Пальчиковая гимнастика 2 3 года: 20 развивающих пальчиковых игр для детей 2-3 лет

20 развивающих пальчиковых игр для детей 2-3 лет

Пальчиковые игры для детей 2-3 лет способствуют более быстрому формированию речи.

Пальчиковые игры для детей 2-3 лет, в которые малыш может играть либо на коленях взрослого, либо отдельно от мамы.

Игра 1. Горошки.

Раскатились по дорожке

ВНИМАНИЕ! ЗАПИСЬ НА КУРСЫ! ИДЕТ НАБОР!

Подробнее на странице: https://academy.multi-mama.ru/product/multi-predlozhenie/

Разноцветные горошки.

Птички весело клюют,

Нам горошки не дают,

Дайте мне горошинку!

Я такой хорошенький!

1–2 строчки – подушечками пальцев обеих рук выполняем легкие постукивания по поверхности стола, изображая раскатившиеся горошинки.
3–4 строчки – пальцы обеих рук собираем в щепоть и «клюем» воображаемые горошинки.
5 строчка – складываем руки лодочкой, вытягиваем их вперед и «просим» горошинку.
6 строчка – обеими ладонями гладим себя по щекам или по голове.

***

Игра 2. Лиса.

В море лодочка плыла,

В ней лиса веслом гребла.

Притомилася лиса,

Распустила паруса,

Теперь на лавочке сидит,

На море в бинокль глядит.

1 строчка – складываем ладони лодочкой и делаем несколько волнообразных движений.
2 строчка – разнимаем ладони и «гребем» обеими руками в разных направлениях.
3–4 строчки – поднимаем руки над головой и растопыриваем пальцы.
5–6 строчки – сжимаем ладони в кулаки и прикладываем к глазам, изображая бинокль.

***

Игра 3. Ежик.

Ежик Николка под елку свалился,

Ежик Николка по травке катился,

Брюшко решил он на солнце погреть,

Ну и конечно, слегка загореть.

Солнышко скрылось, ежик замерз,

Успел загореть только маленький нос.

1–2 строчки – сжимаем руки в кулаки и суставами пястных костей и фаланг пальцев совершаем перекатывающие движения по столу.
3–4 строчки – разжимаем кулаки и поглаживаем одной ладонью другую.
5–6 строчки – пальцами рук поочередно прикасаемся к кончику носа.

***

Игра 4. Птичка.

Птичка-птичка
(водим пальчиком по ладошке)

Вот тебе водичка

Вот тебе крошки на моей ладошке.
(сделайте тот же круг, но уже с помощью пощипывания).

***

Игра 5. Сорока.

Сорока -белобока кашку варила,
деток кормила.
(взрослый слегка щекочет ладошку ребенка)

Этому дала
(загибает мизинчик)

Этому дала
(загибает безымянный)

Этому дала
(загибает средний пальчик)

Этому дала
(загибает указательный пальчик)

А этому не дала
(шевелит большой пальчик)

ты дров не носил,
печку не топил,
тебе каши не дадим.

(По мере взросления, ребенок сам учиться делать это упражнение).

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик прыг в кровать,

Этот пальчик не спешит,

Этот пальчик уже спит.
(загибаем пальчики по очереди)

***

Игра 6. Кошка.

Вот кулак
(показываем кулачек)

А вот ладошка
(показываем ладошку)

На ладошку села кошка
(ставим свои пальцы на ладонь малыша)

И крадется потихоньку
(2-3 раза пальцы шагают по руке)

Видно мышка там живет
(щекочем)

***

Игра 7. Отдохнем.

Ручкою ручку погладим,

пальчик пальчиком потрем,

Отдохнем совсем немножко,

А потом опять начнем.

***

Смотрите также:

Дидактические игры для детей 2-3 лет

Игра «гуси гуси»

Пословицы о дружбе

Игра 8. Елочка.

Перед нами елочка:
(сидя, дети соединяют кончики пальцев, делают «елочку»)

Шишечки,
(показывают кулачки)

Иголочки,
(указательные пальцы)

Шарики,
(пальцы сжимают в круг)

Фонарики,
(показывают «фонарики»)

Зайчики,
(показывают «ушки зайца»)

И свечки,
(прижимают ладони и пальчики друг к другу)

Звезды,
(прижимают ладони с раздвинутыми пальцами)

Человечки»,
(ставят средний и указательный пальцы на колени).

***

Игра 9. Кот на печи.

Кот на печи

Сухари толчет,
(стучат кулачком о кулачок)

Кошка в окошке

Полотенце шьет.
(показывают как шьют иголкой)

Маленькие котята

На печке сидят,
(поднимают руки на уровень груди, опустив кисти вниз)

На печке сидят
(и качают головой вправо-влево)

Да на котика глядят.
(показывают руками «очки»)

Все на котика глядят
И сухарики едет».
( щелкают зубками).

***

Игра 10. Пряничек.

Мы вот так, мы вот так,
Тесто разминали.
(«мнут тесто» руками)

Мы вот так, мы вот так,

Тесто раскатали.
(пальчики вместе, движение рук от себя и к себе)

Вот такой, вот такой,

Будет пряничек большой.
(широко в стороны развести руки)

Вот такой, вот такой,

Будет пряник золотой.
(поглаживание ладошек по очереди)

Пряничек, пряничек

Испекли ребятки.

Пряничек, пряничек

Очень, очень сладкий.
(движение «пекут пирожки»)

Кушайте, кушайте,

Угощайтесь, гости!
(руки вытягивают вперед, ладонями вверх)

Приходите к нам еще,

Очень, очень просим!
(манят к себе)

***

Игра 11. Курочка.

Курочка — рябушечка

По двору гуляла,

По двору гуляла,
(не спеша «проходятся» указательным и
средним пальцем по бедрам)

Цыпляток считала.

— Раз, два, три, четыре, пять!
(загибают пальчики на одной руке)

Посчитаю их опять:
(грозят указательным пальцем)

Раз, два, три, четыре, пять!
(загибают пальчики на другой руке).

***

Игра 12. Мышки.

Вот как наши ребятишки

Расшалились, словно мышки:

Ловко пальчиками трут,

Словно лапками скребут.
(дети «скребут» пальчикам по бедрам)

Ш – ш – ш…»
(трут ладошкой о ладошку).

***

Игра 13. Пальчики.

Этот пальчик мой танцует.
(дети стучат указательным пальцем по бедру)

Этот вот кружок рисует.
(делают круговые движения средним пальцем)

Этот пальчик ловко скачет,

Будто легкий, легкий мячик.
(стучат безымянным по бедру)

А мизинчик, мой малышка,

Коготком скребет как мышка.
(царапают мизинцем по ноге)

А большой мой, толстячок,

Спать улегся на бочок.
(прижимают большой палец к ладони)

А теперь все по порядку

Пальцы делают зарядку.
(сжимают и разжимают пальцы)

Что, устали? Отдыхайте,

Спите, пальцы, засыпайте!
(сжимают пальцы в кулачок)
(при повторе выполняются движения другой рукой).

***

Игра 14. Цветочки.

1. Как в лесу на кочке

Расцвели цветочки.
(выпускают пальчики из кулачков)

Пр.: Цветики, цветики, «фонарики»
Цветики цветочки – 2р.

2. С ветерком шептались
(трут ладошку об ладошку)

Солнцу улыбались.
(кивают головками).

***

Игра 15. Пирог.

«Падал снег на порог.
(дети плавно опускают руки сверху вниз)

Кот слепил себе пирог.
(показывают как пекут пирог)

А пока лепил и пек,

Ручейком пирог утек.
(делают волнообразные движения руками)

Пирожки себе пеки
(грозят указательным пальцем)

Не из снега – из муки».
(покачивают пальцем из стороны в сторону).

***

Игра 16. Сорока — белобока.

Сорока – белобока
Кашу варила,
Деток кормила.
(дети на ладошке «варят» кашу)

Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
(поочередно загибают пальцы с мизинца)

А этому не дала!
(показывают большой палец)
Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Каши не варил –
(грозят указательным пальцем большому пальцу)

Тебе нет ничего!
(разводят обе руки в стороны)

Вот тебе горшок пустой,
(сжимают пальцы в кулак)

Иди в угол и постой!»
(указательным пальцем показывают на угол).

***

Игра 17. Ладушки — ладошки.

Вымыли мы ручки,

вымыли мы ножки,
(имитация мытья рук)

Поиграли в ладушки,

ладушки – ладошки!
(хлопки в ладоши)

Во дворе цыплятам

накрошили крошек,
(«крошим хлеб»)

Поиграли снова в

ладушки – ладошки!
(хлопки в ладоши)

Гладили котенка

чистыми ладошками,
(одной рукой поглаживаем другую)

С ним мы поиграли в

ладушки – ладошки!
(хлопки в ладоши)

Улеглись ладошки

прямо на дорожку…
(руки положили на колени)

Как они устали —

ладушки – ладошки!
(поглаживание рука об руку).

***

Игра 18. Девочки и мальчики.

Девочки и мальчики!

Совсем как попугайчики.

Крылышками помашите,
(вытягиванием руки в стороны, машем крыльями)

Хохолками потрясите,
(наклоны головы вправо-влево)

Друг на друга посмотрите,
(поворачиваются к соседу и смотрят в глаза)

В джунгли вместе полетите,
(руки в стороны, машем крыльями)

На пальму опуститесь,

Крылышками встряхните!

***

Игра 19. На лесной лужайке.

На лесной лужайке
(показываем «ушки зайчика»)

Разыгрались зайки:

Лапками хлопали,
(хлопки)

Ножками топали,
(топают ногами)

Ушками махали,
(делаем «ушки зайчика» и машем кистями рук)

Выше всех скакали.
(прыжки на двух ногах)

Глазками глядели,
(руки к глазам «хлопаем глазками)

Песенку пропели:

Ля-ля-ля! Ля-ля-ля!

Ля-ля-ляйки!
(болтаем руками)

Ах, какие мы веселые зайки!

***

Игра 20. Киска.

Есть у киски глазки,
(показывают свои глазки)

Есть у киски ушки,
(показывают ушки и шевелят ими)

Есть у киски лапки,

Мягкие подушки.
(сжимают и разжимают кулачки)

Киска, киска, не сердись
(грозят пальчиком)

Не царапай деток,

Брысь!
(хлопок в ладоши)

***
А в какие пальчиковые игры для детей 2-3 лет играете со своими детьми Вы?

Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет. | Картотека (младшая группа) на тему:

Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.

Пальчиковые игры очень полезны для детей, потому что улучшают координацию мелких движений, а развитие мелкой моторики стимулирует развитие речевых центров в головном мозге. Дети, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстро учатся писать, рисовать, обладают хорошей памятью. Если у ребенка ловкие и подвижные пальчики, то научиться говорить ему не составит труда. Ведь те слова, которые проговаривают взрослые в такт движения пальчиков малыша, легко запоминаются. Для ребенка пальчиковые игры — это мостик между ним и окружающим миром, ведь героями гимнастики обычно являются люди, животные, явления природы и т. д.

Детям  нашей группы очень нравятся пальчиковые игры. Мы играем с ними в любую свободную минутку. Они знают много игр и с легкостью заучивают текст, сопровождающий игру.

Цель: Развитие речи детей через развитие мелкой моторики рук.

Задачи:

— Создавать условия для развития пальцев рук.

— Проводить целенаправленную работу по развитию моторных функций руки.

— Развивать творческую активность и наглядно-образное мышление.

— Помогать развивать речь у ребенка.

— Развивать у ребенка: мышление, внимание, память, воображение.

Ожидаемый результат:

— Развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста.

— Формирование речевых навыков у детей младшего возраста.

— Интеллектуальное развитие детей.

«ЕЛОЧКА»

«Перед нами елочка:               сидя, дети соединяют кончики пальцев, делают «елочку»

Шишечки,                                показывают кулачки

Иголочки,                                 указательные пальцы

Шарики,                                   пальцы сжимают в круг

Фонарики,                                показывают «фонарики»

Зайчики,                                   показывают «ушки зайца»

И свечки,                                  прижимают ладони и пальчики друг к другу

Звезды,                                      прижимают ладони с раздвинутыми пальцами

Человечки».                             ставят средний и указательный пальцы на колени

«КОТ НА ПЕЧИ»

«Кот на печи                                    стучат кулачком о кулачок

Сухари толчет,

Кошка в окошке                                показывают как шьют иголкой

Полотенце шьет.

Маленькие котята                            поднимают руки на уровень груди, опустив кисти вниз

На печке сидят,                                и качают головой вправо-влево

На печке сидят

Да на котика глядят.                        показывают руками «очки»

Все на котика глядят

И сухарики едет».                            щелкают зубками

«ПРЯНИЧЕК»

«Мы вот так, мы вот так,                «мнут тесто» руками

Тесто разминали.

Мы вот так, мы вот так,                  пальчики вместе, движение рук от себя и к себе

Тесто раскатали.

Вот такой, вот такой,                       широко в стороны развести руки

Будет пряничек большой.

Вот такой, вот такой,                       поглаживание ладошек по очереди

Будет пряник золотой.

Пряничек, пряничек                         движение «пекут пирожки»

Испекли ребятки.

Пряничек, пряничек

Очень, очень сладкий.

Кушайте, кушайте,                           руки вытягивают вперед, ладонями вверх

Угощайтесь, гости!

Приходите к нам еще,                      манят к себе

Очень, очень просим!»

«КУРОЧКА»

«Курочка — рябушечка                 не спеша «проходятся» указательным и средним

По двору гуляла,                          пальцем по бедрам

По двору гуляла,

Цыпляток считала.

— Раз, два, три, четыре, пять!       загибают пальчики на одной руке

Посчитаю их опять:                     грозят указательным пальцем

Раз, два, три, четыре, пять!»       загибают пальчики на другой руке

«МЫШКИ»

«Вот как наши ребятишки                     дети «скребут» пальчикам по бедрам

Расшалились, словно мышки:

Ловко пальчиками трут,

Словно лапками скребут.

Ш – ш – ш…»                                         трут ладошкой о ладошку

«ПАЛЬЧИКИ»

«Этот пальчик мой танцует.               дети стучат указательным пальцем по бедру

Этот вот кружок рисует.                     делают круговые движения средним пальцем

Этот пальчик ловко скачет,                стучат безымянным по бедру

Будто легкий, легкий мячик.

А мизинчик, мой малышка,                царапают мизинцем по ноге

Коготком скребет как мышка.

А большой мой, толстячок,                прижимают большой палец к ладони

Спать улегся на бочок.

А теперь все по порядку                    сжимают и разжимают пальцы

Пальцы делают зарядку.

Что, устали? Отдыхайте,                   сжимают пальцы в кулачок

Спите, пальцы, засыпайте!»

(при повторе выполняются движения другой рукой)

«ЦВЕТОЧКИ»

1. Как в лесу на кочке                       выпускают пальчики из кулачков

Расцвели цветочки.

Пр. : Цветики, цветики,                    «фонарики»

Цветики цветочки – 2р.

2. С ветерком шептались                трут ладошку об ладошку

Солнцу улыбались.                          кивают головками

«ПИРОГ»

«Падал снег на порог.                     дети плавно опускают руки сверху вниз

Кот слепил себе пирог.                   показывают как пекут пирог

А пока лепил и пек,

Ручейком пирог утек.                      делают волнообразные движения руками

Пирожки себе пеки                          грозят указательным пальцем

Не из снега – из муки».                   покачивают пальцем из стороны в сторону

«СОРОКА-БЕЛОБОКА»

«Сорока – белобока                    дети на ладошке «варят» кашу

Кашу варила,

Деток кормила.

Этому дала,                                 поочередно загибают пальцы  с мизинца

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала!                        показывают большой палец

Ты воды не носил,                    грозят указательным пальцем большому пальцу

Дров не рубил,

Каши не варил –

Тебе нет ничего!                       разводят обе руки в стороны

Вот тебе горшок пустой,         сжимают пальцы в кулак

Иди в угол и постой!»             указательным пальцем показывают на угол

«ЛАДУШКИ-ЛАДОШКИ»

«Вымыли мы ручки, вымыли мы ножки,         имитация мытья рук

Поиграли в ладушки, ладушки – ладошки!      хлопки в ладоши

Во дворе цыплятам накрошили крошек,           «крошим хлеб»

Поиграли снова в  ладушки – ладошки!           хлопки в ладоши

Гладили котенка чистыми ладошками,            одной рукой поглаживаем другую

С ним мы поиграли в ладушки – ладошки!      хлопки в ладоши

Улеглись ладошки прямо на дорожку…           руки положили на колени

Как они устали — ладушки – ладошки!»            поглаживание рука об руку

«ДЕВОЧКИ И МАЛЬЧИКИ»

«Девочки и мальчики!                           вытягиванием руки в стороны, машем крыльями

Совсем как попугайчики.

Крылышками помашите,

Хохолками потрясите,                          наклоны головы вправо-влево

Друг на друга посмотрите,                   поворачиваются к соседу и смотрят в глаза

В джунгли вместе полетите,                руки в стороны, машем крыльями

На пальму опуститесь,

Крылышками встряхните!»

«НА ЛЕСНОЙ ЛУЖАЙКЕ»

«На лесной лужайке                          показываем «ушки зайчика»

Разыгрались зайки:

Лапками хлопали,                              хлопки

Ножками топали,                               топают ногами

Ушками махали,                                 делаем «ушки зайчика» и махаем кистями рук

Выше всех скакали.                           прыжки на двух ногах

Глазками глядели,                              руки к глазам «хлопаем глазками»

Песенку пропели:

Ля-ля-ля! Ля-ля-ля!                           болтаем руками

Ля-ля-ляйки!

Ах, какие мы веселые зайки!»

«КИСКА»

«Есть у киски глазки               показывают свои глазки

Есть у киски ушки                   показывают ушки и шевелят ими

Есть у киски лапки,                  сжимают и разжимают кулачки

Мягкие подушки.

Киска, киска, не сердись         грозят пальчиком

Не царапай деток,

Брысь!»                                     хлопок в ладоши

 

«РАНО УТРОМ Я ВСТАЮ»

«Утром рано я встаю, свою песенку пою,

И со мною дружно в лад подпевают сто ребят!            руки вверх, расставив пальцы

Подпевают сто ежей,              руки в замок, большие пальцы соединены, остальные прямые

Подпевают сто ужей,              соединены ладони, волнообразные движения

И поют ее зайчата,                   «ушки зайчика»

И поют ее лисята,                    «лисьи лапки»

Под землею старый крот        прищуривание глаз, «мордочка крота»

Эту песенку поет.

А в берлоге медвежата,           руки в стороны, переваливание с ноги на ногу

А в болоте лягушата,              «лягушачьи лапки»

Очень важный бегемот          выставление вперед живота, руки на животе

С удовольствием поет.

Даже страшный крокодил     соединив ладони, расставив пальцы, «пасть крокодила»

Эту песню разучил!

Промурлыкала нам кошка     «кошачьи лапки»

Песню, сидя на окошке.         кладут голову на «лапки»

Слышишь,                                указательный палец вверх

Как под нашей крышей          руки над головой, «крыша домика»

Эту песню поют мыши?         «мышиные лапки»

Утром рано мы встаем,

Хором песенку поем»

«ИГРУШЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК В ЛЕСУ»

«Ах, как жутко на лесной лужайке              руки, на щеки, покачивание головой

Бедному игрушечному зайке                        «ушки зайчика»

Кружится над зайкой стрекоза                     руки в кулаки, выставив указательный и      

                                                                         средний пальцы, быстро ими шевелить

И глядит, глядит во все глаза.                      «глаза стрекоза»

И пчела все уши прожужжала,                     приставляют пальцы к ушам – «не слышать»

У нее ужаснейшее жало.                              руки в кулак, выставление указательного пальца

 

И жуки рогатые ползут                                руки на колени, перебирание пальцами

Ахнуть не успеешь                                       взяться за голову руками

Загрызут.                                                        пощекотать кого-нибудь рядом

Бегают по зайчику мурашки                        быстро перебирать пальцами по груди

Ах, как страшно зайчику-бедняжке.           «ушки зайчика»

ЗАЙКА

Зайка, зайка, где твой хвост?               хлопки

– Вот, вот, вот!                                    руки за спиной

Зайка, зайка, где твой нос?            хлопки

–  Вот, вот, вот!                                   показать нос

Зайка, зайка, лапы где?                  хлопки

–  Вот, вот, вот!                                   показать руки

Зайка, зайка, ушки где?                    хлопки

– Вот, вот, вот!                                    показать ушки

ВОРОНА

У вороны голова,                   руки на голове,

ва-ва-ва-ва                              4 хлопка

Клюв  и  крылья,                   руки у носа,   «крылья»

Хвостик,  ноги,                       руки за спиной, топать,

оги-оги-оги-оги                     4 хлопка

МАШИНКА

Заведу мою машину                           «мотор»

– Би-би-би, налью бензину.               3 хлопка, топать

Крепко-крепко руль держу               «держать руль»

На педаль ногою жму.                        топать правой ногой

ПАРОВОЗ

Ехал, ехал паровоз                             руки в «замок», большие   пальцы вращаются

Прицепил  вагон, повез.                   сцепить указательные пальцы

Ехал, ехал паровоз

Прицепил  вагон, повез…………..

КОРАБЛИК

Вот плывет кораблик мой                          руки – «полочка», покачиваются

Он плывет ко мне домой                         руки вперед, ладони сомкнуть углом (нос)

Крепко я держу штурвал                          «держать штурвал»

Я ведь  главный  капитан                           4 хлопка

САМОЛЕТЫ

Мы сегодня самолеты,                И.П. сидя на пятках, «мотор» (вращение руками)

Мы не дети, мы пилоты.           4  хлопка

Руки – нос, и руки – крылья       «нос»,  «крылья»

Полетела эскадрилья.                          встать, разбежаться, руки – крылья

КОШКИ – МЫШКИ

Вот кулак,                                                                      показать кулак левой руки

А вот – ладошка,                            раскрыть пальцы, ладонь вверх

На ладошку села кошка.                  «когти» правой руки водят по ладошке левой

Села мышек посчитать,

Раз, два, три, четыре пять.                 правой рукой загибать по одному пальцу левой  

Мышки очень испугались,                                            вращать кулаком

В норки быстро разбежались                       спрятать кулак под.  правую подмышку

для малышей 2-3 лет и дошкольников 4, 5, 6 и 7 лет, для старшей и младшей группы детского сада

Многие поколения взрослых играют со своими малышами в «Белобокую сороковку» и «Рогатого козла» и даже не догадываются, что не просто развлекаются, а занимаются в эти минуты с ребенком пальчиковой гимнастикой. Такая гимнастика очень полезна для развития речи, творческих задатков, логики и мышления, памяти, способности к обучению и восприятия. Занятия мелкой моторикой стимулируют работу многих центров коры головного мозга. Пальчиковая гимнастика – это весело, полезно и приятно. Как его проводить детям от 2 до 6 лет, мы расскажем в этом материале.

Что это такое?

Пальчиковая гимнастика – забавное представление рифмовок и счета с помощью пальцев. Казалось бы, ничего полезного для здоровья ребенка в таких играх нет – они только развлекают. На самом деле это не так. На кончиках пальцев имеется множество биологически активных точек, стимуляция которых вызывает цепную реакцию нейронов, приводящую к стимуляции определенных отделов головного мозга. Кроме того, ребенок учится переключать внимание, улучшает координацию и мелкую моторику.

Во время игр детям приходится произносить определенные слова одновременно с движениями пальцев, в связи с чем происходит совместное развитие речевого центра, вестибулярного аппарата, центра мышления и логики. Функционал коры головного мозга в момент занятий находится на высоте, систематические занятия отлично развивают малыша.

Психологи, педиатры и психотерапевты считают, что пальчиковая гимнастика расширяет «горизонты», развивает фантазию и воображение ребенка, стимулирует его ориентировку в пространстве.

Кроме того, при игровых упражнениях стимулируется развитие кисти и пальцев рук, что немаловажно для дошкольников, ведь скоро им придется брать в руки карандаши и ручку, придется учиться писать.

Основоположником этого метода считается советский педагог Василий Сухомлинский. Именно он первым обосновал и изучил влияние пальчиковых упражнений на развитие детей и составил первое пособие по пальчиковой гимнастике.

Показания

В первую очередь упражнения пальчиковой гимнастики показаны детям с задержкой речевого развития, нарушениями звукопроизношения, застенчивым и застенчивым детям, которые буквально «теряют дар речи» при любом стрессовом факторе. Гимнастика рекомендуется детям, отстающим в психоэмоциональном развитии, а также не умеющим выражать свои чувства. Упражнения будут полезны детям, страдающим частыми истериками, неврозами, гипермобильным и гиперактивным детям, которым очень трудно сосредоточиться на чем-либо.

Пальчиковые тренировки рекомендуются всем малышам без исключения, начиная с 5-6 месяцев. Такие игры помогут родителям избежать многих проблем в развитии крохи. С возрастом упражнения становятся более сложными и активными. Но в первую очередь такие игры для детей – это просто веселый досуг, совместные занятия с мамой или папой, которые создают отличный эмоциональный настрой, помогают в установлении доверительных отношений между взрослыми и детьми.

Где и как сделать?

Пальчиковая гимнастика удобна тем, что заниматься ею можно в любое время и в любом месте: дома, на улице во время прогулки, по дороге в детский сад, в общественном транспорте, в детском саду.

Довольно часто в дошкольных образовательных учреждениях применяются элементы пальчиковой гимнастики сочетаются с артикуляционной гимнастикой. Это особенно важно для дошкольников 4-5 лет и 6-7 лет — воспитанников старшей и подготовительной группы.

Пальчиковые упражнения широко распространены в программе детских образовательных студий и кружков, особенно школ и студий раннего развития, которые посещают дошкольники от младшей, средней до подготовительной групп. Для умственно отсталых детей, имеющих определенные диагнозы и находящихся на диспансерном учете у психиатра и невролога, занятия с элементами пальчиковых игр проводят коррекционные педагоги и лечебная физкультура, но мама может играть и с ребенком сама.

Для новорожденных пальчиковая гимнастика может ограничиваться развитием тактильных ощущений, которые ребенок получает при контакте с новыми предметами, игрушками, при ежедневном массаже, если мать не забывает массировать пальцы и ладони ребенка .

Для детей раннего возраста от полугода до 2-3 лет особенно важна стимуляция речевых центров, поэтому занятия имеют большое развивающее значение.

Специального дидактического материала для такой гимнастики не требуется. Для того, чтобы занятия были интересными и максимально полезными, вам понадобится все, что найдется в шкафу или на балконе: пуговицы, скорлупки от орехов, любые колючие и пупырчатые предметы, пробки, еловые шишки, сломанная клавиатура от компьютера. , различные колпачки, пластилин, прищепки, веревка и так далее.

Все, что имеет текстуру на ощупь, является отличным материалом для практики.

Каждое занятие лучше начинать с легкой разминки для кистей. Помассируйте руки ребенка пальцами, погладьте каждый палец и погладьте ладони круговыми движениями. Руки малыша должны быть теплыми, а нервные рецепторы более восприимчивыми к последующим упражнениям. Если ребенку уже больше 3 лет, он вполне может делать самомассаж – самостоятельно разминать пальцы и ладони.

Упражнения для пальцев можно выполнять любое количество раз в день. Гимнастика не имеет противопоказаний. Даже лежа в постели с температурой, ребенок вполне может захотеть показать с мамой какую-нибудь сказку или инсценировать стишок. Это поможет удержать его в постели, если врач прописал постельный режим, а также развлечь ребенка.

Виды упражнений

Как и упражнения других гимнастических комплексов, пальцы условно делят на статические и динамические. Первые подразумевают умение расставлять пальцы в определенном порядке, удерживать сложенными из них «конструкции». Последние направлены на быструю смену положения пальцев, на развитие точности и реакции.

Упражнения имеют свою возрастную «квалификацию». Вряд ли тем, кто очень любит детей в 2-3 года, будет интересно и полезно ребенку в 5 лет, а потому, планируя программу занятий с ребенком, обращайте внимание на возрастные рекомендации.

Занятия с ребенком 2-3 лет

Самое популярное и знакомое упражнение для самых маленьких – это та самая «Сорокабелобокая», которая варила кашу, раздавала детям и обманывала одного. Делается очень просто: мама ведет указательный палец одной из рук малыша по центру ладони второй, а затем (на раздаче каши) сгибает пальцы попеременно («это дало, это дало, а это не было»).

В раннем возрасте очень важно, чтобы занятия не только занимали, но и развивали мышцы малыша. Есть ряд заданий, которые помогут в формировании эластичных мышц кисти, предплечья и плеча.

  • «Дождь». Возьмите небольшую игрушечную фигурку, подойдет игрушка-сюрприз из шоколадного яйца. Объясните ребенку, что его ручка – это домик, в котором может спрятаться игрушка, если пойдет дождь.
    Попросите ребенка как можно шире растопырить пальчики, вытянуть ладонь, поместить игрушку в центр ладошки. По команде: «Дождь!» Ребенок закрывает ладошку, сжимает пальчики и прячет игрушку. Пальцы второй руки (им управляет мама) начинают постукивать по зажатому кулачку: «Кап-кап-кап стучит вода, весь день идет дождь. Игрушки спрятались в домике, дождь не дает им ходить. Завтра утром солнце взойдет высоко-высоко! Постепенно кулачок нужно отпустить, его пальцы растопырить как можно шире, имитируя лучи солнца и как можно выше поднять рукоятку с пальцами-лучами.
  • «Мохнатые друзья». Можно использовать пальчиковый театр, а можно просто нарисовать на пальчиках ребенка мордочки животных. Начинают загибать пальцы мизинцем, перечисляя знакомых животных: «Вот котенок, вот цыпленок, вот мышонок, вот тигренок».
    Когда остается только большой палец, они нелепо двигают из стороны в сторону, а остальные сжимают, приговаривая: «Кто это такой? Дорогой, добрый медведь!
  • «Дети спят». Скажите малышу, что его пальчики — маленькие детские. Для наглядности можно «украсить» их бантиками или «колпачками» из ткани или бумаги, подойдут на крайний случай и колпачки от пузырей. Ребенок сжимает кулак. Мама читает: «Наши дети крепко спят. Мирно сопит носом. Мы поднимем их, чтобы считать детей! После этого вместе с малышом начинаете выпрямлять пальчики, начиная с большого, со счетом: «Раз, два, три, четыре, пять». Детям нужна прогулка. Поднимите руку с вытянутыми пальцами как можно выше над головой. Затем опускаете и начинаете снова загибать их в кулачок, начиная с большого пальца, со словами: «Тихо, мышки, не шумите, не будите наших детей. Взойдет солнышко, поиграем с детьми.
  • «Пироги». Малыш изображает, что лепит тесто, замешивает его. При этом все пальцы на обеих руках ритмично сжимаются и разжимаются, работают кисти и запястья. Мама читает: «Тесто замесим, тесто замесим, пироги будем печь! И с малиной, и с калиной, и с капустой. Ребёнок изображает, сложив руки в лодочки, форму пирожков, меняя руки. Мама читает: «Ароматный пирог — наш лучший друг. Мы не будем есть его одного, мы угостим всех на свете!» Затем можно начинать пощипывать пальчики, перечисляя, кого малыш хотел бы угостить пирожками: папу, бабушку, дедушку, брата или сестру, друга из детского сада и т. д.

Гимнастика для 3-4 лет

Детям в этом возрасте важно работать над статическими позициями и не торопиться. Сами упражнения для этой возрастной группы усложняются, например, можно попросить ребенка показать руками, как распускается подснежник в сказке «Двенадцать месяцев», как распускается цветок тюльпана, как смешно торчит одуванчик. Это разовьет не только кисти и моторику, но и образное мышление.

В 4 года ребенок легко может устроить пальчиковый театр для мамы и младших братьев и сестер; задача взрослых научить его этому. Постановка слишком сложных сказок в этом возрасте еще затруднительна, но вот какие-то их фрагменты или стихи — пожалуйста. Вы можете придумать что угодно. Рассмотрим несколько готовых решений.

  • «Обиженный кот». Ребенок складывает руки как кошачьи лапы: прячет «когти», вдавливая пальцы внутрь кулачка. Мама читает: «Как кот целый день сидел у нас на окне». Ребенок начинает плавно разжимать и сжимать кулачок. Делать это нужно максимально пластично, с кошачьей грацией. Мама продолжает: «Уходи, кот, мы хотим закрыть окно!». В этих словах опять маленькие зажимы. «Кошка обиделась — когти показала!» При этих словах малыш должен разжать пальчики и изобразить когти кошки, напряженно сжимая пальчики с изгибом в каждой фаланге.

Возможно, это произойдет не сразу, но волноваться не стоит — рано или поздно «когти» станут как настоящие.

  • «Москит». Предложите ребенку изобразить пальцы комара. Для этого сжимают кулачок, затем указательный палец опускают на стол. Это будет хоботок. Далее нужно разжать и положить на стол мизинец и большой палец. Достать комара, который сидит на столе. Задача малыша провести пальчиками по столу, догнать мамину руку и ужалить «хоботком». Мама может спрятать руку и даже прихлопнуть «комара». Это упражнение отлично развивает мышцы руки, что поможет ребенку легче рисовать, лепить и осваивать письмо.
  • «Новый год». Показать в этом стихе нужно каждое действие:
    • «Новый год неслышно (ребенок показывает снег, складывает пальчиками снежинки).
    • Пора наряжать елку (ребенок показывает шарики, создавая их из ладошек и пальчиков, и показывает, как их вешают на елку).
    • Чудес и волшебства ждут и большие, и маленькие (ребенок показывает большие, маленькие и «волшебство»).
    • Дед Мороз спешит с подарком (ребенок показывает пальчики идущему человечку и потирает ладошки).
    • Будет Дедушка классный, подуем на него, Новый год! (Ребёнок дует на воображаемого Деда Мороза, быстро-быстро взмахивая руками).

Упражнения для 4–6 лет

В этом возрасте пальчиковые упражнения потребуют не только сложных «построений» пальцев, но и заучивания стихов и счета. Начинайте новое упражнение с медленного темпа, а когда ребенок все запомнит, постепенно ускоряйте упражнение. Предлагаем вам ознакомиться с несколькими интересными упражнениями для этого возраста.

  • «Ёжик». Это очень известное упражнение, которое нравится детям за динамику и подвижность.
    • «Подушка с иголками лежала под деревьями (ребенок показывает подушку, складывая ладошки, а затем делает замок из пальцев, при этом пальцы неподвижно растопыриваются в стороны).
    • Подушка легла и побежала» (ребенок собирает руки в раскрытый замок и быстро шевелит пальцами).
  • «Гусеница». Рассказ о гусенице можно составить словами, но для начала рекомендуется освоить основные действия гусеницы. Указательный палец ребенка — гусеница. Ладонь второй руки представляет собой лист. Читаем стихи, а ребенок изображает движения гусеницы на листочке: «Я поселилась на листочке, грызла-грызла весь день, у нашей гусеницы маленький вкусный листочек грызть. Ребенок складывает из ладошек кокон, мать продолжает: «Кокон, белый и красивый, появился на бумаге рано утром, такой дивный — что за кокон вдали?» бабочка остановилась.
  • «Аквариум». Опустите свои руки и руки ребенка в миску с водой. Попросите его изобразить рыбок, крабов, раков, осьминогов и даже акулу. Простое мытье рук вполне можно превратить в веселую и полезную игру для развития моторики и мышления.
  • «Дом». Это упражнение потребует от ребенка быстрой реакции. Необходимо показать каждое слово рифмы в темпе его чтения. Постепенно стихотворение нужно читать все быстрее и быстрее, чтобы движения тоже становились быстрыми. Пусть ваш ребенок проявит фантазию в изображении отдельных слов. «Дом строим, ну ставим стены и крыльцо, вот окно, вот чердак, из трубы дым звенит. Мы откроем окно, пригласим всех соседей, приходите, приходите, мы вас чаем угостим. Чай горячий, ароматный, очень вкусный и приятный.

В дошкольном возрасте можно придумать целую историю. Средние и указательные пальцы рук создают образ маленького человечка. Две руки — два человечка. Это дает возможность ставить самые разные сказки. Если объединить усилия с друзьями, мамой, папой, бабушкой, то можно поставить отличные сказки с большим количеством персонажей.

Главное не только придумать для них интересные занятия и движения, но и запомнить роли. Будет хорошо, если ребенок научится запоминать и стихи, и прозу. Это значительно облегчит его обучение в школе.

Полезные советы

Книги по данной теме помогут родителям узнать больше о пальчиковой гимнастике, а также найти новые интересные упражнения с учетом возрастных особенностей:

  • Ермакова О. «Пальчиковые игры для детей до трех лет»;
  • Мальцев И. «Пальчиковые игры с рождения до 3 лет»;
  • Новиковская О. «Логоритм для дошкольников»;
  • Тряворукова Т. «Играем с мамой пальчиками»;
  • Хвостовцев А. «Умные ручки: напальчники для детей от 3 месяцев до 7 лет.»

Большинство этих книг при желании можно найти в Интернете. Они изложены простым языком, хорошо и красочно иллюстрированы, могут использоваться как педагогами и воспитателями детского сада, так и родителями в домашних условиях. Любая из этих книг станет отличным и полезным подарком от родителей ко дню воспитателя или 8 марта.

В следующем видео вас ждут пальчиковые игры для малышей.

цель, возраст, годы – Здоровое питание рядом со мной

Пальчиковая гимнастика для детей – отличный способ улучшить мелкую моторику вашего малыша. Кроме того, такие занятия приносят малышу массу удовольствия. Ведь благодаря им он многое узнает об окружающем мире и все это в виде увлекательной игры.

Цель пальчиковой гимнастики

Маленькие дети намного лучше запоминают информацию, если она представлена ​​в форме увлекательной игры. Поэтому им непременно понравится пальчиковая гимнастика, ведь эти упражнения позволят весело провести время вместе с родителями. По сути, это обычные движения, развивающие гибкость ручек ребенка. Но они сопровождаются веселыми стишками или песенками, которые очень нравятся маленьким детям.

Пальчиковая гимнастика улучшает речевые навыки детей.

Регулярная пальчиковая гимнастика приносит много пользы. Преимущества таких подвижных игр:

  • ребенок развивает речевые навыки;
  • улучшение мелкой моторики;
  • ребенок учится концентрироваться и контролировать свои движения;
  • улучшается координация малыша.

В будущем такие занятия окажут значительное влияние на навыки письма ребенка. Если пальцы хорошо двигаются и достаточно развиты, то удерживать ими ручку гораздо легче. Кроме того, гимнастика отлично влияет на память малыша, ведь в процессе ему нужно будет выучить множество стишков и шуток.

Как заниматься гимнастикой с детьми 2-3 лет

Перед началом занятия необходимо «разогреть» пальчики ребенка. Для этого можно хлопнуть в ладоши или слегка потереть кисть малыша. После этого можно приступать к занятиям:

  1. На первых порах лучше использовать простую простую игру, например, «сорока-воровка» или «ладно».
  2. При чтении стиха и выполнении движений старайтесь не ускоряться и дайте малышу привыкнуть к темпу.
  3. Убедитесь, что ребенок использует мизинец и безымянный палец.
  4. Во время упражнения чередуйте три типа движений: сжимание, растяжение и расслабление.
  5. Не перегружайте занятие новыми движениями. На первое время достаточно 2-3.

Есть много стишков и сказок, которые вы можете использовать в своей практике. Например, отлично помогает развить моторику стихотворение «Клен»:

  • ветер тихо качает клен – во время этой строчки ребенок должен растопырить пальчики;
  • наклоны вправо, влево – поворачивать ладони в разные стороны;
  • один – наклон и два – наклон – попеременно наклоните ручки в нужном направлении;
  • кленовые листья зашуршали листьями – интенсивно подвигайте пальцами.

В сети можно найти много подобных стихов. Но также для занятий пальчиковой гимнастикой можно использовать подручные средства.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>