Когда дети говорят мама: в каком возрасте и от чего это зависит

Почему во всем мире дети говорят «мама»

(Исследование Якобсона, наверное, довольно известно, но я, к примеру, о нем не знал, поэтому позволил себе перевести эту небольшую статью с theweek.com, написанную для простого обывателя)

В каждом языке есть слово, обозначающее воду. На суахили это maji, на датском — vand, японцы говорят mizu. Несмотря на то, что эти слова описывают наиболее распространенное дающее жизнь вещество на земле, лингвистически в них нет ничего общего. Да и с чего бы им стать похожими на трех отдельных континентах среди людей с невероятно разнообразными историей и традициями.

Но есть одно–единственное слово, которое произносится одинаково в почти что всех языках, известных человечеству. Конечно же, это слово «мама».

«Мама» — это универсальное слово, описывающее женщину, которая в самом уязвимом нашем состоянии дала так необходимую нам любовь. Практически в каждом языке есть узнаваемая форма этого слова. Несмотря на то, что в большинстве языков более формальное слово «мать» может сильно отличаться, более личное «мама» остается неизменным.

Но «мама» произносится не из–за любви, а по двум простым причинам: маленький ленивый рот младенца и женская грудь.

Наиболее полное исследование над словами «мама» и «папа» как универсальными терминами было проведено лингвистом Романом Якобсоном. Он объяснил, что для человека наиболее простыми для воспроизведения являются открытые гласные звуки. Дети могут произносить гласные звуки с первых дней жизни. Что они и делают. Постоянно. Как только они начинают экспериментировать с другими звуками, они пробуют самые простые согласные. Обычно они начинают со звуков, производимых с закрытыми губами, так называемых «губных согласных», например, [m], [p], [b]. Дети собирают всю энергию, чтобы вытолкнуть этот новый гласный звук «мммм», а затем расслабляют рот в наиболее простом открытом гласном «а». Добавляя сюда естественное повторение в детской речи (лепет), мы получаем «ма–ма», «ба–ба», «па–па» и так далее.

Так почему же дети все–таки тяготеют к звуку [m], а не [p] или [b]? Конечно же, из–за женской груди. Звук [m] — самый простой для детского рта, приложенного к теплой аппетитной груди. Даже став взрослыми мы продолжаем ассоциировать «мммм» с чем–то вкусненьким. То же делает и ребенок.

Якобсон в своей работе полагает, что ребенок не имеет ни малейшего понятия о том, что вас зовут мамой или папой или как–то еще. Слово «мама» не значит «я люблю тебя, дорогая женщина–ангел, принесшая в жертву сон, карьеру и упругость ягодиц». Оно значит «еда».

Так что когда ребенок зовет папу «мамой» и все больше начинает тревожиться, что папа не становится «мамой», на самом деле он не зовет свою мать. Он способен понять, что волосатый плоскогрудый болван, который пытается петь колыбельную, не является Главным Блоком Раздачи Еды №1. А Главный Блок Раздачи Еды №1 или хотя бы подходящий латексный заменитель, который этот Блок обычно носит с собой, должен быть доставлен немедленно.

Исследование Якобсона появилось раньше феминистского движения и не затрагивает роли мужчины как основного источника безопасности. Как мы можем предположить, следуя той же логике, со временем ребенок начинает понимать, что произнося «па–па» можно получить еду, даже если поблизости нет женской груди.

Родители поощряют речь ребенка и помогают улучшить интонацию согласно их собственному языку. Вскоре «мама» и «папа» начинают соответствовать конкретным людям в жизни ребенка. Таким образом, независимо от того, просит ли проснувшийся ночью ребенок vand, mizu или maji, та женщина, которую он об этом просит, скорее всего будет называться мамой.

источник

Tags: познавательная страничка

как стимулировать речь у малышей


Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Родители всегда ждут первые слова своего малыша. Но бывает, что ожидание затягивается и даже к трем-четырем годам у ребенка не появляется речь. Педагог-дефектолог детского сада «Золотая рыбка» Людмила Вайс рассказала, почему дети не говорят, когда уже пора, и стоит ли родителям бить тревогу. 

Откуда у детей задержка речевого развития

Задержка речевого развития (или ЗРР) у ребенка — это овладение устной речью позже возрастной нормы:

  • в 11-14 месяцев ребенок должен начать говорить первые простые слова «мама», «папа», «баба», «дядя».  
  • к 2 годам словарный запас малыша должен увеличиться до 100-200 слов. 

Причин для возникновения ЗРР много, и иногда бывает сложно понять, что повлияло на задержку речи в конкретном случае. Негативные факторы, которые провоцируют речевое отставание, бывают органические и социальные. 

Органические факторы

К органическим факторам, прежде всего, относится перинатальное повреждение центральной нервной системы, которое может возникнуть во время беременности или в первые месяцы жизни малыша. Причины повреждения следующие:

  • Внутриутробная гипоксия — состояние, при котором ребенок испытывает кислородное голодание в животе у мамы. Недостаток кислорода вызывает повреждение всех систем и органов, включая головной мозг. 
  • Внутриутробные инфекции — это могут быть вирусные (краснуха, цитомегаловирусная инфекция, вирусный гепатит, ВИЧ), бактериальные (сифилис, кишечная палочка), паразитарные и грибковые (токсоплазмоз, хламидиоз, микоплазмоз) инфекции.  
  • Родовые травмы — травмы головы, лицевого нерва или плечевого сплетения. Риск родовой травмы увеличивается при использовании в родах сложных манипуляций — вакуумной экстракции и наложения щипцов. 
  • Недоношенность и переношенность

Спровоцировать отставание речевого развития также могут:

  • заболевания, перенесенные в раннем возрасте — менингоэнцефалит или энцефалопатия различного происхождения; 
  • нарушение слуха;
  • наследственные факторы (если в детстве нарушением устной речи страдали один или нескольких ближайших родственников ребенка).

Социальные факторы

  • Отсутствие общения.

Абсолютно здоровый малыш может не начинать говорить из-за того, что с ним попросту никто разговаривает. Родители считают, что ребенок слишком мал, чтобы понимать речь, а значит, и общаться с ним нет необходимости.

 

  • Переизбыток мультиков и гаджетов

Современные дети вместо здорового общения с родителями подолгу «залипают» в экран телевизора или телефона. От этого начинают отключаться от реальности, видят мелькание каких-то картинок, слышат поток бессмысленных звуков. Это тормозит формирование речевой функции, ведь без правильной речевой среды развитие речи почти невозможно. 

  • Гиперопека со стороны родителей

Ребенку буквально и слова не дают сказать: родители по жесту и взгляду распознают все его желания и потребности и бросаются их удовлетворять.

Освойте профессию логопеда с нуля и приступайте к практике прямо в процессе обучения!

Что будет?
Азы коррекционной работы со взрослыми и детьми, много практических заданий и обратная связь от экспертов.

А что в итоге?
Востребованная специальность и диплом установленного образца.

Доступна рассрочка.

Узнать подробнее

Как врачи распознают и классифицируют ЗРР 

Понять, что есть проблемы с речью, можно довольно рано. Если ребенок в год не говорит десяток простых слов — это уже признак ЗРР. 

Предварительный диагноз ставит врач-невролог ребенку до трех-четырех лет на основании соответствия возрастным нормам. После четырех лет детям неврологический диагноз уточняют. Для диагностирования нужно провести медицинские обследования, проанализировать речь и поведение ребенка. 

Врачи выделяют несколько видов задержки речи:

  • Темповая задержка речевого развития

У малыша отстают сроки говорения при полностью сохранном интеллекте и хорошем понимании речи окружающих. Такая задержка возникает, если ребенок ослаблен, много болел или свою роль сыграли неблагоприятные социальные факторы. 

  • Алалия.

Полное или частичное отсутствие речи. Если ребенок понимает обращенную к нему речь, использует жесты, но молчит, то это моторная алалия. Если ребенок не говорит и при этом не понимает, о чем с ним говорят, то можно говорить о сенсорной алалии.

  • Задержка речевого развития, обусловленная снижением слуха

До года ребенок может не отличаться от сверстников: он будет также «гулить», издавать звуки. Проблемы проявляются к концу первого года жизни: ребенок замолкает, исчезает лепет и гуление. 

  • Аутизм

Задержка речи при аутизме отличается от других видов отставаний. Проблемы у ребенка с аутизмом возникают из-за нарушения коммуникации, что в принципе влияет на его социальное взаимодействие. Такие дети не проявляют интереса к речевому общению, так как им это неинтересно. 

Важно, как можно раньше распознать проблему, назначить лечение и педагогическую коррекцию у специалистов:

  • логопеда; 
  • дефектолога; 
  • психолога;
  • нейропсихолога.

Поэтому при любых подозрениях на ЗРР родителям нужно посетить врача, а не ждать, когда ребенок сам «разговорится». 

Как устранить задержку речевого развития

  1. Формируем правильную речевую среду

Если основания для постановки диагноза нет и проблемы носят временный характер, родителям нужно внимательно подойти к формированию правильной речевой среды — естественной обстановки вокруг ребенка, которая оказывает как положительное, так и негативное влияние на развитие речи. 

Правильная речевая среда рационально организована и наполнена различными сенсорными раздражителями, в ней развита вербальная и невербальная коммуникация. 

Важно:

  • как можно больше общаться с ребенком, используя разные интонации;
  • читать книжки и стихи вслух;
  • минимизировать взаимодействие с гаджетами;
  • обеспечить физическое развитие ребенка;
  • отказаться от гиперопеки и стимулировать ребенка на самостоятельную речевую активность;
  • проконсультироваться с логопедами.
  1. Стимулируем речь через игру и повседневную деятельность

Даже в животе у мамы ребенок способен слышать и узнавать знакомые ему голоса, реагировать на мелодии. Поэтому важно начать говорить с ребенком, петь колыбельные как можно раньше. Например, петь детские песни или рассказывать потешки грудничку во время гигиенических процедур.

После шести месяцев родители должны играть с ребенком в ладушки, сороку-белобоку, козу рогатую, показывать и называть части тела, просить повторять звуки и простые слова. 

Примерно в шесть месяцев ребенок учится ползать на четвереньках. Поэтому в этот период стоит больше стимулировать двигательную активность и внедрять игры на развитие крупной моторики. 

Ближе к году, когда малыш научился ходить, у него начинается активная фаза исследования окружающего мира. И задача родителей — не мешать в этом. Бегать, прыгать и разбрасывать игрушки — абсолютно нормально для здорового ребенка.

На втором году жизни ребенок также активно пытается подражать взрослым, поэтому можно привлекать малыша к бытовым процессам — к приготовлению пищи или уборке дома, ребенок с удовольствием будет повторять за взрослым.

  1. Выбираем правильные игрушки для развития речи 

Не стоит покупать для малыша дорогие разрекламированные игрушки. Лучшими помощниками в игре станут:

  • кубики;
  • пирамидки;
  • книжки с большими картинками;
  • обычные бытовые предметы.

Дети любят пакетики, фольгу, все, что мама держала в руках. Для развития мелкой моторики, координации движений и обогащения чувственного опыта можно играть с крупами и мукой — пересыпать, трогать пальчиками и ладошками или делать массаж. Для расслабления помогает тесто.

Намного важнее, не во что играть с ребенком, а играть вместе с ним. Любая совместная деятельность ребенка с мамой и папой, общение и обмен эмоциями — это основные факторы здорового развития малыша и его речи. 

 


Материалы по теме:

  • Людмила Вайс: «В работе логопедов всё перевернулось с ног на голову»
  • Сенсорная комната для детей. Для чего нужна и как сделать самостоятельно

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Подписаться

Когда дети говорят мама и папа?

Когда малыш начинает бормотать, это очень волнующе — наконец-то он стал на шаг ближе к тому, чтобы заговорить! Конечно, это также означает, что между вами и вашим партнером начинается гонка за тем, какое слово ребенок скажет первым: «мама» или «папа». Маловероятно, что ребенок начнет произносить какое-либо слово сразу после того, как начнет издавать звуки, но это, естественно, поднимает важный вопрос: когда младенца все равно говорят «мама» и «папа»?

В этой статье:
В каком возрасте младенцы говорят «мама» и «папа»?
«Мама» или «папа»: что на первом месте?
Как помочь ребенку сказать «мама» и «папа»

В каком возрасте дети говорят «мама» и «папа»?

В то время как сроки могут различаться для каждого ребенка, даже в одной семье, большинство детей начинают связывать слоги, которые звучат как «мамамама» или «дадададада», к 7 месяцам, говорит Дженнифер Л. Майетта, MS, CCC-SLP, логопед, работающий с детьми от рождения до 6 лет в Детской больнице Массачусетса в Бостоне. Эти начальные звуки — просто лепет, но когда они приближаются к 9месяцев и более, они лучше произносят настоящие слова.

Это еще не значит, что они действительно знают, что говорят в этот момент. «Они могут посмотреть на вас или на папу и сказать это или сказать это почтальону», — говорит Данель Фишер, доктор медицинских наук, заведующая кафедрой педиатрии в Медицинском центре Провиденс Сент-Джонс в Санта-Монике, Калифорния. — Они скажут это любому. Но примерно к году ребенок, скорее всего, начнет правильно использовать это слово в контексте. И когда это происходит, «это волшебно», — говорит Фишер. «Когда они смотрят на тебя и говорят «мама» или «папа» и не шутят, это самое лучшее, что есть в мире».

«Мама» или «папа»: что первично?

Принято считать, что младенцы естественным образом говорят «папа» перед «мама». Но Джина Познер, доктор медицинских наук, педиатр в медицинском центре MemorialCare Orange Coast в Фаунтин-Вэлли, Калифорния, говорит, что это не обязательно так. «Некоторые дети просто одержимы звуком «да», а другим нравится звук «ма», — говорит она. За что бы они ни цеплялись в начале, это поможет определить, какое слово они произносят первым.

Тем не менее, некоторые дети лучше говорят «да», чем «ма». «Дело не в том, что они любят дада больше, но на самом деле из-за того, что букву «д» произносить легче, чем букву «м», — говорит Фишер. Но если мама тратит больше времени на уход за ребенком, у нее может быть преимущество, добавляет Фишер, указывая на то, что младенцы могут сначала произнести имя своего основного опекуна.

Как помочь ребенку говорить «мама» и «папа»

Хотя нельзя торопить развитие ребенка, есть несколько способов научить его говорить «мама» и «папа». Родители, говорит Фишер, поэтому постоянно повторяйте слова «мама» и «папа» и поощряйте ребенка повторять эти слова. Чтобы помочь ребенку понять, что на самом деле означают эти слова, обязательно учите их в контексте. «Я призываю родителей называть друг друга «мама» или «папа», когда разговаривают с ребенком», — говорит Познер. «Например, вы можете сказать: «Посмотри на маму! У мамы есть еда для тебя». Таким образом, ребенок начинает ассоциировать родителя с конкретным именем».

Когда дело доходит до развития речи ребенка в целом, лучший способ — это читать ему, играть с ним, разговаривать с ним и ограничивать время, проводимое перед экраном и электронными игрушками, — говорит Майетта. Найдите детские книги, в которых много слов «мама» и «папа», и чаще читайте их — это может пойти дальше, чем вы думаете.

Все дети разные, но если ребенок не говорит «мама» и «папа» в возрасте от 12 до 15 месяцев, отметьте это для своего педиатра. Большинство врачей ожидают, что к этому моменту дети уже усвоят эти слова; для тех, кто этого не сделал, может быть рекомендована проверка слуха или логопед. Если ваш ребенок говорит много других слов, но «мама» и «папа» в списке нет, не паникуйте. «Хотя слова «мама» и «папа» очень мотивируют родителей, мы больше сосредоточены на том, бормочет ли ребенок, используя различные согласные, копируя звуки и движения, которые делает родитель или опекун, используя такие жесты, как указывая и устанавливая зрительный контакт, а также участвуя в таких играх, как «ку-ку», — говорит Майетта. «Мама» и «папа» придут вовремя, и ожидание того стоит.

Обратите внимание: Bump и содержащиеся в нем материалы и информация не предназначены и не представляют собой медицинские или иные медицинские рекомендации или диагнозы и не должны использоваться как таковые. Вы должны всегда консультироваться с квалифицированным врачом или медицинским работником о ваших конкретных обстоятельствах.

Плюс, больше от The Bump:

Когда дети начинают говорить?

Когда дети узнают свое имя?

Детские вехи: что будет делать ребенок, когда?

Как часто дети говорят «мама» за день? Я посчитал.

Позвольте мне начать с того, что я люблю своих детей. Больше всего на свете. Больше, чем нирвана шоппинга в одиночестве в Target, больше, чем Ben & Jerry’s Truffle Kerfuffle, даже больше, чем Мэгги Смит в «Аббатстве Даунтон».

НО .  Если я сегодня еще хоть раз услышу слово «мама», я его потеряю.

На самом деле, я только что погуглил: «Сколько вопросов задают дети в день?» потому что я знаю, что я здесь не один. Вы готовы к этому? Согласно исследованию, проведенному в Великобритании, матери ежедневно получают около 300 вопросов от своих отпрысков, что делает их самых популярных людей вокруг, даже выше учителей, врачей и медсестер.

Забавный факт: девочки в возрасте четырех лет являются самыми любопытными, в среднем задавая вопрос каждые одну  минуту, 56 секунд дня бодрствования.

Неудивительно, что электронные письма остаются без ответа, белье накапливается, библиотечные книги истекают до того, как они будут прочитаны, и мы в последнюю минуту боремся за этот подарок на день рождения (пожалуйста, никогда не оставляйте меня, Amazon Prime). Мы постоянно прерываемся во время любой заданной задачи.

В качестве эксперимента я решил составить список всех случаев, когда я слышал слово «мама», за которым следует вопрос или комментарий, до конца дня. Я схватила маленькую записную книжку, как шпионка Гарриет, и продержалась шесть часов, прежде чем у меня свело руку от всего, что я писал. И за эти шесть часов меня манили СТО ПЯТЬДЕСЯТ ДЕВЯТЬ раз. Пока я не буду мучить вас чтением всех 159 вопросов/комментариев, заданных мне, вот небольшая выборка ниже:

9-летняя дочь:

«Мама, подойди, посмотри на это фото Майли Сайрус». ( Пожалуйста, пусть это будет ее версия Ханны Монтаны.)

«Мама, угадай, сколько задниц в нашем доме?» (Эм… собака считается?)

«Мама, кто ты ?» (Например, в экзистенциальном смысле?)

«Мама, этот ребенок в школе сказал, что один средний палец равен 20 плохим словам. Как это возможно?» (О, это возможно.)

«Мама, я только что нашел ОГРОМНЫЙ дом в Калифорнии, и он стоит всего 14 миллионов долларов». (Хорошо, я займусь этой покупкой, дорогая.)

«Мам, можно я поставлю тебе на телефон приложение для обнаружения привидений?» (Я бы предпочел не знать, когда рядом со мной тааак… нет.)

«Мама, у меня есть супер-пупер-секрет». (От мамы не должно быть секретов. Никогда.)

«Мама, не хочешь поиграть со мной в мяч?» (Не могу, потому что мне нужна свободная рука, чтобы записать 29 вопросов, которые вы мне зададите во время игры. )

«Мама, можно мне таймер?»

«Мама, я могу пробежать по коридору и обратно 10 раз за 37 секунд. Хочешь попробовать?» (Я в порядке, спасибо.)

«Мама, а мне завтра делать прививку от гриппа? Потому что я хотел бы еще несколько дней отдохнуть с миром, прежде чем они проткнут мне руку».

«Мама, я поранился». (x3)

«Мама, что мы сегодня делаем?»

«Мама, можно я приглашу друга?»

«Мама, что на ужин?»

«Мама, можно мне конфетку?»

«Мама, как ты думаешь, мой костюм на Хеллоуин подойдет?»

«Мама, ты можешь сказать собаке двигаться, чтобы я не причинил ей боль?»

«Мама, сегодня 15 октября?»

«Мама, а что такое компас?»

«Мама (смотрит, как я печатаю), зачем ты это делаешь?»

15-летний сын:

«Мама, ты можешь сказать Эйве уйти? Я пытаюсь посмотреть шоу».

«Мама, ты не видела мой телефон?» (x3)

«Мама, я не могу найти свой телефон».

«Мама, могу я одолжить твой телефон?»

«Мама, она опять меня беспокоит».

«Мама, что ты пишешь?»

«Статья».

«На чем?»

«Сколько вопросов мне задают в день».

«Почему, это много?»

«Серьезно? Я добавляю это».

18-летняя дочь (уехала в колледж):

Имейте в виду, я проводила этот эксперимент в воскресенье, и мой муж все это время был дома. Он отличный, очень вовлеченный, практичный папа. Но знаете ли вы, сколько вопросов я слышал от них за это время? ОДИН . Когда я отказалась играть с дочерью в мяч, она попросила его сыграть, и он сразу же согласился, вероятно, потому, что не устал от 158 предыдущих вопросов.

Когда я сел писать это, мне достаточно было взглянуть на списки детей, чтобы понять что-то важное. Чем старше они становятся, тем меньше вопросов задают. Чем меньше они делятся. Тем меньше они на самом деле говорят. У них есть друзья, у них телефоны умнее мамы. Я имею в виду, что мои старшие дети никогда не спрашивали меня, сколько населения в Китае, они просто гуглили.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>