Методы управления экономические административные социально психологические: административные; экономические и социально-психологические методы управления.

Методы управления

Проблема методов управления всегда была актуальной. Переход нашей страны к рыночной модели экономики перевернул многое в этом вопросе.

Методы управления — это совокупность способов и средств воздействия управляющего субъекта на объект управления для достижения определенных целей. Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности. Методы призваны развивать инициативу работников и их заинтересованность в достижении цели своей организации.

В зависимости от способа воздействия на управляемую систему среди этих методов выделяются административно-распорядительные, экономические и социально-психологические.

Что нужно сделать, чтобы человек стал эффективно работать? Проблема эта стара как мир и в основе своей довольна проста: побудить человека к труду можно либо силой, либо вызвав в нем интерес к работе.

С развитием цивилизации методы управления, связанные с применением силы, построенные на страхе перед наказанием, все больше уступали место методам, основанным на внутренних побудительных мотивах деятельности, на заинтересованности работающего.

Можно силой заставить работать, но обязать работать по приказу эффективно, «на мировом уровне», невозможно, потому что это требует не только исполнительности, но и инициативы, постоянного совершенствования производства, а главное — внутренних побудительных мотивов. Командно-нажимное, чисто административное управление показало свою низкую эффективность. Именно этим объясняется переход от административных к экономическим, рыночным методам управления. Тем не менее до начала перестройки командные методы безраздельно господствовали в нашей экономике, и понадобилось пройти горькие уроки периода «культа личности» и застоя, чтобы оценить их несостоятельность и бесперспективность.

С общетеоретических позиций проявляется действие методов любой деятельности — убеждения и принуждения. С помощью средств убеждения прежде всего стимулируется должное поведение участников управленческих отношений путем проведения воспитательных, разъяснительных, рекомендательных, поощрительных мер в основном морального воздействия.

Принуждение рассматривается как вспомогательный метод, используемый в случае нерезультативности убеждения. Оно выражается в применении административной или дисциплинарной ответственности. Из множества классификаций, как правило, выделяются методы двух групп: административные и экономические. Но сегодня на первый план выходят экономические, социально-психологические, воспитательные методы управления. Что касается методов административных, то они становятся вспомогательными, занимают второстепенное место.

Административно-распорядительные методы — это система воздействия на организационные отношения для достижения целей. Они базируются на обязательном подчинении нижестоящих руководителей вышестоящим, на дисциплинарной ответственности, на принципе единоначалия. В основе этого метода лежит безвозмездное отношение субъекта и объекта управления, прямое воздействие на волю исполнителей путем управленческих команд, обязательных для нижестоящих органов. Одна и та же работа может выполняться в различных организационных условиях: жестокого регламентирования, гибкого реагирования, постановки общих задач, допустимых границ деятельности.

Выбираются самые эффективные (по какому-то условию) или оптимальные. Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации и т.п. Эти методы воздействия отличает характер воздействия: любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению.

Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определенном уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления.

На практике административные методы реализуются в виде конкретных безвариантных заданий, выдаваемых конкретным исполнителям, обладающим минимальной самостоятельностью при выполнении порученной работы. Эти методы могут сопровождаться поощрениями и санкциями, в том числе и экономического характера, однако главный недостаток административных методов управления состоит в том, что они поощряют исполнительность, а не инициативу.

Экономические методы подразумевают совокупность способов воздействия путем создания экономических условий, побуждающих работников действовать в нужном направлении и добиваться решения поставленных задач.

Экономическое управление отличается тем, что работающий приобретает глубокий, собственный интерес к конечному результату своего труда. Вот этой силы интереса, его крепкой привязки к итогу работы административная система не знала. Как бы человек ни старался, максимум, что ему можно было заплатить, — скромную премию. Заработать существенно выше положенного было невозможно ни при каких трудовых усилиях. Отсюда уравниловка, всем знакомое отсутствие заинтересованности в хорошей, напряженной работе. Реформа возвращает первоначальный смысл основному принципу социализма «каждому — по труду»: за лучшую и большую работу — большая плата. Сколько заработал — столько получай. Меняется и подход к оценке результатов работы. Теперь ценится не просто выполнение плана, спущенного сверху, а получение предприятием — всеми работающими — полезного и нужного людям конкретного конечного результата: хороших продуктов, одежды, зданий и машин.

Таким образом, стимулируется не сам факт труда, а его конечный результат.

Для того чтобы начали действовать экономические методы, нужно, во-первых, знать, при каких условиях человек станет плодотворно работать, и, во-вторых, создать эти условия. Управление может дать необходимые результаты лишь в том случае, если опирается на знание мотивов и закономерностей поведения в процессе трудовой деятельности коллективов трудящихся и каждого работника в отдельности. Таким образом, вознаграждение при выполнении задания является не заслуженным, а заработанным, например за счет экономии и дополнительной прибыли. Поскольку размер выплат напрямую зависит от достигнутого результата, работник непосредственно экономически заинтересован в его улучшении.

Для того чтобы наиболее полно реализовать возможности людей в процессе общественного труда, учесть и использовать индивидуальные способности психики работающих, применяются так называемые социально-психологические методы управления.

Социально-психологические методы управления тесно примыкают к воспитательным методам управления, направленным на формирование у работников и коллектива качеств, способствующих достижению целей управления. Активное воздействие на сознание участников производства, регулирование характера взаимоотношений между членами коллектива, систематическая учеба кадров и повышение их квалификации — важные стороны положительного воздействия на повышения результатов производства.

Социально-психологические методы — это совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них. Эти методы направлены как на группу сотрудников, так и на отдельные личности. Они основаны на использовании моральных стимулов к труду, воздействуют на личность с помощью психологических приемов в целях превращения административного задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека.

Цель этих методов — формирование в коллективе положительного социально-психологического климата, благодаря чему в значительной мере будут решаться воспитательные, административные и экономические задачи. То есть поставленные перед коллективом цели могут быть достигнуты с помощью одного из важнейших критериев эффективности и качества работы — человеческого фактора. Умение учитывать это обстоятельство позволит целенаправленно воздействовать на коллектив, создавать благоприятные условия для труда и в конечном счете формировать коллектив с едиными целями и задачами.

К этой группе методов тесно примыкают воспитательные методы управления, направленные на формирование у работников и коллектива качеств, способствующих достижению целей управления. Необходимость использования социально-психологических методов в управлении очевидна, так как они позволяют своевременно учитывать мотивы деятельности и потребности работников, видеть перспективы изменения конкретной ситуации, принимать оптимальное решение.

Кнопки управления

Для того чтобы реализовать какой-либо из этих методов, используют так называемые кнопки управления или, иначе, способы воздействия данных методов на управление.

Административно-правовые методы являются способами осуществления управленческих воздействий на персонал, основанными на властных отношениях, дисциплине и системе административно-правовых взысканий. Различают пять основных способов административно-правового воздействия: организационное и распорядительное воздействие, регламентирование, нормирование и инструктирование.

Организационное воздействие основано на действии утвержденных внутренних нормативных документов, регламентирующих деятельность персонала. К ним относятся: устав организации, организационная структура и штатное расписание, положения о подразделениях, коллективный договор, должностные инструкции, правила внутреннего распорядка. Эти документы могут быть оформлены в виде стандартов предприятия и вводятся в действие обязательно приказом руководителя организации. Практическая реализация организационного воздействия во многом определяется уровнем деловой культуры организации, желанием сотрудников работать по правилам, предписанным администрацией.

Распорядительное воздействие направлено на достижение поставленных целей управления, соблюдение требований внутренних нормативных документов и поддержание заданных параметров системы управления путем прямого административного регулирования. К числу распорядительных воздействий относят: приказы, распоряжения, указания, инструкции, нормирование труда, координацию работ и контроль исполнения. Приказ является наиболее категоричной формой распорядительного воздействия и обязывает подчиненных точно исполнять принятые решения в установленные сроки. Неисполнение приказа влечет за собой соответствующие санкции со стороны руководства. Приказы издаются от имени руководителя организации.

Регламентирование деятельности предприятия. Это наиболее жесткая форма административного воздействия. Она выражается в разработке и реализации организационных документов, определяющих порядок управления предприятием:

  • положений общеорганизационного порядка;
  • структуры управления предприятием;
  • штатного расписания и должностных инструкций по управлению предприятием;
  • положений, определяющих внутренний порядок работы.

Нормирование деятельности предприятия заключается в разработке и реализации норм (правил) и нормативов (количественного выражения этих норм), устанавливающих границы деятельности предприятия. Этот рычаг административного управления неразрывно связан с экономическим управлением, обеспечивает его ориентирами для движения в нужном направлении. Инструктирование сводится к ознакомлению персонала с правилами работы, порядком ее выполнения, ожидаемыми трудностями, рекомендациям по их преодолению. Это в основном методическая разработка информационного характера — наиболее мягкая форма административного воздействия.

К экономическим способам воздействия относятся:

  • кредитование. Главные качества: обеспеченность — выдача под залог имущества или гаранта; целевой характер — кредит должен работать на перестройку; срочность — давать навсегда, на время; возвратность; платность — процент под ссуду. Регулируя выдачу ссуд под различный процент, предприятие получает возможность оказывать помощь работникам.
  • финансирование, а именно деньги предприятия для его производственного и социального развития, в том числе для строительства жилья для своих работников;
  • ценообразование;
  • экономическое стимулирование. Смысл стимулирования — это существенное улучшение жизни и труда хорошо работающего человека или коллектива;
  • хозрасчет (механизм экономической и управленческой самостоятельности предприятия, т.е. независимость, чувство полного хозяина рождают глубокую заинтересованность работника в конечном результате труда).

Все эти способы действуют без административного принуждения, но, несмотря на то что при экономическом управлении над работником не висит меч административного воздействия, экономические стимулы куда более жесткие: выговор или штраф это вторично, поскольку под угрозу ставится благополучие предприятия, жизненно важные интересы каждого человека и всего коллектива. Но экономические методы вовсе не отменяют административных.

Среди социально-психологических методов управления исходным является выявление и учет психологических особенностей каждого члена трудового коллектива, а также поведения коллектива в целом. Эта работа должна проводиться каждым руководителем систематически, как самостоятельно, так и с привлечением специалистов — социологов и психологов. Здесь должны широко использоваться такие способы анализа, как анкетирование, тестирование, хронометраж, наблюдения, опросы, интервью.

Важнейшими социально-психологическими методами управления являются изучение, направленное формирование мотивов трудовой деятельности работников и учет их в управлении. Целый ряд социально-психологических методов направлен на повышение творческой активности и инициативы всех работающих. Это развертывание и всемерное поощрение изобретательской и рационализаторской деятельности, воспитание группового самосознания коллектива, сохранение и развитие традиций и обычаев данного предприятия.

К этой же группе методов относится установление в коллективе благоприятной психологической атмосферы. В последние годы все большее значение приобретает такая форма социально-психологического управления, как планирование социального развития трудового коллектива. Целью планирования является предоставление работнику четкой перспективной программы его личного материального и культурного развития, улучшения условий труда.

Методы управления — Студопедия

Проблема методов управления всегда была актуальной. Переход нашей страны к рыночной модели экономики перевернул многое в этом вопросе.

Методы управления – это совокупность способов и средств воздействия управляющего субъекта на объект управления для достижения определенных целей. Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности. Методы призваны развивать инициативу работников и их заинтересованность в достижении цели своей организации.

В зависимости от способа воздействия на управляемую систему среди этих методов выделяются административно-распорядительные, экономические и социально-психологические.

Что нужно сделать, чтобы человек стал эффективно работать? Проблема эта стара как мир и в основе своей довольна, проста: побудить человека к труду можно либо силой, либо вызвать в нем интерес к работе.

С развитием цивилизации методы управления, связанные с применением силы, построенные на страхе перед наказанием, все больше уступали место методам, основанным на внутренних побудительных мотивах деятельности, на заинтересованности работающего. Можно силой заставить работать, но обязать работать по приказу эффективно, «на мировом уровне», невозможно, потому что это требует не только исполнительности, но и инициативы, постоянного совершенствования производства, а главное – внутренних побудительных мотивов.

Командно-нажимное, чисто административное управление показало свою низкую эффективность именно этим объясняется переход от административных к экономическим, рыночным методам управления. Тем не менее, до начала перестройки командные методы безраздельно господствовали в нашей экономике, и понадобилось пройти горькие уроки периода культа личности и застоя, чтобы оценить их несостоятельность и бесперспективность.

С общетеоретических позиций проявляется действие методов любой деятельности – убеждения и принуждения. С помощью средств убеждения, прежде всего, стимулируется должное поведение участников управленческих отношений путем проведения воспитательных, разъяснительных, рекомендательных, поощрительных мер в основном морального воздействия.

Принуждение рассматривается как вспомогательный метод, используемый в случае не результативности убеждения. Оно выражается в применении административной или дисциплинарной ответственности. Из множества классификаций, как правило, выделяются методы двух групп: административные и экономические. Но сегодня на первый план выходят экономические, социально-психологические, воспитательные методы управления. Что касается методов административных, то они становятся вспомогательными, занимают второстепенное место.

Административно-распорядительные методы – это система воздействия на организационные отношения для достижения целей. Они базируются на обязательном подчинении нижестоящих руководителей вышестоящим, на дисциплинарной ответственности, на принципе единоначалия. В основе этого метода лежит безвозмездное отношение субъекта и объекта управления, прямое воздействие на волю исполнителей путем управленческих команд, обязательных для нижестоящих органов.

Одна и та же работа может выполняться в различных организационных условиях: жестокого регламентирования, гибкого реагирования, постановки общих задач, допустимых границ деятельности. Выбираются самые эффективные (по какому-то условию) или оптимальные. Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации и т.п. Эти методы воздействия отличает характер воздействия: любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению.

Для административных методов характерно их соответствие с правовыми нормами, действующим на определенном уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления.

На практике административные методы реализуются в виде конкретных безвариантных заданий выдаваемых конкретным исполнителям, обладающим минимальной самостоятельностью при выполнении порученной работы. Эти методы могут сопровождаться поощрениями и санкциями, в том числе и экономического характера, однако главный недостаток административных методов управления состоит в том, что они поощряют исполнительность, а не инициативу.

Экономические методы подразумевают совокупность способов воздействия путем создания экономических условий, побуждающих работников действовать в нужном направлении и добиваться решения поставленных задач.

Экономическое управление отличается тем, что работающий приобретает глубокий, собственный интерес к конечному результату своего труда. Вот этой силы интереса, его крепкой привязки к итогу работы административная система не знала. Как бы человек ни старался, максимум, что ему можно было заплатить, – скромную премию. Заработать существенно выше положенного было невозможно ни при каких трудовых усилиях. Отсюда уравниловка, всем знакомое отсутствие заинтересованности в хорошей, напряженной работе.

Перестройка возвращает первоначальный смысл основному принципу социализма «каждому – по труду»: за лучшую и большую работу – большая плата. Сколько заработал – столько получай. Меняется и подход к оценке результатов работы. Теперь ценится не просто выполнение плана, спущенного сверху, а получение предприятием – всеми работающими – полезного и нужного людям конкретного конечного результата: хороших продуктов, одежды, зданий и машин. Таким образом, стимулируется не сам факт труда, а его конечный результат.

Для того чтобы начали действовать экономические методы, нужно, во-первых, знать, при каких условиях человек станет плодотворно работать, и, во-вторых, создать эти условия. А также управление может дать необходимые результаты лишь в том случае, если опирается на знание мотивов и закономерностей поведения в процессе трудовой деятельности коллективов трудящихся и каждого работника в отдельности. Таким образом, вознаграждение при выполнение задания является не заслуженным, а заработанным, например, за счет экономии и дополнительной прибыли. Поскольку размер выплат напрямую зависит от достигнутого результата, работник непосредственно экономически заинтересован в его улучшении.

Для того чтобы наиболее полно реализовать возможности людей в процессе общественного труда, учесть и использовать индивидуальные способности психики работающих, применяются так называемые социально-психологические методы управления.

Социально-психологические методы управления тесно примыкают к воспитательным методам управления, направленным на формирование у работников и коллектива качеств, способствующих достижению целей управления. Активное воздействие на сознание участников производства, регулирование характера взаимоотношений между членами коллектива, систематическая учеба кадров и повышение их квалификации – важная сторона положительного воздействия на повышения результатов производства.

Социально-психологические методы это совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них. Эти методы направлены как на группу сотрудников, так и на отдельные личности. Они основаны на использовании моральных стимулов к труду, воздействуют на личность с помощью психологических приемов в целях превращения административного задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека.

Цель этих методов – формирование в коллективе положительного социально-психологического климата, благодаря чему в значительной мере будут решаться воспитательные, административные и экономические задачи. То есть поставленные перед коллективом цели могут быть достигнуты с помощью одного из важнейших критериев эффективности и качества работы – человеческого фактора. Умение учитывать это обстоятельство позволит целенаправленно воздействовать на коллектив, создавать благоприятные условия для труда и, в конечном счете, формировать коллектив с едиными целями и задачами.

К этой группе методов тесно примыкают воспитательные методы управления, направленные на формирование у работников и коллектива качеств, способствующих достижению целей управления. Необходимость использования социально-психологических методов в управлении очевидна, так как они позволяют своевременно учитывать мотивы деятельности и потребности работников, видеть перспективы изменения конкретной ситуации, принимать оптимальное решение.

Кнопки управления

Для того чтобы реализовать какой-либо из этих методов используют, так называемые, кнопки управления или по другому способы воздействия данных методов на управление.

Административно-правовые методы являются способами осуществления управленческих воздействий на персонал, основанными на властных отношениях, дисциплине и системе административно-правовых взысканий. Различают пять основных способов административно-правового воздействия: организационное и распорядительное воздействие, регламентирование, нормирование и инструктирование.

Организационное воздействие основано на действии утвержденных внутренних нормативных документов, регламентирующих деятельность персонала. К ним относятся: устав организации, организационная структура и штатное расписание, положения о подразделениях, коллективный договор, должностные инструкции, правила внутреннего распорядка. Эти документы могут быть оформлены в виде стандартов предприятия и вводятся в действие обязательно приказом руководителя организации. Практическая реализация организационного воздействия во многом определяется уровнем деловой культуры организации, желанием сотрудников работать по правилам, предписанным администрацией.

Распорядительное воздействие направлено на достижение поставленных целей управления, соблюдение требований внутренних нормативных документов и поддержание заданных параметров системы управления путем прямого административного регулирования. К числу распорядительных воздействий относят: приказы, распоряжения, указания, инструкции, нормирование труда, координацию работ и контроль исполнения. Приказ является наиболее категоричной формой распорядительного воздействия и обязывает подчиненных точно исполнять принятые решения в установленные сроки. Неисполнение приказа влечет за собой соответствующие санкции со стороны руководства. Приказы издаются от имени руководителя организации.

Распоряжение в отличие от приказа не охватывает все функции организации, обязательно для исполнения в пределах конкретной функции управления и структурного подразделения. Распоряжения издаются обычно от имени заместителей руководителя организации по направлениям. Указания и инструкции являются локальным видом распорядительного воздействия, ставят целью оперативное регулирование управленческим процессом и направлены на ограниченное число сотрудников. Инструктаж и координация работ рассматриваются как методы руководства, основанные на формирования у подчиненных правил выполнения трудовых операций.

Регламентирование деятельности предприятия. Это наиболее жесткая форма административного воздействия.

Она выражается в разработке и реализации организационных документов, определяющих порядок управления предприятием:

— положений общеорганизационного порядка;

— структуры управления предприятием;

— штатного расписания и должностных инструкций по управлению предприятием;

— положений, определяющих внутренний порядок работы.

Нормирование деятельности предприятия заключается в разработке и реализации норм (правил) и нормативов (количественного выражения этих норм), устанавливающих границы деятельности предприятия. Этот рычаг административного управления неразрывно связан с экономическим управлением, обеспечивает его ориентирами для движения в нужном направлении. Инструктирование сводится к ознакомлению персонала с правилами работы, порядком ее выполнения, ожидаемыми трудностями, рекомендациям по их преодолению. Это в основном методическая разработка информационного характера – наиболее мягкая форма административного воздействия.

Экономические способы воздействия:

— кредитование. Главные качества: обеспеченность – выдача под залог имущества или гаранта; целевой характер – кредит должен работать на перестройку; срочность – давать навсегда, на время; возвратность; платность – процент под ссуду. Регулируя выдачу ссуд под различный процент, предприятие получает возможность оказывать помощь работникам.

— финансирование, а именно деньги предприятия для его производственного и социального развития, в том числе для строительства жилья для своих работников.

— ценообразование,

— экономическое стимулирование. Смысл стимулирования – это существенное улучшение жизни и труда хорошо работающего человека или коллектива,

— хозрасчет (Это механизм основательной экономической и управленческой самостоятельности предприятия, т.е. независимость, чувство полного хозяина – вот что рождает глубокую, кровную заинтересованность работника в конечном результате труда).

Все эти способы действуют без административного принуждения, но, не смотря на то, что при экономическом управлении над работником не висит меч административного воздействия, экономические стимулы куда более жесткие: выговор или штраф это вторично, поскольку под угрозу ставится благополучие предприятия, жизненно важные интересы каждого человека и всего коллектива. Но экономические методы вовсе не отменяют административных.

Среди социально-психологических методов управления исходным является выявление и учет психологических особенностей каждого члена трудового коллектива, а также поведения всего коллектива в целом. Эта работа должна проводится каждым руководителем систематически, как самостоятельно, так и с привлечением специалистов – социологов и психологов. Здесь должны широко использоваться такие способы анализа, как анкетирование, тестирование, хронометраж, наблюдения, опросы, интервью.

Важнейшими социально-психологическими методами управления являются изучение, направленное формирование мотивов трудовой деятельности работников и учет их в управлении. Целый ряд социально-психологических методов направлены на повышение творческой активности и инициативы всех работающих. Это развертывание и всемерное поощрение изобретательской и рационализаторской деятельности, воспитание группового самосознания коллектива, сохранение и развитие традиций и обычаев данного предприятия.

К этой же группе методов относится установление в коллективе благоприятной психологической атмосферы. В последние годы все большее значение приобретает такая форма социально-психологического управления, как планирование социального развития трудового коллектива. Целью планирования является предоставление работнику четкой перспективной программы его личного материального и культурного развития, улучшения условий труда.

Взаимосвязь методов управления

Эффективное управление возможно лишь на основе сочетания, единстве всех трех групп методов: экономических, административных и социально-психологических. Так как применение экономических методов становится успешным тогда, когда умело поставлена организаторская, административная деятельность, обеспечивающая создание четкого распорядка работы, установление ответственности каждого исполнителя за возложенные на него обязанности. Там, где есть уважение к дисциплине, там эффективнее действуют и экономические методы.

Нормальное функционирование экономического управления настоятельно требует, чтобы все виды административного воздействия были строго регламентированы и введены в правовые рамки. Речь идет о необходимости разработки административного кодекса – своеобразного дисциплинарного устава. Экономическое управление требует ясности и полноты не только в чисто экономической, но и во всех других областях деятельности предприятия. Экономические и административные методы управления неразрывны, образуют единую систему рычагов, направляющих предприятие к его конечной цели, позволяющих прийти к ней кратчайшим и наиболее экономным путем.

К сожалению, этих двух методов оказывается недостаточно. На пути их реализации появляется весьма серьезное препятствие. К примеру, созданы экономические стимулы и проведены соответствующие административные мероприятия, но это не означает, что предприятие станет успешно решать свои задачи. Все это произойдет, если не будет учтен главный элемент производства – человек. Тут нужны методы особого рода.

В свою очередь административные методы связаны с социально-психологическими. Исходя их принципа единоначалия, руководитель имеет право издавать приказы и распоряжения. Но должен учитывать в каждый момент общее состояние «социально-психологического» климата, а также индивидуальные способности каждого исполнителя, от которых во многом зависит успешность выполнения издаваемого приказа или распоряжения.

Опыт работ по управлению персоналом показал, что роль социально-психологических методов постоянно возрастает.

Это обусловлено тремя моментами:

а) повышением образовательного и культурного уровня работников, что вызывает с их стороны ожидание в применении методов управления их деятельностью, основанных на учете интересов их и коллективова, в которых они работают, методов, которые не подавляют их как личность, вызывают рост их творческой активности;

б) развитием демократических начал в управлении;

в) значительная часть коллективов является не только наемными работниками, но и акционерами предприятия, что вызывает необходимость некоторого насыщения организационных (административно-правовых) и экономических методов – методами социально-психологического воздействия. Речь идет не об усилении одного метода за счет ослабления другого, а о подкреплении одного метода другим. Это означает, например, что экономические методы, связанные с разработкой систем материального стимулирования труда работников, должны максимально учитывать социально – психологические факторы, которые сложились в коллективе.

В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их комбинации. Для эффективного управления необходимо использовать в управлении предприятием все три группы методов. Так, использование только властных и материальных методов не позволяет мобилизовать творческую активность персонала на достижение целей организации. Для достижения максимальной эффективности необходимо применение духовных методов.

Отмечаемый рядом авторов, рост роли экономических методов управления в России связан, прежде всего, с формированием и совершенствованием рыночной экономической системы. В условиях рынка экономические методы управления неизбежно получат дальнейшее развитие, повысится действенность и результативность экономических стимулов, что позволит поставить каждого работника и коллектив в такие экономические условия, при которых появиться возможность наиболее полно сочетать личные интересы с рабочими целями. Однако, акцентирование внимания на экономических методов стимулирования, зачастую приводит к снижению внимания к социально-психологическим аспектам, определяющим внутреннюю мотивацию персонала.

Приведенная схема классификации методов стимулирования является классической. В современном менеджменте применяются и иные группировки методов стимулирования.

Укрупнено все методы стимулирования можно так же сгруппировать в следующие четыре вида:

1. Экономические стимулы всех типов (зарплата во всех ее разновидностях, включая контрактную, премии, льготы, страховки, беспроцентные кредиты и т.п.).

Успешность их воздействия определяется тем, насколько коллектив понимает принципы системы, признает их справедливыми, в какой мере соблюдается неотвратимость поощрения (наказания) и результатов работы, их тесная связь во времени.

2. Управление по целям. Эта система широко используется в США и предусматривает установление для личности или группы цепи целей, способствующих решению главной задачи организации (достижение определенных количественных или качественных уровней, повышение квалификации персонала и т. п.). Достижение каждой цели автоматически означает повышение уровня зарплаты или другую форму поощрения.

3. Обогащение труда — эта система в большей степени относится к неэкономическим методам и означает предоставление людям более содержательной, перспективной работы, значительной самостоятельности в определении режима труда, использовании ресурсов. Во многих случаях к этому добавляется и рост оплаты труда, не говоря уже о социальном статусе.

4. Система участия в настоящее время существует в многообразных формах: от широкого привлечения коллектива к принятию решений по важнейшим проблемам производства и управления (Япония) до соучастия в собственности путем приобретения акций собственного предприятия на льготных условиях (США, Англия).

Лишь совместное, взаимосвязанное применение методов способно сделать труд рациональным и привлекательным, а его результаты – эффективными, полезными обществу и каждому из нас. В центре этих методов, как уже отмечалось, методы экономические и социально-психологические.

«Методологические основы менеджмента»

1. Раскройте методологию менеджмента. Перечислите и раскройте суть различных форм управления (технической и др.)

2. Приведите примеры субъекта и объекта управления, их взаимодействие, предмет труда менеджера и формы управления (эвристический и т.д.).

3. Перечислите и раскройте смысл основных функций управления.

4. Что относится к объектам управленческой деятельности – метафункциям? Что относится к объектам управления подсистемы менеджмента?

5. Какие принципы управления используются в менеджменте (единоначалие, научный и др.) и их содержание?

6. Раскройте суть и содержание административно-распорядительных, экономических, социально-психологических методов управления.

7. Что представляют собой кнопки управления, используемые в различных методах управления? Раскройте взаимосвязь методов управления.

Литература:

1. Бордяга Г., Стефано П. Гибкий менеджмент – фактор рентабельности. М.: Экономика, 1990.

2. Бочкарев В.К., Дорофеев В.Д. Основы современного менеджмента. – Пенза: Изд-во Пензенского государственного университета, 1999.

3. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. — 3-е изд. — М.: Гардарики, 2001

4. Лавровский И. Русский размер менеджмента, или Рецепты издалека. Эксперт. – №25, 2000.

5. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1992.

6. Питерс Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления. М.: Прогресс, 1986.

7. Самочкин В.Н., Тимофеева О.А., Калюкин А.А. Оценка инновационных возможностей предприятия и их использование при формировании долгосрочных планов развития. Менеджмент в России и за рубежом. — №6, 2002.

8. Томилов В.В. Менеджмент. – М.: Юрайт-Издат, 2003.

Исполнительный совет Техаса по охране психического здоровья

Исполнительный совет Техаса по охране психического здоровья («Совет») был создан 86-м Законодательным собранием в 2019 году после последовательных проверок его членов Консультативной комиссией по закату. Совет состоит из Экзаменационной комиссии терапевтов по вопросам брака и семьи штата Техас, Экзаменационной комиссии профессиональных консультантов штата Техас, Экзаменационной комиссии психологов штата Техас и Экзаменационной комиссии социальных работников штата Техас.

Совет призван играть центральную роль в регулировании услуг по охране психического здоровья и практики социальной работы в Техасе и руководствуется опытной мудростью своих членов в соблюдении своей миссии и философии.

Миссия и философия агентства

Миссия Совета состоит в том, чтобы защищать и способствовать благополучию жителей Техаса, гарантируя, что услуги по охране психического здоровья и практика социальной работы предоставляются квалифицированными и компетентными практикующими врачами, которые придерживаются установленных профессиональных стандартов. Эта миссия вытекает из должным образом принятых статутов, регулирующих каждую регулируемую профессию, а также закона о создании Совета и заменяет интересы любого человека или группы с особыми интересами.

Действуя в соответствии с самыми высокими стандартами этики, подотчетности, эффективности и открытости, Совет подходит к своей миссии с глубоким чувством цели и ответственности и подтверждает, что регулирование услуг по охране психического здоровья и практики социальной работы является общественным доверием. . Совет берет на себя активную руководящую роль в этом отношении и обязуется выполнять свою миссию эффективным, новаторским, совместным и справедливым образом.

Особые меры предосторожности, принятые в связи с Covid-19

На основании последних указаний государственных органов и должностных лиц здравоохранения в отношении вируса COVID-19, Указа губернатора Эбботта от 2 марта 2021 г. (GA-34), а также в соответствии с нашими обязательствами по охране здоровья и безопасности наших сотрудников и широкой общественности, с 10 марта 2021 г. и до дальнейшего уведомления Советом и его персоналом будут приняты следующие превентивные меры.

Посетителям будет разрешено сдавать документы и материалы в офисе Совета, однако в любой момент времени в офисе будет разрешено находиться не более чем одному посетителю. В то время как сотрудники агентства чередуются между работой в офисе и удаленно, людям настоятельно рекомендуется отправлять по почте, электронной почте или загружать любые материалы заявления или жалобы, которые они хотят подать, вместо доставки вручную. Встречи с персоналом (например, личные или лицом к лицу) не допускаются.

В целях обеспечения непрерывности операций, поскольку некоторые сотрудники чередуются между работой из дома и в офисе, звонящие могут быть перенаправлены на голосовую почту. Оставляя голосовое сообщение, вы должны указать свое имя, номер телефона и адрес электронной почты, чтобы сотрудники могли ответить на ваш звонок. Непредоставление этой информации может помешать агентству своевременно отреагировать.

Звонящим настоятельно рекомендуется отправлять персоналу электронные письма с любыми вопросами, которые у них могут возникнуть, вместо того, чтобы оставлять голосовую почту. Вопросы, отправленные по электронной почте, должны содержать имя и номер телефона человека. Непредоставление этой информации может помешать агентству своевременно отреагировать.

Если вам необходимо проверить лицензию, воспользуйтесь ссылкой «Онлайн-поиск/Проверка лицензии» в главном меню.

Военнослужащие, ветераны и супруги

Совет чествует и поддерживает наших военнослужащих и ветеранов, возвращающихся к гражданской жизни, и желает поблагодарить их за те жертвы, которые они и их семьи принесли во имя нашей нации. Навыки, которые мужчины и женщины приобретают в вооруженных силах, ценны. Эти навыки могут принести пользу человеку, решившему продолжить карьеру в области поведенческого здоровья.

В соответствии с разделом 55.010 Кодекса профессий Совет настоящим уведомляет о том, что он принял правила, которые:

  • помогают военнослужащим, находящимся на действительной службе, бывшим и отставным военнослужащим, в получении кредита, заработанного ими за военную подготовку и образование;
  • отменить определенные требования по обновлению для военнослужащих;
  • признают предыдущую лицензию в этом штате;
  • признают практически эквивалентные лицензии других юрисдикций;
  • отменить плату за подачу заявления и экзамены для военнослужащих, ветеранов и супругов; и
  • помочь супругам военнослужащих получить лицензию.

 

Перейти к нижнему колонтитулу

Политика веб-сайта

Виды социальной работы

Администрация и управление

Администраторы социальной работы являются активными лидерами в государственных и частных агентствах, предоставляющих услуги клиентам. Многие элементы этой области практики социальной работы являются общими для администрирования в других организациях. Однако администрация и управление также требуют знаний о социальной политике и предоставлении социальных услуг, видения будущего планирования, понимания человеческого поведения и приверженности этике и ценностям социальной работы.

Загрузить инфографику «Администрирование и управление социальной работой» (в формате JPG)


Адвокация и организация сообщества

Адвокация является одним из краеугольных камней практики социальной работы. Сторонники социальной работы защищают права отдельных лиц и сообществ с целью достижения социальной справедливости. Организация сообщества и защита интересов работают с силой чисел — многие люди думают, работают и действуют вместе — чтобы уравновесить богатые и влиятельные группы и средства, которые у них есть для защиты и расширения себя.

Исторически общественная организация и социальная работа были реакцией на многие силы, создававшие неравенство в нашем обществе. Сегодня они остаются столь же необходимыми и эффективными, как и прежде.

Загрузить инфографику «Адвокация и общественные организации» (в формате JPG)


Старение

Социальные работники связывают пожилых людей с услугами, которые помогают им жить независимо и достойно, тем самым максимально повышая качество их жизни и участие в жизни общества. Социальная работа с пожилыми людьми сосредоточена на физических, психологических, социальных и экономических аспектах повседневной жизни.

Загрузить инфографику «Социальная работа по вопросам старения» (в формате JPG)


Служба защиты детей

Социальные работники службы защиты детей обслуживают наиболее уязвимых детей, молодежь и семьи. Социальные работники специализируются на том, чтобы опираться на сильные стороны семей и помогать им создавать безопасную и благоприятную среду для детей и молодежи.

Однако, когда семьи не могут этого сделать, социальные работники должны вмешаться, чтобы защитить детей от вреда. Социальные работники службы защиты детей обеспечивают поддержку детей и подростков, подвергшихся жестокому обращению или пренебрежению, посредством ряда услуг.


Нарушения развития

Социальные работники также помогают родителям детей с нарушениями развития понять их законные права. Они помогают родителям научиться быть адвокатами и находят специальные службы, которые позволяют их детям быть максимально независимыми.

Скачать инфографику по социальной работе с нарушениями развития (в формате JPG)


Здравоохранение

С начала 1900-х годов профессионально подготовленные социальные работники помогали людям справляться с личными и социальными факторами, влияющими на здоровье и благополучие. Некоторые социальные работники здравоохранения оказывают непосредственные услуги и концентрируются на отдельных лицах, семьях и небольших группах.

Другие работают в условиях, где основное внимание уделяется планированию, администрированию и политике. В медицинских учреждениях социальные работники могут проводить исследования, разрабатывать программы и управлять социальной работой и другими отделами.

Скачать инфографику Health Care Social Work (в формате JPG)


Международная социальная работа

Функции социальной работы в международном развитии многообразны. Они включают прямые услуги в общинах, лагерях беженцев, детских домах, больницах и школах, а также поддержку усилий национальных правительств, межправительственных организаций и неправительственных организаций по повышению социального благополучия.

  • Скачать инфографику Международной социальной работы (в формате JPG)
  • Познакомьтесь с Афиной Вискузи, LCSW, организации «Врачи без границ»

Правосудие и исправительные учреждения

Социальных работников, которые работают в системе правосудия и исправительных учреждениях, можно найти в судах, кризисных центрах для жертв изнасилований, отделениях полиции и исправительных учреждениях.

Скачать инфографику «Правосудие и исправительные учреждения» (в формате JPG)


Психическое здоровье и клиническая социальная работа

Клинические социальные работники являются одной из крупнейших в стране групп поставщиков услуг в области психического здоровья. Они предоставляют услуги по охране психического здоровья как в городских, так и в сельских районах, где они могут быть единственными имеющими лицензию поставщиками услуг по охране психического здоровья.

Скачать инфографику «Психическое здоровье и клиническая социальная работа» (в формате JPG)


Социальная работа по вопросам психического здоровья и наркомании

Социальные работники помогают отдельным лицам, семьям и сообществам найти способы оправиться от употребления психоактивных веществ. Они обеспечивают столь необходимую экологическую перспективу для лечения, которое фокусируется на клиенте по отношению к семейной и соседской среде, системам поддержки сообщества, культурным установкам и политике.

Следовательно, социальные работники, обученные лечению алкогольной, табачной и других зависимостей от наркотиков, могут заниматься ведением случаев, групповой и индивидуальной терапией, семейным консультированием, защитой рабочих мест и потребностей в жилье, развитием общественных ресурсов, образованием и разработкой политики.

Загрузить инфографику Социальная работа по вопросам психического здоровья и злоупотребления психоактивными веществами (в формате JPG)


Программа профессиональной помощи и помощи работникам (EAP) Социальная работа

Профессиональные социальные работники помогают организациям перестроить свою структуру и методы для повышения эффективности, творчества, производительности и морального духа. Они также могут работать в профсоюзе и участвовать в консультировании по вопросам трудоустройства или организации.

Загрузить инфографику Occupational & Employment Assistance (EAP) Social Work (формат JPG)


Политика и планирование

Социальные работники анализируют политики, программы и правила, чтобы увидеть, что наиболее эффективно. Они выявляют социальные проблемы, изучают потребности и связанные с ними вопросы, проводят исследования, предлагают законы и предлагают альтернативные подходы или новые программы. Они могут создавать коалиции групп со схожими интересами и развивать организационные сети.

Загрузить инфографику «Политика и планирование социальной работы» (в формате JPG)


Политика

В карьере многих социальных работников наблюдается естественный прогресс от активизма к лидерству. Социальные работники все чаще занимают выборные должности от школьных советов до правительств городов и округов, от законодательных собраний штатов до Палаты представителей и Сената США. Социальные работники также играют руководящие роли в местных, государственных и федеральных агентствах.

Загрузить инфографику «Политика и социальная работа» (в формате JPG)


Общественное благосостояние

Социальная работа в сфере общественного благосостояния включает в себя планирование, администрирование и финансирование программ, обучение персонала и контроль за ним, а также установление и оценку стандартов и критериев предоставления услуг. Общественное благосостояние ставит множество задач, требующих творческого мышления и лидерства от профессиональных социальных работников.

Загрузить инфографику «Социальная работа общественного благосостояния» (в формате JPG)


Исследования

Социальные работники, занимающиеся исследованиями, как правило, являются учеными с ученой степенью в области социальной работы. Исследования обеспечивают основу для эффективной практики. Хотя некоторые считают социальную работу искусством, социальная работа также является наукой, основанной на фактах.

Загрузить инфографику «Исследования социальной работы» (в формате JPG)


Социальная работа в школе

Школьные социальные работники служат связующим звеном между школой, домом и общественными службами, чтобы помочь детям с эмоциональными потребностями, потребностями в развитии и образовании. Большинство школьных социальных работников практикуют в государственных и частных школах, хотя небольшой процент может работать в агентствах социальных служб или других местах обслуживания, таких как дошкольная программа или лечебный центр для детей с эмоциональными расстройствами.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>