Лекарство мумия: инструкция по применению, доставка на дом

Читать онлайн «Мумиё. Природное лекарство», Юрий Константинов – Литрес

Введение

Сейчас практически невозможно найти человека, который не слышал бы о мумие. Другое дело, что немногие точно скажут, что это такое, откуда берется и как этим лечиться. И стоит ли лечиться вообще, от чего оно помогает, а от чего нет. Проблема еще и в том, что этот препарат предлагается не только в аптеках, но и через различных распространителей, а в наше время это может быть опасно возможностью нарваться на шарлатанов или мошенников и за немалые деньги получить нечто, что не просто не поможет, но и реально может быть опасным для здоровья.

Само мумие как лечебное вещество было известно еще в глубокой древности, считается, что его применяют более трех тысяч лет. О нем писали Бируни, Авиценна и Аристотель, его использовали древние египтяне.

Великий ученый из Хорезма Бируни, живший в XI веке, пишет: «В «Книге установлений» она (муммийа) упоминается среди лекарств, которые выдавались из хранилищ Хосроев тем крайне нуждающимся людям, кто не в состоянии приобрести их, – в чистом виде или в виде составов и снадобий для улучшения [здоровья] и прочих [целей]», и далее он описывает, как охраняли места, где находились запасы мумие, с какими предосторожностями собирали его и как охраняли сокровищницы, где его хранили.

В Европе же первым мумие описал Аристотель (IV в. до н. э.) в своих трудах, отметив его лечебное действие и описав, при каких болезнях оно может помочь.

Прошли века, мумие продолжает использоваться, а это значит, что нелишне будет узнать о нем по больше перед тем, как покупать и начинать лечиться.

Что такое мумие: происхождение, состав, виды

Как уже было сказано, мумие известно с глубокой древности. Нынешнее его название происходит от греческого слова со значением «сохраняющий тепло». Иранское (персидское) название звучит как «мум» – «защищающий организм». Арабский врач ибн Бетар в VII веке писал о «веществе мумия», которое происходит «из страны Аполлонии». Оно снисходит с водными потоками со «светящихся гор», на берегу затвердевает и приобретает запах дегтя.

Кстати, именно европейцы стали называть египетские мумии мумиями. Сами древние египтяне называли их «саху». А слово «мумия» появилось около 1000 г. н. э. в европейских сочинениях. И связано это было с тем, что, когда в VII в. н. э. арабы завоевали Египет и увидели забальзамированные тела, оно «опознали» в тех веществах, которыми они обрабатывались, известный им продукт. При этом они же не проверяли его на подлинность, он просто был похож на «мум».

И стало считаться, что египтяне применяли мумие для бальзамирования. При этом никто не задался вопросом, откуда египтяне могли брать в таких количествах продукт, добываемый весьма ограниченными партиями (по килограмму в год в одном месте) в азиатских горах.

Это заблуждение привело к тому, что египетские мумии стали очень цениться в Европе в лекарственных целях. В Египте эта черная масса называлась «иллирийской смолой». Слухи о ней разнеслись по Европе вместе с рассказом о чудодейственных свойствах, так что продавать ее стало необычайно выгодно. Это привело к тому, что грабители в Египте начали раскапывать могилы и вытаскивать мумии, с черепов и костей которых соскабливали черный налет и продавали за огромные деньги. Когда же спрос еще увеличился, для производства волшебной смолы стали применять трупы казненных преступников и просто умерших людей, иногда даже «мумие» делали из трупов животных. Шайки грабителей раскапывали могилы, вытаскивали похороненных, расчленяли их и вываривали в котлах.

В 1564 году французский врач Ги де Фонтен из Наварры писал, что лично нашел на складе одного из торговцев в Александрии груды тел рабов, которые предназначались для переработки в мумие. Там же один из купцов предложил ему 40 разновидностей мумие. Трупы обрабатывали битумом и высушивали на солнце, чтобы тела становились похожими на египетские мумии. Причем в Европе об этом было известно, поскольку об этом писали даже в художественных произведениях. И не кто-нибудь, а Шекспир и Джеймс Шелли. Носовой платок Отелло, который он отдал Дездемоне, был пропитан «влагой из сердец мумий», а Шелли писал «Сделай мумие из моего тела и продай меня аптекарю».

Такова история «египетского мумие». Что же касается его подлинной истории, то известно оно было в странах Азии с древнейших времен. Оно имело разные названия в зависимости от страны и языка, от своих свойств и внешнего вида. Арабы именовали его «хафиз-ал-алжссод» («сохраняющий тепло») или «аракул джибол» («горный пот»). В Тибете и Монголии – «браг-шун» («сок скалы»), в Сибири и на Алтае – «барагшин, барахшин, бракшун» («горное масло», «каменное масло»).

В Индии оно известно как «шаладжит» («победивший камень»), а в Бирме под названием «час-тум» («кровь из горы»).

В Средней Азии его называли «асиль» или «мумие асиль» («наилучшее», «настоящее»). В Киргизии – «улар-таш».

Виды мумие и его лечебные свойства описывали знаменитые ученые древности: Аристотель, Ар-Рази (Разес), Абу Али ибн-Сина (Авиценна), аль-Бируни и другие. Они признавали, что оно помогает при самых разных заболеваниях: переломах, вывихах, полиомиелите, мигрени, эпилепсии, параличе лицевого нерва, отравлениях, язвах желудочно-кишечного тракта, воспалительных заболеваниях мочевого пузыря, туберкулезе и многих других заболеваниях.

Про мумие писали в самых разных сочинениях, от Тибета до Греции, известно более 70 упоминаний о нем, и везде его признавали очень действенным лекарственным веществом. При этом до сих пор точно не известно, что же оно из себя представляет. Существуют самые разные точки зрения на этот вопрос.

Например, в тибетском трактате «Янгал-Чжадбо» сообщается: «Из скал, раскаленных жаркими лучами летнего зноя, соки шести видов металлов-драгоценностей (золота, серебра, меди, железа, олова, свинца), подобно жидкому экстракту, просачиваются и истекают, что и называется браг-шун, то есть скальный натечник». То есть в Тибете мумие считали производным минералов. Браг-шун описывался как тяжелое и твердое вещество, которое имеет характерный цвет и запах, растворяется без осадка. «Если в браг-шуне имеется примесь земли, камней, кала животных, этот вид считать самым худшим, но если добыт в святых местах, он все же пригоден». По внешнему виду, вкусовым качествам и лечебным свойствам браг-шун делился на пять типов: золотой, серебряный, медный, железистый, оловянный.

Авиценна писал: «Мумие – горный воск. Обладает разрежающим и рассасывающим свойствами и действием».

В наши дни самое общее определение говорит, что мумие – природная смесь органического и неорганического хорошо растворимого в воде вещества, которое образуется в трещинах скал, пустотах, нишах в виде пленок, корок, наростов черных, темно-коричневых и коричневых смолоподобных масс. Мумие из разных стран и из разных месторождений имеет сходный качественный состав, но различается соотношением отдельных частей. При этом сейчас для исследования применяют различные инструментальные методики, что позволило выяснить состав различных видов мумие, добывающихся из разных месторождений.

Например, изотопный состав алтайского мумие оказался близким к составу остатков горной растительности, характерной для пояса от 1500 до 3000 м над уровнем моря, возраст натеков мумие на стенах алтайских пещер – от сотни до тысячи лет. Мумие не образуется на равнинах. Больше всего мумие находят в горах: в пещерах, гротах, где много известняковых отложений и куда не проникают атмосферные и талые воды.

Состав мумие очень сложен. Ученые постоянно изучают его, но к единому выводу так и не пришли. В одних статьях говорится, что все виды мумие имеют органическое происхождение, в других – что не все. Возможно, это зависит от места происхождения конкретного исследуемого образца.

Например, мумие из гор Средней Азии содержит большое количество органических веществ, а также двуокиси кремния, фосфорного ангидрида, окиси алюминия, железа, титана, кальция, свинца, магния, бария, марганца, калия, натрия и в незначительных количествах окиси стронция.

А по результатам комплексного исследования в Институте геохимии и аналитической химии ученые сделали вывод, что данный горный бальзам представляет собой природный минерал со стабильной органической частью молекулы.

В третьем исследовании говорится, что мумие содержит свыше 80 компонентов – жизненно важных для организма веществ, в том числе антибиотики растительного происхождения и антикоагулянты, около 30 химических элементов (кальций, калий, кремний, натрий, магний, алюминий, ванадий, железо, фосфор, барий, сера, молибден, бериллий, марганец, титан, серебро, медь, свинец, цинк, висмут, никель, кобальт, олово, стронций, хром, гелий).

В некоторых видах мумие находили еще углерод, водород, азот, аминокислоты (гистидин, треонин, метионин, триптофан, лизин, валин и др.), более 10 различных окислов металлов, эфирные масла, жирные кислоты, витамины, геминовые основания, ауксины, ингибиторы, хлорофилл, ферменты, гормоны и другие вещества.

Также в образцах мумие находили витамины группы В, белки, липиды, стероиды, аминокислоты, алкалоиды, кумарины, эфирные масла, пчелиный яд, макро– и микроэлементы.

И таких исследований с разнообразными составами мумие достаточно много. Именно поэтому единой классификации мумие нет. Это вещество разделяют на различные группы, причем иногда выделяют «собственно мумие» и «мумиеобразные вещества».

Мумие считают маслом минерального происхождения, сильно загрязненным современными образованиями. Или «скоплением экскрементов мелких грызунов (двух видов пищух), сцементированным смолообразным веществом». Второе определение основано на том, что по результатам анализов в некоторых исследованиях экскременты грызунов, живущих в горах, по химическому составу не отличаются от мумие (архар-таша). Тогда горных серебристых полевок стали кормить разнообразным набором лекарственных, сорных и культурных растений и исследовать их выделения. По результатам ученые пришли к заключению, что, вероятно, ядовитые травы и лекарственные растения, поедаемые зверьками, способствуют образованию мумие (архар-таша).

 

В итоге сейчас мумие делится на различные типы по методу образования и составу.

Выделяют битумное мумие – это жидкая или воскоподобная масса темного цвета, накапливающаяся в результате анаэробного (без доступа кислорода) разложения погибших растений. От нефти отличается тем, что не содержит летучих углеводородов, поскольку образуется близко от поверхности почвы и быстро теряет летучие компоненты.

Минеральное мумие обнаружено высоко в горах, в пустотах скальных пород, куда не могли попасть ни животные, ни растения.

Арчовое – смолообразная коричнево-черная со смолистым запахом масса, выделяющаяся из ствола корней арчовых, сосны, ели, переносится водой в почве, смешивается с элементами почвы и образует натеки в расщелинах скал.

Лишайниковое – густая или твердая масса как продукт жизнедеятельности растений, преимущественно лишайников.

Трупное – твердая или воскообразная масса черного цвета, образующаяся при мумификации или медленном разложении трупов животных и насекомых.

Экскрементное (копролитовое) – окаменевшие экскременты мелких животных, преимущественно грызунов и летучих мышей.

Мумие можно получать и искусственно (как это делали в Средние века) – при мумифицировании трупов животных, насекомых, людей или в лабораторных условиях из лекарственных растений, помета грызунов, по внешнему виду напоминающее первичное мумие.

«Мумие-асиль» представляет собой твердую массу темно-коричневого или черного цвета, гладкую и блестящую. В его составе обнаружено 26 микроэлементов – меньше, чем в других видах мумие, однако в нем много органических веществ, и, что является отличительной чертой «мумие-асиль», в него входит пчелиный яд.

Индийское мумие, известное под названием «Шиладжит», содержит почти все элементы таблицы Менделеева, гуминовые и фульвокислоты, а также аминокислоты, играющие важнейшую роль для организма человека.

Таким образом, мумие образуется из различных веществ: микроэлементов, микроорганизмов, растений, животных и продуктов их жизнедеятельности. А горы нужны из-за их микроклимата. Именно высокогорье, где уменьшено содержание кислорода, резкие перепады температур, повышенное ультрафиолетовое излучение. Также способствует образованию мумие жаркая сухая местность, где микроорганизмов мало и остатки не разлагаются, а мумифицируются. В одних местах, не доступных влаге, они затвердевают, а в других – растворяются почвенными водами, рассеиваясь или образуя в пустотах натеки.

Зачем европейцы ели египетские мумии

Сначала вера в то, что измельченные и подкрашенные человеческие останки могут излечить все болезни, начиная от бубонной чумы и заканчивая головной болью; а потом мрачные представления викторианцев о том, какими должны быть вечерние развлечения, определили популярность забальзамированных трупов древних египтян со Средних веков до XIX века. The Conversation вспоминает самые сумасбродные страницы европейской истории, когда жители континента был одержимы египетскими мумиями.

Мумия-мания 

Уверенность в том, что с помощью мумий можно вылечить все болезни, вынуждала людей веками потреблять отвратительный на вкус «продукт». Мумии продавались в аптеках и изготавливалась из останков мумий, которые привозили прямиком египетских гробниц в Европу. К XII веку аптекари использовали измельченный порошок из мумий, полагаясь на его сверхъестественные лечебные свойства. Мумии прописывалась в качестве лекарства в течение последующих 500 лет. В мире, где еще не было антибиотиков, врачи использовали толченые черепа, кости и плоть для лечения всего: от головных болей и отеков, до чумы. Но не все были уверены в эффективности лекарства. Ги де ла Фонтен, королевский врач сомневался в том, что мумия на самом деле полезна. Он также знал об использовании «ненастоящих мумий», изготовленных из трупов крестьян, погибших в Александрии в 1564 году. Врач понимал, что людей обманывают, и в производстве лекарства не всегда используются древние мумифицированные тела. Тем не менее ненастоящие мумии — подтверждение невероятного спроса на мертвые тела в медицине, который не могли удовлетворить древние египетские останки. Аптекари и травники использовали лекарства из мумий даже в XVIII веке. 

Мумии и медицина 

Не все врачи считали, что высушенные древние мумии — лучшее лекарство.

Некоторые доктора были уверены, что свежая плоть и кровь куда лучше, чем давно истлевшие останки. Даже самые знатные из дворян были уверены, что чем свежее, тем лучше. Король Англии Карл II, например, принимал лекарство из человеческих черепов. До 1909 года врачи повсеместно использовали человеческие черепа для лечения неврологических заболеваний. Для царственных особ и знати употребление лекарств из мумий считалось уместным, поскольку врачи утверждали, будто все они изготавливаются из мумий фараонов. Короли ели королей.

Еда, напитки и развлечения 

К XIX веку люди уже не использовали мумии для лечения болезней, однако в Викторианской Англии были популярны ”вечерники-распаковки”, на которых с египетских трупов снимались бинты в качестве развлечения. Первая экспедиция Наполеона в Египет в 1798 году пробудила европейский интерес к стране. Путешественники XIX века, возвращаясь из Египта, привозили в Европу мумии, купленные на улицах. Викторианцы устраивали частные вечеринки, посвященные снятию покровов с древних египетских тел.

 Первые такие мероприятия носили, по крайней мере, видимость, научной процедуры. В 1834 году, например, хирург Томас Петтигрю вскрыл мумию в Королевской коллегии хирургов. В то время аутопсия и операции проводились публично, и снятие бинтов с мумии представляло собой очередное медицинское мероприятие. 

Но вскоре медицинский аспект утратил свою релевантность. Мумии больше не лекарство, а предмет, вызывающий интерес. Хозяин дома, который мог себе позволить за ужином развлечь гостей ”распаковкой” мумии, считался богатым.  Желавшие понаблюдать за тем, как из-под бинтов появляется иссушенная плоть и кости толпами собирались на такие мероприятия как в частных домах, так и в учреждениях, где размещались научные общества. Употребляя крепкие напитки во время действа, публика громко выражала одобрение происходящему. 

Проклятие мумии 

Вечеринки с мумиями завершились с началом XX века. Мрачная потеха стала считаться дурным вкусом, а разрушение археологических артефактов — прискорбным событием. Затем обнаружение гробницы Тутанхамона спровоцировало настоящее безумие, сформировав стиль ар-деко, элементы которого использовались буквально во всем: от дизайна дверей Крайслер-билдинг до часов Картье. В 1923 году по естественным причинам умер Лорд Карнарвон, финансировавший экспедицию, во время которой была обнаружена гробница Тутанхамона. Тем не менее его смерть была объяснена новым суеверием — ”проклятием мумии”. 

Современные мумии 

В 2016 году египтолог Джон Дж. Джонстон провел первое с 1908 года публичное снятие бинтов с мумии. На мероприятии, сочетавшем элементы искусства, науки и шоу, Джонсон воспроизвел атмосферу викторианских вечеринок с мумиями. Шоу было отвратительным. Играла песня группы The Bangles Walk Like an Egyptian, а посетители пили джин.  Мумия оказалась актером, замотанным в бинты, но мероприятие произвело впечатление. Даже тот факт, что шоу было устроено в лондонской Больнице Святого Варфоломея, служило напоминанием о том, что мумии по-разному воспринимались на протяжении истории: и как лекарство, и как жуткое развлечение.

 

Сегодня стоимость черного рынка контрабанды древностей, в том числе и мумий, оценивается в $3 млрд. Ни один профессиональный археолог не предложит ”распаковать” мумию, ни один врач не пропишет ее в виде порошка. Однако интерес к мумиям по-прежнему велик. Они все еще продаются и эксплуатируются в качестве товара. 

Читайте нас в

Дзен Новости Google News

Врачи когда-то использовали останки египетской мумии для лечения болезней

В 1823 году кто-то подарил хирургу из Гарварда египетскую мумию. Хирург сначала задался вопросом, была ли мумия настоящей или одной из подделок, о которых он слышал. Но, разрезав верхнюю ткань, хорошо сохранившаяся голова уверила его. Зубы были совершенно целы, и хирург мог сказать, что волосы человека когда-то были красновато-коричневыми. Почувствовав себя незваным гостем, хирург снова обернул мумию, чтобы она покоилась с миром.

Если бы это было столетие назад, хирург мог бы обращаться с мумией по-другому. С 11 века до начала 1700-х годов практикующие врачи использовали «лекарство от мумий» для лечения различных заболеваний. Они считали, что поедание мумий было лекарством.

Битум в останках мумии

Расхитители гробниц в 12 веке, искавшие добычу, разворачивали египетские мумии в надежде найти драгоценности или другие ценности. Они заметили на телах черное вещество, которое, как они предположили, было битумом из Красного моря. И это могло быть столь же прибыльным.

Европейские аптекари очень хотели использовать битум, полученный из мумие. Они использовали его для лечения различных заболеваний. Местно они вводили его в глаза при катаракте или на кожу с повреждениями. При смешивании с вином оно якобы помогало при кашле и одышке. При смешивании с уксусом он успокаивал боль в пояснице. Смесь мяты, мирры и битума предназначалась для облегчения четырехдневной лихорадки (разновидности малярии). А при добавлении в гипс лекарство из мумие помогало залечивать раны и сломанные кости.

Битум, который мы теперь называем асфальтом, представляет собой естественную форму нефти. Считалось, что он обладает целебными свойствами, но его было трудно найти, и он считался редким. Однако черное вещество на мумиях не было битумом. Мумиям было более 1000 лет, и обесцвечивание, вероятно, было связано с возрастом. Материалы для бальзамирования, а также естественное просачивание крови и спинномозговой жидкости также могли вызвать обесцвечивание.

Но люди думали, что это битум, и бизнес процветал. К 1400-м годам люди разработали торговую систему для ограбления гробниц, добычи так называемого битума и продажи его европейским лохам по изрядной цене. Один грабитель признался египетским властям, что вынимал тела из гробниц, кипятил их и собирал масло, которое пузырилось на поверхности. Экстракт он продал европейским купцам за 25 золотых.

В то время было много мумий, чтобы занять расхитителей гробниц. К периоду Птолемея (332 г. до н.э. и далее) простолюдины могли проводить мумификацию. Чем больше денег было у человека при жизни, тем лучше его мумификация после смерти. Однако они не сохраняли все мумии по одним и тем же стандартам.

Лекарство от мумии

В то время как аптекари любили подмешивать битум в рецепты, некоторые целители предпочитали принимать свои лекарства от мумии прямо.

В начале 1500-х годов итальянский хирург Якопо Беренгарио да Карпи происходил из семьи, занимавшейся целительством на протяжении поколений. Они передали рецепт медицинских пластырей, в состав которых входили кусочки мумии. Они строго держали точную формулу в секрете, а также держали под рукой несколько мумифицированных голов, чтобы не исчерпать свой ключевой ингредиент.

В конце концов у практикующих врачей возникли проблемы с обеспечением безопасности египетских мумий, поскольку спрос превысил предложение. Некоторые пытались работать с трупами, высушенными в песках Северной Африки. Другие обратились к мумиям народа гуанчей с Канарских островов. Некоторые, как один французский врач, даже экспериментировали с телами только что казненных заключенных.

Эта практика вышла из моды в Европе в 18 веке, когда медицина отошла от медицинского каннибализма, древней практики, которая включала в себя поедание плоти, питье крови или измельченных костей для лечения различных заболеваний. Несмотря на то, что короли и простолюдины принимали участие в медицинском каннибализме, эта тема вскоре стала табу. А европейские миссионеры и колонисты использовали каннибализм для оправдания оккупации чужих земель. Тот факт, что европейцы питались мясом и кровью на протяжении полутысячелетия, был благополучно забыт.

Почему мумии до сих пор завораживают > Новости > USC Dornsife

Сто лет назад раскопки гробницы Тутанхамона, как известно, принесли нам мумию с «проклятием фараона». Однако наше увлечение мумиями восходит гораздо раньше. Ученые Университета Южной Калифорнии в Дорнсайфе объясняют, почему мы до сих пор так поглощены этими жуткими останками.

Ключевые точки:

  • 4 ноября исполняется 100 лет со дня открытия гробницы Тутанхамона, которая, по мнению некоторых, наложила проклятие.
  • Наше увлечение мумиями на самом деле восходит к средневековью и даже нашло отражение в лекарственных средствах.
  • В современную эпоху фильмы о мумиях стали средством преодоления коллективной тревоги и чувства вины за историческое разрушение могил.

4 ноября 1922 года археолог Говард Картер взломал запечатанные двери гробницы Тутанхамона, обнаружив саркофаг, содержащий мумифицированные останки древнеегипетского фараона и огромное количество богатств. Это была замечательная находка. И все же именно болезненное проклятие, а не золотой клад, запустило открытие в область мифического.

Говард Картер и его команда археологов готовятся сделать первый разрез на мумии Тутанхамона. (Источник изображения: Wikimedia Commons.)

Вскоре после вскрытия гробницы финансист экспедиции лорд Карнарвон умер от укуса зараженного комара. Газеты подхватили инцидент, ложно заявив, что над дверным проемом было написано предупреждение для тех, кто войдет в гробницу.

«Проклятие мумии» вскоре стало таким же увлекательным для публики, как любое золото или серебро короля Тутанхамона. 1932 фильм Мумия

вольно адаптировал эту историю для киноэкрана, и с тех пор, похоже, проклятые мумии заняли постоянное место в нашем культурном сознании. Они являются основным элементом фильмов о монстрах и жутких книг, а также пополнили наш репертуар стандартных костюмов для Хэллоуина наряду с вампиром и ведьмой.

Тем не менее, «мумийное безумие», спровоцированное Тутанхамоном, было лишь одной из многих волн энтузиазма по поводу перевязанных останков, прокатившихся по Западу со времен Средневековья. Более пристальный взгляд на то, почему мы по-прежнему так очарованы этими рушащимися существами, раскрывает множество истоков, от давней веры в египетскую магию до чувства вины за поведение колониальных империй и стремления к бессмертной любви.

Чайная ложка сахара усыпляет порошок мумии

Интерес Запада к мумиям возник вместе с идеей о том, что древние египтяне владели утерянной формой магии. Отрывок из книги Исход, в котором упоминаются «чародеи фараона». наряду со странными, нерасшифрованными иероглифами, оставленными ушедшими египетскими цивилизациями, воспламенили воображение средневековой Европы.

Измельченные в порошок останки мумии стали распространенным лечебным средством в средневековой Европе, его прописывали от всего, от синяков до эпилепсии. (Источник изображения: Викисклад.)

«Все это привело к взгляду на древний Египет как на оккультную оппозицию иудео-христианским верованиям», — говорит Тея Томани, профессор (преподавание) английского языка. «Средневековые европейцы думали, что иероглифы — это рисуночное письмо. Таким образом, они были не только таинственными и связанными с магией магов фараона, но и были высеченными изображениями и особенно идолопоклонническими».

Мумии также играли странную важную роль в ранней европейской медицине. В средние века, в эпоху Возрождения и даже в викторианскую эпоху европейцы использовали измельченные в порошок останки мумии для лечебных порошков и зелий.

Это первоначально возникло из-за арабской практики использования битума или «мумии» на персидском языке, липкой формы нефти, которая естественным образом просачивается из-под земли в некоторых частях Ближнего Востока в качестве лечебного средства.

Европейские аптекари читали об этом веществе в арабских медицинских текстах, и вскоре активизировалась торговля битумом между Европой и Ближним Востоком. В конце концов, поставщики материала прибегли к измельчению древних египетских мумий, методы консервации которых, по-видимому, использовали битум, в порошок, чтобы удовлетворить спрос.

Со временем очарование битума было вытеснено более новым, романтизированным представлением о буквальном потреблении плоти мумии. «Они думали, что порошок мумие обладает магической силой.

Это связало представление о мистике древнего Египта с представлением о том, что тела самих древних египтян обладали этой магией», — говорит Томани.

Смерть в развернутом виде

Гравюры наполеоновских художников, изображающие египетские строения, искусство и повседневную жизнь, вызвали в Европе и Америке повальное увлечение всем, что связано с Египтом. (Источник изображения: Викисклад.)

Метафорический аппетит к мумиям был позже подкреплен экскурсией Наполеона в Египет на рубеже 19-го века. Подробные гравюры с изображением пирамид и храмов, опубликованные впоследствии, вдохновили искусство, литературу, архитектуру и моду в Европе и Америке.

Это также вызвало энтузиазм в отношении нового вида вечеринки: разворачивания мумии. Гости наблюдали, как хозяин разматывал бинты с мумии, привезенной из Египта. Зрители могли вблизи рассмотреть волосы, кости и украшения погибших.

Мумии также попадали в музеи и на передвижные выставки, собирая большие толпы людей, которые могли с откровенным любопытством разглядывать иссохшие останки. Эти экспонаты совпали с появлением похоронных бюро. Все больше и больше семей передают уход за умершими гробовщикам, так что в современную эпоху выставленная мумия может быть первым трупом, который увидит человек.

«Мумии позволяют нам смотреть на мертвые тела в безопасных условиях. Они восхищают нас своей экзотикой и являются утешительной заменой исторической реальности обращения с телами наших собственных мертвецов», — говорит Дайана Блейн, профессор (преподавание) гендерных и сексуальных исследований.

Все это разворачивание и таращивание глаз, кажется, вызвало стойкое чувство вины, однако это может объяснить, почему мы также ассоциируем мумии с гневом.

«Большинство людей, где бы они ни находились, имеют глубокую религиозную или моральную связь с мыслью о том, что они будут покоиться с миром», — говорит Томани. «Тот факт, что вы выкапываете мумии, разворачиваете их на званых обедах и выставляете в музеях, действительно вызывает у людей более глубокий страх, что место вашего последнего упокоения будет кем-то осквернено в будущем».

Именно в эту эпоху, задолго до открытия Тутанхамона, появились первые истории о воскресшей мумии и проклятии мумии. Мумия! В романе , написанном в 1827 году Джейн С. Лаудон, фигурирует реанимированная мумия, а в рассказе Луизы Мэй Олкотт 1869 года «Затерянные в пирамиде» рассказывается о призрачных семенах, извлеченных из гробницы фараона. Примечательно, что самые ранние рассказы о мстительных мумиях были написаны женщинами, которые, по словам антрополога и известного египтолога Жасмин Дэй, могли рассматривать осквернение могил как изнасилование.

Любовь рождается вечно

Наша коллективная вина за обращение с мумиями довольно явно вылилась в фильмы о мумиях. В их сюжетах неизменно фигурирует назойливый археолог, навлекающий на себя гнев мумифицированного фараона после того, как он потревожил его могилу.

Многое из этого может быть связано с нашим беспокойством по поводу подвигов колониальных империй, которые выкапывали могилы и удаляли тысячи мумий, мало заботясь о местных обычаях.

«Я думаю, что в этих историях много колонизаторской вины. Мы должны спросить себя: «А что, если место моего последнего упокоения было нарушено кем-то из далекой страны, который интересовался не только моими вещами или местом моего упокоения, но и хотел бы осквернить мое тело, развернув с него белье? , снять с меня украшения и разрезать меня на куски?», — говорит Томани. Например, чтобы снять с Тутанхамона золотые браслеты и погребальную маску, археологи разобрали его суставы, а затем снова собрали их вместе.

Однако эти фильмы не только о том, как справиться с чувством вины. «Что действительно зажигает сюжет и придает ему энергию, так это тема потерянной любви», — говорит Лео Брауди, профессор университета, профессор английского языка и истории искусств, заведующий кафедрой английской и американской литературы Лео С. Бинга.

В фильме 1932 года Мумия и его ремейке 1999 года большая часть сюжета вращается вокруг древней любви воскресшей мумии к принцессе Анхесенамун, которая затем переносится на современную женщину, которую он встречает после своего пробуждения.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>