёр,
И расписанный ковёр,
И костёр на берегу —
Все нарисовать могу!

Что же прячется в ладошке?
Приоткрой её немножко,
Аккуратно загляни.
Что внутри там? Посмотри!
Это карандашик,
Для наших разукрашек!
В пальцах мы его покрутим,
Вверх и вниз его опустим,
Крепко в кулачок сожмём,
В воздухе писать начнём.
А ещё возьмем платочек,
Скрутим ему уголочек,
Завернём наш карандаш
И ручкам сделаем массаж.
Постучим и покатаем,
Пальцам ловкости желаем.
Как же стало хорошо!
Будем мы играть ещё!

Не стоит забывать, что кроме пальчиковой гимнастики есть ещё много способов развивать мелкую моторику и готовить к письму руку будущего школьника. Лепка, различные техники рисования, работа с ножницами и клеем, шнуровки, мозаика, конструктор и игры с крупами — все эти действия активно формируют мышцы рук ребёнка, тем самым активно развивая дошкольника.

Ольга Шадрина,
практикующий педагог-дефектолог, автор упражнений и обучающих материалов IQsha.ru

занятий в пальчиковом спортзале — Счастливый ученик

Сегодня я решил поделиться занятиями по пальчиковой гимнастике, так как последние пару недель они были в центре внимания в нашем доме. Пальчиковая гимнастика — это игры и занятия, которые помогают детям развивать мелкую моторику и тренируют мышцы пальцев и рук, которые используются при письме. Занятия можно начинать с самого раннего возраста (в возрасте одного или двух лет), и детям полезно заниматься до шести или семи лет (или дольше, если это еще необходимо).

Детям трудно писать, и я большой сторонник предоставления детям времени, необходимого для развития необходимых мышц, прежде чем их заставят физически писать. Я научил детей, которые знают процесс написания слова, они могут разбивать звуки и могут говорить то, что нужно в устной форме. Это здорово в начале и хорошо работает, затем они могут использовать магнитные буквы, чтобы составлять слова, которые они хотят, уделяя время тому, чтобы научиться формировать буквы и развивать мышцы, которые им нужны, занимаясь гимнастикой для пальцев. Однако наступает время, когда им приходится брать карандаш и писать. Это может быть болезненно, если мышцы пальцев недостаточно развиты, и именно здесь занятия по гимнастике для пальцев действительно могут помочь.

Пару недель назад ко мне пришла учительница Изабель и сказала, что она очень расстроилась, когда писала, потому что у нее болела рука, когда она писала. Я заметил, что она жаловалась на боль в руке, когда красилась дома за пару дней до этого разговора. У Изабель неплохой контроль над мелкой моторикой, она хорошо пишет буквы и может написать предложение. Беда Изабель в выносливости, ее мускулы недостаточно сильны, чтобы ей было удобно писать больше нескольких слов за раз. Это распространенная проблема, с которой борются многие дети, они часто пишут минимум не потому, что не знают, что писать, а потому, что физически не могут этого сделать. Итак, что мы можем сделать, чтобы помочь?

Во-первых, я решил попробовать увеличить количество занятий пальчиковой гимнастикой, которые мы делаем дома. В Интернете есть много идей, быстрый поиск в Google даст вам множество занятий, а также на пинтресте. Вот некоторые из наших любимых на данный момент:

Создание радуги – Я быстро нарисовал радугу на бумаге. Затем с помощью ватных палочек девочки расставили точки по линиям, соответствующим цветам. Задача Изабель заключалась в том, чтобы удерживать точки на линии и следить за тем, чтобы они были равномерно распределены, используя правильный клещевой захват. Задача Меган заключалась в том, чтобы подобрать цвета и поставить точки как можно ближе к линии, используя клещевой захват. (Чарли спал!)

Помпоны-  Я заморозил несколько помпонов в воде в формочках для льда. Они должны были попытаться вытолкнуть кубики льда из лотка, а затем, когда они растаяли, взять их пинцетом и положить в миску. В то время у нас не было пинцета, поэтому я использовал бельевые прищепки и пару игрушечных пинцетов из аптечки. Им нравилось сжимать колышки, и Изабель была очень горда, когда наполняла свою миску. Меган попробовала, но затем взяла помпоны пальцами и подобрала цвета к цветным мискам. Чарли любил играть с небольшим количеством созданной воды. Все они также узнали, что при таянии льда образуется вода.

Развешивание белья- Они все любят помогать мне развешивать белье, поэтому я поручил Изабель привязывать носки. Ей приходилось сжимать колышки одной рукой, а другой рукой держать носок. Это можно адаптировать с помощью веревки, привязанной к паре ножек стула, они могут стирать детскую одежду или носки в миске и вывешивать белье.

Макаронные изделия с протыканием- Соберите в доме предметы, в которых есть дырки, идеально подойдет дуршлаг, я также использовала корзину и несколько нанизывающих бусинок. Используя длинные макароны, протолкните их через отверстия, которые вы найдете. Чарли это нравилось, и он удивил меня своим уровнем концентрации и количеством маленьких отверстий, в которые ему удавалось запихнуть макароны.

Нанизывание бисера – Вы можете выполнять все виды нанизывания. Amazon делает широкий ассортимент больших бусин, маленьких бусин и картинок, которые можно нанизать.

Если не хотите ничего покупать, можно проколоть дырочки в цветной бумаге и предложить детям продеть в дырочки шерсть или шнурки. (Если вы артистичны, вы можете нарисовать рисунок и проделать отверстия вдоль линий). Попросите детей проколоть свои собственные отверстия в бумаге, это также полезно для мышц пальцев.

Футболки для гольфа-  Положите перед детьми большой кусок пластилина. Попросите их разложить его пальцами. Затем протолкните ти для гольфа через тесто для лепки. Тройники для гольфа должны быть прямыми, потому что тогда они должны сбалансировать бортик на верхней части мишени, чтобы он не упал!

Lego- Используйте детали Lego, чтобы построить лабиринт, по которому можно катить шарик. (У нас дома нет шариков, поэтому мы использовали только пластиковые мячи для гольфа).

Наклейки-  Нарисуйте на бумаге различные фигуры или линии. Круги, квадраты, треугольники, цифры, буквы, зигзагообразные линии — все работает. Затем попросите детей приклеить стикеры вдоль линий. Вы можете использовать цветные круглые наклейки, и они могут создавать узоры из наклеек. Мы решили использовать некоторые из миллионов наклеек, оставшихся от журналов, которые работали так же хорошо. Это было отличное занятие, так как всем оно нравилось и занимало их целую вечность. Даже Чарли попробовал отклеить наклейки и наугад наклеить их на бумагу.

Пузырчатая упаковка-  Всякий раз, когда мы получаем посылку от почтальона, дети очень волнуются, потому что внутри может быть пузырчатая пленка! Я разрезаю его на квадраты, чтобы у них было одинаковое количество лопающих пузырей, поощряю их использовать указательный и большой пальцы, чтобы лопать пузыри, а затем позволяю им увлечься. Много веселья!

Еще мы начали делать простые упражнения для пальцев. Раньше я часто использовал их в школе, прежде чем писать. Дети думают, что это хорошее развлечение, и они отлично подходят для стимуляции и тренировки этих мышц.

Отжимания-  Соедините кончики пальцев и ладони, затем оттолкните ладони друг от друга.

Поднятие пальцев- Поднятие пальцев со стола индивидуально по одному на каждой руке. Затем коснитесь каждого пальца кончиком и основанием кончика большого пальца.

Кольца на пальцах – Оберните одной рукой каждый палец другой руки по отдельности и осторожно прокатывайтесь вперед и назад, как будто вы надеваете кольцо на каждый палец.

Третье, что мы делаем, это массаж рук каждое утро. Меня обучали этому в моей предыдущей школе, и я знаю, что во многих школах используется ручной массаж. Если вашему ребенку больно писать, поговорите со своим классным руководителем о массаже рук, так как он может предложить это.

Развитие мышц пальцев также полезно для того, чтобы помочь детям быть независимыми в школе, например, завинчивать или отвинчивать крышки, открывать коробку для завтрака, класть соломинку в молоко, застегивать пуговицы или шнурки, застегивать молнию на пальто, вставлять буквы в сумку с книгами (вы будете удивлены, насколько сложно это сделать для 4-летнего ребенка!) переодевание и снятие физкультурных комплектов, их раскладывание и использование туалета, чтобы назвать некоторые из навыков, которые нужны детям в их повседневной жизни в школе. Надеюсь, вы нашли эти идеи полезными.

Упражнения для разогрева рук | NHS GGC

Упражнения для разогрева рук, которые нужно выполнять перед мелкой моторикой или рисованием, помогают подготовить руки ребенка к деятельности.

Скачать PDF 311,8 КБ

Выполнение следующих упражнений для рук перед мелкой моторикой или рисованием помогает подготовить руки ребенка к деятельности. Упражнения направлены на усиление тактильных и проприоцептивных сенсорных сообщений, которые ребенок получает от своих рук. Делая это, у ребенка будет повышенная сенсорная осведомленность о том, что делают его мышцы рук и суставы. Это должно помочь улучшить моторный контроль и помочь моторной памяти для обучения движениям, связанным с мелкими моторными задачами, такими как письмо.

1.  Коротко потрите руки ладонями друг о друга, затем тыльной стороной каждой руки. При хорошей переносимости можно использовать крем для рук.

 

2.  Сожмите руки и пальцы ладонями друг к другу, сожмите, а затем широко растяните пальцы. Повторить 5 раз.

 

3.  Соедините пальцы обеих рук и потяните в противоположных направлениях.


4.  Сложив ладони и выпрямив пальцы, плотно сожмите их. Задержитесь на 10-20 секунд, а затем встряхните руки, чтобы расслабить пальцы.


5.  Сложите ладони вместе, пальцы выпрямлены, слегка разведите ладони так, чтобы кончики пальцев соприкасались. Вращайте большими пальцами друг вокруг друга, сначала от тела, затем к телу. Десять раз в каждую сторону.


6.  Руки врозь, предпочтительной рукой вперед, попросите ребенка коснуться большого пальца каждым кончиком пальца по очереди, начиная с указательного пальца и обратно. При освоении по отдельности выполнять обеими руками одновременно.

   

 

7.  Положите руки на стол (ладонями вниз). Теперь скопируйте своего партнера, который притворяется, что играет на пианино, поднимая по одному пальцу со стола.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>