Определение социализация личности: Социализация личности. Этапы социализации личности.

Социализация личности

Понятие личности. Личность и общество

Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и спо­собностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой ис­торически развивающейся общности, как человеческий род (homo sapiens), человечество, которое отличается от всех иных материаль­ных систем только ему присущим способом жизнедеятельности. Бла­годаря этому способу жизнедеятельности, человек на всех этапах ис­торического развития, во всех точках земного шара остается тождест­венным самому себе, сохраняет определенный онтологический статус.

Итак, существует человечество как специфическая матери­альная реальность. Но человечество как таковое самостоятельно не существует. Живут и действуют конкретные люди. Существование отдельных представителей человечества выражается понятием «ин­дивид». Индивид – это единичный представитель человеческого ро­да, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.

 д. Понятие «индивид» в этом случае употребляется в значении «конкретный че­ловек». При такой постановке вопроса не фиксируются как особенно­сти действия различных биологических факторов (возрастных осо­бенностей, пола, темперамента), так и различия социальных условий жизнедеятельности человека. Однако полностью абстрагироваться от действия этих факторов невозможно. Очевидно, что существуют большие различия между жизнедеятельностью ребенка и взрослого человека, человека первобытного общества и более развитых истори­ческих эпох. Чтобы отразить конкретно-исторические особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического развития, наряду с понятием «индивид» используют и понятие «личность». Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности от исходного состояния для онто- и филогенеза человека, личность – итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств.

Социологический подход выделяет в личности социально-типическое. Основная проблематика социологической теории личности связа­на с процессом формирования личности и развития ее потребностей в не­разрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, изучением закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального поведения личности.

Личность как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью, определенной степенью независи­мости от общества, способной противопоставить себя обществу. Лич­ная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, т. е. не просто сознания, мышления и воли, а способность к самоана­лизу, самооценке, самоконтролю.

Самосознание личности трансформируется в жизненную по­зицию. Жизненная позиция представляет собой принцип поведе­ния, основанный на мировоззренческих установках, социальных ценностях, идеалах и нормах личности, готовности к действию.

Сразу рассматривать человека как личность нельзя, так как существует такое понятие как “становление личности” из которого можно сделать вывод, что личность формируется в процессе жизнедеятельности, не приобретается при рождении.

Итак, проследим путь о рождения до формирования личности.

Первый этап – человек.

Можно сказать “родился человек”, подразумевая какое-то человеческое существо, но не выделял определенных особенностей. Человек – это общеродовое понятие, это совокупность физиологических и психологических особенностей, отличающих человеческое существо от других живых существ.

Второй этап – индивид.

Индивид – это конкретный представитель человеческого рода (вопрос индивид и личность рассматривается в пункте 2).

Третий этап – индивидуальность.

Индивидуальность – это совокупность физических, психических, внешних особенностей, отличающих одного индивида от другого. В процессе роста у ребенка формируется характер, который зависит от внешнего и внутреннего мира. В зависимости от этих факторов ребенок растет спокойным или неуравновешенным (психические особенности), здоровым или больным (физические особенности), красивым или с дефектами (внешние особенности).

И, наконец, четвертый этап – личность.

Личность – это социальная сущность человека, совокупность социальных характеристик, которые появляются в ходе социального опыта.

Личность формируется и развивается в процессе своей жизнедятельности, т.е. приобретается определенный социальный опыт.

Хотелось бы выделить следующие факторы развития личности (потребность и является социальным опытом):

  1. Биологическая наследственность – она создает изначальное отличие личности от других членов общества, создает дополнительные возможности или ограничения для развития тех или иных качеств личности.

  2. Физическое окружение – означает, что особенности в поведении людей во многом определяются особенностями климата, географического пространства природных ресурсов, организации пространства.

  3. Культура общества – т.е. каждое общество дате всем своим представителям особые культурные образцы, язык, ценности, которые другие общества предложить не могут.

  4. Групповой опыт – в результате взаимодействия и общения с другими людьми человек осваивает множество социальных ролей, а также формирует собственный “Я – образ”, который появляется в результате оценок окружающих.

  5. Индивидуальный опыт – это совокупность чувств, эмоций, впечатлений, событий, переживаний, пережитых личностью. Индивидуальный опыт уникален и неповторим.

Личность и основные факторы ее развития

Все опре­деления личности так или иначе обусловливаются двумя проти­воположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами и способностями, а социальное окру­жение при этом играет весьма незначительную роль. Представи­тели другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что лич­ность – это некоторый продукт, полностью формируемый в хо­де социального опыта.

Очевидно, что это крайние точки зрения на процесс формирования личности. В своем анализе мы, конеч­но, должны учитывать как биологические особенности личности, так и ее социальный опыт. Вместе с тем практика показывает, что социальные фактора формирования личности более весомы. «Личность – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индиви­да в систему социальные отношений посредством активной дея­тельности и общения». В соответствии с этим взгля­дом личность развивается из биологического организма исключительно благодаря различным видам социального и куль­турного опыта. При этом не отрицается наличие у нее врожден­ных способностей, темперамента и предрасположенности, значи­тельно влияющих на процесс формирования личностных черт.

Основные факторы, оказывающие влияние на формирование лично­сти, делятся на следующие типы: 1) биологическая наследственность; 2) физическое окружение; 3) культура; 4) групповой опыт; 5) уни­кальный индивидуальной опыт.

На формирование личности определенное влияние ока­зывают биологические факторы, а также факторы физического окружения и общие культурные образцы поведения в отдельной социальной группе. Однако главными фак­торами, определяющими процесс формирования личности, безус­ловно являются групповой опыт и субъективный, уникальный личностный опыт. Эти факторы в полной мере проявляются в про­цессе социализации личности.

Этапы социализации

Известно, что младенец вступает в большой мир как биоло­гический организм и его основной заботой в этот момент явля­ется собственный физический комфорт. Через некоторое время ре­бенок становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерения­ми, шаблонами поведения и ответственностью, а также с непо­вторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем со­циализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в че­ловеческую личность.

Социализация процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индиви­дом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

Социализа­ция охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и вос­питания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализа­ции принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверст­ники в детском заведении, школе, средства массовой информации и т.д.

Для успешной социализации, по Д. Смелзеру, необходимо действие трех фактов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям:

  1. стадии подражания и копирования детьми поведения взрослых;

  2. игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли;

  3. стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.

Одним из первых выделил элементы социализации ребенка З. Фрейд. По Фрейду, личность включает три элемента: «ид» – источник энергии, стимулируемый стремлением к удовольствию; «эго» – осуществляющий контроль личности, на основе принципа реальности, и «суперэго», или нравственный оценочный элемент. Социализация представляется Фрейдом процессом развертывания врожденных свойств человека, в результате которого проис­ходят становления этих трех составляющих элементов личности. В этом процессе Фрейд выделяет четыре этапа, каждый из которых связан с определенными участками тела, так называемыми эрогенными зонами: оральный, анальный, фаллический и этап половой зрелости.

Французский психолог Ж. Пиаже, сохраняя идею различных стадий в развитии личности, делает акцент на развитии познава­тельных структур индивида и их последующей перестройке в зависимости от опыта и социального взаимодействия. Эти стадии сменяют одна другую в определенной последовательности: сенсорно-моторная (от рождения до 2 лет), операциональная (от 2 до 7), стадия конкретных операций (с 7 до 11), стадия формальных операций (с 12 до 15).

Многие психологи и социологи подчеркивают, что процесс со­циализации продолжается в течение всей жизни человека, и ут­верждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими моментами. Социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время, как социализация детей формирует ценностные ориентации. Социализация взрослых рассчитана на то, чтобы помочь человеку приобрести определенные навыки, социализация в детстве в большей мере имеет дело с мотивацией поведения. Психолог Р. Гарольд предложил теорию, в которой социа­лизация взрослых рассматривается не как продолжение детской социализации, а как процесс, в котором изживаются психологические приметы детства: отказ от детских мифов (таких, например, как всемогущество авторитета или идея о том, что наши требования должны быть законом для окружающих).

Подводя итоги изложения темы, следует отметить, что процесс социализации личности протекает в основном под влия­нием группового опыта. При этом личность формирует свой «Я»-образ на основании восприятия того, как о ней думают, как ее оценивают другие. Для того чтобы такое восприятие было успеш­ным, личность принимает на себя роли других и глазами этих других смотрит на свое поведение и свой внутренний мир. Фор­мируя свой «Я»-образ, личность социализируется. Однако не суще­ствует ни одного одинакового процесса социализации и ни од­ной одинаковой личности, так как индивидуальный опыт каждой из них уникален и неповторим.

Процесс социализации достигает определенной степени за­вершенности при достижении личностью социальной зрелости, ко­торая характеризуется обретением личностью интегрального соци­ального статуса. Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является откло­няющее (девиантное) поведение. Этим термином в социологии чаще всего обозначают различные формы негативного поведения лиц, сферу нравственных пороков, отступления от принципов, норм мо­рали и права. К основным формам отклоняющегося поведения при­нято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянст­во, наркоманию, проституцию, самоубийство.

Многочисленные формы отклоняющегося поведения свиде­тельствуют о состоянии конфликта между личностными и общест­венными интересами. Отклоняющееся поведение – это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных не­взгод и проблем, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы. Однако отклоняющее­ся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, передовому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед. К откло­няющемуся поведению могут быть отнесены различные виды науч­ного, технического и художественного творчества.

что это такое, признаки и этапы

Содержание

  • 1 Основные возрастные этапы социализации
  • 2 Групповая социализация
  • 3 Осознанность выбора группы
  • 4 Гендерная социализация
  • 5 Ресоциализация
  • 6 Правовая социализация
  • 7 Десоциализация
  • 8 Девиантное поведение
  • 9 Организационная социализация


Социализация личности как процесс интеграции человека в общую социальную систему общества дает необходимый навык коммуницирования с окружением. И на вопрос «что это такое» есть лишь один ответ — это процесс усвоения человеческим индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Рождаясь, человек незамедлительно вступает в социализацию с окружающими его людьми, попадает в некую среду, образованную сначала родителями, медперсоналом клиники, родственниками и близкими друзьями семьи. В дальнейшем роль социализации личности только усиливается: с расширением границ мира возрастает количество связей и людей, с которыми приходится взаимодействовать, и крайне важно, чтобы процесс протекал ровно, не был нарушен.

В процессе взросления дети не только обретают личность, самосознание, обучаются навыкам общения, но также и расширяют сферу своих интересов и все глубже вовлекаются в процесс взаимодействия с членами семьи, соседями, другими детьми, учатся коммуницировать, находить компромиссы, уступать и отстаивать свою точку зрения.

Основные возрастные этапы социализации

Психологи выделяют следующие этапы социализации личности:

  • первичная социализация — процесс социализации, протекающий от рождения человека и до окончательного формирования его личности;
  • вторичная социализация — процесс вхождения сформированной личности в социум.

Первичная социализация включает в себя освоение человеком социальных норм и правил на ранних этапах жизни, от рождения до подросткового возраста; вторичный этап наступает постепенно с расширением круга общения подростка, появлением в его жизни большего количества увлечений и групп, сформированных в обществе под влиянием этих увлечений.

Этапы социализации личности разделяются четко, но между ними нет жесткой границы. Нельзя сказать, что до 14 лет, например, человек исключительно формирует себя, а после — учится вписывать себя в общество. Напротив, в сущности, оба этапа характерны для нас на протяжении всей жизни, просто на ранней стадии развития психологические особенности ребенка направлены на познание самого себя, а в дальнейшем перенаправляются вовне, на вписывания себя в общество, но и в пенсионном возрасте не следует думать, будто личность окончательно сформирована, и изменить ее нельзя.

Особенности социализации в детстве

Именно в детстве благодаря семейному влиянию у ребенка закладываются те шаблоны, которые он считает общепринятыми, и которыми в дальнейшем руководствуется при последующей социализации.

На этой стадии ребенок усваивает основные правила и нормы исключительно от членов семьи, так как его внутренний мир чрезвычайно мал, а окружение ограничено. И если в семье принят некий набор предубеждений, то на следующую стадию социализации индивид выйдет уже со сформировавшимся в голове мнением, учитывающим основную семейную «линию партии».

Одной из проблем социализации личности, связанной с воспитанием ребенка, является понятие нормы семейного насилия. Если в семье насилие считается непременным атрибутом, если отец поднимает руку на мать, а мать терпит и не пытается уйти из дома, ребенок начинает воспринимать такую ситуацию как данность, а семейное насилие — как вариант нормы для всего общества в целом. И в дальнейшем он выходит в мир с уверенностью, что у всех его приятелей в доме происходит то же самое, просто им, как и ему, запрещено об этом говорить.

Такой ребенок может в будущем получить целый букет проблем, когда столкнется с тем, что за попытку поднять руку на девочку его будут всячески ругать и подвергать остракизму, а он не сможет понять, что проблема заключается в его поведении, так как лично для него это абсолютная норма.

Социализация школьного периода

Социализация личности на этапе школьного образования постепенно переводит ребенка от этапа первичной социализации к вторичной.

В школе круг общения индивида резко расширяется: после пары-тройки десятков людей, с которыми он постоянно общался либо изредка встречался в детском саду или поликлинике, ребенок оказывается в большом мире, полном одноклассников и детей с параллельных потоков.

Внимание взрослых не так тщательно контролируется, как это было ранее, и ребенок постепенно учится налаживать отношения с другими маленькими личностями, обретает симпатии и антипатии, учится вести себя сообразно новым правилам, принятым в группе учеников, привыкает к новой обстановке и вырабатывает в себе качества, которые в дальнейшем помогут ему налаживать контакт с коллегами по работе и представителями других социальных групп.

На этом этапе в качестве проблемы социализации выступают те привычки и типовые реакции, которые сформированы в нем в ответ на воздействие окружающих.

Если ребенок воспитывался в семье как маленький принц, был окружен любовью бабушек и мамы, если он вырос в уверенности, что все его действия правильны и никто не имеет права быть им недовольным, он с огромной долей вероятности не впишется в коллектив одноклассников, так как привычка требовать подчинения вряд ли будет оценена другими детьми как приятная черта характера.

Подростки и поиски себя

Подросток — это такая стадия развития, на которой ребенок начинает проводить больше времени со сверстниками, а не с членами семьи, и тем самым осуществляет свой переход от первичной стадии социализации к вторичной — формированию не только личности, но также и к поискам своего места в мире.

На этом этапе начинается активная групповая социализация человека — он ищет группы, в которых мог бы чувствовать себя комфортно, быть одобряемым, значимым, где мог бы делиться опытом и мыслями; в активную фазу входит гендерная социализация — осознание себя как представителя определенного пола и оценка социальных ролей представителей своего пола в обществе, принятие или отторжение этих ролей применительно к себе; начинается запуск процесса ресоциализации — переоценки ранее освоенных навыков и ценностей ввиду получения нового опыта и расширения кругозора.

Одной из распространенных проблем социализации личности подростка является ситуация, когда он попадает в окружение, принимающее за норму иные, непривычные ему стандарты поведения и остается перед выбором: переоценить собственные суждения либо отстаивать свое мнение и получить неприятие членов группы.

Групповая социализация

Усвоение норм, принятых как основных в обществе, правил поведения, ограничений и недопустимых поступков есть процесс воспитания и прививания ребенку четкого понимания границ, в пределах которых он должен двигаться, чтобы не быть отторгнутым окружающими.

Наше общество построено таким образом, что индивиду необходимо получать социальное одобрение, принадлежать к какой-либо группе, чувствовать поддержку членов этой группы. И для этого мы вынуждены вести себя определенным образом, соблюдать некие правила поведения и попадать в шаблон, заданный группой, к которой мы хотим примкнуть.

Шаблоны поведения у групп могут быть разными и даже диаметрально противоположными: для одних групп важна общность по признаку финансовой состоятельности, другие, напротив, формируются путем объединения небогатых членов общества и декларируют противопоставление себя состоятельным кругам.

Важно понимать, что невозможно социализироваться универсально на все сто процентов таким образом, чтобы идеально вписаться в абсолютно все слои населения и группы, именно потому, что в них ценятся разные качества и противоположные ценности. Не зря в народе говорят: «Ты не золотой червонец, чтобы всем нравиться!» — нельзя угодить всем, и человеку в процессе социализации приходится выбирать, к какой именно группе примкнуть, а также противопоставлять себя какой-то другой группе лиц.

Осознанность выбора группы

Выбор социальной группы, с которой вы будете взаимодействовать, не всегда зависит от вас. Мы делаем осознанный выбор, когда принимаем решение заняться каким-либо видом спорта, поступить в определенный университет, переехать в другой квартал. В этом случае мы можем подготовить себя к тем нормам, которые, скорее всего, будут свойственны окружению, в которое мы попадем, так как у нас будет время на изучение вопроса, проработку своих реакций и навыков социализации.

Но иногда мы по независящим от нас обстоятельствам оказываемся в окружении, которое нельзя назвать удачным, и особенно опасно это для не до конца сформировавшихся личностей — детей и подростков.

В случае вынужденного переезда в не самый благоприятный район взрослые члены семьи способны максимально дистанцироваться от соседей, наладить с ними контакт, не включающий принятие их социальных стандартов поведения. А вот ребенок или подросток, общаясь с одноклассниками и соседями, еще не умеет противостоять чужому авторитетному мнению, и неосознанно впитывает и перенимает те нормы поведения, которые ему не следовало бы включать в свою картину мира как правильные.

Такая проблема социализации личности не всегда может быть решена путем запрета родителями на общение ребенка с «нехорошими» приятелями, а ведь окружение, в котором растет ваш ребенок — очень важный фактор взросления и формирования его личности.

Гендерная социализация

Социализация личности не может быть осуществлена в полной мере без усвоения индивидом культурной системы взаимоотношений мужчин и женщин, свойственной для общества, в котором он живет, а также осознания гендерных ролей и своего места в этой системе.

Общество начинает прививать определенные стереотипы поведения детям буквально с колыбели: в магазинах в большинстве своем предлагают на выбор только розовые или голубые предметы по уходу за ребенком, одежда мальчиков выполняется преимущественно в синих, а девочек — в красных тонах, мальчикам дарят машинки и пистолеты, а девочкам — кукол и украшения.

В дальнейшем, глядя на родителей и гостей семьи, ребенок впитывает те стандарты, которые проходят перед его глазами в процессе взросления: если мама и ее подруги в большинстве своем домохозяйки и занимаются готовкой, уборкой и домом, а папа и его друзья зарабатывают деньги, водят автомобили и играют в футбол, индивид, скорее всего, усвоит такую традиционную систему ценностей, и в будущем станет применять ее к себе сообразно своему полу: мальчик будет стремиться стать «добытчиком», а девочка будет нацелена на поиски мужа, соответствующего определенным критериям, и мечтать о браке и детях.

Если же в семье принято, что мама работает наравне с отцом, а папа убирается в выходные вместе с мамой, в будущем девочка не поймет, если муж начнет требовать от нее сидеть дома и варить супы, а мальчик не оценит стремление жены стать домохозяйкой и заниматься исключительно семейными делами.

Ресоциализация

Понятие ресоциализации личности тесно связано с этапами взросления. В сущности, этот термин обозначает вторичную социализацию личности, которая продолжается всю жизнь и включает в себя постоянную переоценку ранее принятых ценностей.

Ресоциализация начинается с выходом ребенка во внешний мир и наблюдением за людьми с другими культурными, социальными и гендерными стереотипами. Чем больше таких наблюдений накапливает ребенок, тем больше работы происходит в его голове: он начинает понимать, что не все слова папы и мамы являются аксиомами, что существуют иные точки зрения и иной взгляд на мир. И под воздействием этих факторов в подростковом возрасте индивид заканчивает формирование своей личности, оставляя часть прежних, семейных установок, и заменяя остальные установки другими, принятыми извне и расцененными им как более подходящие ему лично.

С течением времени круг общения индивида расширяется все больше, выходит за рамки школы и университета, включает в себя коллег, приятелей в спортивном зале, знакомых из разных слоев населения, поэтому ресоциализация как важный элемент формирования личности является процессом бесконечным.

Правовая социализация

Правовая социализация личности представляет собой выработку у человека определенных представлений о своем месте в обществе, а также о своей социальной роли и о культуре общества в целом.

Основная особенность правовой социализации личности — это процесс присвоения человеку неких типовых (предсказуемых) реакций, способов восприятия информации и форм активности, принятых именно в этом обществе.

Восприняв нормы и правила, принятые в окружающем человека обществе за основные и единственно верные, индивид в дальнейшем негативно реагирует на любые отклонения от этой нормы, зачастую оценивает их как попытку нарушения общественного порядка в целом, и даже активно противодействует тем, кто проявляет несвойственные для данного общества реакции.

Правовая социализация личности — необходимый и важный процесс, в то же время тесно связанный с попытками общества откинуть любые несвойственные ему прогрессивные идеи, кажущиеся успешно социализированным членам общества нарушением самих основ существования социальной группы или нации в целом.

Правовая социализация личности позволяет выстроить четкую иерархическую структуру группы, в рамках которой субъекты, наиболее четко придерживающиеся одобряемых обществом стандартов поведения, легко повышают свой статус и закрепляются на верхних ярусах пирамиды, а индивиды, отличающиеся нестандартными взглядами на жизнь, отторгаются.

Десоциализация

Понятие десоциализации личности тесно связано с ресоциализацией, и означает разрушение ранее освоенных и принятых норм и правил поведения, уничтожение прежних установок. Что это такое и зачем нужен этот процесс?

Данный процесс используется психологами в случае, если усвоенные человеком нормы поведения мешают ему успешно вписаться в общество. В этом случае человек должен десоциализироваться — отказаться от прежних установок, и затем ресоциализироваться — воспринять новые правила поведения, принятые в группе.

Десоциализация необходима жертвам семейного насилия, людям, прошедшим через войны и жившим в зонах боевых действий, а также тем, кто переехал в другие страны с иным культурным наследием или при перевоспитании личностей, страдающих девиантным поведением — алкоголиков, наркоманов, преступников. «Перенастройка» головы в таких случаях необходима, и план процесса обычно начинается с оценки установок, которые видятся индивиду незыблемыми, и доказательства того, что эта незыблемость кажущаяся.

Девиантное поведение

Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от принятых в обществе норм, принципов и стандартов.

Девиантное поведение не всегда является признаком чего-то дурного: для патриархального общества, в котором принято, например, что женщина не имеет права голоса, обязана прятать лицо, носить юбку и молчать, поведение обычной европейки будет расценено как крайне девиантное, в то время как в Европе на нее просто не обратят внимание, так как она вписывается в принятые там стандарты норм поведения.

Социализация личностей может проходить с нарушениями, и тогда психологи тоже говорят о девиантном поведении — именно из-за неправильной социализации люди становятся преступниками, в них проявляется склонность к насилию, жестокости, противоправным действиям.
Подростки, пытающиеся выделиться из толпы, заявить о своем «Я», также обладают признаками девиантного поведения.

Девиантное поведение — это всегда результат проблем с социализацией личности, но, к сожалению, процесс социализации нельзя записать как план, и строго следовать ему.

Организационная социализация

Организационная, или профессиональная социализация — процесс освоения индивидом навыков и установок, принятых в организации для успешного выполнения основных функций, а также для налаживания отношений с коллегами.

Первое время, поступив на работу, новички знакомятся с общепринятыми стандартами поведения в организации, осваивают жаргон, стиль общения, учатся соответствовать дресс-коду и воспринимают расстановку сил между людьми. Это тоже социализация личности, и очень важная — нередко проблемы с работой возникают у нас не потому, что мы являемся плохими профессионалами, а лишь потому, что даже отличный профессионал, неспособный наладить отношения с людьми, не принесет организации ничего, кроме вреда.

Для улучшения организационной социализации на фирмах принято устраивать различные совместные праздники, выезды на природу, проводить игры и занятия по улучшению коммуникации между коллегами.

Социализация личности — сложный процесс, растянутый на всю жизнь, связанный с бесконечным познанием внешнего мира и самопознанием, развивающий умение налаживать отношения с окружающими людьми в любой социальной среде.

Умение успешно вписаться в любую систему пригодится всем, и нельзя думать, что социализация важна только для тех, кто не успешен и не вписывается в рамки. Поскольку любые рамки имеют свои ценности исключительно в данный период времени, и нет гарантий, что завтра понятие нормы не изменится, и что вчерашний успешный человек не окажется на обочине жизни со своими замшелыми понятиями о норме.

Что такое социализация? – ReviseSociology

Содержание

Социализация относится к социальным процессам, посредством которых новые члены общества развивают понимание социальных норм и ценностей и помогают им обрести отчетливое самоощущение. Это процесс, который превращает беспомощного младенца в самосознательную, знающую личность, которая хорошо знакома с культурой общества.

Социологическое образование уровня А

Пожалуйста, включите JavaScript

Социологическое образование уровня А

Социализация обычно рассматривается с точки зрения первичной социализации, которая особенно интенсивна и происходит в первые годы жизни, и вторичной социализации, которая продолжается на протяжении всей жизни.

Этапы социализации 

Социализация осуществляется через различные организации, такие как семья, группы сверстников, школы и средства массовой информации.

Семья является основным фактором первичной социализации, но все чаще дети с самого раннего возраста посещают своего рода детский сад. Именно в семье дети усваивают «базовые нормы» социального взаимодействия — в Британии такие нормы включают в себя обучение ходьбе, речи, одеванию и целому ряду «социальных манер», которым обучают в процессе воспитания. позитивные и негативные санкции или поощрение за хорошее и наказание за плохое поведение.

В современном обществе классовые гендерные и этнические различия начинают сказываться на ребенке с самого раннего возраста, и это влияет на модели социализации. Например, когда речь идет о гендере, дети бессознательно улавливают ряд гендерных стереотипов, которые влияют на действия их родителей, и они обычно соответствующим образом корректируют свое поведение.

Во взрослом возрасте социализация продолжается, поскольку люди учатся вести себя в новых областях социальной жизни, таких как рабочая среда и политические убеждения. СМИ и Интернет также играют все более важную роль в социализации, помогая формировать мнения, взгляды и поведение. Это особенно актуально с появлением новых медиа, которые позволяют виртуальные взаимодействия через чаты, блоги и так далее.

Взятые вместе, факторы социализации образуют сложный ряд противоположных социальных влияний и возможностей для взаимодействия, и это никогда не может быть полностью направленным или детерминированным процессом: люди — это самосознающие существа, способные формировать свои собственные интерпретации сообщений, с которыми они представлены.

Критика концепции социализации

Основная критика теорий социализации заключается в том, что они склонны преувеличивать ее влияние. Это особенно верно в отношении функционализма, который имел тенденцию рассматривать людей как культурных дураков, отданных на милость социальных агентов.

Деннис Вронг (Dennis Wrong, 1961) не согласился с тем, что он считал «сверхсоциализированной концепцией человека» в социологии, утверждая, что она рассматривает людей как простых ролевых игроков, просто следующих сценариям.

Сегодня теории общества и культурного воспроизводства с гораздо большей вероятностью признают, что индивиды являются активными игроками и что социализация представляет собой конфликтное и эмоционально заряженное дело, а ее результаты гораздо менее предсказуемы, чем функционалистские теории, предложенные в 1950-х годах. .

Указатели

Социализация является одним из самых фундаментальных понятий в социологии уровня A и должна преподаваться как часть введения в социологию.

Полная информация о значении и средствах социализации | Введение в социологию |

Социализация

Человеческий младенец появляется на свет как биологический организм с животными потребностями. Он постепенно превращается в социальное существо и учится социальным способам действия и чувства. Без этого процесса формирования ни общество не могло бы продолжаться, ни культура не могла бы существовать, ни индивидуум не мог бы стать личностью. Этот процесс формирования называется «социализацией».

Каждый человек пытается приспособиться к условиям и среде, преимущественно определяемым обществом, членом которого он является. Если он этого не делает, он становится социальным непокорным и возвращается в строй благодаря усилиям группы, членом которой он является. Этот процесс приспособления можно назвать социализацией.

Разные социологи по-разному определяют социализацию.

По данным Е.С. Богардус «Социализация — это процесс совместной работы, развития групповой ответственности или руководства потребностями благополучия других»,

В. Ф. Огберн определяет: «Социализация — это процесс, посредством которого человек учится соответствовать нормам группы».

Лундберг говорит, что «социализация состоит из сложных процессов взаимодействия, посредством которых человек усваивает привычки, убеждения, навыки и стандарты суждений, необходимые для его эффективного участия в социальных группах и сообществах».

Согласно H.T. Маджумдара «Социализация как процесс, посредством которого изначальная природа превращается в человеческую природу, а индивидуум — в личность».

А.В. Грин полагает: «Социализация — это процесс, посредством которого ребенок приобретает культурное содержание, наряду с самостью и личностью».

Согласно Хортону и Ханту «Социализация — это процесс, посредством которого человек усваивает нормы своих групп, так что возникает отчетливое «я», уникальное для этого человека».

Питер Уорсли объясняет: «Социализация как процесс передачи культуры процесс, посредством которого люди усваивают правила и обычаи социальных групп.

Агентства социализации:

Процесс социализации протекает не только в детстве, но и на протяжении всей жизни. Это процесс, который начинается с рождения и продолжается непрерывно до самой смерти человека. Это непрекращающийся процесс. Раньше термин «социализация» не применялся к опыту обучения взрослых, а ограничивался детьми. Однако в последнее время концепция социализации была расширена и теперь включает аспекты поведения взрослых. Теперь это рассматривается «как процесс взаимодействия, посредством которого поведение человека модифицируется, чтобы соответствовать ожиданиям членов групп, к которым он принадлежит».

Мыслители описывают этот процесс со ссылкой на детей только потому, что они вводятся, когда человек осознает себя, а другие отсутствуют. Когда человек начинает читать книги, слушать сказки и получает возможность представить себе идеальное общество, становится трудно отделить субъективные факторы от объективных и оценить их соответствующий вклад в социализацию ребенка.

Поскольку социализация является важным делом для общества, нежелательно, чтобы социализация ребенка была оставлена ​​на волю случая, а контролировалась через институциональные каналы. То, каким будет ребенок, важнее, чем то, кем он является. Именно социализация превращает ребенка в полезного члена общества и придает ему социальную зрелость. Поэтому очень важно знать, кто социализирует ребенка.

Существует два источника социализации ребенка. К первым относятся те, кто имеет над ним власть; вторыми являются те, кто равен ему по власти. К первой категории могут относиться родители, учителя и пожилые люди. Во вторую входят товарищи по играм, друзья и товарищи по клубу. Его обучение различается по содержанию и значению в зависимости от того, получено ли оно из того или иного источника. В одну категорию входят отношения принуждения, в другую — отношения сотрудничества.

Отношения принуждения основаны на одностороннем уважении к авторитетному лицу, а отношения сотрудничества основаны на взаимопонимании между равными. Правила поведения первой категории ощущаются как высшие, абсолютные и внешние, но правила второй категории сами по себе не имеют превосходства или абсолютности, а просто являются действующими принципами ассоциации. Лица, имеющие власть над ребенком, обычно старше его, в то время как лица, разделяющие с ним равные права, могут быть одного возраста.

Есть причины, по которым социализация должна проходить авторитарными способами. Образцы поведения, ожидаемые в культуре, являются врожденными; иногда они даже противоречат биологической склонности. Поэтому совершенно необходимо, чтобы лицам, ответственным за социализацию ребенка, была дана власть требовать послушания. Эта сила может быть дана только пожилым людям, потому что, когда начинается процесс социализации, у младенца нет ни младших, ни способности общаться с равными.

Таким образом, родители являются первыми людьми, которые социализируют ребенка. Они не только тесно связаны с ним в семейной системе, но и физически ближе к ребенку, чем другие. Мать является первой из родителей, кто осуществляет процесс социализации. Именно от нее исходят самые ранние социальные стимулы, которым подвергается ребенок. Он реагирует на эти стимулы, имитируя их. При большом возрастном и опытном промежутке, отделяющем ребенка от родителей, он не может в полной мере понять логику и характер всего того, что они ему передают.

В случае, если ребенок не следует правилам, его могут принуждать, потому что с социальной точки зрения существенно не то, чтобы ребенок был «освобожден» от табу, чтобы выразить свою личность. Но чтобы его научили народным обычаям и нравам и оберегали от самого себя в период его ребячества.

Следовательно, то, что ребенок усваивает в первую очередь, является в основном моралью или сдержанностью. Общество передает, не рискуя, наиболее ценные части своего наследия. Таким образом, социальная мораль — это вопрос не рационального понимания, а чувства долга.

Ребенок приобретает что-то от себе подобных, чего он не может получить от лиц, наделенных властью. От них он усваивает мораль сотрудничества и некоторые неформальные аспекты культуры, такие как маленькие народные обычаи, причуды и увлечения, тайные способы удовлетворения и запретное знание. Знание таких вещей необходимо с социальной точки зрения.

Например, знание половых отношений считается в нашем обществе чем-то нежелательным для юноши, пока он не женится. Если такие знания строго запрещены до брака, выполнение многочисленных функций половой жизни может быть затруднено после брака. Так что знание секса не исключается полностью, хотя формально считается нежелательным. Это знание, которое ребенок приобрел в эгалитарной группе, хотя ребенок не может получить столько знаний от другого ребенка того же возраста, что и он, получить от другого ребенка, который учится в эгалитарной группе понимать правила как часть совместных усилий. , поскольку он учится отстаивать свои права без защиты авторитета или беспредметной зависимости, он приобретает то, что очень трудно, если вообще возможно, получить в отношениях авторитарного типа.

Таким образом, как авторитарные, так и уравнительные отношения способствуют социализации ребенка. Вещи, требующие дисциплины и ответственности в передаче, отдаются авторитарным отношениям, простые вещи — уравнительным отношениям.

Кратко упомянутые главные органы социализации следующие.

1. Семья:

Родители или семьи первыми социализируют ребенка. Они не только тесно связаны с ребенком, но и физически ближе к нему, чем другие. От родителей он учится своей речи и языку. Его учат общественной морали. Он учится уважению к лицам, облеченным властью. В семье он учится ряду гражданских добродетелей.

Семью по праву называют колыбелью общественных добродетелей. Первые уроки ребенок получает в сотрудничестве, терпимости, самопожертвовании, любви и привязанности в семье. Окружение семьи влияет на развитие ребенка. Психологи показали, что человек такой, каким он становится в семье.

В плохой семье ребенок усваивает дурные привычки, а в хорошей семье — хорошие. Важной причиной преступности несовершеннолетних является неблагоприятное семейное окружение. Во время выбора партнера родители также пытаются узнать семейную историю мальчика и девочки, чтобы узнать их хорошие и плохие стороны.

Отношения между родителями и ребенком носят сдерживающий характер. Родители старше его и имеют право требовать послушания. Если ребенок не следует правилам, его могут принудить. Из родителей именно мать первой начинает процесс социализации. Семья продолжает оказывать влияние на всю жизнь. Существует обширная литература о семье, описывающая ее роль в обществе.

2. Школа:

Школа является вторым агентством социализации. В школе ребенок получает образование, которое формирует его представления и взгляды. Хорошее образование может сделать ребенка хорошим гражданином, а плохое образование может превратить его в преступника. Большое значение в социализации имеет образование. Хорошо спланированное образование может произвести социализированных людей.

3. Товарищи по играм или друзья:

Товарищи по играм и друзья также являются важным средством социализации. Отношения между ребенком и его товарищами по играм носят равноправный характер. Он основан на сотрудничестве и взаимопонимании. В основном они одного возраста. Ребенок приобретает что-то от своих друзей и товарищей по играм, чего он не может получить от родителей. От них он усваивает мораль сотрудничества и некоторые неформальные аспекты культуры, такие как мода, причуды, увлечения, способы удовлетворения и запретное знание. Знание таких вещей необходимо с социальной точки зрения. Например, знание половых отношений считается в нашем обществе чем-то нежелательным для юноши, пока он не женится. Если такие знания строго запрещены до вступления в брак, выполнение многочисленных функций сексуальной жизни может быть затруднено в более позднем браке. Эти знания ребенок получает от своих друзей и товарищей по играм.

4.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>