Как развить память и внимание детей: специальные приемы
Для успешного обучения в школе детям нужно иметь развитые соответственно возрасту психические процессы: мышление, память, воображение и сопровождающее их внимание. Особое значение придается хорошей памяти и вниманию, так как именно с их помощью школьники быстро овладевают новыми знаниями, надолго запоминают учебный материал, сосредотачиваются на трудных правилах и задачах. Однако педагоги обеспокоены тем, что многие ученики, особенно в начальной школе, испытывают трудности в запоминании, сохранении и воспроизведении информации. В школе работа над улучшением памяти и внимания детей ведется, но с помощью родителей сделать это возможно гораздо быстрее и эффективнее. Поэтому взрослым стоит задуматься над тем, как развить память и внимание своих деток в домашних условиях.
Психологи уточняют, что запоминание новой информации невозможно без полноценного внимания. Прежде чем запоминать любой текст, надо сосредоточиться на нем, сконцентрироваться на главной мысли, внимательно ознакомиться с содержанием. При рассматривании объекта также надо внимательно обследовать его: определить форму, цвет, материал, назначение, и только после проведенных действий можно надолго сохранить в сознании понятие о предмете.
Вот такие навыки необходимо формировать у дошкольников и младших школьников, поэтому на домашних занятиях развитие памяти нужно объединять с развитием внимания. В этом родителям помогут специальные техники. В последнее время все более популярной становится мнемотехника (наука о приемах запоминания), в которой можно найти средства, значительно облегчающие работу с информацией. Приемы, хорошо зарекомендовавшие себя в мнемотехнике, с успехом используются при обучении детей. Познакомившись с наиболее эффективными из них, родители всегда смогут организовать упражнения, увлекательные игры на развитие памяти и внимания у своих ребятишек.
Ритмизация текста
В мнемотехнике часто используется прием зарифмованного текста, который за счет определенного ритма (рифмы) запоминается непроизвольно, остается надолго в сознании. Это соответствует особенностям детей дошкольного и младшего школьного возраста, у которых еще сильна потребность в непроизвольных действиях. Поэтому такой прием эффективен при обучении ребятишек правильному запоминанию. Например, в случае, когда ребенок усваивает важную, но логически не связанную, трудно воспринимаемую информацию, ее можно превратить в определенный ритм (рифму). Классический пример такого приема ‒ рифмованные фразы при заучивании одиннадцати глаголов исключения, падежей, некоторых правил русского языка, теорем, например:
- «и ужасно, и опасно, букву «т» писать напрасно»;
- «жи и ши ‒ такие слоги, что всегда к ребятам строги, жи ‒ ши, жи ‒ ши только «и» всегда пиши
- «биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам».
Таких рифмованных фраз придумано много для запоминания учебного материала. Важно научить ребенка этому приему, так как он помогает не только рифмовать разного рода содержание, но и развивает умение сосредоточиться на нем, быть предельно внимательным. Овладев ритмизацией, школьники достаточно легко смогут заучивать длинные стихи, запоминать тексты разного содержания, самостоятельно составлять рифмы трудного учебного материала. Для домашних занятий с ребятишками можно использовать специальные игры для обучения рифмам, а также упражнения на развитие внимания и памяти.
Упражнение «Цифровые стихи»
Прием используется в старшем возрасте, так как цифруется определенная информация. Взрослый может предложить детям цифровую поэзию, которая обладает четким ритмом, младшим школьникам будет полезна для улучшения памяти. При овладении этим навыком вырабатывается ритмизация любого текста, его интонационная выразительность. Такого рода стихи читаются обязательно вслух, выразительно, с определенным ритмическим рисунком, например:
Веселые стихи:
2 15 42
42 15
37 08 5
20 20 20!
45 108 2
47 16
3 4 502
20 20 20!
Считалка:
2 12 46
48 3 06
33 1 102
8 30 32!
Упражнение «Закончи фразу»
Задание помогает выучить правописание ча-ща, жи-ши, чу-щу, учит рифмовать учебные тексты. Взрослый подбирает слоги, к которым можно подобрать рифму с определенным словом, предлагает ребенку закончить предложение:
Ча-ча-ча, ча-ча-ча, стоит в поле каланча, никуда не делась «а».
Ща-ща-ща, ща-ща-ща, мы поймали «а», а еще леща.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу, не хочу идти к врачу, у-у-у.
Щу-щу-щу, щу-щу-щу, вместе с «у» щуку из пруда тащу.
Игра «Соедини слова»
Обучающая игра, которая помогает овладевать приемом рифмования текста, развивает внимательность.
Школьнику предлагается соединить начало и окончание слова. Перед ним раскладывается несколько карточек с написанными слогами, для них нужно подобрать только одну карточку с одинаковым окончанием:
Печ-, свеч-, греч-, реч-, овеч- (ка).
Поигр-, поиск-, покат-, побеж- (ать).
Лени-, краси-, крикли-, смешли-, трусли- (вый).
Для дошкольников можно использовать картинки, на которых нарисованы различные предметы. Взрослый предлагает подобрать картинки, названия которых рифмуются между собой:
печка-речка-свечка-овечка;
ствол-футбол-укол-стол.
Пиктограммы
Для обучения детей умению правильно запоминать широко применяется прием пиктограмм (знаков, отображающих главные признаки объекта). В комплексных занятиях можно также эффективно использовать задания, улучшающие внимательность, так как ребятишки должны максимально сосредоточиться на предлагаемом материале. Основой приема является выделение главного смысла текста, затем определяются ключевые слова, для которых сочиняется какой-либо подходящий образ с зарисовкой. Пиктограммы дают возможность создать зрительные ассоциации. Навыков рисования при этом не требуется, так как они — просто опора для воспроизведения ключевого выражения или слова. Действиям с пиктограммами можно учить при помощи специальных игр и упражнений.
Игра «Составь пару»
Задание используется, как улучшающее работу памяти в комплексе со вниманием у школьников и дошкольников, хотя будет доступно и совсем маленьким деткам. Ребятишки учатся при помощи пиктограмм запоминать парные слова. Им предлагают соединить картинки парами, соотнося предмет и действие: санки – кататься, сок – пить, игрушка – играть, мышка – норка и т. д. Ребенок должен связать пиктограммы с понятиями, запомнив эти пары. Затем одна из картинок убирается, малыш воспроизводит пары слов с опорой на оставшуюся картинку.
Игра «Исправь ошибку»
Игровое задание развивает внимательность, формирует навыки запоминания в действии. Ребенку предлагаются карточки с пиктограммами: предмет и действие, с заведомо сделанными ошибками. Слева на карточке располагаются предметы, справа – действия с ними, например: варежка – играть в футбол, чайник – есть из тарелки, лукошко – наливать воду. Предметы и действия соединены стрелками. Малыш должен внимательно рассмотреть взаимосвязи, найти и исправить ошибки.
Упражнение «Найди правильную картинку»
Задание для младших школьников развивает внимательность, навык запомнить фразу и соотнести с нужной пиктограммой. Карточки с изображениями раскладываются перед школьником, ему нужно внимательно рассмотреть их, прочитать фразу и найти соответствующую пиктограмму.
Аналогично предыдущему заданию, как вариант, можно предложить найти и исправить ошибку в предварительно подобранных пиктограммах.
Еще одним вариантом будет действие, когда даны несколько фраз и только одна пиктограмма, которую необходимо соотнести с нужной фразой.
Ассоциации
Установление ассоциативных связей – один из популярных мнемических приемов, который доступен детям разных возрастов. Основой этого приема является то, что при воспроизведении одного объекта сразу в сознании появляется другой. Этому приему легко и просто обучить любого ребенка, если взрослый покажет, как правильно составить ассоциативные цепочки, например, при помощи развивающих игр и упражнений для детей.
Игра с мячом «Наоборот»
Классическая игра, очень нравится детишкам всех возрастов, родителям лишь нужно правильно подобрать словесный ряд. Для малышей подбираются, в основном, существительные и прилагательные, для деток постарше — все части речи. Задание отлично развивает внимательность (нужно поймать мяч и услышать слово одновременно, затем бросить обратно), навык составлять ассоциации на контрасте (подобрать слово, противоположное по значению). Например, холодный – горячий, пол – потолок, добро – зло, веселье – грусть, маленький – большой, взрослый – ребенок и т. д.
Игра с мячом «На что похож предмет?»
В этом задании развивается навык составления ассоциаций по сходству. Взрослый бросает мяч ребенку с называнием предмета определенной формы (на первых порах лучше взять знакомые ребятам формы: круглая, квадратная, овальная, прямоугольная, треугольная). Так легче найти аналогию, затем, когда правила игры будут хорошо усвоены, у малыша появится больше опыта, можно искать сходство не только по форме, но и по другим свойствам предмета: цвету, фактуре, назначению. Ребенок должен вернуть мяч взрослому с ответным понятием, на которое похож предложенный взрослым предмет. Например: арбуз – шар, змея – веревочка, окно – прямоугольник, груша – треугольник, тарелка – круг.
Более сложный вариант подходит для старших детей, когда ассоциации подбираются по любому признаку: солнце похоже на одуванчик, дыня и огурчик похожи формой (овальной), мягкий как пушок (фактура), лед — зеркало и т. д.
Игра с мячом «Что от чего случается?»
В игре формируются навыки подбора ассоциаций по типу причина-следствие. Взрослый бросает мяч, называя слово-причину, ребенок отвечает словом-следствием. Например: мороз-холодно, школа-уроки, праздник-подарки, лес-грибы, расческа-прическа, самолет-небо и подобное.
Активное повторение
Популярный мнемический прием, достаточно простой и понятный детям, хорошая тренировка для улучшения памяти и внимания, долговременной памяти. В основе его лежит воспроизведение материала, который школьники уже запоминали. Для того чтобы полученная информация сохранилась надолго, ее периодически нужно припоминать и повторять. Например, полезно школьникам воспроизводить стихи, заученные на уроках чтения, правила русского языка, математические понятия. Для поддержания интереса у детей к домашним занятиям по развитию памяти, внимания активное повторение также проводится в виде игр и упражнений. Можно с этой целью включать такие игры в семейный досуг, праздничные мероприятия, прогулки с детьми в природе.
Игра с элементами соревнования «Кто больше всех вспомнит стихов об осени (любом времени года)?»
Игра направлена на повторение уже имеющихся знаний, одновременно учит мыслить, используя имеющийся опыт. Ведущий перемешивает картинки и достает одну с изображением времени года, например, осенний пейзаж. Играющим предлагается вспомнить стихотворные строки о природе, погоде, животных осенью, овощах и т.д. Игрок, вспомнивший самое большое количество стихов, получает фант или приз. Тематика может быть разной в зависимости от возраста ребенка: о природе, игрушках, овощах, фруктах, транспорте, профессиях. Поначалу ребенку будет достаточно трудно воспроизвести много стихов, поэтому можно разнообразить задание, включив в содержание не только стихи, но и загадки, считалки, скороговорки.
Упражнение «Запомни предметы и найди точно такие же»
Для дошкольников и младших школьников разработано много дидактических пособий с картинками, на которых нарисованы предметы в различных вариациях.
Например, на одной картинке располагаются изображения разных овощей: кабачок, помидор, огурец, лук, баклажан. Ребенку предлагается внимательно рассмотреть рисунки, запомнив количество овощей. Затем картинка убирается, выставляется сюжетная картинка «Овощной магазин», на которой нужно найти точно такие же и в таком же количестве овощи, не путая их с остальными. Аналогично можно использовать изображения игрушек в «Игрушечном магазине», бытовых предметов «Наша квартира», сказочных героев «День рождения» и т. д. Все будет зависеть от возраста детей, их интересов, предпочтений, подготовки взрослого.
Методы и приемы развития внимания у детей
Содержание
- Какие есть виды внимания
- Почему у ребёнка снижено внимание
- Как развивать навык внимания у ребёнка
- Таблицы Шульте
- Тест Струпа
- Фотоаппарат
- Упражнения с предметами
- Лабиринты
- Муха
- Найти отличия
- Снежный ком
- День наоборот
Внимание — это сосредоточенность на предметах и явлениях, наиболее важных в конкретный момент.
Познавательный процесс невозможен без умения сосредотачиваться и концентрировать внимание. Для детей особенно важно полностью вникать в процесс обучения, содержание урока и речь преподавателя, чтобы работа была эффективной и приносила отличные результаты как в учёбе, так и за пределами класса. Многие родители говорят, что у ребенка плохая память, но даже не подозревают, что на самом деле хромает именно внимание. Эти базовые психические функции неразрывно связаны. Хорошей памяти без тренированного внимания быть не может.
Какие есть виды внимания
Внимание бывает трёх видов: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.
-
Непроизвольное внимание возникает само собой с первого года жизни малыша, ребёнок без усилий концентрируется на всём необычном и интересном.
-
Произвольное внимание формируется ближе к школе, примерно к 7 годам, и продолжает развиваться с каждым годом. Школьнику требуется прикладывать усилия, чтобы сосредоточиться на том, что он должен сделать, а не на том, что хочется ему.
-
Послепроизвольное внимание похоже на произвольное, однако особенность его заключается в том, что ребёнок выполняет все задачи с удовольствием.>
Например, у первоклассников отлично развито непроизвольное внимание: их легко привлечь чем-то неожиданным, интересным и ярким. При этом детям не надо прикладывать никаких усилий, чтобы на этом концентрироваться. А вот сосредоточиваться на неинтересной и однообразной работе им гораздо сложнее.
Почему у ребёнка снижено внимание
Нередко детям трудно сконцентрироваться из-за внешних факторов, оказывающих негативное влияние на общее развитие. Во избежание такой ситуации нужно соблюдать некоторые условия и контролировать практически все аспекты жизни ребёнка. Так на что же стоит обратить внимание в первую очередь?
Здоровье
Крепкое здоровье — главное условие, при котором ребёнок развивается полноценно и всесторонне.
Заболевания или недомогания могут ослабить концентрацию в любом возрасте, однако на детей это влияет гораздо больше: малыш становится рассеянным, апатичным. Крайне важно находить и устранять причины недомоганий, а также пристально следить за имеющимися патологиями.
Приучайте ребёнка вести здоровый образ жизни. Старайтесь дозировать время просмотра телевизора, игр за компьютером и в смартфоне. Перегружать его информацией и делами нежелательно. Отдых — одна из главных составляющих крепкого здоровья.
Режим сна
Если ребёнок плохо спит и не соблюдает режим, то становится хронически рассеянным, что влечёт снижение успеваемости в школе, стресс и развитие различных неврозов. Также от режима зависит количество энергии для концентрации и запоминания необходимой информации.
Физическая активность
Если тело человека не в тонусе, то мозг функционирует неполноценно. Уровень внимания напрямую зависит от количества подвижности в образе жизни ребёнка.
Когда дети гуляют на свежем воздухе, бегают, прыгают и играют в игры, они выплёскивают свою энергию, стимулируя активную работу мозга. При достаточном количестве активного отдыха или спорта в жизни ребёнка, он сможет быстрее и качественнее воспринимать и обрабатывать информацию, что позитивно повлияет на результаты в учебе.
Обстановка дома
Речь идет об отношениях родителей как между собой, так и к ребенку. Когда в семье есть какие-либо проблемы, создается дискомфорт и растет напряжение. Дети реагируют на такие ситуации болезненно, и эмоционально первыми попадают под удар.
В итоге успеваемость в школе может упасть, внимание рассеиваться, а ребенок не сможет концентрироваться на предмете и замкнется в себе. Всегда поддерживайте здоровый климат в семье, и ничто не отвлечет ребенка на пути к достижениям в учебе.
Как развивать навык внимания у ребёнка
Чтобы постепенно и эффективно развивать внимание и память малыша, необходимо подключать к процессу различные упражнения.
Это упражнение реализовано во многих приложениях — заниматься можно где угодно. Таблица представляет собой квадрат 5×5 с 25 клеточками, в которых расположены цифры от 1 до 25 в хаотичном порядке. Задача ребёнка — как можно быстрее отыскать все числа по порядку.
Таблицы бывают большие 7×7 и 8×8 клеток, а также встречаются цветные отвлекающие внимание экземпляры и варианты, когда после нахождения числа все остальные цифры в таблице перемешиваются, не давая запоминать свои местонахождения.
Тест СтрупаУпражнение состоит из нескольких строк. Ребёнок увидит слова, обозначающие разные цвета, однако написаны они будут другими чернилами. Цель в том, чтобы назвать фактический цвет слова, а не написанный.
Например, если слово «красный» написано синим цветом, то назвать нужно синий.Нашему мозгу проще прочитать слово, и такое простейшее несоответствие на несколько секунд ставит его в тупик. Считается, что этот тест использовали в контрразведке для проверки подозреваемых. Им давали этот листок со словами и просили назвать цвета. Если человек не знает языка, на котором написан тест, то перечислить цвета не составит труда, а вот игнорировать знакомые слова без подготовки тяжело.
ФотоаппаратСмысл в том, чтобы весь день обращать внимание на конкретную часть тела или одежды встречающихся людей. Это могут быть носы, брови, серьги и т. д. Нужно настроить свой «объектив» только на эту часть образа, рассматривать её (не доставляя незнакомцам неудобств, разумеется) и пытаться запомнить. Так ребёнок научится видеть мелкие детали и обращать внимание на нюансы. Потом можно будет смотреть на человека и описывать его внешность в целом.
В течение какого-то времени надо обращать внимание и называть предметы по выбранному заранее признаку: конкретный цвет, форма, размер, материал изготовления, область применения. Начинайте с малого. Можно тренироваться в комнате, квартире, а когда все предметы будут выучены, ищите предметы на улице. Удобно играть во время прогулки.
Если вы хотите поиграть с ребёнком дома, то возьмите несколько предметов, разложите на столе и попросите ребёнка их запомнить. Затем перемешайте предметы, уберите несколько или, наоборот, добавьте лишние — теперь ребёнок должен вернуть все предметы на место, воссоздав на столе первоначальную картину.
Можно усложнить задачу: пусть ребёнок запомнит все предметы, а потом отвернется или выйдет из комнаты. Уберите один или несколько из них, а ребёнку нужно вычислить пропажу.
ЛабиринтыПростая, но увлекательная игра, которая требует концентрации внимания. Цель такого упражнения — найти выход из запутанных коридоров или проследить, какие символы соединяют витиеватые линии. Но есть нюанс: вести карандашом или пальцем по линии нельзя — отследить путь можно только глазами.
МухаДля игры вам не понадобится никакого специального оборудования, в ход идут только подручные средства и энтузиазм.
Начертите поле 5×5, подпишите сверху буквы, а слева цифры, как в игре «Морской бой». В средней клетке сидит воображаемая муха, её движение всегда начинается из этого места. Выберите ведущего, который будет задавать мухе направление полёта в течение 30 секунд командами: вверх, вниз, влево и вправо (по клеткам).
Игрокам необходимо отследить передвижения мухи и через 30 секунд дать правильный ответ, на какой клетке она приземлилась. Игру можно постепенно усложнять: позволяйте мухе вылетать за пределы поля или вовсе держите поле в уме, обходясь без листка бумаги.
Найти отличияПеред ребёнком стоит задача — найти все отличия между двумя на первый взгляд одинаковыми изображениями. Картинки можно найти в интернете, но выбирайте не слишком детализированные изображения, чтобы ребёнок смог привыкнуть к игре. Это упражнение подходит как первоклассникам, так и ученикам 2–4 классов.
А вот школьникам 5–7 классов как раз подойдут яркие картинки с обилием мелких деталей, рассмотрение которых тренирует не только внимательность, но и способность концентрироваться на нескольких предметах одновременно.
Снежный комИграть можно вдвоем с ребёнком или подключить других членов семьи. Правила просты: первый игрок называет слово, второй игрок называет это слово и говорит своё, третий участник повторяет первые два слова и говорит своё и так далее. По ходу игры образуется длинная цепочка слов, которые каждому игроку необходимо называть каждый раз, когда подходит его очередь. Это упражнение развивает ещё и память.
День наоборотСуть упражнения заключается в том, что ребёнку необходимо вспомнить, как прошёл его день, но в обратном порядке. Желательно вспомнить все события прошедшего дня, а если удастся вспомнить детали, можно смело говорить о том, что внимание и память у вашего чада на высоком уровне.
Вы можете направлять ребёнка, помогать ему и давать подсказки, если он не может вспомнить какие-то события.
Реализуйте потенциал вместе
Добавляйте в каждое упражнение что-то от себя, трансформируйте, как душе угодно, главное, чтобы ребёнку было интересно и он был максимально увлечён процессом. Разнообразьте занятия, придумывайте интересные игры и задания, подключайтесь к тренировкам. А если у вас нет времени на составление программы занятий, записывайтесь на “Семейный курс развития памяти” и реализуйте скрытый потенциал вместе!
Помните, что процесс развития памяти и внимания у ребенка достаточно трудоемкий. Всему свое время. Запаситесь терпением, и результат оправдает ваши ожидания.
7 способов повысить концентрацию внимания учащегося
Детям часто трудно удерживать внимание, но когда им дают задачу, которую они считают сложной или трудной, они с большей вероятностью сдадутся, прежде чем по-настоящему попытаются. Если вы заметили, что ребенок регулярно теряет концентрацию во время выполнения сложных задач, вот несколько стратегий, которые могут помочь увеличить концентрацию внимания и улучшить общий результат выполнения задач.
1. Включите физическую активность
Дети, которые испытывают трудности с концентрацией внимания, часто добиваются большего успеха, если им дают короткие перерывы для активной игры. Делая перерыв, чтобы попрыгать на мяче для упражнений, разбивая обучение на куски и играя на свежем воздухе, или делая перерыв в классе на быструю растяжку или прыжки, все это может помочь учащемуся, испытывающему проблемы со вниманием, оставаться сосредоточенным. Если вы начнете с 15-минутной активной игры перед сложным заданием, это также поможет ребенку оставаться более вовлеченным.
2. Устраивайте «перерывы внимания»
Объясните ребенку или детям, что означает «обращение внимания» и как это выглядит. Практикуйте внимательное поведение в не угрожающее и не решающее время в течение учебного дня. Затем через определенные промежутки времени устраивайте перерывы для концентрации внимания. С помощью таймера или приложения на телефоне включите сигнал во время работы и попросите ребенка отметить, внимательно ли он слушает. Это может помочь научить мозг учащегося понимать, как выглядит внимание и как часто он/она испытывает искушение отвлечься.
3. Настройка временных рамок
Если вы обнаружите, что, что бы вы ни делали, дети просто не могут сосредоточиться на задании, возможно, пришло время разбить контент на более мелкие временные интервалы. Помните, что дети могут концентрироваться на одном задании от двух до пяти минут в год. Например, если в вашем классе 6-летние дети, рассчитывайте на то, что вашим ученикам будет уделено от 12 до 30 минут внимания.
Если вам нужно настроить временные рамки для всех или некоторых учащихся, сделайте это. Используя таймеры, попросите учащегося, у которого проблемы с концентрацией внимания, показать свою работу через короткий промежуток времени. Это разбивает задачу и позволяет ребенку продолжать работу, не чувствуя себя полностью перегруженным. Подумайте о том, чтобы позвать ребенка к своему столу для проверки. Это обеспечивает физическое движение, необходимое ребенку для того, чтобы оставаться занятым, а также дает вам возможность следить за его/ее прогрессом.
Также будьте осторожны с длинными лекциями с детьми с низкой концентрацией внимания. Этих детей необходимо постоянно вовлекать в изучение материала, поэтому регулярно просите их дать ответы по теме, которую вы обсуждаете. Даже простой вопрос, требующий поднятия рук, может быть тем, что необходимо, чтобы удержать студентов в задании.
4. Устранение визуальных отвлекающих факторов
Когда ребенок борется с трудной задачей, беспорядок в классе или на столе может помешать его мозгу сосредоточиться на том, на чем он должен быть. Удалите ненужный беспорядок и визуальные эффекты из рабочего пространства. Это дает ребенку меньше оправданий для того, чтобы не сосредоточиться на поставленной задаче.
5. Играйте в игры на память
Память на самом деле не мышца, но она может помочь улучшить концентрацию. Игры на память помогают отточить внимание детей в игровой форме, чтобы они могли сосредоточиться, когда им представляют что-то сложное. Устраивайте регулярное время в обычный учебный день, когда класс играет в игры на запоминание, или работайте с учащимися с проблемами внимания вне обычного учебного времени, чтобы играть в игры на концентрацию. Добавьте игры на развитие памяти к электронике в классе, чтобы поощрять такие игры в свободное время.
Игры на развитие памяти не должны быть сложными. Даже простая игра «красный-свет-зеленый-свет», «Я-шпион» или «Саймон говорит», заставляет ребенка концентрироваться. Для повышения внимания также можно использовать карточки на запоминание или игру «Концентрация».
6. Оценивайте (и меняйте) задания
Если вы заметили, что ребенок постоянно избегает работы или слишком отвлекается, попросите ребенка оценить уровень сложности, обнаруженный в задании, по шкале от 1 до 10. Если ребенок указывает, что задание оценивается в восемь баллов или выше, спросите, что можно сделать, чтобы задание получило оценку два или три. Иногда вы получите отличное представление о том, что вы можете сделать, чтобы помочь ученику снизить уровень его разочарования.
7. Разбивайте задачи на части
Если эти стратегии не работают, посмотрите на саму задачу. Можете ли вы разбить его на более мелкие куски? Позвольте ребенку сосредоточиться достаточно долго, чтобы выполнить часть задания, затем сделайте перерыв и вернитесь к проекту, чтобы закончить. Дети с проблемами внимания могут на самом деле выполнить запрошенное задание быстрее с помощью этой стратегии, чем если бы они просто попытались закончить все за один присест.
Некоторым детям труднее привлечь внимание, чем другим. Как учитель, вы можете принять меры, чтобы помочь своим ученикам улучшить концентрацию. Все, что вам нужно, это немного подумать и поработать с вашей стороны, чтобы добиться значительных изменений для ваших учеников. 9Улучшение памяти и внимания в классе . Но что, если бы были какие-то относительно безболезненные стратегии для , дающие детям и подросткам импульс к обучению в классе ?
К счастью, когда дело доходит до памяти, есть ощутимые шаги, которые дети и взрослые могут сделать, чтобы улучшить память и сосредоточиться . Учитель-ветеран Ким Бевилл поделилась некоторыми из них во время вебинара, организованного Денверским музеем природы и науки, под названием «Память в классе».
Первым в списке, как вы уже догадались, стоит сон . Детям школьного возраста и молодежи необходимо от 10 до 12 часов сна каждую ночь. Отсутствие этих последних двух часов сна может помешать формированию новых нейронных связей, что затруднит — если не сделает невозможным — хранение воспоминаний в гиппокампе, нашем устройстве кратковременной памяти.
Другой важной стратегией улучшения памяти является противодействие стрессу , который останавливает формирование воспоминаний. Когда мозг разбавлен гормонами стресса, гиппокамп практически не может хранить воспоминания. Когда дети и молодежь приходят в школу в стрессовом состоянии, они с меньшей вероятностью запоминают то, чему их учат.
Вот несколько основанных на исследованиях средств против стресса , которые предлагает Бевилл (некоторые из них удивительны!):
- Сосредоточьте внимание на дыхании: сосчитайте до 6 на вдохе и снова на выдохе (всего 12 счетов). Исследования показали, что это дает немедленный эффект снятия стресса.
- Поощряйте мышление в настоящем времени: сосредоточьте внимание учащихся на том, что происходит здесь и сейчас. Помощь детям в занятиях в классе также помогает им забыть о своих заботах (и стрессе).
- Обеспечьте перерывы на напитки и/или перекусы, даже если это просто глоток воды. Еда или питье повышают уровень серотонина и дофамина, нейротрансмиттеров «хорошего самочувствия», которые снижают уровень стресса.
- Смех обеспечивает мгновенное снятие стресса, поэтому, помогая детям получать удовольствие от шутки, вы помогаете их памяти.
- Прослушивание музыки или создание музыки снижает стресс.
- Читайте своим ученикам или дайте им возможность читать в классе. Снятие стресса достигается после шести минут чтения.
Ключевой стратегией повышения концентрации внимания учащихся является включение упражнения в учебный день. Упражнения, особенно аэробные, приносят огромную пользу для здоровья мозга, памяти и обучения. Упражнения, которые дети получают в тренажерном зале и на переменах на свежем воздухе, часто необходимы для того, чтобы они могли выполнять повседневные задачи, особенно для детей, которым трудно сосредоточиться, например, детям с СДВГ. Этим детям нужно двигаться, чтобы стимулировать свой мозг.
Для быстрого улучшения памяти (за счет увеличения притока крови к мозгу) Бевилл предлагает прыжки со скакалкой и упражнения на равновесие, например, откидывание назад до тех пор, пока ваше «ядро» не будет поддерживать вас. Поскольку многие исследования показали, что дети, которые не двигаются, находят занятия скучными, Бевилл рекомендует ученикам сидеть не более 20 минут за раз. Предоставление детям возможности двигаться в течение дня поможет предотвратить скуку и повысить их вовлеченность.
Последняя стратегия Бевилла — «оживить» тему настолько, насколько это возможно, так как эмоциональные, «пикантные», увлекательные вещи легче выучить, чем более нейтральные предметы. Например, обучая детей правильному написанию слова «окно», Бевилл предлагает использовать изображение разбитого окна, которое более интересно, чем стандартное окно, и, следовательно, с большей вероятностью привлечет внимание учащихся. Начало новой темы с интересного видео или отрывка из фильма также может привлечь внимание и вовлечение. Разыгрывание литературы может сделать ее более запоминающейся; Бевилл отмечает, что «Театр читателей», который предоставляет сценарии книг, является отличным ресурсом. Одно предостережение, которое разделяет Бевилл, заключается в том, что содержание должно быть осмысленное запоминающееся. При поиске интересных или провокационных примеров убедитесь, что вы не слишком далеко отходите от личного опыта или понимания мира ваших учеников.
Исследования мозга — важная область, дающая надежду как учащимся, испытывающим затруднения, так и пожилым взрослым. Если вы учитель или родитель, какие еще методы вовлечения учащихся в классе (или дома) вы используете для улучшения их памяти и концентрации? Пожалуйста, поделитесь своими мыслями и комментариями ниже.